Опасные маневры. Институт гайдара предложил ускорить реформу нефтяной отрасли Налоговый маневр в нефтяной отрасли

Москва. 24 июля. сайт - Госдума РФ на заседании во вторник приняла в окончательном, третьем чтении пакет законопроектов о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли, передал корреспондент "Интерфакса" с заседания.

Поправки были внесены в Налоговый кодекс (НК) РФ и в закон "О таможенном тарифе".

Экспортная пошлина и НДПИ

Принятые поправки предполагают постепенное уменьшение экспортной пошлины на нефть вплоть до ее обнуления за шесть лет, с 2019 года до 2024 года. Для обеспечения постепенного обнуления пошлины на нефть вводится специальный корректирующий коэффициент, который будет уменьшаться год от года в течение шести лет. Так, в 2019 году предельные ставки пошлины (выше которых не может быть установлена пошлина, рассчитываемая по формулам правительства) предлагается умножать на корректирующий коэффициент 0,833, в 2020 году - 0,667, в 2021 году - 0,5, в 2022 году - 0,333, в 2023 году - 0,167, в 2024 году - 0. Таким образом, с 2024 года экспортная пошлина на нефть в РФ будет отменена.

Одновременно будет продолжено плановое постепенное повышение НДПИ. Для этого еще в 2017 году в одну из формул, лежащих в основе расчета НДПИ, был введен повышающий коэффициент, который плавно повышался в 2017-2021 годах. Одобренные Госдумой в третьем чтении поправки сохраняют все ранее принятые размеры повышающих коэффициентов, однако увеличивают срок их действия на год - до конца 2021 года. Так, в 2018 году он достигает 357, в 2019-2021 годах - 428. С 2022 года этот повышающий коэффициент будет равен нулю.

Каким будет НДПИ на нефть после 2021 года, Минфин и Минэнерго пока ведут споры. Повышающие коэффициенты вводились в 2015 году для наполнения бюджета. Тогда правительство обещало нефтяным компаниям, что это будет временная мера.

Все льготы по экспортной пошлине на нефть, которые получали нефтяные компании, будут зеркально трансформированы в НДПИ, следует из законопроекта.

Пошлина на нефтепродукты при форс-мажоре

Отказываться до конца от механизма заградительной экспортной пошлины на нефтепродукты правительство не намерено. В законе предусмотрена возможность экстренного введения повышенной ставки пошлины на топливо в случае, если в течение месяца мировые цены на нефть выросли на 15%. Ее размер составляет 60% от повышенной ставки экспортной пошлины на нефть, которая, в свою очередь, равна не 30% как принято на 2018 год, а 45%. Как пояснил ранее директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ Алексей Сазанов, по сути, такая ставка пошлины на нефтепродукты равна 90% от принятой на 2018 год ставки пошлины на нефть.

Акциз на нефть с учетом логистики НПЗ

Система обнуления экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты при одновременном повышении НДПИ может привести к риску роста внутренних цен на нефтепродукты на уровне мировых. Кроме того, ситуация ухудшается наличием акциза на нефтепродукты, которые уплачивают НПЗ. Акцизы на нефтепродукты идут в бюджет РФ для наполнения дорожных фондов.

Несмотря на риски роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, поправки сохраняют рост акцизов на топливо. В 2019 году акцизы на бензин должны вырасти с нынешних 8,2 тыс. рублей за тонну до 12,3 тыс. рублей на тонну, в 2020 году - до 12,75 тыс. руб./т, в 2021 году - до 13,26 тыс. руб./т. Акцизы на дизельное топливо должны вырасти с нынешних 5,67 тыс. руб./т до 8,54 тыс. руб./т в 2019 году, затем до 8,83 тыс. руб./т в 2020 году и до 9,19 тыс. руб./т в 2021 году.

