В каком стиле построен дом на набережной. Легенды дома на набережной

По адресу Берсеневская набережная, 20 стоит дом, у которого много имён и ещё больше необычных легенд. С историей советского архитектурного сооружения читателей АиФ.ru знакомит старший научный сотрудник «Городского экскурсионного бюро Музея Москвы» Лариса Скрыпник.

«Дом на набережной»

На Берсеневской набережной над невысокой исторической застройкой Садовнического острова нависает серая громада «Дома Правительства». Этот комплекс был построен в начале 30-х годов прошлого века и теперь прочно ассоциируется со сталинскими репрессиями, обрушившимися на привилегированных жильцов Дома ЦИК и СНК. Не случайно москвичи между собой называли его ДОПР — Дом предварительного заключения. В этом доме провёл своё детство писатель Юрий Трифонов , сын видного революционера и государственного деятеля Валентина Трифонова . После выхода в свет романа «Дом на набережной» Дом ЦИК и СНК («Дом Правительства») обрёл ещё одно название.

Заказ правительства

11 марта 1918 года советское правительство переехало из Петрограда в Москву. Количество чиновников в новой старой столице выросло вдвое. Свободного жилья достойного качества в голодной растерзанной Москве было недостаточно, поэтому высоких руководителей расселили в Кремле, а чиновников рангом помельче — в московских гостиницах и особняках, которые в одночасье превратились в Дома Советов. Но жилья всё равно не хватало — было принято решение построить специальный дом для сотрудников ЦИК и СНК.

Никаких конкурсов на проект здания не проводилось, поскольку архитектор был известен заранее — Борис Иофан.

Дорогостоящий проект

Иофан спроектировал не просто жилой дом, а уникальный автономный комплекс, включавший, помимо 505 квартир (по две на каждом этаже), клуб, кинотеатр, библиотеку, амбулаторию, детский сад и ясли, столовую, парикмахерскую, магазин, спортивный зал и механическую прачечную. Здесь были воплощены новаторские архитектурные и инженерные решения, впервые стали применяться унифицированные сборные строительные материалы, оригинальные безбалочные перекрытия в форме усечённых пирамид (ими Иофан особенно гордился), а театральный зал клуба имени А. Рыкова имел самое большое на тот момент купольное перекрытие в нашей стране — его диаметр составлял 32 м, а толщина — всего 9 см.

Строительство продолжалось четыре года вместо запланированных двух и обошлось в 24 млн рублей, что в 4 раза превысило предполагавшиеся расходы.

Строительство Дома на набережной. Фото: Public Domain

С видом на Кремль

В 1931 году началось заселение. На 1 ноября 1932 года в Доме проживали 2745 человек. Счастливые жильцы оказывались в меблированных квартирах, оборудованных всем необходимым: газовые плиты и сантехника, телефон, светильники (правда, всё это с инвентарными номерами). Квартиры были в основном трёх- и четырёхкомнатные, площадью 150-170 кв. м, но для особенно ответственных руководителей предусмотрели и пяти-семикомнатные: прихожая, гостиная, кабинет, столовая, спальни, комната для прислуги, кухня — одним словом, всё, что нужно для достойного отдыха высоких чиновников и их домочадцев. Кухни были очень маленькими — но ведь никто и не собирался здесь готовить. Можно было взять прекрасный обед в столовой, находившейся на первом этаже клуба, и просто разогреть его. Зато, зная любовь русских к чаепитиям, предусмотрели в кухнях небольшие круглые отверстия в стене для самоварной трубы.

Некоторые квартиры имели огромные балконы площадью больше 100 кв. м — на них зимой заливали каток, строили снежные горки, а один из жильцов держал там медвежонка, привезённого из командировки в Хабаровск.

Самые лучшие квартиры, с видом на Кремль, находились в 1 и 12 подъездах. Формально подъездов в доме 25, хотя по факту — 24. В подъезде № 11 нет квартир, только лестница, ведущая вникуда. Это одна из загадок «Дома на набережной».

Все корпуса Дома Правительства группировались вокруг трёх дворов. Одно время пройти из одного двора в другой можно было только по специальному пропуску. В центре каждого двора располагался фонтан — память об итальянском периоде творчества Иофана. После войны все фонтаны были забетонированы. Там же, во дворах, находились и снегоплавильные камеры. А вот мусорные контейнеры не были предусмотрены, чтобы не оскорблять обоняние жильцов запахами разлагающихся отходов. По дворам ходили уборщики с баками за спиной и собирали мусор, который потом уничтожали в мусоросжигательных камерах.

В Доме ЦИК и СНК в разное время проживали сын, дочь и родственники жены Сталина, Жуков, Хрущёв, Александров, Баграмян, Серафимович , в честь которого в 1933 году Всехсвятскую улицу переименовали в улицу Серафимовича.

Дом на Берсеневской набережной, 1996 г. Фото: РИА Новости

Дом приговорённых к расстрелу

И, тем не менее, этот дом называли Этапом ГУЛАГа и Домом приговорённых к расстрелу. Около 800 его жильцов были репрессированы. В некоторых квартирах по 5-6 раз менялись постояльцы. Порой квартиры целого подъезда стояли опечатанными: одни жильцы были расстреляны, другие — отправлены в тюрьмы и лагеря, в лучшем случае — просто выселены на окраины Москвы. В таком подъезде жил и Юрий Трифонов. В 1938 году его отца расстреляли, а мать сослали в лагерь в Казахстане. Оставшиеся члены семьи переехали в коммунальную квартиру в доме 21 на Большой Калужской улице.

В 1941 году дом опустел, все жильцы были переселены или эвакуированы. Многие ушли на фронт. В доме отключили отопление, газ, электричество. Жизнь вернулась сюда только в 1942 году, когда смертельная опасность для Москвы миновала.

После войны дом вновь зажил своей «жизнью с привилегиями»: спецснабжение, спецмедицина, спецобслуживание.

Память о прошлом

Всё изменила Перестройка: теперь квартиры можно было продавать и покупать, новые хозяева начали делать евроремонт и перепланировки, в помещениях Гастронома 21, бывшего когда-то и спецраспределителем, расположился современный супермаркет, а кинотеатр «Ударник» стал одной из площадок современного искусства.

