Новый порядок постановки и снятия с учета в налоговых органах. Как снять с учета в налоговой инспекции онлайн кассу

То от вас потребуется выполнить ряд действий: заполнить заявление установленной формы, заплатить госпошлину, отнести документы в налоговую инспекцию, а затем выплатить имеющуюся задолженность по социальным и налоговым отчислениям.

Стоимость, сроки и необходимый пакет документов

Необходимый пакет документов для снятия ИП с учета и очередность их сбора

  • Заявление установленного образца – форма Р26001. При этом написано оно должно быть лично самим заявителем, и заверено нотариально.
  • Паспорт владельца ИП + его копия.
  • ИНН заявителя + его копия.
  • Свидетельство ОГРНИП и выписка из ЕГРИП, которые были получены при регистрации ИП.
  • Справка, выданная пенсионным фондом, подтверждающая выплату пенсионных взносов, а также отсутствие или наличие задолженностей.
  • Квитанция, подтверждающая уплату государственной пошлины за рассмотрение заявления о снятии ИП с учета.

Собирая необходимый пакет документов, надо учитывать следующее обстоятельство: пенсионных фонд, выдают справку об отсутствии задолженности только после предъявления заявления, заверенного нотариально о прекращении деятельности ИП. Так же может потребоваться и квитанция о выплате всех взносов. Иногда она предоставляется, для ускорения процедуры проверки наличия задолженности.

Отметим, что получение справки в пенсионном фонде может занять от 3-х часов до 3-х дней. Что, прежде всего, зависит от графика работы отделения, которое ведет ваше дело и работоспособности служащих.

Подробная инструкция снятия ИП с учета

  1. Заполните заявления о закрытии деятельности в качестве ИП формы Р26001. Ее модно взять в любой налоговой инспекции или найти в интернете. Подпись на заявлении лучше ставить в присутствии нотариуса, так как виза нотариуса на документе является обязательным условием для проведения данной процедуры.
  2. Оплатите госпошлину за закрытие в размере 160 рублей. Реквизиты для перечисления можно получить в ближайшем отделении Сбербанка или сгенерировать квитанцию на официальном сайте ФНС РФ при помощи сервиса «Сформировать платежку». Оплату рекомендуется проводить с расчетного счета ИП (закрыть его можно уже после прекращения предпринимательской деятельности) или в отделении Сбербанка.
  3. Сдайте документы в налоговый орган. В зависимости от региона регистрации это может быть регистрирующая инспекция, где вас регистрировали в качестве ИП или ИФНС, где вы стоите на учете. Получить точную информацию, можно по телефону регионального УФНС, на сайте ФНС РФ при помощи сервиса «Найти инспекцию» или в налоговой инспекции. Если все документы в полном порядке, то на протяжении 5 дней будет выдано свидетельство о прекращении деятельности в качестве ИП, но только при предъявлении паспорта в обмен на расписку, выданную вам сотрудником при сдаче документов.
  4. В течение 12 дней с момента закрытия ИП необходимо обратиться в районное отделение Пенсионного фонда со свидетельством о государственной регистрации прекращения деятельности ИП и паспортом. После чего вам рассчитают сумму фиксированных взносов, которую вы должны оплатить, после чего будут выданы квитанции.
  5. Следующий шаг – закрытие расчетного счета ИП и снятия кассового аппарата с учета (если вы им пользовались).
  6. Кроме этого придется задекларировать доход, полученный в результате предпринимательской деятельности и выплатить с него налог. В том случае, если доход получен не был, то подать нулевую декларацию до 30 апреля следующего года.

Отчетность и налоги

Следует отметить, что даже после прекращения предпринимательской деятельности, физлицо несет ответственность за свои действия в качестве ИП за все то время, которое он являлся индивидуальным предпринимателем. Поэтому всю отчетность необходимо подготовить заранее, а также выплатить все налоги за период деятельности, в том числе и задолженность, если таковая имеется, чтобы избежать проблем в будущем.

При этом налоги на прибыль могут быть выплачены, уже после закрытия ИП, а вот пенсионные отчисления должны быть уплачены еще до обращения с заявлением о снятии ИП с учета. Чтобы избежать каких-либо недоразумений или отказа в закрытии ИП, надо предварительно посетить инспектора в пенсионном фонде, который ведет ваше дело.

Справка о погашенных задолженностях в пенсионном фонде – обязательный документ при подаче заявления о прекращении предпринимательской деятельности.

Какие документы должны остаться у вас на руках после закрытия ИП

После внесения в государственный реестр записи о прекращении предпринимательской деятельности, как правило, на руки, выдается свидетельство о снятии с регистрационного учета в качестве ИП и свидетельство о снятии с учета в пенсионном фонде. Но, все документы, полученные во время открытия ИП, останутся у вас на руках.

В каких случаях и для чего они могут понадобиться?

