Зачет и возврат излишне взысканных сумм обязательных платежей в бюджет. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа

Конфликты между контролирующими органами и налогоплательщиками, использующими (в соответствии с действующим законодательством) право на зачет (возврат) излишне уплаченного налога, – не редкость. Данной процедуре посвящено немало статей и разъяснений. Но зачастую информация в них разрозненна, не определяет поведения налогоплательщика в подобного рода ситуациях.

В рамках этой статьи мы попытаемся систематизировать сведения о процедуре зачета (возврата) излишне уплаченного налога, обозначив ряд наиболее важных моментов.

Зачет и возврат: ознакомимся с понятиями

Излишней уплатой суммы налога признано зачисление на счета бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 № 11074/05).

На практике порой возникает ситуация, когда не должен бюджету, а бюджет – налогоплательщику. Причиной могут являться как чисто технические ошибки (при оформлении, например, платежного поручения на перечисление налога), так и порожденные недостаточным знанием налогового законодательства (допущенные при формировании налоговой базы). Кроме того, налог может быть неправомерно взыскан инспекцией в рамках налоговой проверки.

При возникновении такой ситуации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет (возврат) сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов, пеней, штрафов (пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ ), а у налогового органа возникает обязанность осуществить возврат излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм налогов (пп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ ).

Зачету (возврату) излишне уплаченного налога посвящена ст. 78 НК РФ . Стоит отметить, что данная норма применяется к случаям, когда налогоплательщик самостоятельно (без участия налогового органа) перечислил лишнюю сумму в бюджет. Если денежные средства перечислены во исполнение решения налогового органа, к процессу «подключается» ст. 79 НК РФ (такие ситуации в нашей статье не рассматриваются).

Итак, «зачет» и «возврат» – в чем разница между данными понятиями? По мнению Президиума ВАС (Постановление от 29.06.2004 № 2046/04 ), зачет излишне уплаченной суммы налога – это сокращение налогового обязательства плательщика на будущий период, влекущее недополучение бюджетом сумм налоговых платежей, внесенных ранее. Под возвратом понимается изъятие из бюджета ранее уплаченных сумм налога, сбора и пеней. Как видим, существенных различий между зачетом и возвратом налоговых платежей по экономическому содержанию не имеется, фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика (постановления ФАС МО от 29.09.2010 № КА-А40/11549-10 , ФАС СЗО от 05.07.2010 № А56-67284/2009 , определения ВАС РФ от 06.08.2010 № ВАС-10227/10 , от 24.11.2008 № 15129/08 ). Аналогичного мнения придерживаются налоговики (Письмо ФНС России от 21.09.2011 № СА-4-7/15431 ).

Важные процедурные моменты зачета (возврата) излишне уплаченного налога

Момент 1: «контрольный»

Переплата по налогу должна контролироваться самим налогоплательщиком как наиболее заинтересованным лицом, однако данный факт может быть обнаружен и налоговой инспекцией, причем последняя обязана известить об этом налогоплательщика в течение 10 дней (п. 3 ст. 78 НК РФ ) .

Обратите внимание

В целях применения норм НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он напрямую не установлен в календарных. Рабочим считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем (п. 6 ст. 6.1 НК РФ ).

Момент 2: сначала зачет в счет погашения недоимки, потом – возврат

Возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется только в том случае, если налогоплательщик не имеет недоимки (суммы, не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок, – см. п. 2 ст. 11 НК РФ ) по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам (п. 6 ст. 78 НК РФ ).

Поэтому в случае, когда у налогоплательщика имеется , возврат производится после зачета суммы переплаты в счет ее погашения (п. 5 ст. 78 ), и только после этой процедуры сумма излишне уплаченного налога может быть возвращена налогоплательщику.

Обратите внимание

В соответствии с п. 1 ст. 12 НК РФ в РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Так, НДС относится к федеральным налогам (ст. 13 НК РФ ), поэтому сумма излишней уплаты по нему может быть зачтена в счет недоимки по другим федеральным налогам (например, акцизам, НДФЛ, налогу на прибыль организаций, НДПИ) (дополнительно см. Письмо Минфина России от 13.12.2011 № 03-05-06-01/86 ).

В соответствии с п. 5 ст. 78 НК РФ зачет в счет погашения недоимки налоговики осуществляют самостоятельно в течение 10 дней со дня обнаружения ими факта излишней уплаты налога или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных налогов, если таковая проводилась.

Однако данное положение не мешает налогоплательщику самому заявить в налоговый орган о своем желании зачесть суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки. В этом случае решение налоговиков о зачете в счет погашения недоимки принимается в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Надо отметить, что предложение о проведении сверки может исходить как от налогоплательщика, так и от налогового органа. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом , который вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ ).

Переплата по налогу может быть направлена не только на погашение недоимки, но и в счет предстоящих платежей (п. 4 ст. 78 НК РФ ).

Иными словами, в случае если у налогоплательщика имеется переплата (по налогу на прибыль), он имеет право зачесть ее в счет расчетов по налогу, начисление которого к уплате в соответствующий бюджет только предстоит (к примеру, НДС). В Письме Минфина России от 02.09.2011 № 03-02-07/1-315 обращается особое внимание на то, что налоговый орган не вправе без заявления налогоплательщика проводить зачет сумм излишне уплаченного налога в счет предстоящей уплаты этого или других налогов (п. 4 ст. 78 НК РФ ). Причем налогоплательщик должен сделать это самостоятельно, указав в заявлении конкретную сумму предстоящего платежа, в счет которого он просит зачесть сумму излишне уплаченного налога. Следовательно, налогоплательщик, проявляя заинтересованность в зачете, представляет соответствующее заявление (с указанием конкретной суммы предстоящего платежа, в счет которого он просит зачесть сумму излишне уплаченного налога) самостоятельно и (обратите внимание!) заблаговременно – с тем, чтобы не допустить недоимки по платежам.

