И местных бюджетов а также. Федеральный и региональный бюджет

Основополагающее место в финансовой структуре каждой страны принадлежит государственному бюджету. Главный план доходно-расходной составляющей экономико-социальной и политической жизнедеятельности страны имеет силу в течение всего финансового года. Бюджетное законодательство Российской Федерации определяет державную «смету» как форму наполнения и расходования денежных фондов, целью которых является полноценное выполнение задач и функций государства.

Какой бюджет считают региональным?

Бюджетная система представляет собой механизм реализации функционирования главного финансового плана в любом государстве. Ее действенность и работоспособность крайне важны для эффективного воплощения столь необходимого принципа социального равенства и справедливости, в одинаковом соотношении выполняемых по всей территории России.

Федеральный и региональный бюджет являются важными элементами в процессе перераспределения и последующего использования общегосударственного дохода. Поскольку результатом деятельности субъектов хозяйствования в каждой стране являются показатели валового внутреннего продукта и национального дохода, крайне важной процедурой считается их распределение.

Региональный бюджет представляет собой центральное звено финансовых планов административно-территориальных единиц государства. Их естественным предназначением считают полное материальное обеспечение функций, возложенных на управленческие органы того или иного субъекта РФ.

Как составляется бюджет региональный?

Формирование регионального бюджета происходит в соответствии с общегосударственным финансовым планом, рассчитанным на год. При этом доходная часть во многом зависит от включения собственных и регулирующих поступлений. К первой группе относят местные налоги и сборы, среди которых:

  • налоги на приобретенные объекты недвижимости;
  • на имущество, принадлежащее предприятиям и организациям;
  • так называемые транспортные и дорожные налоги;
  • налоги на игорный бизнес;
  • лицензионные ежемесячные сборы.

Собственные поступления, представляющие собой доходы регионального бюджета, включают в себя и прибыль от эксплуатации предоставленного имущества, принадлежащего органам власти субъектов РФ, и средства, полученных в качестве оплаты услуг, оказываемых государственными учреждениями бюджетного финансирования.

Особенности доходов региональных бюджетов

Региональные бюджеты РФ включают в себя такой важный показатель, как норматив обеспеченности на каждого жителя в отдельности. Эти же параметры, как правило, выступают базисом для распределения минимальных размеров дохода, заложенных в местные бюджеты.

Между тем, превышение местного бюджетного норматива средних показателей на общефедеральном уровне позволяет первому выполнять роль донора для последнего. Если же все происходит наоборот, местный бюджет становится полноправным получателем группы так называемых регулирующих доходов, которыми являются:

  • дотации;
  • кредиты;
  • трансферты;
  • субвенции.

Они формируются за счет начислений федерального налогообложения. Все сборы проходят обязательную стадию перераспределения непосредственно перед зачислением в федеральный, региональный и местный бюджеты российского государства. Объем регулирующих доходов, предназначенных для поступления в региональные и местные бюджеты, определяется согласно нормативам и инструкциям, входящим в круг основных законодательных актов.

Поскольку региональный бюджет является центральным звеном любого территориального финансового плана, его задачей можно считать полное покрытие затрат, необходимых для обеспечения выполнения функций субъектов государства. Наполнение его, как уже говорилось, происходит за счет различных начислений. Каждое из них представляет собой отдельный вид финансовых ресурсов:

  • Дотациями называют средства, которые переведены из вышестоящего бюджета для уравновешивания нижестоящих в случае дефицита последних. Начисления обязательно происходят в фиксированной сумме.
  • Трансфертом является денежный ресурс, направленный бюджету местного уровня из федеральной казны для фактического выравнивания региональной обеспеченности бюджетов.
  • Субвенция, в отличие от предыдущих видов начислений, представляет собой конкретное финансовое выделение из федерального бюджета в местный для реализации конкретной важной социальной программы.

