Отменили ли налог по безработице в беларуси. В новой редакции декрета о тунеядстве белорусов ждет "сюрприз"

Демография и география

В шести областях Беларуси проживают в общей сложности 9,5 млн человек, из них горожан - 7,4 млн. Трудоспособное население - 5,5 млн, однако Белстат насчитал экономически активных граждан на миллион человек меньше. Более четверти белорусов - пенсионеры. Средняя продолжительность жизни у мужчин 67 лет, у женщин 79 лет.

Социальная поддержка за счет штрафов?

Из бюджета 2017 года более 900 млн долларов (11% расходной части) будет выделено на социальную поддержку населения - помощь семьям с детьми, содействие в обеспечении жильем, выплату пенсий и поддержку молодежи. Это больше, чем в прошлом году. Почти столько же - 13,7% от общего объема - запланировано направить в доходную часть бюджета за счет штрафов.

Как живется белорусам: цифры и факты

Зарплата в 500 долларов: "Украдите, найдите, откопайте!"

Средняя зарплата к 2017 году достигла 400 долларов, но ее покупательная способность упала за год на 4,5%. К февралю Александр Лукашенко пообещал жителям страны заработок в 500 долларов, пригрозив уволить министров за неисполнение его указания. Столько белорусы уже получали в 2014-м и в 2010-м годах перед президентскими выборами, но экономический кризис потом "съедал" треть долларового эквивалента.

Как живется белорусам: цифры и факты

Кто сколько зарабатывает

Самая высокая средняя зарплата у белорусов, занятых в сфере IT-технологий: до 1750 долларов. У работников воздушного транспорта, финансистов и депутатов парламента - до 1,3 тыс долларов. Работники здравоохранения и образования получают от 270 до 320 долларов. Меньше всех получают труженики села (около 250 долларов) и работники библиотек (220 долларов).

Как живется белорусам: цифры и факты

Бедность не порок?

Среднемесячный доход на душу населения в размере 300 долларов и выше имеют лишь 13% населения Беларуси. 6% жителей располагают доходами ниже бюджета прожиточного минимума, то есть, менее 87 долларов. К малообеспеченным относятся более 4% домашних хозяйств.

Как живется белорусам: цифры и факты

Новые рабочие места и безработица

В 2016 году в Беларуси было уволено на 100 тыс человек больше, чем принято на работу. На бирже труда зарегистрировано 45 тыс безработных - 1% экономически активного населения. Пособие по безработице составляет 13 долларов в эквиваленте. Власти обещают создать 50 тыс рабочих мест, но независимые экономисты считают эту задачу невыполнимой без проведения реформ и улучшения условий для бизнеса.

Как живется белорусам: цифры и факты

Как выживать пенсионерам

Самая социально незащищенная категория населения - пенсионеры. Средняя пенсия по возрасту - около 150 долларов. Однако большинство пожилых людей получает в месяц не более 120 долларов. Белорусские власти в 2016 году решили ежегодно на 6 месяцев увеличивать возраст выхода на пенсию. К 2022 году он постепенно вырастет с 55 до 58 лет для женщин и с 60 до 63 лет для мужчин.

Как живется белорусам: цифры и факты

Рост стоимости услуг ЖКХ

С 1 января стоимость коммунальных услуг для семьи из 3 человек, проживающей в двухомнатной квартире, достигла 40 долларов, исчерпав установленный властями годовой лимит повышения в 5 долларов. Рост тарифов ЖКХ является одним из условий МВФ для выдачи Минску кредита на 3 млрд долларов. К концу 2017-го белорусы будут возмещать 75% затрат на ЖКХ, а к концу 2018-го - 100%.

Как живется белорусам: цифры и факты

В лидерах по росту цен

Беларусь - на первом месте по росту цен на постсоветском пространстве в 2016 году. После деноминации, проведенной 1 июля и убравшей с белорусских рублей четыре нуля, цены на непродовольственные товары выросли в среднем на 10%, а на некоторые продукты питания и услуги - на 20-30%.


В Беларуси вводят новую электронную услугу - в онлайн-режиме передавать данные о занятом в экономике населении, сообщает Национальный центр электронных услуг. Эта информация будет использоватья для формирования базы тунеядцев, которую Минтруда должно создать к 1 декабря этого года. Новая электронная услуга будет бесплатной, воспользоваться ей смогут как госорганы, так и другие организации, которые должны будут подавать данные о занятых в экономике.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

Напомним, в базу данных включается следующая обязательная информация о гражданине: идентификационный номер; фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) на русском языке; дата рождения; пол; гражданство; данные о регистрации по месту жительства (месту пребывания); вид, серия и номер документа, удостоверяющего личность.

Новая электронная услуга будет доступна с 1 сентября на едином портале электронных услуг. Передавать списки идентификационных номеров и других персональных данных для формирования базы данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике, можно будет через общегосударственную автоматизированную информационную систему.

Воспользоваться этой услугой могут госорганы и другие организации, которые должны подавать данные о занятых в экономике либо не относящихся к не занятым в экономике. Для этого нужно зарегистрироваться на едином портале электронных услуг, получить электронную цифровую подпись и заключить договор на оказание электронной услуги на безвозмездной основе.

Напомним, 25 января Александр Лукашенко подписал декрет № 1, которым предусмотрены меры по содействию занятости населения. В новый декрет не вошли нормы о взимании с трудоспособных неработающих граждан сбора на финансирование государственных расходов. При этом лица, ранее признававшиеся плательщиками этого сбора, освобождены от его уплаты.

Позже правительство определило, кто будет подпадать под действие обновленного документа по тунеядству - декрета № 1. При этом не был утвержден окончательный перечень услуг, которые попавшие под действие декрета № 1 должны будут оплачивать по полным тарифам.

Ранее Александр Лукашенко на встрече с руководителями и коллективами крупнейших государственных СМИ страны 10 апреля заявил, что основная суть декрета № 1 в том, чтобы люди работали и оплачивали предоставленные государством услуги, в том числе здравоохранения, ЖКХ .

Могут ли живущие за границей белорусы отказаться от регистрации и не считаться тунеядцами на родине

В четверг правительство определило, за какие услуги тунеядцам придется рассчитываться по максимуму. При этом взимать полную оплату услуг ЖКХ с не занятых в экономике граждан будут по месту их регистрации. В интересной ситуации оказались белорусы, которые живут за границей. Многие из них все еще числятся в родительских квартирах, откуда не так просто выписаться. Остроты ситуации придает следующий факт: возможно, чтобы доказать «нетунеядство», нашим гражданам понадобится из-за рубежа специально прилететь домой. Проблему бы решила возможность сниматься с регистрации для тех, кто надолго уезжает в другую страну. TUT.BY узнал, как живущие за границей решают эту задачу сейчас.

