Перевозка с использованием бензина заказчика: варианты оформления. Учет расходов на гсм за счет заказчика

Предприятие заказывает транспортные услуги по доставке товара. Можно ли сделать так, чтобы перевозчик при этом использовал талоны на топливо, принадлежащие заказчику? Как правильно оформить такие взаимоотношения? Как отразить их в бухгалтерском учете и какие будут налоговые последствия? Возникнет ли здесь объект обложения акцизным налогом? Такие вопросы озвучил наш читатель, позвонивший на «горячую линию». Давайте разбираться вместе.

Использование топлива (талонов на топливо) заказчика при оказании транспортной услуги законодательными нормами не запрещено. Понятно, что при таких взаимоотношениях сторонам необходимо согласовать не только условия перевозки груза, но и условия передачи и использования топлива (талонов на топливо). Именно последние окажут решающее влияние на порядок оформления и отражения таких операций в бухгалтерском учете, а, следовательно, и на их налогообложение. Но прежде чем перейти к рассмотрению основных вариантов оформления таких «топливно-транспортных» взаимоотношений, закроем вопрос по акцизному налогу. Причем, поговорим и о розничном акцизе ( п.п. 213.1.9 НКУ ), и о так называемом левотопливном ( п.п. 213.1.12 НКУ ).

Передача талонов и акцизный налог

Независимо от того, каким образом будут оформлены взаимоотношения сторон, необходимость уплаты розничного акцизного налога заказчиком транспортной услуги в рассматриваемом случае не возникнет . Причина в том, что физически передачу топлива заказчик не осуществляет - он передает только талоны. В то время как отпуск топлива осуществляет АЗС. Налоговики неоднократно подтверждали, что плательщиком розничного акцизного налога в таком случае является именно АЗС, а субъект хозяйствования, осуществляющий операции с топливными картами/талонами, платить розничный акциз не должен (см., например, письма ГФСУ от 12.03.2016 г. № 5315/6/99-99-03-03-15 , № 5311/6/99-95-42-01-16-01 ).

А вот в отношении «левотопливного» акциза все не так однозначно. Ведь в случае, когда право собственности на топливо перешло заказчику сразу при получении талонов, юридически передачу топлива перевозчику (при получении его на АЗС) будет осуществлять именно заказчик. И эта операция (юридическая передача) вполне подпадает под определение «реализация топлива» из абз. 2 п.п. 14.1.202 НКУ .

Правда, здесь обнадеживает позиция налоговиков, озвученная в письме ГФСУ от 08.04.2016 г. № 7905/6/99-99-21-05-15 (ср. 025069200). В нем они заявляют, что реализацией топлива для целей обложения «левотопливным» акцизом (так же, как и розничным) следует считать фактический отпуск топлива. Если так, то юридическая передача топлива не приведет к необходимости регистрироваться и платить «левотопливный» акциз (при наличии объекта). Хотя справедливости ради отметим, что речь в этом письме шла о продаже топлива с использованием смарт-карт, а не талонов. Поэтому полагаться только на это письмо мы ни в коем случае не советуем и считаем, что без индивидуальной налоговой консультации тут не обойтись.

Если же по условиям договора с АЗС право собственности на топливо переходит только в момент «отоваривания» талонов, риск оказаться в «левотоп­ливных» плательщиках для заказчика не усматривается. Ведь ни физической, ни юридической передачи топлива он в этом случае не осуществляет.

В то же время отметим: в случае, если заказчик передает не талоны, а топливо, отвертеться от необходимости уплаты розничного акцизного налога ему не удастся. Уплатить «левотопливный» акциз (конечно, только при возникновении объекта обложения согласно п.п. 213.1.12 НКУ ), по всей видимости, тоже придется. Причем, независимо от того, каким образом будут оформлены «топливно-транспортные» отношения. Ведь налоговики считают, что передача топлива для заправки техники, используемой для оказания услуг собственнику топлива (даже если право собственности на топливо при этом исполнителю не переходит!), для целей разде­ла VI НКУ является его реализацией (см. письмо ГФСУ от 24.03.2016 г. № 6497/6/99-99-19-03-03-15 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 37, с. 3). А значит, независимо от варианта оформления, налоговики будут настаивать на том, что уплатить акцизный налог в таком случае должен именно заказчик, передающий топливо. Хотя здесь тоже ситуация вовсе не однозначная (об этом мы писали в комментарии).

Теперь - о вариантах оформления «топливно-транспортных» отношений. Сразу скажем: ключевую роль здесь сыграет условие о переходе права собственности на топливо от заказчика (а иногда и от АЗС!) к перевозчику. Поэтому рассмотрим эти варианты отдельно.

Если право собственности на топливо к перевозчику переходит

Если заказчик и перевозчик договорились о том, что право собственности на топливо (талоны на топливо) переходит к перевозчику, то оформить взаимоотношения в таком случае можно как отдельными договорами (купли-продажи топлива (талонов на топливо) и перевозки), так и одним договором, который будет содержать условия обоих договоров (так называемый смешанный договор - право на его заключение закреплено в ч. 2 ст. 628 ГКУ ).

Учтите также:

если право собственности на топливо перешло к заказчику транспортной услуги при получении талонов, то предметом договора купли-продажи будет именно топливо, обеспеченное талонами

Если же право собственности на топливо переходит только в момент «отоваривания» талонов - уместнее говорить о продаже прав требования определенного количества топлива. Напомним, что право требования может быть предметом договора купли-продажи ( ч. 3 ст. 656 ГКУ ) и согласие должника (в данном случае - АЗС) на заключение такого договора не требуется ( ч. 1 ст. 516 ГКУ ). Правда, уведомить АЗС о смене кредитора всё же стоит ( ч. 2 ст. 516 ГКУ ). При продаже прав требования право собственности на топливо перейдет перевозчику напрямую от АЗС .

От того, что будет предметом договора купли-продажи (топливо или право его требования), будет зависеть и бухгалтерский, и «налоговоприбыльный» результат. К возникновению разниц между ними ни операция продажи прав требования, ни операция продажи топлива не приведет. Поэтому все доходы и расходы, сформированные по бухгалтерским правилам, без каких-либо корректировок отразятся в декларации по прибыли.

