Пенсия по обязательному пенсионному страхованию. Структура пенсионного обеспечения в рф

Задачей обязательного пенсионного страхования (ОПС), как и любой другой страховой системы, является обеспечение страховой защиты людей и их интересов.

В данной системе участвуют 3 субъекта :

  • застрахованные лица (работают на страхователя);
  • страхователь, который отчисляет страховые взносы (страховщику);
  • страховщик выплачивает пенсии и пособия при наступлении страхового случая.

ОПС в системе пенсионного обеспечения

Тариф страхового взноса для лиц 1967 года рождения и моложе делится на два варианта:

  • на финансирование страховой пенсии (22%, из них 6% - солидарная часть тарифа страховых взносов, 16% - индивидуальная из них 0% идет на накопительную пенсию);
  • на финансирование накопительной пенсии (т.е. 10% на страховую и 6% на накопительную пенсию).

Бюджет Пенсионного фонда России

Составлением бюджета ежегодно занимается Правление ПФР. Он состоит из средств, которые являются федеральной собственностью . Формируется за счет:

  • страховых взносов;
  • федеральных бюджетных средств;
  • доходов от инвестирования свободных средств ОПС;
  • добровольных взносов физических или юридических лиц;
  • средств пенсионных накоплений лиц, которым назначена срочная выплата;
  • иных источников.

Бюджет, а также отчет об его исполнении принимается Государственной Думой, одобряется Советом Федерации по представлению Правительства РФ. Выражается Бюджет ПФР в виде федерального закона сначала о бюджете, затем - об исполнении бюджета, также он является консолидированным .

Заключение

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) создана государством для обеспечения выплаты гражданам и , необходимых для поддержки граждан.

Для ее реализации создана система взносов за застрахованное лицо. Эта система дает возможность вести учет пенсионных прав каждого застрахованного , что сводит к минимуму ошибки и неточности при назначении пенсий.

При котором страхователь единовременно или в рассрочку уплачивает пенсионный взнос, а страховщик принимает на себя обязательство выплачивать застрахованному лицу пенсию, пенсионную ренту или аннуитет.

Рента (аннуитет) представляет собой серию регулярных выплат через определенные промежутки времени. В отношении пенсионного страхования рентные платежи выполняют роль дополнительной пенсии.

Пенсия — это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы.

Обязательное (государственное) пенсионное обеспечение осуществляется на основании условий и норм, установленных законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а также других нормативных актов.

Обязательное пенсионное обеспечение распространяется на всех граждан. Право на пенсионное обеспечение имеют не только граждане России, но и проживающие на территории Российской Федерации граждане других бывших союзных республик, а также иностранные граждане и лица без гражданства. Размеры получаемых средств при этом зависят от величины трудового стажа, заработной платы, степени утраты трудоспособности и регулируются законодательством.

Основания и условия государственного пенсионного обеспечения различны. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения является, как правило, трудовая и общественно полезная деятельность лица в прошлом. В зависимости от оснований и условий предоставления пенсии различают пять видов пенсий:

  • пенсии по старости;
  • пенсии по инвалидности;
  • пенсии по случаю потери кормильца;
  • пенсии за выслугу лет;
  • социальные пенсии.

Государственное пенсионное страхование — ведущий элемент системы, по которому выплата пенсий обеспечивается в зависимости от страхового (трудового) стажа и уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования, финансирование которых осуществляется как за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд РФ, так и за счет средств, полученных от направления части обязательных страховых взносов на накопление, и инвестиционного дохода от их размещения.

Добровольное (негосударственное) пенсионное страхование предназначено для расширения возможностей обязательного как по размерам пенсий, так и по условиям их получения. Так, например, пенсия по договору добровольного пенсионного страхования выплачивается дополнительно к государственной трудовой пенсии. Взносы могут быть регулярными в течение длительного срока или единовременными. Размер пенсии зависит от четырех основных обязательств:

  1. размера внесенных страховых взносов;
  2. количества лет, прошедших с момента заключения договора страхования до начала пенсионных выплат (чем больше период накопления, тем больше накопленная сумма и выше размер полученной пенсии);
  3. возраста застрахованного лица (чем старше, тем меньше период накопления и больше страховой взнос, который должен быть уплачен);
  4. пола застрахованного лица (обычно размер страхового взноса для женщин в 1,5 раза выше, чем для мужчин).

Под негосударственной пенсией понимаются денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора. Следовательно, в отличие от государственной пенсии, право на которую возникает на основании закона, одним из основных признаков негосударственной пенсии является обязательное наличие договорных отношений между субъектами пенсионных правоотношений.

Как известно, до начала 2002 г. пенсионная система России была полностью распределительной (принцип «солидарности поколений»), т. е. финансирование текущих пенсий осуществлялось исключительно за счет средств, собираемых с работодателей в виде налогов на фонд оплаты труда. Основной принцип — собранные пенсионные взносы не инвестируются, а тратятся сразу.

Главные изменения в ходе реформы, начавшейся 1 января 2002 г. — введение накопительного элемента в систему обязательного пенсионного обеспечения и допуск частных финансовых институтов к управлению (инвестированию) пенсионных накоплений.

Согласно действующему законодательству, трудовая пенсия делится на базовую, страховую и накопительную часть.

Базовая часть — одинакова для большинства пенсионеров и не зависит от заработка, который получал пенсионер в прошлом. Она индексируется с учетом инфляции. С 1 августа 2003 г. ее размер для большинства пенсионеров равен 597 руб.

