Государственные программы для улучшения демографической ситуации. Что сделано

Нынешняя возрастная структура населения, с высокой долей населения в трудоспособном возрасте и пока еще высокой, но сокращающейся долей женщин в активном репродуктивном возрасте, создает дополнительные возможности для экономического и демографического развития. Именно в ближайшие 2-3 года дополнительные меры, направленные на рост рождаемости и поддержку семей с детьми, создание условий для совмещения профессиональных обязанностей родителей с воспитанием детей могут дать максимальный эффект. В дальнейшем с каждым годом придется прикладывать все больше усилий, чтобы добиться изменений. Через 10 лет будет поздно. Полная компенсация текущей убыли населения потребует увеличения суммарного коэффициента рождаемости почти в 2 раза, что нереально.

Потенциал дополнительных мер особенно важен для вторых и последующих рождений. Женщины оценивают вероятность рождения ближайшие три года 2го ребенка в 1,4 раза выше, а 3-го в 1,66 раз выше, если будут какие-нибудь дополнительные к ныне действующим мерам помощи семьям. Следует учитывать и тот факт, что в активном репродуктивном возрасте сейчас находятся те, кто вырос в двухдетной и трехдетной семьях, что в значительной степени повышает вероятность появления у них второго, третьего и последующего ребенка. Если для молодого поколения не будут созданы лучшие условия для рождения и воспитания детей, то уже через несколько десятилетий коренное население России может быть замещено миграционным притоком из сопредельных государств. Доля «коренных» жителей страны и дальше будет неуклонно сокращаться. Такой сценарий приведет к тому, что уже к середине текущего столетия значительная часть населения России будет мигрантами и их потомками. Исторический шанс демографического возрождения будет упущен.

Для преодоления демографической ямы необходима обновленная государственная стратегия демографической и семейной политики. Семейная политика должна быть ориентирована на снижение препятствий у семей иметь желаемое число детей, наибольшими из которых по данным многолетних исследований являются материальные и жилищные трудности, неуверенность в завтрашнем дне. Необходимо добиться радикального снижения уровня семейного неблагополучия - экономического и социального. На федеральном уровне должна быть сформирована система социальных гарантий и экономических возможностей для рождения и воспитания нескольких детей в семье. Многодетная семья должна стать важнейшей общественной ценностью - желаемой социальной нормой. При этом не следует забывать о необходимости поддержки молодых семей, стимулировании более раннего появления первого ребенка в семье и сокращении временных периодов между рождениями детей.



Государство совместно с работодателями должно обеспечить условия для того, чтобы молодое поколение имело возможность одновременно решать две задачи - рождение большего числа детей и профессиональную занятость, совмещать родительские обязанности и карьеру, что актуально, прежде всего, для женщин. В связи с этим развитие системы услуг по уходу за детьми до 3 лет должно быть выделено в отдельную государственную задачу. В области здравоохранения главными целями должно стать, радикальное снижение смертности населения в трудоспособном возрасте, прежде всего мужского, сохранение здоровья детей и молодежи, активное долголетие старшего поколения. В миграционной политике основные усилия должны быть сосредоточены на формирование миграционного притока, обеспечивающего рост человеческого потенциала, прежде всего за счет соотечественников, проживающих за рубежом. Для смягчения и преодоления последствий «демографической ямы» должен быть выработан оптимистический сценарий демографического развития, который позволит в перспективе обеспечить рост численности населения - до 154-156 млн. чел. к 2050 году.



В качестве одного из таких сценариев можно рассматривать вариант, предполагающий при ежегодном миграционном приросте 300 тыс. чел. достижение к 2018 и 2025 гг. следующих целевых показателей:

Таблица 1.

Такой оптимистический сценарий в нынешней ситуации кажется труднореализуемым. Для его выполнения необходимо, чтобы в течение ближайших 5 лет (до 2018 года) в России родилось не менее 9 млн. 420 тыс. детей, а до 2025 года примерно 22 млн. 730 тыс. детей. Это соответственно на 980 тыс. детей и на 2 млн. 325 тыс. детей больше, чем при нынешних целевых ориентирах Концепции демографической политики. При этом нужно добиться сокращения смертности по сравнению с параметрами Концепции в абсолютных показателях на 2,1 млн. человек к 2018 году и не менее чем на 5,76 млн. человек к 2025 году. Очевидно, что оптимистический сценарий может быть достигнут только в случае, если будут приняты адекватные поставленным целям дополнительные меры поддержки семей с детьми и меры по снижению смертности населения, прежде всего мужчин в трудоспособном возрасте. В то же время, постановка параметров рождаемости и смертности в абсолютных показателях позволит на уровне субъектов Российской Федерации выработать конкретные действия по их достижению с учетом особенностей демографической ситуации. Опыт демографически успешных стран Европы, и недавний опыт России, показали, что за сравнительно короткое время можно добиться существенных успехов в повышении рождаемости и снижении смертности. Например, благодаря эффективным мерам поддержки семей с детьми во Франции за 1994-2010 гг. удалось поднять коэффициент суммарной рождаемости с 1,6 до 2,07 ребенка на женщину и выйти на уровень воспроизводства населения, Швеция за 1999-2010 гг. - с 1,5 до 1,98 ребенка на женщину.

При этом Франция и демографически успешные страны Северной Европы расходуют до 4-5% ВВП на семейную политику, что является одним из факторов успеха. Россия сейчас расходует из федерального бюджета на поддержку семей с детьми 0,8% ВВП и примерно столько же из региональных бюджетов. Важным фактором успешности семейной политики является наличие сильных институтов, обеспечивающих эффективное управление, межуровневую координацию и межсекторное партнерство. Во Франции, например, такими являются Высший совет по делам семьи и детей, Национальная касса семейных пособий, Национальный союз семейных ассоциаций. В России институты семейной политики пока не получили должного развития. Главная особенность настоящего момента состоит в том, что в результате реализации мер демографической политики в 2007-2012 гг. у семей с детьми сформированы значительные ожидания государственной поддержки. Если нынешние ожидания семей не оправдаются, а демографическая политика будет воспринята как политическая кампания, и

для возвращения доверия потребуются значительно большие время и ресурсы. Опыт Советского союза и стран Восточной Европы в 1970-1980 гг. свидетельствует о том, что меры семейной политики без поступательности и долгосрочности сохраняли эффективность в течение 2-3 лет. Российский и международный опыт последних десятилетий напротив подтверждает эффективность продолжительных и поступательных мер. Эффективность продолжительных мер для обеспечения роста суммарного коэффициента рождаемости, прежде всего для женщин 1990-х годов рождения, прогнозируют и ведущие российские эксперты.

