Уроки финансовой грамотности в школе: для чего нужны и что дадут? Новый школьный предмет — финансовая грамотность.

В 2015/ 2016 учебном году в 8 калининградских образовательных учреждениях прошла апробация экспериментального курса по финансовой грамотности для школьников.

Одновременно с Калининградской области апробация занятий по финансовой грамотности прошла еще в четырех регионах-участниках Проекта: Волгоградской, Архангельской областях, а также в Алтайском и Краснодарском краях.

В нашем регионе в апробации приняли участие девять общеобразовательных учебных заведений: школы №12, 31 и 47 города Калининграда, Луговская школа Гурьевского района, лицей №10 города Советска, Кадетский корпус им. А. Первозванного, а также Колледж сервиса и туризма и Колледж предпринимательства. В целом, в занятиях по финансовой грамотности приняли участие более 1000 учеников.

В школьном расписании для экспериментальных занятий было предусмотрено 17 учебных часов (то есть 1 час в неделю), удвоенное число для 10-11 классов – 34 часа (2 часа в неделю). При этом, учебные материалы для 10-11 классов распределены по профилям: для экономического, юридического, математического профиля и базового уровня.

В рамках курса были предусмотрены два этапа мониторинга уровня финансовой грамотности учителей и родителей: «входное» (предварительное) и итоговое тестирования.

Всего для апробации уроков было разработано 83 учебника, входящих в 17 учебно-методических комплектов. Специально разработанные учебники по финансовой грамотности предусмотрены для разных групп учащихся: 2-4 классы, 5-7 классы, 8-9 классы и 10-11 классы общеобразовательных школ, а также студенты учреждений среднего профессионального образования и учащиеся школ-интернатов. Также разработаны методические рекомендации для педагогов, контрольно-измерительные материалы, дидактические материалы для родителей и пособия для индивидуальной работы. Для индивидуальных занятий материалы разделены на модули: «Банки», «Фондовый рынок», «Собственный бизнес», «Финансовые риски», «Страхование», «Пенсионное обеспечение».

По итогам апробации будет учтен опыт регионов, в которых проводилась апробация, учебные материалы будут откорректированы и распространены по всей России до конца 2018 года.

Учебно-методические материалы доступны для скачивания:

2 – 4 классы общеобразовательной организации (начальная ступень)

Программа курса составлена для 2–3 классов (автор материалов для учащихся - С. Федин) и 4 класса (автор материалов для учащихся - Г. Гловели). В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, описаны формы и методы организации образовательного процесса, а также дан перечень учебно-методических и материально-технических ресурсов.

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразовательной организации. В 2-х частях


Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги. В этом ему как раз поможет это пособие. В занимательной форме здесь изложены начальные базовые понятия из мира денег и показана их роль в нашей жизни; рассказано, на что тратятся деньги, как с умом управлять ими, как защититься от мошенников и ещё о многом другом.

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразовательной организации

Из этой книги учащиеся узнают о мире денег: как и откуда они появились, какими они бывают, в чём разница между наличными и безналичными деньгами, что такое семейный бюджет и почему важно его правильно планировать, как люди повышают свои доходы, как защититься от мошенников и о многом другом.

5 – 7 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)


В пособиях рассказано о сложном мире денег и основных правилах поведения человека в нём. Подробно объясняется, откуда берутся доходы семьи, что такое семейный бюджет и почему важно его правильно планировать. Значительное место отводится защите человека от риска потери денег и имущества, взаимодействию государства и семьи, возможности улучшения финансового состояния человека за счёт организации собственного бизнеса. Пособия написано легким, хорошо понятным школьникам языком и может служить основой для проведения занятий в классе, подготовки самостоятельных проектов и решения финансовых задач совместно с родителями.

8 – 9 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)

Материалы призваны ознакомить подростков с основами рационального финансового поведения – как разумно организовать и оптимизировать будущий семейный бюджет, что надо делать для повышения личного и семейного благосостояния, почему важно предусмотреть возможность финансовых потерь и как их минимизировать, как научиться смолоду управлять своими финансами, чтобы иметь безбедную старость, и др.

10 – 11 классы общеобразовательной организации (среднее общее образование)


В пособиях в доступной форме изложены основные аспекты управления личными финансами с учётом современных тенденций развития финансового сектора экономики и действующего законодательства. Содержащиеся в пособии задания направлены на развитие познавательной активности обучающихся, самостоятельности и инициативности в области управления личными финансами.

