Перспективы развития экономики китая.

Избранное в Рунете

Андрей Виноградов, Валентин Головачев, Артем Кобзев, Александр Ломанов, Юрий Чудодеев

Виноградов Андрей Владимирович – руководитель Центра политических исследований и прогнозов Института Дальнего Востока РАН, доктор политических наук.
Головачев Валентин Цуньлиевич – старший научный сотрудник отдела Китая Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук.
Кобзев Артем Игоревич – профессор, заведующий отделом Китая Института востоковедения, доктор философских наук.
Ломанов Александр Владимирович – главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, доктор философских наук.
Чудодеев Юрий Владимирович – ведущий научный сотрудник отдела Китая Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук.


Сейчас Китай уже стал второй экономикой мира и может стать первой еще в первой половине XXI в. Однако КНР предстоит преодолеть немало препятствий на своем пути, включая технологические, социальные, экономические, экологические проблемы внутри страны, а также сложности утверждения в качестве крупнейшей мировой державы в системе международных экономических отношений. Тем не менее, есть свидетельства тому, что США уже готовы принять Китай в этой его новой роли. В Вашингтоне уже обсуждают концепцию «G-2», которая должна по сути дела заменить «G-7» и «G-8».

Для анализа долгосрочных перспектив развития КНР были определены следующие сценарии.

«Экологическая катастрофа». Специалисты, анализирующие ситуацию в Китае, указывают именно на эту опасность, как наиболее серьезную для будущего развития этой страны. Основные факторы, предопределяющие эту опасность - очень большая численность населения, особенно сельского, даже после трех десятилетий успешной демографической политики, и ресурсоемкий характер экономического роста. Экономические потери Китая от нарушения экологического равновесия и загрязнения окружающей среды оценивают от 10% до 20% ВВП, причем около 2/3 потерь от нарушения экологического равновесия и 1/3 от загрязнения окружающей среды . Таким образом, можно считать, что 2/3 потерь связаны с чрезмерной нагрузкой на среду в сельской местности из-за перенаселения, а остальные связаны с современным промышленным производством. В целом же загрязнение воздуха и водных ресурсов определяют остроту экологической проблемы.

Наиболее чревата кризисом ситуация с разрушением природной среды в перенаселенной сельской местности, поскольку экологический кризис в этом случае перерастает в социальный. Что касается загрязнения вод и воздуха, то аналогичная ситуация возникала в Японии, Германии и США на стадиях интенсивного промышленного роста. Для решения этих проблем имеются технологические решения, но они требуют больших экономических затрат и проведения государственной политики по внедрению экологически безопасных технологий.

«Быстрое старение населения и угасание по японскому варианту». Одним из важных факторов успеха китайских реформ и быстрого экономического роста в результате их проведения стала демографическая политика, направленная на сокращение рождаемости в стране. Ее несомненный успех имеет оборотную сторону - старение населения, то есть рост доли пожилых в населении страны. По имеющимся прогнозам, к 2050 г. около 30% населения Китая будет старше 60 лет . В настоящее время в Японии - стране с наиболее старой структурой населения, сталкивающейся с большими проблемами пенсионного обеспечения граждан и необходимостью переносить промышленное производство в другие страны из-за дефицита молодой рабочей силы, доля лиц старше 60 лет составляет 23%. К 2050 г. этот показатель в США достигнет 27%, то есть население Китая будет более старым, чем население США.

Очевидно, что Китай может потерять свое конкурентное преимущество как страна, обладающая достаточно квалифицированной, но дешевой рабочей силой. Удержать позиции «мастерской мира» при стареющем населении, которое будет нуждаться в социальном обеспечении, что будет отрывать средства от экономического развития, будет затруднительно. Китай станет похож на современную Японию по своим достижениям и проблемам, но с гораздо более низким уровнем ВВП на душу населения.

«Борьба за лидерство в мире»

Как подчеркивали авторы доклада Национального разведывательного совета США «Глобальные тенденции - 2025: меняющийся мир»: «Китай имеет предпосылки в ближайшие двадцать лет оказывать на мир большее влияние, чем какая-либо другая страна. Если нынешние тенденции не изменятся, к 2025 г. экономика Китая станет второй по величине в мире, а сам он - ведущей военной силой» . Ныне Китай уже стал второй экономикой мира и, по различного рода оценкам, может стать первой еще в первой половине XXI в. Важно отметить то, что экономика Китая будет лидировать не только по объемам, хотя и здесь ее отрыв от других впечатляет уже сейчас. Например, КНР находится на первом месте в мире по производству стали с гигантским отрывом от других государств - 568 млн. т в 2009 г., Япония - 88 млн. т, США - 58 млн. т, Россия - 60 млн. т. Аналогичная ситуация в энергетике, других отраслях металлургии, машиностроении. С 2004 г. Китай является крупнейшим в мире экспортером продукции цифровых технологий, опережая и Японию, и ЕС, и США . По абсолютному числу пользователей Интернета КНР находится на первом месте в мире (свыше 250 млн. чел.) .