«Посчитаю, если эта инициатива перекроет стоимость билетов, то прилечу»

Ранее Минтруда сообщало: к 1 декабря 2018 года в стране создадут базу данных не занятого в экономике населения. При этом те белорусы, которые живут, работают или учатся за границей, к занятым в экономике не относятся. Тем, кто работает в другой стране, придется обратиться в районные комиссии по месту регистрации. По идее, условный белорус-программист из США должен явиться в райисполком и рассказать комиссии, что именно он делает за океаном. По словам Андрея Лобовича , первого заместителя министра труда и соцзащиты, белорусы-«иностранцы» должны написать заявление и «подтвердить свой статус, что легально работают за границей». Тогда их вычеркнут из тунеядского списка. Вот только готовы ли белорусы ехать и лететь за сотни километров, чтобы кому-то что-то доказывать?

Специально только ради этого я никуда не полечу, - говорит Екатерина . - Во-первых, это время, во-вторых, деньги.

С 2011-го девушка живет в Германии, работает бухгалтером, но зарегистрирована у родителей в Минске.

Кроме меня в квартире зарегистрированы мама и тетя, - описывает свою ситуацию Екатерина. - До переезда в Германию я специально ходила в нотариальную контору, где мне прямым текстом сказали: какие законы будут в Беларуси, например, через 20 лет, если вдруг мои близкие умрут, никто не знает, и не факт, что, если я выпишусь, квартира по итогу достанется мне. Я решила не рисковать.

Менять гражданство Екатерина не планирует. Что касается статуса «не занятой в экономике», возможно, предполагает собеседница, лично идти в комиссию не придется, а достаточно будет прислать бумаги по электронной почте.

В прошлом году, когда тунеядцам прилетали «письма счастья», мне тоже пришло, - вспоминает девушка. - Чтобы ничего не платить, достаточно было зайти на сайт налоговой своего района, написать письмо и прикрепить копию вида на жительство.

Анна Барабан, которая переехала в Испанию, оказалась в похожей ситуации. Полтора года назад она поступила в университет в Барселоне и сейчас учится в магистратуре. У девушки студенческий вид на жительство, но зарегистрирована она в Пинске у родителей.

Когда уезжала, вопрос о том, чтобы выписаться, у меня не стоял, голова была забита другим, - вспоминает Анна . - Да и родители не настаивали. Они ведь и сейчас, получается, оплачивают мою часть коммуналки.

В 2019-м Аня заканчивает учебу, но в Беларусь возвращаться не планирует. О том, будет ли она выписываться из родительской квартиры, не думала. Говорит, что когда приезжает на родину, наши пограничники всегда обращают внимание на регистрацию.

- Если понадобится прилететь из Барселоны в Пинск и доказать, что вы не тунеядка, поедете?

Пока, насколько я знаю, неизвестно, будут ли студентов считать тунеядцами, - отвечает девушка. - Что касается возможной поездки, то я посчитаю: если эта инициатива перекроет стоимость билетов, то прилечу. Если нет, то смысл в поездке теряется.

«Маме параілі выпісаць мяне праз суд»

У 2016 годзе мае бацькі, што жылі ў Наваполацку, вырашылі прадаць кватэру і з’ехаць у Маскву, - это уже рассказывает Воля Ермолаева-Франко , которая в 2012-м переехала в Бразилию. - Нам сказалі, для гэтага ўсім, хто там зарэгістраваны, патрэбна выпісацца і некуды зарэгістравацца. На заўвагу бацькоў, што жыллё ў Беларусі ім не патрэбна, ім адказалі: выпісацца ў нікуды па законе нельга.

В итоге, чтобы не затягивать процесс, родители девушки зарегистрировались у знакомых. Ей же предложили другой вариант.

Калі з’язджаеш і рэгістрацыя табе не патрэбна, можна зрабіць пашпарт серыі РР (паспорт для постоянно проживающих за границей граждан Беларуси. - Прим. TUT.BY), - рассказывает собеседница. - Але ў маім выпадку гэта было не вельмі добрай ідэяй. Па-першае, спатрэбілася б стаць на пастаянны ўлік у пасольства. Але я жыву ў Саўвадоры, а бліжэйшая да нас амбасада ў горадзе Бразіліа: гэта дзесьці як ад Беларусі да Германіі. Па-другое, калі пасля вяселля мяняла пашпарт, працэдура расцягнулася амаль на год.

Тогда в паспортном столе маме Воли подсказали еще один способ - выписать дочку через суд.

Фото: Олег Киндар, TUT.BY

Маме было не вельмі прыемна, але, як ёй патлумачылі, з дзецьмі, што жывуць у ЗША ці, напрыклад, Ізраілі, і хочуць выпісацца, але не могуць прыехаць, гэтак часта робяць, - продолжает собеседница.

В заявлении в суд девушка просила признать ее «утратившей право владения и пользования жилым помещением в мое отсутствие».

Працэс расцягнуўся на некалькі месяцаў і праходзіў без мяне, - вспоминает девушка. - Адзінае, што ад мяне патрабавалася, - даслаць у суд ліст, маўляў, я не супраць, каб мяне выпісалі.

«По закону граждане Беларуси не могут быть нигде не зарегистрированными»

Воля выписывалась в 2016-м. С просьбой пояснить, можно ли сейчас в Беларуси выписаться в «никуда» и как быть с регистрацией тем, кто переезжает за границу, TUT.BY обратился в пресс-службу ГУВД Мингорисполкома. В ведомстве попросили отправить официальный запрос в управление по гражданству и миграции ГУВД Мингорисполкома. Так мы и поступили.

Не представляясь журналистами, мы позвонили с похожими вопросами в паспортные столы Минска. В ОГиМ Советского района нам сообщили, что выписаться в «никуда» человеку у нас нельзя.

- Почему?

Потому что такой закон, - ответила специалист.

При этом вы не теряете белорусского гражданства, но снимаетесь с регистрационного учета в Беларуси, - объяснила специалист.

- А если не делать паспорт?

Тогда идите в суд. Основанием, чтобы вас сняли с регистрации, может быть, например, неуплата или то, что человек долго не проживает в квартире.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Екатерина Попова , юрист юридической компании REVERA пояснила: по закону граждане Беларуси не могут быть нигде не зарегистрированными. Сделать это нельзя даже технически: отмена старой регистрации происходит, только если человек регистрируется по новому адресу.

Выписаться в «никуда» можно лишь при получении паспорта серии PP, - продолжает Екатерина . - Причем выписка из квартиры - одно из условий получения такого документа. Однако стоит помнить: если у вас нет права собственности на жилье, а отношения с родственниками напряженные, есть риск, что обратно вас уже не пропишут. Для многих это сдерживающий фактор.

- Может ли человек сняться с регистрации, если он сообщит, что регистрируется за границей?

Нет. Сначала человек подает документы на паспорт серии РР. Когда паспорт будет готов, обратившийся получит уведомление. С ним он может сняться с учета по месту жительства. И уже с подтверждением, что с учета он снялся, - забрать паспорт.

Вопрос о том, будут ли каким-то образом меняться правила регистрации в связи с очередным декретом по тунеядцам, мы задали и министру внутренних дел Игорю Шуневичу .

Налог на тунеядство

2 апреля 2015 года был подписан Декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества» – «Налог на тунеядство», «Налог на безработных».