10 – 11 классы общеобразовательной организации. Математический профиль (среднее общее образование)


В пособии содержится математическое описание традиционных для дисциплин по финансовой грамотности вопросов: простых и сложных процентов, учёта разновременных финансовых потоков, расчёта цены финансовых инструментов и оценки инвестиционных проектов. Значительное место отводится примерам решения задач. Для описания и оценки рисков, связанных с финансовыми операциями, активно используются понятия теории вероятностей и математической статистики. Материалы носят избыточный характер и предполагают возможность школьника самостоятельно освоить разделы, касающиеся теории вероятностей и статистики.

10 – 11 классы общеобразовательной организации. Экономический профиль (среднее общее образование)

Курс посвящён ключевым вопросам функционирования современных финансовых институтов и механизмам взаимодействия человека с ними. В рамках курса рассматриваются такие финансовые понятия, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионные фонды и др., раскрывается их суть и показано место в финансовой жизни современной России.

Материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся образовательных организаций среднего профессионального образования


В пособиях в простой и доступной форме излагаются вопросы финансового благополучия семьи и распоряжения денежными средствами. Помимо таких стандартных тем, как сбережения, кредит, страхование, налоги и пенсии, рассматриваемых в пособии, освещены правовые аспекты взаимоотношений сотрудников с работодателем, вопросы трудоустройства и карьерного роста, организации частного предпринимательства, меры защиты от финансового мошенничества и др. Участвуя в разборе реальных жизненных ситуаций и бизнес-кейсов, в групповых проектах и дискуссиях и выполняя задания на поиск и анализ данных, обучающиеся готовятся к использованию полученных знаний на практике.

С начала учебного года российские школьники изучают новую дисциплину - финансовую грамотность. О том, как обустраивать порядок в личных финансах, как налаживать экономическую стабильность в семье, будут учить, начиная со вторых классов.

Пока проект реализуется как экспериментальный, уроки проводятся в качестве факультативов. В будущем планируется изучение данного предмета на уроках обществознания, ОБЖ, математики. Первыми принимают участие в эксперименте школы Калининградской, Волгоградской, Саратовской, Томской областей, Алтайского, Ставропольского, Краснодарского краев и в Татарстане.

Экспертами из Министерства финансов разработан проект учебного пособия, призванного совершенствовать финансовую грамотность российского населения, развивать массовое экономическое образование. Причем развивать финансовую грамотность будут не только сами школьники, но также их родители, а также воспитанники детских домов и интернатов.

Возглавляет проект внедрения нового предмета Андрей Бокарев, руководитель международного департамента финансов при Минфине. По его мнению, российские граждане занимают примерно среднее место в мире по уровню финансовой грамотности, то есть мы, конечно, не лидеры, но при этом и не аутсайдеры. Однако есть проблема: наши сограждане мало внимания уделяют вопросам планирования семейного и личного бюджета. Как показывают данные социальных исследований, 90 процентов граждан России не составляют планы расходов на период более одного месяца.

Еще одним слабым местом глава международного департамента назвал неосведомленность населения о том, где и как они могут отстаивать свои права в тех ситуациях, когда им не оказали качественных финансовых услуг. Большинство полагает, что по таким поводам следует обращаться в отделения Сбербанка. О том, что можно обратиться в Роспотребнадзор или Центробанк, многие, к сожалению, даже не слышали. Редко кто вспоминает про организации защиты прав потребителей.

При этом, даже те граждане, которые знают о своих правах и том, в какой организации должны принимать их претензии, как правило, никуда не обращаются. Так происходит из-за крайне низкого уровня доверия к таким организациям. Большая часть российского населения не верит в возможность выиграть свое дело в споре с представителями банков. С другой стороны, как отмечает Андрей Бокарев, ситуация отнюдь не безнадежна: если дело все-же слушается в суде, то чаще всего (по данным исследования, около 90%) решения по искам принимаются в пользу пострадавшего потребителя.

Вот о том, где и как защищать свои финансовые права, и будут учить российских школьников в рамках нового проекта. Дети должны понимать ценность денежных средств, их зарабатывают трудом, а не достают из тумбочки. Поэтому школьники должны научиться считать деньги, правильно их хранить, делать накопления.