Данный момент хорошо показан на примере, приведенном в Письме Минфина России от 25.07.2011 № 03-02-07/1-260 . В последний день для уплаты НДС за IV квартал 2010 года (20.01.2011) организация направила в налоговый орган заявление о зачете суммы переплаты по налогу на прибыль в счет уплаты НДС. Решение о зачете принято налоговым органом 31.01.2011, за период с 21.01.2011 по 31.01.2011 организации начислены пени. Минфин разъясняет: имея переплату по налогу на прибыль и планируя зачесть ее в счет будущих платежей по НДС, вовсе не обязательно дожидаться последнего дня для начисления и уплаты НДС за конкретный квартал, чтобы подать соответствующее заявление. Это можно сделать заблаговременно. В противном случае по НДС неминуемо образуется недоимка, и даже если она будет погашена зачетом, пени за просрочку уплаты налога придется заплатить (как минимум за период с 21-го числа соответствующего месяца по день принятия налоговым органом решения о проведении зачета).

Момент 4: о подаче заявлений о зачете (возврате) налогов

Налоговики обязаны вернуть переплату налогоплательщику в течение одного месяца со дня получения от организации заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ ).

Минфин считает, что возможность подавать подобные заявления в электронном формате ст. 78 не предусмотрена (Письмо от 09.11.2011 03-02-08/115 ), в отличие от иных статей НК РФ, в которых есть специальные указания на возможность направления в налоговые органы документов по телекоммуникационным каналам связи.

К сведению

Налоговые органы могут в электронном виде направлять налогоплательщику требования об уплате налога (ст. 69 НК РФ ), решения о возмещении суммы НДС (ст. 31 НК РФ , Приказ ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/169@ ), акты совместной сверки расчетов (ст. 32 НК РФ ). В свою очередь, налогоплательщики представляют в электронном виде налоговые декларации (п. 1 ст. 80 НК РФ ), документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также подтверждающие правильность их исчисления (ст. 31 НК РФ ).

Таким образом (делает вывод Минфин), поименованные в ст. 78 НК РФ заявления подаются на бумажном носителе. Аналогичное мнение сложилось у высшего налогового ведомства страны (Письмо ФНС России от 08.07.2010 № ШС-37-8/6177@ ).

Возможно, в процессе обработки налоговым органом заявления будут выявлены расхождения по заявленной налогоплательщиком к возврату сумме. В данном случае налоговый орган в силу п. 3.2.2 Методических рекомендаций обязан возвратить копию первоначально представленного заявления налогоплательщику без исполнения с приложением сальдо расчетов с бюджетом и предложением провести совместную сверку расчетов.

Когда все разногласия будут урегулированы, а налогоплательщик представит в инспекцию новое заявление, налоговый орган в течение 10 дней со дня его получения примет решение о проведении возврата по налогу.

Момент 5: сроки подачи заявления

Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ ).

В случае пропуска трехлетнего срока для возврата излишне уплаченного налога налогоплательщик может обратиться в суд с иском о возврате переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства (Определение КС РФ от 21.06.2001 № 173-О).

На практике налоговые инспекторы используют любую возможность, чтобы отказать в возврате излишне уплаченного налога, и чаще всего поводом для отказа служит истечение отведенного срока. Однако если налогоплательщик по той или иной причине пропустил указанный в НК РФ срок, это еще не означает, что он будет лишен права вернуть образовавшуюся переплату через суд.

При таких обстоятельствах стоит обратить внимание на п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 , в котором указано: обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого выше заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.

Доказать, что организация узнала об излишней уплате налога позже момента его уплаты, порой очень непросто. В отношении судебных споров особое значение имеют первичные документы и особенности рассматриваемой ситуации. Поэтому в каждом конкретном случае судьи могут по‑разному оценивать доводы, представленные налогоплательщиком и налоговиками (ст. 71 АПК РФ ). Но в любом случае суды должны учитывать все обстоятельства, имеющие значение для дела.

С учетом сказанного отметим: даже если три года с момента образования переплаты по налогу прошли, подать заявление в налоговую инспекцию все же следует. При получении отказа от налоговиков (в чем сомневаться не приходится) факт обращения в инспекцию будет зафиксирован. А значит обращение налогоплательщика в арбитражный суд будет произведено с соблюдением предусмотренного законом порядка (сначала заявление и получение законного отказа от налоговиков, а только потом – суд).

Момент 6: о принятом налоговиками решении узнаем от них

Налоговый орган обязан в письменной форме сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения (п. 9 ст. 78 НК РФ ).

Момент 7: задержался – плати

За задержку налоговым органом возврата излишне уплаченного налога организации положены проценты. Они подлежат уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока возврата исходя из ставки рефинансирования ЦБР, действовавшей в дни нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ ).

Налоговики, руководствуясь п. 3.2.7 Методических рекомендаций , указывают, что ставку необходимо разделить на количество дней в году (365 или 366, если год високосный).

Однако, по мнению судебных органов, при расчете подлежащих уплате процентов годовых по ставке рефинансирования ЦБР, число дней в году принимается равным 360, а в месяце – 30. Данное мнение изложено в постановлениях пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 08.10.1998 № 13/14 , ФАС МО от 16.02.2011 № КА-А40/124-11 , ФАС СКО от 19.08.2010 № А53-27429/2009 , ФАС ПО от 03.11.2009 № А65-24431/2008 , ФАС СЗО от 07.10.2009 № А52-245/2009 .

