Всё, что нужно знать, прежде чем взять кредит. Что нужно знать, прежде чем взять собаку из приюта

Зандман Римма – Заслуженный учитель России, почетный работник общего образования, преподает русский язык и литературу в московской гимназии № 1512.

У меня, школьного учителя с 42-летним стажем преподавания, отношение к семейному обучению довольно осторожное - хотя я признаю, что закон об образовании такое право родителям дает и что в каких-то случаях результаты бывают удачными. Однако если родители только начинают задумываться: а не перевести ли своих детей на семейное обучение, то им стоит знать и о подводных камнях этого вида образования.

Что важно знать:

Сразу оговорюсь: речь пойдет именно о семейном обучении , то есть о ситуации, когда родители самостоятельно учат своих детей без помощи школы, полностью несут ответственность за качество такого обучения, а дети потом наравне с другими их сверстниками проходят итоговую аттестацию. На практике же под «семейным обучением» часто понимают что угодно - и экстернат, и индивидуальные учебные планы для детей с особенностями здоровья, и даже ситуацию, когда в силу каких-то обстоятельств ребенок занимается с учителем дистанционно, например, по скайпу.

На мой взгляд, у семейного обучения - даже в самом идеальном случае! - есть существенные минусы, о которых надо знать. Минусы, обусловленные самой сутью образовательного процесса.

1. В учебе ребенку необходимо общаться со сверстниками

При семейном обучении ребенок контактирует только с родителями, выступающими в роли учителей. Однако при изучении многих предметов детям необходимо общаться не только с учителем, но и со сверстниками. Ученик не просто получает некий объем знаний, ему надо научиться обращаться с этими знаниями, а значит - учиться формулировать свою мысль, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Причем не только в гуманитарных дисциплинах, но даже и в точных. Доказывать именно сверстникам, на свойственном детям уровне общения. (Замечу в скобках, что речь сейчас не о том, что принято называть «социализацией», а именно об образовательном общении со сверстниками).

Есть вещи, которым просто невозможно научить, когда ребенок один. Мне приходилось видеть детей, обучавшихся дома, они могли все правильно решить, хорошо выполнить письменные задания, но ничего не могли объяснить устно.

2. Нельзя пройти программу быстрее без ущерба для качества

У родителей, которые предпочли самостоятельно обучать своих детей, возникает соблазн ускориться, пройти программу 11 классов значительно быстрее. А это серьезная ошибка.

Школьная программа составлена не идиотами, и в ней виды деятельности расписаны в соответствии с возрастными особенностями детей. А даже у самых одаренных детей мышление развивается постепенно, как аналитическое, так и образное. Именно в соответствии с присущим их возрасту уровнем мышления они и учатся использовать знания, применять их для чего-то. Если же не считаться с этой постепенностью развития, если стремиться сразу перепрыгнуть через несколько ступенек лестницы, то приведет это лишь к тому, что усвоенные знания окажутся мертвыми, механическими.

3. Невозможно ускорить освоение программы, не разрушив при этом межпредметные связи

Школьные программы по разным предметам увязаны друг с другом, знания из одной дисциплины в нужное время используются в другой. К примеру, невозможно решать задачи по физике, не умея пользоваться десятичными дробями, и поэтому десятичные дроби изучают по математике в пятом и шестом классах, а физика начинается с седьмого. Поэтому чтобы «ускориться», родителям пришлось бы перекраивать программы всех предметов школьного курса, пытаясь сохранить межпредметные связи. А это задачка сродни квадратуре круга, то есть принципиально нерешаемая.

Никакой вид обучения - будь то обычная школа, будь то семейное обучение - не дает возможности пройти какой-либо курс быстрее без ущерба. Причем ущерб может не сразу быть заметен, а проявится уже после поступления в ВУЗ.

4. Семейное обучение требует от родителей массу времени, которого может не хватить

Родитель, который занимается образованием ребенка и контролирует его учебную деятельность, не должен быть обременен добыванием хлеба насущного.

Нельзя дать ребенку, особенно маленькому, задание - и уйти на работу до вечера. Ребенок чаще всего неспособен сам себя организовать. Кто-то должен быть с ним рядом и организовывать, причем в самые продуктивные часы, то есть в первую половину дня.

