Дом на котельнической набережной план. Высотка на Котельнической набережной: история и наше время

Сталинская высотка на Котельнической набережной - один из памятников советской архитектуры сталинской эпохи. Авторами проекта этого монументального строения, выполненного в стиле сталинский ампир, являются известные архитекторы Дмитрий Чечулин и Андрей Ростковский.

Здание, которое замыкает перспективу от Кремля к устью реки Яуза, строилось в два этапа. Первый этап строительства длился с 1938 по 1940 год, второй - с 1948 по 1952 год. Высота центральной части строения насчитывает 26 этажей и составляет около 176 метров. Всего в высотке 700 жилых квартир, имеется несколько магазинов, отделение почты и кинотеатр «Иллюзион». Этот огромный архитектурный комплекс состоит из четырех корпусов.

Первым этапом возведения знаменитой высотки на Котельнической набережной стало строительство корпуса А. Это девятиэтажный корпус, фасад которого выходит на Москву-реку. Так как проектировался он ещё в тридцатые годы, то в нём было предусмотрено дровяное отопление: на кухнях стояли дымоходы, в комнатах - дровяные печки. Впрочем, такой вид отопления задействован не был - со временем к зданию была подключена подача газа.

В корпусе А, в нижней его части, находится самый первый в Москве частный автомобильный паркинг. Именно с него и начато было строительство, в котором, кстати, участвовало большое количество политзаключенных и пленных немецких солдат. Паркинг, помимо своего основного предназначения, выполняет ещё и функцию подпорной стены. Так проектировщики обезопасили находящееся на холме здание от возможных оползней.

Вторым этапом строительства высотки стало возведение корпуса Б - самой величественной и высокой части архитектурного комплекса. Всего в корпусе 33 этажа (вместе с подсобными и хозяйственными помещениями). Следует отметить, что эта часть здания действительно поражает своим великолепием и размахом. У центрального входа установлены красивые фонари и лавочки для отдыха, а при оформлении вестибюля была использована характерная для эпохи барокко архитектурная техника «гризайль». Фарфоровые барельефы, гигантские хрустальные люстры, шикарные бронзовые подсвечники, массивные входные двери - все это символизирует величие, мощь, силу и красоту.

Ещё один корпус, входящий в архитектурный ансамбль, называется корпусом В. Фасад этой части здания выходит на реку Яузу. Здесь находятся почтовое отделение и телеграф. Один из залов корпуса имеет форму каменного цветка. В его центре установлен гигантских размеров почтовый ящик, на котором изображён герб страны советов.

В здании также находится кинотеатр «Иллюзион». Некогда здесь выстраивались гигантские очереди в билетную кассу, в наше время кинотеатр тоже пользуется популярностью среди любителей старых фильмов. Являясь государственной организацией, кинотеатр предлагает билеты на сеансы по весьма демократичным ценам.

Глава «Жилой дом на Котельнической набережной» книги «Строительство высотных зданий в Москве». Автор: Олтаржевский В.К. Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре. Москва. 1953

Авторы проекта: действительный член Академии архитектуры СССР Чечулин Д.Н. и архитектор Ростковский А.К.
Главный конструктор Гохман Л.М.
В разработке проекта принимали участие архитекторы: Чикалин И.А., Стригин А.Ф.; инженеры: Дыховичный Ю.А., Муромцев Л.А., Спышнов П.А., Очкин Л.М., Ермаков Ю.Е., Косарев Д.С., Мирер Г.В. и Перепелицкий С.Г.

Здание расположено на Котельнической набережной у устья реки Яузы, при впадении ее в Москву-реку. Его высотная часть, пространственно организующая весь комплекс, занимает центр композиции и лежит на оси стрелки, главным фасадом к Кремлю; боковые корпуса расположены вдоль набережных Москвы-реки и Яузы, объединяясь центральной вертикалью в единую композицию.

Высотный объем трехлучевой формы и примыкающие к нему переходные объемы образуют в плане площадь перед зданием, а вся композиция в целом органически вписывается в градостроительные условия данного района города. Силуэт здания завершает собой перспективу застройки берегов Москвы-реки от Кремля в сторону Котельнической набережной, возвышаясь над прилегающим районом, а расположение здания на повороте Москвы-реки обеспечивает его великолепную видимость со стороны набережных, из центра города и из других точек.

Здание состоит из центрального 24-этажного объема со ступенчатым стройным силуэтом, завершаемого шестиэтажной круглой башней со шпилем, переходных частей пониженной этажности, подчеркивающих высотность центральной композиции и боковых корпусов высотой от 8 до 10 этажей, увенчанных по главному фасаду невысокими башнями. Широкие арочные проезды соединяют набережную с внутренним богато озелененным двором.