Напомним, что начисление процентов направлено на восстановление имущественного положения налогоплательщика, нарушенного неправомерными действиями налоговиков. Поэтому проценты взыскиваются с инспекции независимо от того, вернула она налог (с нарушением сроков) или ее обязанность по возврату в дальнейшем прекратилась зачетом, к примеру, если НДС, излишне уплаченный за один , впоследствии был направлен на погашение недоимки, сложившейся в другом налоговом периоде. Независимо от того, что сумма переплаты фактически уменьшилась, проценты должны быть начислены за весь период нарушения срока возврата переплаты, то есть с даты появления у организации права на возврат (спустя месяц после подачи заявления) и по дату фактического возврата процентов налоговой инспекцией (Постановление ФАС УО от 09.06.2008 № Ф09-3220/08-С2 ).

Обратите внимание

До недавнего времени налоговики придерживались мнения, что правило о начислении процентов применяется лишь в отношении задержки с возвратом налога, поэтому организация не вправе рассчитывать на получение процентов за задержку с процедурой зачета. С выходом в свет Письма ФНС России от 21.09.2011 № СА-4-7/15431 , в котором высшее налоговое ведомство страны признало, что для начисления процентов не имеет значения, в какой форме был произведен возврат, можно рассчитывать на существенное уменьшение числа споров между контролирующими органами и налогоплательщиками по вышеуказанной проблеме (данная позиция в полной мере согласуется с точкой зрения Президиума ВАС, изложенной в Постановлении от 29.06.2004 № 2046/04 ).

Советуем вам проводить сверку расчетов с бюджетом не реже раза в год (а может быть, и раза в квартал), что позволит вовремя определить наличие переплаты и принять необходимые меры для возврата излишне перечисленных сумм налога. В любом случае своевременное урегулирование возникающих разногласий с налоговиками избавит вас от судебных тяжб.

В соответствии с формой, установленной приложением 6 к Приказу ФНС России от 25.12.2008 № ММ-3-1/683@ «О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам» (далее – Приказ № ММ-3-1/683@).

Форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам утверждена Приказом ФНС России от 20.08.2007 № ММ-3-25/494@.

Арест имущества налогоплательщика - как 5-й способ обеспечения исполнения налоговой обязанности

Приостановление операций налогоплательщика по счетам в банке - как 4-й способ обеспечения исполнения налоговой обязанности

Приостановление означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, кроме платежей, очередность исполнения которых предшествует исполнению налоговой обязанности (т.е. выше по очереди).

Решение принимается руководителем налогового органа в случае неисполнения в установленные сроки обязанности по уплате налога. Решение о приостановлении операции направляется банку с одновременным уведомлением налогоплательщика. Такое решение подлежит безусловному исполнению банка. При этом банк не вправе открывать налогоплательщику новые счета.

Приостановление операции действует с момента получения банком решения налогового органа и до его отмены.

Арест имущества налогоплательщика – действия налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика в отношении его имущества. Арест производится при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что налогоплательщик предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

Арест имущества может быть:

1) Полным (налогоплательщик не вправе распоряжаться имуществом и владеет и пользуется им с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа)

2) Частичным (налогоплательщик владеет, пользуется и распоряжается имуществом с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа)

Арест налагается только на то имущество, которое необходимо для исполнения налоговой обязанности. Решение о наложении ареста принимает руководитель налогового или таможенного органа. Данное решение действует с момента наложения ареста и до его отмены руководителем налогового или таможенного органа или судом.

Статья 77 НК – процедура ареста.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом факте излишней уплаты налога не позднее 10 дней со дня обнаружения такого факта. При этом может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Сумма излишне уплаченного налога может быть:

1) Зачтена в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому же или иному налогу.

2) Может быть направлена для погашения недоимки по иным налогам, а также задолженностям по пеням и штрафам за налоговые правонарушения

3) Может быть возвращена налогоплательщику (мне кажется, что так не делается, знаю я эти органы, нельзя им доверять)

Зачет суммы излишне уплаченного налога осуществляется по письменному заявлению налогоплательщика на основании решения налогового органа. Такое решение выносится в течение 10 дней со дня получения заявления или подписания акта о совместной сверке уплаченных налогах. Налоговый орган вправе самостоятельно провести такой зачет в случае, если у налогоплательщика имеется недоимка по иным налогам.



Возврат суммы излишне уплаченного налога производится по письменному заявлению налогоплательщика в течение 1 месяца со дня получения заявления. При нарушении данного срока на невозвращенную в установленный срок сумму начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Проценты принимаются исходя из банковской ставки рефинансирования. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате иных налогов или задолженностей по пеням и штрафам возврат излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки.

Решение о возврате принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления или подписания акт о совместной сверке.

Заявление о зачете или возврате излишне уплаченного налога может быть подано в течение 3 лет со дня уплаты данной суммы.

На практике часто бывает, что плательщик сбора неправильно посчитал гос.пошлину, в этих случаях он имеет право вернуть излишние суммы

Сумма излишне взысканного налога также подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению. Оно может быть подано в течение 1 месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога или вступления в силу решения суда. При установлении факта излишнего взыскания налога налоговый орган принимает решение о возврате данной суммы и начисленных на нее процентов в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщиков. Данная сумма подлежит возврату в течение 1 месяца.

Порядок уплаты пеней

Начисление пеней

Не начисляются:

· Если не мог погасить недоимку из-за того, что наложен арест налог органом – препятствия созданы самим государством в лице соответствующих органов. Когда налогоплательщики заявляют это заявление, они должны доказать наличие причинно-следственной связи. Бремя доказывания на налогоплательщике. В суд практике сложные ситуации – вопрос возможности переложения бремени доказывания, если налогоплательщик предоставляет дефектные доказательства.

· П.8 ст.75 и ст.111 НК в точности воспроизводят друг друга – основания для неначисления пеней. Вопрос вступления этого пункта в действие был спорен.

