Протекционизм в торговле ведет к. Что такое протекционизм

Введение

Что лучше - протекционизм, который дает возможность развития национальной экономики, или свободная торговля, которая развивается на основе свободных рыночных сил и выявляет наиболее конкурентоспособные отрасли хозяйства страны? Проблема свободной торговли и протекционизма - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Между сторонниками протекционизма и защитниками свободы торговли идет давняя полемика. Меркантилисты, впервые обратившиеся к анализу внешней торговли и увидевшие в ней источник обогащения государства, были, тем не менее, страстными поборниками протекционизма -- системы мер, направленных на стимулирование национальной экономики и ее защиту от иностранной конкуренции. Первыми экономистами, которые выступили за свободу торговли, стали французские физиократы, которые отрицали какую бы то ни было производительную роль торговли в увеличении богатства нации. Наиболее последовательными защитниками экономического либерализма вообще и международной торговли в частности явились английские классики, не только разработавшие стройную теорию внешней торговли, но и предложившие конкретную политику в этой области. В XX в. в результате войн и экономических кризисов происходило значительное усиление протекционистской идеологии и практики, и в настоящее время она является одним из важных элементов международных экономических отношений.

В данное время, наверное, нет более актуальной проблемы для нашей экономики, чем возрождение национального производства, увеличение выпуска современной конкурентоспособной продукции.

Цель работы - рассмотрение современных протекционистских и фритредерских инструментов и методов, преимуществ и недостатков, а так же рассмотрение сравнительной характеристики данных течений.

Протекционистская политика

Внешнеторговый протекционизм, его виды и методы

Протекционизм - государственная политика защиты внутреннего рынка какой-либо продукции от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики (протекционизм также часто направлен на захват внешних рынков).

Можно выделить несколько форм протекционизма:

Селективный протекционизм - направлен против отдельных стран или отдельных товаров;

Отраслевой протекционизм - защищает определенные отрасли (прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма);

Коллективный протекционизм - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

Скрытый протекционизм - осуществляется методами внутренней экономической политики.

Государства, проводя протекционистскую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. К инструментам внешнеторговой политики относятся:

1. тарифные ограничения (таможенные тарифы, таможенные пошлины, тарифные квоты);

2. нетарифные ограничения.

Таможенные тарифы - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при пересечении государственной границы.

Таможенные пошлины выполняют функцию налога, взимаемого в пользу госбюджета с товара, провозимого через границу, и могут быть следующими:

Экспортными (они применяются в промышленно развитых странах, в РФ применяются только на бензин и мазут).

Импортные

Транзитные

II. По способу взимания:

Адвалорные (в процентах от цены товара);

Специфические (в виде определенной суммы денег, взимаемые с веса, объема или штуки товара);

Смешанные (товар облагается и первой, и второй пошлинами).

Ш. По характеру:

Сезонные - применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной;

Антидемпинговые - применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

Компенсационные - накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

Обычно эти особые виды пошлин применяются страной для защиты от недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств.

IV. По происхождению:

Автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны.

Конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого, как Генеральное соглашение о тарифах и торговле или соглашения о таможенном союзе;

Преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта.

V. По типам ставок:

Постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

Переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы - довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

VI. По способу вычисления:

Номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт;

Эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

Функции таможенных пошлин: протекционистская - функция импортных пошлин; фискальная - экспортные и импортные пошлины приносят доход государству; балансировочная - функция экспортных пошлин, предотвращение нежелательного экспорта товаров.

Тарифная квота - это пониженная ставка таможенной пошлины для разрешенного объема импорта данного вида продукции по сравнению со ставкой для остального объема импорта этой продукции.

Демпинг - нетарифный метод: продвижение товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня. Худший его вариант - продажа товаров по цене ниже себестоимости. Демпинг часто является методом конкурентной борьбы за внешний рынок. Демпинг бывает:

Спорадическим: иногда фирма продает излишки товара по пониженным ценам;

Умышленный демпинг - снижение цен на некоторое время с целью вытеснения конкурентов;

Постоянный демпинг;

Взаимный демпинг - когда две страны торгуют одним и тем же товаром по заниженным ценам. Страна может вводить антидемпинговые пошлины в целях защиты от демпинга и это также инструмент протекционистской политики. Часто отечественные фирмы провоцируют антидемпинговые расследования для устранения иностранных конкурентов, когда демпинга нет.

