Изменения в оплате ндс году. Новые объекты налогообложения и налоговые агенты

Новый порядок исчисления ндс при реализации лома, сырых шкур и алюминия вторичного

НДС уплачивает покупатель

С 1 января 2018 г. реализация лома облагается НДС, т. е. пп. 25 п.2 ст.149 НК РФ, устанавливающий освобождение от налога утрачивает силу (Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

Но уплачивать НДС при реализации лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а так же сырых шкур животных будут покупатели (за исключением физических лиц, не являющихся ИП). Новый пункт 8 статьи 161 НК РФ возлагает на них обязанности налогового агента по НДС (п.8 ст.161 НК РФ введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ).

В целях НК РФ (п.8 ст.161 НК РФ): сырыми шкурами животных признаются необработанные (невыделанные) шкуры, снятые с туш животных, парные или законсервированные в целях предотвращения их порчи и разложения (мокросоленые или сушеные), но не подвергнутые никакой дальнейшей обработке; алюминием вторичным и его сплавами признаются алюминий вторичный и его сплавы, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности.

Налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика НДС. Т. е. организации и ИП, применяющие спецрежимы или освобожденные от НДС в соответствии со ст.145 или 145.1 НК РФ не освобождаются от обязанностей налогового агента.

Но обратите внимание, обязанности налогового агента возникнут у покупателя только в том случае, если он приобретает лом, алюминий или шкуры у плательщиков НДС (п.8 ст.161 НК РФ).

Т. е., например, если пункт приема вторсырья приобретает лом у физических лиц, НДС такой организации платить не придется. Обязанности налогового агента по НДС у нее не возникают. Или завод, приобретает лом у неплательщиков НДС, например, у организаций или ИП, применяющих УСН или освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст.145 и 145.1 НК РФ. НДС по такой операции завод не уплачивает.

Чтобы покупатель лома знал, что приобретает товар у неплательщика НДС, продавцы должны сделать запись в договоре и в первичном учетном документе «Без налога (НДС)» или проставить такую отметку (абз. 6 п.8 ст.161 НК РФ).

Четыре исключения из правил, когда НДС придется исчислить продавцу

Если поставщик обманет покупателя, т. е. будет установлено, что продавец безосновательно проставил отметку в договоре и первичном документе об отсутствии НДС, то именно продавцу, а не покупателю придется уплатить в бюджет НДС (абз. 7 п.8 ст.161, п. 3.1 ст. 166 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г.)).рт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

Также продавцу придется самостоятельно исчислить НДС, если при реализации лома он был освобожден от исполнения обязанностей плательщика НДС или применял спецрежим (ЕСХН, УСН, ЕНВД, ПСН), но потерял на это право «задним числом». Т. е. такие налогоплательщики исчисляют и уплачивают налог по операциям реализации лома, начиная с периода, в котором они перешли на общий режим налогообложения, до дня наступления обстоятельств, являющихся основанием для утраты права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение соответствующих специальных налоговых режимов (абз.8 п.8 ст.161, п. 3.1 ст. 166 НК РФ с 01.01.2018 г.). рт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

Например, организация на УСН продала лом 12.04.2018 года (с отметкой «Без налога (НДС)). Но во 2-м квартале доходы с начала года превысили максимальную величину для применения УСН, например, это произошло 20.06.2018 г. и она потеряла право на применение этого спецрежима с 01.04.2018 г. (п.4 ст.346.13 НК РФ). С 20.06.2018 г. организация стала выставлять своим покупателям счета-фактуры с НДС и внесла соответствующие изменения в ранее выставленные договоры. Соответственно она должна исчислить НДС по лому, отгруженному во 2-м квартале 2018 г. за период с 01.04.2018 г. до 20.06.2018 г., в нашем примере, по лому, отгруженному 12.04.2018 г. рт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

Кроме того, НДС должен быть исчислен и предъявлен покупателю продавцом, если лом приобретает физическое лицо, не являющееся ИП (такие ситуации, по мнению автора редкость) (п. 3.1 ст. 166, п.1 ст.168 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г.)рт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

При реализации лома на экспорт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

Как оформляет реализацию лома продавец?

Несмотря на то, что при приобретении лома у плательщиков НДС покупатели должны исполнять обязанности налогового агента по НДС, нормы НК РФ не освобождают продавцов от выставления счетов-фактур. Но в тех случаях, когда НДС должен уплатить налоговый агент продавец обязан при реализации налогоплательщиками лома, а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок таких товаров выставить счета-фактуры, в т. ч. корректировочные счета-фактуры без учета сумм налога. При этом в счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом» (п.5 ст.168 НК РФ). НДС по таким операциям продавец не исчисляет (п.4 ст.173 НК РФ).

По общему правилу, в расчетных и первичных документах, а также в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой (п.4 ст.168 НК РФ). Однако учитывая, что данный налог продавец не предъявляет покупателю и даже не должен его исчислять (п.3.1 ст.166 НК РФ с 01.01.2018 г.) по мнению автора, в первичных документах, которыми сопровождается передача лома покупателю, следует сделать такую же отметку, что и в счете-фактуре, т. е. указать суммы без НДС и сделать отметку «НДС исчисляется налоговым агентом».

Как такие счета-фактуры будет регистрировать продавец и покупатель, являющийся налоговым агентом по НДС пока неясно. В Правила ведения книги продаж и книги покупок, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 по всей видимости будут внесены изменения.

Порядок исчисления НДС покупателем-налоговым агентом

Налоговый агент, приобретающий лом определяет налоговую базу исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со статьей 105.3 НК РФ (т. е. исходя из договорной стоимости), с учетом налога (п.8 ст.161 НК РФ). Ставка НДС 18/118 применяется к налоговой базе, включающей сумму НДС (п.4 ст. 164 НК РФ). Т. е. если в договоре указана стоимость лома 118 руб., в т. ч. НДС, налоговая база будет равна 118 руб. Если же в договоре указана стоимость лома без НДС, например, 100 руб. без учета НДС (НДС уплачивается налоговым агентом), то налоговая база будет равна также 118 руб. (100 руб. + НДС (18 руб.)).

