Безумие: определение, причины, признаки, симптомы и лечение. Сумасшествие: симпотмы, виды, причины, методы диагностики

глубокое умственное расстройство. Термин «безумие», под который в прошлом веке подводили все умственные расстройства, является слишком общим и сейчас редко используется в психиатрии, разве что в составе некоторых специальных выражений. В прошлом безумные считались какими-то особенными существами. Затем было замечено, что в действительности каждый индивид несет в себе свою «теневую» сторону - импульсы и желания, вытесненные, укрощенные или направленные общественной жизнью в нужное русло. Человек в гневе на несколько мгновений превращается в безумного. Безумие возникает скорее в результате неуравновешенности между различными составляющими личности, между различными аспектами жизни.

Преимущественно оно имеет социальное значение и указывает на социально неприспособленное поведение: так, психологически безумный человек (например, эпилептик) может найти социально пригодную для него должность (в Индии он может стать шаманом, т.е. вдохновленным свыше жрецом). Общее понятие «безумие» указывает на потерю чувства ответственности или чувства реальности (психастения). Сегодня на смену этому термину пришли термины невроз (ухудшение отношений с другим) и психоз (разрыв отношений с другим). Сегодня безумный не изолирован от общества и не оставлен наедине со своей участью. Врачи пытаются его лечить с помощью впрыскивания химически активных веществ; но в действительности только психоанализ (психопатология) позволяет установить точные диагнозы и останавливать прогрессирование заболевания в тот момент, когда оно еще излечимо.

Отличное определение

Неполное определение ↓

БЕЗУМИЕ

Франц. FOLIE, DERAISON. Кардинальное понятие в системе мышления и доказательств М. Фуко. Согласно Фуко, именно отношением к безумию проверяется смысл человеческого существования, уровень его цивилизованности, способность человека к самопознанию и пониманию своего места в культуре. Иначе говоря, отношение человека к «безумцу» вне и внутри себя служит для Фуко показателем, мерой человеческой гуманности и уровнем его зрелости. И в этом плане вся история человечества выглядит у него как история безумия.

Как теоретика Фуко всегда интересовало то, что исключает разум: безумие, случайность, феномен исторической непоследовательности - прерывности, дисконтинуитета - все то, что, по его определению, выявляет «инаковость», «другость» в человеке и его истории. Как все философы-постструктуралисты, он видел в литературе наиболее яркое и последовательное проявление этой «инаковости», которой по своей природе лишены тексты философского и юридического характера. Разумеется, особое внимание он уделял литературе, «нарушающей» («подрывающей») узаконенные формы дискурса своим «маркированным» от них отличием, т. е. ту литературную традицию, которая была представлена для него именами де Сада, Нерваля, Арто и, естественно, Ницше.

С точки зрения Фуко «нормальный человек» - такой же продукт развития общества, конечный результат его «научных представлений» и соответствующих этим представлениям юридически оформленных законов, что и «человек безумный»: «Психопатология XIX в. (а вероятно, даже и наша) верила, что она принимает меры и самоопределяется, беря в качестве точки отсчета свое отношение к homo natura, или к нормальному человеку. Фактически же этот нормальный человек является спекулятивным конструктом; если этот человек и должен быть помещен, то не в естественном пространстве, а внутри системы, отождествляющей socius с субъектом закона» (Foucault:1972a, с. 162).

Иными словами, грань между нормальным и сумасшедшим, утверждает Фуко, исторически подвижна и зависит от стереотипных представлений. Более того, в безумии он видит проблеск «истины», недоступной разуму, и не устает повторять: мы - «нормальные люди» - должны примириться с тем фактором, что «человек и безумный связаны в современном мире, возможно, даже прочнее, чем в ярких зооморфных метаморфозах, некогда иллюстрированных горящими мельницами Босха: человек и безумный объединены связью неуловимой и взаимной истины; они говорят друг другу эту истину о своей сущности, которая исчезает, когда один говорит о ней другому» (там же, с. 633). Пред лицом рационализма, считает ученый, «реальность неразумия» представляет собой «элемент, внутри которого мир восходит к своей собственной истине, сферу, где разум получает для себя ответ» (там же, с. 175).

В связи с подобной постановкой вопроса сама проблема безумия как расстройство психики, как «душевная болезнь» представляется Фуко проблемой развития культурного сознания, историческим результатом формирования представлений о «душе» человека, представлений, которые в разное время были неодинаковы и существенно видоизменялись в течение рассматриваемого им периода с конца Средневековья до наших дней.

Подобная высокая оценка безумия-сумасшествия несомненно связана с влиянием неофрейдистских установок, преимущественно в той форме экзистенциально окрашенных представлений, которую они приняли во Франции, оказав воздействие практически на весь спектр гуманитарных наук в самом широком смысле этого понятия. Для Фуко проблема безумия связана в первую очередь не с природными изъянами функции мозга, не с нарушением генетического кода, а с психическим расстройством, вызванным трудностями приспособления человека к внешним обстоятельствам (т. е. с проблемой социализации личности). Для него - это патологическая форма действия защитного механизма против экзистенциального «беспокойства». Если для «нормального» человека конфликтная ситуация создает «опыт двусмысленности», то для «патологического» индивида она превращается в неразрешимое противоречие, порождающее «внутренний опыт невыносимой амбивалентности»: «"беспокойство" - это аффективное изменение внутреннего противоречия. Это тотальная дезорганизация аффективной жизни, основное выражение амбивалентности, форма, в которой эта амбивалентность реализуется» (Foucault:1976, с. 40).

