Экономика Китая XXI века. Экономическое развитие Китая в начале XXI века - социологический анализ Развитие китая в конце 20 21 века

Первый этап реформ Китая (1978-1984 годы)ПЕРВЫЙ ЭТАП РЕФОРМ КИТАЯ (1978-1984 ГОДЫ)
В 1978 Г. ПАРТИЙНЫЙ ЛИДЕР ДЭН СЯОПИН НАЧАЛ СЕРИЮ РЕФОРМ. БЫЛИ
ЛИКВИДИРОВАНЫ КОММУНЫ-КОЛХОЗЫ, КРЕСТЬЯНЕ ВНОВЬ ПОЛУЧИЛИ ЗЕМЛЮ.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ БЫЛО СОКРАЩЕНО,
ДИРЕКТОРА ПРЕДПРИЯТИЙ ПОЛУЧИЛИ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ НА
ОРГАНИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ. ПРОДУКЦИЮ, ВЫПУЩЕННУЮ
СВЕРХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА, РАЗРЕШАЛОСЬ ПРОДАВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО
ВНУТРИ СТРАНЫ И ЗА ГРАНИЦЕЙ ПО СВОБОДНЫМ ЦЕНАМ. НА ЮГО-ВОСТОЧНОМ
ПОБЕРЕЖЬЕ КИТАЯ СТАЛИ СОЗДАВАТЬСЯ «ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ», В
КОТОРЫХ ДЕЙСТВОВАЛИ ЗАКОНЫ СВОБОДНОГО РЫНКА. В СТРАНЕ СТАЛО
УВЕЛИЧИВАТЬСЯ ЧИСЛО КООПЕРАТИВОВ И НЕБОЛЬШИХ ЧАСТНЫХ ЛАВОЧЕК.
РЕЗУЛЬТАТЫ НЕ ЗАМЕДЛИЛИ ПРОЯВИТЬСЯ. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ ДОСТИГ
НЕСЛЫХАННОГО УРОВНЯ: 12-18 % В ГОД. К 1984 Г. КНР ПРОИЗВОДИЛА 400 МЛН ТОНН
ЗЕРНА И ПОЛНОСТЬЮ ОБЕСПЕЧИЛА СЕБЯ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ. В СТРАНЕ ПОЯВИЛИСЬ
ЗАЖИТОЧНЫЕ ГОРОЖАНЕ. ВМЕСТО БЕЗЛИКОЙ УНИФОРМЫ, В КОТОРОЙ КИТАЙЦЫ
ХОДИЛИ ВО ВРЕМЕНА МАО, ЖИТЕЛИ КНР СТАЛИ ОДЕВАТЬСЯ ПО ЕВРОПЕЙСКОЙ И
АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕ. В КИТАЕ УВЕЛИЧИЛОСЬ КОЛИЧЕСТВО ЛИЧНОГО
АВТОТРАНСПОРТА, А СОТНИ ТЫСЯЧ МЕЛКИХ ТРАКТОРОВ ОКАЗАЛИСЬ ВОСТРЕБОВАНЫ
В ДЕРЕВНЕ.

Путь Китая к социализму

ПУТЬ КИТАЯ К СОЦИАЛИЗМУ
РЕФОРМАТОРАМ НЕ УДАЛОСЬ ДО КОНЦА ИСКОРЕНИТЬ НИ КОРРУПЦИЮ,
НИ БЮРОКРАТИЗМ ЧИНОВНИКОВ. НО МНОГИЕ КИТАЙЦЫ ГОТОВЫ БЫЛИ
ПРОСТИТЬ ЭТИ «ИЗДЕРЖКИ» ЗА ПОВЫСИВШИЙСЯ ЖИЗНЕННЫЙ
УРОВЕНЬ. ЖИТЕЛИ КНР НАУЧИЛИСЬ ПРОЯВЛЯТЬ ИНИЦИАТИВУ И
ЗАРАБАТЫВАТЬ В СООТВЕТСТВИИ С ОБЪЁМОМ И КАЧЕСТВОМ РАБОТЫ.
ТАКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ БЫЛА НАЗВАНА РУКОВОДСТВОМ КПК
«КИТАЙСКИЙ ПУТЬ К СОЦИАЛИЗМУ», ОНА ПРЕДПОЛАГАЛА СОХРАНЕНИЕ
ОДНОПАРТИЙНОЙ ДИКТАТУРЫ КОММУНИСТОВ И ОДНОВРЕМЕННОЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЫНОЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ В ЭКОНОМИКЕ.
В МАРТЕ 1992 Г. ДЭН СЯОПИН НА ЗАСЕДАНИИ РУКОВОДСТВА
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ КИТАЯ ЗАЯВИЛ: «НЕ СТОИТ СКОВЫВАТЬ
СЕБЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКИМИ И ПРАКТИЧЕСКИМИ АБСТРАКТНЫМИ
СПОРАМИ О ТОМ, КАКОЕ ИМЯ ЭТО ВСЁ НОСИТ - СОЦИАЛИЗМ ИЛИ
КАПИТАЛИЗМ».

События на площади Тяньаньмэнь (4 июня)

СОБЫТИЯ НА ПЛОЩАДИ ТЯНЬАНЬМЭНЬ (4 ИЮНЯ)
РУКОВОДСТВО КПК (ПРЕЖДЕ ВСЕГО «АРХИТЕКТОР РЕФОРМ» ДЭН СЯОПИН,
ФОРМАЛЬНО ОТОШЕДШИЙ ОТ ВЛАСТИ, НО КОНТРОЛИРОВАВШИЙ ЕЁ) ОПАСАЛОСЬ,
ЧТО НОВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ МОГУТ ВЫЗВАТЬ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ, КОТОРУЮ ОНИ НА
БЛЮДАЛИ В СОСЕДНЕМ СССР ВО ВРЕМЯ ПЕРЕСТРОЙКИ. МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ ХА
РАКТЕР КИТАЯ И НЕРЕШЁННОСТЬ МНОГИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ (В ЧАСТНОСТИ,
НА ТИБЕТЕ, ГДЕ БОЛЬШИНСТВО НАСЕЛЕНИЯ БЫЛО НЕДОВОЛЬНО КИТАЙСКИМ
«ПРИСУТСТВИЕМ») РОЖДАЛИ ОПАСНОСТЬ РАСПАДА ГОСУДАРСТВА. ПРЕКРАСНО
ОСОЗНАВАЯ, ЧТО СТЕРЖЕНЬ В ВИДЕ КОМПАРТИИ ЦЕМЕНТИРУЕТ ГОСУДАРСТВО,
КИТАЙСКИЕ РУКОВОДИТЕЛИ НЕ СОБИРАЛИСЬ РАСШИРЯТЬ ДЕМОКРАТИЮ. А РЫНОК
ТРЕБОВАЛ РАСШИРЕНИЯ ИНИЦИАТИВЫ И ОТКАЗА ОТ ДИКТАТУРЫ. В КОНЦЕ 1980-Х
ГГ. СТУДЕНЧЕСКИЕ ДЕМОНСТРАЦИИ ТРЕБОВАЛИ ОТ РУКОВОДИТЕЛЕЙ КПК
ДЕМОКРАТИЗАЦИИ. НО ОТВЕТ БЫЛ ЖЁСТКИМ: ЛЕТОМ 1989 Г. НА УЛИЦЫ ПЕКИНА
БЫЛИ ВЫВЕДЕНЫ ТАНКИ, НА ПЛОЩАДИ ТЯНЬАНЬМЭНЬ МАНИФЕСТАНТЫ БЫЛИ
ЖЕСТОКО РАЗОГНАНЫ, ЧИСЛО ПОГИБШИХ НЕИЗВЕСТНО ДО СИХ ПОР. ДЭН СЯОПИН
РЕШИЛ ПОКА НЕ ВЫПУСКАТЬ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ИЗ-ПОД КОНТРОЛЯ.
СИТУАЦИЯ НЕ ИЗМЕНИЛАСЬ И ПОСЛЕ ЕГО СМЕРТИ В 1997 Г. ВЛАСТИ СТРАНЫ
ЖЁСТКО КОНТРОЛИРУЮТ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ.

Экономика Китая сегодня

ЭКОНОМИКА КИТАЯ СЕГОДНЯ















Экономика Китая сегодня

ЭКОНОМИКА КИТАЯ СЕГОДНЯ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПЕРЕМЕНЫ КИТАЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОЛИТИКИ РЕФОРМ
ПРОДОЛЖАЛИСЬ НА ПРОТЯЖЕНИИ 1980-2000-Х ГОДОВ. В КОНСТИТУЦИЮ БЫ
ЛИ ВНЕСЕНЫ ПОПРАВКИ, РАЗРЕШАЮЩИЕ ЧАСТНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ. ПРА
ВИТЕЛЬСТВО НАЧАЛО ПОСТЕПЕННУЮ ПРИВАТИЗАЦИЮ НЕЭФФЕКТИВНЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ ГОССЕКТОРА. В КИТАЕ ПОЯВИЛИСЬ КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ.
ЧИНОВНИЧИЙ АППАРАТ ПОДВЕРГСЯ РЕШИТЕЛЬНОМУ СОКРАЩЕНИЮ, А РЯД
ВЗЯТОЧНИКОВ БЫЛИ НАКАЗАНЫ. ЭТО ПРИНЕСЛО ОЩУТИМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. В
2006 Г. ВВП КНР ПРЕВЫСИЛ 10 ТРЛН ДОЛЛАРОВ, А ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
ТЕПЕРЬ НЕ ОПУСКАЕТСЯ НИЖЕ 7 % В ГОД. ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ИНО
СТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ ПРЕВЫСИЛИ 600 МЛРД ДОЛЛАРОВ. КИТАЙСКИЕ ТО
ВАРЫ СОСТАВЛЯЮТ 20 % ВСЕГО ЭКСПОРТА В МИРЕ. 200 ТЫС. ФАБРИК КНР
РАБОТАЮТ НА ЗАГРАНИЧНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. ПО ПРОИЗВОДСТВУ МЯСА, ЯИЦ,
САХАРА, ЧАЯ И ХЛОПКА СТРАНА ВЫШЛА НА ПЕРВОЕ МЕСТО В МИРЕ. УРОВЕНЬ
ЖИЗНИ ПОСТОЯННО ПОВЫШАЕТСЯ. КИТАЙСКАЯ АРМИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ
САМЫХ СОВРЕМЕННЫХ В РЕГИОНЕ. КИТАЙ ЗАНЯЛ ПРОЧНОЕ МЕСТО В
МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ (ТРЕТЬЯ ЭКОНОМИКА МИРА).

