Размещение населения. Размещение населения Говорит Генеральный Директор

Перемещение производства

Большая доля городского населения и рост занятости в городах развивающихся стран связаны с местной государственной и частной инфраструктурой, а также с инвестициями в промышленность или сферу услуг. Но основной источник роста занятости с 1980 года – это перемещение производства из развитых городских агломераций в развивающиеся.

Многие факторы, среди которых низкие заработные платы, лучшее образование и профессиональное обучение, инфраструктура, логистика, местное снабжение, крупные потребительские рынки городских районов, благоприятная политика двусторонней и мировой торговли, а также инвестиционные льготы, предоставляемые развивающимися странами, в совокупности способны переместить производственный центр из развитых стран в развивающиеся.

Эпицентр потребления среднего класса и доходов на душу населения перемещается вместе с промышленными и коммерческими инвестициями.

Развивающиеся города реализуют свои инвестиционные преимущества согласованно с центральной и местной политикой правительства, а также при денежной, финансовой и торговой поддержке. Они конкурируют друг с другом за прямые иностранные инвестиции (ПИИ). Города, а не центральные правительства по большей части способствуют перемещению производства. Торговые представительства, возглавляемые мэрами крупных городов Китая, направляют маркетинговые делегации в города США и Европы, чтобы предоставить свои возможности для инвестиций. Эти делегации едут в такие города США, как Сан-Франциско, Даллас, Атланта, Чикаго и Нью-Йорк, а не в резиденцию федерального правительства в Вашингтон, округ Колумбия.

Инвестиция в перенос производства и открытие филиалов – это междугородний обмен, а не обмен между странами. Американские президенты могут повсеместно говорить об инвестициях и торговых достижениях. Но эти сделки заключаются между глобальными городами. Президенты стран привозят делегации мэров городов и крупнейших предпринимателей в глобальные города для привлечения туда бизнеса.

В грядущие десятилетия мы можем ожидать непрерывное истощение производства в развитых странах и перемещение его эпицентра в развивающиеся регионы . Эта тенденция отражена в приведенных выше ссылках на сравнение темпов прироста ВВП в городах развитых и развивающихся стран. Более высокий абсолютный ВВП и доход на душу населения на Западе – это атрибуты наследия, которые могут исчезнуть в ближайшие десятилетия.

Поскольку города США уже создали местное производство для замещения импорта из Европы, сегодня города развивающихся регионов создают привлекательные условия для размещения промышленных предприятий и развивают местное производство для замещения импорта с Запада. Широкий масштаб и быстрый темп такого замещения связаны с ускоренным ростом развивающихся городов и их потребляющих классов.

Единственная надежда на экономический рост для развитых городов с небольшим населением – это инновации для экспорта. Однако ожидается, что эти инновации также будут непрерывно замещаться импортирующими городами развивающихся стран. Китай нацелен на снижение импорта технологий с 50 до 30 % к 2020 году. В то время как в 2011 году доля Китая в мировых НИОКР увеличилась до 12 %, доля США в мировых НИОКР уменьшилась с 36 до 35 % . Инновации и продуктивность – это ключи к будущему балансу экономической силы между городами развитых и развивающихся стран.

К 2013 году крупнейшие развивающиеся страны и их местные частные и государственные ТНК и крупные предприятия имели финансовую возможность поддержать местные инновации. В случае с ВВП Китая 60 % приходит из частного сектора и 40 % китайского богатства находится в частных руках . Частный сектор Китая растет более быстрыми темпами, чем государственные компании, и богатство Китая, государственное и частное, инвестируется в покупку предприятий в развитых городах Европы, Японии и США в целях получения передовых технологий, выхода на рынок, а также укрепления силы бренда.

Процессы перемещения производства предприятий начинают двигаться в противоположном направлении. Huawei является второй по величине компанией по производству телекоммуникационного оборудования в мире. Это частное предприятие, которое имеет материально-технические базы и оперативные подразделения по всему миру: в Европе, Латинской Америке, Южной и Юго-Восточной Азии, Африке, на Ближнем Востоке и даже в Соединенных Штатах, где его деятельность в значительной степени блокируется федеральным правительством. Lenovo – самый крупный производитель компьютеров в мире, и эта компания официально зарегистрирована в Гонконге. Китай имеет обширный частный, а также государственный капитал для глобального расширения деятельности собственных городов. Китайские предприятия приобрели множество компаний как в Европе, так и в США. За последние девять месяцев 2013 года китайские фирмы потратили рекордную сумму – 12,2 миллиарда долларов США – на 55 проектов, реализуемых на неосвоенных территориях, и приобретения в США. Скоро будет установлен новый рекорд по прямым иностранным инвестициям Китая в экономику США

Тема 1. Город как объект.

Понятие города. Функции и задачи современных городов. Классификация городских поселений по численности населения. Классификация городов по функциональному назначению.

Тема 2. Теории эволюции городов.

Теория возникновения городов «по индивидуальной железной воле». Гильдейская теория. Теория социальной защиты . Теория рынка. Теория естественного развития сельских поселений . Современная концепция генезиса городов.