Чтобы избежать резкого роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, поправки предполагают введение принципиально нового для нефтяной отрасли РФ механизма - акциза на нефть с так называемой демпфирующей составляющей. Он будет выплачиваться компаниям, перерабатывающим нефть на российских НПЗ, в том случае, если мировые цены на нефтепродукты превышают стоимость топлива на внутреннем рынке. Этот механизм позволит компаниям компенсировать рост выплат по акцизам на нефтепродукты с 2019 года, избежать резких колебаний цен на внутреннем рынке вслед за мировыми и сделать поставки топлива на внутренний рынок такими же привлекательными, как и на экспорт.

Акциз на нефть вводится для НПЗ, имеющих свидетельство о регистрации, или для компаний, перерабатывающих нефть по давальческой схеме. Акциз на нефть рассчитывается по формуле в зависимости от цен на нефть, объемов переработки нефти и производства разных видов нефтепродуктов, курса рубля и логистического коэффициента в зависимости от удаленности НПЗ.

Логистический коэффициент вводится в формулу расчета непосредственно акциза на нефть. Всего было выделено шесть региональных групп, к которым будет применяться данный коэффициент. НПЗ, подпадающие под логистические коэффициенты, удалены от рынков сбыта, в первую очередь, экспортных, и не могут в случае необходимости быстро компенсировать выпадающие объемы производства за счет других НПЗ.

Самый большой логистический коэффициент в размере 1,5 будет применяться к НПЗ, расположенным в Хакасии и в Красноярском крае. В эту группу попадает Ачинский НПЗ "Роснефти" .

Коэффициент 1,4 будет применяться к перерабатывающим мощностям в Туве и Иркутской области. В эту группу попадает Ангарский НПЗ "Роснефти".

Коэффициент 1,3 распространяется на НПЗ в Ямало-Ненецком, Ненецком автономных округах, в республике Коми, в Якутии и Бурятии. Этот коэффициент может получить Ухтинский НПЗ "ЛУКОЙЛа" .

Коэффициент 1,1 применяется к НПЗ в Тюменской, Новосибирской и Томской областях, а также в Забайкальском крае. Этот коэффициент может быть применен к нефти, перерабатываемой на Антипинском НПЗ компании "Новый поток" и Коченевском НПЗ компании "ВПК-Ойл". Проектная мощность последнего заявлена в объеме 1 млн тонн, а текущая переработка - в размере 600 тысяч тонн.

Коэффициент 1,05 будет применяться к заводам, расположенным в Омской области, Алтайском крае и республике Алтай. Под его действие подпадает Омский НПЗ "Газпром нефти" .

В отношении остальных регионов России будет применяться коэффициент 1.

Демпфирующий коэффициент в акцизе на нефть

В формулу возврата акциза на нефть нефтеперерабатывающим компаниям вводится демпфирующий коэффициент. Он рассчитывается как разница цен экспортной альтернативы и цен на внутреннем рынке. При этом цена экспортной альтернативы рассчитывается по формуле в зависимости от цен на бензин и дизельное топливо на роттердамском рынке, затрат на транспортировку, размера экспортной пошлины и акциза на нефтепродукты, курса рубля и налога на добавленную стоимость. А внутренняя цена на бензин и дизельное топливо устанавливается нормативно. Согласно законопроекту, средняя оптовая цена на бензин Аи-92 принимается равной 56 тыс. рублей за тонну в 2019 году, 58,8 тыс. рублей за тонну в 2020 году, 61,74 тыс. рублей за тонну в 2021 году. Средняя оптовая цена на дизельное топливо устанавливается в размере 50 тыс. рублей за тонну в 2019 году, 52,5 тыс. рублей за тонну в 2020 году, 55,125 тыс. рублей за тонну в 2021 году.

Если внутренние оптовые цены на бензин и дизельное топливо отклоняются от установленных в законопроекте цен на 10% или более, то демпфирующий коэффициент обнуляется. Такой подход позволит компаниям компенсировать со следующего года до 60% роста экспортных цен на нефтепродукты.