Страховая часть привязана к сумме полученных за данного гражданина пенсионных взносов, учтенных на так называемом «условно-накопительном счете», и также подлежит индексации с учетом инфляции, зарплаты и «индекса роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера».

Поскольку и базовая, и страховая часть являются элементами распределительной системы, они не предполагают инвестирования собранных пенсионных взносов, а финансируются за счет распределения текущих поступлений. Средний размер трудовой пенсии составил по итогам 2002 г. 1379 руб., средний коэффициент замещения 31,2%.

Накопительная часть представляет собой главную составляющую пенсионной реформы. Определенный процент пенсионных взносов, различающийся в зависимости от возраста работника и его заработка, накапливается в ПФР и учитывается в так называемой «специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица».

При этом разные возрастные группы в разной степени вовлечены в накопительную схему. «Старшие возраста» (мужчины 1952 г. р. и старше, женщины 1956 г. р. и старше) не участвуют в этой системе. «Средние возраста» (мужчины 1953-1966 гг. рождения включительно, женщины 1957-1966 гг. рождения включительно) задействованы частично. Так, до конца 2004 г. их взносы на финансирование накопительной части не превышали 2%, а с 1 января 2005 г. эта категория и вовсе исключается из реформы. «Младшие возраста» (1967 г. р. и моложе) вносят на протяжении переходного периода: с 2004 по 2007г. взносы, равные 4%.

Регрессивный характер ЕСН, из которого производится вычленение пенсионных взносов, накладывает отпечаток на финансирование накопительной части: в случае превышения определенного размера заработка отчисления в накопительную часть прекращаются.

Интересным моментом реализации пенсионной реформы является то, что гражданам предоставляется право выбора инвестиционного управляющего в отношении инвестирования своей обязательной накопительной части пенсии:

  • РФ (через ВЭБ);
  • частная управляющая компания (их сейчас 55, заключивших соглашение с ПФР);
  • негосударственные пенсионные фонды (с 2004 г.).

До конца 2004 г. тариф пенсионных отчислений составлял 28% фонда оплаты труда (ФОТ), причем он распределялся поровну: 14% — на финансирование базовой пенсии и 14% — закреплялся в виде финансовых обязательств пенсионной системы за конкретным человеком (приложение 5).

Однако уже с 2005 г. из-за снижения ставки единого социального налога до 26% (на каждое физическое лицо нарастающим итогом) вместо 35,6 % от ФОТ, уплачиваемых ранее, произошла трансформация и ставки взноса, предназначенной для формирования базовой части пенсии.

При налоговой базе до 280 000 руб. структура взносов распределяется следующим образом: 20% идет в федеральный бюджет, 3,2% — в фонд социального страхования, а 0,8 и 2% — в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования соответственно. Из тех 20%, которые перечисляются в бюджет, можно выделить следующие денежные потоки: 14% идет на формирование страховой и накопительной частей пенсии, а 6% — на формирование базовой части пенсии.

Таблица 1 Тарифы страховых взносов на финансирование обязательного пенсионного страхования с 1.01.2005 г.

Для лиц 1966 г. р. и старше

Для лиц 1967 г. р. и моложе

На финансирование страховой части трудовой пенсии

До 280 000 руб.

39 200 руб. + 5,5% с суммы выше 280 000 руб.

22 400 руб. + 3,1% с суммы выше 280 000 руб.

16 800 руб. + 2,4% с суммы выше 280 000 руб.

Свыше 600 000 руб.

Однако на переходный период с 2005 до 2007 г. для лиц моложе 1967 г. р. предусматривается шкала отчислений на формирование накопительной части пенсии, представленная в табл. 1.3., которая, как видно, ниже заявленной в таблице.

Таблица 2 Ставки страховых пенсионных взносов для работодателей моложе 1967 г. р.

База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом

2005 — 2007 г.

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

До 280 000 руб.

От 280 001 руб. до 600 000 руб.

28 000 руб. + 3,9% с суммы выше 280 000 руб.

11 200 руб. + 1,6 % с суммы выше 280 000 руб.

Свыше 600 000 руб.

С начала 2005 г. из накопительной пенсионной системы будут исключены граждане старше 1966 г. рождения, за которых работодатель раньше уплачивал в накопительную часть пенсии 2% от его заработка. В соответствии с новыми предложениями все 14% страховых платежей за эту группу лиц планируется направлять на финансирование только распределительной страховой части пенсий. При этом средства, поступившие на накопительные счета этих граждан в период 2002-2004 г., остаются в управлении граждан и могут по их усмотрению быть переданы государственной или частной управляющей компании, а также в негосударственный пенсионный фонд.

Негосударственное пенсионное обеспечение и корпоративные пенсионные программы

Основу негосударственной (накопительной) системы пенсионного обеспечения составляют негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) — это некоммерческие организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которых является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основе договоров о негосударственном пенсионном обеспечении.

Деятельность негосударственных пенсионных фондов в соответствии с Указом Президента от 9.03.2004 г. № 314 регулируется и контролируется Управлением регулирования и контроля за коллективными инвестициями при Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР).

На основании договора о негосударственном пенсионном обеспечении между предприятием и НПФ работодатели имеют возможность:

  • повысить уровень материального стимулирования работников;
  • обеспечить достаточный уровень содержания ветеранам предприятия;
  • эффективно проводить кадровую политику предприятия;
  • получить дополнительные источники инвестиций в свое предприятие.