· Смотри статью

Иные нормы НК в ряде случаев регулируют вопросы отсутствия оснований для начисления пеней.

Должно соблюдаться правило – одновременно или после уплаты налога в полном объеме.

ВАС 6.11.2007 №8241/07 – пеня следует судьбе недоимки, если истекает пресекательные сроки взыскания, то пени не могут служить и не подлежат начислению.

В первую очередь смотрим на ст.78 и 79 НК – это внешний зачет, кот производят налог органы, принимая соответствующие решение. есть внутренний зачет – осуществляется налогоплательщиком путем исправления налог базы, налог периода.

Внешний зачет – ст.78 НК – посвящена зачету излишне уплаченных, 79 – излишне взысканных. Зачет или возврат предусматривается. В настоящий момент времени, если речь идет о зачете (хотя ВАС указывал, что зачет и возврат равноценные формы судьбы излишне уплаченных денежных средств). Если налогоплательщик выбирает зачет, то это одна из форм исполнения налог обязанности по ст.45 НК. Зачет производится по соответствующим видам.

Теперь по ст.45 происходит уплата в бюджет систему в целом, а не в конкретный бюджет. Суммы излишне уплаченного налога мб зачтена в счет предстоящих платежей, либо по иным налогам соответствующего вида, по задолженности по пеням и штрафам. Можем осуществлять зачет в рамках допустимых платежей в рамках НК.

Если излишне внесли сумму налога в бюджет, то никакого процента не начисляется в пользу налогоплательщика. Или осуществим возврат по заявлению.

Процедура зачета. Вопрос выявления излишне уплаченной суммы. Не только выявление, но и о моменте образования излишне уплаченной суммы – зависит от механизма конкретного налогового платежа. Вопрос возникает о том, что 78 по процедуре направлена на то, что налоговый орган выявляет. Никто не запрещает выявить налогоплательщику, но тогда 71 говорит о том, что налогоплательщик заявляет об этом в налог орган. Если излишне уплаченную сумму выявляет сам налогоплательщик, то предъявляет уточненную налог декларацию.



Излишне уплаченную может возникнуть в результате неучета своей налог льготы. Подает уточненную декларацию и снижают размер налога.

Камеральная или выездная проверка может это выявить.

Если налогоплательщик выявляет, то как правило подает декларацию – в этой ситуации налог орган не может сразу же вынести решение. 78 устанавливает сроки для принятия решения. Если декларируетесь, то у налог органа должна начаться камеральная налог проверка – должен проверить ваше заявление. В этом случае сроки для принятия решения должны начать отсчитываться в частности в качестве совокупности сроков.

Зачет осуществляется по заявлению налогоплательщика, за исключением одного случая. вопрос исчисления 3-х летнего срока и срока защиты

Не всегда можно точно определить момент образования излишне уплаченной суммы. Например НДФЛ. Лицо получает доход, в течение периода календарного года работодатель производит удержания, по итогам налог периода удержали определенную сумму. А налогоплательщик желая использовать право налог вычета, пересчитал и получается сумма меньшая, чем удержанная. В какой момент времени начинает течь срок? С какого момента нужно начать исчисление трехлетнего срока, когда признаем, что образовалась ситуация излишне уплаченного налога. Когда нужно подать декларацию? Кто-то говорит, что срок начинает течь, когда у налогоплательщика возникает право пересчитать соответствующую сумму. Одна из правовых позиций у ВАС – по итогам налог периода, когда подаем декларацию. Вопрос по авансовым платежам.

Определение КС РФ от 21.06.2001 №173-О – требование о возврате суммы –эти требования дБ рассмотрены в порядке искового производства и должен действовать общий срок исковой давности. Применительно к проблематике исчисления сроков возникает вопрос, касающийся внутреннего зачета.

В силу различного механизма уплаты того или иного платежа момент с которого должны отсчитываться сроки.

Суды начинают искать всячески срок, с которого необходимо квалифицировать, что излишняя уплата – это ситуация была связана с НДС, когда суд начинает искать момент, когда налогоплательщик может обратиться суд за защитой, в примере этот момент очень сильно зависит от механизма уплаты налога. Механизм расчета налога (НДС) таков, когда вычет из соответствующей суммы налога будет больше, чем исчисленная стоимость налога – у налогоплательщика возникает право истребовать эти средства. Механизм возмещения из бюджета, при этом понимая, что налогоплательщик излишне уплаченных средств в бюджет не вносил. В данной конкретной ситуации, когда суд начинает искать, в какой момент времени возникло право на возмещение: когда налогоплательщик заявил или другой момент. Нет однозначности определения момента возникновения излишне уплаченной суммы. Суды связывают с моментом, кода налогоплательщик дБ узнать.

По другому налогу – бывший налог уже отменен ЕСН. Суд искал момент, когда лицо узнало или дБ узнать о праве обращения в суд и поскольку не мог определить этот момент в пределах налог периода, то счел возможность определить это по итогам налог периода. Такие подходы тогда, когда невозможно определить с достоверностью размер суммы.

Зачет по ст.78 НК – внешний зачет – производится на основании решения налог органа. Налогоплательщик подает заявление. Если налог орган принял решение о зачете в счет предстоящих платежей, то налогоплательщик принявший решение об исчислении отображает в налог декларации, предъявляет в налог орган. На практике бывают непростые ситуации, особенно, когда сумма зачета высока. Налогоплательщик должен понимать, что действует в пределах определенного срока.

Право на излишне уплаченное – право налогоплательщика – может потребовать сумму излишне уплаченного обратно, но вопрос, в какой процедуре он должен сделать это.

