Функции налогов и принципы налогообложения. Налоги, их функции, принципы налогообложения

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Юридические черты налога:

Односторонний характер его установления

Налог является индивидуально безвозмездным (так как налог взимается в целях покрытия общественных потребностей, которые обособлены от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика)

Налог взыскивается на условиях безвозвратности (уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика.

Так как налог представляет собой одностороннее движение средств и его принципы прямо противоположны принципам гражданского оборота, приводным механизмом налогообложения может быть только принуждение.

Налог – единственно законная (устанавливаемая законом) форма отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характера наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти.

Конституционный Сур РФ указал, что налоговый платеж – это основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности.

Функции Налогов.

1)Фискальная (формирование доходов бюджета)

2)Регулирующая

Стимулирующая (поощрение вида деятельности, отрасли экономики и т.д.)

Дестимулирующая (сдерживающие воздействия)

3)Контрольная (получение данных о темпах и тенденциях развития экономики)

Принципы налогообложения

4 принципа Адама Смита

1)принцип справедливости в двух аспектах: справедливость по вертикали и справедливость по горизонтали. Лица, находящиеся в равном положении и получающие одинаковый налогооблагаемый доход, должны уплачивать налог по единым ставкам. В этом суть справедливости по горизонтали.

Те же, кто располагает разными материальными возможностями, должны отчуждать в виде налогов разные доли своих доходов. Поэтому к более высоким доходам должны применяться повышенные ставки налога. Это направлено на перераспределение доходов. Так понимается справедливость по вертикали.

2)принцип определенности означает, что налог, который лицо обязано платить, должен быть определен точно, а не произвольно. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа – все это должно быть ясно и для плательщика, и для другого лица.

3) принцип нейтральности налогообложения требует того, чтобы каждый налог взимался в такое время и таким способом, какие наиболее соответствуют соображениям удобства для налогоплательщика. Удобные и необременительные способы уплаты налога должны обеспечить как можно меньшее влияние налогообложения на экономическое поведение лица и устранить разрушающее воздействие на рынок.

4)принцип эффективности налоговой системы означает, что правила взимания налога должны быть таковыми, чтобы налог извлекал из кармана налогоплательщика как можно меньше сверх того, что поступает в казну. Если сбор налогов требует использования труда большого числа чиновников, так что значительная часть собранных налогов расходуется на их оплату, то налоговая система будет неэффективной.

Основные (конституционные) принципы налогообложения.

Часть 3 ст. 75 К-ции РФ предусматривает, что федеральным законом должны быть установлены общие принципы налогообложения и сборов.

Направленность общих принципов налогообложения и сборов – ограничение свободы государства в области финансов. Они на конституционном уровне ставят препоны налоговому произволу, создают основы справедливого, умеренного и соразмерного налогообложения.

Общие принципы налогообложения и сборов являются развитием положений Конституции РФ в специфической области.

В зависимости от направленности действия и смысла решаемых задач основные принципы налогообложения и сборов можно разделить на три группы:

Принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основ конституционного строя

Принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основных прав и свобод налогоплательщиков

Принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение начал федерализма

Принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основ конституционного строя.

Принцип публичной цели взимания налогов и сборов (налоги устанавливаются с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти и должны иметь общественно возмездный характер).

Принцип приоритета финансовой цели взимания налогов и сборов (налог устанавливается с целью получения дохода, а не с целью принуждения к определенному поведению и взимание налогов должно проходить на постоянной основе. «налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными»)

Принцип ограничения специализации налогов и сборов (по общему правилу налог не предназначен для определенного расхода, однако целевые налоги абсолютно не исключаются, но их установление должно быть обусловлено конституционно значимыми целями)

Принцип установления, изменения или отмены налогов и сборов законами (утверждение налогов законом является инструментом установления безусловной обязанности налогоплательщиков уплачивать налоги, ограничение личного усмотрения. Данный принцип опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе, чем федеральным законом (ч.3 ст.55 К-ции))

Принцип установления налогов и сборов в должной процедуре (выступает гарантией реального выполнения народными избранниками доверенных им функций в сфере налогообложения. Принцип закрепляет особую процедуру внесения законопроектов о налогах (ч.3 ст.104 К-ции). Принцип ограничивает прямое и косвенное делегирование полномочий по установлению налогов. Обеспечивает также принятие и введение в действие законов о налогах в соответствии с закрепленными правилами (ст.57, 106 К-ции))

Принцип ограничения форм налогового законотворчества (ограничивает включение норм о налогообложении в законы, не посвященные налогообложению как таковому)

Принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основных прав и свобод налогоплательщиков.

Принцип юридического равенства плательщиков налогов и сборов.

(этот принцип не допускает установления различных условий налогообложения в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика и иных оснований, носящих дискриминационный характер)

Принцип всеобщности налогообложения (означает, что каждый член общества обязан участвовать в уплате налогов наравне с другими. Не допускается предоставление индивидуальных и иных льгот и привилегий в уплате налога, не обоснованных с позиции конституционно значимых целей)

Принцип равного налогового бремени (направлен на то, чтобы без нарушения формального равенства налогоплательщиков в максимальной степени учесть обстоятельства налогоплательщиков и обеспечить соблюдение неформального равенства. Равенство в налоговом праве реализуется не как уплата налога в одинаковом размере, а как экономическое равенство плательщиков и выражается в том, что за основу берется фактическая способность к уплате налога на основе сравнения экономических потенциалов. Равенство в налогообложении понимается как равномерность обложения через сравнение налогового бремени, которые несут разные плательщики)

Принцип соразмерности налогообложения конституционно значимым целям ограничения прав и свобод (налогообложение не должно парализовать реализацию гражданами конституционных прав)

Принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение начал федерализма.

