Прямым налогом в рф является. Чем отличаются прямые налоги от косвенных, их перечень, общая характеристика и функции

Налоговая грамотность населения и налоговая этика на сегодняшний день являются одной из проблем фискальной политики государства. Многие граждане, не вникая в сущность функционирования страны, не понимают необходимости уплаты налогов и зачем они вообще нужны.

Государство представляет собой особенный институт, призванный обеспечить справедливое сосуществование различных общественных групп, и требует для своего функционирования существенных затрат. Обеспечить затратную сторону механизма управления и призваны налоги.

Для чего нужны налоги?

Они нужны для осуществления следующих функций:

  • обеспечение систем здравоохранения и образования;
  • для прогрессивного развития науки, культуры, искусства;
  • для обеспечения верховенства права и порядка (обеспечение работы судебной и право исполнительной систем);
  • для поддержки мер социальной справедливости и поддержки малоимущих;
  • для необходимого перераспределения капитала между отраслями, социальными группами общества;
  • поддержка обороноспособности страны за счет создания и содержания силовых структур (армия, полиция, спецслужбы и др.), а также оборонного производственного комплекса;
  • содержание государственного аппарата управления.

Классификация

Они подразделяются на следующие виды: прямого действия и косвенного .

Прямые

Этот вид обложения производится целенаправленно с , а также других сумм. К объектам налогообложения относят и в виде , ценных бумаг, сооружений.

Перечисление производится непосредственно в державную казну.

Косвенные

К таковым относятся налоги на проданные услуги, товары:

  • (платежи, включаемые непосредственно в стоимость услуги или товара);
  • выплаты при получении наследства;
  • таможенные пошлины;
  • налоги, выплачиваемые при сделках с недвижимостью, ценными бумагами и др.

Расчетная величина включается в стоимость продаваемого продукта, получается продавцом во время покупки, а затем выплачивается государству. То есть, данный налог оплачивается конечным потребителем, но выплачивается продавцом.

Подробную информацию о данных платежах вы можете узнать из следующего видео:

Категории косвенных платежей

Они разделяются по характеру и назначению:

  • индивидуального характера , применяемые для отдельных разновидностей или товарных видов, дающих высокий доход при реализации;
  • универсальные , которыми облагаются все товары, исключения допускаются для отдельных их видов, являющихся социально значимыми;
  • таможенные платежи в виде пошлин.

Кроме той особенности, что плательщиками являются покупатели товаров, для них характерна хорошая собираемость, поскольку они входят в стоимость продукции и уклонение от них невозможно.

Вместе с тем, переложить их на покупателя не всегда возможно. Повышение сбора или акциза автоматически снижает уровень спроса на продукцию, способствуя образованию залежавшегося товара и неликвидов. Во избежание затоваривания предприниматель вынужден снижать цену, производя уплату за счет собственной прибыли. Следовательно, налог из непрямого в какой-то степени превращается в прямой.

Их особенности как инструмента развития экономики

Еще не так давно косвенные налоги рассматривались только как явление отрицательное. Однако характеризовать их только в качестве финансовой нагрузки на население не имеет смысла, поскольку таковыми являются любые сборы. Можно говорить только о разумности их использования с точки зрения влияния на социальное положение граждан, их способность выполнять функцию наполнения бюджета.

Преимущество данных налогов связано с их значением в образовании бюджета. Однако они могут стать эффективным рычагом управления экономикой с целью достичь определенных финансовых результатов.

