Законопроект о налоговом маневре в нефтяной отрасли внесли в госдуму. Путин подписал законы о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли Налоговый маневр в нефтяной отрасли суть

Кроме того, документ «сохраняет относительный размер и условия действия до 1 января 2019 года пониженной ставки НДПИ при добыче нефти и газового конденсата на выработанных и малых участках недр, а также добыче трудноизвлекаемой нефти». Это, как указали в кабмине, будет осуществляться путем корректировки понижающего коэффициента Дм (показатель, характеризующий особенности добычи нефти) к ставке НДПИ при добыче нефти.

Также предложенная правительством реформа предусматривает «механизм предоставления налогового вычета по НДПИ на добытый газовый конденсат при его направлении на производство технического пропана-бутана по аналогии с получением налогового вычета по НДПИ при его направлении на производство широкой фракции легких углеводородов».

Помимо этого говорится в подготовленном кабмином документе и об «индексации установленных ставок акцизов на подакцизные товары в 2021 году на уровень инфляции». «При этом ставки акцизов на период 2019-2020 годов сохраняются на уровне, установленном действующим налоговым законодательством», — отмечается в сообщении пресс-службы.

Также законопроект о завершении налоговой реформы предлагает установить «вычеты по акцизам для переработчиков нефтяного сырья с учетом объемов произведенных из нефтяного сырья высокооктанового автомобильного бензина класса 5 и дизельного топлива, уровня цены на нефть на мировых рынках, а также уровня средних оптовых цен реализации таких нефтепродуктов на территории России и цен экспортной альтернативы на нефтепродукты».

Ставка акциза на прямогонный бензин, бензол, параксилол, ортоксилол, используемые в нефтехимии, как подчеркнули в кабмине, должна будет устанавливаться «с учетом корректирующего коэффициента, который постепенно будет увеличивать ее значение на величину снижения ставки вывозной таможенной пошлины на нефть».

Все эти положения, как отметили в пресс-службе, были одобрены правительством на заседании 21 июня. В ходе этого мероприятия российский премьер-министр Дмитрий Медведев , что действующие в настоящее время льготы по НДПИ для нефтяников сохранятся на текущем уровне. Например, нефтеперерабатывающие заводы, на которых налажено производство высококачественного бензина и дизельного топлива не ниже пятого класса, смогут получить вычет по акцизу на нефть, заверил глава кабмина. Подобные меры, как пояснил тогда же вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий промышленность, федеральному бюджету России в течение шести лет 1,3-1,6 трлн руб.

Законопроект о завершении налогового маневра обсуждался в России на протяжении более чем двух последних лет. Инициатива между Минфином и нефтяниками. «Коммерсантъ» со ссылкой на собственные источники писал, что реализация подобной идеи на бензин и дизельное топливо примерно на 400 руб. на тонну в год (0,8%, или примерно по 0,3 руб. на литр). Стоимость других нефтепродуктов, в том числе битума, мазута, авиакеросина и судового топлива, из-за этого, по информации собеседников издания, должна вырасти не менее чем на 50%.

Москва. 24 июля. сайт - Госдума РФ на заседании во вторник приняла в окончательном, третьем чтении пакет законопроектов о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли, передал корреспондент "Интерфакса" с заседания.

Поправки были внесены в Налоговый кодекс (НК) РФ и в закон "О таможенном тарифе".

Экспортная пошлина и НДПИ

Принятые поправки предполагают постепенное уменьшение экспортной пошлины на нефть вплоть до ее обнуления за шесть лет, с 2019 года до 2024 года. Для обеспечения постепенного обнуления пошлины на нефть вводится специальный корректирующий коэффициент, который будет уменьшаться год от года в течение шести лет. Так, в 2019 году предельные ставки пошлины (выше которых не может быть установлена пошлина, рассчитываемая по формулам правительства) предлагается умножать на корректирующий коэффициент 0,833, в 2020 году - 0,667, в 2021 году - 0,5, в 2022 году - 0,333, в 2023 году - 0,167, в 2024 году - 0. Таким образом, с 2024 года экспортная пошлина на нефть в РФ будет отменена.