Порядок обложения НДС также будет отличаться. Так, операция по продаже топлива подлежит обложению НДС в обычном порядке (согласно п.п. «а» п. 185.1 НКУ ). А вот продажа прав требования по своей сути является продажей долгового обязательства за денежные средства, а потому не является объектом налогообложения (согласно п.п. 196.1.5 НКУ ). В то же время, на дату заключения договора заказчик теряет право на налоговый кредит по налоговой накладной, которая была выписана на сумму предоплаты, обеспеченную талонами, которые сейчас продаются. Ведь поставка топлива заказчику так и не произошла. Поэтому АЗС должна составить к такой налоговой накладной корректировку и выписать новую налоговую накладную на перевозчика (подробнее о связанных с этим сложностях см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 50, с. 34). Впрочем, именно по уступке требования налоговики раньше настаивали на другом подходе: первый кредитор должен признать условную поставку с начислением компенсирующих НО. Тогда новый кредитор вообще лишается права на НК (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 70, с. 19).

Рассмотрим примеры.

Пример 1. Предприятие заказало перевозку товара стоимостью 30000 грн. (в т. ч. НДС - 5000 грн.) с использованием принадлежащих ему талонов на топливо стоимостью 21000 грн. (1000 л.). Взаимоотношения были оформлены следующим образом:

1) заключен договор перевозки на сумму 30000 грн. (в т. ч. НДС - 5000 грн.);

2) заключен договор купли-продажи прав требования на сумму 21000 грн.;

3) произведен зачет однородных требований на сумму 21000 грн.

Таблица 1. Транспортные услуги и продажа прав требования

№ п/п

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Продажа прав требования:

Отражена реализация прав требования

Откорректирован ранее отраженный налоговый кредит (НК) по НДС*

* Налоговики раньше настаивали на другом подходе: первый кредитор должен признать условную поставку с начислением компенсирующих НО.

Отражено право на НК по НДС

Получена зарегистрированная налоговая накладная (НН) и отражена в составе НК

Пример 2. Возьмем условия из примера 1. Изменим только предмет договора купли-продажи. В этом примере им является топливо, обеспеченное талонами.

Обратите внимание: стоимость талонов в таком случае будет другой. Причина: база по НДС включает сумму акцизного налога, уплаченного при приобретении топлива и включенного в его первоначальную стоимость. Это следует учесть при заключении договора.

Таблица 2. Транспортные услуги и продажа топлива

№ п/п

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Продажа топлива:

Реализовано топливо

Начислены НО по НДС

Списано топливо

Получение транспортных услуг:

Получен акт оказанных транспортных услуг

Отражено право на НК по НДС

Получена зарегистрированная НН и отражена в составе НК

Зачет взаимных требований и доплата:

Отражен взаимозачет задолженностей

Произведена оплата за транспортные услуги

Если право собственности на топливо к перевозчику не переходит

В случае, если право собственности на топливо к перевозчику не переходит, его передача неразрывно связана с оказанием услуги. Поэтому оформить такие взаимоотношения отдельными договорами не получится. Здесь следует заключить один договор. Причем то, что глава 64 ГКУ не предусматривает возможность предоставления транспортной услуги с использованием материала заказчика (как это предус­мотрено главой 61 ГКУ , регулирующей порядок выполнения подрядных работ), не должно смущать. Часть 1 ст. 6 ГКУ дает в этом отношении полную свободу действий. В ней сказано:

стороны имеют право заключить договор, не предусмотренный актами гражданского законодательства, но соответствующий общим его принципам

В таком договоре следует установить нормы расхода бензина, сроки возврата его остатка, обязанность перевозчика предоставить заказчику отчет об использовании бензина, его ответственность за ненадлежащее выполнение предусмотренных договором обязанностей. Также заказчик должен поручить перевозчику получить топливо. С этой целью он обеспечивает перевозчика талонами. Передачу талонов следует оформить актом приема-передачи. Кроме того, в договоре обязательно следует сакцентировать внимание на том, что право собственности на топливо перевозчику не переходит .

Отразим порядок отражения таких взаимоотношений на примере.

Пример 3. Используем условия из примера 1. Но учтем, что стоимость транспортных услуг, определенная в договоре, составила 9000 грн., поскольку из нее сразу вычли стоимость предоставленных заказчиком материалов.

Таблица 3. Транспортные услуги с использованием топлива заказчика

№ п/п

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Получение и передача топлива:

Переданы талоны перевозчику (составлен акт приема-передачи)

Оприходовано топливо (получены расчетные документы от перевозчика)

Отражен НК по НДС

Отражен зачет задолженностей

Передано топливо перевозчику

Получение транспортных услуг:

Получен акт оказанных транспортных услуг

Отражено право на НК по НДС

Получена зарегистрированная НН и отражен НК

Отражено использование бензина (согласно отчету перевозчика)

Все расходы, отраженные в бухгалтерском учете, в полном объеме попадут в декларацию по прибыли.

    Использование топлива (талонов на топливо) заказчика при оказании транспортной услуги законодательными нормами не запрещено.

    При передаче талонов на топливо необходимость уплаты розничного акцизного налога не возникает.

    Если право собственности на топливо перешло заказчику при получении талонов, то передача топлива по таким талонам вполне подпадает под определение «реализация топлива» из абз. 2 п.п. 14.1.212 НКУ , что может привести к необходимости зарегистрироваться плательщиком акцизного налога.

    Условие о переходе права собственности на топливо (талоны на топливо) перевозчику - основное условие, определяющее порядок оформления и отражения таких взаимоотношений в бухгалтерском и налоговом учете.

    Если право собственности переходит перевозчику, взаимоотношения следует оформлять договором купли-продажи и договором перевозки, либо одним смешанным договором, включающим условия обоих договоров.

    В зависимости от того, перешло ли заказчику право собственности на топливо, предметом договора купли-продажи может быть топливо, обеспеченное талонами или право требования.

    Если право собственности на топливо перевозчику не переходит, заключают один договор, в котором устанавливают порядок получения, использования и возврата неиспользованного топлива.

Согласно Трудовому кодексу РФ, применение личной собственности сотрудника в интересах работодателя подлежит возмещению. Причём объём средств, направленный на покрытие расходов, связанных с обслуживанием и эксплуатацией такого имущества, законодательно не ограничен. К тому же с таких выплат не взимается НДФЛ.

Обоснование необходимости

Нормативными актами установлено, что если служащий привлекает свой автомобиль в рабочий процесс с согласия руководства, то возникающие в этом случае затраты на топливо должны быть восполнены. Объём компенсации оговаривается внутренними документами компании.

Возмещение расходов на использование транспортного средства не зависит от его вида:

  • легковой;
  • грузовой;
  • мотоцикл.