Подписанию Декрета предшествовал напряженный период ожидания, обсуждения обоснованности и законности такого документа, предположений возможных последствий его принятия.

Инициатива исходила от Президента Республики Беларусь, прокомментировавшего информацию Министра внутренних дел касательно граждан не участвующих в финансировании госбюджета. Президент потребовал не бояться повторять наработки советского периода, заставить работать уклоняющихся от общественно-полезного труда, но пользующихся льготами социально-ориентированного государства.

Первоначально предложение вызвало неоднозначную реакцию в интернете. Отмечалось, что в Беларуси, в отличие от СССР труд, по Конституции, является правом, а не «почетной обязанностью». Исходя из этого, мнению критиков, принятие Декрета делало законным принудительный труд. Высказывались сомнения в возможности собирать такой налог, т.к. значительная часть реальных безработных средств не имеет и вообще потеряла способность к труду, разве что по постоянному принуждению. Предполагалось, что стоимость принуждения к труду и уплате налогов может многократно превысить экономический эффект от таких действий.

Также обоснованным кажется замечание, что значительная часть свободных вакансий — это низкооплачиваемые рабочие места в бюджетной сфере и на государственных предприятиях, получающих господдержку. Возможно, сейчас для страны выгоднее было бы оставить эти места незанятыми, чем платить из бюджета всю сумму зарплаты и получать обратно часть в виде налога.

Стоит упомянуть и о том, что сумма косвенных налогов, включаемых в стоимость товаров, значительно превышает сумму подоходного налога. Т.е. покупка коробки спичек – тоже пополнение бюджета.

Наиболее популярным оказалось предположение, что новый закон направлен против нелегально работающих за границей, и незарегистрированных работников в частном бизнесе.

Однако, Декрет принят, его основные положения можно кратко изложить так:

Граждане Беларуси, не участвующие в финансировании бюджета 183 календарных дня, т.е. не уплачивающие налоги в бюджет, в следующем году будут обязаны уплатить налог в размере 20 базовых величин. Действовать закон начинает с 1 января 2015 года, оплата налога обязательна до 15 ноября 2016 года.

Декрет принят: « В целях предупреждения социального иждивенчества, стимулирования трудоспособных граждан к трудовой деятельности, обеспечения исполнения конституционной обязанности граждан по участию в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей».

Исходя из вышеизложенного, можно понять, что неприемлемым признается не само нежелание трудиться, а отказ от участия в финансировании госрасходов. Т.е. гражданин, который платит налоги, трудиться все-таки не обязан (а вот декларировать источник дохода обязан, как определено в налоговом законодательстве).

В Декрете дан исчерпывающий список категорий граждан, с которых налог не будет взиматься:

  • недееспособные граждане и инвалиды любой группы;
  • лица до 18 лет;
  • граждане пенсионного возраста: мужчины старше 60 лет, женщины — 55 лет;
  • воспитывающие ребёнка до 7 лет; ребёнка-инвалида до 18 лет; троих или более несовершеннолетних детей;
  • проживающие на территории республики менее 183 дней в году (требуется документальное подтверждение – штамп о выезде в паспорте);

Также налог не будет взиматься с граждан, которые, согласно Указу, признаются участвующими в финансировании государственных расходов, а именно:

  • проходящие срочную военную службу по призыву, резервисты и находящиеся на военных сборах, не менее 183 дней в году;
  • занимающиеся творческим трудом, при условии официального членства в творческом союзе;
  • привлекаемые к труду в течение срока отбывания наказания в виде ареста, ограничения свободы в исправительном учреждении открытого типа или закрытого типа, в лечебно-трудовом профилактории;
  • выполняющих работы по гражданско-правовым договорам, на сумму не менее 70 базовых величин;
  • отработавшие полный сезон на сезонных работах (список работ утверждается Совмином);
  • работающие по трудовому договору или на условиях членства в производственном кооперативе или крестьянском фермерском хозяйстве;
  • ведущие личное подсобное хозяйство, зарегистрированные по месту жительства в сельской местности или поселке городского типа. Выделение участка для такой деятельности и период занятия ей должен быть письменно подтвержден местным исполнительным комитетом;
  • учащиеся дневной формы обучения, кроме получающих дополнительное образование;
  • выпускники учреждений образования, направляемые на место работы по распределению или направлению на работу, на период предоставляемого отдыха;
  • зарегистрированные безработные, проходящие профессиональную подготовку, или повышение квалификации по направлению соответствующих государственных органов;
  • являющиеся священнослужителями, церковнослужителями в религиозных организациях, членами монашеских общин;
  • занимающиеся ремесленной, адвокатской, нотариальной или иной деятельностью, при условии уплаты за отчетный период подоходного налога, единого налога с индивидуальных предпринимателей, налога при упрощенной системе налогообложения или иного налога на соответствующий вид деятельности в размере не меньшем 20 базовых величин;
  • получающие (за исключением единовременных выплат) пенсии, пособия из республиканского бюджета или от других государств, страховые выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • Под действие Декрета не попадают граждане, более 183 дней в году отбывавшие наказание в виде лишения или ограничения свободы в учреждениях закрытого или открытого типа, в лечебно-трудовых профилакториях, находившиеся под стражей или домашним арестом.

    Налоговая выплата уменьшается на размер уже уплаченных в отчётном году налогов. Следовательно, тот, кто уже уплатил, например, подоходный налог размером менее 20 базовых, имеет право на уменьшение на эту сумму «налога на тунеядство».

    Добровольно сообщившим с 01.05.2015 до 31.05.2016 года о своем «тунеядстве» в налоговую инспекцию предоставляется скидка в размере 10%. Этим лицам следует уплатить налог в срок до 1.06.2016 года. Остальные «тунеядцы» должны платить полную сумму налога, но, до 15.11.2016.

    Для установления лиц не участвующих в финансировании госрасходов будет проводиться контроль декларирования доходов и имущества граждан, а также соответствие реальных доходов и расходов сведениям, имеющимся у налоговых органов без предоставления деклараций.

    Формы и методы контроля расходов и доходов граждан определяются Правительством и другими органами по его поручениям.

    При установлении сотрудниками ИМНС превышения расходов гражданина над доходами, информация о которых имеется у налоговых органов, а также в тех случаях, когда получение дохода не подтверждено, Министерство по налогам и сборам письменно требует от гражданина информацию об источниках доходов.

    Гражданин обязан в течение 30 календарных дней предоставить письменные пояснения по запросу. Пояснения, предоставленные после истечения указанного срока, не принимаются во внимание. Лицо, подавшее пояснения вправе предоставлять документы, подтверждающие сведения о полученных доходах и понесенных расходах

    В случае, если пояснения не представлены или не указывают источник доходов (факт несения расходов), сумма превышения расходов над доходами облагается налогом в соответствии с законодательством.

    Стоит обратить внимание – в этом случае сумма требуемого налога может превышать 20 базовых величин.

