Обработка результатов ревизии и их анализ. Порядок проведения и формы оформления результатов ревизии или проверки

4 Документальное оформление результатов ревизии

Качество ревизии зависит не только от уровня ее организации и правильности проведения, но и доброкачественности оформления обобщающих материалов – докладных записок актов, справок, проектов постановлений. На основании этих документов принимаются меры к ликвидации недостатков и нарушений, разрабатываются мероприятия, налагаются дисциплинарные взыскания, привлекаются к уголовной ответственности виновные лица. Содержание и качество оформления материалов ревизий позволяют также судить об уровне проведенной ревизором работы.

Для обобщения результатов комплексной ревизии всей деятельности организации (предприятия) составляется основной акт. В нем дается комплексная оценка хозяйственно-финансовой деятельности ревизуемого объекта и состояния сохранности кооперативных средств, показываются нарушения в работе и причины их возникновения. В акте ревизии должны отражаться главные вопросы деятельности ревизуемого предприятия. Например, общие данные о выполнении ревизуемым предприятием планов; выявленные факты нарушений законов, решений и нормативных актов; недостатки в ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности; вскрытые факты бесхозяйственности, недостач и хищений материальных ценностей; размеры причиненного материального ущерба с указанием виновных должностных лиц; установленные дополнительные возможности и резервы увеличения товарооборота, снижения издержек обращения, увеличения прибыли. Необходимо, чтобы акты ревизии обеспечивали возможность сделать выводы о финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого предприятия (организации) в целом и его отдельных подразделений. Результаты ревизии излагаются в акте на основе проверенных данных и фактов, вытекающих из документов, материалов встречных сверок и проверок фактически совершенных операций. Все записи в актах должны быть бесспорными, точными и неопровержимыми. При описании выявленных фактов соблюдают объективность, ясность, точность и лаконичность. Перед тем, как сделать окончательное обобщение всех материалов и фактов нарушений, необходимо отобрать из них самые важные, а незначительные выделить особо и устранить их на месте. Факты нарушений, изложенные в основном акте, должны документально подтверждаться: промежуточными актами; ведомостями однородных нарушений; подлинными документами, изъятыми из дел, или их заверенными копиями; справками должностных лиц, проверенными ревизором; заключениями экспертизы и данными лабораторных анализов; письменными объяснениями должностных лиц по отдельным фактам нарушений; документами, отражающими результаты проведения инвентаризаций и сверки расчетов. В основном акте факты излагают в такой последовательности, чтобы получить по каждому из них документально обоснованные ответы на следующие вопросы: что нарушено (инструкция, постановление, приказ); кто нарушил (должностное или материально ответственное лицо) когда нарушено (дата совершения нарушения); как нарушено (способ нарушения); как выявлено нарушение (использованы приемы ревизии); чем вызвано нарушение (причины и условия, способствующие нарушениям); каковы последствия допущенного нарушения (размер при­чиненного ущерба); какие приняты меры к устранению недостатков (виновные отстранены от должности, возместили ущерб, привлечены к дисциплинарной ответственности).

Акты ревизии не следует загромождать описанием структуры ревизуемого предприятия, плановыми и отчетными данными, имеющимися в отчетности. Не допускаются изложение в акте личных выводов и умозаключений, а также юридическая оценка действий должностных лиц. Например, не следует применять термины «хищение»; «растрата», «злоупотребление»; «присвоение» и др. Запрещается включение в акт ревизии данных, не подтвержденных документами, сведений из следственных материалов и ссылок на показания должност­ных и материально ответственных лиц.

Построение акта ревизии определяется Инструкцией о порядке проведения комплексной ревизии в организациях (предприятиях) потребительской кооперации. Рекомендуется следующая структура и последовательность изложения результатов ревизии.

Раздел I . Вступительная часть . В данном разделе указываются наименование и подчиненность ревизуемого предприятия, состав ревизионной группы (бригады), на основании какого документа проведена ревизия, за какой период, фамилии и инициалы руководителей ревизуемого предприятия и время их работы, какие участки деятельности предприятия подвергнуты сплошной проверке, а какие выборочной, кем и за какой период проведена пре­дыдущая ревизия.