Проблемы экономики Китая

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ КИТАЯ
ПРИ ЭТОМ В КИТАЕ ОСТАЁТСЯ НЕМАЛО ПРОБЛЕМ. В
СЕЛЬСКИХ РАЙОНАХ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ
НАСЕЛЕНИЯ НАМНОГО НИЖЕ СРЕДНЕГО УРОВНЯ.
ОДНОЙ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ПРОБЛЕМ ТАКЖЕ
ЯВЛЯЕТСЯ НЕРАВНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТИЯ РАЗНЫХ
РЕГИОНОВ. БУРНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
НАНОСИТ УЩЕРБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЕ.


ПОМИМО ЭКОНОМИКИ, КИТАЙ ЗАНЯЛ ТВЁРДОЕ МЕСТО В МЕЖДУНАРОДНОЙ
ПОЛИТИКЕ. УШЛИ В ПРОШЛОЕ ЕГО АГРЕССИВНЫЕ СТОЛКНОВЕНИЯ С СОСЕДЯМИ.
ПО-ПРЕЖНЕМУ НЕ ПРИЗНАВАЯ ТАЙВАНЬ, ВЛАСТИ КНР УЖЕ НЕ НАСТАИВАЮТ НА
ВОЕННОМ РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ РАЗДЕЛЁННОЙ СТРАНЫ. В 1997 Г. КИТАЙЦЫ
СУМЕЛИ ВЕРНУТЬ СЕБЕ СЯНГАН (ГОНКОНГ), НАХОДИВШИЙСЯ РАНЬШЕ ПОД
УПРАВЛЕНИЕМ ВЕЛИКОБРИТАНИИ. А В 2003 Г. КИТАЙСКИЙ ФЛАГ ВЗВИЛСЯ НАД
АОМЫНЕМ (МАКАО) - БЫВШИМ КОЛОНИАЛЬНЫМ ВЛАДЕНИЕМ ПОРТУГАЛИИ. БЫЛИ
УРЕГУЛИРОВАНЫ ПОГРАНИЧНЫЕ СПОРЫ С РОССИЕЙ И ИНДИЕЙ. В 2005 Г. СТРАНА
ВСТУПИЛА ВО ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ, А ЛЕТОМ 2008 Г.
БЛЕСТЯЩЕ ПРОВЕЛА ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ, В КОТОРЫХ КИТАЙЦЫ ЗАНЯЛИ ПЕРВОЕ
ОБЩЕКОМАНДНОЕ МЕСТО.
ВПОЛНЕ ЗАКОНОМЕРНЫ СПОРТИВНЫЕ УСПЕХИ СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ. ОБИЛИЕ
СТАДИОНОВ, ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ СПОРТИВНОЙ НАУКИ И ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО
МАСТЕРСТВА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ
ЗАВЕДЕНИЯХ, ЧЁТКАЯ СИСТЕМА ОТБОРА ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ, ДОБРОСОВЕСТНОЕ
ОТНОШЕНИЕ СПОРТСМЕНОВ К ТРЕНИРОВКАМ И СВОИМ НАСТАВНИКАМ - ВОТ В
ЧЁМ СЕКРЕТ СТРЕМИТЕЛЬНОГО ВЗЛЁТА СПОРТА В КИТАЕ.

Внешняя политика Китая в начале 21 века

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ В НАЧАЛЕ 21 ВЕКА
МЕЖДУ КИТАЕМ И ИНДИЕЙ ИМЕЮТСЯ НЕРАЗРЕШЁННЫЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ. ОДНАКО
НЕСМОТРЯ НА ЭТО ОТНОШЕНИЯ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ НЕСКОЛЬКО СМЯГЧАЮТСЯ.
В АПРЕЛЕ 2005 ГОДА В ХОДЕ ВИЗИТА В ИНДИЮ ПРЕМЬЕРА ГОССОВЕТА КНР ВЭНЬ ЦЗЯБАО ПО ИТОГАМ
ЕГО ПЕРЕГОВОРОВ С ИНДИЙСКИМ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРОМ МАНМОХАНОМ СИНГХОМ СТОРОНЫ
ОБЪЯВИЛИ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ МЕЖДУ СТРАНАМИ «СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЁРСТВА».
КИТАЙ ИСПОЛЬЗУЕТ ЭТОТ ТЕРМИН ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОТНОШЕНИЙ СО СВОИМИ ВАЖНЕЙШИМИ
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИМИ ПАРТНЁРАМИ - НАПРИМЕР, С РОССИЕЙ И ЕВРОСОЮЗОМ.
КИТАЙ И ИНДИЯ НАМЕРЕНЫ ДОВЕСТИ ТОРГОВЫЙ ОБОРОТ С 13,5 МЛРД ДОЛЛ. В 2004 ГОДУ ДО
20 МЛРД В 2008 И 30 МЛРД ДОЛЛ. В 2010 ГОДУ. САМОЙ ПЕРСПЕКТИВНОЙ ОБЛАСТЬЮ
СОТРУДНИЧЕСТВА СТОРОНЫ СЧИТАЮТ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
ПРОБЛЕМЫ В ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЯХ ТАКЖЕ КАСАЮТСЯ РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ВОЕННОТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КИТАЯ С ПАКИСТАНОМ И АКТИВНОСТИ НА ИНДИЙСКОЙ
ТЕРРИТОРИИ ТИБЕТСКИХ ЭМИГРАНТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ВЫСТУПАЮЩИХ ЗА ОТДЕЛЕНИЕ ТИБЕТА ОТ
КНР. ИНДИЯ ПРЕДОСТАВИЛА ТИБЕТСКОМУ ДУХОВНОМУ ЛИДЕРУ - ДАЛАЙ-ЛАМЕ УБЕЖИЩЕ ПОСЛЕ
ПОРАЖЕНИЯ АНТИКИТАЙСКОГО НАРОДНОГО ВОССТАНИЯ В ТИБЕТЕ В 1959 ГОДУ.
В 2012 ГОДУ В МУМБАИ ПРИБЫЛ МИНИСТР ОБОРОНЫ КНР ЛЯН ГУАНЛЕ. ОН ОБСУДИТ С ИНДИЙЦАМИ
ПРОБЛЕМУ БЕЗОПАСНОСТИ В ЮЖНОЙ АЗИИ В СВЕТЕ ПРЕДСТОЯЩЕГО УХОДА НАТО ИЗ АФГАНИСТАНА.
КИТАЙСКИЕ АГЕНТСТВА ПРЕДПОЛАГАЮТ, БУДЕТ ДОСТИГНУТА ДОГОВОРЕННОСТЬ О ПРОВЕДЕНИИ
СОВМЕСТНЫХ ВОЕННЫХ УЧЕНИЙ. ЦЕЛЬЮ УЧЕНИЙ, ПО ОДНОЙ ИЗ ВЕРСИЙ, БУДЕТ БОРЬБА С УГРОЗОЙ
ПРОНИКНОВЕНИЯ ТЕРРОРИСТОВ ИЗ ПАКИСТАНА И БАНГЛАДЕШ.

Внешняя политика Китая в начале 21 века

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ В НАЧАЛЕ 21 ВЕКА
МЕЖДУ КНР И ЯПОНИЕЙ СУЩЕСТВУЮТ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СПОРЫ В ОТНОШЕНИИ НЕОБИТАЕМОГО
АРХИПЕЛАГА СЭНКАКУ (ДЯОЮЙДАО) В ВОСТОЧНО-КИТАЙСКОМ МОРЕ.
16 СЕНТЯБРЯ 2012 ГОДА ОТНОШЕНИЯ КИТАЯ И ЯПОНИИ ОБОСТРИЛИСЬ ПОСЛЕ ТОГО, КАК В КИТАЕ
НАЧАЛИСЬ МАССОВЫЕ АКЦИИ ПРОТЕСТА ПРОТИВ «НАЦИОНАЛИЗАЦИИ» ЯПОНИЕЙ ОСТРОВОВ,
КОТОРЫЕ КНР СЧИТАЕТ СВОЕЙ ТЕРРИТОРИЕЙ. АНТИЯПОНСКИМИ ДЕМОНСТРАЦИЯМИ С УЧАСТИЕМ
НЕСКОЛЬКИХ ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК ОХВАЧЕНЫ ШАНХАЙ, ГУАНЧЖОУ, ЦИНДАО И ЧЭНДУ.
ПОЗЖЕ ТЫСЯЧА КИТАЙСКИХ РЫБОЛОВЕЦКИХ СУДОВ НАПРАВИЛИСЬ К НАХОДЯЩИМСЯ ПОД
КОНТРОЛЕМ ЯПОНИИ ОСТРОВАМ СЕНКАКУ. В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
КНР ОБЪЯВИЛО, ЧТО КИТАЙСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ГОТОВО ПОДАТЬ ЧАСТЬ ДОКУМЕНТОВ
ОТНОСИТЕЛЬНО ВНЕШНЕЙ ГРАНИЦЫ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА ЗА ПРЕДЕЛАМИ 200-МИЛЬНОЙ
МОРСКОЙ ЗОНЫ В ВОСТОЧНО-КИТАЙСКОМ МОРЕ КОМИССИИ ООН ПО ГРАНИЦАМ
КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА, СОЗДАННОЙ НА ОСНОВЕ КОНВЕНЦИИ ООН ПО МОРСКОМУ ПРАВУ.
ОФИЦИАЛЬНЫЕ СМИ И БЛИЗКИЕ К ВЛАСТЯМ ПОЛИТОЛОГИ РЕГУЛЯРНО ТРЕБУЮТ ПЕРЕСМОТРА
СТАТУСА ВСЕЙ ОКИНАВЫ, ДО СВОЕГО ВХОЖДЕНИЯ В СОСТАВ ЯПОНИИ ПОДДЕРЖИВАВШЕЙ
ТЕСНЫЕ СВЯЗИ С КИТАЕМ.
«КИТАЙ НЕ ДОЛЖЕН БОЯТЬСЯ ВСТУПИТЬ В ПРОТИВОСТОЯНИЕ С ЯПОНИЕЙ ДЛЯ ПОДРЫВА ЕЁ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ», - ГОВОРИТ ГАЗЕТА THE GLOBAL TIMES, СНИСКАВШАЯ
РЕПУТАЦИЮ РУПОРА КИТАЙСКИХ «ЯСТРЕБОВ». НА ЭТУ ЖЕ ТЕМУ НЕОДНОКРАТНО ВЫСКАЗЫВАЛСЯ
ГЕНЕРАЛ-МАЙОР ЦЗИНЬ ИНАНЬ, ВОЗГЛАВЛЯЮЩИЙ ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ МОЗГОВЫХ ЦЕНТРОВ
МИНОБОРОНЫ КНР - ИНСТИТУТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

