Анатомия долга. Почему Россия платит по кредитам, которых она никогда не брала

1.2. Распределение внешнего долга после распада СССР

Проблемы внешней задолженности остро встали в последние годы существования Советского Союза, в 1987-91гг., когда для насыщения внутреннего потребительского рынка импортными товарами правительство СССР было вынуждено прибегать к массированным внешним займам.

В 70 -е и начале 80-х годов, во время так называемой "нефтяной лихорадки" сверхвысокие мировые цены на нефтепродукты обеспечивали значительное положительное сальдо торгового баланса СССР, что позволяло советскому руководству осуществлять массированные импортные закупки, покрывающие внутренний дефицит качественных товаров.

Однако к середине 80-х ситуация диаметрально изменилась. Во-первых, страны с рыночной экономикой сумели внедрить в производство энергосберегающие технологии, что позволило резко сократить потребление нефтепродуктов. Во-вторых, страны ОПЕК и другие нефтеэкспортеры, привлеченные резким ростом цен, значительно увеличили экспортные квоты, в результате чего на рынке образовался серьезный избыток нефти и ее цены стремительно полетели вниз.

Наконец, и в Советском Союзе произошли серьезные изменения. Качество отечественных товаров продолжало падать, соответственно изменялся и спрос на них. Необеспеченная денежная эмиссия, которой латались бюджетные дефициты, вызывала подавленную инфляцию спроса и неадекватный рост сбережений, которые, по сути, были отложенным спросом.

Для предотвращения товарного дефицита советское руководство наращивало объемы импорта, что в условиях падения поступлений от экспорта вынуждало увеличивать внешние заимствования. Хотя реальную платежеспособность страны было оценить невозможно в силу закрытости статистической информации, но считалось, что она достаточно высока, поэтому кредиторы СССР охотно давали взаймы. Кредиты давались и по линии межгосударственных соглашений, и по линии частных банков.

Однако реально торговый баланс СССР продолжал ухудшаться и в последние годы стал дефицитным. Ситуацию обостряло и фактическое банкротство Внешэкономбанка СССР, на счетах которого зависли средства юридических лиц-резидентов (впоследствии переоформленные в ОВГВЗ), а также советских граждан. В результате в наследство Российской Федерации от экс-СССР досталось неурегулированное долговое бремя в 80 млрд. долларов. (Аналитическая служба ИК «Регион», 15.01.1999-21.01.1999).

В 1991 году после распада СССР сначала предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу, а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР. Однако получилось так, что только Россия смогла обслуживать свои обязательства по внешним долгам. Поэтому вскоре договорились, что Россия примет на себя долги всех бывших республик СССР в обмен на их отказ от причитающейся доли активов (так называемый нулевой вариант). Подобное решение стоило дорого, но позволило сохранить свои позиции на внешних финансовых рынках, зарубежную инфраструктуру, обеспечило доверие потенциальных партнеров.

Таблица 1

Расчетные доли бывших союзных республик в общесоюзных

показателях, %

Республика

Население

Россия 61,3 61,1 78,2 37,7 51,5
Украина 16,4 16,2 12,3 14,1 18,1
Беларусь 4,1 4,1 3,2 3,9 3,6
Казахстан 3,9 4,3 1,3 2,6 5,7
Грузия 1,6 1,6 0,5 1,5 1,9
Кыргызстан 1,0 0,8 0,1 0,9 1,5
Армения 0,9 1,0 0,1 0,7 1,2
Таджикистан 0,8 0,7 0,4 0,5 1,8
Узбекистан 3,3 3,3 1,3 1,7 6,9
Азербайджан 1,6 1,7 0,6 1,2 2,4
Молдова 1,3 1,3 0,4 1,2 1,5
Туркмения 0,7 0,7 0,1 0,4 1,2
Литва 1,4 1,4 0,9 1,4 1,3
Латвия 1,1 1,1 0,4 1,2 0,9
Эстония 0,6 0,7 0,2 0,6 0,5

Примечание: в группу 1 включены страны, подписавшие по состоянию на конец декабря 1991г. оба соглашения – Меморандум (от 28.10.1991г) и Договор (от 04.12.1991г.); в группу 2 – Молдова и Туркмения, подписавшие только Меморандум и Узбекистан и Азербайджан, не подписавшие к тому времени ни одно из данных документов; к группе 3 – страны, не собирающиеся присоединиться к названным документам

Источник: Шохин А.Н. Внешний долг России. М., 1997. С 118.

Первые соглашения о «нулевом варианте» были подписаны летом 1992г. с Беларусью, Туркменистаном и Кыргызстаном.

В октябре 1992г. на совещании глав СНГ в Бишкеке был принят документ, по существу означающий отказ от многосторонних форм и механизмов управления внешним долгом и активами СССР. В ноябре 1992г. было подписано соглашение с Узбекистаном и протоколы о «нулевом варианте» с Арменией, Казахстаном, Молдовой, Таджикистаном и Украиной, которые отличались от соглашений тем, что долги и активы передавались России в управление на неопределенный срок. При этом имелось в виду, что полноценные соглашения будут подписаны позднее.

Переход к новой схеме обслуживания долга СССР позволил в конце 1992г. отказаться от Межгосударственного совета по наблюдению за обслуживанием долга и использованием активов, функции которого стало выполнять российское правительство. Таким образом, в этом период начал зарождаться механизм управления внешним долгом и зарубежными активами в России.

Оценить реальную стоимость государственных финансовых активов в форме госкредитов, представленных Советским Союзом в основном странам так называемой социалистической ориентации очень сложно. Ни для кого не является секретом, что существенная часть этих кредитов выделялась на основе политических решений под поставку спецтехники (попросту говоря – оружия), при этом суммы кредитов фиксировались главным образом в переводных рублях. Отсюда возникает ряд проблем.

Во-первых, поскольку во многих странах-должниках СССР сменились режимы, нужны переговоры, чтобы добиться от новых правительств признания долгов.