Торговое эмбарго - это запрет государством ввоза или вывоза каких-либо товаров. Как правило, страна вводит эмбарго по политическим мотивам. Эмбарго наносит ущерб, как и вводящей его стране, так и стране против которой его ввели, и выгодно для других стран, у которых появляется шанс получить выигрыш. Главная цель эмбарго - оказать давление на другое государство для достижения политических и экономических целей.

К количественным методам относятся квотирование, лицензирование и "добровольное" ограничение экспорта. Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Два эти понятия имеют практически одно и то же значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера.

Квотирование (контингентирование) представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.

Лицензирование - регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования.

"Добровольное" ограничение экспорта (ДОЭ) - это форма самоограничения поставок, фактически навязываемое иностранному экспортеру под угрозой применения более жестких запретительных мер. Такое самоограничение практикуется в виде сокращения поставок, уменьшения их ежегодного прироста или повышение цен. Наиболее широко ДОЭ используется в США.

К скрытым методам протекционизма относятся технические барьеры, при которых административные, технические нормы препятствуют ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространенные барьеры технического характера - требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно - гигиенических норм, включая проведение мероприятий по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных формальностей и требование законов о защите потребителей и многие другие.

Внутренние налоги и сборы - скрытые методы, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращением тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Могут вводиться как центральными, так и местными органами государственной власти. Налоги, накладываемые в основном на импортные товары, весьма разнообразны и могут быть прямыми (налог на добавленную стоимость, акцизный налог, налог на продажу) или косвенными (сборы на таможенное оформление, регистрацию и выполнение других формальностей, портовые сборы). Внутренние налоги и сборы играют протекционистскую роль только в том случае, если они накладываются только на импортные товары.

Политика в рамках государственных закупок - скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже, несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных. Наиболее типичным объяснением такой политики являются требование национальной безопасности. Например, В западноевропейских странах, где до недавнего времени средства связи находились в руках государства, практически не было торговли оборудованием связи, поскольку от государственных фирм требовалось покупать такое оборудование только у своих производителей.

Финансирование экспорта направлено на снижение стоимости экспортируемого товара и повышение тем самым его конкурентоспособности на мировом рынке. Финансирование экспорта может осуществляться из правительственных источников за счет государственного бюджета, за счет всевозможных около-правительственных учреждений (банков, фондов и пр.) и за счет самих экспортеров и обслуживающих их банков.

Наиболее распространенными финансовыми методами являются субсидии, кредитование и демпинг. Основным инструментом поощрения вывоза товаров за границу являются экспортные субсидии.

Субсидии - это правительственные платежи отечественным производителям, работающим на экспорт. Они могут принимать различные формы: наличные гранты, дешевые кредиты, снижение налогов на экспортные отрасли, долевое участие государства в производстве экспортной продукции. Понижение издержек посредством субсидий преследует две цели:

1) оказать помощь отечественным производителям в конкурентной борьбе против дешевого импорта

2) более широкое проникновение на экспортные рынки.

В большинстве стран мира проводится государственная политика культурного протекционизма, направленного на защиту национального языка, обычаев, культурно-исторического достояния.

Протекционизм - экономическая политика государства, направленная на защиту и поддержку национальной экономики. Такая политика осуществляется с помощью таможенных и налоговых барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства.

Протекционизм был характерен для экономической политики России в XIX - начале ХХ вв. Из-за относительной слабости отечественной промышленности, государство вынуждено было вводить высокие таможенные пошлины и облагать большими налогами товары иностранного производства, что бы дать возможность развиваться российской промышленности. Протекционизм играл большую роль в развитии мануфактурной и фабричной промышленности в России, но, вместе с тем, приводил к снижению качества российских товаров и к понижению их конкурентоспособности на внешних рынках.

В области внешней торговли государственная политика России в XIX в. характеризовалась попеременной сменой протекционизма и фритредерства (свободной торговлей). Смена курса происходила раз в пять--десять лет. В целом в середине века исходили преимущественно из принципов фритредерства, а в начале и конце века -- протекционизма. Преобладание политики протекционизма объяснялось не столько желанием защитить, оказать покровительство отечественному производителю, сколько соображениями фискального характера: устанавливая высокие ввозные тарифы, правительство желало увеличить доходность казны. Соответственно официальному курсу менялись, таким образом, ввозные пошлины -- от 15 до 200% и более.

