Устройство подкрановых путей башенных кранов снип. Разбивка подкрановых путей для башенных кранов

Устройство и схемы подкрановых путей


Перед устройством полотна подкрановых путей рекомендуется закончить все земляные работы и сделать вводы водопровода, канализации, газа и других коммуникаций. Необходимо спланировать площадку, обеспечив отвод ливневых вод.

При засыпке пазух необходимо внимательно следить за тем, чтобы в них не было снега и льда, а грунт для засыпки использовался только талый; в дальнейшем его нужно хорошо утрамбовать, чтобы избежать просадок пути и падения крана.

Для устройства оснований кранов с грузовым моментом до 80 тм достаточно устройства грунтового основания, выравненного песчаной подстилкой. Песчаная подсыпка дешевле щебеночной в 7-8 раз и обеспечивает нормальные условия работы крана на срок до года. На кранах с грузовым моментом свыше 80 тм в качестве балласта рекомендуется применять щебень крупностью 25-70 мм.

Шпалы, в зависимости от типа крана, укладываются на балластный слой на расстоянии 25-45 см друг от друга. Шпалы должны быть сосновые, ошкуренные и антисептированные. В настоящее время широкое распространение получают железобетонные шпалы. При раскладке шпал следует пользоваться специальными клещами или тросовыми петлями.

Расстояние между осями рельс должно быть равно ширине колеи крана с максимально возможным допуском -f-5 мм. Рельсы должны быть уложены параллельно оси подкранового пути. К шпалам следует пришить одну нитку рельсов, а затем по шаблону вторую. Непараллельность рельс вызывает перегрузку механизма передвижения крана и чрезмерный износ ходовых колес.

При укладке рельсов не следует допускать образования «змейки» (расположение рельсов не по одной прямой). В противном случае при движении возможна качка крана. Костыли следует забивать так, чтобы они прижимали рельсы, а не только удерживали их от поперечных перемещений. Чтобы предотвратить воможность расколки шпал, не следует располагать костыли на одной прямой.

Стыковать рельсы следует посредством накладок, которые притягиваются к рельсам болтами. Накладки должны соответствовать типам рельсов. Стык должен, как и в железнодорожных путях, располагаться м^ежду шпалами, сближенными до 15-20 см.

Горизонтальность пути необходимо проверять уровнем или нивелиром. После окончания работ по устройству пути его необходимо обкатать. Для этого по пути несколько раз перемещают башенный кран в обе стороны. После обкатки выверяют и подбивают просевшие шпалы. По условиям техническим и техники безопасности допустимый продольный и поперечный уклоны пути не должны превышать 0,005. На концах пути следует устанавливать упоры для выключения ограничителей передвижения, чтобы кран остановился не ближе, чем на 1 м от тупика.

Схемы устройства подкрановых путей для различных типов кранов приведены на рис. 87. Техническая характеристика их приведена в табл. 20.
Количество потребных материалов и изделий, применяемых для сооружения одного звена подкранового пути (длина 12,5 м), приведено в табл. 21.

Нормы времени и расценки на устройство и разборку одного звена покра-нового пути и рекомендуемый состав звена рабочих приведены в табл. 22 и 23.

Новые решения подкрановых путей

Рис. 87. Схемы устройства подкрановых путей для башенных кранов: а-с грузовым моментом до 60 тонна-метров; б-с грузовым моментом до 100 тонна-метров; в-для тяжелых монтажных и козловых кранов.

Устройство подкрановых рельсовых путей для башенных кранов требует значительного времени и средств. Подкрановые пути составляют около 25% стоимости машино-смены башенного крана на объекте.

Существующие конструкции подкрановых путей на деревянных шпалах не только требуют больших затрат времени и ручного труда, расхода материалов, используемых обычно однократно, но и не обеспечивают необходимой точности укладки и нормальной работы отдельных узлов, а также устойчивости крана в процессе работы.

