Переход от плановой экономики к рыночной. Формирование основных рыночных институтов в условиях переходной экономики

В Российской Федерации с января 1992 г. было провозглашено ускоренное движение к рынку. Оно началось, по существу, без всякой предварительной подготовки и без должного учета зарубежного и отечественного опыта рыночных реформ.

За период 1992-1995 гг. наша страна продвинулась к конкурентному рынку очень незначительно. Выявились и отрицательные тенденции - тоже результат поучительный. Сейчас более четко, чем вначале, обозначились задачи, требующие теоретического и практического решения.

1. Обуздать и держать в нормальных пределах инфляцию, которая вновь набирает темп. В январе 1992 г. сущность перехода к рынку была сведена к либерализации цен, т.е. к переходу от подавленной инфляции к открытой. Началась галопирующая инфляция, которая временами была на грани гиперинфляции. В итоге в феврале 1995 г. цены превысили уровень 1990 г. в 3700 раз. Реформаторы утверждали, что либерализация цен создаст рынок, который начнет регулировать всю экономику, упорядочивая ее развитие. Но инфляция уподобилась сказочному джинну, которого выпустили из бутылки, в результате чего он доставил массу неприятностей и бед. В настоящее время государству пока удается сдерживать темп инфляции.

2. Провести демонополизацию рынка. Движение от полностью монополизированного рынка началось и до сих пор продолжается без каких-либо существенных изменений состояния российского рынка. Слабо выполняются законодательно провозглашенные меры по ограничению монополистической деятельности и развитию конкуренции. Поэтому либерализация цен проводилась руками монополий в их интересах.

Согласно официальным оценкам, удельный вес предприятий-монополистов в российской промышленности сравнительно невелик. Между тем в отдельных отраслях (особенно в добывающих и сырьевых) на их долю приходится значительный объем производства.



Действительное развитие конкуренции предполагает кардинальное изменение состояния национального рынка.

3. Создать так называемую критическую массу субъектов рыночных отношений. Она характеризует ту минимальную численность хозяйственных субъектов, которая необходима, чтобы рынок мог самостоятельно развиваться по свойственным ему законам. Между тем после провозглашения перехода к рынку на нем не оказалось его новых агентов. Ведь только примерно через год начался процесс приватизации государственной собственности. До сих пор еще нет тех 10-15 миллионов мелких и средних предприятий, которые, по-видимому, должны придать рыночным связям нужную массовость.

4. Полностью развить всю систему рынков. Рыночные преобразования в нашей стране начались с полного разрушения системы государственного материально-технического снабжения. Однако вместо нее не был создан аналогичный рынок производственного оборудования, а также рынок оптовой торговли. Нормальной экономики не может быть без рынка недвижимости (земли, жилья) и без рынка ценных бумаг. Еще предстоит в полной мере воссоздать все звенья развитой рыночной системы.

5. Правильно выбрать тип рынка, к которому нужно перейти.

Как это ни парадоксально, наша страна все-таки совершила переход к свободному рынку уже в январе 1992 г. Правда, речь идет о возникновении множества примитивных продовольственных и вещевых рынков, на которых ведется индивидуальная перепродажа отечественных и иностранных товаров. При этом далеко не всегда соблюдается надлежащий санитарно-эпидемиологический, экологический и иной контроль.

Жизнь доказала: необходимо создавать рынок как социальный институт. Само движение к цивилизованному рынку надо начинать с разработки множества правовых норм и законов, регулирующих рыночную экономику.

Поскольку переход к рыночной экономике России означает изменение развития страны, а не изменение функционирования хозяйства, то характерной чертой этого движения является неустойчивость существующей системы, которая должна уступить место другой экономической системе. В этих условиях возможны варианты развития, поскольку рядом сосуществуют элементы старой и новой систем.

Особую роль в переходной экономике должно выполнять государство. На данном этапе его функции состоят в создании рыночных условий хозяйства (правовая база, кредитное и налоговое регулирование, макроэкономическая стабилизация), активной структурной политике, поддержке предприятий в процессе их превращения в рыночные субъекты (антимонопольное регулирование, селективная поддержка), активной социальной поддержке населения на пути его адаптации к новым рыночным условиям.

Модель отечественной рыночной экономики - это социально ориентированная рыночная экономика, движение к которой было провозглашено в России в конце 1992 г. Социально ориентированная рыночная экономика представляет смешанную экономику со значительным государственным сектором и активным государственным регулированием. Социальная ориентация экономики предполагает существенный патернализм государства по отношению ко всем членам общества, обеспечение гарантий прожиточного минимума, определенного уровня потребностей населения в услугах, образовании, культуре, здравоохранении, жилье, регулирование занятости населения с ориентацией на минимальную безработицу. Конкретные же формы этой модели рыночной экономики должны учитывать особенности России.

выпускной экзамен

©Школа-интернат №16. Аниканова Анна. [email protected]Билет №4

Вопрос №1

Деятельность и общение.

План:

2. Виды общения.

3. Формы общения.

4. Коммуникация.

5. Функции общения.

Конспект ответа.

1. Соотношение деятельности и общения.

Общение - это вид деятельности (вид активности), процесс обмена информации между равноправными субъектами (процесс взаимодействия субъекта с субъектом). Субъектами общения могут выступать и отдельные люди, и группы людей, и все человечество в целом. Связи деятельности и общения:

o деятельность "=" общению.

o деятельность "не =" общению.

o они взаимодействуют, но самостоятельны и равноправны.

2. Виды общения.

o Общение между реальными субъектами.

o Общение между реальными субъектом и иллюзорным партнером (с животными).

o Общение между реальными субъектом с нереальным объектом, с воображаемым партнером (с самим собой).

o Общение воображаемых партнеров (диалог литературных героев).

Способы общения: вербальный, не вербальный (речь, жесты).

3. Формы общения.

o Диалог - Форма общения, сопоставления точек зрения, равноправие и самостоятельность. В диалоге ожидается ответ позиции друг друга дополняются.

o Обмен мнениями в виде монолога и реплик.

4. Коммуникация.

Коммуникация (взаимодействие субъекта с объектом) - процесс взаимодействия между двумя и более субъектами, с целью передачи информации (нет обратной связи). Например: пейджир.

5. Функции общения.

Функции разделяются в зависимости от цели общения:

o Подчиненное общение.

o Равноправное общение.

o Обогащающие развитие партнера (обучение, воспитание).

Вопрос №2

Государство и экономика.

Современный рынок регулируется государством.

В 1929-33гг. разразился мировой кризис экономики.
Следовательно, падение объема производства, массовая безработица.
Следовательно, ученые экономисты пересматривают многие положения экономической теории.

В 1936г. Дж. Кейнс выпустил книгу "Общая теория занятости, процента и денег", где доказывал что проблемы, с которыми сталкивались капиталистические страны в период кризиса могут быть решены если рыночная экономика будет регулироваться государством.
Взгляды Кейнса - кейнсианство.

Этапизация - огусударвстление.

Взгляды Кейнса оказали огромное влияние на организацию хозяйственной жизни в разных странах.

Государство использовало различные методы регулирования экономикой:

· Правовые (Государство принимает законы, которые упорядочивают рыночные отношения. Например: антимонопольные законы.).

· Финансово экономические (С помощью налогов и пошлин.).

· Экономическо-правовые (Государство составляет примерные планы развития экономики. Они носят не обязательный, а рекомендательный характер.).

Вывод: в современных условиях государство активно вмешивается в экономику, но государство не должно мешать экономике, а только помогать и только при необходимости в чем то ограничивать.

Влияние государства на экономику:

· Денежное обращение.