В России существуют колоссальные резервы для снижения смертности при использовании лучшей международной практики. Возможности обеспечить увеличение ожидаемой продолжительности жизни в постсоветский период продемонстрировали культурно близкие к России страны - Эстония и Польша. Есть положительные примеры в регионах России, например, в Республике Ингушетия с 1999-2009 гг. средняя ожидаемая продолжительность жизни возросла с 70 до 80 лет. Опыт стран Северной и Центральной Европы показывает, что смертность можно существенно снизить за счет продолжения реформ, направленных на повышение эффективности системы здравоохранения, ограничения доступности и сокращения потребления крепких алкогольных напитков, нелегального алкоголя, изменения структуры потребления алкоголя, сокращения табакокурения, поддержки общественного движения за здоровый образ жизни. Должно быть значительно повышена доступность лекарственных средств для населения, в особенности для больных тяжелыми хроническими, социально значимыми, в том числе онкологическими заболеваниями. Существенным фактором повышения рождаемости и снижения смертности должно стать партнерство государства с социально ориентированными общественными и религиозными организациями традиционных конфессий, которые оказывают поддержку многодетным семьям, выступают в защиту семейных ценностей, поддержку здорового образа жизни. При других вариантах развития событий замещение убывающего населения возможно только за счет роста миграции. При этом надо учитывать, что потенциал миграции из традиционных для России стран-доноров сокращается, а определяемых понятием «соотечественники» и вовсе исчерпывается. Продолжающаяся эмиграция из России не замещается по качественному составу иммиграционным притоком. Реальный миграционный потенциал «нового» зарубежья, ориентированный на Россию, не превышает 5-6 млн. человек. На постсоветском пространстве миграционные потоки переориентируются на страны ЕС, США и др. В этих условиях проблематично долгое время удерживать сальдо миграции в 300 тыс. человек, без серьезного расширения круга стран - основных миграционных доноров. Поэтому следует обратить особое внимание на такие приоритеты, как повышение рождаемости и снижение смертности населения.

Каковы же приоритетные направления стратегии преодоления последствий «демографической ямы»? Следует выделить приоритеты для реализации демографического оптимистического сценария.

В области рождаемости и семейной политики:

Создание условий для совмещения женщинами профессиональных и родительских обязанностей, прежде всего за счет развития системы услуг по уходу за детьми до 3 лет.

Создание механизмов улучшения жилищных условий семьи по мере рождения детей.

Создание системы социальных гарантий и экономических возможностей, необходимых для рождения и воспитания нескольких детей в семье.

Государственная поддержка многодетных и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Укрепление института семьи и сокращение уровня семейного неблагополучия - бедности, разводов, социального сиротства.

В сфере охраны здоровья населения:

Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний через диагностику и фармакологический контроль повышенных уровней холестерина и сахара в крови, артериального давления.

Совершенствование экстренной медицинской помощи при сердечно-сосудистых катастрофах, ДТП и пр.

Формирование здорового образа жизни и снижение потребления крепкого и нелегального алкоголя, табака, в том числе за счет повышение акцизов до уровня стран Центральной и Восточной Европы.

Снижение смертности от внешних причин, прежде всего мужского населения.

Улучшение условий и безопасности труда в организациях.

Гармонизация медицинских практик (клинических рекомендаций, стандартов и протоколов ведения заболеваний) с таковыми в Европе, США, Канаде, Австралии.

Обеспечение территориальной и экономической доступности медицинской помощи на селе.

Повышение доступности лекарственных средств для населения.

В миграционной политике:

Формирование необходимых условий для привлечения мигрантов, по своему качественному составу, способных увеличить человеческий капитал России.

Содействие возвращению соотечественников, постоянно проживающих в странах ближнего и дальнего зарубежья и создание условий для их приоритетного расселения в геополитически важных для страны регионах (прежде всего, южные районы Дальнего Востока).

Создание условий, способствующих сокращению эмиграции из России молодых образованных людей и высококвалифицированных кадров.

Упрощение порядка оформления гражданства для всех групп мигрантов, включая и временных, если их качественные параметры, соответствуют интересам долгосрочного экономического развития России, оказание им необходимой помощи по интеграции в российское общество.

Заключение

Принятые к реализации с 2006 года Национальные проекты в сфере здравоохранения, строительства доступного жилья, улучшения качества жизни, будут способствовать созданию условий для смягчения демографического кризиса, однако заложенные в них мероприятия являются недостаточно адекватными остроте проблемы. Катастрофическая ситуация еще может быть изменена при условии принятия и осуществления государством комплекса экстренных антикризисных мер в области демографической и семейной политики, направленных на достижение стабилизации численности населения к 2017 гг. и создание условий для его последующего роста.

Неотложное принятие и реализация предлагаемого комплекса мер позволят сократить масштабы ежегодной естественной убыли населения до 270-275 тысяч человек (вместо 800 тысяч человек в 2005 г.). Меры по стимулированию и оптимизации миграции смогут увеличить уровень компенсации этой убыли и создать предпосылки для стабилизации численности населения России. Дальнейшее развитие России как жизнеспособного общества и государства невозможно без выработки и реализации стратегического и государственного плана преодоления демографического кризиса на основе комплексного решения вопросов семьи и рождаемости, здоровья и продолжительности жизни, миграции и расселения.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"

2. Багдасарян В. Управляема ли демография? // Власть.-2009.

3. Баранов А. Социально-экономические проблемы депопуляции и старения населения. //Вопр. Статистики.-2010

4. Борисов В. Демографическая ситуация в современной России. Демографические исследования. 2006.

5. Государственная политика вывода России из демографического кризиса / Монография. В. И. Якунин, С.С. Сулакшин, В.Э. Багдасарян и др. Под общейредакцией С.С. Сулакшина. 2-е изд. - М.: ЗАО Экономика, Научный эксперт, 2011.