Одновременно будет продолжено плановое постепенное повышение НДПИ. Для этого еще в 2017 году в одну из формул, лежащих в основе расчета НДПИ, был введен повышающий коэффициент, который плавно повышался в 2017-2021 годах. Одобренные Госдумой в третьем чтении поправки сохраняют все ранее принятые размеры повышающих коэффициентов, однако увеличивают срок их действия на год - до конца 2021 года. Так, в 2018 году он достигает 357, в 2019-2021 годах - 428. С 2022 года этот повышающий коэффициент будет равен нулю.

Каким будет НДПИ на нефть после 2021 года, Минфин и Минэнерго пока ведут споры. Повышающие коэффициенты вводились в 2015 году для наполнения бюджета. Тогда правительство обещало нефтяным компаниям, что это будет временная мера.

Все льготы по экспортной пошлине на нефть, которые получали нефтяные компании, будут зеркально трансформированы в НДПИ, следует из законопроекта.

Пошлина на нефтепродукты при форс-мажоре

Отказываться до конца от механизма заградительной экспортной пошлины на нефтепродукты правительство не намерено. В законе предусмотрена возможность экстренного введения повышенной ставки пошлины на топливо в случае, если в течение месяца мировые цены на нефть выросли на 15%. Ее размер составляет 60% от повышенной ставки экспортной пошлины на нефть, которая, в свою очередь, равна не 30% как принято на 2018 год, а 45%. Как пояснил ранее директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ Алексей Сазанов, по сути, такая ставка пошлины на нефтепродукты равна 90% от принятой на 2018 год ставки пошлины на нефть.

Акциз на нефть с учетом логистики НПЗ

Система обнуления экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты при одновременном повышении НДПИ может привести к риску роста внутренних цен на нефтепродукты на уровне мировых. Кроме того, ситуация ухудшается наличием акциза на нефтепродукты, которые уплачивают НПЗ. Акцизы на нефтепродукты идут в бюджет РФ для наполнения дорожных фондов.

Несмотря на риски роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, поправки сохраняют рост акцизов на топливо. В 2019 году акцизы на бензин должны вырасти с нынешних 8,2 тыс. рублей за тонну до 12,3 тыс. рублей на тонну, в 2020 году - до 12,75 тыс. руб./т, в 2021 году - до 13,26 тыс. руб./т. Акцизы на дизельное топливо должны вырасти с нынешних 5,67 тыс. руб./т до 8,54 тыс. руб./т в 2019 году, затем до 8,83 тыс. руб./т в 2020 году и до 9,19 тыс. руб./т в 2021 году.

Чтобы избежать резкого роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, поправки предполагают введение принципиально нового для нефтяной отрасли РФ механизма - акциза на нефть с так называемой демпфирующей составляющей. Он будет выплачиваться компаниям, перерабатывающим нефть на российских НПЗ, в том случае, если мировые цены на нефтепродукты превышают стоимость топлива на внутреннем рынке. Этот механизм позволит компаниям компенсировать рост выплат по акцизам на нефтепродукты с 2019 года, избежать резких колебаний цен на внутреннем рынке вслед за мировыми и сделать поставки топлива на внутренний рынок такими же привлекательными, как и на экспорт.

Акциз на нефть вводится для НПЗ, имеющих свидетельство о регистрации, или для компаний, перерабатывающих нефть по давальческой схеме. Акциз на нефть рассчитывается по формуле в зависимости от цен на нефть, объемов переработки нефти и производства разных видов нефтепродуктов, курса рубля и логистического коэффициента в зависимости от удаленности НПЗ.

Логистический коэффициент вводится в формулу расчета непосредственно акциза на нефть. Всего было выделено шесть региональных групп, к которым будет применяться данный коэффициент. НПЗ, подпадающие под логистические коэффициенты, удалены от рынков сбыта, в первую очередь, экспортных, и не могут в случае необходимости быстро компенсировать выпадающие объемы производства за счет других НПЗ.

Самый большой логистический коэффициент в размере 1,5 будет применяться к НПЗ, расположенным в Хакасии и в Красноярском крае. В эту группу попадает Ачинский НПЗ "Роснефти" .

Коэффициент 1,4 будет применяться к перерабатывающим мощностям в Туве и Иркутской области. В эту группу попадает Ангарский НПЗ "Роснефти".

Коэффициент 1,3 распространяется на НПЗ в Ямало-Ненецком, Ненецком автономных округах, в республике Коми, в Якутии и Бурятии. Этот коэффициент может получить Ухтинский НПЗ "ЛУКОЙЛа" .