КНР планирует долгосрочную стратегию развития. В ее разработке участвует Академия общественных наук, Академия наук, исследовательские центры Госсовета, Комитета по планированию развития Китая. При сопоставлении прогнозных оценок, сделанных ранее, и реальных результатов экономического развития оказывается, что прогнозные оценки были вполне реалистичны и весьма близки к тому, что осуществилось .

Безусловно, КНР предстоит преодолеть немало препятствий на пути к экономическому лидерству, включая технологические, социальные, экономические, экологические проблемы внутри страны, а также сложности утверждения в качестве крупнейшей мировой державы в системе международных экономических отношений. Тем не менее, есть свидетельства тому, что США уже готовы принять Китай в этой его новой роли. Экспертные и политические круги США обсуждают концепцию «G-2» (механизм неформальных договоренностей между США и КНР) , которая должна по сути дела заменить «G-7» и «G-8» (США, Канада, ФРГ, Великобритания, Франция, Италия, Япония и Россия).

Рис. 1.

Возможные сценарии развития китайской цивилизации


Виноградов А. В.

Выше выделены только некоторые факторы и тенденции, любой сценарий будет результатом их взаимодействия. Здесь перечислены только негативные сценарии, поэтому я тоже буду рассматривать негативные.

На мой взгляд, начавшийся перенос промышленного производства из Китая в ЮВА и др. регионы ослабит, во всяком случае, не будет усугублять экологическую проблему, но сокращение сельскохозяйственных земель будет обострять продовольственную проблему. -10% экология .

Старение населения при отсутствии государственной системы всеобщего социального страхования - не проблема государства, старики будут делать посильную работу и находиться на содержании семей. Ни экономических, ни социальных потрясений из-за этого не будет. - 10% старение населения .

Встраивание во внешний мир политически - более серьезный вызов, у Китая нет ни отработанных внешнеполитических моделей, ни опыта активного политического взаимодействия с миром. - 35% .

Политическая нестабильность в центре и экономическая регионализация на фоне вышеперечисленного. Она позволит решить ряд проблем на уровне отдельных регионов - 45% .

Головачев В. Ц.

Мой «прогноз»:

Сценарий 1-5% (крайне маловероятно)

Сценарий 2-5% (крайне маловероятно)

Сценарий 3-90%

Мой комментарий:

«Экологическая катастрофа»

Трудно представить себе некую экологическую катастрофу, способную реально погубить весь Китай, как огромную страну, и уж тем более - цивилизацию. Потоп или внезапное опускание материков (судьба Атлантиды) Китаю не грозят, либо относятся к категории совершенно непрогнозируемых сценариев. Катастрофы же вроде «глобального потепления» грозят не только Китаю и китайской цивилизации, но и всему миру с его глобальной цивилизацией. Что касается общих и зональных экологических проблем Китая, то они регулируемы на уровне тенденций, при помощи последовательной экологической политики. В последние десятилетия в Китае происходит относительно радикальный и эффективный разворот к решению экологических проблем, курс на которое подтвержден, например, в документах 18-го съезда КПК. В дальнейшем этот курс будет уточняться и упрочиваться. Поэтому негативный сценарий под названием «экологическая катастрофа» - нереален для Китая и должен учитываться только теоретически.

«Быстрое старение населения и угасание по японскому варианту»

Попытки оценить вероятность (прогнозировать) социального развития Китая «по японскому варианту» представляются в принципе некорректными. При относительно «быстром» старении в 130-миллионной Японии, очевидно, этот же процесс может иметь совсем иные темпы, масштабы и последствия в 1,5-миллиардном Китае. При этом опыт Японии, безусловно, внимательно изучается и учитывается в Китае при разработке долговременной политики социального макрорегулирования. Подобный «японский» сценарий развития китайской цивилизации нереален, либо крайне маловероятен, как и сценарий «экологической катастрофы».

«Борьба за лидерство в мире»

Борьба за мировое лидерство - не прогнозный сценарий, а давно идущий процесс, вероятность которого не подлежит сомнению и не требует процентных расчетов. Если же речь идет о вероятности достижении лидерства, то Китай уже сейчас является одним из признанных мировых лидеров во многих отношениях. При этом достижение формального или абсолютного мирового лидерства - заманчивая, но сомнительная цель, которая сопряжена с огромными, труднопредсказуемыми и контролируемыми внешними ожиданиями, обязательствами и обстоятельствами. Учитывая особое стратагемное мышление китайцев, легче предположить, что для них желаемым сценарием может быть осуществление мирового лидерства «из тени», при внешнем сохранении на вторых ролях.