Во-вторых, необходимо зафиксировать реальную стоимость долга через согласование валютного курса пересчета сумм задолженности. Конечно, с одной стороны, произошла резкая девальвация рубля и его обесценение в отношении доллара, но с другой стороны, поставлялись реальные товары, при этом, когда речь идет о нефти и другом сырье, по ценам, как правило, ниже мировых. Поэтому вполне обоснованным является требование России использовать официальный валютный курс рубля на момент распада СССР. Этого, конечно, многие наши должники не хотят.

Известно, что Россия за последние 20 лет простила своим должникам около $140 млрд Но мало кто знает, что наша страна, взвалив на себя обязательства СССР, сама стала должником большинства стран бывшего соцлагеря.

Щекотливая тема

Специалисты говорят, что исследовать тему долгов СССР зачастую сложнее, чем заниматься вопросами задолженности Российской империи. Это связано с тем, что в общем доступе нет книги учета и регистрации внешних обязательств СССР, не опубликованы платежные балансы, существуют и другие причины. Но кое-какие факты все же известны.

Львиная часть долгов Советского Союза - это обязательства перед Парижским и Лондонским клубами кредиторов. Кроме того, были долги за неуплату поставок и услуг по контрактам советских внешнеэкономических организаций с зарубежными поставщиками и, конечно, задолженности перед государствами-членами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) - бывшими соцстранами.

4 декабря 1991 года между республиками Советского Союза был подписан договор о правопреемстве внешнего экономического долга СССР, согласно которому РСФСР досталось 61,34% от общей суммы задолженности - примерно $57 млрд Однако 2 апреля 1993 года правительство России заявило, что берет на себя все обязательства бывших союзных республик по погашению внешнего долга СССР, составлявшего $96,6 млрд (взамен республики отказывались от своей доли в зарубежных активах СССР).

Германия

В период своего становления Советское государство нуждалось в больших денежных вливаниях. Основным источником финансирования страны тогда стала Германия. С 1925-го по 1931 годы общая сумма немецких вложений под поставки советских промышленных товаров составила 700 млн марок. Еще один кредит на тех же условиях был получен в 1939 году. Первый кредит удалось погасить только на 25%, возвращение второго кредита по известным причинам было невозможно. Понятно, что к вопросу о довоенном долге СССР перед Германией больше не возвращались.

В годы Второй мировой войны в СССР резко возрос объем импорта. В страну ввозили сырье, продовольствие, медикаменты, гражданскую и военную технику. Часть импорта поступала от Великобритании и США в качестве поставок по ленд-лизу. К сожалению, точно подсчитать задолженность СССР на конец войны по причине возникших споров и отсутствия открытой информации не представляется возможным.

Еще в октябре 1941 года при заключении соглашения о кредите с Великобританией в ее банки в качестве депозита переместили более 100 тонн золота. Подобное соглашение было заключено и с США. Сразу после окончания войны американцы предоставили еще два небольших кредита. Известно, что в 1972 году Советский Союз и Соединенные Штаты определили задолженность в сумму $722 млн и на момент распада СССР она не была ликвидирована. Полностью долг был возвращен Россией в 2006 году.

Долги растут

В послевоенное время восстановление страны шло преимущественно за счет внутренних ресурсов. Активное возвращение на рынок внешних заимствований началось с 1960-х годов. Как правило, это были кредиты частных западных банков под реализацию совместных проектов.

Резкий рост долговых обязательств Советского Союза был отмечен с середины 1970-х и продлился вплоть до распада страны: 1975 год - $15,4 млрд; 1980 год - $25,2 млрд; 1985 год - $38,3 млрд; 1990 год - $62,5 млрд; 1991 год - $67,9 млрд

С конца 1940-х годов и до конца 1980-х основными внешнеторговыми партнерами СССР становятся европейские социалистические государства. СССР приобретал у своих соседей трамваи и локомотивы, одежду и обувь, продукты питания и лекарства.

Важно отметить, что все расчеты между странами велись в переводных «сэвовских» рублях, которые обслуживали в качестве счетных единиц натуральный обмен по ценам, не совпадавшим с рыночными. Отсюда и миллиардные суммы, которые СССР задолжал партерам из Восточной Европы. Разумеется, прощать такие долги правопреемнице СССР никто не собирался.

Югославия

Ситуация с долгом бывшей Федеративной Республики Югославия самая запутанная. Дело в том, что в свое время республики, входившие в Югославскую Федерацию, не договорились о правопреемстве. Общий долг СССР, по разным оценкам, колебался от $500 млн до $1,3 млрд Он возник из-за разницы в объёме взаимных поставок: СССР поставлял Югославии продукцию оборонной промышленности на одну сумму, а получал потребительские товары - на другую.

Россия вычленила доли Словении ($206 млн), Хорватии ($187 млн), Сербии ($288,8 млн), Черногории ($18 млн) и уже оплатила их преимущественно поставками промышленной продукции отечественного производства, но частично и деньгами. Долг Македонии оценивается примерно в $60 млн, Боснии - в $125 млн Румыния

Советский долг Румынии в размере чуть более $200 млн возник вследствие участия румынских специалистов в строительстве горно-обогатительного комбината в Кривом Роге. Теперь это уже территория Независимой Украины, а выплачивать долг - России.

Болгария

История с долгом Болгарии одна из самых странных. Болгария была в числе близких союзников СССР, почти все промышленные предприятия нашего соседа, а также крупные объекты инфраструктуры построены при содействии СССР, как, к примеру, заводы в портах Бургас и Варна, а также АЭС «Козлодуй». Тем не менее бывшие друзья насчитали нам задолженность в размере $100 млн Польша

СССР помогал Польше меньше чем Болгарии, но помощь все-таки была. Так, с 1980-го по 1986 годы в период экономического кризиса Советский Союз оказал полякам безвозмездную помощь на сумму приблизительно в $8 млрд Более того, советское правительство решило закупать в Польше уголь, когда свой был в избытке. Собственные долги поляки возвращать не собираются, но советский в размере $500 млн ждут. Неужели такова цена польской одежды и косметики?

Задолженность СССР перед Венгрией - $1,8 млрд Специалисты предполагают, что такая сумма могла накопиться вследствие поставок товаров тяжелой промышленности. На советских заводах работали венгерские станки, поля обрабатывали венгерские комбайны, а по дорогам ездили и до сих пор ездят венгерские «Икарусы».

