Список продукции по программе импортозамещения. Импортозамещение в России: список товаров, программа, результаты

Внимание!

Компания «VVS» оказывает исключительно аналитические услуги и не консультирует по теоретическим вопросам основ маркетинга (расчету емкости, методов ценообразования и др.)

Данная статья носит ислючительно информационный характер!

С полным перечнем наших услуг Вы можете ознакомиться .

Вконтакте

Одноклассники

С момента введения санкций 2014 года против Российской Федерации прошло три года. В самом начале стал вопрос о снижении зависимости экономики страны от западных производителей. Правительством была создана программа по импортозамещению, итоги которой сейчас можно оценить по кривой снижения ввоза импортных товаров. Самая высокая прибыль пришлась на определенные отрасли импортозамещения в 2016 году, анализ их проведем ниже.

Наиболее развитые отрасли импортозамещения в России

В десятке самых динамично развивающихся сегментов российской экономики, которые включены , машиностроение занимает последнюю ступень.

  • Место № 10. Машиностроение.

Фундаментальная отрасль экономики российского государства, к сожалению, более чем на 80 % была зависима от ввоза продукции извне. А значит, уязвима вся экономическая система страны. Отметим, что на данном этапе восстанавливается работа машиностроительных предприятий, приостановленная из-за ограничений. К примеру, возобновляет деятельность Саратовский завод тяжелых зуборезных станков, вновь производит комплектующие для горнодобывающей техники предприятие «Черновские ЦЭММ», новые модели гидравлических экскаваторов сходят с конвейера «Уралмашзавода».

  • Место № 9. Производство текстиля.

В различных отраслях сектора импорт составлял примерно от 30 до 50 %. Главные проблемы легкой промышленности, которые может решить импортозамещение: в стране недостаточно предприятий, занимающихся выработкой тканей, пошивом одежды, а также ограничено предложение на внутреннем рынке первичной продукции – хлопка, льна и др.

В этой отрасли импортозамещения уже начали работу новые или перенаправленные старые производства: модернизирована фабрика по пошиву одежды ООО «БТК Трикотаж» в Тульской области, открылась компания «Текстиль Индустрия» на территории Кабардино-Балкарии – один из крупнейших производителей трикотажа в стране.

Ведется селекционная работа по выведению устойчивых к холоду сортов хлопка для выращивания в прохладных аграрных регионах России. Так, Волгоградская область уже два года является поставщиком этого сырья на внутреннем рынке РФ.

  • Место № 8. Производство рыбной продукции.

Ранее проблема в этой отрасли импортозамещения не стояла, т. к. импорт здесь был сравнительно невелик. Но и тут, благодаря инвестициям, появились значительные изменения. ООО «Рыбная компания «Полярное море+» открыла в Мурманской области фабрику по переработке рыбы и морепродуктов с возможностью выпуска до 10 000 тонн готового продукта в год. Среди прочего здесь применяется технология суперзаморозки для производства мороженой рыбы.

Три года назад тилапию в Россию поставляли исключительно из-за рубежа, теперь эту рыбу растят в Астраханской области. Новое хозяйство даст до 1 000 тонн продукции в год. И Хабаровский край реализует программу импортозамещения – создает предприятие по переработке рыбы на основе старых цехов.

  • Место № 7. Туристические услуги.

Многие российские регионы до введения политики импортозамещения были мало интересны для туристической индустрии из-за отсутствия инфраструктуры, разработанных маршрутов и интересных для посещения объектов. На уровне региональных властей ведутся разработки новых туристических брендов, привлекаются инвесторы. В этой отрасли идет поиск направлений, привлекающих не только любителей активно отдохнуть и получить эмоциональную разгрузку. Упор делается на интеллектуальный, гастрономический и медицинский туризм, посещение новых уникальных культурных центров.

Новороссийск реализует новую для региона разновидность услуг – винный туризм. Внедряется ряд новых маршрутов, таких как «Серебряное ожерелье России», с курсом на импортозамещение расширяют существующие алтайские курортные зоны. Очень важно для развития внутреннего туризма введение национальной системы бронирования билетов.

  • Место № 6. Нефтегазовое производство.

Нефтегазодобывающая промышленность приносит наибольшие поступления в казну Российской Федерации. Ряд предприятий этого сектора активно включился в программу своей отрасли импортозамещения в 2016 г. и ранее. Оперативно отреагировал «Газпром» – он будет получать специфическое оборудование для газовой промышленности от отечественного завода «Трубодеталь».

Стратегия импортозамещения способствует развитию отечественных производственных баз посредством программ инвестиций. Благодаря им «Промприбор» стал выпускать оборудование для транспортировки сырья от самой скважины до места переработки.

  • Место № 5. Медицинская промышленность.

В этой отрасли импортозамещения ставку делают на фармакологические новшества и создание принципиально нового . Внедряются российские аналоги импортных препаратов. Дженерики лекарственных средств, которые ранее ввозились из-за рубежа, уже производят в Казани. Интеллектуальные протезы для детей изготавливают в Архангельске, инновационные препараты для борьбы с туберкулезом и атеросклерозом созданы в Иркутской области. В соответствии с новой промышленной политикой и ориентацией на импортозамещение в регионах внедряется кластеризация фармпроизводств, что поможет стабилизировать отрасль, произвести интеграцию научных разработок и широкого производства.

  • Место № 4. Производство транспорта.

Практически ключевое место импорт занимал в отрасли производства основных деталей для большинства видов транспорта. После внедрения новых экономических стратегий у целого ряда транспортных комплексов использование отечественных комплектующих возросло до 93 %. Россия, решая вопрос в этой отрасли импортозамещения, расширяет свои производства, и ОАО «Транспневматика» теперь будет производить на своей базе новейшее тормозное оборудование для поездов. В том числе и для «Газпрома» «Курганхиммаш» запустил производство оффшорных танк-контейнеров, которые до настоящего времени на территории нашей страны не выпускались. Улан-Удэнский ЛВРЗ освоил выпуск ранее ввозимых с Украины комплектующих для ремонта тепловозов.

  • Место № 3. Производство программного обеспечения для ЭВМ.

К сожалению, в стране до сих пор превалирует использование зарубежного программного обеспечения. Без офисных пакетов и специальных программ будет парализована работа крупных компаний и корпораций, даст сбой система госуправления. Перевод главнейших предприятий и государственных органов управления на российские программные разработки – одна из самых важных задач импортозамещения.

Для построения в каждой отрасли надежных информационных систем, закрытых от вторжений различного рода, создана собственная интеграционная платформа «Циркон». Завершена разработка Единого реестра российского программного обеспечения. Фактически исключили из своей работы западные программы «РЖД», «Ростелеком», «Сбербанк» и другие ключевые компании Российской Федерации. Активно ведется работа по импортозамещению в области мобильных операционных систем.

  • Место № 2. Химическая промышленность.

Перед ведущими химиками в рамках программы для этой отрасли импортозамещения поставлена задача синтеза веществ, способных открыть новые возможности для промышленности России. В результате исследований в Татарстане открыт первый в РФ завод по производству современной упаковки. Восстанавливает производство товарного латекса ПАО «Омский каучук». А «Нижнекамскнефтехим» начал выпуск полиэтилена для изоляционного покрытия кабелей, производимого ранее из зарубежных материалов.

  • Место № 1. Производство сельхозпродукции.

Санкции Запада вызвали заметные изменения в сельскохозяйственной отрасли страны. Требовал импортозамещения колоссальный пласт аграрной продукции – от мясных и молочных изделий до элитных семян. Несколько лет работы по насыщению внутреннего рынка такими товарами дали заметный результат.<

Например, Алтай по программе импортозамещения поставляет мраморную говядину, и производство растет. Для выращивания садовых культур в Дагестане заложено свыше 1 500 га площади. Группа «Черкизов» расширяет в Липецкой области птицеводческое хозяйство. «ТюменьАгро» благодаря постройке тепличного комбината стал крупнейшим поставщиком свежей растительной продукции в регионе. С каждым годом развитие всех направлений отрасли сельского хозяйства в РФ набирает обороты.

Передовая отрасль импортозамещения в 2016 году – сельское хозяйство

Одна из высокодоходных отраслей России – агропромышленный комплекс. Его ресурсов при соответствующем уровне технического обеспечения было достаточно для поддержки производств данного сегмента. Законы экономической конкуренции диктуют необходимость повышать эффективность всех субъектов рыночных отношений.

Но наши производители, к сожалению, оказались недостаточно готовы к зарубежной товарной экспансии, это отчасти послужило причиной реформации экономической политики. Импортозамещение стало наилучшим решением в этой непростой ситуации. Для российской отрасли сельского хозяйства оно призвано стать своеобразным мостом для перехода к новому в технологическом отношении уровню работы.

Концепция программы по импортозамещению в отрасли гармонично вписалась в основные идеи «Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации», утвержденной в 2010 г. Последний документ неоднократно дорабатывался, но его суть неизменна: на российском рынке необходимо создать условия, позволяющие отечественным производителям прочно встать на ноги, что сделает экономику отрасли практически независимой от ввоза товаров извне. Импортозамещение в итоге стало одним из путей реализации доктрины. Снижение ввоза импортных продуктов, кстати, привело к коррекции программы развития аграрной сферы России.

Но возникли вопросы и в области макроэкономики, технологической базы и агроэкологических факторов. Эти проблемы могут обостриться в случае значительного снижения импорта или полного отказа от зарубежной продукции. Специалисты рекомендуют не усердствовать в ограничениях и соблюдать баланс.