Социальные проблемы

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА, НЕСМОТРЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, КИТАЙ СТОЛКНУЛСЯ С РЯДОМ СЕРЬЁЗНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ,
ЭКОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ: УВЕЛИЧИЛСЯ РАЗРЫВ В ДОХОДАХ МЕЖДУ БОГАТЫМИ И БЕДНЫМИ; ВЫРОСЛА РАЗНИЦА В
РАЗВИТИИ СЕЛА И ГОРОДА, ЗАПАДНЫХ И ВОСТОЧНЫХ, ОСОБЕННО ПРИБРЕЖНЫХ, РАЙОНОВ; УВЕЛИЧИЛАСЬ БЕЗРАБОТИЦА, В
НЕКОТОРЫХ РАЙОНАХ ОКАЗАЛАСЬ ОТРАВЛЕНА ЗЕМЛЯ, ПОЧВА И ГИДРОСФЕРА. В КИТАЕ НАРАСТАЮТ УЛИЧНЫЕ ПРОТЕСТЫ.
СОГЛАСНО СОЦОПРОСУ (ОКТ. 2013) ПОЧТИ ТРИ ЧЕТВЁРТЫХ КИТАЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ СЧИТАЮТ, ЧТО В БЛИЖАЙШЕЕ
ДЕСЯТИЛЕТИЕ РАЗРЫВ МЕЖДУ БОГАТЫМИ И БЕДНЫМИ БУДЕТ УВЕЛИЧИВАТЬСЯ, И ЛИШЬ КАЖДЫЙ ДЕСЯТЫЙ ИЗ ОПРОШЕННЫХ - ЧТО
СИТУАЦИЯ УЛУЧШИТСЯ И БУДЕТ СФОРМИРОВАН СРЕДНИЙ КЛАСС. ВОПРОС СОЦИАЛЬНОГО РАССЛОЕНИЯ МЕЖДУ БОГАТЫМИ И
БЕДНЫМИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ (2013) СТАЛ САМЫМ ВОЛНУЮЩИМ НАСЕЛЕНИЕ КИТАЯ СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСОМ (РАНЕЕ ТАКОВЫМ
ЯВЛЯЛСЯ ВОПРОС ЦЕН НА ПРОДУКТЫ И ЖИЛЬЁ). В РЕЙТИНГЕ ЖУРНАЛА FORBES ЗА 2015 ГОД КОЛИЧЕСТВО ДОЛЛАРОВЫХ
МИЛЛИАРДЕРОВ В КИТАЕ СОСТАВЛЯЕТ 213 ЧЕЛОВЕК, ПО КОЛИЧЕСТВУ МИЛЛИАРДЕРОВ КИТАЙ НА ВТОРОМ МЕСТЕ ПОСЛЕ США.
БЕЗРАБОТИЦА
ПО ОФИЦИАЛЬНЫМ ДАННЫМ НА 2010 ГОД УРОВЕНЬ ЗАРЕГИСТРИРОВАННОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ СРЕДИ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ КИТАЯ
СОСТАВИЛ 4,1 % ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ (9,08 МЛН ЧЕЛОВЕК). ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ЧИСЛЕННОСТИ БЕЗРАБОТНЫХ
ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА УЧИТЫВАЕТ ТОЛЬКО ГОРОЖАН, СОСТОЯЩИХ НА УЧЁТЕ И ПОЛУЧАЮЩИХ ПОСОБИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ. НЕ
РАССМАТРИВАЮТСЯ В КНР КАК БЕЗРАБОТНЫЕ СЕЛЬСКИЕ ЖИТЕЛИ (ОКОЛО ПОЛОВИНЫ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ), СЯГАН (ПОЛУЧАЮЩИЕ
ПОСОБИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ СОКРАЩЕННЫЕ РАБОТНИКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ), МУЖЧИНЫ СТАРШЕ 50 ЛЕТ И ЖЕНЩИНЫ
СТАРШЕ 45 ЛЕТ. В КНР ПО СОСТОЯНИЮ НА 2010 ГОД ПРАВО НА ПОСОБИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ ИМЕЕТ ЛИШЬ ГОРОЖАНИН, КОТОРЫЙ,
РАБОТАЯ, ПЛАТИЛ СПЕЦИАЛЬНЫЙ СТРАХОВОЙ ВЗНОС, ПРИЧЕМ ПЕРИОД ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЯ ЗАВИСИТ ОТ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ
УПЛАТЫ ЭТОГО ВЗНОСА.
ТЕРРОРИЗМ
ТЕРРОРИЗМ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ ВАЖНЕЙШЕЙ ПРОБЛЕМ КНР, ОСОБЕННО В ПРОВИНЦИИ СИНЬЦЗЯН (ТОЛЬКО ПО ОФИЦИАЛЬНЫМ
СООБЩЕНИЯМ В 2013 ГОДУ В РЕГИОНЕ БЫЛО СОВЕРШЕНО ОКОЛО 200 ТЕРАКТОВ).
НЕРАВЕНСТВО МЕЖДУ ГОРОДОМ И ДЕРЕВНЕЙДЛЯ КНР ХАРАКТЕРЕН ПОСТЕПЕННО РАСТУЩИЙ РАЗРЫВ В ДОХОДАХ ГОРОЖАН И
СЕЛЬЧАН: ДОХОДЫ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ПРЕВЫШАЛИ ДОХОДЫ СЕЛЬСКИХ ЖИТЕЛЕЙ В 1990 ГОДУ В 2,2 РАЗА, В 1995 ГОДУ В 2,5
РАЗА, В 2003 ГОДУ В 3,2 РАЗА, А В 2008 ГОДУ В 3,3 РАЗА.

РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
КИТАЙ И РОССИЯ – ДВЕ СТРАНЫ, ИМЕЮЩИЕ ВАЖНОЕ ВЛИЯНИЕ В МИРЕ,
НЕСУТ ОСОБУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОДДЕРЖАНИЕ МИРА НА
ПЛАНЕТЕ И СОДЕЙСТВИЕ СОВМЕСТНОМУ РАЗВИТИЮ.
- ОФПРЕДСТАВИТЕЛЬ МИД КНР, 2005

Российско-китайские отношения

РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
1991 - ПОСЛЕ РАСПАДА СССР НАЧИНАЕТСЯ НОВАЯ ЭРА ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ, ПОДДЕРЖИВАЮТСЯ
ОФИЦИАЛЬНО ХОРОШИЕ ОТНОШЕНИЯ. НАЧИНАЯ С ПЕРИОДА 1991-1996 ГГ., КОГДА ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ДВУМЯ ГОСУДАРСТВАМИ
ПЕРЕШЛИ ОТ ПРОСТОЙ НОРМАЛИЗАЦИИ К ДОБРОСОСЕДСКОМУ ПАРТНЕРСТВУ, А В 1996 Г – К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ. 16 ИЮЛЯ 2001 Г. ПО ИНИЦИАТИВЕ ЦЗЯН ЦЗЭМИНЯ - ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КНР, БЫЛ ПОДПИСАН ДОГОВОР О
ДОБРОСОСЕДСТВЕ, ДРУЖБЕ И СОТРУДНИЧЕСТВЕ :
2001 - ЗАКЛЮЧЕНИЕ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО ДОГОВОРА О ДОБРОСОСЕДСТВЕ, ДРУЖБЕ И СОТРУДНИЧЕСТВЕ, СОЗДАНИЕ
ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА.
2005 - РАТИФИЦИРОВАН ДОГОВОР ОБ УРЕГУЛИРОВАНИИ СПОРНЫХ ПОГРАНИЧНЫХ ВОПРОСОВ МЕЖДУ ДВУМЯ СТРАНАМИ. В
РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОГО КИТАЙ ПОЛУЧИЛ РЯД СПОРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ОБЩЕЙ ПЛОЩАДЬЮ 337 КВАДРАТНЫХ КИЛОМЕТРОВ
. ПРОВОДЯТСЯ ПЕРВЫЕ СОВМЕСТНЫЕ ВОЕННЫЕ УЧЕНИЯ. НА САММИТЕ ШОС ПРИНЯТА ДЕКЛАРАЦИЯ С ПРИЗЫВОМ К США
ОПРЕДЕЛИТЬ СРОКИ ВЫВОДА АМЕРИКАНСКИХ ВОЕННЫХ БАЗ ИЗ БЫВШИХ СОВЕТСКИХ РЕСПУБЛИК В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ.
КАК ОТМЕЧАЕТ К. П. Н. ЕЛЕНА ПОДОЛЬКО: РОССИЯ И КИТАЙ ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЙ ПРОВЕЛИ В 2006
Г. ГОД РОССИИ В КИТАЕ И В 2007 Г. – ГОД КИТАЯ В РОССИИ, А В 2005 И В 2007 ГГ. – БЕСПРЕЦЕДЕНТНО МАСШТАБНЫЕ ВОЕННЫЕ
АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ПООЧЕРЕДНО В КИТАЕ И РОССИИ С УЧАСТИЕМ СТРАН – ЧЛЕНОВ ШОС.
2007 - АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ШОС.
2006 - ГОД РОССИИ В КИТАЕ.
2007 - ГОД КИТАЯ В РОССИИ.
2009 - ПРОГРАММА СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РЕГИОНАМИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ РФ И СЕВЕРО-ВОСТОКА
КНР ДО 2018 ГГ
2009 - ГОД РУССКОГО ЯЗЫКА В КИТАЕ.
2010 - ГОД КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В РОССИИ, ЗАВЕРШЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ОТВЕТВЛЕНИЯ НА КИТАЙ
НЕФТЕПРОВОДА ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ - ТИХИЙ ОКЕАН.
2012 - ГОД РОССИЙСКОГО ТУРИЗМА В КИТАЕ. (ПО СТАТИСТИКЕ РОССИЙСКОЙ СТОРОНЫ, КОЛИЧЕСТВО КИТАЙСКИХ ТУРИСТОВ,
ПОБЫВАВШИХ В РОССИИ В 2012 ГОДУ, УВЕЛИЧИЛОСЬ НА 47 % ПО СРАВНЕНИЮ С ПРЕДЫДУЩИМ ГОДОМ.)
2013 - ГОД КИТАЙСКОГО ТУРИЗМА В РОССИИ.