    Также «налог на тунеядство» не является способом легализации доходов, т.е. и после добровольной его уплаты налоговые органы вправе и обязаны проводить действия по выявлению незадекларированных доходов и налагать соответствующие взыскания. На практике уплата налога скорее привлечет внимание и станет отправной точкой для дальнейшего расследования.

    В Декрете даны указания привести действующее законодательство в соответствие с нормами декрета.

    О том, как нововведение будет реализовано на практике, мы узнаем еще в текущем году. Можно, однако, предположить, зная «советские» идеологические основы документа, что из того же периода будут возвращены и какие-то меры по его исполнению.

    Пока, только в ожидании документа, резко возросло количество зарегистрированных безработных, вырос уровень официальной безработицы, число свободных вакансий в центрах занятости уменьшилось также в разы.

    Так или иначе, Декрет принят, работа по исполнению началась, будем ожидать результата.

    Пять способов «откосить» от декрета о «тунеядстве»

    И почему родить ребенка или стать многодетной матерью – это не лучший выход.

    Известный экономист объяснил, как можно избежать участи «иждивенца», если ты остался без работы и не смог найти новую.

    Минтруда прогнозирует: под действие Декрета №1 могут попасть около 250 тысяч белорусов. В постановлении от 31 марта 2018 года №239 Совмин дал определение занятым и не занятым в экономике белорусам. Также стало известно, что «тунеядцы» будут по полному тарифу платить за ЖКУ и за пользование жилыми помещениями.

    Руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук по просьбе Завтра твоей страны назвал пять способов «откосить» от обновленного декрета о «тунеядстве».

    Способ №1: стать ремесленником

    Самое простое – зарегистрироваться ремесленником. Будешь делать одну деревянную ложку в месяц или две в квартал, отчитываться, имитировать, что ничего не продается. Следующие полгода или год можно посвятить созданию оловянной или деревянной кружки.

    Способ №2: уйти в огородники

    Второе – это заиметь заброшенный участок и выращивать там помидоры-огурцы и прочее.

    Способ №3: открыть бизнес

    Третье – регистрация ИП – это довольно дорогой сюжет.

    Способ №4: вступить в творческий союз

    Творческие люди могут попытаться вступить в творческий союз и сказать, что мы поэты, писатели, пишем нетленки, и пять лет сочинять какую-нибудь брошюру, которая должна стать вкладом в развитие государственной идеологии.

    Способ №5: уехать из Беларуси

    Но самое простое – и я думаю, многие белорусы это выберут – уехать из страны. Сначала на заработки, а потом навсегда – зацепиться за рынок Польши, Литвы, Германии, России или Украины, как многие делают, и сказать: «Да ну ее, эту страну, власти которой заставляют нас платить за то, что мы не работаем, и не могут создавать рабочие места». Это самое опасное, что следует из данного декрета.

    Пять вопросов о «тунеядском» декрете

    – Те, кто воспитывает детей до 7 лет или растит троих и более несовершеннолетних детей, не попадают в список «тунеядцев». Может, этим постановлением Совмин увеличит рождаемость, и многие белоруски решат «откосить» от «тунеядства», родив ребенка, а лучше троих?

    – Абсолютно исключено. Если регистрация ремесленника практически ничего не стоит, как и самозанятость с участком земли, то представьте, сколько затрат на ребенка.

    – Согласно документу священники не являются «тунеядцами». А как быть их женам, которые официально не работают?

    – Думаю, статус РПЦ в Беларуси такой, что священнослужитель всегда найдет способ помолиться за лучшее решение своего вопроса. А на католиков это не распространяется – у них нет жен.

    – Выделят им какую-нибудь делянку возле военной части, оформятся ИП или ремесленниками. Голь на выдумки хитра. Психологическая поддержка солдат и курсантов воинских частей – вот, пожалуйста, ремесленник или ИП.

    – Как думаете, много ли найдется желающих переоформить жилье, чтобы «тунеядцу» не платить 100% за коммуналку?

    – Это сложно. Еще неизвестно, как будет вычисляться, сто процентов или нет. Если жена в декретном отпуске, а муж не работает, как будет делиться оплата за ЖКУ? Больше вопросов, чем ответов. Они сами себя запутали – столько энергии, времени и внимания, которое тратят чиновники (получающие хорошую зарплату!) на эти постановления. За эти деньги можно было бы целый район поднять из пепла, построить и сделать зарплату тысячу долларов.

    К сожалению, у нас такая трата ресурсов, видимо, считается продуктивной. Это говорит о том, что власти не научились признавать собственные ошибки и даже спускать их на тормоза не научились. Плодим нормотворческие лопухи, а потом этими лопухами прикрываемся и при этом претендуем на звание великой IT-страны, в которой есть возможности для развития бизнеса, не понимая, что сегодня развитие экономики и бизнеса – это, прежде всего, человеческий капитал. Люди, которых заставляют работать налогами и дополнительными оплатами услуг, – это капитал не свободный. Значит, он не будет работать производительно.

    – Много ли белорусов попадут на комиссии по «тунеядству»?

    – Если будет референдум в 2019 году, то, конечно же, мало. Политический контекст не тот, чтобы еще больше вызывать раздражение людей. А кроме раздражения он точно ничего не вызовет.

    «Постановление Совмина - это дно белорусского законодательства»

    Никакой логики научной там нет. Надо было к 1 апреля что-то представить, вот и представили. В этом, собственно, и есть лицо власти.

    Разбираться, кто из белорусов «тунеядец», а кто оказался в трудной жизненной ситуации, будут комиссии.

    Создание комиссий предусмотрено постановлением Совмина от 31 марта 2018 года №240, которым утверждено примерное положение о постоянно действующей комиссии по координации работы по содействию занятости населения.

    Примерное положение о постоянно действующей комиссии – это дно белорусского законодательства и юридической науки, потому что хуже уже быть не может, - комментирует Ярослав Романчук. - Закон должен быть четкий, однозначный, понимаемый всеми одинаково. Когда в законе называют положение приблизительным, это то же самое, что примерный Уголовный кодекс, приблизительный размер штрафа и наказания.

    Эксперт предполагает, что правительство не знает, как выйти из этой ситуации, и поэтому отдает принятие решений на откуп местным властям.

    Исполкомы могут использовать данный документ против тех, кто выступает с критикой властей. Это такая форма неофеодализма или белорусской крепостной зависимости. Декрет №1 ее только усиливает, - считает экономист.

    По мнению Романчука, этот документ абсурден, а местные власти до такого уровня абсурда не скатились и будут его игнорировать. Например, для показухи вылавливать алкоголика. Мол, вот смотрите, как мы работаем, заботимся о занятости и порядке.

    www.intex-press.by

    Война и ВПК

    Все за сегодня

    Мультимедиа

    Белоруссия: Вместо «налога на тунеядство» - принудительный труд и внесудебное лишение свободы

    Белоруссия обновила декрет о «социальном иждивенчестве», приняв новый декрет о «содействии гражданам в трудоустройстве», «стимулировании занятости» и проведении профилактической работы с «асоциальными элементами». Новый декрет дает право местным комиссиям без суда и по своему усмотрению отправлять «асоциальных» граждан в лечебно-трудовые профилактории (ЛТП) сроком до года.

