Модели построения бюджетной системы страны. Построение бюджетной системы Построение бюджетной системы страны зависит

Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

Построение бюджетной системы зависит от формы государственного устройства страны. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство – это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединенное) государство – это форма государственного устройства, при котором государственные и административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов Федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство - это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.

Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.

В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

Федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

Местных бюджетов.

28.Органы, отвечающие за разработку и реализацию государственного бюджета, государственный долг. Государственный долг - сумма задолженности государства как внутренним, так и внешним кредиторам по займам и невыплаченным по ним процентам. Обслуживание долга – механизм регулярных выплат процентов по полученным займам. Государственный долг определяется динамикой бюджетного дефицита. Чем больше бюджетный дефицит, тем быстрее растет государственный долг. Растущий государственный долг вызывает непростые последствия в сфере распределения продукта. В зависимости от рынка размещения задолженности государственный долг может быть внутренним и внешним.

Внутренний долг государства - накопленная задолженность государства внутренним кредиторам: банкам, финансовым организациям, населению.

^ Внешний долг государства - накопленная задолженность государства по займам, полученным от других государств или международных финансовых организаций.

^ Государственные ценные бумаги - средство заимствования государства. Выступают в формах: облигаций, сберегательных сертификатов, казначейских векселей.

^ Государственные облигации - долговое обязательство государства, выдаваемое на определенный срок с выкупом и выплатой заранее оговоренного процента. Сберегательный сертификат - билеты особого вида государственного займа с высоким процентом и выкупом лишь по истечении установленного срока. Казначейские векселя - векселя, которые свободно продаются и покупаются на денежном рынке.

^ Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ формируется в размере 15% суммы фактической величины налоговых поступлений в федеральный бюджет (за исключением 10%-го подоходного налога с физических лиц и сумм импортных пошлин). Этот фонд является действенным средством поддержки депрессивных регионов страны.

К институтам, занимающимся разработкой и реализацией государственного бюджета, относятся: министерство финансов, министерство экономики, законодательные органы власти, казначейство, счетная палата.

^ Министерство финансов - головной орган, отвечающий за разработку и реализацию бюджета государства. Казначейство - правительственный финансовый орган, ведающий исполнением государственного бюджета. Он организует взимание налогов, сборов и пошлин, отпускает средства на расходы, предусмотренные государственным бюджетом, осуществляет эмиссию бумажных денег. Казначейство может иметь самостоятельный статут или быть одним из подразделений министерства финансов, как это имеет место в России.

Бюджетная система — это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

Построение бюджетной системы зависит от формы государственного устройства страны. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные .

Унитарное (единое) государство — это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев — государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединенное) государство — это форма государственного устройства, при котором государственные и административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов Федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство — это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств — членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.

Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.

В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

— федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

— бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

— местных бюджетов.

Схема консолидированного бюджета Российской Федерации представлена на рис. 6.1.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е. бюджеты субъектов

Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты. К основным принципам функционирования бюджетной системы Российской Федерации относятся:

· единство бюджетной системы — означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы; разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации — означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств

· общее (совокупное) покрытие расходов бюджета — означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

· самостоятельность бюджетов разных уровней право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня; законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов; право органов государственной власти и местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств.

· сбалансированность бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

Рисунок 6.1 – Схема консолидированного бюджета Российской Федерации

· эффективность и экономичность использования бюджетных средств — означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств;

· равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований — означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных

трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными законодательством;

· полнота отражения доходов и расходов бюджетов разных уровней, государственных внебюджетных фондов, означающая то, что все доходы и расходы бюджетов разных уровней, государственных внебюджетных фондов подлежат отражению в бюджетах в полном объеме в обязательном порядке;

· гласность – обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении;

· достоверность означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

· адресность и целевой характер бюджетных средств — означает, что бюджетные средства выделяются в

распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного федерализма.

Финансово-бюджетный федерализм – это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности в бюджетной сфере.

Бюджетная система государства, её сущность. Модели построения бюджетной системы в федеративных и унитарных государствах. Бюджетное устройство Российской Федерации. Бюджетное законодательство РФ.

Бюджет как финансовая основа деятельности органов государственного управления и местного самоуправления. Бюджетная система РФ, её структура. Принципы построения бюджетной системы РФ, их содержание. Современные тенденции развития бюджетной системы РФ.

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА - основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех бюджетов государства, взаимосвязанных между собой установленными законом отношениями. Бюджетная система страны основывается на политическом строе общества, экономической системе государства и его административно-территориальном делении.