Налог органам налог зак-во дает возможность произвести зачет самостоятельно без заявления налог плательщика, если у него есть задолженность по пеням. Штрафам и иным видам налог платежей. Проведение самостоятельного зачета не лишает возможности налогоплательщика подать заявление. Как сказал КС полномочие налог органа в счет недоимки направлена на защиту прав самого налогоплательщика. Такое полномочие налог орган не может использовать эту ситуацию с возможностью зачета в счет недоимки и таким образом погасить требования в счет недоимки. Если налог орган утратил возможность принудительного взыскания в счет недоимки, то удовлетворить эти требования по недоимке в другом порядке, если у налогоплательщика появляется излишне уплаченное, не может.

Возврат и зачет – равноценные формы исполнения налог обязанности.

Внутренний зачет – зачет кот осуществляет налогоплательщик. Ст.54 НК БУДУТ ЗАДАЧИ. Исправление ошибок при исчислении налог базы и соответствующей суммы налога. Если налогоплательщик в 2012 году обнаружил, что он не правильно исчислил в 2008 году, то он может уточнить размер налог базы – подать уточненную декларацию. Если уточняем налог базу прошедшего года, то может возникнуть ситуация:

· Либо недоимка

· Либо излишне уплаченные

· Либо не ошиблись

Если ошиблись и недоимка и хотите исправить ситуацию и налог орган не обнаружил, то подаем уточненную декларацию и исправляем. Сложнее ситуация если ч.3 п.1 ст.54 – если налогоплательщик обнаружил ошибки в налог базе прошедшего года, то может осуществить изменение налог базы текущего периода с учетом ошибок в налог базе прошедшего периода. Тогда ничего делать не надо, происходит автоматически-математическое снижение суммы налога на ту сумму, кот переплатили в прошедшем году. Но вопрос возникает: если подаю уточненную декларацию за 2008 год и не ставлю объем в 2012 году и возникает сумма излишне уплаченных, то бегу в налог орган, а налог орган отказывает, так как прошли сроки. Поэтому ставим в декларацию 2012.

Происходит зачет, но не налог органом а налогоплательщиком. А если это своеобразный зачет через перерасчет налог базы, то на него должны распространяться и нормы о зачете, в том числе и срок.

Есть суд решения. Кот идут в пользу налогоплательщика. Если только речь идет о зачете, то процедуры ст.78 НК в полной мере должны в данной ситуации соблюдаться.

Зачет и возврат излишне уплаченных налогов и взносов. Новые бланки заявлений, действующие с 31 марта 2017 года. Зачет и возврат через Личный кабинет на сайте ФНС или программу для сдачи отчетности.

Новые бланки заявлений с 31 марта 2017 года

Новые бланки заявлений на зачет и возврат излишне уплаченных налогов и взносов утверждены Приказом ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182@ Их главным отличием от предыдущих является то, что теперь новые формы позволяют подавать заявления не только на зачет и возврат излишне уплаченных налогов, но и взносов в социальные фонды, которые с 2017 года администрирует Федеральная Налоговая Служба.

Подача заявления на зачет или возврат лично

Порядок проведения зачета или возврата излишне уплаченных или взысканных сумм регламентируется Статьей 78. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа и Статьей 79. Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа Налогового кодекса Российской Федерации.

Заполнять заявление перед подачей удобнее на своем рабочем месте, так как в ИФНС, получив бланк (наша ИФНС предоставляет такую возможность), его придется заполнять, воспользовавшись заранее заготовленной шпаргалкой или, созваниваясь с помощником, чтобы он продиктовал нужные КБК и, при возврате, реквизиты банка.

Получив заявление, ИФНС в течение 10 дней принимает решение о возврате (зачете) излишне уплаченной (взысканной) суммы налога или об отказе в осуществлении возврата (зачета). Далее, в течение 5 дней после принятия решения, ИФНС письменно уведомляет налогоплательщика о принятом решении.

При положительном решении о возврате излишне уплаченной или взысканной суммы налога, возврат должен быть произведен в течение одного месяца с даты подачи заявления.

Подача заявления через Личный кабинет на сайте ФНС

Данная процедура проводилась в марте 2016 года, ситуация на сегодняшний день не проверялась, но если вы получите доступ к Личному кабинету на сайте ФНС, проверьте доступность этой услуги (подача заявлений на возврат и возмещение налогов) и, если она доступна, можете ей воспользоваться.

Проще всего сформировать и подать заявление на возврат или зачет излишне уплаченной или взысканной суммы налога через Личный кабинет индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Рассмотрим процесс подачи заявления на зачет (возврат) излишне уплаченной (взысканной) суммы налога на примере Личного кабинета индивидуального предпринимателя.

1. Заходим в Личный кабинет на главную страницу:

2. Выбираем в разделе «Моя почта» пункт меню «Обратиться в налоговый орган»:

3. Выбираем пункт меню «Расчеты с бюджетом»:

4. Выбираем пункт меню «Заявление о зачете/возврате»: к сожалению, изображения нет, так как наш индивидуальный предприниматель снялся с регистрационного учета и данный пункт меню не активен. В результате нажатия пункта меню «Заявление о зачете/возврате» откроется список доступных для возврата (зачета) сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов по их видам.

5. В открывшемся окне выбираем строку с доступной к возврату (зачету) суммой, выбираем вид заявления (зачет или возврат) и формируем само заявление, выбрав вид налога для зачета, или расчетный счет для возврата. Вернуть излишне уплаченную сумму налога при подаче заявления через Личный кабинет можно только на расчетный счет, зарегистрированный в ЕГРИП (ЕГРЮЛ), его можно выбрать из списка, ввести вручную нельзя.