Композиция в целом создает живописный, нарастающий к центру силуэт, с богатым сочетанием разнообразных объемов, подчиненных взлету центральной башни. Подчиненность всей композиции центральному объему подчеркивается и планировочным решением фронтальной части, создающим ощущение направленности к центру. В центральной части первого этажа расположен главный вестибюль, при котором предусмотрены помещения для хранения детских колясок и велосипедов, бюро заказов и бюро бытового обслуживания проживающих в доме. Четыре подъемника и три лестницы разрешают проблему вертикального транспорта. Трехлучевая система плана высотной части здания, обеспечивая свободный доступ света и воздуха во все квартиры, создает более короткие пути от вертикальных коммуникаций до входов в квартиры. При этой системе создается естественный центр на пересечении трех осей в виде центрального холла, обслуживающего 5 квартир и являющегося основным узлом планировочного решения типового этажа; та же планировка сохраняется и в завершающем башенном объеме. Планировка «лучей» за пределами центрального узла решается самостоятельно с собственным транспортным узлом в виде двух подъемников и лестницы, обслуживающих 4 квартиры в каждом этаже. Таким образом, в типовом этаже размещается 17 квартир. А всего в высотном объеме здания размещены 344 квартиры, в том числе однокомнатных - 7, двухкомнатных - 272, трехкомнатных - 52 и четырехкомнатных - 13; кроме того, 6 общежитий и 4 магазина.

Весь комплекс здания, являющийся одним из крупнейших в Москве, вмещает 540 квартир, из них однокомнатных - 13, двухкомнатных - 336, трехкомнатных - 173 и четырехкомнатных - 18; общежитий - 10 и магазинов - 18. Общая жилая площадь 25 165 м 2 , общая кубатура комплекса - 480 000 м 3 .

В планировке и оборудовании отдельных квартир проявлено большое внимание к созданию наибольших удобств для проживающих в здании.

Квартиры изолированы от лестниц тамбурами, обеспечены встроенными шкафами, кладовыми, встроенным оборудованием кухни, электрохолодильниками, мусоропроводами и т. п. Много внимания уделено внутренней отделке квартир и вестибюлей, где применены естественный мрамор, ценные породы дерева, цветные металлы и пр.

Прилегающая к зданию территория превращается в благоустроенный сквер с цветочными клумбами, фонтанами и пр. Под внутренним двором размещен подземный гараж-стоянка на 212 машин. На высоту 5 этажей здание облицовывается розовым гранитом, выше - керамическими блоками.

Жилое здание на Котельнической набережной займет одно из первых мест в городе не только благодаря своему внушительному объему. Весь комплекс, вписанный в живописную рамку двух омывающих его рек, со всеми видами его благоустройства, с квартирами, предоставляющими уют и радостную обстановку проживающим в них, явится одной из ярких иллюстраций заботы партии и правительства о трудящихся, проявлением сталинской заботы о человеке.

», иметь квартиру в любой из которых считалось роскошью, практически недоступной рядовому жителю столицы.

Строительство великолепного здания продолжалось несколько лет. Начатое в 1938 г., оно было окончено только к 1952 г. Дом имеет 26 этажей – небывалая по тем временам высота А вот о количестве квартир ходят разные слухи. Почему-то данные разных документов не совпадают друг с другом, и даже само домоуправление не знает точно, сколько же здесь отдельных помещений. Называют разные цифры: и 540, и 450, и 700… Возможно, такая неразбериха в цифрах связана с многочисленными перепланировками, азартно осуществляемыми новыми жильцами.

Строительство дома курировал Берия. Немалую часть квартир в элитном жилище получили работники НКВД. Затем к ним стали подселять военных, а также ученых, деятелей культуры и искусства. Через какое-то время весь цвет московской интеллигенции собрался в этом доме. Среди жильцов высотки были:

  • актеры (Нонна Мордюкова, Клара Лучко, Фаина Раневская, Александр Ширвиндт);
  • писатели (Василий Аксенов, Александр Твардовский);
  • балерина (Галина Уланова сегодня в доме действует музей-квартира Улановой);
  • дрессировщица (Ирина Бугримова;
  • певица Людмила Зыкина…

Можно еще долго перечислять фамилии, которые знакомы каждому россиянину. Раневская получила здесь квартиру на втором этаже, над булочной и кинотеатром «Иллюзион» (работающим до наших дней). Острая на язык актриса называла свое жилище расположенным «над хлебом и зрелищами». А в квартире Василия Аксенова, по слухам, на стене долгое время красовалась надпись, нацарапанная гвоздем: «Строили зэки». Действительно, в период строительства дома здесь активно применяли труд заключенных.