Отдельными строительными и проектными организациями с целью устранения этих недостатков существующих подкрановых путей разработаны конструкции инвентарных железобетонных подкрановых путей, обеспечивающих срок службы их от 30 до 40 лет.

Таблица 20
Характеристика подкрановых путей башенных кранов

Инвентарные железобетонные пути. Одно звено таких путей состоит из двух железобетонных шпалолежней длиной по 9,25 м каждый, которые укладываются параллельно по ширине пути башенного крана.

Рис. 88. Конструкция шпалолежня (предложение инж. Шептицкого Б. А.)

Конструкция шпалолежня (рис. 88) представляет собой монолитную балку с поперечными балочками длиной по 1,3 м каждая.

На верхней плоскости продольной балки к забетонированным в ней закладным деталям электросваркой крепится стальная полоса 70X40 мм, которая заменяет рельс.

Материалы и изделия, применяемые для сооружения одного звена подкранового пути (длина 12,5 м).

Таблица 21

Примечание. Для крана С-391 рельс узкой колеи Р-15-18 ГОСТ 6368-52 накладки и костыли применяются в соответствии с требованием железной дороги узкой колеи.

Таблица 22
Нормы времени и расценки на устройство одного звена подкранового пути длиной 12,5 м

Таблица 23
Нормы времени и расценки на разборку одного звена подкрановых путей длиной 12,5 м

Для кранов с шириной колеи 3,8, 4,0, 4,5 и 5,0 м нормы времени и расценки приняты Главмосстроем. Ю. Н. Быкова «Скоростная перебазировка
башенных кранов», Госстройиздат, М.. 1958.

По остальным кранам нормы времени и расценки определены интерполяцией.

Шпалолежни по ширине крепятся между собой трубчатыми стяжками. Каждая стяжка имеет болт с двухсторонней резьбой для регулирования ширины колеи.
По длине шпалолежневые звенья стыкуются болтами.

Вес одного шпалолежня составляет 3480 кг.

Перед укладкой шпалолеж-ней основание, на котором они должны быть расположены, необходимо тщательно укатать или утрамбовать.

Шпалолежни погружают на автомашину и укладывают автокраном при помощи траверсы.

Применение инвентарных подкрановых путей в условиях поточного метода жилищного строительства в значительной степени сократит время на разборку, перевозку и устройство подкрановых путей.

Основанием подкрановых путей является напряженно-армированный железобетонный блок.

Блок (рис. 89) представляет собой железобетонные шпалы, соединенные между собой монолитно-краевыми элементами. Краевые элементы подвергаются предварительному напряжению, что обеспечивает трещиностойкость конструкций.

Рис. 89. Конструкция блока подкранового пути (Главленинградстроя).

Блок изготовляется длиной 12,5 и шириной 1,2 м и имеет прямоугольные сквозные окна размером 0,25×0,8 м. При наличии окон можно устанавливать реечные или автомобильные домкраты во время рихтовки или под-штопки путей. Окна одновременно уменьшают вес блока.

Блок вместе с рельсом весит 4,3 г и является достаточно транспортабельным и удобомонтируемым.

Блоки изготовляются в двух вариантах.

Рис. 90. Схема инвентарного подкранового пути:
1-продольная рама; 2-поперечная балка.

По первому варианту рельсы крепятся к блоку специальными лапками и болтами диаметром 20 мм, поэтому смену болтов можно производить сверху, не подкапывая блок и не разбирая рельсовый путь. Рельсы опираются на шпалы посредством металлических закладных крепленых деталей. Крепление предусматривает применение рельсов типа Р-43, Р-50, при этом меняются только размеры прижимных лапок. По второму варианту крепление рельса к блоку жесткое и осуществляется анкерными «усами» из полосовой стали, приваренными к основанию рельса специальными электродами.

Анкерные «усы» заделываются в бетон во время бетонирования блока. Такая конструкция может работать, как единое целое, - железобетонный блок и рельс.