Принцип единства налоговой политики (недопустимо установление налогов, нарушающих единство экономического пространства РФ. Единство налоговой политики обеспечивается единой системой федеральных налоговых органов. Субъекты Федерации и органы местного самоуправления не вправе создавать службы и структуры, альтернативные федеральным налоговым органам)

Принцип единства системы налогов (обусловлен задачей унификации налоговых изъятий. Федеральным законом может быть установлен перечень региональных и местных налогов, носящий исчерпывающий характер. «Органы гос.власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей»)

Принцип разделения налоговых полномочий (В федеративном государстве полномочия в сфере налогообложения не могут сосредоточиваться исключительно у федерального законодателя. Субъекты Федерации обладают собственной доходной базой, однако право субъектов Федерации на установление налогов всегда носит производный характер, поскольку они связаны общими принципами налогообложения и сборов).


Похожая информация.


Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога.

Налоги - это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.

Конституцией РФ и Законом «Об основах налоговой системы в РФ» определены и закреплены основные принципы налогов:

власть вправе устанавливать налоги

всеобщность (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы)

однократность налогообложения (один и тот же объект не может облагаться налогами одного вида два раза за один период налогообложения)

очередность взимания налогов из одного источника (для уменьшения налогового бремени)

определенность налогообложения (что и по какой ставке облагается налогом).

Налогообложение базируется на ряде принципов. Главный принцип: как бы велики ни были потребности государства в финансовых средствах, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности. Следующий важный принцип - определённость: порядок налогообложения устанавливается заранее, размеры налога и сроки его уплаты известны заблаговременно. Общепризнанные принципы: однократный, обязательный характер уплаты налога, простота и гибкость.

Первый принцип заключается в том, что физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Логично, что те, кто получил большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг должны платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом на основе этого принципа. Например, налоги на бензин обычно предназначаются для финансирования и строительства и ремонта автодорог. Таким образом, те, кто пользуется хорошими дорогами, оплачивают затраты на поддержание и ремонт этих дорог.

Но всеобщее применение этого принципа связано с определенными трудностями. Например, в этом случае невозможно определить, какую личную выгоду, в каком размере и т.д. получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение. Даже в поддающемся на первый взгляд оценке случае финансирования автодорог мы обнаруживаем, что оценить эти выгоды очень трудно. Отдельные владельцы автомобилей извлекают пользу из автодорог хорошего качества не в одинаковой степени. И те, кто не имеет машины, также получают выгоду. Предприниматели, безусловно, значительно выигрывают от расширения рынка в связи с появлением хороших дорог. Кроме того, следуя этому принципу, необходимо было бы облагать налогом, например, только малоимущих, безработных, для финансирования пособий, которые они получают.

Второй принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги и наоборот.

Рациональность данного принципа заключается в том, что существует, естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Брать ежемесячно по 50000 руб. у лица получающего 500 тыс. руб. дохода вовсе не значит лишать его источника средств к существованию и определенных удобств жизни. И разве можно сравнить этот эффект с тем, когда берут 500 руб. у человека с доходом в 5000 руб. Жертва последнего не только больше, но и вообще несоизмерима с жертвой первого. Дело в том, что мы, потребители действуем всегда рационально, т.е. в первую очередь мы тратим свои доходы на товары и услуги первой необходимости, затем на не столь необходимые товары и т.д.

Данный принцип представляется справедливым и рациональным, однако, проблема заключается в том, что пока нет строгого научного подхода в измерении чьей-либо возможности платить налоги. Налоговая политика правительства строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, в зависимости от взглядов правящей политической партии, требований момента и потребности правительства в доходах.

Современные налоговые системы используют оба принципа налогообложения, в зависимости от экономической и социальной целесообразности.

Налоговая система базируется на соответствующем законодательстве, которое устанавливает конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов. К элементам налогов относятся:

субъекты налога - лицо, которое по закону обязано платить налог;

носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог;

объект налога - доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, недвижимое имущество и т.д.)

ставка налога - размер налога, устанавливаемый на единицу обложения. Определяется либо в твёрдой сумме, либо в проценте.

Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.

  • 1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа).
  • 2. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины (например, действовавший в СССР до 1 июля 1990 г. налог на заработную плату в размере 13 %).
  • 3. Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.
  • 4. Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.

В общих чертах видно, что прогрессивные налоги - это те налоги, бремя которых наиболее сильно давит на лиц с большими доходами, регрессивные налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам, обладающим незнач Налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Попытки унифицировать налоги, уменьшить количество их видов пока не имели успеха. Возможно, это происходит потому, что правительствам удобнее вместо одного большого налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые поборы станут менее заметными и чувствительными для населения.

Налоги выполняют следующие функции:

1. Фискальная функция состоит в финансировании государственных расходов. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - форсирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и других). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и центрального взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

Регулирующая функция - государственное регулирование экономики. Регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Через налоги власти воздействуют на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе.

  • 3. Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.
  • 4. Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая «труднонастраиваемая» функция. Как и любая другая, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.

Стимулирующая функция налогов является в современной российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.

5. Контрольная функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.

Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению. Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом.

6. Социальная функция - поддержание социального равновесия путём изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность из обращения на непроизводственные цели. В условиях РФ социальная функция налоговой системы бюджета весьма существенна в силу тех обязательств, которые несло советское государство перед населением и которое «по наследству» перешло к РФ. Многие социальные затраты, финансируемые государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение).

Социальная функция налогов проявляется и непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).

Социальная функция налоговой системы требует детального исследования, как с точки зрения ее усиления, так и с точки зрения устранения неоправданных льгот и преимуществ, не отвечающих характеру рыночных преобразований, социальным критериям или внутрифедеральным отношениям.

Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления регулирующей функции налогов. В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста доходности производства, позволяет государству получить больше средств.

При помощи налогов можно поощрять или сдерживать определенные виды деятельности (повышая или понижая налоги), направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. Так предоставление налоговых льгот отраслям промышленности или отдельным предприятиям стимулирует их подъём и развитие. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги. Предоставляя льготы, государство решает серьезные, порой стратегические задачи. Напр., не облагая налогами часть прибыли, идущую на внедрение новой техники, оно поощряет технический прогресс. А, не облагая налогами часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятия к решению социальных проблем.

В практике налогообложения используются различные виды налогов.

1. По способу платежа различают прямые и косвенные налоги

Прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности. Это подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, налог на землю и др.