    Декрет №1 «О содействии занятости населения», который президент Александр Лукашенко подписал 25 января 2018 года, оказался не новым, а уже известным, но «изложенным в новой редакции» декретом №3 от 2 апреля 2015 года «О предупреждении социального иждивенчества».

    А поскольку местным органам власти в декрете №1 отведена роль людей, близких к населению и ответственных за реализацию декрета, провластные кандидаты на местных выборах 18 февраля получили для общения с электоратом тему о том, как они будут трудоустраивать добропорядочных граждан и принуждать к выполнению общественного долга менее добропорядочных.

    Официальный телеканал АТН уже назвал декрет «матрицей нового социального договора между государством и гражданами».

    Беларусь, возможно, не осознавая этого, признала, что государство эксплуатирует население. Ведь понятие социального договора подразумевает соглашение, достигаемое гражданами по вопросам правил и принципов государственного управления с соответствующим им правовым оформлением. В данном случае новый декрет показывает, что государство фактически бог и царь.

    Есть и приятная новость: сборы на финансирование госрасходов, которые уже были уплачены гражданами по декрету № 3, Министерство по налогам и сборам обещало вернуть. Правда, сроки возврата не обозначены, а механизм неясен. Известно только, что желающим нужно будет написать заявление о возврате.

    Но в декрете пока нет главного: определения того, кто, собственно, является «незанятым в экономике», а также «порядка отнесения трудоспособных граждан» к этой категории лиц. И то и другое должен определить Совет министров, причем, к 1 апреля 2018 года, что привносит дополнительный смысловой оттенок. Кроме того, в декрете №1 появилась «ресоциализации лиц, ведущих асоциальный образ жизни» - новое понятие, которого не было в старой редакции декрета №3. Ресоциализацию предполагается проводить в лечебно-трудовых профилакториях (ЛТП).

    Решение о том, кто ведет образ жизни, достаточно асоциальный, чтобы быть подвергнутым ресоциализации, будут принимать чиновники, входящие в «комиссии по трудоустройству». Декрет №1 легализует деятельность этих комиссий, уже существующих по факту, и расширяет их полномочия, позволяя принимать решения о помещении в ЛТП «асоциальных» лиц. Более того, по причине отсутствия правовой базы, подобные решения будут приниматься по собственному усмотрению чиновников. В настоящее время помимо поиска работы для тех, кто желает ее найти, комиссии составляют списки лиц, по каким-либо причинам не желающих трудоустраиваться официально - потенциальных кандидатов на «ресоциализацию».

    При таком подходе очень легко будет признать неудобного властям гражданского активиста лицом, ведущим асоциальный образ жизни, и отправить его без суда в ЛТП. Таким образом, белорусские власти создали механизм внесудебного лишения свободы, причем с подстраховкой на случай скандала, поскольку ответственность легко свалить на местных чиновников.

    «Раньше в ЛТП отправлял только суд, и только лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией. И еще тех, кто не возмещал расходы на содержание государством детей, если они несколько раз в году привлекались к административной ответственности. Что теперь? Если буквально понимать декрет, то любого тунеядца исполком сможет отправить в ЛТП сроком до 12 месяцев… Без предупреждения и привлечения к административной ответственности», - пояснил ситуацию юрист Александр Жук на своей странице в «Фейсбуке».

    Что касается общей логики обоих вариантов декрета, то она основана на утверждении, что «тунеядцы» не платят налоги. Но 52% доходной части бюджета Беларуси на 2018 год составляет 20-процентный налог на добавленную стоимость, которым облагаются покупки граждан и юридических лиц. Работает гражданин или нет, он становится налогоплательщиком, придя за покупками в магазин.

    Вместо ежегодного «сбора на финансирование государственных расходов», прозванного в народе «налогом на тунеядство», декрет ввел «оплату субсидируемых государством услуг по их полной стоимости». Это коснется с 1 января 2019 года всех трудоспособных граждан, не работающих официально, то есть, не платящих подоходных налогов. Ни услуги, подлежащие оплате, ни их полная стоимость, декретом тоже не определены. Разобраться в этом вопросе также должен Совет министров Беларуси, и тоже к 1 апреля 2018 года. Определенно, никто в Белоруссии еще не получал шанса на столь яркую первоапрельскую шутку.

    Полицейское государство без прикрас

    Тунеядцы выступили против Лукашенко

    Закон против тунеядцев в Белоруссии

    Белоруссия - не государство для народа

    В целом, весь декрет № 1, по мнению экспертов, носит крайне неконкретный характер. «Здесь нет ни одной нормы прямого действия. И как он будет реально действовать, совершенно непонятно. До такой степени неконкретного нормативно-правового акта я еще не видел», - заявил председатель Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин. А Валерий Карбалевич, политолог и эксперт аналитического центра «Стратегия», полагает, что «в новом декрете заложены мины», которые приведут к серьезным последствиям при внедрении закона. Оба аналитика считают, что власти не хватило политической воли признать неудачным предыдущий декрет №3, и новый № 1 был разработан исключительно с целью сохранить лицо.

    Напомним, что декрет № 3 появился на фоне экономического кризиса, когда власти думали, как пополнить бюджет, а граждане - как выжить в условиях массовых сокращений и повышения пенсионного возраста. В результате, когда в декабре 2016 года «тунеядцы» стали получать уведомления от налоговой, многие не смогли заплатить требуемой суммы. Хотя неплательщикам грозили штрафы и арест до 15 суток с привлечением к общественным работам, из 470 тысяч человек, получивших извещения, «тунеядский» налог заплатили лишь 44,5 тысячи - меньше 10% от общего числа попавших под действие закона. Вместо планируемых 100 миллионов долларов это принесло в бюджет порядка 7,14 миллиона долларов - сумму в масштабах государства более чем скромную.

    Также выяснилось, что система учета, выявляющая «тунеядцев», работает плохо, как, впрочем, и государственная система трудоустройства. Что в небольших городах работы просто нет. Наконец, декрет №3 не предусматривал множества ситуаций, отчего в «тунеядцы» записывали больных, ухаживавших за ними родственников, демобилизованных солдат и выпускников вузов. Механизм применения декрета пришлось корректировать на ходу, изменив и приняв за 34 месяца его действия 109 нормативных актов, и все равно он работал неэффективно. В то же время в обществе нарастало недовольство. Формулировка «социальное иждивенчество» многими была воспринята как оскорбление. Людей возмущало и то, что государство отбирает у безработных последние деньги, вместо того, чтобы оказать им помощь. Охота на «тунеядцев» в ряде случаев привела к самоубийствам безработных, а уличные протесты достигли масштабов, каких Белоруссия не знала с середины 90-х годов.

    В конце концов, власти пошли на попятный. Правда, приостановив действие декрета №3, Лукашенко заявил, что он будет не отменен, а «значительно доработан». Доработанный вариант в виде №1 и был представлен в конце января.

