Эффект Пигмалиона (или Розенталя): создай сам свое будущее. В гармонии с собой

Эффект Розенталя или эффект Пигмалиона - психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества. Может проявиться на любой стадии исследования и в любой науке: и при проведении процедуры эксперимента, и при обработке результатов, и при интерпретации результатов исследования, и т.д.

Эксперимент с симпатией

Например, самореализующееся пророчество может привести к возникновению симпатии. Ребекка Кёртис и Ким Миллер проиллюстрировали этот процесс и провели следующий эксперимент. Группу студентов колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой паре, выбранный случайно, получал специальную информацию. Некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнеру, а некоторым - что не нравятся.

Затем парам студентов давали возможность встретиться и поговорить друг с другом. Как и прогнозировали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнёру; они были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам и в целом их манера общения была сердечнее и приятнее, чем у студентов, которые считали, что не нравятся своему партнёру. Более того - те, кто считал, что они нравятся партнеру, действительно нравились ему гораздо сильнее, чем те, кто считал, что партнёр испытывает к ним антипатию. То есть партнёры проявляли тенденцию копировать поведение другого человека в паре.

Плацебо

Плацембо (от лат. placebo, буквально - "понравлюсь") - вещество без явных лечебных свойств, используемое в качестве лекарственного средства, лечебный эффект которого связан с верой самого пациента в действенность препарата. Иногда капсулу или таблетку с плацебо называют пустышкой. В качестве вещества для плацебо часто используют лактозу.

Кроме того, термином эффект плацебо называют само явление улучшения здоровья человека благодаря тому, что он верит в эффективность некоторого воздействия, в действительности нейтрального. Кроме приёма препарата таким воздействием может быть, например, выполнение некоторых процедур или упражнений, прямой эффект которых не наблюдается. Степень проявления плацебо-эффекта зависит от внушаемости человека и внешних обстоятельств "лечения" - например, от внешнего вида плацебо, его цены и общей сложности получения "лекарства" (это усиливает доверие к его действенности из-за нежелания считать усилия и деньги потраченными зря), степени доверия врачу, авторитета клиники.

Механизм эффекта

Эффект плацебо основан на лечебном внушении. Это внушение не требует каких-либо специальных навыков, так как критичность сознания ("не верю") преодолевается путём привязки внушаемой информации к фактическому объекту, как правило - таблетке или инъекции без какого-либо реального воздействия на организм. Пациенту сообщают, что данный препарат обладает определённым действием на организм, и, несмотря на неэффективность препарата, ожидаемое действие проявляется в той или иной мере. Физиологически это связано с тем, что, в результате внушения, мозг пациента начинает выработку соответствующих этому действию веществ, в частности - эндорфинов, которые, по сути, частично заменяют действие препарата. Второй фактор, обеспечивающий эффективность плацебо - повышение общего иммунитета, "защитных сил" человека.

Степень проявления эффекта плацебо зависит от уровня внушаемости человека и физиологической возможности образования необходимых химических соединений.

Плацебо в фармакотерапии

Иногда врачи намеренно прописывают плацебо пациентам, склонным к самовнушению болезненных ощущений. В этом случае появляется возможность избежать неоправданной фармакотерапии, типичной для внушаемых людей в современном обществе, и многочисленных лекарственных осложнений. Положительный эффект гомеопатических средств также объясняется эффектом плацебо.

Гомеопамтия - вид альтернативной медицины, предполагающий использование сильно разведённых препаратов, которые, предположительно, вызывают у здоровых людей симптомы, подобные симптомам болезни пациента. Концепция лечения по псевдонаучному принципу "подобное подобным" Таким образом, вероятность того, что 1 моль разведения 13C содержит хотя бы одну молекулу исходного вещества, равна 1 %, для 14С 0,01 % и т.д. Разведения с индексом 40С приблизительно соответствуют 1 молекуле на всю наблюдаемую Вселенную, а с индексом 200С (Анаферон, Оциллококцинум) 1 молекуле на, соответственно, 10 320 Вселенных. Практически можно считать, что разведения с "гомеопатическим индексом" 12С и выше не могут оказывать никакого физического влияния, однако некоторые гомеопаты считают, что действие препарата при высоких разведениях даже усиливается, объясняя это тем, что вода обладает памятью, осуществляющей передачу биологической информации.