5. Родителям может не хватить знаний для объяснения учебного материала

Чтобы преподать ребенку все предметы в объеме базового школьного курса, в семье должны быть люди, способные это сделать. Кто-то должен быть способен объяснить физику, кто-то английскую грамматику, кто-то - анатомию и физиологию. А чтобы грамотно и понятно объяснить, недостаточно знать предмет на уровне школьного учебника. Это азбучная истина в педагогике: чтобы объяснить что-то даже на простом уровне, самому нужно знать эти вещи более глубоко. Конечно, если семья достаточно обеспеченная, можно нанять репетиторов, но и в этом случае образовательный и интеллектуальный уровень родителей должен быть таков, чтобы они могли понять, кого нанимают.

6. В многодетной семье нельзя перекладывать обучение младших детей на старших.

Иногда родителям кажется, что их собственную нехватку времени могут возместить старшие дети, которые будут заниматься с младшими. Но тут надо понимать: дети, даже старшие, даже студенческого возраста - это все равно дети, им может не хватить терпения, такта, усидчивости. Кроме того, у старших детей есть свои обязанности по дому, есть своя учеба, своя работа, личная жизнь - и потому они могут заниматься с младшими только в те часы, когда не заняты. Когда они будут заниматься с маленькими? В семь вечера? В восемь? В десять? Или вообще только по выходным?

Спросить себя:

…Но, допустим, вы твердо намерены дать своим детям семейное образование и считаете, что вышеперечисленные проблемы вас не касаются. Все равно, прежде, чем делать окончательный выбор, задайте себе несколько вопросов.

1. Какова моя мотивация? Достаточно ли она весомая?

Бывает так, что семейное обучение родители выбирают в силу априорного недоверия к школе, а причины этого недоверия во многом искусственные, основанные не на реальном опыте, а на общественном мнении, подогретом СМИ. Я, может, резко выскажусь, но, по-моему, наше общество сейчас науськано на школу. И выбор семейного обучения поэтому может быть протестным ходом интеллигенции, которой кажется, что, не пуская ребенка в школу, они предоставляют ему свободу для развития и творчества.

А еще бывает, что родители заранее распланировали будущее ребенка, решили за него, маленького, кем ему стать - юристом, или художником, или экономистом, и семейное обучение выбирают именно для того, чтобы ничто не мешало двигаться в заданном направлении. О том, что дети, особенно в раннем возрасте, очень пластичны, что их интересы, их жизненные ориентиры могут не раз поменяться, такие родители не думают. Они хотят вылепить ребенка по своему желанию. Естественно, когда дети подрастают, это приводит к конфликтам, а иногда и к настоящим трагедиям.

2. Знаю ли я, чему надо учить ребенка?

Если вы решили дать вашему первокласснику семейное образование, для начала ознакомьтесь с базовой школьной программой, причем не только для первого класса, а с первого по одиннадцатый. Из-за незнания программы и того, как программа соотносится с требованиями итоговой аттестации, вырастает множество проблем. Вам нужно понять, какие возможности для развития ребенка в разных направлениях дает школьная программа, чтобы, когда увидите, что интересы ребенка изменились, вы своевременно могли помочь ему двигаться в новом направлении. Допустим, в начальной школе он увлекался зоологией, но класса с пятого-шестого в нем вдруг обнаружилась тяга к истории, или к математике, или к литературному творчеству. Вы должны понимать, что из себя представляет школьная программа по этим предметам, на что можно обратить внимание ребенка, какие книжки ему предложить, какими ресурсами воспользоваться.

3. Как я организую работу ребенка?

Надо сразу осознать: без системы никакого образования быть не может. Дети точно должны знать, что в понедельник они изучают такие-то предметы, во вторник - такие-то. То есть должно быть составлено расписание, и это расписание должно стать основой основ. Никакие обстоятельства, кроме совсем уж экстремальных, не должны его ломать. Никакое «я не успеваю приготовить обед», «пригласили в гости», «я записана в парикмахерскую» не причина менять расписание. Особенно это важно для детей от семи до четырнадцати лет. После уже что-то можно оперативно менять по согласованию с ребенком, но до четырнадцати лет у него должно быть четкое системное представление о том, что и когда у него будет. А для этого нужно так распланировать всю семейную жизнь, весь быт, чтобы расписание оставалось незыблемым. На практике это очень трудно сделать, потому что жизнь есть жизнь, форс-мажоров в ней предостаточно.