Корпоративные пенсионные программы

С целью реализации социальных программ, осуществления налогового планирования, для реинвестирования пенсионных резервов НПФ в корпоративные проекты создаются корпоративные пенсионные программы.

Схема организации корпоративных пенсионных программ на предприятии представлена на рис. 5.

Рис. 5. Схема организации корпоративных пенсионных программ

В основе функционирования НПФ лежит пенсионная схема, которая определяет порядок взаимоотношений между тремя субъектами: вкладчик (предприятие) — фонд (НПФ) — участник (работник).

Функции пенсионной схемы:

  • условия и порядок внесения взносов;
  • условия распределения инвестиционного дохода;
  • возможности выкупных сумм;
  • правила наследования;
  • уровень доходности;
  • формирование и расходование пенсионного резерва.

Пенсионные схемы могут быть двух видов:

  • с установленными взносами (где заранее определяется размер взноса на финансирование негосударственной пенсии, но не оговаривается размер выплат пенсий);
  • с установленными выплатами (в них заранее определяется размер выплат пенсий, но размер взносов может корректироваться).

В корпоративных пенсионных программах применяется четыре базовых вида схем: «С установленными взносами. Пожизненная»; «С установленными взносами. Срочная»; «С установленными взносами. Пожизненная. Солидарная» (наиболее популярная среди работодателей в настоящее время); «С установленными взносами. Срочная. Солидарная».

Пенсионные накопления могут формироваться как на солидарных пенсионных счетах (СПС) в НПФ, так и на индивидуальных (именных) счетах работников (ИПС).

Негосударственный пенсионный фонд может предложить участнику пенсионную программу, размер пенсии в которой рассчитывается в зависимости от:

  • тарифного разряда работника (тарифная программа);
  • размера пенсионных накоплений, времени участия в программе (накопительная программа);
  • пропорций внесения взносов предприятием (пропорциональная программа)

Налогообложение негосударственных пенсионных взносов

Согласно ст. 213, 236 и 255 РФ пенсионные взносы в НПФ включаются в расходы предприятия и уменьшают налоговую базу налога на прибыль на 12% без начисления ЕСН и подоходного налога на работников.

Договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны быть заключены на срок не менее 5 лет и предусматривать выплату пожизненной пенсии, при достижении застрахованным лицом пенсионных оснований, предусмотренных законодательством РФ.

Пенсионное страхование и бюджет Пенсионного фонда РФ

Для обеспечения пенсионного страхования работодатели отчисляют средства единого социального налога в Пенсионный фонд РФ, бюджет которого ежегодно утверждается федеральным законом и исполняется в соответствии с законом об обязательном социальном страховании и Бюджетным кодексом. Раньше при ставке ЕСН 35,6% на пенсионное страхование направлялось 28% (на социальное страхование — 4,4%, на обязательное медицинское страхование — 3,2%). С 2005 г. при ставке ЕСН 26% доля Пенсионного фонда — 20%. Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования — 3,1% (соответственно 1,1% + 2,0%), Фонда социального страхования РФ — 2.9%. С 2011 г. при общей ставке отчислений на социальное страхование 34% Пенсионному фонду будет перечисляться 26%, 5,1% — Федеральному и территориальным фондам обязательного медицинского страхования (2,1 % + 3,0%), 2,9% — Фонду социального страхования РФ. Очевидным является увеличение общей величины отчислений на медицинское страхование.

Финансовое равновесие пенсионной системы зависит от трех групп факторов: экономической ситуации, демографического развития и управления системой.

До последнего времени был такой порядок: часть ЕСН поступала в бюджет для формирования базовой составляющей трудовой пенсии, которая затем передавалась Пенсионному фонду; часть ЕСН шла на формирование страховой части трудовой пенсии, напрямую поступавшей в бюджет Пенсионного фонда; накопительная часть передавалась в управление Внешэкономбанка и негосударственных пенсионных фондов (НПФ). После внесения изменений в действующие законодательные акты (июль 2009 г.) первую часть также решено напрямую перечислять Пенсионному фонду. Третью часть (накопительную) предполагается более обоснованно «разделить» между управляющими государственной и негосударственными компаниями. В формировании накопительной части трудовой пенсии новым является государственное софинансирование. Если работник производит дополнительные отчисления для увеличения накоплений, например, в размере 12 000 руб. в год, то столько же добавляет государство за счет бюджетных средств, перечисляемых в бюджет Пенсионного фонда на счет соответствующего лица с последующей передачей управляющей компании. Государству это выгодно, поскольку поступающие на счет пенсионера средства управляющей компанией используются для приобретения государственных облигаций, выручка от размещения которых становится источником покрытия дефицита бюджета. Для работника отчисления сверх 12 ООО руб. в гол менее выгодны, поскольку при добровольных отчислениях сверх указанной суммы государство не участвует в со- финансировании накопительной части пенсии. Государственной управляющей компанией является Банк развития (Внешэкономбанк). Перспектива сохранения в его управлении подавляющей части источника для накопительной части трудовой пенсии остается за этим банком. В его планах, для реализации которых создана основа (принят и 2 августа 2009 г. вступил в силу соответствующий закон) — вложения пенсионных накоплений вдва портфеля. Расширенный инвестиционный портфель Банка развития «наполнен» теперь не только государственными обшефедеральными облигациями, но и субфедеральными и муниципальными ценными бумагами, депозитами в рублях, долларах и евро, а также корпоративными облигациями и облигациями международных финансовых организаций. Это означает, что росту объема пенсионных накоплений в управлении частных управляющих компаний (УК) будут противостоять интересы государственной компании. Изначально Внешэкономбанку достались средства большинства россиян, не изъявивших желания сотрудничать с НПФ. Однако проблемой остается доходность инвестирования пенсионных накоплений. В 2009 г. Внешэкономбанк имел уровень доходности 9,52%. По отношению к официальному уровню инфляции (8,8%) плюсовая разница составляла 0,68 п.п. По итогам кризисного 2008 г. банк имел доходность минусовую — на уровне 0,46 п.п. До кризиса в течение трех лет (2005-2007 гг.) плюсовая доходность составляла 4,95 п.п. На конец 2009 г. под управлением Внешэкономбанка находилось 480 млрд руб. пенсионных накоплений граждан — свыше 92% всех накоплений по обязательному пенсионному страхованию.