К примеру, после , при обращении в госорганы, рекомендуется брать с собой оригинал и ксерокопию свидетельства о закрытии ИП. Ведь данные о прекращении предпринимательской деятельности в госучреждение могут поступить с некоторой задержкой, начисление же, например, пособий ИП отличается от физлиц. Следует еще уточнить, что некоторые пособия не могут предоставляться индивидуальным предпринимателям, поэтому без соответствующих документов в их получении вам будет отказано.

Надеемся, подробная пошаговая инструкция окажет вам помощь в закрытии ИП.

Бесплатная консультация!

Запишитесь на консультацию и мы сможем оказать Вам помощь.

Кассовый аппарат – обязательный атрибут предпринимательской деятельности. Часто используются названия ККА (контрольно-кассовый аппарат), ККМ (контрольно-кассовый механизм, модуль, машина), ККТ (контрольно-кассовая техника), РРО (регистратор расчетных операций). Независимо от фирмы производителя и названия, он подлежит фиксации в налоговой службе.

Практически не возникает вопросов об особенностях его функционирования. Но снятие ККМ с учета происходит не часто, поэтому, столкнувшись с такой задачей, возникает много противоречий. Рассмотрим особенности и порядок отмены регистрации ККМ.

Причины снятия ККТ с регистрации

Провести повторную регистрацию или полностью снять ККТ с учета в органах налоговой службы можно и в процессе организационной деятельности предприятия и при его ликвидации.

Возникнуть такая необходимость может в следующих случаях:

  1. физическое или юридическое лицо подает заявление о просьбе отменить регистрацию кассового аппарата;
  2. переход на безналичный взаиморасчет контрагентов;
  3. ККМ был украден;
  4. смена владельца предприятия;
  5. окончание срока службы ККМ (дата указана в паспорте регистратора операций);
  6. окончание срока амортизации ККМ (дата устанавливается законодательством);
  7. ККМ был использован не по области применения, указанного в госреестре;
  8. обнаружено несоответствие версии, марки или классификации программного обеспечения, которые прописаны в госреестре;
  9. регистрационные документы физического или юридического лица признаны недействительными по решению суда;
  10. закрытие предприятия;
  11. банкротство;
  12. прекращение деятельности, не связанное с процессом банкротства;
  13. смерть, признание недееспособным, без вести пропавшим предпринимателя;
  14. предприниматель ограничен в своей дееспособности.

В первых четырех случаях снятие с учета происходит при подаче заявления от субъекта хозяйственной деятельности. В остальных ситуациях соответствующие методы могут быть применены принудительно органами налоговой службы или же при подаче заявления предпринимателем.

Особенности процедуры

Сущность отмены регистрации основана на проверке сведений в кассовой книге и информации, которая занесена в память ККМ. Регистратор расчетных операций деактивируют, снимают пломбу, затем блок кассовой ленты направляется на хранение. Алгоритм выполнения таких действий может отличаться в разных регионах и даже налоговых службах.

Поэтому перед подачей документов некоторые аспекты лучше уточнить в фискальных органах в месте регистрации ККМ. Некоторые службы требуют снятия финансовых отчетов работником сервисного центра исключительно в присутствии налогового инспектора. Это означает, что со специалистом центра технического обслуживания необходимо договориться предварительно, не забыв захватить с собой все документы и отчеты.

Другие налоговые службы позволяют инженеру сервисного центра произвести все операции самостоятельно, передавая доверенность. Главное требование – правильно оформленная документация и своевременная их передача в органы фискальной службы.

Не забудьте! Планируя снять ККМ с учета, проверьте финансовую отчетность, отсутствие задолженности перед контрагентами и оплату текущих счетов.

Просмотрите заключение специалиста центра технического обслуживания, доверенность, правильность и полноту заполнения всех бланков, записи в журнале вызова. Если ошибки и неточности не обнаружены, переходите к сбору всех документов.

Порядок и основные действия при снятии с учета ККТ

После работы с ККТ работник сервисного центра предоставляет две копии акта по форме КМ-2 о произведенных действиях.

После данной процедуры необходимо заполнить заявление о просьбе отменить регистрацию ККТ.

Основные поля, которые необходимо заполнить:

  • тип ККМ;
  • марка регистратора расчетных операций;
  • регистрационный номер;
  • дата производства аппарата;
  • информация о владетеле;
  • название точки торговли (необязательно заполнять);
  • причины отмены регистрации ККМ.

После заполнения заявления подготовьте итоговый пакет документов:

  • технический паспорт ККТ;
  • карта регистрации ККТ;
  • книга кассира-операциониста и договор об обслуживании;
  • акт по форме ККМ-2 (заключение инженера сервисного центра);
  • акт по форме ККМ-3 «Возврат финансовых средств контрагентам при неиспользовании чеков» (или если определенные чеки были пробиты ошибочно);
  • краткий финансовый отчет за период деятельности;
  • акт о передаче кассовой ленты на хранение;
  • поквартальный финансовый отчет за последний год;
  • договор с центром технического обслуживания.

Внимание! Сам кассовый аппарат представлять в налоговую службу нет необходимости.

