Модернизация и ее значение для российской экономики. Модернизация экономики и экономическое развитие россии

Модернизация экономики - это вид экономической деятельности, главной целью которого является развитие экономики до уровня развития западных стран. По сути, модернизация заключается в стремлении экономики побороть отставание путем усовершенствования всех сфер экономики внутри страны.

Модернизация экономики - понятие довольно общее, в различных научных трудах можно встретить разную расшифровку этого определения. Например, часто понятие модернизация встречается не как процесс, а как сам проект.

Как вид экономической деятельности, модернизация экономики может иметь цели. Основными целями являются:

Формирование современной экономики - главная цель модернизации.

Обновление всех технически устаревших аспектов производства, развитие материальной базы производства.

Сокращение некоторых отраслей экономики.

Мощное развитие и поддержка некоторых отраслей, которые являются катализаторами общего экономического развития страны.

Главной целью модернизации все же считается формирование правильной и современной экономики, все остальные цели являются сопутствующими.

Интересным определением является часто встречающийся «механизм модернизации». Он вызывает интерес и с теоретической точки зрения, и в контексте общенаучных категорий. Он также имеет несколько значений, основным из которых считается следующий: механизм - это совокупность движущихся тел, которые тесно связаны друг с другом и постоянно соприкасаются. Это понятие актуально для деталей машин и прочего. Проведя параллель между общим определением модернизации и механизма, можно прийти к выводу, что механизм модернизации - это совокупность действий, направленных на непрерывное формирование современной экономики России, которые связаны между собой различными сферами деятельности. То есть, можно сказать, что эти действия являются основополагающими в разрезе ресурсов экономической деятельности.

Многие ученые считают, что механизм модернизации представляет собой не что иное, как регулирование всех сфер экономики, отслеживание результатов и выработка управляющих воздействий.

Модернизация белорусской экономики и ее механизм - сложное явление, тем самым она вызывает множество споров, критик и размышлений у великих умов человечества. Разносторонность понятий влияет на появление массы теорий, различных точек зрения и объяснений. Модернизация и развитие экономики заинтересовала не только представителей экономических сфер науки, но притянула других ученых из других отраслей. Львиную долю исследований и большую инициативу проявляют юристы. Их труды посвящены именно регулированию процессов механизма и влиянию их на развитие общеполитических понятий.

Многие ученые предполагают, что можно сравнивать модернизацию экономической системы Республики Беларусь с понятием «инновации».

Такая интерпретация выглядит не достаточно убедительно, так как инновационные средства относятся больше к целям модернизации, а не к определению самого общего понятии. То есть инновации - это средства, позволяющие экономическим показателям расти, это необходимый базовый элемент для достижения главной общей цели - модернизации.

Модернизация экономики Республики Беларусь больше определяется как средство, поэтому можно сказать, что средство управления экономической сферой деятельности страны является инструментом, то есть способом экономического воздействия на отношения в сфере предпринимательства.

Модернизация экономики требует тщательного и подробного изучения.

1

Проведен анализ понятий модернизация и модернизация экономики. Обосновано, что в экономической науке они рассматриваются слишком обще и для использования в управлении необходимо их уточнение с учетом особенностей современного этапа развития. Авторами предложено понятие инновационная модернизация экономики, под которым понимается не только переведение экономики на принципиально новый уровень обеспечения достижений современных параметров экономического развития, но и формирование способности экономики к инновационному саморазвитию. Это значит, что система управления экономикой должна опираться и на эффективное взаимодействие методов и инструментов управления, и на их своевременное инновационное обновление. Для перехода экономики на инновационный путь развития нужно своевременно и эффективно обновлять сам процесс управления инновационным развитием.

модернизация

системная модернизация

модернизация экономики

инновационная модернизация экономики

1. Батукова Л.Р. Модернизация: общие закономерности, основные аспекты управления // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. –М., 2012.– № 3(144). – С. 9–18.

2. Батукова Л.Р. Модернизация региональной социально-экономической системы в условиях глобального инновационного развития // Перспективы развития современного общества: инновации и модернизация: Материалы международной научно-практической конференции (25 июня 2012 г.): в 3 ч. – Ч.1. – Саратов: ИЦ «Наука», 2012. – С. 59–60. – 201с.

3. Батукова Л.Р. Концептуальные подходы к формированию системы управления модернизацией: взаимообусловленность экономического и институционального аспектов, основы управления проведением модернизационных реформ // Посткризисное развитие современного общества: взгляд в будущее(экономические, социальные, философские, правовые аспекты): материалы международной научно-практической конференции (7 октября 2011 г.): в 3 ч. – Ч.1 / отв. ред. В.И. Долгий. – Саратов: ИЦ «Наука», 2011. – С. 49–58. – 224 с.