Ниже приведен расчет прогноза дефицита Пенсионного фонда России на 2007-2013 гг. при прежней ставке ЕСН. Однако принятые меры, в том числе рост трансфертов из федерального бюджета, изменили ситуацию (табл. 2.7).

Прогноз роста численности пенсионеров (к 2013 г. — 41-42 млн пенсионеров) был основанием для увеличения ставки отчислений на пенсионное страхование. Иначе бюджет фонда мог быть прогрессирующе дотационным. Размер дефицита ПФР ежегодно возрастал (см. табл. 2.8). Финансовый резерв фонда уже к началу 2007 г. был исчерпан.

Таблица 2.7. Расчетная таблица прогноза дефицита ПФР на 2007-2013 гг. при действовавших источниках финансирования

Среднемесячная заработная плата, руб.

Численность занятых, за минусом лиц. не уплачивающих ЕСН по 20%. млн чел.

Численность пенсионеров, млн чел.

Дефицит ПФР. млн руб.

Пенсионные системы развитых стран имеют гораздо больше средств в своем резерве в целях своеобразного самострахования. Так, например, правительство Швеции при старте пенсионной реформы имело в резерве семь годовых бюджетов пенсионной системы, причем два из них было израсходовано в первые два года реформы на преимущественно разъяснительную работу. В табл. 2.8 приведены данные динамики исполнения доходной и расходной части, сальдо бюджета Пенсионного фонда России (ПФР).

Таблица 2.8. Динамика доходов, расходов и сальдо бюджета Пенсионного фонда России при прежнем уровне ЕСН, млрд руб.

Доходная масть

Расходная часть

Сальдо бюджета

Существующая в России в настоящее время пенсионная система состоит из системы государственных пенсий и системы трудовых пенсий. Государственные пенсии, а также базовая и страховая части трудовой пенсии функционируют по одному и тому же распределительному принципу. Строго говоря, они не относятся к социальному страхованию, поскольку не увязаны со взносами работодателей на каждого конкретного работника. «Нестраховая» структура Пенсионного фонда прослеживается подоле в поступлениях в фонд мсжбюджстных трансфертов.

Общемировая тенденция «старения» населения проявляется в увеличении средней продолжительности жизни людей и в уменьшении доли населения в возрасте до 30 лет в связи со снижением темпов прироста населения. Это обусловливает увеличение возраста, в котором в разных странах официально закрепляется право выхода на пенсию. В разных странах этот возраст неодинаков (табл. 2.9).

Таблица 2.9. Планируемые изменения в пенсионных системах ряда стран

Предполагаемая средняя продолжительность жизни, лет

Выход на пенсию в 2010 г. в возрасте, лет

Намечаемые изменения

планируется

планируется

62 года (2018 г.)

Германия

67 лет (к 2029 г.)

В РФ пенсионное обеспечение действует на условиях системы обязательного пенсионного страхования (ОПС), поэтому оно гарантированно для всех жителей Российской Федерации. Из перечисляемых страховых платежей образуется бюджет Пенсионного Фонда страны, из него зарегистрированным гражданам выплачиваются пенсии, назначаемые в зависимости от поступивших средств на лицевой счет каждого из участников.

Разъяснение некоторых основных понятий ОПС

Обязательное пенсионное страхование - это система мер (правовых, экономических), предпринимаемых государством и предусматривающих компенсацию официального дохода граждан, прежде получаемого ими (до пенсии).

В России исполнение указанных функций осуществляется специальными структурами:

  1. Пенсионным Фондом РФ (государственным).
  2. Негосударственными фондами.

Застрахованные лица - это лица, подпадающие под действие ОПС. К таковым отнесены граждане, имеющие гражданство РФ, граждане иных государств и лица, не имеющие гражданства, но постоянно или временно живущие в пределах РФ.

Персонифицированный (индивидуальный) учет - это процедура сосредоточения и учета на персональном лицевом счете (ИЛС) информации по каждому застрахованному, включая сведения о:

  • его трудовой занятости в виде стажа;
  • осуществленных перечислениях денег для формирования пенсии.

Величина причитающейся получателю выплаты зависит от общего объема накопленных денег. Номер счета (СНИЛС) каждого получателя указан в страховом документе (свидетельстве).