XIX в. был для России временем хотя и медленного, но неуклонного подъема. Усилилась европеизация России, и страна стала важной частью мирового сообщества -- как в плане политическом, так и экономическом. Значительными были сдвиги в жизни самого российского общества -- страна, почти половина населения, которой была в рабском состоянии в начале этого периода, стала свободной.

В первую четверть XIX в. темпы промышленного развития были низкими, и правительство России не проявляло большого внимания к этим вопросам. Несмотря на начавшийся промышленный переворот, в середине XIX в. в стране по-прежнему преобладал ручной, а не машинный труд. Наиболее успешно развивались отрасли легкой промышленности -- текстильная и пищевая.

Все более отставала от мирового уровня черная металлургия. Развитие большинства отраслей промышленности сдерживалось существованием системы крепостного права и принудительным характером труда в народном хозяйстве. В конце XIX в. Россия имела высокие темпы промышленного развития, которые носили неравномерный характер (подъемы сменялись замедленным развитием и кризисами), но при этом по уровню его развития значительно отставала от передовых стран мира, которые по производству продукции на душу превосходили Россию более чем в десять раз. Машиностроение в России было слабо развито и промышленный переворот был далек от завершения.

Государство занимает особое положение в мире и выполняет специфические функции на национальном и внешнем уровнях. Являясь носителем власти, располагая большой финансовой мощью, государство в качестве владельца собственности и распорядителя средств действует как обычный и как особый «общественный» предприниматель. Оно использует широкий спектр воздействия на внутренние и внешние секторы хозяйства с помощью бюджетной, кредитной, денежной, валютной политики. Наряду с краткосрочными методами воздействия на экономику государство использует различные формы долгосрочного регулирования, проводит соответствующую структурную политику, стимулируя производственные сдвиги, преодоление региональных различий, повышение конкурентоспособности национальных компаний. Важную роль играет научно-техническая политика государства. Каждое государство стремится создать благоприятные внешние условия для расширенного воспроизводства внутри страны.Действие указанных факторов порождает постоянное взаимодействие двух тенденций: либерализации и протекционизма. Данные тенденции отражают не только интересы участников внутреннего рынка, но и реакцию государства на события в международном разделении труда.

Государственное регулирование внешней сферы осуществляется с помощью широкого круга мер. Это:

* таможенные тарифы, которые по характеру своего воздействия относятся к регуляторам внешней торговли;

* нетарифные меры регулирования, куда входят многие меры торговой и экономической политики, включая лицензирование, антидемпинговые и компенсационные пошлины, импортные депозиты, так называемые добровольные ограничения, таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы и т.д.

Государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики получила название протекционизма.

Приспосабливаясь к интернационализации хозяйственной жизни и новому этапу НТП, государство осуществляет сейчас регулирование более масштабно и оперативно. Регулирование направлено не на предотвращение конкуренции, а на более гибкое воздействие на нее. Процессы разгосударствления, происшедшие во многих странах в 80-е годы, означают поиск более приемлемого соотношения между частными и общественными началами, а также переориентацию государственного хозяйствования непосредственно на поддержку частного предпринимательства.

Во внешнеэкономических отношениях на протяжении 80-х годов отчетливо проявлялись две тенденции -- дерегулирование и pocт протекционизма. При этом дерегулирование особенно активно проявилось в валютной и кредитной сферах, а рост барьеров отчетливо давал о себе знать в торговой сфере. В результате во внешнеэкономической политике возросла двойственность. Она проявляется в провозглашенных целях и осуществляемых мерах. Кроме того, торговая политика этих стран в возрастающей степени стала расходиться с их экономической политикой в целом. В 80-е годы правительства все больше полагались на ценовые и рыночные механизмы.

Во второй половине 90-х годов возобновилась тенденция к снижению торговых барьеров. Этот процесс был распространен не только на промышленные товары, но и на сельскохозяйственную продукцию и интеллектуальную собственность. Средний тариф на промышленные изделия в развитых странах снизился в конце 90-х годов до 3,9%, на товары из развивающихся стран -- остается более высоким, особенно на текстиль, одежду, рыбную продукцию (общий средний тариф -- 5,4%). Масштабы нетарифных барьеров были снижены примерно до 7% всего объема импорта ведущих стран.