Память о прошлом дома — в мемориальных досках, густо покрывающих его фасады, и в краеведческом музее «Дом на набережной», входящем в Музейное объединение «Музей Москвы». Этот мемориальный музей занимает бывшую квартиру начальника охраны первого подъезда.

Экскурсии

«Городское экскурсионное бюро Музея Москвы» приглашает на пешеходную экскурсию «Москва Юрия Трифонова» каждый четверг августа в 19:00. Вы узнаете об истории строительства «Дома на набережной» и его архитектурных особенностях, посетите кинотеатр «Ударник» и Музей «Дом на набережной», где удалось воспроизвести атмосферу 1930-х годов, услышите рассказ Ольги Трифоновой , вдовы писателя, об известных жильцах и их трагических судьбах.

Экскурсия приурочена к 90-летию писателя Юрия Трифонова, при партнёрстве Международного культурного фонда BREUS Foundation (Кинотеатр «Ударник»).

Стоимость экскурсии — 400 руб. Льготный билет — 250 руб. Сбор группы каждый четверг сентября в 19:00 на выходе из метро «Боровицкая», на улице.

Читатели АиФ.ru могут купить билеты на экскурсию по льготной стоимости..

А втором проекта легендарного Дома на набережной стал известный советский архитектор Борис Иофан. «Культура.РФ» вспоминает интересные факты из истории здания.

Дом на набережной. Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»

Дом один - названий много

Изначально здание носило имя Дом Совета народных комиссаров СССР, но после выхода романа Юрия Трифонова «Дом на набережной» за ним закрепилось именно такое название. Вот как описывал дом Трифонов: «Он был похож на корабль, тяжеловесный и несуразный, без мачт, без руля и без труб, громоздкий ящик, ковчег, набитый людьми, готовый к отплытию. Куда? Никто не знал, никто не догадывался об этом ». Также дом называли «улыбкой Сталина» и «домом предварительного заключения», потому что почти треть его жильцов (около 800 человек) была репрессирована.

«Дом переехал»

Дом на набережной построили на небольшом острове, соединенном с материковой Москвой Большим и Малым Каменными мостами. Прежде на этом месте находились соляные склады и небольшие особнячки. Ради строительства нового здания их разобрали на кирпичи, но один дом не снесли, а передвинули - он до сих пор стоит неподалеку. Это событие произвело такое впечатление на поэтессу Агнию Барто , что она посвятила ему стихотворение «Дом переехал»:

Захотим - и в море синем,
В синем небе поплывем!
Захотим -
И дом подвинем,
Если нам мешает дом!

Самый масштабный жилой дом в Европе

В 1927–1931 годах Дом на набережной был самым крупным жилым зданием в Европе: 24 подъезда, 505 квартир и площадь в три гектара. Дом строился еще с учетом актуального тогда конструктивизма с упором на функциональность и простоту, но стал предвестником монументального стиля, который главенствовал в архитектуре Москвы, начиная с 1930-х годов.

Мини-город напротив Кремля

Дом на набережной был спроектирован так, что при желании его жители могли вообще не выходить за его пределы: в комплексе было все необходимое для полноценной жизни. В советское время здесь находились ДК имени Рыкова (современный Театр эстрады), кинотеатр «Ударник» , работали спортзал, универмаг, прачечная, столовая, детский сад и другие учреждения. Внутренние дворы с ухоженными газонами и изящными фонтанами были прекрасным местом для прогулок.

Розовый, желтый… серый!

Изначально здание планировали покрасить в розовый цвет, чтобы оно гармонировало со стоящим напротив Кремлем, и использовать для декора мраморную крошку. Но стоимость материалов и работ была весьма высокой, поэтому от этой идеи отказались. Другим вариантом был желто-песочный цвет, но и его отвергли. Финальным решением стал серый - его выбрали по той причине, что из котельной, расположенной по соседству, постоянно шел черный дым, который быстро привел бы в негодность желтые стены.

505 одинаковых квартир

Борис Иофан продумал не только планировку, но и интерьер квартир. Все они были одинаковыми: дубовый паркет на полу, роспись на потолке. Мебель, придуманная тем же Иофаном, также была унифицирована: одинаковые стулья, столы, буфеты, на каждом из которых были бирки инвентарных номеров. Так что въезжавшие в дом жильцы могли ничего не покупать в новые квартиры.

Закулисные участники строительства

Строительство под руководством Бориса Иофана активно контролировал не только председатель Совета народных комиссаров Николай Рыков, но и глава ОГПУ (будущего НКВД) Генрих Ягода. Исследователи считают, что именно поэтому один из подъездов (№ 11) был сделан нежилым: чтобы сотрудники службы из него вели прослушку других квартир. К тому же чекисты действительно жили в доме, прикрываясь работой комендантов, консьержей и лифтеров.

Впрочем, загадке пустого подъезда есть и другое объяснение: в 1930 году на стадии строительства в доме случился сильный пожар, и, чтобы успеть вовремя сдать объект, площади 11-го подъезда разделили между двумя соседними.

Обитатели Дома на набережной

В Доме Совета народных комиссаров жили самые влиятельные люди того времени: ученые, партийные деятели, писатели, композиторы, художники, режиссеры. По слухам, каждая кандидатура нового жильца утверждалась лично Иосифом Сталиным. Среди самых известных обитателей дома были маршалы Георгий Жуков и Михаил Тухачевский, режиссер Григорий Александров, писатель Михаил Кольцов, балетмейстер Игорь Моисеев и дочь Сталина Светлана Аллилуева.

Дом с привидениями

Дом на набережной занимает особое место в городском фольклоре. Еще с 1930-х годов известна легенда, которая гласит, что из него существует подземный ход на Лубянку. Говорят жители дома и о том, что в нем можно увидеть призрак дочери командарма. Якобы родителей одной девушки арестовали на службе, а когда чекисты приехали за дочерью, она, вооруженная отцовским наганом, пообещала пристрелить любого, кто попробует войти. Тогда глава НКВД Николай Ежов отдал распоряжение отключить все коммуникации и замуровать девушку в квартире.

Музей одного дома

Сегодня в здании работает музей Дома на набережной, организованный по инициативе его жильцов в конце 1980-х годов. Большую роль в создании музея сыграла вдова писателя Юрия Трифонова - Ольга Трифонова. В коллекции музея находятся документы, фотографии, личные вещи жильцов и предметы интерьера.