Это связано со следующими их особенностями:

  • Быстрый сбор, поступление в бюджет. Непосредственно после осуществления продаж НДС и акцизы выплачиваются и способствуют наполнению казны, что дает средства для расходной части бюджета.
  • Поскольку этими налогами охватывается основная часть товарного оборота продукции и услуг, то наиболее вероятно их поступление в полном объеме. Остановка же процесса реализации нереальна, как и остановка самой жизни. Прибыль же организацией может быть вовсе не получена или искусно занижена.
  • Реализация товаров и услуг по территориальному признаку более или менее равномерна. Это позволяет в значительной степени нивелировать перекосы в региональном распределении доходной составляющей бюджета. Обеспечение равномерного развития всех областей в мировой истории еще не удавалось никому, следовательно, использование непрямых налоговых поступлений является определенной подушкой безопасности для региональных бюджетов.
  • Они способны оказывать серьезное влияние на государство. Их назначение состоит в обеспечении потребностей инфраструктурного развития региона с целью поднятия покупательной способности населения, что будет приводить к росту налоговой базы.
  • Они оказывают влияние на население. Умело используя преимущества данных платежей в бюджет, можно воздействовать на структуру потребления (как следствие – производства) в конкретном регионе, стимулируя производство одних товаров при сдерживании других направлений.

Соотношение прямых и косвенных налогов

Оценка влияния различных видов налогообложения в России весьма существенна не просто для понимания развития экономики, но также и для оценки возможного применения мирового опыта. Естественно, что это должно быть не огульное применение привлекательной на вид системы, а с учетом национальных особенностей хозяйства, менталитета населения, обычаев потребления. Необходимо учитывать действующую структуру национальной фискальной системы.

Для разработки эффективной и гибкой системы налогообложения нужно определить эффективное взаимодействие прямых и непрямых налогов, а конкретно – эффективный вклад каждого вида.

Налоговое воздействие на бизнес и на население страны должно быть комфортным как для граждан, так и для государства.

Сегодня мировая практика выделяет четыре основные системы по соотношению прямых и непрямых налогов:

  1. Англосаксонская модель направлена на прямое обложение физических лиц, при этом на долю косвенных налогов приходится небольшая часть. В Америке 44% общего числа поступлений приходится на подоходный налог. Аналогичные методики работают в Канаде, Великобритании, Австралии, а также во многих других странах.
  2. Евроконтинентальные системы обложения характеризуются высоким уровнем отчислений на нужды соцстрахования, высокой частью поступлений от непрямых налогов.
  3. Модель латиноамериканских стран традиционно ориентируется на большую составляющую от косвенных платежей. С ростом цен в результате инфляции, характерной для региона, возрастают налоговые отчисления. Это позволяет в какой-то мере защитить бюджет.
  4. Модели смешанного типа применяются многими странами для диверсификации структуры доходов, они позволяют нивелировать влияние отдельных видов налогообложения. Особенность модели состоит в том, чтобы основные поступления шли от прямых сборов, но с преобладанием доли поступлений от бизнеса, а не от подоходного налога.

Налоговая система в РФ ближе к латиноамериканской модели с элементами евроконтинентальной. Налоговые поступления от бизнеса составляют порядка 70%.

По-видимому, такое бремя тяжело для предпринимателей, но сместить часть нагрузки на рядовых налогоплательщиков вряд ли представляется возможным в настоящее время ввиду невысокой покупательной способности граждан. Основной причиной следует считать низкую эффективность общественного производства.

Налоги в современном обществе выполняют две функции. С одной стороны - наполняют бюджет (главный экономический инструмент государства), а с другой - регулируют экономику, позволяют выравнивать социальные стандарты и приоритетно развивать нужные обществу отрасли. Стройную систему данных платежей в кодифицированной форме законодательно закрепляет Налоговый кодекс РФ. Функционально он состоит из двух частей: общей, устанавливающей интегрирующие принципы налоговой системы, и специальной, раскрывающей механизм каждого отдельного налога или сбора. Отдельными главами во второй части Налогового кодекса представлены налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизный сбор (или просто акциз). Их рассмотрению и будет посвящена данная статья.

Государственная налоговая политика

Своеобразие налогового регулирования заключается в том, что государство изменяет макроэкономическую среду, варьируя налоговые ставки. В этом заключается политика налогов. Характерно, что они должны соответствовать воспроизводственному принципу, т. е. способствовать росту общественного производства, повышению производительности труда. Однако налоговое регулирование - дело тонкое, поэтому меняя ставку налога, следует чутко держать руку на пульсе экономической конъюнктуры.