Тема 3. Экономика города и ее характерные особенности.

Экономика города как система. Экономические и производственные отношения в городе. Материально-техническая база городского хозяйства . Пространственное развитие города.

Тема 4. Урбанизация.

Понятие и сущность урбанизации. Количественно-качественные показатели процессов урбанизации. Основные стадии урбанизации по Джиббсу. Стадиальный подход к эволюции урбанизации. Пространственная последовательность распространения мирового процесса урбанизации. Особенности урабанизационных процессов в России. Последствия мирового процесса урбанизации на экономику крупнейших городов мира.

Тема 5. Развитие пригородов и современные города

Перемещение в пригород производственных предприятий. Основные тенденции перемещения в пригороды населения. Перемещение в пригород предприятий розничной торговли . Перемещение в пригород фирм сферы услуг . Пригородные субцентры и современные города.

Тема 6. Город как социально-экономическая пространственная система.

Взаимосвязь экономических и социальных процессов в городе. Понятие «Городское хозяйство» и его отличительные особенности. Внутреннее пространство города. Основные теории пространственной организации города: «Теория концентрических зон Э. Берджесса»; «Секторальная теория Х. Хойта»; «Многоячеистая теория К. Харриса и Е. Ульмана».

Тема 7. Планирование экономического развития города

Понятие, сущность и виды городской политики. Типичные проблемы современного города. Современная концепция экономического развития города. Сотрудничество городов и основные концепции взаимодействия городов. Основные формы объединения городов. Главные направления деятельности союзов (ассоциаций) городов.

Тема 8. Финансы города.

Понятие и основные характеристики финансовой системы города. Основные источники доходов городского бюджета. Фискальная политика и налоговое регулирования на городском уровне. Основные статьи расходов городских бюджетов. Роль органов местного самоуправления в регулирования финансовой политики города. Инструменты повышения эффективности использования местных бюджетных средств.

Тема 9. Жилищно-коммунальное хозяйство в экономике города. ЖКХ : его структура и его продукт.

Тема 10. Транспорт и транспортная инфраструктура современного города.

Организация городской дорожной сети. Типология конфигураций при построении магистралей города. Основные понятия по организации городского пассажирского транспорта. Планирование деятельности городского пассажирского транспорта. Показатели, характеризующие соответствие плановых показателей фактическим данным. Влияние городского пассажирского транспорта на формирование города.

Тема 11. Организация системы здравоохранения

Инфраструктура системы здравоохранения. Классификация медицинских услуг. Система управления здравоохранением на городском уровне. Финансирование муниципального здравоохранения. Планирование услуг здравоохранения. Основные показатели системы здравоохранения города.

Тема 12. Органы управления городским хозяйством.

Понятие «местное хозяйство» и «муниципальное хозяйство». Муниципальная администрация как орган управления городским хозяйством. Развитие местного самоуправления в России. Зарубежный опыт организации местного самоуправления. Необходимость реформирования местного самоуправления в Российской Федерации.

Тема 13. Рынок недвижимости в экономике города.

· интервьюирование;

· составление таблиц и схем;;

· тестирование;

· ролевая игра и др.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Согласно Государственному образовательному стандарту, общая профессиональная дисциплина «Экономика города» осваивается студентами в течение 108 часов. Часть этого времени отводится на аудиторные формы работы (лекционные и семинарские занятия , другие виды аудиторных занятий), которые проводятся при непосредственном участии преподавателя. Вторая часть установленных стандартом часов отводится для самостоятельной, или внеаудиторной, работы студентов.

Под самостоятельной работой студентов понимается планируемая учебная, учебно-исследовательская, а также научно-исследовательская работа студентов, которая выполняется во внеаудиторное время по инициативе студента или по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Виды самостоятельной работы студентов

Основными видами самостоятельной учебной деятельности студентов высшего учебного заведения являются:

1) предварительная подготовка к аудиторным занятиям, в том числе и к тем, на которых будет изучаться новый, незнакомый материал. Такая подготовка предполагает изучение рабочей программы , установление связи с ранее полученными знаниями, выделение наиболее значимых и актуальных проблем, на изучении которых следует обратить особое внимание и др.;

3) подбор, изучение, анализ и при необходимости – конспектирование рекомендованных источников по учебным дисциплинам;

4) выяснение наиболее сложных, непонятных вопросов и их уточнение во время консультаций;

5) подготовка к контрольным занятиям, зачетам и экзаменам;

6) выполнение специальных учебных заданий, предусмотренных рабочей программой;

7) написание рефератов, контрольных, курсовых, квалификационных, дипломных работ и их защита;

8) выполнение собственных научных исследований, участие в научных исследованиях, проводимых в масштабе кафедры, факультета, института и университета в целом;

9) производственная практика по приобретаемой в университете специальности;

10) систематическое изучение периодической печати, научных монографий , поиск и анализ

Оценка самостоятельной работы студентов

Отдельной составляющей в итоговой оценке по предмету «Экономика города» является оценка самостоятельной работы студента.

