Полномочия налоговых агентов. Правовой статус налоговых агентов

Налоговыми агентами (ст. 24 НК РФ) признаются лица, на которых в соответствии с настоящим НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, за исключением случаев предусмотренных НК РФ:

– получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения;

– получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах РФ и органов местного самоуправления – по вопросам применения соответствующего законодательства;

– использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

– получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;

– на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

– представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

– представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

– присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

– получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

– требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

– не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие законодательству;

– обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

– требовать соблюдения налоговой тайны;

– требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Налоговые агенты обязаны:

– правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

– в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

– вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

– представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Понятие налоговых агентов

Наравне с налогоплательщиками НК Российской Федерации выделяют понятие налогового агента. Налоговыми агентами признаются личности, уполномоченные вычислять, удерживать и оплачивать в госбюджет необходимую сумму налогов по НДФЛ за налогоплательщиков.

Следует сосредоточить внимание на том, что предприятие, выполняющее функции налогового агента, обладает обязательством удерживать налоги по НДФЛ только лишь у персон, являющихся налогоплательщиками, и перечислению их в госбюджет.

Права налоговых агентов

В функции налогового агента входит перечисление налога, высчитанного у налогоплательщика, а никак не оплата налога за счет своих средств.

Если же налоговый представитель провел несвоевременную выплату необходимой суммы налога по НДФЛ, в таком случае по единому закону с него нереально взимать не высчитанную им сумму налога по НДФЛ. В этой ситуации распоряжение об уплате налога обязано являться предоставлено налогоплательщику, а никак не налоговому агенту.

Этот факт сопряжен с тем, что в данном случае обязанным лицом не прекращает быть плательщик. В соответствии с нормами НК Российской Федерации его обязательство по уплате налога является невыполненным, поскольку налоговый агент не высчитал суммы налога.

В том случае, если денежных выплат по НДФЛ в налоговом периоде лицу, выплачивающему налоги, никак не производилось и удерживание суммы налога стало неосуществимым, налоговый агент должен только рассчитать доступную уплате налогоплательщиком необходимую сумму налога по НДФЛ и известить налоговый орган о неосуществимости высчитать налог.

Эта позиция базируется на том, что обязанным лицом считается плательщик, к которому имеет возможность быть предъявлено надлежащее требование об уплате налога в случае неисполнение обязанностей налогового агента.

При этом Пленум ВАС России показал, что тезис о неисполнение обязанностей налогового агента неприменим, деньги выплачивает иностранный гражданин, в связи с неучетом его в российской налоговой и неосуществимостью его налогового администрирования.

Виды налоговых агентов

Налоговыми агентами признаются по 3 налогам - НДФЛ, НДС и налогу на доход.

При выплате физическим лицам вознаграждений по трудовым договорам либо другой прибыли в денежной форме, в том числе по гражданско-правовым соглашениям о необходимости исполнения работ, предложении услуг либо авторским соглашениям, предприятие обязана рассчитать и удержать из их прибыли НДФЛ и перечислить налог в госбюджет.

Налоговым агентом по НДС субъект способен быть, в случае если совершает, в частности, следующие действия:

  • арендует муниципальную либо государственную собственность у органов власти;
  • получает у зарубежного лица, который не состоит на учете в налоговых органах России, товары, местом реализации каких является территория России.

Налоговым агентом по налогу на доход субъект становится:

  • при выплате дивидендов;
  • при выплате прибыли зарубежной компании, не обладающей постоянным представителем в Российской Федерации.

К участникам отношений, контролируемых законом, причислены в том числе компании и физические лица, признаваемые в соответствии с законом налоговыми представителями.

Налоговыми агентами имеют все шансы являться физические личности и компании, на каких возложены прямые обязательства по исчислению, удержанию и перечислению отдельных налогов в госбюджет России.

Употребительно же к налогу на доход установлено, что в случае если налогоплательщиком считается зарубежное предприятие, получающее прибыли от источников в России, не сопряженные с ее постоянным представительством в России, в таком случае обязательство по определению суммы налога, удержанию данной суммы из прибыли налогоплательщика и перечислению налога в госбюджет возлагается на российскую компанию либо зарубежную компанию, исполняющую деятельность в России посредством постоянного представительства, выплачивающих положенный доход налогоплательщику.

Налоговыми представителями по налогу на добавочную стоимость признаются органы, компании либо частные коммерсанты, уполномоченные проводить на территории России реализацию конфискованной собственности, собственности, реализуемой по заключению суда, закупленных ценностей, а кроме того ценностей, перешедших по праву наследования стране.

Кроме того учитывается то, что при предоставлении на территории России органами регионального самоуправления в аренду городской собственности налоговая база формируется как совокупность арендной платы с учетом налога налоговым представителем отдельно по любому оплаченному предмету собственности; в этом случае налоговыми представителями сознаются наниматели указанной собственности; на них возлагается обязательство по исчислению, удержанию из денег, уплачиваемых арендодателю, и уплате в госбюджет надлежащей суммы налога.