    • Что грозит водителям за чрезмерную тонировку стекол в 2018 году Несмотря на активные попытки дорожно-патрульных служб бороться с таким явлением, как тонирование стекол и передних фар, это […]
    • Реестр или Настройки? В некоторых случаях изменение ключевых значений конфигурации программы, хранящихся в настройках операционной системы, является единственным способом, позволяющим […]
    • Проезд под знак кирпич штраф 2018 Чем грозит проезд под кирпич – штрафом или лишением прав (требования в 2018 году) Статья написана с учетом редакции Правил дорожного движения от 1 июля 2015 года с учетом всех нововведений […]

№1 «О содействии занятости населения». Этот документ стал «наследником» декрета №3 «О предупреждении социального иждивенчества», который в народе прозвали «декрет о тунеядцах».

Новый документ не предполагает взимания с трудоспособных неработающих граждан сбора на финансирование государственных расходов (прозванного в обществе «налог на тунеядцев»). При этом те, кто ранее был признан плательщиками этого сбора, освобождены от его уплаты. Новая концепция, прописанная в декрете №1, предусматривает всеобщее трудоустройство.

«Документ направлен в первую очередь на активизацию работы органов власти по максимальному содействию гражданам в трудоустройстве, стимулированию трудовой занятости и самозанятости населения», — указывает пресс-служба президента Белоруссии.

  • Александр Лукашенко
  • Maxim GUCHEK

Комиссии местного значения

Вся нагрузка по выполнению норм декрета перекладывается с налоговых органов на местные органы власти. Для этого исполкомы будут создавать постоянно действующие комиссии, в состав которых будут включаться депутаты всех уровней, представители местных органов власти и общественных объединений. Возглавлять эти комиссии будут председатели советов депутатов.

У таких комиссий будет две ключевые задачи. Первая — содействие гражданам в трудоустройстве, вторая — составление списков граждан, которые могут, но не хотят работать. С 1 января 2019 года такие лица будут оплачивать субсидируемые государством услуги по полной стоимости. Конкретный перечень услуг поручено определить правительству. Однако уже сейчас известно, что неработающие граждане лишатся субсидий по оплате коммунальных услуг, будут на 100% оплачивать медицину и образование.

Комиссии местных исполкомов будут также решать, действительно ли гражданин не хочет работать (ведёт асоциальный образ жизни) или он оказался в тяжёлой жизненной ситуации, а потому может не оплачивать социальные услуги по полной стоимости. Также местные органы власти должны будут индивидуально работать с гражданами по вопросу их трудоустройства.

При этом правительство страны должно принять ряд постановлений, которыми будут в том числе определены порядок отнесения трудоспособных граждан к не занятым в экономике, перечень социальных услуг, оказываемых данным гражданам по полной стоимости, порядок расчёта платы за эти услуги. Также именно правительство должно придумать, чем занять безработных граждан в регионах, — Совмину уже предписано установить прогнозные показатели в области содействия занятости населения.

В декрете также выделены «проблемные территории» — депрессивные регионы Белоруссии, в которых нет действующих производств, а значит, и рабочих мест за пределами бюджетных организаций.

На протяжении года правительство должно определиться с мерами экономического развития таких регионов, прежде всего за счёт поддержки местного малого и среднего бизнеса. В свою очередь, областные советы депутатов смогут дополнительно направлять средства местных бюджетов на мероприятия по содействию занятости населения на территориях с напряжённой ситуацией на рынке труда.

Как это было

Декрет «О предупреждении социального иждивенчества» Александр Лукашенко подписал в апреле 2015 года. Документ предусматривал, что граждане, не работающие более 183 календарных дней в году, должны заплатить в бюджет 20 базовых величин. На тот момент это была сумма в 360 белорусских рублей ($180).

Поначалу документ в обществе всерьёз не восприняли — до декабря 2016-го, когда налоговые инспекции разослали около 470 тыс. извещений о необходимости заплатить «налог на тунеядство».

Получилось, что декрет №3 фактически ввёл налог на безработных. Это , прокатившихся по стране в феврале — марте 2017 года. Предписанную сумму заплатили лишь 54 тыс. человек из 470 тыс.

9 марта 2017 года действие декрета было приостановлено, а на правительственном совещании Лукашенко заявил, что в течение года с неработающих не будут взимать сбор. Налоговым службам поручили вернуть деньги тем, кто уже заплатил «налог на тунеядство». Одновременно президент всех безработных.

Тогда же началась кардинальная переработка документа, результатом которой стало появление декрета №1.

Вопросы остались

«Само главное, что остаётся непонятным, — как требование к неработающим оплачивать, например, медицину стыкуется с Конституцией, по которой государственная медицина бесплатна для всех граждан, без каких-либо различий? Или образование — ребёнка неработающих родителей, получается, не возьмут в бесплатную школу?» — отметила в беседе с RT белорусский политик, лидер Международного центра гражданских инициатив «Наш Дом» Ольга Карач.

Она уточнила, что статья 41 белорусской Конституции прямо запрещает использование принудительного труда, и эта норма содержится во многих международных соглашениях, которые подписала республика.

«А тут, получается, мы видим принуждение к труду. Пока нет никакой ясности, как правительство решит эти противоречия», — подчеркнула Карач.

Другой важный вопрос, по мнению экспертов, — насколько реально всех трудоустроить. Несмотря на принимавшиеся правительством меры, данные государственного статистического ведомства («Белстат») показывают: в январе — сентябре 2017 года в экономике Белоруссии было занято 4 351 800 человек. Это почти на 65 тыс. (на 1,4%) меньше, чем в тот же период прошлого года.

  • Рабочие в цехе на территории завода в Белоруссии
  • РИА Новости
  • Евгений Биятов

«Занятость населения — это в первую очередь сфера ответственности конкретного региона. И кто, как не местные органы власти, видит ситуацию, владеет всей информацией для того, чтобы решать имеющиеся вопросы? Так что занятость людей становится одним из важнейших критериев оценки работы власти на местах», — заявила в интервью информагентству БелТА министр труда и социальной защиты Белоруссии Ирина Костевич.

По её словам, местные органы власти отвечают за реализацию конкретных мер по обеспечению занятости населения, «в том числе создание рабочих мест, содействие в трудоустройстве, переобучение, предоставление временной работы».

Президент Беларуси Александр Лукашенко 2 апреля 2015 года принял Декрет №3 "О предупреждении социального иждивенчества" и ввел специальный сбор, который в народе больше известен как налог на "тунеядство". Если человек не имеет постоянной работы в течение полугода, он должен уплачивать в казну данный вид сбора. Гражданин, который решил уклониться от обязательств по уплате, может получить с принудительными работами.

Цели

Налог на "тунеядство" в Беларуси введен со следующими целями:

  • Пополнение казны. От этого зависит стабильная экономика страны. Теперь казна обогащается благодаря тем людям, которые в силу различных обстоятельств не совершали оплату подоходного налога.
  • Бесплатная медицина. Да, медицина всегда была бесплатной. У каждого работающего гражданина вычитается налог на здравоохранение, но безработные получали также бесплатную медицинскую помощь, при этом не внося никакой платы.
  • Сокращение уровня безработицы. На это в первую очередь и было направленно такое решение правительства. Так, безработица - бич нашего времени, и каждое государство стремится понизить ее уровень. После указа многие стали искать работу, чтобы не платить из своего кармана налог.