Учитывая, что налоговые агенты обязаны удержать исчисленный налог из денежных средств, перечисляемых налогоплательщику (пп.1 п.3 ст.24 НК РФ), а продавцы должны выставить счета-фактуры на суммы без учета НДС, можно сказать, что в любом случае продавец должен получить оплату за лом (в т. ч. предоплату) без НДС.

Момент определения налоговой базы у налоговых агентов, приобретающих лом у плательщиков НДС, определяется в порядке, установленном п. 1 ст.167 НК РФ (п.15 ст.167 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г.), т. е. налог исчисляется на одну из наиболее ранних дат:

  • на день отгрузки;
  • на день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров.

Полагаем, что в случае перечисления предоплаты порядок исчисления НДС у налоговых агентов, указанных в п.8 ст.161 НК РФ будет аналогичен порядку, применяемому в настоящее время налоговыми агентами, указанными в п.5 ст.161 НК РФ. Такие налоговые агенты также должны определять налоговую базу по НДС в соответствии с п. 1 ст.167 НК РФ. Т. е. в случае, если моментом определения налоговой базы у налогового агента является день оплаты, частичной оплаты предстоящих поставок товаров, то на день отгрузки товаров в счет поступившей ранее оплаты, частичной оплаты также возникает момент определения налоговой базы (п.14 ст.167 НК РФ). При этом НДС, исчисленный при перечислении предоплаты налоговый агент вправе принять к вычету на дату отгрузки лома (п.8 ст.171 и п. 6 ст.172 НК РФ).

Несмотря на то, что такой порядок прямо не прописан в НК РФ, порядок заполнения раздела 2 декларации по НДС, содержит именно такие предписания для налоговых агентов, определяющих налоговую базу по НДС в соответствии с п.1 ст.167 НК РФ (п. 37.8 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@). Аналогичный вывод следует из п. 4.1 ст.173 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г., в котором указано, что налоговые агенты вправе принять к вычету НДС, указанный в п.8 ст.171 НК РФ (исчисленный налогоплательщиками с предоплаты).

Иными словами, по нашему мнению, в случае перечисления продавцу аванса в счет поставки лома, порядок исчисления НДС для налоговых агентов, приобретающих лом, будет такой:

  1. При перечислении продавцу аванса налоговый агент исчисляет НДС с аванса. Например, налоговый агент перечисляет продавцу 100 руб., а 18 руб. (100 *18%) НДС начисляет в бюджет (налоговая база у налогового агента = 118 руб., ставка 18/118).
  2. При отгрузке лома на сумму 118 руб., в т. ч. НДС или на 100 руб. без учета НДС, налоговый агент начисляет НДС 18 руб. (118 руб. *18/118) по приобретенному лому и 18 руб. НДС, исчисленные при перечислении предоплаты, принимает к вычету.

Если покупатель не перечисляет предоплату поставщику лома, то налоговая база у налогового агента возникнет на дату отгрузки лома (пп.1 п.1 ст.167 НК РФ), т. е. именно на эту дату налоговый агент должен будет исчислить НДС, независимо от факта перечисления оплаты поставщику (т. е. фактически НДС будет удержан у поставщика (не будет перечислен поставщику) при перечислении ему оплаты (поставщику перечисляют оплату без НДС)).

Также нормами НК РФ предусмотрены особенности исчисления НДС налоговыми агентами при возврате лома и в случаях изменения его стоимости (п.10 ст.154, п.5 ст.171 НК РФ).

Новым пунктом 4.1 ст.173 НК РФ установлен порядок определения суммы НДС, которую налоговый агент, указанный в п. 8 ст. 161 НК РФ должен уплатить в бюджет по итогам квартала. Налоговый агент определяет сумму налога, исчисленную на дату перечисления предоплаты и на дату отгрузки лома, увеличивает ее на сумму НДС, подлежащую восстановлению в соответствии с пп. 3 и 4 п. 3 ст.170 НК РФ и уменьшает на сумму вычетов предусмотренных п. 3, 5, 8, 12 и 13 ст. 171 НК РФ с учетом особенностей вычетов НДС при экспорте товаров.

НДС, исчисленный налоговым агентом при приобретении лома, может быть принят им к вычету, если налоговый агент является плательщиком НДС и лом приобретен для облагаемых НДС операций (п.3 ст.171 НК РФ). Кроме того, если налоговый агент является плательщиком НДС, он может принять к вычету НДС, исчисленный им при перечислении аванса в счет поставки лома (как НДС, предъявленный покупателю при перечислении аванса) (п.12 ст.171 НК РФ), правда в этом случае так же как и при принятии к вычету НДС по «обычному» авансу, перечисленному поставщику, налоговому агенту придется восстановить НДС, ранее принятый к вычету при перечислении аванса в периоде возникновении права на вычет НДС по приобретенному лому (пп.3 п.3 ст.170 НК РФ).

Также налоговый агент имеет право на вычет исчисленного НДС в случае, если ему пришлось вернуть лом продавцу или продавец вернул ему предоплату при расторжении или изменении условий договора (п.5 ст.171 НК РФ).

Для наглядности приведем пример, как по мнению автора, в бухгалтерском учете у покупателя -плательщика НДС и у продавца будут отражены операции по перечислению частичной предоплаты и по приобретению лома.

У покупателя:

  • Дт 60 Кт 51 - выдан 50% аванс 50 руб.
  • Дт 76.НА Кт 68 - начислен НДС с аванса 9 руб. ((50 +50*18%)*18/118)
  • Дт 68 Кт 76.ВА - вычет НДС по выданным авансам 9 руб.
  • Дт 41 Кт 60 - принят к учету товар 100 руб.
  • Дт 76.НА Кт 68 - начислен НДС с отгрузки лома - 18 руб. ((100 +100*18%)*18/118)
  • Дт 68 Кт 76.НА - вычет НДС, исчисленного при перечислении аванса - 9 руб.
  • Дт 68 Кт 76.НА - вычет НДС, по приобретенному лому 18 руб.
  • Дт 76.ВА Кт 68 - восстановление НДС, ранее принятого к вычету по выданным авансам 9 руб.