Свидетельство о регистрации НПЗ

Получать возвратный акциз на нефть могут только нефтеперерабатывающие компании, имеющие свидетельство о регистрации. Закон подробно прописывает, какие компании имеют право на получение данной регистрации.

Свидетельство о регистрации могут получить компании, имеющие в собственности НПЗ, перерабатывающие собственную нефть или нефть по давальческой схеме. Право получить такую регистрацию имеют нефтеперерабатывающие компании, подпавшие на 1 января 2018 года под санкции, либо нефтеперерабатывающие компании, производящие из нефти 10% бензина класса 5 и продающие его на внутреннем рынке в объеме не менее 5 тыс. тонн.

Кроме того, регистрацию могут получить компании, перерабатывающие более 600 тыс. тонн нефти и заключившие с государством до 1 июня 2019 года соглашение о модернизации НПЗ при условии, что данное соглашение является действующим и сроки, указанные в нем, не срываются. При этом компания, заключившая с государством соглашение о модернизации, либо обязана в итоге выйти на производство из нефти не менее 10% бензина класса 5, либо должна инвестировать в ремонт НПЗ в период с 2016 года по 2024 год не менее 60 млрд рублей.

Кроме того, акциз на нефть может быть обнулен для компаний, которые не смогли произвести из общего объема перерабатываемой нефти более 75% всех видов нефтепродуктов, включая бензин, кокс, мазут, битум и так далее.

Как пояснил ранее заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин, по расчетам Минэнерго, в конечном итоге, под систему возвратных акцизов нефть могут не подпасть небольшие НПЗ с общим объемом нефтепереработки в 15-17 млн тонн. Некоторые из этих НПЗ могут, в конечном итоге, закрыться.

"В первый год работы влияние "налогового маневра" на нефтеперерабатывающий сектор будет минимальным. Необходимо, чтобы прошло два-три года, чтобы мы увидели реальный эффект от налогового маневра на сектор нефтепереработки и объемы переработки нефти", - сказал он тогда.

Последние несколько лет в России проводится реформа налогообложения в нефтяной сфере. В разные периоды времени декларировались различные цели этой реформы, она имеет множество составных частей, стратегических и тактических задач, однако ее основной среднесрочный вектор - это снижение ставок экспортной пошлины на нефть, их постепенное выравнивание со ставками экспортной пошлины на темные и, в некоторой степени, светлые нефтепродукты, а также повышение ставок налога на добычу полезных ископаемых. Реализация именно этого вектора реформы в законах, принятых в 2013 - 2014 годах, получила название налогового маневра. При этом важно отметить, что законодательные изменения, принятые в 2014 году, - это уже четвертый нефтяной налоговый маневр в истории налогообложения нефтяного сектора.

Первые изменения были осуществлены в период 1995 - 1996 годов, когда экономическая ситуация в стране сильно отличалась от текущей. В то время было принято решение отказаться от экспортных пошлин, но при этом выпадающие доходы бюджета были частично компенсированы ростом акцизов на нефть.

В середине 1999 года было решено вернуться к взиманию экспортных таможенных пошлин, причем такие пошлины были также введены и в отношении нефтепродуктов. В период с 1999 года по 2011 год экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты двигались разнонаправленно - иногда они выравнивались, иногда принимались решения об их дифференциации. При этом для некоторых нефтепродуктов ставки экспортных пошлин оказывались либо выше, либо ниже ставок пошлин на нефть.

Основной целью политики экспортных пошлин на нефтепродукты была максимальная загрузка перерабатывающих мощностей и создание стимулов для экспорта не нефти, а продуктов ее переработки. При этом предполагалось, что нефтепереработка создает добавленную стоимость, однако на практике это происходит только при значительной доле выпуска светлых нефтепродуктов и близости к рынкам сбыта. В России же большинство нефтеперерабатывающих мощностей удалены от рынков, поэтому при значительном объеме экспорта нефтепродуктов стоимость в основном не создается.