После принятия документов инспектор в течение 5 рабочих дней осуществляет проверку предоставленной информации.

Заключительный этап

После проверки специалист формирует акты, которые подтверждают снятие с учета ККМ. После окончания всех процедур кассовый аппарат больше не понадобится. Его можно дать в пользование другому физическому или юридическому лицу. Некоторые центры технического обслуживания принимают такие аппараты на комиссию. Их оснащают новой памятью и выдают в пользование другим контрагентам.

Кассовая лента должна храниться 5 лет на случай камеральной проверки.

Снять с учета кассовый аппарат в налоговой - значит получить от нее карточку о снятии ККМ с регистрационного учета. Но перед этим налоговой инспекции необходимо внести в журнал учета контрольно-кассовой техники сведения о том, что пользователем прекращено применение ККМ. Снятие с учета кассового аппарата может происходить как добровольно, так и вынужденно. К примеру, до 01.07.2017 нужно снять с учета те кассовые аппараты, которые не смогут обеспечить онлайн передачу данных в налоговые органы. Расскажем в нашей консультации о снятии кассы с учета в налоговой.

Как снять с учета ККМ в налоговой: новый порядок

Для снятия ККТ с учета в налоговой организация или ИП должны подать заявление. Подать его можно на бумажном носителе в любую налоговую инспекцию или в электронном виде через кабинет контрольно-кассовой техники (п. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

Форма заявления утверждена Приказом ФНС РФ от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@ . Это «Заявление о регистрации контрольно-кассовой техники», которое применяется при регистрации, перерегистрации и снятии ККМ с учета. При снятии на титульном листе заявления указывается код вида документа 3 — «Заявление о снятии с регистрации контрольно-кассовой техники».

Заявление о снятии с учета ККМ:

Подать заявление о снятии с учета ККТ необходимо не позднее 1 рабочего дня со дня передачи аппарата другому пользователю, а в случае факта хищения или потери — не позднее 1 рабочего дня со дня обнаружения такого факта (п. 5 ст. 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

Чтобы снять кассу с учета в налоговой, в заявлении необходимо указать (п. 6 ст. 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ):

  • полное наименование организации (или Ф.И.О. ИП), ИНН;
  • наименование модели ККМ и ее заводской номер;
  • сведения о случаях хищения или потери ККТ (при наличии таких фактов).

Перед подачей заявления пользователь ККТ должен сформировать отчет о закрытии фискального накопителя. Сведения, содержащиеся в этом отчете, нужно передать в налоговую инспекцию вместе с заявлением о снятии. Естественно, отчет не сдается, если ККМ была утрачена или похищена и снимается с учета в связи с этим (п. 8 ст. 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

В течение 5 рабочих дней после подачи заявления налоговая инспекция выдает (направляет) бывшему пользователю ККТ карточку о снятии ККМ с учета. Дата формирования этой карточки и будет являться датой снятия аппарата с учета в налоговой.

Обращаем внимание, что указанный выше порядок снятия ККТ с учета в налоговой применяется с 01.07.2017 года ко всем ККТ, а до этой даты к кассовым аппаратам, поставленным на учет после 01.02.2017 (п. 3 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ).

Временный порядок снятия с учета ККМ

До 01.07.2017 снятие с учета кассовых аппаратов, зарегистрированных в налоговой не позднее 01.02.2017, производится в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 .

ККТ снимается с учета по заявлению пользователя в течение 5 рабочих дней с даты представления заявления в тот налоговый орган, в котором ККТ была зарегистрирована. К заявлению необходимо приложить паспорт ККТ и карточку регистрации.

В паспорте ККТ делается отметка о снятии аппарата с регистрации и заверяется печатью налогового органа. Такая же отметка делается в книге учета и карточке регистрации, которая остается в налоговом органе.

Форма заявления о снятии была приведена выше.

Контрольно-кассовая машина согласно законам Российской Федерации – это инструмент контроля налично-денежного оборота предприятия или компании. Также она позволяет упростить процедуру учёта оборота товаров и деятельности продавцов.

Для осуществления коммерческой деятельности необходимо получить и зарегистрировать ККМ в Налоговой инспекции. После завершения деятельности требуется снять аппарат с учёта.

Возникла необходимость

В Российской Федерации действует специальный закон «О применении контрольно-кассовой техники». В нынешних условиях требуется уделять большое внимание такой техники, как при регистрации, так и при снятии с учёта.

Почему так важно выполнять процедуру снятия с учёта контрольно-кассовой машины? Некоторые предприниматели совершают ошибку: после завершения деятельности своей фирмы или предприятия они просто убирают ККМ, и перестают ею пользоваться. Однако закон обязывает владельца официально снимать с учёта свой аппарат, так как есть риск, что им могут воспользоваться посторонние лица.

Существует несколько распространённых причин, из-за которых приходится сталкиваться с необходимостью снятия техники с учёта:

  • прекращение деятельности фирмы или организации;
  • кража аппарата или появление каких-либо неисправностей;
  • окончание срока службы ККМ (по закону – 7 лет с начала эксплуатации);
  • изменение формата коммерческой деятельности (покупка более новой и функциональной модели) и т.д.