4. Белякова Г.Я., Батукова Л.Р. Модернизационные реформы: вопросы целеполагания и основные аспекты системы управления. – СПб.: Проблемы современной экономики, Евразийский международный научно-аналитический журнал. – 2011. – № 4(40).

5. Клейнер Г.Б. Системная модернизация российской экономики // Cб. материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летнему юбилею ВЗФЭИ. – М.: ВЗФЭИ, 2011.

В современном мире, когда переход мирового хозяйства к приоритетам передовых технологических укладов обостряет конкурентную борьбу, все большее значение для стран приобретает создание динамично развивающейся инновационной экономики. Это обусловило разработку в России на федеральном и региональном уровнях законодательных и нормативных документов, а также концепций и программ модернизации, которые выступают инструментом переведения экономики на инновационный путь развития и предусматривают формирование новой технологической базы, основанной на использовании новейших достижений в области науки и техники .

Необходимость управлять переведением экономики на новый путь развития актуализирует научные исследования в области теории модернизации. В связи с этим в экономической науке все большее распространение получаетпонятие инновационной модернизации .Отечественные ученые рассматривают его с разных сторон (таблица), в том числе как:

  • процесс активизации нововведений со стороны высокотехнологичных и наукоемких отраслей, которые призваны стать инновационным ядром отечественной промышленности;
  • переход к новому типу экономики, где ведущим фактором производства становится коммерциализация нового научно-технического знания;
  • процесс эволюционного развития техники и технологий, подталкиваемые информационной революцией;
  • процесс перехода к новому типу, модели развития страны;
  • комплекс взаимосвязанных экономических, технологических политических и институциональных изменений, причем последние два являются ведущими.

Анализ применяемых подходов позволил сделать вывод о том, что понятие инновационной модернизации в экономической науке рассматривается слишком обще и для использования в управлении переходом экономики на инновационный путь развития необходимо его уточнение и конкретизация .

Контекст понятия «инновационная модернизация», используемый в современных научных исследованиях

Демин С.С. (2012)

Инновационная модернизация высокотехнологичных и наукоемких отраслей призвана не только активизировать процесс коммерциализации интеллектуального потенциала в условиях рыночной среды, но и обеспечить качество и эффективность современной экономики в целом

Вебер А.Б.; Галкин А.А.; Красин Ю.А.; Никовская Л.И.; Пантин В.И. (2011)

Инновационная модернизация - это процесс изменения типа социально-экономического развития общества и требующий коренной трансформации существующей политической системы, поскольку существующий правовой и политический порядок не соответствует целям инновационного технологического развития

Дудакова Л.Г. (2010)

Инновационная модернизация экономических систем как процесс подразумевает углубление взаимозависимости объема капиталовложений в генерирование нового знания, коммерциализацию его результатов и эффективности макроэкономических процессов, организационно-хозяйственных механизмов и методов государственного регулирования народного хозяйства. В отличие от организационно-технологической модернизации, инновационное совершенствование внутренних взаимодействий в экономической системе, степени их адаптированности к внешним воздействиям предполагает наличие нового знания, генерирование которого превращается в экономический процесс инвестиционного характера

Келле В.Ж. (2010)

Инновационная модернизация - это современная модернизация, которая представляет собой переход страны на инновационный путь развития, на инновационный сценарий

Ушаков Д.С. (2009)

Инновационная модернизация экономических отношений - это углубление взаимозависимости объема капиталовложений в разработку нового знания, коммерциализации его результатов и эффективности макроэкономических процессов, организационно-хозяйственных механизмов и методов государственного регулирования народного хозяйства

Понятие инновационная модернизация тесно связано с понятиями модернизация и модернизация экономики, что обуславливает необходимость их совместного рассмотрения.

В научной и специальной литературе имеется достаточно широкий спектр определений понятия модернизация, рассмотрение которых позволило сделать вывод о том, что в настоящее время данная категория применяется в следующих двух основных контекстах:

Во-первых, под модернизацией в науке понимают процесс комплексного совершенствования общественного устройства, т.е. его переход к более современным формам и состояниям на основе широкого использования достижений научно-технического и технологического прогресса. В ходе модернизации достигаются системные изменения производительных сил, политического, социального и институционального устройства. Потому этот видмодернизации в научной литературе еще называют системной модернизацией (Г.Б. Клейнер );

Во-вторых, под модернизацией понимают процесс совершенствования одной из сфер общественной жизни. В данном случае в качестве объекта модернизации могут выступать самые разные сферы жизни общества. Может осуществляться модернизация промышленного производства, социального обеспечения граждан, государственного управления, армии, политической системы и т.д.