При косвенном налогообложении субъект налога и его носитель обычно не совпадают. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей. Так, например, акцизы на табачные и алкогольные товары уплачиваются производителем, который включает их в цену реализации. Соответственно, покупатель этих товаров становится фактическим плательщиком налога. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, монопольный налог.

Таким образом, создается впечатление, что косвенные налоги - несправедливые налоги. Чем беднее человек, тем большую долю своего дохода он отдает государству в виде этих налогов.

В западных странах косвенные налоги находят более широкое применение. Они позволяют оперативно и регулярно получать крупные суммы, что позволяет стимулировать или сдерживать производство по тем или иным направлениям, а так же регулировать потребление. В развитых капиталистических странах при всех негативных сторонах косвенного налогообложения оно не противодействует развитию экономики.

  • 2. Налоги по их использованию подразделяются на общие и специальные (целевые). Общие налоги поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий. Специальные налоги имеют строго определенное назначение, например, налоги на реализацию горюче-смазочных материалов поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства, реконструкции и текущего ремонта дорог.
  • 3. В зависимости от того, в распоряжение какого органа поступает налог, различают федеральные налоги, региональные налоги субъектов Федерации и местные налоги.

Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами, принимаемыми Федеральным собранием. К ним относятся налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, подоходный налог, таможенные пошлины и др.

К республиканским налогам относится налог на имущество предприятий, налог на добычу природных ресурсов.

К местным налогам относится налог на недвижимое имущество граждан, налог на транспортные средства, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, другие сборы.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Средневековый философ и богослов Фома Аквинский называл налоги «дозволенной формой грабежа».

В конце XVII в. классик английской политэкономии Адам Смит писал: «Подданные государства должны … участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства».

В 1789 г. американский политический деятель и ученый Бенджамин Франклин сказал: «В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключением смерти и налога».

Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимают обязательный взнос плательщиков в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.

Налоговая система - это совокупность разных видов налогов, взимаемых в установленном порядке.

Для того, чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения:

1) однородность (означает, что с одной суммы налог должен взиматься только один раз);

2) равномерность (т.е. единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил);

3) определенность (т.е. порядок налогообложения (ставки, срок, база исчисления), который устанавливается заранее);

4) безвозмездность (когда государство не предоставляет налогоплатель-щикам никакого эквивалента за вносимые в бюджет средства).

Необходимо обратить внимание, что налоговая система - важный элемент экономики - является главнейшим инструментом перераспределения финансовых ресурсов. За счет налогов государство содержит непроизводственную сферу, осуществляет финансирование перспективных научно-технических программ и решает другие задачи. Система налогов оказывает влияние на формирование цен и их динамику. Цены же, в свою очередь, во многом определяют размеры налоговых поступлений. В условиях рыночного хозяйствования требуется система налогов, стимулирующая предпринимательскую деятельность и одновременно поддерживающая бюджетные организации.

Различия в ставках налогов в разных странах довольно значительные. Но еще большие различия отмечаются относительно сроков уплаты налогов в бюджет. В России налог на прибыль уплачивается ежеквартально в отличие, например, от США, где это происходит спустя полтора года после отчетного: в течение следующего года предприятия готовят отчеты, а затем им дается еще полгода на уплату налога на прибыль.

Все налоги можно разделить на прямые и косвенные.

Прямые налоги платит тот, кто получает доходы (налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, государственные пошлины и местные сборы, налоги на имущество). Прямые налоги платят непосредственно с дохода.

Косвенные - платит тот, кто тратит свои доходы (акцизы, НДС, таможенные пошлины, налог на финансовые операции). Косвенные налоги входят в цену товара, и поэтому, хотя их непосредственный плательщик - продавец, фактически страдает покупатель.

Функции налогов. Налоги выполняют три важнейшие функции:

1) финансирование государственных расходов (фискальная функция );

2) поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция );

3) государственное регулирование экономики (регулирующая функция ).

Регулирующая функция налогов заключается:

В установлении и изменении системы налогообложения;

Определении налоговых ставок, их дифференциации;

Предоставлении налоговых льгот.

Функции налогообложения представляют собой проявление самой сущности налогов, и показывают, как они реализуют свое общественное назначение как инструмент распределения и перераспределения государственных доходов. Выделяют несколько основных функций налогообложения.

Во-первых, самой основной в группе функций налогообложения является фискальная функция. Благодаря фискальной функции, то есть сбору денежных средств, формируются государственные ресурсы, которые резервируются для последующих целевых программ государства. Все последующие функции будут производными от фискальной.

Неразрывно с фискальной находится экономическая функция. Она означает, что налогообложение является механизмом перераспределения некоторых государственных процессов. Благодаря экономической функции оказывается влияние на производство, увеличивая или снижая его темпы, на увеличение или сужение спроса, на накопление капитала.

Во-вторых, это распределительная функция налогообложения. Другими словами ее еще можно называть социальной функцией. Ее суть заключается в том, что все доходы общества перераспределяются между собой.

В-третьих, это регулирующая функция. В этом понимании налогообложение является своеобразным регулятором экономических отношений общества. Регулирующая функция имеет обширное действие, и включает в себя еще несколько функций: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Сущность стимулирующей функции заключается в том, что налогообложение является инструментом для развития тех или иных экономический отношений. Стимулирующая функция включает в себя наличие налоговых освобождений и льгот.

Так, например, налоговым законодательством предусмотрены налоговые льготы для малого бизнеса, производителям сельского хозяйства, и т.д.

Соответственно, дестимулирующая функция наоборот предусматривает какие-либо налоговые обременения для того, чтобы затормозить движение некоторых экономических процессов. Содержание этой функции налогообложения можно увидеть на примере повышения таможенных пошлин.

Воспроизводственная функция заключается в следующем. Мы постоянно используем различное сырье. Соответственно, для его воспроизводства требуются материальные затраты. Так вот, благодаря воспроизводственной функции всегда поддерживается достаточный уровень денежных средств, необходимы для восстановления используемых ресурсов. Хорошим примером здесь может являться плата за воду.

