Индустриальное развитие мира в первой половине XX века. Страны Западной Европы во второй половине XX века — начале XXI века

Страны мира к началу XX в. различались не только по своему положению в качестве метрополий и колоний . Разрыв между ведущими державами и остальной частью мира определялся в первую очередь уровнем экономического развития. В большинстве стран Западной Европы, в Северной Америке и Японии сложилось индустриальное общество. Эти страны прошли этап промышленной революции. Новая техника не только широко использовалась в промышленности, но находила все большее применение и в сельском хозяйстве, что привело в дальнейшем к коренным переменам в этой древнейшей сфере деятельности человека. В Африке и на большей части Азии индустриализация еще не началась.

Политическое развитие в начале XX в. По форме правления в начале XX в. преобладали монархии . Республиками были все государства Америки, а в Европе ими были лишь Франция и Швейцария. Однако в большинстве государств власть монарха была ограничена народными представительствами (Великобритания, Австро-Венгрия, Германия, Япония и др.). В некоторых странах монарх продолжал играть существенную роль в управлении. Выборы нигде не были всеобщими (так, избирательных прав были лишены женщины). Даже во многих республиках существовали деспотические режимы.

Борьба за передел мира . В результате совершенствования транспорта стало значительно проще перевозить на большие расстояния сырье и готовую продукцию. Именно это подталкивало развитые страны к новым колониальным захватам. В результате развернулась борьба за передел мира. Особенно настойчиво этот курс взяли государства, опоздавшие к разделу колоний, но затем превратившиеся в мощные индустриальные державы. В 1898 г. США напали на Испанию под лозунгом освобождения ее колоний. В результате формальную независимость получила Куба, ставшая фактически владением США. К США отошли и Гавайские острова, зона Панамского канала.

Германия в XIX в. захватила Юго-Западную и Юго-Восточную Африку (Камерун, Того), купила у Испании Каролинские и Марианские острова в Тихом океане. Япония завладела Тайванем, стремилась утвердиться в Корее. Но и Германия, и Япония считали себя обделенными колониями. Помимо испано-американской войны 1898 г. первыми войнами за передел мира считаются англо-бурская война (1899-1902) и русско-японская война (1904-1905). В результате победы над Россией в русско-японской войне Япония утвердилась в Корее и упрочила свое положение в Китае.

Экономика ведущих европейских стран.

Решающим фактором экономического и политического развития Великобритании оставалась эксплуатация огромных колониальных владений и рост вывоза капитала. За счет этого Англия, несмотря на потерю промышленной гегемонии, оставалась в числе развитых стран. Однако усиление экономических проблем вело к росту рабочего движения и возникновению в 1906 г. на основе ряда тред-юнионов новой лейбористской (рабочей) партии. Экономические трудности, увеличение расходов на вооружение, новая волна борьбы Ирландии за независимость создавали большие проблемы.


Несмотря на значительный промышленный подъем, Франция отставала от других крупных государств. Главная причина сравнительной отсталости французской индустрии была в особенностях ее экономики. Она носила ростовщический характер, капиталы вывозились за границу, часто в виде государственных займов. Замедление темпов экономического развития, отсталое рабочее законодательство и рост налогов в связи с увеличением расходов на вооружение привели к усилению позиций социалистов.

В начале XX в. по уровню промышленного производства Германия выдвинулась на первое место в Европе. Преимущественное развитие тяжелой промышленности было вызвано в значительной мере потребностями армии, железнодорожного строительства и судостроения. Создавались могущественные монополии . Готовясь к переделу мира, Германия увеличивала свои военные расходы. В 1914 г. она по количеству боевых кораблей она заняла второе место в мире, уступая лишь Англии. В германском обществе были распространены идеи милитаризма и шовинизма .

Проблемы модернизации. Многие страны сталкивались с проблемой модернизации — экономических, социальных, политических и культурных преобразований, направленных на формирование общества, отвечавшего требованиям эпохи. Образцом служили государства Западной Европы. Однако в XIX в. единственный довольно успешный опыт модернизации имел место в Японии. Эти реформы открыли путь для быстрого промышленного развития, распространения гражданских свобод, образования. При этом японцы не отказались от своих традиций, не разрушили привычный уклад жизни.

Социальные движения .

Быстрое промышленное развитие ряда стран, увеличение численности рабочих вело к росту социальных движений. Началось объединение профсоюзов в федерации. Так возникли Американская федерация труда (АФТ) в США (1886 г.), Всеобщая конфедерация труда во Франции (1895 г.) и др. Рабочие выдвигали требования повышения заработной платы и установления 8-часового рабочего дня. В рабочем движении распространялись анархо-синдикалистские идеи. Сторонники этих идей отвергали политическую борьбу партии, считая, что рабочие должны объединяться только в профсоюзы, основной формой их борьбы должно быть «прямое действие» — стачки, бойкот, саботаж.

Социальные реформы . Для сохранения стабильности в обществе и под напором населения наиболее дальновидные представители правящих кругов стремились к продолжению социальных реформ. На этом пути в начале XX в. были сделаны важные шаги. В Англии левое крыло либеральной партии выступало в роли посредника между предпринимателями и рабочими. В 1906 г. был принят закон о компенсации работникам, пострадавшим при несчастных случаях на производстве. В 1908 г. установлен 8-часовой рабочий день для шахтеров. Вводились пенсии для рабочих с 70-летнего возраста. Появился закон о страховании рабочих по болезни и безработице. В 1909 г. видный политический деятель либерал Ллойд Джордж , бывший министром финансов, предложил бюджет, названный «народным». Около 10 млн. фунтов выделялось на социальные расходы.

В США президент Т. Рузвельт провозгласил компанию против злоупотреблений со стороны монополий. Были приняты законы в области охраны природных богатств, против бесхозного использования земель и воды. Вводился контроль за качеством продуктов и медикаментов. Научно-технический прогресс. Отличительной особенностью развития общества в первой половине XX в. являлся быстрый количественный и качественный рост промышленности и такой же быстрый рост ее научно-технической основы.

В области техники наибольшее значение имели электрификация промышленных предприятии и транспорта, переход к автоматической системе машин, широкое использование двигателей внутреннего сгорания, совершенствования химической технологии. Одним из решающих факторов освоения новой техники стало применение электричества. Электрификация стала основой технического прогресса, обусловив более эффективное использование природных энергетических ресурсов и рациональное распределение производительных сил.

Международные отношения в 1900-1914 гг.

Планы военно-политических блоков в Европе. В конце XIX — начале XX в. в Европе сложилось два противоборствующих военно-политических союза: Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанта (Франция, Россия, Великобритания). Они вынашивали грандиозные планы по переустройству мира.

Англия стремилась стать еще более «Великой Британией», призванной подчинить своему влиянию большую часть мира.

Германия строила планы создания «Великой Германии», «Срединной Европы», которая охватывала бы Австро-Венгрию, Балканы, Переднюю Азию, Прибалтику, Скандинавию, Бельгию, Голландию и часть Франции, она хотела стать огромной колониальной империей, имеющей сферу влияния в Южной Америке.

Франция стремилась не только вернуть Эльзас и Лотарингию, но и присоединить Рур, расширить колониальную империю.

Россия хотела овладеть черноморскими проливами, расширить влияние в районе Тихого океана.

Австро-Венгрия добивалась разгрома Сербии, чтобы укрепить свою гегемонию на Балканах. Широкие захватнические планы строили США и Япония.

К 1914 г. гонка вооружений в мире достигла огромных размеров. Германия, не сокращая морскую программу, лихорадочно увеличивала и сухопутную армию. Вместе со своей союзницей Австро-Венгрией она имела в распоряжении 8 млн. человек, обученных военному делу. В лагере Антанты насчитывалось большее число обученных военному делу, но германская армия была технически лучше оснащена. Страны Антанты также быстро увеличивали свои вооруженные силы. Однако военные программы Франции и России запаздывали. Их выполнение планировалось только на 1916-1917 гг. Германский план войны, предусматривавший быструю (молниеносную) войну на двух фронтах — Западном и Восточном, разработал Шлиффен.