В ходе обоих процессов реализуются комплексные преобразования (трансформация общественных отношений, структур, подсистем, образующих объект модернизации), результатом которых является переход соответствующего объекта к более высокому уровню системной организации. Поэтому современные исследователи все чаще склоняются к тому, чтобы рассматривать модернизацию не только как процесс трансформации, но и как инструмент, использование которого позволяет перейти обществу или его подсистеме к более высокому уровню организации, соответствующему наиболее передовым образцам современности.

В рамках первого контекста современные исследователи выделяют следующие имевшие место в истории развитых стран Европы периоды модернизации:

1) формирование мануфактурного способа производства (раннеиндустриальная модернизация, XVI - середина XVIII века);

2) формирование и окончательное закрепление промышленного способа производства (ранняя индустриальная модернизация, конец XVIII века - конец XIX века);

3) формирование и расцвет массового производства (познеиндустриальная модернизация, конец XIX - конец XX века);

4) постиндустриальная модернизация, формирование экономики знаний.

Первоначально под основным направлением реализации модернизации в первом контексте, в странах, не относящихся к мировым центрам роста, понималась «догоняющая модернизация», как подражание Западному проекту (вестернизация). Сегодня под влиянием успеха «новых индустриальных стран» формируется новая парадигма системной модернизации - «модернизация без вестернизации», т.е. модернизация как национальный проект (С. Хантингтон, Р. Инглегарт, Ш. Эйзенштадт, Э. Гидденс, В. Цапф). Это предполагает органическое включение ряда стран в новые технологические уклады с сохранением наиболее важных социокультурных и институциональных особенностей их общественного устройства.

Во втором контекстепод модернизацией предполагается улучшение, обновление, конкретной сферы общественной жизни в русле идеологии бенчмаркинга, т.е. по сравнению наилучшими, как правило, мировыми образцами, имеющимися в странах-лидерах экономического и социального развития.

Подготавливается модернизация глобальными процессами распространения современных идей, институтов и технологий из мировых центров развития, а также эндогенным состоянием конкретных стран и регионов. Но разворачивается процесс модернизации всегда в рамках конкретной региональной системы: страны, ее регионов. Поэтому в качестве объекта при формировании проекта модернизации должна быть выделена конкретная территориальная социоэкономическая система.

Анализ и оценка наиболее широко используемых в науке и экономической практике определений системной модернизации позволяет сделать вывод о том, что они не в полной мере отражают сущность данного понятия на современном этапе научно-технического и технологического развития. Обобщая взгляды разных авторов,следует заключить, что в настоящее время под понятием системной модернизация чаще всего понимают такое обновление социально-экономического механизма общества, отставшего в технико-технологическом и институциональном развитии, которое обеспечивает его переход к современному, индустриальному обществу капиталистического типа.

Понятие модернизация экономики тесно связано с понятием системной модернизации. Оно концентрирует внимание на экономике как базовой системе, формирующей объективные предпосылки системной модернизации и закрепляющей новые формы экономических отношений. Поэтому недостаточно полное раскрытие сущности понятия системная модернизация обусловливает не в полной мере раскрытие сущности понятия модернизация экономики.

Под понятием модернизация экономики в научной литературе в настоящее время чаще всего понимается развитие экономической системы общества на основе передовых достижений в области техники и технологий в соответствии с новыми техническими условиями, требованиями, нормами, показателями качества, которое сопровождается необходимыми изменениями в институциональной и политической сферах общественной жизни.

На наш взгляд, в данных понятиях не нашла достаточного отражения необходимость структурной перестройки производительных сил на основе передовых технологических укладов.

Поэтому предлагается определить понятие модернизации экономики как процесс ее комплексного преобразования на основе структурной перестройки производительных сил, который направлен на достижение нового качества экономического роста за счет переведения экономики на передовые технологические уклады. Такое определение закладывает методологические основы оценки и управления процессом модернизации экономики. Но оно все-таки не учитывает особенность современного этапа развития, которая состоит в том, что определяющим фактором экономического роста любой современной территориальной социоэкономической системы выступает эффективный инновационный процесс.