У Продавца:

  • Дт 51 Кт 62 - получен аванс 50 руб.
  • Дт 62 Кт 90 - отражена реализация лома 100 руб.

Налоговые агенты, НЕ являющиеся плательщиками НДС, как уже говорилось, по мнению автора, могут принять к вычету НДС, исчисленный ими как налоговыми агентами при перечислении предоплаты в счет поставки лома на дату отгрузки лома (п.8 ст.171 НК РФ). Кроме того, п.13 ст.171 НК РФ не уточняет, что такой вычет могут применять только налогоплательщики НДС. Поэтому, по мнению автора, покупатели-неплательщики НДС также вправе принять к вычету НДС с разницы, на которую уменьшилась стоимости приобретенного лома (ведь при уменьшении стоимости приобретенного лома в случаях, когда продавец должен выставить покупателю корректировочный счет-фактуру, получается, что налоговый агент переплатил НДС с «первоначальной» стоимости лома и должен скорректировать сумму исчисленного НДС путем принятия к вычету НДС с разницы, на которую уменьшилась стоимость).

Вычеты НДС, предусмотренные п.3, п.5 и п.12 ст.171 могут применить только налогоплательщики. Это прямо указано в данных нормах.

Если организация или ИП применяет УСН с объектом «доходы-расходы», суммы оплаченного НДС по приобретенному лому такой покупатель может учесть в расходах (пп. 8 п. 1 ст. 346.16, ст. 346.17 НК РФ). Но если стоимость приобретенного лома не учитывается в целях налогообложения, то и в сумму НДС, исчисленную налоговым агентом-неплательщиком НДС в расходах учесть нельзя.

Также отметим, что для налоговых агентов, не являющихся плательщиками НДС основания для восстановления ранее принятого НДС не предусмотрены (поскольку такие агенты не являясь плательщиками НДС не вправе принимать к вычету НДС, восстановление которого предусмотрено пп.3 и пп.4 п.3 ст.170 НК РФ. Иными словами, поскольку НДС к вычету не принимался, то и восстанавливать нечего).

Таким образом, налоговые агенты исчисляют НДС по итогам квартала с учетом возможных вычетов по таким операциям и суммы НДС, подлежащей восстановлению. Они обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом) (п.5 ст.174 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г.).Уплата исчисленного налога за истекший квартал производится равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим кварталом (п.1 ст.174 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г.).

Полагаем, что в форму декларации по НДС внесут соответствующие изменения, и она будет содержать специальные строки для отражения НДС, исчисляемого налоговыми агентами, приобретающими лом, алюминий вторичный и сырые шкуры животных. Ныне действующая форма декларации таких строк не содержит.

Хотим предупредить, что нормы НК РФ не дают однозначного ответа на многие вопросы исчисления НДС с 1 января 2018 года. Автор высказал лишь свою точку зрения, к которой следует относится как к экспертной позиции. И не исключено, что у Минфина РФ и ФНС РФ может быть иное мнение по данным вопросам. Официальные разъяснения пока отсутствуют.

Учет ндс при получении бюджетных инвестиций и субсидий из бюджета

С 1 января 2018 г. вносятся изменения в ст.170 НК РФ, касающиеся учета НДС при получении бюджетных инвестиций и субсидий из бюджета.

Так в новом п. 2.1. ст 170 НК РФ будет установлено, что в случае приобретения товаров (работ, услуг) за счет полученных субсидий и (или) бюджетных инвестиций, НДС, предъявленный поставщиками товаров (работ, услуг) или уплаченный при ввозе товаров на территорию РФ вычету не подлежит. (п.2.1 ст.170 НК РФ в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ).

Сумма налога, учитывается в расходах при исчислении налога на прибыль организаций при условии, что расходы на приобретение самих товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, учитываются в расходах (в том числе через начисленную амортизацию). При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым (оплачиваемым) за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций. При невыполнении данного требования НДС в расходах учитывать нельзя.

Это правило применяется также при проведении капитального строительства и (или) приобретения недвижимого имущества за счет бюджетных субсидий и (или) бюджетных инвестиций с последующим увеличением уставного фонда государственных (муниципальных) унитарных предприятий или возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц.

Если же товары (работы, услуги) сначала приобретаются налогоплательщиком, и только потом он получает субсидию или бюджетные инвестиции на возмещение затрат, то ранее принятый к вычету НДС необходимо восстановить при получении денежных средств (пп.6 п.3 ст.170 НК РФ). Требование о восстановлении НДС при получении субсидий на возмещение затрат содержалось в пп.6 п.3 ст.170 НК РФ и до 01.01.2018 г. При этом восстанавливать НДС при получении бюджетных инвестиций не требовалось.

С 1 января 2018 г. также будет уточнено, что НДС необходимо восстановить не зависимо от факта включения суммы налога в субсидии и (или) бюджетные инвестиции на возмещение затрат. Определен порядок восстановления НДС при частичном возмещении затрат за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций.

В такой ситуации налогоплательщику необходимо рассчитать долю налога, подлежащего восстановлению. Она определяется исходя из стоимости товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, без учета налога, приобретенных за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, в общей стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, без учета налога.

Новый порядок применения «правила 5%»

Если налогоплательщик осуществляет облагаемую и необлагаемую НДС деятельность он должен вести раздельный учет входного НДС в порядке, установленном п.4 ст.170 НК РФ. НДС, относящийся исключительно к облагаемым операциям - принимается к вычету.

НДС, относящийся исключительно к НЕоблагаемым операциям (назовем их прямыми расходами) - включается в стоимость приобретений, т. е. учитывается в расходах. А по тем товарам (работам, услугам) и имущественным правам, которые будут участвовать одновременно и в облагаемой и в освобожденной от НДС деятельности входной НДС (назовем его «общехозяйственным» НДС) нужно распределить. Часть налога включается в их стоимость (и соответственно учитывается в расходах), а другая часть (относящаяся к облагаемым операциям) принимается к вычету. Для этого рассчитывают соответствующую пропорцию.