От формы государственного и административного устройства страны зависит построение бюджетной системы. По сте­пени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделя­ются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство - это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные обра­зования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действуют единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев - государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединенное) государство - это форма госу­дарственного устройства, при которой государственные образо­вания или административно-территориальные образования, вхо­дящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенции. Бюджетная система федеративных государств трехзвенна и со­стоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.



В госу­дарствах с федеративным устройством бюджеты среднего зве­на бюджетной системы могут соотноситься с федеральным бюджетом по-разному. Если бюджетная система федератив­ного государства строится на принципе равенства бюджетов субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, то такая модель бюджетной системы называется симметричной; и наоборот, если взаимоотношения субъектов Федерации с федеральным центром характеризуются неравенством, то такая модель бюджетной системы называется асимметричной.

Конфедеративное (союзное) государство - это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения поли­тических или военных целей. Бюджет такого государства фор­мируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств-членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.

Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы, которая включает 3 важных характеристики: структуру бюджетной системы; организационные принципы построения бюджетной системы; взаимосвязи бюджетов, объединенных в бюджетной системе. Бюджетное устройство определяется государственным устройством.

Бюджетное устройство РФ определяется бюджетным федерализмом – форма автономного функционирования бюджетов различных уровней, основанная на четко сформулированных и закрепленных в законодательстве нормах и положениях. Бюджетный федерализм предполагает:1. самостоятельность бюджетов БС РФ; 2. законодательное закрепление расходных функций бюджетов различных уровней; 3. разграничение доходных источников бюджетов по уровням; 4. бюджетное выравнивание путем предоставления финансовой помощи

Правовой базой бюджетной системы РФ является:

Конституция РФ

ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

Законы субъектов о бюджетном процессе

Правовые акты органов МСУ о бюджетном процессе

Фед. Законы о федеральном бюджете

Законы субъектов РФ о бюджете

Правовые акты МСУ

Кроме того, применяются такие документы как специальные законы и нормативные акты о финансировании тех или иных отраслей, закон о бюджетной классификации, документы, регламентирующие планирование распределения бюджетных средств и т.д.

Бюджет – универсальная форма образования и расходования денежных средств (общественных фондов) для финансового обеспечения задач и функций государства, регулирования секторов экономики и социальной сферы.

Бюджету государства как экономической категории присущи две функции :

1. распределительная (перераспределение денежных доходов ме­жду разными сферами деятельности, подразделениями обще­ственного производства, уровнями государственного управ­ления, социальными слоями общества и т.д.);

2. контрольная (сигнализация обо всех отклонениях в движе­нии бюджетных средств и контроль результатов расходования бюджетных средств).

Бюджет выполняет следующие задачи :

ПерераспределениеВВП;

Государственное регулирование и стимулирование эконо­мики;

Финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществ­ления социальной политики государства;

Контроль за образованием и использованием централизо­ванных фондов денежных средств.

Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:

ü федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

ü региональных бюджетов, или бюджетов субъектов Федерации.

ü местных бюджетов, или бюджетов муниципальных образований.(бюджеты ГО и муниципальных районов, бюджеты городских и сельских поселений)

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах :

- единства бюджетной системы Российской Федерации . Означает единство бюджетного законодательства России, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности и пр.

- разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации . Означает закрепление доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за различными уровнями бюджетов;

- самостоятельности бюджетов . Принцип самостоятельности бюджетов означает:

* право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

* право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

* право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты, самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов,

* недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

* право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;

- равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований . Означает определение бюджетных полномочий, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК.

- полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов . Означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

- сбалансированности бюджета . Означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

- результативности и эффективности использования бюджетных средств . Означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов . Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета.

- достоверности бюджета . Означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

- адресности и целевого характера бюджетных средств . Означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

- подведомственности расходов бюджетов . Означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

- единства кассы . Означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.

- Принцип прозрачности (открытости) означает:

обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.

Важнейшие функции государственного бюджета :

q аккумулирование финансовых ресурсов в руках государствен­ных органов в целях распределения и перераспределения между от­раслями, регионами и слоями населения;

q обеспечение содержания государства с его институтами, при­званными реализовывать функции государственной власти;

q стимулирование экономического роста по важнейшим для стра­ны направлениям;

q социальная защита беднейших слоев населения, пенсионеров и подрастающего поколения.