на набережной

Жизнь, могущество и падение знаменитых жильцов

30 октября в России отмечается День памяти жертв политических репрессий. ТАСС рассказывает о судьбах жильцов дома, в котором в годы Большого террора из двух тысяч было арестовано восемьсот человек и около трехсот - расстреляно

Память детства

Во двор дома на улице Серафимовича, 2, более известного как Дом на набережной, заходит высокий мужчина в черном пальто. Он идет вдоль Театра эстрады, останавливается у подъезда №7 и смотрит наверх, отыскивая нужный балкон.

"Вон наши окна. Там пятикомнатная квартира №141, тогда она была коммуналкой. Наша семья занимала две комнаты, но не так-то это и плохо, скажу я вам, - там выходило больше пятидесяти "квадратов" на родителей и нас с братом".

Один из трех дворов знаменитого дома по адресу: улица Серафимовича, 2

В этой квартире Анатолий Беляев родился и вырос. В знаменитый дом его родители - сотрудники Совмина - въехали после Великой Отечественной войны. Пятьдесят "квадратов" на семью по меркам того времени - это совершенно немыслимая роскошь: норма площади на человека в 30–40-е годы равнялась четырем с половиной метрам. Но тут, в огромном доме напротив Кремля, жили совсем по другим законам.

"Коммуналок тут было немного, в основном жильцы располагались в отдельных квартирах. А квартиры были и по сто, и по двести метров, по десять комнат - особенно в первом и двенадцатом подъездах, где жили самые высокопоставленные люди".

В квартире, где родился Анатолий Беляев, до войны было арестовано трое жильцов. Об этом он узнал, уже став взрослым

Анатолий Беляев - историк. И Дом на набережной для него не столько место, где прошли детство и юность, сколько объект изучения, символ беспомощности людей перед тоталитарной властью, живой свидетель эпохи Большого террора. Уже став студентом, Беляев изучил историю своей квартиры, и оказалось, что она стала коммунальной только после войны. А в тридцатые там сменилось трое жильцов, и все они были репрессированы.

Потом Анатолий узнал от своего школьного друга из соседнего подъезда, что и в его квартире жил репрессированный - завсектором печати ЦК ВЛКСМ Анатолий Диментман.​

"Его квартира была коммунальной даже в 30-е, - вспоминает Анатолий Беляев. - И вот его мама как-то много лет спустя рассказала, как арестовали соседа по комнате Диментмана. В квартиру позвонил консьерж и сказал, что соседи из квартиры снизу жалуются на протечку. Попросили проверить, не течет ли труба в комнате у Диметмана. Соседка к нему постучала - Диметман ответил, что все в порядке. Передали консьержу. И буквально через четыре минуты в квартиру пришли сотрудники НКВД с ордером на арест. То есть чекисты уже давно были внизу, в подъезде, а звонок насчет протечки был просто способом проверить, дома Диментман или нет. Ему дали 15 лет лагерей".

Когда-то вахтерами в подъездах работали сотрудники НКВД и вся жизнь жильцов была у них на виду. Сегодня тут установлены обычные домофоны. Хотя и "охрана" присутствует

Подобных уловок у чекистов было много, говорит Анатолий Беляев. Например, они иногда врывались в квартиру через грузовой лифт, который выходил прямо в кухню. Такой прием использовался, когда арестовывали военных, чтобы застать семью врасплох, а человек не успел покончить с собой.

Впрочем, были в доме и те, кто сводил счеты с жизнью, почуяв опалу и не дожидаясь, когда за ним придут. Среди них нарком авиации и старший брат Лазаря Кагановича Михаил, партийный руководитель Константин Пшеницын, руководитель агентства ТАСС Яков Долецкий.

Но в детстве, конечно, об этих событиях Анатолий даже не догадывался. И не мог понять излишней, на его взгляд, осторожности родителей.

За восемьдесят с лишним лет облик дома немного изменился - например, в 30-е тут не было мусоропровода. Зато на площадке сохранились старые лестницы и плитка на полу

"Уже не было в живых Сталина, а во взрослых все еще жил постоянный страх, это чувствовалось, - вспоминает Беляев. - Я помню, как однажды летом 53-го, как раз когда арестовали Берию, пришел домой из садика и рассказал маме и папе стишок, который услышал от мальчишек в группе:

"А Берия, а Берия

Потерял доверие,

А товарищ Маленков

Надавал ему пинков".

Мы с мамой и папой были одни в квартире, никто нас не слышал, но родители разом замерли как вкопанные, отец огляделся по сторонам, а мама - надо сказать, очень сильная волевая женщина - очень медленно подошла ко мне, села передо мной на корточки и, тревожно посмотрев на меня, шепотом спросила:

Сынок, кто тебе это сказал?

Да в садике все рассказывают! - ответил я. Тогда мама так же шепотом попросила никогда и никому так больше не говорить".

Но, несмотря на дурную славу, этот дом для большинства советских граждан с самого первого дня его существования был символом иной, блестящей и красивой, жизни - с платьями, духами, личным автомобилем и дачей, с приемами в Кремле и особой, вкусной едой - символом жизни избранных, к которой так хотелось прикоснуться.

Из окна одного из подъездов открывается панорама на "Красный Октябрь", Москву-реку, Крымский мост и парк Горького

На особом положении

"В начале тридцатых, когда дом только заселяли, думаю, никто не осознавал того, что половину жильцов через пять-шесть лет низвергнут и расстреляют", - рассказывает директор музея "Дом на набережной" Ольга Трифонова, вдова писателя Юрия Трифонова. Именно после его романа "Дом на набережной", написанного в 1975 году, это название прочно закрепилось за домом.

Директор музея "Дом на набережной" Ольга Трифонова

Вся эта роскошь - квартиры по пять, а то и десять комнат с высокими потолками, чудесным паркетом, с личной ванной, горячей водой и газовыми плитами - воспринималась как награда за преданность партии, делу революции. Жить тут было не просто престижно, это означало принадлежность к благам, о которых другие не могли и помыслить.

В романе, прославившем Дом на набережной на весь мир, писатель описал свои личные воспоминания детства: он жил здесь, в седьмом подъезде, до своего тринадцатилетия.