Так, согласно акта (Приложение В), в проведении ревизии принимали участие:

· зам. председателя по кадрам Рогачёвского райпо Сидоренко Л.Г.;

· зам. главного бухгалтера райпо Кононова Т.А.;

· ведущий экономист райпо Атрохова О.Ф.;

· ведущий экономист по ценам райпо Афанасенко О.В.;

· ведущий юрисконсульт райпо Новикова А.А..

Предыдущая документальная ревизия была проведена бухгалтером-ревезором Рогачёвского райпо Богушем И.В. за период с 1 ноября 1999 года по 1 октября 2000 года.

В ревизуемом периоде в Рогачёвском коопторге должность директора занимала Ващенко В.Н., а должность главного бухгалтера – Галах Л.И.

Раздел II . Ревизия денежных средств, расчетов по операциям с банками и подотчетных сумм.

Раздел III . Ревизия основного вида хозяйственной деятельности предприятия. В этом центральном разделе акта ревизии фиксируются недостатки и упущения в торговой, заготовительной, производственной, строительной и других отраслях хозяйственной деятельности.

Основным видом деятельности Рогачёвского коопторга является розничная торговля. По этому данный раздел акта именуется «Ревизия товарных операций».

Раздел IV . Ревизия расчетных операций.

Раздел V . Ревизия фондов оплаты, расчетов с рабочими и служащими, использования трудовых ресурсов.

Раздел VI . Ревизия издержек обращения, затрат на производство, и результатов финансовой деятельности.

Раздел VII . Ревизия специальных фондов и долгосрочных кредитов.

Раздел VIII . Ревизия использования и сохранности основных фондов и малоценного инвентаря.

Раздел IX . Проверка состояния бухгалтерского учета, отчетности и внутрихозяйственного контроля.

Раздел X . Проверка выполнения мероприятий по обеспечению сохранности кооперативной собственности.

В данной статье мы рассмотрим: организация проведения ревизии. Разберемся чем отличается ревизия от инвентаризации. Поговорим о понятиях и видах ревизии.

Для чего проводится ревизия, как ее организовать, какие документы следует оформить – сегодня мы ответим на эти и многие другие вопросы, касающиеся ревизии хозяйственной деятельности коммерческой компании.

Ревизия: понятие и виды

Под понятием ревизии подразумевают проверку финансово-экономических и хозяйственных показателей деятельности предприятия. В зависимости от цели проведения проверки ревизия может быть:

  • комплексной. В таком случае проверке подлежат все показатели деятельности организации (доходы, расходы, остатки ТМЦ и ОС, наличность в кассе и т.п.);
  • тематической. Такие проверки проводятся в направлении какой-либо деятельности (например, ревизия наличности в кассе, проверка наличия ТМЦ на складе и т.п.). Тематические ревизии проводятся, как правило, в случае необходимости проверки достоверности фактов хищения, укрытия доходов, фальсификации расходов и т.п.;
  • плановой. Компания вправе проводить регулярные ревизии (как комплексные, так и тематические). Регламент проведения проверок, их периодичность и порядок документирования должен быть закреплен в учетной политике компании;
  • внеплановой. Как правило, внеплановые ревизий проводятся с целью проверки одного из направлений деятельности. В данном случае ревизор не обязан уведомлять проверяемого о ревизии заранее.

Отличие ревизии от инвентаризации

Начинающие бухгалтера часто путают понятия ревизии и инвентаризации. Читайте также статью: → “ ” Для прояснения ситуации разберемся в этих двух понятиях.

Ревизия Инвентаризация
Понятие Проверка, осуществляемая с целью получения достоверной информации о показателях деятельности компании Проверка наличия имущества компании и его состояния, а также активов и обязательств фирмы на определенную дату.
Периодичность осуществления По необходимости. Дата и период проведения ревизии утверждается приказом. Ежегодно на определенную дату, зафиксированную в учетной политике (например, на 01 ноября каждого года), а также в случаях, предусмотренных законодательством (смена МОЛа, главного бухгалтера, руководителя и т.п.).
Оформления результатов По факту проведения проверки оформляется акт с результатами, в качестве дополнения – рекомендации по устранению существующих проблем, улучшению основных показателей и т.п. По завершению инвентаризации оформляется ведомость с полным перечнем проверяемого имущества, активов, суммами остатков на счетах и т.п. Ведомость утверждается актом инвентаризации.

