Отчет оценке действителен 6 месяцев. Независимая оценка: срок действия и возможность сэкономить

Если организация для определения рыночной стоимости объекта основных средств, предназначенного для продажи, привлекает независимого оценщика, то как долго можно ссылаться на данное им заключение и можно ли учесть затраты на оценку при налогообложении прибыли, если оцененный объект так и не продан? Объясняют эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Павел Ерин и Елена Мельникова.


Для определения рыночной стоимости планируемых к реализации основных средств организация привлекает независимого оценщика, но реализовать оцененное основное средство не всегда получается. Каков срок действия отчета оценщика, в течение какого времени можно ссылаться на него при определении рыночной стоимости? Можно ли учесть в расходах по налогу на прибыль понесенные затраты на оценку основного средства, не реализованного в течение налогового периода?

Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством РФ, или в судебном порядке не установлено иное.

В отчете оценщика указывается дата, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки (часть четвертая ст. 11 Закона N 135-ФЗ, п.п. 5, 8 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 256, далее - ФСО N 1).

Законодательство об оценочной деятельности не устанавливает срока действия отчета об оценке как такового. Вместе с тем п. 26 ФСО N 1 предусматривает, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, за исключением кадастровой, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более шести месяцев. Отметим, что судебная практика не во всех случаях рассматривает истечение указанного шестимесячного срока как однозначное свидетельство недостоверности сведений о рыночной стоимости объекта, содержащихся в отчете об оценке (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 07.11.2011 N Ф01-4554/11). При возникновении спора о достоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, спор может быть рассмотрен в судебном порядке (ст. 13 Закона N 135-ФЗ, решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.06.2012 N А60-12493/2011).

Необходимо заметить, что перечень случаев, когда проведение независимой оценки объекта является обязательным, ограничен законодательством (ст. 8 Закона N 135-ФЗ). По общему правилу объекты основных средств, принадлежащие на праве собственности коммерческой организации, в связи с их отчуждением, обязательной оценке не подлежат. Для целей налогообложения применение в сделке цены, признаваемой рыночной, может иметь значение при совершении сделок между взаимозависимыми лицами (п.п. 1, 3 ст. 105.3 НК РФ), однако и в этом случае налоговое законодательство не обязывает налогоплательщика подтверждать цену сделки отчетом оценщика.

Общие критерии учета расходов при налогообложении прибыли предусмотрены п. 1 ст. 252 НК РФ. В соответствии с этой нормой в целях налогообложения прибыли налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом расходами признаются выраженные в денежной форме экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, которые произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы, в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).

Подпункт 40 п. 1 ст. 264 НК РФ относит к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, на которые могут быть уменьшены доходы, полученные налогоплательщиком, платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах, оплата услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости.

Кроме того, пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ позволяет учесть при налогообложении прибыли расходы на консультационные и иные аналогичные услуги.

Отметим, что налоговое законодательство не конкретизирует виды сделок или объекты имущества, являющиеся предметом сделок, при совершении которых расходы на независимую оценку объектов могут быть учтены при налогообложении прибыли. Нормы НК РФ не исключают возможности уменьшить налогооблагаемую прибыль на расходы, связанные с проведением оценки объекта имущества, и в тех случаях, когда такая оценка в соответствии с законодательством не является обязательной.

Имеющиеся разъяснения специалистов Минфина России и налоговых органов свидетельствуют о том, что они занимают позицию, согласно которой расходы, связанные с экспертной оценкой имущества, учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль в качестве прочих расходов при условии их соответствия положениям п. 1 ст. 252 НК РФ (письма Минфина России от 07.10.2010 N 03-03-06/2/173, от 06.10.2009 N 03-03-06/1/649, Управления ФНС по г. Москве от 20.12.2004 N 26-12/83208).

Следовательно, возможность учесть для целей налогообложения прибыли расходы на оценку объектов основных средств в рассматриваемом случае зависит, в частности, от того, могут ли они быть признаны экономически оправданными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом необходимо иметь в виду, что эти критерии по существу являются оценочными и определяются в зависимости от многих обстоятельств, имеющих значение в конкретной ситуации.

Отметим, что относительно экономической обоснованности затрат Конституционный суд РФ в определениях от 04.06.2007 N 366-О-П и от 04.06.2007 N 320-О-П указал, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата.

