Как свободный рынок создает рабочие места, а государство их уничтожает. Новые рабочие места спасут экономику от кризиса

Сначала в одной из своих программных предвыборных статей, а затем в Послании к Федеральному собранию 2012 г. президент В.В. Путин поставил масштабную задачу к 2020 году создать и модернизировать 25 миллионов (!) новых рабочих мест. При этом президент добавил, что власти страны должны помогать гражданам в стремлении найти хорошую и интересную работу. По мнению главы государства, локомотивом роста зарплат и благосостояния россиян станут именно качественные рабочие места, созданию которых нужно уделить особое внимание. Несмотря на то что события 2014 г. стали непростым испытанием для экономического развития России и вплотную подвели к необходимости скорейшей деверсификации экономики в течение последующего пятилетия, предполагается, что потребность в рабочих местах сохранится, в том числе и на фоне ужесточения миграционной политики.

Какие же у нас есть резервы для этого? В каком направлении двигаться? И кто будет ответственен за решение этой задачи? Очевидно, что роль крупного бизнеса в этом весьма ограничена. Можно сказать, что он готов модернизировать рабочие места, но не увеличивать их число, поскольку исчерпал свои возможности, так как по уровню производительности труда Россия серьезно отстает от ведущих мировых держав. И чтобы повышать производительность, людей нужно, скорее, сокращать, повышая эффективность производства. А вот роль МСБ в создании новых рабочих мест представляется весьма перспективной.

Малый и средний бизнес занимает существенный объем в экономике каждой развитой страны, обеспечивая занятость населения и здоровую конкуренцию, а также насыщая рынок необходимыми товарами и услугами и удовлетворяя нужды крупных предприятий. Во всем мире двигателем развития экономики являются именно малые предприятия с численностью персонала до 100 человек. Так, в Германии малый бизнес дает 46% ВВП, во Франции и странах АТЭС - до 60%, в Китае - 60%, в США - до 70%, в Испании - 80% и т.д. Во всех этих странах малый бизнес обеспечивает до 70-90% занятости населения. Таким образом, малый бизнес - это новые рабочие места, причем это мобильные рабочие места, создаваемые в строгом соответствии с запросами рынка.

Характерен опыт Китая. Развитие малого бизнеса в Китае происходит по нескольким направлениям: правительство страны в последнее время стимулирует прежде всего развитие частных предприятий, которые работают в сфере производства электроники и разработки программного обеспечения. Предприниматели в Китае активно участвуют в развитии инновационных технологий, 65% патентов и более 80% производящейся новой продукции страны принадлежит малым предприятиям. Также на долю малого бизнеса приходится около 50% налоговых поступлений и около 60% объема экспорта.

В США вопросами развития малого бизнеса занимаются серьезные государственные структуры: подкомитет по делам малого бизнеса Палаты представителей Конгресса, Совет по делам малого бизнеса, Торговая палата США, Национальная Федерация малого бизнеса и др. Заметим, что это не общественные организации, которые ничего не решают, а государственные органы с полным пакетом полномочий, финансированием и возможностью влиять на законы и внутреннюю политику - поэтому и результат, как говорится, налицо.

К сожалению, масштабы развития малого бизнеса в России остаются весьма скромными, особенно в сравнении с указанными ранее странами с развитой рыночной экономикой. Так, малый бизнес в России дает примерно 10-12% ВВП, обеспечивая около 15% занятости населения, причем структура распределения малых предприятий России по отраслям экономики (в процентах к общей численности малых предприятий) составляет (%):

  • ? промышленность - 13;
  • ? сельское хозяйство - 2;
  • ? строительство - 13;
  • ? транспорт - 2;
  • ? связь - 0,5;
  • ? торговля и питание - 47;
  • ? ЖКХ-0,5;
  • ? наука - 2,5;
  • ? финансы и кредит - 0,5.

Видим, что «рекорд» принадлежит отрасли торговли и общественного питания, которая объединяет в себе почти половину всех малых предприятий. Это и понятно, поскольку данное направление самое простое и не требует серьезных вложений. «Купи-продай» работает, как и в 1990-х гг., но время-то уже другое. Промышленность и строительство занимают второе и третье места с долями в 13%. Все остальные отрасли занимают меньше 2,5% каждая, т.е. совсем незначительную часть.

Очевидно, что данная структура далека от идеала. Идеальная структура - это когда промышленность, строительство и торговля с питанием занимают примерно равные доли по 20-25%. И весьма видимую роль (по 5-10%) будут играть предприятия науки, инноваций, ЖКХ, сельского хозяйства и транспорта. Вот тогда это будет сбалансированная структура малого бизнеса.

Хотя тут не нужно питать особых иллюзий. Сегодня долю в 13% занимает промышленность, т.е. производство. Но что это за производство? Очень многие предприятия (в основном, торговые) делают заказы на изготовление своей продукции в Китае, сюда относятся автозапчасти, мебель, обувь, химия, детские игрушки и др. Эта продукция производится в Китае, но под торговой маркой наших компаний, что и дает им основание считаться производственным предприятием. Но какое же это производство? Только одна видимость...

Участие МСБ в промышленности России является особенно большой проблемой, поскольку многие отрасли традиционно представлены гигантскими и крупными предприятиями, поэтому фактически слабо используют возможности МСБ. В то же время развитие этого сектора имеет огромный потенциал и может значительно улучшить показатели работы промышленности, что отразится на всей экономике страны.

В последние годы четко обозначилось место малых предприятий в системе производства. Во многом они ориентированы на обеспечение сырьем крупных предприятий, а также занимаются торговлей продукции крупных предприятий, т.е. ориентированы на входные и выходные процессы. При этом объемы торговли многих малых и средних фирм сопоставимы с объемами производства некоторых заводов, причем малый бизнес привнес оперативность в этот процесс и поставил его на высокий современный уровень. Отчасти этому способствовали медлительность и инертность крупных заводов, которые, получив предоплату за продукцию, часто задерживали отгрузку по 30-40 дней и более.

Таким образом, на сегодня в промышленности предприятия МСБ выполняют важные, но весьма ограниченные роли, позволяющие сэкономить время и энергетические ресурсы, обеспечивая входные и выходные процессы.

Рискнем предположить, что результатом слабого участия МСБ в промышленном производстве является низкая конкурентоспособность наших крупных предприятий по сравнению с зарубежными компаниями, низкое качество продукции, рост издержек производства, падение производительности труда. В то же время возможности для МСБ в промышленности огромны. Можно отметить колоссальное количество ролей, возможных для выполнения малыми предприятиями, таких как:

  • ? инвесторы и акционеры;
  • ? координаторы крупных предприятий;
  • ? поставщики сырья, ресурсов, материалов, оборудования, комплектующих и др.;
  • ? продавцы готовой продукции;
  • ? организаторы мини-производств;
  • ? организаторы аутсорсинга услуг, в том числе инжиниринга, транспорта, ремонта и обслуживания оборудования, содержания зданий и сооружений, питания персонала, быта, досуга и др.;
  • ? организаторы инновационного процесса, разработки и внедрения инноваций;
  • ? специалисты и консультанты по повышению эффективности производства и множество других ролей, оптимизирующих работу крупного предприятия.

Слабое участие малого и среднего бизнеса в промышленности России объясняется в первую очередь «заторможенностью» государства как основного двигателя таких видов предпринимательства. Высшее руководство России еще не осознало реальные возможности малого бизнеса. Кроме того, сейчас наметилась тенденция монополизации отраслей, укрупнения компаний, создания корпораций, эффективность работы которых, к сожалению, снижается, а качество производимой продукции падает. Отсутствие конкуренции губительно для развития бизнеса и вообще экономики. Создание конкурентной среды и развитие малых и средних предприятий дадут мощный толчок для движения вперед. Эти предприятия станут конкурировать за свои заказы, будут стараться снижать цены и повышать качество работ и продукции. Не обремененные огромными накладными расходами предприятия МСБ смогут реально создать новые эффективные рабочие места, снизить цены на свои услуги и повысить производительность труда.

Как же расширить участие МСБ в промышленности? Почему роль МСБ в нашей стране вообще и в промышленности в частности остается весьма незначительной? Что является главной причиной проблемы? И как с ней бороться? Ответы на эти вопросы дадут нам подходы инновационного менеджмента, с помощью которых мы нестандартно произведем разбор проблемы, выявим ее коренные причины и попытаемся предложить эффективные решения.

Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальные и местные (городские, районные) программы.

Прежде чем оценивать эффективность федеральной программы, рассмотрим мероприятия по содействию занятости населения. Группа мероприятий «Государственное регулирование, обеспечивающее сохранение и развитие рабочих мест» опирается на целевые программы типа «Электроэнергетика Дальнего Востока на 1993-1995 гг.», «Наукоемкие технологии на период до 1995 г.», «Топливо и энергия до 2000 г.», «Жилище на 1993-1995 гг. и на период до 2000 года» и др. Подобные целевые программы трудно связывать с созданием новых рабочих мест, к тому же в этих программах практически отсутствуют данные об их количественных и качественных изменениях. Такой учет в стране не ведется, и Госкомстат РФ должен (причем не только в этой связи, а и в целях отслеживания движения рабочих мест на всех стадиях процесса воспроизводства) организовать учет новых и дополнительных рабочих мест, которые статистикой не разграничиваются.

Федеральные программы имеют, как правило, региональный аспект, но в региональных программах содействия занятости населения даже не упоминаются федеральные и иные региональные программы, не говоря уже об отражении показателей движения рабочих мест. Очевидно, было бы целесообразнее разрабатывать федеральные и региональные программы содействия занятости на трехлетний период (по аналогии с программами Правительства РФ «Развитие реформ и стабилизация российской экономики» в 1993-1995 гг. и «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах») и с учетом параметров важнейших отраслевых, межотраслевых, региональных и межрегиональных программ, обеспечивая при этом увязку показателей движения рабочих мест и рабочей силы.

В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства, ресурсообеспеченностью и т.д.

Обусловленные переходом к рыночным отношениям кризисные явления в экономике России не сопровождаются массовым высвобождением работников и устойчивой хронической безработицей (в 1995 г. всего 8% выбывших работников были уволены по сокращению штатов, а 64% - по собственному желанию). Вместе с тем получила развитие скрытая (внутрифирменная) безработица, при которой трудовой потенциал по разным причинам недоиспользуется, что сказывается на эффективности производства и уровне производительности труда.

Стабилизация и последующий рост производства должны стать отправным пунктом реализации стратегии занятости для достижения и поддержания эффективной занятости при социально допустимом уровне безработицы. Его надо определять по двум критериям:

    финансовому, в соответствии с которым средства внебюджетного государственного фонда занятости вместе с целевыми ассигнованиямииз бюджетной системы (федерального и региональных уровней) обеспечивают финансирование программ содействия занятости. При нынешней ставке (2% фонда оплаты труда) социально допустимый уровень безработицы составит примерно 3% (заметим, что на 1 октября 1997 г. уровень зарегистрированной безработицы достиг 3,4%);

    социальному, в соответствии с которым общество устанавливает порог естественного уровня безработицы (складывающегося за счет ее структурной и фрикционной форм), непревышение которого должно стать целью государственной политики занятости, реализуемой федеральными и региональными органами управления.

Наличие определенного числа граждан, ищущих работу и официально признанных безработными, следует рассматривать как неизбежный результат особенностей движения рабочей силы и рабочих мест. Минимизация социально допустимого уровня безработицы зависит от действенности организационно-экономического механизма регулирования рынка труда, а также его составных звеньев - рынка рабочих мест, формирующего спрос на рабочую силу, и рынка рабочей силы, формирующего спрос на рабочие места.

На современном этапе необходимое равновесие на рынке труда как элемент эффективной занятости должно достигаться путем сохранения имеющихся рабочих мест, что предполагает их качественное развитие. Это справедливо для России в целом, в регионах же благодаря действию социально-демографического фактора формирование рынка рабочей силы может протекать по-разному.

Так, в московском регионе крупном промышленном центре России при одинаковом значении социально-демографического фактора позиции руководства двух субъектов РФ Москвы и Московской области - в отношении сохранения имеющихся рабочих мест как в целом, так и по отраслям экономики не могут быть одинаковыми. Например, решение столичного правительства сохранить предприятия текстильной промышленности путем предоставления им кредитов и другой финансовой поддержки не выдерживает никакой критики. Большинство предприятий использует рабочую силу со стороны и расположено в районах, примыкающих к Центральному административному округу. Между тем земля в столице все время дорожает. Нужно ли сохранять такую структуру столичной промышленности? В Подмосковье, Владимирской, Тверской, Ивановской областях текстильные предприятия зачастую являются градообразующими. Им следует оказывать финансовую поддержку при закупках сырья из ближнего зарубежья и предоставлять льготные кредиты для пополнения оборотных средств.

Особенности занятости и функционирования рынка труда в промышленном регионе обусловлены спецификой формирования экономически активного населения, сложившимися уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим.

В целях усиления социальной ориентации экономики, достижения эффективной занятости населения, способствующей росту благосостояния россиян, и обеспечения необходимых условий для создания и сохранения рабочих мест Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин 23 мая 1996 г. утвердил Комплексную программу мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 - 2000 гг., обязал Правительство Российской Федерации в двухмесячный срок обеспечить разработку и принятие плана мероприятий по реализации Программы, возложить на Министерство труда Российской Федерации общее организационно-методическое руководство и контроль за обеспечением реализации Программы, а также координацию работ по проведению социальной экспертизы разрабатываемых федеральных целевых и инвестиционных программ и рекомендовал органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить план мероприятий по обеспечению реализации Программы.

Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 гг. включает систему мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Реализация Программы призвана обеспечить координацию долгосрочных и среднесрочных инвестици­онных программ, федеральных целевых программ, связанных со структурной перестройкой экономики, программ социально-экономического развития отдельных регионов, иных программных решений, принима­емых органами исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, в целях повышения эффективности расходования финансовых и материальных ресурсов, направляемых на создание и сохранение рабочих мест.

Анализ ситуации в сфере занятости в Российской Федерации в предшествующие годы показывает, что способность складывающегося рынка труда к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования, которое предусматривается организовать в ходе реализации Программы.

Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.

Целями Программы являются повышение уровня и изменение структуры занятости населения Российской Федерации на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики.

Основными задачами Программы являются:

    обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;

    регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;

    формирование эффективной структуры занятости населения; повышение качества создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;

    предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие системы общественных работ.

Реализацию Программы предусматривается осуществлять в два этапа в течение 1996-2000 гг.

В рамках первого этапа реализации Программы, рассчитанного на 1996-1997 гг., федеральным органам исполнительной власти необходимо осуществить следующий комплекс мер:

1. Определение потребности в создании рабочих мест

2. Выявление отраслевых и региональных приоритетов в развитии и сохранении перспективных рабочих мест

3. Проведение социальной экспертизы разрабатываемых федеральных целевых и инвестиционных программ

4. Разработка нормативной правовой базы, ориентированной на формирование общих условий для создания и сохранения рабочих мест.

5. Создание механизма, обеспечивающего развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы

6. Повышение эффективности использования имеющихся производственных мощностей

7. Формирование системы организации временных рабочих мест на базе общественных работ

8. Разработка механизма развития социального партнерства в области создания и сохранения рабочих мест

9. Целевая поддержка создания и сохранения рабочих мест для неконкурентоспособных граждан

На втором этапе реализации Программы, охватывающем 1998-2000 гг. федеральным органам исполнительной власти необходимо добиться решения следующих задач:

1. Разработка и реализация пакета целевых программ, направленных на создание рабочих мест в отраслях экономики и регионах Российской Федерации

2. Создание условий для повышения качества рабочих мест

3. Стимулирование формирования эффективной структуры занятости населения

Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения (ГФЗН) используются в полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение, переподготовку и профориентацию и др.

В 1996 г. при содействии региональных служб занятости создано и сохранено 132 тыс. рабочих мест. Приоритет был отдан оборонному комплексу, текстильной и легкой промышленности. Затраты на эти цели из средств ГФЗН РФ составили почти 481 млрд. руб.

Федеральная и региональные службы занятости населения, аккумулируя в фондах занятости большую часть страховых платежей, должны с учетом сложившихся и прогнозируемых показателей занятости и безработицы определять кризисные территории - республики, края, области и автономии, а в каждом из них - города и районы.