С другой стороны, до того как Венгрия вошла в соцлагерь, она представляла собой отсталую аграрную страну. Автомобильные, металлургические, химические и нефтеперерабатывающие заводы были возведены с помощью Советского Союза. Усилиями советских специалистов была введена в строй АЭС в городе Пакш. Все это - многомиллиардные активы. В этом аспекте любопытно не то, сколько СССР задолжал Венгрии, а то, кто кому вообще должен.

Чехословакия

Финансовые отношения с Чехословакией у СССР начались еще до Второй мировой войны. Так, в 1935 году советским руководством у чехов был взят кредит на сумму 250 млн крон. В связи с ликвидацией Чехословакии в 1938 году кредит был выплачен лишь частично.

Послевоенный долг СССР перед Чехословакией составлял $5,4 млрд Пожалуй, это один из немногих случаев, когда СССР действительно серьезно задолжал. Вложения Советского Союза в Чехословакию были минимальными. СССР в основном закупал там промышленную продукцию - станки, трамваи, троллейбусы, локомотивы. Чехословацкие локомотивы, произведенные в 1980-х годах на заводах «Шкода», до сих пор эксплуатируются в России. После распада Советского Союза и ЧССР Россия выплатила Чехии около $3,6 млрд, Словакии - $ 1,8 млрд

То, что называлось советским долгом перед ГДР, образовалось в ходе взаимных поставок двух стран. Из СССР в Восточную Германию шло главным образом сырье, а обратно - конечная продукция. В начале 2000-х годов власти объединенной Германии озвучивали перед Россией сумму долгов в $6,4 млрд

Правительство РФ утверждало, что объем задолженности не выверен, так как курс «переводного рубля» по отношению к мировым валютам был неизвестен, но если пересчитать поставки сырья по мировым ценам, то задолженность ГДР даже превзойдет предполагаемый долг Советского Союза на $4,2 млрд Чем закончилась эта полемика, не ясно. На данный момент известно только то, что все долги СССР по отношению к ГДР погашены.

Финляндия

К моменту распада Советский Союз остался должен Финляндии 600 млн евро. В 2006 году Россия частично в денежной форме, частично поставками товаров и услуг приступила к погашению задолженности. Последний транш в размере 5,7 млн евро Россия перевела осенью 2013 года.

В будущее с чистой совестью

Как было сказано в начале, значительную часть долгов СССР (около $38 млрд) нужно было вернуть Парижскому и Лондонскому клубам кредиторов. Задача этих структур заключается в регулировании финансовых взаимоотношений между входящими в эти организации странами. Позиция, согласно которойМосква даже при отсрочке должна была выплатить всё, была четко сформулирована еще в 1993 году.

Несмотря на то что золотовалютные резервы страны на тот момент составляли всего $5 млрд, от своих обязательств Россия не отказывалась и уже к 2006 году погасила все задолженности перед Парижским клубом. Окончательный срок погашения долгов Лондонскому клубу - 2030 год.

Нельзя не обратить внимание на стремление российского руководства погашать долги досрочно. В этом случае, как отмечает главный экономист Евразийского банка Ярослав Лисоволик , Россия получает существенную экономию на процентах, это также улучшает имидж российской экономики и может благоприятно сказаться на инвестиционном климате.

Специалист также отметил, «что по сравнению с развитыми странами Россия имеет крайне низкий уровень задолженности. Если в США и странах ЕС он достигает или даже превышает 90-100% ВВП, то в России долг не выше 25% ВВП».

По данным Банка России, на 1 января 2017 года внешний долг РФ оценивался в $519 млрд Подавляющая часть - это собственно российские задолженности, примерно миллиард - остаток советских долгов.

В начале февраля Россия погасила советскую задолженность перед Македонией в размере 60,6 млн долл. А летом закроет долг СССР перед Боснией и Герцеговиной, выплатив 125 млн долл.

Откуда взялся долг?

По данным Банка России на 1 января 2017 г., внешний долг России оценивается в 519 млрд долл. Большая часть этой задолженности лежит на коммерческом секторе (470 с лишним млрд долл.): банках и предприятиях. Оставшиеся 49 млрд долл. — чистый государственный долг. И примерно миллиард из него — долги, оставшиеся со времён СССР.

Крупные заимствования СССР начал делать в середине восьмидесятых. На кредитные деньги импортировали продовольствие, потребительские товары, которых не хватало в стране. По данным замминистра финансов России Сергея Сторчака , в 1985-1991 гг. государственный внешний долг СССР вырос с 31 до 96,6 млрд долл. США. Страна всё больше погружалась в долговую яму: новые займы брали для обслуживания уже накопившейся задолженности. Банкротом развалившийся СССР не объявили лишь потому, что осенью 1991 года Россия и большая часть республик заявили о солидарной ответственности по выплате этого долга. Позже был подписан договор, согласно которому Россия должна была выплатить 61,34 % задолженности. Остальное было распределено между республиками, согласившимися стать правопреемницами СССР по внешнему долгу. Однако вскоре выяснилось, что последние платить не в силах. Поэтому в 1993 году наша страна взяла на себя все обязательства бывших советских республик взамен на их отказ от доли в зарубежных активах СССР.

Как шли выплаты?

Большую часть долга СССР нужно было вернуть Парижскому и Лондонскому клубам кредиторов. Первый — неофициальная межправительственная организация стран-кредиторов, второй — неформальная организация, объединяющая коммерческие банки-кредиторы. Задача этих структур в том, чтобы регулировать вопросы, связанные с выплатой долгов. Переговоры с Парижским клубом (долг СССР перед входящими в него странами был порядка 38 млрд долл.) шли в несколько этапов. Россия получала отсрочки, брала новые кредиты, реструктурировала задолженность. В 2006 г. она досрочно погасила все обязательства перед Парижским клубом, хотя, согласно договорённостям, могла бы выплачивать деньги до 2020 года.

Обязательства перед Лондонским клубом превышали 30 млрд долл. Долг также был реструктурирован. Окончательная точка в урегулировании долговых вопросов с Лондонским клубом кредиторов была поставлена в 2009 г. Минфин России завершил выплату коммерческой задолженности бывшего СССР, обменяв 405,8 млн долларов долга на еврооблигации со сроком погашения в 2010 и 2030 годах.