Кто сказал, что с 2017 года налог на "тунеядство" отменили?

По истечении времени можно отметить, что данный сбор оказал свое влияние на экономику страны. Некоторые люди признались, что находятся на содержании, но и они без каких-либо проблем смогли произвести оплату. Поэтому вряд ли стоит ожидать отмены указа в ближайшее время.

Кто освобождается от уплаты?

Налог на "тунеядство" могут не платить следующие граждане:

  • Лица моложе 18 лет.
  • Пенсионеры. Женщины в возрасте 55 лет и мужчины после 60 не платят сбор, так как они находятся на заслуженном отдыхе.
  • Студенты. Учащиеся дневного отделения, которые впервые получают образование. Если это не первое образование, то придется заплатить государству.
  • Инвалиды и недееспособные граждане.
  • Люди, прибывшие в Республику Беларусь после принятия декрета.
  • Граждане, которые пребывают на территории страны менее 183 дней в году.
  • Церковнослужители религиозных организаций.
  • Сельские жители. В сельской местности нет практически никаких вакансий, поэтому все жители в основном занимаются фермерством, а это также считается работой и подразумевает выплату налогов.
  • Родители. По достижении ребенком трех лет один из родителей имеет право не выплачивать налог на "тунеядство".
  • Родители детей-инвалидов. Они не уплачивают налог на "тунеядство" в Беларуси, пока ребенку не исполнится 18 лет. После этого должны выйти на работу или уплатить сбор.
  • Граждане, которые пребывают длительно на территории другой страны, должны представить все документы, печати в паспортах о проживании за границей.
  • Военные просто предоставляют военный билет. Служащий-срочник, который отслужил меньше 183 дней в году, должен произвести выплату сбора.
  • Индивидуальные предприниматели. Только в том случае, если уплатили налогов за год более 20 базовых величин.
  • Адвокаты, нотариусы, суммарный налог которых за год составил более 70 базовых величин. Они могут не платить налог на "тунеядство" в Беларуси (2015 г.).

  • Многодетные родители, имеющие на воспитании трех или более детей.
  • Граждане, проходящие переподготовку, освободятся от уплаты сбора, если осуществляют перепрофилирование по направлению центра занятости.
  • Официально безработные должны состоять на учете в центре занятости, но не более трех лет. Отказаться от предлагаемой работы можно только два раза.
  • Владельцы съемных квартир при условии, что выплачивают налоги на средства, полученные от сдачи имущества.
  • Тяжелобольные должны предоставить листок о нетрудоспособности или справку, подтверждающую, что они находятся на лечении.
  • Люди творческих профессий должны предоставить билет о том, что состоят в творческом союзе.
  • Заключенные - граждане, отбывающие наказание в исправительной колонии более полугода.

Страны, в которых есть налог на "тунеядство"

Кроме Республики Беларусь, больше нигде нет такого налога. Каждые страны по-своему борются с безработицей. На сегодняшний день белорусы не очень довольны таким положением дел.

Кто отслеживает "тунеядцев"?

Орган по налогам и сборам инспектирует доходы и расходы граждан и выясняет, кто не производил никаких выплат. Далее, гражданин признается социальным иждивенцем, и ему направляют квитанцию об уплате сбора.

Наказание за неуплату

Если вовремя не оплатить налог на "тунеядство" в Беларуси (2015), то можно получить штраф. Он взимается в размере 2-4 базовых выплат. Или может быть наложен административный арест, срок которого может составлять до 15 суток. Для каждого гражданина мера наказания определяется индивидуально. Во время ареста нарушитель должен осуществлять общественно-полезные работы. Какие именно работы будут выполняться, решают местные власти. Отметим, что беременные женщины освобождаются от заключения под стражу.

Когда оплачивать?

Социальное иждивенчество облагается сбором, который оплачивается до 15 ноября следующего года. Если в установленный срок не произвели выплаты, то будут наложены автоматически. Например, сбор за 2016 год требуется оплатить до 15 ноября 2017-го. Лучше не опаздывать с оплатой. Также очень важно в срок принести документы, подтверждающие наличие возможности не оплачивать сбор.

Что делать, если пришло извещение?

Если вам пришло письмо о том, что вы "тунеядец", то в течение 30 календарных дней можете предоставить в налоговую службу документы, что вы освобождены от уплаты налога. На протяжении 30 дней проверяются ваши бумаги. Если налоговую инспекцию устроят документы, то об уплате можете забыть. А если им что-то не понравилось, то придется уже разбираться или переделывать справки.

Нюансы сбора

Многие утверждают, что социальное иждивенчество больше не облагается сбором. Но, к их большому сожалению, нет предпосылок к тому, что власти решат отменить сбор. Поэтому нужно знать все нюансы данного законопроекта, чтобы потом не было неприятностей. Многие думают, что если нет прописки в Беларуси, то можно не выплачивать сбор. В действительности это неправда. Таких граждан тоже отслеживают, и если они уклоняются от уплаты, то объявляют в розыск. Правительство страны заявляет, что незнание закона о сборе не освобождает от его уплаты.

Во многих статьях в Сети людям рассказывалось, что домохозяйки могут не уплачивать сбор. Однако президент не раз комментировал данный случай. Если в семье решили, что муж может обеспечивать полностью жену, то и уплатить сбор за нее сможет. Освобождаются только те домохозяйки, у которых на попечении несовершеннолетний ребенок, или если они являются многодетными матерями. Так что не стоит задаваться вопросом о том, отменят ли налог на "тунеядство". Вероятнее всего, что нет.

После введения данного сбора, по официальным данным, в стране резко сократилась безработица. Многие жители Беларуси боятся потерять свою должность. Подписывая данный законопроект, президент преследовал определенные цели, которые, с его слов, полностью себя оправдали. Закон приравнял все слои населения, и бедных, и богатых. В первые дни после принятия декрета многие возмущались подписанным Лукашенко приказом. И сейчас продолжаются массовые протесты и уличные демонстрации за отмену декрета.

А для тех граждан, которые не хотят работать, есть альтернатива - уплата налога. Власти заявляют, что никто насильно не заставляет людей трудиться, что данный законопроект не нарушает Конституцию страны, где прописано, что человек имеет право выбора. Работать или нет - решает сам человек, просто государство просит финансировать свою казну.

Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» никто не собирался «спускать на тормозах». Напротив, готовится его новая редакция, предусматривающая гораздо более широкий контроль за занятостью и доходами населения, чем в первоначальном варианте. Эти вопросы обсуждались на совещании у Президента Беларуси 3 августа по итогам доклада о демографической ситуации и содействии занятости населения.