Судебная практика подчеркивает, что по смыслу ст. 252 НК РФ экономическая обоснованность понесенных налогоплательщиком затрат определяется не фактически полученными доходами налогоплательщика в конкретном налоговом периоде, а направленностью таких расходов на получение доходов, а также спецификой деятельности налогоплательщика (постановление ФАС Центрального округа от 16.02.2009 N А54-1345/2008-С8).

В письме от 06.07.2007 N 01-02-03/03-311 Минфин России также подтвердил, что вопрос оценки эффективности и целесообразности затрат находится в ведении налогоплательщика как субъекта предпринимательской деятельности. При этом, по мнению Минфина России, критерий экономической оправданности расходов следует рассматривать во взаимосвязи с положением четвертого абзаца п. 1 ст. 252 НК РФ, в соответствии с которым расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Именно наличие связи произведенных расходов с предпринимательской деятельностью налогоплательщика является главным фактором для признания произведенных затрат экономически оправданными расходами.

То есть, если организация может доказать объективную направленность расходов на получение дохода, она вправе учесть такие расходы при налогообложении прибыли.

На наш взгляд, в рассматриваемом случае учет налогоплательщиком расходов на проведение оценки объектов основных средств небезоснователен. В соответствии со ст. 6 Закона N 135-ФЗ юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных этим федеральным законом. Рыночная цена объекта устанавливается для целей его продажи, иными словами, для определения объективных критериев формирования договорной цены, что, по нашему мнению, позволяет отнести проведение оценки к деятельности, направленной на получение дохода. Однако при этом должно учитываться реальное намерение организации совершить сделку с объектом. В связи с этим, как мы полагаем, проведение подготовительных мероприятий к сделке, включая привлечение независимого оценщика, организации целесообразно подтвердить документально с обоснованием их связи с планируемым экономическим эффектом.

Разумеется, возникновение разногласий с налоговым органом по вопросу о правомерности учета таких расходов в этой ситуации не исключено. Отметим, что в правоприменительной практике есть примеры поддержки судами позиции налогоплательщика, в том числе в случаях, когда неправомерность учета расходов на оценку объектов налоговый орган обосновывал тем, что такие объекты впоследствии не были реализованы (смотрите постановления ФАС Московского округа от 17.03.2009 N КА-А40/1737-09, ФАС Поволжского округа от 01.08.2007 N А12-20527/06, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского АО от 11.03.2008 N А75-18/2008).

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе

Процесс вступления в наследство связан с определенными финансовыми затратами: для получения правоустанавлива ющих свидетельств родственники умершего, приходящиеся ему детьми, родителями, сестрами, братьями, а также официальными супругами, платят 0,3% от оценочной стоимости имущества (до 100 тысяч рублей), всем остальным же наследникам придется понести расходы в размере 0,6% от упомянутого показателя (до 1 миллиона рублей).

Помимо всего прочего, предметом оценки являются автомобили и другие транспортные средства. Для проведения рассматриваемого мероприятия заинтересованные граждане традиционно обращаются в специализированн ые аттестованные организации, занимающиеся оценкой стоимости разного рода имущества, после чего расчеты оценщиков применяются для определения величины нотариального сбора.

Несмотря на тот факт, что средства за оформление правоустанавлива ющих свидетельств для наследников взымает нотариус, правом проведения оценочных действий данное должностное лицо не располагает. Наряду с этим, нотариус не имеет права требовать от наследников представления отчета о выполненной оценке, подготовленного какой-либо определенной компанией с указанием какой-то конкретной стоимости (рыночной, кадастровой и пр.) – эти моменты остаются на усмотрение непосредственно наследника.

В соответствии с актуальными законодательными нормативами, закрепленными нормативами 333.25-й ст. действующего Налогового кодекса (первый пункт, седьмой подпункт), выполнять оценку транспортных средств с целью расчета величины государственного сбора при вступлении в наследство, имеют право:
Статья 333.25 НК РФ (п 1.7)

  • организации и индивидуальные специалисты-оцен щики, имеющие разрешение на проведение рассматриваемых действий;
  • судебно-экспертн ые учреждения.

Можно ли оценить машину самостоятельно?

Нередко граждане, нежелающие переплачивать сторонним специалистам, пытаются собственными силами выполнить оценку наследуемого транспортного средства. Нельзя утверждать, что такое действие является невозможным, однако гражданину, решившему отказаться от услуг профессиональных оценщиков, необходимо помнить о паре наиболее значимых нюансов.

Во-первых, квалифицированны й оценщик выполнит наиболее объективный анализ рыночных предложений в отношении аналогичных наследуемому транспортных средств. Во-вторых, во многих случаях сведения об оценочной цене автомобиля должны быть подтверждены официальным отчетом, оформленным аттестованной организацией.

Пример отчета об оценке автомобиля Hyundai Solaris


Выполнение самостоятельной оценки машины имеет смысл разве что для предварительного определения предполагаемого размера сбора за нотариальные услуги. Делается это следующим образом:

  • на сайтах с объявлениями о покупке/продаже транспортных средств находится несколько объявлений о машине такой же марки и модели с аналогичными параметрами (год выпуска, пробег и т.д.);
  • определяется средняя цена автомобилей;
  • из установленного в предыдущем пункте значения рассчитывается пошлина в размере 0,3% либо 0,6% в зависимости от степени родства между умершим гражданином и наследником.

Документы для оценки стоимости автотранспортног о средства


Прежде чем идти к оценщику, подготовьте следующее:

  • свидетельство о регистрации, паспорт и прочие документы на наследуемый автомобиль;
  • свидетельство или заменяющий его документ, удостоверяющий факт смерти предыдущего собственника;
  • паспорт.

В осмотре наследуемого транспортного средства, как правило, необходимости не возникает. Это может понадобиться разве что при наследовании редких, эксклюзивных и особенно дорогих машин. В целом же данный момент рассматривается индивидуально в каждом случае.

Полезный совет! Иногда в документах, оформленных ГИБДД, содержатся ошибки, наиболее часто – в названии автомобиля. Чтобы избежать разного рода сложностей, постарайтесь подготовить для оценщика все имеющиеся у вас документы на наследуемый объект.

Как заказать оценку?

Практически каждая современная компания, специализирующая ся на оценке автомобилей и другого имущества, позволяет заказывать услугу как лично, так и посредством почтового/электр онного обращения. Стандартный порядок действий приведен в следующей таблице.

Таблица. Порядок проведения оценки автомобиля

При личном обращении
Заявитель отправляет по адресу, указанному оценочной компанией, необходимые документы (были перечислены ранее) в виде обычных либо скан-копий. Заказчик приходит в офис оценочной компании с упомянутыми ранее документами.
Компания изучает ситуацию на рынке и составляет отчет об оценке. Компания проводит оценку транспортного средства. При необходимости выполняется его визуальный осмотр.
Заказчик забирает отчет в офисе компании либо, обычно за дополнительную плату, его привозит курьер по указанному адресу. Заказчик забирает отчет лично либо ему его привозит курьер.

Нюансы оплаты, сроков проведения оценки и прочих сопутствующих мероприятий оговариваются непосредственно с компанией-исполн ителем.

Процедура оценки включает следующие мероприятия:

  • при необходимости уполномоченный сотрудник изучает состояние автомобиля с фиксацией обнаруженных повреждений и дефектов;
  • составляется описание основных характеристик транспортного средства;
  • выполняется анализ рынка, в ходе которого изучаются цены на аналогичные транспортные средства, и рассчитывается среднерыночный показатель стоимости;
  • заказчик получает отчет и сопутствующие документы.

Отчет (пример) об определении рыночной стоимости транспортного средства: ВАЗ 21124, 2004 года выпуска

В соответствии с действующими законодательными положениями, для расчета пошлины за выдачу свидетельства наследнику используется оценочная стоимость автомобиля, актуальная на день смерти наследодателя. В целом же, как правило, оценщики больше заинтересованы в выгоде своего клиента, а не стороннего нотариуса, поэтому для расчета стоимости машины обычно подбираются наименее дорогие аналоги оцениваемого транспортного средства, что позволяет уменьшить величину нотариального сбора.

Что входит в отчет об оценке?


Отчет об оценке является официальным документом с полноценной юридической силой. При составлении отчета оценщики руководствуются актуальными законодательными положениями на момент подготовки документа.

В отчете эксперт подробно описывает сделанные выводы в отношении рыночной цены транспортного средства, опираясь на проведенный анализ рынка и результаты выполненных расчетов.