Главная идея заключалась в нанесении удара по Франции через Бельгию. Целями операции были окружение и разгром французских армий. Против русских армий сначала предусматривались оборонительные действия ограниченными силами. После разгрома французов предполагалось перебросить войска на восток и нанести поражение России. Планы французского командования носили в основном выжидательный характер, поскольку и в военно-промышленном отношении, и по численности армии Франция уступала Германии. Англия не стремилась к широкому участию в сухопутной войне, надеясь всю ее тяжесть переложить на Россию и Францию. Русские политические и стратегические интересы требовали направления главных усилий против Австро-Венгрии.

Балканские войны . Преддверием Первой мировой войны называют Балканские войны. Они начались как завершающий этап в освобождении Балканского полуострова от многовекового турецкого ига. Сыгравшая решающую роль в Первой Балканской войне Болгария укрепила свои позиции, что вызвало недовольство ее союзников. Результатом стала Вторая Балканская война 1913 г. Болгария, которую поддерживали Германия и Австро-Венгрия, была разгромлена и потеряла часть своих недавних завоеваний.

Введение

Ускоренное социально-экономическое и техническое развитие в конце XIX - начале XX в. вызвало вторую технологическую революцию. Произошли изменения в промышленности, науке и технике.

Начался «век электричества»: появились новые способы получения электроэнергии, началась электрификация многих отраслей промышленности, были изобретены электродвигатели. В связи с этим возникли новые отрасли промышленности - энергетическая, электрометаллургическая.

Машиностроение начало развиваться быстрыми темпами, были изобретены новые типы машин (трамвай, автомобиль). Происходило усовершенствование транспортной системы. Появление новых средств связи (радио, телефон, телеграф) оказало большое влияние на установление конкуренции между различными экономическими субъектами.

Улучшилась система образования. Начальное образование стало обязательным и бесплатным. Появились новые университеты, увеличилось количество факультетов. Ученые - инженеры внесли большой вклад в развитие науки, а их изобретения оказали большое влияние на усовершенствование отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта.

Данные изменения носили глобальный характер, т.е. затрагивали все страны мира. Промышленный переворот оказал влияние на общественные социально-экономические отношения, отрасли промышленности и сельского хозяйства, а также он имел важное значение для всех стран.

1. Общие черты развитых стран

экономический развитие страна

Рассмотрим вторую технологическую революцию в наиболее развитых странах, предопределивших развитие мировой экономики в конце XIX - начале XX вв. Таковыми странами являлись Англия, Германия и Франция, США и Япония. В развитии этих стран можно выделить большое количество общих черт. Предпосылкой к этому была вторая технологическая революция, которая проявлялась в следующем:

В увеличении общего мирового выпуска продукции и увеличении производительности в связи с внедрением в промышленность технических новшеств;

В появлении крупного промышленного производства в связи с невозможностью внедрения новой техники на более мелких предприятиях;

В появлении новых отраслей промышленности и изменения ее отраслевой структуры - на первое место по значимости вышли отрасли тяжелой промышленности;

В создании монополий и промышленных монополистических союзов, а так же в ускоренном развитии акционерных форм собственности;

В централизации банковского капитала и увеличении капиталовложения в промышленность;

В формировании мирового хозяйства и увеличении международных экономических связей.

Но, несмотря на большое количество общих черт, каждая страна имела свои особенности экономического развития.

2. Особенности экономи ческого развития Великобритании

В конце ХIХ - начале XX веков темпы роста промышленности в Великобритании существенно замедлились. Производственный сектор нуждался в крупных инвестициях, которые были нужны для обновления технической базы предприятий и развития новых отраслей промышленности. Но предприниматели предпочитали вывозить капиталы из страны, а не вкладывать их в отечественную промышленность. Из-за этого большинство заводов в Великобритании продолжали работать на морально устаревшем оборудовании, что негативно отразилось на развитии промышленности. В то время как в других странах происходил бурный подъем тяжелой промышленности, в Англии по-прежнему ведущую роль играли отрасли легкой промышленности.

Великобритании принадлежали огромные колониальные владения. Сырье в британских колониях закупалось по очень низким ценам, а готовая продукция по высоким. Колониальная торговля и наличие монопольных источников дешевого сырья и рынков сбыта не стимулировала английских промышленников на усовершенствование производства. К тому же во многих странах усилилась политика протекционизма. Все это привело к ослаблению английских позиций на мировых рынках.

Монополии в Великобритании возникли намного позже, чем в других странах. Банковский капитал опережал промышленный и одним из основных пунктов в национальном доходе Великобритании стал процент от вывоза капиталов.

Сельское хозяйство практически не развивалось. Фермерское хозяйство не смогу конкурировать с другими странами, которые поставляли в Великобританию более дешевые продукты сельского хозяйства. В связи с этим число обрабатываемых земель значительно сократилось, и экономика Англии начала зависеть от мирового сельскохозяйственного рынка.

Слабый уровень образования так же негативно повлиял на экономическое развитие Великобритании. Долгое время всеобщее начальное и высшее профессиональное образование оставалось недоступным для многих людей. В связи с этим английская инженерная мысль развивалась гораздо хуже, чем в других странах, что привело к снижению конкурентоспособности английских товаров.

Таким образом, к началу XX века Великобритания утратила свое лидерство во многих отраслях промышленности и перестала быть «фабрикой мира».

3. Особенности экономического развития Франции

Так же, как и в Великобритании, уровень экономического развития Франции в конце XIX - начале XX в. отставал от других ведущих стран мира.

Низкие темпы развития тяжелой промышленности связаны с недостатком ресурсов. Франция имела небольшую сырьевую базу, поэтому ей приходилось импортировать в больших количествах необходимые для производства ресурсы. Это приводило к повышению цен на производимую продукцию и снижало конкурентоспособность французских товаров на мировых рынках. Поэтому во Франции преобладала легкая промышленность, а так же традиционное производство товаров роскоши. Тем не менее, в связи с милитаризацией в стране начало активно развиваться машиностроение и военная промышленность.

На рубеже XIX-XX веков Франция продолжала оставаться аграрной страной. Активно формировались фермерские хозяйства, возникла территориальная специализация сельского хозяйства. В с/х производстве преобладало виноделие и животноводство. Чтобы защитить отечественный товары, правительство Франции вело жесткую протекционистскую политику. Все это привело к укреплению сельского хозяйства и увеличило его удельный вес в экономике страны.

Важную роль в экономическом развитии Франции сыграла концентрация производства, которая впоследствии привела к образованию промышленных монополий. Централизация и концентрация банковского капитала была обусловлена преобладанием мелкого предпринимательства. Но так же, как и в Великобритании, капитал не вкладывался в развитие промышленности, а экспортировался за границу в форме займов для иностранных государств. Таким образом, Франция превратилась в государство-рантье, а прибыль от ростовщичества стала основной статьей государственных доходов.

4. Особенности экономического развития Германии

В конце ХIХ - начале XX веков Германия превращается в одну из крупнейших промышленных держав. Этому в значительной мере способствовало государственное объединение страны, в результате которого возникает большая Германская империя и эффективная политика государства, основанная на усилении протекционизма.

Немалую роль в экономическом развитии Германии сыграла совершенная система образования. Высокий уровень высшего и профессионального образования оказал большое влияние на увеличение труда, а достижения немецких инженеров - на развитие промышленности.

В Германии преобладали отрасли тяжелой промышленности, быстрое развитие получили металлургия и машиностроение. Этому способствовало наличие богатой сырьевой базы и использование в производстве технических новинок. Благодаря быстрому развитию металлургии в стране началось интенсивное строительство железных дорог, а так же производство железнодорожного транспорта и оборудования. По количеству производимых машин Германия вышла на первое место в мире. Но помимо машиностроения активно развивалась электроэнергетика, химическая промышленность. Все это помогло Германии прочно закрепиться на мировом рынке товаров.

Благоприятное воздействие на экономическое развитие Германии в конце XIX - начале XX в. оказала монополизация промышленного производства, основанная на синдицировании, которое активно поощрялось государством. Особенностью банковской системы Германии стало то, что капитал не вывозился за рубеж, а использовался внутри страны. Это в значительной степени улучшало уровень промышленного развития страны. Но немецкие банки были универсальными. Они могли заниматься ростовщичеством, предоставлять ссуды другим странам. Но особенностью экспорта капитала в Германии был ввоз в страну - импортера филиалов немецких предприятий.