"Юрий Валентинович рассказывал, как детей, особенно девочек, из Дома на набережной караулили мальчишки за углом и отбирали у них завтраки - бутерброды с сыром, ветчиной или бужениной, - рассказывает Ольга Трифонова. - Но чаще бывало так, что голодные ребятишки из соседних кварталов приходили к воротам дома и просили поесть у взрослых…"

Буженина и сыр в середине 30-х даже для москвичей были настоящим деликатесом: отмена карточек в 1935 году привела к резкому скачку цен на продукты, поэтому многие семьи действительно недоедали или могли позволить себе только самые необходимые продукты.

Но, несмотря на особое положение, многие жильцы держались без заносчивости - большинство из них были выходцами из беднейших семей рабочих и крестьян.

А вот жены у некоторых "старых" большевиков были из благородных.

"Считалось престижным иметь красивую, хорошо образованную жену, - поясняет Ольга Трифонова. - А женщины эти шли за большевиков, потому что хотели под сильное крыло, за надежную спину".

Судьбы узников. Семья Пятницких

Один из таких большевиков - Осип Пятницкий, видный советский политический деятель, глава Коминтерна. Выходец из бедной еврейской семьи, он женился на красавице Юлии Соколовой, дочери священника и польской дворянки. В браке с Осипом она родила двоих сыновей.

24 июня 1937 года Осип Пятницкий выступил на Пленуме ЦК ВКП (б), который, по сути, стал прологом к Большому террору. На Пленуме нарком НКВД Ежов говорил о повсеместном заговоре врагов, военных заговорщиков, троцкистов, о необходимости ликвидации "вражьих гнезд", о том, что часто враги маскируются под хороших работников, но именно хорошие работники чаще всего оказываются вредителями. Пятницкий не побоялся выступить против предоставления НКВД чрезвычайных полномочий для борьбы с внутренней контрреволюцией. Через два дня на очередном заседании Пленума Ежов обвинил Пятницкого в троцкизме, а 7 июля его арестовали.

Юлию Пятницкую и детей тотчас выселили с дачи в Серебряном Бору и из просторной квартиры, правда оставив в доме и переселив их в квартиру репрессированного большевика Карла Радека.

28 июня 1938 года Верховный суд СССР признал Осипа Пятницкого виновным - после многочасовых допросов и пыток большевик признался в создании троцкистской организации в партиях Коминтерна и в подготовке покушения на Лазаря Кагановича. 9 июля 1938 года Пятницкого расстреляли.

А в начале осени Юлию Иосифовну с младшим сыном Владимиром сначала выслали в Кандалакшу, а потом арестовали и, обвинив в "антисоветской агитации среди рабочих Новогэсстроя", приговорили к пяти годам лагеря.

13-летнего Владимира приютили родители друга, но вскоре ребенка забрали в детский дом. Старший, десятиклассник Игорь, так же как и мать, был заключен в лагерь.

Соколову-Пятницкую направили на строительство Мухтарской плотины в Казахстан, где она работала землекопом. Зимой 1940 года она простудилась и заболела, но в помощи врача лагерное начальство ей отказало. Спустя годы ее старший сын Игорь узнал от одной из заключенных, отбывавших срок вместе с Пятницкой, что ее, больную, положили на мороз в загон для овец.

По воспоминаниям женщины, конвоир не позволил ей подойти и помочь. Спустя два дня Юлия Пятницкая умерла.

В 30-е годы Дом на набережной был самым большим и роскошным жилым комплексом Европы

Михаил Кольцов.

Приглашение на казнь

Одним из самых известных жильцов Дома на набережной был Михаил Кольцов. Его называли "неистовым", он никогда не изменял своему принципу - всегда быть в гуще событий. Спецкор газеты "Правда", Кольцов ездил по стране, рассказывал в своих репортажах о достижениях шахтеров, инженеров, конструкторов, спускался в шахты строящегося метро, летал вместе с пилотами на новых самолетах, вместе с инженерами испытывал новую технику.

В 1936 году Кольцова отправили в Испанию, где разразилась гражданская война, но его деятельность выходила за рамки журналистики: по сути, Кольцов был негласным представителем властей СССР при республиканском правительстве. Репортажи с мест тех событий потом вошли в знаменитый "Испанский дневник", в котором он вел повествование от имени Мигеля Мартинеса.

Казалось бы, более успешной карьеры нельзя было и вообразить. В личной жизни у Кольцова после двух развалившихся браков тоже наступила светлая полоса: в 1932 году он встретил большую любовь - немецкую писательницу Марию Остен, которая приехала с ним в СССР и стала его женой.

В апреле 1937 года Кольцова вызвали в Москву для доклада. Позже брат журналиста Борис Ефимов вспоминал в очерке "Судьба журналиста", как Кольцов рассказал ему о том приеме:

"Наконец беседа подошла к концу. И тут, рассказывал мне Миша, Сталин начал чудить.

У вас есть револьвер, товарищ Кольцов?

Есть, товарищ Сталин, - удивленно ответил я.

Но вы не собираетесь из него застрелиться?

Конечно, нет, товарищ Сталин, - еще более удивляясь, ответил я.

Ну вот и отлично, - сказал он. - Отлично! Еще раз спасибо, товарищ Кольцов. До свидания, дон Мигель".

На другой день Кольцов поделился с братом:

"- Знаешь, что я совершенно отчетливо прочитал в глазах "хозяина", когда он провожал меня взглядом?

Я прочитал в них: слишком прыток".

Михаил Кольцов (справа) во время командировки в Испанию

Несмотря на боевые награды, избрание в Верховный совет, горячие приемы и фантастическую популярность, Кольцов чувствовал, что что-то идет не так. Позже его брат описал те события и переживания, которыми с ним делился журналист.

Вскоре с визитом в Москву приехали друзья Кольцова - командующий военно-воздушными силами Испанской Республики Игнасио Сиснерос с женой, журналисткой Констансией де ла Мора. Чету пригласили на прием к Сталину. А Кольцова, который этот приезд организовывал, подготовил для Сталина биографию супругов, чтобы тот в беседе мог блеснуть знаниями заслуг гостей, - нет. Это был еще один тревожный звонок, который еще больше усилил тревогу Кольцова.

