Косвенный налог нк рф. Что такое прямые и косвенные налоги

Налог представляет собой финансовое обязательство юридического или физического лица перед государством, подлежащее исполнению в установленные сроки. Фискальная система подразделяется на два вида налогообложения – прямое и косвенное. В статье будут рассмотрены виды этих сборов, отличительные особенности, а также модели налогообложения, показывающие соотношение двух типов.

Прямые налоги: виды и особенности

К прямым налогам относятся сборы, которыми государство облагает доходы граждан (зарплату, прибыль, проценты) или их имущество (землю, недвижимость, транспортные средства). Этот предлагаемый вид сборов уплачивается гражданином самостоятельно в государственную казну.

Система прямых налогов РФ включает следующие виды:

с юридических лиц:

  • на прибыль;
  • на имущество;
  • на землю;
  • на бизнес (например, в сфере игровых автоматов);
  • на водные источники;
  • на добычу полезных ископаемых.

с физических лиц:

  • подоходный;
  • поимущественный;
  • с имущества;
  • транспортный;
  • на имущество, полученное гражданином в порядке наследования или дарения.

Величина прямых налогов полностью определена уровнем и размером дохода гражданина. Так, например, с ростом заработной платы размер отчислений увеличивается.

Основными объектами налогообложения при начислении данного вида сборов выступают:

  • совокупный или доход, подлежащий налогообложению;
  • общая или стоимость, подлежащая налогообложению.

Косвенные налоги: виды и особенности

Формальными плательщиками таких сборов являются индивидуальные предприниматели, а фактическими – третьи лица (потребители произведенных товаров, оказанных услуг или выполненных работ).

Размер сбора уже включен в стоимость произведенной продукции, оказанной услуги или выполненной работы. Отчисление налога продавцом происходит после получения им транзакции, когда покупатель оплатит продукцию.

Отличительными чертами косвенных сборов выступают:

  • оперативность. Сборы должны поступить к государству за короткий период времени (например, временные рамки для НДС – от 1 до 3 месяцев);
  • высокая собираемость. Данный тип платежей является неотъемлемой частью налоговых сборов, поэтому выявить образовавшиеся нарушения или отклонения не представляет особой сложности. Причина этому – постоянный мониторинг торговых отношений со стороны государственных органов власти и налоговых служб субъектов.


К косвенным налогам относятся:

НДС (налог на добавленную стоимость). Добавленная стоимость – сумма, играющая главную роль в формировании прибыли продавца. Именно она подлежит обложению налогами со стороны государства и имеет большое значение для экономики любой развитой страны. Так, например, в РФ на долю НДС приходится около 40% от всех налоговых сборов, что существенно превышает суммы, поступающие от прямых сборов. Дополнительное преимущество заключается в том, что уплата НДС происходит при каждой сделке. При этом количество посредников, через которых прошел товар прежде, чем перейти к конечному потребителю, не имеет значения.

На ставку НДС влияет вид товара. Большая часть продукции облагается налогом по ставке 18%, отдельные категории (печатные издания, лекарственные средства и товары, предназначенные для детей) – 10%. Есть и исключительные случаи, когда НДС не оплачивается:

  • при экспорте товаров;
  • фирма оказывает услуги по перевозке пассажиров;
  • организация самостоятельно реализует произведенную продукцию;
  • предприятие занимается оказанием услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

При этом перечень случаев, освобождающих налогоплательщика от данного вида сборов, строго контролируется и устанавливается государством. Региональные органы власти этот порядок изменить не могут.

Акциз . Также включен в конечную стоимость, однако применим только к производственной сфере.

Таможенная пошлина , взимание которой осуществляется на границе страны. Ее основанием является перемещение товара за пределами государства.


Отличие прямых и косвенных налогов

Оба вида являются налоговыми обязательствами. Различия представлены в таблице.