Развитие Германии шло по «универсальному пути», который помог превратить эту страну в промышленную державу. Он заключался в особенном развитии отраслей тяжелой промышленности, усилении протекционистской политики, создании монополий и усовершенствовании образовательной системы. Благодаря этому Германия смогла усилить свои позиции в мировом хозяйстве и стать крупнейшим мировым экспортером продукции машиностроения и химической промышленности.

5.Особенности экономического развития США

В конце XIX - начале XX в. США оказались одной из наиболее динамично развивающихся стран. На быстрое экономическое развитие США повлияло несколько факторов:

Богатая сырьевая база и большое количество природных ресурсов;

Быстрый рост численности населения за счет массовых иммиграций из Европы, которые привозили в США последние технические достижения;

Использование научно-технического опыта европейских стран и развитие американской инженерной мысли, что способствовало ускорению промышленного переворота;

Введение массового и поточного производства товаров;

Приток капиталов из Европы, которые безусловно помогали развиваться американкой промышленности;

Жесткая политика протекционизма.

Наиболее быстро в США развивались отрасли тяжелой промышленности: металлургия, машиностроение, нефтедобывающая и алюминиевая промышленность. Появившаяся в начале XX в. новая отрасль - автомобилестроение вообще стала приоритетной и смогла изменить хозяйственную структуру страны. В легкой промышленности преобладало массовое производство одежды, обуви, продуктов питания.

Железнодорожное строительство и улучшение транспортной системы привели к развитию межрайонной специализации промышленности, увеличению производительности труда, снижению производственных издержек, а так же росту мобильности капитала и рабочей силы.

Особенностью монополизации производства в США стало наличие трестов, а так же безжалостные методы конкурентной борьбы. Впоследствии это привело к появлению крупных компаний и вытеснению мелкого бизнеса. Централизованный банковский капитал сращивался с промышленным, образуя банковские группы, во главе с Морганом и Рокфеллером.

Наравне с промышленностью сельское хозяйство в США так же развивалось быстрыми темпами. Огромное количество фермерских хозяйств, большие территории с/х угодий, применение новейших достижений техники и поддержка фермерства со стороны государства помогли улучшить уровень развития сельского хозяйства в США и сделать страну основным мировым экспортером сельскохозяйственной продукции.

Темпы экономического роста США были очень высокими. Благодаря этому страна за небольшой период превратилась в мощную индустриальную державу, которая играла большую роль на мировых рынках и стала наиболее развитой страной мира.

6. Особенности экономического развития Японии

В конце XIX в. в Японии произошли серьезные сдвиги в экономике и промышленности. Бурно развивалась тяжелая и военная промышленность, были построены железные дороги, телеграфные и телефонные линии. Машинное производство заменило мануфактуры. Все это происходило благодаря большому инвестированию в развитие японского хозяйства.

Несмотря на поддержку развития металлургии и добывающей промышленности, ведущей отраслью производства в Японии оставалась текстильная промышленность. Это было связано с отсутствием в стране сырьевой базы и дороговизной импортируемых ресурсов.

Тем не менее, Япония продолжала оставаться аграрной страной, т.к. большая часть населения была занята в сельском хозяйстве. Хотя и сельское хозяйство развивалось слабо: сохранялась барщина, не было фермерских хозяйств.

В отличие от других стран, монополии в Японии распространяли свою власть на различные направления производства и сферы деятельности. К тому же преобладали монополистические организации, основанные на принадлежности к какому-либо району или клану. Банковская система в Японии была централизована и инвестировала капитал во многие отрасли промышленности, особенно в стратегические.

Таким образом, на рубеже XIX-XX в. в Японии произошли существенные изменения в промышленности и экономики. Но несмотря основными статьями экспорта в стране оставались продукты сельского хозяйства: рис и чай. Но все-таки за небольшой период времени Япония смогла превратиться из отсталого государства в одну из ведущих промышленных держав и в одну из стран с наиболее развитой экономикой.

Заключение

Подводя итоги промышленного переворота, происходившего в конце XIX - начале XX в. можно заметить, что на первое место по уровню экономического развития выходят молодые быстроразвивающиеся страны: США и Германия. В этих странах происходит подъем практически во всех сферах хозяйства, в то время как старые индустриальные страны Великобритания и Франция теряют мировое лидерство в промышленности и сельском хозяйстве. Активное развитие экономики и хозяйства происходило и в Японии, даже не смотря на то, что там остались феодальные пережитки.

В связи с этим в XX в. изменилась роль отдельных стран в мировой экономике и системе мирового хозяйства. На первое место вышли некогда отсталые страны, а те, кто вначале развивался успешно, не смогли сохранить свое лидерство во многих отраслях промышленности и сельского хозяйства.

Библиографический список

1. История мировой экономики. Под ред. Поляка Г.Б., Марковой А.Н. (2002, 727 с.)

2. Новейшая история зарубежных стран: Европа и Америка. 1917-1945. - М., 1989.

3. Экономическая история зарубежных стран. / Под общей ред. В.И. Голубовича. - Минск, 1997.

Подобные документы

    Развитие ведущих стран Запада между Первой и Второй мировой войнами (1919-1939 гг.): экономическое состояние стран. Возрастание экономической роли США в межвоенный период. Развитие Германии, Англии, Франции, Японии. Следствия мирового кризиса.

    лекция , добавлен 02.08.2008

    Капиталистические страны с 70-х годов XIX века до начала Первой мировой войны: экономическое развитие монополистического капитализма и этапы его становления. Экономика Западных стран: индустриализация США. Изменения в Германии, Франции, Англии, Японии.

    лекция , добавлен 02.08.2008

    Бурное развитие науки и техники. Технические и технологические новшества. Изменения в отраслевой структуре развитых стран: Франции, Англии, США, Германии, Японии. Монополистическая стадия капитализма. Экономическое первенство США в мире.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2007

    Международные рейтинги экономического развития и способы оценки состояния экономики промышленно-развитых стран. Развитие экономики в европейских странах, в США и Японии Перспективы и прогнозы развития экономики европейских стран, Америки и Японии.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2008

    Уровень производительности труда. Отраслевая структура промышленности. Укрупнение промышленного производства. Развитие акционерной формы собственности. Концентрация и централизация банковского капитала. Сращивание банковского и промышленного капитала.

    эссе , добавлен 05.11.2013

    Общее устройство и прогнозы развития рынка труда на современном этапе. Особенности рынка труда Соединенных Штатов Америки, тенденции и изменения в его структуре, различные явления, имеющие место при реформе механизмов управления государственными органами.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2015

    Планирование в развитых странах как форма регулирования рынка. Финансовые затраты развитых стран. Особенности государственного регулирования хозяйства в США, Великобритании, Франции, Германии. Объяснение высоких темпов роста японской промышленности.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2016

    Общая характеристика промышленно развитых стран. Основные признаки промышленно развитых стран. Дифференциация и выравнивание уровней экономического развития индустриальных стран Запада. Внутренние рынки промышленно развитых капиталистические стран.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2003

    Обоснование динамики экономического лидерства ведущих стран в середине 19 века. Развитие научно-технической мысли и внедрение ее достижений в экономику. Суммарный удельный вес Англии, Франции, США в мировом промышленном производстве в середине 19 века.

    контрольная работа , добавлен 25.07.2008

    ОПЕК - Организация стран-экспортеров нефти. Исследование и анализ экономики стран-участниц ОПЕК: Индонезия, Алжир, Саудовская Аравия, Катар. Деятельность ОПЕК в установлении норм добычи нефти, регулировании цен на нее, в поддержке стран-участниц.

В соответствии с общепринятой периодизацией XX век в отечественной историографии называют эпохой Новейшей истории. Отправным моментом Новейшей истории традиционно считалась Великая Октябрьская социалистическая революция. Теперь же все больше историков склоняются к мысли, что эпохальным событием XX в., изменившим облик мира, наложившим существенный отпечаток на общественное развитие во всем мире, является первая мировая война. Поэтому именно первая мировая война может служить в качестве исходного момента в отсчете времени новой исторической эпохи. Рассмотрению вопросов подготовки к первой мировой войне, ее ходу и исходу будет посвящена специальная тема. В данной теме мы хотели бы сконцентрировать внимание на обобщенной оценке места XX в. во всемирно-историческом процессе.

Экономической основой важнейших событий Новейшей истории, а значит и перехода общества на качественно новый этап в своем развитии является утверждение монополистического капитализма. Уже во второй половине XX в. развитие производительных сил общества, изменение их характера привело к переходу капитализма на качественно новый уровень развития - стадию монополистического капитализма.