Помимо «клубных» долгов СССР имел и другие. Например, долги за неоплату поставок и услуг по контрактам советских внешнеэкономических организаций с иностранными поставщиками. Или долги перед бывшими странами-членами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), которые возникли в результате системы межгосударственных расчётов.

Так, долг Югославии (тот, что вскоре отдадут Боснии и Герцеговине) возник из-за разницы в объёме взаимных поставок: СССР поставлял Югославии продукцию оборонной промышленности на одну сумму, а получал потребительские товары — на другую.

Зачем отдавать долги досрочно?

«Погашая долг досрочно, Россия получает существенную экономию на процентах, — рассказал АиФ.ru Ярослав Лисоволик, главный экономист Евразийского банка развития, профессор кафедры мировой экономики Дипломатической академии МИД РФ . — Другой важный момент — это улучшение имиджа российской экономики, что может благоприятно сказаться на инвестклимате. Отмечу, что, по сравнению с развитыми странами, у России крайне низкий внешний долг. Если в США и странах ЕС он достигает или даже превышает 90-100 % ВВП, то в России долг не выше 25 % ВВП. Что касается нагрузки на бюджет, то она несущественна».

Кстати, РФ ещё и очень добрый кредитор. За последние 20 лет мы списали задолженностей на сумму около 140 млрд долл. Причём большая часть долгов (за поставки оружия) списана при вступлении в Парижский клуб.

Проблемы внешней задолженности остро встали в последние годы существования Советского Союза, в 1987-91 гг., когда для насыщения внутреннего потребительского рынка импортными товарами правительство СССР было вынуждено прибегать к массированным внешним займам.

В 70-е и начале 80-х годов, во время так называемой "нефтяной лихорадки" сверхвысокие мировые цены на нефтепродукты обеспечивали значительное положительное сальдо торгового баланса СССР, что позволяло советскому руководству осуществлять массированные импортные закупки, покрывающие внутренний дефицит качественных товаров.

Однако к середине 80-х ситуация диаметрально изменилась. Во-первых, страны с рыночной экономикой сумели внедрить в производство энергосберегающие технологии, что позволило резко сократить потребление нефтепродуктов. Во-вторых, страны ОПЕК и другие нефтеэкспортеры, привлеченные резким ростом цен, значительно увеличили экспортные квоты, в результате чего на рынке образовался серьезный избыток нефти и ее цены стремительно полетели вниз.

Наконец, и в Советском Союзе произошли серьезные изменения. Качество отечественных товаров продолжало падать, соответственно изменялся и спрос на них. Необеспеченная денежная эмиссия, которой латались бюджетные дефициты, вызывала подавленную инфляцию спроса и неадекватный рост сбережений, которые, по сути, были отложенным спросом.

Для предотвращения товарного дефицита советское руководство наращивало объемы импорта, что в условиях падения поступлений от экспорта вынуждало увеличивать внешние заимствования. Хотя реальную платежеспособность страны было оценить невозможно в силу закрытости статистической информации, но считалось, что она достаточно высока, поэтому кредиторы СССР охотно давали взаймы. Кредиты давались и по линии межгосударственных соглашений, и по линии частных банков.

Однако реально торговый баланс СССР продолжал ухудшаться и в последние годы стал дефицитным. Ситуацию обостряло и фактическое банкротство Внешэкономбанка СССР, на счетах которого зависли средства юридических лиц-резидентов (впоследствии переоформленные в ОВГВЗ), а также советских граждан. В результате в наследство Российской Федерации от экс-СССР досталось неурегулированное долговое бремя в 80 млрд. долларов. (Аналитическая служба ИК «Регион», 15.01.1999-21.01.1999).

В 1991 году после распада СССР сначала предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу, а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР. Однако получилось так, что только Россия смогла обслуживать свои обязательства по внешним долгам. Поэтому вскоре договорились, что Россия примет на себя долги всех бывших республик СССР в обмен на их отказ от причитающейся доли активов (так называемый нулевой вариант). Подобное решение стоило дорого, но позволило сохранить свои позиции на внешних финансовых рынках, зарубежную инфраструктуру, обеспечило доверие потенциальных партнеров.

Таблица 1. Расчётные доли бывших союзных республик в общесоюзных показателях, %

Республика

Долг/активы

Нац. доход

Население

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Таджикистан

Узбекистан

Азербайджан

Туркмения

Примечание: в группу 1 включены страны, подписавшие по состоянию на конец декабря 1991 года оба соглашения - Меморандум (от 28.10.1991г) и Договор (от 04.12.1991г); в группу 2 Молдова и Туркмения, подписавшие только Меморандум и Узбекистан и Азербайджан не подписавшие к тому времени ни одно из данных документов; к группе 3 - страны, не собирающиеся присоединяться к названным документам.

Источник: Шохин А.Н. Внешний долг России. М., 1997. С 118

Первые соглашения о «нулевом варианте» были подписаны летом 1992 г. с Беларусью, Туркменистаном и Кыргызстаном.

В октябре 1992 г. на совещании глав СНГ в Бишкеке был принят документ, по существу означающий отказ от многосторонних форм и механизмов управления внешним долгом и активами СССР. В ноябре 1992г. было подписано соглашение с Узбекистаном и протоколы о «нулевом варианте» с Арменией, Казахстаном, Молдовой, Таджикистаном и Украиной, которые отличались от соглашений тем, что долги и активы передавались России в управление на неопределенный срок. При этом имелось в виду, что полноценные соглашения будут подписаны позднее.

Переход к новой схеме обслуживания долга СССР позволил в конце 1992 г. отказаться от Межгосударственного совета по наблюдению за обслуживанием долга и использованием активов, функции которого стало выполнять российское правительство. Таким образом, в этом период начал зарождаться механизм управления внешним долгом и зарубежными активами в России.

Оценить реальную стоимость государственных финансовых активов в форме госкредитов, представленных Советским Союзом в основном странам так называемой социалистической ориентации очень сложно. Ни для кого не является секретом, что существенная часть этих кредитов выделялась на основе политических решений под поставку спецтехники (попросту говоря - оружия), при этом суммы кредитов фиксировались главным образом в переводных рублях. Отсюда возникает ряд проблем.

