Особенности оказания медицинской помощи сельскому населению. Особенности организации медицинской помощи жителям сельской местности

Медицинская помощь сельскому населению оказывается на общих основаниях, но осуществление лечебных и профилактических мероприятий в оптимальном объёме и на достаточном уровне усложняется рядом обстоятельств, которые нужно учитывать при её организации, а именно: социально-экономические, медико-демографические,медико-социальные, природные условия, этапность, развитие инфраструктуры, значительная часть доврачебной помощи, создание передвижных форм лечебно-профилактической помощи.

Организация медицинской помощи сельскому населению основана на принципах этапности. Существует четыре этапа оказания помощи:

I этап – сельский врачебный участок обеспечивает первичную медико-санитарную помощь.

II этап – районные медицинские учереждения оказывают в основном вторичную (специализированную) помощь.

III этап – областные больницы и диспансеры обеспечивают узкоспециализированную помощь.

IV этап – межобластные и государственные специализированные центры.

На каждом этапе деятельность всех медицинских учереждений взаимосвязана.

I.Сельский врачебный участок – организуется для оказания медицинской помощи жителям населённых пунктов, отдалённых от районного центра. В его состав входят участковая больница или амбулатория и фельдшерско-акушерские пункты.

Задачи сельского врачебного участка:

  • оказание лечебно-профилактической помощи населению;
  • проведение противоэпидемических мероприятий;
  • проведение мероприятий по охране здоровья матери и ребёнка;
  • осуществление поточного санитарного надзора за територией, объектами хозяйственной деятельности, образовательными и воспитательными учереждениями;
  • изучение состояния здоровья населения;
  • проведение мероприятий по гигиеническому воспитанию населения.

Сельский врачебный участок создаётся для оказания первичной медико-санитарной помощи по участковому принципу для жителей населённых пунктов, отдалённых от райцентра. Средняя численность населения на участке 3800 жителей и со средним радиусом обслуживания – 7.2 км. При организации участка учитывается численность населения, растояние между населёнными пунктами, особенности расселения, площадь территории района.

Сельская участковая больница размещается в так называемом пунктовом селе со значительной численостью населения и имеет в среднем мощность на 15.7 коек.

В структуру СУБ входят: амбулатория, клиническая лаборатория, стационар, рентген-кабинет, физио-терапевтический кабинет.

Функциями СУБ являются: своевременное выявление заболеваний, оказание амбулаторной и стационарной помощи, проведение профилактических мероприятий, диспансерное наблюдение и экспертиза нетрудоспособности.

Стационарная помощь, которая надаётся в участковой больнице преимущественно терапевтического профиля, хотя иногда оказывается неотложная хирургическая помощь, госпитализируются дети, инфекционные больные.

В состав участковой больницы входит сельская врачебная амбулатория. Она также может существовать самостоятельно. Штатным расписанием определено наличие четырёх специалистов, которые оказывают амбулаторную помощь: терапевта (семейного врача), педиатра, акушера-гинеколога (в населённых пунктах с населением свыше 1000 чел.) и стоматолога.

Сельская амбулатория осуществляет своевременное выявление и лечение заболеваний в амбулатории и на дому: своевременная госпитализация, направление на консультации к специалистам; проводит отбор лиц диспансерного наблюдения; проводит экспертизу временной нетрудоспособности, направляет на МСЭК; ведёт динамическое наблюдение за состоянием здоровья беременных и детей, проводит оздоровительные и противоэпидемические мероприятия.

Значительное число сёл с небольшой численостью и их значительная удалённость от учереждений здравоохранения способствуют развитию передвижных форм оказания медицинской помощи (передвижные врачебные амбулатории, стоматологические кабинеты, диагностические комплексы флюорографии).

Совместно с сельской амбулаторией, амбулаторно-поликлиническая помощь населению на доврачебном этапе оказывает фельдшерско-акушерский пункт (ФАП).

Основными задачами ФАПа являются: оказание лечебно-профилактической помощи (доврачебная помощь, патронаж беременных и детей, участие в диспансеризации) и проведении санитарно-просветительных мероприятий (проведение профилактических прививок, выявление инфекционных больных, участие в поточном санитарном надзоре).

Ко II-му этапу оказания медицинской помощи сельскому населению относятся такие учереждения: центральная районная больница (ЦРБ), районная больница, районная СЭС, центральная районная аптека.

Основным учереждением для оказания вторичной специализированной помощи является ЦРБ. Основными функциями которой являются оказание амбулаторной и стационарной специализированной лечебно-профилактической помощи, а также скорой и неотложной помощи, консультации больных.

ЦРБ имеет в своём составе специализированные отделения: терапевтическое, хирургическое, инфекционное, неврологическое, детское, акушерское и гинекологическое. На базе ЦРБ могут также создаваться и другие специализированные отделения (кардиологическое, гастроэнтерологическое, травматологическое, отолярингологическое, офтальмологическое), которые работают как межрайонные. Они осуществляют консультативный приём больных из закреплённых районов и их госпитализацию, а также разрабатывают мероприятия для улучшения качества оказания специализированной помощи и повышения квалификации медицинского персонала.

Структура ЦРБ:

  • поликлиника;
  • стационар;
  • отделение скорой и неотложной помощи;
  • патолого-анатомическое отделение;
  • информационно-аналитическое отделение.

Третичная узкоспециализированная высококвалифицированная медицинская помощь сельским жителям оказывают учереждения III этапа, к которым относятся областные больницы, диспансеры, областные СЭС, станции переливания крови, бюро судебной экспертизы.

Задачами областной больницы являются: консультативная поликлиническая помощь, узкоспециализированная стационарная помощь, организационно-методическая работа (оценка состояния здоровья населения области, анализ деятельности всех ЛПУ области и отдельных служб, составление плана мероприятий по повышению качества оказания медицинской помощи, повышение квалификации медицинских работников).

Структура ЦРБ:

  • консультативная поликлиника;
  • стационар;
  • лечебно-вспомогательные и диагностические подразделения;
  • центр медицинской статистики;
  • отделения экстренной и планово-консультативной помощи;
  • административно-хозяйственная часть;
  • пансионат.

Высокоспециализированная медицинская помощь сельскому населению оказывается также межобластными медицинскими учереждениями и центрами, которые входят в состав научно-исследовательских институтов, ВУЗов, областных больниц или существующих самостоятельно (IV этап медицинского обеспечения сельского населения).

Лекарственные здравпункты организуют на предприятиях с числом рабочих 1000 и более, фельдшерские - до 1000 человек.

МСЧ создаются на крупных предприятиях с количеством работников 4000 и более, а на предприятиях химической, угольной, нефтеперерабатывающей и горнорудной промышленности - 2000 и более.

