Презентация на тему мир человека индустриальной цивилизации. Перемены в сознании людей

1 слайд

2 слайд

План урока. 1.Изменения в материальном мире. 2.Взрыв социальной мобильности. 3.Перемены в сознании людей. 4.Новое в мире идей.

3 слайд

Задание на урок Выделите характерные черты человека индустриальной цивилизации. Что привело к их формированию?

4 слайд

1.Изменения в материальном мире. С 1789 по 1914 гг жизнь людей изменилась кар-динальным образом.В к.18 в.промышленный переворот имел немало противников.Многие ученые опасались,что он приведет к разрыву гармонии человека и природы-природные ресурсы иссякнут,резко сократятся популяции птиц и животных, исче-знут многие виды расте ний.Но в 19 в. Были от-крыты новые источни-ки энергии и экономич-ные формы ее исполь-зования. Промышленная революция в Японии. Гравюра н.20 в.

5 слайд

1.Изменения в материальном мире. На смену углю пришли нефть и электричество. Появились двигатели внутреннего сгорания и были изобретены авто-мобили. Новые открытия привели к появлениютелеграфа, телефона, радио,кино, воздухоплавания и т.д. Механизация производст-ва резко повысила про-изводительность труда и преимущества, кото-рые принес техничес-кий прогресс стали оче-видны. Использование газа. Плакат 1892 года.

6 слайд

2.Взрыв социальной мобильности. Важной чертой индустриальной цивилизации стала социальная мобильность.Население США и ряда стран Лат.Америки во многом состояло из европе-йских эмигрантов и бывших рабов-негров. Харак-тер мобильности резко изменился- из вынужден-ной(пуритане), она стала добровольной.Основная масса переселенцев по-прежнему отправлялась в США. Фургон переселенцев.

7 слайд

2.Взрыв социальной мобильности. Многие эмигранты отправлялись в Канаду,Индию, Австралию и др.колонии.выросла и внутренняя мобильность.население лишенное сословных огра-ничений быстро меняло род занятий и свой статус И хотя «низам» занять в обществе высокое положе ние было сложно, те кто пробивался на верх быс-тро становился видной фигурой в политической и экономической жизни. «Оглянись назад». Карикатура на попытки запрета эмиграции в США.

8 слайд

3.Перемены в сознании людей. Изменения в жизни общества затронули и сознание людей.Они начали понимать свою ответствен-ность за судьбу всего общества.развитие транспор-та и связи «сократило» расстояния.С развитием кругозора, сознание становилось гибким в отноше-нии «чужих», люди становились более терпимыми к разным взглядам.Они начали активно участво-вать в политической жизни. Телефонные барышни. Литография 1904 г.

9 слайд

3.Перемены в сознании людей. Государство постепенно начало передавать свои пол-номочия обществу,которое становилось гражданс-ким.В каждой стране этот процесс развивался по-разному.В странах с давними парламентскими традициями это процесс проходил быстрее-они в итоге стали демократическими,А в других-между авторитарной властью и обществом начались кон-фликты.Здесь возникли условия для распростра-нения радикальных идей. Стань Американцем! Дети эмигрантов присягают на верность США.

11 слайд

4.Новое в мире идей. Не меньшей критике под вергся психоаналитик З.Фрейд-утверждав ший,что за любыми по ступками людей стоят «низменные инстинк-ты»,а в сознании лю-дей идет борьба, между разумными и живот-ными началами. Новые открытия в ряде случаев привели к по-явлению эгоизма,ниги-лизма и неверию в си-лу разума и прогресс. О.Шпенглер даже пре-дрек смерть европейс-кой цивилизации. Но его пророчества не сбы лись. Зигмунд Фрейд в 1921 г.

Слайд 2

План урока.

1.Изменения в материальном мире. 2.Взрыв социальной мобильности. 3.Перемены в сознании людей. 4.Новое в мире идей.

Слайд 3

Задание на урок

Выделите характерные черты человека индустриальной цивилизации. Что привело к их формированию?

Слайд 4

1.Изменения в материальном мире.

Промышленная революция в Японии. Гравюра н.20 в. С 1789 по 1914 гг жизнь людей изменилась кар-динальным образом.В к.18 в.промышленный переворот имел немало противников.Многие ученые опасались,что он приведет к разрыву гармонии человека и природы-природные ресурсы иссякнут,резко сократятся популяции птиц и животных, исче-знут многие виды расте ний.Но в 19 в. Были от-крыты новые источни-ки энергии и экономич-ные формы ее исполь-зования.