Основные статьи расходов регионального бюджета

Средства региональных бюджетов используются, как правило, в конкретных направлениях, где основными являются следующие:

  • предоставление необходимого объема финансов для полноценного функционирования государственных органов всех ветвей власти;
  • погашение и обслуживание государственных задолженностей (внешнего и внутреннего долга);
  • обеспечение полного комплекса соответствующих затрат на проведение выборов, референдумов;
  • реализация проектов и программ целевого назначения для отдельных субъектов РФ;
  • приобретение и формирование собственности государства, принадлежащей субъектам России;
  • создание внешнеэкономических связей регионов на международном уровне и поддержка уже имеющихся;
  • обеспечение предприятий, организаций и учреждений бюджетной сферы финансами для их всестороннего развития и содержания;
  • финансовое содействие СМИ со стороны государства для каждого из субъектов РФ;
  • предоставление средств бюджетам местного уровня;
  • выделение резервных средств местным органам управления вследствие наделения муниципалитета некоторыми государственными полномочиями и т.д.

Роль консолидированного бюджета в финансовой системе государства

Вникая вглубь бюджетного законодательства Российской Федерации, невозможно не заметить часто встречающееся в нем понятие консолидированного бюджета. Региональный бюджет и местный бюджет входят в единый свод финансового плана конкретного субъекта РФ. В свою очередь, вместе с федеральным обобщенные сведения отдельных регионов представляют консолидированный бюджет государства.

В отличие от общегосударственного финансового плана, консолидированный не проходит процедуру рассмотрения и утверждения представительскими органами. По сути, он является статистическим показателем бюджетного свода, включающим в себя ожидаемые статьи доходов и расходов, уточнения дополнительных источников наполнения бюджета и поступления средств, а также направления их применения по России и некоторым субъектам РФ.

Федеральный и каждый региональный бюджет (бюджет субъекта государства), проходя ежегодный этап планирования, в обязательном порядке используют сведенные данные из консолидированных державных смет. Например, чтобы определить объемы тех или иных отчислений от распределенных налогов и величины дотаций, за базис принимают данные консолидированных бюджетов соответствующей административно-территориальной единицы. Крайне важно, чтобы сумма резерва, поступающего в финансовый оборот государства, совпала с результатом анализа формирования и эксплуатации главного державного фонда.

Также стоит отметить, что консолидированные бюджеты регионов играют огромную роль в ходе выполнения расчетов, демонстрирующих степени обеспеченности населения в целом или жителей отдельных районов. К примеру, при составлении финансового плана отдельной области нередко требуются усредненные показатели расходов одного человека на медицинское обслуживание и т. д.

Расходы регионального бюджета в финансовой системе РФ проходят фазу разграничения, поскольку любой из ее уровней обладает равным комплексом прав на частичное получение доходов либо закрепление средств в полной мере. Кроме того, любые государственные органы и местное самоуправление имеют полномочия самостоятельно определять векторы расходования бюджетных средств регионального уровня.

Что необходимо сделать для улучшения работы бюджетной системы в России?

Между тем, на сегодняшний день в сфере межбюджетных отношений российского государства координация между центром и регионами играет крайне важную роль. Следует подчеркнуть, что первопричиной большинства недочетов бюджетного механизма в РФ является централизация, или федерализм.

Устранить все проблемы функционирующей системы поможет неукоснительное выполнение следующих рекомендаций финансовых специалистов:

  • Для начала стоит привести в порядок все несоответствия между статьями расходов региональных органов и объемами ожидаемого наполнения бюджета.
  • Затем должен быть сокращен уровень дифференциации отдельных субъектов РФ в социально-экономической сфере.
  • Не менее важным является и включение дополнительных источников наполнения бюджетов посредством призыва территориальных налоговых органов к развернутому применению своего доходного потенциала.
  • Региональные бюджеты Российской Федерации должны иметь четкую направленность на реализацию общедержавных интересов.

Специфика взаимоотношений федерального и регионального бюджетов

Охарактеризовать особенности межбюджетных отношений между регионами и муниципалитетом можно на примере взаимосвязи федерального и региональных бюджетов. Поскольку органы местного самоуправления функционируют лишь на основе местного бюджета, то и процедура составления, формирования и утверждения осуществляется ими. Кроме того, исполнение и контроль над исполнением также являются прерогативой местных управленцев. В этом случае дотации, предоставляемые федеральным бюджетом для выравнивания финансовой обеспеченности поселков, необходимы для сбалансирования возможностей осуществления органами местного самоуправления соответствующих полномочий, исходя из уровня обеспеченности или численности населения. Распределяются дотации для поселений через законодательно утвержденные нормативы отчислений от налогов на доходы физлиц. Такие дотационные поступления представляют собой региональный финансовый фонд, предназначением которого является поддержка бюджета, в частности его доходной части.