психологический синдром плацебо якорь

Плацебо в доказательной медицине

В то же время, многие современные лекарственные препараты действуют интегрально, поэтому их лечебный эффект содержит и "плацебо-составляющую". Поэтому яркие и крупные таблетки в целом действуют сильнее мелких и невзрачных, а препараты известных фирм (и того же состава, и той же биоэквивалентности) дают больший эффект, чем препараты "аутсайдеров рынка", и т.п.

Плацебо в фармакологии

Используется как контрольный препарат в клинических испытаниях новых лекарственных препаратов, в процедуре количественной оценки эффективности лекарств. Одной группе испытуемых дают тестируемый препарат, проверенный на животных (см. доклинические испытания), а другой - плацебо. Эффект от применения препарата должен достоверно превышать эффект плацебо, чтобы препарат сочли действующим.

Плацебо используется также для изучения роли внушения в действии лекарственных препаратов.

Типичный уровень положительного плацебо-эффекта в плацебо-контролируемых клинических испытаниях в среднем составляет 5-10 %, при этом его выраженность зависит от вида заболевания.

Плацебо в психиатрии

Эффект плацебо широко используется в психиатрии. Первая причина этого в том, что мозг человека посредством самовнушения легче корректирует свою собственную работу, чем работу других органов. Поэтому при психических расстройствах плацебо особенно эффективно. Вторая причина в том, что от многих психических расстройств - таких как бессонница, депрессия, кошмарные сны - эффективных лекарственных средств ещё не найдено, или же эти средства действенны лишь для небольшой части пациентов.

Плацебо в наркологии

Плацебо широко используется в Российской наркологии для лечения лиц зависимых от алкоголя и наркотиков. Российский врач-нарколог, осуществляет лечение алкогольной зависимости такими методами, как "Капсула", "Торпедо", "Кодирование", "Подшивка", "MST", "SIT", "NIT" или несуществующими (и не внесенным в Государственный реестр лекарственных средств) лекарственными препаратами такими как: "Витамерц депо", "Актоплекс", "Дисульфизон", "Алгоминал" - эксплуатирует так называемый "плацебо-эффект", то есть веру пациента и его желание выздороветь. Механизм действия состоит в том, что врач убедительно говорит своему пациенту: "Выпьешь - умрешь". Данные методы используют "неведение людей" и их "веру", для поддержания страха, который заставляет людей воздерживаться от употребления алкоголя.

Чтобы вызвать страх, врачи используют самые разные методы. Перед процедурой "подшивки", или кодирования, пациент подписывает юридический документ. Врач предлагает пациенту контракт, который определяет время "подшивки" и в котором записано, что всю ответственность за последствия срыва несет пациент. В документе предусмотрена также возможность "расшивки" (обычно это однократный прием вещества, останавливающего действие имплантата), которая производится тем же специалистом. Веру в "подшивку" укрепляют передающиеся из уст в уста драматические истории о "подшитых" друзьях, знакомых или знакомых знакомых, умерших после принятия алкоголя. Технологии применения плацебо в наркологии включают в себя различные действия: от внутривенных введений раствора никотиновой кислоты (витамина РР), магния сульфата - вызывающих чувство жара и удушья, до имитации хирургических операций с мнимой "подшивкой". Во время проведения данных процедур врач использует так называемую "провокацию", то есть дает пациенту выпить спиртное с целью возникновения реакции и усиления страха смерти. Использование плацебо в наркологии практикуются только в РФ и некоторых странах СНГ и грубо противоречат мировой практике лечения наркологических больных.

На основании одного исследования, проведенного на 15 пациентах с тревожным расстройством и опубликованного в 1965 году, было показано, что эффект плацебо может работать даже тогда, когда пациенту сообщили, что он принимает "пустой" препарат. Данное явление может быть объяснено верой пациента в сам метод.

Те, кто еще помнит уроки русского языка и своды правил, могут подумать, что эффект Розенталя как-то связан с грамматикой или пунктуацией. Однако на самом деле это явление совсем не о правилах языка и названо в честь психолога Роберта Розенталя (Robert Rosenthal), проведшего эксперимент и доказавшего данный феномен. Сам же психолог называл его эффектом Пигмалиона . Разберем, что это за явление и как его использовать на практике.