Мировое лидерство Китая - не цель, а скорее исторический идеал (национальная идея), не требующий временных сроков, но способный идеологически мобилизовать китайское общество на реализацию планируемого курса, темпов и качества развития страны.

Заключение

Стабильное и динамичное внутреннее развитие, а также «возвращение» к мировому цивилизационному доминированию (не обязательно за счет формального лидерства) через качественную внутреннюю метаморфозу - вот, на мой взгляд, наиболее вероятная стратегическая цель или сценарий развития китайской цивилизации в 21 веке , которая на данный момент выглядит безальтернативной (если отбросить апокалиптические, гибельные сценарии), и потому не требует «гаданий на процентах» путем «вероятностных прогнозов». Ее достижение потребует, в частности, уклонения (на уровне регулируемых тенденций) от вышеперечисленных негативных сценариев, а также разработки позитивных тактических сценариев и «нормативных прогнозов». Очевидно, нынешнее китайское руководство хорошо понимает, что ключевым условием для реализации всех долговременных целей развития страны было и будет сохранение устойчивого комплексного экосоциалъного (экологического и социального) баланса как в самом Китае, так и по возможности за его пределами. Соответственно, главная внутренняя угроза для современного Китая - не социальное «угасание» и не всекитайская экокатастрофа, но обрушение экосоциалъного баланса , чреватое кризисом всей существующей государственной системы. Например, внезапный и резкий социальный взрыв с последующей цепной реакцией, толчком для которого может послужить даже локальное экологическое бедствие или отдельная «роковая» ошибка в политике современных властей Китая. Последние, безусловно, будут предпринимать все возможные усилия для предотвращения подобных угроз и кризисов, во имя достижения вышеназванных стратегических целей.

Кобзев А. И.

Оценка сценариев:

1-5-10% (7,5%), 2-5-10% (7,5%), 3-80-90% (85%).

Первые два сценария носят социоестественный характер и соответственно зависят от двух факторов: общественных отношений и взаимодействия человека с природной средой. С исторической точки зрения Китай обладает наибольшим в мире опытом решения подобных проблем. Общеизвестны его рекордные с древности достижения в сфере социальной регуляции и особенно в демографии: это единственная в истории человечества страна, способная в зависимости от тех или иных потребностей существенно как увеличивать, так и уменьшать численность своего населения. В условиях самого длительного иноземного завоевания - маньчжурами в эпоху Цин (1644-1911) китайцы в 6-8 раз превысили максимум своей численности в 50-60 млн. человек, до этого не преодолевавшийся тысячелетиями. И наоборот, в конце 20 - начале 21 в. они плановыми мерами остановили рост населения на экономически приемлемом уровне, чего, к примеру, не может добиться находящаяся в сходном положении Индия. С полномасштабными же экологическими проблемами они столкнулись еще в середине 1 тыс. до н.э. и за многие века научились их умело решать, первыми в мире начав применять для этого и экологические методы, в частности истребление одних насекомых с помощью других. Подобный багаж заключает в себе и гомеопатические, и терапевтические, и хирургические методы вроде смертной казни, что сомнительно с точки зрения западных стандартов гуманности, демократичности или политкорректности, но весьма эффективно на практике. Никакой экономический рост в такой огромной, разнообразной и сложной стране не был бы возможен без колоссального культурно-исторического потенциала, аналогом которого не располагает ни одна страна в современном мире. В целом помимо богатого исторического наследия, способного конвертироваться в актуальные результаты, Китай располагает таким важным для преодоления указанных угроз ресурсом, как высокая степень управляемости, социально-политической централизации и хозяйственно-экономической планируемости.