При этом, рассматривая субсидии, которые изначально поступают в региональный бюджет (бюджет области), а затем распределяются на местном уровне, следует отметить, что их совокупность формирует фонд софинансирования расходов конкретного региона. Фонд компенсации образуется совокупностью субвенций, поступающих из регионального в местный бюджет.

Однако принятие решения о выделении любому муниципальному формированию финансовой поддержки в виде вышеуказанных отчислений, как правило, происходит после подтверждения целесообразности подобной финансовой помощи. Т. е. задачей государства является контроль над рациональным использованием средств из специализированного фонда с целью недопущения финансирования неэффективного механизма управления.

Так, властные структуры вправе выполнять проверки по уточнению деятельности местных органов в сфере наполняемости бюджетов, их расходования и соблюдения должных мер экономии.

Задачи государственной бюджетной политики

Главными целями ежегодной политики в сфере финансового планирования являются следующие позиции, рассчитанные на долгосрочную перспективу действенности бюджетных инструментов:

  • Выполнение государственного плана любого уровня не должно идти вразрез с политикой социально-экономического развития.
  • Определение источников доходной части и расходы регионального бюджета (или бюджета муниципалитетов) нуждаются в постоянном общественном контроле. Только таким образом можно достичь общегосударственных целей полноценного обеспечения реализации финансовых программ.
  • Для эффективного выполнения любого государственного проекта должно быть уделено достаточно внимания обоснованности концепции ресурсного обеспечения.

Кроме того, обязательным шагом государства и каждого его субъекта при формировании распределения бюджетных средств является повышение качества предоставляемых населению услуг. В первую очередь, речь идет о здравоохранении, образовании и социокультурной составляющей. Регулярные поступления из общегосударственного в региональные муниципальные бюджеты во многом обусловлены и параметрами функционирования пенсионной системы. Здесь крайне важно, чтобы территориальные органы имели возможность своевременно учитывать демографические изменения в общей структуре населения.

Проблемы бюджетной системы РФ

По мнению большинства специалистов в сфере финансов, успех и действенность бюджетного механизма во многом зависят от работы налоговой системы государства. Она должна быть направлена на создание благоприятного климата для участия инвесторов, повышение уровня предпринимательской активности. Налогообложение страны определяет пути модернизации структуры экономики государства, а значит и его конкурентоспособность на рынках научного и технического труда. Отсюда следует, что источники ресурсов федерального бюджета, так же, как и доходы регионального бюджета любого из субъектов РФ, предопределены успешностью деятельности налоговой системы.

Достижение высоких результатов в процессе оптимизации и преобразования политико-экономической сферы деятельности государственных органов и местного самоуправления нуждается в построении улучшенной модели бюджетной структуры РФ. Система, в первую очередь, не являющаяся противовесом федеративного устройства страны, способна качественно распределить общественно-финансовые ресурсы на всех уровнях. Региональный бюджет развития административно-территориальной единицы, находясь в прямой зависимости от взаимоотношений с федеральным центром, отражает собой уровень социально-экономического развития государства.

В целом, бюджетная система РФ имеет достаточно высокие шансы на совершенствование и улучшение эффективности, поэтому органам государственного управления финансами необходимо устранить следующее:

  • несоответствие объемов расходных обязательств, взятых на себя властными органами, доходам региональных и местных бюджетов;
  • недочеты нормативно-законодательной базы, регламентирующей отрасль межбюджетных отношений;
  • излишнее дифференцирование субъектов российского государства по социально-экономическому фактору;
  • неравномерная и непродуманная схема распределения дотаций, субсидий и субвенций из федерального в региональные бюджеты, неспособная стимулировать желание субъектов-получателей развития финансово-экономической деятельности.

Заключение

Бюджет Российской Федерации – основной финансовый план страны, составляющийся ежегодно. Будучи базисным инструментом накопления денежных средств, он предоставляет центральным и региональным властным органам естественную возможность реализации управленческих полномочий. Бюджетная система РФ является прямым отображением свойственного государству стиля руководства всеми сферами экономики.