Особая роль в системе медицинского обслуживания работающего населения в РФ принадлежит здравпунктам на промышленных предприятиях.

Медицинское обслуживание работников осуществляется по цеховому принципу, который заключается в назначении одной должности цехового терапевта из расчета на 1500-2000 рабочих.

На здравпункты возлагаются следующие основные задачи:

· оказание медицинской помощи при заболеваниях и состояниях как представляющих непосредственную угрозу жизни работника, так и при отсутствии таковой;

· организация медицинской эвакуации;

· проведение мониторинга состояния здоровья и условий труда, в том числе экспресс-диагностика здоровья работников предприятия при выходе на работу, во время работы и после ее окончания;

· участие в предварительных и периодических медицинских осмотрах работников; проведение мероприятий по предупреждению профессиональных, инфекционных и неинфекционных заболеваний и травматизма;

· непосредственное участие в организации оказания первой медицинской помощи и эвакуации при возникновении различных ЧС и ликвидации медицинских последствий аварийных ситуаций на предприятии.

Большую роль в деятельности цеховых терапевтов играет профилактических работа. Она может быть эффективной только при условии должного изучения особенностей данного производства и условий труда работников, а также знание конкретной профессиональной патологии. На основе изучения технологических и санитарно-гигиенических особенностей производства, врачи МСЧ разрабатывают соответствующие мероприятия по снижению заболеваемости и производственного травматизма.

В Российской Федерации в сельской местности проживает немногим менее 30\% населения страны.

Медицинская помощь сельскому населению строится на основных принципах организации здравоохранения. Однако факторы, определяющие различия между городом и деревней, влияют на организационные формы и методы работы сельских медицинский учреждений: характер расселения жителей, радиус обслуживания, сезонность работ, воздействие погодных условий при полевых работах, специфические условия трудового процесса, неустроенность хозяйственно-бытовой деятельности и бытовых условий, регионально-национальные особенности и обычаи, образовательный и культурный уровень и др.

Основными особенностями организации медицинской помощи сельскому населению России были и являются в настоящее время:

Этапность;

Наличие специальных лечебно-профилактических учреждений в структуре сельского здравоохранения;

Специальные организационные формы и методы работы медицинского персонала и ЛПУ в целом.

Условно выделяют 3 этапа оказания врачебной помощи сельским жителям. Основными организационными формами медицинской помощи являются стационарная и разъездная.

Первый этап - сельский врачебный участок, охватывающий территорию с радиусом 5-10-15 км (в разных областях России) и включающий следующие ЛПУ: сельскую участковую больницу, врачебную амбулаторию, фельдшерские и фельдшерско-акушерские медпункты, здравпункты, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях ясли-сады и др. На этом этапе сельские жители получают квалифицированную медицинскую помощь (терапевтически, хирургическую, акушерскую и гинекологическую, стоматологическую, в ряде случаев - педиатрическую). Эти условия наиболее соответствуют соблюдению принципов общеврачебной практики и семейного медико-социального обслуживания.

ФАП организуется в населенных пунктах с числом жителей от 700 и более, при расстоянии до ближайшего медицинского учреждения не менее 5 км, а при удаленности более 7 км от ближайшего медицинского учреждения ФАП может быть организован в населенных пунктах с числом жителей 300-500 человек.

Основными задачами ФАП являются: оказание доврачебной помощи и проведение санитарно-оздоровительных и противоэпидемических мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, снижение заболеваемости и травматизма, повышение санитарно-гигиенической культуры населения. Фельдшер ФАП оказывает первую медицинскую помощь при острых заболеваниях и травмах, проводит прививочную работу, физиотерапевтические мероприятия, и в полном объеме выполняет назначение врача, организует патронаж детей и беременных женщин, под руководством врача проводит профилактические, противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия.

Следующим вторым этапом обеспечения сельского населения медицинской помощью является районное звено во главе с центральной районной больницей (ЦРБ), ЦРБ имеются во всех районных административных территориях. В каждом районном центре функционирует центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ГСЭИ). В структуре здравоохранения районов такие могут быть межрайонные специализированные центры, номерные больницы, диспансеры, центры здоровья, здравпункты, районные и городские больницы и др.

Третий этап (уровень) медицинской помощи сельскому населению областные учреждения здравоохранения, расположенные в областном центре (областная больница с консультативной поликлиникой, диспансеры, стоматологическая поликлиника, областной центр государственного санэпиднадзора и др.). На этом этапе оказывается высококвалифицированная медицинская помощь практически по всем специальностям.

Особенности оказания первичной медицинской помощи женщинам.

Приказ № 50 (скорей всего!) кому попадется пиши Оле, материал по ходу экзамена скинет

Организация первичной медицинской помощи по принципу общей практики (семейной медицины).

Семейная медицина - это наблюдение и лечение пациента на протяжении всей его жизни.

Основные преимущества системы семейной медицины:

Целостный подход к здоровью наблюдаемых семей;

Доступность и удобство лечения;

Возможность ранней диагностики тяжелых и угрожающих жизни заболеваний;

Посещение пациента на дому;

Проведение профилактики;

Оказание психологической помощи пациенту и его семье.

Семейная медицина - это наиболее эффективное медицинское консультирование, так как врач

Длительно наблюдает пациента и его окружение;

Лечит пациента индивидуально в удобной и привычной для него обстановке (дома или в своем кабинете);

Знает всю семью пациента, легко налаживает отношения;

При необходимости назначает пациента к узкому специалисту.

Врач общей практики первым видит пациента, оценивает его состояние, ставит предварительный диагноз. Эта специальность - врач общей практики - сочетает в себе биологические, клинические дисциплины и психологию, что позволяет обеспечивать непрерывную и всестороннюю помощь человеку и его семье.

Врач общей практики лечит людей всех возрастов, он не ограничен узкими рамками одной дисциплины, тем самым он обеспечивает комплексный и индивидуальный подход к пациенту. К семейному доктору можно обратиться с вопросами не только медицинского характера.

Основа деятельности отделения врача общей практики - работа с семьями. Главными целями работы семейной медицинской сестры являются сохранение здоровья и профилактика заболеваний у своих подопечных. Семейная медицинская сестра должна учитывать факторы, отрицательно воздействующие на здоровье подопечных: курение, злоупотребление алкоголем, наркомания, а также профессиональные вредности. Семейная медицинская сестра должна быть компетентна в вопросах гуманитарных наук - быть хорошим педагогом и психологом. Проводить манипуляции (массаж, физиотерапевтических мероприятия и тд).

