Система государственного управления. Правовое регулирование денежного обращения

Денежное обращение – движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты.

Виды денежного обращения;

обращение наличных денег , то есть денежных знаков (банкнот и монет). Средством платежа в данном случае являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги или в других предусмотренных законодательством случаях (например, штрафы);

безналичное денежное обращение . Оно состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в банковском учреждении и зачислении ее на счет другого субъекта в этом же или ином банковском учреждении либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют.

Денежная система любого государства является объектом правового регулирования. Конституция РФ относит финансовое и валютное регулирование, денежную эмиссию, федеральные банки к предметам ведения Российской Федерации (см. п. «ж» ст. 71 Конституции Российской федерации). Следовательно, денежная система имеет конституционный статус, а нормы Конституции о ней являются одновременно нормами конституционного (государственного) права и нормами финансового права,

Нормы финансового права детально фиксируют статус денежной системы. Кроме того, с помощью норм финансового права о признаках платежеспособности денежных знаков, об обеспечении порядка обращения наличных денег, основ организации расчетов и т. п. обеспечивается нормальное функционирование денежной системы. Нормы гражданского права регулируют вопросы собственности на деньги (денежные знаки) как объект права собственности, порядок расчетов при сделках гражданско-правового характера. Нормы административного права устанавливают ответственность за административные правонарушения в сфере денежной системы, главным образом в процессе денежного обращения. Нормы уголовного права предусматривают уголовную ответственность за совершение преступлений, направленных против денежной системы (в основном – фальшивомонетничество). Таким образом, к денежной системе имеют непосредственное отношение нормы многих отраслей права.

Комплекс финансово-правовых норм , специально посвященных денежной системе, содержится в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Кроме того, отдельные нормы, относящиеся к денежной системе, содержатся в Законе РСФСР «О банках и банковской деятельности», в Гражданском кодексе Российской Федерации (часть первая) и в некоторых других законодательных актах Российской Федерации.

Элементы денежная системы РФ : официальная денежная единица; порядок эмиссии наличных денег; организация и регулирование денежного обращения.

Официальная денежная единица (валюта) Российской Федерации – рубль. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещены.

Денежно-кредитное регулирование экономики Российской Федерации осуществляется Банком России. В порядке указанного регулирования Банк России определяет нормы обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, устанавливает экономические нормативы для коммерческих банков, проводит операции с ценными бумагами.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную кредитно-денежную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля.

Инструменты и методы регулирования:

Процентные ставки по операциям Банка России;

Нормативы обязательных резервов;

Операции на открытом рынке;

Рефинансирование банков;

Депозитные операции;

Валютное регулирование;

Установление ориентиров роста денежной массы;

Прямые количественные ограничения.

Процентные ставки по операциям Банка России . Последний может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций. Процентные ставки Банка России – это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Это ставки рефинансирования, ставки по депозитным операциям, ломбардные ставки, ставки «репо» и др. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки. Примером могут служить депозитные операции этого банка, которые осуществляются с 1997 г. Свободные средства коммерческих банков принимались в депозит в январе-сентябре 1999 г. по фиксированной ставке – от 0,6 до 28% годовых (средневзвешенная ставка составила 18,02% годовых). В 1999 г. депозитные операции осуществлялись на стандартных условиях на один день, на одну неделю, на две недели. Банк России ежедневно объявляет рынку процентные ставки по привлечению средств в депозиты и заключает депозитные сделки.

Нормативы обязательных резервов – это беспроцентные обязательные вклады кредитных организаций в Банке России. Размер обязательных резервов устанавливается Советом директоров Банка России в процентах к обязательствам кредитных организаций. Нормативы не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и не могут быть единовременно изменены более чем на 5 пунктов.

Резервы используются при отзыве лицензии для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами. Однако основное назначение нормативов обязательных резервов – регулирование денежного обращения. Рассмотрим механизм этого регулирования. Фактические резервы банка равны сумме обязательных резервов и избыточных резервов. Банк выдает кредит только в размере избыточных резервов. Банковская система, как известно, создает деньги. Количество новых кредитных денег определяется с помощью банковского мультипликатора, который представляет собой процесс увеличения объема денег на депозитных счетах коммерческих банков в период их движения от одного коммерческого банка к другому:

где М – банковский мультипликатор; R – норма обязательных резервов.

Максимальное количество новых денег (Д), которое может быть создано банковской системой, составляет:

Д=Е*М,

где Е – избыточные резервы.

Зная норму обязательных резервов, легко можно определить, сколько новых денег будет создано банковской системой.

Банк России изменяет нормы обязательных резервов. Увеличение норм означает изъятие денег у коммерческих банков, при уменьшении норм увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, которые они предоставляют в кредит.

Рост денежной массы происходит не только за счет выпуска денег в обращение, но и за счет создания новых денег банковской системой.

Операции на открытом рынке – это купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением затем обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров. Купля ценных бумаг означает выпуск денег в обращение, продажа ценных бумаг – изъятие денег из обращения. Это наиболее мощный и эффективный метод регулирования денежного обращения, который чаще других методов используется в мировой практике. Несмотря на временное прекращение функционирования рынка ценных бумаг после августа 1998 г., Банк России не отказался от этого метода регулирования денежного обращения. В сентябре 1998 г. Центральный банк РФ выпустил в обращение облигации Банка России (ОБР) и начал операции с ними. Эти облигации использовались в качестве залога под ломбардные, внутридневные кредиты и кредиты «овернайт», а также для проведения с ними сделок «репо».