Бюджетная политика - регулирование уровня государствен­ных доходов и расходов в целях воздействия на общий уровень эко­номической активности, поддержания рыночного равновесия и сти­мулирования развития отдельных сфер национальной экономики.

Бюджетная политика - это политика государственных расходов, на­логовых ставок и государственных займов. Государственный бюджет есть концентрированное выражение экономической политики.

Структура государственного бюджета отражает структуру бюд­жетных доходов и бюджетных расходов.

Бюджетные доходы - поступления в государственную казну. Они формируются за счет налоговых и неналоговых бюджетных по­ступлений. Налоговые поступления - различные виды обязательных налогов и сборов с населения, предпринимателей и государственных предприятий. Неналоговые поступления в бюджет - поступления от использования государственной собственности и государственного имущества, от внешнеэкономической деятельности, от приватизации государственного имущества, от государственных займов и пр.

Бюджетные расходы - финансовые ресурсы, направляемые на нужды развития экономики и социальной сферы, на оборону, на по­гашение государственного долга и пр.

Функции бюджетных расходов.

К основным функциям бюджетных расходов относятся: полити­ческие, социальные и хозяйственные.

Политические функции состоят в поддержании существующего социально-экономического строя и включают в себя такие затраты, как государственное управление, армия, безопасность, внешнеполи­тическая деятельность, поддержка СМИ и пр.

Социальные функции состоят в стабилизации социально-экономи­ческой ситуации в стране, смягчении различий в уровне доходов и уровне жизни различных доходных групп, поддержке отраслям, ока­зывающим социальные услуги (здравоохранению, образованию, куль­туре и пр.).

Экономические функции состоят в:

q формировании конкурентной рыночной среды в экономике страны посредством проведения антимонопольных мероприятий, поддержки малого и венчурного предпринимательства;

q структурной перестройке экономики путем поддержки отдель­ных отраслей, имеющих наиболее важное значение;

q содействии выходу отечественных производителей на внешний рынок;

q выполнении обязательств по выплате внутреннего и внешнего долга.

Проблема состоит в том, чтобы добиться органического сочета­ния различных функций.

Идеальное исполнение государственного бюджета - полное по­крытие государственных расходов доходами, а еще лучше наличие остатка средств (профицита) государственного бюджета. Однако эта ситуация в жизни встречается редко. Чаще имеет место дефицит го­сударственного бюджета, т. е. превышение расходов над доходами.

Бюджетный дефицит - превышение государственных расхо­дов над доходами. В рамках кейнсианской концепции его можно рас­сматривать как дополнительный внутренний спрос со стороны госу­дарства. В соответствии с монетаристской концепцией - это вели­чайшее зло, порождающее многие негативные последствия, с кото­рым надо всеми мерами бороться.

Способы покрытия дефицита государственного бюджета:

§ внутренние государственные займы. Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов;

§ внешние государственные займы. Они осуществляются в виде займов у частных предпринимателей, государств и международных финансовых организаций;

§ эмиссия денежных знаков государственным банком - выпуск де­нежных знаков.

Государственные займы - получение государством на возврат­ной основе и на определенный срок денежных средств. Займы широ­ко используются в экономической политике государства: внутренние займы государства у физических и юридических лиц, займы у иност­ранных кредиторов.

Бюджетная система - совокупность бюджетов всех уровней госу­дарственной власти, порядок их разработки, методы формирования доходной части, порядок формирования расходной части.Главным принципом формирования государственного бюджета в рыночных ус­ловиях является подход к его построению наоснове категории обще­ственных благ, которые предоставляются государством налогоплатель­щикам.

Основу бюджетной системы страны формируют федеральный бю­джет и консолидированный бюджет.

Федеральный бюджет - годовая роспись доходов и расходов федерального правительства. Это важнейшее средство государствен­ных органов по проведению активной экономической политики.

Консолидированный бюджет -годовая роспись всех государ­ственных доходов и расходов, включая как федеральный уровень, так и уровень субъектов Федерации, а также муниципальных образова­ний. Он отражает возможности и направления воздействия федераль­ного правительства и администрации субъектов Федерации при про­ведении экономической политики в стране.

Бюджет развития - способ практической реализации ведущей роли государства в проведении инвестиционной политики. Он отра­жает расходы государства на развитие потенциала общественного про­изводства.

Основными источниками бюджета развития в России являются:

§ связанные иностранные кредиты под гарантии Российского правительства;

§ инвестиционные кредиты Мирового банка и Европейского бан­ка реконструкции и развития;

§ средства из источников внутреннего заимствования. Использование средств бюджета развития осуществляется на кон­курсной, возвратной, срочной и платной основе в порядке, установ­ленном Правительством. Расходование средств бюджета развития осу­ществляется через специальный счет, открытый в Главном управле­нии Федерального казначейства Министерства финансов.