Определяя налоговый климат страны, федеральный бюджет способен явно продемонстрировать объемы требующихся государству финансовых ресурсов в соотношении с реально существующими резервами. Исходя из этого, региональный бюджет получает четкие фиксированные направления расходования средств по конкретной отрасли, выражая таким образом экономическую общегосударственную политику.

Роль региональных и местных бюджетов в социально-экономическом развитии региона

Региональные бюджеты (бюджеты субъектов Федерации) – бюджеты нацио­нально-государственных и административно-территориальных образований: республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований и городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Местные бюджеты – бюджеты муниципальных образований (административных районов, городов, поселков).

Бюджет субъекта Федерации и ме­стный бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспе­чения задач и функций региона и местного самоуправления.

Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта РФ и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются, т. е. не имеют правовой нагрузки и служат для аналитических и статистических целей.

Консолидированный бюджет разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответствующего уровня.

Роль региональных и местных бюджетов в экономическом и социальном развитии заключается в следующем:

    Создание финансовой базы для реализации полномочий органов представительной и исполнительной власти

    Проявление регионами финансово-хозяйственной самостоятельности в расходовании средств на социально-экономическое развитие региона

    Выравнивание уровней экономического и социального развития территорий.

    Централизованное направление финансовые ресурсы на решение стратегических задач, развитие в регионе приоритетных отраслей промышлен­ности, сельского хозяйства и социальной сферы.

    Воздействие на оптимальные пропорции финансирования капитальных и текущих затрат и стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов

Доходы региональных и местных бюджетов

Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов.

К налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся:

1) собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов и сборов, перечень и ставки, которых определяются налоговым законодательством РФ.

2) отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, предназначенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются в соответствии законодательством, в том числе за счет части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ и остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет в размерах, устанавливаемых законами субъектов РФ.

Законодательные (исполнительные) органы субъектов РФ вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством РФ.

Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.

К налоговым доходам местных бюджетов относятся:

1) собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством РФ;

2) отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам РФ и субъектом РФ.

Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются и формируются в соответствии с законодательством, в том числе за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

Расходы региональных и местных бюджетов

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности и, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных, муниципальных услуг.

Из бюджетов субъектов РФ финансируются такие виды функциональных расходов как:

    обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;

    обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;

    проведение выборов и референдумов субъектов РФ;

    обеспечение реализации региональных целевых программ;

    оказание финансовой помощи местным бюджетам;

    обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

    прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов РФ.

Из местных бюджетов финансируются функциональные расходы на:

    формирование муниципальной собственности и управление ею;

    организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

    муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

    реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

    обслуживание и погашение муниципального долга;

    проведение муниципальных выборов и местных референдумов;

    финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы.



Бюджет городской, региональный, федеральный - эти слова мы слышим часто, но всегда ли понимаем, что это за составляющие финансовой системы. Попробуем разобраться в том, что пополняет бюджет и как происходит распределение средств.





СПРАВКА

Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства. Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующей в ней законодательной системой и ролью бюджета в стране. Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и её государственным устройством как федеративной республики, субъектами которой являются республики, края, области, автономные округа.
В соответствии с Конституцией и Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетная система РФ состоит из трех уровней:
- федеральный бюджет - это основополагающая казны любого государства, которая представляет собой систему взаимоотношений, основанных на императивных денежных средствах, являющихся неотъемлемой частью правительственных фондов;
- бюджеты субъектов РФ (региональные) - бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований: республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований;
- местные бюджеты (муниципальные) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Местный бюджет относится к категории «публичные финансы». Формирование местного бюджета регламентировано Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Наиболее значим для нас последний уровень бюджета, на котором мы остановимся поподробнее.
Бюджетом города Салавата занимается не только администрация города. На ее работников ложится лишь этап разработки проекта бюджета и его исполнение. Татьяна Миллер, заместитель начальника финансового управления администрации города, рассказала, что такое бюджет города и исходя из каких принципов он
формируется:
- Бюджет - это форма образования и расходования денежных средств на решение задач государства и муниципалитетов в том числе. Бюджет состоит из расходной и доходной частей.