Третий сценарий обусловлен более сложной конфигурацией факторов, во многом зависимой не от самого Китая. И исторический опыт здесь не столь богат и полезен, поскольку основополагающая мироустроительная модель предполагала естественно-цивилизационную, а не завоевываемую политикой и экономикой покорность менее культурной периферии всего мира его центру - Срединному государству (Чжун-го). Позднее навязывавшиеся агрессивными соседями признания дипломатического равенства с ними не устраняли восприятия их как варваров. Попытка Мао Цзэдуна в середине 20 в. сделать Китай мировым лидером по западному образцу не была подкреплена экономически и обернулась провалом как вовне, так и внутри страны. Два раза в 20 в. отход от исконных ценностей в пользу западного капитализма и советского коммунизма оборачивался для Китая катастрофой. Глобализация - проблема обоюдоострая и для него, и для остального мира. Принятое современным Китаем древнее самоназвание - Срединное государство говорит о центральности и независимости, но экономически он привязан к Западу (США и Евросоюзу), а идейно-политически и геостратегически - к Востоку, т. е. прежде всего России и странам постсоветского пространства. География и история требуют от КНР и РФ союзнических отношений, но если посчитать не только товарооборот, который у КНР с США чуть ли не на порядок больше, чем с РФ, а, например, количество учащихся в США китайских студентов, т. е. будущей элиты страны, то станет виден противоположный вектор сближения. Однако по этому направлению Китаю грозят самая жесткая экономическая конкуренция, военно-политические демарши в виде поддержки Тайваня, тибетских и синьцзянских сепаратистов, противодействие китайским интересам в Азии и Африке, спорах с Японией и т.д. Отсюда ясно, что судьбоносный выбор Китаем пока не сделан. Сделать его - важнейшая задача грядущего 10-летия для него и России. Надоело играть в подвалах? Играй в казино кристалл онлайн не выходя из дома.

Между Россией и Китаем много общего. Современные (республиканские) формы государственности там и тут насчитывают около ста лет. За это время иногда даже ставился вопрос об объединении двух стран, хотя, с другой стороны, дело доходило и до военных столкновений. Дважды в 20 в., после Октябрьской революции 1917 г. и образования КНР в 1949 г., самые дружественные отношения между нашими странами оборачивались вооруженными конфликтами. На общем пути Россия стартовала в 1917 г. - на 6 лет позже начала Синьхайской революции в Китае. Точно с таким же временным разрывом начался и новейший этап развития обеих стран: в КНР в 1978, в СССР в 1984 г. Наши государства пошли разными путями реформ: Россия - прежде всего политических, Китай - экономических, но сейчас произошла конвергенция, хотя в России больше политических достижений, а в Китае - экономических. Одна из главных общих черт обеих стран - наличие властной вертикали с одной доминирующей партией "и огромными полномочиями лидера. 1

В настоящее время Китай стоит на пороге судьбоносных решений, обусловленных серьезными проблемами беспрецедентного роста и чреватых непредсказуемыми последствиями. Пришедшему к власти новому поколению руководителей предстоит решить целый комплекс сложнейших задач: от испорченной экологии, перегрева экономики, дисбаланса в доходах различных слоев населения и регионов страны, политических конфликтов в Синьцзяне, Тибете, на Тайване и спорных островах Южно-Китайского моря, до противоречий между официальной коммунистической идеологией и всепроникающими западными ценностями, а также традиционным конфуцианским мировоззрением и исконными даосско-буддийскими верованиями, завоевывающими всё большую популярность. Естественно, другой глобальный гигант - США - постарается использовать в своих геополитических и экономических интересах риски переходного этапа КНР, возможно, вовлекая своего главного конкурента в разного рода конфликты. В силу упомянутых исторических и геополитических обстоятельств, в частности, конфигурации управляющих миром сил после Второй мировой войны, распределения ролей в Совбезе ООН и т. п., РФ и КНР - безусловные лидеры Востока как нового геополитического центра силы, который может противостоять Западу. Причем достоинства той и другой страны дополняют друг друга. У КНР бесспорные экономические преимущества, а у РФ - военно-политические и дипломатические, прежде всего недостающий пока Китаю огромный опыт участия в решении глобальных проблем человечества.

Ломанов А. В.

Мой вариант оценки:

Хотелось бы подчеркнуть, что предложенные сценарии не являются полностью взаимоисключающими. Вполне возможно представить себе «грязный» и «старый» Китай, успешно продолжающий борьбу за глобальное лидерство. Набор альтернатив китайскому лидерству включает много других проблем, которых нет в этом списке. Губительная социально-политическая дестабилизация внутри страны может быть вызвана факторами, не имеющими прямой связи с экологией и демографией.

Несколько соображений по поводу сказанного в сценарной части:

Китайские власти сделали экологию государственным приоритетом. Поскольку китайское государство имеет больше возможностей для прямого директивного вмешательства в экономику (закрытие загрязняющих производств без долгих тяжб, запрет автомобилистам выезжать на улицы в определенные дни и т.д.), чем на Западе или в Японии, нет оснований полагать, что Китай справится с этим хуже. Научно-технические разработки в сфере экологии там идут весьма активно.

Китайские эксперты серьезно встревожены тем, что страна «постареет раньше, чем разбогатеет». Вместе с тем о сохранении позиции «мастерской мира» речь не идет в любом случае. Официально поставлена задача поменять модель роста. Дешевый труд и массовый экспорт созданного им ширпотреба больше не приоритет, зарплаты в Китае растут быстро. Предполагается, что расширение социального обеспечения будет не вредить, а помогать экономическому развитию (люди не будут копить на старость, смогут больше тратить сами, да и дети будут меньше сберегать), что соответствует нынешнему курсу на расширение внутреннего спроса.