Стандартный отчет включает в среднем 10-20 листов. Важно, чтобы каждый лист имел нумерацию, а непосредственно весь документ был прошит и удостоверен печатью оценщика.

К готовому отчету прикладываются копии документов и справок заказчика и оценщика, а также разного рода вспомогательные материалы, задействованные в процессе проведения выполненных мероприятий.

Пример отчета об оценке рыночной стоимости транспортного средства марки VOLKSWAGEN PASSAT

Срок действия отчета об оценке

Срок действия отчета об оценке регламентирован ФЗ “Об оценочной деятельности в РФ”

В соответствии с действующими законодательными нормативами, заключения оценочной компании сохраняют свою действительность и актуальность на протяжении 6 месяцев с момента подготовки отчета. По завершению данного срока оценку, если данная необходимость возникнет, придется выполнять заново.

Нередко встречаются ситуации, когда наследник не располагает правоустанавлива ющими документами на машину, принадлежавшую умершему человеку, и имеет при себе лишь справку из ГИБДД, указывающую, что такое-то автотранспортное средство оформлено на такого-то гражданина.

Оценку можно выполнить и в данной ситуации, однако в своем отчете эксперт укажет на ряд ограничений, свидетельствующи х о проведении отчета на основании сведений, представленных заказчиком и т.д. При таких обстоятельствах могут возникнуть сложности во время сотрудничества с нотариусом, и справедливость придется устанавливать в суде. Судебные инстанции в большинстве случаев идут навстречу наследникам и рассматривают подобные отчеты. Единственное, проведение процедуры потребует более существенных временных затрат.

Видео – Оценка автомобиля для наследства

Предусмотренный законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности срок действия отчета об оценке представляется экономически оправданным.

Об этом Письмо Минэкономразвития РФ от 27.06.2011 N Д06-3135.

Согласно п. 26 Федерального стандарта оценки »Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256 (далее — ФСО N 1), итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев.

Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности отчет об оценке должен быть актуален либо на дату совершения сделки с объектом оценки, либо на дату представления публичной оферты.

Дополнительно специалисты Минэкономразвития сообщают, что согласно п. 6 разд.

II и разд. III ФСО N 1 оценщик определяет итоговую стоимость путем расчета стоимости объекта оценки при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке.

При подготовке отчета об оценке оценщик изучает количественные и качественные характеристики объекта оценки, собирает информацию, существенную для определения стоимости объекта оценки теми подходами и методами, которые на основании его суждения должны быть применены при проведении оценки, в том числе: информацию о политических, экономических, социальных и экологических и прочих факторах, оказывающих влияние на стоимость объекта оценки, и информацию о спросе и предложении на рынке, к которому относится объект оценки, включая информацию о факторах, влияющих на спрос и предложение, количественных и качественных характеристиках данных факторов.

Информация, представленная в отчете об оценке, должна позволить пользователю отчета об оценке сделать правильные выводы о характеристиках, исследовавшихся оценщиком при проведении оценки и определении итоговой величины стоимости объекта оценки, и принять базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Следует отметить, что как после даты оценки, так и после даты составления отчета могут происходить события, оказывающие существенное влияние на итоговую величину рыночной стоимости объекта оценки, а увеличение срока использования отчета об оценке ведет к повышению рисков принятия необоснованных решений, в частности, у государства.

Срок действия отчета об оценке.

На главную → Статьи

Статьи

Срок действия отчета об оценке — 16 апреля 2013 г.

Как отмечает генеральный директор Экспертно-оценочной компании «Система» Максим Ляшок, в процессе использования результатов работы оценщика, которыми являются отчет об оценке имущества и само заключение о стоимости имущества — как неотъемлимая часть такого отчета, у заказчиков либо других заинтересованных лиц (нотариусов, юристов, адвокатов, регистратов, аудиторов, бухгалтеров и т.д.) часто возникает следующий вопрос: каков срок действия отчета об оценке? Или иными словами: действителен ли тот отчет, которым распологает заказчик, с учетом той даты, которая указана в имеющемся отчете?

Для того, чтобы разобраться в данном вопросе, конкретизируем некоторые понятия.