Однако созданная в течение 2000-х годов система экспортных пошлин привела к тому, что российская нефтепереработка вне зависимости от ее глубины получала значительную субсидию за счет федерального бюджета, которая образовывалась за счет разницы в ставках экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Таким образом, создавались стимулы к наращиванию первичной переработки нефти как наименее затратному способу получения такой субсидии. В результате, глубина переработки за период действия такой системы пошлин практически не менялась, а экспорт нефтепродуктов существенно увеличился.

С ростом цен на нефть регулирующая роль пошлин, характер их влияния на добычу, переработку и потребителей стали весьма заметными. Именно с конца 2000-х годов начались активные реформы системы пошлин и НДПИ на нефть. В 2011 году было принято решение о переходе на систему ставок экспортной пошлины "60-66-90", которая предусматривала введение ставки пошлины на темные нефтепродукты, равную ставке пошлины на нефть с 2015 года. В 2013 году был предпринят очередной шаг в направлении реформы - снижение ставок пошлины на нефть на период 2014 - 2016 годов и одновременное увеличение ставок НДПИ на нефть.

Тем временем, уже в начале 2014 года стало очевидно, что комплексную модернизацию отрасли, по итогам которой выравнивание пошлин на темные нефтепродукты и нефть привело бы к уменьшению масштабов неэффективной нефтепереработки, к началу 2015 года завершить не удастся. В этих условиях рост пошлины на темные нефтепродукты привел бы к неминуемому сокращению объемов переработки нефти на немодернизированных заводах, а это, в свою очередь, грозило локальными дефицитами нефтепродуктов и ростом цен на них. Однако трехлетние законы о федеральном бюджете в течение нескольких лет предусматривают дополнительные доходы от роста ставок пошлины (более 340 млрд. рублей в условиях цен на нефть и курса рубля к доллару, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития 2014 года). Поэтому простой отказ от повышения пошлины на темные нефтепродукты означал бы либо рост бюджетного дефицита на соответствующую величину, либо необходимость поиска источников замещения выпадающих доходов. В этой связи любые оценки бюджетного эффекта от "налогового маневра" необходимо проводить в сравнении с условиями 2015 года, то есть введением 100-процентной экспортной пошлины на темные нефтепродукты.

"Налоговый маневр" 2014 года состоял в снижении предельной ставки экспортной пошлины на нефть с 59% в 2014 году до 30% в 2017 году при одновременном увеличении базовой ставки НДПИ на нефть с 493 рублей за тонну в 2014 году до 919 рублей в 2017 году. Также были увеличены ставки экспортных пошлин на нефтепродукты и снижены ставки акцизов на моторные топлива.

Принятые в 2014 году решения о реформе налогового и таможенно-тарифного регулирования в нефтяной отрасли ("налоговый маневр") не только увеличивают период повышения пошлины на темные нефтепродукты (выравнивание ставок теперь предстоит с 2017 года), но и приводят к уменьшению размера выпадающих доходов от этого шага: в соответствии с бюджетным прогнозом, составленным до падения цен на нефть, "цена маневра" для бюджета, то есть в том числе и цена отказа от 100-процентной пошлины на мазут, оценивалась Минфином России в размере около 140 млрд. рублей в 2015 году. Предполагалось, что остаток (а это около 200 млрд. рублей) будет распределен между потребителями нефти и нефтепродуктов в России и странах Евразийского экономического союза за счет роста цен на них, а нефтяная отрасль даже получит дополнительные доходы в виде роста доходности от добычи нефти и отсрочку, необходимую для завершения модернизации НПЗ.

Предварительный анализ последствий реализации "налогового маневра", сделанный по итогам I квартала 2015 года, показывает, что хотя такие последствия несколько отличаются от тех ожиданий, которые формировались в условиях иного уровня цен на нефть и курсов иностранных валют к рублю, проведение маневра не привело к негативным последствиям для секторов нефтедобычи и нефтепереработки и не повлекло за собой дополнительных бюджетных потерь. Более того, принятые решения в условиях падения цен и роста курса иностранных валют к рублю позволили сдержать рост цен на моторное топливо в начале года.

