Экономическая система. Методическая разработка урока «Типы экономических систем

Конспект интегрированного урока по географии и экономике (10 класс)

Типы экономических систем

Федорова Елена Юрьевна,
ГБОУ СОШ №53 Приморского района
Санкт-Петербурга

Тип урока: урок обобщения знаний

Технология: фронтальный опрос с элементами обучающей игры

Оборудование: «Политическая карта мира» - настенная; «экодоллар», скрепки, приложение №1.

Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме «Типология государств» в географии через экономические понятия.

Задачи урока:

1. Учить комплексному применению знаний, полученных на уроках географии и экономики, для решения основных вопросов экономики в странах с разными типами экономических систем.

2. Развивать память, абстрактное мышление.

3. Воспитывать культуру коллективного общения.

План урока:

  1. Организационный этап. Актуализация знаний - 2 мин.
  2. Изучение нового материала и повторение изученного - 35-37 мин.
  3. Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся - 5 мин.
  4. Домашнее задание - 1мин.

Ход урока.

I . Организационный этап урока. Актуализация знаний.

При входе в помещение учащиеся делятся на две группы. Группы занимают места напротив друг друга. Учитель приветствуют учащихся.

На примере данного урока я хочу показать связь между уроками географии и элективным курсом по экономике. Так как экономикой занимаются на элективном курсе только половина учащихся класса, поэтому условно я разделила вас на две группы «Географы» и «Экономисты». В экономике принято стимулировать наиболее активных участников, поэтому за правильные ответы вы будете получать «экодоллары», которые в конце урока я по условному курсу переведу в оценки за урок. Курс: 1 «экодоллар» = 1 балл. Для того, чтобы «Географам» было легче ориентироваться в экономических понятиях, которые «Экономисты» должны будут использовать при ответах, я выдаю вам «Экономический словарь» (приложение№1).

II . Изучение нового материала и повторение изученного ранее.

Не случайно курс географии в 10 классе называется «Экономическая и социальная география мира», а в первой теме мы познакомились с разнообразием стран современного мира, которые по разным признакам можно разделить на группы. Напомню, что современная российская география разделяет страны, используя трехчленную типологию:

  1. Экономические развитые
  2. Развивающиеся
  3. Страны с переходной экономикой

В целях повторения курса географии назовите:

ВОПРОСЫ ГЕОГРАФАМ.

  • Страны «Большой семерки»?
  • Ключевые развивающиеся страны?
  • «Новые индустриальные страны» - «четыре азиатских тигра»?

Все страны живут по экономическим законам и проходят на своем историческом пути определенные стадии развития цивилизации (как у человека: младенчество - детство - отрочество - юность - кризис среднего возраста или бальзаковский возраст - старость).

В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы, выделяется четыре основных типа экономических систем.

  • Назовите главные вопросы экономики?

1. Что и в каком количестве производить?

2. Как производить?

3. Каким образом распределять?

(Известны всем с 5-ого класса - записываются на доске)

Самая древняя - традиционная или аграрная экономическая система. Большинство стран мира через эту систему уже прошли, но некоторые задержались.

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИСТАМ.

  • Назовите основные характеристики традиционной системы?

1. Коллективная собственность на землю и капитал.

2.Ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

ВОПРОСЫ ГЕОГРАФАМ.

  • В каких странах до сих пор живут на основе ведения традиционного хозяйства?

- Самые отсталые страны мира, расположенные в Африке и Азии: Гвинея, Сенегал, Бенин, Афганистан, Бангладеш - страны четвертого мира (развивающиеся страны). ВНП на душу населения не превышает 400 долларов в год.

ВОПРОСЫ ВСЕМ:

  • Как решаются главные вопросы экономики в этих странах?

1.Что и в каком количестве производить? - Большая часть населения занята в сельском хозяйстве: в африканских странах выращивают маниоку или финики, в азиатских - рис. Ремесленники производят свои изделия на заказ.

2. Как производить? - Крестьяне используют примитивные орудия труда. Ремесленники копируют приемы работы своих учителей.

3. Каким образом распределять? - Продукты питания распределяются согласно обычаям. Ремесленники заранее знают своих покупателей. Небольшая часть продуктов или изделий поступает на рынок, где также действуют традиционные правила торговли.

  • Назовите традиции, сохранившиеся в нашей стране.

Традиции существует в любой системе. Например, кустарные промыслы в России: хохломская роспись или палехская миниатюра. На Крайнем Севере ненцы и чукчи продолжают заниматься оленеводством и промыслом морского зверя, рыболовством. Занимаются резьбой по кости. Изготавливают национальные одежды. Продолжают жить в традиционных постройках.

Особенно сильны семейные традиции: мужчина зарабатывает деньги; женщина готовят еду и убирает квартир; если родители занимались мызукой, то дети ходят в музыкальную школу.

Жизнь показала, что факторы производства используются более эффективно, если они находятся в частной собственности.

В Российской империи реформы Петра Аркадьевича Столыпина разрушили коллективное (общинное) владение землей, отдав ее во владения отдельным семьям. Но с 1917 года в Советской России земля опять стала «общенародной собственностью». Однако на протяжении 70 лет в СССР так и не смогли добиться продовольственного изобилия, а на майском Пленуме КПСС в 1982 году была принята «Продовольственная программа», которая тоже не была выполнена. Отмечу, что в США 4% фермеров кормят население страны и вывозят свою продукцию на экспорт.

На смену традиционной пришла рыночная система экономики (капитализм).

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИСТАМ.

  • Назовите основные характеристики рыночной системы экономики?

1.Право частной собственности отдельных граждан на определенные виды и объемы ограниченных ресурсов.

2.Частная хозяйственная инициатива - свобода выбора для производителей и потребителей.

3. Конкуренция - экономическое соперничество, которое способствует развитию

экономики в целом и приводит к снижению рыночных цен.

ВОПРОСЫ ВСЕМ:

- Идеально ни одна страна в мире не подходит под данную характеристику. Больше всего это подходит не к самым экономически развитым странам, а развивающимся странам с крупными иностранными инвестициями, в которых идет добыча полезных ископаемых или ведется плантационное сельское хозяйство по выращиванию кофе, бананов, мандаринов. Это отдельные районы Бразилии, Мексики, Марокко, туристические районы Турции или нефтедобывающие страны - Габон, Алжир, или Новые индустриальные страны»

  • Как в этих странах решаются главные вопросы экономики?

1. Что производить? - исходя из спроса потребителя.

2. Как производить? - исходя из ресурсов, но максимализировать результат при минимуме затрат.

3. Как распределять? - исходя из денежных доходов потребителей (платишь - получаешь).

Идеальная модель исключает какое-либо государственное вмешательство. На этом настаивал «отец экономической науки» - ирландский экономист XVIII века Адам Смит.

