Бухгалтерский и налоговый учет страховых взносов. Страховые взносы во внебюджетные фонды: что, когда и как

Государственные социальные внебюджетные фонды предназначены для удовлетворения потребностей граждан Российской Федерации в области пенсионного и социального обеспечения, медицинской помощи. Они представляют собой инструмент, предназначенный для сбора и аккумулирования средств в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования и Фонде обязательного медицинского страхования. До 1 января 2010 года таким инструментом был единый социальный налог (ЕСН).

В 2009 году был принят Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". Этим законом единый социальный налог с 1 января 2010 года заменялся прямыми страховыми взносами в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Третьего декабря 2011 года был принят Федеральный закон № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды», который меняет ставки и правила отчисления страховых взносов с 2012 года в Пенсионный фонд, Фонд Социального Страхования и ФФОМС.

Плательщиками страховых взносов являются:

1. Лица, производящие выплаты физическим лицам :

Организации;

Индивидуальные предприниматели;

Физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2. Индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Таким образом, страховые взносы обязаны уплачивать все работодатели - юридические лица без исключения, а также индивидуальные предприниматели и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, - адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Если страхователь - плательщик страховых взносов относится одновременно к двум категориям плательщиков страховых взносов (является работодателем и ведет индивидуальную предпринимательскую деятельность), он регистрируется и уплачивает страховой взнос по каждому основанию.

Объектом обложения взносами являются выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц.

Объект обложения страховыми взносами должен характеризоваться следующими основными признаками:

1. Блага, выплачиваемые физическим лицам, имеют форму денежных выплат и иных вознаграждений. Это могут быть выплаты работнику или членам его семьи, т.е. оплата коммунальных услуг, отдыха, лечения, питания, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования. Также это могут быть выплаты в натуральной форме. Выплаты, произведенные в натуральной форме, для целей исчисления единого социального налога учитываются исходя из рыночных цен, действовавших на момент выплаты.


2. Выплаты должны быть произведены не в производственных целях, а в пользу работников (членов их семей), т.е. потребление блага в личных целях должно происходить вне процесса производства.

3. Выплаты должны производиться по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных имущественных прав, а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

Выплаты по договорам аренды не признаются объектом обложения страховыми взносами, за исключением договора аренды автотранспорта с экипажем. При этом суммы оплаты заработной платы экипажу автотранспортного средства, предусмотренные в договоре аренды, подлежат обложению страховыми взносами.

Законодательством предусмотрен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами: государственные пенсии, пособия, компенсационные выплаты и другие.

Выплаты, не подлежащие обложению страховыми взносами в государственные социальные внебюджетные фонды

Не подлежат налогообложению Освобождаются от уплаты налога

1. Государственные пособия (в соответствии с законодательством), в том числе пособия по временной нетрудоспособности, уходу за больным ребенком, безработице, беременности и родам.

2. Все виды установленных законодательством РФ компенсационных выплат (в пределах норм), связанных с: - возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; - бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг; - оплатой стоимости и (или) выдачей натурального довольствия; - оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск; -расходы на командировки и др.

3. Суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком физическим лицам в связи с чрезвычайными обстоятельствами 4. Доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства от производства и реализации сельскохозяйственной продукции в течение пяти лет начиная с года регистрации

1. Организации любых организационно-правовых форм — с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100000 руб. на каждое физическое лицо, являющееся инвалидом I-III групп

2. Организации с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждое физическое лицо: - общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и местные отделения; - организации, уставный капитал которых полостью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда — не менее 25%;

5. Доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла - учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно- спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации (эти льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством, реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов)
6. Суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством РФ
7. Суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не
менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей - налогоплательщики — индивидуальные предприниматели и адвокаты являющиеся инвалидами I-III групп, — в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 руб. в течение налогового периода
8. Стоимость проезда работников членов их семей к месту проведения отпуска и обратно
9. Стоимость форменной одежды и обмундирования, стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников
9. Суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период

Суммы начисленных взносов зависят от категории налогоплательщика (работодатель, производящий выплаты в пользу физических лиц, индивидуальный предприниматель, адвокат), величины базы обложения и ставки взноса. Кроме того, законодательством предусмотрена возможность для отдельных категорий плательщиков исчисление страховых взносов по пониженным ставкам.

Тариф страховых взносов на 2012-2013 годы составляет 30%, в т.ч.:

- ПФР (Пенсионный фонд Российской Федерации) - 22%;

- ФСС (Фонд социального страхования) - 2,9%;

- ФФОМС (Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) - 5,1%.

В зависимости от года рождения физического лица, в пользу которого производятся выплаты, страховой взнос в ПФР начисляется полностью на страховую часть будущей трудовой пенсии (для лиц 1966 года рождения и старше), либо разделяется на страховую часть - 16% и накопительную часть - 6% (для лиц 1967 года рождения и моложе).

Следует отметить, что с 2012 года страховые взносы уплачиваться работодателями по единой ставке с суммы выплат и иных вознаграждений, не превышающей 512 000 рублей в год в пользу одного работника. Свыше этой суммы выплаты и иные вознаграждения облагаются по ставке 10% и производятся они только в Пенсионный фонд. Таким образом, можно сказать, что по страховым взносам установлена регрессивная шкала ставок (как до 1 января 2010 года по единому социальному налогу).

В течение календарного года (квартала) работодатель исчисляет обязательные платежи по страховым взносам по итогам каждого календарного месяца исходя из величины выплат и других вознаграждений в пользу работников.

Ежемесячные обязательные платежи подлежат уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.

Ежеквартально, не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, страхователь должен представить в территориальный орган Пенсионного фонда отчетность в виде Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

Законодательством предусмотрено, что компании и предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и занятые видом деятельности, поименованным в пункте 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ исчисляют и уплачивают страховые взносы по пониженному тарифу 20%. Причем, взносы по пониженному нарифу перечисляются только в ПФР.

Пониженная ставка действует, если доля поступлений от реализации льготируемых товаров (работ, услуг) составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. При этом сумма дохода определяется по нормам статьи 346.15 НК РФ. Если указанное условие нарушается, страхователь теряет право на льготу по уплате страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено несоответствие. В этом случае он должен будет доплатить сумму страховых взносов и заплатить пени.

Выплаты, произведенные в пользу иностранных граждан или лиц без гражданства, временно проживающих или временно пребывающих на территории РФ и заключивших трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее 6 месяцев, облагаются взносами в ПФР (п.6, ст. 3, 379-ФЗ).

Тариф Пенсионных взносов для временно проживающих и временно пребывающих с трудовым договором на срок более 6 месяцев и бессрочным одинаковый - составляет 22%.

Предприниматели и нотариусы уплачивают за себя соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Стоимость страхового года определяется как произведение МРОТ, установленного на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз. В 2012 году МРОТ составляет 4611 рублей.

В зависимости от года рождения предпринимателя страховой взнос в ПФР начисляется полностью на страховую часть (для лиц 1966 года рождения и старше) либо разделяется на:

16% на страховую часть;

6% на накопительный часть (для лиц 1967 год рождения и моложе).

Плательщики страховых взносов, не производящие выплат физическим лицам, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы в размере 2,9 % от стоимости страхового года. Уплата страховых взносов лицами, производится не позднее 31 декабря текущего года, начиная с года подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию.

Контрольные вопросы

1. Определение страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, их сущность, назначение.

2. Состав социальных внебюджетных фондов.

3. Кто является плательщиком страховых взносов в государственные внебюджетные фонды?

4. Что является объектом обложения страховыми взносами?

5. Какие выплаты исключаются из объекта обложения страховыми взносами в социальные фонды?

6. Каков порядок включения в базу обложения страховыми социальными взносами выплат физическим лицам, произведенных в натуральной форме?

7. Шкала ставок страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды и особенности ее применения.

8. Каковы особенности исчисления и уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды предпринимателями без образования юридического лица?

9. Льготы и освобождения от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

Обязательные страховые взносы начисляются в три внебюджетных фонда: Пенсионный (ПФР), Медицинский (ФФОМС) и Фонд социального страхования (ФСС). Суть обязательного страхования в следующем.

Отчисления в ПФ РФ, ФФОМС и ФСС (первые три взноса) регулируются Федеральным законом от 24.07.09 № 212 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее -- Закон № 212-ФЗ). Начисление и уплата взносов «на травматизм» регулируется Федеральным законом от 24.07.98 № 125-ФЗ (далее -- Закон № 125-ФЗ).

Плательщик осуществляет регулярные платежи, а фонд при наступлении страхового случая производит установленные законом выплаты. Например, при достижении человеком пенсионного возраста ПФР начисляет ему пенсию, в случае болезни ФСС выплачивает пособие по больничному листу и прочие выплаты.

Взносы во внебюджетные государственные социальные фонды начисляют по страховым тарифам, размеры которых установлены федеральным законом №212-ФЗ. В 2014 году они составляют:

  • 1. В Фонд социального страхования к оплате труда, начисленной по всем основаниям (обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) - 2,9%;
  • 2. В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования -5,1%;
  • 3. В Пенсионный фонд - 22% (с 2016 года - 26%).

Рассмотрим на примере расчет и уплату страховых взносов во внебюджетные фонды.

На нашем примере мы видим, что взносы осуществляет работодатель (налоговый агент), начисленные на выплаты, сделанные в адрес работников в рамках трудовых договоров. К таким выплатам относится, прежде всего, заработная плата, премии по итогам работы за месяц, квартал или год (в соответствии п.1 ст. 7 Закона № 212 - ФЗ).

Исходные данные даны нам за 1 квартал отчетного года, следовательно, дальнейшие расчеты и оформление необходимых документов для перечисления всех страховых взносов во внебюджетные фонды будем вести за 3 месяца. налог федеральный внебюджетный прибыль

В течение расчетного периода (календарного года) компании должны уплачивать взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.

Сумму ежемесячных платежей рассчитывают исходя из дохода, полученного каждым работником организации. Формула расчета суммы ежемесячных платежей представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Расчет суммы ежемесячных платежей

Расчет страховых взносов во внебюджетные фонды представлен в таблице 2.2.

Таблица 2.2 Расчет страховых взносов во внебюджетные фонды

Показатели

Примечания

  • 1. Формирование налоговой базы:
  • 1) Доходы:
    • · заработная плата
    • · премии
    • · итого доходов
  • 3 000 000
  • 200 000
  • 3 200 000

п.1 ст.7 Закона № 212 - ФЗ

2) Численность работников всего

исходные данные

3) Численность без работников по договорам гражданско - правого характера

исходные данные

  • 4) Средний доход на одного работника
  • · за год
  • · для ФСС

3 200 000/ 25/3 = 42 667 руб/мес

  • 42 667 * 12 = 512 004 руб.
  • 512 004 * 2,9 % = 14 848,12 руб.

Предельная база 624 000 руб.

5) Доходы не входящие в налоговую базу для расчета отчислений в ФСС (выплаты по договорам гражданско - правового характера)

6) Налоговая база для расчета отчислений в ФСС

Ст. 8 ФЗ № 212-ФЗ

2. Всего отчислений во внебюджетные фонды:

в том числе:

  • · в ПФР
  • · в ФФОМС
  • · в ФСС
  • 960 000
  • 704 000
  • 92 800
  • 163 200

п.2 ст.12 Закона № 212 - ФЗ

3. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

ФЗ № 125-ФЗ

Рассчитаем облагаемую базу по страховым взносам:

3 000 000 + 200 000 = 3 200 000 рублей;

Рассчитаем сумму подлежащую перечислению во внебюджетные фонды:

ПФР = 3 200 000 * 22 % = 704 000 рублей;

ФСС = 3 200 000 * 2,9 % = 92 800 рублей;

ФФОМС = 3 200 000 * 5,1 % = 163 200 рублей.