Рефинансирование банков – это кредитование Банком России коммерческих банков, в том числе и переучет векселей. Банк России устанавливает процентную ставку рефинансирования. Увеличение этой ставки приводит к удорожанию кредитов и уменьшению массы денег в обращении, снижение ставки – к удешевлению кредитов и росту массы денег. Ставка рефинансирования устанавливается на уровне ставок финансового рынка. До середины июня 1998 г. Банк России выдавал коммерческим банкам три вида кредитов:

ломбардные – под залог государственных ценных бумаг, включенных в Ломбардный список Банка России;

внутридневные кредиты предоставлялись банкам в течение операционного дня при наличии неисполненных платежных поручений;

однодневные расчетные кредиты (кредиты «овернайт») предоставлялись для завершения расчетов в конце операционного дня путем зачисления кредита на корреспондентский счет банка в расчетном подразделении Банка России.

Кредиты выдавались в пределах лимитов, определенных Банком России. С марта 1998 г. коммерческим банкам стали выдаваться только обеспеченные кредиты под залог государственных ценных бумаг. Условием их предоставления являлось предварительное блокирование государственных ценных бумаг на счете «депо» банка в уполномоченном депозитарии. Рыночная стоимость этих ценных бумаг, скорректированная на соответствующий поправочный коэффициент Банка России, являлась максимально возможной величиной для получения кредита.

Банк России начал проводить ломбардные операции с марта 1996 г. сначала в форме ломбардных кредитных аукционов, а затем – по заявлениям банков в любой рабочий день по фиксированным процентным ставкам, дифференцированным в зависимости от срока кредитов (от 3 до 30 календарных дней). Со 2 февраля 1998 г. ломбардные кредиты по фиксированной процентной ставке выдавались под 42% годовых независимо от сроков их предоставления. Кредит зачислялся на корреспондентский счет коммерческого банка в Банке России. В связи с финансовым кризисом с 8 июля 1998 г. ломбардные кредиты предоставлялись на срок до 7 календарных дней включительно посредством кредитных аукционов.

Принятые к аукциону заявки банков ранжировались по уровню предложенной банками процентной ставки, начиная с максимальной. Окончательное решение о ставке отсечения и объеме ломбардных кредитов принимал Кредитный комитет Банка России после получения и анализа заявок банков на получение кредита. Ломбардные кредитные аукционы проводились двумя способами:

"американским ", при котором удовлетворенные заявки удовлетворялись по процентным ставкам, предлагаемым банками в заявках (они были равны или превышали ставку отсечения);

"голландским ", при котором все удовлетворенные заявки удовлетворялись по ставке отсечения, устанавливаемой Банком России по результатам аукциона.

При неисполнении банком обязательств по возврату кредита Банка России и уплате процентов по нему отсрочка платежа не производилась и Банк России начинал процедуру реализации заложенных ценных бумаг. Кроме того, банки уплачивали пени за каждый календарный день просрочки в размере 0,3 ставки рефинансирования Банка России на установленную дату исполнения обязательства, деленной на число дней в текущем году (365 или 366). За счет выручки от реализации заложенных, ценных бумаг возмещались в первую очередь расходы Банка России по реализации этих бумаг, затем– задолженность банков по кредиту и процентам и в последнюю очередь – суммы пеней за неисполнение обязательств.

После 17 августа 1998 г. Центральный банк РФ стал предоставлять кредитным организациям кредиты следующих видов:

Кредит банку-санатору, осуществляющему санацию кредитной организации (до 1 года);

Кредит в поддержку мер по погашению обязательств перед вкладчиками (до 6 месяцев);

Кредит на поддержку ликвидности (от 1-2 месяцев до 1 года);

Кредит в поддержку мер по повышению финансовой устойчивости банка (до 1 года),

Стабилизационный кредит (до 1 года).

Процентные ставки по этим кредитам изменялись с изменением ставки рефинансирования Центрального банка. По мере нормализации ситуации в банковском секторе экономики Банк России прекратит выдачу указанных кредитов.

Депозитные операции . Это операции по привлечению в депозиты (вклады) средств банков. Они позволяют Банку России привлекать временно свободные денежные средства банков и тем самым нейтрализовать их возможное давление на валютный рынок.

Валютное регулирование осуществлялось с помощью валютной интервенции, под которой понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля, суммарной спрос и предложение валюты. Если спрос на валюту был больше предложения, то Банк России продавал валюту из своих золотовалютных резервов.

Если предложение валюты превышало спрос, то Банк России покупал валюту. Эти операции стали возможны благодаря значительным накоплениям валютных ресурсов у Банка России. Валютные резервы должны соответствовать мировому уровню, равному финансированию трехмесячных объемов импорта.

Новым методом регулирования валютного курса стало введение с мая 1995 г. фиксированного валютного коридора. Основная его цель – дедолларизация экономики, стабилизация курса рубля, поддержка отечественных производителей-экспортеров. На начало 1997 г. валютный коридор составлял 5500-6100 руб., на конец года – 5750-6350 руб. за один доллар, с августа 1998 г. валютный коридор был расширен до 9,5 руб., однако, в связи с обострением финансового кризиса удержать курс рубля в рамках валютного коридора не удалось. Отток иностранного капитала с рынка государственных ценных бумаг привел к резкому сокращению золотовалютных резервов Банка России и, как следствие, к отказу от валютных интервенций. Был совершен переход к режиму плавающего валютного курса.