· Курс валюты.

· Налоги, пошлины.

· Перераспределение доходов населения.

· Выдача кредитов.

· Вложение в экономику иностранных капиталов.

· Разработка различных программ.

выпускной экзамен

©Школа-интернат №16. Аниканова Анна. [email protected]Билет №5

Россия после длительного периода существования административно-командного типа системы национальной экономики в конце ХХ в. начала переход к рыночной модели национальной экономики. Это было вызвано объективной необходимостью вывода национальной экономики из затяжного кризиса.
Так как существовавшая система не могла обеспечить активного экономического роста, было принято решение о ее изменении. В результате этого изменилась не только национальная экономика, но и политическая, государственная, социальная системы.
Распад СССР повлек за собой существенные геополитические изменения, разрушение существовавших экономических связей привело к глубокому кризису не только российской экономики, но и экономик стран, входивших в состав СССР.
Объективными причинами перехода России к рыночной модели экономики были:
1) тотальное государственное регулирование экономики. Официальное отсутствие рыночных отношений существовало одновременно с развитой теневой экономикой;
2) существование нерыночной экономики в течение большого промежутка времени, что привело к ослаблению экономической активности населения, а также ориентации на принятие решений государством, т. е. необоснованному преувеличению тотальной социальной функции государства;
3) перекос отраслевой структуры национальной экономики в сторону доминантной позиции военно-промышленного комплекса (ВПК). Одновременно с этим было снижено значение легкой промышленности, а также отраслей, которые непосредственным образом обеспечивают качество жизни населения;
4) отсутствие конкурентной способности товаров, произведенных в сфере национальной экономики, на уровне мировой экономики. Совокупность всех этих факторов привела к формированию затяжного экономического, социального и политического кризиса. Была определена общая цель – переход экономики России в состояние эффективной рыночной системы с сохранением социальных функций государства.
Модель рыночной экономики должна была основываться на:
1) эффективном государственном аппарате, способном обеспечить активный экономический рост, с признанием и защитой права частной собственности;
2) активной системе минимальных социальных гарантий населению со стороны государства;
3) конкурентоспособной национальной экономике;
4) создании условий для формирования и существования института частной собственности;
5) формировании и поддержании конкурентной среды внутри национальной экономики, в качестве основного способа активных темпов экономического роста.

Вы также можете найти интересующую информацию в электронной библиотеке Sci.House. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 19. Причины перехода России к рыночной экономике:

  1. 35. Экономика России в период перехода к рыночной модели хозяйствования
  2. 39.Трансформационная экономика. Необходимость перехода к рыночной экономике. Концепции перехода к рыночной экономике. Трансформационная экономика имеет характерные черты:
  3. 10.5. В ЧЕМ СПЕЦИФИКА ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ В РОССИИ?
  4. 5. ПЕРЕХОД РОССИИ НА ПРИНЯТУЮ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКЕ СИСТЕМУ УЧЕТА И СТАТИСТИКИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Отсчет, или старт, переходной экономики в России начался со 2 января 1992 г., когда правительство объявило о либерализации цен. Выстрел был сделан. Страна вздыбилась и рванула вперед? к финишу под лозунгом «РЫНОК». Причем старт был дан в очень сложной экономической ситуации. А именно: Россия начала рыночную реформу, имея деформированную структуру экономики. Эта структура формировалась не под влиянием действия экономических законов, скажем, закона спроса и предложения, как в любой рыночной экономике, а в условиях жесткого централизованного управления. Экономика СССР до принятия программы перехода к рыночным преобразованиям развивалась на доктрине Маркса, согласно которой в основе жизни человеческого общества лежит производство материальных благ. Эта научно обоснованная позиция была понята советскими экономистами буквально, и в жизнь стала воплощаться модель экономики под названием «производство ради производства», а не ради потребителя. В советской экономике производству потребительских товаров отводилась второстепенная роль, равно как и сфере услуг. Известно, что почти 90% капиталовложений направлялось в тяжелую промышленность и оборонный комплекс и менее 10% ? в потребительский сектор: пищевую и легкую промышленность. Это были самые отсталые отрасли с изношенным оборудованием.

В СССР решение фундаментальных вопросов: Что производить? Как? Для кого? ? зависело от центра, т. е. от решений высшей государственной власти. Иначе говоря, государство в лице правительственных органов управляло всей экономикой. Поэтому такую экономику нередко называют командной экономикой, а систему управления? бюрократической. Важнейшим ее пороком было безраздельное господство в материальном производстве одной формы собственности? государственной, и лишь в сельском хозяйстве и торговле допускалась кооперативная форма собственности. Это привело к отсутствию свободы предпринимательства и выбора, личного интереса при принятии решений, конкуренции, системы рынков и цен. Человеческий потенциал? потенциал инновационной активности, как правило, использовался крайне неэффективно.

В целом бюрократическая система хозяйствования с неизбежностью вошла в системный кризис, связанный с кризисом всех других социально-экономических отношений. Отсюда важнейшей задачей продвижения к рыночным отношениям стало становление частной собственности и рынка, включающее новые, якобы демократические формы регулирования экономики.

Развитие рынка в России стало осуществляться по нескольким направлениям:

1) разрушения государственных и становления частномонополистических форм хозяйствования, что с неизбежностью приводит к развитию денежного хозяйства;

2) освоения, так сказать, новых организационно-правовых форм предпринимательской деятельности: индивидуального владения, товарищества (партнерства), в том числе акционерных обществ и др. В частности, это касается и такой сферы, как финансы;

3) формирования рынка ресурсов: рабочей силы, капитала, земли, в том числе рынка недвижимости. Генезис этих рынков является специфической чертой переходной экономики.

В настоящее время переходная экономика России представляет собой картину экономического взаимодействия, с одной стороны, прошлых (но еще не ушедших с арены) централизованных форм хозяйствования и, с другой стороны, новых форм? рыночных. Поэтому не случайно, что переходная экономика зачастую играет по неизвестным правилам, так как она представляет собой симбиоз противоречивых, нередко исключающих друг друга сил: либерализации и бюрократизма.

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

Еще по теме 10.5. В ЧЕМ СПЕЦИФИКА ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ В РОССИИ?:

  1. Особенности деятельности менеджеров в период перехода России к рыночной экономике
  2. ГЛАВА 7 ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕРЕХОДА ОТ ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИКИ К РЫНОЧНОЙ

Переход России к рыночной экономике

1.Причины краха командно-административной экономики

В XX в. на протяжении нескольких десятилетий в России и других странах бывшего СССР, а также в ряде стран Восточной Европы и Азии существовала командно-административная система хозяйствования. Эта экономическая система была основана на социалистической доктрине, предполагающей, во-первых, искоренение неравенства, во-вторых, - сознательное регулирование жизни общества и каждого человека в отдельности со стороны неких верховных органов общества.

Командно-административная система - это такая форма организации экономической деятельности, при которой материальные ресурсы находятся в государственной собственности, а координация хозяйственной жизни происходит путем централизованного директивного планирования. Управление обществом осуществляется в основном административными методами. До предприятий из единого центра доводят планы работ, выполнение их жестко контролируется. Господствует уравнительное, внеэкономическое распределение материальных благ.

Командно-административной системе присущи следующие характерные черты:

Тотальное огосударствление народного хозяйства, означающее, что только государство является собственником материальных ресурсов, и только оно может принимать экономические решения. Огосударствление хозяйственной жизни ведет к сверхмонополизации и деформированности структуры экономики, затратному ее характеру, к "ничейной" собственности, отделению работника от условий и результатов производства;

Отсутствие реальной системы товарных отношений: развитой системы банков, рынка труда, формальное действие основных категорий рынка, отсутствие ценовых индикаторов и т. д.;

Социальное иждивенчество - когда многие предприятия и члены общества, по сути дела, существуют посредством перераспределения прибыли от высокоэффективных к плохо работающим;

Всеобщий дефицит товаров и услуг, их повсеместное рационирование;

Подавленная инфляция и скрытая безработица;

Закрытость экономики по отношению к западным странам.