Современный протекционизм во внешней торговле сосредоточивается в относительно узких областях, чувствительных для предпринимательства и занятости в развитых странах. В отношениях с другими развитыми странами он используется в торговле продукцией сельского хозяйства, текстилем, одеждой, черными металлами. В торговле развитых с развивающимися странами он охватывает и другие товары обрабатывающей промышленности.

Одним из наиболее спорных методов в современной российской экономике считается политика протекционизма.

Некоторые считают ее полезной и оправданной, другие же ратуют за полную, ничем не ограниченную свободу движения товаров и капиталов через государственную границу.

Что такое протекционизм?

В современной понятийной системе экономическим протекционизмом называют меры, которые принимает для защиты своего экономического пространства от иностранных товаров и капиталов. Способы этой защиты могут быть разными, но направлены они, как правило, на защиту и развитие собственных производительных сил.

При помощи протекционистских мер обеспечивается экономический рост, результатом которого становится повышение благосостояния всей массы населения.

Не нужно забывать и о том, что чрезмерный протекционизм может привести к изоляции. Другие страны тоже закроют границы для импорта товаров. Современная мировая экономика сложилась таким образом, что ни одно государство не может обеспечить себя всем необходимым, не обращаясь к импорту. Разрыв международных торговых связей в перспективе приведет к замедлению экономического роста, особенно губительному для маленьких и бедных стран.

Протекционистские меры

Реализация политики протекционизма обычно происходит через:

— введение высоких таможенных сборов на нежелательные к импорту группы товаров, которые могут производиться или уже выпускаются в нашей стране;

— нетарифные меры – квотирование отдельных видов импорта, лицензирование товаров или видов экономической деятельности, прямые запреты на ввоз тех или иных товаров при помощи введения жестких стандартов качества и др.;

— поддержка отечественных предприятий-экспортеров через дешевые кредиты, льготы по налогам, субсидирование производства определенных товаров и т.д.

Протекционизм помогает развивать нужные для экономики отрасли, защищает отечественное производство от наплыва дешевого импорта, помогает создавать рабочие места и увеличивать занятость населения.

Кому выгоден протекционизм?

В современном мире протекционистские меры для защиты своих экономик применяют практически все государства, но делают это разными способами. В странах Европы наиболее распространены нетарифные способы защиты своих рынков – квотирование ввоза, предельно жесткие требования к качеству, лицензирование и т.д. Развивающиеся страны нередко защищают свои рынки при помощи высоких таможенных сборов на ввоз определенных видов товаров.


Следует заметить, что практически все сильные экономики пользуются протекционизмом для защиты своих производителей и своего банковского сектора. Эта политика для государств «старой Европы» и для США имеет первоочередное значение.

В то же время слабые государства нередко под давлением международных организаций вынуждены снимать все барьеры, что приводит к еще большему падению производства и ухудшению экономического положения людей.

Значение протекционизма для российской экономики

Для России, практически вся территория которой расположена в зоне холодного климата, экономический протекционизм является суровой необходимостью. Наши предприятия не могут на равных конкурировать с предприятиями более южных стран, так как значительную долю себестоимости продукции составляют энергетические затраты и амортизационная стоимость .

Для постройки завода в нашей стране необходимо возвести капитальное утепленное здание на мощном фундаменте, с заглубленными на метр и более инженерными коммуникациями. Для сравнения – в европейских странах коммуникации прокладывают на глубине, не превышающей 30 см от поверхности, а в странах Юго-Восточной Азии производства располагаются практически в легких ангарах без фундамента и утепления. Разительно отличаются и затраты на отопление промышленных мощностей.


Еще одна составляющая экономики – развитая сеть дорог – из-за сурового климата в нашей стране разрушается намного быстрее, чем в более южных государствах, и требует ежегодных солидных вложений. Кроме того, огромные расстояния между городами и предприятиями еще более увеличивают расходы производителей.

Не используя протекционистские меры, правительство России подвергает экономику страны риску быть окончательно уничтоженной и превратиться в бесправный сырьевой придаток развитых государств. Только разумный протекционизм в сочетании с грамотной внешней политикой дают нашей стране шанс выстроить действительно успешную экономику для процветания всех граждан России.

Все страны применяют некоторые формы контроля за импортом для развития национального производства. Протекционизм - это широкий спектр препятствий, созданных правительством для изменения потока международной торговли. Разнообразие политических инструментов для торговых барьеров, в том числе тарифы, квоты, субсидии, исторически использовались для защиты отечественных, конкурирующих с импортом, отраслей и стимулирования экспорта. В силу экономических и политических причин могут быть использованы государством крайние меры - полное запрещение определенной категории ввозимых товаров.

Определение и сущность

Действия правительства и политика, которые ограничивают или сдерживают международную торговлю, совершаются с целью защиты местных предприятий и рабочих мест от иностранной конкуренции. Для этого используются типичные методы: квоты, субсидии, снижение налогов для местных предприятий. Протекционизм - это умышленная защита внутреннего рынка своей страны от попадания на него товаров иностранного происхождения. Основной задачей такой политики является активизация деятельности национальной экономики и дальнейшая ее защита.

Цели протекционизма

  • В долгосрочной перспективе обеспечить защиту стратегическим отраслям, которые в случае ущерба нанесли бы непоправимый урон стране (например, сельскому хозяйству).
  • Временно поддержать развитие молодых отраслей отечественной экономики до тех пор, пока они самостоятельно не смогут конкурировать с аналогичными хозяйствами других стран.
  • Осуществить ответные меры при применении подобной политики торговыми партнерами.

История развития

В XVIII в. господствующей и признанной странами Европы доктриной была политика протекционизма. В тот период экономические историки отождествляли протекционизм с меркантилизмом, который был направлен на достижение положительного баланса во внешнеторговом обороте путем системы запретительных мер. Помимо этого, распространялась теория А. Смита, которая шла вразрез с политикой меркантилизма и заключалась в освобождении экономики от государственного регулирования, препятствующего естественному развитию отраслей.

В противовес теории свободной торговли, к концу XVIII в. началась развиваться политика протекционизма, которая ознаменовалась вводом первых тарифов на импортируемые товары в США министром финансов А. Гамильтоном. Вначале XIX в. Франция устроила блокаду Великобритании, после отмены которой английские товары хлынули на рынки европейских стран. Франция защитилась пошлинами, а вот государства Германского союза сделать это не успели. После того как немецкие производители стали неспособными выпускать конкурентоспособную продукцию, экономист Ф. Лист дал теоретическое обоснование необходимости проведения политики протекционизма в странах, начинающих путь индустриального развития.

Получается, протекционизм в истории - это экономическая теория Фридриха Листа и его последователей.

Развитие протекционизма в России

Политика протекционизма направлена на ограждение внутреннего рынка страны от нашествия импортируемых товаров. Первым проявлением подобной политики в России стал Торговый устав второго московского царя династии Романовых - Алексея Михайловича. Суть документа заключается в вводе высокой пошлины на предпринимательскую деятельность иностранцев. По прошению торговых людей в 1667 году было дозволено иностранцам торговать, но при соблюдении условий, прописанных в Новоторговом уставе.

Первый отказ от протекционизма произошел в 1857 году, когда Россия ввела либеральный тариф, который снижал пошлины на 30%. Впоследствии экономика страны претерпела кризис, который продолжался до 1880 г. Но уже через 10 лет политика Александра III привела к мощному подъему промышленности благодаря новым таможенным тарифам.

В период правления большевиков внешняя торговля была национализирована и все сделки с импортными товарами производились уполномоченным органом. К тому же валютные операции - покупка золота, платины, иностранной валюты - осуществлялись только Наркомфином. Советский протекционизм - это политика, направленная на монополию внешней торговли, которая была отменена сразу при переходе экономики на свободный рынок.

Современный протекционизм в России

После ликвидации государственной монополии во внешней торговле предприятия получили возможность самостоятельно общаться с зарубежными фирмами и принимать решения. Однако открытие экономики, которое заставило конкурировать отечественные фирмы с иностранными товарами, не стало толчком обновления технологий, улучшения качества и снижения цен/издержек. Так, товарооборот страны упал до 97 млрд. долларов в 1992 году по сравнению с 220 млрд. долларов в 1990 г., что составило 44%. В 1997 году ситуация улучшилась (товарооборот составил 139 млрд. долларов), но не изменилось геоэкономическое положение России.

Поэтому когда страна теряет позиции в конкурентоспособности, возникают условия для создания и поддержки отраслей с возможностью выпускать товары, способные выдержать соперничество на внутреннем и внешнем рынке. Разумный протекционизм - это необходимая политика для протекции внутреннего производителя с помощью субсидирования капиталовложений от пошлин в слабые отрасли.

Формы защитной политики

Развитие протекционистских тенденций допускает выделение нескольких форм защитной политики государства.

1. По объекту защиты выделяют:

  • Селективный метод - направлен на защиту определенного товара и/или от конкретного государства.
  • Коллективный метод - проведение протекционизма объединенными странами в отношении государств, не входящих в этот союз.
  • Отраслевой метод - устанавливает защиту отрасли.
  • Скрытый протекционизм - это форма защиты народного хозяйства нетарифными методами.

2. По направлению мер:

  • Стимулирующий (экспортный).
  • Ограничительный (импортный).

3. По характеру инструментов:

  • Тарифный.
  • Нетарифный.
  • Смешанный.

Инструменты протекционизма

Инструменты международной торговли относительно государственного регулирования делятся на тарифные (с использование таможенной пошлины) и нетарифные (все остальные).

Тарифы - денежные обязательства, возлагаемые на производителей импортируемых и экспортируемых товаров при пересечении границы. Отсюда пошло такое определение, как таможенный протекционизм - это курс государства, направленный на взимание высокого размера пошлин с ввозимых иностранных товаров на внутренний рынок. При использовании тарифной политики существует ряд проблем, одна из которых - нахождение оптимального уровня таможенной пошлины. Ведь завысив этот показатель, можно перекрыть импорт. В настоящее время в России средний уровень тарифа - 11%.

Наиболее популярным инструментом в развитых странах является нетарифное регулирование внешней торговли, инструменты которого условно можно разделить на 3 вида: финансовые, количественные и технические.

Нетарифные методы

Существует более полусотни способов нетарифного регулирования.

1. Количественные методы:

  • Квотирование - лимитированное количество товаров на экспорт и импорт.
  • Лицензирование - выдача государством разрешений на ввоз/вывоз товаров в определенном количестве и за конкретный период.
  • Добровольное ограничение экспорта - договоренность между двумя странами об ограничении объема экспорта.

2. Технический (скрытый) протекционизм в экономике - это барьеры нетаможенного характера, устанавливаемые органами государственной и местной власти в отношениях торговли.

  • Внутренние налоги, сборы - платежи, взимаемые с импортного товара, тем самым уменьшающие их конкурентоспособность.
  • Технические барьеры - требования, выдвигаемые к ввозимым товарам по соответствию национальным стандартам.
  • Политика государственных закупок - проведение тендеров в пользу выбора товаров национального производства, даже если их стоимость выше импортных аналогов.
  • Требование к наращиванию национального продукта с целью дальнейшего замещения подобного импортируемого.

3. Финансовые методы:

  • Субсидия - денежная помощь, выделяемая государством для развития национальных производителей, которая побочно дискриминирует импорт.
  • Экспортное кредитование - финансовая поддержка национальных фирм для производства и сбыта товаров за пределы страны.
  • Демпинг - товаропродвижение на внешний рынок путем занижения экспортных цен. Данный метод запрещен правилами международной торговли.

Нетарифные методы протекционизма - это способы внешнеэкономического регулирования деятельности государства, отличные по инструментам торговой политики от таможенно-тарифного воздействия.

Государственный протекционизм

Национальная экономика, которая охватывает народное хозяйство страны, является субъектом международных отношений, конкурирующим с подобными субъектами в сфере устойчивости, самостоятельности и динамики развития. Представителем национальной экономики является государство.

Исходя из этого, государственный протекционизм - это защита национальных экономических интересов, возникающих при взаимоотношениях государства, с одной стороны, с внутренними хозяйствующими субъектами, и внешними агентами - с другой. Цель - создание благоприятных условий для национального воспроизводства, улучшение и укрепление позиций государства в мировой системе экономики, обеспечение самостоятельного экономического развития.

Политика протекционизма - это экономическая политика государства, обращенная на реализацию национальных интересов.

Преимущества

Что лучше - свободная торговля, которая развивается самостоятельно (без вмешательства сторонних сил) и выявляет отрасли, способные конкурировать, или политика протекционизма?