Соглашение об обязательном пенсионном страховании - это документ, оформляемый между гражданином и негосударственным фондом и предопределяющий при наступлении предусмотренного по сделке случая выплату получателю от НПФ части собранной суммы (накопительной).

Страхователи - юридические организации, индивидуальные предприниматели, производящие перечисление в ПФ страховых платежей за самих себя и за наемных работников (застрахованных).

Структура ОПС


Пенсионное страхование, вовлекающее все категории проживающих в РФ, разделяется на:

  1. Обязательное, которое назначается:
    • при достижении определенного законом возраста (по старости);
    • при установлении группы ;
  2. При ;
  3. Добровольное, предусматривающее платежи, формируемые из сумм, оплачиваемых работодателями, и самостоятельных перечислений граждан.

ПФ негосударственной принадлежности наделены правом ведения деятельности по обоим вариантам.

Пенсионное обеспечение выплачивается получателю в виде установленного размера денег на регулярной основе, при достижении им определенного возраста или в качестве пособия при некоторых обстоятельствах.

Пенсия состоит из частей:

  • фиксированной выплаты, которая перечисляется государством без учета получаемого дохода (заработка) и величины взносов достигшим предусмотренного законом возраста и при наличии у претендента трудового стажа (минимум 10 лет);
  • , определяемой в зависимости от размера оплаченных в ПФ платежей за период ведения гражданином трудовой деятельности, и рассчитываемой как отношение суммы капитала до назначения оплаты и числа месяцев ожидания выплат (252 мес.);
  • , у граждан 1967 года рождения и моложе, если до 2015 года был сделан выбор в ее пользу.

Субъекты системы пенсионного страхования

Основные элементы системы ОПС представлены:

  • главным страховщиком или ПФ РФ;
  • страхователями или работодателями, оплачивающими взносы собственные и за наемных сотрудников;
  • застрахованными лицами или зарегистрированными гражданами, получившими свидетельство участника ОПС.

Фактором, определяющим принадлежность к категории застрахованных, является перечисление страховых платежей в ПФ лицами с гражданством РФ, работающими в стране или за ее пределами, лиц без гражданства и граждан иных государств, присутствующих в РФ временно или постоянно.

Внимание! Страхователи или организации и лица, занятые частной (индивидуальной) деятельностью, относящиеся к нескольким категориям, обязаны производить оплату страховых взносов по всем имеющимся основаниям.

Дополнительно по обязательствам страховщика (ПФ), осуществляющего обязательное страхование, ответственность принимается и государством. НПФ также может выполнять функции страховщика, но только в отношении формирования накопительной части.

Обязанности и права участников системы

Законодательством РФ для участников системы ОПС определены права и ответственность при реализации функций, правила формирования и расходования бюджетных средств фондов, а также правила оплаты платежей (ФЗ об обязательном пенсионном страховании, № 167 от 15.12.2001).

Страхователь обязан пройти регистрацию в качестве такового в ПФ РФ и точно в срок и в полном размере осуществлять оплату взносов.

Страховщик обязан:

  1. учитывать и контролировать поступающие средства;
  2. обеспечивать строго целевое направление использования поступлений;
  3. назначать и оплачивать пенсии (страховые, накопительные).

Застрахованные лица имеют право:

  • вносить дополнительные взносы (сверх обязательной суммы) на вариант пенсии:
  • получать выписки со своего индивидуального счета.
Скачать для просмотра и печати:

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Получение страхового свидетельства


Документ о страховании (свидетельство СНИЛС) желающий может получить самостоятельно или через работодателя.

При личном обращении в отделение ПФ по месту фактического проживания (регистрации) заявителем предоставляется анкета и документ, удостоверяющий его личность (удостоверение, паспорт). Свидетельство должно быть оформлено в срок 5 рабочих дней.

При поступлении на работу данные гражданина, которому не открыт лицевой счет в системе ОПС, направляются специалистом кадровой структуры работодателя в подразделение ПФ в течение 17 дней от даты трудоустройства. ПФ регистрирует заявителя в системе и готовит свидетельство СНИЛС в течение не более 5 рабочих дней после получения документов от работодателя. Подготовленный бланк выдается страхователем вновь зарегистрированному лицу в срок до 7 дней.

Для получения СНИЛС несовершеннолетнему ребенку один из родителей обращается в отделение ПФ со следующими документами:

  • своим паспортом;
  • заявлением;
  • документом о рождении ребенка;
  • свидетельством о регистрации по месту жительства или по месту пребывания.

Дети от 14 до 18 лет могут получить документ в ПФ самостоятельно при наличии у них паспорта.

Содержание договора о пенсионном страховании


Если гражданин для формирования накопительной пенсии выбрал в качестве страховщика НПФ, то между ними заключается договор об обязательном пенсионном страховании.

По условиям договора фонд обязан назначить застрахованному и оплатить ему при наступлении законодательно определенного возраста накопительную долю трудовой пенсии. В случае кончины зарегистрированного лица выплаты производятся в пользу правопреемников.

Текст документа содержит описание личных данных зарегистрированного лица, сведений о страховой ситуации, реквизитов сторон, а также:

  • продолжительности действия сделки;
  • обязанностей и прав сторон-участников (ПФ, застрахованного лица);
  • учета поступивших денег, их субсидирования;
  • ответственности участников за ненадлежащее выполнение договорных обязательств в соответствии с законодательством страны;
  • требований для назначения и проведения платежей из накопительной части капитала по возрасту;
  • критериев для передачи накопленных сумм правопреемникам скончавшегося застрахованного лица;
  • условий внесения дополнений и требований по сделке.

В один и тот же период между гражданином и НПФ может быть заключен только один договор страхования.

Внимание! Соглашение признается вступившим в законную силу от даты поступления перечисленных страховщиком денег на расчетный счет выбранного фонда.

Формирование составных частей пенсии


В системе ОПС страховая и накопительная пенсия формируется главным образом за счет страховых взносов. До 2014 года работодатели уплачивали взносы за сотрудников на оба вида пенсии. Однако до конца 2015 года гражданам было предоставлено право выбора: направлять всю сумму на формирование страховой пенсии или распределить их между страховой и накопительной пенсиями.

Общий тариф для страховых платежей (22%) с учетом выбранного метода распределяется следующим образом:

  • в случае формирования страховой части на оплату базовой доли действующим пенсионерам отводится 6% и на формирование выплаты в будущем самого застрахованного 16%;
  • в случае формирования страховой и накопительной частей пенсии на выплату базовой доли отводится 6%, на формирование выплаты самого зарегистрированного - 10%, на выплату накопительной доли - 6%.

Возможность распределения страховых взносов все еще есть у тех, кто вступил в трудовые отношения и за них впервые начали поступать взносы после 01.01.2014 года.

Важно! Поступление новых страховых взносов работодателей на накопительную пенсию в системе ОПС было приостановлено по решению государства на период с 2014 по 2020 г.

Граждане, которые сделали выбор в пользу формирования страховой и накопительной пенсии, вправе отказаться от формирования накопительной пенсии в любое время. Для этого необходимо подать заявление или поменять решение до конца года, в котором было подано заявление, отозвав его.

Внимание! Государство не производит индексацию накопительной доли выплаты. Инвестирование накопленных средств может носить как прибыльный, так и убыточный характер, что будет отражаться на величине пенсии в будущем.

Оплата и тарифы страховых взносов


Начисление взносов на ОПС производится с учетом предельного размера заработка (865000 рублей в 2019 году ). При превышении доходов указанного значения предусмотрен дополнительный тариф (10%).

Платежи подлежат уплате в ПФ работодателем не позднее 15 числа ежемесячно, а также отражаются в обязательной отчетности по единой форме, передаваемой контролирующим органам в бумажном и электронном виде . Нарушения по срокам перечислений взносов и их объему служат причиной наложения штрафа на страхователя.

Тариф для перечислений взносов в текущем году равен 22%. За себя страхователь платит 26% годового значения МРОТ, в 2019 году составившего 11280 рублей. Для самозанятых лиц и предпринимателей, не имеющих наемных сотрудников, фиксированный платеж составит 26545 рублей с добавлением 1% от суммы превышающей 300000 рублей.

Важно! Деньги Пенсионного Фонда страны не являются составной частью федерального бюджета и предназначены только для исполнения целевых обязательств.

Расходы ПФ в некоторые периоды могут превышать сумму накопленных средств, если работодатели по разным причинам не уплачивают начисленные взносы. Покрытие дефицита ресурсов производится за счет дотаций из государственного бюджета РФ.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Существующий в настоящее время мораторий на полноправное пользование и распоряжение пенсионными накоплениями продлен до 2020 г. включительно.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

В структуре российского пенсионного страхования ключевая роль и целый ряд функций принадлежат категории страховщиков. От них зависят условия страхования по пенсионной программе, они же влияют на регламент выплат, включая определение сроков и объемов. Большинство условий обслуживания у страховщиков пенсионного страхования, прописанных в договорах, инициированы именно этой категорией участников системы пенсионного страхования.

Обращая внимание на их права и полномочия, можно заключить, что эта категория субъектов страховой пенсионной структуры буквально всемогуща. Тем не менее, у страховщиков не меньше обязанностей, чем прав. Итак, кто является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, и что нужно знать об этой категории?

Эта часть участников отношений пенсионного страхования действует в законодательного регламента и имеет юридический статус. Кроме того, у страховщиков должна иметься лицензия государственного формата на право реализации финансовых действий.

Независимо от формы собственности и формата деятельности, страховщики обязаны выполнять все принятые законы, следовать руководству правительственных органов и служб, в чьей компетенции находится контроль за деятельностью страховщиков.

Исходя из полномочий и обязанностей, к группе страховщиков можно отнести субъектов, осуществляющих операции с финансовыми средствами двух других категорий участников этой системы — с деньгами страхователей и застрахованных лиц.

Причем в случае отношений с страхователями страховщики больше контролируют входящий финансовый поток в виде страховых взносов. А в случае сотрудничества с застрахованными лицами дело чаще касается исчисления и выплат сумм пенсионного страхования.

Таким образом, страховщиками можно назвать юридических лиц, обладающих компетентность в вопросах финансирования, имеющих ответственность перед страхователями и застрахованными лицами, а также перед федеральными структурами.

  • Пенсионный фонд государственного формата — центральный орган, действия которого четко регламентируются и контролируются государством в федеральном масштабе. Правление этого ПФ назначается на правительственным решением.
  • . Чаще всего такие субъекты более динамичны в свих действиях и предлагают более привлекательные условия благодаря сотрудничеству с управляющими компаниями и участию в инвестиционных проектах.

Деятельность государственного фонда по вопросам пенсионного страхования выглядит более стабильно вследствие правовой, законодательной и финансовой поддержки государства. К тому же само государство также имеет обязанность перед застрахованными лицами — оно несет субсидиарную ответственность за принятые финансовые решения ПФ.

Данная категория субъектов пенсионного страхования имеет полномочия по предоставлению страховых услуг в части пенсионного страхования для физических лиц. При этом страховщики могут взаимодействовать с любыми претендентами на статус застрахованного лица в рамках правовых норм. В частности, они могут оказывать свои услуги только лицам, являющимся гражданами государства.

В числе полномочий этих субъектов — сотрудничество с страхователями всех форм собственности и любого вида деятельности.

Кроме того, этим субъектам разрешается использовать законные методы для проведения кампаний по привлечению клиентской аудитории к своим услугам.

В отношении финансовых операций права страховщиков этой категории распространяются на такие виды деятельности:

  • Прием и аккумулирование на своих счетах денежных поступлений в виде страховых взносов;
  • Распределение накопительных долей пенсии между участниками структуры;
  • Инвестирование свободных средств в проекты, не связанные с высокими финансовыми рисками;
  • Контроль поступлений от страхователей;
  • Исчисление объема выплат для застрахованных лиц.

Одновременно с этим страховщики обладают правами на проведение плановых и внеплановых проверок порядка внесения страховых взносов страхователями, а также на проверку финансовой документации, связанной с этими процессами.

Обязанности страховщиков

В соответствии с установленным нормативами страховщик имеет и некоторые обязанности — перед страхователями, застрахованными лицами и федеральными органами.

В отношении застрахованных лиц обязанности сводятся к таким факторам:

  • Обязательное информирование клиента об условиях обслуживания;
  • Оказание консультационной поддержки своей целевой аудитории на всех этапах сотрудничества;
  • Составление договоров пенсионного страхования с соблюдением интересов застрахованного лица.

Помимо этого в пенсионном страховании обязанностями страховщиков также является процедура защиты интересов застрахованных лиц при обнаружении факта невыполнения страхователем своих прямых обязательств.

Также они обязаны доводить до сведения застрахованных клиентов все новые нормативные акты, законопроекты, изменения в законодательства, касающиеся всех аспектов пенсионного страхования.

В заключение нужно отметить, что эти две категории участников системы пенсионного обязательного страхования имеют различные финансовые перспективы в глазах застрахованных лиц. Прежде всего их могут тревожить такие вопросы в отношении подобных фондов: стабильность работы (это больше относится к ПФ негосударственного формата), величина процентов по основной и накопительной части пенсии.

В 2012 г. Правительство РФ объявило о начале очередного этапа пенсионной реформы, направленной на формирование обязательного страхового обеспечения, и создание новой системы, зависящей от взносов работодателей и позволяющей создавать накопления материальных средств.

В результате законотворческой деятельности в конце 2015 г. были сформированы три вида обеспечения:

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Дальнейшее реформирование системы было приостановлено на неопределенное время из-за разразившегося экономического кризиса и острой нехватки бюджетных средств.

Понятия и виды пенсионного обеспечения

Пенсия - регулярная, ежемесячная выплата определенным категориям лиц из государственных и негосударственных фондов и организаций.

Основания для получения обеспечения:

  • достижение положенного ;
  • смерть ;

Пенсионное обеспечение классифицируют:

  1. По функциональному назначению.
  2. Источникам платежей.
  3. По возможностям правового регулирования. Даннаякатегория формирует две основные группы пенсий:
    • пособия по обязательному страхованию, состоящие из плательщиков и находящиеся в ПФ;
    • пенсии, финансирующиеся из государственного .

Рассмотрим особенности отдельных видов пенсий.

Государственные пенсии

Государственное пенсионное обеспечение - система мер, направленная на формирование материальной компенсации утраченного заработка гражданам в связи с достижением преклонного возраста или наступлением инвалидности.

По основаниям получения государственные пособия делят на категории:

Пенсии по выслуге лет назначаются:

  • федеральным чиновникам, судьям;

Условия назначения пенсии зависят от категории получателя. Выплаты производятся на основе .

Госпособия

Отличительная особенность государственного обеспечения: выплаты осуществляются из федерального бюджета определенным категориям граждан, не подлежащим обязательному страхованию.

  1. Государственные пособия по возрасту назначаются лицам, пострадавшим в радиационных или техногенных катастрофах.
  2. Пенсии по инвалидности выплачиваются:
    • участникам войны;
    • , пережившим блокаду и награжденным памятным знаком.

Социальная

Социальная пенсия назначается нетрудоспособным гражданам:

  • инвалидам I- III группы, от рождения, ;
  • детям при потере кормильца до достижения совершеннолетия или до окончания очной формы обучения;
  • представителям малочисленных в возрасте 55-60 лет.

Гражданам, претендующим на получение нескольких видов пенсий, пособие назначается по их усмотрению, если законодательство не предусматривает иных действий.

Государственные пенсии назначаются бессрочно , за исключением инвалидов, которым пособия выплачивают в течение срока признания инвалидности.

Выплаты по обязательному пенсионному страхованию

Обязательное пенсионное страхование - государственная система формирования пенсионных источников населения. К субъектам страхования относят:

  • федеральные органы власти;
  • плательщиков страховых взносов;
  • страховщиков.

Важно! Единственным законным страховщиком трудовых пенсий в России является Пенсионный фонд.