Но поскольку психическая болезнь является человеку в виде «экзистенциальной необходимости» (там же, с. 42), то и эта «экзистенциальная реальность» патологического болезненного мира оказывается столь же недоступной исторически-психологическому исследованию и отторгает от себя все привычные объяснения, институализированные в понятийном аппарате традиционной системы доказательств легитимированных научных дисциплин: «Патологический мир не объясняется законами исторической причинности (я имею в виду, естественно, психологическую историю), но сама историческая каузальность возможна только потому, что существует этот мир: именно этот мир изготовляет связующие звенья между причиной и следствием, предшествующим и будущим» (там же. с. 55).

Поэтому корни психической патологии, по Фуко, следует искать «не в какой-либо «метапатологии», а в определенных, исторически сложившихся отношениях к человеку безумия и человеку истины (там же, с. 2). Следует учесть, что «человек истины», или «человек разума», по Фуко, - это тот, для которого безумие может быть легко «узнаваемо», «обозначено» (т. е. определено по исторически сложившимся и принятым в каждую конкретную эпоху приметам, воспринимаемым как «неоспоримая данность»), но отнюдь не «познано». Последнее, вполне естественно, является прерогативой лишь нашей современности - времени «фукольдианского анализа». Проблема здесь заключается в том, что для Фуко безумие в принципе неопределимо в терминах дискурсивного языка, языка традиционной науки; потому, как он сам заявляет, одной из его целей было показать, что «ментальная патология требует методов анализа, совершенно отличных от методов органической патологии, что только благодаря ухищрению языка одно и то же значение было отнесено к «болезни тела» и «болезни ума» (там же. с. 10). Саруп заметил по этому поводу:

«Согласно Фуко, безумие никогда нельзя постичь, оно не исчерпывается теми понятиями, которыми мы обычно его описываем. В его работе «История безумия» содержится идея, восходящая к Ницше, что в безумии есть нечто, выходящее за пределы научных категорий; но связывая свободу с безумием, он, по моему, романтизирует безумие. Для Фуко быть свободным значит не быть рациональным и сознательным» (Sarup:1988, с. 69). Иными словами, перед нами все та же попытка объяснения мира и человека в нем через иррациональное человеческой психики, еще более долженствующая подчеркнуть недейственность традиционных, «плоско-эволюционистских» теорий, восходящих к позитивистским представлениям.

Проблематика взаимоотношения общества с «безумцем» («наше общество не желает узнавать себя в больном индивиде, которого оно отвергает или запирает; по мере того, как оно диагнозирует болезнь, оно исключает из себя пациента») (Foucault:1972a, с. 63) позволила Фуко впоследствии сформулировать концепцию «дисциплинарной власти» как орудия формирования человеческой субъективности.

Фуко отмечает, что к концу Средневековья в Западной Европе исчезла проказа, рассматривавшаяся как наказание человеку за его грехи, и в образовавшемся вакууме системы моральных суждений ее место заняло безумие. В эпоху Возрождения сумасшедшие вели как правило бродячий образ жизни и не были обременены особыми запретами, хотя их изгоняли из городов, но на сельскую местность эти ограничения не распространялись. По представлениям той эпохи «подобное излечивалось себе подобным», и поскольку безумие, вода и море считались проявлением одной и той же стихии изменчивости и непостоянства, то в качестве средства лечения предлагалось «путешествие по воде». И «корабли дураков» бороздили воды Европы, будоража воображение Брейгеля, Босха и Дюрера, Бранта и Эразма проблемой «безумного сознания», путающего реальность с воображаемым. Это было связано также и с тем, что начиная с XVII в., когда стало складываться представление о государстве как защитнике и хранителе всеобщего благосостояния, безумие, как и бедность, трудовая незанятость и нетрудоспособность больных и престарелых превратились в социальную проблему, за решение которой государство несло ответственность.

Через сто лет картина изменилась самым решительным образом - место «корабля безумия» занял «дом умалишенных»: с 1659 г. начался период, как его назвал Фуко, «великого заключения» - сумасшедшие были социально сегрегированы и «территориально изолированы» из пространства обитания «нормальных людей», психически ненормальные стали регулярно исключаться из общества и общественной жизни. Фуко связывает это с тем, что во второй половине XVII в. начала проявляться «социальная чувствительность», общая для всей европейской культуры: «Восприимчивость к бедности и ощущение долга помочь ей, новые формы реакции на проблемы незанятости и праздности, новая этика труда» (там же, с. 46).

В результате по всей Европы возникли «дома призрения», или, как их еще называли, «исправительные дома», где без всякого разбора помещались нищие, бродяги, больные, безработные, преступники и сумасшедшие. Это «великое заключение», по Фуко, было широкомасштабным полицейским мероприятием, задачей которого было искоренить нищенство и праздность как источник социального беспорядка: «Безработный человек уже больше не прогонялся или наказывался; он брался на попечение за счет нации и ценой своей индивидуальной свободы. Между ним и обществом установилась система имплицитных обязательств: он имел право быть накормленным, но должен был принять условия физического и морального ограничения своей свободы тюремным заключением» (там же. с. 48). В соответствии с новыми представлениями, когда главным грехом считались не гордость и высокомерие, а лень и безделье, заключенные должны были работать, так как труд стал рассматриваться как основное средство нравственного исправления.

К концу XVIII в. «дома заключения» доказали свою неэффективность как в отношении сумасшедших, так и безработных; первых не знали, куда помещать - в тюрьму, больницу или оставлять под призором семьи; что касается вторых, то создание работных домов только увеличивало количество безработных. Таким образом, замечает Фуко, дома заключения, возникнув в качестве меры социальной предосторожности в период зарождения индустриализации, полностью исчезли в начале XIX столетия.

Очередная смена представлений о природе безумия привела к «рождению клиники», к кардинальной реформе лечебных заведений, когда больные и сумасшедшие были разделены и появились собственно психиатрические больницы - asiles d&alienes. Они так первоначально и назывались: «приют», «убежище» и их возникновение связано с именами Пинеля во Франции и Тьюка в Англии. Хотя традиционно им приписывалось «освобождение» психически больных и отмена практики «насильственного принуждения», Фуко стремится доказать, что фактически все обстояло совершенно иначе. Тот же Сэмуэл Тьюк, выступая за частичную отмену физического наказания и принуждения по отношению к умалишенным, вместо них пытался создать строгую систему самоограничения; тем самым он «заменил свободный террор безумия на мучительные страдания ответственности... Больничное заведение уже больше не наказывало безумного за его вину, это правда, но оно делало больше: оно организовало эту вину» (там же, с. 247). Труд в «Убежище» Тьюка рассматривался как моральный долг, как подчинение порядку. Место грубого физического подавления пациента заняли надзор и «авторитарный суд» администрации, больных стали воспитывать тщательно разработанной системой поощрения и наказания, как детей. В результате душевнобольные «оказывались в положении несовершеннолетних, и в течение длительного времени разум представал для них в виде Отца» (там же. с. 254).

Возникновение психических больниц (в книге «Рождение клиники», 1963) (Foucault:1978b), пенитенциарной системы (в работе «Надзор и наказание», 1975) (Foucault:1975) рассматриваются Фуко как проявление общего процесса модернизации общества, связанной со становлением субъективности как формы современного сознания человека западной цивилизации. При этом ученый неразрывно связывает возникновение современной субъективности и становление современного государства, видя в них единый механизм социального формирования и индивидуализации (т. е. понимает индивидуализацию сознания как его социализацию), как постепенный процесс, в ходе которого внешнее насилие было интериоризировано, сменилось состоянием «психического контроля» и самоконтроля общества.

В определенном смысле обостренное внимание Фуко к проблеме безумия не является исключительной чертой лишь только его мышления - это скорее общее место всего современного западного «философствования о человеке», хотя и получившее особое распространение в рамках постструктуралистских теоретических представлений. Практически для всех постструктуралистов было важно понятие «Другого» в человеке, или его собственной по отношению к себе «инаковости» - того не раскрытого в себе «другого», «присутствие» которого в человеке, в его бессознательном, и делает человека нетождественным самому себе. Тайный, бессознательный характер этого «другого» ставит его на грань или, чаще всего, за пределы «нормы» - психической, социальной, нравственной, и тем самым дает основания рассматривать его как «безумного», как «сумасшедшего».

В любом случае, при общей «теоретической подозрительности» по отношению к «норме», официально закрепленной в обществе либо государственными законами, либо неофициальными «правилами нравственности», санкционируемые безумием «отклонения» от «нормы» часто воспринимаются как «гарант» свободы человека от его «детерминизации» господствующими структурами властных отношений. Так, Лакан утверждал, что бытие человека невозможно понять без его соотнесения с безумием, как и не может быть человека без элемента безумия внутри себя.

Еще дальше тему «неизбежности безумия» развили Делез и Гваттари с их дифирамбами в честь «шизофрении» и «шизофреника», «привилегированное» положение которого якобы обеспечивает ему доступ к «фрагментарным истинам». У Делеза и Гваттари «желающая машина» (желание) по сути дела символизирует свободного индивида - «шизо», который как «деконструированный субъект», «порождает себя как свободного человека, лишенного ответственности, одинокого и радостного, способного, наконец, сказать и сделать нечто просто от своего имени, не спрашивая на то разрешения: это желание, не испытывающее ни в чем нужды, поток, преодолевающий барьеры и коды, имя, не обозначающее больше какое-либо «это». Он просто перестал бояться сойти с ума» (Deleuze, Guattari: 1972, с. 131). Если спроецировать эти рассуждения на ту конкретно-историческую ситуацию, когда они писались - рубеж 60-х-70-х гг., - то их вряд ли можно понимать иначе, как теоретическое оправдание анархического характера студенческих волнений данного времени.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Уже на следующий день после трагедии в Ижевске , где в результате взрыва бытового газа обрушилась часть многоэтажного жилого дома, правоохранительными органами был задержан подозреваемый. По словам самого предполагаемого виновника чрезвычайного происшествия, он слышал некие осуждающие голоса, которые смолкли лишь при звуке поступающего в квартиру газа из открытого шланга, соединяющего трубу и плиту. И хотя гражданин отдавал себе отчет о последствиях такого поступка, следственные органы сомневаются в его психическом здоровье.

Учитывая, что в последнее время специалисты в области медицины серьезно озабочены ростом психических расстройств среди населения, «СП» задалась вопросом — а можно ли каким-то образом понять, что, например, у соседа по подъезду начались подобные проблемы, которые могут привести к опасным для окружающих последствиям? И куда можно обратиться в таком случае, чтобы не допустить беды?

Признаки, по которым можно увидеть, что человек страдает психическим заболеванием, действительно есть, соглашается врач психиатр-психотерапевт столичного ГБУЗ «Психиатрическая больница № 14» Софья Шемякина . Во-первых, это резкое расширение круга знакомых, вплоть до приведения домой людей с улицы. Или, наоборот, резкое ограничение контактов, подозрительность, нелюдимость, вспышки немотивированной агрессии, жестокость, собирательство хлама или выбрасывание нужных вещей из дома. Сюда же можно отнести попытки прислушаться к несуществующим голосам или присмотреться к несуществующим образам, внезапную религиозность или сектантство, отказ от пищи, воды, нежелание выполнять гигиенические процедуры или, наоборот, повышенная чистоплотность, ритуальные действия.

Во-вторых, констатирует эксперт, это беспричинное снижение или повышение настроения. То есть, либо безразличие ко всему, либо резкий интерес к чему-то, длительное пребывание в эйфории. У человека могут проскальзывать суицидальные высказывания в духе «вот если бы меня не стало, вот если бы заснуть и не проснуться». Может проявиться вульгарное поведение или повышенное сексуальное влечение, возникнуть резкая склонность к грубому юмору. Может меняться внешний облик, причем объяснений этим изменениям человек либо не дает, либо они могут быть нелепы по сути.

В-третьих, человек начинает высказывать идеи преследования, ревности, отравления, идеи ущерба. Он может начать говорить о своей связи с великими людьми, может загореться проектированием вечного двигателя, системой устройства мира или чем-то еще, причем деятельность будет носить малопродуктивный характер. Может измениться речь: она будет ускоренная или замедленная, а смысл сказанного может быть непонятен. Встречаются перескакивания с мысли на мысль, повторения одних и тех же слов, выдуманные и вычурные слова в речи. Человек может не узнавать себя в зеркале, принимать чужих людей за знакомых или знакомых за неизвестных ранее. Вероятно появление ощущений изменений формы тела, присутствия насекомых или других существ в органах или под кожей. Бывает, что пациенты с психическими расстройствами посещают специалистов терапевтического, неврологического, хирургического, гинекологического, дерматологического или стоматологического отделений с жалобами на боль, зуд и жжение, но причиной оказывается заболевание психики.

В-четвертых, возникает повышенная сонливость или, наоборот, резкое уменьшение количества сна до 2−3 часов сутки. В-пятых, имеют место нарушения памяти: забывается не только то, что было давно, но и то, что было совсем недавно. Человек может не узнавать родных, путать их с уже умершими родственниками, может теряться во дворе, забывать выключить газ и воду, путаться в квартире.

— Но нельзя ставить знак равенства между наличием душевного недуга и опасностью для общества, — подчеркивает Шемякина. — Это как раз одна из стигм ( в медицине — негативная ассоциация человека с чем-либо позорным — авт. ), в связи с которой люди вынуждены длительно скрывать ото всех свои страдания, в противном случае многие начнут остерегаться контакта с ними.

При наличии признаков, развивает она мысль, стоит обращаться к врачу-психиатру. Если пациент сам желает прийти на прием, то можно обратиться как к государственному врачу в психоневрологический диспансер, так и в частную клинику. Но если страдающий не осознает свой недуг и считает себя здоровым, то, скорее всего, речь пойдет об осмотре в недобровольном порядке, который обычно в частных клиниках не проводят. Такой осмотр осуществляется исключительно по заявлению родственников или других лиц, контактирующих с пациентом. Но, по словам специалиста, есть одна преграда:

— Порой родные или соседи не хотят писать заявление на осмотр страдающего душевным расстройством по разным соображениям. В итоге они оставляют человека без помощи, а себя — в потенциальной опасности. Если же заявление написано, то врач-психиатр рассматривает его, ждет разрешения суда на осмотр, после чего проводит освидетельствование лица и принимает решение о мерах помощи. Если же психотическое состояние развилось прямо на глазах у людей, то им необходимо звонить по телефону «Скорой помощи» и описывать увиденное. Тогда вызов может быть сразу переадресован бригаде неотложной психиатрической помощи.

«СП»: — Может ли современная медицина диагностировать возможные проблемы с психикой в раннем детском возрасте или даже вообще на этапах беременности? Какие меры врачебного воздействия могут применяться в этом случае?

— Психические заболевания не являются генетическими или врожденными, поэтому их невозможно диагностировать в период беременности. В дальнейшем смотрят темпы психического, социального и моторного развития детей. При их нарушении, а также при появлении в поведении ребенка каких-то странностей, замкнутости, ритуалов, жестокого поведения, повторяющихся страхов стоит обратиться к детскому психиатру и неврологу. Они помогут понять, с чем связано изменение в развитии и поведении: с неврологической патологией, реакцией на какие-то события или с психическим заболеванием. Это уже и будет определять тактику дальнейшего лечения и необходимость дополнительных обследований.

«СП»: — Насколько эффективно современная система медицинской помощи может среагировать в этом случае?

— Современная система психиатрической помощи достаточно эффективно реагирует на случаи первичного обращения и возникновения психотических реакций. Это и неотложные бригады, и помещение в стационар. Опять же, все это возможно при наличии у человека состояния, требующего госпитализации, а при необходимости осмотра в недобровольном порядке — при наличии заявления со стороны свидетелей изменившегося состояния у человека и разрешения суда на осмотр. Потому что врач-психиатр — это не Бэтмен, который ночью облетает город, выискивает больных и самолично госпитализирует их на койку в стационар.

«СП»: — Есть ли гарантия, что врачи своевременно обезопасят общество от буйнопомешанного или социально опасного больного? Может ли врач сейчас принять какие-то превентивные меры по изоляции подобного больного от общества или каким-то иным способом обезопасить его?

— Гарантии есть, в соответствии с « Законом о психиатрической помощи ». Пациента осмотрят и назначат комплекс медицинских мероприятий либо при самообращении, либо после заявления со стороны с описанием ситуации и при наличии в состоянии больного признаков, попадающих под пункты «а», «б», «в» статей 4 и 24. Иногда случается ситуация, что пациента осматривают в недобровольном порядке и госпитализируют в стационар в недобровольном порядке согласно статье 29, но судья, который знакомится с врачебной документацией и мнением докторов, решает прекратить госпитализацию больного после беседы с ним, а также с его родными. В таком случае врачи немедленно прекращают госпитализацию и выписывают пациента из стационара.

«СП»: — Насколько эффективно действует имеющаяся на данный момент система лечения психически больных людей?

— Сейчас происходит реструктуризация здравоохранения. В том числе и психиатрии. Сокращено количество коек в стационарах, количество дней пребывания. Весь упор делается на амбулаторную службу, стационары на дому и дневные стационары. К сожалению, врачей не всегда хватает, часто они работают с повышенной нагрузкой. И зарплаты отнюдь не такие высокие, как рапортуют с трибун. Тем не менее случаи первичного обращения и изменение состояния пациента всегда стояли в приоритете у психиатров.

Есть и другая сторона, которая, к сожалению, тоже влияет на состояние наших больных — это экономическая и социальная ситуация, а также психологический комфорт в семье. Родственники наших пациентов подчас не хотят контролировать состояние больных после выписки или следить за приемом лекарств, и контактируют с лечащим врачом не тогда, когда тот зовет их на группу по психообразованию, а когда состояние пациента резко изменилось из-за отсутствия адекватной лекарственной и психологической поддержки. Порой также родные больных алкоголизируются, что тоже не улучшает лечебный и реабилитационный процесс после выписки.

«СП»: — А что, по вашему мнению, можно и нужно поправить в современном законодательстве, чтобы трагедии, подобные ижевской, больше не повторились?

— Трагедии будут повторяться, пока в обществе на психически больных людях будет висеть клеймо опасных или неполноценных. Это значительно сокращает процент обращаемости к психиатру за адекватной помощью, зато увеличивает походы к бабкам-гадалкам, шаманам, колдунам. Трагедии будут происходить, пока родные не начнут разделять ответственность за состояние родственника, находящегося на поддерживающей терапии дома, а не сваливать на доктора в диспансере или стационаре, потому что психическое состояние определяется не только концентрацией лекарственного вещества в крови, но и отсутствием алкоголя, наркотиков, конфликтов дома. В самом законодательстве пункты, касающиеся осмотра, госпитализации и выписки пациентов, прописаны очень четко. Доктора выполняют их, причем часть пунктов требует не просто единоличного решения, а вердикта комиссии из трех врачей-психиатров. И это выполняется неукоснительно. Вот чего нет в «Законе о психопомощи», так это решения вопросов безопасности самого врача, который едет на освидетельствование, осматривает пациента в диспансере или находится с ним в одной палате. Нет кнопок тревоги, нет санитаров, нет отряда полиции, который помог бы в случае агрессии у больного. Практически каждый врач-психиатр на своей шкуре испытал опасность для жизни со стороны возбужденного и агрессивного пациента.

Сейчас со стороны врачей делается все, чтобы уменьшить стигмы психического недуга. Есть современные препараты, программы реабилитации. Это доступно не везде, но это, опять же, связано с финансированием здравоохранения и особенно с финансированием психиатрии, на которую часто выделяются деньги по остаточному принципу. Это же не высокотехнологичная помощь, не нанотехнологии, несмотря на то, что психиатрические препараты и сама реабилитации очень дорогостоящие. Конечно, необходимо расширять амбулаторное звено, организовывать кабинеты психиатрического приема в поликлиниках. Вместе с тем нашим пациентам требуются рабочие места, возможно лечебно-трудовые мастерские. Сейчас они, к сожалению, упразднены, а в свое время помогали нашим пациентам и жить активной жизнью и зарабатывать отнюдь не лишние деньги.

В наши дни сумасшествием называют психическое заболевание, которое является потенциально неизлечимым, хотя таким больным проводится специальное лечение, влияющее на их психическое состояние. Следует разобраться, что же именно подразумевается под определением «сумасшествие». Например, практически до окончания девятнадцатого столетия под сумасшествием подразумевалось неадекватное поведение личности, а также образ мышления, который не входил в рамки определенных социальных норм. В эту категорию относились люди, страдающие болезненными судорогами, или имеющие при неповрежденном рассудке.

В том числе, сумасшедшими считались те, кто совершал саморазрушающие или странные действия, в том числе, и попытки суицида. Проявлением безумия считалось и наличие у человека приступов контузии, проявления последствий травм черепа. Как видно на исторических примерах, данная терминология использовалась для определения значительного количества заболеваний психики. Тем не менее, современная психиатрия и медицина подобное определение использует довольно редко, хотя данный термин распространен в современной разговорной речи. Если определять более подробно, что обозначает слово сумасшествие, то можно утверждать, что оно является синонимом «безумия», и в буквальном смысле обозначает, что человек потерял ум.

Существующие формы сумасшествия очень разнообразны, и практически невозможно в данном случае произвести выделение определенных признаков. В виде общего критерия можно взять такие отклонения в поведении больного, как нарушение общепринятых социальных норм. Но и в этом случае список может быть достаточно велик. Начиная от ярко выраженной гиперактивности, имеющей патологический характер, и завершая депрессивными состояниями и кататоническим ступором. Что собой представляет так называемая патологическая гиперактивность? В этом случае больной не в состоянии сдерживать и контролировать собственные эмоции, сдерживать злобу, гнев, и прочее.

Особенности поведения при сумасшествии

Человек, который имеет диагноз сумасшествие, абсолютно не владеет мерами самоконтроля, его действия не имеют никакого смысла, или же они имеют строгую направленность на примитивное удовлетворение потребностей, считающихся инстинктивными. В данном случае, последствия для них не играют роли, так как их мышление нарушено. При сумасшествии происходит смешение внешнего и внутреннего мира, реальность воспринимается искаженно. Интересно, что огромное количество подобных примеров имеется в древнегреческой мифологии, когда Медея лишает жизни своих сыновей.

Еще одной отличительной чертой сумасшествия является меланхолия и глубочайшая депрессия. При этом, больной прекращает нормально общаться с окружающими, он становится безучастным к тому, что ранее вызывало у него живейший интерес. За всю многовековую историю человечество выявило различные формы сумасшествия, и выявило огромное количество признаков, определяющих данное нарушение. В категорию сумасшествия были отнесены такие современные понятия, как деменция, мания, аментивный синдром, ипохондрия, паралич, кома, и целый ряд других состояний психики. Известно, что до определенного времени сумасшествием считались не только психические нарушения, но и такие заболевания, как бешенство, ликантропия, и прочее.

Более того, помутнение рассудка, обусловленное приемом различных отравляющих веществ и наркотических средств, а также являющееся следствием злоупотребления алкоголем, тоже относились к проявлению сумасшествия. Были выявлены и другие формы сумасшествия, например, к ним относились различные врожденные патологии, а также потеря больным разума вследствие летаргического сна, коматозного состояния. Удивительно, но если человека одолевала скорбь в случае потери близкого человека, или он чрезмерно страдал из-за безответной любви, то он тоже считался сумасшедшим, лишенным разума. Литература в изобилии предоставляет примеры, где описываются такие виды сумасшествия, как глубокая не проходящая скорбь, истеричный плач с заламыванием рук, многодневная бессонница.

Как лечат сумасшествие?

Учитывая все перечисленные признаки сумасшествия, совершенно очевидно, что данное заболевание относится к психической сфере, и окончательную диагностику проводит врач-психиатр. Он выясняет, какое именно психическое заболевание, имеющее официальное название и методики лечения, послужило причиной сумасшествия. Признаки сумасшествия различны, и их диапазон чрезвычайно широк, поэтому в каждом индивидуальном случае необходимо тщательное исследование, которое всегда начинается с визуального осмотра, тестирования, беседы пациента с врачом. В случае необходимости врач назначает дополнительные исследования, например, часто требуется проведение томографии мозга, и других современных диагностических процедур.

Заболевание, называющееся сумасшествием, в официальной медицине именуется психическим расстройством. Современная психиатрия утверждает, что большинство психических расстройств обусловлены нарушением нейромедиаторного баланса. Это значит, что нейроны, составляющие мозг, не имеют между собой соединения. Между ними существует расстояние, называемое синоптической щелью, которая содержит нейромедиаторы, такие как дофамин, серотонин, и другие. Они предназначены для передачи импульсов нейронам. Но так как баланс нарушен, возникают психические расстройства, называемые в просторечии сумасшествием.

На сегодняшний день успех у самок, отличную карьеру и другие радости жизни можно заполучить и без особых мускулов. Главным орудием, которым мы пробиваем себе путь к благополучию, является голова, но, к сожалению, шагая по этой дороге велика опасность разбить и саму голову. Большинство ударов сегодня рушатся не на мышечный корсет, а на человека, шрамы на которой не украшают мужчину, а наоборот, только уродуют.

Всемирная организация здравоохранения рассчитала, что около 20-25% населения земного шара страдают от тех или иных психических или поведенческих расстройств. И не нужно думать, что если у вас нет невидимого для окружающих друга, ты не попадаешь в эти черные списки.

Еще хуже, когда под градусом человек агрессивен и не может себя контролировать. Самоконтролем управляют высшие отделы , и они у таких людей явно не в порядке.

Симптом четвертый: едет крыша

Многим знаком признак протекшей крыши, когда человек назло всем едет со скоростью 60 км/ч по левому ряду МКАД и не желает никому уступать дорогу. Это серьезный повод, чтобы задуматься. Таким же поводом может являться напряженная поза за рулем, разумеется, если человек не только что получил водительское удостоверение и такая посадка не является следствием неуверенности. «Около 60% обращающихся ко мне новых больных вынуждены постоянно сидеть за рулем, и у некоторых бывают галлюцинации, - отмечает доктор Каротам. – Это действительно страшно, но в нашей стране нет специального контроля над психическим здоровьем автолюбителей. Большинство справок просто покупаются».

Симптом пятый: маскарад

Когда все признаки налицо и на лице – речь идет о шизофрении. Человек минуту назад был возбужден, и вдруг впал в ступор, его лицо не реагирует на слова собеседника и не отражает эмоций, остается каменным – это явный признак шизофрении. Также звоночком может стать монотонный , не имеющий интонаций, а сплошное «бу-бу-бу». Люди-маски – обычно явный знак того, что у них в голове полный разброд и шатание. Можно даже поиграть в игру в метро – сколько масок в вагоне. И нередко в одном вагоне можно найти сразу несколько таких «экземпляров».

Еще один признак – выпученные глаза: когда человек смотрит на тебя так, как будто у него базедова болезнь, это значит, что или ты забыл надеть штаны, или он позабыл о душевном здоровье.

Симптом шестой: наследственный псих

Шизофрения – это болезнь, передаваемая по наследству. Не поленись нарисовать свое генеалогическое древо и изучить его на предмет гнилых веточек: чем их больше, тем больше вероятность заболеть и у тебя. И учти, что бывают разные сроки протекания болезни.

Существует ураганное течение заболевания, когда буквально за несколько лет человек становится слабоумным. А бывает, что человек за всю свою жизнь до него не доходит, и только к старости становится все страннее и страннее. Родные будут относить это к старческим причудам, а на деле у человека может оказаться развивающаяся не вылеченная болезнь. Заметил бы он ее раньше и начал бы лечиться, жил бы и в старости в трезвом уме и имел бы нормальное здоровье.

Если у тебя в роду есть сумасшедшие предки, вероятность слететь с катушек на фоне пьянства, и иных перечисленных выше обстоятельств куда выше, чем у других людей. И не нужно утешаться себя тем, что если тебе уже 30 лет, значит, шизофрения прошла стороной. Вполне вероятно, что болезнь просто еще дремлет, а своим небрежным обращением с ты ее можешь разбудить.

Симптом седьмой: грязный пациент

Грязные , несвежий запах, нестиранная одежда – больной человек прекращает за собой следить, и это является признаком практически любого психического расстройства, будь то простая шизофрения, или невроз. Человек все больше отдаляется от реальности и принятых общественностью норм.

Симптом восьмой: работа - волк

Тревожным признаком является тот факт, когда работа становится основным источником эмоций. У тебя не получается выбросить из головы мысли о ней даже в выходные дни, а отдых начинаешь воспринимать не как время для личной жизни, а как безделье, и стараешься занять его рабочими делами. Не работая, ты испытываешь дискомфорт, тебе неуютно, ты мало с кем общаешься и стараешься спрятаться в рабочее кресло от окружающих тебя других сторон жизни. Это и есть бегство от реальности. Работоголизм вполне можно отнести к симптомам проблем с психикой, и причиной их развития.

Думаешь, что зарплата, премия и удобное кресло будут тебе наградой? Вполне возможно, но это приведет к тому, что ты станешь еще одним раздражительным шефом, над причудами которого смеются все окружающие. А что в этом смешного, когда человек убивает большую часть своих нервов, двигаясь к вершине, и теперь ему нужно не по совещаниям ходить, а по консилиумам.

«Трудоголический» режим для каждого человека является верной дорогой к развитию имеющихся психических отклонений. Трудоголик работает настолько много и упорно, что организм перестает справляться. Он нуждается в отдыхе, но получить положительные эмоции без своего основного наркотика, работы, трудоголик не способен. Причем работать так хорошо, как раньше, у него не получается из-за , и он пытается это компенсировать, проводя на работе больше времени. Организм не может справиться с нагрузкой, а человек – со своей работой, в результате чего его увольняют. Пациент теряет свою основную радость, нужно искать новое место работы, а на это уже нет ни сил, ни нервов. Чрезмерная нагрузка и сбитый режим провоцируют органические поражения . «Высшим пилотажем» трудоголиков является симптом Кароши – одержимость, которая приводит к летальному исходу от переутомления прямо на рабочем месте.

Симптом девятый: хронический философ

Большое количество философских трудов способно вогнать в тупик, раскачать психику, и уж точно не помогает оставаться в трезвом уме. Это и объясняет тот факт, что среди философов столько чудиков. Не нужно сильно увлекаться подобной литературой, если ты не хочешь, как Ницше, окончательно утратить облик человека к концу своей жизни. Крайне вредно замыкаться в самом себе, ограничивая собственную жизнь подобными чтениями и рассуждениями о сущности вещей. Передозировку философией называют метафизической интоксикацией, которая оказывает такое же вредное воздействие, как и любая другая интоксикация.

Здесь может быть и обратная зависимость. Точно так же, как философия способна сводить с ума, философствование способно приводить к сумасшествию. К примеру, одной из разновидностей простейшей шизофрении является «философская», когда человек постоянно съезжает на пространные и малоприятные рассуждения о смысле жизни и других бесплотных вещах. Человек становится угрюмым и нелюдимым. Рекомендация все та же – проветриться, пока заболевание не перешло в более тяжелую форму. Нет смысла пережидать приступ – шизофрения на месте не стоит никогда.

Симптом десятый: ритуалы

Забыл выключить утюг – вернулся домой. Оказалось, утюг выключен, но теперь нужно посмотреть в зеркало, и выйти специальным «счастливым маршрутом», чтобы день пошел как надо, а также соблюсти несколько ритуалов – и тогда все будет хорошо.

Навязчивые состояния и всяческие ритуалы могут быть признаками психических заболеваний, но зачастую являются симптомами невроза. «Неврозы имеют динамическую природу и изменяются – такой человек рано или поздно не выдержит и обязательно сломается, - поясняет психиатр Каротам. – Не зря ведь в Советском Союзе невротикам присваивали инвалидность – на пике заболевания человек работать не способен».

В одной из статей я уже сравнивал тело с железом компьютера, а психику - с программным обеспечением. Потеря рассудка может быть следствием органического поражения мозга на уровне «железа» - это когда в нездоровом теле - нездоровый дух. Эту тему здесь развивать не стану; гораздо интересней, как расстройства разрастаются чисто внутри психической среды - то есть на уровне «программного обеспечения».

Самочувствие психическое подобно телесному. Когда ничего хронически не болит и стабильно функционирует, констатируют здоровье. И напротив, постоянные болезненные симптомы и функциональные сбои говорят о болезни.

Психические болевые симптомы - это негативные эмоции. Их умеренное проявление - норма; чрезмерное - патология. Тут все просто. А вот нормальная (без сбоев) работа психики - процесс, куда менее однозначный.

Что такое психическая норма?

Быть яркой индивидуальностью, приверженцом экзотических учений и субкультур, разумеется, ничего общего с психической ненормальностью не имеет. «Норма» в таком ракурсе - лишь способ вписываться в популярные шаблоны социума: его мораль, стереотипы, моду.

Что же делает человека по-настоящему безумным?

И здесь самый наглядный параметр психического здоровья, который выделяю - это степень осознания действительности, или иначе - .

Теряя осознанность, сходят с ума, и принимают за реальность мысли, разбухшие до фазы сновидений. Утрачивают контакт с действительностью, опускаясь к стадиям абсолютного беспамятства.

То же самое происходит при обычном засыпании: слабеет самоосознание, чувство собственного присутствия в жизни сокращается, содержание мыслей размывается, но их образное оформление разгорается до такого градуса живой яркости, что в итоге эти сновидения-галлюцинации по ошибке принимаются за действительность. Сама действительность, подмененная мутными грезами, уже не осознается.

Сумасшествие - это сны наяву. Иногда крепкие до беспробудности.

Как сходят с ума, лишаясь критичности

Еще одна каверзная черта неосознанности - это потеря критичности восприятия, когда нарастает доверчивость ко всему, что выдает себя за реальность - и вопиющий бессвязный хаос, присущий снам, принимается за чистую монету, будто так и должно быть.

То есть с потерей осознанности, все сложней проводить разницу между реальностью и воображением. Без фильтров критичности ум не может различать и оценивать происходящее точно.

Для примера подойдет любая жизненная ситуация. Например, сейчас за чтением статьи ваш ум производит десятки вычислений. Нацеленность извлечь полезную информацию, ее сопоставление с прошлым опытом, отношение к автору, общий контекст действительности - кто вы, где вы, что будет дальше - череда этих скоротечных мыслей, сливаясь, создает вам более-менее точную картину существования.

Теперь представьте, как все это происходило бы в полудремотном состоянии.

С пониженной осознанностью теряется способность отражать происходящее в ясных мыслях и складывать их в цельную картину. Спящее сознание проваливается в каждую мысль, словно в отдельное событие. Рушится понимание широкого контекста ситуации. Канал восприятия сужается до осознания простейших смыслов. Реакция на события на шкале адекватности и бреда тяготеет к нижним делениям.

Каждый из нас относительно безумен. И это в порядке вещей. Среди психологов популярно мнение, что здоровых людей в обществе нет. Признанно сумасшедший - это человек, погруженный в грезы разве что поглубже относительно своего окружения.

Акцентуации характера

Есть такой термин в психологии - акцентуация. Им обозначают яркие черты характера. Например, эмоциональную закрепощенность, ослабленную связь с земной действительностью в совокупности с богатым внутренним миром называют шизоидной акцентуацией. Повышенную жажду восхищения, эгоцентричность и демонстративность, присущие артистам, называют акцентуацией истероидной. Повышенную скрупулезную педантичность, раздражительность, эмоциональную черствость и склонность к тирании приписывают эпилептоидной акцентуации.

Углубляться в эту тему не стану. За подробностями обращайтесь к поисковикам, а здесь я заговорил об этих выпирающих чертах характера, чтобы подчеркнуть одну закономерность. Умеренно-выраженная акцентуация присуща каждому и считается психологической нормой. Чрезмерно выраженную акцентуацию уже называют психической патологией.

То есть когда характер начинает преобладать над трезвостью мышления и восприятия, тогда человек теряет контакт с действительностью, а его умом помыкают наиболее выраженные галлюцинации.

Признание правды

Осознанность утрачивают, когда отказываются признавать непереносимую правду. Не мог, например, человек помыслить себя без «значимых других», потерял их - и словно весь мир для него рухнул. Для сохранения хотя бы иллюзии прежней жизни, ум может зайти за разум.

Но самая популярная причина неосознанности - устремление во что бы то ни стало уберечь . Тешился, например, человек своей вечной «правотой» и особенной одаренностью, но показать себя в деле не смог, а потому начал прикрывать реалии заоблачными самооправданиями - то самое перекладывание .

Когда реальность рушит самообман, есть два возможных исхода: либо признать правду, либо от нее сбежать, погрузив голову в иллюзии еще глубже. Улавливаете?

От невозможности признать действительность, забываются - буквально засыпают наяву. Так вроде бы умный человек может на глазах отупеть, или вовсе крышей поехать.

Эго пребывает в вечном искушении накручивать свою важность любым немыслимым обоснованием, в которое удается поверить. Тщательный анализ таких обоснований позволяет заметить, что никакой реальной важности не существует. Можно быть лучше и важней для кого-то, например, для своей мамы. Но не «вообще».

В бредовые убеждения верят ровно в той степени, в какой лишены осознанности. Понижая осознанность, деградируют как раз для того, чтобы сохранить и укрепить «ценные» иллюзии.

Главная причина психогенного помешательства - это неготовность мириться с происходящим, сопротивление правде, предпочтение ей забытья в грезах, когда человек, словно уходит в иное пространство - сходит с ума в измерение собственных проекций.

Выводить себя на чистую воду нелегко, потому что ложь гнездится на территории психики в слепых зонах , куда направить свет внимания не так-то просто.

Какой бы колкой ни была правда, именно ее признание повышает адекватность, ясность мышления и восприятия.