Как видим, основным отличием между инвентаризацией и ревизией является цель проведения мероприятий. Инвентаризация проводится для контроля наличия и состояния ОС, НМА, прочих активов и обязательств на определенную дату, в то время как цель ревизии – проверка основных показателей компании, а также достоверности фактов хищений и злоупотреблений для дальнейшего их устранения. Кроме того, организации обязаны проводить инвентаризацию не реже 1 раза в год. Периодичность проведения ревизий коммерческими фирмами, их частота не закреплена в положениях законодательных актов, поэтому субъекты хозяйствования вправе проводить контрольные проверки по необходимости или не проводить вообще.

Организация проведения ревизии: пошаговая инструкция и документы

Законодательством не закреплены нормы, согласно которых необходимо проводить ревизии на коммерческих предприятиях. Регламент ревизионной проверки каждая компания разрабатывает самостоятельно, после чего утверждает его в учетной политике, либо издает его отдельным документом в виде Порядка, Положения, Инструкции и т.п. При оформлении Порядка проведения ревизии коммерческие компании, как правило, берут за основы инструкции, применяемые государственными учреждениями, модифицируя документ в соответствие с собственными требованиями и возможностями.

Внутренний документ, регламентирующий порядок проведения ревизии, должен содержать положения, касающиеся:

  • целей и задач проводимых проверок (обеспечение сохранности наличности, контроль состояния учета и достоверности отчетности и т.п.);
  • подготовительных этапов ревизии (составление плана, утверждение ревизионной группы, сбор и анализ данных, касающихся проверяемых показателей);
  • методов, используемых при проведении проверки (документальные, встречные и прочие проверки, их оформление);
  • обязанности и права членов ревизионной группы;
  • подведение итогов ревизии, утверждение ее результатов (формы, используемые для описания результатов проверки, порядок составление ревизионного акта, оформление предложений по устранению нарушений и т.п.).

Если речь идет о Порядке проведения ревизии на коммерческом предприятии, то в данном случае ответственность за составление документа целесообразно возложить на главного бухгалтера, с последующим утверждением Порядка руководителем.

Этап 1. Подготовка к проведению проверки

Проверка деятельности предприятия начинается с ответа на вопрос: «Как подготовить ревизию?». Любая ревизия начинается с издания приказа о ее проведении. В тексте приказа следует указать:

  • график проведения проверки. В данном пункте необходимо указать дату начала проведения ревизии, день ее окончания, а также подробный график ревизионных мероприятий;
  • состав ревизионной комиссии. Если на предприятии имеется специальное подразделение, занимающиеся проверкой деятельности компании (внутренний аудит, мониторинговый отдел и т.п.), то членами ревизионной группы могут быть сотрудники данного подразделения (см. → ). В случае, если на фирме нет специального «проверяющего» отдела, то в ревизионную комиссию могут входить сотрудники других подразделений. Важно соблюдать следующее условия: не могут проводить ревизии сотрудники, которые работают в проверяемом отделе или подразделениях, взаимозависимых с тем, в котором проводится ревизия. Например, сотрудники бухгалтерии не могут проводить ревизию ведения учета и контролировать достоверность отчетности, сотрудники склада не вправе проводить ревизию наличия и состоянию материальных ценностей на кладе, и т.п.;
  • порядок утверждения результатов проверки. В приказе следует указать документы, обязательные для оформления результатов ревизии. Основным документом в данном случае выступает акт результатов ревизии. В приказе также можно предусмотреть дополнительные документы, такие как отчеты с показателями деятельности, в которых обнаружены отклонения или нарушения, а также приложение, в котором ревизор рекомендует действия в целях устранения обнаруженных нарушений.

После издания приказа о проведении ревизии, проверяющие могут приступать к подготовительной работе, которая может содержать следующие действия:

  1. Запрос документов для анализа. В зависимости от задач проверки данными документами могут быть отчетность (бухгалтерская или налоговая), результаты предыдущей инвентаризации, ведомости начисления амортизации, отчеты о независимой оценке ОС и НМА, ведомость переоценки, данные об обязательствах компании и т.п.;
  2. Анализ документов. Получив необходимые бумаги, ревизоры консолидируют информацию и проводят предварительный анализ деятельности проверяемого подразделения или направления, в котором проводится проверка;
  3. Составления плана ревизии . После предварительного анализа документов ревизоры принимают решения о конкретных действиях, которые будут проводиться во время проверки. Данные действия включаются в программу ревизии, которая утверждается руководителем проверяющей группы.

Этап 2. Ревизионные процедуры

После утверждения плана действий проверяющие переходят непосредственно к ревизионным процедурам. Проверка и порядок ее проведения зависит от того, что именно подлежит ревизии. Если речь идет о контроле состояния имущества на складе, то в ходе ревизии проверяющие запрашивают отчетные документы (ведомости инвентаризации, приходные накладные и т.п.). После анализа документов наступает черед непосредственной проверки имущества: член ревизионной группы в присутствии завкладом проверяет наличие имущества, его состояние. Если проверке подлежит большое количество ТМЦ, то ревизор проводит проверку выборочно. Данные о состоянии имущества и его наличии фиксируются в ревизионном акте.

При ревизии наличности в кассе проверяющий предварительно анализирует документы о движении средств и остатках за предыдущие периоды. В день проверки ревизор запрашивает у заведующего кассой:

  • ведомость о движении и остатках денежных средств;
  • кассовую книгу и первичные документы, на основании которых делались записи в книге;
  • приходные и расходные ордера.

В ходе проверки записи в книге сверяются с первичными документами и ордерами, наличность в кассе пересчитывается на соответствие сумме, указанной в ведомости об остатках. Ревизором в организации может выступать бухгалтер (см. → ).

Ревизия хозяйственной деятельности

Отдельно стоит поговорить о ревизии хозяйственной деятельности предприятия. Данное мероприятия может включать себя как комплексную проверку всех финансовых показателей фирмы, так и быть направленной на контроль одного из направлений деятельности компании, в частности::

  • контроль за поступлением и расходованием наличности в кассе, а также безналичных средств на банковских счетах;
  • анализ наличия ОС и ТМЦ, его состояния;
  • ревизия сделок, заключенных с контрагентами.

Пример №1 . В приказе на проведение ревизии хоздеятельности АО «Спартак» указаны следующие мероприятия по сплошной ревизия сделок «Спартака» за прошедший год.

На подготовительном этапе ревизоры проанализировали финансовую отчетность «Спартака» за последние 2 года (отчет о финрезультатах, баланс). На основании проведенного анализа была составлена программа ревизии, в ходе которой проверяющие:

  • запросили копии договоров, заключенных «Спартаком» с контрагентами в течение года, предшествующего ревизии. В пакет запрашиваемых документов также входили копии первичных документов в рамках соглашений (акты, накладные, счета);
  • провели анализ корректности оформления документов (наличие всех необходимых реквизитов, подписей и т.п.);
  • сверили данные, отраженные в учете, с первичными документами;
  • провели контроль лимитов договоров. Сумма оборотов, проведенных в рамках каждого из договоров, была сверена с лимитом, указанном в соглашении;
  • проанализировали цену договоров на предмет соответствия рыночным показателям.

По результатам проведенной проверки не было выявлено каких-либо нарушений, о чем и было указано в акте ревизии.

