Крупные предприятия построенные в 20 30. Список построенных при сталине заводов

К 1924 году завер-шился процесс создания нового государственного образования, Союза Советских Социалистических Республик.

Тогда же (31 января 1924 г.) была принята Консти-туция СССР, где особо оговаривалась возможность каждой республики выйти из Союза, и закреплялся принцип неделимости территорий республик. Также были обозначены основные институты власти и их функции: две палаты ЦИК, 10 нарко-матов, ОГПУ, Госплан и другие. В силу ухудшающегося экономического положения в стране в 1921 г. государст-во было вынуждено пойти на некоторые послабления в экономической сфере .

Но-вая экономическая политика (НЭП)---

была призвана оживить экономику страны, которой к этому времени угрожал массовый голод. Конкретные мероприятия по введению новой экономической политики заключались в следующем:

  • на смену продразверстки, вызывавшей массовое недовольство и саботаж крестьян, был введен продналог, что означало для крестьян возможность продавать оставшиеся после уплаты налога продукты,
  • была введена конвертируемая валюта и проведена де-нежная реформа,
  • часть промышленных предприятий оказалась в частных руках. Одновременно стали образовываться многочисленные профсоюзы, которым удава-лось отстаивать свои интересы, по крайнем мере их роль значительно возросла по сравнению с предыдущим периодом.

Эти меры привели на первом этапе к бурному росту экономики страны, однако политика государства продолжала опираться на принцип командно-административ-ных методов управления, в т. ч. и в экономической сфере. В результате возникла острая нехватка, как продовольствия, так и промышленных товаров , в связи с чем были введены продовольственные карточки, затем государство вернулось фактиче-ски к прежней политике изымания продуктов у крестьян. 1929 год считают оконча-тельным концом НЭПа и началом массовой коллективизации.

Проведение новой экономической политики привело к некоторому улучшению уровня жизни, как в городе, так и в деревне. Стал фиксированным рабочий день на промышленных предприятиях, рабочие получили некоторые социальные гарантии (отпуск по болезни и т. д.). В деревне существенно улучшилась ситуация с продо-вольствием, что подтверждается статистикой тех лет. Однако и в деревне, и в городе продолжала ощущаться острая нехватка рабочих мест, в городе большинство насе-ления не имело своего жилья и жило в коммунальных квартирах или бараках .

Индустриализация----

После гражданской войны промышленность страны нахо-дилась в бедственном положении, и для решения этой проблемы государству было необходимо изыскивать средства для строительства новых предприятий и мо-дернизации старых. Так как внешние займы были уже невозможны из-за отказа пла-тить по царским долгам, партия объявила курс на индустриализацию (XVI съезд, декабрь 1925 г.). Отныне все финансовые и людские ресурсы страны должны были быть брошены на восстановление промышленного потенциала страны . В соответст-вии с выработанной программой индустриализации, для каждой пятилетки устанав-ливался определенный план, выполнение которого жестко контролировалось. В ре-зультате к концу 30-х годов удалось приблизиться по промышленным показателям к ведущим западноевропейским странам . Достигнуто это было в большой степени за счет привлечение крестьян на стройки новых предприятий и использования сил за-ключенных. Были построены такие предприятия как Днепрогэс, Магнитогорский металлургический комбинат, Беломоро-Балтийский канал и другие.

В Конституции 1936 года окончательно устанавливалась структура политиче-ского аппарата государства. Верховный Совет СССР, который делился на две па-латы - Совет Союза и Совет Национальностей, - провозглашался высшим орга-ном власти. Количество республик, входивших в состав СССР достигло 12. Провоз-глашенные в новой конституции права и свободы советских граждан не деле оказа-лись только декларацией, что подтвердили развернувшиеся политические процессы 30-х годов, жертвой которых стали как политические оппоненты Сталина, так и про-стые люди, попавшие по действие машины государственного террора.

После убийства С. М. Кирова (1-й секретарь Ленинградского обкома ВКП (б)) в 1934 году у Сталина появился повод начать массовые репрессии против неугодных ему партийных деятелей. Уже в 1936 году были расстреляны Каменев и Зиновьев. По обвинению в троцкизме были арестованы К. Б. Радек, Н. И. Бухарин, А. И. Ры-ков. В это же время Сталин начал и чистку армии, в результате чего было почти полностью уничтожено высшее (в т. ч. М. Н. Тухачевский, В. К. Блюхер, И. П. Уборевич, И. Э. Якир) и среднее армейское командование. Впоследствии это сыг-рало крайне негативную роль, когда оказалось, что к началу Великой Отечественной Войны в армии практически не осталось квалифицированных кадров, что привело к колоссальным потерям на начальном этапе войны. Репрессии коснулись как бли-жайшее окружение Сталина, так и простых людей, которые оказались втянутыми в запущенную машину массового террора. Не избежали репрессий и гонений и бли-жайшие родственники репрессируемых. Точное количество пострадавших во время репрессий не поддается точному подсчету. Исследователи приводят цифры от сотен тысяч до нескольких миллионов людей.

Коллективизация (1928-1935)----

Фактически коллективизация (т. е. объединение всех частных крестьянских хозяйств в колхозы и совхозы) началась в 1929 г., когда для решения проблемы острой нехватки продовольствия (крестьяне отказывались продавать продукты, в первую очередь зерно, по ценам, которые диктовало государ-ство) были увеличены налоги на частных собственников и власть провозгласила политику льготного налогообложения для вновь создаваемых колхозов. Таким обра-зом коллективизация означала свертывание новой экономической политики.

В основе коллективизации была идея уничтожения зажиточного класса крестьян, кулаков, которые с 1929 года, оказались фактически в безвыходной ситуации: их не принимали в колхозы и они не могли продать свое имущество и уйти в город. Уже на следующий год была принята программа, согласно которой все имущество кула-ков конфисковывалось, а сами кулаки подлежали массовому выселению. Парал-лельно шел процесс создания колхозов, которые должны были в самое ближайшее время полностью заменить единоличные хозяйства (процесс должен был занять не более 1-2 лет).