Задачи развития агропромышленного комплекса:

    Первоочередной задачей в этой отрасли импортозамещения становится поддержка интеграционного процесса, который направлен на улучшение взаимодействия хозяйствующих субъектов аграрной сферы на разных уровнях управления.

    Оптимизация эффективного контроля и управления агропромышленным комплексом, что будет способствовать повышению производительности фермерского хозяйства как базы всей отрасли.

    Стимулирование (в рамках импортозамещения) внедрения новых экономических инструментов для поддержки отрасли, оптимизация логистики в процессе взаимодействия партнеров, активное решение вопросов распределения и потребления готовой продукции и сырьевых ресурсов.

В результате исследования работы сельхозпредприятий выявлена их неэффективность в удовлетворении потребностей современных потребителей. Это касается и качества продукта, и второстепенных вопросов взаимодействия всех субъектов.

Стратегические цели, которые ставит перед аграриями государственная программа импортозамещения, реально достичь при условии разрешения ряда вопросов, давно возникших в этой отрасли. В том числе необходимо расширение потока инвестиций в сельское хозяйство, оптимизация эффективного землепользования, мелиорация земель, устранение производственного застоя в скотоводстве, стимуляция отечественного машиностроения для решения нужд сельского хозяйства и т. д.

Факторы и особенности развития сельского хозяйства в РФ:

    Эта отрасль еще частично зависима от поставок из-за рубежа. Не во всех ее сегментах возможно полностью обеспечивать своим продуктом соответствующие ниши. В результате наблюдается перекос и в эффективности производства в различных подотраслях.

    В аграрной отрасли импортозамещения все существенно зависит от государственной поддержки. Поэтому целый массив мероприятий, в том числе и программа развития частного фермерского хозяйства, разрабатывается на государственном уровне, ставка делается на регионы с большим агропромышленным потенциалом.

    Техническая и технологическая отсталость отрасли – важная проблема импортозамещения, которая становится на пути повышения эффективности работы сельхозпредприятий. Доходов производителей начального звена в сельскохозяйственном процессе недостаточно для модернизации технической базы.

Большую роль играет и доступность рынка для производителей. Препятствует решению поставленных программой импортозамещения задач в сельском хозяйстве отсталая инфраструктура. Ее неэффективность сильно влияет на саму отрасль и на экономическую ситуацию в целом. Это ярко отражается на малых предприятиях, которые и без того с трудом выдерживают конкуренцию с крупными сетями из числа российских товаропроизводителей.

На этой ступени реализации программы импортозамещения для зарубежных производителей российский рынок закрыт. Но отвергать заграничный опыт в аграрном секторе совершенно неразумно. Например, импортозамещение в сельском хозяйстве может привести к системе, опирающейся на принцип замкнутого производства внутри отрасли. Производители будут задействованы в логистических цепочках и поставках товара на прилавки. Но потребуется глубокая модернизация схем взаимодействия между участниками рынка на всех уровнях. Зато сами производители в значительной мере увеличат доход, а для потребителя цена товара будет существенно ниже.

Проблемы в развитии отрасли импортозамещения

Федеральная таможенная служба указала, что к середине 2017 г. показатели ввоза зарубежной продукции в Россию увеличились практически на 1/4. Выводы напрашиваются различные. К примеру, что процесс в любой отрасли импортозамещения пока для российской экономики – не более чем утопия. А может это результат повышения спроса, т. е. возросший процент закупок показывает, что кризисная ситуация для потребителей и инвесторов постепенно разрешается. Во всяком случае, курс рубля по-прежнему является ключевым стимулятором импорта.

В сравнении с благоприятными для страны временами показатели импорта невелики, невзирая на скачок этой цифры в начале 2017 года. Во втором полугодии докризисного 2014 года россияне закупили зарубежных товаров на 152 миллиарда долларов. А последний результат чуть превысил 1/2 данных этого периода.

Категория «машины и оборудование», несмотря на достижения отрасли машиностроения в импортозамещении, лидирует в зарубежных поставках. Май 2017 года – 52,2 % (от общего показателя импорта), июнь – 53 %. Июнь прошлого, 2016 года показал 49 %, и эти цифры могут стать доказательством положительных тенденций в экономике страны.

Но и импорт товаров народного потребления значительно возрос. Так, в июне обуви и изделий из текстиля было ввезено на 36,2 % больше. Общая сумма оказалась свыше миллиарда долларов. Импорт лекарственных препаратов также в незначительной степени стал выше.

Укрепления курса рубля оказалось достаточно для бурного роста закупок из-за рубежа. В начале 2016 года средняя стоимость доллара колебалась около 70 рублей, и 57-58 рублей в первом полугодии 2017-го. Приведенные примеры показали несостоятельность программ импортозамещения для большинства отраслей.

Исключение есть. Показатели импорта в аграрном секторе и в производстве продовольственных товаров продолжают снижаться. На фоне скачка импортных закупок в других отраслях снижение на 3,1 % кажется ощутимым. Задачи в этой отрасли импортозамещения все же постепенно реализуются.

Отчасти снижение ввоза связано с продолжением снижения расходов наших граждан. Почти до нуля упал спрос на продукты премиум-класса, чаще всего импортного происхождения. Да и отмены эмбарго в продовольственной отрасли пока не предвидится.

Но возможно возникновение крупной проблемы в макроэкономике: с ростом импорта начнется снижение роста ВВП (часть которого – чистый экспорт), в связи с тем, что сальдо платежного баланса сократится. Хотя, по мнению экспертов – это вопрос скорее отдаленного будущего.

Ларин С . Н . 1 , Соколов Н . А . 2

1 ORCID: 0000-0001-5296-5865, кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник,

2 ORCID: 0000-0002-2273-4705, кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник,

ФГБУН Центральный экономико-математический институт РАН, Москва

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект №16-02-50036а(ф) «Развитие российской экономики в условиях санкций: оценки влияния, защитные контрмеры, прогнозные сценарии»

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Аннотация

В статье обоснована необходимость пересмотра программы развития российской экономики и перехода к ее реализации на основании разработки концепции импортозамещения в первую очередь в ключевых отраслях, к числу которых относится и российский оборонно-промышленный комплекс. Представлено нормативно-правовое обеспечение реализации программы импортозамещения в российском оборонно-промышленном комплексе (ОПК). Вскрыт ряд проблем, препятствующих реализации программы импортозамещения применительно к производственной деятельности предприятий российского ОПК. Раскрыта сущность стратегии коустинновейшинг и сделано заключение о целесообразности расширения сфер использования эффективных решений из сопредельных областей знаний, позволяющих минимизировать затраты времени и ресурсов на производство современных и конкурентоспособных образцов вооружений и военной техники. Показано значение успешной реализации программы импортозамещения в российском ОПК и сделан вывод о том, что она может стать основным драйвером ускоренного развития всего ОПК России.

Ключевые слова: российский оборонно-промышленный комплекс, программа импортозамещения, проблемы реализации, драйвер развития.

Larin S.N. 1 , Sokolov N.A. 2

1 ORCID: 0000-0001-5296-5865, PhD in Engineering, Leading Researcher

2 ORCID: 0000-0002-2273-4705, PhD in Physics and Mathematics, Leading Researcher

FGBUS Central Economical and Mathematical Institute RAS

This paper was supported by the Russian Foundation for Basic Research, project No. 16-02-50036a (f) “Development of the Russian Economy under Sanctions: Assessments of Impact, Protective Countermeasures, Forecast Scenarios”.

IMPLEMENTATION OF IMPORT SUBSTITUTION PROGRAMS AS DRIVER OF DEVELOPMENT OF RUSSIAN DEFENSE INDUSTRY COMPLEX

Abstract

The article substantiates the need to review the program for the development of the Russian economy and proceed to its implementation based on the development of the concept of import substitution, primarily in key industries, including the Russian defense industry complex. The normative and legal support for the implementation of the import substitution program in the Russian defense industry complex (DIC) is presented in the paper. A number of problems, impeding the implementation of the import substitution program in relation to the production activities of Russian defense enterprises were revealed. The essence of the cost-innovation strategy is disclosed and a conclusion is made about the expediency of expanding the spheres of use of effective solutions from adjacent areas of knowledge, allowing to minimize the time and resources spent on the production of modern and competitive weapons and military equipment. The significance of the successful implementation of the import substitution program in the Russian defense industry was shown, it was concluded that this program could become the main driver for the accelerated development of the entire defense industry complex in Russia.

Keywords: Russian defense industry complex, import substitution program, implementation problems, driver of development.

Введение

Получая устойчивые доходы от реализации отечественных углеводородов на международных рынках, Россия в 2000-2014 годах необдуманно увеличивала объемы поставок продукции иностранного производства, которые в среднем за этот период выросли в 8,4 раза по всем отраслям российской экономики . При этом доля комплектующих иностранного производства в конечном выпуске продукции постоянно увеличивалась, в отраслях российского ОПК имела место значительная зависимость от поставок продукции украинского производства, значение коэффициента структурной независимости продукции отечественного машиностроения, в том числе военного назначения, неуклонно снижался. Введение США, странами ЕС и их партнерами именно в этот момент санкционных ограничений на закупку импортного оборудования и комплектующих привело к тому, что под угрозой оказалась безопасность существования всей страны [2 ].