США более не готовы принять Китай в его новой роли, о чем свидетельствует негативное развитие двусторонних отношений в последние годы («поворот к Азии» с обещанием перебросить основные силы ВМФ США на Тихий океан, участие американцев в территориальных спорах на стороне оппонентов Китая, и так далее). От роли младшего подчиненного партнера Китай отказался, иного США не предложили. Так что концепция «G-2» теперь мало отличается от рассуждений о счастливом вхождении России в «общеевропейский дом».

Чудодеев Ю. В.

Успешное догоняющее развитие - 95%

Экологические проблемы - 5%

Старение населения - 0%

Несколько слов в обоснование предложенных оценок. Первое - китайское руководство, как свидетельствуют итоги 17-го и 18-го съездов КПК, видит и осознает эти проблемы и по-своему пытается их решать. Более того, они заявляют о готовности к конструктивному сотрудничеству с мировым сообществом в решении этих вопросов, хотя по-прежнему не подписывают Киотский протокол и т.д. Позиция КНР, конечно, будет соразмеряться с международными реалиями, реакциями и позициями. Но Китай все время твердит о своей автономности и определенной самодостаточности, несмотря на огромную зависимость от реализации своей продукции за рубежом. И в этом вопросе он будет действовать по-своему. Экологические проблемы - это своего рода плата за рост китайской экономики, который будет продолжаться ради достижения «умеренного благополучия» (сяокан), развития внутреннего рынка и пр. Для китайского руководства главное - не нарушить социально-политическую стабильность развития общества, реализовать идею социальной гармонии и продолжать курс на великое возрождение китайской нации. А проблем на этом пути немало: резко возросшая дифференциация общества, значительный разрыв в развитии между приморскими и сравнительно бедными внутренними (особенно западными и юго-западными) районами, несогласованное развитие города и деревни. Мы уже не говорим о дефиците природных ресурсов, экономических преступлениях и коррупции. А между тем Китай не может спуститься ниже ежегодного прироста в 5%, ниже производства зерна в 500 млн. т, ниже 120 млн. га пахотной земли («красная черта») ! - Китай к ней сегодня приблизился. А это уже проблема продовольственной безопасности. Китайцы решали и будут решать эти проблемы, но прежде всего с учетом своих национальных интересов.

Проблема старения. Да, существует. Но для Китая далеко не первая. Тем более что ее решение в руках государства. Достаточно разрешить рождение второго ребенка, тем более что это уже практикуется частично в западных районах и частично в деревне. К 2050 г. в КНР, безусловно, вырастет производительность труда и квалификация рабочей силы.

Наконец, о «борьбе за лидерство» Китая. Конечно, китайским лидерам будет импонировать лидирующие позиции их страны в мире, тем более что это согласуется с выдвинутом на съездах КПК курсом на «великое возрождение китайской нации». Но на какие-либо неформальные договоренности с США и замене «G-7» или «G-8» они вряд ли пойдут. Думается, по-прежнему будут называть себя - «самостоятельная развивающаяся нация». Потому что позиция лидера всегда вызывает зависть, косые взгляды, неприятие и отчуждение. А это китайцам ни к чему.

Ниже представлена сводная таблица ответов экспертов.

Таблица 1

Оценка экспертами вероятности сценариев, %


Примечания:

Ушаков И. В. Экологический лабиринт. Социально-экономические аспекты природопользования в Китае. М.: ИД «Форум», 2008. С. 37.

World Population Ageing 1950-2050. UN, NY, 2002.

Мир после кризиса. Глобальные тенденции - 2025: меняющийся мир. Доклад Национального разведывательного совета США. М. С. 13.

Данные World Steel Association, сайт world steel.org В 2009 г. выпуск в КНР рос, а в других странах в условиях кризиса значительно уменьшился.

Промышленная политика Китая: очередное достижение // Экономист, № 1, 2006. С. 50.

Jens Damm. Chinas cape moving beyond the People’s Republic // The Newsletter HAS No 50, spring 2009. P. 28.

См.: Наумов И.Н. Стратегия экономического развития КНР в 1996-2020 гг. и проблемы ее реализации. М.: ИДВ РАН, 2001. С. 70. Табл. 14.

Bergsten С. F., Freeman С., Lardy N. R., Mitchell J. D. China’s Rise. Washington D. C., 2008. P. 25-27.

Раз в пять лет коммунистическая партия Китая проводит Всекитайский съезд, где принимаются два ключевых решения: кто будет руководить Китаем в течение следующих пяти лет, и по какому пути развития будут следовать эти руководители. Недавно завершившийся XIX съезд КПК принял не только эти важные решения, но и ряд других.