В-четвертых, контрольная функция. Благодаря этой функции налогообложения можно проследить за движением финансовых средств, за доходами и расходами государства, оценить направления движения финансов, их целесообразность. Иными словами, контрольная функция позволяет оценить в целом всю систему налогообложения, и оценить необходимость внесения изменения и корректив в налоговую и бюджетную сферы.

Ну, и в-пятых, это поощрительная функция. Сущность этой функции налогообложения должна была бы заключаться в том, чтобы выделять отдельные категории граждан, поощрять их за какие-либо заслуги, например, инвалидов Великой отечественной войны. Однако, на практике, поощрительная функция не нашла широкого распространения, как иные функции налогообложения, и используется для реализации налоговых механизмов в социальной государственной политике.

Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи А. Смита, сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения:

  • 1. Принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
  • 2. Принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
  • 3. Принцип удобства -- налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
  • 4. Принцип экономии, который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.

Введение……………………………………………………………………...……3

Глава 1. Развитие налогообложения. Сущность и виды налогов.

      Историческое возникновение налогов……………………………………6

      Сущность налогов………………………………………………………….8

      Виды налогов………………..…………………………………………….11

Глава 2. Налогообложение: понятие, принципы, функции. Проблемы российского налогообложения.

2.1. Понятие и принципы налогообложения…………………………………...12

2.2. Функции налоговой системы………………………………………………16

2.3. Проблемы налогообложения в России…………………………………….19

Заключение……………………………………………………………………….23

Список использованной литературы …………………………………………..26

Приложение...........................................................................................................27

Введение

Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.

С помощью налоговой системы государство активно вмешивается в "работу" рынка, регулирует развитие производства, способствуя ускоренному росту одних отраслей или форм собственности и "ухудшению" других.

Россия - крайне дифференцированная страна, в том числе и в налоговой сфере. Регионы России обладают различным экономическим потенциалом, характеризуются различной политической ситуацией, что накладывает свой "отпечаток" на собираемость налогов по стране. В России действует 51 налог и сбор и около 20 лицензионных видов деятельности. Причины такой множественности заключаются в различиях источников (зарплата, дивиденды по акциям, арендная плата, другие формы дохода на капитал) и объектов (доход, имущество его передача, потребление, экспорт и импорт) налогообложения.

Через налогообложение формируются фонды, за счет которых государство:

    финансирует некоторые расходы на простое и расширенно воспроизводство в народном хозяйстве,

    финансирует социальные программы - пенсионного и социального обеспечения, образования, здравоохранения и др.,

    обеспечивает свою оборону и безопасность,

    содержит законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти и управления, предоставляет кредиты и безвозмездную помощь другим странам.

Это первая и основная функция налогов - служить источником средств для государственной казны: государственного бюджета и других денежных фондов государства. В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.

Стимулирующее воздействие налогов реализуется через систему выборочных льгот, исключений, преференций при сохранении общих основ и структуры налогового законодательства. Такие льготы предоставляются, как правило, с условием их целевого использования налогоплательщиками в соответствии с экономической политикой государства.

Посредством регулирующей функции налогов обеспечивается перераспределение через государственный бюджет части доходов фирм, домохозяйств, отраслей, регионов. Регулирующая функция осуществляется через установление нало-гов и дифференциацию налоговых ставок. Налоговое регулирование оказывает стимулирующее или сдерживающее влияние на производ-ство, инвестиции и платежеспособный спрос населения. Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения внутреннего валового продукта и национального дохода страны. Государство формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику.

В современной России налоговый вопрос занимает особое место, т.к. с завидной постоянностью все твердят о необходимости коренной налоговой реформы, и с такой же завидной постоянностью все заканчивается лишь небольшими изменениями в налоговой системе, носящими чаще всего "косметический" характер. Налоговая система России постоянно находится в состоянии трансформации. Меняются ставки налогов, условия их взимания, объекты налогообложения, что затрагивает практически все субъекты экономики. Происходящая перестройка налоговой системы влияет не только на экономические условия производства товаров и услуг, но и на доходы граждан, поэтому вопросы налоговой политики всегда остаются первостепенными.

Имеющиеся в России проблемы налогообложения и, в зависимости от их разрешения, эффективность его воздействие на экономические процессы государства определили актуальность темы работы.

Цель работы – определить сущность налогов, на основании чего указать их место в системе государственного регулирования экономики.

Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи: раскрыть сущность налогов и рассмотреть их основные виды; дать определение понятию «налогообложение» и рассмотреть его принципы и проблемы реализации.

Объект исследования – реализация налоговой политики РФ на практике.

Предмет исследования – конкретные пути и механизмы совершенствования налоговой системы РФ.

Реформы, производимые в налоговой сфере, не всегда приводят к ожидаемым макроэкономическим результатам из-за отсутствия четкого представления о последствиях принятия тех или иных налоговых решений. Поэтому механизм регулирования социально-экономических показателей с помощью мер налоговой политики нуждается в рассмотрении и исследовании. Любые просчеты и недоработки при принятии налоговых изменений приводят не только к падению уровня доходов государства, но и болезненно отражаются на благосостоянии всех граждан. Поэтому политика в области налогообложения должна отличаться продуманностью и глубоким пониманием последствий проводимых преобразований.

Глава 1. Развитие налогообложения. Сущность и виды налогов.

      Историческое возникновение налогов.

Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общесвенно-экономических формаций, изменения функций и роли государства влияют на конкретные формы налогов изъятий. При феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения. С расширением централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны.

Возникновение и существование налогов обусловлено необходимо-стью удовлетворять коллективные (общественные) потребности граж-дан. Налогообложение, по сути, представляет собой процесс обобще-ствления части индивидуальных доходов (имуществ) для обеспечения совместного существования их владельцев и последующего коллек-тивного потребления в виде общественных благ. Для того чтобы общество могло пользоваться такими благами и ус-лугами, не допуская при этом дефицитного выделения ресурсов, госу-дарство берет на себя их производство и финансирует его за счет на-логов.