6. Эберштадт Н. Демографический кризис в России в мирное время. - М.: ЗАО Экономика, Научный эксперт, 2014.

7. www.gks.ru официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.

Замечание 1

В 90-е годы в нашей стране сложилась сложная демографическая ситуация. Рождаемость имела отрицательную динамику и с каждым годом только ухудшала свои показатели. Россия, по данной характеристике отстала от всех развитых стран и уступила свое место многим развивающимся странам. Как следствие, естественный прирост численности населения сокращался. Только благодаря миграции из стран бывшего СССР сохранялся стабильный темп роста населения

Демографические проблемы

До конца 1991 г. численность населения продолжала расти, при этом положительными были миграционный и естественный приросты. Однако общий прирост был весьма незначительным за весь послевоенный период. Грань вымирания населения была преодолена в 1992 году. Тогда страна пережила жесткие экономические реформы.

В 1992 г. сокращение население не вызвало никаких реакций правительства, так как убыль была незначительна – около 31 тыс. человек. В масштабах страны это не выглядело трагично. Смертность же сохранилась на стабильном уровне. Долгосрочные последствия экономических сдвигов стали проявлять себя позже. Эти последствия до сих пор проявляются в современной демографии России. В таблице 1 показана численность населения и темпы ее изменения.

Рисунок 1. Изменение численности населения России в 1991-2000 гг. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Возможности улучшения демографической ситуации

Демографический кризис 90-х годов вызвал появление огромного числа прогнозов, как официальных, так и разработанных научными группами и авторами. Их главной целью стало определение направления, по которому будут изменяться все демографические параметры.

Прогнозы численности к 2015 г. колебались от 143 до 126 млн. человек; фактическая средняя цифра составила около 132-133 млн. человек. Это означает, что численность населения России за 15 лет уменьшилась на 13-14 млн. человек. Основными причинами резкого снижения населения стали:

  1. Высокая смертность;
  2. Рост преступности и криминала;
  3. Миграция населения, главным образом специалистов и ученых из России в страны Западной Европы, США, Канаду, Израиль;
  4. Плохое финансирование медицины.

В современной ситуации есть два пути выхода из данного кризиса демографии. Первый состоит в том, чтобы отпустить демографическую ситуацию и дать ей развиваться самой по себе. То есть принять все неизбежные демографические потери. Данный путь самый простой и дешевый. Однако он имеет очень негативные последствия, к которым можно отнести снижение количества трудоспособного населения, увеличение затрат на социальную сферу и поддержку нетрудоспособного населения (пенсионеры, инвалиды), потеря оборонного и военного потенциала и многие другие. Это путь социально-экономической деградации, которая сделает из России второстепенную державу с вымирающим населением.

Второй путь требует колоссальных экономических и политических затрат на проведение различных демографических программ, эффект от которых наступит через 30-50 лет.

Государственные меры стабилизации демографии

Тем не менее, с начала 2005 в демографической ситуации происходят определенные положительные сдвиги. Начинает повышаться рождаемость, медленно, но увеличивается смертность населения, увеличивается продолжительность жизни среднестатистического человека. В 2015 впервые за период после распада СССР, рождаемость превысила смертность. Для появления данных тенденций сложились некоторые предпосылки:

  • Стабилизация экономики страны, рост уровня доходов населения, увеличение благосостояния народа;
  • Снижение смертности населения.
  • Снижение младенческой смертности.
  • Реализация программы «материнский капитал» за второго ребенка.
  • Ряд льгот для многодетных семей.

Правительством был разработан ряд программ в области медицины. Во всех федеральных округах были построены современные перинатальные центры. Это позволило минимизировать детскую смертность и смертность во время родов. По этим показателям Россия приблизилась к развитым странам. Также были проведены мероприятия по защите здоровья населения. Особое внимание врачей уделяется сердечнососудистым заболеваниям, которые стоят на первом месте среди причин преждевременной смертности. Каждый год проходит всеобщая диспансеризация населения, которая помогает выявить тяжелые заболевания на ранних стадиях, тем самым сохранить жизнь и здоровье человеку.

Огромной проблемой молодых семей является квартирный вопрос, а также отсутствие возможности дать хорошее образование своим детям в будущем. Большое количество семей приняло решение о втором ребенке, только после внедрения социальной программы поддержки семей под названием «Материнский капитал», который может быть использован, в том числе, и на улучшение жилищных условий. Именно на это тратится почти 90% полученных сертификатов. Помимо жилья, сертификат можно использовать в качестве оплаты образования детей, а также денежные средства можно направить на формирование пенсионных сбережений матери. На рисунке 1 представлено графически изменение размера «Материнского капитала» по годам.

Рисунок 2. Размер «материнского» капитала по годам. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Необходимость в проведении активной государственной политики для улучшения и оздоровления демографической ситуации в России стала очевидна в конце 90-х годов. Принят был ряд правительственных постановлений и решений. Их целью стало улучшение материального благосостояния семей с детьми, малообеспеченных и многодетных семей. Велась разработка программ демографического развития на региональном и муниципальном уровне. Минздравом РФ разработал программы, способствующие улучшению здоровья населения и снижению смертности.

Замечание 2

Переломным моментом можно считать Послание Президента России Федеральному Собранию, которое состоялось в июле 2000 г. На нем демографическая ситуация в стране была названа самой тревожной проблемой, а ее решение отнесено к приоритетным задачам государственного значения. Было приято решение о разработке Концепции демографической политики в стране. В сентябре 2001г. Правительство РФ одобрило Концепцию демографического развития России на период до 2015 года.

Владимир Путин назвал обострение демографической ситуации в РФ предсказуемой тенденцией. «Имею в виду спад во время Великой Отечественной войны, и примерно такой же спад в середине 90-х годов в связи с огромными проблемами, которые возникли в экономике, и, по сути, развалом в социальной сфере», — пояснил президент.

В ходе Координационного совета по реализации национальной стратегии действий в интересах детей российский лидер призвал «принять комплекс мер, которые позволят стабилизировать, не допустить снижения численности населения России в предстоящее десятилетие» — фактически перезагрузить демографическую политику.