Этап 3. Оформление результатов

Завершающий этап проведения ревизии – составление акта о ее результатах. В документ следует включить:

  1. Общую информацию о целях ревизии, данные об ответственных лицах проверяемого подразделения;
  2. Список документов, которые были предварительно обработаны ревизионной группой, также бумаги, которые были запрошены и проверены в ходе ревизии;
  3. Описание результатов проверки. В данном пункте необходимо указать выявленные нарушения и злоупотребления, а также ошибки, влияющие на проверяемые показатели и деятельность фирмы в целом. Если в ходе ревизии подлежало несколько направлений деятельности, то результат проверки следует оформлять отдельным пунктом по каждому из направлений (например, отдельно результаты ревизии наличности в кассе, отдельно – проверка сохранности ТМЦ на складе);
  4. Заключение. При отсутствии нарушений, ревизионная группа, в зависимости от направления проверки, подтверждает достоверность данных отчетности, корректность ведения учета, отсутствие злоупотреблений в части подписания контрактов, невыявление фактов растрат денежных средств и т.п. Если нарушения все же были выявлены и описаны в основной части ревизионного акта, то в заключении документа следует сделать выводы о результатах нарушений и злоупотреблений, их влиянии на финансовые показатели компании.

После подписания акта проверки членами ревизионной группы, его подают на ознакомление и подпись начальнику проверяемого подразделений, после чего передают главному бухгалтеру и руководителю компании.

Результат ревизии оформляется актом, который состоит из вводной и

описательной частей.

Вводная часть содержит следующую информацию:

— наименование темы ревизии;

— дату, место составления акта ревизии;

— кем и на каком основании проведена ревизия;

— проверяемый период и сроки проведения ревизии;

— полное наименование и реквизиты организации;

— ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации;

— сведения об учредителях;

— основные цели и виды деятельности организации;

— имеющиеся у организации лицензия на осуществление отдельных видов

деятельности;

— перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях;

— кто в проверяемый период имел право подписи, кто являлся главным бухгалтером;

— кем и когда проводилась предыдущая ревизия и что сделано в прошедший период по устранению выявленных недостатков и нарушений;

Описательная часть акта включает разделы в соответствии с вопросами,

указанными в программе ревизии. В акте необходимо соблюсти объективность, обоснованность, лаконичность, четкость, доступность и системность изложения.

Описание фактов нарушений обязательно информацию о нарушенных нормативно- правовых актах, кем, когда и степень ущерба. Недопустимо прилагать различного рода предположения и факты, не подтвержденные документами или результатами проверок, правовую или морально-этическую оценку действиям должностных или материально ответственных лиц.

В случаях, когда необходимо принять срочные меры по выявленным нарушениям составляется отдельный (промежуточный) акт и запрашиваются письменные объяснения. Он подписывается участником ревизионной группы и соответствующими должностными лицами. Факты промежуточного акта включаются в акт ревизии.

Материалы ревизии состоят из акта ревизии и надлежащим образом оформленных к нему приложений, на которые имеются ссылки (документы, копии, справки, объяснения и т.п.)

Результаты комплексной ревизии оформляются промежуточными и основными актами.

Промежуточный акт составляется для оформления результатов ревизии какого-либо участка деятельности ревизуемого предприятия. Эти акты подписываются членами ревизионной группы, которые участвовали в ревизии данного участка деятельности предприятия, и должностными лицами, отвечающими за этот участок работы. Основной акт для оформления всей ревизии и служит основанием для принятия решения должны включать лишь всесторонне проверенные и документально обоснованные факты. По каждому факту, отражение в акте должно быть четко изложено его содержание со ссылкой на нарушение, нельзя отражать факты, основанные на заявлении отдельных лиц и не подтвержденные документально. Акт должен быть представлен руководителю и главбуху на прочтение, ознакомление. Разногласия указываются в записке – приложении к акту.

Обобщенные данные промежуточных актов отражаются в основном акте ревизии. Промежуточные акты пронумеровываются и прилагаются к основному акту, в котором отражаются результаты проведенной комплексной ревизии. В основной акт ревизии включаются всесторонне проверенные и документально обоснованные факты.

Излагая материалы ревизии, нельзя квалифицировать действия должностных лиц ревизуемого предприятия (это задача следственного органа). Например, не допускаются применения таких терминов, как «безответственное отношение», «преступная деятельность» и т.д.

Массовые нарушения следует группировать в накопительных ведомостях, которые в качестве приложения входят в акт ревизии. Эти приложения подписываются ревизором, главным бухгалтером другими должностными лицами, ответственными за приведенные факты.

В основном акте ревизии не должно быть помарок, подчисток и неоговоренных исправлений.