Кроме того, посредством налогов государство может вернуть производство и потребление каких-либо товаров к оптимальному уровню, то есть такому, который может быть достигнут рынком при отсутст-вии так называемых «внешних» эффектов - не отраженных в цене то-вара издержек или выгод его производства (потребления) для третьих лиц, не являющихся в данном случае покупателями или продавцами. К внешним издержкам относится, например, загрязнение окружающей среды, а к внешним выгодам - диспансеризация населения (прививки и т. п.).

Исторически наиболее ранними формами налогов были жертвоприношения и дань с побежденных. Первоначально налоги носили временный характер и лишь в эпоху Нового времени стали постоян-ным источником государственных доходов.

В развитии налогообложения принято выделять три основных этапа:

Первый - от древнего мира до конца средних веков. На этом этапе го-сударство определяет общую сумму средств, которую оно хочет получить с населения, а сбор ее поручает городу или общине. Между государством и налогоплательщиками, как правило, стоят посредники-откупщики.

Второй - XVI - начало XIX в. (эпоха первоначального накопления капитала). Создается сеть государственных финансовых учреждений, государство устанавливает квоты и наблюдает за сбором налогов, но роль откупщиков еще достаточно велика.

Третий - современный этап - с первой трети XIX в. до настоящего времени. Все функции установления и сбора налогов берет на себя го-сударство, между налогоплательщиками и государством не существу-ет посредников.

      Сущность налогов.

Экономическая наука изначально рассматривала налоговую систему как важнейшее звено кругооборота экономических ресурсов. Но по-скольку практика налогообложения опережала теорию, то задачей эко-номистов, философов и правоведов стало научное обоснование объек-тивной необходимости уплаты налогов и определение их сущности.

Теоретические основы налогообложения начали разрабатываться в XVII в. (Ф.Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, У. Петти). В XVIII-XIX вв. появляются различные теории налогов, определившие их сущность. Наиболее известными среди них были:

а) теории выгоды, интереса, фискального договора, рассматривавшие налог как плату, вносимую гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности, за другие услуги, оказываемые государством (С. Вобан, Ш. Монтескье, О. Мирабо);

б) теория налога как страховой премии (А. Тьер, Д. Маккулох);

в) теория обмена (эквивалента), рассматривавшая налог как справедливую плату за услуги государства и в то же время понимавшая его как чистый убыток для общества (А. Смит, Д. Рикардо, Ж. Б. Сэй);

г) «теория наслаждения», трактовавшая налог как цену, уплачиваемую гражданином за наслаждение, получаемое им от общественного порядка, правосудия, защиты личности и собственности (Ж. Сисмонди);

д) «теория жертвы», подчеркивавшая принудительный характер налогообложения (Д. С. Милль).

В последней четверти XIX - начале XX в. была сформулирована теория коллективных (общественных) потребностей, рассматривающая налоги как источник покрытия и эквивалент оказываемых государством коллективных услуг. Вплоть до настоящего времени все известные экономические школы в вопросах налогообложения придерживаются этой теории.

Особый вклад в развитие теории налогов (конец XIX-XX вв.) вне-сли: А.Вагнер (немецкая школа), Сакс (австрийская школа), Ф. Нитти (итальянская финансовая школа), Э. Селигман, Д. М. Кейнс, Э. Хан-сен, П. Самуэльсон, Р.Масгрейв, А. Лаффер.

В общих чертах история взглядов на понятие налога отражена в работе Э.Селигмана и Р.Стурма «Этюды по теории обложения» 1 , в которой авторы выделили семь ступеней понимания рассматриваемой категории. «Вначале господствующей является идея дара. В Средние века индивидуум делает подарок правительству.…На второй стадии правительство смиренно умоляло или просило народ о поддержке.… На третьей ступени мы встречаемся с идеей помощи, оказываемой государству.… На четвертой стадии проявляется идея о жертве, приносимой индивидуумом в интересах государства. Он теперь отказывается от чего-либо в интересах общественного блага.… На пятой ступени у плательщика развивается чувство долга, обязанности.… Лишь на шестой стадии встречаем идею принуждения со стороны государства.… На седьмой стадии мы видим идею определенной доли или определенного оклада, установленного или исчисленного правительством, вне всякой зависимости от воли плательщика».

Пункт 1 статьи 8 Налогового кодекса РФ содержит понятие налога. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Из данного определения можно вывести следующие основные признаки налога. К ним относятся: 1) обязательность; 2) индивидуальная безвозмездность; 3) денежная форма уплаты; 4) публичные цели налогообложения 1 .

      Виды налогов .

Многообразие налогов, различающихся по условиям обложения, механизмам взимания и регулирования, обусловливает необходимость их систематизации и классификации.

Самым первым и наиболее употребительным до настоящего време-ни является деление налогов по критерию отнесения налогообложения к подоходно-поимущественному обложению или к обложению расходов на потребление на два основных вида - прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество. Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, включенные в цену товара или тариф. Соотношение между прямыми и косвенными налогами составляет основу налоговой политики в области регулирования деловой активности. Прямые налоги в большей степени оказывают регулирующее воздействие на экономику. Косвенное налогообложение соответствует фискальным целям налоговой политики 1 . Регулирующее воздействие может осуществляться через повышение или понижение ставок налогов, дифференциации ставок для различных категорий налогоплательщиков или типов объектов налогообложения, расширение или сужение налогооблагаемой базы и необлагаемых налогом минимумов, освобождение от налогов отдельных категорий налогоплательщиков, предоставление налоговых льгот и налоговых кредитов, изменение периодичности уплаты налога, распределение налогов по уровням бюджетной системы.

Существуют подробные и раз-вернутые налоговые классификации. В их основу закладывается одновременно несколько критериев. Пример такой классификации приведен в табл. 1.

Глава 2. Налогообложение: понятие, принципы, функции. Проблемы российского налогообложения.

2.1. Понятие и принципы налогообложения.

Налогообложение - процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов и их ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами 1 .

Принципы организации данного процесса экономическая наука определяет с точки зрения влияния налогов на социально-экономи-ческое развитие общества и благосостояние его граждан.