Установление ориентиров роста денежной массы. Банк России устанавливал минимальные и максимальные границы прироста денежной массы на контрольный срок (таргетирование). Начиная с 1995 г., Банк России устанавливал ежегодно две промежуточные цели – предельные темпы прироста М2 и предельные границы девальвации обменного курса рубля на доллары США.

Прямые количественные ограничения – установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. В качестве примера можно привести выдачу ломбардных, внутридневных и однодневных расчетных кредитов Банком России коммерческим банкам в пределах установленного лимита. Другим примером могут служить ограничения на проведение валютных операций. Валютные операции могут производить только уполномоченные банки, получившие от Банка России лицензию на проведение таких операций. При этом различают три типа лицензий: генеральные, расширенные и внутренние. Генеральная лицензия дает право проводить валютные операции на внутреннем и мировом рынках, открывать корреспондентские счета в иностранных банках без ограничения их количества. Расширенная лицензия дает право иметь корреспондентские отношения с шестью иностранными банками и бывшими заграничными банками СССР (Московским народным банком в Лондоне, Эйробанком в Париже и др.). Внутренняя лицензия дает право работать на внутреннем валютном рынке и выходить на внешний рынок при условии открытия корреспондентских счетов в любом другом банке, имеющем генеральную лицензию.

Помимо основных методов регулирования существуют второстепенные методы.

Предписываемая законом маржа – минимальный процент первоначального взноса за ценные бумаги за счет собственных средств инвестора. Покупка ценных бумаг в кредит опасна, так как в нее вовлекаются банки. Поэтому во всех странах сделки с ценными бумагами в кредит строго регулируются. В России минимальная маржа установлена Инструкцией Министерства финансов РФ «О правилах совершения и регистрации сделок с ценными бумагами» от 6 июня 1992 г. № 53. Она составляет 50% общей стоимости приобретенных ценных бумаг.

Если она ограничивается, то уменьшается количество денег в обращении. Если продажа растет, то увеличивается масса денег в обращении.

Потребительский кредит – продажа товаров в кредит.

Вследствие низких доходов населения развитие потребительского кредита в России возможно только при определенном подъеме уровня доходов. В настоящее время развитие такого кредита является перспективным направлением в деятельности банков, которые ищут новые сферы приложения капитала. Использование этого метода ограничивается отсутствием инфраструктуры, законодательной базы, высоким уровнем кредитного риска. Несмотря на это, потребительский кредит является стимулом экономического роста, активизации совокупного спроса.

Увещевание . Это когда Банк России дает рекомендации юридическим и физическим лицам, банкам.

Когда и какие из вышеназванных мер используются? Если необходимо увеличить количество денег в обращении, то Банк России скупает ценные бумаги, снижает нормы обязательных резервов, уменьшает ставку рефинансирования и т. д. Такая политика получила название политики дешевых денег. В условиях же инфляции, когда необходимо уменьшить количество денег в обращении, Банк России продает ценные бумаги, увеличивает нормы обязательных резервов, повышает ставку рефинансирования и т. д. Такая политика называется политикой дорогих денег. По существу, это антициклическое регулирование.

Приток денежных средств нерезидентов имеет свои плюсы и минусы. Преимущества притока средств нерезидентов:

Снижение процентных ставок;

Обеспечение потребности бюджета в заемных средствах;

Увеличение ликвидности банковской системы;

Стабилизация валютного курса рубля;

Рост валютных резервов Банка России.

Недостатки притока средств нерезидентов:

Неустойчивое равновесие;

Дестабилизация валютного курса;

Возможность финансового кризиса;

Возможность бегства иностранных капиталов с российского рынка;

Приток денег идет не в производство, а оседает на руках у населения.

Денежное обращение представляет собой форму движения денег, в процессе которого они выполняют функции средства обращения и средства платежа. Госу­дарство выпускает бумажные деньги, устанавливает их курс, но их ре­альная стоимость не зависит от власти и определяется законами денежного обращения.


2В регулировании денежного обращения государство опирается на банковскую систему, в которую входят Центральный банк, банки с го­сударственным участием, коммерческие банки, филиалы и представительства иностранных банков. Центральный банк образует первый уровень банковской системы, коммерческие банки - второй.

Центральный банк России является денежным властным орга­ном, контролирующей и кредитной организацией одновременно. Ос­новные его функции сводятся к следующему:

Проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

Является эмиссионным центром;

Организует денежное обращение, определяет порядок ведения расчетов и платежей;

Проводит общий надзор за кредитно-финансовыми учрежде­ниями, регулирует их ликвидность;

Управляет счетами Правительства РФ и осуществляет зарубеж­ные финансовые операции;

Предоставляет кредиты коммерческим банкам;

В качестве агента Правительства РФ организует размещение и осуществляет погашение государственных ценных бумаг.

Банк России контролирует кредитные учреждения по нескольким направлениям: принимает решение о регистрации новых учрежде­ний, лицензирует их деятельность; устанавливает экономические нор­мативы, которые они должны соблюдать; разрабатывает и вводит регули­рующие нормы в рамках административного права. В то же время ком­мерческие банки привлекаются для обслуживания и реализации государ­ственных инвестиционной и конверсионной программ, государственной поддержки завоза продукции в районы Крайнего Севера, операций с об­лигациями государственных займов, драгоценными металлами.