Так, в течение прошедших месяцев 2015 года денежный поток и EBITDA интегрированных нефтяных компаний, исчисленные в рублях, превышали соответствующие величины, которые прогнозировались при разработке и принятии решений "налогового маневра" (то есть при цене нефти 100 долларов за баррель и курсе 38 рублей за доллар), примерно на 10%. При этом доходы федерального бюджета от налогов на нефтяной сектор (также исчисляемые в рублях) уменьшились за первый квартал 2015 года в среднем на 28% по сравнению с плановыми, рассчитанными при цене нефти 100 долларов за баррель.

Таким образом, в настоящее время нет объективных причин для пересмотра решений, принятых в рамках "налогового маневра". В дальнейшем необходимо проводить периодический мониторинг публичной финансовой отчетности компаний нефтяной отрасли, а также отслеживать динамику бюджетных доходов от этого сектора, с тем чтобы в случае необходимости оперативно реагировать на возможные проблемы.

Налоговая реформа в нефтегазовой отрасли может привести к социальному взрыву

Задумывается эта реформа, прежде всего, в интересах бюджета. Размер экспортной пошлины привязан к мировым ценам на углеводороды. В условиях их низкого уровня поступления в казну сокращаются пугающими темпами. Если физический объем экспорта российской нефти по итогам первого полугодия вырос на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года – до 127,8 млн тонн, то за это же время доходы России от экспорта нефти сократились на 30% – до 39,3 млрд долларов.

К числу важных новшеств, которые ожидают отечественную экономику в будущем году, необходимо отнести т.н. налоговый маневр. В настоящее время российские компании, добывающие природные ресурсы и экспортирующие их за рубеж, платят экспортную пошлину плюс налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Налоговый маневр предполагает сокращение до 30% в 2017 г. с нынешних 42% экспортной пошлины и последующее ее обнуление в 2018 г. с переносом фискальной нагрузки сырьевого сектора на НДПИ, ставка которого, по одному из вариантов, в будущем году вырастет для нефти до 919 руб. за тонну с нынешних 857 рублей.

Что же касается НДПИ, то для нефти, природного газа и угля налоговой базой является количество добытого полезного ископаемого. А с количеством у нас полный порядок. В августе этого года объемы добычи нефти в России превысили 11 млн баррелей в сутки - максимальный показатель за последние 25 лет. Этот рекорд лишь немного уступает абсолютному максимуму СССР, который был достигнут в 1988 г. на уровне 11,07 млн баррелей в сутки, причем с учетом данных Азербайджана и трех среднеазиатских республик.

Налоговый маневр может быть дополнен налогом на добавленный доход (НДД), которым облагаются не объемы добычи и экспорта нефти, а денежный поток каждого добычного проекта. Законопроект о переходе на НДД (при сохранении НДПИ) в нефтяной отрасли должен вступить в силу с 2017 года, а начать применяться с 2018 года, как следует из протокола совещания у вице-премьера Аркадия Дворковича. По подсчетам Минфина внедрение этих новаций и отмена экспортных пошлин на нефть может принести бюджету около 600 млрд рублей дополнительных доходов.

Все бы ничего, только у налогового маневра есть одно очень неприятное последствие. Экспортная пошлина формирует разницу между внутренними и внешними ценами на углеводороды. Снижение пошлины, тем паче ее ликвидация приведет к нивелированию цен.

Данную проблему в 2012 году обстоятельно проанализировали специалисты Института экономической политики им. Гайдара, которые в принципе ратуя за налоговый маневр, вынуждены были сделать весьма красноречивое признание: «Основная проблема такой реформы заключается в том, что неизбежный при отмене экспортных пошлин рост внутренних цен на нефтепродукты может негативно отразиться на экономическом росте, оказать негативное влияние на благосостояние потребителей, привести к снижению конкурентоспособности отдельных секторов и повышению социальной напряженности в обществе».