Наглядно его закономерности демонстрирует кривая Лаффера, названная в честь экономиста из лос-анджелесского университета, открывшего принцип зависимости бюджетных доходов от ставки налогообложения. он отобразил классически: по оси абсцисс - процент, взимаемый государством в казну, по оси ординат - сумма полученных налоговых. Вначале данная кривая возрастает. Экономический смысл этого таков: производство на данном отрезке возрастает быстрее ставки налога, соответственно и экономика прогрессирует, а налоговые поступления увеличиваются. Однако на уровне 40-50% ставки налогообложения (для стран I мира) и 35-40% (для стран III мира) кривая достигает максимума и начинает убывать. В этом случае говорят, что политика налогов - дискриминационная. При относительно высоких доходах работающего населения, составляет 40-45% от уровня его доходов.

Поэтому показателем прогрессивности социальной политики принято считать последовательное снижение удельного веса налогового бремени по отношению к доходам населения.

Прямые и косвенные налоги

Налоги по характеру налогового изъятия подразделяют на прямые и косвенные. Базой налогообложения для прямых налогов являются доход (зарплата, прибыль, рента, процент) либо имущество (земля, дом, ценные бумаги), принадлежащие налогоплательщику. Примерами прямых налогов могут быть земельный на доходы, на имущество, на прибыль. Косвенный налог, в отличие от прямого, имеет принципиально иной характер - надбавки к цене либо тарифу.

Впрочем, для пользы дела прокомментируем обстоятельства формирования базы налогообложения налога на прибыль. Там также встречается термин «косвенный», однако в этом аспекте он не имеет ничего общего с косвенными налогами (налог на прибыль, как мы уже упоминали - прямой). В данной интерпретации схожесть названия связана не с характеристикой самого налога, а с процессом определения его величины. При определении базы налогообложения из нее вычитаются связанные с основным производством, и не вычитаются косвенные расходы. Налог на прибыль таким сугубо экономическим образом способствует большей специализации компании, минимизации ее непроизводственных расходов.

Что же касается косвенных налогов, то выдающийся немецкий экономист Карл Маркс прокомментировал их сущность в скрытом, спрятанном в каждой покупке, изъятии государством денежных средств у граждан. Кажется, что потребители просто покупают товар, поэтому не могут контролировать аппетиты бюджета. Фактически - плательщиком выступает потребитель, продавец же товаров и услуг выступает сборщиком косвенных налогов и посредником в перечислении их государству.

На территории России действуют следующие чистые косвенные налоги: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и таможенные пошлины.

Косвенные налоги. НДС

НДС впервые ввели во Франции, в 1958 году прошло его пилотное апробирование, а затем и внедрение. В 70-е годы его позаимствовали остальные европейские страны. В России Закон «О НДС» был принят в 1992 году Правительством Егора Гайдара. Сначала его ставка составила 28%, что создало существенное налоговое бремя, а затем его снижали дважды: до 20% и 18%, соответственно.

Косвенный налог НДС успешно распространяется в мировых налоговых системах. В чем заключается причина его популярности? Скорее всего, в нечувствительности к кризисным явлениям в экономике и ацикличности, ведь налогом облагается не производство, а потребление.

Основными направлениями российской бюджетной политики на 2012 год и на период до 2014 года подчеркивается ведущее значение НДС в федеральной налоговой системе. На долю этого налога приходится 32-35% федеральных налоговых поступлений.

НДС как пример косвенного налога предполагает базой налогообложения (согласно ст. 146 НК РФ) реализацию товаров и услуг на территории России, передачу товаров и выполнение услуг, для которых не предполагается вычет, монтажно-строительные работы, выполняемые для собственных нужд, ввоз товаров на территорию РФ.

Льготные режимы в налоговой базе НДС

Налоговый кодекс исключает из предельно-широкой сферы налогообложения НДС некоторые операции: обращение рублей и иностранной валюты, передачу имущества компанией своему правопреемнику, переход имущества для уставной деятельности некоммерческих организаций, передачу имущества в порядке инвестиции, возвращение первоначального взноса участнику хозяйственного товарищества и общества, приватизацию физическими лицами государственных и муниципальных квартир, конфискацию, наследование имущества.