4. Как добиться, чтобы ребенок не «варился в собственном соку»?

Образовательный процесс в семье не должен замыкаться только на членов семьи. Обязательно нужен выход на что-то внешнее, чтобы ребенок не думал, будто его мысли - единственно правильные, чтобы он понимал: иногда нужно считаться даже с неправильными мыслями другого человека.

То есть должно быть образовательное общение со сверстниками вне семьи. И семья должна такое общение организовать. К примеру, если бы мне пришлось заниматься семейным обучением своего ребенка, я обязательно нашла бы через знакомых его сверстников, придумала бы им какие-то совместные проекты - как бы конференции, диспуты, круглые столы, образовательные игры. Цель - чтобы во время подготовки и проведения таких вещей ребенок участвовал в коллективной деятельности. Возможно, для этого стоит объединиться с другими семьями, выбравшими для своих детей семейное обучение.

5. Чего я не знаю и не умею?

Вам придется признать, что вы на самом деле многого не знаете и не умеете. Речь не только о содержании школьной программы (ее в любом случае придется осваивать вместе с детьми), а о возрастной психологии, возрастной физиологии, методике преподавания. Всему этому надо будет учиться. Вы не просто должны понимать, что дети постоянно меняются, но и прогнозировать эти изменения и заранее подбирать ребенку те или иные образовательные ресурсы (книги, фильмы, задачки, игры, экскурсии, кружки и так далее).

Вам придется признать и более неприятную вещь: вы не так хорошо знаете своего ребенка, как вам кажется. Вы думаете, что если видите его каждый день с рождения, то знаете о нем всё? Заблуждение. Есть такие вещи, которые заметны только постороннему взгляду.

Когда ребенок учится в школе, там его видят разные учителя, каждый со своими особенностями, своим опытом, своими достоинствами и недостатками. Там ребенка видят в разных обстоятельствах, в разных формах деятельности, в общении со сверстниками. И из всего этого, из множества частных взглядов, из анализа множества локальных ситуаций постепенно складывается объективная картина. Школьные учителя могут понять о ребенке что-то такое, чего не видно в семье. Поэтому, если вы отказываетесь от помощи школы, то, по крайней мере, постарайтесь трезво оценивать себя как педагога и учитывать, что ваше восприятие собственного ребенка подчас одностороннее.

6. А что будет, если обстоятельства изменятся?

Бывает так, что родители выбирают для ребенка семейное обучение, занимаются с ним, но проходит несколько лет - и обстоятельства по объективным причинам меняются, продолжать семейное обучение уже невозможно. Например, болезнь кого-то из родителей, или необходимость выйти на работу, отнимающую львиную долю времени, и так далее. И тогда ребенку приходится идти учиться в школу.

А это становится для него сильнейшим стрессом. Выход за пределы уютного семейного пространства туда, где ему приходится быть со сверстниками, а взрослые появляются лишь в определенные моменты времени, может оказаться для него непреодолимой проблемой. Такой стресс может проявиться в депрессии или в крайнем возбуждении, или в шоке. Даже если у ребенка устойчивая психика, все равно не избежать серьезных сложностей и для него, и для всей семьи.

Словом, семь раз отмерь…

Эта статья для тех, кто испытывает иллюзии относительно применения духовных практик. Духовные практики — это не волшебная пилюля от ваших проблем. Более того, количество проблем может увеличиться после их применения. Почему так происходит, вы узнаете из этого материала.

Участники сообщества на Ключах Мастерства имеют достаточно высокий уровень осознанности. Но все же иногда попадаются комментарии с обвинениями, что духовные практики испортили жизнь. Поэтому выносим в отдельную статью базовые принципы, которые нужно учитывать, прежде чем начинать заниматься духовными практиками. Без понимания этих основ, успеха в применении любых техник духовной направленности, достичь вам будет сложно.