Характерные черты монополистического капитализма:

1) Рост концентрации экономической организации, создание качественно нового уровня такой организации. Еще в конце XIX в. в передовых странах Запада в массовом порядке сформировались такие организационные экономические объединения, как синдикаты, картели, тресты. В начале XIX в. появляются концерны. Синдикаты и картели предусматривали существование относительно самостоятельных экономических организаций, которые договаривались друг с другом о регулировании цен, рынков сбыта, сырья и т. д. На уровне трестов интеграция предприятий носила более тесный характер, предусматривая единое руководство субъектов экономики. Концерны же предполагают полное объединение предприятий. Концерны стремятся монополизировать производство и сбыт выпускаемой продукции, диктовать свои цены. После второй мировой войны широкое распространение получили мировые монополии как национальные, так и транснациональные (ТНК).

2) Наряду с концентрацией и монополизацией производства и сбыта происходят укрупнение и монополизация банковского капитала, так как большое производство требует огромных единовременных финансовых затрат.

3) Одновременно осуществляется слияние банковского капитала с промышленным и образование крупных финансово-экономических групп.

4) Важным признаком монополистического капитализма является широкое применение практики экспорта капитала. Крупные монополии имеют большие финансовые ресурсы, которые не в состоянии освоить национальные экономики и капитал устремляется за пределы своей страны. Именно на этой основе образовываются и крупные транснациональные корпорации. В результате этой тенденции экономики стран оказываются переплетены тесным образом.

5) Процесс экономической экспансии сопряжен с политической экспансией. Монополистический капитализм стимулировал борьбу за передел мира, завоевание сырья, рынков сбыта, дешевой рабочей силы и т. д. Политическая экспансия и раньше проходила в виде дипломатического давления, локальных войн. Особенностью этой экспансии эпохи монополистического капитализма является то, что она приняла характер мировых войн. Политическая экспансия, борьба за передел сфер влияния и обретение новых территорий лежат в основе первой и второй мировых войн.

Первая мировая война (1914-1918) была наиболее крупным историческим событием начала XX в. Она потрясла основы западноевропейской цивилизации, глубины бытия капиталистического общества, в первую очередь Европы. Война привела к массовому уничтожению людей, крупномасштабным разрушениям материальных ценностей, экономических и политических структур воюющих держав. Непосредственным результатом первой мировой войны явился распад прежних государственных образований. Распалась Австро-Венгерская империя на ряд самостоятельных государств: Чехословакию, Югославию, Венгрию и Австрию. В результате социальных революций прекратили свое существование в прежнем виде Германская и Российская империи. Германия лишилась значительной части своей территории, а из Российской империи помимо Советских социалистических республик сформировались независимые государства: Финляндия, Польша, Литва, Латвия и Эстония.

В целом можно сказать, что в результате первой мировой войны западная цивилизация попала в ситуацию глубокого кризиса. Разразился духовный кризис. Рухнули многие абсолютные ценности XVIII-XIX вв.: вера в прогресс, в конструктивно-созидательные силы человека, в способность человека рационально воздействовать на окружающую среду для улучшения его бытия, в способность науки и техники реализовывать вековые устремления человечества и т.д. Ведущим общественным настроением послевоенного времени являлось настроение упадка, разочарования в возможностях общества справиться со своими проблемами, неверия в будущее, страх перед ним.

Господствующее умонастроение исторического и социального пессимизма было наиболее ярко выражено в книге немецкого мыслителя Освальда Шпенглера «Закат Европы», первая часть которой вышла в мае 1918 г. В этой книге О. Шпенглер грозящую гибель западной европейской цивилизации представлял как естественное, почти биологическое событие, подобное смерти организма. Он показал, что угроза цивилизации исходит не извне, а изнутри самой культуры, того общества, в котором жил европейский человек. «Закат Европы» О. Шпенглера за короткое время стал самой читаемой книгой в Европе и Америке, символом своего времени.

Кризис западной цивилизации - это обобщенная характеристика времени между двумя мировыми войнами. В реальной истории в этот исторический период происходили разноплановые события. С 1918 по 1923 г. сразу после подписания перемирия в первой мировой войне краткий период торгово-промышленного бума перерос в затяжной экономический и политический кризис, включая и кризис международных отношений (отношения Запада с Советской Россией, отношения Запада с побежденной Германией).

С 1923 по 1929 г. начался период временной частичной стабилизации в ведущих странах Европы и США. В этот период достаточно интенсивными темпами осуществляются обновление основных фондов, капиталистическая модернизация производства в форме его индустриализации, растет производство товаров. В большинстве стран Европы производство товаров к 1929 г. достигает довоенного уровня, либо даже превосходит его. Ускорителем развития и стабилизации в этот период выступают США. Используя свое преимущество от позднего вступления в первую мировую войну и исключения территории из зоны военных действий, США обогнали по уровню производства ведущие страны Европы и всех их поставили от себя в экономическую зависимость. Совокупный долг европейских стран США превышал 10 млрд. долларов.

Развитие Германии и Италии определялось «планом Дауэса». Этот план позволял укрепить внешнеполитические позиции США, сделать Германию под эгидой США противовесом Англии и Франции. В соответствии с планом Дауэса:

1) США брала на себя вопрос о регулировании репарационных платежей Германии.

2) Германии предоставлялся кредит на льготных условиях в размере 800 млн. марок.

3) Французские войска по требованию США должны были покинуть территорию Германии в районе Рура.

4) США брали на себя обязательство предоставить кредиты также другим странам Европы. Локкарнская конференция (1925 г.) закрепляет «план Дауэса». Соглашение между Францией, Германией, Бельгией и Англией фиксируют западные границы. В этот же период начинается полоса признания западными державами Советской России.

Положительные сдвиги в экономике и международных отношениях не могли не сказаться положительно и на внутриполитической обстановке стран Европы и Америки. Относительно высокие темпы развития производства привели к сокращению безработицы, что, в свою, очередь, способствовала сглаживанию социальных проблем, снижению уровня социальной напряженности.

Однако уже в 1929-1933 гг. экономику Запада охватил самый крупный, разрушительный кризис в истории капитализма. В период этого кризиса мировое производство товаров упало на 44%, разорилось тысячи банков, более 100 тыс. предприятий, началась массовая безработица. Наивысшего уровня безработица достигла в Германии - около 50% активной рабочей силы. В США в период пика кризиса насчитывалось 17 млн. безработных. В охваченных экономическим кризисом странах капитала наблюдались высокие темпы инфляции, развитие «черного рынка», захлестнул вал преступности. В этот период резко растет социальная напряженность, активизируются крайне левые и крайне правые политические организации, усиливается давление на демократические институты.

В капиталистических странах Европы и США были выработаны различные модели выхода из кризиса. В США возобладал неолиберальный подход. В 1933 г. после победы на выборах демократов был провозглашен «Новый курс» Франклина Рузвельта. «Новый курс» означал признание необходимым определенное участие государства в регулировании экономических отношений, проведение государством активной социальной политики. Рузвельт выступил за определенное ограничение власти монополий, перераспределение материальных благ через систему налогов и государственных социальных программ в пользу бедных слоев общества.

«Новый курс» реализовался в системе конкретных экономических мероприятий. На первом месте стояла проблема финансовой стабилизации. С этой целью был создан Резервный валютный фонд, уцелевшим в ходе кризиса банкам был выдан целевой кредит, все финансовые операции Резервного валютного фонда государство взяло под свою гарантию, был наложен запрет на биржевые финансовые спекуляции. Таким образом закреплялся финансовый контроль и контроль за сферой обращения со стороны государства.

В области промышленности государство установило контроль над объемом производства, ценами, трудовыми отношениями, применялось принудительное укрупнение предприятий - картелирование, вводился государственный арбитраж. В области социальной политики правительство устанавливало продолжительность трудового дня, легализировало деятельность профсоюзов: профсоюзы получили право юридического лица. Широко оказывалась помощь безработным. В целях поднятия уровня занятости развивалась сеть общественных работ, в особенности дорожное строительство.