В этих случаях необходимо знать, как снять с учёта ККМ в соответствии со всеми требованиями Налоговой инспекции и других органов государственного контроля.

Смена кассового аппарата

В случае поломки или расширения бизнеса владельцы компаний и индивидуальные предприниматели сталкиваются с необходимостью замены или перерегистрации кассового аппарата.

Сейчас действуют упрощённые схемы решения таких вопросов, согласно которым достаточно отправить заявление в ИФНС и ЦТО.

Существует несколько разновидностей контрольно-кассовой техники, отличающихся своими возможностями . В зависимости от размеров организации или фирмы, а также особенностей её деятельности выбирается тот или иной тип оборудования. Однако со временем вполне может возникнуть необходимость в более функциональных и удобных кассовый аппаратах, например, подключаемых к компьютерным системам. В этом случае осуществляется замена оборудования и его перерегистрация.

Порядок перерегистрации включает несколько этапов:

  • снятие с учёта старой ККМ;
  • постановка на учёт нового аппарата.

В этом случае техника получает новый регистрационный номер, который вносится в её фискальную память.

С 2012 года действует упрощённая процедура. Для перерегистрации достаточно написать заявление по специальной форме КНД 1110021 в Налоговую инспекцию. Там указываются все необходимые данные и номера документов. Заявление можно отправить по почте в ФНС.

В письме нужно будет приложить необходимые документы:

  • непосредственно заявление;
  • карточку ККМ;
  • договор аренды помещения и т.д.

В случае несоблюдение требований закона РФ может последовать взыскание, как за неприменение ККМ при осуществлении коммерческой деятельности.

Ликвидация деятельности

Контрольно-кассовый аппарат можно считать главным элементом в деятельности любой коммерческой организации. При прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя необходимо пройти соответствующую процедуру по государственной регистрации данного факта. К этому относится и снятие с учёта имеющейся ККТ.

При покупке новой машины происходила регистрация в территориальном отделении ИФНС и ЦТО (Центре технического обслуживания).

Последний занимается обслуживанием и ремонтом кассовой техники, поэтому Налоговая инспекция учитывает его отчёты. У любого мастера ЦТО имеется удостоверение личности, разрешение на работу, а также специальные пломбиры.

Основными документами, которые необходимо подготовить сразу, являются:

  • заявление от владельца ККМ или лица, имеющего доверенность;
  • журнал оператора-кассира;
  • договор с ЦТО с указанием условий обслуживания ККМ;
  • регистрационная карта аппарата.

После этого можно отправляться на приём в отделение ИФНС к дежурному инспектору.

Инспектор проверяет все представленные документы, в том числе кассовые книги и различные фискальные отчёты. В ходе проверки составляют акты, которые и служат основой для положительного решения о снятии с учёта.

Необходимо отметить, что эти процедуры проходит без непосредственного участия владельца. И снятие с учёта осуществляется гораздо легче, чем первичная

Новый владелец

В связи с высокой стоимостью контрольно-кассовой техники многие предприниматели выбирают вариант с приобретением Б/У аппаратов (цена некоторых моделей превышает 15-20 тысяч рублей). На сегодняшний момент на вторичном рынке можно немало недорогих и вполне рабочих решений для своего предприятия или организации. В этом случае обычно удаётся сэкономить до половины стоимости.

При покупке Б/У кассы необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

  • состояние аппарата;
  • свидетельство о государственной регистрации ККМ;
  • проверить, если ли в названии литера «К» (аппараты с литерой «Ф» нельзя зарегистрировать по новым правилам);
  • сопутствующие документы на данный вид техники;
  • наличие блока ЭКЛЗ.

Регистрация и дальнейшая работа ККМ возможно только при наличии блока ЭКЛЗ.

Также согласно законом Российской Федерации эксплуатировать аппараты более 10 лет нельзя, поэтому лучше приобретать аппараты, чей срок службы не превышает 6-7 лет. Т.е. передать кассовый аппарат во владение другому человеку (или приобрести Б/У) можно только в том случае, если он соответствует всем вышеописанным требованиям.

Порядок снятия с учёта ККМ

При ликвидации деятельности в качестве индивидуального предпринимателя следует особое внимание уделять вопросам снятия с учёта контрольно-кассовой техники.

Действующее законодательство РФ не предъявляет обязательных требований по ликвидации ККМ после закрытия деятельности.

В то же время, лучше известить об этом ИФНС и разорвать договор с ЦТО. Данная процедура регулируется указом Министерства Финансов от 10 марта 2009 года, а также соответствующим Постановлением Правительства. Снимать ККМ с учёта можно как до, так и после непосредственной ликвидации деятельности ИП.

Подача документов

Для снятия с учёта вашей ККМ потребуется собрать определённый пакет документов. Если он будет у вас на руках, то вся процедура пройдёт намного быстрее и проще. Для прохождения самой процедуры не нужно возить с собой саму контрольно-кассовую машину – можно обойтись одними бумагами.

Согласно закона РФ в пакет необходимых документов входит:

  • технический паспорт контрольно-кассовой техники (оригинал);
  • карточка-свидетельство регистрации ККМ;
  • журнал операциониста по форме КМ-4;
  • полный фискальный отчёт кассовой машины;
  • договор с ЦТО (оригинал);
  • баланс из Налоговой инспекции за последний отчётный период (копия);
  • персональные документы, удостоверяющие личность.

Такие документы всегда должны храниться в надёжном месте, так как они наверняка понадобятся через 5-6 лет (например, когда придётся заменять ККМ). Отдельно придётся позаботиться только об отчёте по балансу и журнале кассира.

К этому пакету документом нужно приложить заявление на снятие, заполненное по форме КНД 1110021. Образец его можно найти на официальном сайте ФНС или непосредственно в территориальных отделениях. Если всё документы собраны, заявление написано правильно, а в отделении нет очередей, то вопрос может решиться буквально за несколько минут. Остаётся подождать несколько рабочих дней для окончательной регистрации.

Чтобы не возникало проблем при прохождении процедуры, необходимо внимательно проверять все документы и учитывать требования.

Чаще всего при подаче документов мешает:

  • неправильно заполненные заявления;
  • несоответствие адресов подачи документов и регистрации;
  • наличие задолженностей по налогам или госпошлинам;
  • отсутствие отчётности;
  • неполный набор документов.

Проверка

Обязательный этап при снятии аппарата с учёта – проверка инспектора самого аппарата. Он, согласно регламента, должен выехать на место установки ККТ, проверить наличие и работоспособность и целостность машины.

В обязанности проверяющего в этом случае относятся также:

  1. Сверку записей кассовых документов и журнала операциониста.
  2. Проверку фискального отчёта аппарата.
  3. Составление актов на основе проведённой проверки.

В случае, когда данные не противоречат друг другу, регистрирующему дают зелёный свет на снятие с учёта указанной ККМ.

Если процедуру проводит не действующий владелец?

Все вопросы по ликвидации деятельности в качестве ИП и снятию с учёта контрольно-кассовой техники должны решаться непосредственно владельцем. Однако российское законодательство позволяет привлекать других лиц для решения таких вопросов.

Для этого достаточно написать доверенность на снятие ККМ с учёта и заверить её у нотариуса.

Она пишется в той же форме, что и другие виды доверенностей. Но нельзя забывать, что данный документ подлежит обязательному нотариальному заявлению, а также регистрации в Государственном реестре. В противном случае в ФНС просто не примут заявление на снятие с учёта.

Проверка документов перед подачей в контролирующие инстанции — задача предпринимателя. Читайте, как избежать подачи

Как открыть свою юридическую фирму? Узнайте

Материальная помощь работнику может предоставляться на различные цели. Смотрите, как это

Дальнейшая судьба ККМ

При снятии с учёта кассовой техники можно выделить несколько наиболее важных аспектов:

  • Принятие решение о прекращении деятельности или необходимости замены ККМ.
  • Сбор необходимых документов (технический паспорт, журнал отчётности и т.д.).
  • Обращение в ЦТО для получения отчёта за последний период.
  • Заявление в ФНС.

Многие предприниматели забывают о действующей кассовой технике, когда приходит момент закрытия или замены аппаратуры. Однако лучше снять с себя ответственность за неё.

После снятия с учёта кассовый аппарат уже не может эксплуатироваться.

На сегодняшний момент действует ряд ограничений в законодательстве. При нарушении этих требований могут последовать серьёзные санкции, в том числе крупные штрафы. В то же время, некоторые виды малого бизнеса при уплате ЕНВД (единого налога на вменённый доход) могут использовать незарегистрированные контрольно-кассовые аппараты, так как требования в этом случае ниже.

Таким образом, есть возможность использовать аппарат при определённых видах деятельности, можно попробовать найти заинтересованных покупателей или просто отправить его на утилизацию.

Российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств утвержден Приказом Минфина России от 05.11.2009 N 114н (далее - Порядок). Документ вступил в силу с 10 марта 2010 г. Порядок разъясняет и уточняет положения ст. ст. 83, 84 и 85 НК РФ, которыми установлены названные выше обязанности налогоплательщиков.

Начало действия документа - 10 марта 2010 г. Поскольку он вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" 10 февраля 2010 г.).

Общие правила постановки на учет организаций в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений

Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ каждая организация, имеющая обособленные подразделения на территории Российской Федерации, должна встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого такого подразделения, если она не состоит на учете в этом налоговом органе по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом. Постановка на учет данной организации осуществляется на основании заявления, которое подается в указанный налоговый орган в течение месяца со дня создания обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ). Причем, если организация уже состоит на учете по какому-либо из оснований, указанных в Налоговом кодексе, постановка на учет осуществляется в соответствии с поданным сообщением в письменной форме. Основание - п. 2 ст. 23 НК РФ.