Во-первых, поскольку во многих странах-должниках СССР сменились режимы, нужны переговоры, чтобы добиться от новых правительств признания долгов.

Во-вторых, необходимо зафиксировать реальную стоимость долга через согласование валютного курса пересчета сумм задолженности. Конечно, с одной стороны, произошла резкая девальвация рубля и его обесценение в отношении доллара, но с другой стороны, поставлялись реальные товары, при этом, когда речь идет о нефти и другом сырье, по ценам, как правило, ниже мировых. Поэтому вполне обоснованным является требование России использовать официальный валютный курс рубля на момент распада СССР. Этого, конечно, многие наши должники не хотят.

В-третьих, большинство наших должников - слабо платежеспособные, многие уже накопили большую просроченную задолженность. Поэтому необходимо определить формы погашения долга (деньги, товары, собственность, инвестиции), а во многих случаях - льготные условия рассрочки платежей.

Анализ динамики «нового» долга России

В 90-е гг. при переходе к рыночной экономике российское государство само стало прибегать к внешним заимствованиям. На начало 2000 г. внешний долг, возникший у самой России, или «новый» долг, составил почти 50 млрд. долл., а общий объем внешнего долга превысил 158 млрд. долл.

Главной причиной роста внешнего долга России стала несбалансированность государственных бюджетов в 1992-1999 гг. дефицит бюджетов РФ в значительной мере финансировался за счет внутренних и внешних заимствований. Рост долга России был обусловлен необходимостью обслуживания долговых обязательств бывшего СССР и собственных накопленных долгов.

Самый большой прирост государственного внешнего долга - 22 млрд. долл. - пришелся на 1998 г., когда платежный баланс России по счету текущих операций превратился из активного в пассивный из-за резкого падения цен на энергоносители на мировых рынках. Внешние займы в этом году использовались и для выплат по непомерно возросшему внутреннему долгу. Внешний долг России на начало 2000 г. вырос также из-за включения в его состав в 1999 г. облигаций внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ) на сумму 11,1 млрд. долл. (см. таблица 3)

С 1992 г. Россия начинает пользоваться значительными кредитами Международного валютного фонда в конвертируемой валюте для финансовой поддержки экономических реформ, на финансирование дефицита бюджета, на пополнение валютных резервов Центрального банка. (см. таблица 4) С 2000 г. Россия не брала в долг у МВФ, а только вела погашения кредитов и оплату процентов по ним. Одной из наиважнейших сторон взаимодействия России и МВФ стала возможность трансформации экономики РФ из нерыночной в рыночную.

С начала 90-х годов российское правительство получало внешний займ и гарантии от Всемирного банка, при этом, в основном оно сотрудничало с Международным банком реконструкции и развития - головным банком, входящим в группе Всемирного банка. За период с 1992 до 2002 г. МБРР предоставил России займов гарантий на сумму более 11 млрд. долл., в том числе 6 млрд. долл. - бюджетозаменяющие займы и 5 млрд. долл. - займы на реализацию инвестиционных проектов и проектов технического содействия структурным реформам, из них реально было использовано около 8 млрд. долл.

В 1992-2000 гг. в России по линии МБРР финансировались инвестиционные проекты в энергетике, транспорте, связи, сельском хозяйстве и другие. (см. таблица 5)

После августа 1998 года (дефолт) в связи с кризисом кредитных отношений России с МВФ МБРР начал оказывать содействие России в достижении финансовой стабилизации.

Кредиты МБРР, предоставляемые России, выдавались на срок 17 лет. По пяти проектам были предоставлены на очень льготных условиях - под 3,5 процента годовых.

После кризиса августа 1998 года государство России начало проводить новую экономическую политику, направленную на усиление сбалансированности бюджета, увеличение его доходов, что создало более благоприятные условия для выплаты процентов и погашения основного долга. Россия снизила уровень новых внешних заимствований, так как после дефолта произошло удорожание валютных кредитов для России из-за резко снизившегося суверенного кредитного рейтинга страны.

Правительство России расширяет внутренние государственные заимствования путем выпуска облигаций федерального займа (ОФЗ) и государственных краткосрочных обязательств (ГКО) со ставками доходности на уровне ожидаемой инфляции. Замещение внешних заимствований внутренними уменьшает валютную нагрузку, стоимость обслуживания долгов.

Одним из направлений снижения долговой нагрузки стало стимулирование выкупа негосударственными структурами долговых обязательств государства. В 1998-2001 гг. предприятиям и организациям было предоставлено право погашать задолженность по платежам в бюджет долговыми обязательствами России (ОВГВЗ или еврооблигациями), которое покупались на финансовых рынках о цене ниже зачета.

В настоящее время внешний долг России в основном урегулирован, и большая доля приходится на задолженность развитым странам, а также рыночную задолженность, выраженную в еврооблигациях.

В связи с повышение мировых цен на нефть и другие энергоносители в 2001-2006 гг. произошло серьезное улучшение платежных позиций и валютного положения России. Если в начале 2001 г. золотовалютные резервы России обеспечивались менее 22% объема государственного внешнего долга, то к началу 2005 г. коэффициент обеспечения поднялся до 124%, а к началу 2006 г. составил 221%.

Государственный внешний долг РФ, включающий долги федеральных органов управления. Субъектов РФ, органов денежно-кредитного регулирования, сократился за период с начала 2001 г. до начала 2008 г. со 139,3 до 44,9 млрд. долл.

Рисунок 1. Динамика государственного внешнего долга РФ

Таким образом, внешний долг государственного сектора за семь лет уменьшился на 94,4 млрд. долл., а у негосударственного сектора увеличился на 396,5 млрд. долл. В итоге общая сумма внешнего долга РФ выросла к началу 2008г. до 463,5 млрд. долл. против 161,4 млрд. долл. в 2001 г.