Документальное оформление окончательных итогов ревизии

Инвентаризация является одним из методов проведения ревизии. Как оформляются итоги документальной и фактической ревизии.

Результаты ревизии оформляются актом, который состоит из вводной и описательной частей.

Вводная часть акта ревизии содержит следующую информацию: наименование темы ревизии; дату и место, составления акта ревизии; кем и на каком основании проведена ревизия (номер и дата удостоверения, указание на плановый характер ревизии или ссылка на задание); проверяемый период и сроки проведения ревизии; полное наименование и реквизиты организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации; сведения об учредителях; основные цели и виды деятельности организации; ■ имеющиеся у организации лицензии на осуществление отдельных видов деятельности; перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, включая депозитные, а также лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства; кто в проверяемый период имел право первой подписи в организации и кто являлся главным бухгалтером (бухгалтером); кем и когда проводилась предыдущая ревизия, что сделано в организации за прошедший период по устранению выявленных недостатков и нарушений.

Вводная часть акта ревизии может содержать и иную необходимую информацию, относящуюся к предмету ревизии.

Описательная часть акта ревизии включает разделы в соответствии с вопросами, указанными в программе ревизии.

В акте ревизии должны быть соблюдены объективность и обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность изложения.

Результаты ревизии излагаются в акте на основании проверенных данных и фактов, подтвержденных имеющимися в организации документами, результатами проведенных встречных проверок и процедур фактического контроля, других ревизионных действий, заключений специалистов и экспертов, объяснений должностных и материально ответственных лиц.

Описание фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии, должно содержать следующую обязательную информацию: какие законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены, кем, за какой период, когда и в чем выразились нарушения, размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений.

В акте ревизии не допускаются различные выводы, предположения и факты, не подтвержденные документами или результатами проверок, сведениями из материалов правоохранительных органов и ссылками на показания, данные следственным органам.

В акте ревизии не должна даваться правовая и морально-этическая оценка действий должностных и материально ответственных лиц Ревизуемой организации, квалифицироваться их поступки, намерения и цели.

Объем акта ревизии не ограничивается, но должна соблюдаться разумная краткость изложения при обязательном отражении ясных и полных ответов на все вопросы ревизии.

В тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты или необходимо принять срочные меры по их устранению или привлечению должностных и (или) материально ответственных лиц к ответственности, составляется отдельный (промежуточный) акт и у этих лиц запрашиваются необходимые письменные объяснения.

Промежуточный акт подписывается участником ревизионной группы, ответственным за проверку конкретного вопроса программы ревизии, и соответствующими должностными и материально ответственными лицами ревизуемой организации. Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в акт ревизии.

Материалы ревизии состоят из акта ревизии и надлежащим образом оформленных приложений к нему, на которые имеются ссылки в акте ревизии (документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально ответственных лиц и т.п.).

Обобщение результатов комплексной ревизии

Для обобщения результатов комплексной ревизии всей деятельности предприятия составляется акт, в котором отражаются выявленные ревизией недостатки в работе и нарушения.

Акт ревизии подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем и главным (старшим) бухгалтером ревизуемого предприятия, а в необходимых случаях руководителем и главным (старшим) бухгалтером, ранее работавшими в ревизуемом предприятии, к периоду работы которых относятся выявленные нарушения.

При наличии возражений или замечаний по акту ревизии руководитель и главный (старший) бухгалтер делают об этом оговорку перед своей подписью и не позднее трех дней со дня подписания акта представляют письменные объяснения. По акту представляются также объяснения других должностных лиц ревизуемого предприятия, непосредственно виновных в установленных ревизией нарушениях. Правильность фактов, изложенных в объяснениях, должна быть проверена ревизующим и подтверждена письменным заключением. Один экземпляр акта ревизии вручается руководителю ревизуемого предприятия.

В тех случаях, когда выявленные ревизией нарушения или злоупотребления могут быть скрыты или по выявленным фактам необходимо принять срочные меры к устранению нарушений или привлечению к ответственности лиц, виновных в злоупотреблениях, в ходе ревизии, не ожидая ее окончания, составляется отдельный промежуточный акт и истребуются от должностных или материально ответственных лиц необходимые объяснения.