После применения духовных практик проблема может обостриться

Если человек использует практики в решении какого-то вопроса, поначалу ситуация может накалиться. Это происходит потому, что на поверхность сознания поднимаются непроработанные травмы, высвечиваются негативные убеждения. Кого-то это может испугать и заставить остановиться, оставить все как есть. Некоторые даже начинают обвинять духовные практики в своих бедах: «хотел проблему решить, а только хуже стало». Это связано с незнанием духовных законов и непониманием, как работают духовные инструменты. С помощью духовных практик человек связывается со своими высшими аспектами, выходит на связь с духовными наставниками. А на этом этапе единственный возможный для них способ ответить — высветить ситуацию со всех ракурсов.

Если вы хотите что-то получше разглядеть, вы включаете свет. По-другому рассмотреть не получится. И если вы увидели что-то нелицеприятное для себя, вы же не обвиняете свет, что он вам показал это. Свет помог увидеть. Также духовные практики помогают осознать, разобраться в ситуации, увидеть мудрость.Если человек только делает первые шаги к осознанной жизни, его путь еще в самом начале завален ограничениями, эмоциональными блоками, психологическими травмами. И пока он не разгребет эти завалы, он не сможет двинуться дальше.

Если человек еще не готов посмотреть в лицо своим страхам, вытесненным чувствам, качествам, он ошибочно воспринимает ухудшение ситуации как отрицательное действие духовных практик. Он не понимает, что ответственность за все происходящее с ним в жизни полностью лежит на нем. Если вы хотите получить ощутимый результат, применяя духовные практики, сначала осознайте, что сами создали текущую ситуацию, а потом выберите поступать по-другому. А духовные инструменты помогут исцелиться от травм и переписать негативные убеждения.


Духовные практики не решают ваши проблемы

Тренинги, курсы, книги по личностному росту обещают изменить вашу жизнь: проститься с одиночеством, избавиться от неуверенности в себе, обрести любовь, наладить отношения, улучшить здоровье, материальное положение. Но не все понимают, что только от них самих зависит результат. Не курсы и книги меняют жизнь, а ВЫ сами. Любая техника работает. Неважно, применяете вы методики из книг, рекомендации из статей или покупаете дорогой тренинг.

Духовные инструменты не решают проблему, решаете ее вы сами.

Без вашего участия ничего не получится. Вы ни один вопрос не решите, просто медитируя и не предпринимая никаких шагов в реальности. Любой навык не появляется на ровном месте. Его нужно нарабатывать. Любая цель требует вложения сил, энергии, времени. Это цена, которую вы платите — отказ жить по-старому, принятие вызова кардинально изменить какую-то сферу своей жизни. Медитировать на привлечение денег бесполезно, если вы ничего не делаете, чтобы повысить квалификацию или найти работу. Похудеть невозможно от одних аффирмаций на стройность. И в том и в другом случае нужны ВАШИ действия.

Духовные практики + действия в жизни = достижение результата.


Духовные практики — не волшебная пилюля

Люди заблуждаются, когда ждут эффекта волшебной пилюли от духовных практик. Принял ее один раз и излечился. Ничего не изменится, пока человек не поймет, что он творец своей жизни, а духовные практики — всего лишь инструмент в его руках. У каждой медитации или практики есть своя цель: одни помогают исцелиться от боли, другие направлены на открытие талантов, достижение цели. Но все они помогают выстроить вашу связь с духом. Если вы используете их как рецепт от недуга, ожидая конкретного результата, вы столкнетесь с разочарованием.

Пример. Девушка хочет быть любимой, ревнует молодого человека и доводит отношения до разрыва.
Ее цель — вернуть расположение парня, доказать, что она достойна любви. В связи с этим применяет практики по увеличению привлекательности. А вместо этого получает обучающие ситуации, которые несут мудрость: научись принимать себя такой, какая ты есть, полюби себя. В этом случае ее ожидания от духовных практик не оправдываются, потому что она отнеслась к ним как к волшебной таблетке. Но если эта девушка поймет, чему ее хотели научить, то в результате получит гораздо больше, чем хотела:

Выстроит духовный стержень, раскроет внутренний источник любви, что позволит обрести любовь и уважение к себе.