Согласно теории инновационного развития, для достижения нового качества экономического роста необходимо, чтобы рост экономики опирался на продуктовые, процессные, маркетинговые и организационные инновации. Управление этим процессом составляет основу инновационного развития экономики. Поэтому авторами предлагается использовать понятие инновационная модернизация экономики, под которым понимается не только переведение экономической системы на принципиально новый уровень обеспечения достижений современных параметров экономического развития за счет внедрения инноваций, как единовременное явление, но формирование способности экономики к инновационному саморазвитию. Безусловно, это может осуществляться только за счет эффективного взаимодействия методов и инструментов управления инновационным обновлением, последовательного и комплексного внедрения инноваций и создания и использования условий, способствующих инновационному обновлению. Это значит, что система управления сама должна на инновационной основе постоянно обновляться, перестраиваться. Данную категорию необходимо рассматривать как важнейшую характеристику модернизации и значительно отличную от понятий инновационного развития и модернизации экономики, как было показано выше.

Рецензенты:

Поподько Г.И., д.э.н., ведущий научный сотрудник Красноярского отделения Института экономики и организации промышленного производства СОРАН, г. Красноярск;

Владимирова О.Н., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Финансы и кредит», ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск.

Работа поступила в редакцию 06.11.2013.

Библиографическая ссылка

Белякова Г.Я., Батукова Л.Р. ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ, ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПОНЯТИЯМИ МОДЕРНИЗАЦИЯ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10-11. – С. 2495-2498;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32822 (дата обращения: 30.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

ВВЕДЕНИЕ

Предприятие - основное и незаменимое звено национальной экономики, самостоятельный хозяйствующий уставный субъект, обладающий правами юридического лица и осуществляющий производственную, научно - исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения соответствующей прибыли (доходов). Оно имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом.

Важным признаком предприятия как юридического лица является его способность выступать на рынке от своего имени. Оно в соответствии с законодательством может заключать все виды гражданско-правовых договоров с другими хозяйствующими субъектами (потребителями продукции, поставщиками всех факторов производства, с другими юридическими и физическими лицами).

В рыночной экономике, предприятия представляют собой центры активной деятельности людей, в которых производятся блага для удовлетворения спроса в условиях определенного риска. От предприятия требуется разрабатывать продукцию, соответствующую своему назначению, обеспечению определенного стандарта качественных характеристик и сохранению производственного потенциала, а также предприятия должны в своей деятельности предусматривать и экологические цели.

Цели курсовой работы:

1) раскрыть теоретический материал в первой части работы. В данной работе освещается вопрос "Модернизация экономики".

2) провести экономические расчеты и экономический анализ деятельности предприятия и предложить реорганизацию с учетом изменения конъюнктуры рынка и с учетом прибыльности, исходя из ресурсных возможностей.

"МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ"

Экономический рост для России - категорический императив. Вопрос заключается в том, как в течение 15 лет обеспечить высокие устойчивые темпы в 8-9% в год. Возможности для этого есть, они заложены, прежде всего:

1) в освоении мировых достижений;

2) в посткризисном развитии;

3) в агрессивности молодого российского бизнеса;

4) в преодолении отставания последних 15-20 лет.

В настоящее время есть единственный реальный путь решения задачи стабилизации достаточно высокого экономического роста последних 8 лет - модернизация экономики на основе частной инициативы. Для этого необходимо:

1) максимально возможная либерализация экономики;

2) снятие административных барьеров развития предпринимательства;

3) снижение до минимума участия государства в экономике;

4) сокращение государственных расходов;

5) сокращение в целом бремени государства на бизнес.

Увеличение государственных расходов до определенного уровня позитивно влияет на экономический рост. Кроме защиты правопорядка, прав собственности, стабильности денежной массы государство обязано производить публичные услуги, которые включают национальную оборону, охрану здоровья и окружающей среды, образование и т.п. Однако увеличение государственных расходов в следующем цикле начинает сдерживать экономический рост. Их оптимальный уровень для каждой страны свой и зависит от стадии ее развития.

С 1970-1980 гг. в развитых странах доля государственных расходов в ВВП, до тех пор постоянно возраставшая, стала сокращаться.

Практически во всех странах точка перегиба тенденции наступила между 1980 и 1995 годами. Исключение составили Япония и Корея, где рост доли государственных расходов еще продолжается. К тому же, почти во всех странах наивысшие темпы роста обеспечивались тогда, когда уровень государственных расходов был низким, и снижались по мере его повышения. Среди развитых стран в 1990-е годы темпы роста оказались выше в тех из них, где были ниже государственные расходы.