Общая сумма платежей, перечисляемых во внебюджетные фонды, составит:

704 000 + 92 800 + 163 200 = 960 000 рублей.

Рассчитаем страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:

3 200 000 * 0,2 % = 6 400 рублей.

Плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность: РСВ -1 не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Также не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование по форме 4 - ФСС. Заполненная отчетность по выплате страховых взносов во внебюджетные фонды представлена в Приложении


Платежи производятся в следующие внебюджетные фонды:
а) пенсионный фонд:
б) фонд социального страхования;
в) фонд занятости;
г) фонд медицинского страхования.
Внебюджетные фонды создаются федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, поступающих как в обязательном порядке (из некоторых источников неналогового характера), так и на добровольной основе. Расходование средств этих фондов осуществляется по строго целевому назначению – на государственное социальное страхование, дополнительное финансирование затрат на укрепление материально–технической базы и социальное обеспечение фискальных и правоохранительных органов, на развитие социальной и производственной инфраструктуры территории и др. Государственные и местные внебюджетные фонды являются составной частью подсистемы государственных и муниципальных финансов.
Внебюджетные фонды – это своеобразная форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых, во–первых, для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения (государственные внебюджетные фонды социального назначения) и, во–вторых, для дополнительного финансирования территориальных нужд (текущего и капитального характера), осуществляемого органами исполнительной власти субъекта РФ и органами самоуправления. На федеральном уровне внебюджетные фонды создаются по решению Федерального Собрания России, на региональном уровне – по решению законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ и на муниципальном уровне – по решению органов местного самоуправления.
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и управляются автономно. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в три группы. Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение. Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого (ведомственного) назначения. В третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения.
Государственные внебюджетные фонды первой группы представлены Пенсионным фондом РФ (ПФ РФ), Фондом социального страхования РФ (ФСС РФ) – оба фонда в 1991 г. были отделены от бюджетной системы, Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН РФ, создан в 1991 г.), Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (соответственно ФФОМС и ТФОМС, созданные в 1993 г.). Конституция РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, устанавливаемых законом (ст. 39). Каждый имеет право:
на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41, п.1);
на защиту от безработицы (ст. 37, п. 3).
Финансовой основой реализации конституционных гарантий и прав российских граждан являются государственные внебюджетные фонды социального страхования. Основные принципы их функционирования:
всеобщность – охват всех граждан, независимо от пола, национальности, вероисповедания, места проживания;
необлагаемость налогом;
общедоступность, многообразие видов социального обеспечения;
гласность, демократический характер.
В первую группу входит также Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения, созданный Указом Президента РФ от 26.12.91г. В отличие от предыдущих четырех фондов, формируемых в основном за счет обязательных страховых взносов работодателей и работников, доходы этого фонда складываются за счет добровольных и иных поступлений.
Доходы внебюджетных фондов социального страхования формируются за счет постоянного источника – обязательных страховых взносов работодателей, а в Пенсионный фонд – еще и взноса работников. Общий тариф этих взносов составляет для работодателя 38,5% начисленной оплаты труда (включается в себестоимость продукции) и 1,0% заработной платы – для работника. Тарифы устанавливаются Федеральным Собранием РФ и отличаются большей стабильностью по сравнению с налогами.

Тарифы страховых взносов работодателей–организаций в государственные внебюджетные фонды (%)

Сроки уплаты страховых взносов, как правило, один раз в месяц: платежные поручения на перечисление страховых взносов представляются в банк одновременно с платежным поручением (чеком) на получение средств на выплату заработной платы.
Часть тарифа в размере 3,6% с 1993 г. выделена в качестве самостоятельного страхового взноса в фонды обязательного медицинского страхования.
С 1 июля 1994 г. по страховым взносам платежи с расчетных счетов юридических лиц осуществляются в следующем порядке: в первую очередь в Пенсионный фонд, а в остальные – в порядке календарной очередности поступления в банк расчетных документов. Штрафы и пени по платежам относятся на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия.
Плательщики (кроме работающих граждан) обязаны зарегистрироваться в территориальном органе каждого фонда. Вновь созданные предприятия регистрируются в качестве плательщиков в 30–дневный срок со дня учреждения. Не являются плательщиками страховых взносов: воинские формирования РФ – по денежному довольствию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и Федеральной службы налоговой полиции; общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей.

Плательщики страховых взносов в государственные внебюджетные фонды

Плательщики (юридические и физические лица) ПФ ФСС ГФЗН ФОМС
Работодатели – российские и иностранные юридические лица х х х Х
Крестьянские (фермерские) хозяйства х х х Х
Родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования х х х Х
Предприниматели без образования юридического лица ^ х х Х
Граждане, занимающиеся частной практикой (адвокаты, нотариусы, охранники, детективы) х х х Х
Граждане, использующие труд наемных работников х х х Х
Работающие граждане, в том числе пенсионеры и инвалиды х
Общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей*


Х
Общественные организации пенсионеров и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей
х х Х
Религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей х х
Х