Косвенный налог НДС также предполагает ряд льготных ставок налогообложения. Во-первых, нулевая ставка. Она используется для товаров экспортируемых, определяемых режимом СТЗ (свободной зоны таможенной). Также ею пользуются по отношению к услугам по погрузке, транспортировке, сопровождению экспортируемых товаров, связанных с международным транзитом товаров через территорию России и по перевозке багажа и пассажиров, если они отправлены не с территории РФ.

Впрочем, если говорить далее о таком сложном налоге как НДС, то в нем применяется также пониженная ставка (10%) относительно продовольствия, детских товаров, СМИ и книжной продукции. Таким образом, федеральное налоговое законодательство предлагает облегченный налоговый режим для данных категорий товаров за счет понижения их цены и, соответственно, увеличения на них спроса. Как видим, косвенные налоги в РФ функционируют в определенной сфере, не связанной с циклами производства, а их приток в бюджет - более равномерен.

Что еще входит в налоговую базу НДС

Юридические лица и индивидуальные предприниматели при заполнении налоговой декларации по НДС включают в налогооблагаемую базу также:

  • Полученные авансы. Исключением являются подобные платежи за товары, облагаемые ставкой 0% (см. выше) и за продукцию, имеющую производственный цикл, превышающий 6 месяцев.
  • Средства, имеющие статус «финансовая помощь», но полученные в обмен за проданные услуги и товары.
  • Проценты по товарному кредиту, векселям, облигациям в части превышения ставки рефинансирования Центробанка РФ.
  • Перечисленная компенсация по страховым договорам при неисполнении обязательств контрагентом.

Но есть и исключение из правила: юрлицо или ИП, доходы которого за предшествующие 3 месяца составляли не более 2 млн. рублей, пишет в обслуживающий налоговый орган соответствующее заявление и освобождается на 12 месяцев от уплаты НДС.

О трудоемкости определения базы НДС

Мы рассмотрели пример косвенного налога НДС согласно главе 21 НК РФ лишь в части формирования базы налогообложения. Почему один пример? Чтобы читатели оценили трудоемкость его подсчета по первичным документам. Для крупного производственного предприятия грамотное составление налоговой декларации по НДС, влекущее за собой неприменение штрафных санкций со стороны налоговой, актуально и важно. Это труд, действительно квалифицированный, требующий специфических знаний аудитора. Данная сфера деятельности определяется Законом N 943-1 "О российских налоговых органах" от 21.03.1991 г. Налог на добавленную стоимость, а также налог на прибыль компаний являются наиболее сложными в исчислении, поэтому даже внутри самих налоговых органов существует негласная специализация: одни проверяют НДС, другие - налог на прибыль. Гораздо реже встречаются универсалы, которым по плечу и то, и другое.

О методике налоговых проверок НДС

Давайте рассмотрим «внутреннюю кухню» налоговой, касающуюся проверки, например, косвенного налога НДС. Вообще говоря, проверки бывают камеральными, выездными и включающими в себя оба предыдущих вида. По степени охвата базы налогообложения они подразделяются на тематические и комплексные, сплошные и выборочные.

Как происходит камеральная проверка НДС? Налоговые инспекторы осуществляют ее непосредственно у себя в офисе. К их услугам - ранее предоставленные проверяемым юрлицом или ИП налоговые декларации и затребуемые во время самой проверки регистры его бухгалтерского учета и первичные документы. Выездная проверка производится непосредственно при бухгалтерии юрлица (предпринимателя).

Как правило, накануне плановой выездной комплексной документальной проверки НДС производится камеральная проверка предоставленной налогоплательщиком отчетности по НДС и предоставленных к ним расчетов для последующего определения расхождений ее с фактически определенной налоговыми аудиторами по первичным налоговым документам.

НДС, как пример косвенного налога, демонстрирует два направления проверки аудиторами отчетности предприятия: полноту представленной в них налоговой базы НДС и корректности применения бухгалтерами налоговых вычетов.