Находясь внутри неблагоприятных обстоятельств, тяжело увидеть в них совсем иной смысл. Нужно обладать смелостью и готовностью увидеть то, на что больно смотреть, от чего всю жизнь отворачивались.У меня есть знакомые, которые время от времени ноют о том, как у них все плохо. Раньше я тратила силы, рассказывала о своем опыте, как я изменила ситуацию. Надеялась, что они прислушаются. Но когда они слышат, что мне помогло признание ответственности и выбор, в их глазах сразу теряется интерес, потому что они ждут пилюлю. Жаловаться легче, чем признать, что сами создали обстоятельства, в которых находятся.

Духовные практики не работают как лекарство, как таблетка.

Они показывают путь, на что обратить внимание, чтобы справиться с болезненной ситуацией. Это испытание, но если вы его выдержите, получите гораздо больше чем, решение проблемы.

Всем привет и добро пожаловать в Music Academy. Меня зовут Антон и это одна из статей нашей обучающей серии.

Предположим Вы и сами начали уже заниматься диджеингом на обычной аппаратуре или мобильном контроллере. В этой статье хотелось бы познакомить Вас с основами сведения чтобы вы смогли сводить треки еще более качественно.

Давайте посмотрим с чем нам предстоит разобраться. Прежде всего для сведения нам необходимо выяснить несколько моментов:

1) Знать свою музыку.

3) Знать что такое битмэтчинг.

4) Знать свое оборудование.

Сейчас мы не будем углубляться в такие моменты как тайминг или гармоническое сведение. Сейчас мы будем разбирать только основы и уже в дальнейшем мы подойдем ко всем прочим составляющим сведения.

1) Итак, начнем с музыки. Вы должны знать музыку из вашей коллекции, потому что большую часть времени вы то и дело что будете слушать музыку. Вы должны быть уверены в том что хорошо знаете трек перед тем как его ставить и сводить с другим. Если вы практикуетесь дома, то можете делать это с новой музыкой, потому что Вы пытаетесь найти лучшее сочетание с другими треками.

Раньше я делал так: я слушал первые несколько секунд трека (может быть минуту) и сразу говорил - "Класс, этот трек хорошо зайдёт на танцполе, закину его в треклист". Каково же было мое изумление когда в ходе выступления я не был готов к тому что в середине трека случится смена ритма и даже темпа... Это заставило меня изрядно понервничать, так как я не совсем понимал как действовать дальше. Но к моему счастью это была лишь середина трека и вскоре трек вернулся к привычному ему темпу и ритму. Это был довольно неприятный сюрприз.

Поэтому знайте свою музыку. Знайте все о каждом своем треке!

2) Теперь поговорим о не менее важном, а точнее об одном из самых важных моментов - о том как считать и анализировать треки.

Я напишу об этом более подробную статью, в которой я разберу что такое биты, такты и квадраты. Это позволит Вам легко разобраться в структуре композиции и найти более выигрышные моменты для сведения.

Также в статье я уделю внимание терминологии которую использую (эта та же терминология, которой пользуются все диджеи).

3) Теперь перейдем к битмэтчингу.

Как только вы решили стать диджеем или уже стали, то первое чему вы должны обучиться - это битмэтчингу.

Итак что такое битмэтчинг? У вас есть две композиции которые вы хотите свести. Вы хотите сделать это довольно красиво и плавно. Это будет возможно только тогда, когда обе (или более: 3-4) композиции будут играть в одном темпе (на одной скорости).

Давайте представим себе такую необычную ситуацию, хотя в голливудских боевиках это довольно "обычная" ситуация. Вы несётесь от погони на автомобиле по трассе и Вам необходимо перепрыгнуть на ходу в другой. Да, такая довольно странная аналогия, но сейчас вы поймете о чем я. Та машина, в которую Вам необходимо перепрыгнуть, может ехать быстрее той в которой едете Вы, тогда Вы просто не сможете перепрыгнуть, так как она уже проехала мимо Вас. Или наоборот она едет довольно медленно и не успевает за вашей. Так вот для того чтобы Вы смогли совершить прыжок между машинами, они должны ехать максимально ровно (на одной скорости) и параллельно. В ситуации с треками всё происходит точно так же! Вам необходимо сопоставить темпы, чтобы треки "ехали" вместе параллельно и биты не "разъезжались", тогда переход между треками будет плавный и красивый. Если это будет не так, то Вы услышите как ужасно это звучит.