Нередко возникают споры о том, можно ли возвращать суммы, потраченные на эксплуатацию машины, применяемой для выполнения трудовых обязанностей сотрудника, которой он управляет по доверенности. Разъяснения ФНС и сложившаяся судебная практика однозначно указывают, что выплаты в такой ситуации являются правомерными.

Компенсация ГСМ

Организация должна возместить издержки, возникшие при использовании личного транспорта работника для её нужд, если ситуация удовлетворяет ряду условий:

  • руководство поставлено в известность;
  • сотрудник - собственник автомобиля или имеет доверенность на управление;
  • размер компенсации установлен соглашением сторон;
  • отношения оформлены в письменном виде;
  • затраты подтверждены соответствующими документами;
  • имеется обоснование (расчёты и бумаги) того, что машина эксплуатируется в интересах компании.

Кому положено

Покрытие расходов на приобретение бензина, дизельного топлива, масел и других материалов предоставляется владельцу или лицу, имеющему полномочия на вождение либо распоряжение автомобилем. Привлечение сторонней техники для нужд организации с оплатой издержек на её применение может быть узаконено разными способами.

Чаще всего - это компенсация, оформленная в рамках трудового договора, соглашение о безвозмездной эксплуатации, или о найме транспортного средства с экипажем, а также без него.

У каждого варианта есть свои нюансы, важные для обеих сторон. Они связаны с налогообложением, размером выплат, возможностями по использованию имущества.

Оформление

Один из самых очевидных способов возместить расходы на ГСМ - компенсация, установленная руководителем. Её объём и виды затрат, подлежащие возмещению, согласовывают с сотрудником. Кроме топлива, в список могут входить ремонт и амортизация. При необходимости сумма может быть увеличена.

Приведённый вариант имеет как достоинства, так и недостатки:

В этом случае нужно действовать следующим образом:

  • согласовываются все детали возмещения;
  • составляется ;
  • издаётся соответствующий ;
  • служащий передаёт в бухгалтерию компании на ежемесячную компенсацию средств, потраченных на обслуживание автомобиля.

Оптимальный порядок покрытия финансовых затрат на эксплуатацию машины сотрудника в интересах организации - это . Гражданский кодекс РФ предлагает альтернативу: нанять транспорт с экипажем или без него. Первый вариант не может быть использован, поскольку в рассматриваемом случае водитель является собственником. Как следствие, у него не получится заключить трудовой контракт с самим собой.

Используя такой способ, можно учесть любые нюансы, например:

  • размер арендной платы;
  • какая из сторон оплачивает ремонт и заправку;
  • возмещение собственнику суммы, потраченной на транспортный налог, или стоимости страхового полиса.

Оформление отношений таким способом, несомненно, выгодно организации и владельцу автомобиля вместе с тем есть отрицательные моменты:

Сделка по аренде предполагает следующий алгоритм:

  • согласование с руководством фирмы привлечения собственного транспорта служащего;
  • выбор способа возврата средств, использованных на обслуживание машины;
  • подписание соглашения;
  • переоформление ОСАГО с учётом изменившегося количества лиц, допущенных к управлению;
  • составление бумаг, подтверждающих передачу автомобиля организации на оговорённый заранее срок.

Вариант, при котором вознаграждение за предоставление транспортного средства для исполнения служебных обязанностей не предполагается, выгоден, если оно принадлежит, например, учредителю. Впрочем, если необходимо, перечисление денег можно оформить, как материальную помощь сотруднику.

Использование имущества по безвозмездному соглашению увеличивает основу для расчёта налога на прибыль, согласно рыночной стоимости услуги, оказанной бесплатно.

В этом и состоит самый большой минус такого способа. И всё же он дешевле, чем простой возврат денег за ГСМ.

Выплата

Покрытие расходов сотрудника на использование личной собственности в рабочем процессе происходит с периодичностью, указанной в соглашении, подписанном обеими сторонами. Чаще всего - один раз в месяц. Во время отпуска, больничного, командировки возмещение не предусмотрено.

Для получения денег нужно представить ряд документов:

  • паспорт транспортного средства;
  • свидетельство о регистрации;
  • доверенность (если служащий не является владельцем);
  • обоснование расходов, например, чеки;
  • путевые листы подтверждающие, что автомобиль эксплуатировался для нужд фирмы ().

По последнему пункту нередко возникают споры . Дело в том, что такая бумага предназначена для учёта перемещений транспорта, принадлежащего компании.

Законодательство не регламентирует применение личной собственности в служебных целях и не требует заполнения соответствующей документации.

Суды не настаивают на составлении путёвки лицом, которое не является водителем. Однако письма Минфина на эту тему неоднозначны. Тем, кто не желает использовать такую форму отчётности вполне реально доказать свою правоту в спорах с ФНС. А если отвечать на лишние вопросы инспекторов не хочется, то придётся документально подтверждать служебный характер разъездов.

Налогообложение

Все организации, неважно применяют они общую систему или УСН, возмещение затрат на привлечение личного транспорта сотрудника для исполнения служебных обязанностей относят к расходам.

В случае легкового автомобиля - эта величина ограничивается на законодательном уровне:

Для грузовиков сумма не регламентируется. А при эксплуатации мотоцикла базу налога на прибыль можно уменьшить на 600 рублей. Тип легко определяется с помощью ПТС или свидетельства о регистрации.

На выплаты работнику, в свою очередь, не начисляются:

  • НДФЛ (не отражается в соответствующей декларации);
  • обязательные взносы в ФСС и ПФР.

Чтобы избежать возникновения налога необходимо передать в организацию бумаги для подтверждения:

  • права собственности на транспорт;
  • применение машины для нужд компании;
  • суммы фактических затрат на эксплуатацию.

Нередко возникает вопрос, обложения доходов физического лица, полученных сверх норматива, установленного для прибыли Правительством РФ. Такой подход не совсем верен. И несколько лет назад ВАС принял решение, что указанные лимиты нельзя применять для определения базы НДФЛ. Следовательно размер возмещения ничем не ограничен.

В случае когда сотрудник управляет автомобилем, который ему не принадлежит, мнения о взимании налога с суммы компенсации разделились. ФНС и Минфин считают, что НДФЛ нужно начислять. В то же время есть несколько судебных решений в пользу освобождения от обязательной выплаты. Однозначного ответа пока не существует.

А вот организация, сможет учесть в составе расходов выплаты, связанные с возмещением затрат на использование транспортного средства, управляемого по доверенности.

Такие действия удовлетворяют нормам НК РФ, при условии, что сотрудник представит следующие бумаги:

  • копию технического паспорта;
  • путевой лист с учётом служебных поездок.