Критерий Налог
Прямой Косвенный
Кто выступает налогоплательщиком? ФЛ, ЮЛ Потребитель, приобретающий продукцию, произведенную ФЛ или ЮЛ.
Как происходят взаимоотношения с государством? Выплата производятся непосредственно государству. Начисление налогов происходит через посредников, которыми являются владельцы организаций или производители.
Что является объектом налогообложения? Все имущество налогоплательщика (недвижимость, транспорт), его доходы, категории полезных ископаемых. Предназначенные к реализации произведенные товары, оказанные услуги, выполненные работы.
Что влияет на величину налога? Величина дохода, получаемого от разного рода деятельности, сложившееся материальное положение и пр. Цена за произведенные товары или оказанные услуги, тарифные ставки, категории и пр.
Как зависят от финансовой деятельности? Прямая зависимость Отсутствие зависимости
Как осуществляется расчет? Сложный, предполагает разделение на несколько категорий. Простой, осуществляется с помощью специальных формул.
Как происходит участие в формировании цены? Цена зависит от конкретного производства. Влияют на снижение или увеличение стоимости товаров, услуг, работ.
Какова степень открытости? Открытые платежи Закрытые платежи, потребители не имеют представления о величине налогов, уплачиваемых в государственную казну.

Основу налоговой системы государства составляет показатель соотношения двух типов сборов. С точки зрения оптимального соотношения, необходимо, чтобы их доли были равноценными. Тогда все участники не будут ущемлены, независимо от происходящих изменений. Помимо того, что размер налогов должен соответствовать уровню дохода каждого участника, необходимо принимать во внимание и развитость страны с экономической точки зрения, а также учитывать все потребности, являющиеся актуальными в конкретном временном периоде.


Современная система налогообложения в РФ предполагает смешение прямых и косвенных налогов. Таким образом, путем их уравнивания происходит стабилизация и достигается равновесие разных рыночных сегментов.

Следует отметить, что налоговые сборы, которые подлежали уплате физическими лицами за 2016-2017 гг. меньше, чем для предприятий. Косвенные налоги почти в два раза превышают прямые. Такой отличительный признак характерен только для экономически развитых стран.

Соотношение прямых и косвенных налогов

Определение степени влияния разных видов налогообложения в РФ необходимо не только для того, чтобы понять, в каком из направлений развивается экономика, но для определения возможности использования наработанного годами опыта разных экономически развитых мировых стран. Вполне понятно, что применение соответствующей системы должно учитывать национальные особенности государства, менталитет его граждан, способы потребления товаров, работ и услуг. Кроме этого, во внимание должна быть принята и действующая структура налоговой системы, составляющей национальную основу фискальной политики.

Чтобы фискальная система оказалась максимально гибкой, учитывающей интересы всех задействованных сторон, необходимо добиться равнозначного вклада каждого вида сборов.

В мировой практике на текущий момент выделяют четыре основных системы, показывающие соотношение прямых налогов и косвенных:

  • англосаксонская. Основная доля приходится на прямые сборы, при этом косвенные составляют небольшую часть. Так, например, в Америке 44 % от всех поступлений составляет подоходный налог;
  • евроконтинентальная. Для нее характерен высокий уровень отчислений на поддержку социального развития и страхования. Основная часть платежей отводится косвенным налогам;
  • латиноамериканская основана на косвенных платежах в бюджет. При этом рост цен и инфляционных процессов приводит к увеличению размеров налоговых отчислений. Поэтому данную систему активно используют при нестабильности экономической ситуации в стране и для защиты государства от финансового кризиса;
  • смешанная используется развитыми странами для расширения диверсификации системы доходов, сглаживая таким образом влияние конкретных видов сборов. Основная задача такой модели связана с тем, чтобы увеличить прямые сборы, но при этом преобладающая доля должна приходиться на поступления от предпринимательской деятельности, а не подоходного налога.


Что касается РФ, то ее фискальная система больше соответствует латиноамериканской модели с незначительными элементами евроконтинентальной. При этом на долю сборов от предпринимательской деятельности приходится около 70%. Вполне закономерно, что это обременительно для частных предпринимателей. Однако произвести смещение и переложить часть налоговой нагрузки на физических лиц невозможно. Это связано с низкой покупательной способностью населения. Главной причиной сложившейся обстановки выступает низкая степень эффективности общественного производства.

Заключение

Выбирая модель соотношения двух типов налогообложения, нельзя руководствоваться только опытом зарубежных государств. Обязательно во внимание должна быть принята экономическая и политическая ситуация в стране, а также особенности законодательства РФ в фискальной сфере.