Принято выделять две группы принципов налогообложения:

    всеобщие , или классические , принципы, которые определяют базовые характеристики налоговых отношений и, так или иначе, используются в налоговых системах всех стран;

    функциональные , или современные , на основании которых задаются условия действия налогообложения применительно к конкретным условиям страны и задачам государственной экономической политики.

Первая группа принципов оформилась в финансовой практике еще в XVI в., но впер-вые была научно сформулирована в XVIII в. А. Смитом. Он, как и все остальные представители классической школы, признавал за налогом только фискальную функцию. По его мнению, налоги являются «необходимым злом», т.к. они угнетают предпринимательскую активность и не дают в полной мере развиться экономике, но в то же время они необходимы для поддержания государства.

В своей знаменитой работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» Смит выделил 4 принципа существования эффективной налоговой системы, актуальных и по сей день.

1. Принцип равномерности налогообложения («…Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким он пользуется под покровительством и защитой государства. Расходы правительства по отношению к отдельным лицам, составляющим население большой нации, подобны расходам по управлению большим поместьем, принадлежащим нескольким владельцам, которые все обязаны участвовать в них соответственно своей доле в имении. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству обложения…» 1);

2. Принцип определённости налогообложения («…Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определён, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа – всё это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица… Неопределённость обложения развивает наглость и содействует подкупности…» );

3. Принцип простоты и удобства налогообложения («…Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его…») ;

4. Принцип минимизации издержек налогообложения («…Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства…» ).

Принципы налогообложения, обоснованные Смитом, были расширены и систематизированы немецким ученым-экономистом А.Вагнером, который объединил все принципы налогообложения в четыре группы (табл. 2).

С развитием экономической системы классические принципы налогообложения совершенствовались, корректировались и допол-нялись. В результате к настоящему времени оформились функциональные принципыналогообложения (вторая группа принципов), отра-жающие современные требования к налогообложению со стороны государства и налогоплательщиков и основные тенденции налого-вой политики.

Руководствуясь Налоговым Кодексом Российской Федерации, можно обозначить существующие принципы налогообложения, которые объединяются в три группы:

    Принципы, обеспечивающие эффективное государственное регулирование экономической результативностью деятельности фискально-обязанных лиц. Сюда можно отнести:

    принцип приоритета финансовой цели взимания налогов и сборов;

    принцип соответствия условий налогообложения требованиям рыночной экономики;

    принцип учета возможностей налогоплательщиков.

    Принципы налогообложения, обеспечивающие реализацию и соблюдение основ конституционного строя. Сюда можно отнести:

    принцип публичной цели взимания налогов и сборов;

    принцип верховенства представительных органов при установлении и отмене налогов;

    принцип соответствия актов законодательства о налогах Конституции Российской Федерации;

    принцип возникновения налогового обязательства лишь на основе законно установленного налога;

    принцип установления всех элементов налога непосредственно в актах законодательства о налогах;

    принцип отрицания обратной силы налоговых законов, ухудшающих положение граждан;

    принцип соблюдения конституционных прав граждан при установлении налогов;

    принцип всеобщности налогообложения;

    принцип юридического равенства плательщиков налогов и сборов;

    принцип правовой определенности налогового обязательства.

    Организационные принципы налогообложения. Сюда можно отнести:

    принцип налогового федерализма;

    принцип единства налоговой политики;

    принцип единства системы налогов;

    принцип налоговой централизации. Налоговая система Российской Федерации в своем историческом развитии поменяла принцип налоговой децентрализации, в соответствии с которым региональные органы власти обладали правом на самостоятельное установление и введение региональных налогов, на принцип налоговой централизации, существующий в настоящее время, выражением чего выступает Налоговый кодекс.

Вышеперечисленные принципы призваны реализовывать надежную, четко действующую налоговую систему, отвечающую условиям развития общественного производства.

2.2. Функции налоговой системы.

В рыночной экономике налоги выполняют столь важнyю роль, что можно с yверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действyющей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна. В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие фyнкции они выполняют в хозяйственном механизме?

На первое место следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов - регулирующая .

Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Центральное место в системе регулирования принадлежит налогам. Госyдарственное регyлирование осуществляется в двух основных направлениях:

    регyлирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработке законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. Это направление госyдарственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;

    регyлирование развития народного хозяйства, общественного производства в yсловиях, когда основным объективным экономическим законом, действyющим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия госyдарства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нyжном, выгодном обществy направлении.

В yсловиях рынка отмирают или, по крайней мере, сводятся к минимyмy методы административного подчинения предпринимателей.

Маневрирyя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя yсловия налогообложения, вводя одни и отменяя дрyгие налоги, госyдарство создает yсловия для yскоренного развития определенных отраслей и производств, способствyет решению актyальных для общества проблем. Удачным примером является способствование развитию малого бизнеса, всемерно поддерживать его. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование их деятельности и т.п. Но главное средство оказания содействия малому бизнесy - особые льготные условия налогообложения. Первое из них состоит в том, что прибыль, направляемая малыми предприятиями на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники, полностью освобождается от налогов. Не менее существенна другая льгота, предусматривающая yчет одновременно двух параметров - не только размеров предприятия, но и рода деятельности.

Другая функция налогов - стимулирующая . С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, yвеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимyлирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевоорyжение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, кончено, очень существенная.

Следующая функция налогов - распределительная , или, вернее, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крyпных межотраслевых, комплексных целевых программ - наyчно-технических, экономических и др.

С помощью налогов госyдарство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. В современных yсловиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.

Перераспределительная фyнкция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствyющим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность.

Наконец, последняя фyнкция налогов - фискальная , изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непризводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения кyльтyры - библиотеки, архивы и др), либо они недостаточны для обеспечения должного yровня развития фундаментальная наyка, театры, мyзеи и многие yчебные заведения и т.п.

Указанное разграничение фyнкций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно. Существующая налоговая страны требует серьезного реформирования, т.к. не обеспечивает оптимального выполнения своих функций, т.к. с одной стороны должна обеспечивать уровень сбора налогов, достаточный для покрытия основных расходов бюджетов, а с другой стороны налоговая система страны должна способствовать нормальному функционированию экономики государства, экономическому росту и развитию территорий.