Медицинская и лекарственная помощь сельскому населению основана на тех же принципах, что и городскому населению, но особенности жизни сельского населения (характер расселения, низкая плотность населения, специфические условия трудового процесса, хозяйственно-бытовой деятельности и быта, плохое качество или отсутствие дорог) требуют создания особой системы организации помощи. Организация медицинской и лекарственной помощи на селе, ее объем, и качество зависят от отдаленности медицинских и аптечных организаций от места жительства пациентов, укомплектованности квалифицированными кадрами и оборудованием, возможности получения специализированной медицинской помощи. Оказание медицинской и лекарственной помощи сельскому населению происходит в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ).

Первичную медико-санитарную помощь населению Ставропольского края оказывают 28 самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений, 146 врачебных амбулаторий, 72 участковые больницы, 2 районные больницы, 25 центральных районных больниц (ЦРБ), 15 городских больниц. В крае функционируют около 300 фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП), имеющих право обеспечивать необходимыми лекарственными препаратами (ЛП) население в сельской местности .

Районные лечебно-профилактические учреждения обеспечивают квалифицированную и специализированную помощь с консультативными приемами врачей-специалистов по 10–12 специальностям. В поликлинику центральной районной больницы (ЦРБ) обращаются сельские жители по направлению из медицинских учреждений сельских врачебных участков для функционального обследования, консультации и лечения у врачей-специалистов. Районные лечебно-профилактические учреждения труднодоступны для пожилого населения, проживающего в отдаленных сельских населенных пунктам, что затрудняет консультации и лечения у врачей-специалистов.

Сельский врачебный участок (СВУ) - объединяет сельскую участковую больницу, врачебную амбулаторию, фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), фельдшерские пункты, домовые хозяйства. СВУ представляет собой комплекс медицинских учреждений, обеспечивающих население определенной территории квалифицированной медицинской помощью, оказываемой по единому плану под руководством главного врача участковой больницы. Квалифицированная медицинская помощь - врачебная медицинская помощь, оказываемая гражданам при заболеваниях, не требующих специализированных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий. Количество СВУ в районе определяется численностью населения и расстоянием до районной больницы. Средняя численность населения на одном сельском врачебном участке колеблется от 7 до 9 тыс. жителей при оптимальном радиусе участка 7- 10 км. Территория сельского врачебного участка включает, как правило, 3-4 населенных пунктов. Структура учреждений, входящих в состав сельского врачебного участка определяется в зависимости от расположения и величины населенных пунктов, радиуса обслуживания, экономического состояния района, состояния дорог.

Сельская участковая больница (СУБ) осуществляет амбулаторный врачебный прием по основным специальностям (терапия, хирургия, стоматология, акушерство, гинекология и др.). К амбулаторному приему в отдельных случаях (отсутствие врача, его болезнь, отпуск, большое количество обращений) привлекаются и фельдшеры. Врач или фельдшер обязан обеспечить систематическое (активное) посещение больного на дому. В последние годы увеличивается потребность в медицинской помощи на дому в связи с увеличением доли лиц пожилого и старческого возраста в структуре сельского населения, при этом особую роль играет организация ухода за больными. Участковые больницы являются ведущим медицинским учреждением на сельском врачебном участке. В структуре сельских участковых больниц предусмотрен стационар и амбулатория. Мощность сельской участковой больницы определяется числом коек в стационаре. СУБ первой категории рассчитаны на 75 – 100 коек, второй – на 50 – 75 коек, третьей на 35 – 50 коек, четвертой на 25 – 35 коек. В настоящее время основу оказания медицинской помощи сельскому населению составляют сельские участковые больницы преимущественно 3 и 4 категории. В зависимости от мощности участковые больницы имеют определённое число отделений. В больнице 1 категории шесть отделений: терапевтическое, хирургическое, акушерско- гинекологическое, педиатрическое, инфекционное, противотуберкулёзное. В каждой последующей категории – на 1 отделение меньше. В больнице 2 категории нет противотуберкулёзного отделения, в 3 категории нет противотуберкулёзного и педиатрического, в 4 категории есть терапевтическое, хирургическое и акушерско- гинекологическое отделения. Врачебный штат в стационаре устанавливается исходя из норматива – одна врачебная должность на 20 - 25 коек, таким образом, в больнице четвертой категории на 3 отделения выделяется

1 врачебная должность. Врачебный штат для амбулаторно-поликлинической помощи определяют исходя из рекомендованного числа должностей на 1000 сельских жителей (взрослого и детского населения).

В отдаленной сельской местности ФАП представляет собой учреждение здравоохранения в большей степени профилактической направленности. На него могут возлагаться функции аптечного пункта по реализации населению лекарственных препаратов и других аптечных товаров.

Фельдшерско-акушерский пункт - лечебно-профилактическое учреждение, входящее в состав сельского врачебного участка и осуществляющее под руководством участковой больницы (амбулатории) комплекс лечебно- профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий на определенной территории. Является первичным (доврачебным) звеном здравоохранения в сельской местности. Как правило, ФАП располагается в наиболее удаленных от участковой больницы населенных пунктах, что приближает медицинскую помощь к сельскому населению. Обслуживает часть территории сельского врачебного участка, подчиняясь по медицинским вопросам участковой больнице или амбулатории (когда в районе нет данных учреждений - центральной районной больнице). В штате ФАП: заведующий - фельдшер (имеющий право на реализацию лекарственных препаратов); акушерка (патронажная медсестра) и санитарка. Персонал ФАП оказывает больным доврачебную помощь (в пределах компетенции и прав фельдшера и акушерки) на амбулаторном приеме и на дому, консультирует их у врача, выполняет врачебные предписания. Учреждения здравоохранения сельского поселения, входят в состав комплексного терапевтического участка. На этом этапе сельские жители получают доврачебную, а также основные виды врачебной медицинской помощи (терапевтическую, педиатрическую, хирургическую, акушерскую, гинекологическую, стоматологическую), но более проблематично с лекарственным обеспечением. Территориальная доступность лекарственной помощи в Ставропольском крае осуществляется 910 аптеками, 468 аптечными пунктами и 17 аптечными киосками. ФАПы, имеющие лицензию на лекарственное обеспечение не всегда доступны для сельских жителей удаленных населенных пунктов . Домовые хозяйства, расположенные в удаленных населенных пункта не имеют условий и полномочий для реализации лекарственного обеспечения. Первым медицинским учреждением, в которое обращается сельский житель, является ФАПы, которые целесообразно организовывать в населенных пунктах с числом жителей от 700 и более при расстоянии до ближайшего медицинского учреждения свыше 2 км, а если расстояние превышает 7 км, то и в населенных пунктах с числом жителей до 700 человек. Что затрудняет лекарственное обеспечение в малонаселенных пунктах, где не доступны ФАПы.