Бюджетный федерализм - автономное функционирование бюджетов отдельных уровней власти, основанное на законодательно сформулированных нормах.

Бюджетный федерализм - это способ организации межбюджет­ных отношений, который позволяет центральным органам власти ус­пешно выполнять функции по сплочению отдельных регионов в еди­ное целое государство. Вместе с тем бюджетный федерализм позво­ляет субъектам Федерации и местным органам власти проявлять свою самостоятельность в распоряжении финансовыми ресурсами в соот­ветствии с мерой их ответственности и компетенции за выполнение возложенных на эти уровни власти обязательств по оказанию услуг общественного характера. Важнейшим элементом практической ре­ализации бюджетного федерализма является Федеральный фонд фи­нансовой поддержки регионов.

Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ форми­руется в размере 15% суммы фактической величины налоговых по­ступлений в федеральный бюджет (за исключением 10%-го подоход­ного налога с физических лиц и сумм импортных пошлин). Этот фонд является действенным средством поддержки депрессивных регионов страны.

К институтам, занимающимся разработкой и реализацией госу­дарственного бюджета, относятся: министерство финансов, минис­терство экономики, законодательные органы власти, казначейство, счетная палата.

Министерство финансов - головной орган, отвечающий за разработку и реализацию бюджета государства. Казначейство - правительственный финансовый орган, ведающий исполнением государственного бюджета. Он организует взимание налогов, сбо­ров и пошлин, отпускает средства на расходы, предусмотренные государственным бюджетом, осуществляет эмиссию бумажных де­нег. Казначейство может иметь самостоятельный статут или быть одним из подразделений министерства финансов, как это имеет место в России.

Функции казначейства в Российской Федерации:

§ проведение рациональной государственной бюджетной поли­тики;

§ управление доходами и расходами федерального бюджета;

§ повышение оперативности финансирования государственных программ;

§ контроль за поступлением и использованием государственных средств.

Наряду с казначейством выполнением этих функций занята так­же Счетная палата при Совете Федерации .

Государственный долг - сумма задолженности государства как внутренним, так и внешним кредиторам по займам и невыплачен­ным по ним процентам.Обслуживание долга – механизм регуляр­ных выплат процентов по полученным займам. Государственный долг определяется динамикой бюджетного дефицита. Чем больше бюджет­ный дефицит, тем быстрее растет государственный долг. Растущий го­сударственный долг вызывает непростые последствия в сфере рас­пределения продукта. В зависимости от рынка размещения задолжен­ности государственный долг может быть внутренним и внешним.

Внутренний долг государства - накопленная задолженность госу­дарства внутренним кредиторам: банкам, финансовым организаци­ям, населению.

Внешний долг государства - накопленная задолженность государ­ства по займам, полученным от других государств или международ­ных финансовых организаций.

Государственные ценные бумаги - средство заимствования госу­дарства. Выступают в формах: облигаций, сберегательных сертифи­катов, казначейских векселей.

Государственные облигации - долговое обязательство государст­ва, выдаваемое на определенный срок с выкупом и выплатой заранее оговоренного процента. Сберегательный сертификат - билеты осо­бого вида государственного займа с высоким процентом и выкупом лишь по истечении установленного срока. Казначейские векселя - векселя, которые свободно продаются и покупаются на денежном рынке.

Основные понятия налоговой системы государства.

Налог, пошлина, сбор и другие ана­логичные платежи (далее - налоги) – это обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в размерах, порядке и на условиях, соответствующих действующему законодательству. Как следует из определения и многовекового налогового опыта, налог - это:

1) изъятие части дохода или собственности субъекта, безэквива­лентное относительно налогоплательщика, т. е. уплата налога не сопровождается ответным индивидуальным обязательством со стороны налоговых инстанций;

2) определенные по размерам и срокам внесения платежи;

3) юридически обоснованные для каждого вида налога и сбора размеры и порядок внесения;

4) общественное принуждение, т. е. применение в случае не­уплаты, неполной уплаты или нарушения сроков юридически обос­нованных экономических и административных санкций.

Налоговая система есть совокупность налогов, на законном основании взимаемых на территории страны; компетенция органов власти и управления в отношении налогов, включая распределение поступающих платежей по звеньям бюджетной сис­темы; государственные налоговые органы, обеспечивающие сбор и контроль за уплатой налогов.