Слайд 5

Использование газа. Плакат 1892 года. На смену углю пришли нефть и электричество. Появились двигатели внутреннего сгорания и были изобретены авто-мобили. Новые открытия привели к появлениютелеграфа, телефона, радио,кино, воздухоплавания и т.д. Механизация производст-ва резко повысила про-изводительность труда и преимущества, кото-рые принес техничес-кий прогресс стали оче-видны.

Слайд 6

2.Взрыв социальной мобильности.

Фургон переселенцев. Важной чертой индустриальной цивилизации стала социальная мобильность.Население США и ряда стран Лат.Америки во многом состояло из европе-йских эмигрантов и бывших рабов-негров. Харак-тер мобильности резко изменился- из вынужден-ной(пуритане), она стала добровольной.Основная масса переселенцев по-прежнему отправлялась в США.

Слайд 7

«Оглянись назад». Карикатура на попытки запрета эмиграции в США. Многие эмигранты отправлялись в Канаду,Индию, Австралию и др.колонии.выросла и внутренняя мобильность.население лишенное сословных огра-ничений быстро меняло род занятий и свой статус И хотя «низам» занять в обществе высокое положе ние было сложно, те кто пробивался на верх быс-тро становился видной фигурой в политической и экономической жизни.

Слайд 8

3.Перемены в сознании людей.

Телефонные барышни. Литография 1904 г. Изменения в жизни общества затронули и сознание людей.Они начали понимать свою ответствен-ность за судьбу всего общества.развитие транспор-та и связи «сократило» расстояния.С развитием кругозора, сознание становилось гибким в отноше-нии «чужих», люди становились более терпимыми к разным взглядам.Они начали активно участво-вать в политической жизни.

Слайд 9

Стань Американцем! Дети эмигрантов присягают на верность США. Государство постепенно начало передавать свои пол-номочия обществу,которое становилось гражданс-ким.В каждой стране этот процесс развивался по-разному.В странах с давними парламентскими традициями это процесс проходил быстрее-они в итоге стали демократическими,А в других-между авторитарной властью и обществом начались кон-фликты.Здесь возникли условия для распростра-нения радикальных идей.

Слайд 10

4.Новое в мире идей.

Чарльз Дарвин. Духовный мир человека стал богаче.люди нача-ли больше интересова-ться философскими концепциями,-пыта-лись их осмыслить, а сами идеи стали более понятными,т.к.их ав-торы имели четкую ад-ресную направлен-ность. Ч.Дарвин потряс общест-во предположив,что че ловек произошел от обезьяны, а не был соз-дан богом.Его взгляды были встречены в штыки частью общест-ва.

Слайд 11

Зигмунд Фрейд в 1921 г. Не меньшей критике под вергся психоаналитик З.Фрейд-утверждав ший,что за любыми по ступками людей стоят «низменные инстинк-ты»,а в сознании лю-дей идет борьба, между разумными и живот-ными началами. Новые открытия в ряде случаев привели к по-явлению эгоизма,ниги-лизма и неверию в си-лу разума и прогресс. О.Шпенглер даже пре-дрек смерть европейс-кой цивилизации. Но его пророчества не сбы лись.

Посмотреть все слайды

Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс Бурин Сергей Николаевич

§ 27. Мир человека индустриальной цивилизации

Изменения в материальном мире

В конце XVIII в., на заре индустриальной цивилизации, у положившего ей начало промышленного переворота было немало противников. Некоторые учёные даже утверждали, что быстрый экономический рост вызовет конфликт человека с природой: истощится земля, иссякнут запасы полезных ископаемых, меньше станет скота, рыбы, птиц. Ведь в ту пору земля казалась единственным средством получения пропитания и сырья, а главными источниками энергии считались уголь и дерево, ресурсы которых были огромны, но отнюдь не беспредельны.

Однако в XIX в. человечество нашло новые возможности, предвидеть которые в начале промышленного переворота, естественно, никто не мог. Были, в частности, открыты новые источники энергии и более экономичные способы её использования. К концу XIX в. резко возрастает значение нефтяной промышленности. Ещё одну новую энергетическую базу позволило создать освоение электрической энергии. Был изобретён и двигатель внутреннего сгорания, в дальнейшем совершивший подлинный переворот в транспорте, сельском хозяйстве и военной технике. Возникли электрохимия и электрометаллургия, изменился и городской транспорт – на смену конным экипажам пришли трамваи, а затем и автомобили и автобусы.