Помимо избрания нового Постоянного комитета Политбюро, XIX съезд партии переизбрал председателя КНР Си Цзиньпина руководителем КПК и включил названную в его честь идеологию — «Идеи Си Цзиньпина» — в партийный устав. Съезд также утвердил программу будущего развития страны до 2050 года, в которой нашли отражение перемены, произошедшие в Китае благодаря экономическим реформам и открытию страны.

На XIII съезде КПК в октябре 1987 года руководство Китая провозгласило, что «основным противоречием» в стране является противоречие между «ростом материальных и культурных потребностей народа и отсталостью общественного производства». Иными словами, главная задача заключалась в производстве достаточного количества еды, одежды и книг для всех китайцев.

Тридцать лет спустя основным противоречием в Китае стало противоречие между «растущими потребностями в повышенном качестве жизни и недостаточным и несбалансированным экономическим развитием». В своём обращении к XIX съезду партии Си Цзиньпин объявил, что, поскольку Китай в целом может обеспечить базовые потребности народа, целью теперь должно стать повышение качества его жизни.

В связи с этим, XIX съезд начертил новую дорожную карту, опираясь на «цели двух столетних юбилеев», поставленные ещё на XVIII съезде. Первая столетняя цель — построить «среднезажиточное общество» («сяо-кан») к 2021 году, то есть к столетней годовщине основания КПК. Суть в том, чтобы обеспечить массовое процветание и практически ликвидировать бедность.

Вторая столетняя цель — превратить Китай в «полностью развитую и передовую страну» к 2049 году, то есть к столетнему юбилею основания Народной республики. План, утверждённый съездом, заключается в том, чтобы сделать Китай процветающим, цивилизованным, гармоничным и современным социалистическим обществом с качественным государственным управлением. Такой Китай станет ведущей мировой державой, занимающей высокое место среди стран с развитой экономикой.

Контекст

Четверть триллиона долларов на встрече Си и Трампа

Жэньминь жибао 10.11.2017

Доложили расстановку: как Си Цзиньпин превратил политбюро в свой двор

Carnegie Moscow Center 29.10.2017

Западный мир и его слабые лидеры

El Pais 26.10.2017

Си Цзиньпин - Мао 2.0

The Guardian 25.10.2017

Речь Си Цзиньпина на партийном съезде

Time 18.10.2017

XIX съезд партии отчасти уже разметил путь между этими двумя столетними целями: как только будет достигнута первая цель, задачей страны станет модернизация китайского общества к 2035 году. Модернизированный Китай превратится в мирового лидера в сфере инноваций, это будет страна с чистой природой, с массовым средним классом и со значительно сократившимся разрывом между городом и селом в темпах экономического роста, качестве государственных услуг и стандартах жизни.

Для достижения этих целей, в первую очередь, необходимо, чтобы руководство Китая понимало, на каком этапе сейчас находится процесс развития страны. В этом смысле позитивным является признание китайскими лидерами на последнем съезде партии того факта, что Китай сейчас находится — и будет находиться — на первом этапе социализма. Это означает, что Китай обязан ставить перед собой задачи, прежде всего, экономического развития в расчёте на то, что экономический рост позволить решить проблемы страны.

В связи с этим, высшее китайское руководство пообещало продолжить проведение структурных реформ и либерализации экономики. Эта работа опирается на решения, принятые в 2013 году на Третьем пленуме Центрального комитета КПК 18-го созыва, согласно которым рынку должна быть предоставлена «решающая роль» в распределении ресурсов.

Как указывалось на XIX съезде партии, для выполнения этих решений Китаю будет необходимо защищать права частной собственности и предпринимательство. Это очень важно, поскольку частный сектор обеспечивает более 60% ВВП Китая, 50% налогов страны, 70% её технологических и продуктовых инноваций, а также 80% рабочих мест, хотя при этом он потребляет менее 40% ресурсов.

В том, что касается либерализации, Китай обязуется проводить политику дальнейшего открытия рынков для торговли и иностранных инвестиций, защищая при этом законные права и интересы иностранных инвесторов. В рамках этой работы правительство начинает создавать новые зоны свободной торговли и изучает возможность открытия портов свободной торговли в некоторых регионах.

Считается, что Китай может достигнуть цели превращения в страну с высоким уровнем доходов к 2035 году. Однако для этого стране придётся поддерживать темпы роста производительности труда на уровне, как минимум, 5% в год в течение ближайших 15-20 лет. Такой результат будет зависеть от успешного повышения темпов урбанизации и ускорения технологического прогресса.

Ключом к успеху станет такое руководство страны, которое способно эффективно адаптироваться к изменению внутренних и внешних условий и справляться с рисками, накопленными за несколько минувших десятилетий. Например, ему придётся заняться проблемой роста неравенства в доходах, вызванным, главным образом, огромной разницей в доходах в городе и на селе, хотя разница в доходах жителей городов также растёт. В 2014 году размер подушевого дохода 5% самых богатых домохозяйств составил 53300 юаней ($8024), а доход 5% самых бедных домохозяйств равнялся всего лишь 1600 юаням.

По данным опросов Центра исследований финансового состояния китайских домохозяйств (CHFS), коэффициент Джини в Китае, а это наиболее общепринятый индикатор неравенства, вырос с 0,238 в 1983 году до 0,491 в 2008 году. В 2010 году он достиг рекордного уровня 0,61, а в 2012 году составил 0,60 (это намного выше официальных цифр — 0,481 и 0,474 соответственно). В 2016 году коэффициент Джини упал до 0,465, однако эта цифра по-прежнему выше уровня, наблюдаемого в крупных развитых странах — 0,24-0,36.

Китай сталкивается и с проблемой роста неравенства в распределении богатства. В 1988 и 1995 годах коэффициент Джини, показывающий неравенство богатства между домохозяйствами, равнялся всего лишь 0,34 и 0,4 соответственно. Но он рос, достигнув пика в 2010 году — 0,739. В 2014 году беднейшие 25% домохозяйств владели менее 2% совокупного богатства страны, в то время как 1% самых богатых — одной третью.

Если Китай не сможет обуздать неравенство, это негативно повлияет на долгосрочный рост экономики. Однако благодаря чёткому плану развития и сильному лидеру, чьё политическое могущество гарантирует продолжение реформ, Китай хорошо позиционирован для решения стоящих перед ним проблем и продолжения беспрецедентных экономических успехов.

Впрочем, даже если страна и достигнет своих целей в 2050 году, её проблемы не закончатся: китайскому руководству придётся иметь дело со стареющим населением. Согласно пересмотренным в 2017 году «Прогнозам численности мирового населения» ООН, к 2050 году 36,5% населения Китая будет старше 60 лет. Медианный возраст может увеличиться до 49,6 лет; это близко к японскому уровню 53,3 года и выше, чем в Швеции, Великобритании, Евросоюзе и США. Этот факт подчёркивает, насколько важно китайскому руководству принимать правильные решения, поставив страну на стабильный фундамент к 2050 году.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

На открывшемся в Пекине 18 октября XIX съезде КПК оглашен генеральный план развития страны вплоть до 2050 года.

В выступлении Генсека ЦК КПК Си Цзиньпина перед 2280 делегатами съезда названы три основных этапа. К 2020 году КНР намерена построить общество среднего достатка с многочисленным средним классом и полной ликвидацией нищеты. К 2035 году «Китай поднимется до уровня стран-лидеров инновационного типа»; будет завершено создание правового государства, сократится разрыв в уровне доходов, в том числе между городскими и сельскими жителями; планируется ликвидировать затяжной экологический кризис. Наконец, к 2050 году «Китай по совокупной национальной мощи и международному влиянию войдет в число стран-лидеров», отмечается в докладе.

Говоря о достижении этих целей, Си Цзиньпин обозначил целый ряд принципов и подходов, в том числе в экономической политике.

Во-первых, он признал, что заоблачных темпов роста китайской экономики больше ожидать не стоит. По его словам, страна перешла «от высоких темпов роста к высококачественному развитию». Напомним, что темпы роста ВВП КНР уверенно падают на несколько процентных пунктов ежегодно уже несколько лет подряд, снизившись в 2016 году до 6,7% - это самый низкий показатель за последнюю четверть века. Однако, это все же гораздо выше мировых показателей. За последние пять лет средние темпы роста китайской экономики составили 7,2%, тогда как глобальной - лишь 2,6%.

Во-вторых, Китай продолжит поддерживать ставшие уже традиционными меры экономического развития. В частности, интенсифицируется инфраструктурное строительство - прокладка железных и автомобильных дорог, развитие водных и воздушных путей сообщения, трубопроводного транспорта, сетей электроснабжения и логистики. Речь идет об огромных финансовых вливаниях. Напомним, что лишь в нынешнем году КНР выделила из бюджета 800 млрд юаней ($1,2 млрд) в строительство железных дорог и 1,8 трлн юаней ($272 млрд) в развитие шоссейных и водных дорог.

Судя по тексту доклада, еще долго будет продолжаться работа по ликвидации избыточных производственных мощностей, борьбе с кризисом перепроизводства по секторам, а также по сокращению чрезмерной долговой нагрузки.

В-третьих, подтвержден курс на ослабление государственного контроля над экономикой и передачу инициативы экономического развития в руки народа. Си Цзиньпин подчеркнул, что партия и государство будут «пробуждать и оберегать предпринимательский дух, поощрять большее число социальных субъектов к инновационной и предпринимательской деятельности». В этих целях будет значительно упрощен инвестиционный режим. Если сейчас большинство инвестпроектов подлежат обязательному одобрению властей, то в будущем предполагается создание “негативного списка” проектов, за пределами которого можно инвестировать во что угодно без предварительного разрешения, лишь уведомив власти о своих капиталовложениях. Сейчас подобный режим действует лишь в 11 зонах свободной торговли КНР. В докладе XIX съезду обещано, что он будет распространен на всю страну.

В-четвертых, подтверждена политическая воля Китая развивать экономическое сотрудничество с зарубежными партнерами и гарантировать права иностранного капитала у себя «дома». В докладе подчеркивается: «Открытые двери Китая не закроются, они будут распахиваться все шире. Делая упор на реализацию инициативы «Один пояс – Один путь», следует и дальше уделять внимание заимствованию извне и выходу вовне». «За счет расширения внешней торговли, культивирования новых видов хозяйственной деятельности и новых моделей в сфере торговли, следует интенсивнее продвигать работу по превращению Китая в полноценную торговую державу. Следует расширять доступ на рынок и открытость внешнему миру, защищать законные права и интересы иностранных инвесторов. Обеспечить одинаковое, равное отношение ко всем зарегистрированным на территории Китая предприятиям», - указал Си Цзиньпин.

Вывести национальный футбол на ведущие позиции в мире. Такова цель плана, рассчитанного до 2050 года, опубликованного правительством Китая. За эти годы национальные сборные должны войти в ряды сильнейших и Китай подаст заявку на проведение чемпионата мира по футболу. Уже через несколько лет в стране появятся 20 тыс. центров по подготовке игроков и 70 тысяч новых полей. Особое значение в программе развития футбола отводится вовлечению в игру детей. Для этого разработаны специальные школьные программы и учебники.

План по развитию футбола в Китае состоит из трех частей. Первая - поднять интерес населения к этой командной игре. Предполагается, что к 2020 году увлечься ей должны как минимум 50 миллионов детей. Для этого необходимо сделать мощный скачок в развитии инфраструктуры. За ближайшие годы будут построены 70 тысяч полей и 20 тысяч футбольных центров по подготовке спортсменов. К 2030 году на каждые 10 тысяч китайцев будет по одному футбольному полю, а мужская сборная по футболу станет лучшей в Азии. Цель на более далекую перспективу - к 2050 году, привлечь к соревнованиям в стране крупнейшие мировые футбольные клубы. Особое значение в программе отводится детям. Чтобы привить им любовь к самому распространенному виду спорта в мире, в школьную программу введены уроки футбола, разработаны учебники, запланированы семинары для тренеров.

Цзян Цзивэй, Замначальника комитета по образованию района Чаоян г. Пекин:
"Мы разработали учебники для школьников разных возрастов. Эти книги отличаются от прежних учебников по физкультуре. Теперь упор в них сделан именно на футбол".

В Пекине будут созданы 3 учебных футбольных центра. При этом, все расходы возьмут на себя местные власти. Планируется, что в этом году в столицу приедут 200 лучших тренеров из разных уголков страны. Для них организуют спецкурсы повышения квалификации.

Ли Ляньцзян, Генсекретарь футбольной ассоциации школьников Китая:
"Мы будем вместе изучать единые правила футбольной ассоциации Китая. Кроме этого, мы организуем встречу с приглашенными иностранными специалистами, с тем чтобы они познакомили нас с передовым мировым опытом".

Но, теория без практики - мертва. Тем более, когда дело касается такого азартного вида спорта как футбол. Важнейшим условием его развития в школах назвали организацию регулярных соревнований внутри страны и усиление связей с иностранными командами.

Цзинь Юй, Директор школы в г. Хуньчунь провинции Цзилинь:
"Обычно наши школьники участвуют в масштабных футбольных соревнованиях по два раза в каждом семестре. Они очень любят этот вид спорта. Потому и после уроков не перестают тренироваться и повсюду играют".

Сейчас сборная Китая по футболу занимает в рейтинге ФИФА 81-е место из 204-х. Самым важным достижением стал факт отбора на Чемпионат мира 2002 года. Хотя китайская команда проиграла все матчи и не забила ни одного мяча, за ее выступлениями наблюдали около 300 млн. соотечественников. В текущем квалификационном турнире к чемпионату мира 2018 года зоны "Азия" сборная Китая во втором раунде заняла второе место в группе С и вышла в третий этап.