В зависимости метода взимания налогов их делят на прямые и косвенные. Такое разделение некоторые считают условным, поскольку, в конечном итоге, и косвенные налоги оплачиваются конечными потребителями продукции.

Характеристика налогов

Прямыми налогами облагается либо доход налогоплательщика, либо принадлежащее ему имущество. К ним относятся налоги на доходы физлиц, на прибыль предприятий, на имущество граждан и организаций. Плательщиками прямых налогов являются конкретные граждане или организации, налоговая база по определяется сравнительно легко, поэтому администрировать и собирать их несложно.

Косвенными называются налоги, сумма которых закладывается непосредственно в себестоимость продукции. Иногда их еще называют налогами на потребление. К косвенным относится налог на добавленную стоимость, таможенные сборы, акцизы, государственные пошлины и сборы, которые взимаются с налогоплательщика за осуществление ряда юридически значимых действий.

Особенности косвенных налогов

Косвенные налоги условно делят на:
- индивидуальные – платятся с определенных групп товаров;
- универсальные – ими облагаются практически все товары.

К индивидуальным косвенным налогам относятся акцизы, которыми облагается, например, спиртное, табачные изделия, бензин и другое топливо, их оплачивают потребители этой продукции. Другим косвенным таможенная пошлина, которую, в конечном итоге, оплачивают все потребители импортных товаров.

Для отдельных видов товаров и услуг предусмотрены льготы по налогообложению. Например, для детских товаров и продуктов питания ставка НДС составляет 10%, а для остальных товаров – 18%. Некоторые товары, например, медицинские, не облагаются НДС.

Привлекательность косвенных налогов для государства обусловлена тем, что их собираемость напрямую не зависит от финансовых результатов деятельности предприятия. Даже если фирма убыточна, эти налоги должны быть начислены и уплачены. Фискальный эффект косвенных налогов сохраняется в условиях падения производства и снижения объемов продаж товаров.

В то же время, администрирование косвенных налогов неоправданно усложнено. И бухгалтеры предприятий, и специалисты налоговых органов сходятся в том, что методика начисления НДС изобилует неоднозначно трактуемыми положениями, а порядок возмещения этого налога запутан. Поэтому большинство налоговых проверок выявляют массу нарушений, касающихся начисления НДС, и сопровождаются доначислением сумм налога, а также наложением пеней и штрафов на налогоплательщиков.

В соответствии с общей классификацией налоги разделяют на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с полученного дохода (прибыли) или имущества. Поэтому их еще называют подоходно-поимущественные. В бюджет их уплачивают сами получатели дохода или собственники имущества. То есть налогоплательщики уплачивают прямые налоги за счет собственных средств (что для косвенных налогов не характерно).

Косвенные налоги - это налоги, включаемые в цену реализуемых товаров, работ, услуг (далее - товаров). Продавец закладывает в цену определенный тариф (процент). Покупатель, приобретая товар, уплачивает продавцу полную стоимость с учетом налога, после чего продавец перечисляет налог в бюджет. То есть фактически косвенные налоги взимаются с покупателя (он их оплачивает), а продавец оказывается посредником в части их уплаты в бюджет. Поэтому можно сказать, что косвенные налоги являются налогами на потребление.

Отметим, что косвенные налоги обязательны для уплаты производителем товаров и/или продавцом так же, как и прямые.

Косвенные налоги в РФ: перечень

В соответствии с Налоговым кодексом к косвенным налогам относятся акцизы и налог на добавленную стоимость (НДС). И акцизы, и НДС являются федеральными налогами (п. 1,2 ст. 13 НК РФ). Поступления по НДС полностью зачисляются в федеральный бюджет, поступления по большей части акцизов - тоже (ст. 50 БК РФ).

Если же говорить об акцизах, то в числе подакцизных товаров перечислены (ст. 181 НК РФ):

  • этиловый спирт;
  • определенная спиртосодержащая продукция;
  • алкоголь;
  • табачная продукция;
  • легковые автомобили;
  • бензин;
  • дизельное топливо;
  • моторные масла и др.

Ставки устанавливаются отдельно на каждый вид подакцизного товара причем как на текущий год, так и на 2 последующих (

ВВЕДЕНИЕ

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Формирование эффективной налоговой системы для России -экономическая проблема общегосударственного зна­чения.