Примечание. Налоговым кодексом определено, что постановка на учет и снятие с учета налогоплательщиков осуществляются бесплатно. Об этом сказано в п. 6 ст. 84 НК РФ.

В п. 1 Порядка разъяснено, что заявление о постановке на учет подается по форме N 1-2-Учет, утвержденной Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@ "Об утверждении форм документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц" (в ред. Приказа ФНС России от 15.02.2010 N ММ-7-6/54@). Одновременно с заявлением организация должна представить копию свидетельства о постановке на учет организации в налоговом органе по месту ее нахождения на территории Российской Федерации. Если организация встает на учет в налоговом органе по месту нахождения филиала (представительства), то она представляет также копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), содержащей сведения о филиале (представительстве). Если организация встает на учет по месту нахождения иных обособленных подразделений, она прилагает копии организационно-распорядительных документов, подтверждающих создание обособленного подразделения организации (например, копию положения об обособленном подразделении или распоряжения (приказа) о его создании - при наличии таких документов). Все копии должны быть заверены в установленном порядке и представлены в одном экземпляре.

Особенности постановки на учет обособленных подразделений

При постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения все необходимые документы в общем порядке подаются непосредственно в налоговый орган по месту нахождения этого подразделения. Однако в некоторых случаях их можно подавать и в налоговый орган по месту нахождения организации. Такие случаи предусмотрены в п. п. 2 и 3 Порядка.

Так, п. 2 Порядка касается организаций, которые открывают филиалы или представительства и не состоят на учете в налоговых органах по месту их нахождения ни по одному из оснований, предусмотренных Налоговым кодексом. Правилами, изложенными в названном пункте, могут воспользоваться организации при представлении в налоговый орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, следующих документов, содержащих сведения о филиале (представительстве):

Заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001);

Заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (форма N Р12001);

Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001);

Уведомления о внесении изменений в учредительные документы юридического лица (форма N Р13002).

Примечание. Формы N N Р11001, Р12001, Р13001 и Р13002 утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".

Справка. Налоговый кодекс об обособленном подразделении

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Местом нахождения обособленного подразделения российской организации считается место осуществления данной организацией деятельности через обособленное подразделение.

Одновременно с названными документами в тот же регистрирующий (налоговый) орган организация подает заявление о постановке на учет по форме N 1-2-Учет. Таким образом, все документы представляются в один регистрирующий (налоговый) орган по месту регистрации организации. На следующий рабочий день после дня внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ регистрирующий (налоговый) орган направляет в электронном виде эти сведения и заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту нахождения филиала (представительства) организации.

Буква закона. Филиалы и представительства

В соответствии с гражданским законодательством к обособленным подразделениям относятся представительства и филиалы (ст. 55 ГК РФ). Данные подразделения представляют интересы юридического лица и осуществляют их защиту, а филиалы осуществляют функции (или их часть) юридического лица, в том числе функции представительства. Ни представительства, ни филиалы не являются юридическими лицами, но они наделяются имуществом юридического лица, создавшего их, и действуют на основании утвержденных положений. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Пример 1. ООО "Импульс", состоящее на учете в налоговой инспекции в качестве налогоплательщика, решило создать филиал на территории муниципального образования, подведомственной другому налоговому органу. Согласно ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшей их организации. Сведения о филиалах и представительствах вносятся в ЕГРЮЛ в течение не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий (налоговый) орган (ст. 5 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

ООО "Импульс" подготовило заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001), и представило его в регистрирующий (налоговый) орган по своему местонахождению для внесения сведений о филиале в ЕГРЮЛ. К этому документу организация приложила заявление о постановке на учет по месту нахождения филиала по форме N 1-2-Учет.

После внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ регистрирующий (налоговый) орган по месту нахождения ООО "Импульс" направил сведения о филиале и заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту нахождения филиала.

В п. 3 Порядка разъясняются правила для организации, которая уже состоит на учете по какому-либо из оснований, предусмотренных Налоговым кодексом, в налоговых органах на территории того муниципального образования, где она решила открыть обособленное подразделение.

Постановка таких организаций на учет по месту нахождения обособленных подразделений (в том числе расположенных на территории одного муниципального образования) осуществляется на основании сообщений в письменной форме, которые организации, открывающие обособленные подразделения, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ. В этом подпункте сказано, что такие сообщения все организации обязаны подавать в налоговые органы по своему местонахождению в течение месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения).

Сообщение подается по форме N С-09-3 "Сообщение о создании (закрытии) на территории Российской Федерации обособленного подразделения организации", которая утверждена Приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@ "Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации". При направлении в налоговый орган по своему месту нахождения такого сообщения организация может приложить копии документов, подтверждающих создание данного обособленного подразделения (при наличии этих документов).

Примечание. Налоговый орган по месту нахождения организации не позднее следующего рабочего дня после получения документов о создании обособленного подразделения обязан направить их в налоговый орган по месту нахождения указанного подразделения для постановки на учет.