Блоки запроектированы для укладки на песчаный или щебеночный балласт. Хорошая посадка инвентарного блока на балласт затрудняет боковой угон верхнего строения пути. Возникает возможность уменьшить размеры балластного слоя. Увеличенная сопротивляемость сдвигу в поперечном направлении устраняет необходимость применения связей. В случае тяжелого режима работы крана и на слабом основании поперечная связь может быть легко осуществлена.

Нижняя постель блока должна быть шероховатой.

Шероховатость создается засыпкой поверхности незатвердевшего бетона слоем щебня крупностю не выше 10 мм.

Схема инвентарного подкранового пути приведена на рис. 90.

К атегория: - Выбор кранов

Подкрановые пути под кран нужны для того, чтобы грузоподъемные краны могли передвигаться по промышленной или строительной площадке. От того, насколько правильно проложены рельсы, зависит срок службы, а также безаварийная работа крана.

Типы

Все пути для кранов можно разделить на следующие группы:

  • надземные;
  • наземные.

Надземные необходимы для эксплуатации мостовых кранов, перемещения кран-балок и других грузоподъемных конструкций спецназначения, которые эксплуатируются на внешних эстакадах или в цехах промышленных предприятий. Для монтажа таких путей используются подкрановые балки, их производят из железобетона или стали. В процессе строительства их прикрепляют к консолям несущих опор.

Пути надземного вида можно разделить на следующие разновидности:

  • подвесные;
  • опорные.


К первым кран подвешивают, а во втором случае он на них опирается. Если предприятие только начинает свою работу, то в новых цехах оно может устанавливать конструкции любого типа. Но при реконструкции старых зданий нужно учитывать, что не все они могут выдержать нагрузку, которую будут оказывать на них подвесные системы. В этом случае нужно разработать проект, сделать расчеты.

Предприятие может выбрать устройство наземных путей. Их прокладывают как по улице, так и внутри помещений. Они предназначены для передвижения козловых кранов, консольных грузоподъемных механизмов и полукозловых устройств. Такие пути предназначены и для перемещения напольных тележек.

К строительству предъявляются жесткие требования.

Если организация приобрела кран небольшой грузоподъемности, под него достаточно сделать шпально-балластное основание. Например, так делают пути под легкий козловой кран. Для перемещения тяжелой грузоподъемной техники, например мостового устройства, под пути делают фундамент. Затем на него укладывают железобетонную основу, используют при монтаже балки.

Устройство

Бесперебойная работа крана зависит от того, насколько правильно было выполнено устройство подкрановых путей. Полотно, по которому будут проложены рельсы, можно укладывать только после завершения земляных работ на строительной площадке.

Если необходимо сделать пути под открытым небом, сначала нужно проложить водопровод, провести канализацию, закончить подключение к газовой магистрали. Необходимо обратить внимание на то, что от площадки, по которой будут проходить рельсы, должны быть отведены ливневые воды.

После этого следует обратиться в организацию, сотрудники которой подготовят проект. Специалистами должна быть рассчитана длина подкрановых путей и их ширина. Затем можно приступать к его реализации.


На каждом этапе строительства следует жестко контролировать качество работы. Например, если строительство происходит в зимний период, в пазухах должен оставаться лед или снег. Необходимо следить за тем, чтобы был использован только талый грунт. Его, как и слой гравия, который используется для формирования насыпи, необходимо хорошо утрамбовать. Это позволит в дальнейшем избежать промоин, трещин и просадок. Необходимо помнить, что такие дефекты могут привести к падению крана.

Основание под кран грузоподъемностью до 80 тонн должно быть прочным. Под него можно насыпать грунтовую подушку, сверху сделать насыпь из песка. Она дешевле щебеночной, но срок ее эксплуатации не превышает 1 года.

Предприятия часто используют в производстве краны, грузоподъемность которых превышает 80 тонн. Пути под них сооружают в соответствии со следующими требованиями:

  1. Балласт делают из щебня, размер фракций которого составляет 2-7 см.
  2. Шпалы укладывают на балластный слой. Расстояние между ними должно составлять 25-45 см.