Во-первых, оценка самостоятельной работы включается в оценку такой формы промежуточного контроля, как оценка текущей работы на семинарских занятиях.

Во-вторых, так как самостоятельная работа по предмету поощряется, преподаватель может использовать (и, как правило, использует) оценку самостоятельной работы в качестве поощрительной составляющей на экзамене.

В спорных ситуациях оценка самостоятельной работы может разрешить ситуацию в пользу студента.

Независимо от вида самостоятельной работы, показателями самостоятельной работы могут считаться:

а) умение проводить анализ;

б) умение выделить главное (в том числе, умение ранжировать проблемы);

в) самостоятельность в поиске и изучении статистических источников, т. е. способность обобщать материал не только из лекций, но и из разных прочитанных и изученных источников и из жизни;

г) положительное собственное отношение, заинтересованность в предмете;

д) умение показать место данного вопроса в общей структуре курса, его связь с другими вопросами статистики;

е) умение применять свои знания для ответа на вопросы.

Методическое обеспечение самостоятельной работы осуществляется путем создания открытого доступа студентов к учебно-методическому комплексу «Экономика города» (в локальной компьютерной сети юридического факультета), а также предоставления обучающимся списков обязательной и дополнительной литературы.

Примерные вопросы к зачету

1. Понятие и сущность дисциплины «Экономика города».

2. Объект и предмет и задачи изучаемой дисциплины.

3. Взаимосвязь дисциплины с другими науками.

4. Функции и задачи современных городов.

5. Классификация городских поселений по численности населения.

6. Классификация городов по функциональному назначению.

7. Теория возникновения городов.

8. Экономика города как система.

9. Экономические и производственные отношения в городе.

10. Материально-техническая база городского хозяйства.

11. Понятие и сущность урбанизации.

12. Количественно-качественные показатели процессов урбанизации.

13. Основные стадии урбанизации по Джиббсу.

14. Стадиальный подход к эволюции урбанизации.

15. Пространственная последовательность распространения мирового процесса урбанизации.

16. Особенности урабанизационных процессов в России.

17. Перемещение в пригород производственных предприятий.

18. Основные тенденции перемещения в пригороды населения

19. Взаимосвязь экономических и социальных процессов в городе.

20. Понятие «Городское хозяйство» и его отличительные особенности.

21. Внутреннее пространство города.

22. Основные теории пространственной организации города: «Теория концентрических зон Э. Берджесса»; «Секторальная теория Х. Хойта»; «Многоячеистая теория К. Харриса и Е. Ульмана».

23. Понятие, сущность и виды городской политики.

24. Типичные проблемы современного города.

25. Современная концепция экономического развития города.

26. Сотрудничество городов и основные концепции взаимодействия городов.

27. Основные формы объединения городов.

28. Фискальная политика и налоговое регулирования на городском уровне.

29. Понятие и основные характеристики финансовой системы города.

30. Основные источники доходов городского бюджета.

31. Основные статьи расходов городских бюджетов.

32. Роль органов местного самоуправления в регулирования финансовой политики города.

33. Классификация предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

34. Управление. ЖКХ в условиях реформирования.

35. Основные способы управления многоквартирными домами.

36. Организация городской дорожной сети.

37. Планирование деятельности городского пассажирского транспорта.

38. Влияние городского пассажирского транспорта на формирование города.

39. Понятие «местное хозяйство» и «муниципальное хозяйство».

40. Муниципальная администрация как орган управления городским хозяйством. Развитие местного самоуправления в России.

41. Зарубежный опыт организации местного самоуправления.

43. Классификация объектов недвижимости.

44. Роль и значение энергетики города в его развитии.

45. Состав и структура энергетического комплекса города.

46. Инфраструктура системы здравоохранения.

47. Классификация медицинских услуг.

48. Система управления здравоохранением на городском уровне.

49. Финансирование муниципального здравоохранения.

50. Планирование услуг здравоохранения.

51. Основные показатели системы здравоохранения.

13. Государственный и муниципальный заказ в развитии городского
хозяйства.

14. Город как форма местного хозяйства.

15. Местные рынки и экономическое развитие (рынки земли, труда,
капитала; инвестиции; направления развития).

16. Роль органов местного самоуправления в городском хозяйстве.

17. Основные инструменты регулирования хозяйственной деятельности города

18. Развитие городской инфраструктуры.

19. Проблемы размещения и функционирования городского транспорта.

20. Реформа ЖКХ: проблемы и перспективы.

21. Товарищества собственников жилья в системе жилищно-коммунальных отношений.

22. Управляющие жилищным фондом компании: статус и перспективы развития.

23. Тарифная политика в ЖКХ.

24. Социальная защита населения в жилищно-коммунальной сфере.

25. Развитие частного бизнеса в системе ЖКХ. Планирование социально-экономического развития в городах.

26. Городское планирование в системе общенациональных и региональных комплексных программ

27. Жилищная политика органов местного самоуправления.