Анализ покупки товаров при аудите НДС

При комплексной проверке, вначале тщательно проверяется наличие первичных документов по поставщикам. Касательно поставщиков, фигурирование предоставленных ими товаров и услуг как в налогооблагаемой базе, так и вычете (определяемом согласно статьей № 171-173 НК Российской Федерации) можно принимать во внимание лишь при соблюдении некоторых условий. Должен присутствовать первичный документ - счет-фактура от поставщика, который по бухучету оприходуется на отведенном ему счете, операция по нему включена в соответствующий отчетный налоговый период (имеется в виду соответствующая налоговая декларация).

Примером такого возмещения может служить возврат суммы превышения фактически выплаченного НДС над определенным НК РФ при следующей ситуации: книгоиздательское предприятие закупает бумагу и краски, платя при этом налог 18%, но готовая товарная продукция (книги) облагается налогом 10%. Исходя из вышеуказанного сумма превышения налога от закупки бумаги и красок над налогом за продажу книг - включается в налоговый вычет.

Анализ продажи товаров при аудите НДС

Продажа товаров отслеживается на основании счетов-фактур, выписанных проверяемым юрлицом, и его журнала продаж (специфического сводного налогового регистра, а фактически рукописной базы данных для налоговой декларации).

Данная проверка касается соответствия регистров бухучета по части расчетов с поставщиками и подрядчиками и расчетов с подотчетными лицами. При этом вторые экземпляры счетов-фактур обязательно прилагаются к журналу.

Косвенный налог НДС определяется по принципу нефиктивности операций (за поставку каждого товара должен быть соответствующий расчет безналом - с текущего счета предприятия, либо из кассы - наличкой). Таким образом определяются возможные попытки возврата предприятию НДС по фактически несуществующим операциям.

Налоговики проверяют операции по К-ту счета 201 01 610 и по К-ту счета 201 04 610. Если нет счета-фактуры за продажу товаров (услуг), по нему проводят встречную налоговую проверку в бухгалтерии контрагента юрлица. Если и там его нет - сделка фиктивна, а это является экономическим преступлением. При этом обращается внимание на хронологический порядок составления и регистрации счетов-фактур. Также выборочно-встречные проверки назначаются и по крупным поставкам, по которым счета-фактуры имеются.

Пример налоговой ошибки при продаже товара

Предприятие-поставщик должно обладать компетентным юридическим сопровождением оформления договоров. Речь идет о том, что реализация услуг и товаров всегда должна производиться при условии увеличения их цены на сумму НДС. Стороны, заключающие договор, обязаны четко определить обязательный реквизит указанной цены - с налогом или же без налога. В договоре указывается цена без НДС, именно она выступает базой налогообложения. Поэтому крайне желательно в самом договоре выделить сумму НДС отдельной строкой.

Последнее связано с тем, что согласно ст. 424 ГК России стороны оплачивают цену товара по реквизитам, указанным в договоре.

Заканчивая наш обзор по НДС, отметим, что он из-за своего универсального характера, является одним из наиболее сложных по своей методике среди существующих в РФ налогов.

Акцизный сбор. База налогообложения

Косвенные налоги в РФ (кроме крупнейшего из них - налога на добавленную стоимость) включают в себя федеральный налог - акцизный сбор (часто называемый сокращенно - акцизом) и таможенные пошлины. Он взимается с определенных групп товаров как при продаже их на территории России, так и при перемещении их через российскую границу. Перечисляют его в бюджет юрлица и ИП, а фактическими плательщиками являются потребители, т. к. он включен в цену покупаемых ими товаров. Поскольку сумма налога включена в цену товара, то очевидно, что косвенным налогом является акцизный сбор.

Как правило, подакцизными являются автомобили, алкогольная продукция, дизельное топливо, моторные масла, пиво, прямогонный и автомобильный бензин, спирт и спиртосодержащая продукция, табачная продукция.