Но в настоящее время п.4 ст.170 содержит так называемое «правило 5%», которое формально позволяет налогоплательщику не вести раздельный учет и принять к вычету всю сумму НДС, если доля расходов на необлагаемые операции в общей сумме расходов за квартал не превышает 5%. Однако с учетом последней судебной практики и разъяснений Минфина РФ «правило 5%» может применяться только в отношении «общехозяйственных» вычетов, т. е. вычетов НДС, которые должны распределяться в пропорции между облагаемой и необлагаемой деятельностью.

Вычет НДС по товарам (работам, услугам), относящимся исключительно к необлагаемым операциям не может быть принят к вычету, даже при соблюдении «правила 5%» (Определением Верховного Суда Российской Федерации от 12.10.2016 N 305-КГ16-9537 по делу N А40-65178/2015, п. 12 Письма ФНС России от 23.12.2016 N СА-4-7/24825@, Письмо Минфина России от 05.10.2017 N 03-07-11/65098).

С 1 января 2018 года данная позиция будет официально закреплена в п.4 ст.170 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ). Т. е. при соблюдении «правила 5%» налогоплательщик сможет принять к вычету всю сумму «общехозяйственного» НДС, а по товарам (работам, услугам), относящимся исключительно к облагаемым или исключительно необлагаемым операциям придется вести раздельный учет входного НДС.

Как видим изменений по НДС немало. Причем некоторые поправки, внесенные в главу 21 НК РФ, влекут за собой необходимость изменения формы декларации по НДС и правил ее заполнения, а это прибавит работы даже тем налогоплательщикам, которых нововведения не касаются. И это еще не все... С 1 января 2018 г. существенные поправки по НДС ждут организации и ИП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Но об этом в следующей статье «Экспортный» НДС. Изменения с 1 января 2018 года».

Прежде чем сдавать декларацию по НДС, сверьтесь с безопасной долей вычетов по НДС в 2018 году в вашем регионе. Если вычеты превысят лимит, заранее подготовьте пояснения.

ФНС обновила данные внутренней отчетности по форме 1-НДС на 1 февраля 2018 года. На базе этого отчета налоговики считают безопасную долю вычетов по НДС в 2018 году по регионам. Сравните долю вычетов за 1 квартал с данными от ФНС. Если вычеты меньше предельной цифры — все хорошо. Если больше — будьте готовы пояснить налоговой инспекции причины.

Важно: сохраните статью в «Полезное». Информацию безопасной доле вычетов обновляем ежеквартально.

Безопасная доля вычетов по НДС за 1 квартал 2018 года

Безопасная доля вычетов - один из критериев для отбора налогоплательщиков на комиссию и выездную проверку. Чтобы снизить риски, проверьте показатель по своему региону в таблице в конце статьи. Условия для вычетов НДС смотрите в в программе « » в курсе «НДС».

В целом доля вычетов НДС по стране снизилась и составляет 87,4%. Этот показатель для годовой отчетности был выше - 87,9%. Доля вычетов изменилась во всех субъектах РФ.

Значительнее всего доля вычетов возросла в Ненецком автономном округе (на 13,9% - с 111,8 до 125,7%), Магаданской области (на 8,7% - с 91 до 99,7%) и Камчатском крае (на 8% - с 82,9 до 90,9%).

Больше всего доля вычетов снизилась в Астраханской области (на 17,1% - с 72,8 до 55,7%), Сахалинской области (на 13,6% - с 100,2 до 86,6%), Чукотском автономном округе (на 13,2% - с 104,1 до 90,9%).

Безопасная доля вычетов по НДС в 2018 году в Москве упала с 89,9 до 89%. Разница - 0,9%.

В таблице в конце статьи вы найдете информацию о безопасной доле вычетов по НДС в 2018 году по другим регионам, а именно:

Центральный федеральный округ : Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область;

Южный федеральный округ : город Севастополь, Республика Адыгея, Волгоградская область, Республика Калмыкия, Краснодарский край, Республика Крым, Ростовская область;

Северо-Западный федеральный округ : город Санкт-Петербург, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Республика Карелия, Республика Коми, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область;

Дальневосточный федеральный округ : Амурская область, Еврейская автономная область, Приморский край, Республика Саха (Якутия), Сахалинская область, Хабаровский край;

Сибирский федеральный округ : Республика Алтай, Алтайский край, Республика Бурятия, Забайкальский край, Иркутская область, Кемеровская область, Красноярский край, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Республика Тыва, Республика Хакасия;

Уральский федеральный округ : Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Челябинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ;

Приволжский федеральный округ : Республика Башкортостан, Кировская область, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермский край, Самарская область, Саратовская область, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Ульяновская область, Чувашская Республика;

Северо-Кавказский федеральный округ : Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия — Алания, Ставропольский край, Чеченская Республика.

Байконур : Байконур.

Как компании рассчитать свою долю вычетов по НДС

Воспользуйтесь методом налоговиков. Они делят все вычеты по региону на весь начисленный НДС. Результат переводят в проценты. Вам нужно сделать то же самое, только в пределах своей компании. Все вычеты за 1 квартал поделите на всю сумму начисленного налога и умножьте на 100 процентов. Это ваш удельный вес вычетов. Сравните его с региональным значением.

Пример. Расчет доли вычетов

Компания зарегистрирована в Рязанской области. Сумма начисленного НДС по декларации за 1 квартал 2018 года составила 1 668 789 руб., сумма вычетов — 965 987 руб. Бухгалтер рассчитал долю вычетов компании. Она составила 57,9% (965 987 руб. : 1 668 789 руб. х 100%). Этот показатель ниже среднего по региону (57,9 < 86,9). Значит, у налоговиков не будет вопросов к сумме вычетов компании.

Чем опасна высокая доля вычетов по НДС

Много вычетов в декларации — не нарушение. Но налоговики могут запросить пояснения. Если не представить пояснения, налоговики вправе оштрафовать компанию на 5000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ). За повторное нарушение в течение календарного года штраф — 20 000 руб. (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).

Заранее продумайте, как ответить налоговикам. Возможно, компания недавно открылась, у нее большие закупки, но покупателей пока мало и объем продаж низкий. Или, например, компания купила основные средства, перенесла вычеты с предыдущих кварталов и пр.