В сложившейся ситуации Правительство РФ было поставлено перед необходимостью срочного пересмотра программы развития российской экономики и перехода к разработке и реализации концепции импортозамещения в России до 2020 года. Основа этой концепции представляла собой ряд программ замещения импортного оборудования и комплектующих их аналогами, произведенными в России. Тем самым основная цель концепция заключалась в постепенном отказе от импортных поставок определенных групп товаров путем их замещения аналогичными товарами отечественного производства. Естественно, что для этого было необходимо ввести в строй эти производства и обеспечить выпуск отечественных аналогов замещаемых товаров в достаточных объемах и в полном соответствии с качественными характеристиками. Решение этой задачи стало одним из приоритетов в деятельности российского Правительства.

Основная часть

  1. Программа импортозамещения в российском ОПК и ее нормативно-правовое обеспечение

Введение санкционных ограничений США, ЕС и другими странами запада ускорило процесс формирования отраслевых программ импортозамещения в российской экономике. К 2015 году был разработан целый ряд программ импортозамещения в ключевых отраслях российской экономики . При Правительстве РФ была образована комиссия по проблемам импортозамещения, в состав которой входили две подкомиссии по отраслевым проблемам ОПК и отраслей экономики гражданского назначения. Программа импортозамещения в ОПК также состояла из двух частей. В первой рассматривались пути решения проблемы замещения поставляемых из Украины изделий и комплектующих их отечественными аналогами, во второй – пути решения проблемы замещения поставок изделий и комплектующих из стран НАТО аналогами отечественного производства. Кроме этого в программе были обоснованы мероприятия, направленные на стимулирование развития национальной промышленности, а также ограничительные мероприятия по поставкам импортной продукции в Россию. Результатом реализации этой программы должно стать снижение импортозависимости в различных отраслях российского ОПК к 2020 году с 70-90% до 50-60%. Так же устанавливался лимит на закупку товаров государством и госкомпаниями, в соответствии с которым объем закупок продукции отечественного производства на конец 2017 года должен составлять не менее 80%. Еще одним результатом реализации программы импортозамещения должно стать достижение ежегодного промышленного роста в различных отраслях российского ОПК в пределах 10-15% . Программы по реализации различных мероприятий импортозамещения были разработаны ведущими госкорпорациями – «Газпромом», «Роснефтью», «Росатомом», «Роскосмосом», «Ростехом» и рядом других. В каждой из них определялся конкретный перечень оборудования, комплектующих и материалов для их замещения аналогами российского производства, а также устанавливались конкретные сроки и объемы снижения зависимости от импортных поставок оборудования и комплектующих к 2020-2025 годам.

Основанием для реализации программ импортозамещения в различных отраслях российского ОПК стало включение замещаемого оборудования, комплектующих и материалов в состав государственного оборонного заказа (ГОЗ). Для участия в ГОЗ предприятия ОПК должны быть включены в сводный реестр, который формирует Министерство промышленности и торговли (Минпромторг) РФ. Сегодня в этот реестр входят почти 1,5 тыс. предприятий различных отраслей промышленности российского ОПК. Важное значение имеет государственный реестр единственных поставщиков российского вооружения и военной техники (утв. постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2013 г. № 826) , а также перечень стратегических предприятий и акционерных обществ, в который на момент его образования в августе 2004 года входили около 500 предприятий. Сегодня в этом перечне остается менее 60 предприятий. Регулированием и управлением ходом реализации программы импортозамещения в ОПК непосредственно занимаются Президент РФ, Правительство РФ, Военно-промышленная комиссия, подкомиссия по вопросам ОПК при Правительстве РФ, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству и Федеральная антимонопольная служба. Военно-промышленную комиссию возглавляет Президент РФ В.В. Путин, который является ее председателем. Постоянно действующим органом Военно-промышленной комиссии является Коллегия, работой которой руководит заместитель председателя Правительства РФ Д.О. Рогозин.

В качестве нормативно-правовых основ реализации программы импортозамещения в российском ОПК выступают: федеральный закон о промышленной политике РФ; федеральный закон о ГОЗ, который действует совместно с федеральным законом о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; государственная программа по развитию ОПК; указы Президента РФ и постановления Правительства РФ; приказы и распоряжения отраслевого уровня управления. Участие в выполнении ГОЗ является своеобразной формой государственной поддержки предприятий ОПК, что дает предприятию гарантии определенной стабильности.

Государственная программа «Развитие оборонно-промышленного комплекса до 2020 года» была утверждена Правительством РФ в мае 2016 года . На ее выполнение планируется выделить около 35 млрд руб. За выполнение этой госпрограммы отвечает Минпромторг РФ. Основными задачами, которые должны быть решены в ходе реализации программы, являются:

1) развитие в России производства современных образцов вооружений и военной техники и обеспечение их последующего продвижения на мировые рынки вооружений;

2) обеспечение рост промышленного производства в отраслях российского ОПК;

3) создание условий для развития кадрового и интеллектуального потенциала на предприятиях российского ОПК .

В качестве приоритетного результата реализации этой госпрограммы заявлен ожидаемый рост объемов промышленного производства продукции в отраслях российского ОПК в 1,8 раза по сравнению с уровнем 2014 года, а также повышение конкурентоспособности производимых предприятиями российского ОПК образцов вооружений и военной техники на внутреннем и внешних рынках.

Кроме указанных выше целей, задач и результатов госпрограмма развития ОПК предусматривает некоторые меры поддержки отечественных производителей. К таким мерам относятся: предоставление предприятиям субсидий на возмещение части затрат ГОЗ по кредитам, предоставление предприятиям субсидий для недопущения их банкротства, а также предоставление государственных гарантий. Размер субсидий на возмещение части затрат ГОЗ по кредитам устанавливается Правительством РФ. Выделение субсидий для недопущения банкротства стратегическим предприятиям находится в ведении Минпромторга РФ. Решения о предоставлении государственных гарантий принимает Правительство РФ. По решению Правительства РФ в качестве форм дополнительной государственной финансовой поддержки предприятиям ОПК в отдельных случаях могут предоставляться бюджетные инвестиции в виде субсидий из федерального бюджета, а также возвратные государственные кредиты.

Однако наиболее эффективной мерой поддержки предприятий ОПК является заключение с ними контрактов на выполнение ГОЗ, в которых указываются обязательные объемы поставки вооружений и военной техники, а также комплектующих к ним для обеспечения обороноспособности и безопасности государства. Объем финансового обеспечения ГОЗ ежегодно утверждается федеральным законом о федеральном бюджете.

Таким образом, в нашей стране на государственном уровне в первом приближении создана система стимулирующих мер и финансовых инструментов поддержки реализации программ импортозамещения в российском ОПК. Это означает, что переход к концепции импортозамещения оказался не очередным политическим лозунгом, а долгосрочной и хорошо обоснованной политикой развития российской экономики в целом и ее ведущих отраслей, к которым относится и российский ОПК, в частности. Однако, в ходе реализации программ импортозамещения был выявлен целый ряд факторов, которые создавали определенные проблемы для их практического выполнения .

  1. Проблемы реализации программы импортозамещения на предприятиях российского ОПК

Такого рода проблемы возникали в самых разных областях. Прежде всего, необходимо отметить слабое законодательное обеспечение процедур, регламентирующих проведение конкурсов, тендеров и торгов. Как оказалось во многих случаях конкурсные процедуры не были организованы надлежащим образом и не способствовали обеспечению приоритета в закупке продукции отечественного производства. К аналогичным проблемам относится недостаток объема информации о производителях отечественной продукции. Она стала следствием слабой проработки коммуникационных отношений между производителями и потребителями этой продукции на региональном, государственном и международном уровнях. К первоочередным проблемам относится также и слабое продвижение брендов ведущих производителей отечественной продукции как в России, так и за рубежом. Современные потенциальные потребители продукции военного назначения должны знать насколько эффективны российская военная техника и вооружения по сравнению с их иностранными конкурентами, перспективы дальнейшего развития занимаемой предприятиями российского ОПК рыночной ниши, наличие и тенденции изменения спроса у потенциальных покупателей на военную технику и вооружения российского производства и т.д.

В России не проработаны четкие регламенты прохождения конкурсных процедур. Практика показывает, что в большинстве случаев подача заявки на проведение тендера (конкурса) предполагает достаточно значительное авансирование работ заинтересованным исполнителем. Сегодня это обстоятельство автоматически ставит российских поставщиков в неравные условия с западными партнерами. Финансовое обеспечение подачи заявки иногда выливается в проведение до 30% работ от стоимости контракта за собственный счет. Естественно, что российский поставщик для участия в конкурсе должен получить в банке кредит под определенные проценты. Безусловно, это отразится на общей стоимости работ по контракту, которая должна быть определена в заявке. Иностранные конкуренты российских производителей имеют возможности для получения практически беспроцентных кредитов под 0,1 или 3% годовых через заинтересованные банки. Российские производители могут получить кредит в лучшем случае под 10-12% годовых . Конечно, в таких условиях они часто оказываются неконкурентоспособными по сравнению с иностранными производителями военной техники. Дополнительные сложности при этом вызывает отсутствие возможности учета кредитной линии в рыночной стоимости контрактной продукции. Обычно объем полученного кредита искусственно «распределяется» по другим статьям затрат, что в последующем может привести дополнительным проблемам в случае проведения финансовых проверок.

Следовательно, для обеспечения эффективной реализации госпрограммы развития ОПК и программы импортозамещения недостаточно производить современные образцы вооружений и военной техники высочайшего качества, необходимо еще и со всей серьёзностью разрабатывать регламенты прохождения конкурсных процедур, чтобы при подаче соответствующих заявок российские производители находились в равных финансовых условиях с иностранными конкурентами. Также необходимо разработать соответствующие регламенты для корректной подготовки тендерной документации, которая выставляется для прохождения конкурсных процедур, чтобы изначально не создавать преимущества по второстепенным признакам для иностранных конкурентов .