Наверное многие из Вас уже могли пользоваться крутым оборудованием или каким-то мобильным контроллером и программой для диджеинга. На них уже есть такие вспомогательные элементы как кнопка синхронизации (SYNC).

Что делает функция синхронизации - она автоматически делает битмэтчинг за Вас! Да, проанализировав дорожку в программе, она определеяет у неё темп, сетку ударов и теперь все можно сделать просто, нажав кнопку SYNC. Очень удобная и крутая функция, но я рекомендую Вам все же научиться это делать самостоятельно на слух.

Когда это может пригодиться, приведу парочку примеров:

— Вот Вы на выступлении. Вы играете с помощью вашего контроллера или на крутой навороченной аппаратуре. Там есть кнопка SYNC. И вдруг у Вас случается техническая неполадка - она не работает. Что вы будете делать, если не знаете как делать это на слух?

— Еще один вариант когда это может быть полезно. Синхронизация работает хорошо и точно на большинстве стилей электронной музыки. Но, к примеру, она может не совсем точно работать на таких стилях как Hip-Hop, так как там сочетание разных ритмических паттернов, а может даже и вовсе может меняться темп. Или рассмотрим пример того что Вы играете старую музыку, где артисты использовали ЖИВЫХ музыкантов. К примеру, барабанщик (а не драм-машина) держит ритм и темп всей дорожки, но насколько бы хорош он ни был, темп его игры может немного "плавать" и синхронизация с этим не сможет справиться.

Так что владеть таким навыком очень важно и полезно! Настоятельно рекомендую тренировать битмэтчинг на слух.

4) И, наконец, финальный элемент - это оборудование. Разные пульты выглядят по-разному, разные проигрыватели выглядят по-разному (CDJ, виниловые) и контроллеров есть тоже великое множество. У каждого девайса свои фишки. Но общие элементы есть у всех. Это секция эквалайзера и это секция эффектов на пульте или внутри вашей программы. Эквалайзер является основной секцией. Блоки эффектов могут быть разными и могуть быть неплохим дополнением к приемам вашего сведения.

Что позволяет делать эквалайзер?

Предположим у Вас есть два трека. Оба трека довольно бассовые. Один звучит довольно плотненько. И второй тоже имеет глубокий и плотный басс. Если включить оба трека так как они есть, то вы услышите сильный перегруз и довольно неприятное звучание. Эквалайзер позволяет отрегулировать уровень громкости частот (Высоких / Средних / Низких) и настроить такое положение ручек эквалайзера в котором оба трека будут звучать сбалансированно и гармонично. Это очень важный момент.

Что же, надеюсь эта статья дала Вам представление о том что Вас ожидает на пути становления диджеем. Конечно же, многие из Вас это уже знали, но большинство диджеев до конца не понимают что такое сведение в целом. Да, поначалу Вы так себе это и представляете - плавный переход от одного трека к другому, но позже вы поймете что это не единственный вариант сведения, когда можно использовать более креативные и интересные варианты. Вы научитесь когда начнете экспериментировать.

Японское слово «дзен» происходит от китайского слова «чань», которое, в свою очередь, происходит от санскритского «дхьяна», что переводится как «созерцание», «сосредоточение». Дзеном называется одна из школ буддизма, которая сформировалась в Китае в V-VI веках. Большое влияние на формирование дзена оказал даосизм, поэтому между этими течениями много общего.

Что такое «дзен»?

На сегодняшний день, дзен-буддизм является главной монашеской формой буддизма ветви Махаяна («большая колесница»), широко распространенной в Юго-Восточной Азии и Японии.

В Китае дзен-буддизм называется «чань-буддизмом», во Вьетнаме - «тхиен-буддизмом», в Корее - «сон-буддизмом». В Японию дзен-буддизм пришел относительно поздно - в XII веке, однако именно японская транскрипция названия этого направления буддизма стала самой распространенной.