Юридический статус Банка России двойственен. С одной стороны, он независим от органов государственной власти, не управляется Пра­вительством, его валютные резервы не являются федеральными. С другой стороны, Банк России перечисляет прибыль в бюджет, уча­ствует в управлении государственным долгом, руководитель Банка России назначается Государственной Думой.

Согласно законодательству банки - это коммерческие организа­ции, предприятия, их продукция - обслуживание движения денег. Банки действуют исходя из интересов увеличения прибыли, размеща­ют средства там, где это наиболее выгодно.

В мировой практике различают несколько видов банков: уни­версальные, инвестиционные, ипотечные, работающие с населени­ем и др. В России специализация коммерческих банков практически отсутствует. В Послании Президента РФ парламенту отмечает­ся, что нужны банки двух типов: расчетные центры и инвестицион­ные банки. Расчетные центры должны обеспечивать прозрачность перечислений средств клиентов, налоговые платежи и др., а инве­стиционные банки - эффективное размещение вкладов, отбор максимально выгодных проектов. Нужны и государственные банки с льготными условиями кредитования.



В стране функционирует около 1300 коммерческих банков; их активы составляют свыше 100 млрд долл., из них вклады населения оцениваются в 30,7 млрд долл. Отношение суммы активов и кредитов к ВВП признается важнейшим показателем развития банковской сис­темы. Активы по отношению к ВВП составляют: в России - 35%, странах Западной Европы - 200-400, Китае-120, Индии-50%.

Совокупный капитал банков страны ненамного превышает капи­тал не самого крупного банка США.

Государство участвует в банковской системе в различных формах: учреждает собственные банки, имеет доли в капитале коммерческих банков, предоставляет гарантии по кредитам.

К банкам с государственным участием относятся те, в которых на долю государственных организаций и предприятий приходится не ме­нее 20% акций.

Крупными банками с государственным участием являются Сбер­банк, Внешэкономбанк, Российский банк развития, Россельхозбанк.

На Сбербанк, который имеет огромную региональную сеть, прихо­дится 40% совокупного кредитного портфеля банков и 55% частных вкладов. Контрольный пакет акций принадлежит Банку России. Ак­ции торгуются на открытых площадках и конкурируют с «голубыми фишками».

Увеличивается количество банков имеющих в активах иностранный капитал. На банки с иностранным участием приходится около 10% всех банковских ак­тивов и 6% - предоставляемых кредитов.

Иностранные банки обладают рядом преимуществ: высокая репу­тация материнской организации; приемлемые для клиентов условия обслуживания; нет ресурсных ограничений при реализации долгосрочных (5-7 лет) проектов. Но иностранные банки требуют более на­дежного обеспечения, у них получить кредит отнюдь не легче, чем у оте­чественных банков.

На российском рынке иностранные банки заняты в основном обслуживанием фирм с иностранным участием, работающих в стра­не, и частных иностранных лиц.

В последние годы развитие банковского сектора ускорилось. Реализуется стратегия развития банковского сектора. Она предусматривает повышение капитализации коммерческих банков и их конкурентоспособности, совершенствование банковского надзора со стороны Центрального банка России.

  • Научные основы системы государственного управления
    • Понятие и предмет системы государственного управления
      • Предмет системы государственного управления
    • Система государственного управления и формы государственного устройства
      • Формы государственно-политического устройства
      • Формы государственно-территориального устройства
      • Формы взаимодействия государства с гражданским обществом
      • Форма государственного устройства России
    • Функции государства и государственного управления
      • Экономические и социальные функции государства
      • Функции государственного управления
    • Виды и методы государственного управления
    • Государственное управление за рубежом
    • Государственное управление в России
  • Органы государственной власти
    • Президент Российской Федерации. Органы обеспечения президентской власти
    • Органы законодательной власти (Федеральное Собрание)
    • Органы исполнительной власти
    • Органы судебной власти
    • Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ
    • Органы государственной власти субъектов РФ
    • Формирование и реализация государственной политики
    • Факторы и направления государственной политики
    • Принятие нормативных правовых актов
    • Планирование как инструмент государственной политики
    • Разработка политических решений
    • Реализация государственной политики
    • Государственная служба
    • Государственный контроль
  • Государственное регулирование экономики
    • Принципы и объекты государственного регулирования
    • Методы государственного регулирования экономики
      • Административные методы
      • Экономические методы
    • Регулирование материального производства
      • Государственное регулирование естественных монополий
      • Антимонопольная политика
      • Финансовое оздоровление предприятий
    • Регулирование фондового рынка
    • Регулирование денежного обращения
      • Структура денежно-кредитной системы
      • Регулирование денежной массы
      • Кредитование социально-экономического развития
    • Валютное регулирование
    • Управление основными хозяйственными комплексами
    • Государственная научная и промышленная политика
      • Государственная промышленная политика
    • Управление топливно-энергетическим комплексом
      • Управление электроэнергетикой
      • Управление газовой отраслью
      • Управление нефтяной отраслью
      • Управление угледобычей
    • Управление агропромышленным комплексом
    • Управление оборонно-промышленным комплексом
    • Управление транспортным комплексом
    • Управление государственным имуществом
      • Управление государственными предприятиями
      • Управление пакетами государственных акций
      • Приватизация и национализация государственного имущества
  • Региональное управление
    • Государственная региональная политика
      • Выравнивание экономического и социального развития регионов
      • Федеральные программы
      • Привлечение субъектов РФ к управлению федеральной собственностью
      • Укрупнение субъектов РФ
      • Север как объект управления
    • Организационные формы регионального управления
    • Местное самоуправление
    • Межбюджетные отношения
  • Власть и бизнес
    • Власть и бизнес
    • Основы взаимодействия власти и бизнеса
    • Влияние власти на бизнес
    • Влияние бизнеса на власть
    • Взаимодействие власти с бизнес-структурами
    • Лоббирование
    • Партнерство власти и бизнеса
  • Управление социальной сферой
    • Управление социальной сферой
    • Социальная политика государства
    • Регулирование доходов населения
    • Государственная политика в области занятости
    • Управление отраслями социальной сферы
    • Социальная защита населения
  • Управление жилищно-коммунальным комплексом
    • Концепция преобразований в жилищно-коммунальном комплексе
    • Жилищно-коммунальное строительство
    • Жилищно-коммунальное обслуживание
    • Тарифное регулирование
    • Субсидирование жилищно-коммунальных платежей
    • Организационные структуры управления жилищно-коммунальным комплексом
  • Управление конфликтными и чрезвычайными ситуациями
    • Управление конфликтными ситуациями
      • Управление конфликтными трудовыми отношениями
      • Управление корпоративными конфликтами
    • Управление общественными чрезвычайными ситуациями
    • Управление в природных и техногенных чрезвычайных ситуациях
    • Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Регулирование денежного обращения