В аграрном секторе экономики:

1) погашалась фермерская задолженность в форме списания долгов, либо растягивания их уплаты на долгие годы;

2) производился плановый подъем цен на сельскохозяйственную продукцию за счет снижения объемов производства. Государство стимулировало это снижение за счет дотаций. Реализация всех этих мер стабилизировала экономику США и начиная с 1935 г. она начинает выходить из кризиса.

Принципиально иным путем происходило преодоление экономического кризиса в Германии. Особенность германского пути выхода из кризиса обусловлены многими причинами, но главной из них было поражение Германии в первой мировой войне и унизительные для нее условия Версальского мира. Под воздействием всех этих условий в Германии победил фашизм (от лат. fascia - пучок, связка - символ мощи и порядка в Римской империи).

Фашизм зародился в Италии. Идейным отцом фашизма является бывший лидер итальянских социалистов Б. Муссолини, создавший первую фашистскую организацию «фаши ди комбиваленти» в 1919 г.

Германский фашизм вырос из кружка под названием «Свободный рабочий комитет за достижение доброго мира». Этот кружок был создан рабочим Антоном Дрекслером. На базе этого кружка в 1919- 1925 гг. под руководством А. Гитлера сформировалась национал-социалистическая партия Германии (НСДАП). 1 августа 1923 г. фашистами была предпринята попытка путча, которая с позором провалилась. Партия временно перешла на нелегальное положение.

В 1923-1933 гг. в период экономического кризиса начинает складываться массовая база фашизма. Под влиянием кризиса растут антикапиталистические и антидемократические настроения. В общественном сознании Германии того времени отчетливо выкристаллизировались три идеи:

1. Идея сильной власти, которая могла бы установить и обеспечить порядок.

2. Идея справедливой социальной политики.

3. Идея национального самоутверждения.

Эти идеи были подхвачены А. Гитлером, легли в основу политической программы национал-социалистической партии и помогли ей легальным путем прийти к власти. 30 января 1933 г. А. Гитлер был назначен рейхсканцлером Германии. Германия вступила в период господства фашизма.

Разберемся же более внимательно, что за общественное явление фашизм. В идейном плане фашизм представляет собой национал-социалистическую идеологию. Теоретическим основанием национал-социалистической идеологии являются идеи расизма и элитаризма. Фашизм выдвинул теорию о превосходстве определенных народов над другими. В частности германский фашизм утверждал приоритетное положение в современном мире культуросозидающей расы - ариев, к которой были отнесены прежде всего немцы и ряд северных народов (шведы, норвежцы, датчане). Целостность расы, создание возможностей для ее развития объявлялись непреходящей ценностью. Поэтому личностное начало расценивается в фашизме как вторичное по сравнению с расово-этническим, национально-государственным началом. Вместе с тем, в идеологии фашизма существенное место занимает вождизм или принцип фюреризма, требующий безусловного подчинения масс своему конкретному руководителю, а создателей фашистских партий и государств наделяет сверхъестественными способностями. Значительную роль в идеологических построениях играет ницшеанская идея сверхчеловека, который в интересах своей расы имеет право преступать нормы общественной морали, созданной якобы для того, чтобы слабые могли господствовать над сильными.

На базе фашизма в Германии устанавливается тоталитаристский политический режим правого толка. Понятие «тоталитаризм» происходит от латинского слова «totalis» (весь, полный, целый) и означает стремление власти контролировать все сферы общественной жизни и личную жизнь граждан.

Характерные черты тоталитаризма:

1. Всеобщая политизация и идеологизация общества. Обязательная для всех граждан государства официальная идеология, в центре которой находится представление о совершенном обществе, над строительством которого они призваны работать. Отклонение от этой идеологии карается как государственное преступление.

2. Законодательная, исполнительная и судебные системы контролируются из одного центра - политического и идеологического института - правящей партии.

3. Правящая партия является единственной партией в данном государстве. Эта партия строго иерархизирована и руководима одним человеком - вождем.

4. Политические свободы и права граждан зафиксированы формально, но реально отсутствуют. Законы защищают только интересы государства.

5. Легальная политическая оппозиция отсутствует. Оппозиционные взгляды проявляются преимущественно в форме диссидентства (инакомыслия).

6. Существует строгая цензура над всеми средствами массовой информации, запрещено критиковать представителей власти.

7. Полиция, армия, спецслужбы наряду с функциями обеспечения правопорядка выполняют функции карательных органов государства и выступают в качестве инструмента массовых репрессий.

8. Власть держится преимущественно на насилии. Вместе с тем, правящая партия прилагает большие усилия для внедрения государственной идеологии. Это обеспечивает поддержку власти со стороны абсолютного большинства населения.

С помощью инструментов тоталитаристского государства Германия приступила к преодолению экономического кризиса. В основе фашистской программы выхода из кризиса лежала идея государственного регулирования экономики. В качестве одного из важных инструментов этого регулирования был признан народнохозяйственный план. В гитлеровской Германии был разработан 4-летний план (1936- 1940) развития народного хозяйства. Инструментами регулирования, применяемыми в Германии, были также государственные заказы, фиксированные цели и зарплата. Большое значение придавалось расширению государственного сектора экономики, в котором преобладала военная отрасль производства. Бюджетное финансирование направлялось прежде всего в эти отрасли. В Германии был популярен лозунг «пушки - вместо масла».

Социальная политика фашистского государства была направлена на создание так называемого «народного общества», «общества социального равенства и богатства» для своей высшей, избранной нации. Богатство такого общества предполагалось создавать как за счет принуждения к труду своих граждан, так и нещадной эксплуатации тех народов, которые были объявлены второсортными, неполноценными. Отсюда вытекала идея о необходимости установления Германией мирового господства.

Реализация этой идеи во внешней политике привела к экспансионизму, венцом которого явилась вторая мировая война. Германия, как известно, потерпела поражение во второй мировой войне. После второй мировой войны в мире установился новый экономический и политический порядок.

Изменились отношения собственности. В капиталистических странах произошел переход от преимущественно индивидуализированной частной собственности к коллективным формам владению собственностью: акционерной, кооперативной и т. д. При этом собственность остается частной со всеми ее признаками и гарантиями.

Широкое акционирование предприятий за счет продажи акций мелким вкладчикам, в том числе рабочим и служащим этих предприятий, привело к сглаживанию социально-классовой дифференциации общества. Доминирующее положение занял «средний класс». Этот класс заинтересован в социальной стабильности общества, в демократии и охране прав личности. Укрепились политические институты, расширилась возможность для влияния каждого гражданина на жизнь общества. Возрастают интеграционные процессы во всех сферах жизнедеятельности обществ, создаются многонациональные политические, экономические, религиозные и иные объединения и организации. На базе этих программ осуществляется строительство моделей «шведского» социализма, «германского» социализма и др., базирующихся на социал-демократической идеологии.

Рассматриваемый период был для стран Западной Европы и США мирным и стабильным по сравнению с первой половиной века, на которую пришлось несколько европейских войн и две мировые войны, две серии революционных событий. Доминантой развития названной группы государств во второй половине XX в. принято считать значительное продвижение по пути научно-технического прогресса, переход от индустриального к постиндустри­альному обществу. Однако и в эти десятилетия страны за­падного мира столкнулись с целым рядом сложных проблем, кризисных ситуаций, потрясений - всем тем, что называют «вызовами времени». Это были масштабные события и процессы в разных сферах, такие, как технологическая и информационная революции, распад колониальных империй, глобальные экономические кризисы 1974-1975 гг. и 1980-1982 гг., социальные выступления в 60-70-е гг. XX в., сепаратистские движения и др. Все они требовали той или иной перестройки экономических и социальных отношений, выбора путей дальнейшего развития, компромиссов или ужесточения политических курсов. В связи с этим у власти сменялись разные политические силы, главным образом консерваторы и ли­бералы, которые пытались укрепить свои позиции в ме­нявшемся мире.

Первые послевоенные годы в странах Европы стали временем острой борьбы в первую очередь вокруг вопросов общественного устройства, политических устоев государств. В ряде стран, например во Франции, нужно было преодолеть последствия оккупации и деятельности коллаборационистских правительств. А для Германии, Италии речь шла о полном устранении остатков нацизма и фашизма, создании новых демократических государств. Значительные политические баталии развернулись вокруг выборов в учредительные собрания, разработки и принятия новых конституций. В Италии, например, события, связанные с выбором монархической или республиканской формы государства, вошли в историю как «битва за республику» (страна была провозглашена республикой в результате референдума 18 июня 1946 г.).

Именно тогда заявили о себе силы, наиболее активно участвовавшие в борьбе за власть и влияние в обществе на протяжении последующих десятилетий. На левом фланге находились социал-демократы и коммунисты. На заключительном этапе войны (особенно после 1943 г., когда был распущен Коминтерн) члены этих партий сотрудничали в движении Сопротивления, позже - в первых послевоенных правительствах (во Франции в 1944 г. был создан согласительный комитет коммунистов и социалис­тов, в Италии в 1946 г. было подписано соглашение о единстве действий). Представители обеих левых партий входили в состав коалиционных правительств во Франции в 1944-1947 гг., в Италии в 1945-1947 гг. Но принципиальные расхождения между коммунистическими и социалистическими партиями сохранялись, более того, в послевоенные годы многие социал-демократические партии исключили из своих программ задачи установления диктатуры пролетариата, приняли концепции социального общества, по существу, перешли на либеральные позиции.

В консервативном лагере с середины 40-х гг. наиболее влиятельными стали партии, сочетавшие представительство интересов крупных промышленников и финансистов с выдвижением христианских ценностей в качестве непреходящих и объединяющих разные социальные слои идейных основ. К ним относились Христианско-демократическая партия (ХДП) в Италии (основана в 1943 г.), Народно-республиканское движение (МРП) во Франции (основано в 1945 г.), Христианско-демократический союз (с 1945 г. - ХДС, с 1950 г.- блок ХДС/ХСС) в Герма­нии. Названные партии стремились получить широкую поддержку в обществе, подчеркивали приверженность принципам демократии. Так, первая программа ХДС (1947) включала отражавшие дух времени лозунги «социализации» ряда отраслей хозяйства, «соучастия» рабочих в управлении предприятиями. А в Италии во время референдума 1946 г. большинство членов ХДП проголосовали за республику, а не за монархию. Противоборство правых, консервативных и левых, социалистических партий и составило основную линию в политической истории западноевропейских стран во второй половине XX в. При этом можно заметить, как изменения экономической и соци­альной обстановки в отдельные годы перемещали политический маятник то влево, то вправо.

От восстановления к стабильности (1945-1950-е гг.)

После окончания войны в большинстве западноевропейских стран утвердились коалиционные правительства, в которых решающую роль играли представители левых сил - социалистов и в ряде случаев коммунистов. Основными мероприятиями этих правительств были восстановление демократических свобод, чистка государственного аппарата от членов фашистского движения, лиц, сотрудничавших с оккупантами. Наиболее значительным шагом в экономической сфере стала национализация ряда отраслей хозяйства и предприятий. Во Франции были национализированы 5 крупнейших банков, угольная промышленность, автомобильные заводы «Рено» (владелец которых сотрудничал с оккупационным режимом), несколько авиационных предприятий. Доля государственного сектора в выпуске промышленной продукции достигла 20-25%. В Великобритании, где у власти в 1945- 1951 гг. находились лейбористы, в собственность государства перешли электростанции, угольная и газовая промышленность, железные дороги, транспорт, отдельные авиакомпании, сталелитейные заводы. Как правило, это были важные, но далеко не самые процветающие и доходные предприятия, наоборот, они требовали значительных капиталовложений. К тому же бывшим хозяевам национализированных предприятий выплачивались значительные компенсации. Тем не менее национализация и государственное регулирование рассматривались социал-демократическими лидерами как высшее достижение на пути к «социальной экономике».

Конституции, принятые в западноевропейских странах во второй половине 40-х гг. - в 1946 г. во Франции (конституция Четвертой республики), в 1947 г. в Италии (вступила в силу с 1 января 1948 г.), в 1949 г. в Западной Германии, стали наиболее демократическими конституциями за всю историю этих стран. Так, во французской конституции 1946 г. в дополнение к демократическим правам провозглашались права на труд, отдых, социальное обеспечение, образование, права трудящихся на участие в управлении предприятиями, профсоюзную и политическую деятельность, право на забастовку «в рамках за­конов» и др.

В соответствии с положениями конституций во многих странах создавались системы социального страхования, включавшие пенсионное обеспечение, пособия по болезни и безработице, помощь многодетным семьям. Устанавливалась 40-42-часовая неделя, вводились оплачиваемые отпуска. Это делалось в значительной степени под давлением трудящихся. Так, например, в Англии в 1945 г. 50 тыс. докеров провели забастовку, чтобы добиться сокращения рабочей недели до 40 часов и введения двухнедельных оплачиваемых отпусков.

Особый период в истории западноевропейских стран составили 50-е годы. Это было время быстрого экономического развития (прирост продукции промышленного производства достиг 5-6% в год). Послевоенная промыш­ленность создавалась с применением новых машин и технологий. Началась научно-техническая революция, одним из основных проявлений которой стала автоматизация производства. Повышалась квалификация рабочих, управ­лявших автоматическими линиями и системами, возрастала и их зарплата.

В Великобритании уровень заработной платы в 50-е гг. повышался в среднем на 5% в год при росте цен на 3% в год. В ФРГ на протяжении 50-х гг. реальная заработная плата выросла в 2 раза. Правда, в некоторых странах, например в Италии, Австрии, показатели были не столь значительными. К тому же правительства периоди­чески «замораживали» зарплату (запрещали ее повыше­ние). Это вызывало протесты и забастовки рабочих.

Особенно заметным был экономический подъем в Федеративной Республике Германии и Италии. В послевоен­ные годы хозяйство здесь налаживалось труднее и медленнее, чем в других странах. На этом фоне ситуация 50-х гг. расценивалась как «экономическое чудо». Оно стало возможным благодаря перестройке промышленности на новой технологической основе, созданию новых отраслей (нефтехимии, электроники, производства синтетических волокон и др.), индустриализации аграрных районов. Существенным подспорьем служила американская помощь по плану Маршалла. Благоприятное условие для подъема производства заключалось в том, что в послевоенные годы возник большой спрос на различные промышленные товары. С другой стороны, существовал значительный резерв дешевой рабочей силы (за счет переселенцев, выходцев из села).

Экономический подъем сопровождался социальной стабильностью. В условиях сократившейся безработицы, относительной устойчивости цен, роста заработной платы выступления трудящихся свелись к минимуму. Их рост начался с конца 50-х гг., когда проявились некоторые отрицательные последствия автоматизации - сокращение рабочих мест и др.

Период стабильного развития совпал с приходом к власти консерваторов. Так, в ФРГ имя К. Аденауэра, занимавшего пост канцлера в 1949-1963 гг., связывали с возрождением германского государства, а Л. Эрхарда назвали «отцом экономического чуда». Христианские демократы отчасти сохранили фасад «социальной политики», говорили об обществе всеобщего благосостояния, социальных гарантиях для людей труда. Но вмешательство государства в экономику было свернуто. В ФРГ утвердилась теория «социального рыночного хозяйства», ориентированного на поддержку частной собственности и свободной конкуренции. В Англии консервативные правительства У. Черчилля, а затем А. Идена провели реприватизацию некоторых национализированных ранее отраслей и предприятий (автомобильного транспорта, сталелитейных заводов и др.). Во многих странах с приходом к власти консерваторов началось наступление на провозглашен­ные после войны политические права и свободы, принимались законы, в соответствии с которыми граждане преследовались по политическим мотивам, в ФРГ была запрещена компартия.

Перемены 60-х гг.

После десятилетия стабильности в жизни западноевропейских государств настала полоса потрясений и перемен, связанных как с проблемами внутреннего развития, так и с крушением колониальных империй.

Так, во Франции к концу 50-х гг. сложилась кризис­ная ситуация, вызванная частой сменой правительств социалистов и радикалов, распадом колониальной империи (потеря Индокитая, Туниса и Марокко, война в Алжире), ухудшением положения трудящихся. В такой обстановке все большую поддержку получала идея «сильной власти», активным сторонником которой выступал генерал Ш. де Голль. В мае 1958 г. командование французских войск в Алжире отказалось подчиняться правительству, пока в него не вернется Ш. де Голль. Генерал заявил, что «готов взять на себя власть Республики» при условии от­мены конституции 1946 г. и предоставления ему чрезвы­чайных полномочий. Осенью 1958 г. была принята кон­ституция Пятой республики, предоставлявшая главе государства самые широкие права, а в декабре де Голля из­брали президентом Франции. Установив «режим личной власти», он стремился противостоять попыткам ослабления государства изнутри и извне. Но в вопросе о колониях, будучи политиком реалистичным, вскоре решил, что лучше провести деколонизацию «сверху», сохранив при этом влияние в бывших владениях, чем дожидаться позорного изгнания, например, из сражавшегося за независимость Алжира. Готовность де Голля признать право алжирцев решать свою судьбу вызвала в 1960 г. антиправительственный мятеж военных. Все в 1962 г. Алжир получил независимость.

В 60-е гг. в европейских странах участились выступления разных слоев населения под разными лозунгами. Во Франции в 1961-1962 гг. организовывались демонстрации и забастовки с требованиями покончить с мятежом ультраколониалистских сил, выступавших против предоставления Алжиру независимости. В Италии прошли массовые выступления против активизации неофашистов. Рабочие выдвигали как экономические, так и политические требования. В борьбу за повышение заработной платы включались «белые воротнички» - высококва­лифицированные работники, служащие.

Высшей точкой социальных выступлений в этот период стали события мая - июня 1968 г. во Франции. Начавшись как выступление парижских студентов, требовавших демократизации системы высшего образования, они вскоре переросли в массовые демонстрации и всеобщую забастовку (число бастующих по стране превысило 10 млн человек). Рабочие ряда автомобильных заводов «Рено» заняли свои предприятия. Правительство вынуждено было пойти на уступки. Участники забастовки добились повышения заработной платы на 10-19%, увеличения отпусков, расширения прав профсоюзов. Эти события оказались серьезным испытанием для властей. В апреле 1969 г. президент де Голль выдвинул на референдум законопроект о реорганизации местного самоуправления, но боль­шинство голосовавших отклонило законопроект. После этого Ш. де Голль подал в отставку. В июне 1969 г. но­вым президентом страны был избран представитель голлистской партии Ж. Помпиду.

1968 год ознаменовался обострением обстановки в Северной Ирландии, где активизировалось движение за гражданские права. Стычки представителей католического населения с полицией переросли в вооруженный конфликт, в который включились как протестантские, так и католические экстремистские группировки. Правительство ввело в Ольстер войска. Кризис, то обостряясь, то ослабевая, затянулся на три десятилетия.

Волна социальных выступлений привела к политическим переменам в большинстве западноевропейских стран. Во многих из них в 60-е гг. к власти пришли социал-демократические и социалистические партии. В ФРГ в конце 1966 г. представители Социал-демократической партии Германии (СДПГ) вошли в коалиционное правительство с ХДС/ХСС, а с 1969 г. уже сами формировали правительство в блоке со Свободной демократической партией (СвДП). В Австрии в 1970-1971 гг. впервые в истории страны к власти пришла Социалистическая партия. В Италии основу послевоенных правительств составляла Христианско-демократическая партия (ХДП), вступавшая в коалицию то с левыми, то с правыми партиями. В 60-е гг. ее партнерами стали левые - социал-демократы и социалисты. Лидер социал-демократов Д. Сарагат был избран президентом страны.

При различии ситуаций в разных странах политика со­циал-демократов имела некоторые общие черты. Своей главной, «никогда не кончающейся задачей» они считали создание «социального общества», главными ценностями которого провозглашались свобода, справедливость, солидарность. Они рассматривали себя как представителей интересов не только рабочих, но и других слоев населения (с 70-80-х гг. эти партии стали опираться на так называемые «новые средние слои» - научно-техническую интеллигенцию, служащих). В экономической сфере социал-демократы выступали за сочетание разных форм собственности - частной, государственной и др. Ключевым положением их программ являлся тезис о государ­ственном регулировании экономики. Отношение к рынку выражалось девизом: «Конкуренция - насколько возможно, планирование - насколько необходимо». Особое значение придавалось «демократическому участию» трудящихся в решении вопросов организации производства, цен, зарплаты.

В Швеции, где социал-демократы находились у власти в течение нескольких десятилетий, была сформулирована концепция «функционального социализма». Предполагалось, что частного собственника не нужно лишать его собственности, но следует постепенно вовлекать в выполнение общественных функций путем перераспределения прибыли. Государству в Швеции принадлежало около 6% производственных мощностей, зато доля общественного потребления в валовом национальном продукте (ВНП) в начале 70-х гг. составляла около 30%.

Социал-демократические и социалистические правительства выделяли значительные средства на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Чтобы сократить уровень безработицы, принимались специальные программы подготовки и переподготовки рабочей силы. Продвижение в решении социальных проблем явилось од­ним из наиболее значительных достижений социал-демократических правительств. Однако вскоре проявились и отрицательные последствия их политики - чрезмерная «зарегулированность», бюрократизация общественного и хозяйственного управления, перенапряжение государственного бюджета. У части населения начала утверждаться психология социального иждивенчества, когда люди, не работая, рассчитывали получить в виде социальной помощи столько же, сколько те, кто напряженно трудился. Эти «издержки» вызывали критику со стороны консервативных сил.

Важной стороной деятельности социал-демократических правительств западноевропейских государств стало изменение внешней политики. Особенно значительные шаги в этом направлении были сделаны в Федеративной Республике Германии. Пришедшее к власти в 1969 г. правительство во главе с канцлером В. Брандтом (СДПГ) и вице-канцлером и министром иностранных дел В. Шеелем (СвДП) совершило принципиальный поворот в «восточной политике», заключив в 1970-1973 гг. двусторонние договоры с СССР, Польшей, Чехословакией, подтверждавшие нерушимость границ между ФРГ и Польшей, ФРГ и ГДР. Названные договоры, а также четырехсторонние соглашения по Западному Берлину, подписанные представителями СССР, США, Великобритании и Франции в сентябре 1971 г., создали реальную почву для расширения международных контактов и взаимопонимания в Европе. 4. Падение авторитарных режимов в Португалии, Греции, Испании. В середине 70-х гг. значительные политические перемены произошли в государствах Юго-Западной и Южной Европы.

В Португалии в результате Апрельской революции 1974 г. был свергнут авторитарный режим. Политический переворот, осуществленный Движением вооруженных сил в столице, привел к смене власти на местах. Первые послереволюционные правительства (1974-1975), состоявшие из руководителей Движения вооруженных сил и коммунистов, сосредоточились на задачах дефашизации и утверждения демократических порядков, деколонизации африканских владений Португалии, проведения аграрной реформы, принятия новой конституции страны, улучшения условий жизни трудящихся. Была проведена нацио­нализация крупнейших предприятий и банков, введен рабочий контроль. В дальнейшем к власти пришел правый блок Демократический альянс (1979-1983), попытавшийся свернуть начатые ранее преобразования, а затем коалиционное правительство социалистической и социал-демократической партий во главе с лидером социалистов М. Соарешем (1983-1985).

В Греции в 1974 г. режим «черных полковников» был сменен гражданским правительством, состоявшим из представителей консервативной буржуазии. Оно не проводило серьезных преобразований. В 1981 -1989 гг. и с 1993 г. у власти находилась партия Всегреческое социалистическое движение (ПАСОК), проводился курс демократизации политического строя и социальных реформ.

В Испании после смерти в 1975 г. Ф. Франко главой государства стал король Хуан Карлос I. При его одобрении начался переход от авторитарного режима к демократическому. Правительство во главе с А. Суаресом восстановило демократические свободы, отменило запрет на деятельность политических партий. В декабре 1978 г. была принята конституция, провозглашавшая Испанию социально-правовым государством. С 1982 г. у власти нахо­дилась Испанская социалистическая рабочая партия, ее лидер Ф. Гонсалес возглавлял правительство страны. Особое внимание уделялось мерам по подъему производства, созданию рабочих мест. В первой половине 1980-х гг. правительством был проведен ряд важных социальных мероприятий (сокращение рабочей недели, увеличение отпусков, принятие законов, расширяющих права трудящихся на предприятиях, и др.). Партия стремилась к социальной стабильности, достижению согласия между разными слоями испанского общества. Результатом политики социалистов, находившихся у власти непрерывно до 1996 г., стало завершение мирного перехода от диктатуры к демократическому обществу.

Неоконсерваторы и либералы в последние десятилетия XX - начале XXI в.