В широком смысле дзен - это школа мистического созерцания, учение о просветлении. Под дзен понимают практику дзенских школ, также обозначаемую понятием «дхьяна» и являющуюся наиболее важной частью буддийской практики.

Как появился дзен-буддизм?

Традиционно первым патриаром дзена считается сам Будда Шакьямуни. Вторым патриархом - его ученик Махакашьяпа, которому Будда после молчаливой проповеди передал лотос, символизировавший пробуждение.

Тхить Нят Хань, вьетнамский дзен-буддистский монах и автор книг по буддизму, так передает эту историю.

«Однажды Будда стоял перед собранием народа на Пике Грифов. Все люди ждали, когда он начнет учить дхарме, но Будда молчал.

Прошло уже довольно много времени, а он ещё не вымолвил ни единого слова, в руке его был цветок. Глаза всех людей в толпе были обращены к нему, но никто так ничего и не понял.

Потом один монах посмотрел на Будду сияющими глазами и улыбнулся. И Будда сказал: «У меня есть сокровище видения совершенной Дхармы, волшебный дух нирваны, свободной от нечистоты реальности, и я передал это сокровище Махакашьяпе».

Этим улыбающимся монахом оказался как раз Махакашьяпа, один из великих учеников Будды. Махакашьяпа пробудился благодаря цветку и своему глубокому восприятию.

Бодхидхарма-патриарх чань-буддизма

Самым известным из патриархов дзен-буддизма является Бодхидхарма, или Дамо - первый патриарх дзена в Китае.

По преданию, Бодхидхарма, буддийский монах из Индии, прибыл в Китай по морю где-то в 475 году и начал проповедовать.

Аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес так описывал появление первого патриарха китайского чань-буддизма: «Бодхидхарма перебрался из Индии в Китай и был принят императором, который поощрял буддизм, создавая новые монастыри и святилища. Он сообщил Бодхидхарме об увеличении числа монахов-буддистов. Тот ответил: «Всё принадлежащее миру - иллюзия, монастыри и монахи столь же нереальны, как ты и я». Затем он повернулся к стене и принялся медитировать. Когда вконец запутавшийся император спросил: «А в чём же тогда суть буддизма?», Бодхидхарма ответил: «Пустота и никакой сути».

По одной из легенд, в поисках истины Бодхидхарма провёл, медитируя в пещере, девять лет. Всё это время он посвятил смотрению на голую стену, пока не обрел просветление.

В Китае Бодхидхарма поселился в монастыре Шаолинь, незадолго до этого основанном на горе Суншань, где основал первую школу чань-буддизма. Дамо внёс большой вклад в развитие монастыря Шаолинь, передав монахам комплекс упражнений, позже названный цигун Дамо Ицзиньцзин, или цигун Бодхидхармы.

Интересно, что Бодхидхарму в Китае называли «бородатым варваром», из-за того, что в отличие от китайских монахов он носил бороду, а также то, что по одной из легенд Дамо был тем человеком, кто принес в Китай чай. Во время борьбы со сном медитирующий Бодхидхарма вырвал себе ресницы и бросил их на склон горы Ча. На этом месте выросло растение - чай.

Какие книги лежат в основе дзена?

В отличие от представителей других школ, дзенские монахи не концентрируются на чтении сутр и священных писаний. Бодхидхарма говорил, что дзен - это «непосредственный переход к пробуждённому сознанию, минуя традицию и священные тексты». Он же сформулировал четыре принципа дзен:

1.Особая передача вне священных писаний;
2. Дзен не опирается на слова и тексты;
3. Прямое указание на сознание человека;
4. Созерцая свою природу, становиться буддой.

Исследователь буддизма Дайсэцу в своей книге «Основы дзен-буддизма» писал: «Последователи дзена могут иметь свои доктрины, но эти, доктрины носят сугубо личный, индивидуальный характер и не обязаны своим возникновением дзену. Поэтому дзен не имеет дела с какими либо «священными писаниями» или догматами, а также не содержит в себе никаких символов, посредством которых раскрывалось бы его значение».

Дзен - это религия?