Расчёт суммы

Размер выплаты определяется по соглашению сторон. Бухгалтерия, в свою очередь, обязана провести соответствующие вычисления.

Ниже представлен примерный образец:

Периодичность

Работодатель исполняет обязательства, связанные с расходами подчинённого на применение собственного автотранспорта для служебной необходимости, ежемесячно.

Затраты на ГСМ в текущем периоде покрываются до его окончания.

Все сроки должны быть согласованы обеими сторонами и оформлены в письменном виде.

Таким образом, для восполнения расходов, связанных с эксплуатацией машины, которая находится в собственности или управляется по письменному уполномочию, нужно придерживаться простого алгоритма:

  • поставить в известность руководителя компании о желании привлечь своё имущество для выполнения служебных функций;
  • выбрать способ оформления отношений (договор аренды самый выгодный);
  • представить все бумаги для подтверждения правомерности распоряжения автомобилем;
  • написать заявление в бухгалтерию;
  • своевременно и аккуратно передавать чеки и другие бумаги для отчёта о потраченных средствах;
  • составлять путевые листы, в которых показываются все передвижения по заданию компании;
  • помнить, что издержки не возмещаются в период отпуска, больничного, командировки и в нерабочее время;
  • получать компенсацию ежемесячно на зарплатную карту или наличными деньгами в кассе;
  • выплата не включается в базу налога на доходы физических лиц и не вносится в соответствующую декларацию, за исключением арендной платы по договору;
  • страховые взносы не перечисляются;
  • компания имеет возможность минимизировать налогооблагаемую прибыль за счёт затрат, связанных с наймом транспорта, приобретением топлива, осуществлением текущего ремонта и техобслуживания.

Негласно компенсация ГСМ помимо экономической справедливости, носит ещё и характер мотивационной выплаты. Компании, которые в полном размере и без задержек выплачивают вышеуказанное возмещение, находятся на более высоких позициях в рейтинге работодателей.

Ситуация. Исполнитель использует топливо заказчика

Организация-исполнитель заключила со строительной фирмой договор на оказание услуг собственным транспортом. По условиям договора заправку транспорта топливом осуществляет заказчик. Документом, подтверждающим заправку транспорта исполнителя топливом, является путевой лист.

Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.

1. Достаточно ли сведений в путевом листе, подтверждающих факт заправки транспорта исполнителя топливом? Следует ли в этом случае оформлять товарную накладную?

2. Должен ли исполнитель вести учет топлива, предоставленного заказчиком? Если да, то каков порядок его учета (постановка на учет, списание, остатки, возврат остатков)?

3. По каким нормам производится списание топлива - по нормам заказчика или исполнителя?

ТРИ ВАРИАНТА ПЕРЕДАЧИ ТОПЛИВА ЗАКАЗЧИКОМ ДЛЯ ЗАПРАВКИ ТРАНСПОРТА ИСПОЛНИТЕЛЯ

Для ответа на поставленные вопросы необходимо знать конкретные условия заключенного сторонами договора.

Однако, принимая во внимание общую формулировку вопроса, отметим следующее.

Использовать предоставленный заказчиком материал экономно и расчетливо;

После окончания работы представить заказчику отчет об израсходовании материала |*| ;

* Информация о том, следует ли устанавливать нормы расхода смазочных материалов на автотранспортные средства , доступна для подписчиков электронного «ГБ»

Возвратить его остаток либо с согласия заказчика уменьшить цену (смету) работы с учетом стоимости остающегося у подрядчика неиспользованного материала.

Следует иметь в виду, что результат работы, как правило, имеет материальное выражение. Если исходя из заключенного договора предусмотренные для оказания исполнителем услуги можно квалифицировать как работы, то переданное для заправки топливо будет квалифицировано как «давальческое » и у исполнителя должно учитываться на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку». В договоре с заказчиком необходимо согласовать нормы расхода топлива, которые должны быть определены в порядке, предусмотренном Инструкцией № 141. Сторонами договора должен быть установлен документ (акт, отчет и т.п.), в котором исполнитель будет представлять заказчику информацию об израсходованном топливе исходя из учета работы техники (в путевых листах и (или) иных документах) и согласованной нормы расхода. Списание топлива на затраты осуществляется в этом случае заказчиком исходя из правил, установленных Инструкцией № 133, на основании таких отчетов, которые составляются исходя из данных путевых листов исполнителя о работе техники. Исполнитель в путевых листах ведет учет топлива заказчика в общеустановленном порядке. При необходимости движение собственного топлива |*| и топлива заказчика в путевом листе исполнителя можно указывать раздельно.

* Информация о применении зимнего повышения норм расхода топлива доступна для подписчиков электронного «ГБ»

ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ТОПЛИВА НЕОБХОДИМ СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ

Для всех вышеперечисленных вариантов действует правило: передача товарно-материальных ценностей (в т.ч. топлива) между организациями независимо от цели такой передачи оформляется накладными формы ТТН-1 или ТН-2 (п. 2 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утвержденной

"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 9

Транспортные средства используются в деятельности практически любого учреждения, в том числе культуры и искусства, поэтому вопросы учета горюче-смазочных материалов (ГСМ) являются актуальными во все времена. Следовательно, бухгалтерам необходимо знать особенности приобретения и списания ГСМ. Их мы и рассмотрим в данной статье.

Учет приобретения ГСМ

Приобретение ГСМ может производиться бюджетным учреждением в таких формах, как:

  • за наличный расчет;
  • путем приобретения талонов на заправку ГСМ;
  • приобретение с использованием пластиковой карточки;
  • приобретение с помощью государственных закупок.

Особенности этих способов мы рассмотрим ниже.

Учет ГСМ ведется в соответствии с Инструкцией N 25н <1> на счете 105 03 000 "Горюче-смазочные материалы". Принятие к бюджетному учету производится по фактической стоимости с учетом предъявленных поставщиком сумм НДС (при приобретении за счет бюджетных средств) и без учета данного налога (при оплате за счет средств от приносящей доход деятельности, если доход последней подлежит обложению НДС). Аналитический учет ведется на Карточках количественно-суммового учета материальных ценностей. Материально ответственные лица должны вести учет ГСМ в Книге (Карточке) учета материальных ценностей по их наименованиям, сортам и количеству. Оприходование топлива и масел отражается в регистрах бюджетного учета на основании первичных учетных документов (накладных поставщика, кассовых чеков).

<1> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.

В том случае, если имеются расхождения с данными документов поставщика при приемке материалов, поступивших без документов, составляется Акт о приемке материалов (ф. 0315004) (Приложение 2 к Инструкции N 25н). Форма утверждена Постановлением N 71а <2>. Акт оформляется членами приемной комиссии в двух экземплярах с обязательным участием материально ответственного лица и представителя поставщика или незаинтересованной организации. Один экземпляр отдается в бухгалтерию организации для учета движения материальных ценностей, второй - отделу снабжения или бухгалтерии для направления претензионного письма поставщику.

<2> Постановление Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве".

Приобретение ГСМ за наличный расчет

Приобретая ГСМ за наличный расчет, учреждению следует учитывать, что право на получение денежных средств под отчет, срок составления авансовых отчетов необходимо отражать в учетной политике и утверждать приказом руководителя. Помимо этого, организацию выдачи наличных денежных средств регламентирует Порядок ведения кассовых операций в РФ, утвержденный Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 N 40.

Водители, приобретая ГСМ на АЗС, должны требовать и проверять правильно ли оформлены контрольно-кассовые чеки, которые предоставляются с авансовым отчетом в бухгалтерию.

При получении авансового отчета бухгалтер должен проверить правильность его заполнения, подсчета израсходованных сумм и отражения приобретенного ГСМ в количественном выражении в разрезе конкретных его марок.

Рассмотрим на примерах отражение в бухгалтерском учете операций по приобретению, оприходованию и списанию ГСМ (теория процесса списания ГСМ нами будет рассмотрена ниже в данной статье).

Пример 1 . Театр выдал водителю 01.07.2008 за счет бюджетных средств под отчет денежные средства на приобретение бензина в сумме 3000 руб. сроком на одну неделю. Водитель представил авансовый отчет 07.07.2008 на сумму 2626 руб. Остаток он вернул в кассу учреждения в тот же день.

Теперь рассмотрим особенности приобретения ГСМ за счет наличных денежных средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Пример 2 . Музей приобрел две канистры масла по цене 800 руб. за штуку (в том числе НДС 18% - 122 руб.) за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, которая подлежит обложению НДС. По договору предусмотрен аванс в размере 100%. В течение месяца масло было израсходовано и списано. Согласно учетной политике списание производится по фактической стоимости каждой единицы.

Операции по приобретению двух канистр масла будут отражены следующим образом:

Приобретение ГСМ с помощью талонов

Способ приобретения талонов для заправки ГСМ теряет свою актуальность, следовательно, на нем мы не будем особо заострять внимание, а представим только бухгалтерские проводки, которые сопровождают приобретение ГСМ таким образом:

  • выдача денежных средств из кассы под отчет на приобретение талонов:

Кредит счета 1 201 04 610 "Выбытия из кассы";

  • приобретение талонов подотчетным лицом:

Дебет счета 1 201 05 510 "Поступления денежных документов"

  • выдача талонов на бензин водителю под отчет:

Дебет счета 1 208 22 560 "Увеличение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материалов"

Кредит счета 1 201 05 610 "Выбытия денежных документов";

  • принятие к учету ГСМ при проверке авансового отчета от водителя:

Дебет счета 1 105 03 340 "Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов"

Кредит счета 1 208 22 660 "Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материалов";

  • списание ГСМ на нужды учреждения:

Дебет счета 1 401 01 272 "Расходование материальных запасов",

Приобретение ГСМ с помощью пластиковых карт

В настоящее время самым перспективным является метод приобретения ГСМ с помощью пластиковых карт.

Для их получения учреждение перечисляет специализированной организации денежные средства авансом (от 30 до 100%). По истечении, как правило, месяца поставщик представляет учреждению отчет с детализацией по государственным номерам заправленных автомобилей, в котором указаны количество, номенклатура и стоимость отпущенного топлива. Кроме того, при отпуске ГСМ работники АЗС обязаны дать водителю документ, подтверждающий оплату топлива (контрольно-кассовый чек).

Отчет, полученный от водителя, необходимо сверять с отчетом специализированной организации - поставщика ГСМ.

Рассмотрим на примере приобретение ГСМ с помощью пластиковой карточки.

Пример 3 . Музей заключил договор с компанией на заправку ГСМ автомобиля по пластиковой карте. В договоре отражено, что учреждение ежемесячно покупает бензин на сумму 20 000 руб. Оплата производится в начале месяца авансом в размере 30% от данной суммы, а далее - по факту.

За счет средств бюджета учреждение перечислило 6000 руб. В конце месяца получен счет-фактура, подтвердивший заправку в течение месяца на сумму 20 000 руб. Произведена оплата разницы суммы аванса и фактически израсходованного горючего. По путевым листам подтвержден расход на сумму 20 000 руб.

В бухгалтерском учете операции будут отражены следующим образом:

Приобретение ГСМ с помощью государственных закупок

В соответствии с Федеральным законом N 94-ФЗ <3>, регламентирующим закупки бюджетных организаций, необходимо проведение конкурса на выбор поставщика. Решение о применении данного способа приобретения ГСМ принимает организация - главный распорядитель. Подведомственными ей учреждениями предоставляются заявки, согласно которым определяется общая потребность в ГСМ на определенный период. Далее главный распорядитель на основании Федерального закона N 94-ФЗ определяет, каким путем заключать договор: проведения открытого конкурса либо запроса котировок.

<3> Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

По результатам выявляется победитель, с которым и заключается договор. При его заключении необходимо предусмотреть способы поставки. Они могут быть такие, как:

  • поступление ГСМ на склад главного распорядителя;
  • поступление ГСМ непосредственно на склад подведомственных учреждений.

При отправке ГСМ подведомственным организациям распорядитель составляет извещение (ф. 0504805) в двух экземплярах, кроме него, он отправляет копию счета на поставляемые материальные ценности и товарную накладную. Первичные документы (счет, товарная накладная) приходят вместе с ГСМ. После его поступления второй экземпляр извещения с отметками о получении ГСМ отправляется вышестоящей организации-заказчику, которая, в свою очередь, получив подтверждение о том, что ГСМ отгружены, производит их оплату по счету (счету-фактуре), выставленному поставщиком.

Операции по централизованному снабжению в бухгалтерском учете регламентируются не только Инструкцией N 25н, но и разъяснениями, изложенными в Письме Минфина России от 29.12.2005 N 42-7.1-01/2.2-397 "Об отражении в бюджетном учете операций по централизованным поставкам".

Рассмотрим операции по централизованному снабжению на примере.