      Проблемы налогообложения в России

В сложившейся налоговой системе страны с экономической точки зрения можно выявить определенные недостатки, которые необходимо устранить или минимизировать. Одной из характерных проблем продолжает оставаться её фискальная направленность. Подтверждением этому является тот факт, что в 2009 году основой формирования доходной базы федерального бюджета продолжают оставаться налоговые доходы. Доля их в общем объёме доходов федерального бюджета – 68,5 %. При этом в большей степени возрастает доля в консолидированном бюджете РФ легко собираемых косвенных налогов (НДС, акцизов, налога с продаж), на данный момент составляющая 54,7%. В этой связи, естественна и понятна точка зрения многих учёных – экономистов о необходимости значительного сокращения налогов и как следствие этого подъёма экономики.

На основе официальных данных Счетной палаты РФ мы можем проследить общую динамику основных налоговых доходов на 2008 год и на период до 2010 года, которые приведены в табл.3 1 .

Следует отметить и проблему нестабильности налогового законодательства , когда вносятся поправки и изменения, имеющие обратную силу, ликвидируются ранее введённые привилегии, что создаёт дополнительный источник риска для инвесторов. Государство должно гарантировать соблюдение стабильности налогов и правил их взимания в течение значительного периода времени. Налоги не должны пересматриваться чаще, чем раз в несколько, например, в 5 лет. При этом обо всех планируемых изменениях, налогоплательщиков необходимо извещать до периода их действия, а не ставить перед уже свершившимся фактом.

В настоящее время продолжает иметь место недостаточная чёткость и ясность положений нормативных документов по налогообложению, их противоречивость и запутанность, что, значительно затрудняет их изучение налогоплательщика, в связи с чем их ошибки при исчислении налогов остаются неизбежными.

К сожалению, принятый Налоговый Кодекс требует дальнейших уточнений и дополнений. Так в статье 6 сказано, что нормативно-правовой акт признаётся не соответствующим кодексу, если он «противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений настоящего кодекса» 1 . Буквальная трактовка Налогового Кодекса Российской Федерации предоставляет безграничные возможности для извращения сути налоговой идеи и субъективного толкования законодательства. Если пристрастно подойти к чтению положений Кодекса, если занять позицию непримиримого ревнителя буквы, то почти все в нём может стать предметом спора с соответствующими потерями для бюджета.

Очень сложной является проблема неплатежей налогов, т. е. недоимки. Одной из причин, способствовавших значительному росту недоимки, стало увеличение объёмов отсроченных платежей, предоставляемых предприятием имеющим задолженность по платежам в бюджет, с целью бронирования поступающих на их расчётные счета средств для выплаты заработной платы. Другие причины неплатежей – отсутствие средств на счетах плательщиков, а также низкая платёжная дисциплина налогоплательщиков. Необходимо создавать налоговую систему, дружественную налогоплательщику, и жестоко наказывать тех, кто не хочет платить. Не отбирать у налогоплательщика последнее, а создавать условия, чтоб у него деньги были и он оставлял их в стране. Вместе с тем пришло время повышать доходы беднейших слоёв населения страны.

Обращает на себя внимание проблема неэффективности отдельных элементов налогового механизма . Существует многочисленный аппарат налоговой инспекции, налоговой полиции, отделов УВД по борьбе с экономическими преступлениями. А результат работы оставляет желать лучшего. Из-за неподготовленности кадров этих органов, неумения грамотно провести поддержку, ревизию, зачастую многие и юридические и физические лица легко уходят от ответственности за сокрытие налогов. Теневая экономика – это наиболее латентный вид экономической деятельности, качественно отличающийся от всех других нарушений и "сокрытий" требующий большего количества сил и средств для борьбы с ним, в частности применения оперативно-розыскных методов и потому представляющий собой наиболее тяжкий вид социально опасных делений в налоговой сфере.

По виду и объёму сокрытие реальных финансово-хозяйственных операций внутри теневой экономики можно выделить три составляющие операции, которые полностью выводятся из б/у (неучтённые операции, при которых происходит сокрытие самого факта её проведения), операции, направленные на сокрытие части полученной от операции выручки, а также операции, проведённые под видом других операций (псевдооперации). Схематично это может выглядеть следующим(таблица 4)

Не находит понимания и тот факт, что очень медленно внедряется положительный опыт по сбору налогов, имеющийся в отдельных регионах страны.

Наряду с перечисленными выше проблемами необходимо отметить и проблему воспитания налоговой культуры. Сегодня уровень налоговой культуры остаётся низким. Об этом свидетельствуют данные о росте правонарушений и преступлений, связанных с сокрытием доходов от налогообложения, в том числе, в крупных и особо крупных размерах. Преломление негативных тенденций в экономике, возникших в нашем обществе в крупных размерах, одновременно с построением и развитием новой модели хозяйствования – задача сегодняшнего и завтрашнего дня. Немаловажное значение при этом имеет совершенствование разъяснительной работы с гражданами.

Оценивая любую налоговую систему, следует исходить из того, что она представляет собой сложный, эволюционный социальный феномен, тесно связанный с состоянием экономики. От решения указанных выше проблем зависит эффективность формирования доходов бюджетов всех уровней, рост предпринимательской активности, развитие производства и в конечном итоге уже упомянутая как первостепенная стабилизация экономики нашей страны.

Заключение

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства..

В данной работе получены следующие выводы, характеризующие достижение цели работы:

    налоги являются единственным инструментом, посредством которого государство формирует централизованные фонды финансовых средств.

    История развития налогообложения свидетельствует, что налоги могут быть не только источником наполнения бюджетов, но и инструментом регулирования тех или иных социально-экономических процессов.

    Для проводимой в настоящее время в Российской Федерации налоговой реформы главным является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов.

    основными задачами налоговой реформы должны быть обозначены более справедливое распределение налогового бремени, переход к оптимальным налоговым ставкам и общее упрощение налоговой системы.

    Существующая налоговая система имеет ряд проблем, которые требуют грамотного и своевременного разрешения:

    Налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию стимулирующей и регулирующей функций налогообложения.