Согласно статьи 182 Налогового кодекса, объектом налогообложения являются операции по реализации налогоплательщиком подакцизных товаров, произведенных в России, получение и оприходование данной продукции, отдельные типы передачи товаров (давальческая схема), операции перемещения подакцизных товаров за пределы России.

Пп. 1 п. 6 ст. 182 НК РФ фиксирует возникновение подакцизного объекта при конфискации и оприходованию бесхозяйственных товаров данным косвенным налогом. Является объектом налогообложения и передача подакцизного имущества в уставные фонды компаний.

Порядок налогообложения акцизом

Не облагается акцизом экспорт подакцизных товаров, передача между подразделениями производственного предприятия, первичная передача конфиската для последующей промышленной обработки, ввоз на таможенную территорию подакцизных товаров с последующим отказом в пользу государства, ввоз подакцизного имущества в портовую СЭЗ.

Действующие ставки акцизного сбора на период до 2015 года представлены в ст. 193 НК РФ.

Налоговые органы производят документальную проверку, берут во внимание контракт плательщика налога со своим контрагентом, документы об оплате в комплексе с банковской выпиской о перечислении денежных средств, грузовую таможенную декларацию, копии подтвердительных транспортных документов, свидетельствующих о вывозе подакцизной продукции за пределы России.

Налоговый период для внутренней реализации подакцизных товаров есть месяц, для перевозимых через границу - согласно ТК РФ.

Пример определения суммы акциза

Исходные условия : ЛВЗ производит водку с содержанием спирта этилового 40%. Производство ее характеризуется ежемесячным объемом 500 л. Актуальная налоговая ставка - 210 рублей за литр спирта этилового безводного. Сумма акциза по купленному спирту этиловому составляет 1650 рублей.

Решение : Налогооблагаемая база составит: 500 х 40% = 200 л.

Сумма акциза, соответствующая реализованной водке: 200 л х 210 руб = 42 000 руб.

Сумма акциза к уплате: 42 000 - 1650 = 40 350 руб.

Вывод

Косвенные налоги являются непременным атрибутом современной налоговой системы. Особое значение в ней имеет НДС, обеспечивающий наибольшую сумму налоговых бюджетных поступлений (для России 33-35%). Следует заметить, что ставка налогообложения НДС является важным стимулом развития экономики. Не удивительно, что за период наращивания экономического потенциала страны, начиная с 1992 года, ставка НДС в РФ уменьшилась с 28% до 18%.

Отметим, что акциз - косвенный налог, но довольно специфический. Хотя он имеет на порядок меньший удельный вес в налоговых поступлениях, чем НДС, однако его ставки являются индикатором отношения государства к среднему классу.

Налоговое законодательство, действующее в Российской Федерации, представляет собой сложную систему, построенную на основе взаимодействия множества разновидностей налогообложения для всех типов бизнеса. По какой бы системе ни работал индивидуальный предприниматель или же организация, они обязаны выплачивать в государственную казну налоги, которые делят на два вида: прямые и косвенные.

Косвенные налоги, прямые налоги, получаемые в государственную казну от населения и юридических организаций различного плана, являются ее важной, и, можно сказать, самой главной составляющей.
Прямые и косвенные налоги, примеры которых будут приведены ниже, помогают наполнять казну государства, что является основой для осуществления всех необходимых социальных выплат, заключения договоров, строительства жизненно необходимых проектов и т.д. Их роль в нормальном функционировании государства невозможно переоценить.

Все о прямых налогах

Что такое прямые налоги, как они высчитываются, и какая категория налогоплательщиков попадает под эти вычеты? Данный вопрос интересует практически каждого. Прямые налоги — это те, которые в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации взимаются как с физических, так и с юридических лиц при получении какой-либо прибыли. Также данная разновидность налогов может взиматься с имущества, которым владеет налогоплательщик. Но к такому случаю относятся только те ситуации, при которых стоимость имущества физического или юридического лица дает повод для обложения его налогом.

Прямые изымаются по-разному. Все зависит от того, кем является налогоплательщик – физическим лицом или же юридическим.