Что такое эффект Пигмалиона, или эффект Розенталя?

Смысл эффекта Розенталя можно выразить следующим образом: если человек верит в некое полученное им предсказание, то, не осознавая этого, начинает вести себя так, что в итоге его решения и действия приводят к осуществлению данного пророчества . Иными словами, человек сам делает все, чтобы предсказание сбылось, но не видит этого на сознательном уровне, и ему кажется, что прогноз осуществился потому, что так сошлись звезды, сложились карты, [нужное вставить].

Эффект Пигмалиона – пример самореализующегося пророчества . Такое пророчество – это изначально не соответствующая истине установка, которая из-за изменения поведения, образа мыслей и системы оценки личности, а также из-за ожиданий окружающих становится правдой . При этом, повторимся, на сознательном уровне личность может не осознавать изменений в себе, своем поведении, системе оценок, поэтому человеку кажется, что такое пророчество сбылось само по себе.

Приведем практический пример. Предположим, что гадалка сказала вам, что скоро вы встретите свою вторую половинку. В ожидании вы начинаете лучше одеваться, посещать различные мероприятия, быть милее и общительнее с представителями противоположного пока – ведь ваша судьбоносная встреча совсем рядом! Как итог, вы действительно знакомитесь с приятным человеком, и он становится вашей второй половинкой. Пророчество сбылось! Но к этому привело именно ваше поведение, которое изменилось благодаря тому, что вы поверили в предсказание .

Эффект Розенталя на практике

Эффект Пигмалиона работает далеко не только в случае с гадалками и экстрасенсами. Множество примеров можно найти и в быту . Допустим, вы хотите попросить у руководства повышения зарплаты, но в глубине души на 99,99% уверены, что этого не будет. Неделю или две вы собирались с мыслями, чтобы пойти и поговорить с начальником. И пока вы прокрастинировали, работали не слишком эффективно – ведь были уверены, что вам не повысят зарплату: это портит настроение и демотивирует. Вот, наконец вы озвучили свое желание. Но что же? Зарплату вам не повысили! Сыграл ли свою роль тот обреченный тон, которым вы произнесли просьбу, или же неэффективная работа в последнее время? Для вас это неважно, потому что вы будете думать лишь об одном: вы заранее знали, что прибавки вам не светит, и действительно не получили ее.

Аналогичные примеры можно привести во многих сферах, начиная с работы и заканчивая
личной жизнью. Здесь важно помнить о том, что эффект Пигмалиона работает как на отрицательные события, так и на положительные . В том числе на этом эффекте построено действие аффирмаций . Ваша внутренняя убежденность в том, что вы достигнете желаемого и добьетесь своей цели, определяет ваше поведение, оценку ситуации и принимаемые решения. Поэтому обратите внимание на правила составления аффирмаций – это шанс изменить жизнь в ту сторону, которую вы хотите.

Также не прислушивайтесь ни к каким отрицательным предсказаниям и прогнозам – верьте только в хорошее. Это касается не только непрошенных предсказаний от уличных гадалок, но и «дружеских» советов в духе: «Не встречайся с ним/ней, люди такого знака зодиака постоянно изменяют», «Не работай в этой сфере – там все обманщики». Отличайте дельные рекомендации, основанные на знаниях и личном опыте, от подобных «пророчеств».

   ПИГМАЛИОНА ЭФФЕКТ (с. 446)

Принято считать, что достижения социальных наук, суждения и концепции философов, социологов, психологов в значительной мере формируют общественные настроения и моральную атмосферу своей эпохи. Такой взгляд, безусловно, справедлив, но лишь наполовину. Ибо нельзя не признать, что общественные настроения, социально-экономический контекст эпохи в свою очередь порождают определенные идеи и концепции в сфере наук о человеке. Как пишет Ж.Годфруа в своей известной книге «Что такое психология», «наука всегда остается одной из областей деятельности человека, и как бы она ни старалась сохранить свою независимость, она должна платить дань существующей системе и тому обществу, в котором она развивается. К психологии это относится, пожалуй, в еще большей мере, чем к другим наукам».