"А еще через день брат очень живо, с забавными подробностями, рассказывал мне, как, темпераментно перебивая друг друга, супруги Сиснерос описывали прием у Сталина, как они были потрясены и очарованы его простотой и добродушием…

Я молча слушал брата, и меня сверлил один-единственный вопрос, который я наконец задал, хотя ответ был ясен заранее:

Скажи, Мышонок. А... А тебя не пригласили?

Он посмотрел на меня своим умным, все понимающим взглядом.

Да, - сказал он, очень отчетливо выговаривая слова, - меня не при-гла-си-ли".

Заключенный Михаил Кольцов. Фото из следственного дела

Кольцова арестовали 12 декабря 1938 года в редакции "Правды", сразу после его выступления в Доме литераторов. Следствие длилось более года. Не выдержав пыток, Кольцов признал себя виновным в "антисоветской и троцкистской деятельности" и оговорил более семидесяти участников "заговора". 2 февраля 1940 года журналиста расстреляли.

Жена Кольцова, Мария Остен, узнав об аресте мужа, срочно приехала из Парижа, чтобы выступить в защиту журналиста, - для этого она даже приняла советское гражданство. В июне 41-го ее арестовали и расстреляли в саратовской тюрьме.

Спустя десятилетия стало известно, что причиной ареста Кольцова послужил донос французского коммуниста, генерального секретаря интернациональных бригад в Испании Андре Марти, который он направил лично Сталину. Марти подчинялись более 35 тысяч коммунистов, и только Кольцов не был под его властью и осмеливался указывать Марти на его ошибки. Так журналист нажил себе врага.

Семья Трифоновых

Революционер и дипломат Валентин Трифонов с женой Евгенией Лурье-Трифоновой и детьми Юрой и Таней были одними из первых жильцов Дома на набережной: их поселили в просторной квартире №137 в седьмом подъезде в 1931 году. У детей были очень близкие отношения с матерью. Школьный друг Трифонова вспоминал, что тетя Женя "…была в курсе всех наших дел и интересов, ругала нас за проказы и утешала, когда это было необходимо".

21 июня 1937 года отца арестовали. Пока велось следствие, семью Трифоновых не выселяли: они продолжали жить в своей квартире. Позже Юрий рассказывал жене Ольге, как резко менялось отношение соседей, учителей, одноклассников к опальным.

В некоторых школах практиковалось публичное отречение от родителей - врагов народа. Хотя многое зависело от позиции директора. В музее "Дом на набережной" рассказывают о случае, когда во время выпускных экзаменов у девочки, живущей в доме, арестовали родителей. Одноклассники рассказали директору новость, и тот велел бежать за ней и привести во что бы то ни стало. Девочка пришла заплаканная, с распухшим лицом, но учителя буквально "вытянули" ее, заставили что-то пролепетать, и таким образом экзамен был сдан.

"Понимаете, - объясняет Ольга Трифонова, - учителя знали, что если девочка не получит аттестат, то не сможет устроиться на работу и пропадет без родителей, с клеймом "дочь врага народа". Это было рискованным делом, но они не побоялись ей помочь".

Ольга Романовна рассказывает, что ее муж до конца жизни избегал даже приближаться к дому - слишком болезненны были воспоминания детства

Еще одна история, ставшая уже легендой дома, приключилась со знаменитым биологом и селекционером академиком Николаем Цициным. Однажды он увидел, что квартиру соседей опечатали. И вдруг услышал, что из-за дверей плачет маленький ребенок. Академик не побоялся и вскрыл печать, зашел в квартиру и нашел малыша в шкафу - оказалось, дедушка там спрятал внука. Цицин забрал ребенка и отвез его к своим родственникам.

"Конечно, благородные поступки были, но это, скорее, редкость, - говорит Ольга Трифонова. - Если семью оставляли на время следствия жить в квартире, соседи почти всегда просто переставали здороваться, делали вид, что этих несчастных людей не существует".

15 марта 1938 года Валентина Андреевича Трифонова расстреляли. Его семья ничего об этом не знала - о вынесенном приговоре родственникам не сообщали. А спустя две недели, 3 апреля, пришли за его женой. В своем дневнике Юра написал:

"Сегодня ночью пришли из НКВД и забрали маму. Нас разбудили. Мама держалась бодро и к утру уехала…"

16 мая 1938 года НКВД приговорило Евгению Лурье-Трифонову к восьми годам лагеря как жену изменника родины. Ее отправили в Акмолинский лагерь жен изменников родины - так называемый АЛЖИР.

"Была такая статья - "Недоносительство на члена семьи - врага народа", - рассказывает Ольга Трифонова. - Под нее попадали почти все жены репрессированных, особенно высокопоставленных. Детей забирали в детприемник НКВД и распределяли по детдомам, меняли им фамилии. Если детей было несколько, их разлучали, и потом уже они не могли друг друга найти".

Юрию и Татьяне Трифоновым повезло - их забрали к себе родственники.

Евгения Лурье-Трифонова писала детям из лагеря в декабре 1939 года:

"Желаю вам быть счастливыми и бодрыми. Постараюсь быть такой сама… Немного не получается с "счастьем", но это, я надеюсь, временное… Получила от вас посылку с валенками. Вторую зиму в парусиновых туфлях при минус 40 градусов я бы просто не вынесла…"

Поначалу Евгения Трифонова работала на кирпичном заводе, но спасла профессия - зоотехника. Такие люди в лагере были наперечет, так что вскоре ее перевели на ферму.

Женщина тяжело переживала разлуку с детьми: "Так хочу погреться возле вас после всего этого холода и ужаса. Пишу с нового места работы, из Долинки. Буду еще три недели преподавать зоотехникам в Учкомбинате… Ни здесь, ни там душе нет покоя, и не стоит ломать голову, где лучше. Лучше мне будет только с вами" (18 марта 1942).

В лагере Евгения Лурье-Трифонова умудрялась рисовать и писать, готовила материалы для стенгазеты - по ее признанию, просто для того, чтобы не падать духом. Вернуться в Москву к детям Евгении Абрамовне разрешили только в конце 1945 года.

Знаменитый «Дом на набережной», с которым связано множество тайн и легенд, расположен на Берсеневской набережной Москвы-реки и занимает часть Болотного острова. Официальный адрес - улица Серафимовича, 2, хотя в некоторых случаях используется и дополнительный - Берсеневская набережная, 20.