Сегодня недостаточно развит уровень рыночного позиционирования и брендинга военной техники и вооружений, выпускаемых российскими производителями. К сожалению, многие российские производители пока еще не стремятся к тому, чтобы представлять выпускаемую ими продукцию в современном виде. Отвечающие за продажи продукции подразделения работают по технологиям прошлого века, которые не предусматривают возможности оперативного взаимодействия между поставщиками и потребителями. В результате для внесения даже незначительных изменений требуется огромное число согласований, которые растягиваются во времени на недели и месяцы. Именно по таким мелочам российские производители проигрывают конкурентную борьбу иностранным производителям. На большинстве отечественных предприятий ОПК работа подразделений маркетинга, продвижения и брендирования выпускаемой ими продукции, организована слабо, а на ряде предприятий такие подразделения и вовсе отсутствуют. В связи с наличием этой проблемы конкурентоспособная продукция отечественного производства не находит своих потребителей. Недостаточно хорошо работают и подразделения, обеспечивающие коммуникационные взаимосвязи российских производителей с отечественными и иностранными потребителями.

Указанные выше факторы следует грамотно учитывать и оперативно исправлять для своевременного решения связанных с ними проблем реализации программы импортозамещения в российском ОПК. В качестве одного из перспективных направлений решения этих проблем можно использовать сочетание рыночного и административного подходов к учету влияния указанных факторов. При этом необходимо учитывать, что только рыночный подход предполагает производство отечественной продукции военного назначения, новых образцов вооружений и комплектующих к ним, а также внедрение инновационных технологий в условиях реальной конкуренции с иностранными производителями. Этот подход обеспечивает естественный рыночный отбор продукции, когда потенциальный потребитель отдает свое предпочтение той продукции военного назначения, новым образцам вооружений и комплектующих к ним, которые имеют наилучшее соотношение показателей «цена-качество».

В современных условиях для предприятий российского ОПК приобретает чрезвычайную важность снижение затрат на производство продукции военного назначения, новых образцов вооружений и комплектующих к ним, которые будут иметь тактико-технические и качественные характеристики, превосходящие аналоги иностранного производства. Только решая задачи по внедрению передовых инновационных технологий для разработки образцов вооружений, обладающих лучшими качествами при оптимальной цене, предприятия российского ОПК могут сохранить свою конкурентоспособность на внутреннем и мировом рынках вооружений. В том случае, если такие задачи не будут успешно решены в обозримом будущем российские армия и флот будут получать продукции военного назначения, качественные характеристики которой будут уступать зарубежным аналогам. Поэтому у России есть единственный путь развития отечественного ОПК через реализацию программы импортозамещения и внедрение в производство продукции военного назначения, новых образцов вооружений и комплектующих к ним, а также инновационных технологий .

Обычно технология производства продукции военного назначения и новых образцов вооружений имеет ряд последовательных этапов. Для создания новейшего образца вооружений, превосходящего по своим тактико-техническим и качественным характеристикам известные на сегодняшний день в мире образцы-аналоги, необходимо выявить лучший из них и определить пути совершенствования его тактико-технических и качественных характеристик. На следующем этапе формируется концептуальное обоснование для производства образца-аналога, обладающего более совершенными тактико-техническими и качественными характеристиками. Наиболее важным этапом создания новейшего образца вооружений является разработка инновационных технологий, обеспечивающих изделие наилучшими тактико-техническими и качественными характеристиками. На этом же этапе следует предпринять необходимые шаги для обеспечения соответствующей защиты интеллектуальной собственности новейшего образца вооружений. На последующем этапе разрабатывается действующий опытный образец и проводятся его комплексные испытания, результаты которых должны подтвердить (или опровергнуть) утверждение, что данный образец действительно обладает наилучшими тактико-техническими и качественными характеристиками. При получении положительных результатов технология выходит на заключительный этап промышленного производства новейшего образца вооружений, превосходящего по своим тактико-техническим и качественным характеристикам известные на сегодняшний день в мире образцы-аналоги .

На большинстве предприятий российского ОПК сегодня нет структурных подразделений, которые отвечали бы за создание перспективных образцов вооружений с применением инновационных технологий. Чаще всего всю ответственность за разработку современных и конкурентоспособных на мировых рынках образцов вооружений и военной техники несут непосредственно руководители предприятий ОПК или главные конструкторы. Вместе с тем реализация программы развития российского ОПК предусматривает создание такого рода структурных подразделений. Но сегодня они имеются только на уровне крупных государственных корпораций и предприятий российского ОПК. При этом сама практика разработки современных и конкурентоспособных на мировых рынках образцов вооружений и военной техники предусматривает выполнение взаимосвязанного комплекса работ, координируемых на всех этапах специалистами научно-исследовательского отдела, отдела маркетинга и отдела информационных систем. Однако пока далеко не все предприятия российского ОПК по экономическим причинам могут обеспечить содержание и загрузку этих отделов. На недостаточно крупных предприятиях российского ОПК организовать в сжатые сроки полное промышленное производство образцов вооружений и военной техники, обладающих лучшими тактико-технологическими и качественными характеристиками по сравнению с иностранными аналогами, обеспечивая при этом их приемлемую себестоимость, сегодня практически невозможно. В том числе и по причинам недостаточного финансирования, а также необходимости проведения технологической модернизации производства .

Обращаясь к опыту развитых стран запада, являющихся нашими прямыми конкурентами на мировых рынках вооружений, можно увидеть, что для многих компаний, создающих современные образцы вооружений и военной техники, в целом ряде случаев оказывается экономически более выгодным привлекать к участию в своих разработках сторонние организации. Как правило, эти организации специализируются на решении отдельных задач в рамках развития стратегий аутсорсинга и коустинновэйшн. Если сущность первой из названных стратегий достаточно хорошо известна и понятна российским специалистам, то сущность второй стратегии требует краткого пояснения. Итак, стратегия коустинновэйшн предполагает привлечение к разработке современных образцов вооружений и военной техники специализированных компаний, которые на высоко профессиональном уровне владеют навыками практического применения инновационных технологий, в том числе и в сфере производства вооружений и военной техники . Безусловно, такие компании могут решать различные задачи намного быстрее по времени, при высоком качестве и эффективности. В нашей стране практика применения стратегии коустинновэйшн на данный момент не развита по причинам отсутствия спроса и предложения, а также самого рынка этого вида услуг. В этой связи нам представляется, что для ускорения реализации программ импортозамещения в отраслях и на предприятиях российского ОПК, необходимо расширять сферы использования проверенных решений из сопредельных областей знаний, которые позволят минимизировать затраты времени и ресурсов на производство современных и конкурентоспособных образцов вооружений и военной техники.

  1. Значение успешной реализации программы импортозамещения для ускоренного развития российского ОПК

По мнению многих экспертов реальный процесс импортозамещения начался в России в конце 2014 – начале 2015 годов. Полученные в 2015 году первые результаты реализации программ импортозамещения оказались успешными. Особенно выдающимися они оказались в отрасли производства продуктов питания – 88,5% мяса и 99,8% зерна на внутреннем рынке были произведены российскими производителями . Не менее значимыми оказались результаты реализации программы импортозамещения в российском ОПК.

Решение первоочередных задач в рамках программы импортозамещения влияет не только на экономику страны, оно напрямую связано с обеспечением национальной безопасности. Главной проблемой российского ОПК сегодня считается слабое развитие отечественной элементно-компонентной базы (ЭКБ), производства тех самых комплектующих, которые входят в состав электронных компонентов любой современной продукции военного назначения. Раньше эти электронные компоненты закупалась в странах ЕС и НАТО, но после того как США, большинство стран ЕС и их партнеров ввели санкционные ограничения на поставку ЭКБ категорий military (для производства военной техники и образцов вооружений) и space (радиационно стойкие комплектующие для производства космических спутников), российский ОПК оказался в очень сложном положении.

Для его характеристики обратимся к деятельности Объединенной судостроительной корпорации, которая занималась закупкой светильников, устанавливаемых в топовых огнях кораблей ВМФ России. При прохождении технической регламентной проверки один из таких светильников показал неудовлетворительную магнитную совместимость. Специалисты-технологи отечественной госкорпорации «Светлана-Оптоэлектроника», выпускающей аналогичные светодиодные источники света , разобрали светильник и обнаружили в нем нештатный элемент, оказавшийся GPS-датчиком. Этот датчик был установлен внутри светодиодной матрицы и показывал точные координаты того корабля ВМФ России, в топовых огнях которого был установлен светильник. В течение 20 лет светильники для топовых огней, устанавливаемых на кораблях ВМФ России, закупались в Норвегии. Таким образом, любой российский военный корабль или любое гражданское судно, на которых были установлены светильники с датчиками такого типа, были видны на экранах радаров надводных кораблей и береговой охраны недружественных нам стран.

Современный светодиодный светильник имеет сложную «начинку» различных микроэлектронных компонентов, в том числе и датчиков. В то же время в объеме не только одного светильника, но и любого расположенного в нем датчика, достаточно места для установки нештатного чипа, имеющего конкретную направленность своей работы. Каковы будут его функции – это дело техники. Такой светодиодный светильник с нештатным элементом может оказаться на любом стратегически важном объекте, например, от корабля ВМФ России до оперативного зала управления АЭС. Вот какой на самом деле оказывается цена перехода на реализацию программы импортозамещения.