Например, Зигмунд Фрейд жил в Вене, в удушающей буржуазной среде, скованной социальными догмами и сексуальными табу. Его революционное учение явилось естественной реакцией на пуританскую мораль своей эпохи и своего социального круга. Возникновение бихевиоризма в США совпало по времени с бурным ростом промышгленности и вполне отвечало прагматическим, технократическим тенденциям эпохи. Аналогичным образом исследования И.П.Павлова вполне соответствовали коммунистическим идеям в СССР: образ человека, формирующегося в соответствии со своей средой, совпадал с представлением о новом человеке, которого предстояло создать.

Расцвет гуманистического направления в психологии произошел в Калифорнии в 60-е гг. XX в. Неудивительно, что оптимистический взгляд на природу человека был с энтузиазмом воспринят в атмосфере «мира и любви», царившей в ту эпоху.

В те же годы и в тех же краях произошло еще одно знаменательное событие. В конце «бурных шестидесятых» в Сан-Франциско, всемирной столице «детей-цветов», проповедовавших добро, любовь и человечность, было сделано открытие, которое уже через несколько лет исследователи единодушно отнесли к классике психологии. 2 апреля 1968 г. увидела свет книга Роберта Розенталя и Леноры Якобсон «Пигмалион в школьном классе», заставившая критически переосмыслить многие представления в области педагогики и психологии. Открытый Розенталем и Якобсон феномен получил название «эффект Пигмалиона» и вот уже свыше 30 лет постоянно цитируется и дискутируется в мировой психологической литературе. Это открытие стало знаковым для своей эпохи. Однако сегодня, по прошествии лет, его, как и другие прежние новации, уже можно оценить более или менее объективно.

Название этому феномену было дано по имени мифического Пигмалиона - легендарного царя Кипра, который изваял статую прекрасной женщины и страстными мольбами убедил богов оживить ее. С древних пор этот образ призван символизировать неожиданный животворящий эффект, вызванный настойчивым желанием и искренней верой.

Психологи Розенталь и Якобсон провели оригинальное исследование. Местом проведения их эксперимента стала начальная школа, расположенная в одном из рабочих районов Сан-Франциско. В качестве испытуемых были отобраны по три учителя в каждой из шести параллелей. Эксперимент состоял в следующем. В начале учебного года было проведено тестирование учащихся с целью определения их IQ. Результаты были доведены до сведения учителей. Не вдаваясь в подробности, психологи объяснили им, что использованные тесты специально конструированы для выявления учащихся, у которых в течение предстоящего учебного года должен наблюдаться скачок интеллектуального развития. Специфика эксперимента состояла в том, что педагогам сообщались фиктивные результаты. В каждом из восемнадцати классов, в которых проводился эксперимент, было произвольно отобрано по несколько школьников; им предстояло играть роль потенциальных интеллектуальных «звезд». Учителей поставили в известность, что эти дети, по данным тестирования, должны вскоре проявить незаурядный познавательный прогресс.

Как показало измерение IQ в конце учебного года, у этих детей по сравнению с остальными интеллектуальные возможности в среднем существенно повысились. (Необходимо подчеркнуть, что именно Б среднем , так как общие результаты тестирования оказались неоднозначны. Но об этом - ниже.) Причем шла речь не об академической успеваемости (ведь отметки можно произвольно завысить), а об IQ - показателе достаточно объективном. Полученные данные позволили сформулировать психологическую закономерность. Как утверждали Розенталь и Якобсон, им удалось продемонстрировать влияние ожиданий учителей на познавательный прогресс учащихся. По-видимому, отмечали авторы, когда учителя ожидают от детей высоких интеллектуальных достижений, они начинают вести себя по отношению к ним более дружелюбно, стремятся воодушевить их, используют несколько иные методы преподавания, допуская большую степень свободы в их познавательной и творческой активности. Все это способствует улучшению учебы, так как представления детей о себе, их собственные ожидания, мотивация и когнитивный стиль изменяются к лучшему.

Книга «Пигмалион в школьном классе» вызвала огромный общественный резонанс. Выявленный феномен заставил сделать принципиальные выводы, чрезвычайно важные как для общепсихологической теории умственных способностей, так и для педагогической практики.