Федеральная служба занятости России использует арифметический подход и группирует регионы по уровню безработицы в соответствии со следующими критериями: 1) ниже среднего уровня по стране; 2) в пределах двукратного превышения среднего уровня; 3) более двукратного превышения. По расчетам ФСЗ РФ, ко второй группе (от 2 до 4% на конец 1994 г.) относились 27 регионов, а к третьей (от 4,3% в Ленинградской до 8,4% в Ивановской области) - 16.

Среди последних выделяются пять субъектов РФ, уровень безработицы в которых превышает средний показатель по группе (5,6%): Ивановская, Псковская, Ярославская и Владимирская области и Республика Ингушетия. Именно эти регионы следует квалифицировать как кризисные, присвоив их программам содействия занятости статус федеральных.

Для того чтобы представить в общих чертах специфику региональной политики, все регионы Российской Федерации были поделены на 9 групп в соответствии с уровнем безработицы (шаг - 1%), по каждому из них был рассчитана доля средств, расходуемых по различным направлениям.

Создание рабочих мест

Если СМИ говорят нам, что «открытие такого-то завода создало 1000 новых рабочих мест», мы радуемся. Когда какая-то компания закрывается, и 500 рабочих мест потеряны, мы печалимся. Политики, способные предоставить субсидии для спасения этой компании, почти уверены в широкой поддержке населением их усилий по сохранению рабочих мест.

Но рабочие места сами по себе не гарантируют материального благополучия. Предположим, что занятость будет состоять в том, чтобы копать огромные ямы и снова их закапывать? Что если рабочие будут производить товары и услуги, которые никто не захочет покупать? В Советском Союзе, который хвалился тем, что дает работу каждому, многие рабочие места были столь же непродуктивными. Производство – это все, а рабочие места – просто средство достижения этой цели.

Представьте семью Робинзонов, оказавшуюся на необитаемом острове в Южном море. Нужна ли им работа? Нет, им нужна еда, одежда, кров и защита от диких животных. Каждое созданное рабочее место – это сокращение пула ограниченной, ценной и доступной рабочей силы. Работа должна быть нормирована, а не создана, так чтобы рынок мог произвести наибольшее возможное количество продукта из ограниченного количества рабочей силы, средств производства и природных ресурсов.

Это же справедливо и для нашего общества. Предложение рабочей силы ограничено. Мы должны позволить правительству создавать рабочие места, или же мы потеряем товары и услуги, которые могли бы появиться в ином случае. Мы должны сохранять ценную рабочую силу для важных задач, которые нужно выполнить.

Или напротив, представьте мир, в котором радио, пиццы, кроссовки и все остальное, что мы могли бы захотеть, постоянно сыпется сверху, как манна небесная. Нужны ли нам рабочие места в подобной утопии? Нет, мы можем посвятить себя другим задачам – учебе, загоранию на солнышке и так далее – которые мы бы выполняли исходя из того, какое удовольствие они приносят.

Вместо того, чтобы восхвалять рабочие места ради рабочих мест, мы должны задаться вопросом, почему занятость так важна. Ответ состоит в том, что, так как мы существуем в условиях экономического дефицита, то должны работать, чтобы жить и процветать. Вот почему мы должны радоваться только тогда, когда узнаем, что эта трудовая деятельность будет производить вещи, которые люди действительно ценят , то есть то, что мы готовы покупать за собственные заработанные тяжелым трудом деньги. И это нечто такое, что может появиться только на свободном рынке, а не за счет бюрократов и политиков.

Уничтожение рабочих мест

Но как быть с безработицей? Что если люди хотят работать, но работу получить не могут? Почти во всех случаях причиной отсутствия работы являются правительственные программы .

Минимальный размер оплаты труда. Минимальная заработная плата предполагает, что заработок должен устанавливаться на определяемом государством уровне. Чтобы объяснить, почему это причиняет вред, мы можем воспользоваться примером из биологии: существуют животные, слабые по сравнению с другими. Например, дикобраз беззащитен, если не считать его иголок, а олень уязвим, если лишить его скорости.

В экономике также есть относительно слабые люди. Инвалиды, молодежь, меньшинства, неквалифицированные рабочие – все это слабые субъекты экономической деятельности. Но, как и слабые животные в биологии, они обладают компенсирующим преимуществом: способностью работать за более низкую зарплату. Когда правительство лишает их такой возможности, насильно повышая ставки заработной платы, это подобно тому, как лишить дикобраза его игл. Результатом становится безработица, вызывающая чувство одиночества, изоляции и зависимости.


Представьте молодого, необразованного, неопытного человека, чья производительность труда стоит на рынке $2,50 в час. Что, если законодательная власть принимает закон, в соответствии с которым ему положено платить $5 в час? Работодатель, нанявший его, будет терять по $2,50 в час.

Представьте мужчину и женщину, производительность труда которых составляет по $10 в час, и предположим, что из-за дискриминации или чего-то еще, мужчине платят $10 в час, а женщине - $8. Это все равно, как если бы у женщины была маленькая отметина на лбу, гласящая: «Найми меня, и заработаешь дополнительные $2 в час». Благодаря этому она становится желанным работником даже для начальника-женофоба. Но когда закон о равной оплате труда гласит, что ей нужно платить столько же, сколько и мужчине, работодатель может поддаться своим дискриминационным наклонностям и вовсе не брать ее в штат без всякого ущерба для себя.

Сопоставимая ценность. Что если правительству придет в голову блестящая идея о том, что няни и водители грузовиков должны получать одинаковую зарплату, потому что их деятельность имеет «объективно» равную ценность? Оно повелевает поднять зарплаты няням до того же уровня, из-за чего возникает безработица среди женщин.

Условия труда. Законы, вынуждающие работодателей предоставлять служащим определенные условия труда, также создают безработицу. Например, мигранты-сборщики фруктов и овощей должны иметь холодный и горячий водопровод и современные туалеты в предоставленном им временном жилье. Это экономически равнозначно законам об оплате труда, потому что, с точки зрения работодателя, условия труда почти неотличимы от номинальной заработной платы. А если правительство вынуждает его платить больше, ему придется нанимать меньше людей.

Профсоюзы. Когда государство заставляет компании брать на работу только членов профсоюза, это дискриминация по отношению к работникам, не входящим в союзы, из-за чего те находятся в очень невыгодных условиях или постоянно без работы. Союзы существуют для того, чтобы в первую очередь, не допустить конкуренции. Это картель, находящийся под защитой государства, как и любой другой.

Закон об обеспечении занятости. Предполагается, что законы об обеспечении занятости, утверждающие, что никого нельзя уволить без соответствующих процедур, защищают работников. Однако если правительство говорит работодателю, что он должен оставить служащего, несмотря ни на что, он будет, в первую очередь склонен вообще не нанимать его. Этот закон, который вроде бы помогает работникам, вместо этого, препятствует занятости. И то же касается налогов на фонд заработной платы, которые увеличивают затраты для работодателей и отбивают у них желание нанимать больше сотрудников.

Налог на фонд заработной платы. Налоги с заработной платы, вроде сборов на социальное страхование, обязывают компании нести существенные денежные и административные расходы, коренным образом увеличивают предельно высокую себестоимость найма новых сотрудников.

Страхование на случай безработицы. Государственное страхование по безработице и пособия вызывают безработицу, субсидируя безделье. Когда поощряется определенное поведение – в данном случае ничегонеделание – мы получаем его только больше.

Лицензирование. Регулирование и лицензирование также являются причиной безработицы. Большинство людей знают, что доктора и юристы должны иметь лицензии. Но мало кто знает, что они должны быть и у разводчиков хорьков, соколиных охотников, а также садоводов, выращивающих клубнику. По сути, правительство регулирует более 1000 видов деятельности во всех 50 штатах. Женщина во Флориде, которая у себя дома организовала бесплатную столовую для нуждающихся, недавно закрыла ее как ресторан, не имеющий разрешения на торговлю спиртными напитками, и в результате многие теперь ходят голодными.

Когда правительство проводит закон, утверждающий, что определенными видами деятельности нельзя заниматься без лицензии, это создает законодательный барьер для входа. Почему незаконно попытать свои силы в стрижке волос? Рынок обеспечит предложение всей информации, которая нужна покупателям.