Российско-китайские отношения

РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
В 2005 ГОДУ СОСТОЯЛАСЬ РАТИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМОЙ РФ И
ВСЕКИТАЙСКИМ СОБРАНИЕМ НАРОДНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ РФ И КНР О
РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ В ЕЁ ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ. ЭТОТ ПРОЦЕСС ЗАВЕРШИЛ
УРЕГУЛИРОВАНИЕ ПОГРАНИЧНЫХ ПРОБЛЕМ В ОТНОШЕНИЯХ РОССИИ И КНР - МНОГОЛЕТНИЙ ПЕРЕГОВОРНЫЙ
ПРОЦЕСС, КОТОРЫЙ БЫЛ НАЧАТ ЕЩЁ СССР И КНР В 1964 И КОТОРЫЙ, ПОМИМО ПЕРЕГОВОРОВ ДИПЛОМАТОВ,
СОПРОВОЖДАЛСЯ ЕЩЁ И КРОВОПРОЛИТИЕМ С ОБЕИХ СТОРОН.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ ЛИНИЮ ПРОХОЖДЕНИЯ ГРАНИЦЫ В РАЙОНЕ ОСТРОВА БОЛЬШОЙ В
ВЕРХОВЬЯХ РЕКИ АРГУНЬ (ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ) И ТЕРРИТОРИИ ОСТРОВОВ ТАРАБАРОВ И БОЛЬШОЙ УССУРИЙСКИЙ
НА АМУРЕ. ЭТИ ДВА УЧАСТКА СОСТАВЛЯЮТ МЕНЕЕ 2 % ОБЩЕЙ ПРОТЯЖЁННОСТИ ГРАНИЦЫ В 4,3 ТЫС. КМ.
СОГЛАШЕНИЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ РАВНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАЙОНОВ ОБЩЕЙ ПЛОЩАДЬЮ 380 КВ. КМ., НЕ
СОГЛАСОВАННЫХ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ПРЕДЫДУЩЕГО СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ СССР И КНР О СОВЕТСКО-КИТАЙСКОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ НА ЕЁ ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ ОТ 16 МАЯ 1991. ГРАНИЦА БУДЕТ ЗАФИКСИРОВАНА ПО
ФАРВАТЕРУ СУДОХОДНЫХ РЕК, А ДЛЯ НЕСУДОХОДНЫХ - ПО СЕРЕДИНЕ РЕКИ. ДОКУМЕНТ БЫЛ ПОДПИСАН ГЛАВАМИ
ГОСУДАРСТВ 14 ОКТЯБРЯ 2004.
ПОДПИСАНИЕ И РАТИФИКАЦИЯ СОГЛАШЕНИЙ С РОССИЙСКОЙ СТОРОНЫ БЫЛА ВОСПРИНЯТА В ШТЫКИ РОССИЙСКИМИ
ПАТРИОТИЧЕСКИ-ГОСУДАРСТВЕННИЧЕСКИМИ ПОЛИТИЧЕСКИМИ КРУГАМИ, РАССМАТРИВАЮЩИМИ ИХ КАК УСТУПКУ
КИТАЮ ИСКОННО РУССКИХ ТЕРРИТОРИЙ. ПО МНЕНИЮ МИД РОССИИ, ПОДПИСАНИЕ И РАТИФИКАЦИЯ ЭТОГО
СОГЛАШЕНИЯ НЕ ОЗНАЧАЕТ НИ УСТУПОК, НИ ПЕРЕДАЧИ «РОССИЙСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КИТАЮ, И РЕЧЬ НЕ ИДЁТ О КАКИХТО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЗАВОЕВАНИЯХ ЭТОЙ СТРАНОЙ НАШЕЙ ТЕРРИТОРИИ».
В АВГУСТЕ 2005 ГОДА ПРОШЛИ ПЕРВЫЕ СОВМЕСТНЫЕ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ВОЕННЫЕ УЧЕНИЯ.
В АВГУСТЕ 2012 ГОДА В ПРОЦЕССЕ ДЕМАРКАЦИИ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КНР ВОЗНИКЛИ РАЗНОГЛАСИЯ ПО ЛИНИИ
ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ НА ЗАПАДНОМ УЧАСТКЕ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЙ ГРАНИЦЫ. КИТАЙ
ТРЕБУЕТ СМЕЩЕНИЯ ЛИНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ ВГЛУБЬ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ. ПЛОЩАДЬ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПРЕТЕНЗИЙ КНР К РОССИИ ДОСТИГАЕТ 17 ГЕКТАР.

«Китайская угроза»

«КИТАЙСКАЯ УГРОЗА»
ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ВОЗРАСТАНИЯ РОЛИ КИТАЯ БЫЛИ СОЗДАНЫ РЕФОРМАМИ ДЭНА СЯОПИНА В
КОНЦЕ 1970-Х - НАЧАЛЕ 1980-Х ГОДОВ, КОТОРЫЕ РАЗРЕШИЛИ ЧАСТНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
И ОТКРЫЛИ ГРАНИЦЫ СТРАНЫ, ПРИ ЭТОМ ПРОВОДЯ СТРОГО ПРОТЕКЦИОНИСТСКУЮ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКУЮ ПОЛИТИКУ. В СВЯЗИ С ЭТИМИ НЕКОТОРЫЕ ПУБЛИЦИСТЫ И АНАЛИТИКИ
УЖЕ В 1990-Х ГОДАХ СТАЛИ ГОВОРИТЬ О «КИТАЙСКОЙ УГРОЗЕ» В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ.
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ СИНДРОМ «ЖЕЛТОЙ ОПАСНОСТИ» АКТУАЛИЗИРУЕТСЯ В РОССИИ. ПРИ ЭТОМ
САМ ТЕРМИН ПРАКТИЧЕСКИ ВЫХОДИТ ИЗ РЕАЛЬНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ, ЧАЩЕ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ
ТЕРМИН «КИТАЙСКАЯ ЭКСПАНСИЯ». ЕСЛИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ КИТАЙЦЫ РАССМАТРИВАЛИСЬ
КАК ПРЕДСТАВИТЕЛИ «ЖЕЛТОЙ РАСЫ», В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНО ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
ОБ ЭКСПАНСИИ, КОТОРУЮ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ И МОБИЛИЗУЕТ КНР. ВСТРЕЧАЮТСЯ
НЕПОДТВЕРЖДЁННЫЕ СЕРЬЁЗНЫМИ ПОДСЧЕТАМИ И ДАННЫМИ ПОГРАНИЧНЫХ СЛУЖБ ОЦЕНКИ
ЧИСЛЕННОСТИ КИТАЙЦЕВ В РОССИИ ОТ СОТЕН ТЫСЯЧ ДО 5-6 МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК В СВЯЗИ С
ЯКОБЫ МАССОВОЙ НЕЛЕГАЛЬНОЙ ИХ МИГРАЦИЕЙ В РФ. ТАКЖЕ С НАЧАЛА 90-Х ГОДОВ
ФОРМИРУЕТСЯ МИФ О МЕСТАХ КОМПАКТНОГО РАССЕЛЕНИЯ КИТАЙЦЕВ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ.
СУЩЕСТВУЕТ АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ. Н. МИХАЛКОВ ОТКАЗАЛСЯ ВОПЛОТИТЬ ЕЁ В
ПРЕДЛОЖЕННОМ ЕМУ ПЛАНЕ СЦЕНАРИЯ ФИЛЬМА, НО ПОДРОБНО РАССКАЗАЛ О НЕМ В
ТЕЛЕПЕРЕДАЧЕ: ВМЕСТО ПОСТЕПЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ
МАЛОЗАСЕЛЁННОГО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА, ИМЕЮТСЯ УСЛОВИЯ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ АРМИИ КНР
БЫСТРО ЗАХВАТИТЬ СОПРЕДЕЛЬНЫЕ ТЕРРИТОРИИ. ДАННАЯ ИМ НИЗКАЯ ОЦЕНКА СПОСОБНОСТИ
РОССИЙСКОЙ АРМИИ ЗАЩИТИТЬ ДАЛЬНИЙ ВОСТОК СООТВЕТСТВУЕТ МНЕНИЮ ЭКСПЕРТА.

Сохранение своих территорий - это результат многовековых традиций. Китай, внешняя политика которого имеет уникальные особенности, последовательно отстаивает свои интересы и при этом умело выстраивает отношения с соседними государствами. Сегодня эта страна уверенно претендует на мировое лидерство и это стало возможным в том числе благодаря «новой» внешней политике. Тройка крупнейших государств на планете - Китай, Россия, США - на данный момент является важнейшей геополитической силой, и позиция Поднебесной в этой триаде выглядит очень убедительно.

История международных отношений Китая

В течение трех тысячелетий Китай, граница которого и сегодня включает исторические территории, существует как крупная и важная держава региона. Этот огромный опыт установления взаимоотношений с самыми разными соседями и последовательное отстаивание собственных интересов творчески применяется и в современной внешней политике страны.

На международные отношения Китая наложила отпечаток общая философия нации, которая основывается во многом на конфуцианстве. Согласно китайским воззрениям истинный владыка ничто не считает внешним, поэтому международные отношения всегда рассматривались как часть внутренней политики государства. Еще одной особенностью представлений о государственности в Китае является то, что, согласно их взглядам, Поднебесная не имеет конца, она охватывает весь мир. Поэтому Китай мыслит себя некой глобальной империей, «Срединным государством». Внешняя и внутренняя политика Китая строится на главном положении - китаецентризме. Это легко объясняет достаточно активную экспансию в разные периоды истории страны. При этом китайские правители всегда считали, что влияние куда более значительно, чем власть, поэтому Китай устанавливал особые отношения с соседями. Его проникновение в другие страны связано с экономикой и культурой.

До середины 19 века страна существовала в рамках имперской идеологии Большого Китая, и только европейское вторжение заставило Поднебесную менять свои принципы взаимоотношения с соседями и другими государствами. В 1949 году провозглашается Китайская Народная Республика, и это приводит к значительным переменам во внешней политике. Хотя социалистический Китай декларировал партнерские отношения со всеми странами, однако постепенно произошло деление мира на два лагеря, и страна существовала в его социалистическом крыле, вместе с СССР. В 70-х годах правительство КНР меняет это распределение сил и заявляет, что Китай находится между сверхдержавами и странами третьего мира, и что Поднебесная никогда не захочет стать сверхдержавой. Но к 80-м годам концепция «трех миров» начала давать сбои - появляется «координатная теория» внешней политики. Усиление США и их попытка создать однополярный мир привели к тому, что Китай заявляет о новой международной концепции и своем новом стратегическом курсе.

«Новая» внешняя политика

В 1982 году правительство страны провозглашает «новый Китай», который существует на принципах мирного сосуществования со всеми государствами мира. Руководство страны умело налаживает международные отношения в рамках своей доктрины и при этом соблюдает свои интересы, как экономические, так и политические. В конце 20 века наблюдается рост политических амбиций США, которые ощущают себя единственной сверхдержавой, которая может диктовать собственный миропорядок. Это не устраивает Китай, и, в духе национального характера и дипломатических традиций, руководство страны не делает никаких заявлений и меняет свою линию поведения. Успешная экономическая и внутренняя политика Китая выводит государство в ранг самых успешно развивающихся на рубеже 20 и 21 веков. При этом страна старательно избегает присоединения к любой из сторон многочисленных геополитических конфликтов мира и старается защищать исключительно свои интересы. Но усиление давления со стороны США заставляет порой руководство страны предпринимать различные шаги. В Китае существует разделение таких понятий, как государственные и стратегические границы. Первые признаются незыблемыми и ненарушаемыми, а вторые, по сути, не имеют пределов. Это сфера интересов страны, и она распространяется практически на все уголки земного шара. Эта концепция стратегических границ и является базой для современной китайской внешней политики.

Геополитика

В начале 21 века планету охватывает эпоха геополитики, т. е. происходит активное перераспределение сфер влияния между странами. Причем о своих интересах заявляют не только сверхдержавы, но и небольшие государства, которые не желают становиться сырьевыми придатками к развитым странам. Это приводит к возникновению конфликтов, в том числе и вооруженных, и союзов. Каждое государство ищет наиболее выгодный для себя путь развития и линию поведения. В связи с этим не могла не измениться и внешняя политика Китайской Народной Республики. К тому же на современном этапе Поднебесная набрала значительную экономическую и военную мощь, которая позволяет ей претендовать на больший вес в геополитике. В первую очередь Китай начал противиться поддержанию однополярной модели мира, он выступает за многополярность, и поэтому ему, волей-неволей, приходится сталкиваться с конфликтом интересов с США. Однако КНР умело выстраивает собственную линию поведения, которая, как обычно, ориентирована на отстаивание своих экономических и внутренних интересов. Китай напрямую не заявляет о претензиях на господство, но постепенно проводит свою «тихую» экспансию мира.

Принципы внешней политики

Китая заявляет, что его главной миссией является сохранение мира на всей земле и всяческая поддержка всеобщего развития. Страна всегда была сторонницей мирного сосуществования с соседями, и это является базовым принципом Поднебесной в выстраивании международных отношений. В 1982 году в стране был принят Устав, в котором зафиксированы основные принципы внешней политики Китая. Их всего 5:

Принцип взаимного уважения суверенитета и государственных границ;

Принцип ненападения;

Принцип невмешательства в дела других государств и недопущения вмешательства во внутреннюю политику собственной страны;

Принцип равноправия в отношениях;

Принцип мира со всеми государствами планеты.

Позже эти базовые постулаты были расшифрованы и скорректированы с учетом изменяющихся мировых условий, хотя суть их осталась неизменной. Современная внешнеполитическая стратегия предполагает, что Китай будет всячески способствовать развитию многополярного мира и стабильности международного сообщества.

Государство провозглашает принцип демократизма и уважает различия культур и право народов на самоопределение своего пути. Также Поднебесная выступает против всех форм терроризма и всячески способствует созданию справедливого экономического и политического миропорядка. Китай стремится к установлению дружеских и взаимовыгодных отношений со своими соседями по региону, а также со всеми странами планеты.

Эти базовые постулаты являются основой политики Китая, но в каждом отдельном регионе, в котором у страны есть геополитические интересы, они реализуются в конкретной стратегии построения взаимоотношений.

Китай и США: партнерство и противостояние

У взаимоотношений Китая и США долгая и непростая история. Эти страны долгое время находились в латентном конфликте, который был связан с противодействием Америки коммунистическому режиму Китая и с поддержкой Гоминьдана. Снижение напряженности начинается только в 70-х годах 20 века, дипломатические отношения между США и КНР установлены в 1979 году. Долгое время китайская армия была готова отстаивать территориальные интересы страны в случае нападения Америки, которая считала Поднебесную своим противником. В 2001 году госсекретарь США заявила, что считает Китай не противником, а конкурентом в экономических отношениях, что означало изменение политики. Америка не могла игнорировать бурный рост китайской экономики и наращивание его военной мощи. В 2009 году США даже предложили руководителю Поднебесной создать особый политико-экономический формат - G2, союз двух сверхдержав. Но Китай отказался. Он часто не согласен с политикой американцев и не желает брать на себя часть ответственности за нее. Между государствами постоянно растет объем торговли, Китай активно вкладывает средства в американские активы, все это только усиливает необходимость партнерских отношений в политике. Но США периодически пытается навязать Китаю свои сценарии поведения, на что руководство Поднебесной реагирует резким сопротивлением. Поэтому отношения между этими странами постоянно балансируют между противостоянием и партнерством. Китай говорит, что готов «дружить» с США, но ни в коем случае не допустит их вмешательства в свою политику. В частности, постоянным камнем преткновения является судьба острова Тайвань.

Китай и Япония: сложные соседские отношения

Взаимоотношения двух соседей часто сопровождались серьезными разногласиями и сильнейшим влиянием друг на друга. С истории этих государств есть несколько серьезных войн (7 века, конца 19 и середины 20 века), которые имели серьезные последствия. В 1937 году Япония напала на Китай. Ей оказывали серьезную поддержку Германия и Италия. значительно уступала японской, что позволило Стране восходящего солнца быстро захватить большие северные территории Поднебесной. И сегодня последствия той войны являются препятствием для установления более дружеских отношений между Китаем и Японией. Но эти два экономических гиганта сегодня слишком тесно связаны торговыми отношениями, чтобы позволить себе конфликтовать. Поэтому страны идут на постепенное сближение, хотя много противоречий остается неразрешенными. Например, Китай и Япония никак не придут к согласию по нескольким проблемным территориям, в том числе по Тайваню, что не позволяет странам сильно сблизиться. Но в 21 веке отношения между этими азиатскими экономическими гигантами сильно потеплели.

Китай и Россия: дружба и сотрудничество

Две огромные страны, расположенные на одном материке, просто не могут не пытаться строить дружеские отношения. История взаимодействия двух стран насчитывает уже более 4 столетий. За это время были разные периоды, плохие и хорошие, но прервать связь между государствами было невозможно, слишком тесно они переплелись. В 1927 году официальные были прерваны на несколько лет, но в конце 30-х годов связи начинают восстанавливаться. После Второй мировой войны к власти в Китае приходит коммунистический лидер Мао Цзэдун, начинается тесное сотрудничество между СССР и КНР. Но с приходом к власти в СССР Н. Хрущева отношения ухудшаются, и только благодаря большим дипломатическим усилиям их удается наладить. С перестройкой отношения России и Китая значительно теплеют, хотя между странами есть спорные вопросы. В конце 20 и начале 21 века Китай становится важнейшим стратегическим партнером для России. В это время усиливаются торговые связи, растет обмен технологиями, заключаются политические соглашения. Хотя Китай, как обычно, прежде всего блюдет свои интересы и неуклонно их отстаивает, и России порой приходится идти на уступки большому соседу. Но обе страны понимают значимость их партнерства, поэтому на сегодняшний день Россия и Китай - большие друзья, политические и экономические партнеры.

Китай и Индия: стратегическое партнерство

Эти две крупнейшие связывают более чем 2-тысячелетние отношения. Современный этап начался в конце 40-х годов 20 века, когда Индия признала КНР и установила с ней дипломатические контакты. Между государствами существуют пограничные споры, что мешает большему сближению государств. Однако экономические индийско-китайские отношения только улучшаются и расширяются, что влечет за собой и потепление политических контактов. Но Китай остается верен своей стратегии и не уступает в своих важнейших позициях, осуществляя тихую экспансию, в первую очередь на рынки Индии.

Китай и Южная Америка

Такая крупная держава, как Китай, имеет свои интересы по всему миру. Причем в поле влияния государства попадают не только ближайшие соседи или равные по уровню страны, но и сильно отдаленные регионы. Так, Китай, внешняя политика которого значительно отличается от поведения на международной арене других сверхдержав, уже много лет активно ищет точки соприкосновения со странами Южной Америки. Эти усилия достигают успеха. Верный своей политике Китай заключает со странами этого региона договоры о сотрудничестве и активно налаживает торговые связи. Китайский бизнес в Южной Америке связан со строительством дорог, электростанций, добычей нефти и газа, развивается партнерство в области космоса и автомобилестроения.

Китай и Африка

Такую же активную политику правительство Китая проводит и в странах Африки. КНР осуществляет серьезные инвестиции в развитие государств «черного» континента. Сегодня китайский капитал присутствует в добывающей, обрабатывающей, военной промышленности, в строительстве дорог и производственной инфраструктуры. Китай придерживается деидеологизированной политики, соблюдая свои принципы уважения других культур и партнерства. Эксперты отмечают, что китайские инвестиции в Африку сегодня уже столь серьезны, что меняют экономический и политический ландшафт этого региона. Влияние Европы и США на страны Африки постепенно снижается, и тем самым реализуется главная цель Китая - многополярность мира.

Китай и страны Азии

Китай, как азиатская страна, очень много внимания уделяет соседним государствам. При этом во внешней политике последовательно реализуются заявленные базовые принципы. Эксперты отмечают, что правительство Китая чрезвычайно заинтересовано в мирном и партнерском соседстве со всеми странами Азии. Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан - это зона особенного внимания Китая. В этом регионе существует немало проблем, которые обострились с распадом СССР, но Китай старается разрешить ситуацию в свою пользу. Серьезных успехов удалось достичь КНР в установлении отношений с Пакистаном. Страны совместно разрабатывают ядерную программу, что очень пугает США и Индию. Сегодня Китай ведет переговоры по совместному строительству нефтепровода для обеспечения Поднебесной этим ценным ресурсом.

Китай и Северная Корея

Важным стратегическим партнером Китая является ближайший сосед - КНДР. Руководство Поднебесной поддержало Северную Корею в войне в середине 20 века и всегда выражало готовность оказать помощь, в том числе и военную, при первой необходимости. Китай, внешняя политика которого всегда направлена на защиту своих интересов, ищет в лице Кореи надежного партнера по дальневосточному региону. Сегодня Китай является самым крупным торговым партнером КНДР, отношения стран складываются позитивно. Для обоих государств партнерские связи в регионе очень важны, поэтому у них есть прекрасные перспективы для сотрудничества.

Территориальные конфликты

Несмотря на все дипломатическое искусство, Китай, внешняя политика которого отличается тонкостью и хорошей продуманностью, не может решить всех международных проблем. У страны есть целый ряд спорных территорий, которые осложняют отношения с другими странами. Больной темой для Поднебесной является Тайвань. Уже более 50 лет руководство двух Китайских республик не может решить вопрос о суверенитете. Руководство острова все годы поддерживает правительство США, и это не позволяет решить конфликт. Еще одной нерешаемой проблемой является Тибет. Китай, граница которого определялась в 1950 году, после революции, считает, что Тибет входит в состав Поднебесной еще с 13 века. Но коренные тибетцы под предводительством Далай-ламы считают, что имеют право на суверенитет. Китай проводит жесткую политику по отношению к сепаратистам, и пока решение этой проблемы не предвидится. Есть территориальные споры у Китая и с Туркестаном, с Внутренней Монголией, Японией. Поднебесная очень ревностно относится к своим землям и не желает идти на уступки. В результате распада СССР Китай смог получить часть территорий Таджикистана, Казахстана и Кыргызстана.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Китай в конце XX в.
Рубрика (тематическая категория) История

I. Возобновление преобразований в 1992 ᴦ.

После событий на площади Тяньаньмэнь в июне 1989 ᴦ. создалось впе­чатление, что с реформами покончено. Вновь усилена цензура, десят­ки диссидентов арестованы, активизировались ʼʼлевакиʼʼ.

Санкции Запада против нарушения прав человека в Китае оказа­лись неэффективными и были прекращены. Период неопределœенности продолжался два года. Казалось бы, надежд на изменение политики нет. Тем более что в 1991 ᴦ. Дэн Сяопин отказался от своего последне­го официального поста - Председателя Военного совета ЦК КПК; ему уже было 87 лет. Но вскоре подтвердилось, что он всœе еще сохра­няет руководящее положение в стране.

Весной 1992 ᴦ. Дэн Сяопин совершает поездку в Шанхай, Ухань и на юг, где он посœетил особые экономические зоны. В ходе поездки Дэн впервые заговорил о крайне важно сти возобновления рыночных реформ; это стало сигналом - сопротивление ʼʼлеваковʼʼ было легко сломлено.

В октябре 1992 ᴦ. состоялся XIV съезд КПК. С докладом на съезде выступал уже укрепивший свои позиции новый партийный лидер Цзян Цзэминь. Он и дал сигнал к возобновлению рыночных реформ. Οʜᴎ свелись к следующему:

1. Уже в 1992 ᴦ. началась широкомасштабная либерализация цен; от­менялась централизованная система государственного распределœения ресурсов. В результате уже в 1993 г лишь 5% товаров в Китае продава­лось по твердым государственным ценам. Были введены свободные це­ны на зерно; в 1993 г по государственным ценам продавалось лишь 10% всœей сельскохозяйственной продукции Китая. Это были ключевые ме­ры, решиться на которые китайское руководство долгое время не могло.

2. С 1992 ᴦ. в КНР введен двойной государственный бюджет: регу­лярный и бюджет развития. Первый пополняется за счёт налогов, второй - за счёт неналоговых поступлений: он идет на нужды ре­форм.

3. В 1994 ᴦ. в КНР проведена налоговая реформа: снижены ставки единого подоходного налога с предприятий до 33% (с 55%); для низ­корентабельных производств установлены на два года пониженные ставки налогообложения, чтобы дать им время для осуществления преобразований. 15% налогов стали возвращать предприятиям для пополнения оборотных средств.

4. В 1994 ᴦ. установлен единый, плавающий валютный курс юаня; в КНР запрещено обращение любых иностранных валют, всœе валют­ные операции перешли под контроль государства.

5. В том же 1994 ᴦ. принят закон о внешней торговле: государствен­ная монополия в целом отменялась; теперь предприятия могли само­стоятельно выходить на внешний рынок. Государственная монополия сохранялась лишь на 16 наименований продукции.

19 февраля 1997 ᴦ. умер Дэн Сяопин - ʼʼотец реформʼʼ. При этом к то­му времени Цзян Цзэминь достаточно укрепил свои позиции, чтобы продолжать реформы и в отсутствие патриарха. В сентябре 1997 ᴦ. со­стоялся XV съезд КПК. Он подтвердил прежнюю стратегию и принял грандиозную ʼʼПрограмму модернизации госсектораʼʼ.

Государственные предприятия давали лишь ] / 3 валового внутреннего продукта͵ но зато поглощали львиную долю капиталовложений и государственного финансирования. В ведении государства находилось 100% всœей инфраструктуры страны (желœезные дороги, авиация, энергетика, ;вязь, почта), примерно 90% всœех банков, предприятий металлургии химии, 60% машиностроения и строительных фирм, больше полови­ны всœей внешней торговли. При этом примерно половина предприятий были нерентабельными, убытки погашались за счёт казны.

Съезд принял решение: оставить в госсобственности лишь одну ты­сячу предприятий, главным образом основные объекты инфраструкту­ры. Οʜᴎ должны превратиться в корпорации с широкой хозяйствен­ной самостоятельностью, приспособленные к деятельности в условиях рынка. Все прочие (около 17 тыс.) должны сами определять форму хо­зяйствования: акционирование, передачу собственности в аренду или продажу ее в частные руки.

Это было непростым решением, поскольку оно касалось устране­ния главных препятствий на пути реформ.

Весной 1998 ᴦ. новым премьер-министром Китая назначен Чжу Жунцзы. До этого он занимал пост первого зама Ли Пэна и считался главным инициатором акционирования государственного сектора. Чжу Жунцзы родом из провинции Хунань, но долгое время работал в Шанхае, вместе с Цзян Цзэминœем. Во время трагических событий в Пекинœе в июне 1989 ᴦ. Чжу Жунцзы не допустил в Шанхае каких-либо столкновений. Человек он очень работоспособный, энергичный, на­строен в пользу быстрых реформ; в Китае его называют ʼʼцарь эконо­микиʼʼ, за границей - ʼʼкитайский Людвиг Эрхардʼʼ (отец германского ʼʼэкономического чудаʼʼ 1950-1960-х гᴦ.).

Став премьер-министром, Чжу Жунцзы начал решительную ре­форму госаппарата͵ поставив задачу сократить его численность вдвое. Старые чиновники безжалостно увольнялись: им на смену пришли более молодые (в возрасте моложе 50 лет) и профессионально подго­товленные. Началось сокращение персонала и на государственных предприятиях: только в 1999 ᴦ. было уволено свыше 3 млн. человек. Чжу Жунцзы предпринял наступление и на позиции военных, прежде всœего он потребовал свернуть всю экономическую и коммерческую деятельность в армии, для этого принят специальный двухлетний план. Ныне в КНР в составе Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК нет ни одного военного.

В ноябре 2002 ᴦ. состоялся XVI съезд КПК. Наметилась смена выс­шего руководства. Цзян Цзэминь подал в отставку с поста генераль­ного секретаря КПК. На его место избран 59~летний Ху Цзинтао. Ему перешел и пост председателя КПК в начале марта 2003 ᴦ. Другой более молодой деятель, Вэнь Цзябао, стал тогда же премьером Госсовета вместо Чжу Жунцзы.

П. Экономические достижения современного Китая

Курс реформ был продолжен, несмотря на ʼʼазиатский кризисʼʼ 1998- 1999 гᴦ. - спад в государствах Юго-Восточной Азии (Япония, Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Индонезия, Малайзия, Таиланд). Это на­прямую коснулось и Китая, поскольку экономически он тесно связан с этими странами.

Особую роль сыграл Гонконг, который летом 1997 ᴦ. вошел в состав КНР. Инвестиции Гонконга составляют ныне свыше 60% всœех иност­ранных капиталовложений в КНР. Это третий в мире банковский центр, с 1987 ᴦ. - крупнейший в мире порт. Его валовой внутренний продукт сократился в 1998 ᴦ. на 4%, в 1999 ᴦ. - на 2%.

В данный критический момент Национальный банк КНР оказал под­держку Гонконгу, не допустив тем самым девальвации и его валюты, и своей собственной. В 2000 ᴦ. последствия кризиса были окончатель­но преодолены.

В 1990-е гᴦ. КНР достигла выдающихся успехов в экономике: средне­годовые темпы экономического роста превысили 9%, промышленно­го - 9,7%; максимальные темпы промышленного роста наблюдались в 1993 ᴦ.-23%.

По некоторым оценкам, сегодня китайская экономика занимает третье место в мире (после США и Японии). Планы роста валового внутреннего продукта до 2000 ᴦ. выполнены уже к 1995 ᴦ. Согласно прогнозам Всемирного банка, по масштабам экономики КНР к 2010 ᴦ. догонит США, а к 2020 ᴦ. превзойдет ее в 1,4 раза и станет лидирую­щей державой в XXI в. Но в сопоставлении с огромным населœением Китай всœе еще существенно отстает от развитых стран.

Тем не менее КНР устойчиво занимает первое место в, мире по про­изводству стали телœевизоров, цемента (35% мирового производства) и каменного угля (30% мирового производства). Качество китайских товаров значительно выросло, о чем объек­тивно свидетельствует огромное активное сальдо внешней торгов­ли - свыше 40 млрд. долл. в год. 11 декабря 2001 ᴦ. Китай вступил в ВТО, чего долго добивался. Сейчас в китайском экспорте доля промышленных изделий со­ставляет около 80%. Объем экспорта КНР превысил 200 млрд. долл., да еще можно прибавить такой же примерно экспорт Гонконга. У КНР огромное положительное сальдо торгового баланса с разви­тыми странами Запада, особенно с США (самое большое положитель­ное сальдо после Японии). Только стоимость текущих строительных контрактов с американскими корпорациями превышает 100 млрд. долл.

Попытки американских президентов Дж. Буша и Б. Клинтона вве­сти дополнительные тарифы на китайский экспорт, под предлогом нарушения прав человека в КНР или авторских прав на интеллекту­альную собственность, успеха не имели. КНР сумела создать огром­ные золотовалютные резервы - свыше 150 млрд. долл., плюс еще ре­зервы Гонконга на сумму 100 млрд. долл.

После возобновления реформ в 1992 ᴦ. начался рост иностранных инвестиций в КНР. Сейчас по их общему объёму страна занимает второе место в мире после США; ежегодно они возрастают на сумму примерно 60 млрд. долл. Сегодня иностранные капитало­вложения составляют 13% от общего числа инвестиций в китайскую экономику, дают 14% промышленного производства; на предприятия с иностранным капиталом приходится ныне половина всœего экспорта КНР.

Китай в конце XX в. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Китай в конце XX в." 2017, 2018.

  • - ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО США НАЧАЛА XX в.

    Градостроительство начала XX в. Лекция 2 ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО ЗАПАДНЫХ СТРАН В XX в. На пороге XXI века мы предлагаем позитивное видение устойчиво развивающихся населенных пунктов, надежду на наше общее будущее и призыв подключиться к... .


  • - Скульптура XX века

    В 20-х гг., с переходом к мирной жизни, скульптура успешно развивается. Одним из известнейших скульпторов этого периода был Н. А. Андреев. Он создал ряд монументов для московских улиц и площадей. Его памятник драматургу А. Н. Островскому стал частью Театральной площади.... .


  • - Україна наприкінці XX – на початку XXI ст.

    ЗМІСТОВИЙ МОДУЛЬ 6 Українська РСР другій половині 40-х – першій половині 80-х років XX ст. Самостійна робота до теми 9. Україна в роки Другої світової війни (1939-1945 рр.). Самостійна робота до теми 8. ЗМІСТОВИЙ МОДУЛЬ...

  • Официально правительство Китая проводит независимую и мирную внешнюю политику, главная цель которой – создание сильного и могущественного единого Китая, защита независимости и суверенитета страны, создание благоприятной среды для экономического развития и открытости внешнему миру.

    Политика «мирного существования» Китая базируется на основных пяти принципах, сформированных в 1954 году:

    Взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности;

    Ненападение;

    Взаимное невмешательство во внутренние дела друг друга;

    4. Равенство и взаимная выгода. Китай официально «твердо держится открытости внешнему миру, активно развивает сотрудничество со всеми странами на основе равенства и взаимной выгоды»;

    Мирное сосуществование.

    Таким образом, официальная позиция Пекина во внешней политике предполагает сохранение мирной международной среды, отказ от каких-либо претензий на гегемонию, стимулирование совместного развития и защита мира во всем мире. На основе этих принципов Китай установил дипломатические отношения с 161 государством.

    Главные направления внешней политики Китая:

    1) Развитие дипломатических отношений между Китаем и США. Китайско-американские отношения на протяжении XX века были довольно сложными и нестабильными. В 50-х годах Китай выступил против американской агрессии в Корейской Народной Демократической Республике, что повлекло за собой последующее недопущение Китая в совет ООН и подписание договора между США и Тайванем о сотрудничестве и совместной обороне. Отношения еще более обострились после развязанной американцами войны во Вьетнаме. Только в 1969 году Китай и США сделало первые шаги навстречу миру. В 1971 году Китай, наконец, вступил в ООН. С этого времени в отношениях между двумя державами наметилось потепление. В 1972 году американский президент Никсон признал Тайвань частью Китая, а в 1979 году страны официально установили дипломатические отношения. Отношения несколько охладились после восстаний 1989 года на площади Тяньаньмэнь в Пекине, когда Запад резко осудил действия китайского правительства, однако, в целом это не ослабило экономические связи двух стран.

    В октябре 1995г. в рамках 50-летнего торжества ООН Цзян Цзэминь и Бил Клинтон провели официальную встречу в Нью-Йорке. Цзян Цзэминь подчеркнул основную политику на урегулирование китайско-американских отношений на основе “углубления доверия, сокращения трений, развития сотрудничества и пресечения конфронтации”.

    2) Нормализация и развитие отношений с Индией. Отношения между Индией и Китаем обострились в результате подавления китайскими войсками восстания в Тибете в 1959 года, после чего Далай-лама и часть тибетского населения бежали в Индию, где встретили поддержку индийского правительства. Сближение стран стало возможным только в 1977 году, когда страны вновь обменялись дипломатами. Официально дипломатические отношения были установлены в начале 80-х годов. Хотя между Китаем и Индией до сих пор существует ряд неразрешенных территориальных вопросов, Индия является важнейшим стратегическим партнером Китая, между странами активно развиваются торговые отношения.

    3) Развитие китайско-японских отношений. Уже более 40 лет Япония является главным торговым партнером КНР, но несмотря на это политические отношения между двумя странами остаются сложными и периодически переживают периоды напряженности. Главными препятствиями на пути нормализации политических отношений между двумя странами можно назвать следующие моменты: японская позиция относительно Тайваня, недовольство Китая относительно форм извинений Японии за агрессию 1937-1945 гг., посещение японским премьером храма, где канонизированы главные японские военные преступники, разногласия в трактовке истории, растущая военная мощь Китая и др.. Последний конфликт вспыхнул в сентябре 2010 года, когда в спорных водах Восточно-Китайского моря, где были обнаружены месторождения природного газа, японские власти задержали китайское рыболовное судно. Конфликт усугубился внезапной смертью в японском зоопарке панды, одолженной Китаем, за которую Поднебесная потребовала компенсацию в размере 500 000 долларов. Пока территориальный спор так и остается неразрешенным, но оба государства заинтересованы в мирном урегулировании этих конфликтов и развитии политических и экономических отношений.

    4) Китай-Россия. Министерство иностранных дел РФ характеризует российско-китайские отношения как устойчивые и динамично развивающиеся во всех областях. В 2001 году между странами был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, в котором отражены основные принципы отношений. В этом же году Китай, Россия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия и Узбекистан основали Шанхайскую организацию сотрудничества, главные задачи которой – укрепление стабильности и безопасности, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия. В 2008 году между Китаем и Россией были окончательно урегулированы все территориальные вопросы, обсуждение которых началось еще в 1964 году. Россия признает Тайвань и Тибет неотъемлемой частью Китая.