Главный недостаток рыночной экономической системы - это огромные различия в уровнях доходов и богатств граждан. Немецкий журналист и экономист К.Маркс в XIX веке и его последователи трактовали капитализм как «несправедливую» экономическую систему, которая исчерпала свои возможности развития и стала тормозом для дальнейшего благосостояния человечества, и предлагал заменить новой экономической системой - социалистической. В.И.Ленин и И.В.Сталин стали разработчиками конкретной командной экономической системы, которая постепенно распространилась не только на СССР, но еще на 14 стран мира: 8 стран в Европе, 5 стран в Азии и одну страну в Америке.

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИСТАМ.

  • Назовите основные характеристики командной экономической системы?

1.Земля и капитал находятся в собственности государства.

2.Централизованные методы управления.

3. Согласование экономической деятельности происходит с помощью планов.

Результат: сильная монополизация и бюрократизация экономики.

ВОПРОСЫ ВСЕМ:

  • Для каких стран характерна эта система?

В настоящий момент это - КНДР и Куба, которые продолжают политику на построение коммунизма.. В Китае и Вьетнаме присутствует значительный частный сектор. На 2010 год Никарагуа, Венесуэла, Эквадор и Боливия уже проводят в жизнь социалистическую политику.

  • Как в Советском Союзе решались главные вопросы экономики?

1.Что производить? - устанавливал Государственный плановый комитет.

2.Как производить? - определяло отраслевое Министерство и давало денег на покупку оборудования.

3. Кому продавать? - решал Государственный комитет по снабжению.

4. По какой цене продавать? - диктовал Государственный комитет по ценообразованию.

5.Сколько платить рабочим? - назначал Государственный комитет по труду и заработной плате.

6. Как использовать доходы? - решало Министерство финансов.

Как распределять? - действовала уравнительная система распределения. Так как разница в доходах была незначительна, а ассортимент товаров ограничен, то потребление было почти одинаковое. Официально существовала система дополнительного вознаграждения «за долгий и безупречный труд» или продовольственных заказов к праздникам. Стихийным механизмом, сохраняющим равновесие между спросом и предложением, стал «черный рынок», на котором можно было приобрести импортные товары, но это и, естественно, каралось государством.

Можно сделать вывод, что «Социализм - это равное распределение нищеты».

Современная экономическая система большинства стран мира носит смешанный характер, так как многие общенациональные и региональные экономические проблемы решаются здесь государством.

  1. Общество возлагает на государство создание широкого ассортимента общественных благ, те которые не могут быть решены частным сектором: содержание армии, выработка законов, организация уличного движения, борьба с эпидемиями т.д.
  2. Государство смягчает негативные последствия деятельности рыночных механизмов: контролирует деятельность крупных предприятий, через механизм налогообложений перераспределяет доходы в обществе, контролирует ущерб для окружающей среды от деятельности коммерческих фирм, проводит политику направленную против безработицы и инфляции и т.д.

К такой экономической системе относятся самые экономически развитые страны: США, Япония, Великобритания, Швеция и другие.

Теперь на примере конкретного упражнения мы хотим показать вам (экономисты географам) разницу между командной и рыночной экономическими системами. Для этого выходим в рекреацию, слушаем и выполняем задания, предложенные Олей и Колей.

ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Участвуют 9 или 12 человек. На полу чертим квадрат или прямоугольник, разделенный на такое же количество частей.

Берем 40 скрепок - алмазов и разбрасываем их по квадрату.

Задание участникам на Iраунд: собрать «алмазы» за два периода и выполнить следующие условия. Они должны собрать «алмазы» по всему участку два раза по одной минуте - отсчет времени будет вестись через каждые 15 секунд; за собранные «алмазы» в течение второй минуты получат денег в пять раз больше. Нельзя собрать «алмазы» в первый период, а потом опять положить на пол и собрать повторно во второй период. Предупредить, что если кто-то из участников откажется собирать «алмазы», то будет наказан; если соберет больше всех «алмазов» - будет награжден.

Спросите, всем ли понятны условия; затем начните отсчет времени. Скорее всего все «алмазы» будут собраны в первый период. По окончанию первой части подсчитайте собранные «алмазы» у каждого участника, соберите их, похвалите участников и выдайте каждому одинаковую «зарплату» независимо от количества, собранных ими «алмазов», но самому удачливому дополнительный приз - медаль.

Задание участникам на II раунд: собрать «алмазы» за два периода и выполнить следующие условия. Каждый занимает свой маленький квадратик - это его частные владения. Каждый имеет право собирать «алмазы» только со своего участка два раза по одной минуте. Собранные «алмазы» в течение второй минуты стоят в пять раз дороже. Нельзя собрать «алмазы» в первый период, а потом опять положить на пол и собрать повторно во второй период. Если кто-то возьмет «алмаз» с чужого участка, то будет наказан: передадут все его «алмазы» пострадавшему.

Спросите, всем ли понятны условия; затем начните отсчет времени. Скорее всего большая часть «алмазов» будет собрана во второй период. По окончанию второй части обменяйте «алмазы» на деньги.

ВЫВОДЫ ПОСЛЕ УПРАЖНЕНИЯ.

По первому раунду:

  • Какой экономической системе соответствовал первый раунд нашего упражнения?

Командной экономической системе.

Общий земельный участок, государственная собственность на продукцию, равная заработная плата, фиктивное поощрение победителей, зависимость рабочих перед администрацией, хищническое отношение к ограниченным природным ресурсам.

Обратить внимание на способ оплаты труда: размер оплаты труда не зависит от производительности труда. В этих условиях побудить людей работать с большей производительностью можно только неэкономическими способами: или угрожая наказанием, или внушая энтузиазм.

По второму раунду:

  • Какой экономической системе соответствовал второй раунд нашего упражнения?

Рыночной экономической системе.

По каким признакам вы это определили?

Частная собственность на землю, продажа товара, обдумывают свои действия в течение всего времени (могут собрать несколько «алмазов» в течение первой минуты, как текущую прибыль, могут оставить «алмазы» не собранными - для будущего поколения), рациональное обращение с ограниченными природными ресурсами.

III . Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся.

Собрать «экодоллары» у учащихся, перевести по курсу в оценки и выставить за работу на уроке (можно выставить только «4» и «5»). Спросить мнение учащихся об уроке: что понравилось и почему, что не очень и почему.

IV . Домашнее задание: повторение темы «Современная политическая карта мира» и подготовка к тесту.

Приложение №1.

Основные экономические определения и понятия к уроку:

«Типы экономических систем»

Экономические ресурсы или факторы производства - это та часть ресурсов, в результате взаимодействия которых, будет произведено экономическое благо (труд, земля, капитал).

Труд - фактор производства, включающий использование умственных и физических способностей людей, их навыков и опыта в форме услуг, необходимых для производства экономических благ.

Земля - фактор производства, включающий в себя природные ресурсы (пошлин и квот) в торговле между собой.

Капитал - все то, что создано для производства человеческим трудом, например здания, сооружения, станки, машины и т.п.

Экономические системы - формы организации хозяйственной жизни общества, различающиеся по: 1) способу координации хозяйственной деятельности людей, фирм и государства;2) типу собственности на экономические ресурсы.

Традиционная экономическая система - способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

Рыночная система (капитализм) - способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков.

Частная собственность - признаваемое обществом право отдельных граждан и их объединений владеть, пользоваться и распоряжаться определенным объемом (частью) любых видов экономических ресурсов.

Конкуренция - экономическое соперничество за право получения большей доли определенного вида ограниченных ресурсов.

Командная экономическая система(социализм) - способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами.

Смешанная экономическая система - способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.

На данном уроке мы познакомимся с понятием «экономическая система» и выясним отличительные особенности каждого из основных типов экономических систем. Также мы рассмотрим их сильные и слабые стороны, поразмышляем о том, почему в мире до сих пор сохранились общества с традиционной экономикой.

Тема: Экономика

Урок: Экономическая система

На сегодняшнем уроке речь пойдёт о тех способах, при помощи которых экономика пытается решить насущные проблемы человека. Определение этих способов образует так называемую экономическую систему.

Способы хозяйственной жизнедеятельности человека зависят от трёх основных вещей. Первое - от того, кому принадлежит собственность, ресурсы, ведь это один из фундаментальных и важнейших вопросов. Тот, кому принадлежит ограниченный ресурс (а мы говорили о том, что ресурсы всегда ограничены), в значительной степени определяет характер экономики в целом. Но есть ещё две важные составляющие. Вторым важным фактором выступает тот метод, с помощью которого мы налаживаем взаимосвязи между различными элементами экономической деятельности. Третье - это тот способ, которым людей мотивируют к участию в экономической деятельности. Таких мотивов на самом деле не так уж много. Это материальный мотив, то есть мотив материальной заинтересованности, когда человек работает ради получения прибыли; энтузиазм, когда человек работает, удовлетворяя свой интерес, считая это необходимым; и организованное насилие, когда человека принуждают к работе. Все из вышеперечисленных способов мотивации человека к работе имели место быть и приводили к достаточно интересным результатам. Например, в период рабовладения были построены грандиозные сооружения, но всё это было сделано под влиянием принуждения.

Так или иначе, человечество научилось решать свои экономические проблемы, выстраивая определённые системы. Эти системы принято называть экономическими системами. Экономическая система - это совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения основных вопросов: что, как и для кого производить. Как правило, современные экономисты выделяют три основных типа экономических систем: традиционная, командно-административная и рыночная. Однако стоит отметить, что в современном обществе очень сложно будет найти данный тип экономических отношений в чистом виде. Наши общества слишком связаны друг с другом, поэтому ни одна из экономических моделей не сохранилась в первозданном виде. Но для нас совершенно необходимо познакомиться с основными чертами каждой из этих моделей.

Рис. 2. Типы экономических систем ()

Итак, традиционная экономика. Уже само название данной экономической модели намекает на то, что она ориентируется на обычаи и традиции, изначально установившиеся в этом обществе. Как правило, экономика традиционного типа ориентируется на сельское хозяйство: производство зерновых, домашнее скотоводство. Сельское хозяйство в такой экономике зиждется на широком применении ручного труда, технологии либо совсем не развиты, либо развиты очень слабо. Кажется странным, что такой тип экономической модели существует до сих пор. Но он существует в некоторых государствах Африки, Южной Америки, у народов Полинезии, где человеческие общества организованы именно по этой экономической модели. В своём роде она совершенна. Дело в том, что традиционная экономика, как правило, отвечает тем природно-климатическим условиям, тем вызовам, с которыми сталкивается человек, обитающий в определённой среде. Современные технологии и средства производства в этой среде, возможно, и не нужны. Люди достигли совершенного производства, исходя из того, что у них есть. Они добывают необходимое количество пищи, умеют произвести на свет необходимое для них количество товаров, в данном смысле традиционная экономика представляет собой завершенный цикл. Менять в ней ничего не нужно, ведь потребности людей, которые живут по принципам данной экономики, весьма ограничены.

Понятно, что такая экономическая система возможна далеко не везде. Если вы живёте в умеренном климатическом поясе, где вызовы для человека постоянные, вам необходимо постоянно развиваться, совершенствоваться. Европейцы, живущие в умеренной зоне, постоянно придумывали что-то новое, решали те проблемы, которые перед ними возникали. Вот так постепенно сложилась иная форма экономического взаимодействия.

Её принято называть рыночной экономикой. В какой-то степени рынок - это стихия, вместе с тем у этой стихии есть очень чёткий порядок. Рыночная экономика - это специфическая модель, где экономическая жизнь основана на нескольких важных принципах, а именно:

1. Многообразие форм собственности;

2. Обязательное частное предпринимательство;

3. Свободное ценообразование.

Вообще рынок представляет собой очень тесную взаимосвязь между предпринимателями и покупателями. Только этот тандем определяет и цену товара, и необходимость производства этого товара. Определяется, сколько товара производить, какого качества, в каких точках земного шара он более необходим, а в каких - менее необходим.

В условиях рыночной экономики существуют только те товары и услуги, которые приносят прибыль по той простой причине, что человек, производящий эти товары и услуги, изначально тратит свои деньги. Рыночная экономика - это, прежде всего, экономика частного бизнеса. Безусловно, если человек вкладывает в производство товара свои средства и ресурсы, он хочет как компенсировать затраты этих ресурсов, так и получить прибыль. Для того чтобы это произошло, необходимо быть очень грамотным стратегом: понимать, какие потребности на данный момент существуют в обществе, и сможешь ли ты их грамотно удовлетворить. Для того чтобы достичь наилучших результатов, предприниматель постоянно стремится уменьшить свои издержки. Это возможно в том числе и с использованием новых технологий, которые позволяют удешевить производство. Значит, изобретение новых технологических процессов, изобретение новых машин позволяет предпринимателю увеличить свою прибыль. Это лежит в основе прогресса, именно в этом суть рыночной экономики. Мы улучшаем окружающий мир, получая прибыль для себя.

Однако и у рыночной экономики есть свои слабые стороны. Главная из них - проблема распределения средств, проблема распределения материальных ресурсов. К сожалению, рыночная экономика приводит к значительному внутреннему расслоению в обществе: у одних социальных групп скапливаются большие состояния, они имеют возможность приобретать больше товаров, потреблять большее количество благ, пользоваться более качественными услугами, чем другие. Но все мы так или иначе имеем чувство справедливости и хотим получать по заслугам, а рыночная экономика - очень жесткая модель, которая пренебрегает такими вещами как честь, справедливость, достоинство. Речь идёт только о прибыли.

Довольно давно люди стремились создать экономическую модель, которая отвечала бы интересам большинства, а в идеале - всех. Существовали различные варианты, как решить эту проблему. Наиболее примитивный способ - тот, который предлагал знаменитый литературный персонаж Шариков из «Собачьего сердца», а именно: взять всё и поделить. К сожалению, такой раздел благ и ресурсов между всеми невозможно произвести.

Постепенно родилась идея о создании общества, где бы главным регулятором экономики выступало государство. Такая экономическая модель получила название командно-административной . В такой экономической системе собственность принадлежит государству в большинстве своём. Государство принимает основные экономические решения, а, значит, оно распределяет ресурсы, отвечает за ценообразование. Получается, что можно создать условия, когда большинство населения будет иметь возможность приобретать необходимые товары и услуги. Но вместе с тем такая экономическая модель имеет и существенные недостатки. Главный из них - отсутствие массовой заинтересованности людей в производстве качественных товаров и услуг.

История нашего государства изобилует тому примерами. Значительный промежуток исторического времени наше государство входило в состав Советского Союза, и в этом государстве господствовала командно-административная система. Ведутся споры по поводу того, было ли это ошибкой или достижением, у обеих сторон есть убедительные доводы. В Советском Союзе была построена мощнейшая индустрия, он производил всю номенклатуру необходимых товаров, начиная от иголки и заканчивая космическими аппаратами; такого не могла позволить себе ни одна экономика мира. Однако ваши родители могут рассказать вам о том, что в Советском Союзе существовал жуткий дефицит товаров, зачастую в магазинах не было колбасы. Таковы реалии командно-административной системы.

Современный мир очень сложен, большинство экономик мира являются смешанными. Смешанная экономика - это экономика, в которой равномерно представлены как государственная, так и частная собственность. Иногда это логично пересекается и взаимодействует в том числе и с экономикой традиционного типа. В современной России есть элементы всех трёх основных типов экономических отношений.

Скорее всего, за экономиками смешанного типа и будет ближайшее будущее человечества. Конечно, мы не можем с уверенностью предсказывать продолжительный период будущей истории человечества, потому что человеческое общество слишком непредсказуемо и довольно быстро меняется. В том числе это касается и экономики. Но это уже проблема будущих поколений.

Как уже упоминалось, традиционные экономики по-прежнему существуют. Самое интересное, что некоторые из них весьма успешны и, самое главное, вполне лаконично вписались в экономические модели иного типа. В качестве примера рассмотрим экономику африканского племени масаи.

Масаи - охотники и скотоводы, они живут на традиционном уровне развития. Они носят национальную одежду, как правило, используют исключительно свои орудия труда, технологии изготовления которых перешли им по наследству, и по-прежнему ведут своё хозяйство на том уровне, который был достигнут очень давно. Но масаи научились продавать свой стиль жизни для современного общества. Сейчас толпы европейских туристов специально едут в Африку, чтобы посмотреть, как живут люди на традиционном уровне развития. При этом они платят большие деньги, в том числе и масаям. За вырученные деньги масаи приобретают те вещи, которые сами они произвести не в состоянии. Перед иностранцами же они устраивают различные обряды, ритуалы, танцы, чтобы подогреть интерес иностранных туристов. Подобный тип экономических отношений достаточно характерен для традиционных экономик, именно поэтому они и живут.

Давайте рассмотрим парадокс. Командно-административная система - это попытка человека создать справедливое общество. На практике же оказывается, что когда люди пытаются с помощью команд и распоряжений регулировать экономические отношения, возникает жуткий дефицит товаров, многие из них не отличаются высоким качеством. Проблема здесь в мотивации. Если человек не заинтересован в результате своего труда, а иных форм принуждения (насилие) в государстве нет, он работает из рук вон плохо.

К сожалению, история обществ с командно-административной системой всегда была очень похожей. Людям доставалось по необходимому количеству экономических благ, какие-то товары и услуги были доступны всем, но отвечать всем интересам общества, быть качественными эти товары не могли. Нынешняя ситуация в мире показывает, что даже там, где до сих пор сохранена командно-административная система, государства характеризуются экономической отсталостью. Это государства, где население по-настоящему не живёт в экономическом смысле. Оно лишь существует.

Список литературы

1. Кравченко А.И. Обществознание 8. - М.: Русское слово.

2. Никитин А.Ф. Обществознание 8. - М.: Дрофа.

3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 8. - М.: Просвещение.

2. Крымский агропромышленный колледж ().

Домашнее задание

1. Объясните, какими способами людей можно мотивировать к труду.

2. Почему в мире до сих пор сохранились общества с традиционной экономикой?

3. * Составьте сравнительную характеристику всех трёх основных типов экономических систем в виде таблицы. Критерии для сравнения выберите самостоятельно.

Экономическая теория: конспект лекций Душенькина Елена Алексеевна

4. Экономические системы, их основные типы

Система – это множество элементов, которые образуют определенное единство и целостность за счет устойчивых взаимоотношений и связей между элементами внутри этой системы.

Экономические системы – это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Выделяют следующие особенности экономической системы:

1) взаимодействие факторов производства;

2) единство фаз воспроизводства – потребления, обмена, распределения и производства;

3) ведущее место собственности.

Для того чтобы определить, какой тип экономической системы доминирует в данной экономике, необходимо определить ее главные составляющие:

1) какая форма собственности считается преобладающей в экономической системе;

2) какие методы и приемы используются в управлении и регулировании экономикой;

3) какие применяются методы в наиболее эффективном распределении ресурсов и благ;

4) каким способом происходит установление цен на товары и услуги (ценообразование).

Функционирование любой экономической системы осуществляется на основе организационно-экономических отношений, которые возникают в процессе воспроизводства, т. е. в процессе производства, распределения, обмена и потребления. К формам связей организации экономической системы относятся:

1) общественное разделение труда (выполнение работником предприятия различных трудовых обязанностей по производству товаров или услуг, иными словами – специализация);

2) кооперация труда (участие различных людей в процессе производства);

3) централизация (объединение нескольких предприятий, фирм, организаций в единое целое);

4) концентрация (укрепление положения предприятия, фирмы на конкурентном рынке);

5) интеграция (объединение предприятий, фирм, организаций, отдельных отраслей, а также стран с целью ведения общего хозяйства).

Социально-экономические отношения – это связи между людьми, которые возникают в процессе производства и формируются на основе различных форм собственности на средства производства.

Одной из наиболее распространенных является следующая классификация экономических систем.

1. Традиционная экономическая система – это система, в которой все основные экономические вопросы решаются на основе традиций и обычаев. Такая экономика существует до сих пор в территориально удаленных странах мира, где население организовано по племенному укладу (Африка). Она базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, ярко выраженной многоукладности экономики (различные формы хозяйствования): натурально-общинные формы, мелкотоварное производство, которое представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами. Товары и технологии в такой экономике традиционны, а распределение осуществляется по кастовому признаку. В данной экономике огромную роль играет иностранный капитал. Для такой системы характерна активная роль государства.

2. Командная или административно-плановая экономика – это система, в которой доминируют общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования. В качестве координирующего механизма в такой экономике выступает план. Существует ряд особенностей государственного планирования:

1) непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов;

2) государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями;

3) государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

3. Рыночная экономика – экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, конкуренции, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. В процессе исторического развития человеческого общества создаются предпосылки для укрепления экономической свободы – возможности индивида реализовать свои интересы и способности путем активной деятельности в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

Такая система предполагает существование многоукладной экономики, т. е. комбинирование государственной, частной, акционерной, муниципальной и других видов собственности. Каждому предприятию, фирме, организации предоставляется право самим решать что, как и для кого производить. При этом они ориентируются на спрос и предложение, а свободные цены возникают в результате взаимодействия многочисленных продавцов с многочисленными покупателями. Свобода выбора, частный интерес формируют отношения конкуренции. Одной из главных предпосылок чистого капитализма выступает личная выгода всех участников экономической деятельности, т. е. не только капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника.

4. Смешанная экономика – экономическая система с элементами других экономических систем. Данная система оказалась наиболее гибкой, приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Основные черты данной экономической системы: обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах; экономическая деятельность на базе количественной частной и государственной собственности; активное государство. Государство выполняет следующие функции:

1) поддерживает и облегчает функционирование рыночной экономики (защита конкуренции, создание законодательства);

2) усовершенствует механизмы функционирования экономики (перераспределение доходов и богатства), регулирует уровень занятости, инфляции и т. п.;

3) решало следующие задачи по стабилизации экономики:

а) создание устойчивой денежной системы;

б) обеспечение полной занятости;

в) снижение (стабилизация) уровня инфляции;

г) регулирование платежного баланса;

д) максимально возможное сглаживание циклических колебаний.

Все перечисленные выше типы экономических систем существуют не отдельно, а находятся в постоянном взаимодействии, образуя при этом сложную систему мирового хозяйства.

автора Варламова Татьяна Петровна

27. Сущность денежной системы. Основные типы денежных систем Денежная система – форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. Ее составной частью является национальная валютная система, которая

Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

33. Эволюция мировой валютной системы. Основные валютные системы До 1914 г. международные капиталы осуществлялись на основе золотого стандарта, существовал свободный международный валютный оборот. Владельцы иностранной валюты могли свободно распоряжаться ею: продавать

Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

83. Типы банковских систем. Основные различия между командно-административной и рыночной банковскими системами Можно выделить два основных типа банковских систем: командно-административную банковскую и рыночную банковскую систему.Главная особенность рыночной системы

Из книги Всё об УСН (упрощенной системе налогообложения) автора Терехин Р. С.

1.1. Основные экономические показатели Как вы думаете, что бизнес дает предпринимателю: прибыль или доход? И вообще, это одно и то же или это все-таки разные понятия? Экономисты ни за что не признают равенство этих понятий, и вот почему.Доходами принято называть все

Из книги Деньги. Кредит. Банки: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

8. Денежные системы (ДС), устройство, типы ДС страны– это исторически сложившаяся национальная система организации денежного обращения, закрепленная традициями и оформленная законодательно. ДС государств возникают и развиваются по мере развития видов и форм денег. Типы

Из книги Основы кибернетики предприятия автора Форрестер Джей

14. 2. Основные звенья системы Один из первых шагов при исследовании динамики поведения промышленной системы состоит в предварительном выявлении факторов, которые, по-видимому, имеют существенное влияние на характер поведения изучаемой системы. Этот шаг, пожалуй,

Из книги Маркетинг. Краткий курс автора Попова Галина Валентиновна

11.1. Основные типы маркетинга Если внимательно проследить за ходом нашего анализа, то станет понятно, что стержнем работы любой организации будет продажа тех товаров и услуг, которые эта организация производит, а это и есть непосредственная задача маркетингового

Из книги История экономических учений: конспект лекций автора Елисеева Елена Леонидовна

2. Экономические предпосылки ликвидации крепостничества. Отмена крепостного права. Расслоение российской деревни. Основные типы сельских хозяйств и их характеристика Среди предпосылок отмены крепостного права важнейшей нужно считать гласность. Стали возникать

Из книги Экономическая статистика автора Щербак И А

8. Основные экономические группировки и система обозначений в статистике В экономической статистике используется большое число группировок конкретного назначения. Например, классификатор форм собственности может применяться для классификации и кодирования объектов

автора Одинцова Марина Игоревна

1.2. Основные типы ситуаций, приводящих к возникновению института Институты создаются людьми, чтобы поддержать порядок и сократить неопределенность обмена. Они обеспечивают предсказуемость поведения людей, позволяют экономить наши мыслительные способности, так как,

Из книги Институциональная экономика автора Одинцова Марина Игоревна

2.3. Трансакционные издержки и основные типы экономического обмена В соответствии с принципом трансакционных издержек можно выделить три основных типа экономического обмена [Норт, 1993].Первый тип – персонализированный обмен – был господствующим на протяжении большей

Из книги Маркетинг. Ответы на экзаменационные вопросы автора Замедлина Елена Александровна

24. Понятие рынка и его основные типы Понятие «рынок» занимает в маркетинге одно из ведущих мест.Очень часто понятие рынка толкуют как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. Может сформироваться рынок на какой-то товар, услугу или иной объект,

Из книги Экономическая теория. Часть 1. Социально-экономические системы автора Чуньков Юрий Иванович

Введение Читателям предложено новое, отличное от общепринятых стандартов, учебное пособие по экономической теории. В чём его новизна? Следует указать на несколько основных положений, выделяющих его из ряда «Экономиксов» и большинства российских учебников. Во-первых,

Из книги Шпаргалка по истории экономики автора Энговатова Ольга Анатольевна

48. ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЛИКВИДАЦИИ КРЕПОСТНИЧЕСТВА. РАССЛОЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СЕЛЬСКИХ ХОЗЯЙСТВ Центральным вопросом реформы, по которому шла борьба внутри помещичьего класса, был вопрос о том, освобождать крестьян с

Из книги Геноцид автора Глазьев Сергей Юрьевич

Из книги Экономика для обычных людей: Основы австрийской экономической школы автора Кэллахан Джин

Экономические роли и исторические типы Мы построили экономику, основанную на структуре капитала, межличностном обмене и деньгах, а также исследовали состояния покоя, которые представляют собой неподвижные точки притяжения человеческой деятельности. Теперь мы готовы

Конкурс планов конспектов «Мой лучший урок»

Номинация: экономика

Название работы:

«Типы экономических систем.
Их преимущества и недостатки» (проект урока экономики в 8 классе)

Долинина Наталья Леонидовна, учитель экономики первой квалификационной категории, филиала МКОУ Кудринской ООШ «Пелеговская ООШ», электронный адрес: ndlb 35@ yandex . ru

Пояснительная записка

Тема «Экономические системы. Их преимущества и недостатки»

    входит в стандарт среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень), обязательный минимум содержания основных образовательных программ,

    включена в требования к уровню подготовки выпускников как элемент содержания, проверяемых на государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по обществознанию и элемент содержания, проверяемый на едином государственном экзамене по обществознанию.

Данная тема является базовой для успешного освоения такой темы, как «Экономическая роль государства», понимания особенностей развития современной российской экономики.

    Цель данной методической разработки - раскрыть формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме учебной программы.

    Содержание методической разработки направлено на то, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов,формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

    Данная методическая разработка содержит конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (поурочные разработки, тесты, задания с кратким и развернутым ответом, структурно -логические схемы, выход на цифровые образовательные ресурсы)

    В рамках Областной программы экономического образования школьников (5-11 классы) данная тема изучается на всех трех ступенях обучения: 6 класс (по примерному тематическому планированию отводится 2 часа); 8 класс (3 часа); 10 класс (2 часа). Программой предполагается на каждой ступени экономического образования школьников формирование основных знаний и умений.

Главные вопросы экономики.

Понятие экономической системы.

Традиционная экономика.

Рыночная экономика.

Сравнительная характеристика экономических систем.

Смешанная экономика как способ объединения преимуществ командной и рыночной экономики.

Российская экономика на современном этапе.

Выделять преимущества и недостатки различных типов экономических систем.

Аргументировать необходимость перехода к смешанной экономике.

Выделять особенности современной российской экономики, понимать трудности перехода от командной экономики к рыночной.

Мною разработан проект урока экономики по теме «Типы экономических систем. Их преимущества и недостатки» в 8 классе. В зависимости от подготовленности класса проект реализуется за 1-2 урока. Особое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся, формированию навыков работы с различными источниками информации, грамотному использованию информационных ресурсов, подготовке к ГИА.

С учетом возраста обучающихся, их исходного уровня развития работа на уроках должна быть направлена не только на изучение новых знаний, но и формирование навыков самостоятельного получения знаний обучающимися, умению сотрудничать и работать в группах. С этой целью был разработан проект урока на тему «Типы экономических систем. Их преимущества и недостатки.» А также в ходе урока были использованы различные виды работ.

На данный момент учащиеся знают:

Понятия экономика, микроэкономика, макроэкономика, отраслевая и региональная экономика,

Потребности, их безграничность, классификация потребностей,

Ресурсы и их ограниченность, блага, проблема и цена выбора,

Главные вопросы экономики и типы экономических систем (из курса экономики 6 класса).

Умеют:

Самостоятельно работать с учебником,

Работать в группах,

В предложенном тексте определять главную мысль.

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Типы экономических систем. Их преимущества и недостатки»

Задачи урока:

Образовательные : обобщить и систематизировать знания учащихся об экономических системах, определить преимущества и недостатки каждой системы, выделять преимущества и недостатки различных типов экономических систем, научить аргументировать необходимость перехода к смешанной экономике, понимать трудности перехода от командной экономики к рыночной.

Развивающие : развивать навыки учебной деятельности (заполнение таблиц и схем), работы с различными источниками информации; развивать умения размышлять, сравнивать, обобщать, формировать умение принятия нестандартных решений, формировать познавательный интерес.

Воспитывающие : прививать навыки грамотного использования информационных ресурсов, умения сотрудничать, развивать чувство коллективизма, трудолюбие, культуру поведения.

Оборудование.

Компьютер;

Медиапроектор и мультимедийный экран для компьютерной
презентации;

Карточки – задания.

Карточки – схемы.

Учебник И.В. Липсица «Экономика»

Хронометраж урока

N

п / п

Этапы урока

Время

Организационный момент.

4 мин.

Сообщение темы урока.

1 мин.

Формирование новых знаний.

5 мин.

Самостоятельная работа обучающихся по карточкам

а) работа обучающихся в группах

- (заполнение таблицы)

Проверка

в) самостоятельная работа обучающихся

Заполнение схем

Проверка

8мин. 6 мин.

4 мин.

3 мин.

Знакомство с новым понятием

6 мин.

Закрепление материала.

6 мин.

Подведение итогов.

1 мин.

Домашнее задание

1 мин.

45 мин.

План-конспект урока.

N

п / п

Содержание урока.

Теоретиче-ское обоснование

1

Организационный момент.

Формулировка темы урока. Целеполагание.

Здравствуйте, ребята. Начинаем урок экономики.

У вас на партах лежат карточки с текстом, в котором вам нужно исправить ошибки. Для этого вы должны вспомнить понятия, которые изучали раньше в младших классах.

Текст: При натуральном хозяйстве семья производит все, что ей нужно, своими силами. Но не все продукты способствует снижению производительности труда. При товарном хозяйстве люди производят товары и услуги для собственного потребления . Разделение труда дает возможность механизировать производственный процесс. Самый современный вид торговли - бартер.

(слайд № 4)

Ошибки: При натуральном хозяйстве семья производит все, что ей нужно, своими силами . Все продукты , производимые в натуральном хозяйстве, потребляются его участниками. Натуральное хозяйство способствует росту производительности труда. При товарном хозяйстве люди производят товары и услуги для продажи. Разделение труда дает возможность механизировать производственный процесс. Самый древний вид торговли - бартер.

(слайд № 5)

Натуральное или товарное хозяйство существует сейчас? (И то, и другое. Но натуральное хозяйство постепенно себя изживает, а товарное хозяйство все больше развивается.)

Почему главная роль в настоящее время принадлежит товарному хозяйству?

(Этому способствуют разделение труда, технический прогресс, потребность людей в боле разнообразных товарах, увеличение численности населения и т.д.)

Настрой учащихся на учебную деятельность.

Умение применять полученные знания, размышлять, систематизировать материал.

Подведение к теме урока.

Активизация внимания и нацеленность на работу во время урока.

Переход

от повторения к изучению нового материала.

2

Сообщение тему урока.

Остановимся подробнее на товарном хозяйстве. Существуют различные способы организации товарного хозяйства, т.е. различные экономические системы. Наша с вами задача сегодня - познакомится с различными типами экономических систем, определить их достоинства и недостатки.

3

Формирование новых понятий.

Каждая экономическая система в первую очередь отвечает на три главных экономических вопроса:

Что следует производить (какие товары и услуги)?

Как их производить (каким способом)?

Для кого эти товары и услуги производить (кто их будет
потреблять)?

(Слайд № 6)

Общество отвечает на эти вопросы разными способами. Способ ответа общества на эти вопросы и есть его экономическая система.