Для персон гражданских прямым налогом является:

  1. Налог на доходы.
  2. На участок земли, находящийся в собственности человека.
  3. На используемую воду.
  4. На личные транспортные средства.

Для юридических лиц перечень налоговых сборов таков:

  1. Налог на добавленную стоимость с работающего персонала.
  2. На получаемую прибыль.
  3. На имеющееся имущество.
  4. На принадлежащие юридическому лицу транспортные средства.
  5. На принадлежащую землю.
  6. На бизнес, связанный с игровыми автоматами и т.п.
  7. На имеющиеся водные источники.
  8. На добычу природных ресурсов из недр земли.

Читайте также: Что такое Роспотребнадзор и чем он занимается

Так как в налоговую инспекцию регулярно поступает отчетная документация, а также декларации с различных организаций и от индивидуальных предпринимателей, количество денежных средств, которые должны поступить в государственную казну, просчитывается заранее.

В соответствии с законодательством нашей страны нет необходимости выплачивать налоги при получении доходов следующего типа:

  1. Пенсионных выплат.
  2. Пособий, выплачивающихся по причине становления на учет в центр занятости по месту жительства.
  3. Пособий, связанных с беременностью, а также родами.
  4. Выплат за сдачу крови (для доноров).
  5. Выплаты от супругов на несовершеннолетних детей – алименты.
  6. Выплаты за достижения в научной деятельности.
  7. Выплаты за достижения в различных сферах искусства.
  8. Денежная помощь от организации семье сотрудника в случае смерти последнего.
  9. Денежная помощь пострадавшим в случае стихийного бедствия.
  10. Доходы от продажи жилища, которое являлось собственностью гражданского лица более пяти лет. В случае когда жилье было приобретено до наступления 2016 года, оно должно являться собственностью физического лица до продажи не менее трех лет.

Подробный список доходов, облагающихся прямым налогом можно прочитать в ст.217 НК РФ.

Все о косвенных налогах

Косвенные налоги — это налоги, которые начисляются поверх стоимости того или иного товара. Их количество определяется количеством получаемой налогоплательщиком прибыли. Таким образом, получается, что налогоплательщик, который занимается производством той или иной продукции, или оказывающий какие-либо услуги должен продавать выпускаемое или же предоставлять свои услуги по цене с добавленной стоимостью на уплату в налоговую инспекцию.

По сути, в данном случае реальным плательщиком налоговых сборов является тот человек, который вышеупомянутый товар или услуги приобретает. Так как оплачивает при приобретении дополнительную стоимость именно он.

А производитель в данном случае является лишь посредником, помогающим попасть налоговым начислениям в государственную казну. При уплате налогов он выплачивает лишь ту денежную сумму, которая «накидывалась» поверх реальной стоимости продаваемых товаров или предоставляемых услуг.

Налог, это обязательное финансовое обязательство, подлежащее уплате государству. Налоговая система в основном делится на две большие категории прямого налога и косвенного налога , состоящие из различного характера налогообложения.

Основа для сравнения Прямой налог Косвенный налог
Значение Прямой налог упоминается как налог, взимаемый с дохода и благосостояния человека, и оплачивается непосредственно правительству. Косвенный налог упоминается как налог, взимаемый с человека, который потребляет товары и услуги и оплачивается косвенно правительству.
Накладные расходы Человек, на которого наложено налоговое бремя. Бремя налога может быть зачислено другому человеку.
Типы Налог на богатство, подоходный, на имущество. Импортных и экспортных пошлин. Налог с продаж, НДС акцизы, таможенная пошлина.
Уклонение от уплаты Возможно Вряд ли возможно, поскольку включен в цену товаров и услуг.
Инфляция Прямой налог помогает в снижении инфляции. Косвенные налоги способствуют инфляции.
Взимается с Лица, ИП, компания, фирма Потребители товаров и услуг.
Действие Прогрессирующий Регрессивный

Определение прямого налога

Прямым налогом облагаются доход и богатство человека, и оплачивается непосредственно правительству, бремя такого налога не может быть сдвинуто. Налог носит прогрессивный характер, т.е. возрастает с увеличением дохода или богатства и наоборот. Он облагает по платежеспособности человека – налог взимается с более богатых людей. Налог взимается и собирается либо центральным правительством или местными органами.