Коэффициент 1,1 применяется к НПЗ в Тюменской, Новосибирской и Томской областях, а также в Забайкальском крае. Этот коэффициент может быть применен к нефти, перерабатываемой на Антипинском НПЗ компании "Новый поток" и Коченевском НПЗ компании "ВПК-Ойл". Проектная мощность последнего заявлена в объеме 1 млн тонн, а текущая переработка - в размере 600 тысяч тонн.

Коэффициент 1,05 будет применяться к заводам, расположенным в Омской области, Алтайском крае и республике Алтай. Под его действие подпадает Омский НПЗ "Газпром нефти" .

В отношении остальных регионов России будет применяться коэффициент 1.

Демпфирующий коэффициент в акцизе на нефть

В формулу возврата акциза на нефть нефтеперерабатывающим компаниям вводится демпфирующий коэффициент. Он рассчитывается как разница цен экспортной альтернативы и цен на внутреннем рынке. При этом цена экспортной альтернативы рассчитывается по формуле в зависимости от цен на бензин и дизельное топливо на роттердамском рынке, затрат на транспортировку, размера экспортной пошлины и акциза на нефтепродукты, курса рубля и налога на добавленную стоимость. А внутренняя цена на бензин и дизельное топливо устанавливается нормативно. Согласно законопроекту, средняя оптовая цена на бензин Аи-92 принимается равной 56 тыс. рублей за тонну в 2019 году, 58,8 тыс. рублей за тонну в 2020 году, 61,74 тыс. рублей за тонну в 2021 году. Средняя оптовая цена на дизельное топливо устанавливается в размере 50 тыс. рублей за тонну в 2019 году, 52,5 тыс. рублей за тонну в 2020 году, 55,125 тыс. рублей за тонну в 2021 году.

Если внутренние оптовые цены на бензин и дизельное топливо отклоняются от установленных в законопроекте цен на 10% или более, то демпфирующий коэффициент обнуляется. Такой подход позволит компаниям компенсировать со следующего года до 60% роста экспортных цен на нефтепродукты.

Свидетельство о регистрации НПЗ

Получать возвратный акциз на нефть могут только нефтеперерабатывающие компании, имеющие свидетельство о регистрации. Закон подробно прописывает, какие компании имеют право на получение данной регистрации.

Свидетельство о регистрации могут получить компании, имеющие в собственности НПЗ, перерабатывающие собственную нефть или нефть по давальческой схеме. Право получить такую регистрацию имеют нефтеперерабатывающие компании, подпавшие на 1 января 2018 года под санкции, либо нефтеперерабатывающие компании, производящие из нефти 10% бензина класса 5 и продающие его на внутреннем рынке в объеме не менее 5 тыс. тонн.

Кроме того, регистрацию могут получить компании, перерабатывающие более 600 тыс. тонн нефти и заключившие с государством до 1 июня 2019 года соглашение о модернизации НПЗ при условии, что данное соглашение является действующим и сроки, указанные в нем, не срываются. При этом компания, заключившая с государством соглашение о модернизации, либо обязана в итоге выйти на производство из нефти не менее 10% бензина класса 5, либо должна инвестировать в ремонт НПЗ в период с 2016 года по 2024 год не менее 60 млрд рублей.

Кроме того, акциз на нефть может быть обнулен для компаний, которые не смогли произвести из общего объема перерабатываемой нефти более 75% всех видов нефтепродуктов, включая бензин, кокс, мазут, битум и так далее.

Как пояснил ранее заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин, по расчетам Минэнерго, в конечном итоге, под систему возвратных акцизов нефть могут не подпасть небольшие НПЗ с общим объемом нефтепереработки в 15-17 млн тонн. Некоторые из этих НПЗ могут, в конечном итоге, закрыться.

"В первый год работы влияние "налогового маневра" на нефтеперерабатывающий сектор будет минимальным. Необходимо, чтобы прошло два-три года, чтобы мы увидели реальный эффект от налогового маневра на сектор нефтепереработки и объемы переработки нефти", - сказал он тогда.

Пакет документов о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли внесен в 22 июня. Накануне, в ходе заседания правительства, были окончательно согласованы параметры предстоящей реформы.

Речь идет о двух законопроектах: один из них предусматривает постепенное снижение с нынешних 30% (от стоимости нефти) до нуля вывозной таможенной пошлины. Второй законопроект предусматривает равномерное повышение ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче нефти и газового конденсата на величину снижения экспортной пошлины.

Таким образом, экспортная пошлина в течение шести лет будет полностью замещена ростом НДПИ. Предполагается, что закон будет принят в этом году и маневр начнется с 1 января 2019 года.

Предстоящий налоговый маневр в последние два года был камнем преткновения между и отраслью. предлагало отложить его до завершения модернизации российских НПЗ и запуска единого рынка нефти, нефтепродуктов и газа в рамках Евразийского экономического союза (). Действующий налоговый режим, в частности экспортная пошлина, по факту субсидирует нефтепереработку. Минфин настаивал на завершении маневра и сохранении поддержки только для тех производств нефтепродуктов, которые обеспечивают высокую степень переработки.

Принятый вариант реформы предусматривает сохранение действующих льгот по НДПИ. Речь идет о пониженной налоговой ставке на добычу на новых морских месторождениях, газового конденсата для производства СПГ, льготе для месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа. Также пониженные ставки НДПИ сохранятся для месторождений со сложными условиями: выработанных, малых участков недр, месторождений с трудноизвлекаемой нефтью.

Кроме того, предусмотрен механизм предоставления налогового вычета по НДПИ на добытый газовый конденсат при его направлении на производство технического пропана-бутана по аналогии с получением налогового вычета по НДПИ при его направлении на производство широкой фракции легких углеводородов.

Для переработчиков нефти предлагается установить вычеты по акцизам с учетом объемов произведенных из нефтяного сырья высокооктанового автомобильного бензина класса 5 и дизельного топлива, а также с учетом уровня цены на нефть на мировых рынках, средних оптовых цен реализации таких нефтепродуктов на территории России и цен экспортной альтернативы на нефтепродукты.

Ставка акциза на прямогонный бензин, бензол, параксилол, ортоксилол, используемые в нефтехимии, устанавливается с учетом корректирующего коэффициента, который постепенно увеличивает ее значение в течение шести лет, начиная с 1 января 2019 года, на величину снижения ставки вывозной таможенной пошлины на нефть, уточняют в правительстве.

Вспышки стоимости топлива

То есть речь идет о небольшом, но все же увеличении налоговой нагрузки на отрасль. Судя по цифрам, в среднем компании недополучат $1-1,5 с барреля добытой нефти. С другой стороны, это не так много, особенно учитывая те благоприятные условия, в которых существует отрасль сегодня — довольно дорогая нефть и дешевый рубль, добавляет эксперт.

В любом случае не стоит ждать, что в России будет решена проблема роста цен на бензин, точечные послабления для производителей высококачественного бензина не решат проблемы снижения маржи большинства НПЗ и роста внутренней цены на нефть,

отмечает управляющий партнер Экспертной группы Veta .

Соответственно, уже в 2019 году мы можем наблюдать новые вспышки стоимости топлива на автозаправках, добавляет он.

Дополнительные поблажки будут применяться для тех нефтяников, кто производит высококачественный бензин и дизтопливо Евро-5, в этом случае из бюджета они будут получать часть акциза, который выплачивают НПЗ, обращает внимание Жарский.

Хотя в целом реформа в отрасли приведет к дополнительной стимуляции нефтяников продавать на внутреннем рынке больше нефти и нефтепродуктов, чем за рубеж, доходы бюджета в результате такого маневра могут сильно колебаться, так как в законопроекте очень много отведено применению дополнительных льгот по НДПИ, а также возвращению акцизов, полагает эксперт.

Заодно и акцизы

Неожиданной «добавкой» к пакету законопроектов о завершении нефтегазового налогового маневра оказалась индексация акцизов на 2021 год. Обычно правительство делает расчеты акцизов вместе с подготовкой федерального бюджета на предстоящую трехлетку и представляет их отдельной поправкой в Налоговый кодекс осенью. Индексация проводится после того как правительства определится с макроэкономическим прогнозом и основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политикой.

Обычной процедуры на этот раз не было. Объяснение, приведенное в сопроводительных документах такое: подакцизные товары в 2021 году индексируются «на уровень инфляции, которая, по прогнозам , составит 4%».

«При этом ставки акцизов на период 2019 - 2020 годов сохраняются на уровне, установленном действующим налоговым законодательством» - уточняется в законопроекте. Тем самым Минэкономразвития фактически предписано не прогнозировать инфляцию выше 4% на 2021 год в ходе подготовки бюджета, вне зависимости от макроэкономической ситуации.

В противном случае уже осенью ставки на 2021 год подлежат пересмотру. В частности акцизы на этиловый спирт увеличатся на 4 рубля с 111 руб за литр в 2020 году до 115 руб за литр в 2021 году. Акциз на алкоголь крепче 9% вырастет на 22 рубля до 566 руб за литр. Вино подорожает на 1 рубль с 19 руб в 2020 году до 20 руб в 2021 году. Акциз на сигареты увеличится на 79 руб с 1 966 руб. за тысячу сигарет в 2020 году до 2 045 руб. в 2021 году.

Заодно законопроектом расширен перечень подакцизных товаров. Новый акциз с 1 января 2019 года вводится на кальянные смеси в размере 457 руб за 1 кг. В 2020 году он будет повышен до 467 руб., а в 2021 — до 495 руб.

По мнению аналитика «Финам» Алексея Коренева, ЦБ в этом году «вряд ли удастся удержать инфляцию в районе 4%». Еще предстоит оценить, какой эффект будет от роста НДС до 20%. Скорее всего, он повлияет на разгон цен в диапазоне от 1,6 до 2%. При этом повышение акцизов и включение в законопроект новых подакциозных товаров приведут к росту инфляции от 0,2 до 0,5%. То, что инфляция удержалась в рамках 2,4% в мае текущего года, во многом заслуга благоприятной конъюнктуры, считает Корнеев.

«Прогнозировать инфляционный эффект на 2021 год бессмысленно, поскольку и ставки акцизов, и оценки инфляции еще по крайней мере два раза поменяются во время принятия бюджета в 2019 и 2020 годах», - сказал «Газете.Ru» главный экономист ФГ БКС .

«Просто на данном этапе стоит принять к сведению, что правительство планирует повысить акцизы, но не исключено, что к началу 2021 году эти планы будет скорректированы», - подчеркнул эксперт.

21 июня правительство одобрило вариант налогового маневра в нефтяной отрасли. Суть его заключается в поэтапном снижении экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты до нуля к 2024 году и одновременном росте налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В результате таких изменений экспорт нефти станет более выгодным, а цена на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке вырастет.

Чтобы отчасти компенсировать рост цен на топливо, правительство собирается принять так называемый плавающий акциз. Повышать для НПЗ его будут в период низких цен на нефть, а в периоды высоких цен налоговая нагрузка на НПЗ будет наоборот снижаться.

Кроме этого, правительство планирует смягчить реформу обратным акцизом. Это налог, который предполагает возврат акцизов с объемов нефти, которые идут на переработку. Его размер зависит от корзины нефтепродуктов. Чтобы он был максимальным, НПЗ не должен выпускать темных нефтепродуктов.

Ранее им могли воспользоваться заводы, выпускающие бензин в объеме более 10% от первичной переработки и компании, попавшие под финансовые санкции. Теперь его решили предоставить компаниям, которые собираются модернизировать свои НПЗ. Также правительство хочет ввести повышающие коэффициенты к обратному акцизу для тех НПЗ, которые расположены далеко от границы и меньше зарабатывают на экспорте.

Зачем нужен налоговый маневр?

Министерство финансов предлагало обнулить экспортную пошлину на нефть с начала этого года, но против этого выступает Минэнерго, которое считает, что это может привести к падению объемов нефтепереработки на 20% и закрытию ряда НПЗ.

«Историю с нефтяным налоговым маневром изначально затевал Минфин для того, чтобы пополнить бюджет, — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков . — Раньше работала такая схема — есть две точки нефтяной отрасли, из которых изымают деньги. Когда вы из-под земли достали нефть, вы платите налог на добычу полезных ископаемых с объема, который вы извлекли. Например, добываем 547 млн тонн, 279 млн идет на внутреннюю переработку на НПЗ, а все остальное уходит на экспорт в сыром виде. С каждой тонны сырого экспорта платится экспортная пошлина. Получается, что на внутреннем рынке нефть дешевле, чем на внешнем. Получается, что у нас бензин и нефть дешевле, чем за рубежом. Налоговый маневр предполагает, что вы обнуляете экспортную пошлину и повышаете НДПИ. То есть всю нагрузку переносите на скважину. В результате получается, что нефть для НПЗ становится такой же дорогой, как и для внешних потребителей. Такая политика ведет к росту цен на бензин уже на внутреннем рынке. Поэтому правительство пытается придумать, как и налоговый маневр завершить, и цены удержать».

По словам эксперта, нефтяной налоговый маневр нужен в первую очередь для пополнения бюджета. «Если вы собираете только НДПИ, то получается, что сбор налогов идет со всех 547 млн тонн. Естественно, остается гораздо больше доходов в бюджет. Здесь каждое ведомство выполняет свою задачу. Минфин должен наполнять бюджет, чтобы не возникало дефицита. Вот для этого и придуман такой маневр, который имеет цель наполнить бюджет. Деньги нужны для выполнения майских указов, индексации пенсий и т.д.

Здесь каждый получается прав, но в итоге выходит не очень хорошо, потому что повышение цен на бензин является болезненным вопросом для населения, оно начинает бунтовать, проводить акции протеста. Поэтому стоит вопрос, а нужен ли на самом деле такой маневр, когда и так все работало, а теперь приходится придумывать какие-то инструменты, как регулировать цены на бензин и отрицательные акцизы, которые как ранее предполагалось будут запирать регионы и на них строить дороги. Если их уменьшать, то получается, что регионы опять будут недополучать, с бюджета им будут что-то компенсировать. Возникает вопрос — зачем пополнять бюджет, чтобы потом распределять из него средства по регионам. Страдает и переработка, потому что нефтяникам становится совсем не выгодно перерабатывать нефть на внутреннем рынке в больших мощностях», — говорит Юшков.

В правительстве заявляют, что за счет нефтяного налогового маневра российский бюджет получит за шесть лет около 1,5 триллиона рублей. Принять закон планируют в эту сессию, которая заканчивается в середине июля.

24.10.2016

24.10.2016 12:21; OilCapital.ru: http://oilcapital.ru/industry/293995.html

24 октября. OilCapital.ru. С точки зрения наполнения федерального бюджета, налоговый маневр определенно не задался. Дело в том, что его основные параметры согласовывались весной-летом 2014 г., когда нефть Urals стабильно стоила больше $100 за баррель. Осенью 2014 г. цена пошла вниз, но тогда мало кто сумел оценить глубину предстоящего обвала.

2015 год оказался первым и единственным, когда параметры маневра соответствовали принятому в ноябре 2014 г. Федеральному закону №366-ФЗ. На 2016 год было отменено запланированное снижение вывозных пошлин на нефть (и, автоматически, на нефтепродукты), а также был повышен сверх проектного уровня налог на добычу полезных ископаемых на газ и конденсат для «Газпрома». Этого правительству показалось мало, и с апреля 2016 года были повышены акцизы на основные нефтепродукты.

В 2017 году отрасль ждет увеличение НДПИ (и на жидкие углеводороды и на газ), плюс еще одно увеличение акцизов на нефтепродукты. Это - как минимум. Нельзя исключать, что и по экспортным пошлинам до конца текущего года будут приняты негативные для добывающих компаний решения.

Изначально у налогового маневра в «нефтянке» было три основных идеи. Правительство стремилось, во-первых, сосредоточить функции изъятия природной ренты по углеводородному сырью в НДПИ за счет сокращения, а в конечном итоге – полного прекращения выполнения той же самой функции экспортными пошлинами. Во-вторых – прекратить фактическое субсидирование пошлинами низкоквалифицированной, «мазутной» переработки нефти в России . Негативным последствием реализации данных намерений, очевидно, становится рост цены углеводородного сырья, а значит, и нефтепродуктов на внутреннем рынке. Отсюда третья идея маневра – для компенсации роста НДПИ и изменения методики расчета вывозных пошлин необходимо снижение акцизов на нефтепродукты.

В условиях налогового маневра отрасль живет уже почти два года, поэтому можно подводить какие-то итоги. Что мы имеем? Добыча нефти (с конденсатом) в России растет, и в 2016 году будет установлен очередной рекорд – как в абсолютном, так и в среднесуточном выражении. Прогнозы по добыче на ближайшие годы вполне оптимистичны – за счет запуска новых крупных месторождений. Добыча природного газа незначительно сокращается (исключительно за счет «Газпрома» – у альтернативных производителей добыча растет). Но здесь влияние маневра практически незаметно: определяющим фактором для объема добычи газа в России является спрос. В downstream в целом по стране налицо существенное улучшение продуктовой корзины, при этом ряд крупных НПЗ в результате модернизации поднял глубину переработки до эталонного уровня «почти 100%». Роста цен на топливном рынке России в 2015-2016 гг. избежать не удалось, но этот рост не носил драматического характера.

Тоже самое можно сказать и о падении прибылей крупнейших компаний. Да, прибыли теперь ниже, чем до налогового маневра, но тогда и цены на мировом рынке были совсем другие. Гораздо важнее, что финансовая устойчивость российских вертикально-интегрированных нефтяных компаний не подвергается сомнению. Отрасль адаптировалась к новым уровням цен и новым налогам, и чувствует себя вполне уверенно.

Другое дело – федеральный бюджет. Сокращение нефтегазовых доходов бюджета в 2015 году относительно 2014 г. составило без малого 1,6 трлн руб. Это внесло решающий вклад в дефицит бюджета прошлого года (который превысил 1,9 трлн руб.) и стало причиной корректировки фискальной системы для «нефтянки» на 2016 год.

Корректировка принесла в бюджет дополнительные деньги, однако цены на нефть продолжили свое падение, и в итоге тенденцию снижения нефтегазовых доходов бюджета переломить не удалось. По итогам первого полугодия по сравнению с прошлым годом бюджет недополучил почти 900 млрд руб. И, если в первом полугодии 2015 года падение нефтегазовых доходов шло исключительно по вывозным пошлинам, а поступления по НДПИ даже выросли, то в нынешнем году падение наблюдается по обеим статьям.

Макроэкономические показатели и доходы федерального бюджета* (1 полугодие)

Показатель

2014

2015

2016

Цена на нефть Urals, долл. за баррель (среднегодовая)

Цена на газ (среднеконтрактная), долл. за тыс. куб. м

Курс доллара США к рублю (средний за период)

Доходы федерального бюджета, млрд руб.

В том числе нефтегазовые доходы, млрд руб.

В том числе НДПИ, млрд руб.

В том числе на природный газ, млрд. руб.

В том числе на газовый конденсат, млрд руб.

Вывозные таможенные пошлины, млрд руб.

В том числе на нефть, млрд руб.

В том числен на природный газ, млрд руб.

В том числен на нефтепродукты, млрд руб.

анные Министерства финансов РФ

С такой динамикой новые корректировки нефтегазовых налогов представлялись неизбежными.

Параметры этих корректировок зафиксированы в проекте «Основных направлений налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», который Минфин опубликовал в начале октября.

В целях сокращения дефицита федерального бюджета Минфином предлагается «увеличение налоговой нагрузки на нефтегазовую отрасль…посредством уточнения порядка расчета ставки НДПИ в отношении нефти в части дополнения формулы ее расчета новым слагаемым, определенным на 2017 год в размере 306 рублей, на 2018 год – 357 рублей, на 2019 год – 428 рублей».

При заложенных в проект нового федерального бюджета макропараметрах (средняя цена Urals – $40 за баррель, средний курс доллара – 71,1 руб.), в 2017 году НДПИ для нефти, добыча которой не льготируется, вырастет в пределах 5% относительно уровня, установленного действовавшим на середину октября 2016 года законодательством. Для месторождений нефти с высокой выработанностью запасов, месторождений в новых добычных регионах, и прочих, которым предоставляются льготы по НДПИ, рост будет более заметным – до 12,5%. Иными словами, поддержка нефтедобычи налоговыми льготами в 2017 году сократится.

Объем дополнительных доходов бюджета от увеличения НДПИ на нефть в 2017 году оценивается в 150 млрд руб.

Повышение нефтяного НДПИ, как констатируется в проекте «Основных направлений..», «в долгосрочной перспективе резко повышает вероятность ускорения темпов падения добычи нефти в традиционных регионах», в первую очередь – в Западной Сибири; «значительный объем запасов нефти в местах с развитой транспортной инфраструктурой, готовой производственной базой может оказаться не вовлеченным в промышленный оборот». Уместно добавить, на наш взгляд, что в новых регионах рост изъятий по НДПИ также окажет негативное влияние на динамику добычи нефти.