6. Для просмотра отправленных заявлений и контроля за поступлением уведомлений о принятом решении выбираем на главной странице Личного кабинета в разделе «Моя почта» пункт меню «Получено из налогового органа» (в открывшемся окне под строкой «Фильтры» выбираем «Все»):

Продолжение предыдущего изображения:

В нашем случае два отказа: один - из-за превышения срока от возникновения переплаты до подачи заявления (допустимый срок - 3 года), второй - идет камеральная проверка.

Подача заявления через программу для сдачи отчетности

ФНС России своим Приказом от 23.05.2017 N ММВ-7-8/478@ «Об утверждении рекомендуемых форматов представления заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) и заявления о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) в электронной форме» предоставило возможность бухгалтерским программам и специализированным сервисам, предоставляющим услуги по сдаче отчетности онлайн, организовать передачу заявлений о возврате или о зачете суммы излишне уплаченного налога своих клиентов через интернет.

Если вы пользуетесь программой сдачи отчетности или современной бухгалтерской программой с возможностью сдачи отчетности онлайн, ищите в списках формируемых документов соответствующее заявление о возврате или о зачете суммы излишне уплаченного налога и передавайте его в ФНС наряду с другими формами заявлений, писем и отчетов из привычного интерфейса вашей программы.

"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 43, 2003

Право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов (далее - налоги) установлено в пп.5 п.1 ст.21 Налогового кодекса Российской Федерации. В НК РФ предусмотрена и соответствующая обязанность налоговых органов: согласно пп.5 п.1 ст.32 НК РФ они обязаны осуществлять возврат налогоплательщикам сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов. Порядок зачета и возврата таких сумм регламентируется гл.12 НК РФ (ст.ст.78 и 79).

В случае переплаты налога в бюджет сумма налога может быть зачтена в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам. За счет этой суммы может быть погашена недоимка или произведена уплата ранее образовавшихся пеней (п.п.1 и 5 ст.79 НК РФ). Таким образом, зачет предполагает исполнение иных обязательств налогоплательщика по уплате налогов, которые наступят в будущем либо срок исполнения которых уже истек, но обязательства выполнены не были, за счет сумм, переплаченных в бюджет (внебюджетные фонды). В любом случае зачет излишне уплаченных сумм не предполагает возвращение налогоплательщику денежных средств.

Возврат сумм налога путем перевода денежных средств на банковский счет, указанный налогоплательщиком, осуществляется за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата.

В п.9 ст.78 НК РФ установлено требование к бюджету (внебюджетному фонду) произвести возврат денежных средств в определенный срок. Если этот срок нарушен, то на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. В отношении зачета НК РФ, хотя и устанавливает определенные сроки, в которые налоговый орган должен принять решение о зачете излишне уплаченной суммы, но не устанавливает материальную ответственность ни налоговых органов, ни бюджета (внебюджетного фонда) в случае нарушения таких сроков.

Возникает вопрос: при переплате налогов в бюджет есть ли у налогоплательщика выбор - зачесть сумму переплаты в счет иных обязательств или вернуть эту сумму? Согласно п.7 ст.78 и п.1 ст.79 НК РФ в том случае, если у налогоплательщика есть недоимка или задолженность по пеням в тот бюджет (внебюджетный фонд), в который была произведена переплата, о возврате речи быть не может. Сначала необходимо погасить недоимку или ликвидировать задолженность. Если же у налогоплательщика нет никакой задолженности перед бюджетом (внебюджетным фондом), то излишне уплаченная сумма может быть либо зачтена в счет предстоящих платежей, либо возвращена налогоплательщику. Может ли налогоплательщик выбрать один из этих вариантов? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть порядок зачета и возврата излишне уплаченных сумм налога.

Если налоговый орган обнаружил факт переплаты налога, он должен сообщить об этом налогоплательщику не позже чем через месяц со дня обнаружения такого факта. Не исключена также ситуация, когда налоговый орган обнаруживает факты, позволяющие лишь предположить, что имеется переплата. В этом случае налоговый орган не обязан предпринимать какие-либо действия, однако он имеет право предложить налогоплательщику провести совместную выверку уплаченных налогов. Указанные правила распространяются как на порядок зачета, так и на порядок возврата излишне уплаченных сумм налога. Однако правила осуществления зачета и возврата излишне уплаченных сумм налога разные.

В соответствии с п.4 ст.78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика и по решению налогового органа, которое должно быть принято в течение 5 дней после получения заявления налогоплательщика. Таким образом, налог в счет предстоящих платежей не может быть зачтен налоговыми органами в одностороннем порядке. Однако если у налогоплательщика имеется недоимка по другим налогам, то налоговые органы имеют право самостоятельно зачесть излишне уплаченные суммы налога.

Налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.

Рассмотрим ситуацию, в которой факт переплаты обнаружил сам налогоплательщик.

Предположим, он выплатил работнику при увольнении сумму, на которую были начислены единый социальный налог, страховые взносы во внебюджетные фонды. С этой выплаты удержан налог на доходы физических лиц. Кроме того, она была включена в расходы по заработной плате, что уменьшило налоговую базу по налогу на прибыль. Однако налогоплательщик не учел, что данная выплата отнесена законодательством к компенсационным выплатам, не подлежащим налогообложению. В результате допущенной ошибки образовалась переплата нескольких налогов и недоплата налога на прибыль.

В соответствии с п.4 ст.81 НК РФ условием освобождения налогоплательщика от ответственности за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения или неуплату (неполную уплату) сумм налога являются внесение налогоплательщиком изменений в декларацию, уплата недостающих сумм налога и пени. Однако все это освободит налогоплательщика от ответственности только в том случае, если указанное заявление он сделал до того момента, когда узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, приводящих к занижению налога, или о назначении в отношении него налоговой проверки.

Таким образом, прежде чем писать заявление о зачете налога, налогоплательщику следует внести исправления во все расчеты (декларации) по налогам начиная с периода возникновения ошибки, а также доплатить все необходимые налоги, пени.