Для изготовления шпал используются сосна. Это прочный материал, но все изделия должны быть дополнительно обработаны. Их ошкуривают и покрывают антисептиком. Под краны большой грузоподъемности укладывают не деревянные шпалы, а железобетонные. Для того чтобы уложить на подушку, их берут клещами или передвигают тросовыми петлями.

Укладывая рельсы, нужно следить за расстоянием между ними. Оно должно быть одинаковым. Разрешен допуск в одну или в другую сторону, но не более 5 мм. Направляющие укладывают таким образом, чтобы они проходили параллельно центральной оси путей. Сначала к шпалам пришивают первую нитку рельсов, после этого переходят ко второй. Монтаж осуществляется по шаблонам.


Необходимо следить за тем, чтобы рельсы были уложены строго параллельно друг другу, ведь отклонения вызовут перегрузку механизма, который отвечает за движение крана. Ходовая будет изнашиваться быстрее, кран потребует ремонта. При сильном износе возможна авария, тогда грузоподъемный механизм может полностью выйти из строя.

Выполняя монтаж, необходимо следить за тем, чтобы рельсы не изгибались «змейкой». Такое расположение приводит к возникновению качки при движении крана. Забивая костыли, нужно обращать внимание на то, чтобы они не только удерживали рельсы на месте, но и прижимали их к основанию.

При большой нагрузке и поперечном перемещении шпалы могут расколоться. Чтобы этого не произошло, не следует забивать костыли на одной прямой. Для стыковки рельсов используют накладки, их притягивают болтами.

При монтаже путей нужно обращать внимание на горизонтальность, ее проверяют нивелиром. Если его нет, прибор можно заменить уровнем. Когда работы будут закончены, пути необходимо обкатать. Это делают путем перемещения башенных кранов, их прокатывают туда-сюда по путям. После завершения обкатки просевшие шпалы подбивают.

После завершения работ на концах путей устанавливают упоры. Они нужны для того, чтобы ограничить передвижение крана. При движении он должен останавливаться не ближе 1 метра от тупика.

Монтаж

Если необходимо выполнить монтаж подкрановых путей под открытым небом, следует начать с обращения в организацию, которая имеет лицензию, выданную Ростехнадзором. Перейдя на портал федеральной службы, можно проверить, имеет ли фирма разрешение.

Сначала специалистами разрабатывается схема монтажа, после этого приступают к работам на площадке. С нее снимают плодородный слой земли, доходя до слоя глины. После этого делают водоотвод, отсыпают подушку. Сверху насыпают слой щебня. Технология монтажа должна строго соблюдаться, тогда пути под кран прослужат долго.


Важно правильно выполнить расчет фундамента под кран. Выполняя работу, нужно ориентироваться на стандарт ГОСТ. При создании подвесных путей важно учесть размеры балки, на которой будет зафиксирован рельс. Они зависят от того, какие грузы нужно переносить. Чаще всего используются двутавровые балки из металла. Ширина их полки должна быть не менее 20 см, высота балок — от 60 см и более.

Разрабатывая проект, нужно ориентироваться на то, какие технические характеристики имеют грузоподъемные машины. Предприятия могут использовать узкоколейные рельсы, например Р-24, а также специзделия, предназначенные для перемещения крановых механизмов. Это модель железнодорожных рельс КР-70.

Если организация приобрела кран небольшой грузоподъемности, то рельсы можно сделать из металлопроката. Для этого используют изделия квадратного сечения 5×5 см или 6×6 см.

Следует правильно выполнять крепление крановых рельсов к подкрановым балам. Квадратные рельсы приваривают, фиксируя к подкрановой балке. Если приобретены рельсы Р-24, их тоже можно приварить, но для этого должны быть использованы крепежи. К-70 можно монтировать только при помощи болтовых соединений. Этот способ потребует больших финансовых затрат, но длительный срок службы путей беспечен.

