Предмет экономической теории. Субъекты и объекты экономики

В ходе использования экономических ресурсов люди вступают в определенные связи и отношения. Совокупность последних образует систему экономических отношений.

Экономические отношения имеют две формы: социально-экономическую и организационно-экономическую.

Социально-экономические отношениявозникают между людьми как представителями определенных социальных групп. Эти отношения определяют место людей в социальной структуре общества, характер всей экономики, особенности ее функционирования.

Организационно-экономические отношениявозникают между людьми как функциональными субъектами процессов производства, распределения, обмена и потребления. Они определяют конкретные способы осуществления хозяйственной деятельности людей, их место и поведение в функциональной структуре экономики.

С учетом особенностей экономические отношения можно подразделить на отношения производства, или производственные отношения, на отношения распределения, обмена и потребления.

Производственные отношениявозникают в процессе производства по поводу использования факторов производства и создания необходимых обществу благ. Они носят как социально-экономический, так и организационно-экономический характер.

Отношения распределениявозникают как в процессе распределения экономических ресурсов, превращаемых в факторы производства, так и в процессе распределения произведенных с помощью данных факторов благ. Социально-экономические распределительные отношения определяют социальный характер распределения. Организационно-экономические отношения определяют конкретные формы распределения.

Отношения обмена возникают между людьми, как по поводу результатов производства, так и в процессе самого производства. Социально-экономические отношения определяют характер обмена. Он может быть, например, плановым или стихийным. Организационно-экономические отношения определяют конкретные формы обмена, например, обмена продукции в форме бартера, с отсрочкой платежа и т.д.

Отношения потребления возникают в процессе потребления произведенных благ. Правда, если это блага производственного назначения, то их потребление означает процесс производства, а отношения предстают как производственные. Поэтому в полном смысле отношения потребления возникают по поводу благ потребительского назначения. Социально-экономические отношения определяют характер, структуру, объем потребления представителей различных социальных групп, а организационно-экономические отношения - его конкретные формы и способы.

Отношения производства, распределения, обмена и потребления тесно связаны друг с другом, взаимно обусловливают друг друга, образуя системное единство, которое представлено на рис.8.



Производственные Отношения

отношения распределения


Отношения Отношения

потребления обмена

Рис.8. Система экономических отношений

В качестве субъектов экономических отношений выступают не просто люди, но экономические агенты. Основными экономическими агентами являются индивиды (домохозяйства), фирмы (предприятия) и государство

(правительство).

Домохозяйство - основная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере экономики. Она может состоять из одного или более человек.

Фирма - деловое предприятие, функционирующее с целью получения прибыли.

Государство, как экономический агент, представлено различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики.

Современная экономическая теория исходит из предпосылки о рациональном поведении агентов. Это означает, что целью их деятельности является максимизация результатов, а средством - минимизация затрат.

Экономической целью индивида является максимум удовлетворения его потребностей при минимуме издержек.

Экономической целью фирмы выступает максимум прибыли при минимуме затрат.

Экономической целью государства является наивысший рост национального благосостояния при минимальных расходах государственного бюджета.

Субъекты экономических отношений

Микроэкономические отношения охватывают большой круг участников, центральное место среди которых занимает отдельный человек .

Каждый человек как индивид и личность в зависимости от жизненной ситуации и общественной его ориентации играет определенные социальные роли (продавца, потребителя благ, частного предпринимателя и работодателя, работника, владельца средства производства, собственника и т.д.), которые под воздействием экономических потребностей человека формируют экономическое поведение. Экономические роли человека в обществе формировались с историческим развитием производственных сил и динамичными процессами обмена. Новейшие тенденции экономической теории направлены на более субъективный подход к экономическим процессам и явлениям, что повышает интерес исследователей к экономическому поведению человеку.

^ Экономические агенты – субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, обмене и потреблении экономических благ. Главные субъекты в микроэкономике – домашние хозяйства и фирмы.

Домашние хозяйства в товарно-рыночной экономике являются такими экономическими единицами, которые используют для удовлетворения своих потребностей те доходы, которые они получают от продажи своих ресурсов – прежде всего труда, а также, если таковые имеются, – земли и капитала. Это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая:

Является собственником какого-либо фактора производства,

Стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, к максимизации полезности.

Фирма как экономическая единица – это самостоятельный экономический субъект, который владеет необходимыми ресурсами, осуществляет производство и последующую реализацию созданных товаров и услуг. Это экономическая единица, которая:

Самостоятельно принимает решения,

Стремится к максимизации прибыли,

Использует факторы производства для изготовления и продажи продукции другим фирмам, домохозяйствам и государству.

Отношения домашних хозяйств и фирм, как основных субъектов микроэкономики, обуславливаются тем, что главными потребителями благ являются домашние хозяйства. Поэтому именно они решают, что потреблять. А фирмы на основе этого должны решать, что им производить. Дело в том, что иные товары и услуги им затруднительно, а то и невозможно будет реализовать. Взаимодействие экономических агентов в упрощенной форме можно представить следующим образом (рисунок 2).
Рынок ресурсов

Рынок товаров и услуг

Домашние хозяйства

(факторы производства)

зарплата,

рента, процент

издержки

товары и услуги

товары и услуги

потребительские расходы
Рис. 2. Модель микроэкономического оборота
За пределами модели остается два важных момента:

Во-первых, далеко не все используемые ресурсы предлагаются на рынок домашними хозяйствами. Они поставляют фирмам лишь так называемые первичные ресурсы (например, труд рабочего, землю под строительство). Остальные ресурсы поставляются одним фирмам другими (мебельщики закупают древесину, ткань, гвозди у других фирм и т.д.).

Во-вторых, в модели не представлено государство. В реальности же государство регулирует рынок ресурсов. Например, регулирование рынка труда осуществляется посредством установления минимальной заработной платы, максимальной продолжительности рабочего дня и т.д.

Под государством понимают все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления в случае необходимости контроля над экономическими субъектами и над рынком в целом для достижения общественных целей.

Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор, а государство – государственный. Все эти основные хозяйствующие субъекты тесно взаимодействуют на рынке продуктов и услуг, рынке факторов производства и финансовом рынке.

Функциональная деятельность экономических субъектов направлена на решение трех основных задач воспроизводства:


  1. Какие из конкурирующих товаров производить, в каком количестве и какого качества (что производить?).

  2. Как производить товары в нужном количестве и соответствующего качества, с использованием каких ресурсов, имеющихся в ограниченном количестве и каких технологий (как производить?).

  3. Для кого производить? В процессе решения этой задачи определяется структура производственных потребителей, и формируются первичные отношения между экономическими субъектами в сфере производства, распределения, обмена и потребления.

Существует несколько определений предмета экономической теории:

Эта наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми;

Эта наука о законах, управляющих производством и обменом материальных благ на различных этапах развития общества (Энгельс);

Альфред Маршалл сводит предмет науки к исследованию богатства, стимулов к действию человека и мотивов противодействия;

Эта наука, которая занимается общественными отношениями людей по производству, общественным строем производства.

Предметом экономической теории являются отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Целью дисциплины является достижение эффективного использования ограниченных экономических ресурсов для максимального удовлетворения материальных потребностей людей.

К субъектам экономики относят домашние хозяйства (отдельных лиц и семьи), предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), а также некоммерческие организации. Отличительная их черта - принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности.

К домашним хозяйствам принято относить тех, кто осуществляет операции, связанные с ведением домашнего хозяйства, т.е. преимущественно потреблением. Они получают доходы, предоставляя экономические факторы - рабочую силу, капитал, землю, которыми они располагают. Полученные доходы используются ими на приобретение необходимых товаров, а также для создания сбережений. Как потребители домашние хозяйства независимы, т.е. они вправе принимать решения самостоятельно, но эта независимость ограничивается размерами доходов и совокупностью норм и правил, существующих в обществе.

Предприятия (фирмы) в отличие от домашних хозяйств, выполняющих преимущественно функцию потребления, в основном осуществляют производственную деятельность, а также инвестирование. Они занимаются предпринимательской, коммерческой деятельностью, цель которой - извлечение прибыли. На деньги, вырученные от продажи произведённых товаров (оказанных услуг), они закупают новые ресурсы у домашних хозяйств.

Таким образом, домашние хозяйства формируют спрос на товары (услуги) и предложение ресурсов. Фирмы, напротив, определяют спрос на ресурсы и предложение готовых потребительских товаров.

Кроме того, активную роль в рыночной экономике играет государство (правительство), которое собирает налоги с домохозяйств и фирм, а затем использует средства государственного бюджета для закупки товаров (например, военной техники), на содержание государственного сектора экономики, на социальные выплаты (стипендии, пенсии, пособия).

Объектом экономики являются блага, которые прямо или косвенно удовлетворяют потребности людей.

Свободные (дарованные) блага. Предоставляются людям природой. Такие блага не требуют человеческого труда и средств, которые используются в процессе производства.

Экономические блага - продукты, созданные трудом человека. Обладают полезностью, ограничностью (редкостью), ресурсоёмкостью.

Материальные блага – это продукты, которые можно осязать (пощупать). На их производство, как правило, требуется время. Многие из материальных благ могут накапливаться, храниться длительное время, поставляться потребителям по мере необходимости. В отличие от материальных благ услуги не могут накапливаться и сохраняться в течение длительного времени. Процесс их производства и потребления совпадают.

Блага разового пользования имеют стабильный спрос, а блага длительного пользования – изменчивый.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Ивановский филиал

Н.Т.Арефьева

В.С.Соков

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА:

Экономика и управление

Учебное пособие для студентов вузов

(в части дисциплины регионального компонента)

Иваново 2007


Учебное пособие рассматривает понятие, содержание, объекты социально-экономических отношений. Позволяет изучить студентам и владеть определенными понятиями, определениями, связанными со стратегией регионального развития, его экономическим потенциалом.

В каждом субъекте Федерации сформированы основы регионального управления и сложились основные социально-экономические характеристики, которые служат показателем устойчивого развития региона.

У каждого субъекта федерации – своя история и преимущества о которых обучающиеся студенты, с точки зрения гражданственности должны знать.

Пособие предназначено для студентов экономических специальностей, изучающих региональную экономику (в части дисциплин регионального компонента).

При написании данного учебного пособия авторы стремились раскрыть те новые процессы и явления в региональной политике и механизмы управления ею, которые порождены как общемировыми тенденциями социально-экономического развития территории, так и опытом российских региональных преобразований последних лет.


ЧАСТЬ 1. Введение в экономику региона. 6

1.1. Понятия, содержания, объекты социально-экономических отношений. 6

1.2. Основные направления региональной политики. 9

1.3. Задачи и цели региональной политики. 10

1.4. Основные функции региона. 17

Вопросы для самоконтроля. 22

ЧАСТЬ 2. Экономический потенциал региона . 23

2.1. Понятие экономического потенциала. 23

2.2. Экономический рост в регионе и возможности его обеспечения. 25

2.3. Взаимосвязь экономического роста региона и социальных индикаторов. 30

2.4. Экономико-социальное положение Центрального экономического района. 33

Вопросы для самоконтроля. 39

ЧАСТЬ 3. Основные социально-экономические характеристики Ивановской области. 40

3.1. Социальные характеристики субъекта. 40

3.2. Промышленный потенциал. 42

3.3. Развитие малого предпринимательства в Ивановской области. 45

3.4. Региональное развитие территории. 50

3.5. Принципы построения стратегии развития региона. 52

3.6.Участники процесса реализации стратегического плана развития территории 56

Вопросы для самоконтроля. 58

ЧАСТЬ 4. Основы регионального управления. 59

4.1.Сущность и цели регионального управления. 59

4.2.Система органов управления субъектами РФ. 61

4.3. Кадровая политика региона. 71

4.4.Информационное обеспечение управления регионом. 72

Вопросы для самоконтроля. 75

ЧАСТЬ 5. Становление Ивановского края. 76

5.1. История создания Иваново-Вознесенской губернии. 76

5.2. Государственно-церковные и национальные отношения. 78

5.3. Природные ресурсы края. 80

Вопросы для самоконтроля. 81

Список используемой литературы. 82

ЧАСТЬ 1. Введение в региональную экономику.

Понятия, содержания, объекты социально-экономических отношений.

Жизнь общества организована во времени и пространстве. Пространственная форма организации социальной жизни людей является важнейшим основанием структурирования общества, социальных процессов и связей.

Совокупность устойчивых социальных связей и отношений между людьми, возникающих в процессе их совместного проживания на определенной локальной территории и совместного использования ее природно-экономических и социальных ресурсов и условий порождает особую общность людей - социально-территориальную.

Социально-территориальная общность является устойчивым образованием людей, объединенных единством пространственных условий жизни, хозяйственного уклада, социально-экономических интересов, истории и культуры.

Социально-территориальная общность отличается:

1) относительной пространственной обособленностью;

2) целостностью и внутренней содержательностью социальных связей и отношений (преобладание «силовых полей» внутренних связей над внешними),

3) самодостаточностью внутренней жизни в рамках локальной территории, природно-ресурсный и хозяйственный потенциал которой обеспечивает социальное воспроизводство населения.

Понятие территории как части природного тела, ограниченного какими-то рамками пространства, относится к категории географии.

Поэтому для выражения социально-экономических форм организации территории, придающих ей черты, целостности, относительной обособленности и самодостаточности в социализации и экономике употребляться понятие «регион».

Таким образом, регион это социально-экономическая характеристика определенной локализованной территории, и это понятие выражает внутреннюю социальную структурированность общества.

Регионализм исторически всегда выступал в качестве фактора дифференциации и структурирования общества. Региональные условия и особенности жизни людей - хозяйственный уклад, тип расселения, образ жизни, повседневный быт и культура - выражают различия между отдельными социально-территориальными общностями, формируют социальную структуру общества «по горизонтали».

Этнические и конфессионные черты больших групп населения первоначально формируются в результате относительно длительного существования в определенной пространственной среде. «Социальность» территории поэтому во все эпохи и времена «кодировалась» проживающим на этой территории этносом, его конфессией, политическим устройством, образом жизни, культурой.

Таким образом, региональная политика позволяет понять пространственную форму организации социальной жизни людей, совокупность социально-экономических связей и отношений между ними, которые возникают в процессе совместного проживания их на определенной локализованной территории, совместного использования ее природно-экономических и социально-экономических ресурсов и условий.

Региональная политика выстраивает как бы территориальную проекцию социальных процессов и структурирования общества.

Объектом региональной социологии выступает различие социально-территориальной общности как особый уровень социальной организации общества, а предметом - закономерности и формы образования внутрирегиональных социально-экономических связей, отношений, структур, общностей.

Формами пространственной локализации жизни людей выступают различные региональные образования, возникающие на базе:

1) поселенческих структур (город, село, городская агломерация и т.п.);

2) территориально-административного устройства общества (область, губерния, край, муниципальный округ и т. п.);

3) производственно-экономических структур (экономический район, промышленный, транспортный узел, территориально - производственный комплекс, свободная экономическая зона и т. п.).

Однако независимо от типа регионального образования все они имеют общую внутреннюю системную структуру, в которой можно выделить следующие элементы:

Природно-экономическая система (географическая зона - степная, горная, приморская и т. п.);

Производственно-экономическая система (хозяйственная специализация, структура экономики, тип технологического уклада, структура производственных сил, тип и эффективность экономики региона, транспортно-коммуникационная система, производственная инфраструктура и т. п.);

Социальная инфраструктура (уровни и характер различия отраслей обслуживания населения: здравоохранение, образование, наука, информация, культура и т. п.);

Система расселения (тип расселения населения по территории, структура городских и сельских поселений и т.п.);

Социально-демографическая система (тип и уровень воспроизводства населения, половозрастная динамика и т. п.);

Система регионального управления (территориально- административное деление, структура органов власти и управления и т. п.).

Однако регион, являясь относительно автономным социально-экономическим образованием, является открытой системой, т. е. многочисленными связями и отношениями вписан - включен в более широкую систему - общество в целом.

В этом своем качестве каждый регион включен в целостную национальную систему социально-экономических процессов - демографических (динамика расселения, миграционные процессы, социальная мобильность), экономических (кооперация и разделение труда и производства, национальный рынок, единая энергетическая система, общенациональный бюджет и т.п.), национальную региональную политику (бюджетные отношения в системе центр-регион, социальные трансферты, государственная поддержка проблемных регионов и т.п.)

Поэтому каждый регион, социально-территориальная общность, обладая признаками автономии и самодостаточности, одновременно является частью целого, выполняет и представляет интересы и потребности общества в целом, общенациональные функции и задачи.

В этой связи возникает комплекс социально-экономических отношений в системе "регион-центр" («центр» как представитель целого).

Дело в том, что социально-экономические интересы региона и центра совпадают и идентичны лишь в своей части.

В чем социальный интерес региона?

Прежде всего, в создании благоприятных условий для социального воспроизводства населения. Это главная социальная функция региона, любой социально - территориальной общности населения.

В системе централизованно-отраслевого управления и тотального огосударствления региональных ресурсов в регионах доминировали интересы развития производительных сил отраслей общесоюзной специализации и регион рассматривался преимущественно как производительный ресурс, какой то отрасли (или суммы отраслей), всего народного хозяйства.

Соответственно население региона в данном контексте выступало как «главная производительная сила» этой отрасли или народохозяйственного комплекса.

Социально-экономический статус региона в этой технократической системе организации социального пространства являлся вторичной, остаточной, так сказать компонентой в системе отношений «центр-регион».

В демократической системе территориальной организации социума, регионы выступают в качестве равноправного субъекта социально-экономических отношений и наделены собственностью, имуществом и правами для реализации социально-экономических интересов населения регионов - создания необходимых условий для его воспроизводства.

Одновременно центру делегируется выполнение общих социальных функций, важных для каждого региона, - обеспечение прав и свобод граждан, национальной целостности и безопасности государства, общих правил экономической жизни. Между центром и регионами устанавливаются отношения партнерства и взаимной ответственности. Одновременно регионам для выполнения своих воспроизводственных функций передается часть общенациональных ресурсов, собственности, доходов.

Регионализация социально-экономических процессов, собственности и управления - фундаментальная составляющая демократизации всей общественной жизни. В этом, в частности, состоит одна из тенденций проводимых экономических и социально-политических реформ в нашей стране.

Итак, социально-экономические интересы региона состоят в создании условий для социального воспроизводства населения:

Эффективное использование территориальных природных ресурсов и обеспечение устойчивости экосистемы региона;

Обеспечение занятости, роста доходов и уровня жизни населения;

Развитие социальной инфраструктуры региона, обеспечивающей удовлетворение материальных и духовных потребностей населения;

Создание условий для социокультурного развития проживающих на территории региона этносов и народов;

Обеспечение взаимодействия региона в системе межрегиональных экономических связей и национальных рынков капиталов, товаров, услуг, роста вклада населения региона в экономику страны.

Реализация региональных интересов предполагает наличие субъектов социально-экономических отношении, действующих на уровне региона и соответствующей активной региональной политики. Основными субъектами социально-экономических отношений на уровне региона являются:

Население;

Органы власти и управления;

Хозяйствующие субъекты (экономически агенты):

Регионалное правительство.

Построение определенной системы поведения и форм взаимодействия между всеми субъектами региональных социально-экономических отношений является основной функцией региональной политики.

Под региональной политикой понимается система целей и задач, согласованных действий органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению условий социального воспроизводства населения региона и его эффективного функционирования как составной части государственной социально-экономической системы.

Региональное хозяйство (в том числе все отрасли социального обслуживания населения) в отличие, например, от отдельного предприятия или отрасли производства не может быть механически ликвидировано.

Особенностью его функционирования в случае неблагоприятных обстоятельств является нарушение пропорции социального воспроизводства, демографических процессов и т. п., что превращает регион в депрессивную социальную структуру. При этом речь идет о муниципальных территориальных образованиях, в пределах которых наблюдается спад производства, снижение уровня жизни и рост безработицы, нарастание демографических «сбоев» и др.

Жизнедеятельность региона - постоянный фактор. Она не может быть прекращена. Поэтому региональная политика направлена, прежде всего на реализацию интересов и потребностей населения региона.

Человек как субъект экономических отношений

Человек экономический реализует себя в экономической системе благодаря определенным хозяйственным отношениям, в которые он вступает с другими субъектами в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ.

Субъектами экономических отношений являются отдельный индивид, семья, коллектив, государство. Основа экономических отношений - отношения собственности, которые характеризуют способ соединения работника со средствами производства.

Органическое соединение двух характеристик человека: человека-работника и человека-собственника образует экономическую сущность современного экономического человека.

Природе человека в наибольшей мере отвечает индивидуальная частная собственность, которая формирует как единое целое человека-труженика и человека-собственника. Она является основой его экономической независимости и свободы. Другие формы собственности (коллективная, кооперативная, корпоративная и т. п.) в большей мере отражают социально-общественную суть человека, раскрывают его место и роль в обществе.

Сегодня в развитых странах мира все большее распространение приобретают корпоративные (ассоциированные) формы собственности, которые объединяют индивидуальные и коллективные принципы управления производством и распределения доходов.

Роль человека как субъекта экономических отношений состоит также в том, что объективные экономические законы выявляются и реализуются через его хозяйственную деятельность.

Человек как потребитель

В этой роли человек реализует себя через удовлетворение своих различных нужд. Потребности человека можно разделить на потребности человека-работника и потребности человека-предпринимателя.

Потребности человека-работника связаны с воспроизводством своей рабочей силы, т. е. с личным потреблением. В процессе трудовой деятельности человек расходует рабочую силу, которую необходимо восстанавливать. Для этого он должен иметь набор экономических благ, чтобы удовлетворить свои физиологические, духовные и другие потребности. Удовлетворяя данные потребности, человек воссоздает себя как работника.

Потребности человека-предпринимателя заключаются в воспроизводстве материально-вещественных факторов производства. Для того чтобы восстановить потребленные в процессе производства машины, станки, оборудование, сырье, материалы, топливо, электроэнергию и т. п., предприниматель должен их приобрести на рынке ресурсов (факторов производства).

Потребности человека-работника и человека-предпринимателя тесно переплетаются между собой, образуя общие потребности людей, удовлетворение которых обеспечивает восстановление личного и вещественного факторов общественного производства.

Человек как конечная цель общественного производства

Человек в его целостной сущности является главным критерием развития общественного производства и главной его целью. Общественный продукт, проходя через фазы производства, распределения и обмена, завершает свой цикл в фазе потребления. Без потребления производство существовать не может, оно не имеет смысла. Удовлетворение разносторонних потребностей человека - вот назначение любого производства. В этом аспекте человек со своими потребностями - естественная и конечная цель общественного производства и одновременно главный фактор его функционирования.

Таким образом, функционирование и развитие любой экономической системы невозможно оценивать вне существования человека, его трудовой деятельности, взаимосвязей, потребностей, интересов, мотиваций. Человек является центральным элементом экономики, активным участником хозяйственной деятельности как наемный работник, а также как субъект-потребитель, вступающий в экономические отношения ради производства и потребления жизненных благ.