Американский изобретатель То?мас Э?дисон

В XIX – начале XX в. было сделано множество открытий и изобретений, полностью изменивших облик цивилизации: телеграф, электрическое освещение, радио, телефон, воздухоплавание, автомобиль, кинематограф и пр. Совершенно преобразились труд и быт человека, что было связано с активным внедрением машин в производство. Правда, порой говорили, будто бы механизация труда ведёт к превращению работника в придаток машины, безличное существо, «винтик». Но время средневековых мастеров, которые любовно и неторопливо создавали штучные изделия, несущие на себе печать индивидуальности «автора», безвозвратно уходило в прошлое. Преимущества, которые давал человечеству технический и научный прогресс, год от года становились всё очевиднее.

Что привело к быстрому развитию научно-технического прогресса? Как он повлиял на окружающую среду и человеческое общество?

Взрыв социальной мобильности

В XVII–XVIII вв. значительно повысилась мобильность общества, т. е. у людей появилась возможность переезжать в другие города и страны, а также значительно изменять своё общественное положение. Социальная мобильность стала одной из важнейших примет индустриальной цивилизации. Она, в частности, сделала возможным появление в Северной Америке совершенно нового государства – США. В определённой мере это можно сказать и о странах Латинской Америки, завоевавших независимость в первые десятилетия XIX в. Ведь их население также во многом состояло из потомков европейских завоевателей (испанцев и португальцев) и насильно перевезённых из Африки негров.

Таким образом, европейское общество уже в XVII–XVIII вв. утратило былую стати?чность (т. е. неподвижность), в буквальном смысле слова придя в движение. Но в XIX в. происходит поистине взрыв социальной мобильности. Меняется и её содержание: мобильность становится менее стихийной, т. е. перестаёт зависеть от многих случайных обстоятельств. Так, в XVII в. многие протестанты, вероятно, предпочли бы остаться на европейской родине, если бы там они не страдали от религиозных гонений. А негров, массами вывозимых из Африки в трюмах кораблей, и вовсе никто не спрашивал, хотят ли они ехать в неведомую им Америку.

Основной поток переселенцев в XIX – начале XX в., как и прежде, направлялся в США. С 1820 г. и до начала Первой мировой войны, т. е. за 94 года, в США прибыло (главным образом из Европы) около 32 млн. человек. Среди них были англичане и французы, немцы и итальянцы, к концу XIX в. заметно возрос приток иммигрантов из Южной и Восточной Европы, в том числе и из России. Немало европейцев переселилось и в колонии – в Алжир и Индию, Канаду и Австралию и т. д. А на юге Африки возникли бурские республики со значительным белым населением. Белые колонисты охотно переселялись туда и после завоевания этих республик Великобританией.

На телефонной станции

Значительно выросла в XIX в. социальная мобильность и в среде тех, кто продолжал искать счастья на родине. Окончательная ликвидация сословных ограничений, расширение и укрепление круга буржуазно-демократических свобод, не очень быстрый, но стабильный подъём уровня жизни создавали благоприятные условия, при которых энергичные и предприимчивые люди могли принципиально изменить своё имущественное и социальное положение. Конечно, рабочему или крестьянину было гораздо сложнее попасть в верхи общества, чем тем, кому это практически гарантировалось родством или солидным капиталом.

Почему взрыв социальной мобильности произошёл в XIX в.? К каким изменениям в экономике и обществе он привёл?

Перемены в сознании людей

Серьёзные политические и экономические изменения в жизни общества, произошедшие к началу XX в., не могли не отразиться и на сознании человека индустриальной эпохи. Он всё яснее стал понимать свою ответственность не только за собственную жизнь, но и за судьбы общества. Развитие транспорта и различных систем связи способствовало восприятию человеком мира как единого организма.

Этому же помогало и постоянное расширение и углубление потока информации. К началу XX в. широкие массы населения могли получать сведения об интересующих их событиях (например, о ходе Англо-бурской войны или о результатах президентских выборов в США) едва ли не одновременно с очевидцами этих событий. Владельцы газет торопились как можно быстрее, опережая конкурентов, донести все важные известия до своих читателей.