Различаются источник и объект налогообложения.

Источником налоговых платежей , т.е. тем, из чего уплачивается налог, выступает общественный продукт (доход налогоплательщика). Теоретически налоги не должны затрагивать капиталов, иначе нормальное воспроизводство становится невозможным.

Объект налогообложения - это количественно измеримый экономический феномен, подлежащий налогообложению. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

Нало­говая база – это часть объекта, на которую практически начисля­ются налоги. Налоговая база всегда меньше объекта налогообло­жения, так как существует необлагаемый налогом уровень заработной платы, дохода и других объектов, а также налоговые льготы.

Часть налоговой базы, изымаемая в виде налогов и измеряемая в процентах, называется налоговой став­кой или нормойналогообложения . Налоговые ставки устанавливаются и изменяются в законода­тельном порядке. Они бывают фиксированными (напри­мер, установленная норма обложения какого-либо товара НДС) и скользящими (изменяющимися в зависимости от величи­ны дохода). По ряду налогов определяют максимальные и мини­мальные нормы обложения. Максимальные ставки в экономичес­кой печати часто называют базовыми , т. е. ставками, по которым налогоплательщик должен осуществлять уплату без учета налого­вых льгот, освобождений от налогов, их отсрочки.

У каждого налога свои налоговые ставки, налоговая база. Они жизненно важны для хозяйственных субъектов. Синтетическим показателем степени тяжести налогов для компаний, лиц свободных профессий или ра­ботающих по найму является так называемое налоговое бремя , или доля всех уплачиваемых налогов в годовом доходе какой-либо группы субъектов.

Налоговое бремя компаний и частных лиц зависит не только от порядка и исчисления налоговой базы, налоговых ставок и мно­жественности налогов, но и от размеров доходов.

Наряду с показателями доли уплачиваемых налогов в годовом доходе групп налогоплательщиков рассчитывается нацио­нальное налоговое бремя , или налоговая на­грузка на ВВП и чистый социальный продукт . Эти показатели наряду с ролью государственного сектора в народном хозяйстве и уровнем развития общенационального экономического програм­мирования являются индикаторами интенсивности ГРЭ.

Современные развитые страны особое внимание уделяют систе­ме налогообложения, которая становится одним из главных инстру­ментов ГРЭ. В европейских странах наметились тенденции к все большей интеграции национальных хозяйств и, следовательно, к большей взаимосвязанности налоговых систем. Изживают себя мелкие налоги и остаются зарекомендовавшие себя налоги с об­ширной налоговой базой, простые для взимания (подоходный, НДС, на имущество, на прибыль корпораций).

В российском законодательстве также происходят изменения в сторону улучшения и упрощения системы налогообложения. Были отменены многие сборы и налоги (налог на превышение фонда оплаты труда, косвенный специальный налог, сбор за использова­ние наименования «Россия»). Большее внимание сейчас уделяет­ся местным налогам, целью которых является развитие инфраструк­туры городов, обеспечение социальных программ, укрепление экономики на местах.

В социально-экономической жизни страны у налогов следую­щие функции:

1) обеспечение финансирования государственных расходов - фискальная функция;

2) поддержание социального равновесия путем уменьшения не­равенства между реальными доходами отдельных социальных групп населения - социальная функция;

3) регулирование хозяйственной конъюнктуры, структуры заня­тости, накопления, внешнеэкономических связей, научно-техни­ческого прогресса и других объектов - регулирующая функция

От формы государственного и административного устройства страны зависит построение бюджетной системы. По сте­пени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделя­ются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство - это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные обра­зования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действуют единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев - государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединенное) государство - это форма госу­дарственного устройства, при которой государственные образо­вания или административно-территориальные образования, вхо­дящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенции. Бюджетная система федеративных государств трехзвенна и со­стоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

В госу­дарствах с федеративным устройством бюджеты среднего зве­на бюджетной системы могут соотноситься с федеральным бюджетом по-разному. Если бюджетная система федератив­ного государства строится на принципе равенства бюджетов субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, то такая модель бюджетной системы называется симметричной; и наоборот, если взаимоотношения субъектов Федерации с федеральным центром характеризуются неравенством, то такая модель бюджетной системы называется асимметричной.

Конфедеративное (союзное) государство - это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения поли­тических или военных целей. Бюджет такого государства фор­мируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств-членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.

Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы, которая включает 3 важных характеристики: структуру бюджетной системы; организационные принципы построения бюджетной системы; взаимосвязи бюджетов, объединенных в бюджетной системе. Бюджетное устройство определяется государственным устройством.