По этой и ряду других причин импортозамещение в ОПК необходимо довести до 100%, поскольку в сложившейся геополитической обстановке Россия будет вынуждена обходиться без использования иностранных комплектующих и технологий для производства продукции военного назначения. Производство такой продукции на предприятиях российского ОПК должно иметь замкнутый цикл – только при соблюдении этого условия российские производители смогут создавать уникальную военную технику, обеспечивая ее достойное позиционирование на мировом рынке вооружений.

Для выхода из неблагоприятной ситуации с электронными компонентами была разработана и утверждена Государственная программа РФ «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2025 годы» . С началом 2016 года стартовала реализация такого программно-целевого инструмента этой Программы как подпрограмма «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на период до 2025 года». В настоящее время она успешно реализуется, главным образом, на предприятиях российского ОПК. Программа основана на применении проектного подхода, который предусматривает не только разработку конкретных аналогов радиоэлектронных компонентов, но и их вывод на российский и мировой рынки в качестве конкурентоспособных изделий массового спроса с четким позиционированием, комплектом документации для потенциальных потребителей, наличием сертификатов соответствия и др. Реализация программы рассчитана на десять лет, а ее бюджет составит порядка 120 млрд рублей. Часть из этих средств будет выделена в качестве субсидий, предназначенных для компенсации затрат на разработку и вывод на рынок аналогов радиоэлектронных компонентов российского производства, а также для выплаты процентов по кредитам. В рамках этой программы выделено 4,35 млрд руб. на проведение опытно-конструкторских работ (ОКР) с целью создания отечественных аналогов радиоэлектронных компонентов для продукции российского ОПК, которые ранее закупались у иностранных производителей.

Также в программе определены основные направления развития отечественной радиоэлектронной промышленности, а именно: телекоммуникационное оборудование; вычислительная техника; электронное машиностроение; системы интеллектуального управления. В качестве основного результата реализации этой программы предусматривается до конца 2025 года увеличить долю радиоэлектронных компонентов отечественного производства для нужд экономики страны – до 35%, а для нужд российского ОПК – до 60%. В настоящее время на предприятиях российского ОПК уже производятся отдельные образцы вооружений и военной техники, в которых база электронных компонентов полностью представлена изделиями отечественного производства.

Практическое воплощение в жизнь этих положений привело к тому, что объем продукции военного назначения, произведенной предприятиями российского ОПК в 2016 году, вырос на 10,7%. По сравнению с 2015 годом объемы производства выросли практически во всех отраслях ОПК. Так, в радиоэлектронной промышленности рост объемов составил 18,5%, в промышленности боеприпасов и спецхимии – 14,5%, в промышленности обычных вооружений – 10,4%, в авиационной промышленности – 9%, в судостроительной промышленности – 4%. При этом, темпы роста производительности труда на предприятиях ОПК в среднем составляли 8,8%, опережая темпы роста уровня заработной платы , .

Государственный оборонный заказ в 2016 году выполнен на 99%. В области авиационной промышленности за 2016 год построено 30 гражданских и 109 военных самолетов, 22 гражданских и 186 военных вертолетов. В судостроении за год сдано шесть боевых кораблей , . Все это позволяет утверждать, что успешная реализация отраслевых программ импортозамещения на предприятиях российского ОПК стала, по существу, основным драйвером ускоренного развития всего ОПК России.

Поставляемая из Украины продукция и комплектующие для российского ОПК будут замещены практически по всей номенклатуре к концу 2017 года. Самой тяжелой позицией, потребовавшей много времени и сил для замены, стали корабельные газотурбинные двигатели производства николаевского госпредприятия НПКГ «Зоря» – «Машпроект». Но к настоящему времени в Рыбинске создана силовая установка такого типа, которая по своим технологическим и качественным характеристикам превосходит аналогичную продукцию украинского производства. Новый и более совершенный корабельный газотурбинный двигатель отечественного производства проходит сдаточные испытания. В самое ближайшее время он будет передан в серийное производство с последующей поставкой на судостроительные верфи для его установки на корабли Военно-морского флота. Согласно планам по импортозамещению, уже в 2018 году российский ОПК полностью откажется от оборудования и комплектующих, поставляемых ранее предприятиями Украины.

Компания «Рособоронэкспорт» в последние годы также отказалась от импорта из-за рубежа готовых образцов вооружений и военной техники и перешла на закупку только тех комплектующих, производств аналогов которых пока еще нет в России. При этом основными поставщиками импортных образцов вооружений и военной техники являлись Беларусь, Казахстан, Индия, Франция, Китай и некоторые другие страны. А в Болгарии пока еще продолжается ремонт некоторых серий кораблей ВМФ России.

Заключение

Полученные в ходе проведения исследований результаты позволили сформулировать следующие выводы:

  1. Наличие высокого уровня технологической зависимости от оборудования и комплектующих иностранного производства, а также введение США, странами ЕС и их партнерами комплекса санкционных ограничений, направленных на удушение российской экономики привело к тому, что под угрозой оказалась безопасность существования всей страны. В создавшихся геополитических условиях руководство России осознало необходимость пересмотра программы развития российской экономики и перехода к ее реализации на основании разработки концепции импортозамещения, прежде всего, в ключевых отраслях.
  2. Для этого потребовалось разработать не только отраслевые программы импортозамещения, но и создать нормативно-правовую базу для их успешной реализации в составе целого ряда федеральных законов, Указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, приказов и распоряжений отраслевого уровня управления.
  3. Анализ производственной деятельности предприятий российского ОПК позволили выявить ряд проблем, препятствующих реализации программы импортозамещения, и сформировать предложения по их решению с использованием современных методов стратегического управления, таких как проектный подход, аутсорсинг и коустинновэйшн. Для их практической реализации целесообразно расширить сферы использования проверенных решений из сопредельных областей знаний, которые позволят минимизировать затраты времени и ресурсов на производство современных и конкурентоспособных образцов вооружений и военной техники.
  4. Результаты реализации программы импортозамещения в российском ОПК, полученные в течение 2015-2016 годов, дают все основания для утверждения, что успешная реализация отраслевых программ импортозамещения на предприятиях российского ОПК может стать основным драйвером ускоренного развития всего ОПК России.

Список литературы / References

  1. Материалы официального сайта Министерства экономического развития. [Электронный ресурс] URL – http://economy.gov.ru/minec/activity/ sections/strategicPlanning/index/ (дата обращения 03.12. 2017).
  2. Орлова H. Финансовые санкции против России: влияние на экономику и экономическую политику / H. Орлова // Вопросы экономики. – 2014. – № 12. – С. 54-66.
  3. Импортозамещение – лозунг или насущная необходимость. Материалы официального сайта Агентства «ПРоАтом». [Электронный ресурс] URL – http://www.proatom.ru/ (дата обращения 03.12.2017).
  4. Положение о ведении реестра единственных поставщиков российских вооружения и военной техники. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2013г.№ 826 (с изменениями и дополнениями от 3, 25 декабря 2014 г. и 4 сентября 2015 г.). [Электронный ресурс] URL – http://base.garant.ru/70455028/#ixzz4x5PxndEx. (дата обращения 03.12.2017).
  5. Государственная программа РФ «Развитие оборонно-промышленного комплекса». Утверждена Постановлением правительства РФ от 16 мая 2016 г. № 425-8. [Электронный ресурс] URL – https://profiok. com/files/gosprogramma-OPK-2020.pdf. (дата обращения 03.12.2017).
  6. Вейнбендер Т. Л. Введение ограничений в отношении России: негативные и позитивные последствия / Т. Л. Вейнбендер // Российский внешнеэкономический вестник. – 2016. – № 4. – С. 73-82.
  7. Фальцман В. К. Форсирование импортозамещения в новой геополитической обстановке / В. К. Фальцман // Проблемы прогнозирования. – 2015. – № 1. – С. 22-32.
  8. Орленко Л. П. Необходимые условия новой индустриализации иимпортозамещения / Л. П. Орленко // Экономист.– 2015.– № 4.– С. 29-35.
  9. Седенко Т. Ю., Никонец О. Е. Стратегия импортозамещения в России / Т. Ю. Седенко, О. Е. Никонец // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т.11. – С. 91-95. [Электронный ресурс] URL – http://e-koncept.ru/2016/86022.htm (дата обращения: 04.12.2017).
  10. Тулупов Д. С. Щит и меч против санкций / Д. С. Тулупов // Россия в глобальной политике. – 2016. – Т.14. – № 1. – С. 77-87.
  11. Шафиев Р. Экономика под санкциями. Негативные последствия и позитивные возможности / Р. Шафиев // Стратегия России. – 2015. – № 8. – С. 15-24.
  12. Копеин В. В., Филимонова Е. А. Импортозамещение как новый элемент в системе продовольственной и экономической безопасности / В. В. Копеин, Е. А. Филимонова // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 18. – С. 2947-2956. DOI:10.18334/rp.16.18.1942
  13. Государственная программа РФ «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2025 годы». Утверждена Постановлением правительства РФ от 15 декабря 2012 г. № 2396-р. [Электронный ресурс] URL – http://government.ru/programs/249/events/ (дата обращения 03.12.2017).
  14. Материалы официального сайта Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс] URL – http://www.gks.ru (дата обращения 04.12.2017).
  15. Министерство обороны России подвело итоги 2016 года. [Электронный ресурс] URL – http://bmpd.live-journal.com/2340015.html (дата обращения 03.12.2017).