* При условии, что численность работающих в них инвалидов – не менее 50% общей численности работающих.
Не являются плательщиками отдельных страховых взносов:
в ПФ – общественные организации, созданные для осуществления уставных целей учредителей;
в ГФЗН – общественные организации инвалидов, религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ) – образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как самостоятельное финансово–кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением.
Важнейший принцип любого пенсионного фонда – солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени, (нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние – возьмут обеспечение нынешних) и в пространстве, – где бы человек ни жил (даже за границей), он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.
Средства Пенсионного фонда формируются по Положению о Пенсионном фонде РФ за счет трех главных источников: страховых взносов работодателей, страховых взносов работающих и ассигнований из федерального бюджета. Часть средств поступает в результате капитализации (вложений в ценные бумаги) временно свободных средств. Кроме того. Фонд привлекает добровольные взносы юридических лиц. При отсутствии средств он может использовать кредиты банков.
Страховые взносы – преобладающие доходы ПФ РФ.
Налогооблагаемой базой для расчета страховых взносов служит начисленная оплата труда по всем основаниям для работодателей, в том числе колхозов, совхозов, предприятий по производству сельскохозяйственной продукции, а также граждан, использующих труд наемных работников, в то время как для крестьянских (фермерских) хозяйств и граждан, занимающихся частной практикой, – доход.
В состав начисленной оплаты труда включаются все виды вознаграждений в денежной и натуральной формах (за сверхурочную работу, работу в выходные дни и т.п.) независимо от источников финансирования.
Правительство РФ Постановлением от 19 .02. 1996г. утвердило перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФ РФ:
выходное пособие при прекращении трудового договора, денежная компенсация за неиспользованный отпуск, средний заработок, выплачиваемый на период трудоустройства работникам, уволенным по сокращению численности или ликвидации организации;
льготы и компенсации гражданам, подвергшимся воздействию радиации;
материальная помощь, оказываемая в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения ущерба, причиненного здоровью;
стоимость льгот по проезду отдельным категориям работников;
стоимость выдаваемых в соответствии с законодательством спецодежды, обуви, других средств индивидуальной защиты;
компенсация женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
доходы по ценным бумагам (дивиденды, проценты и тд.), получаемые от участия работников в управлении собственностью;
страховые платежи по договорам обязательного государственного личного страхования и др.
Страховые взносы (тарифы) устанавливаются в зависимости от категории плательщиков.
Все работающие граждане, в том числе пенсионеры и инвалиды, платят страховые взносы в ПФ РФ в размере 1% от начисленной оплаты труда. Работодатели перечисляют эти взносы за работающих граждан одновременно с подоходным налогом с физических лиц.
Срок оплаты страховых взносов для работодателей – один раз в месяц. В таком же порядке работодатели начисляют и удерживают страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров и инвалидов. Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, уплачивают страховые взносы в сроки, установленные для подоходного налога с этой категории граждан; крестьянские (фермерские) хозяйства – один раз в год, не позднее 1 апреля следующего за отчетным. Граждане, использующие труд наемных работников, платят взносы ежемесячно до 5 –го числа следующего месяца.
Оплата страховых взносов работодателями осуществляется платежными поручениями, которые представляются в банк одновременно с платежными поручениями или чеком на получение средств для заработной платы. Платежи в ПФР осуществляются плательщиками в первоочередном порядке.
Страховые взносы работодателей в ПФ РФ относятся ими на себестоимость продукции (выполненных работ, оказанных услуг).
При нарушении плательщиком порядка отчислений страховых взносов в ПФ РФ (и другие фонды) устанавливаются финансовые санкции. Финансовые санкции применяются к той части страховых взносов, которая подлежит обязательному перечислению в ФСС.
Средства ПФ РФ используются на выплаты государственных пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и другие цели, а также на пособия пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. В условиях инфляции пенсии гражданам России пересматривают в сторону повышения, несколько приближая их к темпам роста цен. Устанавливаются также минимальные пенсии.
Кроме ПФ РФ вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсии), Министерство связи (доставляет пенсии получателю), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами и безналичными перечислениями).
Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ). Это второй по значению внебюджетный социальный фонд. Действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 .08. 1992 г. Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 .02. 1994 г.
Основные задачи Фонда:
обеспечение гарантированных государством пособий;
участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников;
подготовка мер по совершенствованию социального страхования.
Фонд социального страхования, как и Пенсионный фонд, является автономным и строго целевым. Он предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка. Кроме того, за счет средств ФСС осуществляется санаторно–курортное лечение – оздоровление трудящихся и членов их семей.
Фонд социального страхования образуется за счет:
страховых взносов предприятий, учреждений, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;
доходов от инвестирования части временно свободных у его средств;
добровольных взносов граждан и юридических лиц;
ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также на другие цели. Норматив отчислений юридических лиц в ФСС был установлен на 1996 г. в размере 5,4% на все виды начисленной оплаты труда по всем основаниям (см. Пенсионный фонд). Работающие в этот фонд ничего не платят.
В отличие от Пенсионного фонда плательщики перечисляют в бюджет ФСС не всю начисленную сумму. В течение квартала оставленные средства могут использоваться плательщиками на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности, родам, на погребение, санаторно–курортное лечение и физкультурно–оздоровительные мероприятия и другие цели своим работникам. В конце года суммы подлежат регулированию.
Платежи с расчетного (текущего) счета юридических лиц в ФСС так же, как в Государственный фонд занятости РФ и фонды обязательного медицинского страхования, производятся в порядке календарной очередности поступления в банк расчетньгх документов.
Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН) образован по Закону РСФСР "О занятости населения РСФСР" (19 .04. 1991г.). Он создан для финансирования мероприятий связанных с реализацией государственной политики занятости населения. Необходимость в этом фонде возникла с появлением в стране особой категории граждан – безработных.
Порядок образования и расходования средств определяется Положением о Государственном фонде занятости, утвержденным Верховным Советом РФ 8 июня 1993 г. В соответствии с Положением, Фонд формируется за счет: обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов работающих, ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. Дополнительными источниками поступлений могут быть добровольные взносы юридических и физических лиц, а также другие средства.
Размер страховых взносов плательщиков в ГФЗН устанавливается законодательным органом по представлению Правительства РФ. Для работодателей страховые взносы определены с 1 января 1996 г. в 1,5% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, работающие граждане в текущем году эти взносы не платят. Освобождены от платы в Фонд те же категории, что и по Пенсионному фонду. Кроме того, не являются плательщиками религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления их уставных целей.
ГФЗН представляет собой совокупность федеральный части Фонда и фондов занятости, формируемых у субъектов Федерации и местных органов самоуправления. В связи с этим вначале обязательные страховые взносы поступают в фонды занятости городов и районов. Часть этих взносов отчисляется в фонды занятости субъектов Федерации. Размер таких отчислений в городах и районах устанавливается соответствующими вышестоящими представительными органами власти. Федеральная часть фонда занятости образуется за счет отчислений из фондов занятости, формируемых у субъектов Федерации. Средства ГФЗН направляются на:
программы активной политики занятости, в том числе на профессиональное обучение и консультирование, создание и сохранение рабочих мест, компенсационные выплаты и субсидии к заработной плате, на организацию общественных работ, переезд безработных в другие места;
программы материальной поддержки безработных – пособия, материальная помощь, досрочная пенсия;
информационную поддержку программ занятости;
страховой резерв;
содержание служащих Фонда.
Фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образованы в соответствии с Законом РСФСР "Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР" (от 28 июня 1991г.). Он определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования и направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.
На территории России создаются страховые медицинские организации, учредителями которых выступает местная администрация. Эти страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. В соответствии с Положением о страховых медицинских организациях, утвержденным Постановлением Правительства РФ 11 октября 1993 г., эти организации обязаны заключать договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, создавать страховые резервы, защищать интересы застрахованных.
Обязательное медицинское страхование – составная часть государственного социального страхования, оно обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.
Для реализации политики в области медицинского страхования создаются Федеральный и территориальный фонды медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово–кредитные учреждения. Эти фонды действуют в соответствии с Положением о федеральном обязательном медицинском страховании и Положением о территориальном обязательном медицинском страховании, утвержденными Постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, созданный в соответствии с федеральным законом, предназначен для:
выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;
финансирования целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
осуществления контроля за рациональным использованием финансовых средств обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:
части страховых взносов предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральным законом;
взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;
ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;
добровольных взносов юридических и физических лиц;
доходов от использования временно свободных финансовых средств Федерального фонда;
нормированного страхового запаса финансовых средств фонда и иных поступлений.
Финансовые средства территориальных фондов находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и других фондов и изъятию не подлежат. Эти средства формируются за счет:
1) части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование, устанавливаемых Парламентом РФ, а также средств, предусматриваемых органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование;
2) доходов, получаемых от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса финансовых средств территориальных фондов;
3) финансовых средств, взыскиваемых со страхователей, медицинских учреждений и других юридических и физических лиц в результате предъявления им регрессных требований;
4) добровольных взносов юридических и физических лиц;
5) других поступлений, не запрещенных законодательством.
Плательщиками страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования выступают предприятия, организации, учреждения и иные хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности и организационно–правовых форм деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан (детей, учащихся и студентов дневных форм обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных) с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования. Плательщики страховых взносов в эти фонды подлежат обязательной регистрации в территориальных фондах обязательного медицинского страхования в течение 30 дней со дня создания территориального фонда. Объектом выступает начисленная оплата труда по всем основаниям.
Тариф страховых взносов определяется Федеральным законом РФ по представлению Правительства РФ. В 1996 г. он составил 3,6% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям в денежной и натуральной формах (0,2% направляются в Федеральный фонд, а 3,4% – в территориальные фонды). Страховые взносы не начисляются на выходное пособие при увольнении, компенсационные выплаты, стоимость бесплатно предоставляемых услуг, дивиденды, начисляемые на акции, и другие выплаты.
Плательщик, исходя из начисленной оплаты труда по всем основаниям и действующему тарифу, определяет сумму страхового взноса на обязательное медицинское страхование. Эти взносы включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).
Плательщик, кроме граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, уплачивает взносы один раз в месяц в срок, установленный для получения заработной платы за истекший месяц. Граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, уплачивают страховые взносы с тех видов доходов и в те же сроки, которые определены законодательством РФ для подоходного налога с физических лиц. Физические лица, нанимающие граждан по договору, уплачивают страховые взносы ежемесячно до 5–го числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработной платы гражданам. Органы исполнительной власти перечисляют платежи по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения ежемесячно в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах с учетом индексации, не позднее 25–го числа текущего месяца.
Уплата начисленных страховых взносов производится плательщиком в обязательном порядке путем представления в учреждение банка платежного поручения на перечисление страхового взноса в Фонд обязательного медицинского страхования. Без представления указанных платежных поручений в банк финансовые средства на оплату труда не выдаются. Перечисление производится со счета плательщика на счет федерального фонда или территориальных фондов обязательного медицинского страхования по месту его регистрации в качестве плательщика взносов. К плательщикам, нарушившим порядок оплаты страховых взносов, применяются финансовые санкции.
Средства фондов обязательного медицинского страхования банк вначале направляет на счет расчетного контрольного центра (РКЦ), управляемого администрацией территории. РКЦ в пределах территории финансирует работу страховых компаний, имеющих лицензию для проведения соответствующей работы.
Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов в эти фонды возложен на Государственную налоговую службу РФ.
Всем гражданам РФ по месту жительства или месту работы вручают страховой полис, означающий, что гражданин получает бесплатно "гарантированный объем медицинских услуг". В этот объем входит как минимум "скорая помощь", лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.

С 2001 года вводится единый социальный налог вместо разрозненных выплат в социальные внебюджетные фонды.

Страховые взносы в 2014 году , как и в 2015-м, уплачивались из расчета 30% от дохода работника, в том числе 2,9% — в ФСС, 5,1% — в ФОМС и 22% — в ПФР. Причем предел для удержания в указанных выше значениях составлял 624 000 руб., а в 2015-м — 670 000 и 711 000 руб. для взносов в Фонд социального страхования и Пенсионный фонд соответственно.

Кто платит страховые взносы на обязательное социальное страхование

Сначала следует разобраться, кто же обязан платить страховые взносы. Это две категории плательщиков — юридических и физических лиц:

  • юрлица-работодатели и ИП с наемными работниками;
  • предприниматели и самозанятые лица, платящие взносы за себя.

Что относится к страховым взносам

Виды страховых взносов можно выделить, исходя из того, куда они уплачиваются:

  • в Пенсионный фонд;
  • в Фонд социального страхования (на случай недолговременной утери трудоспособности по болезни, а также при травматизме и профзаболеваниях);
  • в Федеральный фонд ОМС.

Страховые взносы в 2015 году с доходов иностранных граждан, находящихся в России, удерживаются таким образом (кроме высококвалифицированных специалистов (ВКС) временного пребывания):

  • в Пенсионный фонд — 22% вне зависимости от статуса пребывания иностранца и срока действия трудового контракта с ним;
  • в ФСС России — 2,9% с доходов постоянно и временно проживающих и 1,8% — с доходов временно пребывающих иностранцев;
  • в ФФОМС — 5,1% с доходов постоянно и временно проживающих иностранцев (кроме ВКС), а с доходов временно пребывающих иностранных граждан они не удерживаются;
  • в ФСС на травматизм — по действующей отраслевой ставке для всех категорий иностранцев.

Доходы иностранных ВКС, временно пребывающих в РФ, страховыми взносами не облагаются. С них уплачиваются только взносы на травматизм.

Доходы беженцев и граждан стран ЕАЭС облагают так же, как и доходы граждан РФ.

Страховые взносы во внебюджетные фонды

Страховые взносы во внебюджетные фонды (ПФР, фонд соцстрахования на случай временной нетрудоспособности и по причине материнства, фонд обязательного медстрахования) пришли на смену единому соцналогу. Это произошло с начала 2010 года.

Что касается страховых взносов в 2014 году и 2015 году, то всё пока остается без изменений, за исключением предельной базы, которая ежегодно индексируется. Плюс в 2015 году стали удерживаться страховые взносы с доходов иностранных граждан, которые работают в России.

Страховые взносы в 2011 году

В 2011 году совокупный размер страховых взносов составлял 34%, из которых в Пенсионный фонд платилось 26%, в Фонд социального страхования — 2,9%, в Федеральный фонд ОМС — 3,1%, в местный фонд обязательного медстрахования — 2%. Граничная величина дохода составляла 463 000 руб. С сумм, превышающих этот размер, не удерживались страховые взносы.

Страховые взносы в 2012 году

Величина страховых взносов в 2012 году составляла 30% (22% — ПФР с разделением на накопительную и страховую части для родившихся позже 1967 года, 2,9% — ФСС и 5,1% — ФОМС), а размер граничной суммы дохода — 512 000 руб. для ПФР и ФСС. В ПФР с суммы, превышающей величину граничной суммы дохода, появилась обязанность начислять взносы на страховую часть в размере 10%. С этого года перестали делаться отчисления в территориальный фонд ОМС и все взносы по медстрахованию стали начисляться и уплачиваться в федеральный фонд ОМС.

На период с 2012 по 2018 годы (п. 3.4 ст. 58 закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах») для льготников (страхователи с основным видом деятельности, указанным в подп. 8, 10, 11 и 12 п. 1 ст. 58 закона № 212-ФЗ) установлена возможность платить всего 20% в Пенсионный фонд без уплаты иных страховых взносов.

Страховые взносы в 2013 году

В 2013 году для работодателей-страхователей размер страховых взносов также составлял 30% (22% — ПФР, 5,1% — ФФОМС и 2,9% — ФСС). Размер граничной доходной базы увеличился до 568 000 руб. Ставка 10% для отчислений в ПФР с суммы, превышающей граничную, сохранена.

Обязательные страховые взносы 2014 года

Довольно часто бухгалтеры допускают не только орфографические ошибки при заполнении отчетности (например, указывают «староховые взносы») , но и арифметические.

Если такие ошибки не влияли на размер удерживаемых взносов, то исправления в отчетность не вносились. Но если ошибки могли привести к сложностям при получении пенсии (когда, например, была неправильно указана фамилия), требовалось подавать уточненный отчет.

Так, отчет в ПФ России по форме РСВ-1 за 2014 год следует уточнить в 2015 году на бланке, действовавшем в уточняемом периоде. При этом суммы уже нужно указывать не только в рублях, но и в копейках. Это правило действует с 2015 года даже при уточнении отчетов за 2014 год.

Какой страховой взнос не зависит от предельной базы

При расчете страховых взносов в 2014 году сверх предельной базы уплачивались лишь пенсионные платежи в размере 10% от суммы превышения. С 2015 года взносы в ФФОМС следует уплачивать в размере 5,1% со всей суммы начислений вне зависимости от размера полученного сотрудником дохода. Остальное осталось без изменений.

Взносы в ПФР в 2013 году

Взносы в ПФР в 2013 году удерживались в размере 22%, при этом для тех лиц, кому в том году исполнилось 47 лет, и старше накопительная часть взноса равнялась 0%. Для тех же, кому в 2013 году еще не исполнилось 47 лет, накопительная часть взноса составляла 6%, а страховая — 16%; при превышении предельной доходной базы удерживалось еще 10% с суммы превышения в страховую часть взносов в ПФ России.

В 2013 году граничная база дохода для удержания пенсионных взносов составляла 568 000 руб.

Взносы в ПФР в 2014 году

Для пенсионных страховых взносов в 2014 году изменился лишь подход к расчету взносов, перечисляемых в ПФР (в т. ч. и на ОМС) для ИП. Если до 2014 года все физлица-предприниматели вне зависимости от размера полученного дохода уплачивали фиксированный платеж, то с 2014 года размер платежа по пенсионным страховым взносам стал составлять для всех 17 328,48 руб. в год, а на ОМС — 3399,05 руб. в год. А при размере полученного дохода сверх предельных 300 000 руб. в ПФР стало нужно еще дополнительно уплачивать 1% от суммы превышения.

Для работодателей-страхователей ничего принципиально в удержании взносов в ПФР не поменялось, кроме предельной базы. В 2014 году ее размер составил 624 000 руб. и с полученного выше этого значения дохода удерживался взнос в ПФР уже в другом размере, который составлял 10%.

Страховые взносы за работников в 2014 году для ИП

Платеж ИП страховых взносов в 2014 году за наемных работников осуществлялся по таким же правилам, как и для юрлиц-работодателей. Так, если доход работника не превышал 624 000 руб., то с его дохода уплачивался взнос на ОПС в размере 22%, взнос в ФСС — 2,9%, а в ФФОМС — 5,1%. При превышении предельной базы дополнительно уплачивалось 10% в ПФР.

Подробнее о страховых взносах для ИП вы сможете прочитать в статье «Какие страховые взносы платит ИП в 2014-2015 годах?» .

Страховые взносы на ОПС для ИП

Страховые взносы 2015 года на обязательное пенсионное страхование для ИП составляют 18 610,8 руб. вне зависимости от того, ведется деятельность или нет, за небольшим исключением. А при превышении годового дохода 300 000 руб. ИП уплатят еще на ОПС 1% от суммы превышения.

От обязательной уплаты страховых взносов освобождаются лишь те ИП, которые:

  • призваны для выполнения воинской службы;
  • ухаживают за ребенком до 1,5 лет (но не дольше чем 6 лет) или ребенком-инвалидом; инвалидом первой группы или за родственником старше 80 лет;
  • проживающие с супругом военным-контрактником, служащим дипломатического или консульского представительства при неимении возможности трудоустроиться (но не дольше чем 5 лет).

Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды в 2016 году

Изменения 2016 года традиционно сводятся к увеличению пределов облагаемой базы (постановление Правительства РФ от 26.11.2015 № 1265). Кроме того, вносятся изменения в КБК (приказы Минфина России от 08.06.2015 № 90н и от 01.12.2015 N 190н). Наряду с ежеквартальным отчетом РСВ-1 вводится дополнительная ежемесячная отчетность о работающих сотрудниках, содержащая информацию об их Ф. И. О., СНИЛС и ИНН, и ответственность за представление недостоверных сведений (закон от 29.12.2015 № 385-ФЗ «Об изменении законов РФ»).

На сегодня существует несколько разновидностей страховых взносов :

  • пенсионные;
  • медицинские;
  • на социальное страхование при возникновении факта временной недееспособности либо по причине материнства;
  • страхование от возникновения несчастных случаев и профессиональных заболеваний при осуществлении своей трудовой деятельности (стоит отметить, что этот взнос называют «на травматизм»).

Первые три вида до недавнего времени регулировались Федеральным законом №212-ФЗ, но уже с января 2017 года они находятся под контролем главы 34 Налогового кодекса РФ .

Последний взнос «на травматизм» регулируется Федеральными законами №125-ФЗ и №179-ФЗ .

Начисление

Плательщиками страховых взносов выступают:

  1. Компании, которые осуществляют выдачу заработной платы своим сотрудникам либо же оплачивают вознаграждение подрядчикам – физическим лицам.
  2. Индивидуальные предприниматели, у которых на балансе числятся наемные сотрудники и при этом им начисляется заработная плата. Также речь может идти и о подрядчиках – физических лицах.
  3. Физические лица (у которых отсутствует статус «ИП»), начисляющие заработную плату своим сотрудникам либо же платят определенное вознаграждение подрядчикам.
  4. Индивидуальные предприниматели либо же граждане, которые осуществляют частную практику (к примеру, это могут быть адвокаты, нотариусы и так далее). Говоря простыми словами – граждане, осуществляющие трудовую деятельность исключительно «на себя».

Часто можно встретить ситуации, когда лицо может подходить одновременно под несколько вышеуказанных параметров. Если такие обстоятельства имеют место быть, то возникает необходимость уплачивать взносы несколько раз (по каждому параметру отдельно).

Одним из примеров можно указать ИП, который совершает свою трудовую деятельность «на себя». Ему стоит уплачивать взносы за себя, и за наемного сотрудника.

Подрядчикам

Начисления пенсионных и медицинских взносов производятся на выплаты в пользу граждан, не состоявших официально в штате сотрудников, если они были сделаны в пределах авторских либо же гражданско-правовых соглашений. Но стоит также помнить о некоторых нюансах : заказчики работ или услуг могут освобождаться от обязанностей в начислении взносов лишь в тех случаях, когда подрядчики имеют статус «индивидуального предпринимателя» и оплачивают необходимые взносы «за себя».

Помимо этого, под данные взносы не могут попадать начисления, выданные физическим лицам за приобретенное либо реализуемое имущество, в том числе и имущественных прав. К примеру, взносы не начисляются на сумму, полученную при сдаче в аренду транспортного средства.

Взносы по страхованию на возможное возникновение временной недееспособности либо же при материнстве не начисляются на вознаграждения по любым подписанным гражданско-правовым соглашениям.

Взносы по несчастным случаям («на травматизм») с вознаграждения, полученного по результатам подписания гражданско-правового соглашения, могут быть начислены исключительно в том случае, если они предусмотрены этим же документом.

Сотрудникам

Работодатели (вне зависимости от того, компании это либо ИП) производят начисление взносов на вознаграждения, направленные своим наемным сотрудникам в пределах трудовых соглашений.

К таким выплатам относят:

  • должностной оклад;
  • премиальные выплаты по окончанию рабочего месяца, квартала, года;
  • отпускные;
  • компенсация за неиспользуемый отпуск.