На первый план, по словам президента, выходит поддержка многодетных семей, а также семей со скромными доходами, создание дополнительных стимулов для рождения второго и третьего ребенка. Особое внимание Путин призвал уделять молодым семьям.

Так, президент предлагает ввести с 2018 года ежемесячные выплаты молодым семьям при рождении первого ребенка до достижении им полутора лет. Сумма будет исчисляться из размера прожиточного минимума ребенка, установленного в регионе.

Владимир Путин , президент РФ: «В среднем она составит в 2018 году 10 523 рублей, в 19-м году — 10 836 рублей, в 20-м году — 11 143 рублей. При этом выплата будет адресной. Думаю, справедливо в первую очередь поддержать тех, кто действительно нуждается».

Кроме того, в России могут продлить программу материнского капитала до 31 декабря 2021 года, а также расширить сферу его применения. Маткапитал можно будет использовать и на оплату услуг дошкольного образования — на уход и присмотр за ребенком с двухмесячного возраста. Особо нуждающиеся семьи могут начать получать ежемесячные выплаты со счета маткапитала, подчеркнул Путин.

Путин сообщил о подготовке специальной программы по ипотеке для семей со вторым или третьим ребенком — они смогут рассчитывать на субсидирование государством процентной ставки сверх 6% годовых. Возможностями такой программы смогут воспользоваться семьи, в которых с 1 января 2018 года рождается второй или третий ребенок.

Также российский лидер потребовал ликвидировать очереди в ясли для детей от 2 месяцев до 3 лет по аналогии с мерами, принятыми в отношении детских садов. «Сейчас заявления поступили от родителей более 326 тысяч детей. Такое же количество ясельных мест запланировано создать в предстоящие два года», — сказал президент РФ.

Отдельно президент отметил проблему с качеством детской медицинской помощи. Он отметил, что в последние годы был совершен «хороший рывок» в создании в регионах перинатальных центров, однако состояние большинства детских поликлиник оставляет желать лучшего. И потребовал проработать этот вопрос. Федеральный бюджет в ближайшие три года будет ежегодно выделять по 10 млрд рублей регионам РФ на реконструкцию и оснащение детских поликлиник, сказал российский лидер.

По мнению главы государства, реализация предложенных им мер по улучшении рождаемости в стране даст результат.

Владимир Путин : «Речь идет о будущем страны, о том, чтобы в России рождалось как можно больше детей, и чтобы условия их жизни улучшались, улучшалось медицинское обслуживание».

Что сделано

2. Совет Безопасности рассмотрел вопросы улучшения демографической ситуации

Ниже приведены фрагменты Стенографического отчета о совещании Совета Безопасности 20 июня 2006 г ода, посвященном мерам по реализации Послания Федеральному Собранию . Президент подчеркнул в своем выступлении, что у нас крайне мало глубоких исследований по демографической проблематике. Предложил преобразовать Совет по реализации приоритетных проектов в Совет по национальным проектам и демографической политике . С докладом о мерах по улучшению демографической ситуации выступил Первый заместитель Председателя Правительства РФ и Первый заместитель председателя Совета Д.А.Медведев. В его выступлении конкретизированы некоторые положения Послания-2006 и представлены оценки планируемых расходов на реализацию мер по стимулированию рождаемости - 81,7 миллиарда рублей (без учета затрат на материнский капитал). Это примерно в 1,5 раза больше, чем все расходы на материнские и детские пособия в 2005 году.

В.ПУТИН : …

Наша встреча посвящена сегодня мерам по реализации Послания Федеральному Собранию, и сегодня мы подробно остановимся на трех основных направлениях – это технологическая модернизация экономики, улучшение демографической ситуации и укрепление национальной безопасности России.

Сразу скажу, что все эти задачи тесно связаны друг с другом. Так, уровень военной безопасности напрямую зависит от темпов роста экономики и технологического развития. В свою очередь демографическая ситуация более благополучно будет складываться в стране, которая не только достигнет высоких социальных стандартов, но в которой люди смогут на длительное время, чувствуя себя в безопасности, планировать свою жизнь. Поэтому, действуя по каждому из этих направлений, мы обязаны видеть их взаимозависимость и решать проблемы комплексно.

Сегодня по всем обсуждавшимся вопросам и по всем вопросам, которые мы будем обсуждать, нужно наметить конкретные, реалистичные, кардинально меняющие ситуацию меры. Одного лишь анализа положения дел здесь недостаточно.

Уважаемые коллеги, важнейший блок вопросов, детально представленный в Послании, – это меры по улучшению демографической ситуации. Здесь наша задача – добиться снижения смертности и повышения рождаемости, а также повысить эффективность миграционной политики. Это позволит стабилизировать численность населения России уже в ближайшие годы.

Критическое сокращение народонаселения страны впервые было отмечено в 1993 году и приобрело с тех пор устойчивый характер. Фактически мы стоим сегодня у кризисной черты. За 13 последних лет число умерших граждан страны превысило число родившихся на 11,2 миллиона человек. Если ничего не делать, то к концу ХХI века население России уменьшится вдвое. Очевидно, что пока нас в какой-то мере спасают активные миграционные потоки или, во всяком случае, выравнивали положение. Эту тенденцию нужно грамотно развивать, определив выгодные для России и ее граждан правила приема иммигрантов. Причем воздействовать на миграцию проще, чем на рождаемость и смертность.

О мерах по стимулированию рождаемости уже начиная с 2007 года подробно было сказано в Послании. Напомню, что там были сформулированы конкретные меры поддержки семей, решивших родить второго ребенка. Предложено кардинально увеличить пособия по уходу за ребенком, компенсацию затрат за детское дошкольное воспитание, выплачивать так называемый материнский капитал. Эти и другие предложения, прозвучавшие в Послании, должны иметь и четкую законодательную основу, и действенные механизмы реализации.

Полагаю, что сегодня будут сформулированы ключевые направления долгосрочной демографической политики . Она должна учитывать все аспекты, в том числе преодоление высокой смертности. Надо самым внимательным образом проанализировать ее причины. Сейчас ее уровень остается самым большим в Европе. Свыше 700 тысяч человек ежегодно умирают в России в трудоспособном возрасте. При этом подчеркну, что глубоких исследований по демографической проблематике у нас крайне мало. Необходимо сделать эту работу системной, целенаправленной. Нам нужна такая информация и такой анализ.

Предлагаю преобразовать также Совет по реализации приоритетных проектов в Совет по национальным проектам и демографической политике . Это поможет более эффективно координировать работу в данной сфере.

Итогом нашего обсуждения должны стать конкретные решения по организации дальнейшей работы.

И перед тем как перейти к докладам, хотел бы в заключение своего вступительного слова сказать: начиная с начала 90-х, в середине 90-х и практически вплоть до сегодняшнего дня мы в основном занимались латанием дыр и выживанием. У нас сейчас есть все возможности заглянуть в завтрашний день и сформулировать долгосрочную стратегию развития страны по всем критическим направлениям.

Дмитрий Анатольевич, пожалуйста.

Д.МЕДВЕДЕВ:

Улучшение демографической ситуации безусловно является ключевым фактором устойчивого развития нашей страны. Сокращение населения ограничивает социально-экономический потенциал России, создает реальную угрозу ее безопасности будущему нашего государства и российской нации.

Уже сегодня в центральных районах происходит старение и вымирание населения, а многие территории Сибири и Дальнего Востока из-за миграционного оттока становятся практически безлюдными. Не буду нагнетать, но картина действительно безрадостная: в 2005 году в России умерло 2,3 миллиона человек, а количество новых рождений – 1,5 миллиона. На 100 женщин репродуктивного возраста сейчас приходится 134 родившихся, что значительно ниже уровня, необходимого для воспроизводства населения, простого воспроизводства населения.

Для оздоровления демографической ситуации федеральными и региональными органами государственной власти и раньше принимались определенные меры, в частности, в результате работы по улучшению качества медицинской помощи за последние пять лет в учреждениях родовспоможения удалось на четверть снизить материнскую и младенческую смертность. Однако существенного улучшения демографической ситуации не произошло, и главными причинами этого являлось отсутствие системного подхода и недостаточное финансирование демографических программ.

В Послании Президента Российской Федерации в текущем году названы основные проблемы и предложены меры кардинального характера. Таких мер три, они названы Владимиром Владимировичем сейчас: это снижение смертности, эффективная миграционная политика и повышение рождаемости.

Безусловно, что названные меры должны быть сопряжены с реализацией основных приоритетов государства. Один из основных демографических факторов – высокая смертность, главными причинами которой являются сердечно-сосудистые заболевания, алкоголизм, наркомания и дорожно-транспортные происшествия. Причем среди умерших почти треть – это люди трудоспособного возраста. Из них 80 процентов – это мужчины. Только в дорожно-транспортных происшествиях у нас ежегодно гибнет порядка 40 тысяч человек – это население небольшого среднеевропейского города.

Как известно, показатели здоровья отрицательно сказываются и на продолжительности жизни. В России сегодня в среднем этот показатель составляет 65,5 года, в том числе у мужчин – 59 лет, у женщин – 72 года.

Необходимо отметить, что в целом ряде посланий Президента исправление ситуации в здравоохранении и, как следствие, укрепление здоровья нации были определены как приоритетная задача. Очевидно, что сегодня наши граждане мало заботятся о своем здоровье, и положительную динамику можно ожидать только при активном воспитании нормального, здорового образа жизни и развитии культа здоровья. Ключевыми здесь являются меры, предусмотренные национальным проектом «Здоровье». В его рамках уже реализуется профилактика сердечно-сосудистых недугов, инфекционных и других заболеваний. Будут также подготовлены отдельные программы снижения предотвратимой смертности и травматизма, в том числе на производстве. Предусматривается и дальнейшее развитие учреждений родовспоможения.

Будут разработаны и меры своевременной и качественной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. В этих целях необходимо сформировать комплекс мер, направленных на специальную подготовку медицинского персонала и служб, обеспечивающих дорожно-транспортную безопасность, а также оснащение больниц скорой медицинской помощи современным оборудованием, в том числе машин скорой медицинской помощи – устойчивой оперативной связью.

Важный аспект демографического развития, требующий отдельного обсуждения, это миграция. Отмечу только, что в настоящее время специально созданной межведомственной рабочей группой разрабатывается государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников из-за рубежа . Этот предмет требует, безусловно, отдельного доклада. В целом наша миграционная политика должна быть, конечно, ориентирована на привлечение квалифицированных специалистов, законопослушных людей, уважающих традиции и культуру России. Миграция – это как раз та сфера, где требуется четкая линия государства, ее тесная увязка с потребностью рынка и законами развитияотдельных территорий.

Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Совета Безопасности, коллеги!

В Послании Президента определен важнейший блок конкретных шагов по повышению рождаемости . 7 июня текущего года распоряжением Правительства был утвержден сводный план мероприятий по реализации основных положений Послания Президента. В его разделе «Решение демографических проблем» предусматривается подготовить в кратчайшие сроки проекты федеральных законов и постановлений Правительства о повышении государственных пособий гражданам, имеющим детей, а также о компенсации затрат на дошкольное воспитание и содержание ребенка в опекунских и приемных семьях, включая заработную плату приемных родителей. Кроме того, будет разработан необходимый пакет документов по углубленной диспансеризации детей-сирот. И, наконец, законодательство о самом принципиальном шаге – предоставлении первичного материнского капитала женщине при рождении второго ребенка .

На проведение этих мероприятий без учета расходов на предоставление базового материнского капитала предполагается предусмотреть в проектах федерального бюджета и бюджетов государственных фондов на следующий год 81,7 миллиарда рублей. Это общий размер расходов. В общем объеме расходов с учетом тех расходов, которые запланированы на материнский базовый капитал, мы ожидаем, что обязательства федерального бюджета по демографическому проекту составят около 195 миллиардов рублей в год , и это без учета индексации. Это серьезные средства, и, конечно, необходимо разрабатывать очень серьезный механизм, позволяющий контролировать их расходование.

Первые выплаты сумм базового материнского капитала , который должен быть предоставлен этим матерям на родившихся после 1 января 2007 года детей, предполагается осуществить с 2010 года, после достижения ребенком трехлетнего возраста . Эти средства могут быть использованы либо на приобретение жилья с использованием ипотеки или других форм кредитования, или на образование детей, или на пенсионное накопление женщин . Мы также должны предварительно организовать учет матерей, родивших второго ребенка в указанные сроки , в целях неукоснительного исполнения заявленных государством обязательств.