    5) Восстановление территориальной целостности. В 80-90х годах XX века в ходе мирных переговоров Китай вернул себе Сянган (Гонконг) и Аомэнь (Макао). Однако до сих пор остается неразрешенный конфликт с Тайванем. В 1949 году коммунисты, одержавшие победу в гражданской войне над правительством Чан Кайши, объявило о создании Китайской Народной Республики. Свергнутое правительство бежало на Тайвань, где установило гоминьдановский режим, получая активную поддержку США. Китай претендует на суверенитет над островом и не исключает силового решения проблемы. Признание Тайваня необъемлемой частью Китай является одним из главных условий установления дипломатических отношений КНР с другими странами. В последние годы вместе с приходом новых лидеров в США и на Тайване появилась возможность более тесного и конструктивного сотрудничества между тремя сторонами в ближайшей перспективе.

    Администрации Тайваня провозгласила программу активизации экономических связей с материковым Китаем при сохранении политического статус-кво. В июне прошлого года было подписано рамочное соглашение между Тайванем и материковым Китаем об экономическом сотрудничестве, которое по, сути, и стало отправным пунктом расширения экономического и культурного взаимодействия между двумя берегами Тайваньского пролива.

    Согласно официальным данным министерства торговли КНР, товарооборот между материковым Китаем и Тайванем за первые пять месяцев 2011 года составил 65,86 млрд долларов США, что на 15,3 проц. превышает аналогичные показатели прошлого года. Объем экспорта материкового Китая на Тайвань достиг 14,54 млрд долларов, что на 30,4 проц. выше цифр за 2010 год. Импорт с Тайваня в материковый Китай составил 51,32 млрд долларов, это на 11,6 проц. больше, чем в прошлом году. С января по май 2011 года в материковом Китае было утверждено более 1020 проектов с привлечением тайваньских инвестиций. При этом инвестиции с Тайваня в размере 990 млн долларов США уже вложены в конкретные проекты.

    Стороны укрепляют и гуманитарные связи, в первую очередь, за счет увеличения туристических поездок между берегами Тайваньского пролива. В конце июня туристы из материкового Китая впервые отправились на Тайвань с индивидуальными турами. В течение последних трех лет с паспортами КНР можно было посещать Тайвань, но только в составе тургрупп. До 2008 года, когда Тайбэй отменил действовавший с 1949 года запрет на туристические обмены, такие поездки были вообще невозможны.

    6) Развитие отношений между Китаем и Африкой. Дружественные отношения между Китаем и африканскими странами в последние годы получили новый стимул для развития: с каждым годом товарооборот между КНР и странами Африки увеличивается в несколько раз. Китай стал вторым по величине торговым партнером Африки после США и его присутствие на континенте неуклонно растет. Большая часть африканских стран уже признали Тайвань частью Китая и прервали дипломатические отношения с тайваньским правительством. Таким образом, Китай не только приобрел важного торгового и стратегического партнера, но и получил дополнительную поддержку в вопросе Тайваня. Каждые три года, начиная с 2000, страны участвуют в саммитах «Форум сотрудничества Китай-Африка», в ходе которых также обсуждаются и социальные проекты на африканском континенте. Ежегодно из африканских стран отправляется более 15 000 студентов на обучение в китайских вузах.


    Похожая информация.


    Фашистские путчи в Японии, их причины и последствия

    В 1932 г. и 1936 г. в Японии произошли путчи «молодых офицеров» - националистически настроенных офицеров японской армии.

    15 мая 1932 г. в официальную квартиру премьер-министра Инукаи вторглась группа морских офицеров, которые сначала произвели беспорядочную стрельбу из револьверов по закрывшим им дорогу полицейским чинам, а затем выстрелили и в самогоИнукаи, нанеся ему смертельное ранение.

    Вечером того же дня несколько групп вооруженных ручными гранатами и револьверами совершили одновременное нападение на Министерство внутренних дел, штаб-квартиру правящей партии Сэйюкай, Банк Японии, банк Мицубиси, полицейское управление, электростанцию и бросили бомбы.

    В путче участвовали молодые офицеры армии и флота, недовольные ратификацией Лондонского договора 1930 г. об ограничении морских вооружений . Путчисты распространяли листовки с призывами бороться против парламентских партий и финансовых клик, за передачу власти военным, которые установят порядок в стране. После совершения акции участники путча явились в жандармерию с повинной.

    Молодые офицеры-националисты были убеждены, что побороть политическую коррупцию и крайнюю бедность в сельской местности в стране можно лишь путём устранения нескольких высших политиков.

    Путч начался рано утром, на стороне мятежников выступило около 1,5 тысяч солдат японской армии. Мятежникам удалось захватить центр Токио, включая здания Парламента, Министерства внутренних дел и Министерства обороны, и убить нескольких влиятельных политических лидеров. Они также попытались захватить резиденцию премьер-министра и императорский дворец, но столкнулись с сопротивлением Императорской гвардии.

    Несмотря на их заявления о полной поддержке императорской власти, император резко осудил их действия, признав их незаконными. Деморализованные мятежники сдались правительственным войскам. 19 руководителей путча были казнены.

    У повстанцев был большой список приговоренных к смерти лиц. Он состоял из двух частей: основные цели и второстепенные.

    Китай: экономические и политические преобразования 80-х – 90-х гг. ХХ в.

    Китайское общество в конце XX- начале XXI вв.

    Второй этап реформ(1984-87 гг.)

    · преобразования экономической структуры города;

    · введениесвободного рыночного регулирования;

    · были разработаны следующие направления борьбы с банкротством:



    – сдача таких предприятий в аренду коллективам или частным лицам;

    – продажа рабочим и служащим акций убыточных предприятий;

    – слияние убыточных и прибыльных предприятий при соблюдении принципов добровольности, соразмерности сил, поддержке банков и учете особенностей момента.

    Третий этап реформ(1987 г.)

    · внутренняя экономическая реформа Китая неразрывно связывалась с еговнешнеэкономической политикой;

    · решение о «стратегическом развитии приморских районов»: районы объявлялись открытыми, свободными для притока иностранной техники, технологии и капиталов;

    · выделена зона «сориентированной вовне экономики», которая охватывала все приморское побережье Китая

    Цель данной политики – получить извне средства для развития китайской экономики, открыть приток в страну новейшей техники и технологии, вписаться в мировое хозяйство, отыскать за рубежом источники инвестиций, рынки сбыта и источники сырья.

    Была принята развернутая программа политической реформы :

    ü упразднены партийные отраслевые отделы, которые дублировали деятельность государственных органов;

    ü сохранялись отделы пропаганды, организационно-партийной работы, отдел единого фронта, общий отдел, комиссия по проверке партийной дисциплины;



    ü введен порядок выборов, при котором число кандидатур превышало число мандатов;

    ü утвержден план перестройки правительственного аппарата, реформы кадровой системы;

    ü сокращалось количество министерств и комитетов;

    ü возникла новая система продвижения по службе: стали выдвигаться те, кто более эффективно обеспечил проведение экономических реформ в своем уезде или провинции;

    ü важную роль стал играть Народный политический консультативный совет Китая, благодаря которому осуществлялась система многопартийного сотрудничества и консультаций под руководством КПК.

    1989 г. - «пекинская» весна, столкновения студентов и правительственных войск → «свертывания» реформ, финансы становятся главным рычагом регулирования экономики Китая.

    Китайское общество в конце XX – начале XXI в.

    ü встала проблема реформирования государственных предприятий. Китайское руководство было обеспокоено снижением доли государственного сектора в промышленности;

    ü проведена реформа финансов и введен единый обменный курс валют, который колебался на основе предложения и спроса на валютном рынке;

    ü новая система способствовала формированию единого всекитайского валютного рынка и развитию внешней торговли;

    ü Народный банк Китая преобразован в Центральный банк.

    В конце XIXв. ЧжуЖунцзи призвал массы стать союзниками в решающей схватке с консервативным бюрократическим аппаратом , который был радикально преобразован аппарат и обновлен. Также были поставлены следующие задачи:

    – для крестьян – поддержка цен на зерно;

    – для предпринимателей – реформа инвестиционно-финансовой системы;

    – для имущих – обзаведение жильем на коммерческой основе;

    – проведение реформы медицинского обслуживания;

    – освобождение экономически активного населения от внебюджетных поборов местных властей.

    В 2002 г. генеральным секретарем ЦК КПК стал Ху Цзиньтао . Приверженность идеям Мао Цзэдуна, социалистический путь, народно-демократическая диктатура и руководство коммунистической партии формально остаются конституционными принципами. Только принцип руководства КПК остается пока незыблемым. В Китае по-своему трактуют демократию, а также демократические принципы, в том числе и «права человека». Главным направлением социально-экономической политики китайского руководства стало повышение жизненного уровня трудящихся.

    В 2005 г. в Китае была проведена налоговая реформа : от подоходного налога были освобождены более 40% граждан. Главная цель фискальной системы КНР – не допустить большого разрыва в доходах.

    Китайское руководство всячески пыталось смягчить последствия мирового экономического кризиса 2008 г. Несмотря на продолжающееся падение мировых показателей, в 2011 г. Китай стал второй экономикой в мире после США, обойдя Японию. Однако по качеству жизни Китаю пока далеко до развитых стран. Из-за огромной численности населения граждане КНР живут в 10 раз хуже, чем японцы.

    На современном этапе Китай, став второй экономикой мира, стремится обладать соответствующим военным потенциалом. Периодически китайские лидеры заявляют, что Китай никому не угрожает и огромные суммы военного бюджета идут исключительно на оборонительные цели. Китай в своем развитии стал уже достаточно силен, чтобы «расширять стратегические границы своего пространства» силовым путем. При этом внутренние проблемы достигли таких размеров, когда такое расширение становится необходимым.