Промежуточные акты составляются также для оформления результатов ревизии отдельных участков деятельности ревизуемого предприятия по результатам ревизии кассы, инвентаризации материальных ценностей и основных фондов, контрольного обмера и проверки качества выполненных строительно-монтажных работ и др.

Промежуточные акты прилагаются к основному акту ревизии и подписываются членами ревизионной группы, которые участвовали в ревизии данного участка деятель­ности ревизуемого предприятия и должностными лицами, отвечающими за этот участок работы, или материально ответственными лицами, отвечающими за сохранность денежных средств и материальных ценностей. Один экземпляр промежуточного акта вручается должностному (материально ответственному) лицу ревизуемого предприятия, подписавшему акт.

Факты, изложенные в промежуточных актах, включаются в основной (общий) акт ревизии. Результаты ревизии излагаются в акте на основе: проверенных данных и фактов, вытекающих из имеющихся в ревизуемом предприятии документов и материалов; результатов произведенных встречных проверок; проверок фактического совершения операций.

В изложении акта ревизии должна быть соблюдена объективность, ясность, точность описания выявленных фактов и данных, лаконичность.

По каждому факту, отраженному в акте, должно быть четко изложено его содержание, со ссылкой на соответствующие документы и материалы и с указанием нару­шений отдельных законов или других нормативных актов.

Выявленные факты однородных массовых нарушений (например, по результатам проверки авансовых отчетов подотчетных лиц и т.п.) группируются в ведомостях, при­лагаемых к акту ревизии, а в акте приводятся только итоговые данные и содержание этих нарушений со ссылкой на соответствующее приложение. В этих случаях в прилагаемом к акту ревизии перечне (ведомости) нарушений указываются: проверяемый период, дата и номер документа, наименование нарушенного законоположения (статья, пункт), содержание нарушения, фамилия, инициалы и должность виновного лица, сумма ущерба. Ведомость подписывается ревизующим и главным (старшим) бухгалтером ревизуемого предприятия.

Не допускается включение в акт ревизии различного рода выводов, предположений и не подтвержденных документами данных, не допускается также включение в акт сведений из следственных материалов и ссылок на показания должностных и материально ответственных лиц, данные ими следственным органам.

Акт ревизии не должен содержать квалификацию, оценку действий отдельных должностных и материально ответственных лиц, в частности, «расхитил денежные средства», «присвоил государственное имущество», «допускал антигосударственную практику» и т.п.

Материалы каждой ревизии принимаются от руководителя ревизионной группы руководителем контрольно-ревизионного аппарата организации, назначившей ревизию. О принятии ревизионных материалов делается отметка на последней странице акта ревизии: «Акт ревизии принят»; указывается дата и ставится подпись лица, принявшего акт ревизии.

Результаты ревизии предаются гласности, о них информируются общественные организации ревизуемого предприятия.

Руководитель ревизионной группы в ходе ревизии принимает меры к устранению выявленных недостатков и возмещению причиненного ущерба.

На основании материалов ревизии руководитель ревизионной группы не позднее недельного срока после подписания акта ревизии разрабатывает и представляет руководителю, назначившему ревизию, проект приказа или письма с конкретными предложениями, направленными на устранение выявленных нарушений государственной дисциплины, принятие мер к возмещению причиненного ущерба, предотвращение злоупотреблений, устранение причин неудовлетворительной работы ревизуемого предприятия и улучшение его финансово-хозяйственной деятельное и.

Руководитель организации, назначившей ревизию, обязан не позднее чем в 15-дневный срок по окончании ревизии рассмотреть результаты ревизии и принять по ним необходимые меры.

Руководитель контрольно-ревизионного аппарата организации, назначившей ревизию, должен обеспечить надлежащий контроль за исполнением принятых решений.

В случаях, когда имеется основание для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности, материалы ревизий передаются следственным органам и одновременно руководством ревизуемого предприятия или вышестоящей организации решается вопрос об отстранении от работы виновных должностных и материально ответственных лиц.