Около 53 миллиардов рублей будет направлено на увеличение размеров пособий женщин по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет . Предполагается, что для работающих женщин размер пособия будет составлять 40 процентов от заработка. При этом максимальный размер заработка, который учитывается при исчислении пособия, предлагается установить в сумме, не превышающей 15 тысяч рублей . Эта сумма является максимальной и при расчете пособия по временной нетрудоспособности. Впервые пособие в размере 1,5 тысячи рублей на первого ребенка и трех тысяч рублей на второго и последующих детей начнут получать и неработающие женщины. Проект соответствующего федерального закона уже подготовлен и согласовывается с федеральными ведомствами.

На компенсацию затрат на детское дошкольное воспитание в размерах, указанных в Послании Президента, предусмотрено 8 миллиардов рублей . Однако возвращение женщины к полноценной трудовой деятельности во многом будет зависеть от скоординированных действий властей всех ветвей власти и всех уровней власти, от того, удастся ли приостановить необоснованный рост цен на услуги детских садов и предоставить в них место каждой семье, желающей отдать туда ребенка. Не секрет, что уже сегодня очередь в эти учреждения составляет около 900 тыс. человек. И с учетом предполагаемого роста рождаемости в 2007 и 2008 годах она может еще более возрасти.

Субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям будет необходимо направить усилия на создание достаточной сети дошкольных учреждений , предусмотреть меры по обеспечению их квалифицированными педагогическими кадрами, современными программами оздоровления и воспитания детей. Родители должны быть уверены, что в детском саду созданы надлежащие условия для полноценного, качественного развития их ребенка.

Компенсацию затрат на детское дошкольное воспитание предполагается осуществлять на условиях софинансирования с участием субъектов Российской Федерации . Безусловно, что доля такого софинансирования должна устанавливаться с учетом уровня бюджетной обеспеченности субъектов. При этом важно, чтобы регионы не снижали свои затраты на дошкольные учреждения, а сохраняли и повышали тот уровень, который достигнут сегодня, а также координировали свою работу в муниципальных образованиях.

Одна из базовых задач демографической политики также состоит в сокращении числа детей-сирот и детей, находящихся в детских домах и интернатах . Правительство готовит программу материального стимулирования: устройство в семьи сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Она включает единовременное пособие при всех формах такого устройства, она также включает увеличение выплат на содержание ребенка в семье опекуна и в приемной семье, а также увеличение заработной платы приемным родителям в размерах, которые определены Посланием Президента. На эти цели предусматривается выделить почти семь миллиардов рублей.

В качестве ключевой задачи мы определили устройство под опеку и в приемные семьи около 80 тысяч детей-сирот . Подчеркну, что эта задача в первую очередь региональных и муниципальных органов. И им следует весьма ответственно отнестись к подбору семей, которым доверяются дети. Параллельно должна вестись реструктуризация интернатных учреждений. В них необходимо максимально создать условия, которые приближаются к условиям в нормальной полноценной семье. Важно сформировать и базу данных о детях, которые остались без попечения родителей, а также организовать мониторинг и патронаж этих детей в государственных учреждениях и приемных семьях. У нас пока такая база в нормальном виде отсутствует.

В 2007 году намечена диспансеризация более 200 тысяч детей-сирот , находящихся в интернатных учреждениях. Одновременно предполагается провести оценку качества оказания медицинской помощи этим детям. По итогам будет разработан комплекс мер для проведения оздоровительных и реабилитационных мероприятий. Они должны позволить обеспечить дальнейшую социальную адаптацию детей и передачу их на воспитание в семью.

Уважаемые члены Совета Безопасности! Коллеги!

Очевидно, что для решения такой комплексной проблемы, как демография, необходимо внимание ко всем ее составляющим. Правительство предполагает использовать программный подход, который найдет отражение в плане первоочередных мер по улучшению демографической ситуации. Особенное внимание предполагается уделить проблемам семьи, и прежде всего, молодой. В развитие национального проекта «Доступное и комфортное жилье» формируется предложение по повышению доступности ипотечных кредитов для молодых семей с детьми . Предлагаем стимулировать внедрение так называемого перекредитования, предусматривающего снижение налоговой долговой нагрузки на заемщика в случае рождения детей, а также возможность снижения ставки кредитования в случае общего снижения ставок на российском ипотечном рынке.

Вместе с тем подчеркну, что нельзя сводить проблемы семьи только к пособиям и к жилью . В целом задача государства – поднять престиж семьи, имеющей детей , наладить новые формы работы и, соответственно, заниматься пропагандой семейных ценностей. И одно из усилий федерального уровня должно быть в том, чтобы привлечь регионы к этой работе .

Специальные меры предусмотрены для кардинального изменения демографической ситуации на селе и, прежде всего, в вопросах охраны здоровья сельчан, повышения доступности медицинской помощи с использованием современных информационных технологий, таких как телемедицина, например. Не следует забывать, что на селе, несмотря на все трудности, действительно сохраняются пока еще традиции большой и многодетной семьи. И мы должны помочь людям, которые живут в сельской местности, укрепить эти традиции и поддержать их.

Многие из перечисленных мер тесно связаны с задачами, решаемыми в рамках приоритетных проектов. В этой связи будем работать по той схеме, которая предложена Президентом, имея в виду преобразование Совета по реализации национальных проектов в общий Совет по национальным проектам и демографической политике . Этот механизм работы уже сложился. И в целом есть резон продолжить работу таким образом.

Очевидно также, что масштабная демографическая программа должна опираться на совершенную систему статистического учета, которая дает более полные данные о состоянии демографических процессов и дает обоснованные прогнозы, а также сопровождается серьезным информационным обеспечением. Понятно, что исправить демографическую ситуацию за три-пять лет невозможно . И наряду с первоочередными необходимы долгосрочные меры . Главная из них – это изменение отношения граждан к деторождению, повышение их ответственности за собственное здоровье, соответственно создание условий для комфортной жизни семей, в которых воспитываются дети .

В заключение я хотел бы подчеркнуть, чтобы в следующем году мы смогли приступить к решению поставленных задач, уже в ближайшее время необходимо завершить работу над основными нормативными актами как по линии Правительства, так и актами высшей юридической силы, то есть нацзаконами, отладить основные финансовые и социальные механизмы, сделать их четкими и понятными для людей . Решения, которые будут приняты сегодня Советом Безопасности, станут для нас непосредственным руководством к действию.

Страница 1

О демографической ситуации на территории Марёвского муниципального района за 2012 год и задачах по улучшению демографической ситуации на территории района на 2013 год.
За 2012 год на территории района родилось 32 ребёнка (предполагалось планом 40). Умерли 100 человек. Как и в предыдущие годы среди населения района происходит тенденция «старения». Средний возраст населения района составляет 44,9 лет, в то время как по области он 41,2. и даже средний по сельским населённым пунктам по области 43,3, причём разница среднего возраста мужчин и женщин также присутствует: 41,5 и 47,8 лет. В районе проживает от 0 до 17 лет несовершеннолетних граждан 695 человек; трудоспособного возраста 2574 человека; старше трудоспособного возраста и пожилых 1463 человека. Граждан в возрасте от 20 до34 лет, как принято, составляющих молодые семьи, на которые возлагается основная надежда на повышение уровня рождаемости, по статистическим данным зарегистрировано в районе 761 человек (389 мужчин и 372 женщины), однако фактически постоянно проживают в районе только половина из них по причине обучения в профессиональных учебных заведениях и работы в городах из-за недостаточного количества свободных рабочих мест в районе и невостребованности по полученному ими профессиональному образованию. В 2012 году в районе зарегистрировано 22 брака и 17 разводов супругов (планировалось соответственно 38 и 18). Преобладание показателя смертности над рождаемостью, в первую очередь, объясняется преобладанием численности пожилого населения над молодым, тем не менее анализ смертности за 2012 год показал, что основной причиной явились последствия сердечно-сосудистых заболеваний, причём далеко не в пожилом возрасте, только 30 из 100 умерших в 2012 году – находились в очень пожилом возрасте с «почтенным» диагнозом «генерализованный атеросклероз»; 45 «сердечно-сосудистых»- либо не лечившиеся, либо «просмотренные» медициной, либо те, кто вёл не совсем здоровый образ жизни. Кроме того среди причин смертей имеются и несчастные случаи-11, прямые последствия алкогольных интоксикаций-9, а также онкологические заболевания-7. Следует отметить, что в 2012 году заметно «стабилизированы» и снижены такие показатели как количество абортов (их число составило 11, что в два раза меньше прошлогоднего и в три - 2010 года) и расторжений браков.

Все вышеуказанные статистические показатели по состоянию демографии в районе за 2012 год являются основой анализа проводимой работы по улучшению демографической ситуации на территории района, а также планирования дальнейшего проведения мероприятий по остановке демографического спада.

С целью улучшения демографической ситуации в районе в 2012 году продолжалась работа в соответствии с муниципальной целевой Программой по улучшению демографической ситуации на территории района на 2010-2015 годы, Комплексным планом по повышению рождаемости на 2011-2012 годы, организующим центром этой работы являлся Совет по реализации демографической политики, действующий в районе с 2010 года.

Что сделано за прошедший год:

В целях укрепления института семьи проводились торжественные церемонии (с участием в поздравлениях членов Совета) бракосочетания для 12 супружеских пар, впервые вступающих в брак; торжественные церемонии 8 юбилейных свадеб с участием в поздравлениях Главы муниципального района; приглашение на чествование молодых супругов на районные торжественные мероприятия, проводимые в Доме культуры. День семьи, День матери, День защиты детей, День семьи, любви и верности (памяти святых Петра и Февронии) – проводились не только как отдельные районные торжественные мероприятия, а целым комплексом мероприятий, организаторами которых выступали работники учреждений культуры, образования, спорта, специалисты социальной защиты, молодёжной политики, ЗАГСа, с проведением различных акций, конкурсов творческих работ, выставок и изготовления буклетов. Особое внимание уделялось молодым семьям, совместными усилиями заведующей отделом ЗАГС Горкиной М.Р и специалиста по молодёжной политике Голубевой Н.В. удалось привлечь к участию в различных мероприятиях 19 молодых пар; закрепилась практика чествования молодых семей, торжественно отмечались «юные юбилеи» свадеб: ситцевые, розовые и другие. В районном отделе ЗАГС совместно с настоятелем прихода Церкви Успения Божьей Матери о. Константином ежемесячно проводились консультационные дни для граждан с «горячей телефонной линией» по вопросам семьи и брака. Участвовал священнослужитель и в ряде других мероприятий, как торжественных, так и встречах, уроках, беседах по вопросам демографии со школьниками и семейными парами. Для старшеклассников проводились Уроки семьи, в том числе заведующей отделом ЗАГС Горкиной М.Р. Проводилась также и индивидуальная работа с 5 парами, проживающими совместно, но ещё не зарегистрировавшими брак. По линии молодёжной политики проводилась работа клуба молодой семьи и консультационного пункта для молодых семей.

Проводились торжественные церемонии имянаречения новорожденных в ЗАГСе с вручением памятной медали, кроме того, торжественное чествование новорожденных проводилось на 5 общерайонных праздниках.

Следует отметить, что финансирование на приобретение подарков для церемоний чествования супружеских пар, новорожденных, юбиляров осуществлялось Администрацией района. В целях поддержки семей в районе действовала система 15% скидок на приобретение свадебных колец в универмаге Марёвского РайПО, 10% скидок на различный ассортимент товаров для новорожденных в магазинах Марёвского РайПО и «Детство».

В 2012 году через отдел социальной защиты населения 12 молодым матерям выплачена адресная материальная помощь во время беременности на компенсацию проезда на консультации в Великий Новгород, приобретения витаминов, усиление и улучшение качества питания и другие нужды, а также в соответствии с утверждённым в районе Комплексным планом по повышению рождаемости на 2011-2012 год 22 молодым матерям выплачено по 5,5 тыс.руб. при регистрации ребёнка. Проводилась глубокая индивидуальная работа с женщинами, планировавшими аборты, в результате которой 4 женщины изменили своё решение. В 2012 году через отдел Пенсионного Фонда вручено 15 сертификатов на «Материнский капитал», отделом социальной защиты принято 1 заявление на «Семейный капитал», которые позволят улучшить жилищные условия семей с детьми. Учреждениями образования района полностью удовлетворена потребность в детских садах, приём в которые ведётся в районе с очень раннего ясельного возраста; за прошедший год приостановлена работа детского сада д. Новая Русса по причине отсутствия детей с сохранением помещения, выделено новое помещение под детский сад в д. Седловщина также по причине снижения контингента детей.

В 2012 году Советом по улучшению демографической ситуации через работу районной антинаркотической комиссии были предприняты шаги по изменению ситуации с употреблением алкоголя населением района посредством реализации мероприятий целевой программы «Комплексные меры противодействия наркомании, токсикомании, алкоголизму и табакокурению в Марёвском муниципальном районе на 2010-2013 годы», а также подпрограммы по ресоциализации граждан, злоупотребляющих или злоупотреблявших алкоголем, однако в связи с отсутствием штатного врача-нарколога, а также отсутствием рабочих мест для трудоустройства данной категории граждан, реализовать запланированные мероприятия не удалось.

В 2012 году заметно активизировалась роль районного совета ветеранов в проведении мероприятий «активного долголетия»: клуб «Воскресные встречи», участие в конкурсах и смотрах, удалось в этом году впервые провести даже спартакиаду среди пожилого населения, проведение торжественных поздравлений юбиляров, а также меры социальной поддержки: качественное пенсионное обеспечение, контроль за направлением в госпиталь ветеранов войны и труда, организация надомного социального обслуживания, активное привлечение волонтёров для оказания помощи пожилым людям – всё это направлено на повышение качества жизни пожилых людей, которые и составляют большую часть населения района.

Отделом социальной защиты муниципального района в 2012 году оказана адресная социальная поддержка 662 гражданам на сумму 562,6 тысяч рублей, в том числе 130 родителям с детьми; привлечено дополнительно «спонсорских» средств на оказание адресной социальной поддержки 243 гражданам на сумму 279 тысяч рублей.

В 2012 году Администрацией района предпринимались шаги через Программу добровольного переселения соотечественников из-за рубежа привлечь в район молодые семьи: из 5 поданных по программе запросов положительно решение получили 4, однако минимальный список вакансий рабочих мест не позволил проводить эту работу шире.

«Слабые места» реализации демографической политики в районе:

1.Слабое экономическое развитие района, а именно: отсутствие выбора рабочих мест или в ряде отдалённых деревень их полное отсутствие, создают ситуацию оттока из района молодёжи и молодых семей, которые являются фундаментом повышения уровня рождаемости.

2.Значительная часть профилактической работы по культивированию здорового образа жизни, антинаркотической-антиалкогольной пропаганды направлена на детей и подростков, а не на взрослое население, которое продолжает «убывать» по этим причинам, а также разрушается большое количество семей.

3. Недостаточная воспитательная работа со школьниками и молодёжью по привитию культуры семейных отношений, воспитанию культа семьи и рождения детей способствует снижению количества официально вступающих в брак, ограничению рождения детей.

4. Расторжение браков в семьях, имеющих несовершеннолетних детей, проходит через судебные инстанции, которые «не заинтересованы» в сохранении семьи и не входят в систему профилактики Совета по улучшению демографической ситуации, что затрудняет оказание своевременной помощи для предотвращения развода супругов.

5.Низкий уровень материальной обеспеченности населения, недоступность получения своевременных качественных медицинских услуг врачей «узких специальностей» для жителей района, минимальный охват населения профилактическими медицинскими осмотрами, отсутствие культа здорового образа жизни приводит к высокому уровню смертности трудоспособного населения.


Предложения для работы по улучшению демографической ситуации в районе на 2013 год:

1.Ходатайствовать перед Главой района и Главами сельских поселений о создании дополнительных рабочих мест для молодёжи, стимулировании развития индивидуального предпринимательства, сельскохозяйственного производства, ходатайствовать перед ГОКУ «Центр занятости» о включении молодёжи в программы профессиональной переподготовки, обеспечении квотирования рабочих мест для молодёжи; рассмотреть возможность создания на базе пустующих помещений в д.Седловщина и д. Старь сельскохозяйственных предприятий социальной реабилитации при лечении алкогольной зависимости.

2.Обязать ГОБУЗ «Марёвская ЦРБ» обеспечить качественное медицинское обслуживание населения врачом-наркологом, направление в областной наркологический центр «Катарсис», для социальной поддержки в реабилитационное лечебное учреждение п. Торбино с целью снижения уровня алкоголизации населения. Организовать работу по заинтересованности руководителей предприятий и организаций, Глав сельских поселений в «кодировании» злоупотребляющих алкоголем работников и жителей.

3.Подключить к профилактической и организационной работе Совета по улучшению демографической ситуации в районе Администрации сельских поселений для получения достоверной и своевременной информации о микроклимате семей, особенно молодых.

4.Пригласить к сотрудничеству по своевременной профилактике расторжений браков судью.

5. Всем профилактическим службам района шире пропагандировать здоровый образ жизни, в том числе добиться массовости и заинтересованности в проведении спартакиады взрослого населения. В ходе проведения районных мероприятий различной направленности особое внимание уделять участию в них молодых семей.

6. Обязать учреждения образования, культуры, спорта пересмотреть систему воспитательной работы со школьниками и молодёжью по привитию культуры семейных отношений, воспитанию культа семьи и рождения детей, изучить современный имеющийся опыт в других регионах.

7.Рассмотреть на заседаниях Совета интересные примеры опыта других регионов по культивированию семейных ценностей, организации жизни «сельской общины» и другие, с целью закрепления молодёжи на селе, укрепления семей; рекомендовать провести такую же работу Главам сельских поселений.

8.Шире привлекать молодые семьи в район через Программу добровольного переселения соотечественников из-за рубежа.

9. Активизировать участие в различных целевых программах, конкурсах для молодых семей на селе.

10.Повысить информационное обеспечение мероприятий по улучшению демографической ситуации в районе.

11.Практику проведения мероприятий, имевших положительный опыт в 2012 году, продолжать.


Ильина О.И., заместитель Главы муниципального района, из материалов доклада на заседании Совета по улучшению демографической ситуации в районе.
страница 1