12. В ведении какого заместителя главы города находятся управление образованием, управление культурой, управление здравоохра­нением и др.?

A) Зам. по экономике;

Б) Зам. по социальным вопросам;

B) Зам. по финансовым вопросам;

Г) Первый заместитель главы города.

13. Основная социальная функция города - обеспечение условий для производства продукции в пропорциях и количестве, необходимых производственным системам более высокого уровня.

Б) Неверно.

14 Генеральный план города - это план управления муници­пальным имуществом.

Б) Неверно.

15. Выберите вариант, где все элементы имеют непосредственную
смысловую связь.

Г) ЖКХ, образование, здравоохранение, нефтедобыча, электроэнергетика.

16 Жилищным фондом в РФ сегодня могут управлять (заказы­вать жилищно-коммунальные услуги):

A) Управляющие жилищным фондом коммерческие организации ;
Б) Товарищества собственников жилья;

Г) Жильцы самостоятельно;

Д) все вышеперечисленные;

Е) А, Б, Г; Ж) А, Б.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Экономика города»

а) основная литература:

1. Коробко городского хозяйства: учеб. пособие для студентов / . - М. : Издательский центр «Академия», 20с.

2. , Довдиенко города: учеб. пособие – М.: КНОРУС, 2010. – 368 стр.

б) дополнительная литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 01.01.2001 N51-ФЗ

2 .Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.04 .

3. Федеральный Закон «Об общих принципах местного самоуправления» от 01.01.2001 .

4. Чекалин городского хозяйства: учеб. пособие / . - СПб. : СПбГИЭУ, 20с.

в) Интернет-ресурсы:

1. Официальный сайт КонсультантПлюс http://www. *****/

2. Сервер органов государственной власти Российской Федерации http://*****

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

В целях подготовленности аудиторий к проведению занятий по настоящей учебной дисциплине имеются стандартно оборудованные лекционные аудитории (доска, фломастеры для доски), мультимедийное оборудование и компьютерные классы с выходом в Интернет

Специализированное оборудование для аудиторных занятий по настоящей учебной дисциплине не требуется.

Дмитрий Брилль, Коммерческий директор, эксперт ООО «Армкомплектсервис ПКФ», Союз производителей нефтегазового оборудования, Санкт-Петербург

В статье даются ответы на вопросы

  • Кому поручить реализацию проекта по выбору производственной площадки
  • Что учесть, выбирая место под производство
  • Какова стоимость создания производственной площадки
  • Что нужно учесть, если Вам предстоит вынужденный перенос производства

Генеральный Директор может столкнуться с необходимостью выбрать новое место под производство в нескольких случаях:

  • при расширении предприятия, когда производственные мощности исчерпывают свой предел загрузки;
  • при изготовлении новой продукции, которую невозможно или невыгодно производить на прежних мощностях;
  • при переносе предприятия за территорию крупных городов или в другие регионы (см. Перенос производства: что необходимо учесть ).

Сегодня к российским производственным площадкам проявляют интерес как отечественные, так и иностранные инвесторы, причем не только производители, но и крупные сетевые операторы (например, розничные сети), открывающие собственное производство. Спрос растет, и в этих условиях Вы вряд ли найдете то, что удовлетворяло бы всем Вашим требованиям. Наверняка Вам придется потратить много сил и времени на решение логистических, ресурсных и кадровых проблем. Однако учесть основные моменты, на которые следует обратить внимание еще до того, как Вы начнете искать новое место для размещения производства, вполне реально.

  • Пути повышения экономической эффективности производства: три полезных совета

Перенос производства : что необходимо учесть

Генеральный Директор производственной компании может столкнуться с необходимостью выбирать новую производственную площадку, если предстоит вынужденный перенос производства. Это может быть вызвано требованиями региональных властей либо администрации города или района. Данные решения весьма сложны как для производственных компаний, так и для властей. Если такой перенос производства экономически не выгоден для Вас, то постарайтесь обрисовать властям города или области те негативные последствия, которые принесет закрытие предприятия. Если же перенос производства неизбежен, то обсудите с властями возможность получения льгот, например налоговых, трудовых, инвестиционных. Также обговорите возможность компенсировать из бюджета затраты на возобновление производства. Данные переговоры Вы можете вести самостоятельно либо через Вашего GR-менеджера.

Производственная площадка : кому поручить реализацию проекта по выбору места

У Генерального Директора не хватит ни сил, ни времени заниматься вопросом выбора самостоятельно. Ваши основные задачи - описать требуемые параметры места под производство, обсудить их с собственником, создать рабочую группу и назначить руководителя проекта. В рабочую группу Вы можете включить директора по развитию, технического директора, директора по производству и др. Одного из этих специалистов назначьте руководителем. При этом Вам надо учесть, что все эти люди в силу их узкой функциональности зачастую не обладают стратегическим видением. И поскольку техническому директору, например, ближе проблемы, связанные с оборудованием и производительностью, приоритетной задачей для него станет покупка производственных мощностей, а другие проблемы (допустим, кадровые, ресурсные) он будет решать в последнюю очередь. Поэтому Вам как Генеральному Директору надо постоянно контролировать процесс и расставлять стратегические акценты.