Рисунок 2 Соотношение государственного и частного сектора в структуре внешнего долга РФ

Исследовать данную тему на некоторых временных отрезках представляется более сложным делом, чем исследование внешней задолженности Российской империи. Это связано с тем, что нет в открытом доступе Книги учета и регистрации внешних обязательств СССР, не опубликованы платёжные (расчётные) балансы СССР, и рядом других причин, которые порой стимулируют появление различных гипотез, которые принято относить к конспирологическим.

«Безусловно и без всяких исключений аннулируются все иностранные займы»

Ко времени взятия большевиками власти внешняя задолженность России составила до 10 млрд. р.з., что было равно примерно 5 млрд. долларов САСШ. Накопился и огромный внешний долг, что находило выражение в обесценивании выпущенных Временным правительством «керенок» (то, что сохранившиеся «царские» деньги на чёрном рынке ценились дороже, - это признак степени доверия к Временному правительству). Из огромного золотого запаса Империи больше трети было израсходовано или положено на депозит в иностранные банки. В стране осталось примерно 1100 т золота (на сумму 733 млн. долл.). Одно обслуживание внешнего долга требовало 500 млн. р.з. в год.

В этой ситуации РСФСР фактически объявляет дефолт (впрочем, тогда этого термина ещё не было). Декретом Президиума ВЦИК от 21 января (3 февраля) были аннулированы все иностранные займы. Долговые обязательства по ним, находившиеся во владении или на хранении у граждан РСФСР, у сберегательных и ссудных касс и у банков, подлежали обмену на обязательства книжного долга РСФСР.

Последнее говорит о следующем:

1. У российских физических и юридических лиц во владении находилось много обязательств внешних займов, о чем я писал в 1 части статьи.

2. В это время видение властью финансовой системы Страны Советов находилось далеко от взглядов времён военного коммунизма.

Таким образом, внешний госдолг был обнулён. Тем не менее, вопрос о его оплате будет подниматься неоднократно. Не исключено, что всё-таки СССР в разное время некоторым нужным банкам оплатил имевшиеся у них долговые обязательства Империи.

Окончательно вопрос царских долгов будет решён только уже Российской Федерацией в 1994 г., когда правительство Черномырдина заплатит Франции 400 млн. долл. как погашение всех французских займов. То, что и сейчас примерно 350 тыс. французов заявляют какие-то претензии по этим долгам, не имеет значения, т.к. эти претензии могут быть теперь адресованы только к правительству Франции.

Кредитная блокада и деньги на индустриализацию

Во время гражданской войны ни о каких внешних займах не могло быть и речи. После её окончания Советская Россия (которая позже стала СССР) из-за аннулирования царских займов подверглась кредитной блокаде.

Между тем разорённая страна остро нуждалась в иностранных товарах. В 1918-22 гг. отрицательное сальдо внешнеторгового баланса России составило 2 217 млн. руб.. Это означает, что для его погашения нужно было по официальному курсу (1.5 т = 1 млн. долл. = 2 млн. руб. после реформы) более 1 108 т. Из 1 100 т золотого запаса, перешедших к Советской власти, 98 т было отправлено в Германию в качестве репараций, 505 т отбито Колчаком, возвращено только 323 т. Итого 890 т. На 1923 год золотой запас составил примерно 400 т. Т.е. использовано из него было 490 т. Баланс не сходится на 618 т, что равно 824 млн. руб. Вероятно, он был закрыт за счёт ценностей, полученных в результате реквизиций, и ценностей из Госхрана. Возможно, что были реализованы долговые обязательства других государств и золотые акции, имевшиеся в Госбанке и Казначействе на сумму примерно 300 млн. р.з. (продать их было очень трудно, но с огромным дисконтом можно).

Часто пишется о том, что в эти годы на счета ряда лидеров РКП (б) и Коминтерна, открытых в американских и европейских банках, были положены сотни миллионов долларов. Однако в известной статье в «Нью-Йорк таймс» 1921 года, на которую ссылаются, цифры на порядок или даже на два меньше. Аккумулировать, допустим, на счёт Троцкого 800 миллионов (а и такая сумма называется) было просто невозможно по причине отсутствия таких денег.

После Рапалльского договора с Германией кредитная блокада была частично прорвана. Мы начинаем получать краткосрочные кредиты под импорт и под экспорт (в сущности, последние представляют авансовые платежи). Постепенно срок этих кредитов удлиняется, как и расширяется страновой круг кредиторов. У СССР образуется внешний госдолг. На конец 1926 г. он составляет 210 млн. руб. (150 под импорт и 60 под экспорт).

Сальдо внешнеторгового оборота (т.е. источник поступления валюты) за 1923-1927 гг. составляет минус 188 млн. руб. Гасится оно также за счёт продажи золота, помогает и то, что А.А. Игнатьев передаёт СССР 225 млн. франков, положенные на его имя Империей.

Отрицательное сальдо резко растёт в 1928 г. (начинается индустриализация) до 655.7 млн. руб. На конец этого года наши долги достигают 320 млн. долл. (640 млн.руб.), а золотой запас уменьшается до 150 т. Основными кредиторами являются германские (кредит 1926 г. от «Дойче банка» на 300 млн. марок) и американские компании. В это же время СССР впервые пробует разместить в США свои облигации, но спроса они не находят, т.к. США признает СССР только в 1934 году. Забегая вперед, отмечу, что и после этого удалось сделать облигационный займ только на 5 млн. долларов.

Индустриализация, столь необходимая стране, стоила очень дорого. В подавляющем большинстве нужные деньги находились за счёт внутренних ресурсов, но велика была и роль внешних займов в разных видах и от разных стран (например, кредит 1935 г. от Чехословакии в 250 млн. крон). В основном, это были связанные кредиты (например, германский 1931 г. в 300 млн. марок). Предоставлялись они в подавляющем большинстве частными банками и компаниями под госгарантии.

В начале 1932 г. общая сумма госдолга СССР составляла примерно 1 400 млн. руб. (как можно понять из интервью корреспонденту «Нью-Йорк таймс» в начале 1934 года). Правда, иностранные источники говорят о 1 400 млн. долларов, что в рублях вдвое больше. В этом же интервью наш лидер отмечает, что за два года удалось уменьшить внешний долг на 1 млрд. руб., т.е. до 400 млн. руб.