Во-первых, было наглядно показано, что данные психологического тестирования того или иного человека не являются постоянным показателем, а могут под влиянием определенных условий значительно изменяться. Это подчеркивает недопустимость категорического психологического диагноза и прогноза на основании однократного тестирования. В общепсихологическом плане результаты Розенталя и Якобсон служат сильным аргументом против распространенного мнения о врожденности и неизменности умственных способностей.

Во-вторых, убедительно продемонстрированы большие возможности педагогического воздействия с целью реализации интеллектуального потенциала учащихся. Ожидая от ребенка интеллектуального роста, учитель непроизвольно организует педагогический процесс таким образом, что это стимулирует умственное развитие ученика. Очевидно, что противоположная установка приводит к обратному эффекту: «безнадежные», по мнению педагога, ученики ставятся в условия, которые не способствуют их прогрессу.

Эффект Пигмалиона был расценен как объективное основание для педагогического оптимизма. Открыпие Розенталя и Якобсон вселило во многих педагогов веру в огромный интеллектуальный потенциал учащихся, причем даже тех, которые считались слабыми и отстающими. Предполагалось, что именно для последних создание стимулирующих условий будет способствовать преодолению их отставания. Побуждаемое такими общественными настроениями правительство США начало выделять крупные денежные средства на разработку и внедрение всевозможных программ, которые в привычных нам терминах следовало бы отнести к развивающему обучению.

Однако на протяжении ряда лет использование этих программ не дало ощутимых результатов. И прагматичные американцы забеспокоились: не впустую ли расходуются казенные деньги? И вообще, так ли уж правы Розенталь и Якобсон в своем педагогическом оптимизме?

Было предпринято немало попыток повторить классический эксперимент, но все они приносили неоднозначные результаты. В ряде случаев искомый феномен просто не удавалось зафиксировать. Это побудило многих исследователей проявить более пристальное внимание к первоисточнику. Дело в том, что книга Розенталя и Якобсон носила не столько научный, сколько публицистический характер. Она подчеркивала выявленную тенденцию и затушевывала возникавшие противоречия. Детальный анализ экспериментальных данных обнаружил их крайнюю противоречивость. Главный вклад в обобщенные результаты эксперимента внесли данные, полученные в одном из первых классов, где относительный показатель интеллекта потенциальных «звезд» повысился на 15 баллов. В классах с третьего по шестой значительных изменений отмечено не было. В сущности, все изменения приходились на два из восемнадцати классов - один первый и один второй. В одном из третьих классов к концу учебного года у «звезд» был отмечен даже интеллектуальный спад.

К тому же, как это ни странно, поведение учителей в данном эксперименте вообще никак не фиксировалось, что оставляло широкий простор для произвольных толкований.

Развернувшаяся на этой почве дискуссия стимулировала интерес к исследованиям учительских ожиданий. Первое такое исследование было проведено в США еще за 10 лет до выхода «Пигмалиона». Уже тогда удалось установить, что восприятие ребенком хорошего отношения к нему учителя позитивно и зримо коррелирует с его самовосприятием, что в свою очередь сказывается и на успеваемости: ребенок видит, что учитель относится к нему хорошо, это укрепляет его в роли дисциплинированного и успевающего ученика.

В последующие годы волна подобных исследований нарастала. Изучались особенности самооценки, поведения и успеваемости учащихся в зависимости от зафиксированного отношения к ним со стороны учителей. В частности, было установлено, что плохо успевающие школьники обладают, как правило, низкой самооценкой. Дж. Баркер-Ланн (1970) объясняет это тем, что учителя постоянно сравнивают их с отличниками; чаще всего этим наносится значительный ущерб «Я-концепции» («Я-концепция») детей. В школе, где проводилось это исследование, один из учителей заявил: «Я не люблю учить тупых детей - не для того я учился сам. Вот здесь, - и он показал на ряд, идущий вдоль окон, - сидят мои лучшие ученики. Средние сидят в среднем ряду. А в третьем ряду сидят самые тупые». Следует ли после этого удивляться тому, что тип взаимодействия учителя с учащимся и оценка учителем его способностей позволяют надежно предсказать уровень самооценки школьника?

Целыш ряд исследований, проведенных в США, показал, что разделение учащихся на потоки по способностям сказывается на их самооценке. Те, кто учится в классах для детей с низкими способностями, склонны считать себя неудачниками. Они часто бросают школу и отличаются антисоциальным поведением. В Англии аналогичные данные получил Д.Харгривс (1967).

Любая группировка детей, если она сопряжена с «навешиванием ярлыков», может служить катализатором формирования у них низкой самооценки, тем более что выделение «полноценных» категорий учащихся является потенциальным инструментом социальной регуляции и контроля. Ярлыки способны унизить и даже погубить человека: нередко они оправдывают пренебрежительное отношение к тому, кто его вовсе не заслуживает. Как утверждает Р.Рист (1970), многие дети обречены влачить жалкое существование и испытывать неприязнь по отношению к себе только потому, что за ними слишком рано закрепился образ «недоразвитых», «неуравновешенных», «неспособных». Во многих исследованиях показано, что такого рода ярлыки часто служат ориентирами для учителей и определяют их негативное отношение к некоторым детям. Характерным в этом плане является эксперимент А.фрерикса (1974), который продемонстрировал студентам, будущим педагогам, видеозапись урока, предварительно сообщив, что данные школьники обладают низкими способностями. В контрольной группе при демонстрации той же пленки было сказано, что это - нормальный урок с нормальными учащимися. После просмотра студенты обеих групп заполнили специальный опросник, в котором выявлялось их отношение к только что увиденному на экране. По сравнению со студентами контрольной группы студенты экспериментальной усматривали в поведении школьников признаки меньшего самоконтроля, большей безответственности и склонности к грубости, меньшей способности рассуждать абстрактно. Этот результат полностью согласуется с данными других исследований, которые показывают, что группирование по способностям и «навешивание ярлыков» приводят к заведомо отрицательным последствиям.

Выясняя мнения учителей первых классов об относительных темпах освоения навыков чтения мальчиками и девочками, А.Паларди (1969) выделил среди них две противоположные группы. В первую вошли учителя, которые считали, что мальчики и девочки осваивают навыки чтения совершенно одинаково; во вторую - те, кто считал, что мальчики учатся читать гораздо медленнее, чем девочки. Предварительный тест на способности к чтению, проведенный среди учащихся, показал, что никаких различий между мальчиками и девочками нет. Однако результаты теста, проведенного спустя некоторое время, свидетельствовали о том, что в классах, где преподавал учитель первой группы, ученики усвоили программу практически одинаково, а в классах, где преподавали учителя второй группы, мальчики существенно отстали от девочек. Таким образом, можно сделать вывод: ожидания учителей могут как стимулировать, так и тормозить учебную деятельность школьников. Ведь учителям из обеих групп удалось «доказать» правильность своих убеждений.

   На формирование ожиданий учителя может оказывать влияние даже... имя учащегося. Как показал Г.Гарвуд (1976), у детей, носящих имя, которое нравится учителю, «Я-концепция» в среднем более позитивная. Выяснилось также, что разные имена связываются с разными ожиданиями.

Д.Харгривс (1972) предпринял попытку теоретического анализа и объяснения противоречивых данных, относящихся к эффекту Пигмалиона. По мнению этого автора, ожидания учителя срабатывают или не срабатывают как самореализующееся пророчество в зависимости от трех факторов: представлений учителя о способностях ученика, собственных представлениях школьника о своих способностях и того, насколько значимой фигурой является для школьника учитель. Две категории учащихся реализуют ожидания учителя с наибольшей вероятностью: дети, которых он считает одаренными, которые сами придерживаются высокого мнения о своих способностях и относятся к учителю как к значимому другому; дети, которых учитель считает неспособными к учебе и которые воспринимают учителя как значимую фигуру.

Когда восприятие учителем способностей учащихся не совпадает с их самовосприятием, а также в тех случаях, когда учитель не является для школьников значимым другим, его ожидания, судя по всему, не приводят к эффекту самореализующегося пророчества. Теоретическая схема, предложенная Д.Харгривсом, апеллирует к характеру восприятия учителя и учащихся. Она, безусловно, может служить объяснением как позитивных, так и негативных результатов, полученных при экспериментальном изучении эффекта Пигмалиона. Вполне возможно, что у детей, которых учитель заведомо считает одаренными, будет улучшаться «Я-концепция», но лишь при условии, что он для них - значимая фигура. Если принять данную точку зрения - а она представляется убедительной, - то при проведении дальнейших исследований необходимо учитывать как «Я-концепцию» учащихся, так и восприятие ими учителя. Надо полагать, что важную роль здесь играет возраст учащихся. Для младших школьников ожидания учителя являются, несомненно, более действенным фактором формирования «Я-концепции», чем для детей старшего возраста. Это означает, что следует с большой осторожностью обобщать данные, полученные в начальной школе, для ситуации средней школы. Кроме того, учителя начальной школы проводят с детьми гораздо больше времени, чем учителя средней, и имеют, следовательно, гораздо больше возможностей воздействовать на их личность и поведение. Ожидания учителя начальной школы играют, по-видимому, очень важную роль в формировании представлений школьника о своих способностях. Ведь учащиеся младших классов, в отличие от старшеклассников, практически не в состоянии противостоять мнению учителя. Из этого следует, что в принципе влияние ожиданий учителя на учебную деятельность школьников с возрастом должно уменьшаться.

Таким образом, феномен, выгявленныш более 30 лет назад, оказался гораздо более сложным и многозначным, чем это казалось в гуманистическом пафосе далеких шестидесятых. И многолетний опыт исследования данного феномена лишний раз свидетельствует: любое яркое открытие в психологии - это не повод для патетических деклараций, а основание для вдумчивого анализа.

Мы получаем от жизни то, чего боимся или страстно жаждем, и в этом виноват эффект Пигмалиона . Помните, был в греческой мифологии такой скульптор: он сваял скульптуру, а потом влюбился в нее? Наши ожидания имеют такую же огромную силу, как и любовь несчастного мастера. Поэтому они оживают в реальности так же, как ожила Галатея.

Эффект Пигмалиона заключается в том, что под влиянием собственных ожиданий мы начинаем подгонять под них события и факты. Так случается, когда следователь из страха упустить единственного подозреваемого не обращает внимание на подтверждения его невиновности. Но не будем винить нашего следователя – если дело не во взятке, то действует он подсознательно.

Эффект Розенталя или эффект предвзятости экспериментатора

Это явление называется также эффект Розенталя. Именно американский психолог Роберт Розенталь выявил его в 1966 году и тщательно исследовал, попутно дав феномену имя древнегреческого персонажа. Оказывается, предвзятость экспериментатора существенно влияет на результаты опыта.

Розенталь в тандеме с коллегой Ленорой Якобсон проводил психологические исследования с разными группами испытуемых. Одно из них касалось школьников, поэтому эксперимент так и назывался: «Дети Розенталя». В одной из школ учителям сообщили, что некоторые дети имеют потенциал к развитию умственных способностей и повышению IQ. Через некоторое время они действительно стали демонстрировать лучшие результаты в учебе.

Весь секрет в том, что учителя уделяли этим детям особое внимание, поддерживали их, посылали невербальные сигналы одобрения.

Подобный же эксперимент проводился с крысами. Участникам эксперимента поручили следить за поведением грызунов в лабиринте. Крысы должны были выполнять несложные задания на смекалку, а испытуемые (не знавшие, что опыт проводится на них самих) – фиксировать результаты. Одним участникам сказали, что им досталась умная крыса, другим – что глупая. И действительно, «умные» крысы все делали лучше, хотя все они были абсолютно одинаковыми.

Принцип действия эффекта Пигмалиона заключается в том, что наш мозг не в состоянии отличить желаемое от реального. Под влиянием определенных установок мы действуем так, будто наши ожидания уже сбылись, тем самым воплощая их в жизнь. Получается замкнутый круг.

По этому же принципу действуют визуализация и аффирмации. Представляя или проговаривая какие-то факты, мы запускаем у себя в мозгу иллюзию их реальности. Наше подсознание свято верит нашим словам, мыслям и представлениям, считая их частью действительного мира – такой же, как, например, дерево или зарплата.