Пример 4 . Главный распорядитель бюджетных средств методом запроса котировок определил организацию-поставщика на поставку бензина Аи-95 (предполагается получать с использованием талонов), а также заключил договор с ним. По условиям этого договора она в течение года ежемесячно предоставляет подведомственным учреждениям по 300 л бензина Аи-95 (20 талонов по 15 л каждый). Оплата талонов производится по мере их поступления в подведомственные организации. Стоимость 1 л бензина равна 25 руб.

В бухгалтерском учете главный распорядитель данные операции отразит следующим образом:

В бухгалтерском учете подведомственной организации будет сделана запись:

На практике чаще всего встречается вариант централизованной поставки бензина с использованием пластиковых карт. Смысл этого способа закупки в следующем. Главный распорядитель заключает договор с организацией-поставщиком на обслуживание автомобилей на заправках этой организации. В договоре указываются государственные номера автомобилей, устанавливается лимит заправки бензином для каждого автомобиля в месяц. Для контроля над производимыми заправками на все автомобили выдается пластиковая карточка, в которую помещают информацию о лимите его заправки в месяц. При необходимости увеличения лимита следует уведомить организацию-поставщика.

Кроме стоимости бензина, договором предусматривается изготовление пластиковой карточки, на которую зачисляется месячный лимит расходования бензина по определенному автомобилю, числящемуся на балансе подведомственной организации. Расход денежных средств по изготовлению этих карточек в соответствии с Приказом Минфина России от 24.08.2007 N 74н "Об утверждении Указаний о Порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" отражается по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. В случае если в договоре прописано не изготовление, а приобретение пластиковых карт, они оплачиваются по ст. 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ и приходуются на счете 105 06 340 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов". Списание карточки с учета производится при ее утрате или расторжении договора.

Рассмотрим данный способ поставки бензина на примере.

Пример 5 . Бюджетное учреждение - заказчик заключило договор с организацией-поставщиком на заправку бензином автомобилей, числящихся на балансе подведомственных учреждений, на сумму 460 880 руб.

Ежемесячный авансовый платеж по заправке всех автомобилей по условию договора составляет 30% от стоимости договора - 138 264 руб. Ежемесячный лимит автомобиля 380 л. Стоимость одного литра бензина равна 25 руб. В конце месяца выставлен счет-фактура на сумму окончательной оплаты в размере 322 616 руб. Условиями договора предусмотрено изготовление пластиковых карт (40 шт. на сумму 400 руб.).

В бухгалтерском учете у заказчика данные операции будут выглядеть следующим образом:

Составлены и разосланы извещения

отправку пластиковых карточек

Оплачена стоимость услуг по

изготовлению карточек

Совершен авансовый платеж по

заправке бензина

Отправлены извещения

подведомственным организациям на

зачисление на их карточки лимитного

объема бензина

В конце месяца произведен зачет

Оплачен представленный поставщиком

счет-фактура на фактический объем

заправленного бензина с распечаткой

по заправке каждого автомобиля в

конце месяца

Если пластиковые карточки приобретаются как материальные ценности, то в бухгалтерском учете операции отразятся так:

  • поставка заказчику пластиковых карт:

Дебет счета 1 105 06 340 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов"

Кредит счета 1 302 22 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов";

  • оплата стоимости пластиковых карт:

Дебет счета 1 302 22 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"

Кредит счета 1 304 05 340 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по приобретению материальных запасов";

  • отправка пластиковых карт подведомственным учреждениям и составление извещения на их отправку:

Дебет счета 1 304 04 340 "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению материальных запасов"

Кредит счета 1 105 06 440 "Уменьшение стоимости прочих материальных запасов".

У подведомственного учреждения операции по получению пластиковых карт и бензина отразятся следующим образом:

Если пластиковые карты были получены как материальные ценности, то их поступление (при наличии извещения и накладной) будет отражено следующим образом:

Дебет счета 1 105 06 340 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов",

Кредит счета 1 304 04 340 "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению материальных запасов".

Нормы расхода топлива и смазочных материалов

Нормы расхода топлива предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др. (независимо от форм собственности), эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории РФ. В настоящее время действуют Нормы, утвержденные Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р "О введении в действие Методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте".

Также учреждения вправе самостоятельно утверждать нормы списания ГСМ. Как правило, они действуют в отношении тех транспортных средств, для которых законодательно они не установлены. При этом они должны быть разумны и аргументированы. Доводом в пользу собственных норм может стать акт замера расхода топлива. Он показывает фактическое потребление бензина. Вдобавок повышенный расход или километраж любой шофер объяснит массой причин: необходимостью объездов, пробками, особенностями двигателя и т.п.

Образец акта замера расхода топлива

"Утверждаю"
Директор
Музея им. А.С.Пушкина
______________ Иванов И.С.
13 марта 2008 г.
Акт контрольного замера
нормы расходного топлива _________________ (вид топлива)
для автомашины _________________ (марка)
Комиссия в составе:

(фамилия, имя, отчество, должность; не менее трех человек, один из них -
___________________________________________________________________________
водитель)
составила настоящий акт о том, что ею 13 марта 2008 г. произведен
контрольный замер расхода топлива на автомобиль ________________ (марка),
государственный номер _______________ пробегом на расстояние ______________
по маршруту ______________________________________________________________.
В ходе замера установлено:
На начало контрольного замера в баке было _________________________________

На конец контрольного замера в баке осталось ______________________________
(цифрами и прописью) литров бензина марки ______________________.
Дозаправки и сливания топлива в ходе замера не производились.
Итого расход бензина за время замера составил _____________________________
(цифрами и прописью) литров.
Показания спидометра:
На начало замера _________________________________ (цифрами и прописью) км.
На конец замера __________________________________ (цифрами и прописью) км.
Итого пробег во время замера составил ____________________________ (цифрами
и прописью) км.
В результате контрольного замера определен расход (при нормальных условиях)
топлива на 1 км пробега ______________________________ (цифрами и прописью)
и на 100 км пробега ______________________________ (цифрами и прописью) км.
Дата, подписи представителей комиссии, расшифровки подписей.

Учет и порядок списания ГСМ

Списание ГСМ бухгалтерия, как правило, производит ежемесячно. Для этого бухгалтер использует следующие документы:

  • путевые листы;
  • авансовые отчеты (в случае если бензин приобретался за наличные денежные средства);
  • Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. 0310003) (если заправка производилась по талонам - п. 97 Инструкции N 25н).