В п. 4 Порядка уточняется норма абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ. Она касается организаций, которые имеют несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам. Согласно этому абзацу таким организациям разрешено вставать на учет в налоговом органе по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений. Налоговый орган организация выбирает самостоятельно. О своем выборе она должна письменно сообщить в налоговый орган, который был выбран для постановки на учет обособленных подразделений. Сообщение направляется по форме КНД 1111051, которая утверждена Приказом ФНС России от 24.03.2010 N ММ-7-6/138@. На основании этого сообщения осуществляется постановка на учет организации в данном налоговом органе.

Примечание. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальным образованием признается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Правила, изложенные в п. 4 Порядка, предусмотрены для организаций, которые осуществляют постановку на учет в налоговых органах по месту нахождения вновь созданных обособленных подразделений. Вместе с тем по этим же правилам можно поставить на учет обособленные подразделения, созданные до вступления в силу Приказа Минфина России от 05.11.2009 N 114н и состоящие на учете в разных налоговых органах на территории одного муниципального образования. Об этом говорится в п. 7 Порядка. Если организация решит это сделать, она также должна направить в выбранный налоговый орган письменное сообщение. Причем следует учитывать, что этот налоговый орган поставит на учет каждое обособленное подразделение организации только после того, как получит сведения о снятии их с учета по месту прежней постановки на учет.

Сроки постановки на учет обособленных подразделений

Постановка на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения производится налоговым органом в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о постановке на учет по форме N 1-2-Учет или сообщения организации по форме N С-09-3. В этот же срок налоговый орган обязан выдать представителю организации лично или направить заказным письмом уведомление о постановке на учет в налоговом органе по форме N 1-3-Учет, которая утверждена Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@.

Постановка на учет организации в налоговом органе, выбранном для постановки на учет обособленных подразделений, осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений о снятии с учета этой организации в налоговом органе по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения. В этот же срок налоговый орган обязан выдать организации (направить заказным письмом) уведомление о постановке на учет. Сведения о снятии организации с учета должны быть переданы в соответствующий налоговый орган не позднее следующего рабочего дня после даты внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН).

Пунктами 6 и 7 Порядка определены даты постановки на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения:

Дата внесения в ЕГРЮЛ сведений о филиале (представительстве) - для филиала (представительства);

Дата создания иного обособленного подразделения, указанная в заявлении о постановке на учет или сообщении, - для иного обособленного подразделения.

Датой постановки на учет организаций, обособленные подразделения которых ранее были зарегистрированы в разных налоговых органах, является следующий календарный день после дня внесения в ЕГРН сведений о снятии организации с учета в налоговом органе по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения.

Снятие организаций с учета по месту нахождения обособленного подразделения

Снятие с учета организаций по месту нахождения обособленного подразделения регламентируется п. п. 9, 10 и 12 Порядка. Так, организация снимается с учета по месту нахождения обособленного подразделения в случае прекращения деятельности (закрытия) этого обособленного подразделения. В подобной ситуации организация должна подать заявление по форме N 1-4-Учет. Налоговый орган снимает с учета такую организацию в течение 10 рабочих дней со дня подачи данного заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки (в случае ее проведения). В такой же срок налоговый орган должен выдать (направить заказным письмом) организации уведомление о снятии с учета в налоговом органе по форме N 1-5-Учет.

Датой снятия с учета организации по месту нахождения обособленного подразделения в рассматриваемой ситуации является дата внесения в ЕГРН сведений о прекращении деятельности организации через обособленное подразделение (закрытии обособленного подразделения).

В п. 10 Порядка разъясняются правила, согласно которым снимается с учета организация, состоящая на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений и принявшая решение зарегистрировать их в одном налоговом органе. Такая организация должна сняться с учета в налоговых органах по месту нахождения каждого обособленного подразделения, за исключением налогового органа, который выбран организацией для постановки на учет всех обособленных подразделений. Налоговый орган обязан снять организацию с учета в течение пяти рабочих дней со дня получения копии сообщения из налогового органа, который организация выбрала для постановки на учет всех обособленных подразделений, находящихся на территории одного муниципального образования. В этот же срок налоговый орган обязан выдать организации либо направить заказным письмом уведомление о снятии с учета в налоговом органе по форме N 1-5-Учет.

Пример 2. ЗАО "Альбатрос" имеет два обособленных подразделения на территории муниципального образования, которую обслуживают налоговый орган N 1 и налоговый орган N 2. Организация состоит на учете по месту нахождения обособленного подразделения в каждом налоговом органе.

ЗАО "Альбатрос" решило поставить на учет все обособленные подразделения в одном месте - в налоговом органе N 1, которому она направила сообщение по форме КНД 1111051.

Получив сообщение, налоговый орган N 1 направил его копию в налоговый орган N 2 для снятия с учета организации в этом налоговом органе. В течение пяти рабочих дней со дня получения этого документа налоговый орган N 2 снял организацию с учета и выдал ей соответствующее уведомление.