В соответствующих ведомствах, безусловно, наслышаны об этих рисках, потому по поводу реформы и вариантов ее реализации продолжается оживленная дискуссия. На днях А. Дворкович отметил, что правительство продолжает обсуждать объемы, и механизмы повышения налоговой нагрузки на нефтяную отрасль на 2017-2019 годы: «Мы обсуждаем три основных вопроса. Первое – завершение налогового маневра, здесь есть общая готовность это делать, то есть экспортная пошлина должна снизиться до 30%, должен подняться НДПИ. Вторая часть – это то, что касается планов правительства мобилизовать чуть больше доходов от нефтяного сектора, это мы пока обсуждаем, как это сделать, в каком объеме, в каком соотношении к налогу на добычу полезных ископаемых и акцизов».

Про акцизы стоит упомянуть отдельно. В 2017 году планируется сокращение ставки акцизов на топливо, в частности акциз на бензин должен уменьшится с действующей ставки 10,13 тыс рублей до 7,43 тыс рублей за тонну. Однако недавно стало известно, что в правительстве обсуждается схема, которая подразумевает более скромное повышение ставок НДПИ за счет сохранения или даже повышения акцизов. Этот вариант продавливают нефтяники под предлогом необходимости сохранения инвестиционных программ добывающих компаний.

Таким образом, за счет повышения цен на топливо они рассчитывают рост налоговой нагрузки на отрасль частично переложить на потребителей.

Опрошенные РИА Новости аналитики подсчитали, что если государство примет решение о сборе дополнительных средств в бюджет только за счет роста акцизов на топливо, они вырастут в среднем на 18% и составят дополнительно 1,4-1,6 рубля за литр бензина, 0,7-0,8 рубля за литр дизеля, что может привести к пропорциональному росту цен.

Получается, что налоговый маневр может спровоцировать двойной удар по частному потребителю и экономическим субъектам: за счет роста внутренних цен на топливо и за счет роста акцизов, который опять же повлечет за собой рост цен. Если первое – неизбежное следствие отмены экспортных пошлин, то второе результат лоббистских усилий нефтяных корпораций. И это в данной ситуации самое тревожное, поскольку на всевозможных правительственных совещаниях интересы потребителей, похоже, никто не представляет.

Специально для «Столетия»

Но реформе активно противодействовали Минэнерго и нефтяники, которые предлагали с маневром подождать. Их поддерживал и бывший зампред правительства Аркадий Дворкович, курировавший тогда нефтяную отрасль. «Все остальные, кроме Минфина, считают, что это преждевременно. Когда закончится модернизация НПЗ, можно будет к этому вопросу вернуться», – говорил Дворкович в марте этого года. А председатель правительства Дмитрий Медведев каждое совещание, на котором обсуждался маневр, заканчивал поручением еще раз просчитать его последствия, вспоминает чиновник.

Придется занять

Правительство решило снизить ставку акцизов на тонну бензина на 3700 руб., на тонну дизельного топлива – на 2700 руб. (с учетом планируемой индексации с 1 июля, без ее учета – на 3000 и 2000 руб. соответственно. – «Ведомости»), рассказал первый вице-премьер Антон Силуанов. Выпадающие доходы, в том числе региональных бюджетов, составят 140 млрд руб. Чтобы компенсировать их потери, регионам будут полностью переданы доходы от топливных акцизов. Источник компенсации потерь федерального бюджета будет определен осенью – это могут быть дополнительные ненефтегазовые доходы и увеличение займов, рассказал Силуанов.

На этот раз решающим аргументом Минфина (а министр финансов Антон Силуанов в новом правительстве назначен еще и первым зампредом, куратором экономических вопросов) стала необходимость финансировать новый майский указ президента – расходы оцениваются в 25 трлн руб., из которых 8 трлн еще предстоит найти, объясняет чиновник. Минфин предлагает завершить маневр за шесть лет – снижать экспортную пошлину ежегодно на 5 процентных пунктов и к 2024 г. довести ее до нуля, соразмерно повышая НДПИ, рассказывают собеседники «Ведомостей». Это даст бюджету от 1 трлн до 1,6 трлн руб. в зависимости от цен на нефть, говорит чиновник и участник совещаний в правительстве.

Условия и сроки завершения маневра еще будут обсуждаться в правительстве, сказал чиновник.

Точно оценить эффект можно будет только после появления окончательных параметров завершения налогового маневра, но в любом случае перенос нагрузки в добывающем сегменте из экспортной пошлины в НДПИ позволяет существенно увеличить налоговые поступления за счет расширения налоговой базы в физическом выражении более чем в 2 раза, говорит директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Но главное – какой будет судьба компенсаций странам Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и потребителям отдельных видов нефтепродуктов (прежде всего мазута) на внутреннем рынке: суммарная доля этих двух статей в общем ожидаемом эффекте может превысить 40%, считает он. А также проходили расчеты, прогнозировались котировки на нефть, валютные курсы, ценовые спреды на нефтепродукты в Европе, премии и дисконты региональных рынков, в случае методологических ошибок ожидания эффекта и для отрасли, и для бюджета могут не оправдаться, предупреждает Борисов.

Бизнес же предупреждает о негативных эффектах маневра. Он отразится на марже нефтепереработки, опасается сотрудник нефтяной компании. Бизнес уже жалуется на его негативный эффект. В 2015–2016 гг. средняя маржа НПЗ сократилась по сравнению с 2014 г. больше чем в 3 раза, оценивали эксперты Vygon Consulting. Правда, связано это и со снижением цен на нефть, и с ростом ставок акцизов на автомобильный бензин, объясняли они. Те же объяснения предлагал и Минфин. Без компенсаций при обнулении пошлин в 2018 г. рентабельность еще больше снизится, прогнозировали эксперты Vygon Consulting.

600 млрд руб.

такова доля нефтеперерабатывающих заводов в субсидиях, говорит директор налогового департамента Минфина Алексей Сазанов. 140 млрд руб. – потери бюджета из-за поставок в Белоруссию – страна получает нефть по внутрироссийским ценам без пошлин. 300 млрд руб. – потери из-за сдерживания цен на внутреннем рынке.

Чтобы поддержать нефтепереработку и избежать роста цен на бензин, Минфин готов предоставить бизнесу компенсации – отрицательные акцизы на нефть, а также понизить акцизы на нефтепродукты на 2–3 руб. А для НПЗ, которые завершили строительство установок глубокой переработки нефти, ввести повышающие коэффициенты к базовой ставке отрицательного акциза, рассказывал «Ведомостям» директор налогового департамента Минфина Алексей Сазанов.

Но бизнесу не ясно, как будут администрироваться такие акцизы, объясняет сотрудник крупной компании, кроме того, отрицательный акциз не учитывает логистический фактор и волатильность цен на нефть.

Отмена экспортной пошлины на неподакцизные товары повысит чувствительность цен к внешним условиям, так как изменение цен на нефть не может быть компенсировано фиксированным акцизом в рублях, приводит еще одно возражение сотрудник нефтяной компании, передающий опасения Минэнерго. Больше же всего от маневра пострадают производители темных нефтепродуктов и мазута, а также те НПЗ, у которых на экспорт приходится более 80% продукции или которые продают на внутреннем рынке неподакцизные товары, например суррогатные топлива.

Представители «Лукойла», «Роснефти», «Сургутнефтегаза» и «Газпром нефти» не ответили на запросы «Ведомостей».