Также проблемой нашего общества является уверенность в том, что все финансовые потери, возникающие при неудачном инвестировании, непродуманно взятых кредитов, должно как-то компенсировать государство. То есть необдуманные решения сделаны гражданами самостоятельно, а отвечать предлагается государству. Такой несколько инфантильный менталитет россиян сложился в силу исторических причин, традиций и опять-таки недостаточного уровня финансовых компетенций.

Организаторы проекта с введением нового школьного предмета считают своей задачей изменить эту ситуацию, повысить уровень экономических представлений граждан, научить их грамотно планировать свой бюджет, вдумчиво относиться к вопросам кредитования, займов и личной ответственности за свою финансовую активность.

Каким должен быть финансово грамотный человек?

По мнению экспертов из Министерства финансов, это, во-первых, человек, который планирует личный бюджет на год вперед.

Во-вторых, финансово грамотный гражданин анализирует рынок банковских услуг, а не приходит в первый попавшийся банк заключать договор. Ведь вполне возможно, что в соседней финансовой организации можно получить более выгодные условия.

В-третьих, цивилизованный и грамотный человек знает все о своих правах, как и где их можно отстаивать.

В-четвертых, важное условие стабильности в любом бюджете, в том числе личном – наличие подушки безопасности. Должен быть определенный запас средств, чтобы продержаться в черные дни. Обстоятельства могут быть самые разные, можно потерять работу, может разориться банк. У грамотно планирующего свой бюджет человека должен быть запас денежных средств не менее заработка за три или четыре месяца.

Большинство наших людей, к сожалению, привыкли учиться на ошибках. Но ведь это совсем не обязательно. Пусть дети в школе получат знания о том, как правильно обращаться с деньгами. В школе у них много предметов, которые могут не пригодиться в жизни. Если вы не инженер и не математик, вряд ли когда-нибудь вам потребуется знание косинусов и котангенсов. А продукты питания мы покупаем каждый день. Это реальная жизнь, к ней надо тоже готовиться и распоряжаться своими средствами правильно, как цивилизованный финансово грамотный человек.

Россия вплотную занялась повышением грамотности населения в области экономики и расходования денег. И уже скоро все общеобразовательные школы приступят к преподаванию совершенно нового предмета-финансовая грамотность. В этом году к процессу приступили только несколько регионов страны, но к 2015 году планируется такое образование во всех школах.

Предмет будет носить факультативный характер и будет рассчитан на 34 учебных часа. Подача материала рассчитана на 1-11 классы.
Руководство страны уверено, что данная мера поможет школьникам пережить кризисное время в стране. А жители, напротив проявляют завидное хладнокровие, надеясь на авось. Они совершенно не сведущи в вопросах накоплений и софинансирования накоплений пенсионного характера.
Хотя знать такую грамоту о деньгах нужно в нашей стране даже первокласснику. В школьный курс войдут такие темы и понятия: деньги и операции с ними; ведение семейного бюджета; вознаграждения и рискованные сделки. Также школьникам, пояснят для каких целей, делаются личные накопления и есть ли от них польза.

Однако так как для школьников эта тематика новая и сложная, то она будет преподноситься в теоретической игровой форме. Главное в данной программе дать детям понимание необходимого в жизни минимума, чтобы во взрослой жизни оградить их от грубейших ошибок с деньгами.

Естественно перед началом подачи такого материала учителям придется для начала обучиться самим, чтобы иметь представление о предмете и его тонкостях.

“Уроки финансовой грамотности в школе” необходимые, потому как молодые студенты-заемщики, обращающиеся в банк, часто не понимают того, что гасить кредит нужно аннуитетными платежами. Другими словами нужно вносить одинаковую сумму ежемесячно. Сумма при этом включает в себя сумму основного долга и начисленные проценты по кредиту.

Такие люди думают иначе, считая, что изначально надо выплатить основную сумму долга, а уже после проценты. В итоге они сами себя вводят в заблуждение о том, что долги уже выплачены перед банком. В итоге разочарование и грубость.

Проводимые уроки по обращению с деньгами не будут похожи на курс “Экономики и финансов”, не стоит их путать. Это будет совсем другое направление.

Но прежде чем пояснять экономические премудрости детям, сначала их нужно объяснить тем учителям, которые будут учить этому детей. Ведь многие из преподавателей сами ничего в этом не понимают. Поэтому они помимо базового школьного курса будут проходить и спецкурс для взрослых людей.

Им будут разъясняться тонкости выгоды инвестиций, полезность ценных бумаг. Безопасное проведение различных банковских операций и многое другое. Подача материала для учителей будет включать в себя как устную подачу материала, так и печатные варианты всех необходимых знаний. Кроме того им будут доступны лекции с видеодемонстративным материалом, которые раскроют суть реальных случаев мошенничества и правильного ведения денежных ситуаций.
Кроме того финансовая обязнанность в старших классах должна включать в себя более емкую информацию чем простое понимание кредитных систем, инвестиций и прочих финансовых инструментов.

До них должны быть донесены и разъяснены права и обязательства, взятые на себя при работе с Финансовыми и кредитными продуктами.
В первую очередь уроки грамотности в школе должны содержать информацию о депозитах и кредитах. А также о том, где и как их оформлять. То же кается и пластиковых карт, их безопасного пользования. Немаловажно донести до понимания школьников выгоду от пользования пластиковыми картами.

Нужно научить даже малышей, использованию банковских карт. Да, не удивляйтесь, ведь за рубежом дети это умеют, а наши чем хуже.
Естественно будет учтено и разделение школ на уровни сложности и аккредитации. Другими словами, программу сделают настолько доступной, чтобы ее мог понять даже 6 летний ребенок.
Проект программы конечно очень затратный, учитывая обучение и подготовку материалов и учителей. Но при планомерном достижении цели такие инвестиции окупятся сполна.

Правительство страны, внедряя учебные проекты в плане повышения грамотности населения в вопросах обращения с деньгами, рассчитывает на то, что люди хоть немного приблизятся к зарубежному уровню и тем самым немного сбалансируют финансовый рынок.

Что из этого выйдет, посмотрим, судить еще рано проект еще полностью не заработал, а значит, и результатов для вывода пока нет.
Помимо школьной факультативной работы по данным вопросам, на всей территории страны будет вестись массовая работа, направленная на повышение общего уровня финансовой грамотности людей. Что в конечном результате должно принести пользу и стране и людям и экономическому положению в целом.

МОСКВА, 1 сентября. /ТАСС/. Занятия по финансовой грамотности стартуют в российских школах. На первых порах занятия будут носить факультативный характер, а в дальнейшем некоторые темы дисциплины будут изучаться в рамках таких общеобразовательных предметов, как обществознание, математика, история и география.

Первыми приобщатся к финансовой грамотности учащиеся в Татарстане, Саратовской, Волгоградской, Томской и Калининградской областях, а также в Краснодарском, Ставропольском и Алтайском краях.

Учебники для курса разработаны в рамках проекта Минфина России и Всемирного банка "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ". Программа рассчитана как на детей, так и на их родителей.

Проект "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ" реализуется Минфином с 2011 года. Цели проекта - содействие формированию у населения разумного финансового поведения, ответственного отношения к личным финансам, навыков управления личным и семейным бюджетом.

Уровень финансовой грамотности в России

Социсследования показывают, что Россия - далеко не аутсайдер в вопросах финансовой грамотности, сообщил ТАСС директор проекта, глава департамента международных финансовых отношений Андрей Бокарев. К лидерам по финансовой грамотности населения, по его словам, относятся Великобритания, Австралия и Новая Зеландия. В этих странах обучение финансовой грамотности внедрено в программу школьного образования. При этом в России курс по финансовой грамотности охватывает как начальную, так и среднюю школу, а, например, в Великобритании он рассчитан только на учеников старших классов, отметил Бокарев.

По его словам, чаще всего у российских граждан отсутствуют такие финансовые навыки, как планирование бюджета и стремление отстаивать свои права в случае оказания недобросовестных финансовых услуг. "И это притом, что почти в 90% судебных исков решение выносится в пользу пострадавшей стороны", - заметил эксперт.

Как ранее заявлял ТАСС экс-министр финансов России Алексей Кудрин, уровень финансовой грамотности россиян надо тестировать регулярно, раз в 5 лет.

По словам Кудрина, накопленный в процессе реализации проекта опыт и лучшие практики региональных программ уже используются при разработке Национальной стратегии повышения финансовой грамотности. Экс-министр пояснил, что стратегия формулирует цель, задачи, основные направления, механизмы координации и другие ключевые параметры государственной политики в сфере финансового просвещения граждан. При этом проекты повышения финансовой грамотности существуют не только у Минфина, но и у ЦБ РФ, многих банков и финансовых организаций.

По результатам исследования PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), проверявшего уровень финансовой грамотности 15-летних школьников из 18 ведущих стран и экономик мира, Россия заняла 10-е место, расположившись в середине рейтинге между США и Францией, с результатом близким также к Словении, Испании, Хорватии и Израилю, оставив далеко позади Италию. Более 80% российских учащихся продемонстрировали готовность использовать базовые финансовые знания и умения.

На «круглом столе» в рамках Московского финансового форума представители Проекта Министерства финансов России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения» и эксперты обсудили наиболее эффективные практики внедрения финансовой грамотности в общеобразовательных государственных учреждениях.

Результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ совместно с Российским микрофинансовым центром и Фондом Citi в январе-феврале 2018 года, говорят о том, что 44% россиян испытывают потребность в повышении уровня знаний и навыков в финансовой сфере, и в этом вопросе 38% респондентов возлагают ответственность на государственные образовательные учреждения. И вот уже в новом учебном году школьники будут изучать финансовую грамотность в новом качестве - как элемент обязательных предметов: обществознания, литературы, права, математики. В рамках Проекта были разработаны образовательные программы и учебные материалы для школы, и уже в этом учебном году регионы получат порядка 8 млн экземпляров учебно-методических комплектов.

Екатерина Лавренова, эксперт по образовательным программам Проекта Минфина России по повышению финансовой грамотности рассказала порталу "ИНМФО", как финансовая грамотность будет встроена в учебные программы современных школьников.

Кто будет преподавать в школах финансовую грамотность на постоянной основе – откуда придут кадры, кто и где будет их готовить?

В рамках Проекта Минфина России на базе ведущих российских вузов - НИУ «Высшая школа экономики», экономического факультета МГУ и Финансового университета при Правительстве Российской Федерации - созданы методические центры для обучения учителей школ, преподавателей вузов, консультантов-методистов с региональной сетью по всей стране.

Благодаря Проекту к настоящему времени подготовлено около 19 000 преподавателей по финансовой грамотности - это действующие учителя, преподаватели вузов и СПО, студенты педагогических специальностей. До конца 2019 года обучение в области финансовой грамотности пройдут более 38 000 педагогов.



Как новые практики повышения финансовой грамотности будут встраиваться в уже работающие давно и стабильно программы по этим предметам и предусмотрены какие-то курсы по переподготовке педагогов по этим предметам с акцентом на элементы финансовой грамотности?

К внедрению в систему школьного образования тематики финансовой грамотности есть несколько подходов. Первый - вводить ее в качестве отдельного предмета, что пока не совсем оптимально, так как часто ведутся разговоры о перегруженности детей и чрезвычайной насыщенности школьной программы. Поэтому Минфин России выбрал два других варианта.



Екатерина Лавренова проводит открытый урок по финансовой грамотности с представителями Всемирного банка в московской школе в январе 2018 года

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» позволяет школам самостоятельно выбирать курсы и программы для внеурочной деятельности и факультативов. Это дает возможность вводить курсы финансовой грамотности, но за рамками обязательной программы. Каждая школа, регион, муниципалитет вправе решить это сами. Для этого есть учебно-методический потенциал: создано 17 комплектов по финансовой грамотности для разных возрастов. Кроме того, в России проводится большая работа по внедрению элементов финансовой грамотности в федеральные государственные образовательные стандарты. По предмету «обществознание» такая работа уже проведена, поэтому УМК (учебно-методические комплексы) будут актуальны для всех школьников 8–9 классов и учителей обществознания. Помимо обществознания, специальные тематические модули подготовлены для таких школьных предметов, как: экономика, право, основы безопасности и жизнедеятельности (ОБЖ), английский язык, география и математика. Готовятся к выходу модули для истории и информатики.

В ходе Проекта разработаны образовательные программы, учебные материалы для школы со 2-го по 11-й класс. В 2018–2019 гг. в регионах будет распространен уникальный тираж - более 8 млн экземпляров учебно-методических комплектов по финансовой грамотности.

Эти материалы доступны для свободного скачивания на официальном сайте Минфина России. Каждый учебно-методический комплекс включает в себя дополнительные образовательные программы, материалы для учащихся, методические рекомендации для учителей и информационно-публицистические материалы для родителей. Программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации методистов, тьюторов, учителей действуют на базе федеральных и региональных методических центров.

Елена Мальцева