Дата оценки. В соответствии с п. 3 Национального стандарта №1 «Общие принципы оценки имущества и имущественных прав», утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 10.09.2003г. № 1440, дата оценки — это дата (число, месяц и год), на которую проводится оценка имущества и определяется его стоимость. Все расчеты при определении стоимости имущества проводятся с учетом рыночной конъюнктуры именно на эту дату (цены, курс валюты, показатели инфляции, законодательные требования и т.д.). Данная дата обязательно указывается в договоре на оценку, как его обязательное условие (наравне также, например, с такими обязательными условиями договора, как вид определяемой стоимости и цель оценки) и совсем даже не всегда совпадает с датой договора, как часто считает заказчик оценки. Дату оценки всегда должен определять заказчик, т.к. именно ему решать, когда он использует результаты проведенной оценки. И кстати — в ряде случаев (например, с целью взыскания ущерба) дата оценки может быть даже «ретроспективной», т.е. определенной на какой-то отрезок времени назад, до даты заключения договора.

Дата завершения составления отчета. Это дата, которой датируется само заключение о стоимости имущества, т.е. дата, которой были завершены оценщиком все оценочные процедуры. Все события на рынке, произошедшие после этой даты и могущие привести к изменению стоимости объекта, должны служить причиной для проведения переоценки, если результаты такой оценки еще не были использованы заказчиком с целью, указанной оценщиком в заключении, в соответствии с условиями договора на оценку.

Как мы теперь видим, эти две даты — дата оценки и дата завершения составления отчета — не являются тождественными понятиями , как иногда ошибочно полагает заказчик оценки. Наоборот, например в случаях проведения оценки больших и сложных объектов (целостных имущественных комплексов), с учетом сроков проведения оценки, разница между датой оценки (пусть даже и совпадающей в большинстве случаев с датой заключения договора) и датой завершения составления отчета может иногда составлять от нескольких недель до нескольких месяцев.

Следует теперь отметить, что как установлено п. 57 вышеупомянутого Национального стандарта №1 «Общие принципы оценки имущества и имущественных прав», срок действия отчета (и соответственно — заключения о стоимости имущества, как его неотъемлимой части) указываются оценщиком только в случае необходимости либо в случаях, установленных законодательством специально для некоторых ситуаций .

К таким ситуациям, например, относятся:

— приватизация или продажа государственного или коммунального имущества конкурентными способами (срок действия отчета — 6 месяцев с даты оценки);

— аренда государственного или коммунального имущества (срок действия отчета — 6 месяцев с даты проведения оценки);

— исполнительное производство (срок действия отчета — 6 месяцев с даты подписания оценки);

— экспертная денежная оценка земли (срок действия отчета — 12 месяцев с даты оценки);

— «оценочная стоимость» объекта недвижимости, определенная для целей налогообложения (срок действия отчета — 6 месяцев с даты проведения оценки).

Как можно заметить, в отличие от категории «дата оценки» категория «дата проведения оценки» законодательством хоть и используется, но четко не отрегулирована и, в большинстве случае, трактуется именно как «дата оценки».

Кроме того, отметим, что даже в случаях, когда срок действия отчета не указан оценщиком, такой срок может быть нормативно определен соответствующими органами (например, органами местного самоуправления), которые используют данный отчет, с учетом действующего законодательства.

Таким образом, можем сделать следующий вывод, что срок действия отчета, кроме случаев, определенных законодательством либо соответствующими органами, не является обязательной категорией и может быть указан в отчете лишь в тех ситуациях, когда оценщик посчитает это необходимым — например, когда проводится оценка имущества в условиях постоянно меняющегося рынка (с учетом текущей ценовой динамики на определенном рынке, каких-либо других постоянно меняющихся рыночных параметров, влияющих на стоимость объекта и т.д.).

При этом хотели бы также заметить, что в случаях, когда заинтересованное лицо, использующее отчет оценщика для принятия каких-либо решений, само определяет, что с учетом истекшего с даты оценки периода времени необходимо провести переоценку объекта, то при определенных условиях возможно проводить не «новую» оценку, а осуществить так называемую актуализацию «старого» отчета об оценке.

Порядок проведения актуализации отчета об оценке регулируется п.58-59 Национального стандарта №1 «Общие принципы оценки имущества и имущественных прав».