Сегодня проводимая в России экономическая политика в целом соответствует мировой тенденции. Однако реализуется она недостаточно последовательно. Нынешний уровень налогового бремени и государственных расходов для растущей экономики чрезмерно высок. Между тем, увеличение государственных расходов необходимо практически во всех сферах: армия, наука, образование, здравоохранение, государственная служба и т.д. Но обеспечить эти нужды можно только за счет повышения доходов, то есть роста экономики, а для этого надо сокращать расходы и снижать налоги.

Бремя государства - результат не только увеличения ставок налогов и бюджетных расходов. Оно связано также с наличием крупного государственного сектора в экономике и неформальными воздействиями на нее государственных учреждений и их представителей. Государственные предприятия или АО с государственным участием в значительных масштабах, хотя и не всегда явно, получают преимущества при размещении госзаказов, формировании тарифов на тепло- и электроэнергию, грузовые перевозки и т.п. Государственный сектор генерирует неравенство условий конкуренции и нерыночные отношения, порождает и множит злоупотребления. В России неформальные воздействия государственных учреждений на бизнес включают:

1) излишнее регулирование, административные барьеры, злоупотребление властью ("белая зона");

2) нелегальные принудительные поборы с бизнеса на благие цели ("серая зона");

3) коррупцию, взятки чиновникам ("черная зона").

Доля государственного сектора в ВВП оценивается в 15-16%, неформальные воздействия государства на экономику - 7,5-9 % ВВП. Всего бремя государства оценивается примерно в 60-65% ВВП. Это на порядок больше, чем в странах Европы. По оценкам, под контролем государства находится не менее 50% активов и соответственно около 50,5% ВВП. Если это так, то о российской экономике можно говорить как об экономике государственной, несмотря на проведенные рыночные реформы.

В силу этого, наиболее актуальной задачей сегодня является модернизация экономики и государства. Модернизация - объективный процесс изменения, развития, улучшения, конструирования инновационной деятельности и преодоления традиций, накопления положительных изменений в обществе, рост экономики, совершенствование социальных отношений, выработка гражданской ответственности. Категория "модернизация" трактуется как совокупность взаимосвязанных процессов накопления капитала (мобилизации ресурсов), развития производства и повышения производительности труда и т.п. Модернизация ассоциируется с изменениями, которые происходят в экономической, технико-технологической, политической, общественно-культурной сферах общества.

Модернизация в современном понимании является не индустриализацией (как это было в XIX-XX вв.), а ломкой громоздких институтов и технологий, не отвечающих современным реалиям и движению в направлении постиндустриального общества. Современные концепции модернизации экономики укладываются в рамки постиндустриальной теории с принципом доминирования технологических аспектов организации общественного производства над оценкой его классовой структуры.

При определении перспектив развития российской экономики, необходимость крупномасштабной модернизации рассматривается в качестве стратегической задачи реструктуризации народнохозяйственного комплекса страны. Механизмы экономической модернизации в трансформируемой экономике приводятся в действие инструментами денежно-кредитной, финансовой, страховой, инвестиционной, налоговой и валютной политики. Все составляющие модернизационного процесса (материально-вещественные, человеческий капитал, организационные формы и структуры) требуют качественного, радикального улучшения сложившейся макроэкономической среды, общих условий развития предпринимательства. Таким образом, экономическая модернизация предприятий, фирм и корпораций на современном этапе включает глобализацию экономических отношений и их трансформацию в соответствии с требованием обеспечения конкурентоспособности российских экономических агентов.

Важно определить приоритетные направления и формы экономической модернизации. Они не могут выбираться произвольно на основе субъективных пожеланий и решений какого-либо уровня законодательной или исполнительной власти. Опыт последних 200-300 лет показывает, что лидирующие позиции в мировой экономике занимали те страны, которые в своем экономическом развитии опирались в первую очередь на собственные сравнительные, конкурентные и выявленные преимущества.

Важнейшая задача России в контексте модернизации состоит в переходе от сырьевой экономики к экономике развития, инновационной стратегии роста. Ограничение модернизации заключается в том, что Россия не обладает нормальными организационными и финансовыми технологиями роста. В осуществлении стратегии модернизации роль государства в жизнеустройстве страны имеет, таким образом, принципиальное значение. "Государственнический комплекс" российского общества предопределяется также исторической судьбой страны и сакральным восприятием высшей власти, основным этическим измерением которой оно полагает не формально-юридическую законность, а социальную справедливость. По этой причине вытеснение государства из экономической жизни и его ограничение функциями "ночного сторожа" не было и никогда не будет позитивно воспринято российским обществом.