Основными проблемами здравоохранения в сельской местности является преобладание в его структуре маломощных ЛПУ, кадровый некомплект, что при недостаточном финансировании и крайне изношенной материально-технической базе сельского здравоохранения затрудняет обеспечение сельского населения медицинской помощью. Критическое состояние материально-технической базы сельских ЛПУ наглядно подтверждают следующие данные: износ медико-технической аппаратуры сельских ЛПУ составляет 58 %, износ транспорта – 62 %, около 90% ФАПов и 70 % врачебных амбулаторий не имеют центрального отопления, водопровода и канализации, в 25 % ФАПов нет телефонной связи, лишь 0,1 % ФАПов обеспечены транспортом. Более половины сельских ЛПУ нуждаются в капитальном ремонте.

В настоящие время идёт процесс укрупнения сельских участковых больниц, строятся, главным образом, больницы 1 и 2 категории. Больницы 3 и 4 категории превращаются во врачебные амбулатории либо в отделения ЦРБ. Больницы 1 и 2 категории лучше оснащены аппаратурой и врачами. Отрицательной стороной укрупнения является отдаление медицинской помощи от сельского населения.

Проводимая реструктуризация сельского здравоохранения осуществляется медленно и имеет не только свои преимущества, но и недостатки, в числе которых нарастающая отдаленность получения жителями села медицинской и лекарственной помощи, что снижает ее доступность.

Снижается доступность сельским жителям специализированной медицинской помощи. Малодоступны для сельских пациентов и высокотехнологичные (дорогостоящие) виды медицинской помощи. Существенной проблемой для жителей села является лекарственное обеспечение. Дефекты оказания первичной медицинской помощи, практически прекращение работы по профилактике заболеваний, диспансеризации населения приводят к росту случаев диагностики тяжелых заболеваний на поздних, запущенных стадиях, что способствует высокой инвалидизации и смертности среди сельских жителей.

Обеспеченность сельского населения врачами (средними медицинскими работниками) и работниками фармации по сравнению с городским населением меньше в 3,4 и 1,6 раза соответственно. В сельской местности наиболее перспективным представляется развитие общеврачебной практики. Закрепление квалифицированных врачебных кадров, среднего медицинского персонала сдерживается низким качеством жизни на селе, малой заработной платой, недостаточной социальной поддержкой.

Для приближения специализированной медицинской и лекарственной помощи сельским жителям необходимо организовать бригады выездной врачебно-амбулаторной и лекарственной помощи. Выездная бригада должна работать по плану и графику, утверждаемому в установленном порядке главным врачом центральной районной больницы и заведующим аптечной организацией. В состав бригады ввести терапевта, педиатра, стоматолога, акушер-гинеколога, детскую медицинскую сестру, лаборантов и фармацевтов. При необходимости в состав выездных бригад могут быть включены и врачи-специалисты – невропатологи, офтальмологи, отоларингологи, аллергологи, фтизиатры, онкологи, ревматологи в соответствии с территориально распространенными заболеваниями. Выездные бригады необходимо обеспечить транспортными средствами, оснащенными портативной аппаратурой и оборудованием для обследования и лечения больных. Выездная бригада играет значительную роль в диспансеризации сельского населения.

В населенных пунктах Ставропольского края с числом жителей менее 100 человек, не имеющих ФАПов, организованы 19 домовых хозяйств оснащенных перевязочными, иммобилизационными материалами и телефонной связью, на которые возложены функции по оказанию первой помощи . Но, остается открытым вопрос, требующий доработки лекарственного обеспечения. Проблему лекарственного обеспечения в отдаленных сельских поселениях может решить развозная форма реализации лекарственными препаратами, которая в основном должна быть предназначена для доставки лекарственных препаратов в отдаленные места, где открытие постоянно функционирующей аптечной организации нецелесообразно. Для снабжения лекарственными препаратами (ЛП) жителей районов, отдаленных от аптечных организаций и ФАПов на значительные расстояния, необходимо организовать передвижные аптечные киоски. В киоске могут предполагаться два помещения: для хранения и реализации лекарственных препаратов и для персонала. Помещение для хранения лекарственных препаратов отделить витриной. В киоске создать оптимальные условия для правильного хранения лекарственных препаратов благодаря специальной системе поддержания постоянной температуры воздуха внутри кузова независимо от колебания внешней температуры. Также создать условия для пребывания персонала в передвижном киоске в течение продолжительного времени - в помещении установить спальное место и тумбу для спального белья и личных вещей, которую можно использовать как стол и умывальник.

Для каждого выезда подбирать соответствующий ассортимент ЛП. Практиковать выездные бригады врачей и специалистов аптечных организаций, предоставляющих одновременно врачебную и медикаментозную помощь сельскому населению. Ассортимент и количество лекарственных препаратов для передвижного аптечного пункта согласовывать с врачами, входящими в состав выездной бригады. С данным подходом к лекарственному обеспечению населения отдаленных районов возможна экономия на арендной плате и других затратах, связанных с организацией торговли. Оборудованные под аптеки автомобили по оснащению в 4-6 раз дешевле, чем создание и оборудование одной аптечной организации. Именно поэтому актуальным является доставка лекарственных препаратов в отдаленные сельские населенные пункты в достаточном количестве и гарантированного качества. В ассортимент ЛП возможно включить около 1200 наименований, отпускаемых как без рецепта врача, так и по рецепту врача реализуемых в рамках программы ОНЛС, а также медицинские и гигиеничные товары. Ассортимент ЛП необходимо формировать с учетом обеспечения необходимыми лекарственными препаратами льготным категориям населения, также с учетом эпидемической ситуации в сельских населенных пунктах, имеющихся хронических заболеваний у жителей конкретного села, прогнозирования сезонных болезней, возрастной категории больных и т.д. Обеспечение процесса возможно с помощью районных регуляторных органов системы здравоохранения. Кроме того, сотрудничество между врачами и фармацевтами, работающими в сельской местности, должно проходить на принципиально новом, более тесном коллегиальном уровне. Одновременно, возможно решение кадровой проблемы и возможность молодым специалистам осуществлять фармацевтическое обеспечение сельского населения, проживая при этом в городской местности. Режим работы выездного пункта может составлять 8 часов (с 9 до 17 ч.). Провизор, может выбирать маршрут, учитывая нужды сельских жителей в фармацевтических услугах и установить время прибытия и период пребывания в конкретном сельском населенном пункте. Кольцевой маршрут (движение из одного населенного пункта в другой, с возвратом в исходный пункт после окончания рабочего дня) даст возможность рационально использовать рабочее время и горючее с оптимальным обеспечением обслуженной территории. Для того чтобы организовать развозную реализацию ЛП и товаров аптечного ассортимента, необходимо разработать методические рекомендации. Несомненно, это возможность улучшить доступность лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для населения, проживающего в сельской и труднодоступной местности, а также прекратить поступление лекарственных препаратов в отдаленные регионы из неспециализированных источников.