Указанные черты привели к тому, что в странах с командной экономикой со временем стали все больше проявляться и нарастать отрицательные ее последствия: снижение эффективности производства; преобладание экстенсивного типа развития; невосприимчивость экономики к достижениям научно-технического прогресса; диспропорциональность развития народного хозяйства; уравнительное распределение благ в сочетании с привилегиями для отдельных групп; подрыв трудовой мотивации работников и др. В частности, советская экономика к середине 80-х гг. столкнулась с полным исчерпанием возможностей наращивания производства за счет дополнительного вовлечения природных, трудовых и иных ресурсов. На рубеже 80-х-90-х гг. наступает системный кризис и, по сути дела, происходит крах советской экономики.

Нельзя не признать также и тот факт, что крах советской модели социализма явился во многом следствием борьбы социалистической и капиталистической систем на политической арене. В конечном итоге назрела необходимость глубоких реформ, перехода к современной рыночной системе.

2. Переход России к рыночной экономике

Переходная экономика - особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует в период перехода от одной экономической системы к другой. Здесь происходят изменения не внутри устоявшейся системы, а переход от одной системы организации хозяйства к другой.

Особенности переходной экономики проявляются прежде всего в глобальности происходящих изменений. Изменениям подвержено все: отношения собственности, способ распределения ресурсов, мотивация, цели и средства экономического развития, ценностные ориентации населении, экономические и социальные институты. Экономическая структура переходной экономики характеризуется сегментарностью, то есть взаимным переплетением и взаимным влиянием разных сегментов. В одних доминируют элементы исходного уровня - плановой системы, в других - конечной стадии - рыночной системы, в-третьих - некий симбиоз элементов двух систем. Экономические процессы изменяются в направлении усиления рыночных и ослабления административно-командных элементов системы. Поэтому характерной чертой переходного периода, во-первых, являются изменчивость и неустойчивость. Они настолько нарушают устойчивость системы, ослабляют ее, что в конечном итоге она уступает место другой экономической системе.

Во-вторых, для переходной экономики характерно появление особых переходных экономических форм, в частности, многоукладности. Наряду с государственным в переходный период получают развитие мелкотоварный и частнокапиталистический уклады. Примером несовершенства переходных экономических форм в этот период может служить акционерная форма собственности. На первых порах она лишь внешне напоминает акционерные общества в рыночно-развитых системах.

По мере повышения степени развитости переходной экономики переходные формы постепенно начинают все больше соответствовать экономике рыночного типа.

В-третьих, переходной экономике присущ особый характер противоречий. Это противоречия нового и старого, элементов зарождающейся и отмирающей экономики, различных слоев общества. Разрешение этих противоречий в конечном итоге ведет к смене экономической системы.

Наконец, в-четвертых, - историчность переходной экономики, то есть ее преходящий характер, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы. Длительность переходного периода зависит как от условий переходной экономики, так и от особенностей региона или отдельной страны.

3.Изменения переходного периода

Ряд изменений переходного периода для всех стран носит неизбежный характер и выступает как закономерности. Назовем основные из них.

Либерализация экономических отношений - отмена государственной монополии на хозяйственную деятельность, переход к конкурентным рыночным отношениям, формирование цен в основном в соответствии со спросом и предложением, образование рынков факторов производства, раскрепощение предпринимательства, создание равных возможностей для деловой активности экономических субъектов.

Институциональные преобразования - принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства, изменяющего отношения собственности путем приватизация и формальные и неформальные условия хозяйственной деятельности, возникновение новых субъектов хозяйственной деятельности (коммерческие банки, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды и т. д.).

Структурные преобразования - устранение диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства, развитие производства продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках.

Макроэкономическая стабилизация - сдерживание инфляции; поддержание высокого уровня занятости; сохранение высоких темпов роста (не менее 5-7 % в год); гарантирование справедливого распределения доходов и собственности; создание необходимой инфраструктуры; формирование уравновешенного платежного баланса при соответствующем балансе текущих платежей; достижение сбалансированности государственного бюджета и т. д.

Формирование соответствующей рыночному хозяйству системы социального обеспечения населения - переход от уравнительного распределения к адресной социальной поддержке нуждающихся членов общества; одновременно освобождение предприятий от выполнения широких социальных функций.

Общие для Переходной экономики закономерности по-разному проявляются в различных условиях. Это необходимо учитывать при разработке программ реформирования экономической системы в переходный период. Например, либерализация экономических отношений позволяет избавиться от дефицита и неэффективного огосударствления экономики. Вместе с тем становление либеральных рыночных институтов представляет собой только средство для утверждения новых механизмов присвоения и распределения.

В конечном итоге в переходной экономике должны быть созданы такие экономические отношения и механизмы, которые ориентировали бы все хозяйственные субъекты не столько на наращивание объемов производства, сколько на повышения уровня качества жизни населения.

4. Современная рыночная экономика России

За период с начала реформирования, с 90-х гг. прошлого века, наша экономическая система фактически обрела рыночную атрибутику и в этом смысле уже не является переходной. Подавляющая часть валового внутреннего продукта производится в негосударственном секторе экономики. Россия получила официальный статус страны с рыночной экономикой. Следует признать необратимость коренных экономических и политических перемен и невозможность возврата к социалистическому прошлому, во всяком случае, в его прежнем виде.

Вместе с тем, нельзя не заметить, что функционирование рыночных институтов в российской экономике еще не отвечает современным требованиям к организации национального хозяйства. Институционально несовершенная рыночная экономика требует своего дальнейшего реформирования. Кризис 1998 года завершил период становления классического "дикого рынка", поставив как наиболее актуальную проблему задачу перевода рыночных отношений в цивилизованное русло.

В наиболее обобщенном виде этот процесс нацелен: а) на достижение экономического роста, высокой конкурентоспособности на основе формирования конкурентной среды и структурной перестройки экономики; б) на создание эффективной правовой системы (прежде всего в сфере обеспечения экономической свободы и защиты предпринимательской деятельности); в) на формирование открытой экономики.

Создание конкурентной среды требует необходимых предпосылок. Среди них выделим: рассредоточение рыночной власти; многообразие предпринимательских образований; государственная поддержка предпринимательства; эффективное информационное обеспечение и доступность технологий; подготовка и переподготовка кадров, изменение у них мотивационных ориентиров в сторону психологии рыночного типа.

Конкурентная среда способствует укреплению конкурентоспособности. Конкурентоспособность - относительно новое понятие для российской действительности, означающее способность хозяйствующих субъектов противостоять на рынке конкурентам своими более качественными и дешевыми товарами и услугами внутри национальной экономики и за ее пределами. В рейтинге конкурентоспособности 59 стран мира Россия занимает пока 55-е место. Среди российских предприятий 34% считают себя конкурентоспособными на внутреннем рынке страны и только 7 % - на международном рынке.

Формирование эффективной рыночной экономики предполагает ее структурную перестройку. Она представляет собой совокупность мер, направленных на перераспределение ресурсного потенциала для развития и качественного обновления экономического роста. Преобразовательные процессы призваны воздействовать одновременно на несколько уровней экономики: отраслевую, региональную, технологическую, организационно-управленческую, социальную. Конечная цель структурной перестройки экономики - достижение оптимальной структуры, соответствующей общественным потребностям.