Бюджетное устройство РФ определяется бюджетным федерализмом – форма автономного функционирования бюджетов различных уровней, основанная на четко сформулированных и закрепленных в законодательстве нормах и положениях. Бюджетный федерализм предполагает:1. самостоятельность бюджетов БС РФ; 2. законодательное закрепление расходных функций бюджетов различных уровней; 3. разграничение доходных источников бюджетов по уровням; 4. бюджетное выравнивание путем предоставления финансовой помощи



Правовой базой бюджетной системы РФ является:

Конституция РФ

ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

Законы субъектов о бюджетном процессе

Правовые акты органов МСУ о бюджетном процессе

Фед. Законы о федеральном бюджете

Законы субъектов РФ о бюджете

Правовые акты МСУ

Кроме того, применяются такие документы как специальные законы и нормативные акты о финансировании тех или иных отраслей, закон о бюджетной классификации, документы, регламентирующие планирование распределения бюджетных средств и т.д.

Бюджет – универсальная форма образования и расходования денежных средств (общественных фондов) для финансового обеспечения задач и функций государства, регулирования секторов экономики и социальной сферы.

В материальном смысле бюджет государства (дарелина) - это денежный фонд находящийся в собственности государства. Он является:

Основой функционирования как государства в целом, так и его национально-государственных и административно-территориальных образований;

- важнейшим источником денежных средств, находящихся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной власти или органов местного самоуправления;

Как экономическая категория бюджет (дарелина) государства это совокупность экономических отношений, которые возникают в связи с формированием и распределением бюджета как денежного фонда государства. Приходные - Экономические отношения опосредуют движение денежных средств от плательщиков в бюджет и выражают его формирование как денежного фонда. Расходные - Экономические отношения выражают расходование (распределение) бюджета и выражают движение денежных средств из бюджета к получателю бюджетных средств



В финансово-организационном смысле бюджет РФ (дарелина) - это финансовый план формирования и распределения централизованного денежного фонда, предназначенного для обеспечения задач и функций государства (балансовый характер составления и исполнения; сочетание централизованных начал с инициативой органов местного самоуправления).

Как правовая категория бюджет государства (дарелина) - это финансово-правовой акт государства, посредством которого утверждается финансовый план формирования и распределения денежного фонда, предназначенного для финансирования задач и функций государства (закрепляет права и обязанности участников бюджетных отношений; организует деятельность всех звеньев финансовой системы государства;отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов; определяет налоговую политику государства;выступает в качестве эффективного регулятора экономики).

Он способствует:

Реализации региональной и национальной политики;

Созданию единого экономического пространства;

Полноправному социальному и национально-культурному развитию народов России;

Укреплению единства страны.

Бюджету государства как экономической категории присущи две функции :

1. распределительная (перераспределение денежных доходов ме­жду разными сферами деятельности, подразделениями обще­ственного производства, уровнями государственного управ­ления, социальными слоями общества и т.д.);

2. контрольная (сигнализация обо всех отклонениях в движе­нии бюджетных средств и контроль результатов расходования бюджетных средств).

Бюджет выполняет следующие задачи :

ПерераспределениеВВП;

Государственное регулирование и стимулирование эконо­мики;

Финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществ­ления социальной политики государства;

Контроль за образованием и использованием централизо­ванных фондов денежных средств.

Бюджетная система Российской Федерации (кодекс) - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:

ü федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

ü региональных бюджетов, или бюджетов субъектов Федерации.

ü местных бюджетов, или бюджетов муниципальных образований.(бюджеты ГО и муниципальных районов, бюджеты городских и сельских поселений)

Межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах :

- единства бюджетной системы Российской Федерации . Означает единство бюджетного законодательства России, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности и пр.

- разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации . Означает закрепление доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за различными уровнями бюджетов;

- самостоятельности бюджетов . Принцип самостоятельности бюджетов означает:

* право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

* право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

* право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты, самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов,

* недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

* право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;

- равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований . Означает определение бюджетных полномочий, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК.

- полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов . Означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

- сбалансированности бюджета . Означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

- результативности и эффективности использования бюджетных средств . Означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов . Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета.

- достоверности бюджета . Означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

- адресности и целевого характера бюджетных средств . Означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

- подведомственности расходов бюджетов . Означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

- единства кассы . Означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.

- Принцип прозрачности (открытости) означает:

обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;