В пользу иностранцев и лиц без гражданства

Начисления Взносы в ПФР Взнос в ФФОМС Взносы по вопросу временной недееспособности и материнства Взносы “на травматизм”
Иностранные граждане проживают на территории РФ, на постоянной основе либо временно
да да да да
да да нет да
Иностранные граждане находятся на территории РФ временно
В пределах трудового соглашения да нет да да
В пределах гражданско-правового подписанного соглашения да нет нет да
Иностранные граждане осуществляют свою трудовую деятельность в иностранных филиалах российских предприятий либо оказывают услуги за границей по соглашениям подряда
нет нет нет нет

Кому не положено

На сегодня существует так называемый закрытый перечень выплат , по которым не могут быть начислены какие-либо . Итак, взносы не положены гражданам, которые получили:

  • пособие по больничному листку;
  • предусмотренные действующим законодательством различные компенсации, командировочные.

Стоит отметить, что существует также перечень выплат, по которым не начисляется исключительно взнос «на травматизм». Подробно об этом рассказано в статье 20.2 Федерального закона №125-ФЗ. Он мало чем отличается от предыдущего.

Как показывает практика, немало споров возникает по различным выплатам, которые не относятся к трудовым обязательствам. Это касается:

  • премиальных выплат при юбилее;
  • доплата к себестоимости путевок, оплаченных за средства прямого работодателя и так далее.

По мнению самих страхователей, взносы на эти выплаты начислять нет необходимости, но сотрудники внебюджетных фондов настаивают на противоположном.

Расчет базы, отчетность и учет

Компании, включая ИП, определяют базу по каждому наемному сотруднику по отдельности. База по взносам возможной временной недееспособности либо же материнству не может превышать предельного размера. Он ежегодно подлежит индексации и в 2018 году составляет порядка 815 000 рублей .

База по вопросу пенсионных взносов не лимитируется, однако для возможного начисления сверх предельной сумму законом предусматривает понижающий тариф, который в 2018 году начинает действовать по достижению суммы в 1 021 000 рублей .

База по вопросу взносам в ФФОМС либо же на возможное получение производственной травмы также не подвержен лимиту, причем здесь даже не предусматривается понижающий тариф. Конечный размер определяется путем умножения облагаемой базы на страховой тариф.

Какая отчетность

Отчеты, предоставляемые в Пенсионный фонд, а также в соцстрах должны быть предоставлены до 1-ого числа того месяца, который является последующим за отчетным . Сама форма отчета установлена на законодательном уровне еще в ноябре 2009 года – .

Дополнительно к этой форме предприятия обязаны предоставить справку о численности своего штата наемных сотрудников. В ситуации, когда организации прекращает осуществлять свою трудовую деятельность, то произведенные расчеты по всем страховым взносам необходимо будет предъявлять совместно с соответствующим заявлением о снятии с учета.

Проводки

На сегодня актуальными проводками являются следующие.

Разновидность проводки Толкование осуществляемой операции
Дт 26 Кт 69 Произведено начисление взносов в фонд социального страхования
Дт 69 Кт 51 Произведена уплата во внебюджетные фонды
Дт 20 Кт 69 1 – 1 Было произведено начисление размера взносов в фонд по социальному страхованию
Дт 20 Кт 69 1 – 2 Было произведено начисление “на травматизм”
Дт 69 – 2 – 1 Кт 51 Была переведена определенная сумма в Пенсионный Фонд
Дт 69 – 3 – 1 Кт 51 Была перечислена определенная сумма в ФФОМС федерального уровня

Отражение уплаты

Следует использовать код 69.

При дебете будут открыты следующие счета.

Тарифы

Некоторым налогоплательщикам изначально установлены понижающие тарифы .

К примеру, для тех кто находится на с определенным видом деятельности (изготовление пищевых продуктов и так далее), уплачивают в 2018 году исключительно взносы в ПФР – 20%, по остальным им установлено – 0%. Это возможно для тех, у кого годовая прибыль не превышает 79 миллионов рублей .

Для некоторых наемных сотрудников установлены также и повышающие тарифы по взносам в ПФР. По отношению к прибыли наемных сотрудников, работающих под землей, в горячих цехах либо в другом месте с вредными условиями труда установлен тариф, который искусственно увеличен на 9%. При этом эта ставка может применяться и к той прибыли, которая превышает установленный лимит.

Тарификация взносов «на травматизм» определяется исключительно от того, какой класс наличия профессионального риска. К примеру, для оптовиков установлен тариф в 0,2%.

Ежемесячные обязательные взносы должны быть перечислены до 15 числа каждого месяца , который следует за тем, за который был сформирован платеж. К примеру, если платежка была сформирована за октябрь, уплатить нужно до 15 ноября и так далее.

Для каждого взноса должна быть сформирована в обязательном порядке своя платежка. Это базовое правило, которое распространяется на взносы по вопросу социального страхования. К примеру, для перечисления взносов на возможное возникновение производственной травмы или на временную недееспособность (включая материнство) формируется несколько независимых друг от друга платежных поручений.

При этом на взносы пенсионной направленности (на накопительную и страховую части) нужно будет сформировать один платежный документ с указанием в ней КБК, который предназначен исключительно на страховую часть пенсионных выплат. Получив необходимые взносы, сотрудник Пенсионного фонда собственноручно производит распределение между страховой и накопительной частью.

ИП производят уплату в такие периоды:

  • до 300 000 рублей – до 31 декабря текущего года;
  • свыше 300 000 рублей – до 1 апреля следующего года включительно;
  • медицинские взносы – до 31 декабря;
  • по временной недееспособности и «травматизму» – до 31 декабря включительно.

Стоит помнить, что если последний день является выходным либо же праздничным, оплата переносится на первый рабочий день, следующий после выходных/праздничных. Все взносы не округляются до целого, а перечисляются в точности до копейки.

Семинар по начислению страховых взносов во внебюджетные фонды представлен ниже.