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Materialy oficial’nogo sajta Ministerstva jekonomicheskogo razvitija . URL – http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ strategicPlanning/index/ (accessed 03.12. 2017).
  2. Orlova N. Finansovye sankcii protiv Rossii: vlijanie na jekonomiku i jekonomicheskuju politiku / N. Orlova // Voprosy jekonomiki . – 2014. – No. 12. – P. 54-66.
  3. Importozameshhenie – lozung ili nasushhnaja neobhodimost’ . Materialy oficial’nogo sajta Agentstva «PRoAtom» . URL – http://www.proatom.ru/ (accessed 03. 12.2017).
  4. Polozhenie o vedenii reestra edinstvennyh postavshhikov rossijskih vooruzhenija i voennoj tehniki . Utverzhdeno Postanovleniem Pravitel’stva RF ot 19 sentjabrja 2013 g . No. 826 (s izmenenijami i dopolnenijami ot 3, 25 dekabrja 2014 g. i 4 sentjabrja 2015 g.) . URL – http://base.garant. ru/70455028/# ixzz4x5PxndEx. (accessed 03.12.2017).
  5. Gosudarstvennaja programma RF «Razvitie oboronno-promyshlennogo kompleksa» . Utverzhdena Postanovleniem pravitel’stva RF ot 16 maja 2016 g . No. 425-8. URL – https:// profiok.com/files/gosprogramma-OPK-2020.pdf. (accessed 03.12.2017).
  6. Vejnbender T. L. Vvedenie ogranichenij v otnoshenii Rossii: negativnye i pozitivnye posledstvija / T. L. Vejnbender // Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik . – 2016. – No.4. – P. 73-82.
  7. Fal’cman V. K. Forsirovanie importozameshhenija v novoj geopoliticheskoj obstanovke / V. K. Fal’cman // Problemy prognozirovanija . – 2015. – No. 1. – P. 22-32.
  8. Orlenko L. P. Neobhodimye uslovija novoj industrializacii i importozameshhenija / L. P. Orlenko // Jekonomist . – 2015. – No. 4. – P. 29-35.
  9. Sedenko T. Ju., Nikonec O. E. Strategija importozameshhenija v Rossii / T. Ju. Sedenko, O. E. Nikonec // Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal «Koncept» . – 2016. – T.11. – P. 91-95. URL – http://e-koncept.ru/2016/86022.htm (accessed 04.12.2017).
  10. Tulupov D. S. Shhit i mech protiv sankcij / D. S. Tulupov // Rossija v global’noj politike . – 2016. – T.14. – No. 1. – P. 77-87.
  11. Shafiev R. Jekonomika pod sankcijami. Negativnye posledstvija i pozitivnye vozmozhnosti / R. Shafiev // Strategija Rossii . – 2015. – No. 8. – P. 15-24.
  12. Leinwand Paul, Mainardi Cesare, Kleiner Art. Strategy That Works: How Winning Companies Close the Strategy-to-Execution Gap. Boston. Harvard Business Review Press, 2016. – 264 p.
  13. Kopein V. V., Filimonova E. A. Importozameshhenie kak novyj jelement v sisteme prodovol’stvennoj i jekonomicheskoj bezopasnosti / V. V. Kopein, E. A. Filimonova // Rossijskoe predprinimatel’stvo . – 2015. – Tom 16. – No. 18. – P. 2947-2956. DOI: 10.18334/rp.16.18.1942.
  14. Gosudarstvennaja programma RF «Razvitie jelektronnoj i radiojelektronnoj promyshlennosti na 2013-2025 gody» . Utverzhdena Postanovleniem pravitel’stva RF ot 15 dekabrja 2012 g . No. 2396-r. URL – http://government. ru/programs/249/events/ (accessed 03.12. 2017).
  15. Materialy oficial’nogo sajta Federal’noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki . URL – http://www.gks.ru (accessed 04.12.2017).
  16. Ministerstvo oborony Rossii podvelo itogi 2016 goda . URL – http://bmpd.live-journal.com/2340015.html (accessed 03.12. 2017).

Сложная политическая обстановка в мире в последние годы привела к тому, что мы все чаще слышим такое слово, как импортозамещение. Это тот термин, который появился в нашей повседневной речи в связи определенным списком санкций, введенных против нашей страны США и Евросоюзом. Не будем обсуждать, насколько правомерны и эффективны были эти действия. Сегодня наша статья посвящена именно теме импортозамещения в России.

Значение термина

Согласно теории экономики, импортозамещение - это замена товаров импортного производства на услуги и товары отечественного производителя. Подобный процесс сопровождается появлением новых рабочих мест и притоком денежных средств, полученных от налогов, в казну государства.

История импортозамещения в России

Впервые в стране заговорили об импортозамещении в 1998 году. В связи с развалом СССР в стране были полностью разрушены связи между отраслевой базой и производством. До 1998 года Россия еще как-то справлялась с проблемами промышленности и пыталась поднять экономику на прежний уровень. Но обвал курса рубля привел к абсолютно неожиданным результатам. Импортозамещение в России в этот период привело к взлету экономики в связи отсутствием иностранных конкурентов и возросшему интересу потребителя к отечественным товарам.

В начале двадцать первого века импортозамещение - это уже активная поддержка государства, которую получали крупные компании, занимающиеся нанотехнологиями, машиностроением и атомной энергетикой. Подобная программа позволила максимально развить отрасли, а полученная в результате работы прибыль перенаправлялась в качестве поддержки на иные предприятия, лишенные до этого государственной помощи и субсидий.

Два года назад многие западные страны ввели ряд санкций против нашего государства, в ответ Россия объявила продовольственное эмбарго, что очень простимулировало сельское хозяйство. На данный момент программа импортозамещения показала себя наиболее эффективной именно в этой области. В прошлом году в страну был ввезен рекордный минимум еды иностранного производства. Можно сказать, что наше государство полностью обеспечивает себя всеми необходимыми продуктами питания. Это существенно ухудшило экономику стран, поддерживающих антироссийские санкции.

Программа по импортозамещению в России

Об импортозамещении в России думали давно, но введенные санкции заставили экономистов в сжатые сроки принимать меры по сохранению продовольственной независимости государства.

В итоге была создана программа импортозамещения, она включает в себя ряд мер вплоть до 2020 года. Возможно, в дальнейшем правительство предусмотрит продление данной программы и разработает ряд мер по внедрению своих идей в сельское хозяйство и промышленность.

Сама по себе программа не предполагает ряд мер и шагов, она только определяет направления и области импортозамещения в России. Целью данного процесса является создание в России конкурентноспособного производства, обеспечивающего все нужды страны и нацеленного на новые рынки сбыта. Также данная программа предполагает введение инновационных технологий и полную смену устаревших подходов к производственным процессам.

Программа ограничивает сроки и выделяет этапы реализации всех пунктов. Первый этап мы уже прошли, он длился с 2012 года до 2015-го. В данный момент импортозамещение - это новый виток программы, с 2016-го по 2020 год.

В тексте документа указана и цена данного процесса - десять триллионов рублей. Но конечный результат данной дорогостоящей деятельности выведет Россию на абсолютно новый уровень экономического развития.

Значение импортозамещения в России

Трудно переоценить значение политики государства в области замены импортных товаров на российские. Ведь импортозамещение - это не только новые рабочие места и независимость от иностранных поставщиков. В целом можно с уверенностью сказать, что благодаря импортозамещению в стране начался новый виток экономического развития. В первую очередь сельское хозяйство обеспечивает своего потребителя продуктами высокого качества, соответствующими стандартам качества. Но подобный рост требует параллельного развития многих сопутствующих отраслей, что, в свою очередь, стимулирует промышленность и малый бизнес. В итоге население получает новые рабочие места, а промышленники - инновационные технологии, дающие большие возможности для дальнейшего построения бизнеса.

Стратегия импортозамещения

В условиях импортозамещения существует несколько стратегий, позволяющих воплотить в реальность все пункты программы правительства. Вообще, аналитики выделяют две основные категории:

  • базовая;
  • специфическая.

В базовую стратегию входит несколько пунктов:

  • лидерство по цене - предприятия должны создавать продукты и предоставлять услуги, которые могут успешно конкурировать по цене и привлекать потребителя, ищущего товары в низкой ценовой категории;
  • работа по госзаказу - подобная стратегия подходит для крупных компаний, которые имеют все предпосылки для участия в тендере на производство определенных товаров;
  • сотрудничество с зарубежными партнерами - успешное сотрудничество с иностранными компаниями в определенных областях способствует росту производственных мощностей и быстрому внедрению инноваций.

Специфические стратегии импортозамещения не всегда подходят мелким компаниям и требуют широкой клиентской базы и умения работать в постоянно меняющихся условиях.

В каких областях импортозамещение является наиболее важным?

В первую очередь для российской экономики импортозамещение - это исполнение программы по наполнению рынка продуктами отечественного производства. Поэтому важность этой отрасли стоит у правительства на первом месте. Не менее важными являются области машиностроения и информационных технологий. На данный момент программа по импортозамещению в этих областях выполняется весьма успешно и обещает хорошие показатели экономического роста в ближайшие годы. Давайте рассмотрим каждую отрасль более подробно.

Сельское хозяйство

Не будем повторять, насколько импортозамещение в этой области приоритетно для государства. К концу программы Россия должна обеспечивать себя основными продуктами питания на 90 %. В качестве дополнения она должна наладить экспорт многих продуктов на зарубежные рынки.

В список основных продуктов входит:

  • соль;
  • сахар;
  • рыба;
  • зерно;
  • картофель;
  • молочная продукция;
  • мясная продукция.

Несмотря на то, что государство принимает комплекс мер по поддержке фермерского хозяйства, проблем в этой области великое множество. Конечно, программа по импортозамещению действует, но все же этапы ее реализации в сельском хозяйстве выглядят слегка размытыми.

Машиностроение

В данной области импортозамещение началось еще более десяти лет назад. Правительство активно поддерживало отечественные автомобильные концерны, что привело к мощному потоку инвестиций в отрасль со стороны зарубежных партнеров. Политика импортозамещения уже дала свои плоды - постоянно расширяются производственные мощности, благодаря инвестициям открываются новые заводы, вводятся инновационные методики работы. К тому же производителю стало выгодно вкладываться в научные разработки и изыскания.

Информационные технологии

Эта область самая сложная для импортозамещения в России. Мы существенно отстаем от западных компаний в вопросах разработок своего собственного программного обеспечения. Более 90 % всего нашего оборудования работает на платформе зарубежных разработок. Даже российские банки обслуживаются иностранной платежной системой. Некоторые аналитики утверждают, что в ближайшие годы у российских информационных компаний не появится возможность заполучить существенную долю рынка. Но в планах государства подобный пункт все же имеется.

Стоит отметить, что ранее не ставилось столь масштабных задач перед российским производителем. Ведь оборонная промышленность России полностью обеспечивает себя программным обеспечением, которое имеет высокий уровень качества и выгодно отличается от иностранных аналогов.

Программа импортозамещения в области информационных технологий поставила перед отечественными компаниями ряд задач, решение которых и будет являться выполнением всех пунктов данной программы.

Резюмируя все вышесказанное, хотелось бы отметить, что в России импортозамещение - это уже запущенный процесс, который принес ряд плодов, независимо от оценки экспертов. Будем надеяться, что экономисты и аналитики не ошиблись в своих прогнозах, и деятельность по насыщению российского рынка отечественными товарами увенчается ошеломительным успехом.

Импортозамещение – это отличная альтернатива развить определённую ветвь производства, увеличив тем самым товарооборот в России. Список товаров и протокол заседания правительства для малого бизнеса можно пересмотреть на официальном сайте, однако с уверенностью можно сказать что на данный момент программа импорт замещения официально начала свою работу.

Правительственная комиссия провела презентацию, на которой представила пути решения проблемы поставок того или иного товара. Специализированная стратегия поможет вывести страну на иной уровень соотношения импорта и экспорта. Перспективы развития видны уже в настоящий момент.

Период экономического кризиса дал новый толчок и возможность изменить отношения с другими странами, завоевав успех на рынке иных государств. Доля импорта на рынке в России всегда занимала главенствующую позицию. В Санкт – Петербурге, Челябинской области, в Алтайском крае, в Тюменской области, активно происходит развитие производства. Андрей Рогачев активно это подтверждает.

Импортозамещение постановление правительства РФ

В первую очередь, импортозамещение как фактор стимулирования отечественного производства был создан еще в начале 2000 годов. Это привело к расширению товаров и услуг, которые ранее не были замечены на территории РФ. Крокус экспо в машиностроении занимает не последнее место. Уральские пельмени выпустили ряд роликов, которые демонстрируют ситуацию в стране. Области, которые затронуло постановление и кластерная комиссия:

  • 1. В туризме
  • 2. В сельском хозяйстве
  • 3. Газпром
  • 4. В радиоэлектронной области и тематике
  • 5. В строительстве
  • 6. Ленэкспо
  • 7. Тяжелая промышленность.

По каждой из указанных категорий правительство приняло особое решение согласно правилам и вычетам. Импорт в производстве замещал основную ветвь реализации товаров. Санкции наложили некоторые запреты на те или иные виды продукции. Но с уверенностью можно сказать, что отличная мотивация стимулирования отечественного производства.

Политика, государственная программа

Государственная программа включает в себя несколько этапов, среди которых есть свои плюсы и минусы. Реализация лекарственных средств российского изготовления началась уже в начале текущего года. Локализация центра импорта происходит также в самом центре столицы. Конечно, если брать в учет регионы, то там ситуация крайне тяжела. Импорт носит деструктивный характер. Самым важным решением в реализации данной проблемы, было поддержка различных предприятий, а именно внедрение особых мер, которые смогли сопутствовать поднятию российского изготовления продукции. На сегодняшний день государство активно пользуется данной программой и выводит основные подпункты, которые необходимы в первую очередь. Товары и примеры иностранных услуг давно не пользуются спросом. Это и выведет рынок РФ на качественно другой уровень. По мнению некоторых специалистов, планомерное соблюдение этапов программы в дальнейшем сможет уменьшить потребление товаров из других стран, значительно снизив зависимость.

Импортозамещение в России 2018 список товаров

В результате импорт замещения в России был выведен список продуктов, которые по словам экспертов вполне могут вытеснить импортное производство:

  • 1. Мясо – свинина и говядина. За исключением птицы, данный вид продуктов питания занимает второе место среди поставок. Заменив львиную долю потребляемого продукта на отечественный продукт, страна сможет поддерживать потребительский спрос, снизив затраты на импорт их других стран
  • 2. Различные виды масел. На сегодняшний момент размер поставок из-за границы составляет около 20 процентов. Это внушительная цифра, сократив которую можно значительно снизить затраты, решения и идеи.
  • 3. Сыр и молочная продукция. К 2020 году по специальной программе прогнозируется полный отказ от импортной продукции данного вида потребления.

Импортозамещение в сельском хозяйстве

Условия замещения импорта затронули и сельское хозяйство. Таким образом, увеличены отечественные поставки зерновых культур, а также планируется выводить на импорт продукции данной отрасли в расширенном объеме. Это также позволит активно снизить затраты и повысить доход. Кроме этого нельзя не заметить повышение количества рабочих мест. В перспективе замещение продукцией отечественного производства на 80 процентов.

В машиностроении

Если затрагивать такую область как машиностроение, здесь не все так радужно. Развитие происходит значительно медленнее, но верными и грамотными путями. В начале необходимо закупить оборудование, которое позволит производить модели улучшенного качества и коррупции. По прогнозам правительства, данное улучшение ждут нас уже к концу текущего года. После этого можно будет говорить о крупномасштабном производстве.

Импортозамещение программного обеспечения в России 2018

Российская экономика сегодня переживает не самые стабильные времена. В значительной мере это связано с большой зависимостью отдельных отраслей национального хозяйства от зарубежных поставщиков. В связи с этим в экономическом развитии страны становится особенно актуальным импортозамещение. Что это за процесс? Для каких России он особенно необходим?

Определение

Импортозамещение - это, согласно распространенной трактовке, процесс на уровне национальной экономики, при котором обеспечивается выпуск необходимых внутреннему потребителю товаров силами производителей, внутри страны. Данный процесс может носить упреждающий или же реактивный характер. В первом случае товары импортозамещения выпускаются с тем расчетом, чтобы не пустить конкурирующих зарубежных поставщиков на рынок. Во втором же происходит вытеснение иностранцев с соответствующих сегментов.

В свою очередь, оба варианта импортозамещения могут осуществляться на базе преимущественно рыночных механизмов или же посредством административного вмешательства различных политических структур. В первом случае успешное импортозамещение - это справедливый результат конкурентной борьбы. Отечественный производитель таким образом доказывает своему покупателю, что он выпускает товары лучше и дешевле, чем зарубежный поставщик. Возможен, однако, вариант, при котором данный процесс будет осуществляться в силу административных запретов на ведение деятельности, наложенных в отношении иностранцев.

Российский сценарий

Экономическая ситуация в России сегодня такова, что в нашей стране импортозамещение необходимо, как считают многие аналитики, сразу в нескольких ключевых отраслях. При этом в каких-то сегментах соответствующий процесс может идти при более или менее рыночных условиях, в других же российские производители будут иметь преимущества в силу административного фактора. Таким образом, импортозамещение в России, вероятно, будет происходить в рамках обоих сценариев, в зависимости от конкретной отрасли.

Сельское хозяйство

Продовольственное эмбарго в отношении западноевропейских поставщиков сельхозпродукции - активнейший стимул развития отечественных бизнесов в соответствующей сфере. Российские аграрии получили невиданный шанс осуществить масштабное импортозамещение. Список товаров, попавших под запрет на ввоз, очень широкий. Это и молочная продукция, и овощи, и фрукты, и мясо, и орехи. Рыночная емкость некоторых сегментов торгового оборота между Россией и западными странами в аграрной отрасли оценивается экспертами в миллиарды долларов.

Конечно, в данной сфере будет и конкуренция: в частности, поставки продуктов из стран Азии, Южной Америки, Африки, а также из государств Таможенного Союза могут осуществляться в Россию свободно - никаких санкций в отношении соответствующих активностей нет. Но, несмотря на наличие альтернативной европейским поставщикам сельскохозяйственной продукции, для России импортозамещение в сельском хозяйстве - в числе самых приоритетных направлений экономического развития в ближайшем будущем. Главный вопрос, полагают эксперты, в том, насколько эффективным окажется взаимодействие фермеров и торговых точек на практике.

Промышленность

Касательно данной сферы необходимость в альтернативе продукции зарубежных поставщиков у российских потребителей возникла главным образом в силу Импортные товары стали дороже. Во многих сегментах промышленности это предопределило также и повышение цен на производимую продукцию внутри страны. Импортируя, скажем, станки или какие-то радиоэлектронные детали, российский производитель столкнулся со значительно выросшими издержками, компенсировать которые во многих случаях стало возможно одним способом - повышая цены для внутренних потребителей.

Вместе с тем импортозамещение в промышленности, если говорить о российском сценарии, может носить далеко не только вынужденный характер. Падение рубля сыграло, по мнению многих экспертов, в определенной степени положительную роль для экономики. Дело в том, что по факту обесценивания российской национальной валюты многие производственные издержки, а также зарплата в долларовом выражении, равно как, впрочем, соотносительно с большинством других крупнейших мировых валют, снизились очень существенно. В российскую промышленность, как результат, стало выгодно инвестировать.

Если посмотреть на отчеты Минфина за 2014 год, касающиеся трендов в экономике, то можно увидеть, что в РФ ощутимо выросло - примерно на 1,4%. В то время как ВВП, согласно предварительным подсчетам, в 2014 году вырос примерно на 0,6%. Также некоторые эксперты отмечают: даже в ряде совсем нехарактерных, казалось бы, для нашего национального производства сегментах происходит импортозамещение. Список товаров, которые активно производятся в России, формируют, в частности, предметы бытовой техники, электроника, в то время как большинство обывателей привыкли, что выпускается она в Азии. Хотя есть и версия, что подобные цифры вызваны ситуационным всплеском спроса на ту или иную продукцию. И потому нужно подождать, чтобы удостовериться в фундаментальности данного тренда.

Импортозамещение в промышленности России, таким образом, выражается в двух аспектах. Во-первых, это желание потребителей иметь доступ к более дешевой продукции. Во-вторых, это привлекательность российской экономики с точки зрения производственных издержек.

Промышленность: зависимые сферы

В каких сферах промышленности РФ вопрос о необходимости импортозамещения стоит наиболее остро? В числе наиболее зависимых от внешних поставок отраслей - станкостроение. В ней доля импорта, по подсчетам некоторых аналитиков, - порядка 90%. В тяжелом машиностроении ненамного меньше - около 80%. Сильна зависимость от импорта также и в легкой промышленности - цифры в некоторых ее сегментах также доходят до 90%. В фармацевтике, в пищевой индустрии зависимость сопоставима.

Касательно производства, полагают эксперты, нужна масштабная программа импортозамещения, в значительной мере поддерживаемая государством. Работа в этом направлении в целом ведется. Если она будет успешно реализована компетентными ведомствами, то в течение ближайших лет вполне возможно, как считают некоторые аналитики, снизить показатели зависимости каждой из отраслей промышленности примерно на 30%, а может быть, и больше.

IT-индустрия

Российская IT-отрасль - одна из самых динамично растущих в экономике. Также можно отметить тот факт, что многие IT-продукты из РФ хорошо известны за рубежом. И потому наша IT-школа вполне конкурентна. Вместе с тем, как подсчитали некоторые аналитики, зависимость российской сферы информационных технологий от западных решений весьма значительна. Порядка 70% софта, используемого пользователями, как частными, так и на уровне корпораций, поставляется иностранными разработчиками. И это при том, что в очень многих сегментах ПО есть российская альтернатива, которая, как полагают многие эксперты, ничем не уступает зарубежным образцам по функционалу и качеству.

Одним из ключевых аргументов в пользу того, чтобы использовать отечественные IT-решения, аналитики называют необходимость в обеспечении безопасности задействования ПО в большинстве сегментов бизнеса. Работа многих предприятий связана с передачей секретных данных. Многие из руководителей российских фирм склонны испытывать сомнения по поводу использования зарубежного ПО в таких случаях. Также работа многих фирм связана с необходимостью поддержания исключительно бесперебойной работы серверных систем, обеспечить которую подчас могут только те поставщики, которые расположены непосредственно в РФ.

Соответствующая программа импортозамещения в России, полагают эксперты, имеет все ресурсы для успешной реализации. Даже в таких технологически сложных сегментах IT-индустрии, как разработка операционных систем, программистам из РФ есть что предложить в качестве альтернативы западным поставщикам.

Таким образом, импортозамещение - это процесс, который может касаться любой отрасли. Мы выделили несколько ключевых. Экономическая ситуация в России требует скорейшего импортозамещения во многих сегментах национального хозяйства, однако осуществить ее на практике не всегда легко. Почему? Рассмотрим основные нюансы, связанные с реалиями проведения соответствующей работы.

Проблемы

Импортозамещение - это многофакторный, непростой в плане практической реализации процесс. Успешное его осуществление зависит от решения ряда проблемных нюансов, характерных для российской экономики. Каких, например?

Прежде всего это весьма ограниченный, как считают многие эксперты, доступ российских бизнесов к кредитам. Дело в том, что санкции, наложенные ЕС и США в адрес многих компаний из РФ, не позволяют осуществлять займы за рубежом, которые во многом выручали в прошлом. В свою очередь, кредиты внутри России сейчас не очень выгодны: ставка рефинансирования ЦБ сейчас - 15%, и получить займ предприятие, вероятнее всего, сможет при процентах, которые будут не меньше этого значения. Развивать производство с рентабельностью, которая позволит закрывать кредитные платежи на таких условиях, будет проблематично.

Каким может быть возможное решение проблемы с доступностью кредитов? Некоторые эксперты считают, что многие российские бизнесы могли бы освоиться на рынке или же, например, в сфере венчурных инвестиций, тем самым получая доступ к кредитам на более выгодной основе или же к капиталу на условии уступок по долям во владении компанией.

Такая перспектива, конечно, устроит не все бизнесы, однако это, вероятно, лучше, чем ждать каких-то новостей из стана ЦБ. Возможны варианты с государственным субсидированием некоторых проектов. Также многие бизнесы могут развивать направления, связанные с производством новых товаров под контракты в рамках госзакупок.

Другая проблема, которая сопровождает импортозамещение в России, - недостаток квалифицированных кадров в ряде производств. В 1990 годы многие граждане РФ, выбирая профессию, ориентировались на гуманитарную отрасль, на сервисы. Инженерное дело, рабочие специальности были не слишком популярны. В результате во многих сегментах сейчас дефицит кадров.

Решать эту проблему можно разными способами. Самый доступный - переобучение. К счастью, в российских учебных заведениях в целом сохранилась развитая научно-производственная база, которая может быть задействована для подготовки специалистов самых разных отраслей. Другой вариант - привлечение людей из-за рубежа, который, однако, может быть осложнен в силу низкого курса рубля: далеко не во всех случаях в России для человека будет выгоднее работать. Вместе с тем правительство РФ предпринимает существенные шаги по облегчению иммиграции в страну. В частности, открыта программа получения упрощенного гражданства для людей, имеющих значительные связи с Россией - родственные, языковые, культурные.

Международный аспект

Еще один возможный барьер к успешному импортозамещению - обязательства РФ в рамках членства в ВТО. Дело в том, что по причине подписания международных договоров с другими государствами данной структуры Россия имеет не слишком много вариантов с вмешательством в экономические процессы правительственных структур, которое может быть задействовано, к примеру, с целью защиты национального рынка в аспекте торговли с участием зарубежных поставщиков.

Поэтому вариантов с тем, чтобы получить больше полномочий, у правительства РФ не очень много. Есть совершенно радикальный - выйти из ВТО. Вместе с тем, как отмечают некоторые эксперты, государства в рамках текущих норм, прописанных в соглашениях ВТО, наделены в целом значимым объемом инструментов для защиты интересов внутреннего производителя. Вопрос в том, чтобы грамотно задействовать данный ресурс. Например, в 2015 году Россия, как отмечают некоторые аналитики, может воспользоваться правом откорректировать тарифные обязательства так, чтобы достаточно эффективным образом защитить ряд сегментов внутреннего рынка и при этом не нарушить действующие нормы ВТО.

Факторы успеха

Политика импортозамещения в России, несмотря на отмеченные сложности, имеет отличные шансы на успех. Связано это с большим количеством факторов. Во-первых, у российских предприятий в большинстве случаев нет проблем с доступом к необходимому сырью, природным ресурсам. Во-вторых, производственные издержки при открытии производства в РФ во многих случаях будут ниже, чем за рубежом, собственно, в силу относительной дешевизны некоторых природных ресурсов. Также в России довольно дешевая электроэнергия. О преимуществах по зарплате, возникших в связи с падением курса рубля, мы уже сказали. В-третьих, у России есть ощутимый технологический потенциал. Пока что он реализуется на практике в небольшом количестве отраслей - в основном в сфере ВПК, в Однако при необходимости, как считают многие аналитики, всегда можно перевести те или иные военные наработки в гражданскую отрасль.

Роль государства

То, насколько успешным будет план импортозамещения в России в той или иной отрасли, во многом зависит от позиции государства. В какой степени власти РФ готовы выполнить столь нужную для экономики страны функцию? В целом правительство России подходит в вопросу импортозамещения в достаточной мере серьезно.

В частности, в августе 2014 года вышло Постановление Правительства РФ, в соответствии с которым была создана новая структура - Фонд промышленности. Ключевая задача, которую данное учреждение будет выполнять, - как раз предоставление бизнесам необходимых кредитов. Предполагается, что условия в рамках этих займов будут выгоднее, чем при обращении предприятия в коммерческий банк.

Программа импортозамещения, разрабатываемая государством, включает также ряд иных примечательных инициатив. Так, например, в июне 2014 года Правительством был разработан новый закон "О промышленной политике в РФ". Содержащиеся в нем положения, как считают эксперты, могут стать базисом для реализации ключевых стратегических направлений в развитии производственной отрасли в стране. Промышленная программа импортозамещения в России, таким образом, будет реализовываться при заметном участии государства.