Направьте пояснения электронно. Расхождения в декларации по НДС надо пояснять только в электронном виде (п. 3 ст. 88 НК РФ). Представлять пояснения на бумаге можно, только если компания не должна отчитываться по НДС через интернет.

Также проверьте, не будет ли проблем с вычетом от вашего контрагента: соберите на него досье в сервисе .

Безопасная доля вычетов по НДС в 2018 году по регионам: таблица

Регион

Доля вычетов за 1 квартал 2018 года, %

Доля вычетов за 4 квартал 2017 года, %

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Воронежская область

Ивановская область

Калужская область

Костромская область

Курская область

Липецкая область

Московская область

Орловская область

Рязанская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Тульская область

Ярославская область

город Москва

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Республика Карелия

Республика Коми

Архангельская область

Вологодская область

Калининградская область

Ленинградская область

Мурманская область

Новгородская область

Псковская область

город Санкт-Петербург

Ненецкий АО

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Северная Осетия-Алания

Чеченская Республика

Ставропольский край

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Республика Адыгея

Республика Калмыкия

Республика Крым

Краснодарский край

Астраханская область

Волгоградская область

Ростовская область

город Севастополь

ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Республика Башкортостан

Республика Марий-Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Удмуртская Республика

Чувашская Республика

Кировская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Пензенская область

Пермский край

Самарская область

Саратовская область

Ульяновская область

УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Курганская область

Свердловская область

Тюменская область

Челябинская область

Ханты-Мансийский АО - Югра

Ямало-Hенецкий АО

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Республика Алтай

Республика Бурятия

Республика Тыва

Республика Хакасия

Алтайский край

Красноярский край

Иркутская область

Кемеровская область

Новосибирская область

Омская область

Томская область

Забайкальский край

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Республика Саха (Якутия)

Приморский край

Хабаровский край

Амурская область

Камчатский край

Магаданская область

Сахалинская область

Еврейская автономная область

Чукотский АО

БАЙКОНУР

Байконур

Три подарка от «Главбуха»!

Дарим дополнительный месяц подписки, кофеварку и кофейную пару!

С наступлением очередного календарного года тем или иным изменениям обычно подвергаются все основные налоги и сборы, установленные российским законодательством. В этот раз первенство по наибольшему числу изменений можно отдать, пожалуй, главе 21 Налогового кодекса. Какие же изменения в НДС с 1 января 2018 года следует ожидать?

Новые агенты по НДС

В ряду изменений в НДС с 2018 г. можно выделить присвоение статуса агента по данному налогу в некоторых новых случаях, в которых ранее подобных требований предусмотрено не было. Так, согласно новому пункту 8 статьи 161 Налогового кодекса обязанности налогового агента должны будут исполнять фирмы и индивидуальные предприниматели, которые приобретают на территории РФ отходы цветных металлов, лом, вторичный алюминий и его сплавы, а также сырые шкуры животных.

Как и по ранее действующим правилам, налоговые агенты в описываемой ситуации должны будут рассчитать и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС вне зависимости от того, являются ли они плательщиком НДС или нет согласно применяемой системе налогообложения. Но на ОСН все же есть возможность не перечислять сумму налога или, как минимум, ее уменьшить – если одновременно с агентским НДС к уплате компания или ИП заявляет о своем праве на вычет.

Одновременно с расширением списка налоговых агентов по НДС свежие изменения в 2018 году уточняют и ситуации, в которых статус налогового агента не возникает. Это относится к субъектам общероссийской платежной системы, а также операторам связи, указанным в Законе от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ.

НДС за счет субсидии

Еще одно изменение по НДС с 2018 года касается субсидий. Так, плательщики данного налога с будущего года теряют право на применение вычета по налогу на добавленную стоимость по товарам или услугам, приобретенных за счет средств субсидий и бюджетных инвестиций (новая редакция п. 2.1 ст. 170 НК РФ).

Аналогичный запрет применяется, в том числе, и если такая субсидия увеличивает уставный капитал компании.

Нулевая ставка НДС для реэкспорта

Среди поправок в 21 главе Налогового кодекса есть новшество, касающееся изменения ставки НДС в 2018 году на нулевую по товарам, вывезенным в рамках реэкспорта. Применяться нулевая ставка будет при обязательном прохождении товаром определенных таможенных процедур, а именно переработки на таможенной территории, свободной таможенной зоны и свободного склада. Подтверждать нулевую ставку необходимо документами, предусмотренными статьей 165 Кодекса: оригиналом или копией внешнеторгового контракта, таможенной декларации, а также копиями транспортных и товаросопроводительных справок.

Еще о нулевых ставках

Дополнительное изменение в уплате НДС с 2018 года по нулевой ставке – это возможность официально не применять льготу при экспорте. Возможность отказаться от ставки НДС 0% распространяется на экспорт товара либо его перевозку.

Отказ от нулевой ставки возможен по всем экспортным сделкам в комплексе при условии подачи в ИФНС заявления в срок не позднее 1-го числа квартала, с которого налогоплательщик планирует рассчитываться по НДС по обычной ставке. Общий срок отказа – не менее, чем на год.

Смысл такого отказа от нулевой ставки сводится к возможности принимать к вычету НДС, выставленный по ставкам 18% или 10% теми поставщиками, которые, имея право на нулевую ставку, не хотят ее подтверждать, выделяя в результате в счетах-фактурах обычный налог. Такая ситуация довольно часто прослеживается во взаимоотношениях с российскими компаниями-международными перевозчиками. Их услуги облагаются НДС по нулевой ставке, однако она требует подтверждения. До сих пор, если в счете-фактуре такой компании вместо нулевого НДС был указан НДС 18%, контролеры признавали данную ставку некорректной (письмо ФНС России от 7 июля 2016 г. № СА-4-7/12211@), причем с ними были солидарны и судьи (определение Верховного Суда РФ от 26 января 2016 г. № 304-КГ15-18260). Соответственно принимать к вычету НДС по такому документу было неправомерно. Но описываемая поправка в главу 21, обеспечивающая изменения в оплате НДС в 2018 году по нулевой ставке, а также возможность отказа от нее эту проблему должна устранить.