Особенности эффекта Пигмалиона:

  • предвзятость экспериментатора приводит к тому, что он отбрасывает «неудобные» факты, уделяя внимания лишь тем, которые подтверждают его теорию;
  • во время работы с людьми положительно настроенные экспериментаторы выражают свои ожидания через интонацию и невербальные средства – мимику, жесты. Поэтому результаты искажаются сильнее, если экспериментатор и испытуемый видят друг друга;
  • если они знакомы, то эффект еще больше усиливается;
  • зная о существовании эффекта, экспериментатор пытается избежать его влияния, при этом снова искажая результаты, но уже в обратную сторону;
  • под воздействием этого эффекта исследователь склонен отбрасывать неожиданные и крайние результаты, усредняя показатели до привычных его сознанию;
  • эффекту Пигмалиона более подвержены женщины, чем мужчины.

Тем не менее, Розенталь уточняет, что не всегда ожидания оказывают влияние на результаты – в некоторых опытах установки никак не действовали на участников. Это означает, что в реализации ожиданий задействован целый комплекс факторов, и одного желания недостаточно для их осуществления.

Эффект Пигмалиона как психологический метод управления

В психологии менеджмента особая роль отводится влиянию ожиданий руководителя на эффективность работы подчиненных. Высокие ожидания провоцируют высокое качество работы и наоборот.

Опытные управленцы знают, как дорого обходятся компаниям ошибки при мотивации сотрудников . Основа бизнеса – люди, ведь именно они делают всю работу. Правильный настрой в коллективе влияет на показатели не меньше, чем грамотное управление финансами и построение бизнес-плана.

Система поощрений работает эффективнее, чем система наказаний. Ожидая, что сотрудники будут ленивыми и неисполнительными, начальник выстраивает соответствующую линию поведения. Тотальный контроль, штрафы, проверки. Возрастает атмосфера недоверия и давления, падает мотивация, а за ней и производительность.

Высокий уровень доверия, мелкие поблажки, праздники, премии и ощущение «семейности» в корпоративной культуре дают куда лучший результат. Примером наивысшей личной свободы сотрудника можно считать модель управления Рикардо Семлера . Бразильский предприниматель и руководитель компании позволил своим сотрудникам не только самим решать, когда приходить на работу, но и назначать себе зарплату. Семплер делегировал подчиненным почти все свои права, и они сообща принимают решения о деятельности компании.

Такое доверие и прозрачность в работе коллектива оказало чудодейственный результат. Несмотря на скепсис и мрачные прогнозы конкурентов, компания уже много лет процветает на рынке и даже не думает обанкротиться.

Этот пример тоже можно считать экспериментом. В разных условиях работы один и тот же человек будет вести себя по-разному. Сотрудники компании Рикардо Семплера ничем не лучше других специалистов. Высокий уровень ожиданий и уважение совершили чудо менеджмента: считая компанию своим детищем, каждый работник старался вложить максимум усилий в ее развитие.

Но есть и оговорка: у любого из нас есть предел возможностей. Поэтому, ставя планку ожиданий, нужно быть осторожным. Не в силах оправдать завышенные требования, человек впадает в уныние, опускает руки и может вообще бросить начатое. Положительные установки похожи на лекарства: передозировка приводит к еще худшим последствиям.

Руководствуясь знаниями о психологических эффектах в корпоративной культуре, руководитель отчетливее понимает, как принимать эффективные решения . Он вовлекает подчиненных в жизнь компании не только с помощью зарплаты (а деньги, как уже известно, довольно слабый мотиватор), но и с помощью эмоциональных рычагов.

Как использовать эффект Пигмалиона в собственной жизни?

Зная о существовании эффекта Пигмалиона, мы можем наблюдать его в действии, сводить к минимуму негативное влияние и пользоваться им как инструментом для саморазвития.

Сам по себе он не может быть методом совершенствования интеллекта и ментальных качеств – как, например, метод Хосе Сильва . Зато отлично подходит как способ мотивации. Создав правильные созидающие установки и избавившись от деструктивных мыслей, мы можем добиться многого в учебе, работе, спорте и других сферах. Даже простая установка «у меня все получится, и я пройду этот путь до конца» способна вершить чудеса.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .