Open Library - открытая библиотека учебной информации. Экономические последствия монополии

  1. При одних и тех же издержках чистый монополист сочтёт выгодным ограничить объём производства и назначить более высокую цену. чем сделал бы конкурентный продавец. Это ограничение объёма производства вызывает нерациональное использование ресурсов. о чём свидетельствует тот факт. что цена превышает предельные издержки на монополизированных рынках.
  2. Издержки производства монополистов и конкурентных фирм могут быть неодинаковые. С одной стороны. эффект масштаба может сделать более низкие издержки на единицу продукции доступными для монополистов. но недоступными для конкурентов. С другой стороны. Х- неэффективность - неспособность производить с наименее дорогой комбинацией вводимых ресурсов
  • более свойственна для монополистов. чем для конкурентных фирм. Монополисты могут осуществлять значительные затраты. чтобы сохранить монопольные привилегии (расходы. связанные с сохранением монополии).
  1. Предпринимательская монополия способствует неравенству в распределении дохода. Благодаря своей рыночной власти монополисты назначают более высокую цену. чем сделала бы чисто конкурентная фирма.
  2. Экономисты не сходятся во мнении относительно того. насколько чистая монополия способствует научно- техническому прогрессу. Одни полагают. Что чистая монополия способствует научно-техническому прогрессу. так как имеет экономические прибыли. которые можно направить на финансирование научно-исследовательских работ. Другие экономисты доказывают. что стимулы монополиста разрабатывать новую технику или продукцию будут слабыми: отсутствие конкурентов означает. что нет автоматического стимула к научно-техническому прогрессу на монополизированном рынке.
  3. В условиях совершенной конкуренции производство ведётся до той точки. где цена. по которой потребитель готов купить последнюю произведённую единицу продукции. в точности равна альтернативным издержкам её производства. Все возможные выгоды. получаемые от торговли. полностью реализуются в форме излишков потребителей и производителей.
В условиях монополии производство прекращается. не достигнув этой точки. Излишек потребителя меньше. а излишек производителя больше. чем при совершенной конкуренции. Некоторые потенциальные выгоды торговли остаются нереализованными. Именно из-за этих чистых потерь монополия и считается одной из форм фиаско рынка.

А) конкурентный рынок



P
P

Излишек
производителя

Б) чистая монополия
Сравнение монополии и конкуренции позволяет выявить 3 различия:

  1. в условиях монополии излишек потребителя меньше
  2. излишек потребителя в условиях монополии больше
  3. в условиях монополии суммарные излишки потребителя и производителя меньше.
Чистые потери - потери излишков потребителя или производителя, которые не скомпенсированы ничьей прибылью.
Вышеизложенное позволяет сделать некоторые выводы о функционировании рынка в условиях чистой монополии.
  1. Простая монополия может привести к фиаско рынка, если в ситуации равновесия цена превосходит предельные издержки.
  2. Закрытые монополии представляют собой наиболее серьёзную угрозу как потенциальные виновники фиаско рынка. Их защищают правовые барьеры. Издержки, связанные с поиском ренты, нередко увеличивают размеры чистых потерь.
  3. Открытая монополия наименее опасна с точки зрения фиаско рынка. Угроза появления новых конкурентов ограничивают возможности фирм получать прибыль. В результате проведения стратегии лимитирующего ценообразования цена весьма близка к издержкам.

Тема 11. Экономический вред монополий и антимонопольная деятельность государства

Объективно возникающая на основе конкуренции монополизация рынков может вести к снижению эффективности производства, неоптимальному распределению ограниченных ресурсов общества.
Именно в силу такого негативного воздействия монополий на экономику страны в целом ограничение деятельности монополий, демонополизация рынков является одной из функций государства.
Основные вопросы темы:

Вопрос 1. Экономические последствия монополизации рынка.
Вопрос 2. Государство против монополий
.

При оценке роли монополий в экономике страны имеются аргументы в пользу и против монополий. Аргументы "за" связаны с тем, что в качестве монополиста чаще всего выступает крупная фирма. Как таковая она имеет возможность:

  1. применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства и на этой основе производить продукцию с меньшими издержками и снижать цены;
  2. выделять больше средств для финансирования исследований и разработок новой продукции и технологии, что способствует ускорению научно-технического прогресса;
  3. противостоять конъюнктурным колебаниям рынка: в периоды кризисов крупные фирмы, а тем более их объединения более устойчивы, они меньше подвержены риску разорения (и увеличения безработицы), чем мелкие и средние предприятия.

Таким образом, существование монополистических объединений оказывает благотворное влияние на развитие экономики. В то же время монополии имеют возможность:

  1. увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;
  2. "эксплуатировать потребителей", завышая цены против их равновесного уровня;
  3. ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства.

Как писал известный экономист, лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек, "плоха не монополия сама по себе, а устранение или предотвращение конкуренции".
Совершенная конкуренция предполагает наиболее эффективное использование ресурсов общества, минимизацию общественных затрат на производство продукции. Рынок несовершенной конкуренции обеспечивает менее эффективное использование ресурсов, в связи с чем общество несет определенные потери.
Потери от несовершенной конкуренции можно проиллюстрировать графически (рис. 11.1) и свести в таблицу (табл. 11.2).


; Кривая предложения отражает динамику издержек производства.

В условиях несовершенной конкуренции потребитель теряет часть своего потребительского эффекта (РеЕМРт) - он вынужден покупать меньше (Qm) и по более высокой цене (Рт). Часть утерянного излишка потребителя присваивает монополия (РеЬМРт), другая же часть потребительского эффекта (МЬЕ) просто теряется (он не достается никому) и представляет собой чистый убыток общества.
Чистый убыток общества в результате монополизации рынка - это потери потребителя в результате сокращения объема производства ниже равновесного.
По подсчетам некоторых экономистов, убыток, возникающий в силу монополистического нерационального распределения ресурсов в США, достигает 2% валового национального продукта страны.
Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий является одной из важнейших функций государства.
Вопросы для самопроверки

  1. В чем состоят преимущества монополий?
  2. К каким негативным последствиям приводит монополизация рынков?
  3. Почему монополизация ведет к неэффективному распределению ресурсов?
  4. Чему равны потери общества от монополизации рынков?

Первый вопрос, который возникает при принятии мер, направленных на демонополизацию рынков, - это вопрос о самом факте монополизации. Законодательство некоторых стран исходит из того, что рынок монополизирован, если на долю одного продавца приходится 33% всего объема продаж на конкретном рынке, на долю трех - 50%, на долю пяти - 66,6% рыночного оборота. Считается, что рынок конкурентен, если на нем фигурирует не менее 10 продавцов.
Для определения степени монополизации рынка используется также индекс Харфиндела-Хиршмана (ИХХ):
ИХХ = ^ q2 = qi2 + q22 + Чз2 + ..., i=1
где qt - доля фирмы, выраженная в процентах; n - общее число фирм на рынке.
Например, если на рынке 10 фирм, на долю каждой из которых приходится 10% рыночного оборота, то ИХХ = 1000 (10x10); слияние двух фирм в одну и увеличение ее доли до 20% сразу увеличивает ИХХ до 1200 (102 x 8 + 202).
Для каждого отраслевого рынка определяются нормативные значения ИХХ. Рынок считается неконцентрированным, если значение ИХХ не превышает 1000, отклонения от этого значения являются сигналом о необходимости демонополизации рынка.
Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.
Экономические меры поддержки конкуренции и борьбы с монополией - это набор инструментов, при помощи которых ограничиваются возможности реализации монопольной власти продавцов.
Среди этих инструментов выделяют прямые и косвенные.
К прямым методам ограничения власти монополий относится установление "потолка цен" - верхнего и нижнего уровня цен на продукцию; предельного темпа роста цен; предельного уровня нормы прибыли.
К косвенным методам антимонопольной политики можно отнести все виды государственной деятельности, направленной на развитие конкуренции:

  1. поощрение создания товаров-заменителей;
  2. поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов);
  3. предоставление государственных заказов предприятиям среднего и малого бизнеса;
  4. открытие внешнеторговых границ (свободная международная торговля усиливает конкуренцию на внутреннем рынке);
  5. привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;
  6. финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
  7. государственное финансирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).

Административные меры, направленные на демонополизацию рынков и предотвращение "накопления" фирмами монопольной власти, опираются на соответствующее антимонопольное (антитрестовское) законодательство.
Обычно законодательные меры предполагают:

  1. запрещение тайных сговоров, направленных на поддержание монопольных цен, раздел рынков;
  2. запрещение поглощений, слияний фирм, которые ведут к установлению контроля над предложением;
  3. принудительную демонополизацию (дробление фирм-монополий).

Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее наиболее давнюю историю.
Первый антитрестовский закон (закон Шермана) был принят США в 1890 г. Он признавал незаконным и уголовно наказуемым монополизацию торговли, захват контроля над той или иной отраслью, сговор о ценах. С тех пор в США было принято множество законов, ограничивающих власть монополий, на основании которых ежегодно в судах рассматриваются десятки дел по обвинению тех или иных компаний в монополизации рынков.
Например, широкую известность получил процесс против компании АТ&Т (American Telegraph and Telephon), обвиненной в монополизации рынка телефонных услуг. В результате процесса компания была раздроблена на 10 самостоятельных фирм. Следствием создания конкуренции на рынке стало снижение в два раза (!) цен на соответствующие услуги.
Другим известным примером является процесс против компании IBM (1969 г.), которая обвинялась в захвате 75% рынка компьютеров и в установлении таких низких цен, что они препятствовали входу конкурентов на рынок. Этот процесс выиграла компания IBM, которая сумела доказать, что от низких цен выигрывают потребители.
Соответствующее законодательство существует и в других странах, однако следует отметить, что, например, западноевропейское антимонопольное законодательство более либерально, чем американское.
Антимонопольное регулирование в России. Демонополизация российской экономики является одним из важнейших условий перехода к рынку. Все мероприятия, осуществляемые в целях развития конкуренции (приватизация и создание равноправных субъектов рыночных отношений, свобода торговли, ценообразования, развитие рыночной инфраструктуры и т.п.), экономически способствуют демонополизации.
В конце 1991 г. в России впервые был принят "Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Для проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности было создано Антимонопольное министерство.
Согласно российскому законодательству, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 и более процентов. Однако доминирующим может быть признано, по решению Антимонопольного министерства, и положение предприятия, которое имеет до 35% объема продаж на соответствующем рынке. Закон дает характеристику антиконкурентному поведению, запрещает соглашения, в результате заключения которых доля хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара превышает 35%, разделение рынка по территориальному принципу, по объему продаж и закупок. В отношении предприятий, занимающих доминирующее положение, Законом предусматривается целый ряд санкций, в том числе принудительное разделение.
Антимонопольная политика, направленная против монополизации рынков, где эффективна и необходима конкуренция, сочетается с контролем и регулированием деятельности естественных монополий, которые в определенных условиях предпочтительнее конкуренции. В России регулирование деятельности естественных монополий осуществляется на основании принятого 19 июля 1995 г. Федерального закона "О естественных монополиях", определяющего правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направленного на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.
В этих целях органы регулирования естественных монополий могут осуществлять:

  1. ценовое регулирование посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня;
  2. определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, исходя из необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
  1. Как определяется степень монополизации рынка?
  2. В каких случаях рынок считается монополизированным?
  3. Какие меры экономического характера, осуществляемые государством, способствуют демонополизации?
  4. Какие меры административного характера может осуществлять государство в целях демонополизации рынков?
  5. Какие меры антимонопольного характера предуматривает российское законодательство?

Основные понятия и термины

Положительные стороны деятельности монополий, негативные стороны деятельности монополий, индекс Харфинделла-Хиршмана, доминирующее положение на рынке, общественный вред монополий, антимонопольное регулирование, косвенное регулирование деятельности монополий, прямое регулирование деятельности монополий, антимонопольное законодательство .

  1. Хотя монополии, представленные, как правило, крупными предприятиями обладают определенными преимуществами (более низкие средние издержки производства, возможность финансировать НИОКР, большая устойчивость в условиях неблагоприятной конъюнктуры и др.), негативные последствия монополизации превышают ее положительные стороны. Монополизация рынков ведет к сокращению потребительского излишка, возникающего в условиях конкурентного равновесия рынка. При этом выигрыш монополий меньше, чем те потери, которые несет покупатель. Таким образом, отсутствие конкуренции, монополизация рынков приводят к чистым потерям общества - потерям потребителей в результате сокращения объема производства ниже равновесного. Поэтому борьба с монополизацией, поддержка конкуренции - одна из важнейших функций государства.
  2. Степень монополизации рынков определяется с помощью коэффициента рыночной концентрации (индекс Харфинделла-Хиршмана). В отношении искусственных монополий государство проводит антимонопольную политику, используя разнообразные меры экономического и административного воздействия. Экономические методы антимонопольной деятельности государства подразделяются на прямые (установление "потолка" цен, предельного темпа роста цен, предельного уровня рентабельности) и косвенные (поощрение создания товаров-заменителей, поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса, привлечение иностранных инвестиций, финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров и др.). Административные меры опираются на соответствующее законодательство, предусматривающее запрещение тайных сговоров, слияний фирм, которые ведут к установлению контроля над предложением, принудительную демонополизацию (дробление фирм-монополий). Деятельность естественных монополий государство контролирует и регулирует.
.

Как отмечалось, рынок совершенной конкуренции является наиболее эффективной формой функционирования экономики, потому что в долгосрочном периоде рыночные цены равны средним общим и предельным издержкам, т.е. Р=АТС= МС.

Выясним, как обстоит дело с эффективностью в условиях чистой монополии.

Рассмотрим ситуацию, когда конкурентная отрасль превра­щается в монополию. На рис.11изображено равновесие на рынке совершенной конкуренции, на котором устанавливается цена Р с и продается Q c единиц продукции. Отраслевое предло­жение S является суммой предложений всех фирм.

Допустим, что конкурирующие фирмы превратились в фи­лиалы монополистического объединения. Кривая отраслевого предложения превратилась в кривую предельных издержек мо­нополиста МС м. Отраслевой спрос D становится спросом на продукцию монополиста. Предельный доход MR м будет лежать ниже кривой спроса. При условии равенства MR и МС монополист произведет Q M продукции и установит цену Р м, в результате чего извлечет максимальную прибыль, равную заштрихован­ной площади. Последствия поглощения монополией конкурент­ной отрасли заключаются в том, что цена возросла, а отрасле­вой объем продукции сократился, в результате чего произошло перераспределение дохода от потребителей к монополии.

Рис. 11 Экономические последствия монополии

Для противодействия подобным последствиям в стра­нах с рыночной экономикой широко используется анти­монопольное законодательство. В России в качестве тако­вого действует закон «О конкуренции и ограничении мо­нополистической деятельности на товарных рынках». Согласно этому закону, соот­ветствующая работа проводится антимонопольными учреждениями в центре и на местах.

Вопрос 5. Регулируемая монополия

Большинство чисто монополистических отраслей являются естественными монополиями и поэтому подлежат общественному регулированию. В частности, цены и тарифы на комму­нальные службы, железные дороги; телефонные компании, по­ставщики природного газа и электричества, контролируются федеральными и местными регулирующими комиссиями или управлениями.

На рис. 12 дана графическая модель естественной монополии. Нерегулируемый монополист, применяя правило MR = МС, выбрал бы объем производства Q M и цену Р м, максимизирующие прибыль (заштрихованная площадь). В этом случае цена Р м зна­чительно превышает средние общие издержки АТС, что ведет к высокой экономической прибыли и способствует неравенству доходов. Более того, цена превышает предельные издержки МС, что свидетельствует о недоиспользовании продукта в обществе.

Рис. 12 Регулируемая монополия

В целях достижения эффективности распределения ресурсов государство может установить «потолок» цены, который будет равен предельным издержкам МС, Такая цена Р, называется общественно оптимальной ценой, при ней монополия произвела бы Q r продукции.


Однако такая цена не будет покрывать средние общие издержки АТС и приведет рано или поздно регулируемую монополию к банкротству. Чтобы не допустить этого, государство может выплачивать либо субси­дии, компенсирующие убытки, либо установить цену, равную средним общим издержкам АТС и обеспечивающую нормальную прибыль. Такой ценой на рис. 12 является Р f Соответст­вующий выпуск при такой цене составит Q f . Однако при цене Р f вопрос эффективного распределения продукта будет решен не полностью, потому что Q f < Q r .

Тема 11 Монополистическая конкуренция

Чистая монополия возникает, когда одна фирма выступает на рынке единственным производителем продукта, не имеющего близких заменителей. Известно, что в условиях чистой конкуренции фирма не оказывает влияния на цену продукта, она просто приспосабливается к ней. Происходит это потому, что отдельно взятая фирма поставляет на рынок незначительное число продукции. В противовес этому чистая монополия диктует на рынке цену, ибо является основным поставщиком этого вида продукции.

Существование чистой монополии во многом предопределено наличием барьеров для вступления в отрасль. Подобные барьеры имеют отношение не только к чистой монополии но также и к «частичным монополиям»- довольно распространенному в экономике явлению.

На пути проникновения фирмы в отрасль прежде всего становятся относительно низкие издержки пр-ва. Уровень технической и технологической оснащенности современных пр-в настолько высок, что эффективное малозатратное пр-во может быть достигнуто только при весьма крупных его размерах. Такое положение характерно, например, для автомобильной, нефтехимической отраслей экономики. Каждая из них контролирует до 1/3 рынка своих товаров. естественно, что конкурентам чрезвычайно трудно войти в эти отрасли. В итоге получается, что контролируют пр-ва ряд базовых отраслей, традиционно и исторически заполняющие ее.

Негативные последствия монполии:

Завышение цены

Занижение объема выпуска

Неэффективное использование привлеченных ресурсов

Завышение прибыли

Чистых монополий в реальном мире очень мало, они чаще появляются на местных рынках, чем на национальном и мировом. Власть монополистов ограничивают различные акторы, например:

Спрос на продукцию монополистов не является абсолютно неэластичным, а это сужает возможности завышения монопольной цены.

Монополистические барьеры не явлются непреодолимыми, следовательно, сохраняется угрза потенциальной конкуренции

Пострадавшие от монопольной практики группы населения способствуют созданию механизма защиты общества от власти монополий.

14.Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия.

Ценовая дискриминация имеет место, когда фирма продаёт свой товар разным потребителям по разным ценам. Эти различия не связаны с качеством. Целью дифференциации цен является присвоение излишка потребителя и превращение его в дополнительную прибыль фирмы. Устанавливать дифференцированные цены есть смысл на товары, кот покупатель не может перепродать.

Формы ценовой дискриминации (ЦД):

1) совершенная ЦД

2) ЦД по объему покупки

3) ЦД на сегментированных рынках

I имеет место, когда монополист каждому покупателю устанавливает разную цену(Врач редкой специализации в частной клинике). В этом случае монополист полностью присваивает излишек потребителя.

II Сегментированный рынок - рынок, на кот можно выделить 2 и более групп покупателей, кот различаются по каким-либо признакам. Речь идёт о покупателях, кот различаются по чувствительности на изменение цены. В этом случае монополист устанавливает разную цену на разных сегментах, в соответствии с эластичностью спроса по цене на товар покупателей соответствующего сегмента.

III предполагает установление разных цен для разных категорий покупателей: студентов, пенсионеров, детей дошкольного возраста.

Все виды ценовой дискриминации позволяют монополисту завышать цены и тем самым перераспределять излишек потребителя в свою пользу.

В условиях совершенной конкуренции выпуск продукции и ее цена определяются точкой пересечения кривых рыночного спроса и предложения (рис. 11.6а)

При ϶ᴛᴏм кривая рыночного предложения — ϶ᴛᴏ кривая общественных предельных затрат () Дело здесь в том, что производители соглашаются предлагать рынку каждую следующую единицу продукции только в том случае, если ее цена как минимум покрывает затраты на ее производство — предельные затраты. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что при совершенной конкуренции рыночная цена в точности совпадаете предельными затратами на производство последней выпускаемой единицы продукции:

Р = МС .

Рисунок № 11.6. Цена и выпуск в условиях совершенной конкуренции и монополии

Максимальная цена, кᴏᴛᴏᴩую потребители согласны платить за данную единицу продукции (цена спроса), есть мера общественной ценности ϶ᴛᴏй единицы товара для покупателей. Все цены спроса определяют кривую спроса. С другой стороны, предельные затраты производителей — суть общественная ценность ресурсов, израсходованных при производстве каждой дополнительной единицы товара. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что до тех пор, пока цена спроса превышает предельные затраты, общество больше приобретает, нежели тратит, производя дополнительную единицу продукции. Общественное благосостояние, тем самым, возрастает. Выигрыш общества от производства дополнительной единицы продукции равен разнице между ее ценой спроса и предельными затратами.

Обратите внимание, что рост выпуска при ϶ᴛᴏм ведет к повышению Парето-эффективности в производстве и распределении (тема 2, п. 2.2) Вот простой пример. Пусть потребитель согласен заплатить заданную единицу продукции максимально 100 руб., а затраты производителя на ее производство составляют 80 руб. В случае если товар будет продан по максимальной цене спроса, т.е. за 100 руб., то благосостояние производителя вырастет, а благосостояние потребителя не изменится. В случае если фактическая цена товара составит исключительно 80 руб., то тогда весь выигрыш в благосостоянии достанется покупателю, а производитель не проиграет, получив за товар минимально приемлемую для себя сумму денег. В случае если, наконец, цена будет установлена в интервале от 80 до 100 руб., то в выигрыше окажутся обе стороны.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что дополнительный выпуск позволяет либо повысить благосостояние потребителя без уменьшения благосостояния производителя, либо повысить благосостояние производителя без уменьшения благосостояния потребителя, либо, наконец, увеличить благосостояние их обоих. Во всех трех случаях происходит, следовательно, улучшение экономической ситуации по Парето.

Соответственно общественное благосостояние от выпуска всех единиц товара становится максимальным в гот момент, когда цена спроса уравнивается с предельными затратами. Выпуск, при кᴏᴛᴏᴩом достигается ϶ᴛᴏ равенство (q * на рис. 11.6а), называется общественно-эффективным выпуском. Эго, собственно, и есть выпуск, эффективный по Парето, поскольку дальнейшее повышение благосостояния потребителей теперь возможно только за счет производителей и наоборот.

Условием достижения эффективного выпуска будет совершенная конкуренция.
С одной точки зрения, она ведет к равенству равновесной рыночной цены и предельных затрат производителей. С другой стороны, равновесная цена совпадает с максимальной ценой спроса, по кᴏᴛᴏᴩой потребители согласны приобретать последнюю единицу выпускаемой продукции. В результате цена спроса совпадает с предельными затратами, что и будет, как отмечалось, условием эффективности по Парето.

Отметим, что теперь предположим, что прежде конкурентная отрасль монополизирована одной фирмой (рис. 11.6б) Кривая общественного спроса на продукт отрасли от ϶ᴛᴏго факта не меняется. Точно так же предельные затраты монополиста будут теми же самыми, что и затраты прежде независимых фирм конкурентной отрасли. По϶ᴛᴏму кривая предложения (она же кривая предельных затрат) конкурентной отрасли становится кривой предельных затрат монополиста.

При всем этом выпуск монополиста определяется пересечением кривых предельного дохода и предельных затрат (MR = МС ) Но монопольная цена, как было показано выше, превышает предельный доход монополиста. В связи с данным монопольная цена оказывается выше предельных затрат. Условие общественно-эффективного выпуска или эффективности по Парею, тем самым, не соблюдается. В самом деле, максимальная цена спроса, совпадающая с монопольной ценой, превышает предельные затраты. Последнее означает, как отмечалось, рост общественного благосостояния в случае повышения выпуска. Монополист, однако, ограничивает выпуск для максимизации ϲʙᴏей экономической прибыли.

Вывод : максимизирующий прибыль монополист выбирает выпуск меньше общественно-эффективного, в то время как устанавливаемая им цена оказывается выше той, кᴏᴛᴏᴩая сложилась бы в условиях конкуренции.

Потери общественного благосостояния или потери мертвого груза от монопольной власти при ϶ᴛᴏм равны площади треугольника на рис. 11.6б. Это означает, что при возрастании выпуска с q m до q* дополнительный выигрыш общества стал бы равен сумме превышений цен, кᴏᴛᴏᴩые потребители согласны заплатить за последующие единицы выпуска, над предельными затратами.

Существуют и другие потери в связи с монополией.
Стоит отметить, что ослабление конкурентного давления на фирму ведет к тому, что перед последней больше не стоит выбор максимально сократить затраты или погибнуть. За счет рыночной власти монополия может компенсировать неэффективную производственную структуру, устаревшие технологии, раздутый бюрократический аппарат и т.п. Завышение затрат под прикрытием монопольной власти — одно из проявлений «Х-неэффективности» . Это понятие было введено в научный оборот американским экономистом X. Лейбенстайном.

Можно найти и аргументы в пользу монополии. Только что говорилось о завышении затрат, проистекающем из наличия монополии. Возможно, однако, и обратное: именно монопольная власть стимулирует технические, организационные, маркетинговые усовершенствования, поскольку дает гарантию, что полученные результаты не будут немедленно растиражированы конкурентами, но увеличат прибыль монополии. Монополии ведут исследования также и для того, ɥᴛᴏбы защитить контролируемые ими рынки от потенциального вторжения конкурентов, обеспечив себе преимущества в затратах. Не стоит забывать, что важно и то, что монополии имеют большие, в сравнении с конкурентными фирмами, возможности для проведения исследований за счет ϲʙᴏих экономических прибылей.

С другой стороны, само стремление к монополии (точнее — к получению экономической прибыли от рыночной власти) стимулирует технический прогресс. Вполне понятно, что монополия — меньшее зло, чем технический застой. Так, люди предпочли бы летать самолетами, производимыми монополией, нежели ездить в дилижансах, выпускаемых в условиях совершенной конкуренции. По϶ᴛᴏму правительства большинства стран предоставляют изобретателям права на временные монополии — осуществляют патентную защиту изобретений в течение установленных законами сроков.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что обладание монополией или стремление к ней зачастую ведет к появлению принципиально новых продуктов, снижению предельных и средних совокупных затрат в сравнении с конкурентной ситуацией, что способствует росту общественного благосостояния.