Экспертно-оценочная компания «Система»

eacs.com.ua

⇐ Оценка для МСФОК спискуОценка недвижимости для наследства ⇒


Множество людей по всей стране задаются вопросом о том, зачем же нужна оценка недвижимости. Также все чаще возникает вопрос о том, каков срок действия оценки недвижимости. Для ответа на них следует зайти «издалека».

Мнение о том, что недвижимость можно лишь купить или продать весьма ошибочно. Ведь имеющиеся у человека недвижимое имущество является «замороженным капиталом», который можно «разморозить» практически в любой момент. Так, недвижимость может послужить основанием для выдачи кредита, в том числе и ипотечного типа, ее можно сдать под залог, внести в уставной капитал, а так же сдать в аренду.

Однако, для осуществления всех вышеперечисленных, а так же многих других мероприятий необходимо знать так называемую сумму имеющегося капитала, то есть величину стоимости имеющегося в собственности объекта недвижимости. Именно для этого и требуется процедура по оценке объектов недвижимости.

Оценка объектов недвижимости

Осуществляется данное мероприятие в несколько этапов, первым из которых является непосредственный осмотр объекта, который подвергается оценке. Данный осмотр проводимся выбранным вами специалистом, который фиксирует характеристики и особенности дома, квартиры, земельного участка и прочего недвижимого имущества. Среди подобных характеристик, в наибольшей степени влияющих на стоимость объекта, можно выделить:

  • Состояние строения и его площадь.
  • Состояние внутренней отделки и проведенных коммуникаций.
  • Количество комнат.
  • Расположение относительно основных объектов инфраструктуры.
  • И многое другое.

Срок действия оценки недвижимости

Получив результаты, люди начинают думать, каков же срок действия оценки недвижимости. Ответ на этот вопрос очень прост, и содержится он в двадцать шестом пункте Федерального стандарта оценки.

Данный пункт, помимо всего прочего, устанавливает срок, в который указания в отчете об оценке могут быть использованы для совершения различных сделок с объектом, и этот срок составляет шесть месяцев, то есть полгода.

Организации, осуществляемые оценку

Если вы находитесь в поиске надежной организации, которой можно доверить такое важное мероприятие, как оценка недвижимости, советуем обратить свое внимание на компанию под названием АНО «Центр оценки недвижимости и бизнеса». Среди ее преимуществ можно выделить тщательный подбор персонала, благодаря которому вашу оценку будет проводить исключительно высококвалифицированный специалист, а также достаточно приемлемые цены на предоставляемые услуги.

Вопрос: Об экономической оправданности предусмотренного законодательством РФ об оценочной деятельности срока действия отчета об оценке объекта оценки.

Ответ: Департамент инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу применения положений п. 26 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256 (далее - ФСО N 1), и сообщает следующее.

Согласно п. 26 итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев.

Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности отчет об оценке должен быть актуален либо на дату совершения сделки с объектом оценки, либо на дату представления публичной оферты.

Дополнительно сообщаем, что согласно п. 6 разд. II и разд. III ФСО N 1 оценщик определяет итоговую стоимость путем расчета стоимости объекта оценки при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке.

При подготовке отчета об оценке оценщик изучает количественные и качественные характеристики объекта оценки, собирает информацию, существенную для определения стоимости объекта оценки теми подходами и методами, которые на основании его суждения должны быть применены при проведении оценки, в том числе: информацию о политических, экономических, социальных и экологических и прочих факторах, оказывающих влияние на стоимость объекта оценки, и информацию о спросе и предложении на рынке, к которому относится объект оценки, включая информацию о факторах, влияющих на спрос и предложение, количественных и качественных характеристиках данных факторов.

Информация, представленная в отчете об оценке, должна позволить пользователю отчета об оценке сделать правильные выводы о характеристиках, исследовавшихся оценщиком при проведении оценки и определении итоговой величины стоимости объекта оценки, и принять базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Следует отметить, что как после даты оценки, так и после даты составления отчета могут происходить события, оказывающие существенное влияние на итоговую величину рыночной стоимости объекта оценки, а увеличение срока использования отчета об оценке ведет к повышению рисков принятия необоснованных решений, в частности, у государства.

С учетом изложенного предусмотренный законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности срок действия отчета об оценке представляется экономически оправданным.

Заместитель директора Департамента инновационного развития и корпоративного управления
Д.В.СКРИПИЧНИКОВ