Цель - увеличить доходы бюджета +1,6 трлн руб в теч. 6 лет.
Как?
Сокращение экспортной пошлины на нефть поэтапно с 2019 по 2024 год.
Одновременно, будет повышен НДПИ.

Отмена экспортной пошлины сделает экспорт более выгодным, а значит, продавать бензин внутри страны станет еще более невыгодно, либо должны повыситься цены на бензин (т.к. внутренние цены следуют за экспортными плюс размер акциза). Чтобы этого не произошло, будет предусмотрена компенсация:
НПЗ, выпускающие бензин, получат отрицательный акциз = -3тыс.руб на тонну.
Это только для крупных заводов у к-х более 10% приходится на бензин 5 класса.

Заводам, у которых глубина переработки меньше, полагается отрицательный акциз «только для бензина» исходя из нормы выпуска в 10%. Например, если завод перерабатывает 4 млн тонн сырья, но производит только 300 тыс. тонн бензина, он получит акциз исходя из объема переработки в 3 млн тонн.
Потому что сейчас из-за роста цен на нефть и курса бакса, производить и продавать бензин на АЗС в РФ стало убыточно. Я об этом . А вот что говорит гендир Газпромнефти Дюков:
Розничная сеть АЗС работает в убыток - 2,5–4 тыс. руб. на тонну (1,9-3 руб/литр). Долго независимые сети, если они работают честно… так работать не могут.
НПЗ, которые не выпускают бензин, вообще никаких льгот не получат.
Вводится плавающий акциз = возврат 1/2 разницы между экспортом и внутр. ценой.
Установление акциза будет похоже на мониторинг экспортной пошлины: рассчитываться по предыдущему месяцу на текущий. Это сократит влияние колебаний цены нефти или курса рубля на внутренние цены вдвое
Коммерсант пишет , что налоговый маневр негативен для НПЗ:
предполагается, что нефтекомпании переложат рост налоговой нагрузки на переработку либо в увеличение внутренних цен, либо сократят свою маржу. Во втором случае некоторые, даже крупные НПЗ станут операционно убыточными, тогда их загрузка будет снижаться, что может привести к дефициту топлива в отдельных регионах

Я пока не понимаю почему такой вывод, если-таки планируется установить отрицательный акциз.
Но вообще я слушал недавние высказывания премьера, он похоже как и наше население, наивно думает, что НПЗ получают на переработку бесплатную нефть и ничего зарабатывать не должны:))

Совещаение у Козака по налоговому маневру состоится завтра, 14 июня 2018, после чего законопроект будет внесен в Госдуму.

Атон пишет, что новый закон определению приведет к росту цен на моторные топлива в России, поскольку:

1). Экспорт станет более привлекательным, чем внутренние поставки;

2). Отмена экспортной пошлины приведет к удорожанию сырья - цены на нефть нетбэк.
Мое мнение: вроде как бензин из-за плавающего акциза не должен повыситься в цене, напротив, он не будет расти вслед за ценами на нефть.
А вот другое топливо, такое как судовое топливо и авиакеросин могут подорожать экстремально, т.к. пока по ним никаких налоговых льгот не предусмотрено.

Идея с плавающей ставкой акцизного налога (в настоящее время есть только фиксированные акцизы) выглядит разумной для нас, поскольку она должна привести к более гибкому ценообразованию в отношении внутренней цены на нефтепродукты, отражающему ситуацию на рынках, особенно учитывая, что налоги (НДС и акцизы) в цене моторного топлива для конечного потребителя превышают 30%.
p.s. окончательные параметры закона пока не утверждены. ждем конкретику.

Суммарная прибыль российских нефтяных компаний за 2017 год составляет 1,45 трлн руб:

Налоговый маневр будет уменьшать прибыль сектора на 1,6/6=267 млрд руб, что составляет 18% прибыли сектора за 2017 год .
весьма неслабый маневр, при том, что конъюнктура 2017 г была неплохой:)

mozgovik.com/ - подписка на исследования рынка