Есть несколько видов прямых налогов, таких как:

  • Подоходный налог.
  • Налог на богатство.
  • Налог на имущество.
  • Импортных и экспортных пошлин.

Определение косвенного налога

Косвенный налог упоминается как налог, взимаемый с человека потребляющего товары и услуги, оплачивается косвенно правительству. Бремя налога может быть легко перенесено на другое лицо. Налог носит регрессивный характер, увеличивая спрос на товары и услуги, и наоборот. Налагается на каждого человека, одинаково богат он или беден. Администрация налога осуществляется либо с помощью центрального правительства или управления области.

Есть несколько видов косвенных налогов:

  • Налог с продаж.
  • НДС (налог на добавленную стоимость).
  • Акциз.
  • Таможенная пошлина.
  • Сельскохозяйственный налог на прибыль.

Чем отличаются прямые налоги от косвенных

  1. Налог, который уплачивает человек, на которого он наложен, известен как прямой налог. Налог, который оплачивается налогоплательщиком косвенно – косвенный налог. Прямой налог взимается с дохода и благосостояния человека, в то время как косвенный налог взимается с человека потребляющего товары и услуги.
  2. Основным различием между прямым и косвенным налогом является бремя прямых налогов, оно не может быть передано другому лицу, в то время как обязательство косвенных налогов может быть сдвинуто.
  3. Уклонение от уплаты налогов возможно в случае прямого налога, если надлежащее введение сбора не производится, но в случае косвенного налога, уклонение от уплаты налога не представляется возможным, так как сумма налога начисляется на товары и услуги.
  4. Прямой налог взимается с физических лиц, фирм, организаций. С другой стороны, косвенный налог взимается с потребителя товаров и услуг.
  5. Характер прямого налога является прогрессивным, косвенный налог – регрессивный.
  6. Прямой налог помогает в снижении инфляции, но косвенный налог иногда помогает в продвижении инфляции.

С экономической точки зрения

Прямой налог относится к любому уровню одновременно наложенного и собранного с определенной группы людей или организаций. Примером прямого налогообложения служит налог на прибыль.

Косвенные налоги собираются с кого-то или какой-либо организации, кроме физического или юридического лица, которое обычно отвечает за налоги.

Налог с продаж, например, не будет считаться прямым налогом, потому что деньги собирают у торговцев, а не с потребителей. В этом экономическом контексте, закон фактически может определить лицо или лица, из которых будут собираться налог, но не имеет ничего общего с тем, как налоговая нагрузка распределяется на рынке. Кто несет экономическое бремя самого налога, будет определяться рыночными силами и может быть рассчитана путем сравнения цены товара.

С юридической точки зрения

В юридическом смысле, значение прямых и косвенных налогов меняется:

  • Прямой налог относится только к собственности.
  • Косвенные налоги накладываются на широкий спектр прав, привилегий и деятельности.

В этом смысле, налог на продажу имущества будет считаться косвенным налогом, а налог на фактически причитающееся имущество будет прямой.

Сходства

  • Уплачивается государству.
  • Штраф за неуплату.
  • Проценты (пеня) по просроченному платежу.
  • Неправильное применение может привести к уклонению от уплаты налогов и штрафам.

Прямой и косвенный налоги обладают своими достоинствами и недостатками. Если мы говорим о прямых налогах они являются справедливыми, потому что зависят от платежеспособности человека. Прямой налог является экономичным, поскольку его стоимость сбора меньше, но, тем не менее, он не распространяется на все слои общества.

Действие косвенного налога легко понять, так как он включен в стоимость продукции и услуг, а также наряду с этим располагает превосходным освещением в каждой части общества. Одним из главных преимуществ косвенного налога является высокая ставка для вредных продуктов по сравнению с другими товарами необходимыми для жизни.