Мировой опыт успешных структурных изменений в экономике доказывает, что ключевым аспектом структурной перестройки является поддержка тех областей национальной экономики, которые могут быть носителями экономического роста в масштабе мирового рынка. Ведущие страны мира изменяют структуру производства и мирового товарооборота, увеличивая в ней долю более техноемких и наукоемких изделий. Отсюда необходимость не просто структурной перестройки под влиянием рыночных процессов, а структурной адаптации к мировому хозяйству и выработки действенных мер по повышению конкурентоспособности отечественных предприятий.

Структурная перестройка особенно необходима России. Пока что в стране преобладают сырьевые, добывающие отрасли. В ближайшей перспективе возможности роста будут ограничиваться в силу, прежде всего, устаревшей материально-технической базы промышленности и низкого уровня инвестиций. Не случайно в настоящее время в России в среднем по отраслям совокупная производительность составляет 25 % по сравнению с западными компаниями, Энергоемкость производства в 4 раза выше. Срок службы оборудования в 2,5 раза превышает нормативы, более двух третей основных фондов устарело.

Структурные преобразования в современной экономике России требуют создания правовой основы, ориентированной на эффективную деятельность хозяйствующих субъектов. В российском законодательстве имеются многочисленные пробелы в нормативном регулировании. Юридически недостаточно проработано множество законодательных актов, поэтому они часто противоречат друг другу. Среди основных направлений совершенствования правового обеспечения хозяйствующих субъектов на современном этапе следует выделить: обеспечение единого правового поля; развитие системы правовых норм; создание надежных механизмов реализации законов.

Формирование открытой экономики, вхождение ее в мировое хозяйство требует как от отказа от крайнего протекционизма, так и эффективной поддержки отечественных отраслей и производств на всех уровнях хозяйствования. Открытость экономики постоянно должна соизмеряться и с интересами отечественных товаропроизводителей.

Это становится одной из важнейших функций современного российского государства.

1 Начало перехода к рыночной экономике:ошибки и просчеты.

Кризисные явления в стране и поиск путей ихпреодоления

В середине 80 годов всёбольше ощущается кризисное состояние советского общества. Избрание в марте 1985г. Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С.Горбачева означало победу в руководствеполитического направления, стремившегося к обновлению общества. В истории СССРначался период «перестройки». наэтом политическом этапе ХХVII съезд КПСС в экономической сфере утвердил концепцию«ускорение социально-экономического развития страны». Предусматривалосьперераспределение капиталовложений в отрасли, определяющие техническийпрогресс. Но реформы в экономике натолкнулись на инерцию системы. Перевод надвух-, трехсменную работу потребовал изменения графика работы транспорта,магазинов, столовых, детских учреждений и поэтому не был осуществлен в крупныхмасштабах. В условиях всеобщего дефицита и монополизма производителя лозунгулучшения качества выглядел странно - брали любую продукцию. Меры поукреплению дисциплины оказались непродуманными. Только ущерб от антиалкогольнойкампании составил 40 млрд. руб. в ценах тех лет в первые два года. Введениегосударственной системы приемки продукции привело лишь к увеличению числаконтролирующих без роста качества. Подход и здесь был чисто бюрократическим.

Второй этап (1987-1988 гг.) проходил подлозунгом «больше демократии». Вэкономике процесс реформирования административно-бюрократической системы в этидва года был связан с принятием в 1987 г., а в дальнейшем реализацией Закона огосударственном предприятии (объединении). Он предусматривал: расширение границсамостоятельности предприятий, перевод их на хозрасчет, установление прямойзависимости доходов коллектива от эффективности производства. С этой цельюсоставление планов производства переходило в ведение самих предприятий. Планысоставляли на основе государственных заказов в прямых договоров с другимипредприятиями и торговыми организациями. Все текущие затраты (оплата труда,реконструкция, социальное развитие) покрывались из средств предприятия,вносившего платежи в госбюджет за производственные фонды, землю, воду. Остальныесредства оставались в распоряжении заводов и фабрик.

Третий политический этап (1989-1990гг.) продолжалось реформирование промышленности и сельского хозяйства. Ононосило половинчатый, непоследовательный характер. Это был не переход кэкономическим методам управления, а лишь некоторое ограничениеадминистрирования. В условиях государственной собственности на средствапроизводства и монополии производителей оно привело лишь к росту цен и отказуот производства «невыгодной» продукции.

Правительство решало проблему денежного оборотасамым простым путем – путем печатания новых денег. Попытки насытить рынок засчет развития кооперативного движения и индивидуальной трудовой деятельностипотерпели неудачу. Кооперативы стали придатком административной системы, врослив нее.

С 1989 г. инфляционные процессы принялилавинообразный характер. Предприятия, стремясь избавиться от денег, началивкладывать их в любые виды ресурсов. Резко возросли сверхнормативные запасы. Вовзаимоотношениях друг с другом предприятия стали переходить к безденежномутоварообороту, отказывались от госзаказа. Все большее развитие стали получатьбартерные сделки. Сверхплановую продукцию продавали не внутри страны, астремились по любой цене отправить за рубеж.

Рост цен, вызванный инфляцией, привел к тому,что колхозы и совхозы стали отказываться продавать государству продукцию иискать пути непосредственного натурального обмена с предприятиями. Прирекордных урожаях (1989 г. – 211 млн. т, 1990 г. – 230 млн. т зерна) сталощущаться недостаток продовольствия. Становилось ясно, что надо идти к рыночнойэкономике, но не известно, каким путем и в какие сроки, какими методамиреализовывать закон стоимости и создавать рынок.

На состоявшемся в конце октября 1991 г. V Съезде народных депутатов Б. Ельцинзаявил, что настал момент для перехода к решительному реформированиюэкономики . План сводился к либерализации цен, ускоренной приватизации,земельной реформе с введением права купли-продажи земли, реформированию банковскойсистемы. Чтобы несколько смягчить положение населения, которому предстояловыдержать резкое повышение цен, предусматривались некоторые меры социальнойзащиты.

В январе 1992г. команда Гайдара намеревалась двигаться быстро повсем направлениям. Среди объявленных мер были либерализация большинства цен,отмена старой системы поставок, полная либерализация импорта, кардинальныеизменения в налоговой системе, быстрое покрытие дефицита бюджета, сильноеужесточение денежной политики, программа приватизации с очень честолюбивымицелями, подготовка к конвертации рубля вместе с немедленным смягчением правилпо торговле иностранной валютой, и переговорах о существующих отношенияхторговли с другими экс-республиками. Это было внушительное меню измененийполитики; учитывая отправную точку, это было конечно большее количестворадикала, чем польский «большой скачок».

Вместе с тем рост цен с января 1992 г.превзошел все ожидания. Вместо оптимистичных прогнозов их увеличения в 3-5 рази пессимистичных в 8-10 раз в течение одного 1992 г. цены подскочили в 36 раз!Рост заработной платы и социальных выплат не успевал компенсировать снижениепокупательной способности населения.

В тяжелом положении находилось не толькопроизводство, но и социальная сфера, наука, системы здравоохранения иобразования. Закрылись многие НИИ, лаборатории, резко ухудшилось материальноеположение ученых и преподавателей, что стало основной причиной их оттока вкоммерцию или за границу. Только в 1992 г. в коммерцию ушли 90 тыс. ученых.Численность научно-педагогических работников сократилась на 27 %.