Занимаясь монтажными работами, необходимо ориентироваться на ГОСТ 4121-96. Следует учитывать нормативы Р 53866-2010. В этих документах перечислены основные требования, которые предъявляют к рельсам.

Обслуживание

После нескольких лет эксплуатации характеристики путей могут отклониться от нормы. Необходимо учитывать, что дефекты оказывают влияние на работоспособность крана, ведь они усиливают износ элементов. В результате возникает вероятность аварии.

Для того чтобы предупредить негативное развитие ситуации, выполняют техническое обслуживание. Специалисты проверяют качество болтовых соединений, особое внимание уделяется состоянию тупиковых упоров. В ходе работ проверяют болтовые соединения.

Осмотру подвергают рельсы. Их отклонение не должно превышать то, которое указано в документах по эксплуатации. После завершения осмотра специалисты включают рекомендации по обслуживанию в отчет.

Ремонт

Ремонтные работы выполняют при повреждении рельсов или их износе. Обнаружить неполадки можно, проведя комплексное обследование. При необходимости рабочими может быть сделана рихтовка подкрановых путей, ее осуществляют по высоте, а также по осям.

Специалисты меняют детали, которые подверглись большему износу, регулируют стыки. Если есть необходимость, проводится реставрация земляного полотна, осуществляется замена электрического оборудования, выполняется нивелировка подкрановых путей.

Если вышла из строя электрика, сотрудники организации, имеющей лицензию Ростехнадзора, сделают заземление подкрановых конструкций.

Комплекс работ может быть расширен, ведь после диагностики может оказаться, что рельсы не в допуске. В этом случае их необходимо заменить. Сначала разрабатывают новый проект, а затем начинается процедура, которая аналогична первичному монтажу. Неполадки поможет выявить съемка подкрановых путей.


Правильно сделанные рельсы прослужат не менее 25 лет, но в некоторых случаях возможен более ранний демонтаж из-за возникновения форс-мажорных ситуаций. Например, это может произойти при размыве насыпи из-за паводка. Рельсы могут быть деформированы в результате падения крана или груза. Ремонт подкрановых путей должны выполнять специалисты.

Строительство крупных сооружений ведется с помощью башенных кранов, которые предназначены для подъема и перемещения различных грузов. Для башенного крана предварительно укладывается рельсовый подкрановый путь, по которому он перемещается вдоль сооружения. Рельсы (англ. reils от лат. r?gula - прямая палка) - стальные балки специального сечения, которые крепятся к шпалам (гол. spalk - подпорка).

К положению рельсового пути в плане и по высоте предъявляются высокие требования, несоблюдение которых может привести к тяжелым последствиям: авариям, разрушениям, несчастным случаям и т.п. Технические нормы по устройству и эксплуатации башенных кранов даются в официальных документах («Инструкция по устройству, эксплуатации и перебазированию подкрановых путей для строительства башенных кранов, СН-78-79». М.: Стройиздат, 1979, «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.» ГГТН РФ, 1999). На основании этих документов составляют отдельный проект геодезических работ на период строительства и эксплуатации подкрановых путей.

Для этого сначала выносят на местности ось подкранового пути, отложив от основной оси здания расстояние, установленное для данного вида крана, которое обязательно указывается в рабочем чертеже. От оси пути в обе стороны по перпендикуляру откладывают половину ширины колеи и закрепляют конечные точки обоих рельсов.

Шпалы и рельсы укладывают на горизонтальное земляное полотно, возводимое по проекту вертикальной планировки путевой площадки, в котором рассчитывают проектную высоту полотна, а также объемы земляных работ.

Для разработки проекта вертикальной планировки составляют: продольный профиль по оси пути; поперечные профили путевой площадки через каждые 5-10 м и на перегибах местности; план пути с фактическими отметками точек на его оси и поперечниках.

Поперечники разбивают с помощью теодолита и рулетки. Точки на поперечниках закрепляют кольями вровень с землей и их высоты определяют геометрическим нивелированием.

При выносе проекта вертикальной планировки в точках поперечников устанавливают колья на проектную высоту и контролируют возведение земляного полотна нивелиром.