Власти осознают роль человеческого капитала и надеются сохранить и увеличить динамику прироста населения. Правда, пока она оставляет желать лучшего: на 1 июля 2017 г. в республике проживало всего 9495,5 тыс. человек - почти на 682 тыс. меньше, чем на начало 1996 г. Хотя в 2014-2016 гг. наблюдалось некоторое улуч-шение, в текущем году снова начался спад. Однако Президент уверен, что Беларусь может прокормить 20 млн. человек, а для начал нужно достичь 15 млн. населения. «Это экономическая безопасность нашей страны, мощь нашего государства, а она всегда в людях », - сказал Александр Лукашенко.

В этом вопросе государство обязано действовать на опережение, прогнозировать будущие процессы и вовремя на них реагировать. «Создание условий для стимулирования рождаемости, обеспечение людей работой, рост их благосостояния - основные правительст-венные задачи, задачи местных органов власти, которые надо решать. За решение этих социальных вопросов спрос жесточайший с любого чиновника», - заявил Президент.

Второй, не менее важный вопрос - содействие занятости населения. «Каждый, кто хочет работать, должен иметь такую возможность. Поэтому органам власти нужно оказывать помощь всем, кто в этом нуждается. Активно налаживать переобучение граждан, содействовать им в организации своего дела», - заявил глава государства. Основной тезис властей: «каждый, кто хочет работать, должен иметь работу, и он в нашей стране ее имеет».

Для реализации такой кон-цепции важным инструментом по-прежнему остается Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества». Новая его редакция должна быть готова к октябрю текущего года.

Волна протестов против декрета не заставила власти изменить свое мнение. «Об-щество должно знать, что никакой отмены декрета быть не может , - заявил Президент. - Я уже мотивировал этот вопрос: как минимум полмиллиона у нас неработающих людей. Из них 200 тыс. мы можем освободить: многодетных, больных, инвалидов, людей, которые, может, и хотят работать, но у них не получается в силу жизненных обстоятельств. Но 300 тыс. где? Поэтому Декрет № 3 - это 300 тыс. тех, кто дол-жен работать, но не работает. И мы их должны заставить работать. Вот и вся идеология ».

По мнению Президента, местные органы власти, которые непосредственно контролируют рынок труда и видят каждого человека, и исполнительные органы власти на мес-тах должны иметь все полномочия и рычаги воздействия на этих людей для решения дан-ной проблемы. Активное учас-тие в разработке новой редакции декрета, наряду с правительством, должны принять и депутаты. «Устраняться от этой проблемы депутату нельзя », - заявил глава государства.

Интересно, что до недавних пор, разработка и принятие указов и декретов обычно вполне обходились без участия парламентариев. Но, оказывается, это тоже «их хлеб» - наверное, на случай, если придется объясняться с населением.

Новым подходом по стимулированию занятости населения станет реализация норм новой редакции Декрета № 3 силами местных органов влас-ти. Правительство также пред-лагает реализовать принцип «не работаешь - платишь за услуги». Предполагается, что трудоспособные граждане, которые не заняты в экономике, будут оплачивать субсидируемые за счет госбюджета услуги по стоимости, обеспечивающей возмещение затрат на их оказание.

Теперь изучаются все варианты, по которым могла бы строиться работа в этом направлении. Также в правительстве разрабатывают перечень таких услуг. Для реализации новых подходов создается Белорусская интегрированная сервисно-расчетная система. Министр труда и соцзащиты Ирина Костевич после совещания у главы государства пояснила, что к концу 2018 г. все граждане страны должны получить ID-карты, позволяющие определять, платит ли человек налоги и отчисления в ФСЗН. Трудоспособные граждане, не занятые в экономике, будут платить за те услуги, которые финансируются государством. Если человек не работает, «то государство будет уже совершенно по-другому предоставлять услуги», сообщила министр.

Поскольку Президент под-держал такую концепцию, остается доработать новую редакцию Декрета № 3, а также как можно быстрее разработать интегрированную сервисно--рас-четную систему, которая будет охватывать различные сферы жизни общества. При этом реализацию норм нового дек-рета предполагается передать в компетенцию местных органов власти. Именно им в недалеком будущем придется раз-бираться с недовольством населения, оценивать, кто и по какой причине оказался в «труд-ной жизненной ситуации» и можно ли ему чем-либо помочь.

Таким образом, власти отнюдь не намерены «спускать на тормозах» Декрет № 3, как надеялись иные граждане. Напротив, чиновники собираются извлечь кое-какие уроки из весенних событий и взыскивать с неработающего по раз-ным причинам населения деньги более эффективно на качественно новом уровне. Надо полагать, разработчики и авторы проекта заранее уверены, что их детище не будет противоречить нормам Конституции, гарантирующим белорусам право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения (ст. 45), доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования (ст. 49). Правда, во многих странах имеются подобные системы, например, обязательное страхование здоровья в Литве. Но одновременно там имеется целый ряд других механизмов, например, пособие по безработице, на которое человек может прожить. К тому же в ЕС, США и постсоветских странах государство не объявляло себя «социальным» и не воспитывало в населении годами патерналистские на-строения. Так что теперь нам придется заплатить не столько за социальные услуги, сколько за избавление от иллюзий.

Обратим внимание еще на одну деталь. На совещании говорилось не только о демографии, занятости и оплате социальных услуг. Также поднимались темы декларирования доходов и имущества и уклонения от уплаты налогов. Принято решение уделить этим вопросам большее внимание. Это стоит сделать и гражданам, которые в азарте обсуждения «налога на тунеядцев» не обратили внимания на пункт 15 Декрета № 3. Между тем в нем предусмотрено, что в целях установления граждан, не участвующих в финансировании государственных расходов или участвующих в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде, налоговые органы вправе осуществлять контроль за соответствием расходов граждан доходам на основании имеющихся сведений о доходах, имуществе и иных расходах граждан. Если налоговики установят, что кто-то живет не по легальным средствам, т.е. его расходы превышают доходы, сведения о которых имеются в распоряжении налоговых органов, либо факт получения дохода не подтверждается, то гражданину будет направлено письменное требование о даче пояснений об источниках доходов. Если пояснения не будут даны в установленный 30- дневный срок или их содержание окажется неубедительным, гражданину придется уплатить налог с суммы превышения расходов над доходами.

Инструкция о порядке осуществления контроля за соответствием расходов граждан доходам на основании имеющихся в распоряжении налоговых органов сведений о доходах, имуществе и иных расходах граждан без истребования декларации о доходах и имуществе, утв. постановлением МНС от 31.08.2015 № 22, и новая редакция Закона «О декларировании физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов» открывают широкие воз-можности для выявления лиц, живущих не по средствам, и взыскания с них налогов. Это могло бы пополнить казну куда существеннее, чем пресловутый «налог на тунеядцев», если, конечно, контролирующие ор-ганы всерьез начнут использовать эти механизмы. Правда, тогда, скорее всего, окажутся затронутыми интересы не без-работных и домохозяек, а весьма важных, возможно, даже влиятельных особ. Но у них-то деньги на уплату налогов как раз имеются.


Подробнее на сайте Экономической газеты: