Пересчет инвентаризационной стоимости. Инвентаризационная стоимость квартиры: что это такое, как рассчитывается и зачем нужна

Много вопросов в этом году возникло у граждан при получении уведомлений об уплате налога на имущество физических лиц. Суммы налога по сравнению с прошлым годом значительно изменились. С чем это связано и почему произошло, мы попробуем объяснить ниже.

В соответствии с Законом РФ "О налогах на имущество физических лиц" налог на имущество физических лиц исчисляется налоговым органом по месту нахождения объектов налогообложения (жилого дома, квартиры, дачи, гаража и иного строения, помещения и сооружения) на основании данных об инвентаризационной стоимости имущества по состоянию на 1 января каждого года.

Таким образом, сумма налога на имущество зависит:
- во-первых, от ставки налога, которые устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от стоимости, типа использования и по иным критериям. В настоящее время ставки установлены в пределах от 0,1 до 2,0 процентов;
- во-вторых, от инвентаризационной стоимости имущества.

Сведения об инвентаризационной стоимости имущества в налоговый орган предоставляются ежегодно органами технической инвентаризации.

Уплата налога производится на основании уведомления налогового органа, равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября.

Пример расчета сумм налога:
Например, инвентаризационная стоимость жилого дома составляет 700 000 рублей. Собственник жилья один. Жилой дом находится в г. Якутске. Постановлением городского собрания депутатов г. Якутска ставка налога для жилого имущества с инвентаризационной стоимостью от 500 тыс. рублей до 800 тыс. рублей установлена в размере 0,3 процентов.
Сумма налога к уплате рассчитывается следующим образом: 700 000 рублей х 0,3 % = 2 100 рублей.

Как же определяется инвентаризационная стоимость недвижимого имущества и что изменилось в этом году в порядке ее исчисления?

В конце прошлого года распоряжением Правительства РС(Я) от 15 декабря 2008 г. N 1295-р были утверждены и приведены в действие новые коэффициенты перерасчета восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, а также поправочные коэффициенты к инвентаризационной стоимости объектов. Значительное увеличение налоговой базы, то есть инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и, как следствие, суммы налога, подлежащей уплате физическими лицами - собственниками имущества обусловлено применением новых коэффициентов.

Определение действительной инвентаризационной стоимости объектов происходит в несколько этапов:
- определяется базовая восстановительная стоимость объекта по специальным сборникам в ценах 1969 (либо 1982) года;
- производится перерасчет стоимости объекта из базовых цен в уровень цен года оценки с помощью коэффициентов перерасчета, в данном случае в соответствии с коэффициентами, утвержденными распоряжением Правительства РС(Я) от 15 декабря 2008г. N 1295-р (Приложение N1);
- определяется процент физического износа объекта по данным последней инвентаризации и стоимость физического износа (путем умножения инвентаризационной стоимости, приведенной в цены отчетного года, на процент физического износа);
- определяется действительная инвентаризационная стоимость объекта (разница между стоимостью, приведенной в цены отчетного года и стоимостью физического износа);
- определяется база налогообложения, путем умножения полученной инвентаризационной стоимости на поправочный коэффициент, утвержденный также распоряжением Правительства РС(Я) от N 1295-р (Приложение N2), определяемый в зависимости от градации размера инвентаризационной стоимости в рамках установленного интервала. Например, для строений с инвентарной стоимостью от 100 до 200 тыс. руб. установлен поправочный коэффициент 2,5, а для недвижимости, оцененной от 1 900 до 2 000 тысяч рублей - 0,7.

Таким образом, изменения в налогооблагаемой базе налога на имущество физических лиц объясняются введением новых коэффициентов перерасчета инвентаризационной стоимости объектов. Для примера: в среднем инвентаризационная стоимость квартир в КПД и деревянных домах по сравнению с прошлым годом увеличилась примерно на 100 тысяч рублей, в то же время применяемая для целей налогообложения стоимость квартир в крупноблочных домах наоборот снизилась на 100-300 тысяч рублей.

Коэффициенты перерасчета установлены нормативно-правовым актом, а потому в настоящее время пересмотру не подлежат. Но на непосредственную налогооблагаемую стоимость объекта граждане все же могут повлиять. Как уже объяснялось выше, на инвентаризационную стоимость в значительной мере влияет процент физического износа объекта, и органы технической инвентаризации берут за основу именно тот процент, который был установлен на дату последней технической инвентаризации объекта недвижимого имущества.