Следует также отметить, что НК РФ не устанавливает временных ограничений для подачи заявления налогоплательщиком о зачете излишне уплаченного налога. Это дает основание считать, что такое заявление можно подать в любое время независимо от срока переплаты или момента ее обнаружения.

Возврат суммы переплаченных налогов производится также по письменному заявлению налогоплательщика. Как уже указывалось, обязательным условием возврата денежных сумм является отсутствие у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным в бюджет (внебюджетный фонд), в который имеется переплата.

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи налогоплательщиком заявления о возврате. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в период нарушения срока возврата.

В ст.78 НК РФ не говорится о том, что возврат излишне уплаченных сумм налогов должен быть произведен по решению налогового органа - достаточно только заявления налогоплательщика. Однако в п.2 ст.78 НК РФ указано, что возврат налогов (как и зачет) производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика. Поэтому, очевидно, решение о возврате налога принимает непосредственно налоговый орган. Однако в п.4 ст.78 НК РФ определено, что зачет излишне уплаченных налогов осуществляется по решению налогового органа, а п.7 ст.78 НК РФ не устанавливает необходимость такого решения в случае возврата налогов.

При зачете излишне уплаченных сумм налогов налоговый орган принимает решение о том, насколько излишне уплаченные суммы могут быть зачтены в счет предстоящей уплаты конкретных налогов, в счет имеющейся недоимки или задолженности по пеням. Таким образом, не возникает вопрос о наличии у налогоплательщика переплаты в бюджет (внебюджетный фонд) и о необходимости погасить задолженность бюджета (внебюджетного фонда), а рассматривается лишь возможность зачета в счет тех или иных обязательств налогоплательщика. Именно этим и объясняется отсутствие необходимости в решении налогового органа в случае возврата излишне уплаченных сумм. Следовательно, если переплата есть, то она должна быть компенсирована в обязательном порядке. По желанию налогоплательщика и при согласии налогового органа переплата может быть зачтена в счет иных обязательств налогоплательщика, в противном случае излишне уплаченные суммы должны быть возвращены из соответствующего бюджета (внебюджетного фонда). Напомним, что речь идет о ситуации, когда у налогоплательщика не имеется недоимки и/или задолженности.

В целом ст.78 НК РФ регламентирует лишь ситуацию, в которой вопрос о наличии переплаты не стоит. Только в абз.2 п.3 этой статьи упоминается о возможности проведения совместной выверки уплаченных налогов в случае неуверенности налоговых органов в том, что налогоплательщик уплатил в бюджет больше, чем требовалось.

Таким образом, возможны три ситуации.

Ситуация 1. У налогоплательщика имеется переплата в бюджет (внебюджетный фонд), этот факт сомнению не подвергается, у налогоплательщика нет недоимки и задолженности по пеням - налогоплательщик имеет относительное право на зачет излишне уплаченных сумм налога (относительное потому, что налоговый орган еще должен дать свое согласие на зачет) и абсолютное право на возврат излишне уплаченных сумм.

Ситуация 2. У налогоплательщика имеется переплата в бюджет (внебюджетный фонд), этот факт сомнению не подвергается, у налогоплательщика есть недоимка по налогам или задолженность по пеням, начисленным в тот же бюджет, - излишне уплаченные суммы в соответствии с п.7 ст.78 НК РФ должны быть зачтены в счет имеющейся задолженности или недоимки (в тот же бюджет), и, только если задолженность (недоимка) полностью покрыта, а переплата не до конца компенсирована зачетом, оставшаяся часть излишне уплаченной суммы может быть возвращена налогоплательщику. Однако по его желанию и при согласии налоговых органов оставшаяся часть переплаты может быть зачтена в счет предстоящих платежей.

Ситуация 3. У налогоплательщика имеется переплата в бюджет (внебюджетный фонд), этот факт сомнению не подвергается, у налогоплательщика есть недоимка по иным налогам - в соответствии с п.7 ст.78 НК РФ налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченных сумм в счет уплаты этих налогов.

Если задолженность бюджета перед налогоплательщиком образовалась по вине налоговых органов, то сумма излишне взысканных налогов не может быть зачтена в счет иных обязательств налогоплательщика, а должна быть ему возвращена. Однако если у налогоплательщика есть недоимка по уплате налогов и сборов или задолженность по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), то возврат излишне взысканных сумм может быть осуществлен только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности).

Исходя из норм ст.79 НК РФ можно сделать вывод, что порядок возврата денежных средств, излишне взысканных в пользу бюджета налоговыми органами, зависит от того, кем был выявлен факт излишнего взыскания. Если этот факт был установлен налогоплательщиком, то он должен подать соответствующее заявление в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда ему стало об этом известно. Налогоплательщик может также подать заявление в судебные инстанции. На это ему предоставляется три года. Далее налоговый орган должен установить факт излишнего взыскания налога. Если налоговый орган признает, что действительно были взысканы излишние суммы, он принимает решение о их возврате.

Если в ст.78 НК РФ речь идет о ситуации, когда факт задолженности бюджета (внебюджетного фонда) перед налогоплательщиком был установлен и сомнений не вызывал, то ст.79 НК РФ регламентирует порядок возврата излишне уплаченных налогов с момента, когда такой факт необходимо еще установить.

В соответствии с п.3 ст.79 НК РФ налоговый орган, самостоятельно установив факт излишнего взыскания налогов, обязан сообщить об этом налогоплательщику не позднее одного месяца со дня установления этого факта.

Сумма излишне взысканного налога должна быть возвращена налогоплательщику не позднее одного месяца со дня принятия налоговым органом соответствующего решения. Помимо самой суммы излишне взысканного налога налогоплательщик получает еще проценты, начисленные на эту сумму со дня, следующего за днем взыскания, и по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в этот период ставке рефинансирования Банка России.

Арбитражная практика

Согласно ст.4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) судебной защите подлежит нарушенное право. В п.22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ВАС РФ) от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 5) указано, что с учетом положений ст.78 НК РФ судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.

Таким образом, налогоплательщик имеет право обратиться с иском в суд только в том случае, если получил отказ в проведении процедуры зачета-возврата либо если соответствующее заявление не было рассмотрено налоговым органом в установленные НК РФ сроки. На судебное рассмотрение может быть вынесен спор о размере переплаты. К исковому заявлению в суд необходимо приложить доказательство соблюдения досудебного порядка урегулирования спора: копию заявления о зачете (возврате) в налоговый орган и результаты его рассмотрения.

Несмотря на то что на момент принятия Постановления N 5 действовал старый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, практика применения судами этого Постановления не изменилась, оно продолжает действовать и по сей день.

Один из наиболее сложных вопросов - определение момента исполнения налоговым органом обязанности по возврату налогоплательщику сумм налога путем их безналичного перечисления. Дело в том, что при безналичной форме расчетов не совпадают момент выбытия перечисляемых плательщиком средств и момент поступления этих средств в распоряжение получателя.

Представление плательщиком в банк документа, содержащего поручение о перечислении денежных средств получателю, не приводит к исполнению обязанности плательщика (должника в денежном обязательстве) передать безналичные денежные средства их получателю (кредитору). На основании платежного документа банк, связанный с плательщиком договором банковского счета, должен осуществить по его поручению перевод денежных средств на счет получателя. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по переводу денежных средств банк отвечает перед плательщиком, но не перед получателем платежа.

В то же время обязанность по зачислению на счет получателя поступивших для него средств лежит на банке получателя, связанном с получателем также договором банковского счета. Ответственность за незачисление или несвоевременное зачисление на счет получателя поступивших для него (т.е. зачисленных на корреспондентский счет банка) средств несет банк получателя.

Арбитражные суды, решая споры об определении момента исполнения денежного обязательства, исходят из того, что моментом исполнения денежного обязательства признается момент поступления денежных средств на корреспондентский счет банка получателя.

Пленум ВАС РФ в п.23 Постановления N 5 указал, что при решении вопроса о моменте исполнения обязанности по возврату налогоплательщику соответствующих сумм путем их перечисления в безналичном порядке на указанный получателем счет судам необходимо руководствоваться общими правилами, согласно которым плательщик признается исполнившим свою обязанность с момента поступления соответствующей суммы средств в указанный получателем банк.

Напомним, что в соответствии с п.11 ст.78 НК РФ установленные этой статьей правила зачета и возврата излишне уплаченной суммы налога распространяются и на налоговых агентов.

Рассмотрим особенности реализации права на возврат и зачет излишне уплаченных в бюджет сумм налоговыми агентами. В соответствии с п.1 ст.24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию налога у налогоплательщика и перечислению удержанных сумм в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). В отношении налоговых агентов в Постановлении N 5 определено следующее: если при рассмотрении спора суд установит, что излишне перечисленные налоговым агентом в бюджет суммы не превышают сумм, удержанных с налогоплательщика, решение о зачете или возврате этих сумм в пользу налогового агента может быть принято судом только в том случае, когда возврат налогоплательщику излишне удержанных с него налоговым агентом сумм возлагается законом на последнего.

Таким образом, если налоговый агент перечислил в бюджет большую сумму, чем удержана им с налогоплательщика, агент имеет право на зачет или возмещение излишне перечисленной суммы на общих основаниях. Если же на налогового агента законом не возложено осуществление возврата излишне удержанных с налогоплательщика и перечисленных в бюджет сумм, право на зачет или возврат суммы налога возникает непосредственно у налогоплательщика и осуществляется по его инициативе в общем порядке. Так, ст.231 НК РФ (гл.23 "Налог на доходы физических лиц") предусмотрено, что излишне удержанные налоговым агентом из доходов налогоплательщика суммы налога на доходы физических лиц подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления.

Теперь рассмотрим особенности судебной защиты прав налогоплательщиков.

Возможность судебной защиты по указанным спорам между налоговыми органами и налогоплательщиками предусмотрена ст.ст.78 - 79 НК РФ. Однако здесь нет точной формулировки предмета иска. В случае возникновения спора по вопросу осуществления зачета сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов и пеней, в том числе разногласий о размере переплаты, такой спор может быть передан налогоплательщиком на рассмотрение суда, т.е. налогоплательщик имеет возможность требовать в судебном порядке признания недействительным (полностью или частично) этого решения - ненормативного акта государственного органа, не соответствующего законам или иным нормативным правовым актам и нарушающего права и законные интересы налогоплательщика. В данном случае используется предусмотренная ст.29 АПК РФ (определяющей подведомственность арбитражному суду споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений) формулировка предмета иска.

Однако налоговый орган может нарушить право налогоплательщика и иным способом - не принять никакого решения по заявлению налогоплательщика или не признать факта уплаты суммы налога в размере, в котором налог считает уплаченным налогоплательщик. В такой ситуации сформулировать предмет иска значительно сложнее. В данном случае ВАС РФ дает следующие рекомендации (п.25 Постановления N 5): если налоговый орган не принимает никакого решения по заявлению налогоплательщика, поданному в соответствии со ст.78 или ст.79 НК РФ, либо в случае, когда между налогоплательщиком и налоговым органом возник спор о том, можно ли считать конкретную сумму налога уплаченной в соответствии с п.2 ст.45 НК РФ, налогоплательщик вправе обжаловать действия (бездействие) налогового органа (должностного лица) путем предъявления иска о зачете уплаченных сумм.

Налоговый консультант