В соответствии с п. 55 Инструкции N 25н ГСМ списываются по фактической стоимости единицы либо по средней фактической стоимости. Выбор метода списания рекомендуем закрепить в учетной политике учреждения. Оценка материальных запасов по средней фактической стоимости производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей фактической стоимости на их количество, складывающихся соответственно из средней фактической стоимости и количества остатка на начало месяца, и поступивших запасов в течение текущего месяца на дату списания (отпуск).

Учет операций по расходу материальных запасов, их выбытию, перемещению внутри учреждения ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Списание ГСМ по уставной деятельности оформляется проводкой:

Дебет счета 1 401 01 272 "Расходование материальных запасов"

Кредит счета 1 105 03 440 "Уменьшение стоимости горюче-смазочных материалов".

В рамках приносящей доход деятельности проводка выглядит следующим образом:

Дебет счета 2 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)"

Кредит счета 2 105 03 440 "Уменьшение стоимости горюче-смазочных материалов".

Особенности учета недостач автомобильного топлива

Учет недостач ГСМ ведется на счете 209 04 000 "Расчеты по недостачам материальных запасов". Аналитический учет по счету ведется на Карточке учета средств и расчетов по каждому виновному лицу с указанием фамилии, имени и отчества, должности, даты возникновения задолженности и суммы недостачи.

Инструкция N 25н устанавливает правила, в соответствии с которыми при определении размера ущерба, причиненного недостачами и хищениями, следует исходить из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Данные правила исключают возможность обособленного отражения в учете сумм разницы между рыночной и балансовой стоимостями утраченного или испорченного имущества. Разница определяется автоматически: сопоставлением оборотов по кредиту и дебету счета учета доходов от реализации активов (401 01 172).

По мнению автора, рыночная оценка недостач (в части перерасхода ГСМ) на дату выявления факта перерасхода вполне правомерна. При этом можно исходить из следующего соображения: сумма, поступившая в возмещение ущерба, должна быть такой, чтобы позволить приобрести соответствующее количество утраченного (в данном случае - необоснованно израсходованного) имущества.

Суммы недостач и потерь имущества, оцениваемых по рыночной стоимости, в бухгалтерском учете отражаются проводками по нескольким счетам учета:

  • на сумму балансовой стоимости недостающих ГСМ (перерасхода бензина или дизтоплива) по балансовой стоимости (в данном случае под балансовой стоимостью следует понимать среднюю фактическую стоимость ГСМ на дату обнаружения недостачи):

Дебет счета 1 401 01 172 "Доходы от реализации активов"

Кредит счета 1 105 03 440 "Уменьшение стоимости горюче-смазочных материалов";

  • на сумму недостачи (перерасхода) по рыночной стоимости:

Дебет счета 1 209 04 560 "Увеличение дебиторской задолженности по недостачам материальных запасов"

Кредит счета 1 401 01 172 "Доходы от реализации активов";

  • на сумму, подлежащую взысканию с сумм начисленной оплаты труда работника учреждения (виновного в перерасходе ГСМ):

Дебет счета 1 302 01 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате"

Кредит счета 1 209 04 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по недостачам материальных запасов".

Если убытки образовались в результате чрезвычайных обстоятельств, то в состав недостач они не входят, а списываются в порядке, установленном отдельными пунктами Инструкции N 25 для соответствующего вида имущества.

Налоговый учет приобретения ГСМ

Помимо эксплуатации автомобиля в уставной деятельности учреждения, его используют и в приносящей доход деятельности. Следовательно, возникают вопросы. Как признавать затраты по приобретению ГСМ за счет средств от внебюджетной деятельности в целях обложения налогом на прибыль? Какие нормы расхода топлива в рамках приносящей доход деятельности следует использовать при отнесении данных затрат на расходы при исчислении налога на прибыль?

Для ответа на эти вопросы обратимся к Налоговому кодексу. В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами организации, принимаемыми в целях налогообложения, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Расходы налогоплательщика на приобретение ГСМ могут быть отнесены в пределах фактически понесенных затрат на расходы при исчислении базы по налогу на прибыль (пп. 5 п. 1 ст. 254 и пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ затраты на топливо не нормируются. Следовательно, организация в рамках приносящей доход деятельности вправе принимать к учету расходы по ГСМ в полном объеме, если они были осуществлены в рамках данной деятельности. Таким образом, норма расходования топлива в рамках указанной деятельности может быть установлена выше общепринятой.

Е.Любаева

Эксперт журнала

"Учреждения культуры и искусства:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Отпуск педагогических работников

Рассмотрим актуальный для многих продавцов горюче-смазочных материалов вопрос. Компания занимается покупкой и последующей реализацией оптом ГСМ. Как учесть доставку топлива за счет продавца.

Существует несколько вариантов доставки топлива за счет продавца.

1. Продавец осуществляет доставку товара до покупателя собственными силами, как собственным автотранспортом (бензовозы), так и арендованными.

При этом, стоимость доставки может входить в стоимость реализованного товара, либо предъявляться покупателю отдельно.

Самый простой вариант учета, при котором стоимость доставки включается в стоимость товара.

В этом случае, доставка товара нигде в документах, передаваемых покупателю, не отражается, в договоре можно указать, что стоимость доставки включена в стоимость товара. В счете-фактуре стоимость доставки отдельной строкой не выделяется. И отдельный счет-фактура на доставку не выставляется. Обязательно нужно оформить путевой лист, в противном случае, налоговые органы могут не принять расходы на бензин.

Дебет 23 Кредит 02, 10, 69, 70, 60– отражены затраты на эксплуатацию транспорта, в том числе стоимость аренды;

Дебет 19 Кредит 60– выделен НДС по услугам аренды;

Дебет 68.2 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 – принят к вычету НДС по услугам аренды;

Дебет 90-2 Кредит 23 – списаны расходы на доставку товара;

Дебет 51 Кредит 62– получено от покупателя за проданный товар;

Дебет 60 Кредит 51 – оплачены услуги аренды.

Стоимость доставки предъявляется покупателю сверх стоимости товара.

В этом случае, услуги по доставке товара являются отдельным видом деятельности организации. На перевозку автомобильным транспортом лицензия не требуется. Продавец оформляет отдельный счет-фактуру на услуги по доставке, либо прописывает отдельной строке в общем счете-фактуре.

В бухгалтерском учете данная операция отразиться следующими бухгалтерскими проводками:

Дебет 62 Кредит 90-1– реализованы услуги по доставке покупателю;

Дебет 62 Кредит 90.1– признана выручка по отгруженному покупателю товару;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»– начислен НДС с выручки от реализации услуг по доставке;

Дебет 90-3 Кредит 68.2 субсчет «Расчеты по НДС»– начислен НДС с реализованного товара;

Дебет 23 (20, 44) Кредит 10, 02, 70, 69. 60– учтены расходы на доставку;

Дебет 90-2 Кредит 23 (20, 44)– сформирована себестоимость услуг по доставке;

Дебет 90-2 Кредит 41 – списана себестоимость реализованного товара;

Дебет 51 Кредит 62– получено от покупателя за проданный товар и услуги по доставке;

Доходы от оказания услуг по доставке товаров учитывайте в периоде их начисления (п. 1 ст. 271 Налогового кодекса РФ). Расходы, связанные с оказанием услуг по транспортировке, могут быть учтены в том месяце, в котором они фактически произведены (без распределения на остатки незавершенного производства) (подп. 6 п. 1 ст. 254, абз. 6 подп. 3 п. 1 ст. 268, п. 1 ст. 272, п. 2 ст. 318 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 19.03. 2007 № 03-03-06/1/157).

Затраты на доставку товаров покупателю являются косвенными расходами.

2. Продавец осуществляет доставку товара до покупателя силами сторонней транспортной организацией, но за счет покупателя.

В этом случае, продавец заключает с договор с транспортной компанией на доставку , а с покупателем заключает посреднический догово р, например, поручения.

В бухгалтерском учете данная операция отразиться следующими бухгалтерскими проводками:

Дебет 76 Кредит 60– отражены затраты на доставку, возмещаемые покупателем;

Дебет 62 Кредит 90-1– начислено вознаграждение за организацию доставки;

Дебет 90-3 Кредит 68.2 субсчет «Расчеты по НДС»– начислен НДС с вознаграждения;

Дебет 51 Кредит 76– получена компенсация расходов на расчетный счет (в кассу) от клиента;

Дебет 51 Кредит 62– получено вознаграждение за посреднические услуги;

Дебет 60 Кредит 51 – оплачены услуги транспортной компании.

Обратите внимание: с самой транспортной услуги НДС не выделяется на отдельный счет и продавцом не возмещается из бюджета.

В налоговом учете, полученные от заказчика (в нашем случае от покупателя) в связи с выполнением обязанностей по посредническому договору и израсходованные по его поручению, при расчете налога на прибыль не учитываются. (подп. 9 п. 1 ст. 251 и п. 9 ст. 270 Налогового кодекса РФ).

Признание дохода в виде посреднического вознаграждения осуществляется на дату исполнения посредником (поверенным), своих обязанностей по договору (п. 1 ст. 271 Налогового кодекса РФ). Эта дата определяется условиями договора. Например, посредническая услуга может считаться оказанной:

После приемки отгруженной готовой продукции (товаров) покупателем;

После сдачи готовой продукции (товаров) перевозчику;

В момент заключения договора с компанией-перевозчиком.

Подтвердить факт оказания услуг может отчет посредника (ст. 974, 999 и 1008 Гражданского кодекса РФ).

Расходы признавайте в том периоде, к которому они относятся (п. 1 ст. 272 Налогового кодекса РФ). Датой признания расходов - акт выполненных работ.

Поверенный обязан начислить НДС на сумму своего вознаграждения и иные доходы, связанные с выполнением посреднического договора (п. 1 ст. 156 Налогового кодекса РФ). Исключения из этого правила приведены в пункте 2 статьи 156 Налогового кодекса РФ. Ставка НДС для дохода в виде посреднического вознаграждения установлена в размере 18 процентов (п. 3 ст. 164 Налогового кодекса РФ). На вознаграждение по договору транспортной экспедиции НДС начисляйте в том же порядке, что и по посредническим договорам (письмо Минфина России от 30.03.2005 № 03-04-11/69).

Посредник обязан выставить счет-фактуру на сумму своего вознаграждения так же, как и в других случаях реализации услуг, то есть в течение пяти дней с момента их оказания (п. 3 ст. 168 Налогового кодекса РФ). Подробнее см. Как оформить счет-фактуру, выставляемый покупателю. Транспортная компания может выставить счет-фактуру по оказанным услугам как непосредственно заказчику (принципалу, доверителю, комитенту), клиенту, так и посреднику (агенту, комиссионеру, поверенному). Если в первом случае от посредника не требуется никаких действий, то во втором он должен перевыставить счет-фактуру заказчику.

Отражение затрат на транспортировку в НУ

В налоговом учете доходом от реализации покупных товаров является выручка (п. 1 ст. 249 Налогового кодекса РФ), который определяется из цены по договору на поставку и включается в налоговую базу в момент реализации товара (п. 3 ст. 271 Налогового кодекса РФ).

Выручку от реализации покупных товаров можно уменьшить на расходы, связанные с реализацией (подп. 4 п. 3 ст. 315 Налогового кодекса РФ). К таким расходам относятся:

Стоимость приобретения реализуемого товара (подп. 3 п. 1 ст. 268 Налогового кодекса РФ);

Расходы по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого товара и другие расходы, связанные с реализацией (абз. 6 подп. 3 п. 1 ст. 268 Налогового кодекса РФ).

Признание расходов производится в том периоде, к которому они относятся (п. 1 ст. 272 Налогового кодекса РФ). При этом, дополнительно нужно учитывать группировку расходов на прямые и косвенные (ст. 320 Налогового кодекса РФ).

К прямым расходам относятся:

Стоимость приобретения реализуемого товара;

Транспортные расходы на доставку покупных товаров до склада торговой организации (при условии, что эти расходы не включены в стоимость приобретения).

Прямые расходы можно учесть в налоговой базе только по мере реализации товаров, к которым они относятся. При этом стоимость приобретения реализуемого товара разрешается одним из трех возможных способов: ФИФО, по средней стоимости или по стоимости единицы. Исходя из этого стоимость товаров отгруженных, но не реализованных на конец месяца включать в состав расходов по налогу на прибыль нельзя.

Косвенными признаются все остальные расходы торговой организации (кроме внереализационных, перечень которых определен статьей 265 Налогового кодекса РФ). Например, зарплата сотрудников (с учетом страховых взносов), суммы начисленной амортизации, расходы на упаковку, предпродажную подготовку товаров и т. д. Такие расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль независимо от объема реализованных товаров. Их следует списывать в том месяце, в котором они возникли, по правилам статьи 272 Налогового кодекса РФ.

Реализация товаров является объектом обложения НДС в общеустановленном порядке.