Кроме того, «Основные направления..» предполагают с 2017 года очередное повышение НДПИ на природный газ для «Газпрома» и аффилированных с ним компаний. Оно будет оформлено посредством изменения формулы расчета базового значения единицы условного топлива, используемого при определении ставки газового НДПИ. Конкретные параметры роста НДПИ на газ в документе не приводятся.

Напомним, что в еще сентябре Минфин предлагал повысить НДПИ для всех газодобывающих компаний, и это несло в себе серьезную угрозу устойчивости отечественного газового рынка. Пока независимым производителям (крупнейшие сейчас –НОВАТЭК и «Роснефть») удается защитить свои интересы. Что же касается «Газпрома», то здесь повышение НДПИ выглядит адекватной мерой, поскольку рентабельность «Газпрома» превышает аналогичный показатель нефтяных компаний в несколько раз.

Четкий тренд на рост фискальной нагрузки на добычу позволяет предположить, что давно уже готовящийся эксперимент с введением налога на добавленный доход (НДД) в следующем году запущен не будет – слишком негативная конъюнктура. При этом Минфин в «Основных направлениях..» подтверждает свое намерение ввести НДД не вместо действующих налогов, а в параллель с ними (при снижении НДПИ и вывозных пошлин).

Налоговую базу НДД предлагается определять как расчетный доход от добычи углеводородного сырья за вычетом эксплуатационных и капитальных затрат, связанных с разработкой месторождений. Из этого дохода Минфин хочет забирать в бюджет 50%, поэтому связывать с НДД надежды на снижение налогового бремени на отрасль, очевидно, не стоит.

Акцизы на нефтепродукты не включаются в нефтегазовые доходы федерального бюджета. Хотя по отдельным видам нефтепродуктов в федеральный бюджет давно уходит 100% собранных акцизов, а с 1 июня 2016 года туда же зачисляется 12% акцизов на бензин (включая прямогонный), дизельное топливо и моторные масла. Данное решение принято после повышения акцизов с 1 апреля.

В 2017 году акцизы станут еще выше, и эта новация полностью противоречит параметрам и идеологии «налогового маневра», определенным осенью 2014 г.

Возьмем, к примеру, автобензин класса 5. До маневра ставка акциза для него на 2015 год была установлена в размере 7750 руб. за тонну, на 2016-й – 9500 рублей за тонну. Федеральный закон № 366-ФЗ от 24 ноября 2014 г. снижал ставку на 2015 год до 5530 руб. за тонну, на 2016-й – до 7530 руб. за тонну, на период с 2017 года определял на уровне 5830 руб. за тонну. В феврале 2016 года были приняты поправки, согласно которым акциз на бензин класса 5 с 1 апреля и до конца 2016 года составляет 10130 руб. за тонну, в 2017 году – 7430 руб. за тонну. Да, ставки были увеличены, но хотя бы обозначалась цель их снижения в 2017 году.

По Федеральному закону №34-ФЗ от 29.02.2016.

По проекту «Основных направлений налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов».

В «Основных направлений налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» такой цели уже нет. Ставку акциза на автомобильный бензин класса 5 Минфин предлагает установить на 2017 год в размере 10130 руб. за тонну, на 2018 год – 10637 руб. за тонну, на 2019 год – 11062 руб. за тонну.

Точно такие же планы Минфин имеет в отношении других массовых нефтепродуктов.

Беседовавшие с «Нефть и Капитал» специалисты сошлись во мнении, что в нефтяных компаниях смирились с ростом фискальной нагрузки в 2017 году, и что последние предложения Минфина по налогам в итоге будут приняты – с внесением соответствующих изменений в Налоговый кодекс.

Однако если одновременно будут повышены НДПИ и акцизы и снижена экспортная пошлина (как пока планируется) – все эти три изменения будут стимулировать рост цен на топливо на внутреннем рынке. По опыту прошлых лет, при подобных вводных рост цен начинался задолго до формального принятия решений по налогам. Сейчас же ничего подобного не происходит – по официальным данным (например, ЦДУ ТЭК) средние цены на АЗС не растут, а по некоторым нефтепродуктам – даже падают.

Данный феномен позволяет предположить, что действует некая неформальная установка власти, запрещающая компаниям поднимать цены в рознице. Если такой режим «ручного управления» сохранится и в 2017 году, то финансировать возросшие аппетиты бюджета нефтяникам придется исключительно за счет своих прибылей.