Курсовая работа распределение общественных благ. Общественные блага: понятие, сущность, классификация


Содержание
Введение - 3
1. Основные теоретические положения об общественных благах:
1.1. Понятие и классификация общественных благ - 4
1.2. Признаки и характеристики общественных благ - 9
2. Производство общественных благ:
2.1. Государство как основной производитель
общественных благ - 16
2.2. Эффективность производства общественных благ - 19
2.3. Финансирование производства общественных благ - 24
3. Распределение общественных благ:
3.1. Проблема объемов предоставления общественных благ - 26
3.2. Неравномерность распределения общественных благ - 28
Заключение - 31

Список использованной литературы - 32

Введение
Существует множество определений экономики - как науки. Одним из таких определений по праву можно считать определение экономики – как науки о выборе направлений использования ограниченных ресурсов, так называемых факторов и производства потребительских благ. Ближайшим следствием указанной ограниченности принято считать конкуренцию, соперничество за использование ресурсов.
Поведение потребителей и производителей в большинстве случаев рассматривается через призму такой конкуренции. Однако, справедливо заметить, что не всегда ограниченность благ ведет к соперничеству за их потребление. Таким образом, основываясь на этой точке зрения, все блага условно можно разделить на частные и общественные.
В случае «чистых» частных благ предполагается, что все затраты на производство таких благ полностью несет продавец товара, а все выгоды достаются только покупателю, никакие затраты и выгоды не могут быть переложены не любое третье лицо, не участвующее в сделке. Полной противоположностью «чистым» частным товаром, являются «чистые» общественные блага. Основным важнейшим свойством «чистых» общественных благ принято выделять – несоперничество и неисключаемость в потреблении.
О таких благах и пойдет речь в данной работе.

1.1 Понятие и классификация общественных благ
Центральное место в теории государства благосостояния занимает идея обеспечения приемлемых для данного общества жизненных стандартов. Общественное благосостояние не тождественно экономическому благосостоянию общества, равно как и личное благосостояние не идентично индивидуальному экономическому благосостоянию. Личное благосостояние, помимо чисто экономических критериев (таких, например, как занятость, уровень дохода и др.), зависит от степени гарантии в государстве политических свобод (например, свобода и безопасность личности, свобода слова, свобода совести и т.д.), от таких показателей, как социальная защищенность, устроенная семейная жизнь, возможности продвижения по службе и т.д.
Поскольку шансы человека зависят от стартовых условий, например, от качества школьного и профессионального образования, ориентированная на социальную справедливость политика имеет своей целью максимальное выравнивание этих шансов, особенно в сфере образования. Поэтому рыночная экономика способствует оптимальному благосостоянию максимального числа людей только в том случае, если она не ущемляет неэкономические детерминанты личного благосостояния.
В то же время нельзя не признать, что общественное благосостояние вовсе не складывается из арифметической суммы экономических показателей уровня благосостояния индивидуальных членов общества.
К общественным благам мировая экономическая наука и хозяйственная практика относят те товары и услуги, которые рыночная система вообще не намерена производить, поскольку их особенности резко противоположны особенностям товаров индивидуального потребления: будучи потребленными одним субъектом, они остаются достаточными для потребления другими.
Общественные блага неделимы. Они представляются общественными учреждениями, их создание и содержание, как отмечал еще А. Смит, не может быть в интересах никаких отдельных лиц или небольших групп, ибо прибыль от них никогда не сможет окупить затраты любого отдельного лица или небольшой группы лиц, хотя зачастую они смогут с лихвой окупиться большому обществу.
В обобщенном смысле блага – это определенная совокупность средств, которые позволяют удовлетворить потребности как определенного человека, так и населения в целом.
Общественные блага – это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.
В национальной экономике существует обширный видовой состав благ. В зависимости от их видовой принадлежности и определяются их сущностные характеристики.
Существует множество видов классификаций экономических благ в зависимости от использования того или иного критерия. Рассмотрим некоторые из них.
По характеру потребления выделяют следующие основные виды благ:
1) общественные, отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально;
2) индивидуальные, отличающиеся тем, что они могут быть использованы только одним членом общества и направлены на удовлетворение только его потребностей.
В числе общественных благ выделяют как собственно общественные, так и коллективные блага.
Коллективное благо отличается от общественного тем, что оно может быть использовано всеми членами общества только ограниченно.
В соответствии с вещественными признаками экономические блага делятся на материальные и нематериальные блага.
Материальные блага объединяют продукты, которые находятся в вещественной форме. Это продукты питания, одежда, жилые постройки и т.д.
Нематериальные блага характеризуются невещественной формой существования. Они представлены прежде всего услугами, а также такими благами, как здоровье, достоинство личности, деловая репутация и др.
В отличии от материальных благ услуги не обладают свойством накапливаемости, сохранности в течение длительного отрезка времени. Процесс их производства и потребления, как правило, совпадает во времени и пространстве. В настоящее время услуги занимают существенное место в экономике ведущих стран. Развитие сферы услуг – это один из важнейших признаков уровня социально-экономического развития общества, социальной ориентации экономики.
По критерию масштаба распространения в рамках национальной экономики выделяют следующие виды благ:
1) общегосударственные общественные блага. Это блага, которые имеют значение и распространяются на территории всего государства. К ним, например, относится деятельность федеральных органов государственной власти, армии, Федеральной службы безопасности;
2) местные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ только часть населения страны. Обычно эти границы проводятся в соответствии с региональной принадлежностью населения. К ним, например, относятся, городские парки, городское освещение.
В зависимости от степени доступности выделяют следующие виды общественных благ:
1) исключаемые общественные блага. Это блага, использование которых может быть ограничено определенным кругом населения. Например, вход в музей может осуществляться по билетам, а следовательно получателей этого блага можно ограничить, но характеристики блага от этого не пострадают; 2) неисключаемые общественные блага. Это блага, использование которых не может быть ограничено только определенными кругом населения.
Это, например, городское освещение.
Основной особенностью общественных благ выступает граница, в рамках которой они потребляются. От этого зависит специфика производства, распределения и потребления благ.
На основании территориальных границ, в рамках которых осуществляется потребление благ, выделяют следующие общественные блага:
1) международные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ и которые потребляются всем населением, вне зависимости от территориальных границ государства. К таким благам относятся, например, научно-технические исследования и разработки, мероприятия, направленные на улучшение экологической ситуации, международная валютная система. Производство и распределение общественных благ на международном уровне достаточно затруднено, так как для этого необходима значительная концентрация ресурсов не только одного государства, а всей мировой экономики. Только в этом случае можно добиться сколько-нибудь ощутимой эффективности и результативности. В качестве действенных инструментов производства общественных благ на международном уровне используются различные межправительственные ассоциации, комиссии и т. д. Большой шаг в этом направлении был сделан с созданием ЕЭС. В результате этого большое количество благ трансформировались из национальных в общеевропейские. Естественно, что для этого потребовалось существенное изменение характерных функций, большого количества институтов и механизмов;
2) национальные общественные блага. Это блага, которые производятся, распределяются и потребляются в рамках определенной национальной экономики. Масштабы их распространения четко ограничены территорией определенного государства и не могут выходить за них, например, на международный уровень. К ним, например, относятся армия, флот, деятельность федеральных органов государственной власти. Их специфическая особенность заключается в том, что они необходимы для всей национальной экономики, для чего целесообразно производство их на общегосударственном уровне;
3) местные общественные блага. Это блага, которые производятся, распределяются и потребляются не на уровне всего государства, а на местном уровне. Производство этих благ необходимо в том случае, когда у определенного региона существуют отличные от общегосударственных потребности. К таким благам относятся, например, уборка мусора, концерты, театры, городские парки.
Все три уровня производства, распределения и потребления общественных благ имеют большое значение для нормального функционирования национальной экономики. В процессе ее функционирования все они активно взаимодействуют между собой.
По причине минимизации размера или же полного отсутствия издержек, связанных с увеличением числа потребителей общественных благ, в большинстве случаев не целесообразно формировать специализированную систему их оплаты. В этой ситуации наиболее оптимально финансирование их производства за счет государственных средств. Они не могут быть переданы в исключительное пользование определенному человеку, так как обладают свойством неделимости – невозможно их разделение без существенной потери их свойств. В большинстве своем на них не может быть распространен принцип исключения, нет эффективного метода устранения группы индивидов от использования превалирующего числа общественных благ. Эффект от них заключается уже в их производстве, а не в реализации конечному потребителю.

1.2 Признаки и характеристики общественных благ

Общественные блага обладают следующим специфическими чертами:
1) отсутствием конкуренции в потреблении общественных благ, обусловленное тем, что использование блага одним человеком нисколько не уменьшает ценности и значения. От количества лиц, использующих общественное благо, его ценностные характеристики существенным образом не страдают. Например, высаженными на клумбе цветами могут наслаждаться, не вызывая потери их ценности, сколько угодно людей;
2) неделимостью блага, обусловленной тем, что индивид не может самостоятельно определять характеристики блага, объем его производства. Например, освещение на улице не может включаться и выключаться в определенное время по просьбе определенного человека. Он может только использовать или же не использовать это благо;
3) нерыночным характером стоимости блага, связанным с тем, что на него не действуют законы свободного рынка и конкуренции. Производство общественных благ не может быть регулируемо законами рынка, а поэтому на себя эту функцию берет государство, искусственно определяя характер производства и распределения общественных благ;
4) тотальным и неисключаемым характером блага, связанным с тем, что его потребление не может быть ограничено определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным. Например, уличным освещением, газонами пользуется все население – нельзя локализовать определенными рамками этот процесс. Если же затраты на достижение исключаемости общественного блага слишком высоки, т.е. осуществление контроля за допуском людей к общественному связано с огромными издержками, тогда исключаемость экономически неоправданна.
Альтернативные критерии такие, как конкурентность и неконкурентность, исключаемость и неисключаемость, позволяют дифференцировать частные и чистые общественные блага.
Чистое общественное благо – это благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. То есть, это такое благо, которое приводит к положительным внешним эффектам для всех, как только его делают доступным для кого-либо.
Например, национальная оборона.
Чистое частное благо – такое благо, каждая единица которого может быть оценена и продана, так что каждая единица приносит полезность только покупателю. Покупка такого блага на рынке принесет полезность только покупателю и не приведет к отрицательным или положительным эффектам для кого-либо еще, например, покупка буханки хлеба. Человек, ее купивший, получает исключительное право на его использование.
Потребление чистого частного блага связано с конкуренцией. Ведь чем больше хлеба потребляется одним человеком, тем менее доступен он для других. Потребители конкурируют за наличные объемы такого блага.
Чистые общественные блага можно рассматривать как такие блага, производство которых связано с появлением широкого круга положительных внешних эффектов. Когда такое благо производится для одного человека, для всех остальных также возникают внешние выгоды или внешняя полезность. Но так как положительные внешние эффекты не принимаются во внимание, когда благо производится индивидуумом или продается на рынке, то объем предложения такого блага меньше эффективного.
Кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения его индивидуальных предельных полезностей для всех потребителей при каждой возможной цене, что предполагает суммирование по вертикали индивидуальных кривых спроса.
Кривая спроса на чистое общественное благо, как и кривая спроса на чистое частное благо, имеет нисходящий наклон. Однако кривая спроса на чистое общественное благо отличается от кривой спроса на чистое частное благо двумя моментами. Первый - цена не является переменной величиной на вертикальной оси, поскольку нельзя назначить цену за отдельную единицу, ибо ее потребление не выступает исключительным правом. Второе отличие состоит в том, что в случае чистого частного блага люди корректируют объем спроса таким образом, чтобы приспособить его к своим вкусам и своему экономическому положению. Для чистого общественного блага это невозможно, поскольку на единицу этого блага не назначается цена. Все потребители должны потреблять объем производства целиком. Следовательно, при любом объеме предложения объем потребления такого блага каждым потребителем должен равняться объему предложения.
На рис. 1 и 2 изображены отличия между кривыми спроса на общественное и частное благо.

Кривая спроса на чистое частное благо получается посредством сложения объемов спроса для каждой цены вдоль горизонтальной оси. Кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения предельных полезностей для каждого объема вдоль вертикальной оси. Каждый из потребителей всегда потребляет одинаковые объемы блага.
Самое большое, что человек готов заплатить за покупку благ - это предельная полезность, которую он может получить. На конкурентном рынке цена блага равно его предельным издержкам производства. Каждый человек покупал бы такое количество блага, при котором уравнивалась бы предельная полезность блага с его рыночной ценой. Однако предельная общественная полезность каждой единицы чистого общественного блага – это сумма предельных полезностей для всех потребителей. Это возникает благодаря тому, что каждая дополнительная единица общественного блага приносит пользу не одному, а всем потребителям. Например, меры, направленные на улучшение качества атмосферного воздуха. Это благо, которое приносит пользу всем гражданам. Поэтому полезность этого улучшения есть полезность, получаемая вами, плюс полезность, получаемая другим человеком и т.д. до тех пор, пока к вашей полезности не будут прибавлены выгоды от всех остальных людей. Это верно для прироста любого чистого общественного блага.
Эффективный выпуск чистого общественного блага соответствует объему, при котором предельная общественная полезность равна предельным общественным издержкам. Последние представляют собой стоимость ресурсов, необходимых для получения дополнительной единицы блага. Это не отличается от предельных общественных издержек производства чистых частных благ.
Так, например, для укрепления национальной обороны необходимо достаточное количество военной техники, оружия и военнослужащих. Поэтому укрепление обороноспособности поглощает дополнительные ресурсы.
Смешанное благо, в отличие от чистого общественного блага, является исключаемым общественным благом, благом совместного потребления с избирательностью, альтернативностью его использования, с убыванием его потребления. Смешанное благо становится объектом купли-продажи, оно представляет собой платное благо.
Разновидность исключаемого смешанного блага – перегружаемое общественное благо. Оно является неисключаемым до некоторого порогового уровня, за которым наступает нехватка этого блага для всех, т.е. возникает его перегрузка. Использование блага за пороговым уровнем одним человеком исключает другого из потребления или уменьшает возможность потребления такого блага другим.
Типичный пример перегружаемого общественного блага – шоссейные дороги, мосты, тоннели. До определенного уровня полезность этих благ у всех потребителей остается одинаковой и вновь появившиеся потребители не ухудшают положения других пользователей, т.к. пока проблема избытка потребителей не стоит. Однако начиная с некоторого момента, например, при пользовании шоссейными дорогами в часы пик, появление новых потребителей ведет к образованию дорожных пробок, уменьшению скорости, к возрастанию опасности движения и к созданию прочих неудобств для всех.
Разновидность смешанного блага – это благо совместного потребления с ограниченным доступом, которое принято называть клубным благом. Здесь принцип исключаемости применяется не к отдельному человеку, а к группе людей. Доступ к потреблению такого рода смешанных благ ограничен уставными требованиями и размерами членских взносов. Типичными приме-
рами организации предоставления смешанных благ ограниченного доступа могут быть клубы по интересам (теннисные и другие спортивные клубы), добровольные ассоциации собственников жилья, садовых участков и другие самоуправляемые общественные организации. Здесь объектом исключаемости является не отдельный член общества, не индивидуальный потребитель, а сообщества людей и группа потребителей.
Полезность благ совместного потребления зависит от численности пользователей. Когда пройдена граница неконкурентности, у потребителя могут нарастать неудобства. Так, например, чтобы избежать чрезмерных затрат на строительство спортивных сооружений, предпочитают терпеть неудобства.
Поиск оптимума побуждает сопоставлять затраты и выгоды, причем оптимальная численность пользователей смешанного общественного блага не обязательно совпадает с их численностью, при которой не ощущается перегрузка. Решаются два основных вопроса:
во-первых, при какой численности потребителей достигается наиболее эффективное использование данного количества смешанного общественного блага;
во-вторых, какое количество общественного блага наиболее соответствует данному числу потребителей.
Ответы на эти вопросы можно получить с помощью теории клубов, когда приходится определять оптимальное число членов клуба, соответствующее им по размеру помещение, количество площадок для игры в теннис, гольф и т.п.
Теория клубов непосредственно соотносится с действиями государственных или местных органов управления, поскольку в их компетенцию входит ответственность за поставку конкретных смешанных благ.
Клубное благо – это смешанное общественное благо, число потребителей которого ограничено, при этом потребители делят между со-
бой как выгоды, так и издержки.
Клубное решение проблемы производства общественного блага возможно только в том случае, если данное благо в какой-то степени обладает свойством исключаемости в потреблении.
Исключение из потребления, его ограничение, могут быть достигнуты установлением цены за пользованием благом. Для этого организуются «клубы», производящие общественное благо и решающие проблему
«безбилетника».

Рис. 3. Группировка общественных благ.

2.1 Государство как основной производитель
общественных благ

Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны. Та форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.
Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны – они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство – государственный аппарат.
Так как количество населения, потребляющего общественные блага, большое, а взимание платы за его предоставление затруднено, то в этом случае единственным эффективным производителем благ может быть государство. Государство может различным образом участвовать в производстве общественных благ:
1) косвенно. В этом случае государство поручает предприятиям частного сектора за определенную норму вознаграждений производство общественных благ. Такая форма участия государства эффективна в том случае, когда издержки частных компаний на производство блага будут существенно ниже, чем если бы этим занимались государственные органы;
2) напрямую. Эта форма производства общественных благ основана на том, что государство напрямую и самостоятельно производит блага. Это эффективно только в некоторых случаях, когда для производства благ необходима высокая степень концентрации производственных мощностей, например армия, милиция.
В национальной экономике эти две формы участия государства в производстве общественных благ существуют одновременно. Критерием выбора конкретной формы является экономическая целесообразность – минимизация издержек на производство определенного блага при максимизации результата.
Естественно, что в экономической теории большее внимание уделяется экономическим аргументам. Они связаны с концепцией сбоев рынка, среди которых важнейшими являются проблемы общественных благ, внешних эффектов, ассиметричной информации. В табл. 1.1 приведены сбои рынка с позиций экономической эффективности и основные пути корректировки этих сбоев в рамках государственного вмешательства в экономику.

Сбои рынка и направления государственного вмешательства
Таблица 1.1

Сбой рынка Определение сбоя Примеры Направления государственного вмешательства
Общественные блага Блага, обладающие свойствами несоперничества, неисключаемости Оборона, уличное освещение. Обеспечение благ государством
Внешние эффекты Воздействие рыночных сделок на третьи лица, недоучет издержек или полезность благ в цене блага Загрязнение окружающей среды, вакцинация Налоги или государственные субсидии
Асимметричная информация Стороны в сделке (покупатели и продавцы) имеют различную информацию Здравоохранение, страхование, рынок лекарств Контроль качества, обязательное социальное страхование
Неполные ранки Сбой в обеспечении частными благами Региональная стагнация Общественное планирование и программирование
Несовершенная конкуренция Ограничение производства, неэффективность Рыночная и естественная монополия, олигополия Регулирование рыночной и естественной монополии, государственная собственность
Макроэкономическая нестабильность Неэффективность в использовании ресурсов экономики в целом Безработица, недогрузка производственных мощностей, инфляция Бюджетно-финансовое и денежно-кредитное регулирование

2.2 Эффективность производства общественных благ

Для того чтобы эффективно обеспечивать население общественными благами, государство должно обладать определенными финансовыми средствами, которые необходимы для их производства, которые образуются в результате взимания налогов.
Налоги – это своеобразная плата за пользование благами, осуществляемая всем населением.
Беря на себя производство общественных благ, государство тем самым решает важнейшую проблему их потребления – интегративность. Она состоит в том, что издержки, необходимые для взимания платы за использование большинства благ, превышают издержки на их производство. Например, невозможно себе представить, что было бы целесообразно брать плату за пользование уличным освещением. Одновременно с этим для производства благ необходимы финансовые средства. Государство с помощью налоговой системы может эффективно взимать плату за использование благ.
Одной из важнейших особенностей потребления общественных благ является сложность осуществления эффективного контроля за обеспечением населения ими, а также количественными объемами его производства. Обычно для этого используются социальные стандарты, в которых отражается качество и объемы общественных благ.
Конечный потребитель общественных благ в большинстве своем не имеет практической возможности выбора относительно использования или же неиспользования. Распространена и практика, при которой он вынужден потреблять благо, несмотря на то что оно не отвечает его потребностям или имеет низкое качество. Например, если уровень освещенности городских улиц не соответствует потребностям населения, они все равно вынуждены ходить по ним – пользоваться предоставляемым общественным благом.
и т.д.................

В коммунистической идеологии считается, будто в коммунистическом
обществе на первой стадии действует принцип "От каждого по способности -
каждому по труду", а на высшей стадии - принцип "От каждого по способности
- каждому по потребности". Первая часть этих принципов якобы регулирует
то, как члены общества отдают свои силы обществу, а вторая регулирует
распределение жизненных благ. Эти принципы допускают различную
интерпретацию. И при любой интерпретации они на самом деле не являются
специфическими закономерностями реального коммунизма.
Рассмотрим первую часть этих принципов. Выражение "по способности"
можно истолковать в житейском вульгарном смысле, будто каждый будет
развивать все заложенные в нем способности, проявлять их и использовать.
Ясно, что в таком смысле этот признак никогда не будет осуществлен хотя бы
по следующим причинам. Не любые способности индивида приемлемы для
окружающих индивидов и для общества в целом. Не любые способности
представляют интерес. У индивида просто не хватит сил и времени развивать
все его потенциальные способности. Индивид может вообще не догадываться о
том, на что он способен.
Но это выражение можно истолковать и иначе, например так: 1) общество
устанавливает, что считать способностями данного индивида в его данной
социальной позиции; 2) в среднем и в тенденции индивиды, допущенные
обществом к исполнению данных функций, исполняют их в меру своих
средненеобходимых способностей. Этот принцип касается не потенциальных, а
актуальных (реализующихся) способностей людей. Если подходить к проблеме
способностей с массовой точки зрения, то потенциальные способности массы
людей в данных условиях реализуются в их актуальных способностях -
последние суть показатель первых. Для отдельных людей тут может иметь
место несовпадение. Однако и в отношении отдельных людей совершенно
бездоказательны утверждения о их якобы загубленных талантах. О загубленных
талантах есть смысл говорить лишь тогда, когда человек обнаружил свой
талант заметным для окружающих образом и затем как-то потерял возмож-
ность его развивать далее и использовать (Мусоргский, Лермонтов, Есенин,
Маяковский). Но это - исключения из общего правила. Обычно подавляющее
большинство людей среднеспособно или среднебездарно. В таком практически
трезвом понимании этот принцип реализуется во всяком большом и сложном
обществе, а не является особенностью коммунизма.
Конечно, от способностей зависит то, какое место в обществе занимают
отдельные люди. Но этот фактор - не единственный, влияющий на судьбу этих
людей. А когда речь идет о десятках и сотнях миллионов
среднепосредственных людей в сложном обществе с разнообразными
профессиями, социальными позициями, должностями, способами добывания
средств существования и т.д., распределение людей по ячейкам общества, по
должностям, по профессиям и прочим "точкам" приложения их сил
осуществляется совсем по другим принципам. Природные же способности
используются лишь как одно из средств занять наилучшее положение в жизни и
получить для себя как можно больше различных благ.
Обратимся ко второй части рассматриваемых принципов. Допустим, вы
решили педантично следовать принципу "Каждому - по труду" при
вознаграждении работников за их деятельность. Если люди заняты одинаковой
деятельностью, еще можно сравнивать их труд по их результатам. Но как
быть, если люди заняты разнородной деятельностью и сравнивать их труд по
результатам деятельности оказывается невозможным? Как сравнить труд
начальника и подчиненного? Имеется единственный общественно-значимый
критерий сравнения труда в таких случаях: это - фактические социальные
позиции людей. Средненормальное осуществление деловых функций человеком в
данной его социальной позиции соответствует его труду, отдаваемому
обществу. Практически принцип "Каждому - по труду" реализуется как принцип
"Каждому - по его социальному положению". И реальные люди в реальном
коммунистическом обществе прекрасно это понимают на своем опыте.
Следствием действия этого принципа является борьба людей за улучшение
своей социальной позиции.
Распределение жизненных благ есть то, с чего граждане начинают
познавать сущность своего общества. Неравенство в распределении прежде
всего прочего по-
рождает социальные эмоции. Люди, как правило, стремятся устроиться в жизни
так, чтобы иметь как можно больше жизненных благ, тратя на это как можно
меньше сил и избегая риска. Поднятие производительности труда, на которое
рассчитывали идеологи коммунизма, оказалось одной из самых трудных проблем
для этого общества в значительной мере из-за такого отношения к труду.
Поэтому коммунизм вынужден прибегать к мерам внешнего принуждения и
контроля, а также к созданию таких условий деятельности, в которых люди
вынуждаются как-то исполнять свои обязанности под угрозой наказания и
потери достигнутого.
Выражение "по потребности" тоже допускает различные интерпретации, по
крайней мере такие: 1) будет достигнуто изобилие жизненных благ; 2) любые
потребности людей будут удовлетворены; 3) общество будет решать, что
считать потребностью человека. Очевидно, что во втором смысле принцип "по
потребности" никогда реализован не будет. Изобилие же - понятие
относительное, исторически определенное. Тот жизненный уровень, который в
прошлые века мыслился как изобилие, в Советском Союзе мы имели для
огромного числа людей. Число людей, живших у нас по потребности в этом
"скромном" смысле, было больше, чем все население России до революции. Тем
не менее это не устранило неравенство, недовольство своим положением,
зависть, жажду иметь больше. Я вообще считаю, что рост благосостояния
населения стал одной из причин краха нашего русского коммунизма. Он усилил
расслоение общества и материальное неравенство. Жажда иметь росла быстрее
и сильнее, чем возможность ее удовлетворять. На этой основе возникло
другое, чисто обывательское истолкование принципа "по потребности" - как
удовлетворение желаний современных людей. А желания эти возросли
настолько, что даже официальная идеология Советского Союза отодвинула
исполнение этого принципа в неопределенное будущее. Советские люди уже
представляли себе изобилие коммунизма по крайней мере в виде высокого
жизненного уровня некоторых западных стран. Основатели учения
марксистского коммунизма вряд ли подозревали о холодильниках и телевизорах
как предметах первой необходимости, вряд ли думали, что автомобиль станет
заурядным средством транспорта. Но совет-
ский обыватель уже не мыслил себе коммунизма без многокомнатной квартиры
со всеми удобствами, без телевизора и холодильника, без личного автомобиля
и без дачи.
Официальная идеология Советского Союза почувствовала опасность,
которая кроется в таком истолковании весьма неосторожного заявления
классиков марксизма, и стала говорить о разумных потребностях,
контролируемых и регулируемых обществом. А это была лишь замаскированная
форма выражения фактического положения вещей, а именно - того факта, что
потребности человека в коммунистическом обществе определены возможностями
их удовлетворения. Советская идеология невольно стала склоняться к
третьему, к социологическому пониманию потребностей: не всякое желание
человека есть потребность, а лишь такое, которое общество признает в
качестве потребности этого человека. А это значит, что предполагается
некоторый общезначимый уровень удовлетворения нужд человека на данном
уровне его социальной иерархии, т.е. некоторая норма потребления. Иметь по
потребности - значит иметь в рамках этой нормы, а иметь не по потребности
- значит превышать или не достигать нормы. Реализация принципа "по
потребности" не устраняет на деле экономического и тем более социального
неравенства людей.
Большинство советских людей жило, как говорится, "от получки до
получки", имея незначительные накопления или не имея их совсем. Но
некоторая часть населения накапливала значительные богатства и передавала
их по наследству. Это - представители высших слоев, а также лица, имевшие
возможность безнаказанно грабить государственную собственность,
спекулянты, деятели теневой экономики, члены уголовных мафий и т.д. К
концу брежневского периода произошло сращивание этого криминального слоя с
правящими слоями.
Накопленные материальные богатства являются при коммунизме личной
собственностью. Они проживаются (тратятся), передаются по наследству,
используются для карьеры и устройства детей. Но они не используются как
средство приобретения новых богатств, т.е. как капитал. Это делается в
порядке исключения и нелегально.
Главными источниками жизненного успеха при коммунизме является
образование, квалификация, личные
способности, личные связи (протекция) и карьеристская ловкость. Со
временем все большую роль стало играть социальное положение родителей.
Основное богатство человека коммунистического общества - его положение на
лестнице социальной иерархии, его социальное положение, занимаемая им
должность (пост). Вокруг этого основного богатства крутятся самые сильные
интересы и страсти. Деньги, конечно, играют роль, но иную и иначе, чем в
обществе капиталистическом. Имея хороший пост - имеешь и деньги, а многое
имеешь и без денег, используя возможности, какие предоставляет пост.
Деньги, приобретенные без поста, суть либо продукт преступления, либо
исключение.
Преимущество коммунистического богатства перед прочими формами состоит
в том, что его не захватят грабители, не украдут. С ним не потерпишь
банкротство и не разоришься. В большинстве случаев оно гарантировано. Оно
автоматически растет с каждым шагом карьеры. Вся основная борьба за
богатство здесь происходит в сфере делания карьеры, причем по правилам
карьеры, т.е. по правилам коммунальности, которые люди постигают чуть ли
не с пеленок и которые легко усваиваются и даже открываются вновь даже
самыми безнадежными тупицами. Неизбежным следствием этого является низкая
(сравнительно с Западом) деловая активность и тенденция к экономическому
застою.
В коммунистическом обществе распределение жизненных благ оторвано от
их производства, лишь в незначительной степени зависит от последнего.
Причем в социальном отношении распределение доминирует над производством,
так что это общество можно назвать распределительским. Государству
приходится прилагать огромные усилия, чтобы поддерживать и развивать
производство. Коммунистическое неравенство создается в силу принципов
распределения, порождаемых законами коммунальности.
В коммунистическом человейнике распределение жизненных благ есть
функция системы власти и управления. В идеале тут все работоспособные
должны иметь в качестве источника существования заработную плату, и
только. Прочие должны жить за счет работающих членов семьи или на пенсию.
Хотя различия в уровне тут огромные, коммунизм создавал более равномерное
распределение благ, чем в обществах западного типа. Здесь ограничивались
высшие уровни и повышались низшие. Тяготы распределялись на всех. Конечно,
не в одинаковой мере, но все же резкие контрасты сдерживались. Нищета в
строгом смысле слова тут ликвидировалась, а чрезмерное обогащение
преследовалось как преступление.
Коммунизм оказался способным даже в труднейших условиях Советского
Союза обеспечить удовлетворение некоторых минимальных потребностей
практически всех граждан в жилье, пище, одежде, образовании, обучении
профессии, медицинском обслуживании, отдыхе, развлечениях и безопасности.
Люди жили с уверенностью в этом. И это было величайшим достижением в
истории человечества.
Что касается изобилия, то по этому поводу следует сказать следующее.
Изобилие не есть "по потребности". Изобилие относительно. Что есть
изобилие для одних и в одно время, выглядит как бедность для других и в
другое время. Изобилие не есть равенство (нечто одинаковое для всех),
бывает иерархия изобилии. Идея создать изобилие для всех утопична.
Реалистична идея изобилия для избранных, которая всегда осуществлялась для
более или менее широкого круга людей. Прогресс человечества в этом
отношении заключается в расширении круга избранных и в повышении уровня
изобилия. В наше время многие миллионы людей живут лучше, чем в прошлом
жили самые богатые и знатные люди, включая вождей и королей. Уровень
средних слоев Советского Союза (не говоря уж о странах Запада) показался
бы сказочным даже состоятельным людям прошлых веков.
Изобилие не устраняет неравенства в распределении - это объективный
социальный закон. Для широких слоев населения психологически важно не то,
чтобы все стали богатыми (в это не верит никто). А то, чтобы не было
чрезмерно богатых. Исторически были найдены способы решения этой
практически неразрешимой проблемы: привилегированные (избранные) слои
населения всегда так или иначе отделялись от прочей массы людей, образуя
особые замкнутые слои, классы, касты и т.п. Этот процесс начался и зашел
достаточно далеко и в советском человейнике.

Распределение благ. Оплата труда. Заработная плата в России

Сущность процесса распределения благ. Исторические формы распределения жизненных средств. Распределение благ в современной России. Организация заработной платы в России. Номинальная и реальная заработная плата. МРОТ.

Распределение в экономической системе выступает либо как момент самого производства, либо как акт, следующий непосредственно за актом производства. Содержанием отношений распределения является функция установления долей, или пропорций, в соответствии с которыми произведенный продукт поступает в распоряжение субъектов его производства.

Осуществляя процесс индивидуального труда, человек решает одновременно три задачи, обусловленные его потребностями: что должно быть получено в результате труда, сколько и для удовлетворения каких его потребностей. Очевидно, что в самой постановке третьей задачи содержится отношение распределения ожидаемых результатов между многочисленными потребностями человека. В процессе общественного труда отношение распределения решает еще одну важную задачу: на удовлетворение чьих именно потребностей должен быть направлен создаваемый продукт. Эти задачи а, следовательно, и отношения распределения, являются актуальными в обществе любого типа, любой формации. В обществе, основанном на товарном производстве, возникает иллюзия, что функции распределения продукта полностью реализуются в процессе товарного обмена. На этой иллюзии строятся рыночные теории, которые вообще обходятся без анализа отношений распределения, подменяя его анализом обмена между собственниками факторов производства.

Научное объяснение феномена распределения, его места в экономической системе, его связей с отношениями производства, с одной стороны, и обмена √ с другой, дает марксистская политическая экономия. "Структура распределения, √ утверждает Маркс, √ полностью определяется структурой производства. Распределение само есть продукт производства √ не только по распределяемому предмету, ибо распределяться могут только результаты производства, но и по форме, ибо определенный способ участия в производстве определяет особые формы распределения, те формы, в которых люди принимают участие в распределении". Обмен же "есть лишь опосредствующий момент между производством и обусловленным им распределением, с одной стороны, и потреблением, с другой стороны". С точки зрения структуры распределение есть прежде всего "1) распределение орудий производства и 2) √ что представляет собой дальнейшее определение того же отношения √ распределение членов общества по различным родам производства (подчинение индивидов определенным производственным отношениям). Распределение продуктов есть, очевидно, лишь результат этого распределения, которое заключено в самом процессе производства и которое определяет структуру производства"

Заработная плата - это вознаграждение, которое работодатель обязан выплачивать работнику в соответствии с условиями трудового договора и требованиями трудового законодательства.

Заработная плата глазами работника – это основная часть его дохода призванная удовлетворять жизненно необходимые потребности не только его, но и членов его семьи.

Заработная плата глазами работодателя – это элемент расходов в себестоимости продукции, уменьшающей прибыль предприятия.

Основная задача организации заработной платы состоит в том, чтобы поставить оплату труда в зависимость от качества трудового вклада каждого работника и тем самым повысить стимулирующую функцию вклада каждого.

Организация оплаты труда предполагает:

Определение форм и систем оплаты труда работников предприятию.

Разработку критериев и определение размеров доплат за отдельные достижения работников и специалистов предприятия.

Разработку системы должностных окладов служащих и специалистов.

Обоснование показателей и системы премирования сотрудников.

Тарифная система оплаты труда.

Для определения справедливого размера оплаты труда с учетом его сложности, значимости и условий труда различных категорий работников вводится так называемая тарифная система. Она содержит информацию о размере оплаты труда работников в зависимости от вида и качества работ и включает в себя: тарифно-квалифиционные справочники; нормы выработки (нормы времени, нормы обслуживания,

нормированное задание); тарифные сетки для рабочих и тарифные ставки (часовые, дневные, месячные); схемы должностных окладов для прочего персонала (т.н. штатное расписание).

Тарифно-квалификационные справочники содержат подробные характеристики основных видов работ с указанием требований, предъявляемых к квалификации исполнителя. Требуемая квалификация при выполнении той или иной работы определяется разрядом (чем сложнее работа, тем выше разряд). В экономической теории все особенности, влияющие на определение квалификации исполнителя и сложности работы носят название тарифообразующих факторов.

В настоящее время основой построения системы тарифных ставок и окладов для дифференциации оплаты по основным тарифообразующим факторам является минимальная заработная плата, устанавливаемая Правительством Российской Федерации.

В частности, исходя из минимальной заработной платы и среднемесячной продолжительности рабочего времени (среднемесячного фонда рабочего времени), устанавливаемых законодательном порядке, определяются минимальные размеры часовых тарифных ставок 1 разряда.

Это связано с тем, что по КЗоТ РФ работник не может получать в месяц

(при полной занятости) менее минимальной заработной платы, поэтому, разделив сумму минимальной заработной платы на количество часов работы в месяце при полной занятости, получим минимальную часовую тарифную ставку.

Тарифная сетка представляет собой таблицы с почасовыми или дневными тарифными ставками, начиная с первого (низшего) разряда. В каждой сетке предусмотрены тарифные ставки для оплаты работ сдельщиков и повременных работников.

Тарифные ставки выражают в денежной форме размер оплаты труда рабочих на различных видах работ за соответствующую единицу рабочего времени

(час, день, месяц- это зависит от конкретного типа выполняемой работы, так как не всегда за час или день можно оценить его конечный результат).

Они возрастают по мере увеличения разряда работника: понятие «разряд» вводится для определения квалификации, то есть качества труда, работника, ее сложности.

Каждый разряд (они нумеруются в порядке возрастания) имеет свои квалификационные характеристики, то есть работник должен в рамках каждого разряда обладать определенными знаниями и умениями. Определенный разряд присваивается рабочему решением специальной квалификационной комиссии и является основанием при расчете заработной плате этого работника.



Соотношение тарифных ставок различных разрядов как раз и определяется с помощью тарифной сетки: коэффициент, стоящий в тарифной сетке напротив каждого разряда, начиная со второго (первый разряд имеет коэффициент единицу), показывает, во сколько раз тарифная ставка данного разряда выше ставки первого разряда. Диапазон тарифной сетки – это соотношение тарифных ставок крайних разрядов.

Практическим примером может служить Единая тарифная сетка (ЕТС) для бюджетной сферы. Она предусматривает 18 разрядов, причем первые восемь – для рабочих.

Базовой принимается тарифная ставка первого разряда ЕТС, которая устанавливается решением Правительства Российской Федерации.

Следует отметить, что выбор построения тарифной сетки, числа его разрядов, размера прогрессивного абсолютного и относительного возрастания тарифных коэффициентов внутри сетки, в предприятиях внебюджетной сферы определяется предприятием самостоятельно и в основном зависит от финансового положения и возможностей предприятия.

Штатное расписание (или схема должностных окладов), как правило, применяется при оплате труда руководителей, специалистов и служащих. В соответствии со статьей 81 КЗоТ РФ должностные оклады устанавливаются администрацией предприятия, учреждения или организации исходя из обязанностей и квалификации работников.

Здесь важно заметить, что в этой же статье КЗоТ указано на возможность установления для этого класса работников и иных видов оплаты труда – например, в процентах от выручки предприятия или в долях от прибыли.

Решение об этом принимается администрацией предприятия самостоятельно исходя из экономической целесообразности.

Норма труда – это комплекс норм выработки, времени, объема обслуживания, численности, которые устанавливает администрация предприятия для своих работников в соответствии с определенным уровнем технологии, технического оснащения и организации производства именно этого предприятия.

Очевидно, что в зависимости от состояния станочного парка, например, на одном предприятии данный заказ будет выполнен быстрее и меньшими силами, чем на другом, более технически отсталом. Значит, и нормы труда будут на этих предприятиях различными.

Минимальный размер оплаты труда, применяемый исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности

Срок, с которого
установлен минимальный
размер оплаты труда Сумма минимального
размера оплаты труда
(руб., в месяц) Нормативный акт,
установивший минимальный
размер оплаты труда
с 1 января 2009 г. 4330


Условия создания блага и условия его распределения, будь то отдельный продукт, услуга или валовой общественный продукт, нельзя разделить. Тезис Дж. С. Милля о том, что, произведя общественный продукт, общество может делать с ним что хочет, неверен. Аллокация ресурсов и распределение продукта, условия создания и распределения отдельного блага и общественного продукта в целом не могут быть ни полностью разделены, ни полностью отождествлены. Проблему справедливости нельзя оторвать от проблемы аллокации ресурсов, но нельзя и свести к последней. Процесс создания общественного продукта, координированный ценовой системой, сам должен удовлетворять критериям справедливости. Необходимые формальные условия справедливости - учет исех затронутых индивидов и интернализация внешних эффектов - еще не определяют, с каким весом, по каким материальным критериям индивиды и внешние эффекты будут учитыватся и процессе координации индивидуальных действий. Вопрос о «весах» формальных прав в координационном процессе является материально-формальным критерием оценки ценовой системы, его следует отличать от чисто материальных критериев. Материально-формальный критерий оценки координации относится к фактическим, материальным возможностям каждого индивида участвовать в рыночном процессе. Эти возможности заданы его производительным вкладом и покупательной силой. Распределение производительных способностей и покупательной силы между участниками рынка неравномерно, поэтому неравномерно распределены и возможности участия. Неравномерное распределение не является само по себе несправедливым. Давая ему оценку, следует выяснить вопрос о причинах возникновения этого неравенства и различать неравенство возможностей, основанное на историческом праве наследования имущества и на прибылях, полученных в результате рыночной деятельности, удовлетворяющей платежеспособный спрос. В идеальной ценовой системе исторически унаследованные права являются, в свою очередь, результатом экономического вклада, внесенного завещателем в прошлом. Этические проблемы при наследовании возникают лишь тогда, когда первоначальное состояние было нажито путем захвата или другим противоправным способом.
В других случаях воля собственника и завещателя и необходимость планировать и реализовывать предприятия (не только экономические) в форме семейных проектов, осуществляемых несколькими поколениями, являются необходимым и достаточным основанием для права наследования. Это, конечно, не означает автоматического этического оправдания конкретной формы, которую принимает право наследования.
Если же в результате рыночной координации возникают серьезные и длительные нарушения принципа равных возможностей, нарушение формальных прав участников рынка, то в соответствии с материально-формальным критерием справедливости политический центр общества может и должен предпринять корректирующие действия. Эти действия в первую очередь затрагивают не распределение блага, а распределение возможностей участия в рынке. Их обоснование вытекает не из материальных критериев справедливости, т. е. не из определенных материальных целей, а из материально-формальных предпосылок сохранения формальных прав участия. Материально-формальную гарантию реализации прав участия дают, прежде всего, открытый доступ к рынку и принципиальная возможность увеличить свой человеческий капитал с помощью образования. Открытие доступа к рынкам, возможности получения образования и корректирующие меры государства в тех случаях, когда ценовая система этого не обеспечивает, представляют собой материально-формальные требования справедливости. Напротив, материально-материальные требования справедливости вытекают из материальной цели экономики - обеспечения выживания людей и удовлетворения их потребностей. Если рыночная координация в соответствии с субъективным спросом и относительной редкостью не обеспечивает выполнения материальной цели экономики, то следует предпринять коррекцию ценовой системы. Однако, во-первых, эту коррекцию следует осуществлять только тогда, когда существуют однозначные основания заявлять, что ценовое регулирование не выполняет материальную цель экономики.
Во-вторых, правила этой коррекции должны быть сформулированы как запретительные нормы. Материальная справедливость требует не достичь определенных целевых показателей в ценовой системе путем государственного вмешательства, а не допустить недостижения жизненно важных целей экономики. Цели, требующие такого вмешательства, - это обеспечение выживания людей и сохранения культуры данного народного хозяйства. Субъективизм рыночной координации корректируется там, где аллокация ресурсов в соответствии с субъективным спросом не обеспечивает выполнения объективной задачи экономики. Если не обеспечить выживание людей, то необходимо корректировать ценовой механизм, поскольку цель сохранения жизни стоит выше ценностей добровольной координации и невмешательства в цено- иой механизм. Сохранение культуры требует корректировки ценовой системы там, где ничем не ограниченный субъективизм рыночного спроса грозит подорвать культурную общность людей, где общественное благо «культурная общность» производится в недостаточном количестве.
Справедливая цена - это рыночная цена в такой рыночной системе, в которой меновые соотношения и относительные цены соответствуют субъективному спросу и одновременно - как побочный результат - обеспечивают достижение материальных целей, т. е. гарантируют выживание и минимальный необходимый уровень культурной общности. Материально-формальный критерий обеспечения равных возможностей участия и материальноматериальные критерии обеспечения жизненных и культурных интересов ограничивают субъективизм. Вмешательство государства, корректирующее соотношения рыночных цен в соответствии со строгими критериями распределительной справедливости (iustitia distributiva), выравнивает распределение не благ, а возможностей их получения.

Еще по теме 4.2. Распределение блага и распределение возможностей:

  1. § 2d. Одномерные распределения логарифмов относительных изменений цен. III. Структура распределений в центральной области

Значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития национальной экономики.

В обобщенном смысле блага — это определенная совокупность средств, которые позволяют как определенного человека, так и населения в целом.

В национальной экономике существует обширный видовой состав благ. В зависимости от их видовой принадлежности и определяются их сущностные характеристики.

По характеру потребления выделяют следующие основные виды благ:

  • общественные, отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально;
  • индивидуальные (частные блага), отличающиеся тем, что они могут быть использованы только одним членом общества и направлены на удовлетворение только его потребностей.

В числе общественных благ выделяют как собственно общественные, так и коллективные блага.

Коллективное благо отличается от общественного тем, что оно может быть использовано всеми членами общества только ограниченно.

Общественные блага — это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.

К общественным благам относятся, например, дороги, здравоохранение, образование, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, мосты.

Производство и распределение общественных благ относится к основным , его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны. Та форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование . Общественными благами являются и работа служб , ликвидации . Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.

Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны — они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство — государственный аппарат.

Отличительные черты и классификация общественных благ

Общественные блага обладают следующим специфическими чертами:

  1. отсутствием конкуренции в потреблении общественных благ , обусловленное тем, что использование блага одним человеком нисколько не уменьшает ценности и значения. От количества лиц, использующих общественное благо, его ценностные характеристики существенным образом не страдают. Например, высаженными на клумбе цветами могут наслаждаться, не вызывая потери их ценности, сколько угодно людей;
  2. неделимостью блага , обусловленной тем, что индивид не может самостоятельно определять характеристики блага, объем его производства. Например, освещение на улице не может включаться и выключаться в определенное время по просьбе определенного человека. Он может только использовать или же не использовать это благо;
  3. нерыночным характером стоимости блага , связанным с тем, что на него не действуют законы свободного рынка и . Производство общественных благ не может быть регулируемо законами рынка, а поэтому на себя эту функцию берет государство, искусственно определяя характер производства и распределения общественных благ;
  4. тотальным и неисключаемым характером блага , связанным с тем, что его потребление не может быть ограничено определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным. Например, уличным освещением, газонами пользуется все население — нельзя локализовать определенными рамками этот процесс.
По критерию масштаба распространения в рамках национальной экономики выделяют следующие виды благ:
  • общегосударственные общественные блага. Это блага, которые имеют значение и распространяются на территории всего государства. К ним, например, относится деятельность федеральных органов государственной власти, армии, Федеральной службы безопасности;
  • местные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ только часть населения страны. Обычно эти границы проводятся в соответствии с региональной принадлежностью населения. К ним, например, относятся, городские парки, городское освещение.
В зависимости от степени доступности выделяют следующие виды общественных благ:
  • исключаемые общественные блага. Это блага, использование которых может быть ограничено определенным кругом населения. Например, вход в музей может осуществляться по билетам, а следовательно получателей этого блага можно ограничить, но характеристики блага от этого не пострадают;
  • неисключаемые общественные блага. Это блага, использование которых не может быть ограничено только определенными кругом населения. Это, например, городское освещение.

Так как количество населения, потребляющего общественные блага, большое, а взимание платы за его предоставление затруднено, то в этом случае единственным эффективным производителем благ может быть государство .

Для того чтобы эффективно обеспечивать население общественными благами, государство должно обладать определенными финансовыми средствами, которые необходимы для их производства, которые образуются в результате взимания налогов. — это своеобразная плата за пользование благами, осуществляемая всем населением.

Специфика потребления общественных благ

Основной особенностью общественных благ выступает граница, в рамках которой они потребляются. От этого зависит специфика производства, распределения и потребления благ.

На основании территориальных границ выделяют следующие общественные блага:

  1. Международные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ и которые потребляются всем населением, вне зависимости от территориальных границ государства. К таким благам относятся, например, научно-технические исследования и разработки, мероприятия, направленные на улучшение экологической ситуации, международная валютная система. Производство и распределение общественных благ на международном уровне достаточно затруднено, так как для этого необходима значительная концентрация ресурсов не только одного государства, а всей мировой экономики. Только в этом случае можно добиться сколько-нибудь ощутимой эффективности и результативности.
  2. Национальные общественные блага. Это блага, которые производятся, распределяются и потребляются в рамках определенной национальной экономики. Масштабы их распространения четко ограничены территорией определенного государства и не могут выходить за них, например, на международный уровень. К ним, например, относятся армия, флот, деятельность федеральных органов государственной власти.
  3. Местные общественные блага. Это блага, которые производятся, распределяются и потребляются не на уровне всего государства, а на местном уровне. Производство этих благ необходимо в том случае, когда у определенного региона существуют отличные от общегосударственных потребности. К таким благам относятся, например, уборка мусора, концерты, театры, городские парки.

Все три уровня производства, распределения и потребления общественных благ имеют большое значение для нормального функционирования национальной экономики. В процессе ее функционирования все они активно взаимодействуют между собой.

Беря на себя производство общественных благ, государство тем самым решает важнейшую проблему их потребления — интегративность . Она состоит в том, что издержки, необходимые для взимания платы за использование большинства благ, превышают издержки на их производство. Например, невозможно себе представить, что было бы целесообразно брать плату за пользование уличным освещением. Одновременно с этим для производства благ необходимы финансовые средства. Государство с помощью может эффективно взимать плату за использование благ.

Одной из важнейших особенностей потребления общественных благ является сложность осуществления эффективного контроля за обеспечением населения ими, а также количественными объемами его производства. Обычно для этого используются , в которых отражается качество и объемы общественных благ.

Одной из важнейших проблем потребления общественных благ является нежелание населения оплачивать их. Это является существенным препятствием в повышении качества общественных благ, а поэтому реальный спрос на благо занижается. Это обусловлено тем, что при большом количестве потребителей общественного блага доля в его использовании отдельного индивидуума незначительна, а поэтому он стремится уклониться от затрат, необходимых для производства благ. При уменьшении количества населения, использующего блага, можно эффективно рассчитать долю участия каждого человека в пользовании благом и возложить на него соответствующее бремя по его производству.

Другой особенностью потребления общественных благ является уравнение. Вне зависимости от вклада каждого конкретного человека в производство общественного блага он получает равное со всеми его количество.

Производство общественных благ

Исключительно важное значение имеет обеспечение эффективного или оптимального объема производства общественных благ.

В отличие от частного блага общественное благо неделимо , не может быть продано по частям, и все пользователи потребляют одинаковое количество блага. Следовательно, невозможно определить цену на отдельные единицы общественного блага. Невозможность определения цены на определенные единицы общественного блага обусловливает наличие особенностей определения на общественное благо. в данном случае не является величиной переменной. Поэтому совокупный спрос на общественное благо отражает предельную полезность всего имеющегося его наличного объема. Потребители должны потребить весь объем произведенного блага целиком. Совокупный спрос на частное благо получается путем сложения индивидуальных спросов , а совокупный спрос на общественное благо определяется путем суммирования индивидуальных предельных выгод, получаемых от имеющегося наличного объема блага. Кривая совокупного спроса на частное благо формируется путем суммирования индивидуальных кривых спроса вдоль горизонтальной оси (рис. 14.7), а кривая совокупного спроса на общественное благо — путем сложения индивидуальных кривых спроса по вертикали (рис. 14.8).

Специфика общественных благ заключается в том, что их потребление всегда сопровождается положительными эффектами для всех. Поэтому общество заинтересованно в обеспечении подобными благами всех потребителей. Следовательно, проблема общественных благ состоит не в распределении, а в обеспечении оптимального объема их производства . Решение проблемы обусловлено применением общего принципа: благо должно производиться в объеме, при котором предельные общественные выгоды, выраженные суммой предельных выгод всех потребителей, уравниваются с предельными общественными издержками его производства.