Налоговые агенты обладают теми же полномочиями, что и налогоплательщики, в случае если другое не предвидено законом. Налоговые органы несут ответственность за ущербы, доставленные налоговым представителям по причине незаконных операций либо бездействия отмеченных организаций, а равно незаконных операций либо бездействия должностных лиц и иных их сотрудников при выполнении ими должностных обязательств.

Обязанности налоговых агентов

Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и вовремя вычислять, удерживать из средств, которые выплачивает налогоплательщик, и перечислять налоги в госбюджет России на надлежащие счета Федерального казначейства;

2) делать письменное уведомление в налоговый аппарат по месту собственного учета о неосуществимости удержать налог и о сумме долга налогоплательщика в течение одного месяца с того момента, как налоговый агент узнал о подобных ситуациях;

3) осуществлять учет начисленных и уплаченных налогоплательщикам прибыли, исчисленных, вычтенных и перечисленных в бюджетную систему России налогов, в том числе по любому налогоплательщику в указанные сроки;

4) показывать в налоговую по месту собственного учета бумаги, нужные для исполнения контроля за точностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение 4 лет гарантировать безопасность бумаг, нужных для исчисления, удержания и перечисления налоговых сборов. Помимо этого, налоговые агенты имеют все шансы нести и прочие обязанности, предусмотренные законом.

Обязательство по уплате определенного налога лежит на налогоплательщике. Оно обязано являться выполненым им без помощи других, в случае если иное явно не учтено законом. Вовлечение в отношения налогового агента как раз и считается подобным исключением. В связи с отмеченным значением налоговых агентов в отношениях по выполнению прямых обязанностей по уплате налогов особого интереса заслуживает правовая точка зрения о моменте выполнения налогоплательщиком этой прямой обязанности.

Налог способен быть оплачен только в денежной форме, иными словами, посредством отчуждения денежных средств налогоплательщика, которые принадлежат ему по праву собственности. При этом обязанности налогового агента пред налогоплательщиком имеют все шансы являться выполнены в неденежной форме.

В связи с этим следует принимать во внимание законную позицию, в соответствии с какой в данном случае, если прибыль, подлежащая обложению налогом по НДФЛ у налогового агента, получена налогоплательщиком в неденежной форме и финансовых выплат в соответствующем налоговом периоде не осуществлялось, у налогового агента не имеется обязательств по высчитыванию налога и в данном случае требуемые сведенья будут представлены налоговым агентом налоговой.

Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента

Если же выплат в налоговом периоде налогоплательщику не проводилось и удерживание суммы налога стало неосуществимым, налоговые агенты обязаны только лишь рассчитать доступную уплате налогоплательщиком необходимую сумму налога по НДФЛ и проинформировать налоговый орган о неосуществимости удержать налог и необходимую сумму налоговой задолженности соответствующего налогоплательщика.

Установленный судебный орган затем указывает, что принудительное выполнение обязательств налогового агента посредством взыскания с него неперечисленных сумм налога, а кроме того определенных сумм пеней допустимо только лишь в том случае, если налоговым представителем сумма налога была все же высчитана у налогоплательщика, однако не перечислена в госбюджет. Исключение из этого правила Высший Арбитражный Суд усматривает в том случае, если налог не был высчитан налоговым представителем при выплате денег иностранному гражданину, не состоящему на налоговом учете в России. В данных условиях аргументированным является взимание с налогового агента не только лишь пеней, однако и суммы самого налога по НДФЛ.

Правила, определенные для налогоплательщиков, имеют все шансы использоваться к налоговым представителям лишь в случаях, непосредственно определенных законом.

В этой связи интерес представляют несколько правовых позиций разных судебных организаций.

Таким образом, Высший Арбитражный Суд России советовал нижестоящим судам принимать во внимание то, что так как вероятность приостановления операций по счетам в банках связывается с несвоевременным представлением налоговых деклараций, а налоговая декларация может быть показана только лишь налогоплательщиком, надлежащая обеспечительная мера никак не способна быть использована к налоговому агенту в случае нарушения им сроков представления расчетов.

С иной стороны, в этом ведь Постановлении Высший Арбитражный Суд России указал, что зачет либо возврат чрезмерно оплаченных сумм налога и пеней, образующиеся, если была проведена несвоевременная выплата, распространяются кроме того на налоговых агентов, пояснив, что в случае если при анализе дела суд определит, что чрезмерно приведенные налоговым представителем в госбюджет средства не превосходят сумм, вычтенных с налогоплательщика, в таком случае решение о зачете либо о том, чтобы провести возврат данных сумм в пользу налогового агента возможно окажется принятым судом только лишь в 2-ух вариантах:

1) в случае, если возврат налогоплательщику чрезмерно вычтенных с него налоговым агентом сумм по НДФЛ возлагается на него законодательством;

2) в случае если по требованию налогоплательщика либо по своей инициативе налоговый представитель осуществил возврат налогоплательщику безосновательно вычтенную у него необходимую сумму налога по НДФЛ.