Страховые

Обязательное пенсионное обеспечение состоит из страховых и накопительных пенсий. В свою очередь, страховые пособия в зависимости от категорий получателей классифицируют как пенсии:

  • по старости;
  • по инвалидности;
  • при потере кормильца.

Страховые пособия по возрасту назначают при соблюдении следующих условий:

  1. Наступление пенсионного возраста: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
  2. Величина стажа. Продолжительность , начиная с 2016 г. увеличивается ежегодно на один год. В 2019 г. этот показатель равняется 8 годам .
  3. Количество (не менее 11,4 ).

Важно! К 2025 году коэффициент, ежегодно увеличиваемый на 2.4 балла, достигнет 30 баллов, а минимальный страховой стаж 15 годам.

Страховое пособие по инвалидности назначают особам, признанным инвалидами I-III группы независимо от причин, рода и вида деятельности, величины страхового стажа. При полном отсутствии страхового стажа государство выплачивает инвалидам ежемесячное социальное пособие, финансируемое из федерального бюджета.

Страховое пособие при утрате кормильца назначается родственникам, находившимся на иждивении, независимо от величины стажа и причин смерти. При отсутствии стажа у кормильца, либо при совершении членами семьи уголовного преступления, приведшего к смерти, государство устанавливает выплату социального пособия.

Накопительная пенсия

Накопительная часть пенсионного обеспечения - один из основных элементов проводящейся государственной . Это часть страховых взносов (6%), поступающих на индивидуальные счета граждан в Пенсионном фонде.

В соответствии с законодательством право на формирование накопительной части имеют:

  1. Граждане РФ, родившееся в 1967 г. или позже.
  2. Лица, определившиеся с выбором пенсионного обеспечения в период 2014-15 гг.

Накопительная пенсия начисляется на основе сумм, находящихся на счетах на момент назначения обеспечения. В случае отказа от накопительной пенсии за лицом сохраняются предыдущие накопления, инвестирующиеся по его выбору, и начисляющиеся в виде:

Важно помнить , что выбор накопительной системы пенсионного обеспечения влияет на правовые возможности при формировании страхового пособия.

Начиная с 2014 г., и предположительно по 2020 г., в связи с экономическим кризисом Правительством РФ объявлен - накопительная часть пенсий «заморожена» , а взносы переводятся в страховую часть и преобразуются в пенсионные баллы. Дальнейшая судьба накопительной системы остается под вопросом, одновременно Правительство обещает учесть собранные до моратория средства при будущих выплатах.

Как выплачивают и снимают

Выдача накопленных средств возможна в нескольких вариантах. Право на единоразовую выплату имеют:

  • инвалиды;
  • лица, получающие пенсию при потере кормильца;
  • граждане без страхового стажа и нужного количества пенсионных баллов;
  • при одноразовой выплате в менее 5% от суммы страхового платежа.

Чтобы получить накопительную пенсию нужно обратиться в обслуживающий фонд с заявлением и документами, подтверждающими право на получение всей суммы. При положительном решении средства начислят через 1-2 месяца.

.

Куда перевести накопленные средства

Накопленные пенсионные средства могут находиться в Пенсионном фонде или в одном из негосударственных фондов, выбранном клиентом по собственному усмотрению. При выборе фонда специалисты советуют обращаться к организациям, принадлежащим крупным банкам и страховым компаниям, таким как Сбербанк, Росгосстрах и прочим , располагающим государственными вложениями и имеющим положительную репутацию в мире финансов.

Выбор НПФ для накопительной части пенсии — не окончательное решение и может пересматриваться владельцем средств неограниченное количество раз. При этом закон ограничивает проведение данных операций по времени, не более одного перевода в 5 лет . Перевод средств осуществляется по заявлению владельца счета.

.

Как узнать сумму средств на счету

Для определения состояние капитала на счету нужно обратиться с соответствующим заявлением в обслуживающую организацию или фонд. Пенсионное законодательство РФ предусматривает бесплатное предоставление данных о состоянии счета один раз в год .

Негосударственное

Кроме страховой и накопительной пенсии граждане РФ могут формировать дополнительный вид обеспечения - негосударственную пенсию. Обязательное условие для формирования - участие в программах негосударственного пенсионного обеспечения.

Отличительная особенность негосударственных пенсий - страховой стаж не важен, а важна сумма взносов. Заключив договор о дополнительном пенсионном обеспечении с негосударственным фондом, граждане могут самостоятельно определять величину перечисляемых процентов.

Негосударственное пенсионное обеспечение - дополнительные материальные средства, позволяющие «нарастить» основную часть пенсии, в том числе и при отсутствии нужных страховых лет.

Преимущества дополнительного пенсионного обеспечения:

  • добровольный характер принимаемого решения;
  • возможность оставаться «на плаву» после завершения трудовой деятельности, и кардинально не изменять сложившийся образ жизни из-за изменения материального положения.

Негосударственные пенсионные фонды предлагают:

  • персональный подход к клиентам с учетом возрастных данных, уровня доходов, планируемого периода внесения средств на счет;
  • гибкую систему начисления взносов - право самостоятельно принимать решение о суммах и времени внесения средств.

Накопления можно инвестировать - прибыль не зависит от суммы взноса. Вложив небольшую часть сбережений, можно получать регулярный стабильный доход. Также негосударственная пенсия передается по наследству и не облагается подоходным налогом.

Видео-консультация по теме

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .