Налоговые льготы. Льготное налогообложение доходов

Налоговые льготы - преимущество для налогоплательщиков

Виды и эффективность налоговых льгот, законодательство о налоговых льготах, льготы 2013

Развернуть содержание

Свернуть содержание

Налоговые льготы - это, определение

Налоговая льгота - это преимущество, которое предоставляется государством или органами местного самоуправления,определенной категории налогоплательщиков. Это преимущество ставит их в более выгодное экономическое положение по отношению к другим налогоплательщикам. Налоговые льготы - один из механизмов государственной налоговой политики, вводимый для решения задач в социальной и экономической сферах.

Налоговая льгота - это преимущество, предоставляемое отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренное законодательством о налогах и сборах, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или уплачивать их в меньшем размере.

Налоговые льготы - это важнейший элемент любого налога, имеющий исключительный характер.

Налоговые льготы можно разделить на следующие группы: личные и для юридических лиц;общеэкономические и социальные налоговые льготы; и внешнеэкономические налоговые льготы, направленные на стимулирование экспорта, и общеэкономические льготы.Любые льготы несут одновременно отрицательные последствия для государства и положительные для лиц, которым она предоставляется. Так для государства это уменьшение доходов от сбора налогов, а для лиц, которым она предоставлена - возможность повысить свое благосостояние. Обычно налоговые льготы выдаются в рамках государственной поддержки бизнеса, зачастую - во время экономических кризисов.

Цель налоговых льгот

Цель налоговых льгот - сокращение налогового обязательства налогоплательщика, реже - отсрочка и рассрочка платежа, что, в конечном счете, косвенно также приводит к сокращению налоговых обязательств (отсрочку или рассрочку платежа можно рассматривать как фактическое представление бесплатного или льготного кредита). Главная цель состоит в сокращении размеров налогового обязательства налогоплательщика. Вторая цель, которая на практике преследуется относительно реже, -- это отсрочка или рассрочка платежа. Однако и вторую цель надлежит рассматривать как способ косвенного сокращения налоговых обязательств налогоплательщика, поскольку отсрочка или рассрочка платежа фактически являются кредитом, предоставленным бесплатно или на льготных условиях.

Оценка эффективности налоговых льгот будет проводиться в Минфине ежегодно. Минфин планирует разработать методику оценки эффективности налоговых льгот, учитывающей наряду с выпадающими доходами бюджетной системы РФ создание благоприятных условий для инвестирования, а также результаты реализации налогоплательщиками полученных преимуществ.Оценка эффективности налоговых льгот затрагивается в Основных направлениях налоговой политики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, одобренных правительством РФ.Налоговые органы РоссСреди основных налоговых расходов бюджетов, направленных на стимулирование экономического развития, по итогам 2010 года выделяются льготы по ряду направлений. Среди них - инвестиционная деятельность (354 миллиарда рублей), инновационная деятельность (12,2 миллиарда рублей), отраслевое развитие (252 миллиарда рублей).

Классификация налоговых льгот

Изъятия - выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. В отношении налогов на прибыль и доходы изъятия выражаются в том, что прибыль или доход, полученный плательщиком от определенных видов деятельности, изымается из состава налогооблагаемой прибыли (дохода), то есть не подлежит налогообложению. Например, ст. 251 НК «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы». В отношении налогов на имущество изъятия выражаются в освобождении от налогообложения отдельных видов имущества.Пример, иизъятия из налогообложения для отдельных категорий лиц. Например, ст. 333.35 НК РФ «Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций». Освобождение от уплаты может быть постоянным или срочным (налоговые каникулы).

Налоговые каникулы (tax holiday) - освобождение компании от уплаты налога на прибыль (либо взимание налога с части прибыли) в течение определенного периода.Эта льгота стимулирует, как правило, экспорт или развитие новых отраслей производства.До 1992г. пунктом 4.4 Инструкции МНС №62 о налоге на прибыль предприятий и организаций малым предприятиям предоставлены «налоговые каникулы» на два года в уплате налога. Но эта льгота распространялась только на те малые предприятия, которые были заняты производством и одновременно переработкой сельскохозяйственной продукции, производством продовольственных товаров, товаров народного потребления, определенными строительными и ремонтно-строительными работами, производством строительных материалов, продовольственных товаров, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, если выручка от указанных видов деятельности превышала 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Пунктом 4.5 указанной Инструкции «налоговые каникулы» на 5 лет предоставлялись предприятиям, получившим в предыдущем году убыток (за исключением убытков, полученных по операциям с ценными бумагами), в части прибыли, направленной на его покрытие при условии полного использования на эти цели средств резервного и других аналогичных по назначению фондов.

Налоговые скидки - льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые обществом и государством. Например, расходы налогоплательщика по НПО на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников налогоплательщика (п.3 ст. 264.1 НК РФ) или см. подп. 38 п. 1 ст. 264

Освобождение - льгота, направленная на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы налога (налогового оклада). Понижение налоговой ставки - например, понижение ставки до 0 % для крупного бизнеса, получающего доход в виде дивидендов (подп.1 п. 3 ст. 284 НК РФ). Уменьшение налогового оклада - самая эффективная налоговая льгота, которая непосредственно уменьшает размер (сумму) налога, причитающегося взносу в бюджет. См., например облигации академии квалифицированной зоны в США (фактически, проценты по облигации уменьшают налоговый оклад)

Отсрочка или рассрочка уплаты налога. Отсрочка или рассрочка уплаты налога - это форма изменения срока уплаты налога, установленного законом. Основания, условия и порядок предоставления этих льгот регламентированы, см. гл. 9 НК РФ. Здесь стоит отметить, что некоторые исследователи выделяют разницу между отсрочкой и рассрочкой. Так, Брызгалин рассматривает отсрочку как перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок, а рассрочку как распределение суммы налога на определенные части с установлением сроков уплаты этих частей.Налоговый кредит, так же как и отсрочка (или рассрочка) уплаты налога,- форма изменения срока уплаты налога. Различия есть, например, в процедурах предоставления этих льгот: отсрочки или рассрочки предоставляются решением уполномоченного органа, а для предоставления налогового кредита заключается договор. За пользование налоговым кредитом взимаются проценты, как и за предоставление отсрочки или рассрочки. См. гл. 9 НК РФ, в которой речь идёт об инвестиционном налоговом кредите.

Возврат ранее уплаченного налога (части налога) или налоговая амнистия (не путать с освобождением налогоплательщика от финансовых санкций) - например, подп.2 п.2 ст. 151 предусмотрено, что при вывозе товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме реэкспорта уплаченные при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации суммы налога возвращаются налогоплательщику в порядкеЗачет ранее уплаченного налога. Эта разновидность освобождения широко используется в целях избежания двойного налогообложения (так называемый кредит для иностранных налогов) - см. например, ст. 232 НК РФ (Устранение двойного налогообложения)

Общее число налоговых льгот в России

Налоговые системы в разных странах достаточно разнообразны, но главное, что их объединяет, и в этом отношении налоговая система России соответствует системам развитых стран - это исключение из налогообложения капитала, функционирующего в производстве, и экспорта.Общее число налоговых льгот, применяемых у нас при налогообложении прибыли, достаточно велико. Однако основная часть налоговых льгот, установленных законом, не должна уменьшать фактическую сумму налога, отчисленную без учета льгот, более чем на 50%. В развитых странах количество льгот значительно больше, чем в России. Так, в США их более 100, в Великобритании и Германии-до 70-80.

При условии их полного и правильного применения, как отмечают эксперты, нормально работающая компания со средним уровнем рентабельности может вовсе не показывать прибыль в своем балансе и, таким образом, стать полностью освобождаемой от налогов. По этой причине традиционные системы подоходных налогов уже давно подвергаются острой критике. Попыткой устранить некоторые из недостатков взимания налога на прибыль является введенный в Западной Европе, а в 1992г. и в России, налог на добавленную стоимость (НДС).Число льгот по этому налогу по сравнению с налогом на прибыль ограничено. НДС имеет и то преимущество, что в его базу включаются затраты предпринимателей на заработную плату, что служит для них стимулом повышения производительности труда и применения новейшей техники.

Освобождение от этого налога экспортных операций фактически есть выплата крупных субсидий отечественному бизнесу. Немедленное списание расходов на приобретение активов для организаций служит большим стимулом к обновлению производства, чем установление льгот по налогу на прибыль. Льготы предоставляются на уплату земельного налога(местные налоги), налога на имущество организаций, на выплату НДС, налог на прибыль, для услуг в сфере культуры,льготы для благотворителей, льготы для участников боевых действий в Афганистане, для малого и среднего бизнеса и другие.

Существует множество проблем в сфере установления и действия льгот, связанных с повышением эффективности данного инструмента государственной поддержки. С помощью налогов государство действительно способно создать более или менее благоприятные и конкурентоспособные условия для деловых сфер. Но при этом происходит подавление других сфер. Поэтому переоценка государством социально-экономического значения некоторых производств недопустима, так как в противном случае неизбежно нарушается свобода конкуренции и принцип справедливости. Следовательно, политика предоставления преференций должна способствовать реализации приоритетов, установленных государством в объективном порядке (имеется ввиду наличие четких критериев предоставления налоговых льгот, минимизирующих влияние групп специальных интересов).


Пример льготного законодательства для земельного налога

Налоговый Кодекс РФ закрепляет налоговые льготы в различных отраслях хозяйствования, так, глава 31, посвящена земельному налогу, а статья 395, характеризует, предусморенные в этом вопросе, налоговые льготы.


Освобождаются от налогообложения:1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;2) организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;3) религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;4) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;


организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);


учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;5) организации народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

6) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;7) утратил силу. - Федеральный закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ;8) организации - резиденты особой экономической зоны, за исключением организаций, указанных в пункте 11 настоящей статьи, - в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;

9) организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково", - в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра "Сколково" и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом;10) судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, - в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на десять лет.

Налоговый кредит - налоговая льгота

Наиболее сложным элементом в системе налоговых льгот - это налоговый кредит. Статьей 65 НК РФ определяются порядок и условия предоставления налогового кредита, а также сроки и наличие оснований. Основания предоставления налогового кредита предусмотрены нормами ст.64 (пп.1 - 3 п.2). Однако налоговый кредит в Налоговом кодексе РФ вообще оторван от налоговых льгот и односторонне определяется как изменение срока исполнения налогового обязательства на период от трех месяцев до одного года с поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы кредита, а отсрочка (рассрочка) налогового платежа отрывается от общего понятия налогового кредита.

Инвестиционный налоговый кредит является наиболее перспективной формой налогового регулирования. Это самостоятельный вид целевого налогового кредита, связанный исключительно со стимулированием инвестиционной и инновационной деятельности предприятий. Понятие, порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита регламентируются ст.66 и ст. 67 НК РФ. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Специальные налоговые режимы

Налоговым кодексом Российской Федерации введено новое понятие «специальные налоговые режимы» (ст.18 НК РФ). Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и порядке, установленных законодательством о налогах и сборах.К специальным налоговым режимам относятся:упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.

Данными режимами не могут вводиться более жесткие условия налогообложения по сравнению с общими условиями.Необходимо отметить, что специальные налоговые режимы базируются на необходимости правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов на определенных территориях Российской Федерации.Одним из механизмов стимулирования экономического развития, налоговой задолженности, расширения налоговой базы и роста доходов должна стать реструктуризация налоговой задолженности.В широком смысле реструктуризация - это один из способов урегулирования проблемы неплатежей в бюджетную систему и создания предпосылок для оздоровления экономической ситуации.

В более узком, конкретном, понимании - это перенос сроков уплаты налоговых платежей и замораживание на определенный временной период финансовых санкций, то есть перевод обязательств предприятий перед бюджетом из текущих в долгосрочные. Начатый еще в 1999 г. процесс реструктуризации затянулся, и это связано, прежде всего, с недостаточной проработкой механизма реструктуризации кредиторской задолженности перед федеральным бюджетом.В целом же налоговые льготы индивидуального или группового характера должны быть ориентированы прежде всего на товаропроизводителей (отрасли, виды производств), обеспечивающие выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции, способной дать экономический и фискальный эффект.

Изменения в налоговых льготах 2013

С 1 января 2013 года не облагается налогом движимое имущество независимо от вида деятельности компании.Законом от 29 ноября 2012 г. N 202-ФЗ были внесены изменения в главу 30 НК РФ “Налог на имущество”. Если организация приобрела имущество в декабре 2012 года, а в эксплуатацию ввела его после 1 января 2013 года, то в данном случае можно в этом году воспользоваться льготой по налогу на имущество. Например, если купили машину 20 декабря, а ввели в эксплуатацию 9 января, налог на имущество на нее уже не платим. Также в случае если компания приобрела станки в конце 2012 года, но из-за монтажа, установки допоборудования, если не сразу привезли станки, ввела в эксплуатацию только в 2013 году, то есть возможность на законных основаниях не платить налог на имущество. Даже если предприятие не производственное, а занимается торговлей, берет площади в аренду. По старому движимому имуществу продолжаем считать налог на имущество.

В 2012 году появилась льгота для объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность. На три года освобождается от налога оборудование, которое попало в перечень правительства. Льгота действует и в 2013 году. Перечень оборудования прописан в постановлении правительства N 308 от 16 апреля 2012 г. В нем предусмотрено 132 вида высокоэнергетического оборудования.

Источники к статье "Налоговые льготы"

Grandars.ru - энциклопедия экономиста

nalog.akcentplus.ru - клуб налогоплательщиков

diplomart.ru - диплом арт

ru.wikipedia.org - свободная энциклопедия википедия

subschet.ru - Интернет-портал «Субсчет.РУ»

consultant.ru - Официальный сайт компании "Консультант Плюс"

coolreferat.com - рефераты

lawedication.ru - право и налоги

youtube - видеохостинг

images.yandex.ua- яндекс картинки

Налоговая льгота - преимущество, предоставляемое государством либо местным самоуправлением определённой категории налогоплательщиков, ставящее их в более выгодное положение в сравнении с остальными налогоплательщиками. Налоговые льготы являются одним из элементов налоговой политики и преследуют социальные и экономические цели.

Виды налоговых льгот:

Изъятия - это налоговые льготы, выводящие из-под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения. Изъятия могут предоставляться:

На постоянной основе и на ограниченный срок;

Как всем плательщикам налога, так и какой-то отдельной их категории, например, не подлежат обложению налогом с продаж операции по реализации хлеба и хлебобулочных изделий, молока, детской одежды и обуви, лекарств и т.д.

Скидки - это льготы, сокращающие налоговую базу. Они подразделяются на:

Лимитированные скидки (размер скидок ограничен) и нелимитированные скидки (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщика); общие скидки (ими пользуются все плательщики, например, имущественные налоговые вычеты для всех плательщиков налога на доходы физических лиц) и специальные скидки (действующие для отдельных категорий субъектов, например, 3000 руб. для инвалидов ВОВ при исчислении того же налога).

Налоговые кредиты - это льготы, уменьшающие налоговую ставку или налоговый оклад.

Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов:

Снижение ставки налога;

Вычет из налогового оклада (валового налога);

Отсрочка или рассрочка уплаченного налога;

Возврат ранее уплаченного налога, части налога (налоговая амнистия);

Зачет ранее уплаченного налога;

Целевой (инвестиционный) налоговый кредит. Сокращение налогового оклада (валового налога) может быть как частичным, так и полным, на определенное время и бессрочно. Полное освобождение от уплаты налога на определенный период называется налоговыми каникулами.

Условия применения налоговых льгот.

В соответствии со статьей 1 Кодекса законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 Кодекса налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Предоставление налоговых льгот нормативными актами, не относящимися к актам законодательства о налогах и сборах, нарушает принцип всеобщности налогообложения. Изменение режима налогообложения возможно лишь путем внесения изменений и дополнений в законодательный акт по конкретному налогу.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 31.07.1998 № 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса, и подлежат приведению в соответствие с ней.

Различия между нормативными правовыми актами определяются, в том числе, предметом регулирования соответствующих отношений. Однако, учитывая переходные положения, вопрос о содержании понятия "законодательство о налогах и сборах" оставался открытым.

Поскольку определение места расположения правовой нормы находится в компетенции законодателя, то в этих условиях в соответствии со статьей 15 Конституции РФ судебная практика признавала действенность норм о льготах, содержащихся в любых законах. С введением в действие налогов, установленных на основе Кодекса, льготы, предусмотренные иными законодательными актами, применению не подлежат.