В общепринятом понимании религии, дзен - это не религия. В нём нет Бога, которому поклоняются, нет церемональных обрядов, ни ада, ни рая. Даже такого ключевого понятия как душа в дзен-буддизме не существует. Дзен свободен от всех догматических и религиозных условностей.
При этом дзен не является ни атеизмом, ни нигилизмом. Он не имеет дела ни с утверждением, ни с отрицанием. Когда что либо отрицается, то само отрицание уже включает в себя противоположный элемент. То же самое может быть сказано и об утверждении. В логике это неизбежно.

Дзен стремится подняться выше логики и найти высшее утверждение, не имеющее антитезы. Поэтому дзен не отрицает Бога, не и не утверждает его существования. По словам Судзуки, дзен в равной мере не является ни религией, ни философией.

Что такое сатори?

Ключевым понятием дзен-буддизма является сатори - просветление, свободное состояние ума, интуитивное внелогическое проникновение в природу вещей. По сути дела, сатори является для дзена альфой и омегой, целью и путем этого течения.

Судзуки в своей книге «Основы дзен-буддизма» так определил важность сатори для дзена: «Дзен, лишенный сатори, походит на солнце без света и тепла. Дзен может лишиться всей своей литературы, всех монастырей и всего своего убранства, но до тех пор, пока в нем есть сатори, он будет вечно жив».

Дзенские коаны

Один из способов, которым пользуются мастера дзена для того, чтобы направить монахов на путь просветления - чтение коанов, коротких рассказов, загадок или вопросов, которые часто не имеют рационального разрешения и часто ломают привычную логику. Цель коана - ввести человека в ступор, решение должно прийти к нему изнутри, интуитивно, как некое чувство или ощущение, а не вербальный логический вывод.

Самый известный из коанов рассказывает о том, как настоятель храма Мокурай поставил трудную задачу перед учеником по имени Тойо. Он сказал: «Ты можешь услышать хлопок двух ладоней, когда они ударяются друг о друга. Теперь покажи мне хлопок одной ладони». Тойо потратил целый год логических изысканий для решения коана, но все его попытки были тщетны. И только достигнув просветления и перейдя границу звуков, он смог познать звук хлопка одной ладони.

Виктор Пелевин в одном из интервью остроумно ответил на вопрос, слышал ли он хлопок одной ладони: «Много раз в детстве, когда мама шлепала меня по попке».

Такие симптомы могут возникнуть у людей с проблемами пищеварения, если они раньше не ели продукты с живыми бактериями. Кроме того, в кефире содержится небольшое количество углекислого газа, так что если газированные напитки вызывают у вас вздутие живота, то вы можете заметить похожий эффект. В таком случае начните с небольших порций.

2. Как часто пить кефир

Если вы только начинаете, достаточно небольшого стакана кефира несколько раз в неделю. Потом можете пить его каждый день. Шэнн Джонс (Shann Jones), директор компании по производству продуктов из козьего молока Chuckling Goat, советует пить по 170 мл кефира в день.

Как и при употреблении пробиотиков и ферментированных продуктов, не стоит ждать немедленного улучшения пищеварения. Вы заметите результаты, когда кефир станет привычной частью вашего рациона.

3. Можно ли пить кефир при непереносимости лактозы

Да, в кефире очень мало лактозы. Когда молоко сквашивается, бактерии питаются сахарами, которые и вызывают симптомы непереносимости. Поэтому в кефире лактозы остаётся меньше, чем в обычном молоке.

Те, кто хочет получить кефир совсем без лактозы, могут попробовать приготовить его из кокосового или соевого молока.

4. Можно ли его пить детям

Можно. Всемирная организация здравоохранения даже специально рекомендует его как источник кальция. Если ваши дети не привыкли к кисломолочным продуктам, начните с маленьких порций.

Кроме того, есть доказательства, что лактобактерии Lactobacillus reuteri помогают маленьким детям при коликах . .

5. Что полезнее: кефир или пробиотики в таблетках

Это две совершенно разные вещи. Кефир можно без опаски включить в свой рацион и пить регулярно. Специалист по питанию Кэти Клэр (Katie Clare) всегда советует отдавать предпочтение здоровому питанию и только в крайнем случае прибегать к добавкам.