После начала радикальных преобразований вроссийском обществе произошли резкие подвижки социальной структуры. По даннымРоссийской Академии наук к концу 1993 г. слой богатых в стране составил 3-5 %,среднеобеспеченных – 13-15 %, бедных – 40 %, живших за чертой бедности – 40 %. Поданным других социологов, к средним слоям следовало отнести всего лишь 7 %населения, к бедным – 25 %, находящимся за чертой бедности – 65 %.

Реформы разворачивались без соответствующейзаконодательной базы. В этих условиях от них выиграли прежде всего те, ктонаживался за счет менее расторопных сограждан. указ «О свободе торговли», предоставивший равные правакаждому, кто собирался заняться предпринимательством в сфере торговли, подтолкнулк занятию торгово-посреднической деятельностью сотни тысяч людей. Скрытаябезработица, простои предприятий, с одной стороны, примитивная торгово-посредническаядеятельность, с другой - вели к резкому расслоению общества и как следствие к ростусоциальной напряженности.

В январе-феврале 1992 г. к забастовкамили их угрозам прибегали авиадиспетчеры, железнодорожники, водители городскихавтобусов, шахтеры, учителя, врачи. Руководители предприятий, неприспособленные к новой, рыночной ситуации, перестали выплачивать деньги засырье, материалы, комплектующие детали своим смежникам, надеясь, что рано илипоздно государство, как и в старые времена, решит их проблемы. В результатевозник кризис неплатежей, предприятия задолжали друг другу огромные суммы,начались перебои с выплатами зарплаты – все это еще больше накаляло обстановку.Оказавшись в сложном положении, правительство с весны 1992 г. начало прибегатьк увеличению денежной эмиссии, раздаче льготных кредитов государственнымпредприятиям, взаимозачетам задолжностей. Это привело к резкому усилениюинфляции, замедлению темпов экономических преобразований, затягивало решениесоциальных вопросов.

В 1993–1996 гг. социально-экономическаяситуация в России оставалась сложной и напряженной. Продолжался спадпромышленного производства: в 1994 г. он составил 21 %, в 1995 г. – 3 %. Высокой,особенно в 1993-1994 гг., была инфляция, сопровождавшаяся быстрым ростомцен. Для большинства россиян, не имевших навыков жизни в условиях экономическихи политических свобод, качество жизни почти во всех компонентах ухудшилось.Реальная заработная плата в январе 1996 г. была на 15 % ниже, чем в 1992 г.,продолжались задержки с ее выплатой. Увеличилась доля работающих в условиях, неотвечающих санитарно-гигиеническим требованиям. Средняя продолжительность жизниупала с 69 лет в 1990 г. до 64 в 1996 г. Уровень преступности за это же времявырос в полтора раза. Произошло резкое расслоение населения по уровню достатка.В 1995 г. средний предпринимательский доход в 8-10 раз превышал среднююзаработную плату и в 30 – 40 раз превышал среднюю пенсию.

Приватизация должна была покончить с монополиейгосударства в сфере производства, стимулировать заинтересованностьпроизводителей в результатах своего труда, сделать каждого в той или инойстепени собственником. Долгие дискуссии о путях приватизации завершилисьпринятием схемы, по которой на руки гражданам выдавались приватизационные чеки.Это пропагандировали как наиболее справедливый путь приватизации, илиразгосударствления предприятий, поскольку каждый гражданин через чекистановился как бы совладельцем всего государственного имущества, получал своюдолю. Всего было роздано 146 млн. чеков. Гражданам предложили выбирать для себясхему реализации чека: использовать его при закрытой подписке на акции своего предприятия,участвовать в чековом аукционе, купить акции чекового инвестиционного фонда(ЧИФ) – таковых было создано 646, либо продать.

На практике приватизационные чеки, оказалисьвтянуты в спекулятивный оборот. Многие граждане продавали свои чеки сомнительнымкоммерсантам или отдавали их в ЧИФ, рассчитывая на получение в будущемдивидендов. Реальная стоимость чеков быстро падала, а население спешило от нихизбавиться, так как были установлены довольно жесткие сроки их реализации. Врезультате приватизационные чеки аккумулировались в руках спекулянтов,легализировавшихся теневиков, в значительной мере у администрации предприятий,чиновников, создавших побочные коммерческие структуры, которые специальнозанимались сбором приватизационных чеков у населения и работников предприятий.

Механизм проведения приватизации был нацелен нато, чтобы в максимально короткие сроки раздать государственную собственность сучетом того, что действительных капиталов для приобретения собственности порыночным ценам в стране не было. Общая номинальная величина ваучерного фонда(более 1,5 трлн. руб.) примерно соответствовала балансовой стоимости основныхпроизводственных фондов России на конец 1991 г. Но после либерализации ценывыросли в 10 раз, тогда как соответствующая переоценка стоимости основныхфондов была проведена только в середине 1993 г. Таким образом, величинаваучерного фонда относительно стоимости предприятий была завышена, чтопозволило через чековые инвестиционные фонды фактически обеспечить передачугосударственной собственности новым владельцам по низким ценам. Т.О. 500крупнейших приватизированных предприятий России стоимостью не менее 200 млрд.долл. были фактически проданы за 7,2 млрд. долл. США.

К 1995 г. в России были заложены основы рыночной экономики. Либерализация цен, первичная приватизация госсобственности, формирование типично рыночных институтов, таких как фондовый рынок, валютная биржа, создание двухуровневой банковской системы – все это казалось серьезной заявкой на последовательные реформы. Однако в стране продолжался спад производства, сохранялась высокая инфляция и значительный дефицит бюджета, а перераспределение собственности приобрело ярко выраженный криминальный оттенок и практически не затронуло основную массу населения. В 1995 г. главным врагом стабилизации и экономического роста была объявлена инфляция, в целях борьбы с которой было принято решение о переходе от эмиссионных способов балансировки государственного бюджета к заимствованиям внутренним и внешним; началось ужесточение денежно-кредитной политики. Экономические реформы осуществлялись на фоне хронического конфликта исполнительной и законодательной ветвей власти.

2 Россия и мировоесообщество в первой половине 90-х годов.

Геополитическое положениеРоссии в мире после распада СССР

Вначале 90 годов в СССР, а затем и в России началисьизменения. Они затронули все стороны социально-политического и экономическогоразвития советского общества, жизни советских людей. Проходили они оченьбыстро, носили противоречивый характер, и имели серьёзные последствия для нашейстраны. Даже сегодня трудно разобраться во всех этих событиях и датьоднозначные ответы на все вопросы, выдвинутые ими.

Основныевопросы: Как могло случиться, что смировой арены исчезло такое мощное государство как Советский Союз?Каковы причины этого исчезновения? Можно ли было этого избежать? Почему бывшиесоюзные республики превратились в придатки, полуколонии запада, стали зависимыот него?

Потрясения в СССР вызвали усиленную цепнуюполитическую реакцию в социалистических странах Восточной Европы в 1989–1990гг., где фактически рухнули социалистические режимы. В ноябре 1990 г. ГДР вошлав состав ФРГ. Чехословакия достаточно скоро распалась на Чехию и Словакию. ВЮгославии падение старого режима развалило страну и положило начало бесконечнойгражданской войне на национальной почве, грозящей перерасти в мировую.

В мае 1988 г. начался вывод советских войск изАфганистана. Он был полностью завершен 15 февраля 1989 г.

В 1991 г. распустили Совет экономической взаимопомощи, прекратил свое существование Варшавский договор.

После распада СоветскогоСоюза и провозглашения Содружества Независимых Государств Российская Федерация,выступив в качестве правопреемника СССР на международной арене, заняла местопостоянного члена Совета Безопасности ООН и утвердила за собой статус великойядерной державы. Вместе с тем сложившиеся принципиально новые геополитическиеусловия потребовали от российского руководства сформировать соответствующуюконцепцию внешнеполитического развития.