Налоговая система - важный элемент экономики государства - служит также мощным стимулирующим или, наоборот, угнетающим фактором деятельности любого экономического субъекта.

Налог это обязательный взнос, осуществляемый плательщиком в бюджет определенного уровня или во внебюджетные фонды. Порядок внесения и размер суммы взноса устанавливается законодательством. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с бюджетами всех уровней. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, а также формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. Налоги призваны формировать финансовые ресурсы государства, в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.), в этом заключается их основная роль.
Градация налогов на прямые и косвенные напрямую зависит от порядка и исчисления и определения объекта налогообложения, при том именно косвенные налоги формируют большую часть российского налогового бюджета, что само по себе предопределяет пристальное внимание к проблемам механизма их функционирования и направлениям его совершенствования.
Целью настоящей работы является исследование косвенных налогов в РФ и перспектив их развития в условиях рыночной экономики РФ.

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

Раскрыть сущность и значение косвенного налогообложения;

Рассмотреть ставки и порядок исчисления косвенных налогов;

Обоснование оптимизации косвенного налогообложения.

Теоретической и методической основой послужили постановления правительства РФ, Министерства по налогам и сборам, Министерства финансов, труды российских и зарубежных ученых по проблемам косвенного налогообложения.

1. КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ

1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ.

Косвенные налоги - это налоги, перекладываемые путем надбавки в цене на потребителя товара, который становится окончательным плательщиком. Они не связаны с доходом или имуществом непосредственного плательщика - потребителя продукции - или услуги, и уклониться от него невозможно, так как практически весь объем продукции (услуг) широкого потребления содержит в себе косвенные налоги. Закон возлагает юридическую обязанность внесения этого налога в казну на предприятие после реализации продукции (услуг). К косвенным налогам относятся, например, налог на добавленную стоимость и налог с продаж;акцизы; таможенные пошлины и платежи и т. д.

Виды косвенных налогов представлены на рис.1.

Рис.1. Основные виды косвенных налогов.

К преимуществам косвенных налогов можно отнести следующее :

- анонимность налога, т.е. его изъятие связано с движением товаров (работ, услуг), а не с доходами физических и юридических лиц;

- простота взимания налогов;

- время реализации товаров (работ, услуг) и уплаты налога практически совпадает;

- за потребителем не остается права выбора платить или не платить налог.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Косвенные налоги выполняют две функции:

- по оперативной мобилизации доходов граждан в государственную казну;

- фискальную функцию - по регулированию экономики страны.

Эта функция осуществляется методом стимулирования или сдерживания производства продукции по тем или иным направлениям и таким образом регулирует потребление. При этом централизация управления обеспечивает быстрое реагирование на экономические процессы.

Косвенные налоги дают стабильный приток средств в бюджет.

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы - удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

Фискальная политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования. Применение косвенных налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.

С помощью косвенных налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи косвенных налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

С помощью косвенных налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет них финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

2. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ.

2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА НДС.

Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг, и определяемый как разница между выручкой от реализации и стоимостью материальных затрат отнесенных на издержки производства.

В России НДС был введен в 1992г., взамен налога с оборота и налога с продаж в период экономического кризиса и по самой высокой ставке в размере 28%, что еще больше усилило инфляционные тенденции.

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

Организации;

Индивидуальные предприниматели;

Лица, ввозящие товары на таможенную территорию РФ.

Постановка на учет организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков осуществляется налоговыми органами самостоятельно в течение 15 дней с момента их государственной регистрации на основании данных и сведений, сообщаемых налоговым органам органами, осуществляющими государственную регистрацию организаций, органами, осуществляющими государственную регистрацию физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, либо органами, выдающими лицензии, свидетельства или иные аналогичные документы частным детективам и частным охранникам, а также на основании данных, предоставляемых налогоплательщиками.

Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации.

Организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от уплаты налога, если в течение предшествующих трех последовательных налоговых периодов налоговая база этих организаций и индивидуальных предпринимателей, исчисленная по операциям, признаваемым объектом налогообложения, без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила 2 млн. рублей. Лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, должны представить соответствующее письменное заявление и сведения, подтверждающие право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета. Указанные заявление и сведения представляются не позднее 20-го числа того налогового периода, начиная с которого эти лица претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.