Здание больше известно, как «Дом на набережной», хотя его официальное название - «Дом правительства». Помимо этого комплекс называли и «Первым Домом Советов» (первоначально, после переезда большевиков в Москву в 1918 году, так называлась ), и «Домом ЦИК и СНК СССР».

Фото 1. Знаменитый "Дом на набережной" в городе Москве

История строительства дома на улице Серафимовича

В 1918 году Москве вновь возвращен статус столицы России, в связи с чем из Петрограда в Первопрестольную переезжает новое советское правительство вместе с большой «армией» госслужащих. Для их проживания отвели бывшие частные гостиницы и доходные дома, переименованные большевиками в Дома Советов.

Функции государства расширялись, количество чиновников росло и мест под расселение катастрофически не хватало. В связи с этим в 1926 году была создана специальная комиссия, которая и должна была заняться строительством «Дома ЦИК и СНК». Возглавил ее лично председатель Совнаркома СССР Алексей Иванович Рыков.


Фото 2. За домом закреплен адрес Серафимовича, 2/Берсеневская

набережная, 20

Место под застройку долго не могли выбрать. Первоначально это был район между Кудринской площадью и Никитскими воротами, затем угол между Воздвиженкой и Моховой (там, где сегодня стоит ). Участок «на Болоте», на месте бывших винно-соляных складов, утвердили лишь 24 августа 1927 года, а само строительство было завершено в 1931.

Здание построили по проекту известного архитектора Бориса Михайловича Иофана. По первоначальному плану предполагалось, что фасады дома на набережной будут красного цвета и таким образом перекликаться со стенами стоящего через Москву-реку древнего Кремля. Однако, денег катастрофически не хватало, и потому стены так и остались просто оштукатуренными в обычный серый цвет.

Фото 3. Здание называли и "Дом правительства", и "Дом ЦИК", "Дом СНК

СССР" и даже "Первый Дом Советов"

На момент строительства, здание считалось одним из крупнейших жилых домов в Европе. На 12 этажах располагалось 505 квартир, вход в которые осуществлялся через 24 подъезда.

На лестничной площадке были устроены всего по 2 квартиры. В них изначально был настелен дубовый паркет, потолки были декорированы художественной росписью, которую выполнили живописцы-реставраторы из петербургского Эрмитажа.

Без чаепития в те годы было никак, а потому кухни были оборудованы специальным отверстием для самоварной трубы. В этом же помещении находился и вход в грузовой лифт, причем наверх жильцов и обслугу доставляли на нем в сопровождении лифтера. Спускаться вниз была целая проблема: лифт не вызывался ни автоматической, ни сигнальной кнопкой, а только путем ударов по металлической двери лифта (лифтер услышал - значит повезло, и скоро за вами приедут).


Фото 4. Внутренний двор дома за нынешним Театром Эстрады по

Берсеневской набережной, 20

Жилой комплекс имел, как сейчас говорят, развитую инфраструктуру. Здесь размещались клуб (сегодня - Театр Эстрады), кинотеатр на 1500 мест (известен, как «Ударник»), спортивный зал, универсальный магазин, сберкасса и почтовое отделение, прачечная и амбулатория, а также детский сад и ясли. В местной столовой жильцы дома на набережной бесплатно, по предъявлению специальных талонов, могли получить как сухие пайки, так и горячие обеды. Во внутренних дворах-колодцах были устроены фонтаны и разбиты прекрасные газоны.

Въезжавшие в дом на Серафимовича, 2 жильцы получали полностью меблированную квартиру, предметы которой были унифицированы (практически одинаковые стулья, столы, шкафы, буфеты) и имели бирки с индивидуальным инвентарным номером. Новоселы в обязательном порядке подписывали акт приема-передачи на жилое помещение, в котором описывались не только предметы быта, но и общее состояние квартиры, вплоть до описания шпингалетов на окнах.


Фото 5. Внутренний двор со стороны улицы Серафимовича, 2

Интересно, что в доме на набережной существует подъезд под номером 11, в котором нет ни жилых квартир, ни даже лифтов. Домыслов много, среди которых и версии о специальных помещениях для прослушки жильцов дома, но точных данных до сих пор в открытых источниках нет.

Конечно, как спецобъект, это здание курировалось и во время строительства (лично Генрихом Григорьевичем Ягодой), и далее, сотрудниками государственной безопасности СССР. Здесь располагались их конспиративные квартиры, а службу они несли даже в качестве местных лифтеров, комендантов, а также консьержей.


Фото 6. В бывшем клубе "Дома правительства" сегодня размещается

Театр Эстрады

Изначально дом предназначался для советской элиты: партийных деятелей, старых большевиков, военачальников, героев войны и труда, ученых и деятелей культуры. Несмотря на свой высокий статус, многие из них были репрессированы в годы сталинского Большого террора в 30-х годах прошлого столетия.

Огромное серое здание на берегу Москвы-реки давно привлекало мое внимание. Шла ли я по Большому Каменному мосту от Кремля, или гуляла по Острову, – эта постройка всегда бросалась в глаза и казалась какой-то мрачной и загадочной. Еще в детстве я слышала легенды, будто подвал этого дома связан с Кремлем подземным ходом под рекой, но внешне это было простое и ничем не примечательное серое здание по адресу: улица Серафимовича, дом 2. Представьте мое удивление, когда я узнала, что внутри, в квартирах, скрывается ручная роспись работы петербургских мастеров, а история Дома на набережной началась 90 лет назад. В те непростые для страны времена, когда столицей молодого государства стала , в город приехали сотни чиновников, которых надо было где-то поселить. А начала 20 века была малоэтажной, тихой и даже местами деревенской. Правительство нашло выход из положения и построило дом, ставший легендой. Об одном из самых известных и вместе с тем таинственных зданий столицы читайте в нашем обзоре.

История строительства Дома на набережной

Для кого строили дом

Как я уже написала выше, Дом на набережной или, как его называют официально, Дом правительства начали строить в связи с появлением в Москве огромного количества деятелей Советского правительства. Изначально приезжих селили в роскошных центральных отелях – «Национале» и «Метрополе», однако места всем все равно не хватало, к тому же обострился бытовой вопрос: в один гостиничный номер селили по две-три семьи, и это неизбежно порождало конфликты. А чиновники, по замыслу правительственной верхушки, должны были думать о будущем страны, а никак не о бытовых мелочах.