Налоговый агент налогоплательщиком не является(ст. 24). Сначала нужно разделить понятие налогового агента и налогоплательщика. Налоговый агент - это лицо, которое принудительно вовлечено государством в процесс уплаты налогов, и по НК РФ на это лицо возложены дополнительные обязанности, и эти обязанности его личными по уплате налогов не являются. Балабин В.И. Статус налоговых агентов. - М.: Книжн. мир, 2014. - С.122.

Налоговыми представителями могут быть как организации, этак и физические лица. Тем самым физические лица налоговыми представителями будут тогда, когда они сами являются персональными бизнесменами и у их имеются наемные работники. Уплата подоходного налога за наемных работников и формирует налогового агента - физического лица. Это редкостный вариант. В других вариантах налоговыми представителями являются организации.

Права налогоплательщиков налоговых агентов и совпадают фактически. Разница лишь в категории налогов. Однако для этого нужно разглядеть те ситуации, когда появляется налоговый агент.

1-ая более известная ситуация налогового агента - это уплата подоходного налога физическим либо юридическим лицом за собственных работников. В данной ситуации правительство, чтоб не накладывать на себя повинности сообразно персональной работе с каждым фактическим лицом, эти обязательства перекладывает на налоговых агентов, налоговые агенты обязаны от имени налогоплательщика без всякого на то его поручения, но поручению государства уплатить за счет налогоплательщика и от имени налогоплательщика его подоходный налог. Это очень удобно. Иначе, какой надо иметь штат налоговых инспекций для того, чтобы работать с каждым физическим лицом по уплате подоходного налога, и это очень дорого в технологическом плане.

Уплата чрез налоговых агентов безвозмездная и дозволяет надзирать налоговых агентов, этак как контроль самих физических лиц станет в данной ситуации затруднен. Важно, что налоговый агент уплачивает не собственный налог, а налог физического лица от его имени и за счет его средств. Не считая такого, он обязан осуществлять учет всех оплаченных от его имени налогов и предоставить справку о том, какие налоги у него удерживаются.

2-ая ситуация, когда появляется налоговый агент, это выплата дивидендов либо процентов обществами либо товариществами в выгоду юридических либо физических лиц, выплата дивидендов либо процентов, причитающихся обладателям частей либо акций в уставных складочных капиталах. При таковой выплате процентов с денежных средств осуществляется налогообложение, и налог удерживают и уплачивают в бюджет налоговые агенты. Тут налог также уплачивается за счет средств получателей дивидендов либо процентов, однако в этом случае он уплачивается от имени самого налогового агента.

В настоящее время в ч. 2 НК РФ ситуация также немного изменяется. Тут обычная ситуация - когда гражданин в коммерческом банке владеет вкладом, который облагается налогом. Уплачивая проценты сообразно этому вкладу, кредитная организация обязана удержать этот налог на доходы юридического либо физического лица за счет данных средств. Однако в чем изменяется ситуация? Ежели до ч. 2 НК не требовалось вести учет от банков любому физическому лицу, то сейчас в ч. 2 НК это требование прописано.

Если гражданин участвует в игре на бирже, то имеется ввиду реализует и приобретает ценные бумаги тех же самых банков либо остальных эмитентов, то в этом случае появляется ситуация, когда выплата заработка в выгоду физиологического либо юридического личика налоговым представителем сходу исполняется за вычетом налога. Отличие меж главным и вторым случаем в происхождении заработка. Ежели в главном случае это основной заработок, то во другом случае это коммерческий заработок, появляющийся в зависимости или от роли в складочном капитале, или от роли на рынке ценных бумаг.

3-ий вариант, когда появляется налоговый агент, это уплата НДС за иностранную компанию, которая не зарегистрирована в налоговом органе. Ежели иностранная организация стоит на налоговом учете, соответственно, она уплачивает НДС в бюджет. Ежели она не стоит, то это значит, что её невозможно отыскать и налог не изъять. Потому законодатель не отыскал ничего лучшего, как препоручить эту обязательство на российского контрагента данной иностранной организации. При этом отвергается косвенный характер НДС, и разумеется НДС уплачивает тот, кто получает денежные средства.

А в ситуации, когда получателем средств является иностранная организация, не стоящая на учете, то обязательство сообразно уплате НДС возлагается на отечественное начинание, которое оплачивает сделанную, к примеру, работу сообразно соглашению за минусом НДС, и тут непрямой налог преобразуется в непосредственный налог в согласовании с законодательством.

С этим можно поспорить, однако налоговый агент при этом появляется и это особый вариант: налоговый агент - русское лицо сообразно уплате НДС за иностранную компанию, которая располагается на территории РФ, но не стоит на налоговом учете. То имеется снова же обязательство страны сообразно тому, чтоб вынудить их стать на учет, правительство перекладывает на российские организации, не беспокоясь о том, что их(иностранные организации) нужно поймать, поставить на учет и т. д.

Итак, вот 3 варианта, когда появляется налоговый агент. К повинностям таковых налоговых агентов относятся:

  • 1. Верное и своевременное просчитывание налога, удержание его из средств самого налогоплательщика и перечисление налога в бюджет. За повреждение данной повинности предусмотрен особый состав налогового преступления(ст. 123 НК). Но ответственность сообразно данной статье предусмотрена лишь за неправомерное либо неверное перечисление. То имеется, ежели обязательство содержится в том, чтоб рассчитать, сдержать и зачислить в бюджет, то ответственность появляется лишь за перечисление. В целях ответственности это владеет немаловажное смысл.
  • 2. В течение 1-го месяца нужно письменно сообщить в налоговый орган о невозможности удержания налога у налогоплательщика и о сумме задолженности. В данной ситуации налоговый агент должен не спрашивать от налогоплательщика внесения ему в кассу средств, а должен сообщить в налоговый орган о сумме данной задолженности и невозможности удержания налога.
  • 3. Обязательство производить учет по всем налогоплательщикам выплаченных заработков, удержанных и перечисленных налогов и давать в налоговые органы информацию, нужную для контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. Балабин В.И. Статус налоговых агентов. - М.: Книжн. мир, 2014. - С.128.

Налоговые агенты имеют право(статья 21, статья 24 Налогового Кодекса РФ):

  • 1). Получать по месту своего учета от налоговых органов безвозмездную информацию(в том числе в письменной форме)о работающих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в согласовании с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов. Срок ответа 30 календарных дней с даты поступления запроса. Приобретать формы налоговых деклараций(расчетов)и объяснения о порядке их заполнения.
  • 2). Получать от Минфина Р Ф письменные объяснения сообразно вопросам внедрения законодательства РФ о налогах и сборах, от денежных органов и городских образований - сообразно вопросам внедрения нормативно-правовых актов городских образований о местных налогах и сборах. Срок ответа 2 месяца с даты поступления запроса(ст. 34. 2 НК РФ).
  • 3). Получать отсрочку, рассрочку либо инвестиционный налоговый кредит в порядке и на критериях, поставленных НК РФ(ст. 64, ст. 65 НК РФ).
  • 4). Применять налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах(ст. 56 НК РФ);
  • 5). Представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично или через собственного представителя(ст. 27, ст. 29 НК РФ).
  • 6). На перерасчет либо возврат сумм излишне оплаченных либо излишне взысканных платежей(налогов, пени, штрафов)(ст. 78, ст. 79 НК РФ);
  • 7). Находиться при проведении эмиграционный налоговой испытания(ст. 89 НК РФ).
  • 8). Представлять налоговым органам и их должностным лицам объяснения сообразно исчислению и уплате налогов, а также сообразно актам проведенных налоговых проверок(ст. 87 НК РФ).
  • 9). Получать копии акта налоговых проверок и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и запросы об уплате налогов(ст. 58, ст. 69, ст. 100 НК РФ).
  • 10). Не делать неправомерные акты и запросы налоговых органов и их должностных лиц не надлежащие НК РФ либо другим федеральным законам.
  • 11). Спрашивать с должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщика;(ст. 33 НК РФ).
  • 12). На соблюдение и со хранение налоговой тайны(ст. 102 НК РФ);
  • 13). На возмещение в полном объеме убытков, причиненных преступными актами налоговых органов либо преступными деяниями(бездействием)должностных лиц.
  • 14). На участие в процессе рассмотрения материалов налоговой испытания либо других актов налоговых органов в вариантах, предусмотренных НК РФ(ст. 100 НК РФ).
  • 15). Апеллировать в установленном распорядке акты налоговых органов и деяния(ничегонеделание)должностных лиц(ст. 137 -139 НК РФ).

Налогоплательщикам(плательщикам сборов)гарантируется административная и судебная охрана их прав и законных интересов.

Налогоплательщики и налоговые агенты имеют еще другие права, поставленные НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Налоговые агенты обязаны:

  • правильно рассчитывать суммы налогов, подлежащих удержанию;
  • удерживать рассчитанные суммы налогов с денежных средств, выплачиваемых контрагенту;
  • перечислять в бюджет удержанные суммы налогов по правилам, установленным для уплаты налогов (п. 8 ст. 45 НК РФ);
  • своевременно представлять в налоговую инспекцию декларации (другие документы) по налогам, которые удерживаются с контрагентов;
  • уведомлять налоговую инспекцию о невозможности удержать налог с контрагента в течение одного месяца, когда организация узнала об этом;
  • хранить документы, подтверждающие расчет, удержание и уплату налогов в бюджет, в течение четырех лет.

Кроме того, на налоговых агентов могут быть возложены иные обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

Об этом сказано в статье 24 Налогового кодекса РФ.

Свои обязанности налоговые агенты должны исполнять безвозмездно (письмо Минфина России от 1 февраля 2011 г. № 03-02-07/1-31).

Ситуация: должен ли налоговый агент удерживать налоги из доходов контрагента, если согласно договору оплата происходит в натуральной форме ?

Нет, не должен.

Независимо от того, в какой форме выплачены доходы (в денежной или натуральной), налоговый агент обязан рассчитать сумму налога к удержанию. Однако удержать эту сумму он должен только из денежных средств, выплачиваемых контрагенту. Об этом сказано в подпункте 1 пункта 3 статьи 24 Налогового кодекса РФ.

В течение месяца с момента, когда налоговому агенту стало известно о невозможности удержать налог, он должен письменно уведомить об этом инспекцию (подп. п. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ). Такой момент определяется в зависимости от конкретной ситуации. Например, моментом, когда налоговому агенту стало известно, что он не может удержать НДФЛ, является выдача призов (выигрышей) клиентам (гражданам) в натуральной форме.

Организация не освобождается от исполнения обязанностей налогового агента до конца налогового периода, в котором был выплачен доход в натуральной форме (квартал - по НДС, календарный год - по налогу на прибыль и НДФЛ) (п. 10 постановления от 11 июня 1999 г. Пленума Верховного суда РФ № 41 и Пленума ВАС РФ № 9, письма Минфина России от 19 марта 2007 г. № 03-04-06-01/74, ФНС России от 2 марта 2006 г. № 04-1-03/115). Поэтому, если до конца налогового периода денежные выплаты в пользу контрагента имели место (в т. ч. и по другим сделкам), из них нужно удержать сумму налога, рассчитанную с доходов в натуральной форме.

Ответственность за невыполнение обязанности налогового агента

Если налоговый агент не исполняет своих обязанностей или исполняет их не полностью, то его могут привлечь к налоговой ответственности.

Налоговая инспекция может взыскать с налогового агента штраф в размере 20 процентов от суммы налога, удерживаемой с контрагента и (или) уплачиваемой в бюджет:

  • если в установленный срок налоговый агент не удержал (не полностью удержал) налог из денежных средств, выплаченных контрагенту;
  • если в установленный срок налоговый агент не перечислил (не полностью перечислил) в бюджет удержанную сумму налога. В этом случае применение штрафных санкций не освобождает налогового агента от обязанности перечислить в бюджет удержанную сумму налога (п. 5 ст. 108 НК РФ). Более того, налоговая инспекция может взыскать эти суммы в бесспорном порядке (п. 1 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).

Такой порядок установлен статьей 123 Налогового кодекса РФ.

Источником для уплаты налогов налоговыми агентами являются средства контрагентов-налогоплательщиков. Поэтому если при выплате дохода контрагенту налоговый агент удержал налог, но в установленные сроки не перечислил его в бюджет, то отсутствие у агента денежных средств не признается смягчающим обстоятельством для уменьшения штрафа. Такой вывод следует из письма Минфина России от 15 октября 2012 г. № 03-02-07/1-253. Кроме того, в этом случае, помимо штрафа, инспекция может взыскать с налогового агента пени (п. 7 ст. 75 НК РФ). Причем при выплате доходов иностранным контрагентам, не состоящим в России на налоговом учете, пени могут начислить даже в том случае, если налоговый агент не удержал налог. Размер пеней определяется за каждый день просрочки уплаты налога исходя из 1/300 ставки рефинансирования от неуплаченной суммы.

Такой порядок следует из положений статьи 75 Налогового кодекса РФ и подтверждается пунктом 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, постановлением Президиума ВАС РФ от 20 сентября 2011 г. № 5317/11.

А как быть, если налоговый агент не смог удержать налог? Например, когда доход выплачен в натуральной форме и денежных выплат не было. В такой ситуации налоговый агент освобождается от ответственности. Ведь оштрафовать его можно, только если он имел возможность удержать и перечислить налог. То есть когда налогоплательщику (в т. ч. иностранной организации) выплачивались доходы в денежной форме в сумме, достаточной для удержания налога. Это подтверждает Минфин России в письме от 8 февраля 2016 г. № 03-08-05/6371, ссылаясь на пункт 21 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57.

При невозможности удержать налог налоговый агент обязан сообщить об этом в налоговую инспекцию в течение месяца со дня, когда стало известно о таких обстоятельствах. В противном случае с него может быть взыскан штраф по статье 126 Налогового кодекса РФ. Размер штрафа - 200 руб. за каждое непредставленное сообщение.

Самостоятельная ответственность для налоговых агентов по НДФЛ предусмотрена пунктом 1.2 статьи 126 Налогового кодекса РФ. Организацию оштрафуют, если в установленные сроки она не сдаст в инспекцию расчет по форме 6-НДФЛ . Размер штрафа - 1000 руб. за каждый полный или неполный месяц просрочки.

Штраф может быть взыскан и в том случае, если налоговый агент сдал необходимые документы с недостоверными сведениями. Размер штрафа - 500 руб. за каждый недостоверный документ. Впрочем, если до того, как ошибки обнаружила инспекция, налоговый агент сдал уточненные документы, от ответственности он освобождается. Такой порядок предусмотрен статьей 126.1 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: что будет, если в платежном поручении (заявке на кассовый расход) на уплату налога, удержанного с контрагента, в поле «Статус налогоплательщика» указать код 01 (налогоплательщик) вместо кода 02 (налоговый агент)?

У организации как у налогового агента возникнет недоимка.

Налоговая инспекция ведет раздельный учет налогов, перечисленных организацией в качестве налогоплательщика и налогового агента. Поэтому, если в платежном поручении (заявке на кассовый расход) вместо кода 02 указан код 01, у организации как у налогоплательщика возникает переплата, однако одновременно у нее возникает недоимка как у налогового агента. На сумму недоимки налоговая инспекция может начислить организации пени и штрафы (ст. 75, 123 НК РФ).

Чтобы избежать этого, в инспекцию следует подать заявление о допущенной ошибке. К заявлению приложите копию платежного поручения (заявки на кассовый расход). Если код статуса плательщика в поручении (заявке) указан неверно, налог все равно поступит в тот же бюджет и на тот же расчетный счет Казначейства России (абз. 2 п. 7 ст. 45 НК РФ). Но в учете налоговой инспекции он будет отражен как сумма, поступившая в счет погашения обязательств организации-налогоплательщика. Заявление послужит основанием для переноса этой суммы в счет погашения обязательств налогового агента. По результатам рассмотрения заявления налоговая инспекция примет решение об уточнении платежа и в течение пяти рабочих дней уведомит организацию об этом решении. Предварительно по инициативе инспекции или организации может быть проведена сверка расчетов с бюджетом. Если решение о переносе будет положительным, то пени, начисленные на недоимку до уточнения платежа, налоговая инспекция аннулирует. Об этом сказано в пунктах 7 и 8 статьи 45 Налогового кодекса РФ.

Организация может поступить и по-другому:

  • сначала повторно перечислить сумму налога, правильно указав все реквизиты в платежном поручении (заявке на кассовый расход);
  • затем провести зачет или возврат излишне уплаченного налога по правилам, установленным статьей 78 Налогового кодекса РФ.

Однако в этом случае организация избежит только штрафов. Пени начислят за каждый день просрочки уплаты налога исходя из 1/300 ставки рефинансирования от неуплаченной суммы налога (п. 2 и 3 ст. 75 НК РФ).

Следует отметить, что некоторые суды допускают возможность зачета переплаты, имеющейся у организации как у налогоплательщика, в счет недоимки, которая образовалась у нее как у налогового агента, без подачи заявления в налоговую инспекцию. Например, если организация как налогоплательщик имеет право на возмещение НДС из бюджета в сумме большей, чем задолженность, которая имеется у нее как у налогового агента, то перечислять эту задолженность в бюджет организация не должна. В постановлениях от 26 июня 2008 г. № А79-8057/2006 и от 26 июня 2008 г. № А79-10059/2006 ФАС Волго-Вятского округа сделал такой вывод на основании статей 173 и 176 Налогового кодекса РФ, которые регулируют порядок расчета и уплаты НДС в бюджет и правила возмещения этого налога. По мнению суда, из анализа этих статей следует, что Налоговый кодекс РФ не обязывает организации вести раздельные расчеты с бюджетом в зависимости от своего статуса - налогоплательщика или налогового агента. А в постановлении от 25 июля 2011 г. № КА-А40/7610-11 ФАС Московского округа исходил из того, что положения статьи 78 Налогового кодекса РФ в равной степени распространяются как на налогоплательщиков, так и на налоговых агентов. Следовательно, налоговое законодательство не разграничивает для них возможность проведения зачета.

В то же время есть и противоположная арбитражная практика. Некоторые суды, анализируя статьи 24, 78, 161, 173 и 176 Налогового кодекса РФ, напротив, указывают на предусмотренное налоговым законодательством раздельное исполнение обязанностей налогоплательщика и налогового агента по НДС. При этом они отмечают, что статьей 176 Налогового кодекса РФ не предусмотрено возмещение НДС путем зачета налоговых платежей за другое юридическое лицо, по отношению к которому организация является налоговым агентом. Таким образом, организация, одновременно исполняющая обязанности налогоплательщика и налогового агента, не вправе самостоятельно проводить зачет налога, который подлежит уплате в бюджет по разным статусам (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 13 января 2006 г. № А56-17761/2005, от 4 апреля 2005 г. № А56-35380/04 и Московского округа от 28 марта 2005 г. № КА-А40/2009-05).

Ситуация: может ли налоговая инспекция взыскать с налогового агента не удержанную им сумму налога?

Ответ на этот вопрос зависит от того, какой налог не был удержан налоговым агентом: налог на прибыль (налог на доходы иностранных организаций), НДФЛ или НДС.

По общему правилу в случаях, предусмотренных налоговым законодательством, налоговый агент обязан:

  • определить сумму налога, которая должна быть удержана из доходов налогоплательщика;
  • удержать эту сумму из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств;
  • перечислить удержанную сумму в бюджет.

О ситуациях, в которых удержать налог невозможно, налоговый агент должен в месячный срок извещать налоговую инспекцию по месту своего учета.

Такой порядок предусмотрен подпунктами 1 и 2 пункта 3 статьи 24 Налогового кодекса РФ.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей налоговый агент в соответствии с действующим законодательством (п. 5 ст. 24 НК РФ). Кроме того, на налоговых агентов распространяются нормы, установленные для налогоплательщиков и предусматривающие возможность принудительного взыскания налогов, не поступивших в бюджет (п. 6, 8 ст. 45, п. 1 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ). Однако в отличие от налогоплательщиков при совершении хозяйственных операций у налоговых агентов не возникают объекты налогообложения, с наличием которых связана обязанность по уплате того или иного налога. Это следует из положений пункта 1 статьи 38 Налогового кодекса РФ. Основной функцией налогового агента является уплата налогов по обязательствам и за счет средств налогоплательщиков. Именно с момента удержания налога налоговым агентом обязанность налогоплательщика по уплате налога признается исполненной (подп. п. 5 п. 3 ст. 45 НК РФ). Поэтому исходя из буквального толкования статей 8, 24, 45, 46 и 47 Налогового кодекса РФ с налогового агента может быть взыскана лишь та сумма налога, которую он удержал из доходов налогоплательщика, но не перечислил в бюджет. Возможность взыскания с налоговых агентов налогов, которые не были удержаны ими из доходов налогоплательщиков, налоговым законодательством не предусмотрена.

В отношении НДФЛ и налога на прибыль (налога на доходы иностранных организаций) правомерность такого подхода подтверждается положениями пункта 9 статьи 226, статьи 309 Налогового кодекса РФ, письмами Минфина России от 30 сентября 2011 г. № 03-08-05, от 14 октября 2008 г. № 03-08-05, УФНС России по г. Москве от 30 октября 2008 № 20-12/101953, а также арбитражной практикой (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 20 сентября 2011 г. № 5317/11, от 6 апреля 2010 г. № 14977/09, от 26 сентября 2006 г. № 4047/06, ФАС Центрального округа от 23 марта 2012 г. № А35-1973/2011, Московского округа от 16 апреля 2009 г. № КА-А40/1191-09-2). При этом, несмотря на невозможность взыскания неудержанной суммы налога, в решении о привлечении (об отказе в привлечении) налогового агента к ответственности и в своих информационных ресурсах налоговая инспекция отразит эту сумму и будет начислять на нее пени (письмо ФНС России от 24 октября 2012 г. № АС-4-2/18029).

Что касается взыскания с налоговых агентов сумм НДС, не удержанных ими из доходов налогоплательщиков, то официальные разъяснения контролирующих ведомств по этому поводу отсутствуют. Арбитражная практика неоднородна. Рассматривая споры, связанные с исполнением обязанностей налоговых агентов при аренде государственного (муниципального) имущества, некоторые суды признают взыскание неудержанных сумм НДС неправомерным (см., например, определение ВАС РФ от 7 февраля 2008 г. № 827/08, постановления ФАС Уральского округа от 7 июля 2011 г. № Ф09-2530/11, от 18 августа 2008 г. № Ф09-5817/08-С2, Поволжского округа от 29 января 2009 г. № А65-10999/2008, Северо-Кавказского округа от 6 ноября 2007 г. № Ф08-6533/07-2426А). Основанием для принятия таких решений служат общие положения статей 24 и 45 Налогового кодекса РФ, из которых следует, что налог должен быть уплачен в бюджет за счет средств налогоплательщика, а не налогового агента. Однако в постановлении от 13 января 2011 г. № 10067/10 Президиум ВАС РФ указал, что в данной ситуации сумма НДС является частью платы за аренду государственного (муниципального) имущества, которую в отличие от основной части арендной платы (тоже являющейся доходом бюджета) арендатор должен перечислить не арендодателю, а в федеральный бюджет. Всю стоимость аренды с учетом НДС арендатор должен оплатить за счет собственных средств. При этом уплаченную сумму налога он вправе принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ). В таких условиях неисполнение обязанности по перечислению НДС в бюджет признается нарушением и дает налоговой инспекции основания для взыскания этой суммы с налогового агента.

К аналогичному выводу Президиум ВАС РФ пришел и при рассмотрении спора об исполнении обязанностей налогового агента при оплате работ, выполненных иностранной организацией. В постановлении от 3 апреля 2012 г. № 15483/11 сказано, что не удержанную из доходов иностранной организации сумму НДС налоговый агент - заказчик работ обязан был перечислить в бюджет за счет собственных средств. Следовательно, взыскание этой суммы в принудительном порядке обоснованно. Свою позицию Президиум ВАС РФ аргументировал следующими обстоятельствами:

  • стоимость работ в договоре была определена без НДС. Как следствие, сумма налога при расчете с иностранной организацией не начислялась и в размер выплачиваемого вознаграждения не включалась. Такой подход противоречит положениям пункта 1 статьи 161 Налогового кодекса РФ: налоговая база по таким сделкам должна определяться с учетом НДС;
  • иностранная организация - исполнитель работ на налоговом учете в России не состоит. В такой ситуации норма подпункта 5 пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса РФ, согласно которой обязанность по уплате налога до удержания его налоговым агентом сохраняется за налогоплательщиком, не применяется. Поэтому независимо от содержания договора налоговый агент не освобождается от обязанности по исчислению и уплате НДС в бюджет, в том числе и за счет собственных средств. Тем более что эта обязанность корреспондирует с правом принять уплаченную сумму налога к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ).

Несмотря на то что названные постановления Президиума ВАС РФ были приняты по конкретным сделкам, можно предположить, что при рассмотрении аналогичных споров суды будут учитывать эти решения. Таким образом, неправильное определение налоговой базы по НДС налоговыми агентами может повлечь за собой взыскание с них неудержанных сумм. Причем если организация решит оспорить это взыскание в арбитраже, высока вероятность того, что суд встанет на сторону налоговой инспекции.

Налогоплате́льщик - физ.лицо или организация , на которое законом возложена обязанность уплачивать налоги .

Налогопл-ки имеют права:

Получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письм.форме) о действующих налогах и сборах ,

Использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законод-вом о налогах и сборах;

Получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит ;

Представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего -представителя;

Представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

Присутствовать при проведении выездной налог.проверки;

уведомления и требования об уплате налогов;

Требовать от должн.лиц налоговых органов соблюдения законод-ва о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

Не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов,

Обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должн.лиц;

Требовать соблюдения налог.тайны;

Обязанности налогоплательщиков

Налогоплательщики обязаны:

Уплачивать законно установленные налоги ;

встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК;

Вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов ) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законод-вом о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов) влечет ответственность, предусмотренную федер.законами.

Налоговый агент - в российском налоговом законодательстве лицо, на которое возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено налог.законод-вом .

Налоговые агенты исполняют свои обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налога вне зависимости от того, являются ли они сами налогопл-ками уплачиваемого налога. Кроме того, налоговые агенты обязаны:

Правильно и своевременно исчислять, удерживать, перечислять в бюджеты соотв-щие налоги;

Письменно сообщать в налоговый орган о невозможности удержать налог;

Вести учёт начисленных и выплаченных доходов, начисленных, удержанных и перечисленных в бюджет налогов отдельно по каждому налогоплательщику;

Представлять в налоговый орган документы, необходимые для осуществления контроля за исчислением, удержанием и перечислением налогов;

В течение четырёх лет сохранять необходимые документы.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законод-вом РФ.

Налоговые органы: понятие, права, обязанности.

Закон РФ от 21.03.1991 №943-1 «О налоговых органах РФ».

Ст.1. Налоговые органы РФ - единая система контроля за соблюдениемзаконод-ва о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюдж.систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законод-вом РФ, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюдж.систему РФ других обязательных платежей, установленных законод-вом РФ, а также контроля и надзора за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

Налоговые органы РФ – Мин.РФ по налогам и сборам и его подразделения в РФ. Налоговые органы образуют единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства РФ, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных российским законод-вом, а также контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.

Налоговые органы вправе:

1) требовать от налогопл-ка или налог.агента документы по формам, установленным государственными органами и органами м.с.у., служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

2) проводить налоговые проверки в порядке, устан.НК;

3) производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налог.проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусм.НК;

6) осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налог.проверке утверждается Минфинансов РФ;

Налоговые органы обязаны:

1) соблюдать законод-во о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением законод-ва о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) вести в установленном порядке учет организаций и физ.лиц;

4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налог.отчетности и разъяснять порядок их заполнения;

5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК;

6) соблюдать налоговую тайну.

Обяз-сти должн.лиц налоговых органов

Должн.лица налоговых органов обязаны:

1) действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федер.законами;

2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законод-вом о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство

Налоговый контроль: понятие, формы проведения и их характеристика. Налоговый учет как форма налогового контроля.

В широком смысле налоговый контроль - это контроль гос-ва за соблюдением налог.законод-ва всеми участниками налог.правоотношений на всех этапах налогового процесса - от установления налогов и сборов вплоть до прекращения налог.обязанности.

В узком смысле налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогопл-ками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законод-ва о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ

П. 1 ст. 82 НК РФ установлен перечень форм налогового контроля(проводится должн.лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством):

1. налоговые проверки;

2. получение объяснений налогопл-ков, налоговых агентов и плательщиков сбора;

3. проверки данных учета и отчетности;

4. осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

5. иные формы, предусмотренные НК РФ.

Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверокналогопл-ков , плательщиков сборов и налоговых агентов:

1) камеральные налог.проверки;

2) выездные налог.проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогопл-ком, плательщиком сборов или налоговым агентом законод-ва о налогах и сборах.

Учет налогоплательщиков является важнейшим условием проведения налог.контроля. Учет налогопл-ков - регистрация налогопл-ков в налог.органах с целью сбора сведений, необходимых для осуществления налог.контроля. Все налогопл-ки подлежат включению в Единый гос.реестр налогопл-ков (ЕГРН).

постановке на учет подлежат:

1) организации, имеющие статус юр.лица, и индивид.предпр-ли - в связи с их гос.регистрацией;

2) организации, имеющие обособленные подразделения;

3) физ.лица, не являющиеся индивид.предпр-лями, - при наличии обстоят-в, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога;

4) налогопл-ки, имеющие в собств-сти (хозяйственном ведении, оперативном управлении) недвижимое имущество и (или) трансп.средства.