Здесь есть некая нестыковка. Получается, что за 1932 и 1933 гг. был выплачен 1 млрд. руб. долга. Но сальдо внешнеторгового баланса за эти годы составляет всего лишь плюс 77 млн. руб.. Золота тогда продавалось мало (вообще за все 1930-е гг. было продано за рубеж не более 300 т, шло интенсивное накопление этого металла в госзапасах), изъятия его у населения дали всего 30 т, «Торгсин» был более эффективен и к 1935 г. он собрал до 200 т. Скорее всего, Сталин говорил о планах, а не о реалиях. Вот в 1933-1937 гг. сальдо внешнеторгового баланса было резко положительным - 2 402.8 млн. руб. Пожалуй, именно тогда погашались долги и был сделан задел на последующие годы (в 1938 - начале 1941 гг. сальдо было отрицательным).

Возможна и ещё одна неувязка. Все данные, которые я привёл, - из статистического сборника «Внешняя торговля СССР 1913-1937 гг.», изд. в 1938 году. В данные по импорту/экспорту включены только товары, но не услуги, а услуг мы тогда импортировали много. В частности, непонятно сколько стоили услуги компании Альберта Кана, которая осуществляла проектирование чуть ли не большинства самых значимых предприятий периода индустриализации, сколько стоила оплата труда 20 тыс. иностранных специалистов (бОльшую часть её они получали в валюте) и т.д..

Я не сторонник конспирологических гипотез, но считаю, что в вопросах финансирования индустриализации не всё ясно. Но зато предельно ясно, что внешние займы шли на производительные цели.

Накануне Великой Отечественной войны

В 1935 г. было получено 200 млн. марок кредита от Германии на 5 лет под поставки товаров, которые должны были начаться в 1940 году. На таких же условиях был получен германский кредит 1938 г. ; его возвращение начиналось в 1944 году. Первый кредит был погашен на 25%, погашение второго не состоялось по известным причинам. Не был полностью выплачен и чехословацкий кредит в связи с ликвидацией в 1938 г. Чехословакии. Тем не менее, формально на начало 1941 г. СССР имел внешний долг примерно в 200 млн. руб.

Великая Отечественная война и проблема задолженности по ленд-лизу. Репарации

За годы, последовавшие за окончанием 2-й пятилетки шло постоянное уменьшение объёма внешней торговли СССР. Если в 1930 г. на нашу страну приходилось 2% от всей мировой торговли, то в 1937 - 1.3%. По БСЭ, в 1940 г. объём нашего экпорта-импорта составил всего 0.5 млрд. руб.. В статье того времени прямо говорится: «Советский Союз не нуждается во внешних рынках как в средстве разрешения проблемы сбыта продукции» («Таможенное дело в России», Д.А. Александров, С.С. Дмитриев).

Но в годы войны вынужденно растёт объём импорта. В страну ввозится сырьё, продовольствие, военная и гражданская техника, медикаменты и т.д. Сальдо внешнеторгового баланса становится резко отрицательным. Наибольшим оно будет в 1943 г.: (млн. руб.) экспорт - 373, импорт - 8 460, отрицательное сальдо - 8 097. Часть импорта идёт в качестве поставок по ленд-лизу, но часть подлежит краткосрочной оплате. Ещё в октябре 1941 г. заключается рамочное соглашение о кредите с Великобританией, и в её банки в качестве депозита перемещается более 100 т золота. Позже такое же соглашение подписывается с США. Золото поставляется и туда. Возможно, что на оплату кредитов военного времени ушло до 1000 т золота.

Споры эти возникли из-за разной позиции сторон по тому, какую поставленную технику нужно возвращать, в каком количестве и по какой цене учитывать. Принципиально СССР свою задолженность признавал, но размер её оспаривал. Только в 1972 г. США и СССР пришли к соглашению, и наша задолженность была определена в 722 млн. долл. Полностью она была погашена уже Российской Федерацией в 2006 году.

В послевоенное время СССР получил лишь два небольших кредита от США (1945 г.) и Швеции (1947 г.). Все послевоенное восстановление шло за счёт внутренних ресурсов и, в значительно меньшей степени, репараций.

Рост долговых обязательств СССР

Активное возвращение СССР на рынок внешних заимствований начинается с 1960-х годов. Как правило, кредиты предоставляются частными банками под реализацию тех или иных проектов на территории нашей страны с помощью западных компаний.

Так, в 1966 г. было подписано 7 кредитных соглашений на сумму в 449 млн. руб., что равно примерно 760 млн. долл. по официальному курсу. В основном они пошли на строительство ВАЗ. В 1970-х годах под сделку «газ - трубы» было получено до 11 млрд. долл. Погашаться эти кредиты стали с 1984 года. Наблюдается довольно резкий рост долговых обязательств, который идёт вплоть до распада СССР: 1975 г. - 15.4; 1980 г. - 25.2; 1985 г. - 38.3; 1990 г. - 62.5; 1991 г. - 67.9 млрд. долл. (Попова Г.В. Государственный долг и кредит. РГЭУ «РИНХ», Ростов-н/Д). С 1960-х годов СССР кредитуется и у стран-членов СЭВ.

С увеличением экспорта углеводородов начинает проявляться опасная зависимость внешнеторгового баланса СССР от цен на мировом рынке. В середине 1970-х гг. цена на баррель нефти колебалась в районе 30 долл. (по покупательной способности это выше недавних 100), но затем она пошла вниз. Уже к 1986 г. валютная нагрузка на обслуживание и погашение внешних обязательств стала ощущаться. Её усугубил последовавший после начала «перестройки» самостоятельный выход на внешний рынок заимствований субъектов СССР и РСФСР и либерализация внешней торговли.

Начиная с 1988 г. хозяйственные организации СССР стали неаккуратно обслуживать свои внешние долги. В этом году СССР был вынужден разместить на внешнем рынке свои еврооблигации на 1.9 млрд. долл.. Уже с 1985 г. СССР свой платёжный баланс сводил с дефицитом: 1985 г. - 2.4%, 1986 г. - 6.2%, 1987 г. - 8.4%, 1988 г. - 11% от ВВП (документы Хьюстонского совещания 1991 г.), но в 1990 он уменьшился до 9%, по плану 1991 г. - до 8.3%.