Экономическая система - это форма организации хозяйственной жизни общества, различающаяся по:

    Способу координации хозяйственной деятельности людей, фирм, государства.

    Типу собственности на экономические ресурсы.

(Слайд № 7)

Существуют следующие типы экономических систем:

Традиционная система – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии длительно существующими традициями.

Командная система - способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в собственности государства, а ограниченные ресурсы распределяются по указаниям центральных органов управления в соответствии с планами.

Рыночная система - способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынка.

(Слайд № 8)

Давайте определим, как же данные экономические системы отвечают на главные вопросы экономики? Что производить? Как производить? Для кого производить?

Изучение новых знаний.

Знакомство учащихся с новыми понятиями.

4

Самостоятельная работа учащихся.

Каждый учащийся получает карточки с характеристиками экономических систем и таблицу, которую должен заполнить.

Карточки

1. Традиционная экономическая система.

На протяжении большей части истории человечества вопросы, ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить, решались в соответствии с традициями и обычаями («так, как раньше»). В настоящее время в чистом виде такая экономическая система сохранилась у некоторых племен Центральной Африки, Южной и Юго - Восточной Азии, долины Амазонки. В Индии, например, люди делились на касты священников, воинов, ремесленников и слуг. Никто не мог выбрать себе профессию по своему желанию, человек обязательно наследовал ремесло отца. Таким образом, распределение самых важных в ту пору ресурсов – трудовых – диктовалось нерушимыми многовековыми традициями. .
То же самое можно сказать и о выборе производимых благ и технологий. Одни и те же изделия производились из поколения в поколение, а способы производства при этом оставались такими, какими они были сотни лет назад.
С одной стороны, это позволяло потомственным ремесленникам достичь высочайшего уровня мастерства, с другой – не изобреталось и не производилось ничего нового. Технический прогресс и рост эффективности производства были невозможны, потому что каждый ремесленник копировал приемы работы своих учителей. Распределение и обмен продуктов также решались согласно обычаям.

2. Командная экономическая система .

В этой экономической системе решения о том, ЧТО,КАК и ДЛЯ КОГО производить, принимаются из единого центра, которым обычно является глава государства. Командная экономика в сравнительно чистом виде существовала, например, в государстве древних инков. Через много веков похожая экономическая система сложилась в СССР и других социалистических странах.В настоящее время такую экономику можно найти лишь на Кубе и в Северной Корее.
В централизованной экономике все материальные ресурсы и продукты производства обычно принадлежат государству.
Согласование экономической деятельности происходит с помощью планов (плановая экономика). Расчет плана в реальной жизни происходит так: все существующие в стране промышленные и сельскохозяйственные предприятия сообщают наверх, сколько они могли бы произвести в будущем году. Эти цифры суммируются и с небольшими поправками составляют план, который затем возвращается на те же предприятия.
Все работники подчинены государственному чиновнику, тот – более важному чиновнику, и так далее по административной лестнице вплоть до верховного правителя, как бы он ни назывался: фараоном, императором или генеральным секретарем правящей партии. Технология производства определяется государством, потому что ему принадлежат все здания, сооружения, станки, ресурсы и т.д. Для работы сложного механизма централизованной экономики требуется огромное количество управляющих, планирующих, рассчитывающих и проверяющих чиновников.

3. Рыночная экономическая система.

В рыночной экономической системе действуют люди, свободные от власти традиций и не подчиненные единому центру. Факторы производства и его результат – продукт – принадлежит не общине и не государству, а частным лицам.

Поэтому проблема стимулов к производству в рыночной экономике не стоит. Каждый из них сам решает, что изготовлять, как и в каком количестве, исходя при этом из одной единственной цели – личного интереса, увеличения собственного богатства и благосостояния. В условиях разделения труда и личной свободы производители связаны друг с другом через обмен товарами. Эта система не гарантирует каждому, что он всегда сможет обменять свой продукт на другие. Обратной стороной свободы выбора являются риск и полная личная ответственность.

Только обменивая товар, производитель может получить все необходимое для удовлетворения своих потребностей.

Таблица для заполнения.

Экономическая система

Способ принятия решений

Что производить?

Как производить?

Для кого

производить?

Традиционная

Командная (плановая)

Рыночная

(слайд № 8)

Теперь проверим. У вас вот что должно было получиться.

(слайд № 10)

Каждая из данных экономических систем имеет свои плюсы и минусы. Класс делится ни 3 группы. Сейчас вы самостоятельно будете работать с учебником. А затем заполните следующие схемы.

Схема 1.

Схема 2.

Схема 3.

Для этого каждая из групп получает по одной схеме и карточке, в которых указаны вперемешку положительные и отрицательные черты экономических систем. Их задача: определить. К какой экономической системе нужно отнести данный пункт и в какой столбик – положительная или отрицательная это черта.

(слайд № 11)

Карточки. Для учителя.

Традиционная экономическая система.

Преимущества:

1.Стабильность общества.

2.Высокое качество производимых благ.

Недостатки:

1.Неспособность к развитию и совершенствованию, отсутствие технического прогресса.

2.Плохая приспособляемость к изменению внешних условий.

3.Ограниченность числа производимых благ.

Командная экономическая система.

Преимущества:

1.Способность сконцентрировать ресурсы для достижения какой-либо цели.

Недостатки:

1.Невозможность точно спланировать все потребности общества и распределить ресурсы для их удовлетворения, как следствие, перепроизводство одних благ и дефицит других.

2.Отсутствие достаточных стимулов к производству и техническому прогрессу, необходимость использования внеэкономических методов принуждения.

3.Негибкость, замедленная реакция на изменения внешних условий.

Рыночная экономическая система.

Преимущества: 1.Большая свобода выбора для производителей и потребителей. 2.Для управления экономикой не нужен большой аппарат чиновников. 3.Снабжение потребителей необходимыми им товарами. Широкий выбор товаров и услуг. 4.Постоянная направленность на поиск современных методов производства новых товаров, на внедрение передовых технологий, которые обеспечивают высокое качество продукции и высокую прибыль фирм. 5.Воздействие конкуренции между фирмами на эффективность их работы, на снижение цен и повышение качества товаров и услуг. 6.Отсутствие дефицита из-за быстрой реакции предпринимателей на запросы потребителей. 7.Высокая продуктивность фермерских хозяйств из-за частной собственности на землю.

Недостатки: 1.Неравенство. Значительная разница в доходах граждан. Неудовлетворительное решение проблемы социальной справедливости. 2.Обогащение лишь тех, кто добивается успеха, и разорение неудачников. 3.Неустойчивость экономики: ей присущи подъемы и спады. 4.Безработица. 5.Неустойчивость цен. 6.Неуверенность в завтрашнем дне. 7.Платность большинства услуг. Зависимость медицинского обслуживания и образования от уровня доходов граждан. 8.Большое количество бездомных людей, беспризорных детей. 9.Более высокий уровень преступности на фоне социального неравенства. 10.Помощь малоимущим людям оказывает не рынок, а государство. 11.Рынок не обеспечивает оборону страны. 12.Рынок не в состоянии возместить ущерб, нанесенный окружающей среде производством продукции.