Таким образом, если гражданин давно не обращался в органы БТИ и не менял технический паспорт, на принадлежащий ему дом или квартиру, то соответственно в органах инвентаризации и не имеется последних данных о характеристиках физического износа объекта. В таких случаях, собственники имущества могут подойти в БТИ за обследованием, внесением текущих изменений и переоценкой недвижимости, тогда будет установлен новый процент износа, следовательно, уменьшится и инвентаризационная стоимость объекта.

Однако, при этом собственники должны помнить о том, что поправочные коэффициенты, указанные в Приложении N2 к распоряжению Правительства РС(Я) от 15 декабря 2008 г. N 1295-р, применяются в зависимости от инвентаризационной стоимости объекта, т.е. чем выше стоимость недвижимости, тем ниже поправочный коэффициент.

В связи с этим, если при обращении граждан в органы технической инвентаризации, после рассмотрения документов и предварительного расчета выяснится, что собственник не выигрывает ничего от переоценки, то есть налогооблагаемая стоимость объекта уменьшается незначительно, Вам посоветуют отказаться от оформления заявления.

С заявлениями на оформление переоценки недвижимого имущества Вы можете обращаться в ГУП "Республиканский центр технического учета и технической инвентаризации" по адресу: г. Якутск, ул. Горького 100.

Начальник правового отдела
ГУП "РЦТИ" Диптан Ю.А.
Начальник отдела работы с налогоплательщиками и СМИ
УФНС по РС(Я) Ябловская С.Н.

Александра

Налог на имущество оплачиваем за 2013год в 2014году, инвентаризационная стоимость дома не менялась 14 лет. Повышающие коэффициенты применялись шесть раз, а износ ни разу. Если в 2014 году сделаю новый тех.паспорт с уменьшенной инвентаризационной стоимостью, налоговая же не пересчитает налог, т.к налог исчислен за 2013год, какой выход??

ЛАРИСА

Необходимо ОСПОРИТЬ РЕШЕНИЕ СОВЕТА ДЕПУТАТОВ установленной % налоговой СТАВКи, А ТАКЖЕ произвести повторно ИНВЕНТАРИЗАЦИОННУЮ СТОИМОСТЬ квартиры! Только это не факт, что уменьшится инвентаризационная стоимость и в последующем повлияет на уменьшение дальнейшего расчета. У меня похожий случай, Александра. Налоговую ставку в 2012 г Совет Депутатов выставил 2 % в отношении инвентаризационной стоимости квартиры свыше 500 т р на 2013 г. (кв. расположена в поселке, отдаленном от транспортной цивилизации). В итоге налог за 2013 г вырос почти в 10 раз. Искусственно получилась рыночная, которая только в 2015 году будет УФРС рассчитана, как кадастровая! Самое интересное далее! В 2013 г налоговая ставка была установлена Советом Депутатов на 2014 г в отношении этой же инвентаризационной стоимости 0,7% - где логика? 2015 год нас будет радовать по - новому! Что преподнесет нам кадастровая стоимость и в каком варианте, пытаюсь выяснить сейчас, чтобы не попасть в очередной капкан! http://go.mail.ru/search?q=УФРС+ОЦЕНКА+КАДАСТРОВОЙ+СТОИМОСТИ+СОБСТВЕННОСТИ+ИМУЩЕСТВА+И+НЕДВИЖИМОСТИ Может все таки и стоит пересчитать сейчас инвентаризационную стоимость в БТИ, чтобы не выйти за рамки реальности налога за 2015. Налог 2013 г меня явно удивил! ЖЕЛАЮ УДАЧИ, АЛЕКСАНДРА!

Лариса

Следующий шаг, Александра - это оспорить в Суде, а лучше переоформить недвижимость на члена семьи, кто имеет льготную категорию!

Катерина

Любая реформа должна быть прозрачной и заранее понятной, а я рассматриваю скрытность и тайную затею со стороны государства и УФРС. Государство решает проблемы разных стран и прощает долги в млрд., помогает бизнесу, а простой русский гражданин беспощадно загоняется в угол. Невозможно решить проблемы государства за счет налогов, необходимо экономику поднять, уровень жизни людей, а потом и кадастровую стоимость превращать в рыночную. Сегодня богатых олигархов в России предостаточно, так что их не касаются проблемы России? Если в СМИ говорят, что стоит хоть одному влиятельному олигарху сделать один шаг в сторону укрепления рубля, сразу все может измениться! Так в чем дело? Пора делиться!!! Почему простой гражданин на своих плечах должен нести тяжесть всех бед, а богатенькие продолжать жировать за счет простого народа??? И налоги должны касаться каждого гражданина РФ в % соотношении... Справедливо ведь! У нас отбирают мечту жить по средствам, т к обворовывают с точной периодичностью многие годы - вот и сейчас все, что сберегли, все уплывает и снова к олигархам... Почему народ загоняют в очередной капкан, ведь это может перелиться и в очередные возмущения со стороны общества.

Галина

Катерина, я полностью с вами согласна. Но согласитесь, мы выбрали новых законодателей, а смысл не изменился, они как принимали законы против народа, и дальше будут принимать, они ведь в правительстве и думе не получают 15000 руб. - 20000 руб, а получают от 250000 руб и выше, они в год получают по 4 миллиона и выше а я пенсионерка, получаю 14000 руб, а за год 168000 руб. и наши беды, их как не интересовали так и не будут интересовать в ближайшие 4 года. На что вы надеялись голосуя за Единую Россию?

Надеялись что они повернутся лицом к народу, нет они эти 14000 руб., одной рукой дают, а другая тянется отнять, так как бюджет пополнять нечем. Я не знаю сколько вам лет, а я пенсионерка и мою мечту жить достойно, отняли еще при начислении пенсии.

  • Налоговые органы должны рассчитывать налог сами и присылать готовые уведомления на его оплату.
    Направление налогового уведомления осуществляется в срок не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
  • Срок уплаты налога не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
  • С 1 января 2015 года налог на имущество расчитывается на основании кадастровой стоимости имущества.
  • Государственная кадастровая оценка проводится не чаще, чем раз в три года.
    Для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя максимальная периодичность оценки сокращена до двух лет .
    Соответственно, размер налоговой базы по налогу на имущество чаще меняться не может.
  • Кадастровую стоимость своей недвижимости можно узнать на сайте Росреестра .
  • Если налогоплательщик считает, что кадастровая стоимость его имущества серьезно отличается от рыночной, он вправе обжаловать результаты кадастровой оценки в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при территориальном управлении Росреестра.
  • Налоговые ставки от кадастровой стоимости
    Ставка налога Объект налогообложения
    0,1 % От кадастровой стоимости:
    • жилых домов, жилых помещений;
    • объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;
    • единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом);
    • гаражей и машино-мест;
    • хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
    2 % От кадастровой стоимости:
    • Административно-деловых и торговых центров и помещений в них, нежилых помещений под офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания
    • В отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;
    0,5 % В отношении прочих объектов налогообложения.
  • Налоговые ставки от инвентаризационной стоимости Налоговые ставки от инвентаризационной стоимости устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Узнать инвентаризационную стоимость своего имущества физические лица могут в отделении БТИ по месту жительства.
  • Налоговые льготы и вычеты
  • Исчисления налога при переходе права собственности
    • В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента , определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

      К = М/12

      М - количество месяцев владения собственностью в году
    • до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.
    • Если возникновение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.

Пример 1

В квартире (Москва) площадью 49 кв. м прописана семья из трех человек:
  1. Отец (инвалид II группы, имеет долю в праве собственности на квартиру в размере 2/3),
  2. Мать (не является пенсионером, имеет долю в праве собственности на квартиру в размере 1/3),
  3. Совершеннолетний сын (прописан в квартире, но не имеет доли в праве собственности на нее).
Кадастровая стоимость квартиры составляет 7 500 000 руб.,
инвентаризационная стоимость – 250 000 руб. Нужно рассчитать налог на имущество за квартиру в 2017 году.

Расчет

  1. Рассчитаем налог на имущество за 2014 год. Значение налога в 2014 году нужно для применения понижающего коэффициента для расчета налога в переходный период.
    Переходный период (2015-2018 гг.) - период перехода расчета налога на имущество "исходя из инвентаризационной стоимости" к расчету "исходя из кадастровой стоимости"

    В 2014 году сумма платежа рассчитывалась из инвентаризационной стоимости.
    • Отец, как инвалид, имеет льготу в виде освобождения от уплаты налога.
    • Сын права собственности на квартиру не имеет, а значит, не уплачивает налог.
    • Мать, владеющая долей в праве собственности на квартиру в размере 1/3, уплачивает налог, исчисленный с принадлежащей ей собственности,
      по следующей формуле:

      Налог = стИ x Доля х Ставка

      стИ - Инвентаризационная стоимость недвижимости
    Подставляем данные, получаем сумму налога от инвентаризационной стоимости квартиры:
    250 000 руб. х 1/3 х 0,1% = 83,33 руб.
    Примечание:
    Эту сумму налога (83 руб.) можно узнать из налогового уведомления в 2015 году, на основании которого уплачивался нолог за 2014 год.
  2. Рассчитаем налог на имущество за 2015 год.
    С 2015 года сумма платежа рассчитывается от кадастровой стоимости недвижимости. При этом, вне зависимости от количества собственников, предусмотрен вычет – 20 кв. м от общей площади квартиры, который налогом не облагается. Налог рассчитывается по следующей формуле:

    Налог = (Нк - Ни) x К + Ни

    Нк - сумма налога, рассчитанная из кадастровой стоимости;
    Ни - сумма налога, рассчитанная из инвентаризационной стоимости;
    К - понижающий коэффициент .
    1. Чтобы посчитать сумму налога, нужно сначала определить, какая площадь квартиры будет облагаться налогом. Для этого общую площадь квартиры уменьшим на предусмотренный законодательством вычет (20 кв. м):
      49 - 20 = 29 кв. м
    2. Далее определим кадастровую стоимость 1 кв. м квартиры:
      7 500 000 руб. / 49 кв. м = 153 061,22 руб.
    3. Для определения налоговой базы по налогу на имущество нужно умножить стоимость 1 кв. м квартиры на облагаемую налогом площадь:
      29 кв. м х 153 061,22 руб. = 4 438 775,38 руб.
    4. По условиям примера отец имеет льготу по налогу в виде освобождения от налога.
      Сын права собственности на квартиру не имеет, и, следовательно, налог не платит.
      Для расчета налога, подлежащего уплате матерью, нужно полученную налоговую базу умножить на долю матери в праве собственности на квартиру (получим налоговую базу):
      1/3 х 4 438 775,38 руб = 1 479 591,79 руб.
    5. Рассчитаем сумму налога исходя из кадастровой стоимости:
      1 479 591,79 руб. х 0,1% = 1479,59 руб.
    6. По формуле, указанной выше, рассчитаем налог на 2015, 2016, 2017 и 2018 годы, поскольку в НК РФ предусмотрены разные понижающие коэффициенты для каждого года.
    За 2015 год:
    (1 479,59 руб. - 83,33 руб.) х 0,2 + 83,33 руб. = 362,58 руб. За 2016 год:
    (1 479,59 руб. - 83,33 руб.) х 0,4 + 83,33 руб. = 641,83 руб. За 2017 год:
    (1 479,59 руб. - 83,33 руб.) х 0,6 + 83,33 руб. = 921,09 руб. За 2018 год:
    (1 479,59 руб. - 83,33 руб.) х 0,8 + 83,33 руб. = 1 200,34 руб. За 2019 год:
    (с 2019 года и последующие годы понижающий коэффициент не применяется, налог рассчитываетя исходя из кадастровой стоимости)
    1 479 591,79 руб. х 0,1% = 1 479,59 руб.

Ставки налога на имущество в Москве

(Закон г. Москвы от 19 ноября 2014 г. N 51 "О налоге на имущество физических лиц")

В отношении:

жилых домов, жилых помещений, единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), а также в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства
Ставка налога Кадастровая стоимость объекта налогообложения
или объект налогообложения
0,1 % До 10 млн. рублей (включительно)
0,15 % Свыше 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно)
0,2 % Свыше 20 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно)
0,3 % Свыше 50 млн. рублей до 300 млн. рублей (включительно)
Иное имущество
0,1 % гараж и машиноместо
0,3 % Объект незавершенного строительства (жилой дом)
1,5 % Административно-деловые и торговые центы и помещений в них, нежилые помещения под офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания
2,0 % Объекты налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей
0,5 % Прочие объекты налогообложения

Пример 2

15 мая 2016 года налогоплательщик купил квартиру в Москве площадью 70 кв. м.
Кадастровая стоимость квартиры составляет 8,7 млн руб.
Инвентаризационная стоимость на 01.01.2014 – 300 тыс. руб.

Расчет

При расчете используются те же формулы, что и в примере 1.
  1. Рассчитываем площадь квартиры с которой будет уплачиваться налог, применяя налоговый вычет:
    70 - 20 = 50 кв. м
  2. Определяем кадастровую стоимость 1 кв. м квартиры:
    8 700 000 руб. / 70 кв. м = 124 285,71 руб.
  3. Находим налоговую базу для расчета налога:
    50 кв. м х 124 285,71 руб. = 6 214 285,50 руб.
  4. Определяем налог от инвентаризационной стоимости квартиры:
    300 000 руб. х 0,1% = 300 руб.
  5. Рассчитаем сумму налога исходя из кадастровой стоимости.
    6 214 285,50 руб. х 0,1% = 6214,29 руб.
  6. Определяем сумму налога за 2016 год:
    Понижающий коэффициент за 2016 год = 0,4
    (6214,29 руб. - 300 руб.) х 0,4 + 300 руб. = 2665,72 руб.
  7. Рассчитываем период, за который будет уплачиваться налог, как отношение числа месяцев владения имуществом к общему числу месяцев отчетного года:
    8 мес. / 12 мес. = 0,67
  8. Чтобы рассчитать сумму налога, подлежащую уплате за период владения квартирой с мая по декабрь 2016 г. нужно сумму налога из п. 6 настоящего примера умножить на коэффициент из п. 7 настоящего примера:
    2665,72. х 0,67 = 1786,03 руб.
Вы получили Налоговое Уведомление с расчетом (перерасчетом) налога на имущество для физических лиц по Вашему частному дому, расположенному в Московской области. Уведомление доставлено обычным письмом из города Мытищи с индексом отправителя 141020 или заказным письмом, отправленным «Мытищи-ДТИ».
Возникают вопросы. И вообще кто-то будет платит такой налог?
Для того чтобы разобраться во всех вопросах, прежде всего, сравните сумму начисленного налога с суммами этого налога в уведомлениях прошлых лет.

Законодательная (нормативная) база по налогу на имущество физических лиц в Московской области

Отметим, что речь идет о налоге на владение, а не на продажу жилого дома в Подмосковье .
Налог на имущество физических лиц – это местный налог и регламентируется Главой 32 Налогового Кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Налогом облагаются жилые дома, квартиры, комнаты, гаражи, машино-места и иные, в том числе ещё строящиеся, здания и строения, собственниками которых являются физические лица.

В настоящей статье нас интересуют только частные жилые дома, находящиеся на территории Московской области .
Налоговое законодательство к жилым домам относит жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства и индивидуального жилищного строительства.
К налогооблагаемым жилым домам Подмосковья относятся и дачные домики, и так называемые «коттеджи» и «таунхаусы».

Налоговые органы ежегодно начисляют налоги по жилым домам за прошедший календарный год и направляют налоговые уведомления физическим лицам для оплаты.
Налоговая база определяется либо по , либо по жилого строения.
До 2015 года налог на жилые частные дома по всей стране исчисляется по инвентаризационной стоимости. С 2015 года российские регионы самостоятельно определяют вид налоговой базы по жилым домам (либо по инвентаризационной, либо по кадастровой стоимости строений).
Правительство Московской области Законом от 18.10.2014 № 126/2014-03 установило, что с 1 января 2015 года налоговая база по имуществу физических лиц будет определяться исходя из кадастровой стоимости.

Как рассчитывается налог на жилой дом

Налог на недвижимость в Московской области в 2013 году

Налог на имущество исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости жилого дома без учета коэффициента – дефлятора.
Ставка налога зависит инвентаризационной стоимости дома и от района области. Как правило, с ростом инвстоимости прогрессивно возрастает и ставка налога (от 0,1 процента до 2,0 процентов).
Формула расчета налога: Н = И * С * М/12 , где
  • И - инвентаризационная стоимость дома;
  • C - налоговая ставка по жилому дому;
  • M - количество месяцев владения;
Конечная сумма налога зависит от доли в праве на дом и наличии льгот у собственника.

Налог на жилые дома за 2014 год

Налог на имущество начисляется по инвентаризационной стоимости с учетом .
Однако по налогу на жилые дома граждан дефлятор на 2014 год не был своевременно установлен и соответственно база налога за 2014 год не увеличивается.
Ставка налога зависит от района области и от инвентаризационной стоимости дома. Налоговая ставка прогрессивно растет с увеличением инвентаризационной стоимости строения. Для жилых домов инвстоимостью более 500 тысяч рублей ставка от 0,3 до 2,0 процентов.
Не будем описывать налоговые ставки по домам меньшей стоимости, поскольку суммы налогов по ним несущественны и граждане, получившие уведомления из налоговой, вряд ли будет интересоваться поиском дополнительной информации о налоге на свой домик.
Формула для начисления налога по дому за 2014 год аналогична .
Срок оплата налога за 2014 год сокращен, и его нужно было полностью уплатить до первого октября 2015 года.
В последующие годы период оплаты увеличен, и налог по жилому дому за 2015 год необходимо заплатить до первого декабря 2016 года .

Новый налог на частные дома Подмосковья с 2015 года

С 2015 года во всей Московской области по жилым строениям вводится так называемый «новый налог на недвижимость», когда базой налога по жилому дому является его кадастровая стоимость. Уведомление об уплате «нового» налога по дому за 2015 год будет направлено Вам летом 2016 года.
Налоговая ставка по жилым домам - 0,3 процента.
Для своих деревенских избирателей и москвичей, владеющих домами в области, местные подмосковные депутаты по сравнению с федеральным налоговым кодексом увеличили налоговую ставку по жилым домам в ТРИ раза .
Горожанам Московской области ставку на квартиры и комнаты поднимать не стали, оставив равной 0,1 процента.
Оплачивать налог нужно полностью до первого октября следующего года.

Кадастровую стоимость жилого дома можно легко найти на официальном сайте Росреестра пользуясь .

Информация об инвентаризационной стоимости жилого дома, широко известной в народе как «стоимость по БТИ», в открытом доступе отсутствует.
И вообще, с 1 января 2013 года в России прекращен государственный технический учет объектов недвижимости. С 2013 года Росреестр ведет кадастровый учет недвижимости. Данные об инвентаризационной стоимости жилых домов в государственный кадастр недвижимости не включены.
При исчислении налога налоговики должны использовать сведения, полученные ими от БТИ до 1 марта 2013 года. Правовых оснований для применения иных данных у налоговиков не имеется.
Таким образом, по инвстоимости дома можно ориентироваться на расчеты налога прошлых лет или же запросить сведения в налоговой или в Росреестре.

Где найти налоговую ставку по жилым домам

Ставки налога по жилым домам определяются местными властями и, вообще говоря, эти ставки в каждом округе (районе) Московской области различны.
Актуальную информацию о налоговых ставках на недвижимость можно узнать на .

Коэффициент-дефлятор для налога на имущество физических лиц ежегодно устанавливается Министерством экономического развития Российской Федерации. Значение коэффициента одинаково для всех регионов страны.
В 2013 году налог на жилой дом рассчитывается без учета этого коэффициента.
Дефлятор по жилой недвижимости граждан на 2014 не был своевременно определен.
На 2015 год коэффициент-дефлятор установлен в размере 1,147. Для Московской области это уже не актуально, ведь .

Актуальная информация о местных и федеральных льготах по налогу содержится на официальном сайте www.nalog.ru в справочной информации о льготах по имущественным налогам.

Льготы по налогу на жилые дома в Московской области

Пенсионерам и некоторым другим категориям граждан на федеральном уровне установлены льготы, освобождающие их от уплаты налога по одному из имеющихся у них объекту недвижимости. Перечень льготников определен статьей 407 Налогового Кодекса. .

Как можно уменьшить налог на свой дом

По уже начисленному налогу

Вы получили Уведомление по налогу на имущество за прошлый год и, скорее всего, в нем же содержатся перерасчеты сумм налога за два предшествующих года. Естественно в сторону увеличения.
Как показывает практика, не все бесспорно в расчетах подмосковных налоговиков. Разберемся, что можно «отбить».
К сожалению, времени, чтобы понять всё усложняющиеся расчеты и перерасчеты, а так же обжаловать полученное налоговое уведомление, как говорится, «в обрез».
Срок отправки расчетов налогоплательщикам законодательством не установлен и складывается впечатление, что налоговики стремятся этим воспользоваться, ставя домовладельцев в цейтнот, чтобы избежать возражений плательщиков налога.
Например, расчет налогов датируется концом июня, а фактическая отправка уведомления налогоплательщику происходит лишь через месяц (в конце июля).
Из подмосковного города Мытищи письмо до адресата идет ещё как минимум неделю.
Приходит письмо уже в августе. Многих в этот период просто нет дома, - в отпусках или на даче. Крайний срок оплаты всей суммы налога - первое октября.
На все «разборки» по налогам у Вас менее двух месяцев. Если обнаружите несоответствия или превышения в начислении сумм налога по Вашему дому, сразу пишите заявление в налоговую и требуйте изменения расчетов .
Свою претензию отправляйте в территориальную налоговую (по местонахождению Вашего жилого дома) ценным заказным письмом с заказным уведомлением и желательно с описью.

Об утверждении порядка расчета инвентаризационной стоимости находящихся в собственности физических лиц зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, учтенных в государственном кадастре недвижимости и признаваемых объектами обложения налогом на имущество физических лиц

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 8, ст. 362; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 16, ст. 1863; 1995, № 5,
ст. 346; 1999, № 29, ст. 3689; 2002, № 30, ст. 3027; 2004, № 35, ст. 3607; 2009, № 48, ст. 5733; 2010, № 30, ст. 3998; № 31, ст. 4198; 2012, № 27, ст. 3587)
приказываю:

Установить порядок расчета инвентаризационной стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, учтенных в государственном кадастре недвижимости и признаваемых объектами обложения налогом на имущество физических лиц, согласно
приложению.

Министр
А.Р. Белоусов

Приложение
Утверждено приказом Минэкономразвития России
от __ _____ 2012 г. № __

Порядок расчета инвентаризационной стоимости находящихся в собственности физических лиц зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, учтенных в государственном кадастре недвижимости и признаваемых объектами обложения налогом на имущество физических лиц

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 8, ст. 362; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 16, ст. 1863; 1995, № 5, ст. 346; 1999, № 29, ст. 3689; 2002, № 30, ст. 3027; 2004, № 35, ст. 3607; 2009, № 48, ст. 5733; 2010, № 30, ст. 3998; № 31, ст. 4198; 2012, № 27, ст. 3587).

2. Настоящим Порядком устанавливается порядок расчета инвентаризационной стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, учтенных в государственном кадастре недвижимости (далее - объекты капитального строительства).

3. Расчет инвентаризационной стоимости объектов капитального строительства осуществляется на основе сведений о кадастровой стоимости таких объектов капитального строительства, содержащихся в государственном кадастре недвижимости.

4. Инвентаризационная стоимость находящихся в собственности физических лиц объектов капитального строительства определяется как произведение кадастровой стоимости объекта капитального строительства и коэффициента равного 0,03.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту приказа Минэкономразвития России «Об утверждении порядка расчета инвентаризационной стоимости находящихся в собственности физических лиц объектов недвижимости, признаваемых объектами обложения налогом на имущество физических лиц»

Налогообложение объектов недвижимости, собственниками которых являются физические лица, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Закон о налогах на имущество). Налог на имущество является местным налогом.

Плательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица - собственники имущества. Объектами обложения налогом на имущество физических лиц признаются: жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение, доля в праве общей собственности на указанное имущество. Налоговой базой по налогу на имущество физических лиц является суммарная инвентаризационная стоимость недвижимого имущества (статья 5 Закона о налогах на имущество).

Таким образом, для взимания налога на имущество физических лиц Федеральная налоговая служба должна обладать информацией об инвентаризационной стоимости объекта недвижимости и его собственнике.