Денежное обращение представляет собой форму движения денег, в процессе которого они выполняют функции средства обращения и средства платежа. Функцию средства обращения выполняют полноценные деньги и их заменители в момент обмена товара на деньги. Государство выпускает бумажные деньги, устанавливает их курс, но их реальная стоимость не зависит от власти и определяется законами денежного обращения.

В обязательствах, погашениях долгов деньги выступают как средство платежа. Долговое обязательство покупателя перед продавцом, переходя из рук в руки, становится платежным средством и при прочной гарантии (банка) превращается в банкноту или кредитные деньги. Они, имея первоначально золотое обеспечение, постепенно становятся неразменными, сохраняется лишь их кредитное обеспечение.

Не участвующие по каким-либо причинам в обращении деньги накапливаются и концентрируется с помощью банков, которые посредством кредитования находят им прибыльное применение.

Государство может активно вмешиваться в функции денег, в том числе путем установления цен или косвенного их регулирования, не устанавливая, как правило, их номинального уровня.

Согласно Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся денежная эмиссия, валютное регулирование, основы ценовой политики. Банк России, реализуя денежно-кредитную политику, призван защищать и обеспечивать устойчивость рубля.

Денежно-кредитная политика заключается в воздействии Центрального банка России на денежное обращение и денежную массу, на рынок денежного каш лила, цену денег в интересах социально-экономического развития.

Современная денежно-кредитная политика ведет начало с распада единого рублевого пространства. Либерализация экономики вызвала одномоментный рост цен (на 300% в январе 1992 г.), который продолжался и впоследствии. С середины 1992 г. прекратилась выдача Банком России кредитов банкам бывших республик СССР. В 1993 г. обмен банкнот Госбанка СССР на билеты Банка России окончательно решил судьбу рублевой зоны.

Глобализация экономики породила тенденцию интернационализации денежной политики, валютной консолидации. Для многих стран своя валюта становится дорогим удовольствием, вызывая инфляцию, девальвацию, финансовые кризисы. Международной валютой уже стал евро, вызревает идея единой валюты для стран Америки. Не исключено, что в XXI в. получат хождение в основном три валюты: для Европы - евро, Америки - доллар, Азии - иена (юань). Присоединение к международной валюте снимает с государства ряд сложных проблем, но вместе с тем лишает его экономической самостоятельности.

Спустя 10 лет вопрос о восстановлении рублевого пространства встал в повестку дня в рамках Союзного государства Россия - Белоруссия, или ЕврАзЭС. Однако бывшие республики СССР пока не готовы поступиться даже минимальной долей своего суверенитета.

Денежно-кредитная политика является элементом экономической политики и не должна ей противоречить. Экономическая политика формулируется в решениях законодательной и исполнительной власти, на ее направления влияют интересы крупного капитала.

Денежно-кредитная политика во многом определяется также внешними факторами, зависит от международных финансовых организаций, перспектив рефинансирования и реструктуризации внешнего долга. Тем не менее, имеется достаточно широкое поле для проведения собственной денежно-кредитной политики.

В России утвердилась денежно-кредитная политика, главной целью которой было и остается отражение инфляции. Основными ее инструментами являются контроль за денежной массой в обращении, процентные ставки по вкладам и кредитам, рефинансирование коммерческих банков, нормы обязательного резервирования средств коммерческих банков, операции на открытом рынке, валютное регулирование 1 На инфляцию влияют и немонетарные факторы, которые в данном случае не рассматриваются. .

Денежно-кредитная политика проводится в сочетании с бюджетной политикой Правительства РФ в сфере ценового, тарифного, таможенного регулирования. Минфин России, обеспечивая профицит бюджета и перечисляя средства финансового резерва в Центральный банк РФ, способствует снижению инфляции и одновременно повышению курса рубля.

«Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики» ежегодно представляются Банком России и Правительством РФ на рассмотрение Государственной Думы.

Регулирование денежного обращения заключается в воздействии на институты денежно-кредитной системы в целях укрепления их ликвидности, т.е. способности удовлетворять требования вкладчиков и заемщиков, а также в управлении денежной эмиссией в интересах развития хозяйственной активности.

Глобализация, развитие сетевой экономики усложняют регулирование с помощью традиционных инструментов. Интернет, банковское дело вводят в мир финансов без границ. Каждый решает, какие финансовые услуги необходимо выполнять на месте, а какие - импортировать. Если операцию можно совершить с помощью персонального компьютера, то не нужна и филиальная сеть.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Финансовые основы государственного регулирования денежного обращения. Бюджетная система России. Механизм денежного регулирования как часть денежно-кредитной политики государства. Стратегия и тактика денежно-кредитного регулирования в современной России.

    курсовая работа , добавлен 03.10.2014

    Создание и развитие денежной системы Украины. Экономическая сущность и цели денежно-кредитной политики. Механизм реализации денежно-кредитной политики государства. Денежно-кредитные и фискальные рычаги структурной перестройки экономики Украины.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2004

    Сущность денежно-кредитной системы. Формирование денежно-кредитной системы и ее звеньев. Основы регулирования современного состояния денежно-кредитной политики Республики Казахстан. Направления развития и проблемы развития денежно-кредитной системы.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2015

    Основные направления денежно-кредитной политики. Современные тенденции и цели денежно-кредитной политики. Эффективность денежно-кредитной политики. Монетарная политика и экономический рост. Инструменты денежно-кредитной политики.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2002

    Понятие, задачи и цели денежно-кредитной политики. Нормативная правовая база формирования и реализации денежно-кредитной политики Республики Беларусь, методы ее регулирования. Влияние денежно-кредитной политики на экономические процессы в Беларуси.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2014

    Цели денежно-кредитной политики и механизмы воздействия на них. Роль Центрального банка РФ в проведении денежно-кредитной политики. Инструменты и методы денежно-кредитного регулирования. Развитие экономики и денежно-кредитной сферы Краснодарского края.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2015

    Центральный Банк (ЦБ) РФ и его роль в денежно-кредитном регулировании экономики. Понятие и цели денежно-кредитной политики. Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики. Основные направления денежно-кредитной политики ЦБ РФ в 2015-2016 гг.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2015

    Центральный банк как орган денежно-кредитного регулирования. Конечные, промежуточные и операционные цели денежно-кредитной политики. Кредитная экспансия и рестрикция. Общее понятие о банковском надзоре. Особенности денежной и кредитной системы России.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2012

Под денежным обращением принято понимать процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной форме в качестве средства обращения и средства платежа.

Денежное обращение исторически определило появление денежной системы, которая представляет собой модель, тип организации денежного обращения, закрепленный законодательно. Структурно она состоит из следующих элементов:

  • - официальная денежная единица;
  • - виды денежных знаков;
  • - порядок эмиссии денежных знаков и их обеспечения;
  • - методы регулирования денежного обращения;
  • - организация денежного обращения.

Денежная система также может содержать еще два элемента: порядок установления официального валютного курса и масштаб цен.

Официальная денежная единица - это установленный государством и закрепленный законодательно денежный знак, являющийся законным платежным средством на всей территории страны. В соответствии с ч. 1 ст. 75 Конституции РФ денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек.

Виды денежных знаков выделяются в зависимости от материального носителя (банкноты, монета), их обеспечения, а также субъекта, уполномоченного выпускать денежные знаки в обращение. В настоящее время в Российской Федерации в обращении находятся два вида денежных знаков:

  • а) банкноты номиналом 5, 10, 50, 100, 500, 1000 и 5000 рублей;
  • б) металлическая монета достоинством 1,5,10,50 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.

Порядок эмиссии денежных знаков - это установленные законодательно правила выпуска и изъятия денег из обращения. Единственным эмитентом денежных знаков является государство. Непосредственная эмиссия может быть возложена либо на эмиссионный банк, либо на казначейство.

Порядок установления официального курса представляет собой совокупность правил определения соотношения цены национальной валюты к цене иных иностранных валют.

Масштаб цен определяет, какое количество валютного металла содержится в денежной единице. В настоящее время официальное соотношение между рублем и золотом не устанавливается.

К основным методам регулирования денежного обращения относятся:

  • - денежная реформа - коренное, качественное преобразование денежной системы, проводимое в целях стабилизации национальной денежной валюты и денежного обращения в целом;
  • - деноминация (от лат. - переименование) - изменение нарицательной стоимости денежных знаков, производимое с обменом старых денег на новые по определенному курсу. Деноминация не предполагает качественного преобразования денежной системы;
  • - эмиссия - выпуск денежных знаков в обращение. В отличие от денежной реформы и деноминации, проводимых единовременно, эмиссия представляет собой направление финансовой деятельности государства, осуществляемое постоянно;
  • - нуллификация (от лат. - уничтожение) -объявление денежных знаков недействительными. Посредством нуллификации происходит изъятие старых денег из обращения с последующим выпуском новых, но уже в меньшем количестве;
  • - девальвация (от лат. - понижение и иметь значение, стоить) - понижение стоимости денежной единицы. Экономическое значение девальвации состоит в том, что государство путем снижения курса собственной валюты снижает тем самым и экспортную цену товаров, создавая благоприятную обстановку для промышленного развития;
  • - ревальвация - процесс, обратный девальвации, заключающийся в повышении стоимости денег;
  • - дефляция - уменьшение денежной массы, проводимое путем изъятия из обращения излишков денежных знаков.