Статуя Свободы в Нью-Йорке. Дар Франции американскому народу. Скульптор Ф. Бартольди

Вместе с расширением кругозора у человека эпохи индустриальной цивилизации менялось и качество его сознания: оно становилось более гибким, более чутким к «чужим» точкам зрения, позициям, теориям, о которых примерно до середины XIX в. знал лишь весьма узкий круг лиц. Прежнее безразличие значительной части общества к важнейшим явлениям жизни (политике, идеологии и пр.) создавало своего рода пропасть между основной массой населения и теми, от кого в той или иной степени зависели судьбы десятков, а порой и сотен миллионов людей. И это нередко позволяло властям государств действовать (а мыслителям – творить) вопреки интересам общества.

В течение XIX в. это положение последовательно изменялось. Государство шаг за шагом как бы передавало свои полномочия обществу, которое всё в большей мере становилось гражданским, т. е. способным к самостоятельной активности. Конечно, для этого были необходимы достаточно высокая зрелость и сознательность общества, его готовность взять на себя часть той ответственности, которая прежде лежала на государстве, на профессиональных политиках.

Разумеется, в каждой стране, в каждом обществе этот процесс развивался по-разному. Там, где демократические права и свободы появились и укрепились раньше, население быстрее реагировало на изменения в конкретной стране и в мире в целом. В тех же государствах, где права и свободы народа ограничивались либо им не уделялось должного внимания, возникал раскол между властью и значительной частью общества. Уровень общественного сознания в таких странах, как правило, был недостаточно развитым, оно нередко подвергалось воздействию примитивной радикальной пропаганды.

В каких странах в XIX– начале XX в. сложились наиболее благоприятные условия для возникновения зрелого гражданского общества? С чем это было связано?

Новое в мире идей

Духовный мир человека в условиях индустриальной цивилизации в течение XIX в. стал неизмеримо богаче. Изменения в сознании людей, о которых мы только что говорили, вызывали у них желание получать больше информации и активнее участвовать в жизни общества. Эти изменения привели и к тому, что всё больше людей стремилось приобщиться к новым философским и научным идеям, сопоставить их с собственными взглядами, которые становились более зрелыми и осмысленными. Этому способствовали реформы в области образования, проводившиеся во многих странах.

В то же время и сами идеи, теории и учения становились понятнее и доступнее людям. Современники были буквально потрясены работами английского естествоиспытателя Чарлза Да?рвина (1809–1882): ведь из них следовало, что человек вовсе не был сотворен Богом по своему образу и подобию. Дарвин, о теории которого продолжают спорить и в наши дни, утверждал, что человек был создан силами природы и произошёл от высокоразвитого животного – обезьяны. Конечно, многие современники приняли новую теорию в штыки: кому же захочется признать мохнатое сгорбленное существо своим «родственником»!

Чарлз Дарвин

Ещё большее неприятие вызвали труды Зи?гмунда Фре?йда (1856–1939). Этот австрийский врач-психиатр создал теорию психоанализа, позволяющую заглянуть в самые потаённые уголки человеческой души. К возмущению многих, Фрейд увидел там примитивные страсти, вновь напомнившие о родстве человека с животным миром. Основываясь на многочисленных опытах, Фрейд показал, что в глубине человеческого разума скрыто подсознание – «кипящий котёл инстинктов», – которое подчиняется только стремлению к бесхитростным удовольствиям. И поэтому в сознании человека идёт постоянная борьба между разумным началом и животными инстинктами.

Исследования Дарвина, Фрейда и других учёных, казалось бы, развенчивали все прежние ценности. Но они помогали людям по-новому осмыслить привычные понятия, критически взглянуть на свои страсти и инстинкты, чтобы сдерживать и контролировать их. На рубеже XIX–XX вв. это стало особенно важным, так как изменения в сознании человека не всегда оборачивались пользой для общества. Довольно широкое распространение получили неверие в разум и прогресс, эгоизм и даже нигили?зм (т. е. отрицание всего, всех культурных, моральных и прочих ценностей).

Некоторые мыслители в той или иной форме давали понять, что к началу XX в. европейская цивилизация, добившись предельных успехов, переживала тяжёлую болезнь, подобно тому как в конце даже самой яркой жизни всё равно наступает смерть. Именно такую картину рисовал в своём главном труде «Закат Европы» видный немецкий философ О?свальд Шпе?нглер (1880-1936). Но время показало, что «закат» был только кажущимся. Кризисные явления в политике и экономике, в настроениях общества не стали определяющими для его развития и в целом успешно преодолевались.

Подведём итоги

Значительные изменения в материальном и духовном мире человека эпохи индустриальной цивилизации постепенно меняли и его сознание. В ряде стран возникло зрелое гражданское общество, которое в союзе с государством стремилось содействовать прогрессу, росту благосостояния населения. Зрелость и растущая гражданская ответственность общества помогали преодолевать различного рода кризисы. И всё же серьёзнейший политический кризис привёл человечество к мировой войне.

1*. Какие научные открытия и изобретения, появившиеся к началу XX в… создавали угрозу для природы, человека и общества? Можно ли избежать негативных последствий, запретив «вредные» научные исследования?

2. Какие страны получили преимущество от массовой иммиграции? Каким она принесла вред? Почему?

3. В чём состояло преимущество стран, в которых сложилось гражданское общество? Почему им удавалось быстрее продвигаться по пути прогресса?

4. Что именно порождало у ряда мыслителей на рубеже XIX–XX вв. опасения тяжёлого кризиса цивилизации? Были ли для таких опасений объективные основания?

1*. К концу XIX в. увеличилась эмиграция из России в США. На основании того, что вам известно о США и о России конца XIX – начала XX в. (из учебника, другой литературы, кинофильмов и т. д.), составьте небольшой рассказ «от имени» русского эмигранта. Его профессию и социальное положение можете выбрать сами. Помимо того, что вам захочется «рассказать», обязательно вкратце осветите следующие вопросы: причины выезда из России; цели, которых эмигрант хотел добиться; его первые впечатления и отзывы о США.

2. Немецкий философ XIX в. Ф. Ницше в книге «Антихристианин» писал: «…больше силы, больше власти! Не мир, а война, не добродетель, а доблесть… Пусть гибнут слабые и уродливые – вот первая заповедь нашего человеколюбия! Надо ещё помогать им гибнуть».

Выскажите своё отношение к этим словам. Представители каких направлений общественной мысли XIX в. поддержали эти идеи, а каких – осудили бы?

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс автора Бурин Сергей Николаевич

Глава 6 На заре индустриальной цивилизации «К концу XVIII в. ранний капитализм и его промышленные организации, в которые впервые победоносно проникла новая техника, дали первый толчок росту общества. Появился новый социальный класс, численностью и силой превосходивший

Из книги История России ХХ - начала XXI века автора Милов Леонид Васильевич

§ 3. Формирование индустриальной инфраструктуры в России. Складывание системы монополистического капитализма Транспорт. Успешное функционирование сельского хозяйства и промышленности в условиях капитализма невозможно без развитой индустриальной инфраструктуры,

автора

Раздел 3 Рождение индустриальной цивилизации и противоречия мирового развития (XVIII – первая половина

Из книги История мировых цивилизаций автора Фортунатов Владимир Валентинович

§ 2. Начало индустриальной революции С наступлением Нового времени связывают начало формирования индустриальной цивилизации, которую обычно противопоставляют традиционной цивилизации. Само использование характеристик «цивилизация», «цивилизованный»,

Из книги История России. XX век автора Боханов Александр Николаевич

§ 4. Народ и власть в годы индустриальной революции Социальные отношения. В конце 20-х - 30-е гг. советское политическое руководство столкнулось с крайне сложной ситуацией. С одной стороны, ускоренный индустриальный рост являлся жизненной («стратегической») необходимостью

Из книги Создание фундамента социалистической экономики в СССР (1926-1932 гг.) автора Коллектив авторов

4. Создание индустриальной структуры экономики СССР В итоге социалистических преобразований и быстрых темпов роста промышленности в период строительства фундамента социалистической экономики складывалась новая прогрессивная структура народного хозяйства СССР с

Из книги История Швеции автора МЕЛИН и др. Ян

VI. Аграрии у власти и эпоха индустриальной революции (1867–1905) Период господства аграриев: проблемы обороны и налогов (1867–1885) /197/ Парламентская реформа была проведена усилиями либерального среднего класса, но по иронии судьбы политическую власть в новом риксдаге