Доминирующее в России последнее время либеральное представление о роли государства в экономическом развитии предполагало невмешательство государства в хозяйственные процессы - для достижения благополучия достаточно "правильных" институтов и "правильных" законов. В этом отношении присутствие государства в экономике должно быть минимальным. Сегодня активно развивается идея резкого усиления роли государства в экономике, которая воплощается в жизнь в форме скрытой национализации крупных активов. Однако так ведет себя слабое государство, которое хочет только подстраховаться на случай неожиданностей, в том числе политических, и иметь гарантированный доход в бюджет от сырьевых компаний.

Механизмы экономической модернизации приводятся в действие способами денежно-кредитной, финансовой, инвестиционной, налоговой и валютной политики. Все составляющие модернизационного процесса (материально-вещественные, человеческий капитал, организационные формы и структуры) требуют качественного, радикального улучшения существующей ныне макроэкономической среды, общих условий развития предпринимательства, конкурентоспособной модели развития национальных фирм.

Современная модернизация включает, кроме основополагающих внутренних компонентов, также формирование новой модели развития компаний. Обеспечивая опережающие темпы развития своих национальных предприятий и фирм, Россия может реализовать стратегию модернизации и встретится с развитыми странами на будущей исторической траектории.

Формирование новой стратегии модернизационного роста экономики обозначило проблему выбора факторов роста: должен ли рост, как и прежде, опираться на внешний спрос и осуществляться через расширение экспорта, что в российских условиях означало сохранение сырьевой основы роста экономики, или же главным должен стать внутренний спрос. Проектируя модель и факторы роста, необходимо также выделить внутренние и внешние риски, снижающие складывающуюся экономическую стабильность.

Принципиальной отличительной чертой экономики развития является переход от доминирования трансформационных изменений к хозяйственной самоподдерживающей динамике. Значительно усиливается роль внутренних факторов, национального рынка в силу укрепления целостности, органического единства экономической системы государства, с одной стороны, и в результате ограничений, связанных с усилением в последнее время, турбулентных процессов в мировой экономике - с другой.

Таким образом, новая парадигма экономического роста состоит в переходе от экономики предложения к экономике спроса, базирующейся не на внешних финансовых, товарных и других инъекциях и жестких монетарных ограничениях, а на ощутимом увеличении внутреннего производственного и личного потребления, на диверсификации доходов и потребительского спроса, на максимальном привлечении и утилизации собственных материальных, финансовых, трудовых, технологических, интеллектуальных ресурсов.

Прежде всего, должны быть правильно определены и сформулированы цели экономической политики, которые непосредственно вытекают из национальных экономических интересов и тесно коррелируют с ними. Главной целью экономической политики России является закрепление, приумножение, диверсификация сравнительных и конкурентных преимуществ в различных областях и сферах экономики, что в условиях ее открытости представляет главный ресурс для решения и текущих, и стратегических социально-экономических проблем. Речь идет о совокупности мероприятий экономического, политического, финансового, организационного содействия отраслям и производствам, которые по своим статическим и в особенности динамическим характеристикам, таким, как цена, качество, производительность, долговечность и пр., являются сейчас и будут оставаться в перспективе конкурентоспособными на внутреннем и мировом рынках.

Модернизация экономики – это вид экономической деятельности, главной целью которого является развитие российской экономики до уровня развития западных стран. По сути, модернизация заключается в стремлении экономики России побороть отставание путем усовершенствования всех сфер экономики внутри страны.

Модернизация экономики – понятие довольно общее, в различных научных трудах можно встретить разную расшифровку этого определения. Например, часто понятие модернизация встречается не как процесс, а как сам проект.

Цели модернизации экономики

Как вид экономической деятельности, модернизация экономики может иметь цели. Основными целями являются:

  • Формирование современной российской экономики – главная цель модернизации.
  • Обновление всех технически устаревших аспектов производства, развитие материальной базы производства.
  • Сокращение некоторых отраслей экономики.
  • Мощное развитие и поддержка некоторых отраслей, которые являются катализаторами общего экономического развития страны.

Главной целью модернизации все же считается формирование правильной и современной экономики, все остальные цели являются сопутствующими.

Механизм модернизации экономики, его понятия

Интересным определением является часто встречающийся «механизм модернизации». Он вызывает интерес и с теоретической точки зрения, и в контексте общенаучных категорий. Он также имеет несколько значений, основным из которых считается следующий: механизм – это совокупность движущихся тел, которые тесно связаны друг с другом и постоянно соприкасаются. Это понятие актуально для деталей машин и прочего. Проведя параллель между общим определением модернизации и механизма, можно прийти к выводу, что механизм модернизации – это совокупность действий, направленных на непрерывное формирование современной экономики России, которые связаны между собой различными сферами деятельности. То есть, можно сказать, что эти действия являются основополагающими в разрезе ресурсов экономической деятельности.