Для обучающихся:

1. Ограниченность числа производимых благ.

2. Помощь малоимущим людям оказывает не рынок, а государство.

3.Неспособность к развитию и совершенствованию, отсутствие технического прогресса.

4.Плохая приспособляемость к изменению внешних условий.

5. Стабильность общества.

6. Безработица.

7.Невозможность точно спланировать все потребности общества и распределить ресурсы для их удовлетворения, как следствие, перепроизводство одних благ и дефицит других.

8. Не равенство. Значительная разница в доходах граждан. Неудовлетворительное решение проблемы социальной справедливости

9.Негибкость, замедленная реакция на изменения внешних условий.

10.Большая свобода выбора для производителей и потребителей. 11.Для управления экономикой не нужен большой аппарат чиновников. 12.Снабжение потребителей необходимыми им товарами. Широкий выбор товаров и услуг.

13. Рынок не в состоянии возместить ущерб, нанесенный окружающей среде производством продукции.

14.Воздействие конкуренции между фирмами на эффективность их работы, на снижение цен и повышение качества товаров и услуг. 15.Отсутствие дефицита из-за быстрой реакции предпринимателей на запросы потребителей. 16.Высокая продуктивность фермерских хозяйств из-за частной собственности на землю.

17. Отсутствие достаточных стимулов к производству и техническому прогрессу, необходимость использования внеэкономических методов принуждения..

18.Обогащение лишь тех, кто добивается успеха, и разорение неудачников. 19.Неустойчивость экономики: ей присущи подъемы и спады.

20. Способность сконцентрировать ресурсы для достижения какой-либо цели.

21.Неустойчивость цен. 22. Постоянная направленность на поиск современных методов производства новых товаров, на внедрение передовых технологий, которые обеспечивают высокое качество продукции и высокую прибыль фирм. 23.Платность большинства услуг. Зависимость медицинского обслуживания и образования от уровня доходов граждан. 24.Большое количество бездомных людей, беспризорных детей. 25.Более высокий уровень преступности на фоне социального неравенства. 26. Высокое качество производимых благ.

27.Рынок не обеспечивает оборону страны.

28. Неуверенность в завтрашнем дне.

Теперь давайте проверим, что у вас должно было получиться.

(слайд №12)

(слайд №13)

(слайд №14)

Но также остановиться еще на одном моменте. В настоящее время в чистом виде данных экономических систем почти не существует.

Практически все существующие в современном мире экономические системы следует отнести к смешанному типу.

Развитие мышления.

Развитие умения систематизи-ровать учебный материал.

Развитие навыков самостоятель-ной работы, умение работать с учебником.

Формирование умения работать

в группе.

Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать.

Умения сотрудничать.

Развивитие чувства коллек-тивизма, трудолюбия.

Развитие умения сравнивать, обобщать. Систематизи-ровать, выделять главное. Умения применять полученные знания на практике.

Наглядность увеличивает продуктив-ность урока. Темп урока увеличивается.

5

Смешанная экономика - способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в собственности государства, а ограниченные ресурсы распределяются как рынками, так и при значительном участии государства.

(слайд № 15)

Смешанная экономика призвана использовать сильные стороны и преодолеть недостатки рыночной и централизованной экономик. Главные экономические вопросы в основном решаются рынком, но общенациональные и региональные экономические проблемы решаются государством. .
Основой является частная собственность на экономические ресурсы, хотя в некоторых странах существует достаточно крупный государственный сектор. .
Часть ресурсов централизуется и распределяется государством с помощью командных механизмов в целях компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов. В реальной жизни любой страны не присутствует в чистом виде ни одна экономическая система. В Англии, например, около 30% рабочей силы заняты в государственном секторе, остальные 70% заняты в частном.

(слайд № 16)

Знакомство с новым понятием.

При работе с информацией на слайде, учитель акцентирует внимание учеников на примерах из жизни.

6

Закрепление материала.

Чтобы закрепить знания, полученные на уроке, сделаем следующее задание: в карточках -задания отметьте, какие утверждения, по вашему мнению, являются верными, а какие - нет.

1. Традиции и опыт как составные механизма принятия решения сегодня используют в большей степени, чем в предыдущие исторические периоды.

2. Политика, основанная на принципах свободной конкуренции, означает, что правительство мало вмешивается в экономику.

3. Проблемы «что, как, кто» в командной экономике решаются автоматически.

4. Фундаментальная проблема, с которой сталкиваются все экономические системы, это – редкость ресурсов.

5. Проблема «как производить» не существует, если количество производственных ресурсов строго фиксировано и «привязано» к конкретным товарам.

6. Проблема «что производить» может стоять только перед частным предпринимателем, но не перед обществом.

7. Экономика страны является рыночной, потому что ее правитель владеет и распоряжается всеми ресурсами данной страны.

8. Смешанная экономика основана на натуральном хозяйстве и главенствующей роли государства.

(слайд №17)

(ответы: 1- неверно, 2- верно, 3- неверно, верно, 5- неверно, 6- неверно, 7 – неверно, 8- неверно)

Взаимопроверка. Поменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте правильность выполнения задания. Поставьте оценку.

Проверка степени усвоения материала.

Практическое использование полученных знаний.

Развитие логического мышления, сообразительности, умения выделять существенное.

7

Подведение итогов урока.

Что нового узнали на уроке?

(Главные вопросы экономики, какие существуют типы экономических систем, как решают главные вопросы экономики в традиционной, командной, экономической системах, преимущества и недостатки различных типов экономических систем.)

Что было особенно трудным на уроке? Что вам далось легко?

Что было интересным?

Вы много работали в группах и самостоятельно. Давайте дадим оценку каждого из вас сегодня на уроке.

(выставление оценок)

(слайд №18)

Развитие умения делать выводы, обобщать.

Рефлексия.

Развитие умения давать оценку своей работе на уроке и работе одноклассни-ков.

8

Домашнее задание.

Работа по учебнику: определить, к какой экономической системе относится современная Россия. Проанализировать особенности этой экономической системы в тетрадях .

(слайд №19)


Список используемой литературы и ресурсов интрнета:

    Азимов Л.Б. Преподавание экономики в школе: Основные экономические понятия.- М.:Финансы и статистика,2008

    Лавренова Е.Б. Сборник заданий по экономике для подготовки к ЕГЭ: Пособие для 10-11 классов.-М.:Вита-Пресс, 2010

    Преподавание курса «Основы экономической теории». Пособие для учителя 10-11 классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики. Под ред. С.И. Иванова – М.: Вита-Пресс, 2010