После уплотнения земляного полотна сверху насыпают слой гравия (балласт), на который укладываются шпалы.

Укладка шпал и крепление рельсов к ним (рихтовка) ведется относительно проволоки, натянутой по оси пути. Рихтовка контролируется по высоте нивелиром, а ширина колеи (расстояние между внутренними гранями рельсов) - рулеткой или шаблоном.

По окончании работ выполняют исполнительную съемку рельсового пути определением через 10 м положения каждого рельса в плане и в условной системе высот, нулем которой является минимальная отметка головки рельса. Требования к точности укладки подкранового пути для башенных кранов приводятся ниже.

Точность укладки подкранового пути башенных кранов

Указанная точность геодезических работ обеспечивается применением теодолита и нивелира технической точности, а также компарированной рулетки.

Обнаруженные в процессе исполнительной съемки недопустимые отклонения устраняют дополнительной рихтовкой.

Если полотно возводится на грунтах, слабо пропускающих влагу (глинах, суглинках и т.п.), то уклоны полотна в сторону водоотвода допускаются не более: продольный 0,005, поперечный 0,01.

В случае криволинейного пути разбивают по оси кривую данного радиуса и поперечники к ней, нивелируют точки на поперечниках, составляют проект вертикальной планировки пути, выносят проект на местность и возводят земляное полотно. На готовом полотне выполняют детальную разбивку кривой для каждого рельса отдельно. В остальном порядок работ аналогичен.

В период эксплуатации башенного крана систематически проверяют состояние подкранового пути, а также после сильных осадков, после замерзания и оттаивания грунта.

Страница 17 из 26

УСТРОЙСТВО И РАСЧЕТ ПОДКРАНОВЫХ ПУТЕЙ

  1. УСТРОЙСТВО ПОДКРАНОВЫХ ПУТЕЙ

Конструкция элементов подкрановых путей зависит от места установки крана. Большинство наземных монтажных кранов передвигается по рельсам, уложенным на шпальном основании, подобном верхнему строению железнодорожного пути. Краны, установленные на строительных конструкциях зданий и сооружений, опираются на рельсы, закрепленные на металлических или железобетонных балках, форма и размеры которых определены конструкцией и характером работы каркаса здания и сооружения.
От исправного состояния подкранового пути зависит безаварийная эксплуатация кранов, поэтому независимо от конструктивного оформления все подкрановые пути должны обеспечивать:
прочность и устойчивость при воздействии любого возможного в условиях эксплуатации сочетания нагрузок;
удобство обслуживания и минимальную стоимость ремонтных работ; возможность широкого использования типовых и стандартных деталей при сооружении пути.
Основным документом при сдаче в эксплуатацию подкрановых путей служит акт, форма которого приведена на стр. 183.
Кроме того, при проектировании и устройстве подкранового пути следует иметь в виду, что работа монтажных кранов носит временный характер, поэтому подкрановые пути должны собираться и демонтироваться без значительных затрат времени и средств.
Подкрановые пути на шпальном основании
Подкрановый путь на шпальном основании (рис. 136) состоит из следующих основных элементов: рельса 1, подкладок 2, костылей 3, фартучных стыковых накладок 4, крепежных болтов 5, шпал 6 и балластной призмы 7.
В зависимости от нагрузок применяют обычные железнодорожные рельсы типа Р38, Р43 и Р50 или специальные крановые рельсы КР70 и КР100:

Основной рельс с закругленной головкой

Заменяющий плоский рельс шириной в мм

Рельсы укладывают на плоские подкладки и крепят к шпалам костылями. Соединяют рельсы между собой шестиболтовыми железнодорожными накладками. Для устройства однорельсовых путей применяют брусковые

(из сосны или дуба) полушпалы с шириной основания не менее 250 мм и высотой h = 50 VР мм (где Р - давление ходового колеса в тс).
Тележки тяжелых башенных кранов обычно передвигаются по четырехниточным путям, усиленным в местах стоянок крана установкой дополнительных рельсов. Такие пути укладывают на шпалах нормальной длины. Расстояние между осями шпал следует принимать: при нагрузках на ходовое колесо до 28 тс равным 550 мм, более 28 тс - 425-450 мм.


Рис. 136. Подкрановый путь на шпальном основании
Прочность рельсов и шпал следует проверять расчетом.
Шпалы располагают на щебеночном или щебеночно-гравийном балластном слое высотой не менее 250 мм при нагрузках на колесо до 28 тс и высотой 350-450 мм - при больших нагрузках. Ширина балластного слоя (по верху) должна превышать длину шпал не менее чем на 150 мм на сторону.


1 - рельс КР100; 2 - швеллеры Nj 24а; S - болты М16Х 65; 4 - шпала типа 1А; 5 - брус из дуба сечением 300Х 300 мм и длиной / = 350 мм;
6 - заземление подкрановых рельсов
Рис. 137. Концевой упор подкранового пути крана К100-31;


Укладывают балласт на хорошо уплотненном земляном полотне, спрофилированном с учетом отвода поверхностных вод. Последнее достигается за счет уклонов 0,01 в поперечном направлении от оси пути и устройства кюветов, расположенных по обеим сторонам земляного полотна. Кюветы выполняют с продольным уклоном 0,005 и включают в систему общеплощадочного водоотвода.
В конце подкранового пути устанавливают концевые упоры, препятствующие переходу крана за пределы предназначенного для него пути (рис. 137). Концевые упоры рассчитывают на удар крана, движущегося
с наибольшим рабочим грузом и скоростью, сниженной конечным путевым выключателем, который установлен на ходовой тележке крана. Поэтому воздействующие на конечный выключатель отключающие линейки должны устанавливаться особенно тщательно и систематически контролироваться.
В соответствии с Правилами Госгортехнадзора отключающее устройство должно воздействовать на электродвигатель механизма передвижения козловых и башенных кранов при подходе крана к упору на расстояние не меньше, чем на полный путь торможения крана.
Из-за особенностей устройства наземные пути монтажных кранов требуют постоянного ухода и тщательного контроля. Качество путей должны контролировать не реже 2 раз в неделю, причем особое внимание следует уделять состоянию балластного слоя, проверке отметок рельсов и ширины колеи.
Таблица 14
Допуски на укладку рельсов крановых путей и максимально допустимые отклонения при эксплуатации


Обнаруженные при проверке неровности пути, превышающие установленные допуски (табл. 14), следует немедленно устранять.
При проектировании и эксплуатации наземных подкрановых путей на шпальном основании с нагрузками на колесо до 28 тс следует пользоваться Инструкцией по устройству, эксплуатации и перевозке рельсовых путей для строительных башенных кранов (СН78-67), утвержденной Госстроем СССР 13 апреля 1967 г. .
Устройство путей под тяжелые монтажные краны с нагрузками на колесо свыше 28 тс ведется по специальным проектам, разработанным в соответствии с чертежами организации, спроектировавшей кран.
Подкрановые пути на стальных и железобетонных балках
Подкрановые пути, устанавливаемые на строительных конструкциях зданий и сооружений, укладывают на стальные и железобетонные подкрановые балки. Стальные балки чаще всего делают сплошными или шпренгельными. Иногда при сравнительно больших пролетах для этих целей выгодно применять решетчатые фермы.
Если на подкрановом пути работает несколько кранов, то при определении наибольших нагрузок, действующих на подкрановую балку, считают, что краны, расположены друг от друга на расстояния сцепного устройства.

Пути башенных кранов сильно отличаются от путей мостовых кранов. В первую очередь, потому что они возводятся на относительно небольшой промежуток времени. Как следствие стоимость такого сооружения должна быть достаточно небольшой. Но опять же нельзя забывать о безопасности. В этой статье я постараюсь рассказать об этих нюансах и других подводных камнях при использовании такого вида строительной техники как башенные краны.

В моих статьях уже стало традицией идти от простого к сложному, от базовых понятий к тонкостям. Давайте и тут поэтапно распишем весь монтаж крановых путей под открытым небом.

Возведение земляного полотна

Естественно, наш кран, как попало, стоять не может. Монтаж происходит на достаточно ровной площадке.

Для начала определимся с габаритами. Минимальная длина земляного полотна определяется как удвоенная длина рельса плюс откос. Как Вы помните из предыдущих статей, мы применяем КР-70 и выше длиной 12,5 метров. Следовательно, минимальная длина будет 25 метров.

Максимум ограничен Вашей фантазией. Главное чтобы смог доставить груз в любое необходимое место рабочей площадки.

Приступаем к более тонкой работе. Уклон нужно минимизировать. Продольный возможен только до 0,003. Поперечный уклон наоборот должен быть. Пределы: 0,008-0,01. Причем направление должно быть в противоположную сторону от стрелы работающего башенного крана. Это связано с расчетом устойчивости башенного крана в работе. Данный уклон снизит риски опрокидывания.

Казалось бы все. Но тут и начинаются нюансы.

Ваше земляное полотно явно пройдет над какими-нибудь подземными коммуникациями, и дай бог это будет всего лишь метро на большой глубине. Бывает, натыкаешься на наспех положенные трубы. В этом случае Вам или тем, кто отвечает за возведение крановых путей, необходимо произвести расчет на сдавливание и, при необходимости, произвести установку дополнительных перекрытий.

С момента начала работы над земельным полотном необходимо следить за его сохранностью. Не допускать попадания мусора или заезда транспорта на уже готовое полотно.

И не забываем про водоотводные канавы. Накапливание жидкости в грунте ведет к его размягчению и порядочно снижает способность к сопротивлению нагрузке.

После завершения работ по возведению земляного полотна стоит еще раз проверить плотность грунта и можно приступать к следующему этапу.

Балластная призма

Мне всегда нравилось это название. Звучит интригующе. По сути это «подушка» между шпалами и земляным полотном. Балластный слой решает основные проблемы установки кранового пути на земельный слой. Это размытие, упругость и жесткость.

Основной материал балластной призмы — это щебень из естественного камня. Он обеспечивает наилучший дренаж. Для обеспечения этой функции необходимо постоянно следить за мусором на стройплощадке и своевременно его удалять.

Этот материал убирает и другие проблемы. Он достаточно жесткий для поднятия любых грузов и, в сочетании с особыми шпалами обеспечивает упругость.

Стоит заметить что, пропустив всю воду через себя, такая балластная призма отдаст ее в земляной слой, что опять же приведет к его размытию. Во избежание этого обычно делают двухслойную или даже трехслойную призму. Нижний слой — это песок, предотвращающий вышеописанную проблему.

Размеры балластной призмы определяются следующим образом. Шпала полностью лежит на призме плюс ширина плеча два дециметра плюс откосы в 45 градусов. Отсюда примерно можно рассчитать объем нашего балластного слоя. В итоге у нас получится примерно так:

Поперечный профиль балластной призмы

Монтаж крановых путей

Наконец переходим к завершающему этапу — установка шпал и рельс. Если до этого все работы выполнены аккуратно и хорошо, то на этом этапе проблем возникнуть не должно. Проблемы возникнут с «оснасткой».

Для правильного функционирования башенного крана необходимо установить следующие вещи:

  • Крановые тупиковые упоры;
  • Линейки;
  • Заземление крановых путей.

Это минимум. Без крановых тупиковых упоров ни одна комиссия не примет ваш крановый путь. Они необходимы, в первую очередь, для безопасности. И, конечно, для сохранности вашего имущества.

Линейка — это механизм, предотвращающий резкое столкновение с упорами. Обычно автоматически прекращает подачу энергии на двигатель крана.
Про заземления я уже писал ранее. Оно необходимо для того чтобы человека случайно наступившего на рельс не убило током.