Геополитическое положение России, т.е.положение на политической карте мира и отношение к различным государствам, значительноизменилось по сравнению с бывшим СССР. Советский Союз находился в «двухполюсном»(биполярном) мире. Два экономических и военных блока (НАТО и Варшавский пакт),возглавляемые сверхдержавами – США и СССР, находились на стадии противоборстваи «холодной войны». Но с распадом СССР прекратилось военное противостояние, отчегополностью изменилась геополитическую обстановку вокруг независимой России и экономическиесвязи с внешним миром.

Внешнеполитическая концепция РоссийскойФедерации выдвигала приоритетными задачами сохранение территориальнойцелостности и независимости, обеспечение благоприятных условий для развитиярыночной экономики и включения в мировое сообщество. Предстояло добитьсяпризнания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, атакже помощи западных стран в проведении курса реформ. Важная роль отводиласьвнешней торговле России с зарубежными странами. Внешнеэкономические связирассматривались как одно из средств преодоления хозяйственного кризиса встране.

Постепенно сформировалисьдва важнейших направления российской внешней политики:

Становление и развитие отношений с бывшими советскимиреспубликами, или так называемым ближним («новым») зарубежьем;

Развитие отношений с дальним зарубежьем – ведущими странамиЗапада, в первую очередь с США, и со странами Азиатско-Тихоокенанского региона.

Отношения России состранами СНГ поначалу определялись проблемами формированияполитического и экономического сотрудничества в рамках СНГ, обеспечениеминтересов русскоязычного населения (свыше 25 млн. соотечественников) в ближнемзарубежье, «цивилизованным разделом» «наследства» некогда единого Союзногогосударства и прежде всего огромного военного потенциала Вооруженных Сил.

Сразу же после распадаСССР резко обострились отношения России с Украиной, что было связано спроблемой раздела Черноморского флота и вопросом о статусе Крыма ивоенно-морской базы Севастополя.

Конфликты с правительствами государствПрибалтики вызывались дискриминацией проживающего там русскоязычного населенияи нерешенностыо некоторых территориальных вопросов. Экономические истратегические интересы России в Таджикистане и Молдавии явились причинами ееучастия в вооруженных столкновениях в этих регионах. Наиболее конструктивноразвивались взаимоотношения между Российской федерацией и Белоруссией.

Попытка созданияОбъединенных Вооруженных Сил СНГ, предпринятая в 1992 г., не увенчаласьуспехом. В связи с этим российское руководство в мае 1992 г. приняло решение оформировании ВС России. Их численность была установлена законодательством вразмере 1 % от общего числа населения страны. Это повлекло за собой резкоесокращение общего числа военнослужащих. Началась разработка программынеобходимой реорганизации всей структуры Вооруженных Сил – военной реформы.Одновременно происходил вывод военных группировок из стран бывшего Варшавскогоблока, Германии и республик Прибалтики.

Основной проблемойявлялось налаживание взаимовыгодного экономического сотрудничества стран СНГ.Но из-за развала к концу 1992 г. рублевой зоны Россия была вынуждена перейти наторговлю, прежде всего энергоресурсами, со странами Содружества по мировымценам. В результате внешний долг бывших советских республик начал стремительнорасти. А товарооборот в рамках СНГ существенно снизился.

Распад СССР разрушил традиционные экономическиесвязи с бывшими республиками. В 1992-1995 гг. падал товарооборот сгосударствами СНГ. Россия продолжала поставлять им топливно-энергетическиересурсы, прежде всего нефть и газ. В структуре импортных поступленийпреобладали товары народного потребления и продовольствие. Одним из препятствийна пути развития торговых отношений являлась образовавшаяся в предшествующие годыфинансовая задолженность России со стороны государств Содружества. В середине90-х годов ее размер превышал б млрд. долл.

Таким образом, за первыедва года существования Содружества дезинтеграционные процессы на постсоветскомпространстве значительно усилились. Лишь в 1994 г. между странами СНГнаметились тенденции к большему экономическому и политическому сотрудничеству.Особую популярность приобрел тезис о «разноскоростной и разноуровневойинтеграции». В связи с этим главным направлением в сотрудничестве России состранами СНГ стало налаживание двусторонних отношений. В октябре 1994 г. наочередном саммите лидеров СНГ было принято решение о созданииМежгосударственного экономического комитета (МЭК) и формировании Таможенногосоюза, а также исполнительных органов «четверки».

Политика России по отношению к странам дальнего зарубежья в первой половине90-х гг. находилась в состоянии «переходного периода». Шел активный поиск новыхинструментов осуществления национальной политики РФ в изменившемся мире. Доминирующеевлияние на формирование внешнеполитической доктрины России в этот периодоказывало тяжелое социально-экономическое положение страны, переживавшей этапвхождения в рыночные отношения.

После августовских событий 1991 г. началосьдипломатическое признание России. Для переговоров с российским президентомприбыл глава Болгарии Ж. Желев. В конце того же года состоялся первыйофициальный визит Б.Н. Ельцина за рубеж - в ФРГ. О признании суверенностиРоссии, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявили страныЕвропейского Сообщества. В 1993-1994 гг. были заключены соглашения опартнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией.Правительство России присоединилось к предложенной НАТО программе«Партнерство во имя мира». Страна была включена в составМеждународного валютного фонда. Ей удалось договориться с крупнейшими банкамиЗапада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия вступила вСовет Европы, в компетенции которого находились вопросы культуры, правчеловека, защиты окружающей среды. Европейские государства поддерживалидействия России, направленные на ее интеграцию в мировую экономику.

Заметно повысилась роль внешней торговли вразвитии экономики России. Разрушение народнохозяйственных связей между республикамибывшего СССР и распад Совета Экономической Взаимопомощи вызвали переориентациювнешнеэкономических связей. После долгого перерыва России был предоставленрежим наибольшего благоприятствования в торговле с США. Постояннымиэкономическими партнерами являлись государства Ближнего Востока и ЛатинскойАмерики. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участииРоссии строились тепло- и гидроэлектростанции (например, в Афганистане иВьетнаме). В Пакистане, Египте и Сирии возводились металлургические предприятияи сельскохозяйственные объекты.

Сохранились торговые контакты между Россией истранами бывшего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы вЗападную Европу. Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим государствам.Ответными предметами торговли выступали медикаменты, продовольственные ихимические товары. Доля стран Восточной Европы в общем объеме российскойторговли сократилась к 1994 г. до 10%.

Деятельность российского правительства внутристраны и на международной арене свидетельствовала о его желании преодолетьконфликты в отношениях с государствами как дальнего, так и ближнего зарубежья.Его усилия были направлены на достижение стабильности в обществе, на завершениеперехода от прежней, советской, модели развития к новойобщественно-политической системе, к демократическому правовому государству.

3 Стагнация реформ (1996-2000 гг.)

Стагнация (от лат. stagno - делаю неподвижным) - ситуация,при которой либо наблюдается очень медленный экономический рост, либо он вообщеотсутствует.

В стабилизационной программе 1995 года была поставлена достаточно радикальная цель -добиться в течение года снижения инфляции до 1% в месяц. Основным средством длядостижения данной цели должно было стать сокращение бюджетного дефицита ирезкое ужесточение бюджетной политики. При этом предполагалось добитьсябольшего ужесточения в денежной, а не в бюджетной сфере. Возможность сохранениязначительного бюджетного дефицита при резком ужесточении денежной политикиосновывалась на переходе к так называемому неинфляционному финансированиюбюджетного дефицита. Была разработана среднесрочная стратегия по сокращениюдефицита, предусматривавшая снижение дефицита бюджета до 4% ВВП в 1996 г., 3%ВВП в 1997 г. и сохранении дефицита на уровне 2% ВВП в последующие годы.

В отношении структурных мер основной упор впрограмме был сделан на либерализацию внешней торговли, особенно нефтяногоэкспорта. Было декларировано также намерение ускорить процесс денежнойприватизации.

Задачи реформирования социальной сферы включали:введение индивидуальных пенсионных счетов, ваучерные схемы в образовании,приватизацию медицинских и образовательных учреждений, выплату социальныхпособий на основании критерия душевого дохода семьи.

Основные направления реформы

1. Внешнеторговая политика: ускорение процессавступления в ВТО; поэтапное снижение максимального и среднего уровней импортныхпошлин; существенное ограничение нетарифных мер регулирования внешней торговли.

2. Банковская реформа:улучшение качества банковского надзора и переход на международные стандартыотчетности и аудита; разработка механизмов банкротства банков; развитие новыхфинансовых инструментов, повышающих ликвидность банков.

3. Приватизация:установление прозрачных и единых правил для денежной приватизации; болееширокий доступ иностранных инвесторов; приватизация остаточных долейгосударства в большинстве ранее приватизированных предприятий.

4. Рационализация бюджетных расходов: введениеказначейской системы исполнения бюджета; принятие бюджетного кодекса итендерного порядка госзакупок; проведение обзора бюджетных расходов с целью ихрационализации и будущего реструктурирования этих расходов.

5. Земельная реформа ирынок недвижимости: введение системы регистрации земельных прав; разрешение приватизацииземли под приватизированными предприятиями; введение системы территориальногозонирования.

6. Развитие фондового рынка: принятиезаконодательства о рынке ценных бумаг; введение стандартов для участников рынкаценных бумаг; защита прав обеспеченных кредиторов в процедурах банкротства.

7. Регулированиеестественных монополий: создание регулирующих органов, устранение перекрестногосубсидирования и установление экономически обоснованных цен и тарифов;повышение управляемости и прозрачности естественных монополий; выделение изестественных монополий потенциально конкурентных сегментов.

Однако в это время общаяэкономико-политическая ситуация в стране радикально изменилась. В декабре 1995г. прошли выборы в Госдуму, которые дали относительное большинство голосов вГосдуме коммунистам и их союзникам. Это стало одним из важнейших факторовторможения структурных реформ в последующие четыре года. Весьма тревожнымпризнаком в этот период стало растущее расхождение между правительством имеждународными финансовыми организациями по ключевым проблемам структурныхреформ.

В течение 1996 г. не произошло практическиникакого продвижения структурных реформ. Отсутствие прогресса стало одной изпредпосылок смены состава правительства в марте 1997 г. В новом правительстве(младореформаторы) А.Чубайс и Б.Немцов были назначены первыми вицепремьерами, аВ.Черномырдин перешел в оппозицию курсу реформ.

В связи с медленнымпродвижением структурных реформ при обсуждении программы 1997 г. ключевые мерыв области структурной политики были определены как предварительные. Практическивсе эти меры были выполнены в течение марта - апреля 1997 г., в том числетакие, как утверждение долгосрочной программы реструктуризации и реформированияестественных монополий, введение тендерного механизма проведения госзакупок,запуск программы приватизации крупных предприятий по индивидуальным проектам,утверждение основных направлений проведения жилищно-коммунальной реформы, атакже целый ряд других мер. В июне 1997 г. Госдума приняла в первом чтенииНалоговый кодекс.

В то же время выполнение программы структурныхреформ, предусмотренной правительственными документами 1997 г., к концу годарезко замедлилось. Одной из причин стало нарастание мирового и внутреннегофинансового кризиса, который сосредоточил внимание политиков намакроэкономических проблемах. Другой причиной явилось резкое усилениенапряжения внутри элиты между «младореформаторами» и «олигархами», которое вначале 1998 г. привело к полной остановке структурных реформ и смене правительства.Одна из причин - изменение самого характера структурных реформ. Структурныереформы начала 90-х годов за исключением ваучерной приватизации были в основномреформами либерализационного плана: отмена субсидий, снятие ограничений всферах ценообразования и внешней торговли. Эти реформы могли осуществляться какразовые мероприятия.

Реформы второй половины 90-х годов не толькозатрагивали важнейшие группы интересов (что само по себе не было препятствием),но и требовали концентрированных политических и технических усилийправительства на протяжении длительного периода. В то же время политические«окна возможностей» были в это время крайне короткими. За это время можно былоразработать концепцию реформ и программу действий, но сами реформы требовалигораздо больше времени для реализации. Вследствие нарастания политическойнестабильности были полностью заморожены программа приватизации и программыреструктуризации естественных монополий.

Относительно успешно стартовавшаяжилищно-коммунальная реформа была также существенно заторможена. Налоговыйкодекс, принятый в первом чтении Госдумой еще в 1997 г., был введен в действиетолько в 2001 г.

Существенным фактором торможения реформ сталоизменение состава Госдумы в декабре 1995 г. Целый ряд партий правого и центристскогонаправлений не смог преодолеть 5%-ный барьер, необходимый для прохождения вГосдуму. В результате в Госдуме сформировалось левое большинство, которое нетолько блокировало структурные реформы, но и стало дополнительным факторомбюджетной дестабилизации.

Кризис в России стал составной частью мировогофинансового кризиса 1997-1998 гг. Начало мирового финансового кризиса совпало стяжелым внутриполитическим кризисом в России. В октябре 1997 г. МВФ потребовалразработки экстренной программы мер по финансовому оздоровлению. Выработаннаяпрограмма, известная также как план Кудрина-Фишера, предусматривала следующиешаги: полную ликвидацию зачетных схем в налогообложении; принятие жестких мерпротив предприятий-должников; улучшение управления бюджетными расходами иперевод всех ведомств на казначейскую систему исполнения бюджета;урегулирование накопленной налоговой задолженности; инвентаризацию сетибюджетополучателей.

В целях блокирования дальнейшего развитиякризиса 17 августа 1998 г. было принято беспрецедентно жесткое решение ободновременной девальвации рубля, замораживании обслуживания и принудительнойреструктуризации внутреннего долга и моратории на обслуживание внешних валютныхдолгов частных заемщиков. Правительство надеялось, что путем умеренной девальвациии замораживания внутреннего долга удастся стабилизировать валютную систему, аза счет моратория предотвратить системный банковский кризис и дать банкам времядля реструктуризации внешних долгов.

Эти надежды не оправдались. После отставкиправительства 23 августа 1998 г. Центральный банк прекратил интервенции, ирубль подешевел в несколько раз. Массовое изъятие вкладов из банков ускорилобанкротство большинства крупных банков России, несмотря на объявленныймораторий.

Программа-2001концентрировалась по существу на вопросах финансовой политики как вмакроэкономической, так и в структурной сфере. В сфере макроэкономикипредполагались действия по следующим направлениям: дальнейшее снижениеноминального налогового бремени с потенциальным ростом собираемости налогов;существенное сокращение расходов в региональных бюджетах, прежде всего за счетсокращения субсидий в жилищно-коммунальную сферу; интенсивное накоплениемеждународных резервов при стерилизации избыточной денежной массы.

В структурной политикеосновными направлениями действий были обозначены: принятие принципиальныхрешений на федеральном уровне по нефинансируемым социальным мандатам, переходна финансирование значительной части бюджетополучателей по государственномузаказу вместо сметного принципа, полный перевод финансирования оборонныхрасходов на казначейскую систему.

Обращало на себя внимание практически полноеотсутствие в программе традиционных структурных мер по реформированиюестественных монополий, пенсионной реформе, корпоративному управлению.

Аграрная реформа тоже имела благородные цели: решитьнаконец продовольственную проблему, как говорили в начале реформы – “накормитьРоссию”; поднять благосостояние сельского (и городского тоже) населения;повысить эффективность аграрного производства; в ходе реформ сохранить иулучшить природную среду. Достичь этого предполагалось посредством следующихмероприятий: приватизировать (раздать в частную собственность) землю и другиесредства производства; преобразовать колхозы и совхозы в крестьянские(фермерские) хозяйства, их ассоциации, кооперативы, товарищества, акционерныеобщества и др. Таким образом “разгосударствить” сельхозпредприятия; перейти крыночным отношениям и заменить государственное директивное планированиеэкономическим регулированием. Однако следует признать, что ни одна изобъявленных благородных целей не была достигнута: магазины полны зарубежныхпродуктов; благосостояние населения резко снизилось; о росте эффективностисельхозпроизводства не может могло быть и речи – оно разорено и расстроено, какбудто пережило войну, отброшено на десятки лет назад. Надежды на быстроеразвитие кооперации не оправдались, основательно помочь крестьянским фермерскимхозяйствам не удалось, и многие из них оказались в безнадежном состоянии.

4 Внутренняя и внешняя политика России в1996-2002 гг.

Аграрная, военная, судебная реформы и ихперспективы

1996–2002 гг. сталивременем, когда главными задачами являлись гармонизация внешнеполитическогокурса России с политикой ведущих индустриальных держав мира, повышение степениинтегрированности нашей страны в мировую экономическую систему и ее роли вдеятельности авторитетных международных организаций, укрепление лидирующихпозиций России на постсоветском пространстве с ориентацией на более тесные иплодотворные двусторонние отношения со странами СНГ.

В 1998 г. президент России заявил, что начинается формирование«многополюсного мира». Подтверждением этой концепции служит и активизациявнешней политики России на дальневосточном направлении: в 1997–1998 гг. прошлидве неформальные встречи – «без галстуков» – лидеров России и Японии, чтоукрепило позиции нашей страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе и способствовалопродвижению по пути подписания российско-японского мирного договора.

Таким образом, в эти годывнешняя политика России все более ориентирует страну на роль ведущейевразийской державы, являющейся ключевым звеном в развитии новых отношенийведущих индустриальных государств Европы и Азии.


Реформы.

1)Земельная реформа в России на современном этапе развития заключается впреобразовании земельных отношений, сложившихся в плановой экономике, вотношения рыночного типа. Принципы и методы преобразования играют решающуюроль.

Можноли считать действующее земельное законодательство совершенным? Как отмечают исследователи,несмотря на долгое рассмотрение нового Земельного кодекса РФ, при его принятиибыла проявлена поспешность, вызванная в первую очередь «политическим давлением…в результате в тексте остались и юридические неточности, и техническиенедоработки. Поэтому в ближайшее время придется вносить поправки, этонеизбежно».

2) Современная военная реформа являетсянеобходимой составной частью политических и социально-экономических реформ внашей стране, одним из определяющих условий их успеха, действенным факторомобеспечения обороны и безопасности России, ее активной и конструктивной роли всовременном мире.

Спланированные и уже проводимые преобразованияприобрели целенаправленный, системный характер. За счет проведения структурныхпреобразований создаются условия для повышения качественных параметров иподъема эффективности всех компонентов военной организации. Одновременно взяткурс на последовательный рост технической оснащенности, энерговооруженности, ресурсообеспеченности, профессионализима,мобильности, других качественных параметров военной организации и еекомпонентов. Ведется работа по созданию объединенных или сопряженных системтылового, технического, кадрового и других видов обеспечения. Предусматриваетсяизменить систему финансирования, начиная от введения в действие бюджетногоклассификатора, перехода на бухгалтерский учет материальных ценности изаканчивая полным, рациональным контролируемым использованием внебюджетныхсредств.

Главная цель строительства и развитияВооруженных Сил - проведение их структуры, состава и численности в соответствиис характером и направленностью угроз военной безопасности России,финансово-экономическими возможностями государства.

Весьма важной представляется задачасовершенствования технического обеспечения, заказов вооружения и военнойтехники. Суть преобразований на том направлении - формирования и реализацияединой технической политики в Вооруженных Силах и в государстве в целом.Предусматривается сокращение типажа, видов и номенклатуры вооружения и военнойтехники, их унификация и стандартизация, совершенствование системы заказов внаправлении создания единого заказчика, создание опережающегонаучно-технического, конструкторского и производственного задела с разработкойи принятием на вооружение новых образцов ВВТ.

Претерпит изменение и система тыловогообеспечения. Создаваемая единая система тылового обеспечения Вооруженных Сил,других войск, воинских формирований и органов предполагает объединение потерриториальному принципу их складской, транспортной, медицинской и другойинфраструктуры, управляемой единым органом. Такая система возьмет на себярешение вопросов тылового обеспечения всех войск, независимо от ихведомственной принадлежности и подчиненности, как дислоцирующих в пределахграниц военного округа, так и прибывающих на его территорию для выполненияразличных задач.

К числу краеугольных задач реформы относитсясоциальное обеспечение военной организации. Оно должно соответствовать условиями общественной значимости военной службы, условиям и общественной значимости,особому характеру и содержанию ратного труда. Основные направления программысоциального обеспечения военного строительства: совершенствование системыденежного довольствия военнослужащих, социальная адаптация и переподготовкавоеннослужащих, подлежащих увольнению с военной службы.

3) Важнейшие направления судебной реформы :

Создание федеральной судебной системы;

Признание права каждого лица наразбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом;

Расширение возможностей обжалования всуд неправомерных действий должностных лиц, установление судебного контроля зазаконностью применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения;

Организацию судопроизводства напринципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновностиподсудимого;

Дифференциацию форм судопроизводства;совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их толькозакону, закрепление принципа их несменяемости.

Концепция предложила план реформированияпрокуратуры, следственного аппарата, адвокатуры, Министерства юстиции, коренныеизменения в уголовно-процессуальном законодательстве (организациясостязательного процесса, установление паритета между обвинением и защитой,введение более высоких стандартов для установления допустимости доказательств исудебного контроля за предварительным следствием, включая судебноесанкционирование задержания, заключения под стражу и вторжения в частнуюжизнь).

Для реализации основной задачи - сделатьсудебную власть влиятельной силой, независимой от исполнительной изаконодательной властей - был реанимирован суд присяжных, состоящий изпредседательствующего судьи и 12 присяжных заседателей. Любому обвиняемому всовершении преступления, наказание за которое превышает год лишения свободы,предоставлялось право быть судимым судом присяжных.

Возрождение суда присяжных стало главнымсобытием в реформе судебной системы. Закон «О мировых судьях в РоссийскойФедерации» от 17 декабря 1998 г. смягчил проблему федерализма в судебнойсистеме. Мировым судьям закон дал статус судей общей юрисдикции, они входят вединую судебную систему России. Их постановления, распоряжения, требования,поручения и вызовы обязательны для всех юридических и физических лиц и органоввласти.

Одной из целей судебной реформы было расширениеполномочий судебной власти за счет наделения судов функциями, которые в Россиитрадиционно принадлежали прокуратуре. Речь идет о праве граждан обжаловатьдействия и решения государственных органов и чиновников.

Создание Конституционного Суда (КС) сталобеспрецедентным явлением для России.