ДОХОД БЮДЖЕТА
Доходная часть состоит из налоговых, неналоговых доходов и межбюджетных трансфертов.
Разберем по порядку. Уровень налоговых доходов прежде всего зависит от нас самих, от добросовестности всех жителей городского округа. В 2018 году доля налоговых доходов составила 27% (604,6 млн. рублей) от общей суммы доходов бюджета, в которые вошли доходы физических лиц (НДФЛ - 74%), налоги на совокупный доход (12,7% налоги от предпринимательской деятельности) и налоги на имущество (10,3%).
Наименьшая часть бюджета - это неналоговые поступления, которые составляют в общей структуре бюджета на 2018 год 16 % с суммой 348,4 млн. рублей (доходы от использования имущества - 69,1 %; доходы от продажи имущества - 25 %). Стоит отметить, что существует тенденция к увеличению неналоговых поступлений в бюджет города, и если рассматривать долгосрочный период, то с 2011 по 2017 года неналоговые доходы выросли на 8,7 %.
Следующим немаловажным уровнем дохода бюджета являются межбюджетные трансферты. Это средства, выделяемые из вышестоящих бюджетов: дотации, субсидии, субвенции и иные средства Республики Башкортостан и Российской Федерации. В общей структуре на 2018 год межбюджетные трансферты составили 57 %, то есть 1 280 млн. рублей (субсидии из бюджетов РБ и РФ – 13%; дотации – 14%; субвенции 72,5 %).
Субвенции - это вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, предоставляемого на определенный срок и на определенные цели. Они подлежат возврату в случае нецелевого использования или использования в неустановленные сроки. Например, субвенция на заработную плату работникам учреждения образования.
Субсидии - предоставляются на определенные цели на условиях софинансирования (долевого финансирования) расходов. Например, из бюджета Республики Башкортостан бюджету города выделяются субсидии на софинансирование расходов по обеспечению питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Дотации - предоставляются без целевого назначения (в качестве финансовой помощи) на безвозмездной, безвозвратной основе. Определение расходования определяет город в лице депутатов городского округа. Например, в 2018 году бюджету города были выделены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и на поддержку мер по сбалансированности в сумме 86, 144 млн. рублей.

С 2011 года межбюджетные трансферты (безвозмездные поступления) городу выросли на 122%, на ее размер влияет изменение законов и методик распределения поступлений. Если семь лет назад выделялось 639,5 млн. рублей, то в 2017 году администрации удалось добиться увеличения до 1 млрд. 400 млн. рублей.
РАСХОД БЮДЖЕТА
Расходная часть бюджета городского округа на 2018 - 2020 года сформирована программным методом. На сегодняшний день в Салавате существует 21 муниципальная программа и 95,3% занимают расходы именно на них. Есть наиболее емкие муниципальные программы, такие как образование, на которое уходят почти 1 500 млрд. рублей, жилищно-коммунальное хозяйство, национально-культурное развитие, развитие физической культуры и спорта, развитие молодежной политики, социальная поддержка граждан и другие муниципальные программы.

ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА
Составление проекта бюджета осуществляет администрация города в лице финансового управления. Составление проекта бюджета основывается на бюджетном послании президента Российской Федерации, на социально-экономическом прогнозе развития Республики Башкортостан, на основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Башкортостан, на социально-экономическом прогнозе развития городского округа на очередной финансовый год и на муниципальных программах.
Когда проект бюджета сформирован, наступает время городского совета и специальной комиссии. Финансовое управление представляет на рассмотрение совета депутатов проект бюджета. Затем следует регистрация проекта решения депутатского корпуса о бюджете, его передают председателю совета. Важный этап – публичные слушания по проекту бюджета, где о своей позиции могут заявить активные горожане, при условии что их позиция была обозначена ранее.
Далее председатель городского совета направляет проект-решение в контрольно-счетную палату, и уже она, в свою очередь, готовит и направляет заключение по проекту-решению в комиссию по бюджету.
Все эти этапы проверок нужны для того, чтобы усовершенствовать проект. Также в него могут вноситься поправки, их рассматривают на экспертизе в комиссии по бюджету. И наконец, проект-решение направляется сначала на заседание президиума совета,а потом на заседание городского совета. И здесь все депутаты принимают решение об утверждении местного бюджета на очередной финансовый год. Далее начинается этап исполнения.
Бюджет Салавата социально ориентированный. И это свойство все заметнее: выросли затраты на материальную помощь ветеранам ВОВ, пожилым людям - на льготные проезды в сады; молодым семьям для улучшения жилищных условий, родителям двойняшек. И это еще не все меры. Бюджет нужен, чтобы учителя получали заработную плату, чтобы работали предприятия, чтобы поддерживались инвалиды и малоимущие горожане, чтобы обновлялись дороги и работал общественный транспорт.

Жизнь города зависит от его бюджета, а бюджет во многом от нас самих. Мы вместе наполняем бюджет Салавата, и на наши нужды направляются его средства. Вы можете помочь городу, ведь от нас зависит, каким он будет и насколько приятно в нем будет жить.

Фото Павла Бизикина

Местный бюджет - это централизованно сформированный финансовый фонд муниципального образования, а также сам процесс его формирования, образования, утверждения и исполнения. Контроль над его исполнением осуществляется органами местной власти самостоятельно. В состав сметы могут входить расходы отдельных территорий и населенных пунктов, которые не являются муниципальными образованиями.

Местный бюджет формируются за счет закрепленных законом источников для каждого уровня. В фонды бюджета поступают отчисления, передаваемые органами госвласти на исполнение определенных полномочий, доходы от приватизируемого имущества, сдачи в аренду муниципальных объектов собственности, субвенций, дотаций, транфертных платежей и др.

Отношения между бюджетами осуществляются путем передачи средств из фондов одних в фонды других: вышестоящие выделяют целевые средства нижестоящим и т.д. Целью такого регулирования является распределение источников между бюджетами разных уровней.

Местный бюджет может включать в себя целевые и средства которых могут передаваться для реализации различных социальных, экологических, экономических программ и т.п. Отношения между бюджетами регулируются либо закреплением их в нормативных актах, либо путем подписания соглашений о разделении полномочий государства и регионов.

Доходная и расходная части, которые предусматривает местный бюджет, отдельно отражают финансирование мероприятий местного значения и осуществление федеральных полномочий как субъектов РФ.

Местный бюджет это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. К местным бюджетам относятся бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, бюджеты городских и сельских поселений.
В то же время бюджет является актом, представляющим собой смету доходов и расходов соответствующего уровня власти. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет, который предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 11 ноября 2003 года № 16-П указал, что конституционное положение о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, получили конкретизацию в Бюджетном кодексе РФ, предусматривающем выделение бюджетов местного самоуправления в самостоятельный уровень единой бюджетной системы РФ и устанавливающем принцип самостоятельности бюджетов, из которых вытекает право органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, иметь собственные источники доходов бюджетов, определять направления расходования бюджетных средств. Самостоятельность местного самоуправления в сфере бюджетной деятельности гарантируется также запретом на установление подчиненности одного муниципального образования другому.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.
В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Местный бюджет должен формироваться с учетом требований самостоятельности, достоверности, сбалансированности, гласности и единства.
Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.
Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.
Муниципальные образования наделены следующими бюджетными полномочиями:
- установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;
- составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;
- установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;
- определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
- осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами;
- установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету;
- в случае и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений.
В дополнение к этим общими для всех видов муниципальных образований полномочиям каждый вид муниципального образования наделяется дополнительными бюджетными полномочиями.
К дополнительным бюджетным полномочиям муниципальных районов относятся:
- установление в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ нормативов отчислений доходов в бюджеты поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты муниципальных районов;
- установление порядка и условий предоставления межбюджет- ных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;
- определение целей и порядка предоставления субсидий из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов, представительный орган которых формируется из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;
- составление отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района.
К дополнительным бюджетным полномочиям органов местного самоуправления поселений относятся бюджетные полномочия по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории поселения.
Отдельные бюджетные полномочия финансового органа поселения могут осуществляться финансовым органом муниципального района на основе соглашения между местной администрацией поселения и местной администрацией муниципального района.
Полномочия местной администрации поселения по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета поселения в соответствии со ст. 52 Закона 2003 года могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной администрацией муниципального района.