Примечание. Налоговый орган, выбранный организацией для постановки на учет всех обособленных подразделений, обязан передать копию сообщения в налоговые органы, где организация должна быть снята с учета, не позднее следующего рабочего дня после получения такого сообщения от организации.

Датой снятия организации с учета в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения в рассматриваемом случае является дата внесения в ЕГРН сведений о снятии организации с учета.

Пункт 12 Порядка касается организаций, которые прекращают деятельность из-за реорганизации, ликвидации, и организаций, исключаемых из ЕГРН:

По решению регистрирующего органа;

В связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества;

В связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации.

Снятие указанных организаций с учета в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений производится не позднее следующего рабочего дня после поступления сведений (содержащихся в ЕГРН) о снятии их с учета из налогового органа по месту нахождения этих организаций. В этот же срок налоговые органы обязаны выдать (направить заказным письмом) организациям уведомления о снятии с учета в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения по форме N 1-5-Учет. Датой снятия с учета в налоговых органах организаций по месту нахождения обособленного подразделения является дата внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.

Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства

Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ организации обязаны также вставать на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств. Постановка на учет организаций в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества производится на основании сведений, поступивших из органов, которые осуществляют кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Примечание. Согласно п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы ГИБДД обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.

Постановка на учет организаций по месту нахождения транспортных средств производится на основании сведений, поступивших из органов, которые осуществляют регистрацию транспортных средств.

Налоговый орган должен поставить на учет организацию по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений от соответствующих органов. В этот же срок он должен выдать организации (направить заказным письмом) уведомление о постановке на учет в налоговом органе по форме N 1-3-Учет. Форма утверждена Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@. Датой постановки на учет организации в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства является дата регистрации права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на недвижимое имущество и (или) регистрации транспортного средства, указанной в полученных сведениях.

Указанные выше органы сообщают также о регистрации прекращения прав на недвижимое имущество и о снятии с учета транспортного средства.

В течение пяти рабочих дней со дня получения названных сведений налоговые органы снимают организацию с учета в случае, если в этом налоговом органе отсутствуют в отношении данной организации сведения о регистрации права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на иной объект недвижимого имущества и (или) регистрации иного транспортного средства. В этот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) организации уведомление о снятии с учета в налоговом органе по форме N 1-5-Учет.

Датой снятия с учета организации (датой прекращения учета сведений в отношении организации) в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и (или) транспортного средства по данному основанию является указанная в сведениях, переданных соответствующими органами, дата:

Государственной регистрации прекращения права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на недвижимое имущество;

Снятия с регистрационного учета транспортного средства.

Примечание. В дальнейшем при получении от соответствующих органов сведений о недвижимом имуществе и (или) транспортных средствах в отношении организаций, которые уже состоят на учете по указанным основаниям, налоговый орган самостоятельно фиксирует такие сведения.

В п. 12 Порядка изложены правила снятия с учета организации по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств при реорганизации, ликвидации организации, исключения ее из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего (налогового) органа и другим основаниям, перечисленным в этом пункте. Снятие с учета организации в перечисленных случаях осуществляется не позднее следующего рабочего дня после поступления сведений, содержащихся в ЕГРН, о снятии организации с учета из налогового органа по месту нахождения организации. В этот же срок налоговый орган обязан выдать организации уведомление о снятии ее с учета в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства по форме N 1-5-Учет. Датой снятия с учета в налоговых органах организации по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства является дата внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.

Налоговая и административная ответственность за нарушение сроков постановки на учет и непредставление сведений

Организация, которая ведет деятельность через обособленное подразделение без постановки на учет или без уведомления об этом налоговой инспекции по месту нахождения организации, может быть привлечена к налоговой и административной ответственности. Налоговая ответственность установлена ст. ст. 116, 117 и 126 НК РФ, административная ответственность - ст. ст. 15.3 и 15.6 КоАП РФ. Виды нарушений и размеры штрафов представлены в таблице.

Таблица. Налоговая и административная ответственность за нарушение сроков постановки на учет

Правонарушение

Налоговая ответственность
(штраф на организацию)

Административная
ответственность
согласно
ст. ст. 15.3
и 15.6 КоАП РФ
(штраф на
должностное лицо)

согласно
ст. ст. 116 и 117
НК РФ

согласно
ст. 126
НК РФ

Нарушение
установленного срока
(1 месяц) подачи
заявления
о постановке на учет
в налоговом органе
(форма N 1-2-Учет)

В размере:
- 5000 руб.
(при просрочке
не более 90 дней);
- 10 000 руб.
(при просрочке
более 90 дней)

От 500
до 1000 руб.

Ведение деятельности
без постановки на
учет в налоговом
органе

В размере:
- 10% от доходов,
но не менее
20 000 руб.
(при ведении
деятельности
не более 90 дней)
- 20% от доходов,
но не менее
40 000 руб.
(при ведении
деятельности более
90 дней)

От 2000
до 3000 руб.

Несообщение сведений
по форме N С-09-3

От 300 до 500 руб.