Нулевой НДС для почтовых отправлений за границу

Важная поправка, касающаяся возможности применения нулевой ставки для почтовых отправлений за границу, будет актуальна в первую очередь для интернет-магазинов, которые продают свой товар иностранным покупателям. Дело в том, что такие продавцы имеют право на нулевую ставку НДС, однако также обязаны ее подтвердить. В редакции Налогового кодекса, действующей на настоящий момент, нет четкого списка документов, которые продавец должен собрать в данной ситуации. Как итог, большинство плательщиков НДС все также выделяют налог в подобных сделках по стандартной 18-процентной ставке. Изменения по НДС с 2018 года призваны этот вопрос решить.

Подтвердить нулевую ставку по почтовым отправлениям можно будет с помощью установленного перечня документов: платежек, декларации по форме CN 23 или таможенной декларации (новый подп. 7 п. 1 ст. 165 НК РФ).

Еще один нулевой НДС

Новый подпункт 4.2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса закрепляет право на применение нулевой ставки по внутренним воздушным перевозкам, как пассажиров, так и багажа в пределах Калининградской области. До сих пор аналогичное правило, прописанное в подпункте 4.1, действовало в отношении перевозок в Республики Крым, а также по территории города федерального значения Севастополя.

Новое правило пяти процентов

В настоящее время пункт 4 статьи 170 Налогового кодекса предписывает вести раздельный учет входящего НДС по приобретению товаров, работ или услуг, которые используются в облагаемой и не облагаемой данным налогом деятельности. В то же время налогоплательщик вправе не соблюдать это правило, то есть не вести раздельный учет операций, если доля затрат, направленных на не облагаемые налогом на добавленную стоимость операции, не превышает 5% от общей суммы расходов. К вычету просто принимается весь НДС, выставленный поставщиками.

С введением в действие новых поправок ситуация с таким водящим НДС с 2018 изменится. Право на вычет всей суммы входящего НДС при соблюдении 5-процентного ограничения сохранится, однако вести раздельный учет облагаемых и не облагаемых налогом операций все же придется.

НДС в чеке

Еще одно изменение в НДС с 2018 года следует из новой редакции пункта 6 статьи 168 Налогового кодекса. Содержащееся в нем положение отныне предписывает в обязательном порядке указывать НДС в чеках и иных документах, выдаваемых розничным покупателям при торговле товарами, работами или услугами. Интересно, что в ценниках товаров выделять НДС не требуется, по крайней мере пока что.

Поправка о Tax Free

Иностранцы, которые приобретали в путешествии по России различные товары или сувениры, до сих пор не могли претендовать на широко известное и используемое в аналогичной ситуации россиянами, приезжающими из-за границы, право на возврат НДС – так называемый Tax Free . Изменения в НДС с 1 января 2018 года эту несправедливость устранят. В действие вводится новая статья 169.1 Налогового кодекса устанавливает порядок возврата налога для граждан стран, не относящихся к таможенному союзу ЕАЭС.

Так, претендовать на возврат НДС смогут те туристы, которые в течение одного календарного дня приобрели на территории РФ товаров на сумму не менее 10 тысяч рублей с учетом налога. Вернуть налог в таком случае можно будет через специального оператора в аэропорту – безналом или наличными деньгами.

Продавцы же, которые участвуют в данной схеме, при выполнении ряда условий смогут принимать к вычету НДС, который был возвращен иностранцам. Правом на вычет в подобной ситуации можно воспользоваться в течение одного года с момента, когда иностранному покупателю был компенсирован налог.

Изменение ставки НДС в 2018 году

Подытоживая все выше сказанное, можно отметить, что изменений по НДС в этом году планируется действительно много. Выше описаны наиболее значительные и актуальные их них. Однако основного нововведения, которого ожидали примерно с лета-осени 2017 года, пока что не произойдет.

Речь идет об изменении ставки НДС в 2018 году, точнее об ее росте со стандартных 18% до 22%. Дело в том, что подобные проекты рассматривались на уровне обсуждений таких ведомств, как Минфин, Министерство экономического развития и Торгово-промышленная палата. Предполагалось одновременное изменение ставок сразу нескольких основных налогов: рост ставки по НДС до 21-22%, по НДФЛ – с 13% до 15% и одновременное значительное снижение общей ставки страховых взносов, до тех же 22%.

Что ж, вероятно чиновники не смогли прийти к единому мнению относительно дальнейшего развития налоговой системы нашей страны. Но одно, пожалуй, можно сказать с уверенностью: подобных изменений все же стоит ожидать, если не в следующем, году, то в ближайшей перспективе.

С 2018 года операции по продаже лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а также сырых шкур животных подлежат обложению НДС (п. 8 ст. 161 НК РФ). То есть реализация лома черных и цветных металлов больше не числится в списке операций, освобожденных от обложения НДС, как это было ранее (пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ в ред., действ. до 01.01.2018). И отмена льготы по НДС при реализации металлолома - это уже свершившийся факт.

Вместе с тем, далеко не при каждой реализации лома или иных вышеперечисленных «товаров» продавец должен будет уплачивать НДС. Поскольку если покупателем будет выступать организация (ИП), то именно на ней как на налоговом агенте будет лежать обязанность по исчислению и уплате суммы налога в бюджет (п. 3.1 ст. 166 НК РФ).

При этом счет-фактуру должен будет составить сам продавец. В нем нужно будет указать стоимость реализации лома без НДС и сделать запись о том, что «НДС исчисляется налоговым агентом» (п. 5 ст. 168 НК РФ).

Покупатель в свою очередь должен будет начислить НДС по ставке 18% и указать его в книге продаж, не оформляя при этом счет-фактуру сам себе (как это делают налоговые агенты в других ситуациях). Впоследствии покупатель сможет принять к вычету этот НДС, конечно если применяет общий режим налогообложения. А покупатель на спецрежиме также должен будет исчислить НДС со стоимости лома, но заявить к вычету указанную сумму налога он не сможет. Как следствие, покупатель должен будет уплатить его в бюджет в полной сумме, а сам лом принять к учету по стоимости вместе с НДС (пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Кстати, в связи с внесенными поправками по НДС при реализации металлолома с 2018 года планируются изменения и в декларацию по НДС. Но по предварительной информации обновленную форму налогоплательщики начнут применять не ранее, чем с III квартала 2018 г.