Расчет инвентаризационной стоимости объектов недвижимости осуществляется БТИ в соответствии с Порядком оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденным приказом Минстроя России от 4 апреля 1992 г. № 87 «Об утверждении порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности». Определение инвентаризационной стоимости производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости (изданы
в 1970-1971 годах) с ее последующим пересчетом в уровень цен текущего года, что приводит к ее полному несоответствию рыночной стоимости объектов недвижимости. Этим же документом установлено, что финансирование работ по расчету инвентаризационной стоимости должны осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Установлена также периодичность актуализации инвентаризационной стоимости посредством проведения плановой технической инвентаризации не реже одного раза в пять лет.

На практике финансирование работ по расчету инвентаризационной стоимости оплачивает заявитель при проведении первичной технической инвентаризации, при этом проведение плановой технической инвентаризации не осуществляется.

Кроме того, техническая инвентаризация не является обязательной для регистрации прав на недвижимое имущество, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» собственник имеет право зарегистрировать здания и сооружения на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Регистрация прав на дачные, садовые дома, индивидуальные гаражи всегда осуществляется на основании декларации, без проведения технической инвентаризации. Соответственно, в отношении объектов недвижимого имущества, оформленных вышеуказанными способами, налог на имущество физических лиц не взимается.

Таким образом, объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы, но в отношении которых не проведена техническая инвентаризация и не осуществлен расчет инвентаризационной стоимости, а соответственно не определен и размер налога на имущество физических лиц, выпадают из налогообложения.

В соответствии со статьей 5 Закона о налогах на имущество порядок расчета инвентаризационной стоимости должен быть установлен федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности (Минэкономразвития России).

На основании изложенного Минэкономразвития России разработан проект приказа «О порядке определения инвентаризационной стоимости находящихся в собственности физических лиц объектов недвижимости, признаваемых объектами обложения налогом на имущество физических лиц».

Проект приказа подготовлен, в том числе, с учетом необходимости сохранения на текущем уровне размера налоговых выплат гражданами по вышеуказанному налогу. При этом при подготовке проекта приказа исходили из необходимости учета основных начал законодательства о налогах и сборах, в частности, установления налогов с учетом фактической способности налогоплательщика к уплате налога.

В качестве базы для определения инвентаризационной стоимости объектов недвижимости предлагается использовать кадастровую стоимость объектов недвижимости. Следует учитывать, что кадастровая стоимость объектов недвижимости определена в рамках реализации задачи, предусмотренной мероприятием 6 «Организация и проведение работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель, организация и проведение массовой оценки объектов недвижимости, введение сведений в государственный кадастр недвижимости» подпрограммы «Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2012 годы)» федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2008 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2005 № 560 (далее - Подпрограмма).

В целях реализации задачи, т.е. сохранение на текущем уровне сохранения на текущем уровне размера налоговых выплат гражданами по вышеуказанному налогу, в проекте приказа устанавливается коэффициент, применяемый к кадастровой стоимости соответствующего объекта недвижимости.

Следует отметить, что по результатам проведения работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости в 12 субъектах Российской Федерации (Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Краснодарский край, Красноярский край, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Нижегородская область, Ростовская область, Самарская область, Тверская область) был проведен сравнительный анализ средних показателей кадастровой и инвентаризационной стоимостей. Кроме того, аналогичный анализ проведен в рамках реализации работ по разработке мероприятий по введению в Российской Федерации налога на недвижимость на основе результатов массовой оценки объектов недвижимости и их тестирование в городе Москве. В среднем кадастровая стоимость превышает инвентаризационную в 18-20 раз. Вместе с тем в связи с принципиальными различиями определения данных стоимостей в ряде случаев кадастровая стоимость превышает инвентаризационную в 30 и более раз.

Рис. 1. Сравнительный анализ средних показателей кадастровой и инвентаризационной стоимостей

Рис. 2. Соотношение инвентаризационной и кадастровой стоимости по округам г. Москвы

В этой связи в целях сохранения в целом на текущем уровне размера налоговых выплат гражданами по налогу на имущество физических лиц, при этом исключив резкие скачки указанных выплат, предлагается установить расчет инвентаризационной стоимости объектов недвижимости в процентном соотношении от кадастровой стоимости с применением понижающих (повышающих) коэффициентов. Коэффициент предлагается установить равный 0,03.

Указанный порядок в целях налогообложения имущества физических лиц планируется применять вплоть до перехода к налогу на недвижимость.

Материал размещен на официальном сайте Минэкономразвития России economy.gov.ru/minec/