Такая политика вызывала массовое недовольство крестьян, что выразилось в восстаниях, которые вспыхивали по всей стране и подавлялись с особой жестоко-стью специальными частями ОГПУ. Однако не учитывать настроения крестьян было невозможно, и было принято решение сохранить небольшие приусадебные хозяйства, что должно было смягчить проводимую политику принудительной конфискации и перевода крестьян в колхозы.

Разразившийся голод 1932 - 1933 гг. только усугубил положение крестьян, у ко-торых были отняты паспорта, а при наличии строгой паспортной системы переме-щение по стране было невозможным. В 1935 г. состоялся II Всесоюзный съезд кол-хозников, на котором колхозы окончательно провозглашались единственно воз-можной формой крестьянского хозяйства в стране. Колхозы, также как и промыш-ленные предприятия по всей стране, имели производственные планы, которые необ-ходимо было четко выполнять. Однако, в отличие от городских предприятий, кол-хозники не имели практически никаких прав, таких как социальное обеспечение и т. д., так как колхозы не имели статуса государственных предприятий, а считались формой кооперативного хозяйства.

: Уже достаточно известно об американской крови в финансовых и промышленных жилах Третьего Рейха. Несколько менее известно о том, как США «накачивали» Японскую империю в преддверии Второй мировой войны. Но как известно, Запад спонсирует все стороны и любые политические режимы. До Третьего Рейха и Японской империи был Советский Союз… ■

СССР в кратчайшие сроки решил построить мощную промышленность практически с нуля. Своих умений и средств для этого было недостаточно. «Строить социализм» пригласили почти 20 000 иностранных инженеров и рабочих.

Заводы, построенные с помощью иностранцев


1. Магнитогорский металлургический комбинат. 2. АЗЛК (Московский автозавод). 3. Челябинский тракторный завод. 4. «Уралмаш». 5. Горьковский автозавод. 6. Волгоградский тракторный завод. 7. Пермский авиамоторный завод. 8. «Сибсельмаш». 9. Казанский авиационный завод. 10. Новокузнецкий металлургический комбинат.

Любой кризис в развитых странах дает уникальную возможность развивающимся. Объясняется это просто: крупный бизнес как огня боится кризиса. В это время предпринимателям лишь бы на ногах устоять. Поэтому единственный выход - искать на планете те места, где их инвестиции смогут дать максимальную отдачу. Вот почему крупные компании так любят развивающиеся страны. Там, где потенциал развития выше (другими словами, где страна беднее), отдача от любого вложенного доллара будет сильнее.

Сталину крупно повезло. Западные страны (основной источник научно-технической мысли в то время) находились в тяжелом положении. Поэтому они готовы были согласиться на любую работу. Иосиф Виссарионович это моментально понял. В итоге советскую индустриализацию можно условно разделить на два периода. В 1920-х годах «красный колосс» использовал послевоенную слабость Германии . А в 1930-х - Великую депрессию в США .

После кабального Версальского мира в 1919 году Германии было запрещено иметь крупную армию и развивать военную промышленность. Немцы пошли в обход. Они начали вести секретные переговоры с Советским Союзом, а затем и строить промышленные объекты в нашей стране. Этим занималась так называемая «Зондергруппа Р».

«Немцы являются для нас единственной отдушиной, через которую мы можем изучать достижения в военном деле за границей», - писал в то время Сталину Иероним Уборевич , начальник вооружений Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА).

Схема была проста. Немцы строили заводы у нас и размещали на них свои заказы. Часть самолетов и пушек оставляли в России, а часть увозили к себе. Примеров их работы полно. После прихода к власти в Германии Гитлера сотрудничество с Россией было ­приостановлено, но заводы остались.

Следующий этап индустриализации можно назвать американским. В 1929 году, когда Великая депрессия в США стала реальностью, без работы остался именитый архитектор Альберт Кан . Он был известен тем, что построил завод Форда в Детройте. А в 1930-х составил план промышленной модернизации в России.

За несколько лет в СССР ударными темпами построили более 500 заводов. По некоторым оценкам, это обошлось Союзу в $2 млрд. (по нынешнему курсу это почти $250 млрд.). Нанятые американские инженеры перенесли готовые проекты заводов из США и привезли свое оборудование. К примеру, московский завод АЗЛК был сделан по образцу сборочных производств Форда.

1. Ford Motor Company
С американскими компаниями сотрудничали в первую очередь по проектированию наиболее крупных предприятий – в машиностроении, металлообработке, черной и цветной металлургии. Важнейшим партнером СССР был Ford Motor Company. Компания поставляла в страну советов оборудование, кадры и машины. На фирму автомобильного короля равнялись, а «фордизм» стал главным направлением первой пятилетки. Сам Генри Форд в журнале «National Business» (1930 год), комментируя начало строительства в СССР первых крупных автозаводов фордовского образца, сказал:

«Это великое начинание, и автомобиль окажет огромное влияние на развитие их страны. Я считаю своим долгом помогать любой нации, которая собирается жить собственным трудом, чтобы стать экономически независимой».

Дзержинский впоследствии называл Форда – «учителем всех руководителей нашей промышленности».

2. Austin Company
Строительный проект ГАЗа выполнила фирма The Austin Company. В советской истории Горьковского завода фирма получила нелестную оценку, несмотря на то, что договорные обязательства не были нарушены, а проект удачно завершен. У Нижнего Новгорода в то время даже существовал американский заводской поселок. Все строительство сопровождалось конфликтами между иностранными специалистами и представителями советского «Автостроя». Намеченные сроки не выдерживались, сметы повышались из-за нехватки строительных материалов и неэффективного использования рабочей силы. В одной из своих жалоб в Москву, инженер Гарри Майтер писал:

«Нам пришлось работать больше, чем нужно при выполнении подобных проектов в Америке. Ни один проект не стоил нам больших денег и времени, чем этот».

Несмотря на все негативные оценки, руководивший строительным сектором ВАТО, инженер Макаровский назвал роль The Austin Company в строительстве завода решающей:

«Без них мы так бы и топтались на одном месте».