Многие ученые считают, что механизм модернизации представляет собой не что иное, как регулирование всех сфер экономики, отслеживание результатов и выработка управляющих воздействий.

А.Ю. Чаленко считает, что необходимо ввести определенные понятия, которые будут отличать тот самый механизм от других процессов. Поэтому отличительными особенностями механизма модернизации экономики России являются:

  • Данный механизм не может существовать без процесса, он является основополагающей всех процессных механизмов и является его составной частью.
  • Механизм не может сам регулировать свои процессы, так как направлен лишь на выполнение определенных функций, следуя указаниям, он находится в ожидании управления.
  • Соединенный с управлением механизм – содержание всего процесса.

Есть и другие, более углубленные, формулировки понятия механизма, одна из таких формулировок полагает, что механизм – есть нечто среднее между тремя стадиями:

1) Посылка субъектом в центр сообщений.

2) Вычисление центром данных сообщений и построение логических выводов и результатов вычислений.

3) Объявление центром имеющихся результатов.

Но это понятие слишком общее для механизма модернизации.

Модернизация российской экономики и ее механизм – сложное явление, тем самым она вызывает множество споров, критик и размышлений у великих умов человечества. Разносторонность понятий влияет на появление массы теорий, различных точек зрения и объяснений. Модернизация и заинтересовала не только представителей экономических сфер науки, но притянула других ученых из других отраслей. Львиную долю исследований и большую инициативу проявляют юристы. Их труды посвящены именно регулированию процессов механизма и влиянию их на развитие общеполитических понятий.

Промежуточные выводы о модернизации как понятии

Можно на этом этапе провести тонкую черту и подвести небольшой итог. Можно твердо утверждать, что:

1) Разносторонность и многоаспектность механизма модернизации порождает массу теорий об определении данного понятия, среди которых выделяют общие:

  • Способ функционирования всей .
  • Совокупность регулирующих и воздействующих факторов на развитие экономики России.
  • Элемент экономического механизма.
  • Саморегулирование действующих субъектов экономической сферы и регулирование функций государства.

2) При наличии такого спектра имеющихся определений, модернизация и развитие экономики не должны путаться с иными понятиями. Нельзя совмещать понятия технического характера или хозяйственного с развитием экономических функций государства.

3) Модернизация российской экономики сравнивается с процессом игры. Данное сравнение крайне неудачное и не может объяснить всю суть выполняемых действий на пути к развитию экономики страны. Игра, точнее форма игры, - довольно абстрактное понятие, которое не может описать все цели и средства модернизации.

4) Экономический механизм – есть способ функционирования экономической деятельностью. Данное понятие олицетворяет движение и выполнение различных функций. А.Ю. Чаленко правильно и корректно описывает определение механизма, ведь он не имеет собственного управления, а лишь является составной частью процесса. Он будто находится в «обездвиженном» состоянии и не может выполнять все свои задачи, контролирую весь процесс.

5) Модернизация экономики России имеет множество видов механизмов, включая экономические, политические, социальные, юридические и другие. Но есть нюанс – все эти сферы необходимо разделять на две основные категории – базисные и надстроечные механизмы. Экономический механизм определенно является базисным. Правовые средства играют важнейшую роль в управлении процессом механизма, то есть являются его катализатором. Экономический механизм не может существовать без процесса, поэтому является внутренней системой, устройством, определяющим порядок функционирования экономической деятельности.

Инновации и модернизация экономики

Многие ученые предполагают, что можно сравнивать модернизацию экономической системы России с понятием «инновации». И.В.Макарова предполагает, что данное определение более схоже с понятие модернизации и является синонимом к нему.

Такая интерпретация выглядит не достаточно убедительно, так как инновационные средства относятся больше к целям модернизации, а не к определению самого общего понятии. То есть инновации – это средства, позволяющие экономическим показателям расти, это необходимый базовый элемент для достижения главной общей цели – модернизации.

Модернизация экономики России больше определяется как средство, поэтому можно сказать, что средство управления экономической сферой деятельности страны является инструментом, то есть способом экономического воздействия на отношения в сфере предпринимательства.

Виды средств экономического механизма

Все средства делятся на две группы: правовые и не правовые.

К не правовым можно отнести экономические, политические и организационно-технологические средства. С правовыми следует разобраться более детально, так как они имеют несколько уровней определения и являются предметом оживленных дискуссий. Во-первых, можно утверждать, что правовые средства охватывают нормы права, индивидуальные правовые акты. Во-вторых, стадия реализации права. И, в-третьих, правовые средства выражаются во всех сферах деятельности, где присутствуют процессы взаимодействия норм права и из реализация. То есть, правовые средства являются общим, собирательным понятием, которое может определяться в зависимости от обстоятельств.

Следует обратить внимание на роль определения «средство» во многих научных работах в сфере экономики. Оно имеет множество классификаций и объяснений, поэтому может иметь несколько определений. В общем межотраслевом экономико-правовом подходе определение «средство» нужно следить за целью использования данного понятия, так как оно является своеобразным инструментом унификации. Собирательное значение приводит к различным спорам и появлению новых определений, то есть усложнению процесса познания экономической отрасли. Модернизация экономики требует тщательного и подробного изучения.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Понятие «модернизация» экономики буквально оно означает обновление, ликвидацию отсталости, выход на современный, сравнимый с передовыми странами уровень развития. Речь идет:

Во-первых, об освоении производства продуктов современного технологического уровня в масштабах, позволяющих российским компаниям занять достойные позиции на мировых рынках;

Во-вторых, это обновление производственного аппарата, замена устаревшего оборудования и технологий на современные, более производительные;

3) в-третьих, это органическое включение в новейшие мировые инновационные процессы, полная интеграция в мировую экономику, скорейшее использование всех важных нововведений, в том числе новинок в области организации и управления;

4) в-четвертых, это переподготовка, переквалификация или замена кадров, переобучение;

5) в-пятых, это осуществление структурных сдвигов в экономике, формирование производственной структуры, отвечающей критериям развитой индустриальной страны. Это предполагает повышение в ВВП и экспорте доли продуктов с высокой добавленной стоимостью, в том числе продуктов новой информационной экономики, уход от однобокой сырьевой ориентации экспорта.

Путь первый, модернизация сверху – это путь усиленного воздействия государственной власти на достижение целей модернизации. Это означает перераспределение валового продукта в пользу государства, концентрацию в его руках ресурсов, необходимых для массовых государственных инвестиций в реконструкцию народного хозяйства, а также масштабное использование властного, административного или даже репрессивного ресурса.

Исторический опыт показывает, что модернизация сверху может быть успешной после длительного периода спокойной эволюции без вмешательства государства, причем видимый успех иногда достигается на сравнительно коротких отрезках времени, что усиливает ее привлекательность. А потрясения, ею вызываемые, обычно оказываются столь отдаленными, что их с давно прошедшей и возвеличенной историками модернизацией сверху уже никто и не связывает. Модернизация сверху, чтобы достичь результатов, которые можно было хотя бы первое время трактовать как позитивные, должна обеспечить колоссальную концентрацию ресурсов, воли и власти, в первую очередь власти, такой как у Петра и Сталина.

Путь второй – модернизация снизу, с опорой на частную инициативу и энергию каждого. Процветание развитых в экономическом отношении стран всюду, на Западе или на Востоке, основано сегодня на свободной открытой экономике. Все они пережили в свое время модернизацию снизу. Государство при этом не стояло в стороне. Но оно не само решало за всех что делать, что строить; оно создавало условия и институты, которые способствовали инициативе и самодеятельности, которые превращали их в подъемную силу.

Сейчас нужно говорить о строительстве структуры экономики в нашей стране в целом. Правительством РФ в этом отношении разрабатывается и реализуется комплекс мер. Выход для России – комплексный, системный и политически волевой подход.

Реставрация существующих и развитие новых экономических институтов, а также внедрение новых технологий в производства могут стать вторым дыханием для российской экономики. Именно инновации дадут толчок модернизации экономики, развитие малого и среднего бизнеса создаст новые рабочие места, повысит уровень жизни людей.

Главное условие перехода экономики на новые рельсы, ее модернизации – это тесное сотрудничество государства и частного бизнеса, грамотное и прозрачное законодательство.

В рамках работы Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России вырабатываются экономические принципы проектного финансирования в нашей стране. С помощью механизмов государственно-частного партнерства можно модернизировать и российскую промышленность, и инфраструктуру регионов, и отраслевую науку. При этом нужны не только крупные проекты, но и проекты регионального, муниципального значения. Например, продавать услуги ЖКХ очень выгодно. А система ЖКХ во многих регионах изношена более чем на 50%. В результате – срывы отопительного сезона, люди остаются без воды. Выделить средства из бюджета в масштабах всей страны – слишком дорого. А вот с помощью ГЧП систему коммунального хозяйства модернизировать выгодно и государству, и бизнесу.