Кризис 1974-1975 гг. серьезно осложнил экономическую и социальную ситуацию в большинстве западноевропейских стран. Необходимы были перемены, структурная перестройка экономики. Ресурсов для нее при существовавшей хозяйственной и социальной политике не находилось, государственное регулирование экономики не срабатывало. Ответ на вызов времени попытались дать консерваторы. Их ориентация на свободную рыночную экономику, частное предпринимательство и инициативу хорошо увязывалась с объективной потребностью в широких инвестициях в производство.

В конце 70-х - начале 80-х гг. консерваторы пришли к власти во многих странах Запада. В 1979 г. на парламентских выборах в Великобритании победила Консервативная партия, правительство возглавила М. Тэтчер (партия оставалась правящей до 1997 г.)- В 1980 г. президентом США был избран республиканец Р. Рейган, победивший и на выборах 1984 г. В 1982 г. в ФРГ к власти пришла коалиция ХДС/ХСС и СвДП, пост канцлера занял Г. Коль. Было прервано многолетнее правление социал-демократов в странах Северной Европы. Они потерпели поражения на выборах в 1976 г. в Швеции и Дании, в 1981 г. в Норвегии.

Пришедших в этот период к власти деятелей не зря назвали новыми консерваторами. Они показали, что умеют смотреть вперед, способны на перемены. Их отличали политическая гибкость и напористость, обращение к широким слоям населения. Так, британские консерваторы, возглавляемые М. Тэтчер, выступили в защиту «истинных ценностей британского общества», к которым отнесли трудолюбие и бережливость; пренебрежение к лентяям; самостоятельность, опору на собственные силы и стремление к индивидуальному успеху; уважение законов, религии, устоев семьи и общества; содействие сохранению и приумножению национального величия Британии. Использовались и лозунги создания «демократии собственников ».

Основными слагаемыми политики неоконсерваторов являлись приватизация государственного сектора и свертывание государственного регулирования экономики; курс на свободное рыночное хозяйство; сокращение социальных расходов; снижение подоходных налогов (что способствовало активизации предпринимательской деятельности). В социальной политике отвергались уравнительность, принцип перераспределения прибылей. Первые шаги неоконсерваторов в сфере внешней политики привели к новому витку гонки вооружений, обострению международной обстановки (ярким проявлением этого стала война между Великобританией и Аргентиной из-за Фолклендских островов в 1983 г.).

Поощрение частного предпринимательства, курс на модернизацию производства способствовали динамичному развитию экономики, ее перестройке в соответствии с потребностями развернувшейся информационной революции. Таким образом, консерваторы доказали, что способны к преобразованию общества. В ФРГ к достижениям этого периода добавилось важнейшее историческое событие - объединение Германии в 1990 г., причастность к которому поставила Г. Коля в число наиболее значимых фигур германской истории. Вместе с тем в годы правления консерваторов не прекращались выступления разных групп населения за социальные и гражданские права (в их числе забастовка английских горняков в 1984-1985 гг., выступления в ФРГ против размещения американских ракет и др.).

В конце 90-х гг. во многих европейских странах консерваторов у власти сменили либералы. В 1997 г. в Великобритании пришло к власти лейбористское правительство во главе с Э. Блэром, а во Франции по результатам парламентских выборов было сформировано правительство из представителей левых партий. В 1998 г. канцлером Германии стал лидер Социал-демократической партии Г. Шредер. В 2005 г. его сменила на посту канцлера представитель блока ХДС/ХСС А. Меркель, возглавившая правительство «большой коалиции», состоящее из представителей христианских демократов и социал-демократов. Еще раньше во Франции на смену левому правительству пришло правительство из представителей правых партий. Вместе с тем в середине 10-х гг. XXI в. в Испании и Италии правые правительства в результате парламентских выборов вынуждены были уступить власть правительствам во главе с социалистами.

Вторую половину XX века можно отнести к новому, современному этапу развития мира. В целом он представляет собой эволюцию поисков новой парадигмы экономического развития в мире: в странах капиталистической системы хозяйства, в странах "третьего мира" и, наконец, в странах социалистической системы.

Новый этап интернационализации производства порожден развертыванием научно-технического развития (НТР). Ее развитие и последствия имеют по ряду признаков всемирный характер и определяются совместными международными усилиями. Современное обновление науки, техники и технологий столь масштабно и всесторонне, что осуществить его силами одной, даже крупной страны уже невозможно. Более того, НТР позволяет в короткий срок настолько увеличить выпуск новой продукции, что рамки отдельной страны оказываются слишком узкими для ее полной реализации и использования. Становится необходимым и экономически оправданным развертывать производство в расчете не на одну, а на ряд стран.

Переворот в средствах информации, связи и транспорта сделал возможным быстрое распространение НТР во всех регионах земного шара, резко повысил подвижность капитала и рабочей силы, необходимых для освоения этих достижений. В результате созданные в одной стране техника и технология, преодолевая искусственные барьеры, быстро распространяются по всему миру. Для всех стран, независимо от их социально-политического устройства, определяющую роль начинают играть общие тенденции технологического и организационно-экономического прогресса. Сложились единые критерии технико-экономической эффективности, требующие, чтобы хозяйственная деятельность в каждой стране отвечала общим для мирового хозяйства требованиям и стандартам. Последние закрепляются в документах международных организаций.

Вместе с тем это, хотя и очень важная, объективно обусловленная уровнем производительных сил, но лишь одна сторона современного этапа развития мирового хозяйства. В теоретическом плане огромный интерес представляет эволюция поисков новой парадигмы экономического развития мирового хозяйства, предопределенной требованиями нового уровня и характера производительных сил. В указанной эволюции можно выделить два периода. Первый связан с изменением экономической идеологии в капиталистической системе мирового хозяйства и формированием в странах данной системы экономики смешанного типа, что обеспечило высокие темпы роста в 50-60-х годах. Второй период – успешное развитие мировой социалистической системы хозяйства, в основе которой лежали принципиально иные экономические отношения – сотрудничества и взаимопомощи, но не конкуренции. Противостояние двух мировых систем хозяйства затрудняло выбор экономической стратегии для стран, освободившихся от колониальной зависимости. Характерное для их правительств балансирование между идеями социализма и капитализма в ряде случаев выразилось в так называемом «некапиталистическом» (но и не социалистическом! – примечание авторов) пути развития.

Первоочередной целью послевоенной экономической политики западных стран стало обеспечение и поддержка процесса экономического роста, что подразумевало смену идеологических ориентиров. Такой поворот объяснялся тем, что были сделаны выводы из просчетов, допущенных в предшествующие десятилетия. По окончании первой мировой войны Европа стремилась воспроизвести либеральный капитализм 21 века. Однако несовместимость этих идей с новой экономической ситуацией проявилась довольно быстро.

Массовая безработица и всеобщий хаос во время кризиса 30-х годов показали всему миру, насколько рыночный капитализм не соответствует идеалам цивилизованного общества.

Разрушение финансовой и денежной систем распространилось на все страны, мировая торговля развалилась. Предприятия прекратили инвестирование и пытались сохранить свои рынки сбыта за счет создания всевозможных картелей и принятия протекционистских мер. Технологический прогресс способствовал созданию монополий и манипулированию рынком. Сформировались мощные экономические группировки, разрушить которые не могло никакое антитрестовское законодательство. В международном аспекте страны пользовались плодами капитализма для укрепления военной мощи государства. Подобное развитие делало неизбежным возникновение военных конфликтов.

Стала очевидной необходимость активного вмешательства государства в экономическую жизнь в целях реорганизации системы свободного рынка. Вмешиваясь в экономическую жизнь, государство могло руководствоваться уже применявшимися до и во время первой мировой войны рецептами. Примером подобного вмешательства была модель плановой экономики, разработанная военным министром Германии Вальтером Ратенау и использованная в период первой мировой войны. Хорошие результаты дали и пятилетние планы, которые с 1928 г. осуществлял Советский Союз. Он не был затронут Великой депрессией и, более того, за короткие сроки сумел провести индустриализацию, что позволило отстоять независимость и победить во второй мировой войне. Был создан достаточно высокий уровень новых предприятий, соответствующий мировым стандартам, ликвидирована безработица, обеспечен рост благосостояния трудящихся (правда, в основном городского населения).

Плодотворным примером государственного вмешательства в экономику был и «новый курс» 32-го президента США Франклина Делано Рузвельта (1882-1945) .