Из книги Древние цивилизации автора Бонгард-Левин Григорий Максимович

Идущий из Африки поток информации о различных формах ископаемого человека заставляет по-новому взглянуть на процесс выделения древнейших предков человека из животного мира и на основные этапы становления человечества. Прояснению многих проблем способствует и

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

Раздел VII Эпоха Великих революций. Новое время. Становление индустриальной

Из книги Никита Хрущев автора Лавриненко Наталья Евгеньевна

КАК МОСКВА СИТЦЕВАЯ СТАЛА МОСКВОЙ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ Хрущёв, в отличие от многих тогдашних руководителей, предпочитал не засиживаться в кабинетах, а работать с людьми на местах. Настойчивый и энергичный, общительный и любознательный, он словно бы «вываривался» в людской

Из книги История нового времени. Шпаргалка автора Алексеев Виктор Сергеевич

39. РОЖДЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ К середине XVIII в. в Англии совокупность происходивших в обществе изменений привела к зарождению новой индустриальной цивилизации. Ее название связано с одним из важнейших факторов тех лет – индустриализацией. Под

Из книги Русский Холокост. Истоки и этапы демографической катастрофы в России автора Матосов Михаил Васильевич

2.3. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ – ГЛАВНАЯ ДВИЖУЩАЯ СИЛА ЦИВИЛИЗАЦИИ И ПРОГРЕССА Среди разных источников энергии есть один, который занимает в мире людей особое положение, – это сам человек. Обладание и управление этим источником энергии является целью любого

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс автора Бурин Сергей Николаевич

Глава 6 На заре индустриальной цивилизации «К концу XVIII в. ранний капитализм и его промышленные организации – в которые впервые победоносно проникла новая техника – дали первый толчок росту общества. Появился новый социальный класс, численностью и силой превосходивший

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей Николаевич

§ 27. Мир человека индустриальной цивилизации Изменения в материальном миреПериод, о котором пойдет речь, не так уж велик для истории человечества – всего 125 лет (1789–1914). Известны даже люди, которым удавалось дожить до такого возраста. И если представить себе человека,

Из книги Освобождение России. Программа политической партии автора Именитов Евгений Львович

Медицина: гармония человека в природе, профилактика, раннее диагностирование и лечение человека Говоря о медицине, надо начинать со следующего. Медицина – это не совокупность и не система клиник и поликлиник, лечебных учреждений и медиков, научных институтов и

Из книги Форд и Сталин: О том, как жить по-человечески автора СССР Внутренний Предиктор

Индустриальная цивилизация Характеристики передовых стран: Быстрое развитие индустрии. Экономика управлялась классом капиталистов. Машинное производство. Разделение труда. Рост потребления природных ресурсов. Резкий рост населения. Индустриальное общество: часть Европы и Сев. Америка.


Империализм Нефтяной король Д. Рокфеллер поглощает мировой рынок. В н. 20 века у капитализма появились новые черты. Новый этап развития капиталистических государств получил название ИМПЕРИАЛИЗМ- «стремление к власти, к господству». В основе империализма лежало стремление к мировому господству, на основе не военного, а экономического могущества.












Технологический рывок Александр Попов передал первую радиограмму.


Братья Райт подняли в небо первый самолет, управляемый двигателем внутреннего сгорания.


Альберт Эйнштейн разработал частную теорию относительности.


Гибель «непотопляемого» пассажирского корабля «Титаник»




Рабочее движение и социализм Течения в рабочем движении Социал-демократическое Анархо-синдикалистское За замену капитализма социализмом. Отмена эксплуатации человека человеком. Экономика под контролем трудящихся, а не класса эксплуататоров. За закрепление социальных гарантий для рабочих в законах. К социализму приведет революция.


Учебник. Стр По какой причине появились профессиональные союзы? В чем разница между социал- демократами и анархо- синдикалистами?




Причины Первой мировой войны Развитые страны наращивали военное производство. Усиливалось влияние военных. Рост милитаризма. Полностью оформились два враждебных блока: Антанта и Тройственный союз. Милитаризм - рост настроений в пользу войны. Пацифизм - общественное течение против войны.


Причины войны: Борьба за передел колоний и рынков сбыта. Стремление к переделу границ в Европе. Необходимость отвлечь рабочих от социальной борьбы. Различия в политическом устройстве. Борьба между Германией, Австро- Венгрией и Россией за влияние на Балканах.