Если же при реализации металлолома или шкур в 2018 году покупателями будут физические лица, то с НДС продавцу придется разбираться самостоятельно, в том числе платить налог в бюджет (п. 3.1 ст. 166 НК РФ). То есть для него это будет обычная облагаемая НДС операция.

Если продавец не является плательщиком НДС

Каких-либо льгот по НДС при реализации металлолома отныне НК РФ не предусматривает. Но если организация (ИП) применяет специальный налоговый режим либо освобождена от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ , то для нее реализация металлолома в 2018 году не облагается НДС (п. 8 ст. 161 НК РФ).

При этом в договоре, первичных учетных документах должно быть указано, что продавец не является плательщиком НДС или применяет освобождение. Можно проставить отметку «Без налога (НДС)». Тогда покупателю-организации (покупателю-ИП) не придется выполнять обязанности налогового агента по НДС.

Под конец года отечественные законодатели традиционного постарались и подготовили ряд изменений по НДС с 2018 года. Кого они затронут и в каких ситуациях, об этом – в нашем обзоре всех новшеств по НДС в налоговом законодательстве. Разбираем пакет поправок.

Некоторые покупатели стали налоговыми агентами

В первую очередь, свежие новости про изменения в НДС в 2018 году принёс Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ (далее – Закон № 335-ФЗ). Согласно ему, с 01 января приобретатели ряда товаров должны исполнять обязанности налоговых агентов по НДС.

Касаются эти изменения в НДС лома металлов с 2018 года. А также (новый п. 8 ст. 161 НК РФ):

  • отходов чермета и цветмета;
  • сырых шкур животных;
  • алюминия вторичного и его сплавов.

Реализация в России этих видов товаров теперь больше не освобождена от налога на добавленную стоимость. То есть покупатель как налоговый агент исчисляет НДС. Исключение сделано только для обычных физлиц, у которых нет статуса ИП.

Напомним, что налоговые агенты должны рассчитать и перечислить в казну соответствующую сумму НДС независимо от того, лежат ли на них обязанности плательщика данного налога.

Налоговые агенты на общей системе (ОСН) вместе с исчислением налога могут заявить соответствующий вычет. То есть фактически не перечислять деньги в казну.

Некоторые посредники – не налоговые агенты

Ещё новое в НДС с 2018 года заключается в том, что поправки не признают налоговыми агентами следующих посредников (п. 10 ст. 174.2 НК РФ в редакции Закона № 335-ФЗ):

1. Субъектов общероссийской платежной системы.

2. Операторов связи, которые указаны в Законе от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Когда нет права на вычет входного НДС

Также изменения в НДС с 1 января 2018 года затронули получателей субсидий и инвестиций из казны. С этой даты у плательщиков нет права брать к вычету входной НДС по товарам, работам или услугам, приобретенным за счет указанных госсредств (новый п. 2.1 ст. 170 НК РФ).

Права на вычет НДС нет и в том случае, когда если субсидия идёт в уставный капитал предприятия.

В связи с этой поправкой более детально прописан механизм восстановления налога, когда субсидия оплачивает стоимость покупки, но частично.

Нулевой НДС для реэкспорта: условия

Операции по реализации товаров, вывезенных в рамках реэкспорта, коснулось в 2018 году изменение ставки НДС на нулевую (Федеральный закон от 27.11.2017 № 350-ФЗ, далее – Закон № 350-ФЗ). При этом обязательное условие НДС 0% – если ранее товары (в т. ч. продукты переработки, отходы, остатки) проходили следующие таможенные процедуры (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ):

  • переработку на таможенной территории;
  • свободную таможенную зону;
  • свободный склад.

По закону, чтобы подтвердить нулевой НДС при реэкспорте нужно подать в ИФНС, помимо прочего, следующие документы:

  • оригинал или копию внешнеторгового контракта;
  • оригинал или копию таможенных деклараций;
  • копии транспортных и товаросопроводительных справок.

Расширено право на НДС 0%

Также новый порядок уплаты НДС в 2018 году распространён на некоторых участников экспортных сделок. Так, до недавнего времени плательщики, которые предоставляли ж/д подвижной состав и контейнеры для перевозки товаров на экспорт, могли применять НДС 0% только, если они у них в собственности либо арендованы.

С 2018 года данное ограничение больше не действует. То есть, стало больше лиц, которые могут заявить нулевой НДС по этому основанию.

Право на отказ от нулевого НДС при экспорте

Стал возможен отказ от нулевой ставки НДС при экспорте и смежным с ним услугам – это очередное новое в уплате НДС в 2018 году благодаря Закону № 350-ФЗ (новая редакция ст. 164 НК РФ).

Данные изменения дают экспортерам право отказаться от ставки НДС 0%:

  • непосредственно при экспорте товаров;
  • их перевозке.

Для этого надо подать соответствующее заявление в налоговую инспекцию. Срок – до 1-го числа квартала, с которого фирма хочет отчислять НДС по ставке 10 или 18%.

Причём нельзя:

  • применять разные ставки к товару, даже когда его приобретают разные лица;
  • выборочно отказываться от нулевого НДС по конкретным сделкам.

Кроме того, при отказе от нулевого НДС вернуться к нему можно лишь через 1 год.

Общий смысл этих поправок по НДС в 2018 году в следующем:

  • экспортный нулевой НДС применять непросто, так как нужно доказывать право на такую ставку, иначе – налог придется отчислять в размере 18% за всю цепочку контрагентов;
  • можно принимать НДС к вычету по счетам-фактурам с НДС 18, а не 0%.

Документы для нулевого НДС с посылок за границу

При экспорте товаров почтой нулевую ставку НДС новый закон с 2018 года разрешает подтверждать платёжками (оригиналы или копии) и декларацией по форме CN 23:

Помимо платёжек, можно выбирать, что представить из 2-х вариантов (новый подп. 7 п. 1 ст. 165 НК РФ):

  • оригинал или копию декларации CN 23 (с отметками российских таможен);
  • оригинал или копию таможенной декларации (с отметками российских таможен) и оригинал или копию декларации CN 23.

Суть в том, что на 2017 год отдельный список подтверждающих документов для международных почтовых посылок в НК РФ не был чётко прописан.

Положительные изменения по НДС в 2018 году для юридических лиц в том, что при отправке за границу почтовых посылок внешнеторговый контракт для подтверждения НДС 0% не нужен (изменения внёс Закон № 350-ФЗ).

Напомним, что обосновать экспортный НДС нужно за 180 календарных дней после начала этой таможенной процедуры. Документы подают вместе с декларацией по этому налогу.

Уточнено «правило пяти процентов»

В части НДС новое в законодательстве в 2018 году затрагивает фирмы, у которых есть облагаемые и не облагаемые этим налогом операции. Изменения внесены Законом № 335-ФЗ.

Так, уточнён п. 4 ст. 170 НК РФ, который говорит о «правиле пяти процентов». В частности:

  • его соблюдение позволяет брать входной НДС к вычету целиком, при этом с 01.01.2018 не вести при этом раздельный учет нельзя;
  • данное правило не применимо, когда товар задействован только в необлагаемых НДС операциях.

На чеке нужно выделять НДС

С 01.01.2018 уточнён п. 6 ст. 168 НК РФ. Теперь при торговле товарами (работами, услугами) в розницу чеки и иные документы, выдаваемые потребителям, исключены из перечня документов, на которых не указывают НДС. Поправку внёс Закон от 27.11.2017 № 349-ФЗ.

На ярлыках и ценниках товаров это можно по-прежнему не делать.

Закон о tax free

Для иностранцев изменения в уплате НДС с 2018 года будут особо актуальны. Дело в том, что Закон от 27.11.2017 № 341-ФЗ с 1 января наконец-то ввёл в России механизм tax-free. Это право иностранцев (не из стран ЕАЭС) на возврат НДС с покупок, сделанных в России (tax free).

Причём на подакцизные товары новая система возврата НДС точно не действует. Не исключено, что Правительство РФ расширит этот стоп-лист.

Для возврата НДС иностранцу необходимо в течение суток приобрести товары на сумму от 10 000 рублей. Вернуть налог можно безналом либо наличными через оператора в аэропорту. Это регулирует новая статья 169.1 НК РФ.

Важно, что продавцы, которые участвуют в механизме tax free, смогут брать к вычету НДС, который вернули иностранным физлицам. Считается, что это очень выгодная система для бюджета нашей страны.

Но кто может приобрести статус такого продавца? Для этого нужно соответствовать 3-м обязательным условиям:

1. Предприятие (её обособка) занимается торговлей в розницу.

2. Оно отчисляет НДС.

3. Входит в специальный реестр Минпромторга России.

И это не всё. Правительство РФ отдельным постановлением устанавливает:

  • места размещения таких торговых фирм;
  • условия, которым они должны соответствовать, чтобы входит в систему tax free.

По требованию иностранца придётся оформить в одном экземпляре на основании одного или нескольких кассовых чеков чек для возрата НДС. Обязательного бланка чека tax free не будет, но требования по его обязательным реквизитам остаются.

В итоге продавцу налог вернут на основании чека tax free с отметкой таможни о вывозе товара и при условии, что НДС по нему компенсирован иностранцу. Вычет продавцу положен в течение 1 года с дня, когда иностранцу компенсирован НДС.

Налоговики не вправе отказать продавцу в вычете, если в чеках tax free есть неточности, которые не мешают установить сведения:

  • о розничном продавце;
  • стране, которая выдала иностранцу паспорт;
  • названии товара;
  • сумме НДС.

Уточним, что компенсировать иностранцам НДС будут непосредственно торговые фирмы или другие плательщики, заключившие с ними соглашения. Данные услуги подпадают под НДС 0%. Право на нулевой налог, конечно, придётся подтверждать. Но с 01.10.2018 делать это будет проще.

Перечень аэропортовых услуг установит Правительство РФ

Как известно, нет НДС по услугам, оказание которых идёт непосредственно в российских аэропортах и воздушном пространстве нашей страны по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание (подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ). Но какие именно это услуги в аэропортах? Похоже, давней неразберихе в этом вопросе пришёл конец.

Так, Закон от 30.10.2017 № 305-ФЗ с изменениями в НК РФ говорит, что с 01.01.2018 список аэропортовых услуг, которые свободны НДС, определяет отдельным документом Правительство РФ.

НДС 0% по воздушным перевозкам в Калининградской области

Закон от 27.11.2017 № 353-ФЗ с 1 января 2018 года ввёл нулевой НДС по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа по Калининградской области. Это новый подп. 4.2 п. 1 ст. 164 НК РФ.

Нет НДС при передаче целевого имущества в особых экономических зонах

На основании Закона от 27.11.2017 № 351-ФЗ с 01.01.2018 нет НДС при безвозмездной передаче региональным и муниципальным властям имущества, созданного для воплощения в жизнь соглашений о создании особых экономических зон – ОЭЗ (ст. 146 и 170 НК РФ).

Пример

Акционерное предприятие, 100% акций которого принадлежит РФ, созданное в рамках ОЭЗ, передаёт имущество созданными с его участием обществам – управляющим компаниям ОЭЗ.

Вдобавок, АО и УК ОЭЗ больше не обязаны восстанавливать суммы НДС, ранее взятые к вычету по такому имуществу.

Нет НДС при выпуске матценностей из госрезерва

В силу Закона от 14.11.2017 № 316-ФЗ с 01.01.2018 освобожден от НДС выпуск материальных ценностей ответственным хранителям и заемщикам из государственного резерва по причине:

  • их освежения;
  • замены;
  • в порядке заимствования.

Также регламентированы особые правила определения налоговой базы и порядок определения ставки НДС при реализации матценностей ответственными хранителями и заемщиками.