Преимущества политики протекционизма:

  • Борьба с безработицей. При потреблении недорогих импортных товаров отпадает необходимость что-то производить, как следствие, происходит сокращение рабочих мест, увеличение безработицы и, соответственно, выплат из бюджета, что сказывается на снижении уровня жизни.
  • Пошлины, сборы, налоги - дополнительные источники наполнения бюджета.
  • Помощь в развитии и становлении новой отрасли, динамично развивающейся в других странах . Временный недостаток - более высокие цены на внутреннем рынке для поддержания отечественного производителя.
  • Обеспечение национальной безопасности.

Недостатки

Существуют и недостатки политики протекционизма:

  • Возможность развития внутренних монополий.
  • Торможение экономического роста, когда государство перераспределяет ресурсы с результативных производств в пользу недостаточно эффективных для удовлетворения потребностей на внутреннем рынке.
  • Повышение цен из-за тарифов на импортную продукцию и возможность образования национальной монополии, которая заинтересована в высоких ценах.
  • Торговые войны.

В любом случае, правильно выстроенная политика протекционизма направлена на развитие отечественной отрасли с высокой производительностью и низкими для своей страны ценами.

Политика протекционизма - это государственное покровительство в экономической сфере. Проявляется оно ограждением внутреннего рынка державы от возникновения на нем иностранных товаров. Политика протекционизма предусматривает также и поощрение экспорта конкурентоспособных товаров на внешние рынки. Задача данной формы государственного покровительства состоит в стимулировании развития государственной экономики, защиту ее от иностранной конкуренции при помощи нетарифного и тарифного регулирования.

Усиливающаяся мировая глобализация обуславливает необходимость вырабатывать адекватную политику протекционизма, повышая, таким образом, конкурентоспособность российских товаров в условиях национального и международного рынков. Проявление политической активности государства в отдельных сферах даст возможность отечественным производителям быстро и наиболее эффективно адаптироваться к условиям глобального экономического развития в посткризисный период.

Необходимо отметить, что в различные исторические периоды экономическая политика российского государства склонялась и в сторону и в сторону протекционизма. При этом четкого принятия какой-либо из экстремальных форм не было. Вместе с этим абсолютно с неограниченным товарооборотом, движением технологий, труда и капиталов сквозь национальные границы, не присуща ни одному государству.

В течение многих веков политические и экономические деятели спорят о том, что лучше - политика протекционизма, позволяющая развиваться отечественному производству, или свободная торговля, позволяющая сравнивать международные и национальные издержки промышленности напрямую.

1950-х-60-х годов характеризовалась либерализацией и приверженностью к свободе во С наступлением 1970-х годов отмечается другая тенденция, в которой преимущественно используется политика протекционизма. Государства друг от друга начали постепенно отгораживаться, используя при этом все более изощренные тарифные, а в особенности, нетарифные барьеры. Таким образом, осуществлялась защита своего внутреннего рынка от иностранной конкуренции.

Политика протекционизма может быть направлена на постоянную защиту отечественных стратегических отраслей от иностранной конкуренции. Это, в свою очередь, обеспечивает неуязвимость страны в условиях военных действий.

Ограждение внутреннего рынка может быть и временным. Как правило, данное условие применяется к недавно созданным экономическим отраслям. Временные меры могут быть сняты по достижению производственных сфер необходимой конкурентоспособности с подобными сферами прочих государств.

Государство может применить политику протекционизма в качестве ответной реакции на аналогичные ограждающие экономику меры в других странах.

Экономические меры государства по защите своего внутреннего рынка могут иметь несколько форм:

Отраслевая форма (осуществляется защита отдельной отрасли);

Селективная форма (осуществляется защита от конкретного государства или товара);

Коллективная форма (защита осуществляется несколькими объединившимися странами);

Скрытая форма (применение в защите не таможенных способов).

Необходимо отметить, что экономика России сегодня обладает низкой конкурентоспособностью в сравнении с экономиками других государств. В связи с этим велика вероятность того, что в развивающемся в мире глобальном хозяйстве российское государство может занимать место, слабо отражающее его истинный потенциал, как научно-технического, так и природно-ресурсного. Таким образом, вероятно превращение страны в простого поставщика ресурсов для стран, промышленно более развитых. Однако на развитие данного процесса оказать влияние может политика протекционизма в России.