Список литературы

1. URL: http://[email protected] (дата обращения 23.02.2016).

2. Вощанова Ю. А. Анализ доступности льготной лекарственной помощи в разрезе муниципальных образований Ставропольского края./785-788с./ Научный журнал «Фундаментальные исследования №12 часть 4»./ Москва, 2011.


ЧТО БЕСПОКОИТ ГРАЖДАН? Демография Эффективность использования ресурсов Общественное мнение Повышение конкурентоспособности региона (округа) Зарплата Повышение квалификации Карьерный рост Условия работы Высокие стандарты жизни Качество медицинских услуг Платность Очереди Незащищенность Приоритеты ЧТО БЕСПОКОИТ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВОХРАНЕНИЯ? ЧТО БЕСПОКОИТ РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ?


Медицинская помощь сельскому населению предоставляется на общих принципах, однако осуществление лечебных и профилактических мероприятий в оптимальном объеме и на достаточном уровне осложняется рядом обстоятельств, которые нужно учитывать при ее организации: социально-экономические условия; медико-демографические особенности; состояние заболеваемости и инвалидности; естественные условия; развитие инфраструктуры в целом и сети медицинских учреждений


РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В УКРАИНЕ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СМЕРТНОСТЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ОТ ВНЕШНИХ ПРИЧИН СМЕРТИ НА 43,6% ВЫШЕ, ЧЕМ У ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СМЕРТНОСТЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ НА 19,3% ВЫШЕ, ЧЕМ У ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РОЖДАЕМОСТЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ НА 16,7% ВЫШЕ, ЧЕМ У ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СМЕРТНОСТЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ОТ НОВООБРАЗОВАНИЙ НА 11,9% НИЖЕ, ЧЕМ У ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ МЛАДЕНЧЕСКАЯ СМЕРТНОСТЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ НА 31,9% ВЫШЕ, ЧЕМ У ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СМЕРТНОСТЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ОТ БОЛЕЗНЕЙ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ НА 18,8% ВЫШЕ, ЧЕМ У ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СМЕРТНОСТЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ОТ БОЛЕЗНЕЙ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ НА 4,5% НИЖЕ, ЧЕМ У ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СМЕРТНОСТЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ОТ БОЛЕЗНЕЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ НА 56,1% ВЫШЕ, ЧЕМ У ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ


Этапы оказания медицинской помощи сельскому населению: ІІ Этап (районные медицинские учреждения – ЦРБ, РБ, НРБ) І Этап (СВУ, АОПСМ, ФАП) ІІІ Этап (областные медицинские учреждения- областная больница, специализированные диспансер) ІV Этап (государственные специализированные центры, клиники НИИ)



Постепенно в меру перестройки сети и роста обеспеченности медицинским персоналом в ее формирование вступил принцип этапности: І этап - сельский врачебный участок обеспечивает первичную медико-санитарную помощь. ІІ этап - районные медицинские учреждения оказывают в основном вторичную (специализированную) помощь (первичная помощь на этом этапе оказывается лишь жителям районного центра и прилегающих к нему сел - приписного участка). ІІІ этап - областные больницы и диспансеры обеспечивают узко-специализированную помощь. В современных условиях сформировался еще и IV этап, который представлен межобластными и государственными специализированными центрами. Кроме того, в предоставлении медицинской помощи сельскому населению значительное участие принимают и городские ЛПУ.







Основные задания участковой больницы: обеспечение населения участка амбулаторной и стационарной врачебной помощью; осуществление лечебно-профилактических и обще оздоровительных мероприятий по здравоохранению матери и ребенка; организация и проведение мероприятий по профилактике и снижению заболеваемости и травматизма; внедрение современных методов профилактики, диагностики и лечения; организационно-методическое руководство и контроль деятельности учреждений здравоохранения врачебного участка.




Сельская амбулатория осуществляет: раннее выявление заболеваний и факторов риска; своевременное лечение больных в амбулатории и дома; отбор лиц, которые нуждаются в диспансерном наблюдении, своевременное их обследование, лечение и оздоровление; организацию скорой и неотложной помощи; направление на консультации и подготовку к осмотру врачами- специалистами районных учреждений при их плановом выезде на сельский врачебный участок; своевременную госпитализацию больных; экспертизу временной нетрудоспособности; направление на медико-социальную экспертную комиссию (МСЭК) больных с признаками стойкой нетрудоспособности; динамическое наблюдение состояния здоровья женщин и детей; составление графиков и проведение консультативных приемов больных на территории деятельности ФАПов; проведение оздоровительных и противоэпидемических мероприятий.




Обязанности заведующего ФАП проведение амбулаторного приема и обслуживание вызовов; выполнение назначения врачей, проведение определенных физиотерапевтических процедур и лабораторных исследований; участие в организации профилактических медицинских осмотров, в отборе лиц для диспансерного наблюдения; организация перевозки больных в соответствующие лечебные учреждения, сопровождение при этом больных детей в возрасте до одного года; раннее выявление инфекционных больных; обеспечение изоляции, а при необходимости госпитализации этих больных; осуществление патронажа больных туберкулезом, психическими расстройствами; участие в их амбулаторном лечении;


Проведение прививок; проведение противоэпидемических мероприятий в ячейках инфекционных заболеваний; проведение текущего санитарного надзора за надлежащими объектами и территорией населенного пункта; проведение мероприятий профилактики сельскохозяйственного травматизма; осуществление медико-гигиенической учебы населения; составление планов работы ФАПа; заполнение учетных документов и составление отчета фельдшерско-акушерского пункта (ф. 024); выдача листков нетрудоспособности (согласно с соответствующим приказом областного отдела (управления) здравоохранения).



Обязанности акушерки ФАПа: ежегодная перепись детей в возрасте до 15 лет; проведение амбулаторного приема детей, беременных, гинекологических больных и предоставления медицинской помощи дома; организация при заболеваниях детей (особенно раннего возраста) консультации участкового врача (педиатра), своевременная госпитализация в соответствующую больницу; проведение профилактических осмотров всех женщин; патронаж беременных и детей;


Направление при необходимости женщин к акушеру-гинекологу; выполнение назначений врачей детям, беременным и гинекологическим больным; проведение определенных физиотерапевтических процедур и лабораторных исследований; предоставление неотложной помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях; проведение прививок; медико-гигиеническая учеба женщин и детей.


Населенный пункт менее 100 жителей Населенный пункт менее 100 жителей Совершенствование медицинской помощи сельскому населению, включая оказание первой помощи Отделения ОВП Центральная районная больница Межмуниципальные центры Межтерриториальные поликлиники (от 100 до 200 тысяч жителей) Межмуниципальные центры Межтерриториальные поликлиники (от 100 до 200 тысяч жителей) Фельдшерские пункты ФАПы Домовые хозяйства первой помощи Населенный пункт от 100 до 300 жителей Населенный пункт от 100 до 300 жителей Населенный пункт от 300 до 700 жителей Населенный пункт от 300 до 700 жителей Населенный пункт 1500 жителей Населенный пункт 1500 жителей Населенный пункт около 3000 жителей и более Населенный пункт около 3000 жителей и более Амбулатории Комплексный участок Выездные врачебные бригады Развитая инфраструктура: дороги, коммуникации, телефонная связь Оказание первой помощи населению Подразделения и филиалы Участковая больница Населенный пункт 1700 жителей Населенный пункт 1700 жителей » 20






Внедрение в практику работы ЛПУ района современных методов диагностики и лечения Обеспечение скорой и неотложной медицинской помощью Мероприятия профилактик и, диагностики и лечения Амбулаторно- поликлиническая и стационарная помощь населению района Санитарно- просветительная работа Основные задания ЦРБ Оказание первичной специализированной медицинской помощи


Организация консультативной помощи; организационно-методическое руководство работой всех ЛПУ района, а также контроль их деятельности; разработка и внедрение мероприятий, направленных на повышение качества медицинского обеспечения; разработка, организация и осуществление мероприятий по повышению квалификации медицинских кадров и рационального использованию медицинских кадров и материально-технических ресурсов; планирование, финансирование и организация материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения района.



Направления организационно- методической работы анализ показателей здоровья населения; анализ показателей работы ЛПУ района; изучение и распространение передового опыта работы; планирование и организация выездов специалистов ЦРБ на сельские участки для консультативной помощи населению и врачам; планирование и обеспечение проведения профилактических медицинских осмотров; планирование и организация повышения квалификации медицинских работников районных и участковых ЛПУ; разработка мероприятий по улучшению медицинского обеспечения населения района.


Функции районного педиатра консультативная помощь рабочим ЛПУ районного центра, сельских врачебных участков по вопросам организации медицинской помощи детям; посещение ФАПов и сельских больниц (амбулаторий), осмотр здоровых и консультация больных детей, проверка своевременности проведения профилактических прививок и санитарно- противоэпидемических мероприятий; контроль проведения диспансерного надзора за детьми, в первую очередь на первом году жизни; за проведением профилактических прививок детям; составление совместно с санитарно-эпидемиологической станцией (СЭС) плана противоэпидемических мероприятий, направленных на борьбу с детскими инфекционными заболеваниями, участие в его выполнении;


Обеспечение повышения квалификации по педиатрии для врачей сельских участков, медицинских рабочих детских дошкольных учреждений и школ, патронажных сестер, медицинского персонала ФАПов; посещение детских дошкольных учреждений, контроль их деятельности; анализ отчетов детских лечебно- профилактических учреждений, изучение и оценка состояния здоровья детей сельского района и деятельности ЛПУ, обобщение полученных данных и разработка конкретных мероприятий по повышению качества медицинской помощи; привлечение представителей местных органов власти, общественных организаций, актива Общества Красного Креста к проведению мероприятий, направленных на улучшение медицинской помощи детям.


Схема финансирования уровней медицинской помощи населению в городской больнице 25 г. Донецка 1 УРОВЕНЬ: Семейная врачебная Амбулатория Семейный врач –держатель И распредилитель финансов 2 УРОВЕНЬ: ЦРБ, РБ, НБ, Консультативно- диагностические центры 3 УРОВЕНЬ: Обласная больница, Специализированная Стационарная помощь Бюджетное финансирование на одного жителя Внебюджетные средства Средства, привлекаемые через страховые компании Оплата из фонда семейного врача за каждого больного по законченному случаю посещения Без направления семейного врача консультация узких специалистов путем приобретения больными страховых полисов Диагностические исследования проводятся путем приобретения страховых полисов Оплата из фонда семейного врача по клинико-затратным группам заболеваний Финансы, привлекаемые страховыми компаниями Всяк молодец на свой образец Схема финансирования уровней медицинской помощи сельскому населению Click for larger picture


Основные задания областной больницы: обеспечение населения области в полном объеме высоко-специализированной стационарной и консультативной поликлинической помощью; организация и предоставление экстренной и консультативной медицинской помощи на территории области; внедрение в практику работы больницы современных методов и средств диагностики, лечения, опыта работы лучших ЛПУ; повышение квалификации врачей и среднего медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений области; организация, руководство и контроль статистического учета и отчетности, составление сведенных отчетов, анализ показателей деятельности лечебно- профилактических учреждений области; разработка мероприятий, направленных на повышение качества медицинского обеспечения и на улучшение здоровья населения.




Удовлетворенность населения качеством медицинской помощи 2011 г. 56,3 % – при получении стационарной медицинской помощи 41,8 % – при получении амбулаторно- поликлинической помощи 68,4 % – при получении стационарозамещающей медицинской помощи Удовлетворены качеством медицинской помощи по данным социологического опроса 50,8 % респондентов Удовлетворены качеством медицинской помощи по данным социологического опроса 50,8 % респондентов Снизилось количество жалоб населения на: качество питания в стационарах, санитарное состояние помещений ЛПУ, лекарственное обеспечение. Расширены возможности записи на прием, что дает пациенту право выбора удобного лично для него способа


Финансовые средства на реализацию программы модернизации здравоохранения УКРАИНЫ в годах Все средства 6,5%ВВП Укрепление материально – технической базы медицинских учреждений Внедрение современных информационных систем в здравоохранении Внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами – специалистами


Внедрение современных информационных систем в здравоохранении в 81 ЛПУ Внедрение 52 стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами – специалистами (участвуют 63 ЛПУ), проведение диспансеризации подростков в 34 ЛПУ, открытие 6 центров медико-социальной поддержки беременных на базе межрайонных центров родовспоможения и детства Укрепление МТБ: - продолжение строительства строительство (приобретение) 15 ФАП - приобретение 233 единиц оборудования для 32 ЛПУ (в т.ч. 1 КТ, 1 ангиограф, 9 е д. автотранспорта, 2 неонатальных реанимобиля, 2 передвижных комплекса) -- создание отделения экстренной медицинской помощи на базе ГБУЗ АО «Пе рвая городская клиническая больница» -- открытие 55 общих врачебных практик в сельской местности -- создание 47 домовых хозяйств III. II. I.I.I.I. Мероприятия по реализации программы модернизации здравоохранения


Обеспеченность врачами на жителей В отрасли работает человек, врачей средних медработников Обеспеченность: -врачами – 40,3 на населения -средним медперсоналом – 108,2 на населения Кадровое обеспечение отрасли здравоохранения 42% Укомплектованность: - врачами – 88,2%, -сред. медперсоналом 93% - Коэффициент совместительства -врачей – 1,48, -сред. персонал – 1,23


Город 968 ед. Село 102 ед. Город 850 ед. Село 90 ед. Социальные ожидания студентов (мотивация работы на селе) комплекс мер социального характера: государственная поддержка, предоставляемая в форме социальных выплат на строительство или приобретение жилья культурный досуг и современная инфраструктура компьютеризация села возможность консультирования с более опытными коллегами, профессиональная переподготовка, доступность медицинской литературы высокая заработная плата, в том числе доплата за работу в сельской местности Общее количество вакансий среднего мед. персонал 940 ед. Общее количество врачебных вакансий 1070 ед. Функции консультативной поликлиники предоставление высокоспециализированной консультативной помощи больным по направлениям лечебно-профилактических учреждений области; решение вопросов о последующем лечении проконсультированных больных с определением медицинской технологии и места; привлечение к консультации высококвалифицированных врачей-специалистов больницы и других ЛПУ, а также рабочих научно- исследовательских институтов и медицинских ВУЗов; направление в ЛПУ, которые послали на консультацию больных, выводов с указанием установленного в поликлинике диагноза, проведенного и рекомендуемого лечения; разработка для ЛПУ области предложений (памяток) о порядке и показаниях для направления больных в консультативные поликлиники;



Организация и проведение (вместе с отделением экстренной и планово-консультативной помощи) выездных консультаций врачей- специалистов в районы, а также заочных консультаций для врачей ЛПУ области; систематический анализ по районам области случаев разногласий диагнозов между ЛПУ, которые направили больных на консультацию, и консультативной поликлиникой; анализ ошибок, допущенных врачами ЛПУ при обследовании и лечении больных перед направлением их в консультативную поликлинику; составление обзоров и информационных листков о состоянии и уровне лечебно- диагностической работы в районах и ЛПУ области.


РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В УКРАИНЕ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СУБЪЕКТОВ В УКРАИНЕ ПРЕДУСМОТРЕН КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ СЕЛЬСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ, В ТОМ ЧИСЛЕ: ПОВЫШЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ СЕЛЬСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ АКТИВИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РАЗВИТИЕ СЕТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ ОПТИМИЗАЦИЯ КОЕЧНОГО ФОНДА В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО РАБОТЫ УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ ВНЕДРЕНИЕ В РАБОТУ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПЕРЕДВИЖНЫХ МЕДИЦИНСКИХ КОМПЛЕКСОВ (ПЕРЕДВИЖНЫЕ ВРАЧЕБНЫЕ АМБУЛАТОРИИ, ПЕРЕДВИЖНЫЕ ЦЕНТРЫ ЗДОРОВЬЯ)



Цель занятия.

Студенты должны знать:

1.Систему организации медицинской помощи сельскому населению.

2.Основное содержание и особенности работы лечебно-профилактических учреждений в сельской местности,

3.Современные проблемы сельского здравоохранения и пути их решения.

Основные вопросы темы:

    Структура медико-санитарной сети района и особенности организации медицинской помощи сельским жителям.

2. Сельский врачебный участок, его структура, принципы построения.

3. Участковая больница, её основные задачи и объём деятельности.

    Фельдшерско-акушерский пункт, нормативы его организации и основные задачи.

    Организация лечебно-профилактической помощи на сельском врачебном участке (диспансеризация, обслуживание тружеников села в период полевых работ, производственный принцип обслуживания сельскохозяйственных рабочих).

    Центральная районная больница, её основные функции.

    Управление здравоохранения района (медицинский совет, оргметодкабинет ЦРБ, районные специалисты, формы и методы их работы).

    Областная больница, её структура и основные функции.

Основной особенностью системы оказания медицинской помощи жителям села является её этапность. Лечебно-профилактическая помощь сельскому населению оказывается комплексом медицинских учреждений, начиная от ФАПов до областных (краевых, республиканских) учреждений.

Первый этап. Сельский врачебный участок включает в себя следующие медицинские учреждения: участковую больницу с амбулаторией (поликлиникой) или самостоятельную больницу (врачебную амбулаторию, ФАП, совхозные (колхозные) медицинские профилактории, аптечные пункты, молочные кухни. Все лечебно-профилактические учреждения, входящие в состав сельского врачебного участка, приближают первичную медико-санитарную помощь к сельскому населению и способствуют успешному решению задач по оказанию этой помощи в условиях значительной отдалённости населенных пунктов от районных и центральных районных больниц.

Второй этап . Районные медицинские учреждения : центральная районная и расположенные на территории района так называемые зональные районные больницы с поликлиниками и отделениями скорой и неотложной медицинской помощи, районные диспансеры и другие медицинские учреждения.

Третий этап. Областные медицинские учреждения : областная больница с консультативной поликлиникой и отделением санитарной авиации, диспансеры, стоматологическая поликлиника, психиатрическая больница и др.

Этапность в оказании медицинской помощи сельским жителям преследует цель наиболее полного удовлетворения потребностей населения не только в первичной медико-санитарной помощи, но и по основным видам её и по всем узким специальностям.

УРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ .

В настоящее время для 10 территорий области предложена определённая схема организации здравоохранения, в которой каждое лечебно-профилактическое учреждение или группа лечебно-профилактических учреждений представляет собой определённый уровень медицинской помощи (фельдшерско-акушерские пункты – один уровень, врачебные амбулатории – другой, участковые больницы – третий и т.д.).

Наличие тех или иных уровней медицинской помощи, а также их количество для каждого муниципального образования определены с учётом конкретных условий -материально-техническое оснащение лечебных учреждений, кадровый состав, удалённость населённых пунктов от основных лечебно-диагностических баз, потребность и обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими и стационарными видами медицинской помощи.

Конкретные объёмы лечебной и диагностической помощи, которая должна оказываться на ФАПе, в участковой больнице, ЦРБ, городской, областной больнице чётко обозначены в утверждённых Минздравом РФ соответствующих Положениях об этих лечебных учреждениях.

Предложенная уровневая система оказания медицинской помощи направлена на увеличение объёмов амбулаторно-поликлинической помощи, сокращение стационаров и более эффективное использование коечного фонда. Отличительная особенность указанной системы состоит в том, что она определяется индивидуально для каждой конкретной территории области и способствует эффективному контролю за выполнением Программы государственных гарантий по обеспечению населения Иркутской области медицинской помощью.

Предлагаемая схема уровневой организации медицинской помощи, обеспечивает сочетание с одной стороны объёмов лечебной и диагностической помощи для каждого типа лечебно-профилактического учреждения, определённых в соответствующих Положениях Минздрава РФ, с другой – наиболее рациональную для каждого города или района области сеть и структуру учреждений здравоохранения, которые эти объёмы выполняют.

Например,

Усть-Кутский район:

I уровень : ФАП (фельдшерско-акушерские пункты) – 11.

II уровень : Врачебные амбулатории – 5, в том числе пчт. Янталь, пчт.Звездный, с.Ния, с.Ручей, с. Подымахино.

III уровень : Участковая больница на 35 коек.

IV уровень : Центральная районная больница на 265 коек, в том числе отделения: терапия – 30 коек, инфекционное – 30 коек, хирургическое – 27 коек, травматологическое – 27 коек, стоматологическое – 6 коек, родильное и патологии беременности – 45 коек, гинекологическое – 30 коек, неврологическое – 10 коек, дерматологическое – 30 коек, педиатрическое – 30 коек.

Поликлиника. Противотуберкулёзный диспансер на 35 коек.

V уровень : ОКБ.

Братский район:

I уровень : ФАП – 33

II уровень : Врачебные амбулатории – 7, в том числе: пчт. Преображенный;

с. Б-Ока, с.Шумилово, с.Тынкобь, с.Нарагай, с.Турма, с.Чмир.

III уровень : Участковые больницы – 4, в том числе: с.Калтук – 30 коек,

с. Покосное – 25 коек, с. Тангуй – 50 коек, с. Ключи – Булок – 15 коек.

IV уровень : Вихоревская городская больница на 90 коек, в том числе отделения: терапия – 30 коек, инфекционное – 15 коек, родильное – 10 коек, гинекологическое – 15 коек, педиатрическое – 20 коек.

Поликлиника.

Братская Центральная районная больница на 180 коек (терапия – 55 коек, хирургия – 35 коек, травматология – 25 коек, урология – 10 коек, стоматология – 5 коек, гинекология – 25 коек, неврология – 25 коек.).

Поликлиника.

V уровень : ОКБ.

Основными задачами СВУ являются:

    оказание лечебно-профилактической помощи населению,

    внедрение в практику современных методов профилактики, диагностики и лечения больных на основе достижений медицинской науки и техники и передового опыта работы;

    развитие и совершенствование организационных форм и методов медицинского обслуживания населения, повышение качества и эффективности лечебно-профилактической помощи;

    организация и проведение комплекса профилактических мероприятий среди населения участка, направленных на снижение заболеваемости, инвалидности и смертности;

    проведение лечебно-профилактических мероприятий по охране здоровья матери и ребёнка;

    изучение причин общей заболеваемости населения и заболеваемости с временной утратой трудоспособности рабочих и служащих с разработкой мер по её снижению;

    организация и осуществление диспансеризации населения (здоровых и больных), прежде всего детей, подростков, женщин и лиц с повышенным риском заболевания сердечно-сосудистыми, онкологическими и другими заболеваниями;

    осуществление противоэпидемических мероприятий (прививки, выявление инфекционных больных, динамическое наблюдение за лицами, бывшими в контакте с ними и др.);

    осуществление текущего санитарного надзора за состоянием производственных и коммунально-бытовых помещений, источников водоснабжения, детских учреждений, учреждений общественного питания и др.;

    проведение лечебно-профилактических мероприятий по борьбе с туберкулёзом, кожно-венерическими болезнями, злокачественными новообразованиями;

    организация и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни, в том числе рационального питания, усилению двигательной активности, борьба с употреблением алкоголя, курением и другими вредными привычками;

    широкое привлечение общественности к разработке и проведению мероприятий по охране здоровья населения.

Основным лечебно-профилактическим учреждением СВУ является участковая больница . Мощность её зависит от численности и агропромышленных предприятий, радиуса обслуживания, расстояния до районной больницы, ЦРБ, а так же от географических и других местных условий.

Различают четыре категории участковых больниц. Больницы I категории имеют мощность 75-100 коек. В них предусматриваются специализированные койки по терапии, хирургии, акушерству, педиатрии, инфекционным болезням. Такие больницы должны быть хорошо оснащены клинико-диагностическим оборудованием. Больницы II категории (50-70 коек) должны иметь койки по терапии, хирургии, педиатрии, акушерству, инфекционным болезням. В больницах III категории (на 35-50 коек) предусматриваются койки по терапии для взрослых и детей, хирургии, акушерству и инфекционным болезням. В больницах IV категории (на 25-35 коек) должны быть койки по терапии, хирургии и акушерству.

Фельдшерско-акушерский пункт. Это доврачебное медицинское учреждение, оказывающее медико-санитарную помощь сельскому населению. Медицинский персонал ФАПа осуществляет на закреплённой им территории комплекс лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, оказывает больным первую доврачебную помощь на амбулаторном приёме и на дому. Медицинская помощь больным оказывается в пределах компетенции и прав фельдшера и акушерки, под руководством участкового врача.

Основными его задачами являются:

Оказание населению доврачебной медицинской помощи;

Своевременное и в полном объёме выполнение назначений врача, организация патронажа детей и беременных, систематическое наблюдение за состоянием здоровья инвалидов Великой Отечественной войны и ведущих специалистов сельского хозяйства (механизаторов, животноводов и др.);

Проведение мероприятий по снижению смертности, в том числе детской и материнской;

Участие в текущем санитарном надзоре за учреждениями для детей и подростков, коммунальными, пищевыми, промышленными и другими объектами, водоснабжением и очисткой населённых пунктов;

Проведение подворных обходов по эпидемическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактировавших с ними, и лиц с подозрением на инфекционные заболевания;

ФАП находится в ведении сельского Совета народных депутатов, имеет самостоятельную смету, предназначенную для оказания медицинской помощи и проведения профилактической работы на закреплённой территории. Заведующий ФАПом обязан ежегодно (в августе-сентябре) представлять сельскому Совету обоснованную смету по статьям на необходимые для пункта денежные средства на будущий год и добиваться её утверждения. Руководство деятельностью ФАПа осуществляет больничное или амбулаторно-поликлиническое учреждение, которому он подчинён.