Льготы по налогам и основания для их применения устанавливаются налоговым законодательством (ст. 17. НК РФ). Налоговый кодекс РФ вводит и отменяет льготы по федеральным налогам и сборам . По региональным и местным налогам льготы вводятся и отменяются не только НК РФ, но и законами субъектов РФ, а также муниципальными нормативными актами о налогах. Что включает в себя понятие льгот, и какие виды налоговых льгот существуют – об этом наш материал.

Что такое налоговые льготы

Налоговые льготы - это преимущества, которые законодательство предоставляет определенным категориям плательщиков по сравнению с остальными, в том числе и возможность не платить налог вовсе, или платить, но в меньшем размере (ст. 56 НК РФ). Таким образом государство создает более благоприятный налоговый климат для налогоплательщиков.

Имея право на льготу, лицо применять ее не обязано: организации и граждане решают сами, подавать ли документы на льготу, могут совсем отказаться от ее использования, либо приостановить действие льготы на один и более налоговых периодов (п. 2 ст. 56 НК РФ).

Нормы о льготах по налогам индивидуального характера не имеют, что означает – льготы предоставляются не конкретному лицу, а целой категории налогоплательщиков, отвечающей установленным условиям. Льготы по некоторым налогам могут и вовсе отсутствовать, поскольку для установления налога их наличие не является обязательным, то есть налог может «работать» как со льготами, так и без них.

Виды налоговых льгот

НК РФ не содержит закрытого перечня и классификации льгот по налогам, но в целом их можно распределить на: освобождение от налога, уменьшение налоговой базы и налоговый кредит.

Налоговые освобождения включают следующие виды налоговых льгот:

  • налоговые каникулы - освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. Так, ИП, применяющие «упрощенку» или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода (закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ);
  • налоговая амнистия – погашение налогоплательщиком просроченной задолженности без применения к нему санкций за просрочку. К примеру, если до 01.01.2017 физлицо не получало от ИФНС уведомлений по налогу на имеющееся у него имущество и не платило налог, то заявив о таком имуществе до 01.01.2017, лицо платит налог с года, когда было сделано заявление, а за более ранние периоды налог с него не взимается;
  • полное освобождение от уплаты налога – может предоставляться некоторым категориям на определенный срок или бессрочно (пенсионерам, ветеранам войны, общественным организациям и т.п.).
  • изъятие – исключение из налоговой базы ее частей, например, освобождение от налогообложения некоторых видов имущества фармацевтических, религиозных и других организаций (ст. 381 НК РФ);
  • пониженная ставка налога - позволяет некоторым категориям налогоплательщиков уплачивать налог по процентным ставкам более низким, чем общеустановленные. По некоторым налогам льготные ставки могут снижаться до 0%.

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки:

  • налоговые вычеты - исключение из налогооблагаемой базы определенной ее части, например, стандартные, социальные и имущественные вычеты по НДФЛ (ст. ст. 218-220 НК РФ);
  • необлагаемый минимум – минимальная сумма, не подлежащая налогообложению.

Налоговые кредиты:

  • инвестиционный налоговый кредит – возможность организации уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, региональным и местным налогам в течение определенного периода с последующей уплатой кредита и процентов по нему (ст. 66 НК РФ). Срок кредита от года до 5 лет при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ.

Зачастую к льготам также относят отсрочку или рассрочку уплаты налога, но это скорее послабление, не в полной мере соответствующее понятию и видам налоговых льгот, ведь налоговые обязательства при этом не уменьшаются. Уплата налога лишь переносится на более поздний срок, либо происходит разделение суммы к уплате на несколько частей с установлением срока платежа по каждой из них (ст. 64 НК РФ).

Любой хозяйствующий объект, работающие граждане, владельцы имущества уплачивают обязательные платежи в бюджет.

В последние годы подход к взиманию налогов меняется в сторону увеличения ставок налогообложения и ужесточения ответственности за пропуски платежей.

Пенять на новые условия бесполезно, лучше узнать о возможностях снижения налогового бремени за счет предоставляемых льгот.

Определение понятий

С юридической стороны смысл льгот заключается в предоставлении субъекту более лояльных условий исполнения гражданских обязательств. В финансовом плане льготы предполагают уменьшение законным способом платежной нагрузки.

Основой для предоставления льгот по налогам служит 407 статья НК РФ , где установлены общие принципы и условия льготирования. По отдельным видам послабления устанавливаются регионами.

В любом случае предусмотрено несколько способов их предоставления:

Освобождение от платежей может быть полным и постоянным или же распространять действие на часть дохода, отдельные объекты и ограниченный период времени.

Общие условия предоставления

Вне зависимости от типа налогов и категории налогоплательщика (физическое это лицо или юридическое) для получения налоговых преимуществ нужно отвечать установленным требованиям по следующим позициям:

  • субъект относится к определенной категории или имеет особый статус ( гражданин, предприятие особой экономической зоны или организация, занятая в стратегически важной сфере деятельности и т. д.);
  • существует доход/поступления от деятельности, освобожденные от налогообложения;
  • производит траты на установленные цели и затем ему возвращается часть расходов;
  • владеет имуществом, выведенным из налогообложения.

Важнейшее обстоятельство получения льгот по налогам – заявительный характер . Изначально послабления не являются обязанностью претендента. Если необходимо воспользоваться своими правами, субъект оформляет право на льготы через подачу заявления (например по или взносам в бюджет). Если льгота не оформлена в установленном порядке, налоги платятся на общих основаниях даже при наличии потенциального права.

Кому положены послабления

В штате предприятий и организаций есть сотрудники, в чьи обязанности входит взаимодействие с налоговой службой. Профессиональные финансисты знают все нюансы налогообложения и порядок получения льгот.

Сложнее гражданам, большинство из которых не обладает даже элементарными познаниями в столь сложной сфере. Поэтому рассмотрим детальнее льготные возможности именно этой категории плательщиков.

Имущественные

Сегодня сложно найти человека, который не обладает какой-либо недвижимостью: квартирой, частным домом или дачей, комнатой. Для государства любой собственник такого имущества – это «источник» бюджетных поступлений, ведь платить в казну нужно и за жилые, и за нежилые помещения, принадлежащие гражданину на праве частной собственности.

Напомним, статья 401 НК установила следующие объекты для бюджетных платежей данного типа:

От налогообложения человек может освобождаться в случае принадлежности к социально уязвимой категории или при изъятии объекта из налоговой системы. В общей сложности 407 ст. НК установила порядка 15 льготных категорий граждан по . Рассмотрим основных претендентов.

Социально уязвимые собственники жилья (освобождение от уплаты) . С 2015 года появилась возможность сэкономить на имущественных платежах у следующих граждан:

  • , в том числе военные по выслуге лет;
  • кавалеры орденов Славы, ;
  • ветераны ВОВ или воины-афганцы;
  • инвалиды 1 и 2 групп, а также инвалиды с детского возраста;
  • участники ядерных испытаний, ликвидаторы аварий на ядерных объектах.

Важное условие. Изъятию из налогообложения подлежит только один объект в собственности из каждого вида. К примеру, у человека есть гараж, квартира и недостроенный загородный дом: здесь в бюджет ничего платить не нужно. Но если у пенсионера две квартиры, с одной из них (на выбор собственника) придется перечислить платеж исходя из кадастровой оценки.

Для всех собственников . При расчете налога с жилых объектов абсолютно все собственники уменьшают налогооблагаемую базу объектов в следующих пределах:

  • комната – 10 кв. м.;
  • квартира – 20 кв. м.;
  • дом – 30 кв. м.

При общей площади квартиры 65 «квадратов» для расчета налога берутся 45 кв. метров, загородного дома площадью 123 кв. метра – 97 «квадратов», при квадратуре комнаты в 18 м. налог исчисляют с 8 «квадратов».

Граждане, покупающие или продающие недвижимость (). Приобретая в собственность объект недвижимости, человек вправе обратиться за вычетом в сумме 13% от стоимости приобретения. В 2017 году продолжает действовать ограничение в 2 млн. рубля . Максимум, на какую сумму стоит рассчитывать, – 260 тыс. рублей. Но и эти деньги для семьи со средним достатком существенны.

В случае для продавца недвижимости также есть определенные послабления:

  • если квартира в собственности более 5 лет – налог не уплачивается;
  • владение объектом менее 5-летнего срока – налогооблагаемая база уменьшается на 1 млн. рублей. Вычет применяется однократно в отношении одного объекта.

Транспортные

Налоги на автомототранспортные средства относятся к региональным платежам . В этой области федеральное законодательство дает общие рекомендации и устанавливает рамки, за которые нельзя выходить законодательной власти субъектов.

Общие условия освобождения от транспортного налога включают следующие условия:

  • если мощность двигателя АМТС не дотягивает до установленного в регионе минимального стандарта;
  • , когда общая выручка оказалась меньше 250000 рублей, а также меньше или равна стоимости его покупки;
  • когда продавец владел отчуждаемой машиной меньше 3 лет.

НК РФ исключил из системы налогообложения следующие типы транспортных средств:

Возможность получения льготы по транспортному налогу гражданам следует уточнять в местных органах СЗН .

Земельные

Земля стала объектом правоотношений не так давно, но практически сразу же попала под пристальное внимание налоговых органов. Земельное налогообложение разрабатывается и регулируется на уровне субъектов РФ с учетом требований гл. 31 НК РФ. Так, предельно допустимые величины налоговых ставок учреждены в ст. 394 и для земель, находящихся в индивидуальном обороте (ИЖС, ЛПХ) не должны превышать 0,3 % от кадастровой оценки надела.

По части предоставления федеральные нормы носят рекомендательный характер. В числе льготников могут оказаться:

  • инвалиды и ветераны ВОВ, боевых действий;
  • граждане с инвалидностью 1 и 2 группы;
  • герои России и СССР;
  • участники ядерных испытаний и аварий на радиационных объектах;
  • граждане, проживающие в территориях, пострадавших от аварии на ЧАЭС.

Окончательное решение принимается региональными органами власти.

Социальная поддержка в данном вопросе

Эти преференции предоставляются с учетом социального статуса субъекта, иногда – социальной роли в обществе. В первом случае производится уменьшение исчисляемой базы НДФЛ с заработной платы особым категориям граждан:

  • многодетным семьям;
  • оплату лечения и медикаментов;
  • за благотворительность;
  • пожертвование религиозным организациям легитимного вероисповедания.

Получить социальные вычеты можно как в отношении самого себя или близкого родственника.

Перечень необходимых документов

Вопреки сложившемуся мнению, оформление налоговых льгот не потребует сражений на «бюрократических баррикадах». Да, документы собрать нужно.

Что Но это стандартный набор подтверждающих льготные права бумаг:

  • общегражданский паспорт;
  • подтверждения принадлежности к особым социальным категориям: пенсионное удостоверение, справка об инвалидности, среднем заработке, из отделений СЗН и т. д.;
  • заявление на предоставление конкретной льготы (образец всегда найдется у налогового инспектора или на портале ФНС);
  • при оформлении имущественных льгот нужны свидетельства на право владения, договора сделок, иные профильные документы в зависимости от типа преференции.

Поскольку российская налоговая система подчинена платежным периодам и срокам, льготы следует оформлять с учетом этих нюансов. Детальную консультацию предоставят инспектора региональных подразделений ФНС.

О правах на получение послаблений при уплате взносов в бюджет смотрите в следующем видеосюжете:

Напомним, что предлагалось повысить имущественный вычет по НДФЛ по расходам на строительство или покупку жилья в обеих столицах. Но, по мнению Правительства, подобные поправки в НК РФ противоречат основным принципам налогообложения - всеобщности и равенству.

Будут увеличены детские вычеты по НДФЛ для родителей и усыновителей. Их размер составит: 1400 руб. - на первого ребенка; 2000 руб. - на второго ребенка; 4000 руб. - на третьего и каждого последующего ребенка; 12 000 руб. - на каждого ребенка-инвалида до 18 лет или до 24 лет, если он учащийся. В отношении же опекунов, попечителей и приемных родителей вычеты останутся прежними, то есть: 1400 руб. - на первого и второго ребенка; 3000 руб. - на третьего и каждого последующего ребенка, а также на каждого ребенка-инвалида до 18 лет или до 24 лет, если он учащийся.

ФНС рассматривает возможность списать безнадежную задолженность физлиц по "личным" налогам (транспортному, земельному и имущественному), начисленным до 2009 г. Речь идет о мелких недоимках, которые будет сложно и дорого предъявить к взысканию, потому что: большую часть задолженности составляют суммы, по которым истек срок исковой давности; многие долги возникли из-за ошибок других ведомств (например, утрата данных об угоне автомобиля или о переходе прав на землю).

Доходы физических лиц, которые облагаются по ставке НДФЛ в размере 13 процентов, можно уменьшить. Уменьшение производится на так называемые налоговые вычеты. Предусмотрено несколько групп таких вычетов. Наиболее распространенными являются стандартные, социальные и имущественные налоговые вычеты. В ст. 215 НК РФ поименованы доходы определенных категорий граждан, например персонала представительств иностранного государства, которые также освобождаются от обложения НДФЛ.

Основной целью данной статьи является обеспечение единого методологического подхода по вопросам применения предельных значений налоговой ставки, а также оказание консультации инженерно-техническим и бухгалтерским работникам в определении перечня основных средств организации, освобождаемых от обложения налогом на имущество на основании п. 11 ст. 381 Налогового кодекса РФ.

Некоторые предприниматели и организации, применяющие УСН, вправе уплачивать страховые взносы за своих работников по пониженным тарифам. На период 2011 - 2012 гг. общий тариф для них составляет 26 процентов (ст. 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ, далее - Закон N 212-ФЗ). Воспользоваться льготой можно при одновременном соблюдении следующих условий. Во-первых, ИП должен применять упрощенную систему налогообложения. Во-вторых, вид деятельности коммерсанта должен указываться в перечне, приведенном в пп. 8 п. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ. В-третьих, доля доходов по данному виду деятельности должна быть не менее 70 процентов в общем объеме доходов, то есть вид деятельности является основным. Три простых условия, но на практике они вызывают вопросы. Кроме того, нюансы деятельности и особенности расчета дохода приводят к тому, что бизнесмены не могут воспользоваться льготой.

Чтобы воспользоваться вычетом, необходимо иметь доходы, которые облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов. Например, получать заработную плату. Применение вычета состоит в том, что полученный доход за год вы уменьшите на размер вычета. Если у вас не было доходов, облагаемых по ставке 13 процентов, вы не сможете воспользоваться вычетом на обучение. Вычет предоставляется при обучении в образовательных (учебных) учреждениях. При этом учреждение должно иметь лицензию или иной документ, который подтверждает статус учебного заведения.

Налоговые правоотношения - наиболее яркий пример взаимоотношений между предпринимателями и государственными органами. Одна из проблем налоговых правоотношений заключается в том, что государство в лице своих органов власти, реализуя фискальную функцию налогов, не учитывает их регулирующей функции.

Консультации

Я недавно купил квартиру. При этом, я одновременно работаю на двух работах. Могу ли я получить имущественный вычет на покупку квартиры у обоих работодателей и как это сделать?

Ответ

Вправе ли коммерсант перечислять взносы за себя в меньшем объеме? При соблюдении каких условий бизнесмен на УСН может применять пониженные тарифы взносов? Когда можно платить взносы по льготным ставкам при совмещении спецрежимов?

Ответ

Какие дополнительные действия придется совершить при использовании права на освобождение? Главное - до начала работы по новым правилам восстановить НДС, принятый ранее к зачету, со стоимости материально-производственных запасов, не использованных к этому моменту. Аналогичное правило действует в отношении не полностью самортизированных основных средств.

Налоговое уведомление на уплату налога на имущество физических лиц (образец заполнения). За несвоевременную уплату налога начисляется пеня по ставке, равной одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. Если Вы имеете право на налоговые льготы, то в соответствии с законодательством о налогах и сборах Вам необходимо предъявить в налоговый орган документы, являющиеся основанием для предоставления налоговой льготы.

Расчет налогов с учетом использования льгот и суммы средств, высвобождающихся в результате льготного налогообложения у организаций, участниками которых являются общественные организации инвалидов в Московской области. Форма N 8 "б" (Приказ Минфина МО, Минэкономики МО и УФНС РФ по МО от 27.02.2010 N 35/31/01-04-14/34 (ред. от 26.07.2011)). Данный расчет составляется с 1 апреля 2010 года организациями, участниками которых являются общественные организации инвалидов, претендующими на налоговые льготы, установленные статьей 8 Закона Московской области N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области".