О внутреннем устройстве дома ходят разные любопытные слухи. Так, утверждают, будто в доме есть секретная комната, оснащенная специальным оборудованием. Когда-то она была устроена здесь для Сталина. Аксенов использовал эти слухи в своем романе «Москва Ква Ква», где описал гибель вождя народов в секретном убежище дома на Котельнической.

Рассказывают о тайных ходах, которыми якобы могли пользоваться чекисты, чтобы проникать из квартиры в квартиру и подслушивать разговоры жильцов. Уверяют даже, что по замыслу Сталина дом должен был соединяться подземным ходом с Кремлем. Правда ли это, сегодня мы вряд ли узнаем. Но известен, к примеру, такой абсолютно реальный факт: каждая квартира высотки снабжена дополнительным «черным ходом». И этим обстоятельством воспользовались воры в 1981 г., когда было совершено, пожалуй, самое наглое в истории дома ограбление (а возможно, вообще единственное). В новогодние праздники к консьержке подошли нагруженные елкой и нарядными коробками ребята, представились сотрудниками Госцирка и попросили разрешения оставить подарки у квартиры Ирины Бугримовой. Та, ничего плохого не подозревая, разрешила. А когда прошло немало времени, забеспокоилась и решила подняться взглянуть, почему гости так задержались. Ее глазам предстала картина: дверь квартиры дрессировщицы распахнута, внутри стоит елка, а «циркачей» и след простыл: ушли через «черный ход», прихватив неплохую коллекцию бриллиантов.

Когда-то дом представлял собой совершенно обособленный «город в миниатюре»: в нем работали магазины, прачечная, парикмахерская, ателье, кинотеатр. Зимой можно было кататься на санках и лыжах на крыше, во дворе заливали собственный каток.

Сегодня великолепный «осколок прошлого» постепенно ветшает и разрушается. Квартиры здесь уже не считаются элитными, актеры и певцы нашего времени стремятся купить другое жилье, более соответствующее современным представлениям об удобствах и комфорте. А старый великан, как отставной вельможа прежнего императора, доживает свой век, не теряя величия и достоинства.

Высотка расположена в месте слияния Яузы с Москвой-рекой в самом центре города и по праву считается одним из символов Москвы.

Эффектный советский небоскрёб был построен в 1938-1952 годах по проекту архитекторов Дмитрия Чечулина и Андрея Ростковского при участии инженера Леонида Гохмана. Фактически, строительство прошло в 2 очереди с перерывом на войну: в 1938-1940 и 1948-1952 годах.

Высота здания: 176 метров (32 этажа, считая технические).

Дом включает 3 объединённых разновысоких корпуса: высокий центральный объём и 9-этажные боковые крылья. Замыкая перспективу от Кремля, центральная часть обращена в сторону московской крепости, а боковые корпуса эффектно разворачиваются вдоль набережных Москвы-реки и Яузы. Цоколь здания отделан тёмным гранитом (боковые корпуса на 2 этажа, центральный - на 5), фасады выполнены в мягком бежевом цвете и украшены большим количеством барельефов и горельефов, изображающих счастливых советских граждан, детей и рабочих среди знамён, цветов, колосьев (мотив изобилия), а также советскую символику (серп и молот, звёзды). Силуэт здания оживлён декоративными башенками и обелисками, а центральный корпус украшают скульптуры советских рабочих, удерживающих щиты с изображениями герба СССР (по центру под шпилем), (слева) и (справа).

Шпиль высотки увенчан массивной звездой с серпом и молотом.

Изначально в доме было обустроено около 700 квартир (в основном двух- и трёхкомнатных, но были и "однушки", и четырёхкомнатные квартиры), но в постсоветские годы появилась тенденция к их объединению/разъединению, и сколько их сейчас по факту - непонятно.

Дама с грудями

Довольно любопытной и неоднозначной при ближайшем рассмотрении деталью оформления здания стала скульптура мужчины и женщины, удерживающих щит с гербом СССР, расположенная под шпилем.

Несколько лет назад городские СМИ облетело фото скульптуры, сделанное при значительном приближении: оказалось, груди женщины, напоминающие два небольших апельсина с пупырышками, буквально "разрывают" её одежду, складки которой показаны весьма условно. Невооружённому взгляду эта деталь не заметна, поэтому среди комментаторов пошли предположения, якобы это могло быть своеобразной шуткой скульптора - мол, с земли ведь всё равно не видно, но в действительности это крайне маловероятно. Скорее всего, такое исполнение груди просто продиктовано размещением скульптуры на большой высоте: она сделана так, чтобы гармонично выглядеть со ста с лишним метров снизу, а не вблизи.

Так или иначе, теперь женщина с высотки на Котельнической навсегда прописалась в списке "неоднозначных" скульптур Москвы. Посветить грудью на Кремль - дорогого стоит!

История высотки на Котельнической набережной

История жилого дома на Котельнической набережной начинается с одного любопытного момента: известно, что все сталинские высотки, предусмотренные постановлением "О строительстве в Москве многоэтажных зданий", были заложены в один день - 7 сентября 1947 года, в честь 800-летия Москвы. Однако, строительство дома на Котельнической фактически началось намного раньше - в 1938 году. Дело в том, что первым в 1938-1940 годах был построен 9-этажный корпус вдоль Москвы-реки, который изначально строился как отдельный жилой дом и был включён в проект позднее, с частичным переоформлением фасада.

Для строительства высотки были полностью снесены 4 переулка - Большой и Малый Подгорные, Свешников и Курносов - и срыт склон Швивой горки, одного из исторических холмов Москвы. Считается, что на возведении дома именно в этом месте настоял Лаврентий Берия, лично курировавший строительство.

Здание по проекту Дмитрия Чечулина и Андрея Ростковского строилось в том числе силами советских заключённых и немецких военнопленных, привлечённых к работе через Главное управление лагерей промышленного строительства (Главпромстрой или ГУЛПС). Заключённые также позировали скульпторам для барельефов. Говорят, строители оставляли на окнах и стенах технических помещений и подвалов нацарапанные гвоздём "послания": номера своих отрядов, "строили зеки" и другие незамысловатые фразы; существуют также городские легенды о замурованном при строительстве прорабе и заключённом, который якобы сумел спуститься вниз на фанерных крыльях, но они едва ли имеют какое-то отношение к реальности - точно такие же легенды ходят про строительство Главного здания МГУ.

Комплекс задумывался как настоящий город в городе: для удобства жильцов в нём были обустроены почтовое отделение, прачечная, булочная, гастроном и кинотеатр "Знамя" (с 1966 года - "Иллюзион").

В "старый" корпус, расположенный вдоль Москвы-реки, изначально селили сотрудников НКВД, затем стали подселять военных и партийных деятелей. После строительства центрального объёма и противоположного крыла в дом стали заселять представителей советской элиты: творческую интеллигенцию, выдающихся учёных, военных и партийную номенклатуру, в память о которых на фасаде дома установлено большое количество мемориальных табличек. Среди прочих в доме в разные годы проживали Фаина Раневская, Галина Уланова, Александр Ширвиндт, Александр Твардовский, Людмила Зыкина, Роберт Рождественский, Василий Аксёнов, Константин Паустовский а также сам Дмитрий Чечулин - автор проекта здания.

После распада Советского Союза квартиры в здании стали скупать "новые русские", чиновники и успешные российские артисты.

Любопытным моментом в современной истории жилого дома на Котельнической набережной стало дело о покраске звезды: 20 августа 2014 года - во время вооружённого конфликта на востоке Украины - на шпиль высотки был водружён украинский флаг, а половину звезды покрасили в голубой цвет, из-за чего она также приобрела расцветку украинского флага. Было возбуждено уголовное дело по факту вандализма (позже его переквалифицировали в хулиганство), по подозрению в котором задержали четырёх бейсджамперов, совершивших прыжок с высотки в день покраски, и питерского руфера. Ответственность за происшествие взял на себя украинский руфер Павел Ушивец (Mustang Wanted), который посвятил свой поступок Дню независимости Украины. Бейсджамперов позже оправдали и отпустили, а питерского руфера осудили за содействие Павлу Ушивцу.

На сегодняшний день высотка постепенно утрачивает свои позиции в рейтингах эксклюзивной недвижимости, поскольку в Москве появилось много новых необычных проектов, исполненных с большей роскошью и считающихся более престижными, но ничуть не уступает позиций в культурном плане, по-прежнему выступая одним из символов Москвы.

На неё открываются отличные виды со столичных смотровых площадок, а ступенчатый силуэт стал настолько привычен городскому пейзажу, что теперь сложно представить, что когда-то его не было.

Жилой дом на Котельнической набережной находится по адресу Котельническая набережная, 1/15. Добраться до него можно пешком от станций метро "Таганская" Кольцевой и Таганско-Краснопресненской линий, а также "Марксистская" Калининско-Солнцевской линии.