Денежное обращение включает в себя два основных элемента: наличное и безналичное денежное обращение.

Налично-денежное обращение, или наличный денежный оборот, представляет собой процесс движения денежных средств в наличной форме. Можно выделить ряд существенных характеристик налично-денежного обращения:

  • 1) он является частью денежного оборота. Выступая в качестве одной из составных частей денежного оборота, наличное денежное обращение тесно связано с безналичным. Это проявляется в том, что, как уже упоминалось, денежные средства, находясь в постоянном движении, переходят из наличной в безналичную форму и наоборот;
  • 2) тесно связан с банковской системой. Так, в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" организация денежного обращения возложена па ЦБ РФ. В целях осуществления данной функции ЦБ РФ уполномочен осуществлять эмиссию денежных средств, производить обмен ветхих и поврежденных банкнот, принимать решение о выпуске банкнот и монет нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монет старого образца, утверждать номиналы и образцы денежных знаков, а также осуществлять иные полномочия, предоставленные ему законодательством РФ;
  • 3) предполагает неоднократность использования денежных знаков. Это свойство проявляется в том, что в ходе оборота наличных денежных средств банкноты и монеты, выступая в качестве средства обращения и платежа, физически перемещаются "из рук в руки". Следовательно, денежные знаки должны быть долговечными и защищенными от подделок;
  • 4) осуществляется преимущественно в сфере частных доходов и расходов населения. Это свойство обусловлено стремлением государства минимизировать затраты, связанные с организацией денежного обращения, а также препятствовать сокрытию денежных средств от налогообложения. В связи с этим вводятся ограничения, связанные с оборотом наличных денег, которые распространяются в первую очередь на организации и индивидуальных предпринимателей;
  • 5) подвергается нормативно-правовому регулированию со стороны государства.

К основным принципам организации налично-денежного обращения относятся:

  • 1) принцип обязательного хранения наличных денежных средств юридических лиц в кредитных организациях. Государство обязало все учреждения, организации и предприятия, вне зависимости от организационно-правовой формы, хранить свои денежные средства в кредитных организациях. Этот принцип устанавливается в целях осуществления контроля за оборотом денежных средств, противодействия их отмыванию, а также обеспечения сохранности денег;
  • 2) принцип преимущественной безналичности расчетов организаций по своим обязательствам, введение которого обусловливается стремлением государства ограничить расчеты с использованием наличных денежных средств;
  • 3) принцип лимитности кассовых наличных денежных средств. Юридические лица могут иметь в своей кассе наличные деньги лишь в пределах установленных лимитов, т.е. определенного количества, необходимого для нормального функционирования организаций;
  • 4) принцип обязательной сдачи в банк всей денежной наличности сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе;
  • 5) принцип срочности сдачи денежной наличности в кредитные учреждения. Такие сроки устанавливаются нормативно и зависят от специфики работы предприятия, а также удаленности кредитных организаций. Конкретные сроки согласуются с учреждениями банков;
  • 6) принцип сверхлимитности кассовых наличных денег, направляемых на оплату труда и иные социальные выплаты. Так, организации имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка;
  • 7) принцип документированности денежных операций. Согласно этому принципу все денежные средства, поступающие в кассу и выплачиваемые из нее, подлежат обязательной документации. Оформление таких операций обычно производится путем составления приходных и расходных кассовых ордеров, в определенных случаях они могут быть оформлены другими документами;
  • 8) принцип обеспечения сохранности наличных денежных средств, хранящихся в кассе. Каждая организация обязана иметь укрепленное помещение, специально выделяемое для кассы, а также проводить обучение своих работников; неподготовленные сотрудники не допускаются к работе с денежной наличностью;
  • 9) принцип неограниченности расчетов населения. В соответствии со ст. 861 ГК РФ расчеты с участием физических лиц, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в наличной форме без ограничений, что, однако, не означает бесконтрольности таких расчетов.

Таким образом, правовое регулирование наличного денежного обращения, основанное на всех вышеперечисленных принципах, направлено на ограничение расчетов наличными деньгами. Ограничительная направленность правового регулирования в данной сфере в первую очередь проявляется в установлении мер запретительного характера относительно расчетов наличными деньгами при осуществлении предпринимательской деятельности. Например, Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утв. Решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. № 40", предусматривает преимущественно безналичный расчет предприятий по своим обязательствам. Согласно п. 1 Порядка ведения кассовых операций все предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в банках.

Банком России установлен предельный размер расчетов наличными деньгами для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В соответствии с Указанием Центрального банка Российской Федерации от 20 июня 2007 г. № 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" предельный размер расчетов наличными деньгами составляет 100 тыс. руб.

Еще одной ограничительной мерой в сфере наличного денежного оборота являются лимиты остатка наличных денег в кассе. Наличность, превышающая лимит, в обязательном порядке сдастся в обслуживающий данное предприятие банк для зачисления на счет. Лимиты устанавливаются банками ежегодно по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс могут быть пересмотрены.

Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота предприятий с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.

Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. В соответствии с а. 29 Порядка ведения кассовых операций на каждом предприятии для кассы должно быть выделено специальное изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег. Все наличные деньги и ценные бумаги на предприятиях хранятся, как правило, в несгораемых металлических шкафах или сейфах. Обеспечение сохранности денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и при сдаче в банк возлагается на руководителя организации.

Безналичное денежное обращение, так же как и налично-денежный оборот, тесно связано с банковской системой, однако не предполагает физического перемещения денег и преимущественно распространено в сфере расчетов организаций, индивидуальных предпринимателей, а также публично-правовых образований;

Правовое регулирование безналичных расчетов происходит посредством закрепления форм безналичных расчетов, определения сроков осуществления платежей и счетов, используемых для проведения расчетов, закрепления порядка списания денежных средств со счета, а также путем определения порядка осуществления расчетов по конкретным формам.

Форма расчетов по своей сути представляет собой определенный способ осуществления таких расчетов. В соответствии с п. 1 ст. 862 ГК РФ при осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. К иным формам можно отнести расчеты плановыми платежами, расчеты, осуществляемые посредством зачета взаимных требований, расчеты простыми и переводными векселями, а также расчеты с использованием платежных карт.

Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами. Таким образом, в отношениях по выбору формы расчета реализуется принцип равенства сторон, а следовательно, они являются гражданско-правовыми.

Общий срок осуществления платежей по безналичным расчетам не должен превышать два операционных дня, если указанный платеж осуществляется в пределах территории субъекта РФ, и пять операционных дней в пределах территории РФ (ст. 80 Федерального закона "О Центральном байке Российской Федерации (Банке России)").

В Российской Федерации расчетные операции но перечислению денежных средств через кредитные организации (филиалы) могут осуществляться с использованием:

  • 1) корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России;
  • 2) корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях;
  • 3) счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредитных организациях, осуществляющих расчетные операции;
  • 4) счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации.

Расчетный документ - это оформленное в виде документа на бумажном носителе или в установленных случаях электронного платежного документа:

  • - распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;
  • - распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем)1.

Основными формами расчетных документов выступают платежные поручения, аккредитивы, чеки, платежные требования и инкассовые поручения.

Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. По своей сути платежные поручения представляют собой банковский перевод.

Исполнение платежного поручения должно происходить в срок, предусмотренный законодательством, или же в более короткий срок в случае, если это установлено договором банковского счета или же определено обычаями делового оборота. Принятие платежных поручений происходит независимо от наличия денежных средств на счете плательщика, однако его исполнение становится возможным лишь при наличии достаточного количества денежных средств на соответствующем счете.

При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива (банк-эмитент), обязуется произвести платежи в пользу получателя средств по представлении последним документов, соответствующих всем условиям аккредитива, либо предоставить полномочие другому банку (исполняющий банк, которым может выступать банк-эмитент, банк получателя средств или иной банк) произвести такие платежи. Таким образом, платеж происходит лишь при предоставлении необходимых документов, в результате чего плательщик- получает гарантию тою, что платеж будет произведен только в случае исполнения его контрагентом по гражданско-правовому договору - получателем средств всех условий такого договора, а получателю, в свою очередь, гарантируется платеж.

Открытие аккредитива происходит на основании заявления плательщика. Об открытии аккредитива и его условиях банк-эмитент сообщает получателю средств через исполняющий банк либо через банк получателя средств с согласия последнего.

Для исполнения аккредитива получатель средств представляет в исполняющий банк документы, подтверждающие выполнение всех условий аккредитива. При этом исполняющий банк проводит проверку полученных документов по их внешним признакам и в случае их несоответствия может отказать в принятии документов. Платеж по аккредитиву производится в безналичном порядке.

Расчеты чеками в большей степени характерны для англосаксонской правовой семьи. Такие расчеты, в частности, популярны в Великобритании и США. В России чеки используются не столь часто.

Чек представляет собой ценную бумагу, содержащую ничем не обусловленное распоряжение чекодателя байку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Он должен содержать обязательные реквизиты, установленные ст. 878 ГК РФ.

Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя. Им признается юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. В свою очередь, чекодержателем является юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, а плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате.

Расчеты по инкассо - это банковская операция, посредством которой банк-эмитент по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Банк-эмитент, получивший поручение клиента, вправе привлекать для его выполнения иной банк (исполняющий банк).

Инкассовое поручение оформляется:

  • а) платежными требованиями, оплата которых может производиться:
    • - по распоряжению плательщика (с акцептом);
    • - без его распоряжения (в безакцентном порядке). Такое списание допускается в случаях, установленных законом, а также в случаях, предусмотренных сторонами но основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения;
  • б) инкассовыми поручениями, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

Платежное требование, применяемое при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором, является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.

Под инкассовым поручением понимается расчетный документ, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.

Инкассовые поручения применяются:

  • 1) в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;
  • 2) для взыскания по исполнительным документам;
  • 3) в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

В документе, представляемом в банк, указываются данные инкассового поручения, взыскание по которому должно быть приостановлено. При возобновлении списания денежных средств по инкассовому поручению его исполнение осуществляется с сохранением указанной в нем группы очередности и календарной очередности поступления документа внутри группы.