Когда правительство присваивает какой-либо профессии легальный статус и принимает закон против конкурентов, это создает безработицу. Например, кто лоббирует законы, которые никому не дают стричь людей? Парикмахерская индустрия – не для защиты клиента от плохих стрижек, а для защиты самих себя от конкуренции.

Торговля в разнос. Законы, направленные против уличных торговцев, продающих еду и продукты, нужные людям. В городах вроде Нью-Йорка и Вашингтона, Округ Колумбия, самые ярые сторонники законов против торговли в разнос открыли рестораны и универмаги.

Детский труд. Существует много работ, не требующих особого обучения – таких как стрижка газонов – которые идеально подходят молодым людям, желающим заработать немного денег. Вдобавок к заработку, работа также учит молодых людей тому, что такое труд, как обращаться с деньгами, и как откладывать и, возможно, даже инвестировать. Но в большинстве мест правительство ущемляет интересы подростков и не позволяет им участвовать в системе свободного предпринимательства. Дети даже не могут продавать лимонад на углу.

Федеральная резервная система. Способствуя осуществлению цикла деловой активности, выпуск валюты Федеральным резервом является причиной безработицы. Инфляция не только вызывает повышение цен, она также использует труд не по назначению. Во время фазы подъема экономического цикла компании нанимают новых сотрудников, многие из которых приходят из других сфер деятельности в погоне за более высокими заработками. Субсидирование Федом этих индустрий длится только до периода спада. Потом сотрудников увольняют и снимают с должностей.

Свободный рынок. Свободный рынок, конечно же, не подразумевает утопии. Мы живем в мире различных умственных способностей и опыта, меняющихся рыночных предпочтений и несовершенной информации, что может привести к временной безработице, порожденной рынком, которую Мизес (Mises) назвал «каталлактической». А некоторые люди выбирают безработицу, ожидая более высокооплачиваемой работы.

Но, будучи обществом, мы можем гарантировать, что каждый, кто хочет работать, может иметь эту возможность, отменив минимальный размер заработной платы, правила сопоставимой ценности труда, законы об условиях труда, обязательное членство в профсоюзах, защиту от безработицы, налоги на фонд оплаты труда, взносы в фонд страхования по безработице, пособия, государственное страхование на случай безработицы, регулирование, лицензирование, законы против торговли в разнос, законы о детском труде и правительственную денежную эмиссию. Единственный путь к созданию рабочих мест – это свободный рынок.

В минувшем году Владимир Путин озвучил одно из главных своих предвыборных обещаний: «Мы поставили задачу к 2020 году создать и модернизировать 25 миллионов рабочих мест… Именно качественные рабочие места станут локомотивом роста зарплат и благосостояния граждан. Это главное направление нашего удара». Над тем, что понимать под модернизированными рабочими местами, и каково будет их соотношение с вновь созданными, экономисты ломают голову до сих пор. Равно как и над тем, чего удалось добиться за полтора года «большого скачка»?

— Начнем с того, что в России нет даже статистики по поводу того, где и сколько убавилось или прибавилось рабочих мест. Не говоря уже о делении этих мест по каким-то категориям, — рассказывает старший научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда Высшей школы экономики Сергей Солнцев . — Даже формально мы не можем сказать, растёт ли число высокопроизводительных рабочих мест. Со стороны экспертного сообщества были обращения к Росстату, что надо ввести учёт, но пока они остаются безответными. Нет даже чётких критериев, что считать высокопроизводительным рабочим местом.

Что касается обещания Путина — это сверхамбициозная задача. Все последние годы у нас наблюдалась обратная тенденция — рабочие места уходили из так называемого формального сектора (крупные и средние предприятия) в сектор неформальный или полуформальный (малые предприятия, индивидуальное предпринимательство). Рабочие места в малом бизнесе в основном не очень высокопроизводительные. То есть тенденция обратная — качество рабочих мест в стране падает. И за последние полтора года никаких признаков «коренного перелома» не наметилось.

«СП»: — Даже не специалисту понятно, что в стране с сырьевой экономикой число высокопроизводительных рабочих мест крайне ограничено. Значит ли постановка столь амбициозной, как вы сказали, задачи, что государство всерьёз рассчитывает за 8 лет сделать свою экономику передовой и инновационной? Или декларируемая цель — чистой воды популизм?

— Число рабочих мест в сырьевом секторе экономике в подсаженной на нефтяную иглу России невелико. Что-то около 20 процентов. Со смежными отраслями — на несколько процентов больше. При этом добавочная стоимость (прибыль) создаётся именно в сырьевом секторе, а потом уже по цепочке распределяется по другим секторам. Создание новых рабочих мест, естественно, немыслимо без создания и укрепления не сырьевых отраслей — высокотехнологичных производств или создания современных видов услуг. Такие планы и задачи ставились государством ещё с 90-х годов. Но значимых результатов мы не видим. Даже наиболее яркие проекты остаются под вопросом. Например, в Сколково, которое должно было стать неким знаковым проектом, мы до сих пор не осязаем тех тысяч рабочих мест, которые были обещаны.

Или, к примеру, была заявлена задача создания Мирового финансового центра в Москве. Да, рабочие места в финансовом секторе характеризуются высокой производительностью. Но в этом направлении тоже нет серьёзных подвижек. Всё остаётся на словах.

Единственное, что можно вспомнить из последних достижений в этой сфере — развитие сборочных автомобильных производств. Было образовано некоторое количество рабочих мест. Но я бы назвал их в лучшем случае среднепроизводительными.

«СП»: — За оставшиеся 7,5 лет можно создать хотя бы половину того, что обещал Путин?

— Смотря как считать. У нас, например, в какой-то момент решили считать, что если в автомобиле есть лампочка, созданная с использованием нано-технологии, то и сами автомобили — инновационный продукт. Так и здесь. Обычные рабочие места можно под надуманным предлогом объявить высокопроизводительными. Если же обойтись без, скажем так, упражнений со статистикой, то реальное увеличение числа рабочих мест будет сродни экономическому чуду, наблюдавшемуся в отдельных странах Юго-Восточной Азии. Это возможно, но требует сочетания эффективной внутренней экономической политики с удачной мировой конъюнктурой.

Предыдущий опыт всяческих модернизаций говорит о том, что вряд ли такая задача по плечу нынешней российской власти. Правда, не всегда проекция прошлого на будущее даёт оправданный прогноз. Если будет вестись грамотная экономическая политика, то несколько миллионов высококвалифицированных рабочих мест создать будет возможно. А это уже немалый результат.

Между тем, экономист, пожелавший остаться неназванным, рассказал «СП» , как примерно будут осуществляться манипуляции с рабочими местами.

— Производительность в России считается так: количество произведённой продукции делится на число работающих в данной сфере. Например, крестьянин вырастил несколько свиней и продал их за 100 тысяч рублей. Во столько и оценивается производительность его труда.

У нас есть много секторов, где посчитать производительность труда таким образом нельзя. Для врачей, учителей, полицейских обычно критерием производительности труда являются расходы государства. Скажем, чем больше, израсходовано на структуру МВД денег, тем эффективнее она работала. Такая вот прямая зависимость. И увеличение зарплат полицейским делает их рабочие места высокопроизводительными.

— Создание такого огромного числа рабочих мест — это было предвыборное обещание, которое ОНФ позаимствовал у «Деловой России», — говорит директор по связям с общественностью финансовой группы «Калита-Финанс» Алексей Вязовский . — Вместе с тем, в программе «Деловой России» резкий рост количества рабочих мест увязывался с новой индустриализацией, независимой денежно-кредитной политикой и тому подобными вещами. Ничего этого не наблюдается. Мы не видим, чтобы Центробанк создавал национальный капитал в России или появлялись передовые промышленные производства. Например, на днях РЖД был обещан триллион рублей на постройку высокоскоростных путей от Москвы до Казани. Но и там, при наличии столь серьёзных денег, российских производителей поддерживать не хотят. Решено, что по этим путям будут ездить поезда немецкой компании «Сименс». У нас есть Тверской вагоностроительный завод, но ему почему-то не заказывают ни скоростных поездов, ни двухэтажных вагонов. Даже олимпийские объекты в Сочи почему-то строили в основном турки. Если начинаешь анализировать, приходишь к выводу, что национальная экономика таковой по сути уже не является.

— Предложение Путина - только слова. Выполнить эту инициативу сейчас невозможно, — считает профессор географического факультета МГУ, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. — У нас всего в крупном и среднем бизнесе работает 37 миллионов человек. 10−11 миллионов задействованы в малом предпринимательстве. Ещё 5−6 миллионов — предприниматели без образования юридического лица (ПБОЮЛ). А про остальные 15−19 миллионов россиян трудоспособного возраста мы просто не знаем, чем они занимаются. Видимо, живут на какие-то подработки, заняты в серой экономике

Не понимаю, как мы почти на 70 процентов увеличим число работников на крупных и средних предприятиях, если у нас просто не создаются новые рабочие места. При этом в стране инвестиционный голод — мы вышли на докризисный объём инвестиций в экономику только в конце прошлого года. Я не знаю ни одного региона, где инициатива Путина привела хоть к какому-то увеличению числа высокопроизводительных рабочих мест. А приписки сделать для наших чиновников — милое дело. Поставили рядом с охранником новый компьютер — получили новое качественное рабочее место. Так вот все «достижения» и будут нарисованы.

Реально удастся создать не больше 2 миллионов рабочих мест, связанных с высокими профессиональными навыками.

Фото ИТАР-ТАСС/Интерпресс/Замир Усманов

Были оценены возможности по каждой категории. По прогнозам консультантов, потерю рабочих мест можно было бы компенсировать за счет создания новых рабочих мест следующим образом (табл. 33).

Таблица 33

Компенсация потери рабочих мест

Работа консультантов показала, что одним из самых сложных моментов в данном проекте являются изменения восприятия работни­ков предприятия. По словам одного из директоров компании: «Это всегда трудно - поменять взгляд на вещи, понять до конца, что мир вокруг изменился и ты должен меняться вместе с ним. Больно думать о закрытии цехов, в которых прошла жизнь, но это реальность, и нужно найти что-то новое, что дало бы новую жизнь и заводу, и городу, и всем нам».

Приложение

(% общей мощности)

При составлении конкретных ситуаций для анализа использовались материалы периодической печати.

Глоссарий

Адаптация - процесс приспособления человека или организации к существующим или изменяющимся условиям.

Адаптивные изменения - спонтанные стратегические изменения, обусловленные рядом последовательных мер, принятых в течение длительного периода, оказывающие воздействие на традиционные крите­рии, структуру власти и компетентность менеджеров, которые возника­ют как реакция на постоянные воздействия извне или на неудовлетво­рительные производственно-хозяйственные показатели деятельности организации.

Активы - любая собственность компании: машины и оборудование, здания, запасы, банковские вклады и инвестиции в ценные бумаги, па­тенты (в западной практике также деловая репутация).

Акция - ценная бумага, свидетельствующая о внесении пая ее владельцем в капитал акционерного общества и дающая право на долю прибыли в форме дивиденда.

Анализ SWOT, или анализ ССВУ (сила, слабость, возможности, угрозы) - анализ сильных и слабых сторон фирмы, оценка ее возможнос­тей и потенциальных угроз. Возможности определяются как нечто, даю­щее фирме шанс сделать что-то новое: выпустить новый продукт, завое­вать новых клиентов, внедрить новую технологию, перестроить и улучшить цепочки ценностей и т.п. Угроза - это то, что может нанести ущерб фир­ме, лишить ее существующих преимуществ: несанкционированное копи­рование уникальных разработок фирмы, появление новых конкурентов или товаров-заменителей и т.п.

Арбитражный управляющий (временный, внешний, конкурсный) - лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства или осуществления иных полномочий, установленных законом.

Аттестация - комплексная оценка деятельности организации на пред­мет ее соответствия установленным нормативам и требованиям.

Базовые параметры - система критериев, способных адекватно отра­зить специфику конкретного объекта с учетом влияющих на него в тот или иной период времени факторов (система показателей, качественных характеристик, шкал и т.д.).

Банкротство (несостоятельность) - признанный арбитражным судом или объявленный должником факт неспособности последнего удовлетво­рить требования кредиторов в полном объеме или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Состояние неплатежеспособности дол­жника трансформируется в несостоятельность (банкротство) только пос­ле констатации арбитражным судом признаков неплатежеспособности должника.

Бизнес-инкубатор - малое предприятие, создаваемое местными органами или крупными компаниями с целью «выращивания» новых предприятий для реализации инновационных проектов.

Бюджет - предположительное исчисление доходов и расходов организации или государства на определенный срок; распределение и структурирование доходов и расходов; распределение затрат, имеющихся ре­сурсов (бюджет времени).

Венчурные компании - рисковые фирмы, которые обычно создаются в областях предпринимательской деятельности, связанных с повышен­ной опасностью потерпеть убытки. За последние 20 лет наибольшее число венчурных фирм было создано в развитых странах для реализации идей, содержащихся в изобретениях и открытиях. Нередко крупные специали­зированные компании заинтересованы в том, чтобы вынести за пределы основного производства новые разработки, которые могут не соответ­ствовать его профилю, нарушить ритмичность и эффективность произ­водственного процесса. Венчурные компании, как правило, являются не­большими фирмами, создаваемыми в форме акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью.

Вертикальная интеграция - стратегия интегрированного роста, когда положение фирмы внутри отрасли изменяется за счет расширения той путем добавления новых структур. Стратегия обратной вертикальной интеграции (интеграция «назад») направлена на рост фирмы за счет приобретения компаний-поставщиков либо же усиления контроля над поставщиками. Стратегия прямой вертикальной интеграции (интеграция «вперед») выражается в росте фирмы за счет приобретения компаний-поставщиков либо же усиления контроля над структурами, находящи­мися между фирмой и конечным потребителем (над системами распре­деления и продажи).

Внесудебные процедуры - возможность без обращения в арбитражный суд решать путем переговоров должника с кредиторами вопросы либо продолжения деятельности предприятия-должника, либо его доброволь­ной ликвидации.

Внешнее управление (судебная санация) - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособнос­ти, передача полномочий по управлению должником внешнему управляющему.

Внешний управляющий - лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления других полномочий, предусмотренных законом.

Внешняя среда отрасли - факторы, условия, силы и субъекты, влияющие на ситуацию в отрасли извне.

Внутренняя гибкость - обеспечение такой внутриорганизационной координации, при которой мощности, материальные, профессиональ­ные и управленческие ресурсы организации могут быть быстро и легко переведены из одной бизнес-единицы в другую.

Входные барьеры - факторы, препятствующие проникновению в отрасль (на рынок) новых конкурентов. Возведение барьеров является од­ной из форм борьбы за обретение и сохранение конкурентных преиму­ществ. Как правило, возможность создания входных барьеров обусловле­на высокими уровнями капиталоемкости. Входные барьеры удерживают новых конкурентов от попыток утвердиться в отрасли (на рынке). Смысл их состоит в том, чтобы сделать затраты, связанные с проникновением в отрасль (на рынок), настолько высокими, что под угрозу будет поставле­на сама окупаемость инвестированных капиталов. Входные барьеры фактически существуют для того, чтобы или повысить вступительный взнос, или увеличить риск для новичков. В большинстве стратегических ситуа­ций крайне важно суметь идентифицировать соответствующие входные барьеры.

Выходные барьеры - факторы, препятствующие уходу фирм из отрасли (с рынка). Выходные барьеры во многих отраслях стали серьезной помехой долгосрочной прибыльности. Они принуждают хозяйственные единицы продолжать функционировать в отраслях, где рентабельность низкая или отсутствуют доходы на капитал. Выходные барьеры могут носить социально-политический, экономический и эмоциональный характер. Последний касается ситуаций, когда фирма, преуспевающая в новых сферах, держится за свой прежний бизнес, невзирая на значительные потери. Однако такие случаи редки. В большинстве стратегических ситуаций крайне важно суметь идентифицировать соответствующие выходные барьеры.

Глобальная конкуренция - форма международной конкуренции, когда конкурентная позиция фирмы в одной стране существенно влияет на ее позиции в других странах. Здесь конкуренция осуществляется на глобальной основе, и соперничающие фирмы ориентируются на преимущества, проистекающие из их деятельности по всему миру, интегрируя тем самым хозяйственную деятельность, осуществляемую в разных стра­нах.

Глобальная отрасль - отрасль, в которой на стратегические позиции фирм-конкурентов на определенных географических или национальных рынках сильное влияние оказывает их общая позиция на мировом рынке.

Глобальная стратегия - одинакова для всех стран, хотя и существуют небольшие отличия в стратегиях на каждом рынке, вызванные необходи­мостью приспособления к его специфическим условиям, но основной конкурентный подход (например, низкие затраты, дифференциация или фокусировка) остается неизменным для всех стран, где работает фирма. Глобальная стратегия дает лучший результат в отраслях с глобальной кон­куренцией или в отраслях, где начинается процесс глобализации.

Диагностика - деятельность по оценке состояния организации с целью определения проблем ее развития и вероятности наступления кризиса.

Диверсификация - процесс проникновения фирмы в другие отрасли производства. Стратегия диверсификации используется для того, чтобы организация не стала чересчур зависимой от одного стратегического хозяйственного подразделения. Идея диверсификации имеет многолетнюю историю. В настоящее время многие компании, располагая большими капиталами, получаемыми в основных сферах бизнеса, рассматривают диверсификацию как наиболее подходящий путь для инвестирования капитала и уменьшения степени риска, особенно если дальнейшая экспансия в основных сферах бизнеса ограничена. При осуществлении стратегии диверсификации фирма: 1) либо выходит за рамки промышленной цепоч­ки, внутри которой она действовала, и ищет новые виды деятельности, дополняющие существующие в плане технологическом или коммерчес­ком с целью добиться эффекта синергизма (концентрическая диверси­фикация); 2) либо осваивает виды деятельности, не связанные с ее тра­диционным профилем, с целью обновления своего портфеля (чистая ди­версификация).

Дивизиональная структура - одна из пяти разновидностей структур организации, описанных американским исследователем Г. Минцбергом; Характеризует не столько интегрированную организацию, сколько объединение квазиавтономных подразделений под властью центральной администрации. Ее подразделения обычно называют отделениями, а центральную администрацию - головным офисом. Разделение оперативных функций делает подразделения взаимно независимыми, каждое из них может действовать автономно. Децентрализация в дивизиональной струк­туре не идет, однако, дальше назначения исполнителя во главе отделения, т. е. она довольно ограничена.

Жизненный цикл продукции (технологии) - определенный период времени, в течение которого продукция (технология) обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение инновационных це­лей предприятия.

Имидж - образ, репутация, мнение широкой публики, потребите­лей и клиентов о престиже предприятия, его товарах и услугах. Создание благоприятного имиджа - одно из ключевых звеньев деятельности фирмы по продвижению своей продукции на рынок, достижению преиму­ществ в конкурентной борьбе.

Инвестиции - долгосрочные вложения частного или государственного капитала в различные отрасли национальной или зарубежной экономики с целью получения прибыли.

Индекс - цифровой статистический показатель, выражающий состояние и тенденции изменений того или иного явления.

Инновационный потенциал - возможности в достижении поставлен­ных инновационных целей.

Инновация - создание, распространение и применение какого-либо новшества, ведущие к улучшению работы, повышению эффективности деятельности.

Институционализация стратегии - процесс правового и организаци­онного закрепления системного подхода, обеспечивающего сбалансиро­ванность и общее направление роста организации.

Конгломерат - группа более или менее разнообразных компаний, принадлежащих одному и тому же владельцу. Конгломерат представляет собой диверсифицированный портфель - в противоположность синергическому портфелю (в синергическом портфеле ряд хозяйственных под­разделений стратегически связаны между собой).

Конкурентоспособность организации - способность организации вес­ти успешную конкурентную борьбу.

Конкуренция - противоборство на рынке товаров и услуг, привлечение покупателей для более выгодной продажи, возможность выбора продавцов.

Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворе­ния требований кредиторов.

Консьюмеризм - организованное движение граждан и государственных (муниципальных) организаций за расширение прав покупателей и усиление возможности их воздействия на продавцов и производителей товаров.

Координация - обеспечение и поддержание взаимодействия между различными частями организации или различными организациями для достижения большей согласованности деятельности.

Кредит - предоставление денежных средств на определенных условиях (срок, процент, использование, величина и др.); обязательства, дей­ствующие в установленный договором срок (кредит доверия); количество баллов, предоставляемых для регулирования деятельности (кредит оцен­ки в обучении).

Кривая опыта (обучения) - графическое отображение закона опы­та, который гласит: «Издержки на единицу продукции при получении добавленной стоимости применительно к стандартному товару, измеренные в постоянных денежных единицах, уменьшаются на фиксиро­ванный процент при каждом удвоении продукции». Анализ кривой опы­та показал, что темп снижения издержек на единицу товара варьируется от отрасли к отрасли: для автомобильной промышленности он равен 12%, для сталелитейной промышленности и самолетостроения - 20%, для производства полупроводников - 40%. Закон опыта был выведен в кон­це 60-х годов бостонской консалтинговой группой.

Кризис - крайнее обострение противоречий развития; нарастающая опасность банкротства, ликвидации; рассогласование в деятельности экономической, финансовой и др. систем; переломный момент в процессах изменений.

Лизинг - сдача в аренду предметов длительного пользования: зда­ний, машин, компьютеров и др. Реализуется договором об аренде, кото­рый определяет сроки и размер арендной платы, обязательства по поддержанию имущества в исправном состоянии, порядок возвращения и другие права и обязанности сторон.

Ликвидация - прекращение деятельности фирмы или предприятия в результате решения собрания акционеров, арбитражного суда, банкрот­ства, реорганизации.

Лицензирование - в международном бизнесе метод выхода на зарубежный рынок, при котором фирма - владелец лицензии заключает соглашение с зарубежной фирмой-покупателем лицензии на право использования последним производственного процесса, торговой марки, патента, торгового секрета или чего-то другого, представляющего ценность за определенную плату. Риск выхода на зарубежный рынок для продавца лицензии в данном случае минимальный. Однако со временем фирма- покупатель лицензии может превратиться в конкурента.

Маркетинг - формирование реальной величины спроса, воздействие на потребителя для побуждения его к приобретению товара, разработка реальных и гибких программ действий организации на кон­кретном рынке.

Маркетинговая антикризисная программа - комплекс мероприятий, которые следует выполнить организации для стабилизации ситуации на рынке и по выходу из кризиса неплатежеспособности (неуправляемости, неконкурентоспособности).

Международная компания - компания, сфера деятельности которой распространяется на зарубежные страны. По принадлежности и контролю большинство из компаний - национальные. Отличительными особенностями международной фирмы являются: наличие сети подконтрольных производственных филиалов и дочерних компаний в других странах; ис­пользование технологического кооперирования и специализации подкон­трольных предприятий; контроль и координация деятельности филиалов и дочерних компаний - из одного центра, с учетом разницы в их правовом положении. К категории международных фирм, именуемых трансна­циональными корпорациями - ТНК (transnational corporation - TNC), эксперты ООН относят любую компанию, имеющую производственные мощности за границей.

Мировое соглашение - возможность урегулирования отношений в рамках федерального закона.

Миссия (стратегические установки, предназначение) - основная об­щая цель организации, четко выраженная причина ее существования, ее предназначение. Формулируется, прежде всего, с точки зрения повыше­ния социальной роли организации. Корпоративная миссия (хозяйствен­ная миссия, концепция бизнеса) характеризует возможность заниматься бизнесом, на который фирма ориентируется с учетом рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия кон­курентных преимуществ. Концепция корпоративной миссии - надежный элемент идеологической базы формирования организации.

Многонациональная конкуренция - одна из форм международной кон­куренции, когда конкуренция в каждой стране или небольшой группе стран по сути протекает независимо; рассматриваемая отрасль имеется во многих странах, но в каждой из них конкуренция идет по-своему. В числе конкурентов могут быть и международные компании, но действие их конкурентных преимуществ в большинстве случаев ограничивается предела­ми той страны, в которой эти компании работают. Таким образом, меж­дународная отрасль представляет собой как бы набор отраслей (каждая - в пределах одной страны).

Многонациональная стратегия - стратегия, при которой компания приспосабливает свой стратегический подход к конкретной ситуации на рынке каждой страны. В этом случае общая международная стратегия компании представляет собой совокупность стратегий по странам. Многонациональная стратегия приемлема для отраслей, где преобладает многона­циональная конкуренция.

Многонациональные фирмы - фирмы, капитал которых принадлежит предпринимателям разных стран. К таким фирмам относятся, напри­мер, бельгийско-франко-американо-швейцарский концерн Philips, англо-голландский пищевой концерн Unilever и др. Многонациональные ком­пании образуются путем слияния активов объединяющихся фирм разных стран и выпуска акций вновь созданной компании. В данной работе тер­мин «многонациональная фирма» употребляется по отношению к компаниям, участвующим в многонациональной конкуренции, и в противопо­ложность термину «глобальные фирмы». Многонациональная компания может проявлять большую независимость при проведении операций в раз­ных странах, ее ориентация становится полицентричной, т.е. исходящей из того, что каждый рынок уникален и условием успеха является макси­мальная адаптация к национальным особенностям.

Организационная культура предприятия - совокупность ценностей, норм, правил, обычаев, традиций, ориентиров, разделяемых его сотруд­никами.

Отрасль - в стратегическом управлении: совокупность всех продавцов какого-либо продукта или производителей, предлагающих какой- -либо продукт или группу продуктов, полностью заменяющих друг друга.

Портфель - наиболее распространенное значение понятия «портфель», употребляемое по отношению к бизнесу, - ценные бумаги, принадлежащие какому-либо лицу. В расширенном толковании это понятие также используется для обозначения какой-либо группы хозяйственных подраз­делений. Такое расширительное толкование вытекает из понятия портфе­ля акций, которое означает инвестиции в ценные бумаги, в том числе в акции целого ряда различных компаний. Понятие «портфель» по аналогии, с его значением в бизнесе стали использовать для определения более или менее разнообразных групп хозяйственных подразделений, принадлежащих одному и тому же владельцу.

Портфельная стратегия - стратегия комплектования важнейших зон хозяйствования, назначение которой - эффективное балансирование направлений деятельности фирмы, связанных с получением доводов, разработкой и выпуском на рынок новых товаров, уходом с рынка» поддержанием имеющегося уровня продаж.

Престиж - мера признания способностей, превосходства зимний, успехов руководителя и уровень влияния этих факторов на исполнительность подчиненных.

Прогнозирование - процесс научного предвидения, определение тенденций развития и образа будущего.

Программа антикризисная - система мер, позволяющих вывести предприятие из кризиса (смягчить, отодвинуть кризис, уйти от кризиса, предупредить его, снять последствия кризиса и пр.); комплекс управленческих решений по выводу организации из кризисного состояния.

Профильная диверсификация - вид диверсификации, при котором компания расширяет сферы своей деятельности в отрасли, обладающие «стратегическим соответствием», т.е. имеющие схожие с данной компанией цепочки создания стоимости, что создает возможность объединения различных производств в единую систему и максимального использования эффекта кривой опыта для снижения издержек производства. В противоположность профильной диверсификации существует непрофильная диверсификация (несвязанная, диверсификация в новые отрасли).

Процесс стратегического менеджмента - совокупность последователь­ных действий - для достижения целей, поставленных перед организацией в условиях изменчивости и сложности организационной среды, - по­зволяющая оптимально использовать наличный потенциал и гибко реа­гировать на требования внешней среды.

Реклама - форма коммуникации, обслуживающая рынок и стимулирующая спрос и продвижение продукции, услуг, идей к потребителю путем информирования о потребительских свойствах и качестве товара. Главная функция рекламы как важного элемента маркетинговой системы управления состоит в создании и обеспечении гибкой и надежной комму­никативной связи между производителем и потребителем.

Рентабельность инвестиций (ROI) - данный показатель эффективно­сти инвестиционной деятельности компании устанавливает желательность инвестиций в терминах доходности к первоначальному вложению; други­ми словами, это перевернутая формула окупаемости. Рассчитывается по­казатель как отношение среднегодовой прибыли после налогов к чистым инвестициям.

Реорганизация - изменение структуры и статуса предприятия путем слияния, выделения, поглощения, преобразования звеньев последнего.

Реструктуризация - изменение структуры чего-либо по определенным параметрам (сроку, назначению, величине, льготам, выплатам и т. д.) в связи с изменившимися условиями и в целях позитивного решения проблемы. Один из методов антикризисного управления (реструктуриза­ция долгов, предприятия, финансов, технологии, персонала и пр.).

Ресурсы - необходимые средства (материальные и нематериальные) для выполнения какой-либо работы и получения ее результата.

Риск - ситуативная характеристика деятельности, означающая неопределенность ее исхода, возможные неблагоприятные ее последствия, альтернативные варианты ошибки или успеха.

Риск управленческий - характеристика управленческой деятельности, осуществляемой в ситуации той или иной степени неопределеннос­ти, например вследствие недостаточности или ненадежности информа­ции, при выборе менеджером альтернативного решения, критерий эф­фективности которого связан с вероятностью проявления негативных условий реализации потерь или с вероятностью нейтрализации факторов неопределенности и увеличением прибыли. Риск проявляется в процессе реализации продукции производственно-хозяйственной системы и выступает одним из конечных результатов управления.

Риск экономический - потери, ущерб, вероятность которых связана с наличием неопределенности (недостаточности информации, недостоверности), а также возможные выгода и прибыль, получить которые можно лишь при действиях, обремененных риском.

Санация - реорганизационная процедура передачи собственности предприятия-должника лицам или организациям, оказывающим ему финансовую помощь в целях его оздоровления.

Связующие процессы - процессы коммуникации и принятия решений.

Синергизм (синергия) - стратегические преимущества, которые возникают при соединении двух или большего числа предприятий в одних руках. Повышается их эффективность, что проявляется в росте производительности и (или) в снижении издержек производства; эффект совме­стных действий выше простой суммы индивидуальных усилий. Термин «синергия» происходит от понятия «синергизм», которое в биологии означает сотрудничество между различными органами. Термин «синергия» был введен в обиход И. Ансоффом для обоснования групповых структур и организации компании. В настоящее время в экономической литературе оба термина используются как синонимы. Преимущества синергизма определяются как 2 + 2 = 5, иначе говоря, суммарная отдача всех капиталовложений фирмы выше, чем сумма показателей отдачи по всем ее хо­зяйственным подразделениям без учета преимуществ использования общих ресурсов и взаимодополняемости.

Система управления - множество закономерно связанных друг с другом элементов управления (целей, структуры, задач, технологии, персонала), объединенных в механизм, дающий возможность дости­гать поставленных целей, принимать скоординированные и эффек­тивные решения.

Среда косвенного воздействия - факторы внешней среды, которые не оказывают непосредственного воздействия на поведение организации, но косвенно влияют на процесс формирования стратегии; к ней относятся экономические, политические, технологические и социальные факторы,

Среда прямого воздействия - совокупность факторов среды, непосредственно влияющих на поведение организации: поставщики, потребители, конкуренты, трудовые ресурсы, воздействие учреждений гоcyдарственной и муниципальной власти.

Стратегический менеджмент (управление) - управленческая деятель­ность, связанная с постановкой долгосрочных целей и задач организации и с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и окруже­нием, которые позволяют ей добиться своих целей, соответствуют ее внут­ренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям. С ростом уровня нестабильности условий предприниматель­ской деятельности возрастает потребность фирм в ориентации на страте­гическое управление. Способности к стратегическому менеджменту пред­полагают наличие пяти элементов: 1) умение смоделировать ситуацию; 2) умение выявить необходимость изменений; 3) умение разработать стра­тегию изменений; 4) умение использовать в ходе изменений надежные методы; 5) умение воплотить стратегию в жизнь.

Стратегия - обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных долгосрочных целей путем координации и распреде­ления ресурсов компании. По существу, стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей дея­тельности. Процесс разработки стратегии включает: 1) определение кор­поративной миссии; 2) конкретизацию видения корпорации и постановку целей; 3) формулировку и реализацию стратегии, направленной надостижение целей.

Стратегия дифференциации - встратегическом управлении - одна из общих стратегий фирмы, направленных на создание конкурентных преимуществ. Дифференциация заключается в стремлении компании к уникальности в каком-либо аспекте, который привлекает большое количество клиентов. Фирма выбирает одного или несколько таких клиентов и осуществляет свою деятельность таким образом, чтобы удовлетворить за­просы потребителей. Это в конечном итоге приводит к повышению из­держек производства. Стратегия дифференциации не всегда совместима с целью завоевания большой доли рынка, поскольку большинство покупа­телей может быть не склонно платить повышенную цену даже за превос­ходный товар. Дифференциация может принимать различные формы: имидж марки, признанное технологическое совершенство, внешний вид, послепродажный сервис. Параметры дифференциации специфичны для каждой отрасли.

Стратегия интернационализации - освоение новых, зарубежных рын­ков, включая расширение не только экспорта товаров, но и экспорта капиталов, когда за рубежом создаются предприятия, выпускающие на местах, в бывших странах-импортерах, товары, минуя ограничительные входные барьеры (см.) и используя существующие преимущества (например, дешевую рабочую силу, местное сырье и т.п.).

Стратегия лидерства по издержкам - стратегия лидерства за счет эко­номии на издержках. В стратегическом управлении - одна из общих стра­тегий фирмы, направленных на создание конкурентных преимуществ. Используя стратегию лидерства по издержкам, фирма ориентируется на широкий рынок и производит товары в большом количестве, минимизи­руя затраты и предлагая низкие цены. Эта стратегия опирается на производительность и обычно связана с существованием эффекта кривой опы­та. Она подразумевает тщательный контроль за постоянными расходами, инвестиции в производство, направленные на реализацию эффекта кри­вой опыта, тщательную проработку конструкций новых товаров, пони­женные сбытовые и рекламные издержки. В центре внимания - низкие затраты по сравнению с конкурентами. Производство с низкими издерж­ками - это нечто большее, чем простое движение вниз по кривой опыта. Производитель должен использовать любую возможность получения пре­имуществ в издержках, не игнорируя при этом принципы дифференциации, так как с точки зрения потребителей его продукция должна быть приемлемой или сравнимой с продукцией конкурентов.

Стратегия ликвидации - предельный случай стратегии целенаправленного сокращения. В данном случае фирма в течение короткого периода времени ликвидирует (закрывает) отдельные хозяйственные подразделе­ния, так как нуждается в перегруппировке сил для обеспечения роста эффективности своей деятельности, либо отказывается от некоторых на­правлений своей деятельности.

Стратегия оптимальных издержек - ориентируется на сочетание низ­ких издержек и широкой дифференциации продукции. Данная стратегия направлена на удовлетворение нужд потребителей за счет предоставления им большой гаммы товаров по ценам более низким, чем на аналогичную продукцию конкурентов.

Стратегия отступления - обычно связана с сокращением рыночной доли в возможно более короткий срок в целях увеличения прибыли. Фир­ма может оказаться в ситуации, когда ей срочно необходимы денежные средства, и тогда она идет на то, чтобы «продать» часть своей рыночной доли конкурентам. Это, как правило, вынужденная, а не выбираемая стратегия. Эта стратегия предполагает постепенное сворачивание операций либо ликвидацию бизнеса.

Стратегия поворота - характерна для фирм, находящихся в сложном положении, постепенно ухудшающемся. В такой ситуации фирма может кардинально изменить свою стратегию с целью восстановления утрачен­ных позиций и укрепления своего положения на рынке.

Стратегия предупреждения конфликта - создание таких производствен­ных условий и психологической атмосферы в коллективе, при которых возможности возникновения конфликтов будут сведены к минимуму.

Стратегия разрешения конфликта - система действий, направленных на прекращение противоборства сторон и поиск приемлемого решения проблем. Реализация стратегии предполагает действия по анализу реаль­ных конфликтов и определению методов их разрешения. Различают орга­низационно-структурные, административные и межличностные методы управления конфликтом.

Стратегия сбора урожая - отказ от долгосрочного взгляда на бизнес в пользу максимизации доходов в краткосрочной перспективе. Применяет­ся по отношению к бесперспективному бизнесу, который не может быть прибыльно продан. Данная стратегия предполагает получение максималь­но возможного дохода в период сокращения конкретного вида деятельно­сти до нулевого уровня.

Стратегия сокращения - предполагает продажу хозяйственного под­разделения или выделение его в самостоятельную структурную единицу, от которой материнская компания (parent company) либо отказывается вообще, либо сохраняет над ней лишь частичный контроль (частично владеет этим подразделением).

Стратегия упреждающего удара (первоначального преимущества) - состоит в действиях по сохранению выгодной позиции на рынке, кото­рые исключают возможность копировать стратегию компании конкурен­тами. Эти действия должны полностью блокировать любые попытки конкурентов оттеснить компанию на вторые роли.

Стратегия фокусирования - в стратегическом управлении - одна из общих стратегий фирмы, направленных на создание конкурентных преимуществ. Стратегия фокусирования состоит в концентрации на нуждах одного сегмента или конкурентной группы покупателей без стремления охватить весь рынок. Задача здесь состоит в удовлетворении потребностей выбранного целевого сегмента лучшим образом, чем у конкурентов. Та­кая стратегия может опираться как на дифференциацию, так и на лидер­ство по издержкам, либо и на то и на другое, но только в рамках целевого сегмента. Стратегия позволяет добиться высокой доли рынка в целевом сегменте, но всегда ведет к малой доле рынка в целом.

Стратегия экспорта - предусматривает ориентацию производства на удовлетворение потребностей иностранных потребителей. Данная страте­гия направлена на расширение экспортной деятельности и предполагает разработку таких мер, которые могли бы обеспечить целесообразность развития этой деятельности и снизить до минимума возможные риски, увеличивая выгоды. Стратегия экспорта определяет принципы осуществления экспортных операций с учетом действующего в стране законода­тельства. При избрании данной стратегии фирма учитывает свой экспорт­ный потенциал, выбирает рынки, определяет стратегические цели экс­порта, вырабатывает тактику, распределяет ресурсы по формам экспортной деятельности. Используется наиболее часто крупными компаниями, вы­пускающими сложное оборудование на основе заказов, а также средними и небольшими фирмами, выпускающими новейшую продукцию и сбы­вающими ее на тех рынках, где транспортные издержки небольшие, а риск зарубежных инвестиций велик.

Субсидия - пособие, преимущественно в денежной форме, предоставляемое государством за счет средств государственного бюджета местным органам власти, юридическим и физическим лицам, другим государствам.

Сфокусированная стратегия низких издержек (лидерства по издерж­кам) - один из видов стратегии фокусирования, когда компания пытает­ся достичь преимуществ в снижении издержек в пределах выбранного сег­мента с целью обеспечения себе конкурентного превосходства. Размер целевой группы (сегмента) зависит от степени, а не от вида фокусирова­ния.

Технологические парки - широко распространенная в развитых стра­нах форма территориальной интеграции науки, образования и производства, способствующая оперативному внедрению научно-технических раз­работок и новых технологий производства.

Точка безубыточности - выручка и объем производства фирмы, которые обеспечивают покрытие всех ее затрат и нулевую прибыль. Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой.

Трансферт инноваций - законодательно разрешенное право на передачу нововведений другим субъектам инновационной деятельности.

Управленческий потенциал - объем работы, с которым может справиться общее руководство; совокупные возможности линейных и функциональных менеджеров, выраженные в категориях объема работы, кото­рую может выполнить общее руководство.

Финансовое регулирование - управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении домохозяйства, предприятия или государства, а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования.

Франчайзинг - вид экономических взаимоотношений крупных и малых предприятий. Головная компания делегирует малому предприятию права на производство и сбыт продукции под ее торговой маркой. Плата за эти права невысокая. Но условие - обеспечение качества продукции, сохранение престижа марки.

Эксперт - специалист, обладающий знаниями, опытом в определенной области деятельности, на основе которых он дает мотивированное заключение по той или иной проблеме.

Этатизм - активное вмешательство государства во все сферы жизни общества, концепция государственной политики, в которой государство рассматривается как высший результат и цель общественного развития.


От англ. stakeholder – группы влияния или группы поддержки. Это могут быть также отдельные индивиды.

СЕО – аббревиатура английских слов Cief Executive Officer, что в русском языке соответствует понятиям «Генеральный директор» или «Президент компании» и подобным, обозначающим менеджера высшего уровня.


Похожая информация.