С 1989 г. ряд частных банков начинают кредитовать СССР только под гарантии собственных правительств. Фактически это означает, что СССР кредитуется последними. Доля таких кредитов в портфеле внешних обязательств вырастает. На 1990-1991 гг. падали даты погашения ряда краткосрочных кредитов и начало погашения нескольких кредитов краткосрочных. В плане бюджета на 1991 г. на эти цели и на обслуживание остального долга было выделено 16 млрд. долл. (Попова Г.В. Указ. соч.). Это было тяжело, но не смертельно.

Согласно справке последнего председателя Совмина СССР В. Павлова, на момент его ареста в августе 1991 г. по документам наши долги составляли 31.1 млрд. долл., но только в центральном хранилище Гохрана находилось 180 т золота и на 30 млрд. долл. алмазов и бриллиантов. Но, похоже, в это время планы на будущее у ряда лидеров страны были не связаны с сохранением СССР.

В октябре о своей неплатёжеспособности объявил ВЭБ. Как-то незаметно за 4 месяца успели взять кредитов еще на 36 (!) млрд. долл. (здесь, правда, нужно учесть, что данная цифра была определена «задним числом»).

Наследство долгов СССР. Внешний долг Российской Федерации

После Беловежского соглашения под давлением внешних кредиторов было предложено как внешние активы, так и пассивы поделить между новыми государствами - бывшими советскими республиками пропорционально ВВП. Первоначально с этим согласились 7 из них, но впоследствии после долгих и трудных переговоров все активы и пассивы к 1994 г. достались Российской Федерации. С фиксированием объёма советских внешних долгов не всё ясно.

29 мая 2001 г. по инициативе В. Никитина и С. Глазьева в Госдуму был внесён проект закона «О государственном внешнем долге и внешних активах бывшего СССР». В пояснительной записке к нему авторы просили разъяснения по ряду вопросов, в частности:

Почему в разных документах Минфина содержатся разные цифры обслуживания долга СССР?

Почему Книга учёта и регистрации внешних обязательств СССР хранится у германской консультационной фирмы Warburg Dilon Read, а не в Минфине РФ?

Отмечено было и то, что до сих пор Правительство Российской Федерации не объяснило парламенту причины увеличения долга СССР на 19.6 млрд. долл. к 1994 г. с даты прекращения юридической ответственности Правительства СССР.

В 1994 г. весь внешний долг России составил 119.9 млрд. долл., и сумма просроченных выплат и выплат процентов по долгу превысила 15 млрд. долл. (здесь нужно отметить, что кредиторы в 1992-93 гг. согласились на отсрочку ряда выплат).

Новая Россия активно кредитуется и перекредитуется на внешних рынках. В число кредиторов входят международные финансовые организации: МВФ, Всемирный банк и ЕБРР. Падение ВВП продолжается до 1997 г., когда намечается его небольшой рост. По данным ЦБ России на 01.01.1998 г. внешний госдолг равен 149.9 млрд. долл.

Вновь взятые займы направляются на обслуживание внешнего долга, на поддержание курса рубля, на погашение бюджетного дефицита, - цели, которые с очень большой натяжкой можно отнести к производительным. Этим займы РФ отличаются от займов Империи и, тем более, догорбачёвского СССР. Ситуация осложняется большим внутренним долгом и «пирамидой» ГКО, которая принципиально мало отличалась от «МММ». В августе 1998 г. власть объявляет технический дефолт по своим долговым обязательствам.

Дефолт в конечном итоге приводит к оздоровлению экономики в целом (хотя и тяжёлой ценой) и финансов в частности. Но самый главный, на мой взгляд, его итог - нарастание во власти понимания того, что нельзя жить одним днём. Начинают делать то, что должны были сделать раньше.

В области внешнего долга это касается прежде всего реструктуризации долга СССР (некоторые соглашения по этой проблеме были достигнуты и ранее, но создаётся впечатление, что правительство подписывало их с боязнью не обидеть кредиторов рублём). Переговоры с Лондонским клубом (он неформально объединяет частные банки-кредиторы) заканчиваются подписанием в 2000 г. соглашения о том, что списываются 36.5% основного долга и 33% облигаций ВЭБ, а оставшаяся сумма конвертируется в еврооблигации. Парижский клуб (неформальное объединение официальных кредиторов, т.е. государств) согласился с тем, что на период до 2020 г. должно быть выплачено 45% всего долга, а 55% выплачиваются до 2115 г. Забегая вперёд, скажем, что во время второго президентства В. Путина все долги Парижскому клубу были погашены досрочно.

Пик внешнего долга РФ падает на 1 января 1999 г. и равен 158.4 млрд. долл. Начиная с этой даты долг снижается до минимума на 1января 2009 г. - 32.1 млрд. долл. (ЦБ России), после чего происходит его некоторый рост. Отмечу, что если использовать данные Минфина, то будут получаться несколько отличные цифры, хотя тенденции они покажут те же самые, что и данные ЦБ. Это связано с тем, что у этих структур разные методики подсчёта долгов.

На 1 января 2016 г., по Минфину, внешний госдолг был равен 50 002.3 млн. долларов. ВВП России за 2015 г. составил 80 412.5 млрд. рублей. Соотношение первого с последним вполне благоприятное. Но если использовать данные Центробанка, то будет иная. По его статистике, внешний госдолг на 1 января 2015 (более поздних данных у меня нет) равнялся 304 892 млн. долл., и с 1 января 2012 г. вырос более чем на 83 млрд. Дело в том, что с последней даты ЦБ изменил методику его расчёта. Теперь им за внешний госдолг принимается внешний долг государственного сектора в расширенном определении, куда включается внешняя задолженность органов государственного управления, органов денежно-кредитного регулирования, а также банков и небанковских корпораций, в которых органы государственного управления и денежно-кредитного урегулирования напрямую или опосредствованно владеют 50 или более процентов участия в капитале или контролируют их иным способом.

На этом мы заканчиваем повесть о внешнем долге Российского государства в разных формах его существования. Выводы предоставляем сделать проницательному читателю.