3. Albert Kahn Incоrporation
Архитектурно-строительная фирма Albert Kahn Incorporation, согласно своему договору с «Амторгом» обеспечила строительство более 550 промышленных объектов на территории СССР, в том числе Челябинского и Сталининградского тракторных заводов. В 1930 году Стройобъединение ВСНХ СССР заключило с фирмой крупного американского предпринимателя Альберта Кана контракт на 2 млрд долларов, что сегодня равняется 250 млрд. Согласно ему, Albert Kahn Incorporation становился главным проектировщиком и консультантом советского правительства по промышленному строительству. В рамках сотрудничества в СССР был основан «Госпроектстрой», где работало 25 американских инженеров и около 2,5 тысяч советских сотрудников. На тот момент это было крупнейшее бюро мира, получившее в народе имя «кузницы кадров». В стенах «Госпроектстроя» была спроектирована практически вся танковая, тракторная и автомобильная индустрия – все важнейшие промышленные объекты первой пятилетки. Впоследствии, новые заводы возводились по разработанным здесь же чертежам.

4. Siemens
За период индустриализации СССР заключил более 70 договоров с германскими фирмами. Из последних стоит выделить немецкий концерн Siemens, который обеспечивал поставку оборудования и техническое консультирование советских специалистов. Так, компания взяла на себя подготовку строительной площадки Днепровской ГЭС – флагмана первой пятилетки и крупнейшей в те времена электростанции. Для других энергетических объектов СССР фирма поставляла паровые турбины мощностью от 44 000 до 55 000 кВт. Специалисты Siemens также участвовали в строительстве московской подземки.

5. General Electric
Если компания Канна строила промышленные объекты страны, то International General Electric их электрифицировала. Фирма принимала активное участие в выполнении плана ГОЭЛРО – государственной программы по обеспечению электричества всей страны. В нем предусматривалось строительство электростанций и предприятий, обеспечение строек всем необходимым, ну и, в конечном счете, опережающее развитие энергетики. Все, как Ленин завещал: «Коммунизм - это есть Советская власть плюс электрификация всей страны ». Впоследствии, значительная часть советских заводов и фабрик работала на электрооборудовании фирмы. Помимо этого, General Electric, в начале 30-х поставляла в СССР первые локомотивы.

6. Junkers
Согласно условиям Версальского договора, завершившим Первую мировую, Германии было запрещено иметь тяжелую артиллерию, танки, подводные лодки и военную авиацию. Многим немецким компаниям, специализировавшимся на военной промышленности, удалось спастись от банкротства лишь благодаря заказам из Советской России. Среди них была и небезызвестная фирма Junkers. 26 ноября 1922 года правительство РСФСР заключила три договора с фирмой: об организации транзитного воздушного сообщения Швеция-Персия, об аэросъемке и, наконец, о производстве металлических самолетов и моторов на территории России. Для выполнения последнего пункта, Junkers выделили Русско-Балтийский завод в Филях (сегодня завод им. Хруничева). Договор предусматривал выпуск 300 самолетов в год, при этом РСФСР обязалась закупать 60 самолетов ежегодно. Сотрудничество оказалось совершенно невыгодным для Хьюго Юнкерса . Цены на продукцию были фиксированы, но, в результате НЭПа и роста инфляции, себестоимость самолетов, оказалось вдвое больше оговоренных цен. Все попытки компании поднять цены встретили жесткое сопротивление со стороны советского руководства. В результате, сославшись на невыполнение договора, сотрудничество с Junkers было разорвано. К этому времени, Россия уже получила свой «мощный завод в Филях, входящий в общий план развития военных воздушных сил».

7. Arthur McKee of Cleveland
На строительстве знаменитой «Магнитки» (Магнитогорского металлургического комбината) трудились более 800 иностранных специалистов из США, Германии, Англии, Италии и Австрии, под руководством американской компании Arthur McKee. Американцы должны были подготовить строительный, технологический проекты с полным описанием оборудования, станков и механизмов. Прототипом завода стал металлургический комбинат U.S. Steel Corporation, в городе Гэри (штат Индиана, США). Впрочем, как и в предыдущем случае, договор был досрочно расторгнут. 31 января 1932 года, во время пуска первой догмы произошла авария – из-за сильного мороза прорвало трубу в одном из колодцев, а из кладки вырвался раскаленный газ. Arthur McKee предложили убраться восвояси. Тем не менее, доменные печи фирмы McKee работают на Магнитке и сегодня.

Естественно, тот факт, что заводы и фабрики нам строят иностранцы, никто не афишировал. Филиал компании Альберта Кана в Москве носил советское название - «Госпроектстрой». В нем трудились 25 американских и 2,5 тысячи советских инженеров, которые изучали западную науку проектирования и строительства крупных промышленных объектов. Филиал немецкой компании Demag в Москве тоже был зашифрован и носил название Центрального бюро тяжелого машиностроения.

Результаты индустриализации впечатляют. Многие предприятия до сих пор составляют основу нашей промышленности. К 1940 году по объему промышленной продукции СССР занял второе место в мире, уступая лишь США. С помощью иностранных инженеров было подготовлено более 2 млн. советских специалистов, которые освоили новые технологии. И стали заниматься их дальнейшим развитием.

Чтобы навсегда оставить индустриализацию в глазах народа как «беспримерный подвиг освобожденного пролетариата, руководимого партией большевиков и гениальным Сталиным», генсек расстрелял всех, кто так или иначе был связан с закупками импортного оборудования. Сотни высококлассных инженеров в конце 30-х годов оказались «врагами народа» и «вредителями». Фактически благодаря их работе СССР смог подготовиться к ­войне с фашистской Германией и победить. Но история объявила героями совсем других людей.

«Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут» – такое заявление сделал Иосиф Сталин в феврале 1931 года на совещании хозяйственников. Для начала приведем небольшую выдержку из статьи известного историка и экономиста Олега Осетинского, описывающую вкратце историю советской :

«Всего за 10 лет (1930-1940) янки создали в химическую, авиационную, электротехническую, нефтяную, горнодобывающую, угольную, металлургическую и другую промышленность, крупнейшие в Европе заводы для производства автомобилей, тракторов, авиационных двигателей и другой продукции. Строили и в , и в . Например, знаменитый Сталинградский тракторный завод был целиком построен в , размонтирован, на 100 судах перевезён – и собран в СССР. "Днепрогэс" построила американская фирма Cooper Engineering Company (и германская компания Siemens). Горьковский автозавод был построен американской компанией Austin. Теперешний АЗЛК построен по проекту Форда. Знаменитая Магнитка – точная копия металлургического комбината в г. Гэри, штат Индиана. Фирма Albert Kahn Inc спроектировала и построила 500 советских предприятий! Именно она создала в СССР школу передового индустриального зодчества. Короче, за 10 лет американцы построили в СССР около 1.500 заводов и фабрик! В СССР приехало около 200 тысяч американских инженеров и техников, которые руководили почти миллионной армией заключенных ГУЛАГа – плюс немногие оставшиеся в России дореволюционные кадры. За эти 10 лет американские профессора подготовили на рабфаках триста тысяч квалифицированных специалистов – то есть все кадры для Советской промышленности на долгие годы вперед! Таким образом, материальную базу социализма построили капиталисты США плюс дешёвый труд зеков. И – не забудьте, что капиталисты строили СССР на свои деньги – в долг!».

В итоге советскую индустриализацию можно условно разделить на два периода. В 1920-х годах «красный колосс» использовал послевоенную слабость Германии. А в 1930-х – Великую депрессию в США и Британии.

Германия после Версальского мира в 1919 году оказалась в сложном положении. Германии было запрещено иметь крупную армию и развивать военную промышленность. Немцы пошли в обход. Они начали вести секретные переговоры с Советским Союзом, а затем и строить промышленные объекты в нашей стране. Этим занималась так называемая «Зондергруппа Р ».

«Немцы являются для нас единственной отдушиной, через которую мы можем изучать достижения в военном деле за границей» , – писал в то время Сталину Иероним Уборевич, начальник вооружений Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Немцы строили заводы в СССР и размещали на них свои заказы. Часть самолетов и пушек оставляли в России, а часть увозили к себе.

Следующий этап индустриализации можно назвать американским

В 1929 году, когда Великая депрессия в США стала реальностью, без работы остался именитый архитектор Альберт Кан. Он был известен тем, что построил завод Форда в Детройте. А в 1930-х составил план промышленной модернизации в России.

За несколько лет в СССР ударными темпами построили более 500 заводов. По некоторым оценкам, это обошлось Союзу в $2 млрд. (по нынешнему курсу это почти $250 млрд.). Нанятые американские инженеры особенно не заморачивались. Они перенесли готовые проекты заводов из США и привезли свое оборудование. К примеру, московский завод АЗЛК был сделан по образцу сборочных производств Форда.

Естественно, тот факт, что заводы и фабрики нам строят иностранцы, никто не афишировал.

Филиал компании Альберта Кана в Москве носил советское название – «Госпроектстрой». В нем трудились 25 американских и 2,5 тысячи советских инженеров, которые изучали западную науку проектирования и строительства крупных промышленных объектов. Филиал немецкой компании Demag в Москве тоже был зашифрован и носил название Центрального бюро тяжелого машиностроения.

Однако в целом, критический взгляд на события индустриализации показывает, что по сути чуда-то экономического не было.

Даже больше, получается, что не воспользовалась главным ресурсом экономических «чудес» ХХ века – перетоком трудовых ресурсов из сельского хозяйства в промышленность. В отличие от Японии и Южной Кореи, которые им воспользовались. И в значительно степени мы благодарны сталинской пропаганде, скрывавшей от народа сот тысяч погибших на стройках рабского труда людей. Сталинская экономика была неэффективной , да и критерии эффективности были другие, заявляют современные экономисты. Время от времени большевики из рукава доставали то метро, то Днепрогэс и трубили об этом на весь мир игнорируя уничтожение частного предпринимательства, снижение уровня жизни и голод.

Рассматривая огромные кредитные капиталовложения в СССР из-за рубежа, тотальные продажи всевозможных ресурсов из закромов родины, которые привели к голоду и обнищанию населения, современные ученые-историки, изучающие , что экономика была не такой уж и чудесной. Оценивались показатели производства, которые не учитывали снижение тех же показателей потребления в государстве.

Экономический рост во время сталинской индустриализации – всего лишь возвращение к многолетней тенденции плавного роста экономики, которая существовала и до, и после Сталина, после провала, вызванного коллективизацией.

Мысли об этом приходят при чтении исследования «Первая мировая, Гражданская и восстановление: России с 1913 по 1928» (Great War, Civil War, and Recovery: Russia"s National Income, 1913 to 1928). Его авторам – Андрею Маркевичу (РЭШ) и Марку Харрисону (Уорикский университет) – за что они получили Национальную премию по прикладной экономике.Проректор РЭШ Константин Сонин считает, что данное исследование помогает «стряхивать с ушей разного рода версии экономического развития нашей страны в ХХ веке».

К 1940 году по объему промышленной продукции СССР занял второе место в мире, уступая лишь США. С помощью иностранных инженеров было подготовлено более 2 млн. советских специалистов, которые освоили новые технологии. При этом население государства сократилось на 10 миллионов по самым минимальным оценкам от преждевременных смертей.

January 24th, 2016

У красно-коричневого политрука с ником то ли "верхняя вольта", то ли "бантустан" обнаружил через вред-ленту донельзя глупую кричалку:

Есть такое "преступление" Сталина, как индустриализация. В ее рамках за первые две пятилетки в стране было построено 6 тыс. только крупных предприятия. То есть за 10 лет каждый день в стране появлялось 1,6 индустриальных гиганта. Потом эти заводы помогли нам разгромить нацистов. Без них Победы бы не было. Запомним эту цифру в 1,6 завода в день .

Мощности КМК были запланированы в 1,74 млн. тонн чугуна, 2,15 млн. тонн стали и 1,7 млн. тонн проката в год. Магнитогорского меткомбината - 2,15 млн. тонн чугуна, 1,92 млн. тонн стали и 1,64 млн. тонн проката. На эти показатели комбинаты вышли только в конце 30-х годов, плюс по ним сильно ударили сталинские репрессии в промышленности, когда сотни советских уже инженеров, технологов и рабочих были либо уничтожены, либо отправлены в спортивно-оздоровительные лагеря ГУЛАГа (на КМК пострадало более 430 человек). В 1940 году, как заявляется, выплавка стали в СССР составила 18 миллионов тонн, и КМК с Магниткой дали около 4 с копейками миллионов тонн - т.е. почти четверть всей стали в стране.

3. Азовсталь (Мариуполь).
4. Криворожсталь им. В.И. Ленина (Кривой Рог) - Криворожский метзавод.
5. Запорожсталь (вышла на планируемые мощности только к концу 30-х годов).

И на этом все. Пять крупных предприятий в области черной металлургии за 10 лет. Конечно, помимо крупных предприятий можно насчитать еще десяток-два именно новых, но более мелких заводов, например, Днепроспецсталь на Украине, Нижнетагильский меткомбинат (введен в строй уже в годы войны), Бакальский меткомбинат (ЧМК) в Челябинске (введен в строй также уже в годы войны), Амурсталь (построена американцами в годы войны), а также Синарский трубный завод, Первоуральский новотрубный завод и так далее вплоть до совсем мелочи. Много ли это?

На 1935 год во всем СССР было 69 действующих предприятий черной металлургии (с учетом метизных, трубных и так далее). К 1941 году их число увеличилось, но все равно даже с учетом подсобных производств (например, огнеупоров, метизов и т.п.) речь шла максимум-максимумов о неполной сотне заводов. Кто же построил тогда остальные предприятия? Секрет прост: проклятый царизм.

В годы первой и второй пятилеток большая часть этих производств, а некоторые из них еще и ранее - в 20-х годах - были реконструированы при помощи западных "партнеров" . Это Керченский меткомбинат, Таганрогский метзавод, Мариупольский меткомбинат им. Ильича, Северский трубный завод (основан в 1739 году, кстати), Липецкий метзавод, Донецкий, Енакиевский, Алчевский, Макеевский метзаводы (все в XIX веке), масса уральских заводов - Нытвенский метзавод (основан в 1756 году), Надеждинский метзавод (при СССР - Серовский), Лысьвенский метзавод (основан в 1785 году), Петровск-Забайкальский метзавод (основан в 1789 году), Чусовской метзавод (1879 год), Царицынский (Волгоградский) метзавод (1897) и так далее. Перечислять десятки этих заводов я тут не могу, нет ни сил, ни времени.

Получше была ситуация в цветной металлургии, ибо проклятый царизм здесь имел отставание. Например, в медеплавильной отрасли к существующему Карабашскому заводу американцы построили большевикам Медногорский комбинат, Среднеуральский медеплавильный завод и предприятие Уралэлектромедь. То есть, сразу три новых объекта, из которых один точно тянул на звание крупного производства.

Там, где речь шла о создании принципиально новых отраслей , которых при загнивающем царизме не существовало, коммунисты также строили заводы, но отнюдь не тысячами, и даже не сотнями или десятками. Например, в СССР американцы в 30-х годах построили сразу три гигантских тракторных завода - Харьковский, Сталинградский и Челябинский. Напомним, что от отсталого царизма СССР досталось только два относительно небольших таких завода - "Красный Путиловец" и Харьковский паровозостроительный с небольшим тракторным производством. Аналогичная ситуация была в нефтепереработке - американцы построили и оснастили оборудованием в РСФСР Хабаровский НПЗ, Московский НПЗ, Туапсинский, Уфимский, Орский, Саратовский и Ухтинский заводы. Всего семь, из которых крупными можно назвать лишь три (на тот момент). Затем, как уже писал РесФед, в 40-х годах США подогнали СовДепу оборудование сразу на 4 завода с производственными линиями по выпуску высокооктанового бензинса.

Конечно, можно восхититься, какие большевички молодцы, что реконструировали "трофейные" русские заводы. Но вообще-то это обычная и нормальная практика во всем мире, когда раз в 20-25-30 лет любое предприятие (например, в металлургии) проходит реконструкцию. Эти заводы были бы в свое время реконструированы и без красно-коричневых.

Как понимаете из этих примерных подсчетов вытекает, что никаких тысяч новых предприятий и тем более 6 тысяч новых КРУПНЫХ предприятий, о которых пишут современные безграмотные нео-сталинисты, в природе просто не существовало. Повторю - я смотрел лишь несколько ключевых отраслей, в каких-то картина будет немного иной (например, авиационная отрасль, нефтехимия, двигателестроение и так далее), но нет никаких тысяч и даже сотен новых крупных производств. Хотя тут вопрос как считать.

Например, можно упороться до уровня каких-нибудь песчанных карьеров, мелких рудников, ремонтных депо и так далее. Что касается "старых" отраслей, которые были хорошо развиты при отсталом царизме, то большевики там ничего нового и не создавали. Например, в паровозостроении, где коммунисты, если я не ошибаюсь (я не сильно копенгаген тут), не построили ни одного нового предприятия. А успешно пользовались трофейными русскими Брянским, Луганским, Коломенским, Воткинским, Харьковским, Невским, Путиловским, Сормовским заводами (последний был основан аккурат в 1845 году - задолго до коммунистов).

Надеюсь, теперь понятно, почему сучьи политручки и "историки сталинизма" уже скоро как полвека не заинтересованы в создании полного списка предприятий , "построенных" лучезарным Сталиным? Секрет ведь прост: никаких тысяч заводов нет и в помине . При Сталине американцы и отчасти англичане с немцами построили от силы что-то около сотни, максимум, полутора-двух именно новых производств разного калибра (из них действительно крупных - порядка 20-30, может чуть более), а еще несколько сотен заводов - доставшихся от русских "держиморд" - реконструировали. Вот и все .

Неосовки любят верещать об уникальности "сталинской индустриализации", но если сравнить ее с русской индустриализацией XIX-начала XX веков, с индустриализацией в Европе, Японии, США и даже Латинской Америке, то ничего удивительного в ней нет. Ну, увеличил выплавку стали за 10 лет в три с небольшим раза с низкой базы. Достижение? Клепали на американских заводах американские же тракторы и грузовики, только более фигового качества, чем прототипы - это невероятное достижение?

И главное. Все эти предприятия ни Сталин, ни коммунисты, ни большевики в 30-е годы сами не построили . У них не было ни мозгов, ни возможностей для этого.

Все эти предприятия были спроектированы американцами и отчасти европейцами, их инженеры и проектировщики укомплектовали их оборудованием, которое , а потом перевезено в Страну победившего Сталинизма. Где американские и европейские рабочие и инженеры при участии туземной рабсилы построили Магнитку, ДнепроГЭС, СТЗ, ЧТЗ, Уралмаш, Горьковский автозавод и т.п. Общая стоимость сталинской индустриализации, по разным оценкам, составила около 2-3 миллиардов долларов США и осуществлялась по большей части за счет западных кредитов, которые затем СССР возвращал золотом и кровью .

Своими силами СовДеп провести даже такую, отнюдь не эпическую индустриализацию не мог. Например, в СовДепе к концу 20-х годов просто не было сколько-нибудь заметного числа минимально толковых инженеров - большую часть трофейных полпотовцы уничтожили или отправили на лесоповал, а редкие остатки были добиты в годы "великих чисток" 1936-1939 годов. В эти годы коммунисты уничтожили и посадили в лечебно-оздоровительные профилактории ГУЛАГа десятки тысяч уже своих, советских инженеров, технологов, рабочих (про репрессии Сталина среди старых большевиков и офицеров все знают, а про "чистку" в промышленности даже не заикаются).

Что такое советский инженер в 30-х годах? Это существо с 4, реже 7 классами образования, в большинстве случаев родом из деревни, прошедшее "ускоренные курсы" в туземном ПТУ. Но даже к таким соввласть в конце 30-х годов относилась люто, по-зверски, а любой намек на остатки какого-то образования, например, знание иностранного языка, был чреват смертью. Это не шутка, вот история первых управленцев НКМЗ :

В 1938 году Кирилкина, тогда работавшего на строительстве судостроительного завода в Двинске, обвинили в затягивании работ по строительству подсобных помещений и арестовали. Чекисты сшили Кирилкину комплексное обвинение: тут был и перерасход государственных средств, и связь с националистическим подпольем, и шпионаж в пользу двух иностранных государств, и участие в антисоветской агитации… Впрочем, в виду технической безграмотности последователей Джержинского и Менжинского, некоторые обвинения получались совсем абсурдными. Так, следствие вменило в вину Кирилкину передачу Германии ценных сведений по оборудованию…которое СССР закупал в этой стране!

Следствие по делу Кирилкина шло 4 года и, несмотря на пытки, он не признавал себя виновным. Умер он уже в тюрьме в 1942 году, и место его захоронения не известно. Леонида Коппа, арестованного еще в 1937 году, следователи обвинили в саботаже и расстреляли. В 30-х годах машиной репрессией были уничтожены и многие другие ИТР НКМЗ - третий директор завода З.И. Фалькович, главный инженер Г.Н. Закс и ряд других.

И подобное творилось почти на всех советских заводах тогда (например, вот кратенький и неполный список только из руководства СТЗ). На Криворожстали в 1937 году были расстреляны 18 начальников цехов из 19. На Первоуральском новотрубном заводе (великолепное предприятие, созданное американским инженером Штифелем) за эти три года сменилось 15 (!) директоров, от большинства из которых не уцелело даже фотографии. Кстати, гримаса истории: построенный американцами в 30-е годы Уралвагонзавод, вот ведь прикол, до сих пор носит имя советского выблядка и палача Дзержинского, на которого втихую фапают нынешние интернет-совкофилы.

Так что смело плюйте в рожи красно-коричневых насекомых, которые будут курлыкать про "тысячи новых заводов" при Сралине и требуйте:

P.S. После прочтения этого поста у представителей интеллектуального большинства, но и не только, может сложится превратное мнение, будто я пытаюсь лишь "принизить" достижения развитого сталинизма в части количества заводов. На самом деле, вопрос количества - чисто пропагандистский и глупый, что я и показываю. Проводившие индустриализацию в советском бантустане англо-саксы строили ровно столько, сколько было возможно и нужно. Нужны по расчетам были именно три тракторных завода - столько и сделали. Пять новых металлургических комбинатов-гигантов. И так далее. Естественно, были и отрасли, где кураторы сталкивались с проблемами. В цинковой индустрии, например. Еще более заметно - в нефтехимии и нефтепереработке (т.е. железки совки худо-бедно клепали, а топлива не хватало, качественного не было вообще, а на чем авиации летать?). Поэтому там бились до упора.

В первой половине 20-х годов главная задача внутренней политики состояла в восстановлении разрушенного хозяйства, создании материально – технической и социокультурной основы для построения социализма, обещанного большевиками народу.

После гражданской войны политика « Военного коммунизма » продолжала действовать, но возникший политический и экономический кризис в конце 1920 – начала 1921 гг. показал, что большевистскому правительству необходимо переходить к более гибкой экономической политике.

На X съезде РКП(б) в марте 1921г. Ленин провозгласил о переходе к НЭПу. Законодательно переход к НЭПу был оформлен декретами ВЦИК и Совнаркома, решениями IX съезда Советов, в декабре 1921 г.

Главные цели НЭПа:

Политическая – снять социальную напряженность в стране, укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян.

Экономическая – предотвратить дальнейшее усугубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство.

Социальная – обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества.

Основные мероприятия НЭПа:

  1. Введение НЭПа началось с сельского хозяйства – продразверстка заменена на продовольственный налог. Теперь у крестьян не изымался почти весь хлеб превышающий нормы посева и пропитания, а платится только фиксированный налог, который объявлялся заранее. Все излишки оставшиеся после внесения налога оставались в распоряжении крестьян.
  2. Крестьянину разрешалась свободная торговля продуктами своего хозяйства.
  3. В промышленности частным лицам разрешалось открывать мелкие предприятия и брать в аренду средние предприятия.
  4. Государственным предприятиям давалось больше самостоятельности (самоокупаемость и хозрасчет).
  5. Иностранному капиталу было дано право создавать совместные предприятия с нашим государством.
  6. Отменен принудительный труд, это дало рынок рабочей силы.
  7. Вместо уравнительной системы зарплаты введена тарифная система оплаты.
  8. Проведена денежная реформа – введена твердая денежная единица, обеспеченная золотом.

Итоги НЭПа:

К 1923 году в основном были восстановлены дореволюционные посевные площади.

В 1925г. валовый сбор зерна почти на 21% превысил среднегодовой уровень предвоенной России.

Улучшилось снабжение промышленности сельскохозяйственным сырьем сырьем.

В 1926 году по основным видам продукции был достигнут довоенный уровень промышленного производства.

Улучшились условия жизни городского и сельского населения.

Началась отмена карточной системы распределения продуктов питания.

НЭП считался переходным этапом от капитализма к социализму на основе широкого использования рыночных отношений, временным отступлением, допуском капитализма при контроле партии. Частные предприниматели («нэпманы») облагались налогом, ставились под контроль, ограничивались в правах. Пока рынок находился у частника, предстояло развить государственную экономику. НЭП должен был обеспечить победу социализма.

  1. Образование СССР:

После Февральской и Октябрьской революций 1917г наблюдался процесс распада Российской империи. Однако ни на одной национальной территории, кроме Финляндии и Польши, не образовалось действительно самостоятельных государств. Все территории, объявляя о своей государственной самостоятельности были вынуждены, в конечном счете опираться на союз с «белыми», либо с «красными». Это свидетельствовало о том, что национальные движения стремились к региональной самостоятельности, но не к национальной государственности.

После окончания гражданской войны на территории бывшей Российской империи существовал ряд формально независимых государств: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Бухарская ССР, Хорезмская НСР, Дальневосточная республика. В каждой республике были свои органы государственной власти и управления, действовала своя конституция, но фактически в большинстве из них власть принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившим в состав единой РКП(б). Это облегчало процесс объединения суверенных республик в единое государство. Вместе с тем к государственному объединению подталкивали и экономические обстоятельства: веками складывавшаяся хозяйственная взаимозависимость и экономическая взаимосвязь национальных районов.

В 1920 – 1922 гг. все советские республики заключили с РСФСР и между собой двусторонние соглашения о хозяйственном и дипломатическом союзе. А в 1922 году Азербайджан, Грузия, Армения образовали Закавказскую советскую социалистическую федерацию.

Задачи восстановления и развития хозяйства республик, укрепление советского политического строя и обороноспособности потребовали дальнейшего совершенствования существующих связей.

В августе 1922 года Политбюро ЦК РКП(б) образовало комиссию для подготовки законопроекта о новой форме государственного объединения.

Была принята идея Ленина об образовании союзного государства как федерации равных республик.

В декабре 1922г.во всех республиках состоялись съезды советов, участники которых одобрили предложение Ленина.

30 декабря 1922 г. состоялся первый Всесоюзный съезд Советов, который утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР.

Декларация провозгласила принципы добровольности объединения, равноправия республик и их права свободного выхода из союза.

Договор определял систему союзных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения с республиканскими управленческими структурами.

Значительную часть своих полномочий республики передавали центральным органам: международное представительство, оборону, пересмотр границ, государственную безопасность, внешнюю торговлю, транспорт, бюджет, связь.

В ведении союзных республик оставались: внутренние дела, земледелие, просвещение, юстиция, социальное обеспечение, здравоохранение. Высшим органом власти был объявлен Всесоюзный съезд Советов, а в период между съездами – Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) Советов. Он состоял из двух законодательных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Высшим исполнительным органом стал Совет Народных Комиссаров СССР.

Постепенно СССР расширялся: в 1924 году в его состав вошли Узбекистан и Туркмения, в 1929 году – Таджикистан, в 1936 – Киргизия, Казахстан, а Закавказская республика разделилась на Азербайджанскую, Армянскую и Грузинскую республики, которые самостоятельно вошли в СССР. В 1940 году были присоединены Литва, Латвия, Эстония, Молдавия, Карело-Финская республика (последняя в 1956 году была преобразована из статуса республики в Карельскую автономную ССР). С этого времени СССР состоял из 15 республик.

СССР просуществовал до конца 1991 года.

  1. Индустриализация в СССР.

Индустриализация- это процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях хозяйства.

Во второй половине 20х годов важнейшей задачей экономического развития страны стало решение проблемы модернизации - превращения страны из аграрной в индустриальную, обеспечение ее экономической независимости и укрепления обороноспособности. Но экономические механизмы НЭПа, пригодные для восстановительного периода, стали давать сбои:

Иссякли резервы промышленного оборудования и необходимы были огромные капиталовложения для реконструкции старых заводов и создания новых отраслей промышленности;

Предприниматели, чувствуя свою временность и непрочность положения, получаемую прибыль старались скорее израсходовать, пожить в свое удовольствие и ни о каких долговременных вложениях капиталов, расширении сферы деятельности и выпуска товаров не думали;

Дефицит промышленных товаров (происходил также и потому, что частные капиталы направлялись прежде всего в торговлю).

В этих условиях требовалось разработать принципиально новую экономическую программу, отвечающую требованиям модернизации.

В декабре 1925 года на XIV съезде ВКП(б) был провозглашен курс на индустриализацию. Тогда же были определены и ее основные цели:

Ликвидировать технико-экономическую отсталость страны;

Достигнуть экономической независимости;

Создать мощную оборонную промышленность;

Развивать в первую очередь базовые отрасли промышленности (топливную, металлургическую, химическую, машиностроительную).

Начало политики индустриализации было законодательно закреплено в апреле 1927 года IV съездом Советов СССР.

Основные мероприятия индустриализации:

1) Введена система пятилетнего планирования – пятилетки (четко определены цели, которые необходимо было достигнуть в течение пяти лет – количество заводов, годовой продукции и т.п.).

2) Централизация распределения средств и ресурсов.

3) Единоначалие в руководстве отраслями промышленности и директивное командование.

4) Максимальное развитие производства средств производства (товары группы «А»)

Механизмы и средства для индустриализации:

1) Перекачка средств из аграрного сектора в индустриальный (из страны вывозилось продовольствие на продажу).

2) Вывозилось на продажу сырье (лес, нефть и т.д.).

3) Распродавались сокровища музеев.

4) Правительство начало выпускать займы, осуществило эмиссию денег.

5) Организована система социалистического соревнования, вызвавшая массовый энтузиазм, стахановское движение.

Итоги первых пятилеток

Первая пятилетка была завершена за 4,3 года (1928-32 гг.). Хотя не все задания пятилетки были выполнены, но в области индустриализации был сделан значительный шаг:

Производство продукции тяжелой промышленности выросло в 2.8 раза;

Производство в области машиностроения – в 4 раза;

Было сооружено 1500 предприятий;

Создано 100 городов;

Была введена в строй Туркестано-Сибирская железная дорога – 1500км;

Запущены в работу гиганты Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, крупные угольные шахты в Донбассе и Кузбассе, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Московский и Горьковский автозаводы.

В мире СССР вышел на I место по темпам роста производства, получил экономическую независимость.

Вторая пятилетка также была выполнена досрочно, за 4 года 3 месяца (1933 – 1937гг.) – во II пятилетке СССР из аграрно-индустриальной страны начал превращаться в индустриально-аграрную державу:

Возведено уже 4500 предприятий;

Выплавка стали выросла в 3 раза;

Производство электроэнергии возросло в 2,5 раза;

Появились гиганты – Уралмаш, Краматорский машиностроительный завод, Челябинский тракторный, Уральский вагоностроительный, «Азовсталь», «Запорожсталь», авиазаводы в Москве, Харькове, Куйбышеве.

В Москве проложена первая линия метрополитена.

Всего производство промышленной продукции за две пятилетки увеличилось в 4,5 раза. В намеченный Сталиным 10 летний срок страна, путем неимоверных усилий и лишений, все-таки обогнана по своей индустриальной мощи крупнейшие государства Европы.

  1. Коллективизация

Индустриальный рывок тяжело отразился на положении крестьянских хозяйств. Чрезмерное налоговое обложение возбуждало недовольство сельского населения. Непомерно увеличились цены на промышленные товары. Одновременно искусственно занижались государственные закупочные цены на хлеб. В результате от крестьянства резко сократились поставки зерна государству. Это вызвало осложнения с хлебозаготовками и глубокий хлебный кризис конца 1927г. Требовалась коренная перестройка аграрного сектора.

В декабре 1927г., на XV съезде партии было решено провести реформирование аграрного сектора по ленинскому принципу – осуществить постепенный переход от мелких частных крестьянских хозяйств через кооперацию к крупному коллективному труду.

7 ноября 1929г. в «Правде» появилась статья Сталина «Год великого перелома», где говорилось о коренном переломе в развитии земледелия от мелкого и отсталого индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию.

Практическое проведение курса на коллективизацию выразилось в повсеместном создании колхозов. Из госбюджета выделялись значительные суммы на финансирование колхозов. Им предоставлялись льготные кредиты, льготы в налогообложении и снабжения сельхозтехникой.

Для обеспечения колхозов первоначальной базой проводилась политика раскулачивания. С конца 1929г. до середины 1930г. было раскулачено свыше 320тыс. крестьянских хозяйств. Их имущество стоимостью более 175млн. рублей было передано колхозам.

Для оказания помощи местным властям в организации колхозов и контроле за ними, в деревню было направлено 25тыс. городских коммунистов («Двадцатипятитысячники»).

Коллективизацию планировалось осуществить в масштабе всей страны к концу первой пятилетки. В сентябре 1931г. колхозы объединяли 60% крестьянских хозяйств.

В 1934г. колхозами было охвачено 75% крестьянских хозяйств. К концу второй пятилетки в колхозах находилось 93% крестьянских хозяйств.

Колхозники первоначально использовали собственный инвентарь и скот (обобществленный), скот и инвентарь кулацких хозяйств, затем по мере развития промышленности на колхозных полях появляется техника, переданная или проданная государством. Для технического обслуживания колхозов в районах организовывались МТС (машинотракторные станции). Одна МТС на несколько колхозов. В руководство колхозов избирались председатели (по рекомендации партийных органов), которые затем контролировались партийными и светскими органами. Планы колхозных посевов утверждались исполкомами районных Советов, а затем сообщались в хозяйства.

Размеры зарплаты колхозников и механизаторов определялись не колхозами, а партийными и советскими органами. В 1933г. была введена система обязательных поставок сельхозпродукции государству. У колхозов изымалось до 70% урожая. Остальное оставлялось на нужды колхозов и колхозников.

Реорганизация села и изъятие с/х продукции у еще не окрепших колхозов вызвали в 1933г. голод в некоторых регионах и сокращение с/х производства.

Но главная проблема государства все же была решена успешно – несмотря на сокращение производства с/х продукции на начальном этапе коллективизации, государственные поставки зерна увеличились в 2 раза. Это позволило обеспечить стабильность в снабжении продовольствием городов и промышленных работников, накопить средства для развития промышленности.

Кроме того, коллективизация выполнила важную политико-идеологическую задачу, уничтожив последний пережиток капитализма – частнособственническое крестьянское хозяйство.

Лекция № 12


Похожая информация.