    Довольно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами имеют косвенные налоги (налоги с оборота, продаж, различные сборы), а не прямых, причем доля косвенных налогов постепенно возрастает.

    Неоптимальная шкала ставок подоходного налога с физических лиц, т.к. разрыв между группами лиц с наименьшими и наивысшими доходами составляет 1:25, а в ставках налогообложения всего лишь 1:3. Поэтому основная налоговая нагрузка падает на малообеспеченные слои населения, а не на наиболее богатых.

    Недостаточно эффективный контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов (т.е. большой доли теневой экономики), вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50% налогов. Особенно важное значение в этом направлении приобретает борьба за устранение неучтенного в налоговых целях наличного оборота денежных средств

    Неэффективность существующих льгот. Сокращение налоговых льгот не только сделает налоговую систему более нейтральной по отношению к отдельным участникам экономической деятельности, не только поставит дополнительные барьеры перед злоупотреблениями и коррупцией, но и расширит налогооблагаемую базу.

    Усложненность налоговой системы РФ. Требуется существенное упрощение налоговой системы страны, при существенном снижении общего числа налогов и сборов.

    Постоянное изменение налогового законодательства и ставок налогообложения, что не способствует долгосрочному вложения капиталов и росту экономики. Необходимо законодательно установить стабильные (в течение нескольких лет) базовые нормативы ставок и отчислений от основных налогов.

Дальнейшее рассмотрение вопросов развития и функционирования налоговой системы, несомненно, будет способствовать ее совершенствованию в целях обеспечения благосостояния населения страны.

Список использованной литературы:

Нормативно-правовой акт:

Налоговый Кодекс РФ (НК РФ) часть 1 от 31.07.1998 № 146-ФЗ

Учебно-методическая литература:

    Большой юридический словарь. Под ред. А.Я. Сухарева - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001.

    Исследование о природе и причинах богатства народов. А.Смит – М.: Издательство социально-экономической литературы, 1962

    НК РФ и российское налоговое законодательство: соотношение и взаимодействие. А.В.Брызгалин - Налоговый вестник, 2004

    Налоговое право: учебник. Крохина Ю.А. - М.: Высшее образование, 2006.

    Налоговое право России: учебное пособие. Демин А.В. – «РУМЦ ЮО», 2006.

    Налоговое регулирование рыночной экономики. И.В.Караваева– М.: ЮНИТИ, 2005

    Проблемы совершенствования налогообложения в РФ. Федерализм. - 1998, №1.

    Современный экономический словарь. Под ред. Райзберга Б. А. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007.

    Уголовный кодекс в борьбе с теневой экономикой. Проблемы и перспективы. Д.Г. Макаров - Налоговый вестник, 2005

    Экономическая теория: учебник. Под ред. Грязновой А.Г. – М.: «Экзамен», 2005.

Информационные ресурсы сети Internet:

http://www.minfin.ru - Министерство финансов России

http://www.nalog.ru - Федеральная налоговая служба

http://www.gks.ru - Федеральная служба статистики

http://onaloge.net – Налоговый Кодекс

http://www.consultant.ru – Консультанплюс

Приложение

Таблица 1

Признаки

Виды налогов

По субъекту

налогообложения

    с физических лиц

    с юридических лиц

    с физических и юридических лиц

По способу

изъятия

  • косвенные

По источнику

уплаты

    зарплата

  • доход или прибыль

    себестоимость

    стоимость имущества по кадастру и др.

По уровням бюджетов,

в которые

поступают налоги

    центральные (федеральные,

республиканские)

    региональные

По объекту

налогообложения

    на имущество

    на потребление

    на доходы

    на реализацию товаров (работ, услуг)

По способу

налогообложения

    кадастровые

    у источника

    по декларации

По целевой направленности

    специальные (целевые)

По методу

исчисления

    пропорциональные

    прогрессивные

    регрессивные

    твердые (в абсолютных суммах)

    линейные

    ступенчатые

Таблица 2.

Финансовые принципы организации налогообложения

    достаточность налогообложения

    эластичность (подвижность) налогообложения

Народнохозяйственные принципы

    надлежащий выбор источника налогообложения (в частности, решение вопроса – должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом)

    правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и условиями их продолжения

Этические принципы (принципы справедливости)

    всеобщность налогообложения

    равномерность налогообложения

Административно-технические правила (принципы налогового управления)

    определенность налогообложения

    удобство уплаты налога

    максимальное уменьшение издержек взимания

Таблица 3 (млрд. рублей).

Наименование доходов

Прогноз на 2008 год

Прогноз на 2009 год

Прогноз на 2010 год

Темп роста доходов по сравнению с предыдущим годом

Темп роста доходов в 2010 году по сравнению с 2008 годом

Налог на прибыль организаций

Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет

Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации

Ввозные таможенные пошлины

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Проблемы экономического роста, микро и макроэкономические проблемы Российской ... его измерение. Понятие экономического роста. ... функцию инвестиций (в отличие от экзогенно заданных инвестиций у Домара) на основе принципа ... расходы и налогообложение в целях улучшения...
  • Понятие и функции хозяйственного учета, его виды (1)

    Реферат >> Бухгалтерский учет и аудит

    ... Понятие и функции хозяйственного... правилам. Проблема заключается в... правила и принципы , обеспечивающие доступность... выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации о труде... виду, что для целей налогообложения в соответствии с изменениями...

  • Проблемы российской кооперации и сотрудничества в условиях глобализации

    Курсовая работа >> Экономика

    Ориентированных функций и... устанавливает льготное налогообложение , особенно... проблемами российской потребительской кооперации и выявить отличия действующих принципов современной российской потребительской кооперации от принципов ... ощущают такие понятия , как " ...

  • Понятие , принципы и виды банковского кредита

    Реферат >> Банковское дело

    1. Понятие , принципы и виды банковского кредита. § 1. Понятие , принципы и... 7 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЕКСЕЛЬНОГО КРЕДИТОВАНИЯ 26 ... и унификацию налогообложения доходов физических... осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и...