Вопрос надо было срочно решать, и в 1927 году была создана специальная комиссия. Главным архитектором проекта стал Борис Михайлович Иофан (ударение на последний слог). Он был наиболее известным архитектором, который работал в так называемом «сталинском» стиле. В этом кадре Борис Михайлович – крайний слева. В центре – его супруга Ольга Мещерская, она была старше мужа на 8 лет.

После учебы в Италии архитектор вернулся в Советский Союз и вскоре стал работать над правительственными заказами (например, спроектировал санаторий в Барвихе). Однако самым известным его проектом стал монументальный Дворец Советов. По замыслу Иофана, здание должно было стать девятой сталинской высоткой и самой высокой постройкой в мире – целых 420 метров.


Его планировали построить на месте Храма Христа Спасителя, и потому в 1931 году храм взорвали. Мастера успели соорудить гигантский фундамент (хотя было много сложностей из-за размыва грунта на илистом берегу реки), когда началась война. Вскоре металлические конструкции будущего Дворца Советов переплавили в противотанковые «ежи» для обороны Москвы, а после войны появились заботы поважнее и проект заморозили.

Начало строительства

Но вернемся к Дому на набережной. По проекту дом имел 25 подъездов, огромный внутренний двор, и располагался на Острове (официального названия у острова нет, иногда его называют Болотным, Балчугом, Кремлевским или просто Безымянным). Место было выбрано специально поближе к Кремлю и центральным государственным учреждениям, ведь чиновникам должно быть удобно ходить на работу и не тратить на дорогу много времени. С «материком» здание связывали два моста: Малый Каменный и Большой Каменный. Так выглядело здание во время строительства со стороны Пречистенской набережной.


Конечно, расположение Дома было выгодным, однако строительство было непростым: остров представлял собой заболоченную местность с мягкими грунтами и постоянными оползнями. Большую часть острова занимали винно-сахарные склады, а на части территории, отведенной под строительство, находилось древнее Всехсвятское кладбище. Однако в те годы такие вещи мало кого волновали. Строительство шло бодрыми темпами.


Изначально дом хотели выполнить в розовых тонах (чтобы он красиво сочетался с Кремлем за рекой), однако рядом на Острове день и ночь дымила котельная центральной трамвайной электростанции, поэтому чисто в практических целях дом сделали серым. Да и по настроению серый цвет ему был больше «к лицу» – Иофан спроектировал Дом в стиле позднего конструктивизма и здание получилось очень простым и даже несколько грубоватым. Конечно, постройка была уникальной для своего времени: в Москве тех лет редко можно было встретить дома выше 6 этажей, а в доме на ул. Серафимовича, 2, их было целых 12. В доме сделали канализацию, регулярное водоснабжение и центральное отопление. Звучит дико, но в те годы не у всех москвичей была такая роскошь. Очень контрастно выглядел дом со стороны Кадашевской набережной в сочетании с деревянным сарайчиком и дикими берегами Москвы-реки.


Кто жил в Доме на набережной

Наконец, четыре года спустя, в 1931 году, строительство Дома завершилось, и в нем появились первые счастливые жильцы. Помимо госслужащих и чиновников здесь жили выдающиеся деятели культуры (угодные правительству, разумеется). Кстати, само название «Дом на набережной» ввел в обиход писатель Юрий Трифонов (он проживал в 137 квартире), который в 1975 году написал повесть с одноименным названием. Юрий Валентинович так описывает известное здание: «Он был похож на корабль, тяжеловесный и несуразный, без мачт, без руля и без труб, громоздкий ящик, ковчег, набитый людьми, готовый к отплытию. Куда? Никто не знал, никто не догадывался об этом».


Здесь проживал и Демьян Бедный. Поэта несколько раз переселяли из одной квартиры в другую: когда его творчество не нравилось Сталину, жилищные условия Демьяна ухудшали, а когда приходилось по душе, снова возвращали в квартиру попросторнее. Маршалы Георгий Константинович Жуков и Михаил Николаевич Тухачевский, член Политбюро Анастас Микоян, а еще дети Иосифа Сталина – Василий и Светлана – раньше в этом Доме простых людей не бывало. Сейчас, рассказывают, здесь живет Патриарх Кирилл.

Жизнь в Доме на набережной

Дом стал событием всероссийского масштаба. Аналогичной постройки не было нигде в стране, и даже в Европе Дом считался одним из крупнейших (он занимал площадь более 3 гектаров).

Интерьеры и обстановка

Помимо уже упомянутых благ в виде горячей воды и канализации, в Доме были уникальные интерьеры. Квартиры были самые разные: и однокомнатные, и семикомнатные. В маленьких квартирках с видом во двор или на ТЭЦ жили чиновники невысокого ранга, а в больших, просторных, с огромными открытым террасами и видом на кремлевские звезды расселялись маршалы и комиссары. Сейчас, после восстановления Храма Христа Спасителя, из некоторых квартир открываются такие закатные виды.


Балконы в некоторых квартирах были таких размеров, что зимой дети устраивали там горки и катались с них на санках, а летом рассекали на велосипедах.

Потолки квартир расписывали мастера-реставраторы из Эрмитажа, специально приглашенные в Москву. Полы были сделаны из натурального дубового паркета. В каждой квартире было все необходимое для комфортной жизни: изысканная мебель, фарфоровая посуда, постельное белье. Правда, выдавалось все под расписку: каждый предмет был пронумерован, и жильцы, заселяясь в Дом, подписывали опись. Также при заселении жильцам выдавали памятки, в которых было подробно указано, как пользоваться лифтами, сливным бачком унитаза, гладильной доской. Многие жители Дома на набережной были родом из глухой глубинки, и потому такие памятки были необходимы.

Кухни были крошечные: на первом этаже Дома располагалась столовая, в которой жильцы питались бесплатно по талонам, так что готовить не было никакой нужды. В каждую квартиру был проведен грузовой лифт, который вывозил мусор. Именно на этих «черных» лифтах приезжали по ночам сотрудники КГБ, чтобы арестовать очередного изменника родины. Но об этой странице жизни Дома я расскажу позже, а пока во дворах, украшенных фонтанами и газонами, слышится детский смех и гуляет теплый ветерок.


Кстати, двор Дома на набережной довольно уютный: летом здесь прохладно и тихо, а зимой можно укрыться от ветра с реки. Но все равно я чувствую тут какую-то тревогу и, наверное, жить бы здесь не согласилась, несмотря на потрясающее расположение.


В Доме было все: кинотеатр «Ударник» (на тот момент крупнейший кинозал в Москве), клуб (сейчас это театр Эстрады), парковка, тренажерный зал, парикмахерская, детский сад (на самой крыше!), магазины, почта, сберкасса, поликлиника, прачечная. Все было сделано для того, чтобы чиновники и их семьи не отвлекались на решение бытовых проблем, а думали о благе страны.


В каждом подъезде на первом этаже сидел комендант. Вообще под видом комендантов и консьержей работали осведомители. У них были ключи от всех квартир, а информацию о каждом шаге жильцов они сообщали куда следует. Комендант записывал всех посетителей Дома и провожал визитеров лично до нужной квартиры. Обратно надо было спускаться пешком. В 11 вечера вход в Дом для посетителей закрывали.

Загадки Дома на набережной

Рассказывают легенду про таинственный 11-подъезд. Выглядит и вправду странно: после 10-го подъезда следует сразу 12-й! А вместо 11-го лишь маленькая неприметная дверь. Официально она предназначалась для хозяйственных нужд рабочего персонала (только дворников здесь было 20 человек). Однако то, что Дом со всеми его обитателями круглосуточно прослушивался, ни для кого не было секретом. Вот и в 11-м подъезде, поговаривают, находилось бюро сотрудников НКВД, которые вели прослушку квартир. Даже нынешние жильцы отмечают, что слышимость в доме уникальная. Вероятно, это было сделано для того, чтобы облегчить работу спецслужб.


Жители радовались ровно до тех пор, пока не начался период Большого террора. В конце 30-х годов за одну ночь могли пропасть жители соседней квартиры, но никто не мог ничего сделать: люди боялись. Часто чекисты проникали в квартиры на тех самых грузовых лифтах, о которых я рассказывала выше. Возможно, приходили и по подземному ходу из Кремля. Рассказывают, что этот ход тянется от Дома до Храма Христа Спасителя, а потом разветвляется: одна линия идет в подвал Дома Пашкова, вторая – в Кремль. Когда я была в здешнем музее, то спросила об этом сотрудниц. Они ответили, что такого хода не существует, и это все выдумки. Так это или нет, каждый решает сам.

Стать врагом народа в те годы было очень просто. Людей арестовывали целыми семьями. Детей отдавали в специальные детские приемники, а жен арестованных ссылали в АЛЖИР – Акмолинский лагерь жен изменников родины в Казахстане. Сейчас там построен памятный мемориал и работает музей.


Из 2000 жильцов дома более 700 подверглись репрессиям. До сих пор рассказывают, что около театра Эстрады можно встретить призрак девушки, которую замуровали заживо в обесточенной квартире: после ареста всей ее семьи она угрожала застрелить первого, кто к ней войдет. Много печальных человеческих историй хранят серые стены Дома на набережной. Но бывали и счастливые случаи, когда соседи, не боясь властей, спасали из опустевших квартир младенцев, или когда матери спустя долгие годы находили своих детей в детских домах и семьи воссоединялись. Много таких историй бережно хранят сотрудники музея «Дом на Набережной». Если вы хотите узнать больше о самом Доме и о жизни страны в 30-е годы, вам обязательно стоит его посетить.

Музей «Дом на Набережной»

Сейчас Дом на набережной – обычное жилое здание в центре Москвы. Он не пострадал во время вражеских бомбардировок военных лет, и сейчас имеет статус исторического памятника. Попасть в квартиры можно в качестве гостя, если вам посчастливилось иметь там знакомых. Второй вариант попасть внутрь дома – прикинуться покупателем. Сейчас здесь продаются десятки квартир (цены начинаются от 19 миллионов рублей), есть с теми самыми огромными балконами с видом на Кремль.

Однако самый простой и познавательный способ попасть в Дом на набережной – посетить музей, расположенный во внутреннем дворе дома. Его открыли в 1988 году благодаря усилиям старейшей жительницы дома Тамары Андреевны Тер-Егиазарян. Она самостоятельно начала собирать исторические материалы, связанные с легендарным домом. Спустя десятилетие музей получил статус государственного.


Он устроен на первом этаже в бывшей квартире дворника (раньше первые этажи занимали семьи обслуживающего персонала). В убранстве помещений использовали предметы обихода из квартир 30-х годов. Многие предметы принадлежали жильцам Дома. На стенах – портреты репрессированных.


Музей находится в подъезде №1, после входа во двор поверните вправо. График работы музея:

  • вторник, среда, пятница – с 10 до 18:30,
  • четверг – с 11 до 21,
  • суббота, воскресенье – с 11 до 18,
  • понедельник и последняя пятница месяца – выходные дни,
  • каждое третье воскресенье месяца вход в музей бесплатный.

Полный билет в музей стоит 100 рублей, льготный – 50. Можно заказать экскурсию для группы. Длится она один академический час и стоит от 600 рублей (для группы 1-3 человек) до 2250 рублей (10-15 человек).

Как добраться до Дома на набережной

Как по мне, добраться до знаменитого дома проще всего пешком. Можно совершить приятную прогулку от станций метро Кропоткинская, Полянка, Боровицкая или Третьяковская. Ближе всего от Кропоткинской.

Примерно столько же – один километр – идти от Полянки. Если пойдете от Боровицкой, то полюбуетесь «открыточным» видом на дом.


Если идти лень, садитесь на троллейбус №1 или №33 (от метро Кропоткинская, выход в сторону Храма), или на троллейбусы №4 и №62 от метро Октябрьская. Выходите на остановке «Кинотеатр Ударник».

После посещения музея или прогулки по двору можете пойти по Берсеневской набережной в сторону Храма Христа Спасителя. По пути вы увидите маленький и очень красивый храм Николая Чудотворца в Берсенях, притаившийся в тени Дома. Внутри хранится икона Николая Второго с семьей.


Рядом, в монастырском киоске, продают вкусные булочки с фруктами и ягодами. Вот так интересно переплетается история нашей страны в современной Москве, где есть место всему: революции и религии, императору и партийным работникам.