Теперь расскажу, что надо учесть, выбирая новое место под производство.

Специфика сырья и хранения продукции

Вашим функциональным руководителям, во-первых, надо заранее определить, какое сырье будет поставляться на производство и каким образом. Во-вторых, ответить на вопрос: будете ли Вы упаковывать и хранить готовую продукцию? Если ответ положительный, на производстве должны быть предусмотрены линии упаковки и склад хранения готовой продукции. Проработать эти вопросы поручите логистам, директору по производству.

Экспертное мнение

Дмитрий Волков , Управляющий инновационными проектами компании «Национальная технологическая группа», Москва

Прежде чем выбирать площадку, Вам необходимо четко представлять технологии производства продукта. Кроме того, Вам и руководителям отделов нужно определиться с уровнем качества готового продукта (с техническими и эксплуатационными характеристиками). После этого Вы сможете сформулировать конкретные требования к режиму работы и техническим характеристикам оборудования, качеству сырья, квалификации персонала.

Например, компания решила построить площадку для производства газового котла. Выяснилось, что часть комплектующих придется закупать у внешних поставщиков, а часть - изготавливать на месте. Для сборки конечного изделия потребуются рабочие с квалификацией, достаточной для чтения и понимания операционных карт или инструкций по сборке. Неотъемлемый элемент котла - теплообменник, а значит, в производстве теплообменников необходимы сварщики высокой квалификации и сварочные аппараты. Для производства корпусов понадобятся листы из оцинкованной стали, лист запускается в листогибочную машину, которой управляет оператор, и т. д.

Наличие подъездных путей, логистика

Одним из основных требований является наличие подъездных путей к производственной площадке. Это не только качественная автомагистраль (или порт, в случае если Вы связаны с морскими или речными перевозками), но и железнодорожная ветка и станция. Наличие железнодорожной ветки рядом с производством снижает затраты на логистику практически в два раза. Однако имейте в виду, что железнодорожная ветка должна быть аттестована в РЖД 1 . Проверить это могут логисты, входящие в рабочую группу. Также пусть они узнают, может ли станция предоставлять вагоны в течение всего периода сотрудничества. Иначе Ваша компания может попасть в ситуацию, когда определенные дни недели будут заняты грузопотоками других поставщиков, и Вы не сможете отгрузить товар потребителю.

Еще логисты должны заранее продумать, как на новую производственную площадку поставлять сырье без перебоев, как Вы будете доставлять товар до потребителей. Скажем, размещение производства офисной мебели в Пензе, а не в Санкт-Петербурге приводит к удешевлению данного процесса на 25-30%. Но транспортировка мебели в тот же Санкт-Петербург на стороннем транспорте, ее предварительное и последующее (после доставки) складирование практически сводят на нет данное преимущество.

  • 5 способов сделать организацию доставки товаров быстрой, качественной и недорогой

Образец (схема) генерального плана пищевого предприятия

Рассказывает практик

Григорий Котипов,

Многие считают, что если производство находится ближе к потребителю, то товар будет дешевле. Однако в ряде областей промышленности это не так. Например, производство муки в северных регионах. В частности, выработка одной тонны муки стоит около 900 руб., плюс стоимость сырья, плюс транспортные затраты. Вся проблема заключается в сырье, так как необходимо несколько видов зерна и каждый нужно доставить до производства. В регионе же, где выращивают данное зерно, затраты на доставку минимальны, и получается, что мука, произведенная в северных регионах (у потребителя), дороже, чем доставленная с юга страны, минимум на два-три рубля за килограмм.

Место размещения, наличие инфраструктуры

При выборе производственной площадки надо учитывать наличие инфраструктуры, необходимой для Вашего вида производства. В частности, подведены ли к месту, где Вы решили построить производство, электричество, вода, природный газ, канализация, системы очистных сооружений. Проработку этого вопроса поручите специалисту, отвечающему за планирование производства, или директору по производству.

Говорит Генеральный Директор

Игорь Лисиненко,

Удаленность коммуникаций даже на расстояние 0,5 км может существенно отразиться на себестоимости конечной продукции. На решение дополнительных инфраструктурных проблем Вы можете потратить до 50% ресурсов, направленных на создание производственной площадки. Именно поэтому для нас при выборе площадки самым главным было наличие инженерных систем и обеспеченность энергоресурсами. Обязательно должны быть электричество, газ и канализация. В меньшей степени для нас важно тепло, поскольку вопрос теплообеспечения можно решить автономно. Желательно и наличие резервных мощностей, чтобы иметь возможность развивать производство.

Своим коллегам при выборе места размещения я бы советовал обращать внимание еще на три важных момента:

  1. Грунт земельного участка. Наличие глины и тем более подтоплений может потребовать значительных финансовых затрат (например, после сильных дождей подъездные пути размывает паводками). И, наоборот, песчаная почва подходит идеально.
  2. Близость других предприятий. Как при выборе квартиры люди смотрят, кто еще живет в подъезде, так и во время выбора производственной площадки нужно выяснить, какие предприятия есть рядом. Ведь совместно построить, например, котельную, дорогу или трансформаторную подстанцию значительно дешевле.
  3. Наличие строений на площадке. Если на территории уже находятся, например, цеха бывшего завода, имевшего совершенно другую специфику, их придется реконструировать, что может отнять дополнительные силы и средства. Стоимость реконструкции в среднем в 1,5 раза выше стоимости строительства. Если строений нет, это сокращает сроки строительства и позволяет получить производственный комплекс, полностью соответствующий Вашим нуждам.

Рассказывает практик

Григорий Котипов, Начальник инженерно-технического отдела ООО «Международная зерновая компания», Москва

Если потребление электроэнергии большое, то при выборе площадки надо обратить внимание на близость источников, обладающих необходимым ресурсом. Кто-то может спросить: как это учесть, ведь без знания набора оборудования Вы не определите необходимое количество потребляемой электроэнергии? Ответ достаточно прост: так как почти все проекты типовые, можно взять любой нужный проект и посмотреть его характеристики. Если сомнения остались, добавьте запас прочности (процентов 15).

Большое количество предприятий имеют свой автотранспорт или котельные, которые работают на жидком топливе, или оборудование, которое его потребляет. В самом простом случае (склад топлива и заправочные колонки для автотранспорта) необходимо учесть расстояние до жилья и других объектов. Нужен ли топливопровод до места заправки? Приведу пример: в Волгоградской области решили разместить производство. Необходимо было топливо для заправки автотранспорта, на котором доставляли продукцию потребителям. При проектировании этот фактор был учтен. Однако после пуска производства выяснилось, что нефтебаза закрывается в связи с нерентабельностью. Ближайшая рабочая нефтебаза находилась в 150 км от предприятия. Это сильно увеличило затраты на производство.

При выборе места размещения важно заранее продумать вопрос о площади складов сырья или готовой продукции. Например, склады напольного хранения занимают большую площадь, чем склады вертикального хранения, а это повлияет на общую площадь будущего предприятия. Допустим, емкость складов (тарного и бестарного хранения) у предприятия - около трех тысяч тонн. А производительность по готовому продукту - 200 тонн в сутки. Значит, весь складской объем будет заполнен за две недели. На самом деле это очень маленький срок, так как продавцы не успевают реализовать такой объем продукта.

Технология производства

Еще на стадии описания бизнес-процессов будущего производства Вам вместе с директором по производству необходимо решить ряд организационных моментов: идет ли речь о ручном сборочном производстве или об автоматизированных линиях, требуется ли специальное оборудование для принудительной вентиляции, нужны ли специальные помещения для приема пищи, переодевания персонала.

Производственный цикл для конкретного производства - сложный процесс. Часто внести в него коррективы без полной замены оборудования невозможно или затраты на такие изменения не окупятся в ближайший операционный период. Поэтому я рекомендую в случае применения старого оборудования для выполнения поставленных задач не менять производственный цикл. И лишь тогда, когда планируются замена технологии и установка нового оборудования, есть смысл пересматривать весь производственный цикл или его части.

Экспертное мнение

Дмитрий Волков, Управляющий инновационными проектами компании «Национальная технологическая группа», Москва

При выборе производственной площадки я советую ответить на следующие основные вопросы (хотя, конечно, приведенный ниже список нельзя назвать исчерпывающим):

  1. Как организовать доставку комплектующих в цех?
  2. Как организовать транспортировку собираемого изделия из одного цеха в другой (делается это вручную или с помощью конвейера)?
  3. Где разместить склад готовой продукции (и будет ли он вообще) и как будет осуществляться его заполнение?
  4. Как будет отгружаться готовая продукция?

Если Вы не сформулируете все требования, то у Вас может появиться ряд серьезных проблем. Самые распространенные:

  • фактический объем производства будет ниже ожидаемого (в силу запутанности и неорганизованности внутренних процессов);
  • на каких-то участках производственной цепочки могут возникнуть простои, а на других, наоборот, - постоянная предельная загрузка (не учли время выполнения операции, ее сложность и т. д.);
  • плохо спроектированное производство может вызывать хроническую усталость у персонала (рабочим не хватает света, воздуха и т. д.).

Кадровый вопрос

Поручите Вашему HR-директору изучить кадровый потенциал региона, проанализировать уровень зарплат по требуемым специальностям, а также наличие других производств, вузов. Например, при открытии производства лабораторной мебели и приборов во Всеволожске (пригороде Санкт-Петербурга) выбор руководителей компании определялся не только близостью транспортных магистралей (рядом с кольцевой автодорогой), но и наличием действующих производств, где работает квалифицированный производственный и инженерный персонал.

Требования местного законодательства

В субъектах РФ действуют свои региональные законы. Ставки некоторых налогов могут также отличаться от тех, что введены в Вашем регионе. Это может ограничить действия Вашего предприятия, увеличить или, напротив, снизить налоговые отчисления. Поручите Вашему юристу тщательно изучить законодательство того региона или города, где Вы планируете разместить производство.

Рассказывает практик

Григорий Котипов, Начальник инженерно-технического отдела ООО «Международная зерновая компания», Москва

Иногда подвох кроется там, где его никто не ожидает. Приведу пример. Предприятие, находящееся в пяти километрах от населенного пункта, имеет свою подъездную дорогу. За рабочий сезон транспорт поставщиков разбил ее. Во время проверки сотрудники ГИБДД выписали предписание на ремонт дороги за счет средств предприятия, несмотря на то что дорога находится в ведении администрации населенного пункта (то есть ремонт дороги должны были делать за счет местного бюджета). Однако администрация населенного пункта закрыла дорогу до «выполнения всех требований по предписанию». Ремонт дороги обошелся предприятию в 2 млн рублей. Заставить компанию отремонтировать дорогу администрации помог Федеральныйзакон «О безопасности дорожного движения». В пункте 3 статьи 6 данного документа написано, что субъекты РФ самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения (см. также:Какие документы следует изучить Вашим юристам).

Говорит Генеральный Директор

Игорь Лисиненко, Генеральный Директор компании «Май», Москва

Покупая компанию, нужно ее тщательно проверить (в том числе с привлечением независимого аудитора). , правоустанавливающие документы на земельный участок.

Приобретая земельный участок, в первую очередь необходимо проверить правомерность владения участком, правовой режим участка, возможность строительства на нем. Заключая договор на покупку земельного участка, Ваши юристы должны учитывать требования законодательства, предъявляемые к крупным сделкам, а также, в случае необходимости, нормы антимонопольного законодательства.

Какие документы следует изучить Вашим юристам

Если Вы решили организовать производство в России, то поручите юристам изучить следующие законы и положения:

  1. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (от 30.03.1999 №52-ФЗ), а также действующее законодательство в области охраны труда, экологии, безопасности производства.
  2. Пункт 2 статьи 3 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (от 21.06.1997 №116-ФЗ). Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической и пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям госстандартов.
  3. Градостроительный кодекс РФ (Федеральный закон от 29.12.2004 №190-ФЗ).
  4. Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в РФ» (от 17.11.1995 №169-ФЗ). Содержит много важной информации, которая поможет определиться с местом будущего строительства.
  5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (утверждены постановлением Минздрава России от 10.04.2003 №38).

Какую форму собственности выбрать

У Вашей компании есть две возможности владеть производственной площадкой - в качестве собственника или в качестве арендатора. Ряд руководителей компаний считают своим конкурентным преимуществом то, что все производства располагаются в собственных зданиях на собственной земле. Это позволяет в случае свертывания производства при растущем рынке недвижимости и ценах на нее снизить потери и возвратить вложенные средства. Плюсом приобретения площадок и объектов недвижимости может стать их залоговая стоимость в банках. Эти средства как раз и можно направить на реконструкцию или закупку оборудования. Однако в регионах на данный момент сложно найти адекватные мощности по приемлемым ценам для приобретения в собственность. Местные владельцы предпочитают сдавать производственные площадки в долгосрочную аренду без возможности выкупа. С другой стороны, для быстрорастущих компаний затраты на приобретение в собственность коммерческих объектов могут свести на нет многие плюсы проекта. То есть аренда для таких компаний более выгодна.

Поручите Вашему финансовому директору проанализировать, какой вариант - приобретение в собственность или аренда - больше подходит Вашему бизнесу.

  • Как открыть филиал компании: 4 стратегии завоевания нового рынка

Перенос производства за рубеж

Вы можете разместить производственную площадку за пределами России. В данном случае Вам придется учитывать требования зарубежного законодательства, а также более тщательно контролировать работу производства. В первую очередь обращайте внимание на обеспечение гарантий по качеству продукции, срокам поставки, комплектности. Например, большие трудности возникают при работе с китайскими производственниками. Специфика их менталитета такова, что для них условия договора часто не являются чем-то обязательным, нарушение этих условий не становится из ряда вон выходящим событием. Например, нам периодически задерживали поставки заказанной продукции, объясняя это «уважительными», с их точки зрения, причинами: сбой на производстве или национальный праздник. Иногда комплектность поставленного товара не соответствовала указанной в договоре, маркировка товара отличалась от зафиксированной в товаросопроводительной документации, что создавало проблемы с таможней.

Стоимость создания производственной площадки

Зачастую расходами на открытие нового производства или новой линии считают затраты на оборудование, его установку и запуск. На самом деле данная смета может быть увеличена на десятки, а в случае неправильной проработки проекта - на сотни процентов. Так, затраты на подготовку и установку технических средств и линий сравнимы со стоимостью данных линий. Это обязательно надо учесть Генеральному Директору на стадии разработки проекта. Проконтролируйте, чтобы финансисты в смете расходов учли затраты на:

  • площади под складирование сырья и продукции;
  • ремонт и подготовку сетей (электричество, канализация, связь и т. д.);
  • доставку, установку оборудования (возможно, таможенную очистку);
  • строительство или модернизацию зданий и сооружений;
  • налоги с учетом социальных обременений в данном регионе;
  • персонал (с расходами на возможный переезд работников);
  • логистические издержки на поставки сырья, складирование и отгрузку готовой продукции.

Сколько будет стоить такой проект в «живых» деньгах, зависит от региона и потребностей производства. К примеру, для начала надо суммировать стоимость покупки (или аренды) земли и объектов недвижимости, где будет размещена производственная площадка. Для этого есть усредненные характеристики объектов, потребляемого оборудованием электричества и т. д. Стоимость земли в регионе известна с точностью до 5-10%. Скажем, в Воронежской области (в областном центре) на конец прошлого года она составляла 2000 долл. США за сотку с правом аренды на 49 лет. А здание на этом участке с отоплением, трансформатором на 500 кВт и канализацией предлагали в собственность за 500 долл. США за квадратный метр. Как видно из уточнений, все это может как увеличить, так и уменьшить стоимость проекта. Важны и территориальные моменты. Этот объект был расположен в периферийной части города, на левом, более дешевом с точки зрения цен на недвижимость берегу реки. Кроме того, стоимость рабочей силы в данном районе в 1,5 раза ниже, чем на правом берегу. Место под производство также находилась близко к въезду в город со стороны юга области. Этот момент был важен для решения вопросов логистики.

1 Открытие для постоянной эксплуатации нового железнодорожного пути необщего пользования и подача на такой путь подвижного состава возможно лишь после того, как этот путь будет сдан в эксплуатацию специально созданной комиссией. Кроме того, у каждого железнодорожного пути необщего пользования должны быть технический паспорт, план, его продольный профиль, чертежи сооружений (п. 4 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»). В противном случае всегда существует вероятность закрытия ветки и прекращения отгрузки продукции и поставки сырья.

Справка

Национальная технологическая группа (НТГ) осуществляет коммерческое вне- дрение наиболее перспективных разработок, организует их доработку и дальнейшую продажу. Для доведения объектов интеллектуальной собственности до товарного вида и их дальнейшей продажи НТГ создает малые научно-технические предприятия. Компания существует на рынке год, имеет 12 постоянных сотрудников и более 50 привлекаемых (эксперты и предметные специалисты).

ООО «Международная зерновая компания» - дочерняя компания Glencore International. Управляет 12 элеваторами на юге России. Основной бизнес - продажа зерна на экспорт. Glencore International - международный конгломерат с головным офисом в Швейцарии, специализирующийся на добыче, переработке и торговле минералами, металлами, энергоносителями и сельхозпродуктами по всему миру.

Григорий Котипов прошел все производство от грузчика до главного технолога. Последние пять лет работает в холдинговых структурах, занимается вопросами развития, модернизации и реконструкции производств.

Компания «Май» - российский производитель и дистрибьютор чая и кофе. Располагает собственными представительствами на плантациях стран, экспортирующих чай. Интересы компании «Май» на Цейлоне, в Индии и Китае представляет дочерняя структура May Company Ceylon (Pvt) Ltd. Качество продукции и бизнес-процессов соответствует стандарту ISO 9001. Торговые марки компании: чай «Майский», «Лисма» и Curtis.

Оборот - около 170 млн долл. США. Количество сотрудников - 1700.

3. Перемещение в пригород предприятий розничной торговли и фирм сферы услуг

1. Перемещение в пригород производственных предприятий

В традиционном моноцентрическом городе экономическая деятельность концентрировалась в ЦДР. Именно здесь концентрировалась работа и магазины. Современные города полицентричны – значительная часть работы в них сосредоточена в пригородных районах. Люди меньше нуждаются в городе-центре как месте занятости и торговли. Рассмотрим как произошло это превращение.

Перемещению в пригороды производственных предприятий способствовало несколько причин. Во-первых, появление автотранспорта на внутригородских линиях грузоперевозок. На рубеже XIX-XX веков перевозки осуществлялись городским транспортом. Предприятия стали переходить в разных странах на автотранспорт в1910-1920-х годах. Известно, что производство стремится в пригороды, где ниже уровень заработной платы. Однако, этому препятствуют высокие издержки по транспортировке продукции до транспортного узла. Автоперевозки значительно дешевле гужевых перевозок, поэтому производство стало перемещаться в пригороды. В результате появления автотранспорта на линиях внутренних перевозок функция земельной ренты производственных предприятий становится положе (Рис.5-1,262). Предприятия начинают выигрывать спор за землю у жилой застройки и площадь промышленного района расширяется. Спрос на труд растёт, что приводит к росту заработной платы и сдвигу функции ренты под жилищное строительство вверх, а функцию ренты производственных предприятий вниз. Так продолжается до тех пор, пока на рынке труда и земли не восстановится общее равновесие.

Во-вторых, спустя ≈ 20 лет после появления грузовика производственные предприятия стали использовать его для междугородних перевозок. Со временем грузовик стал конкурировать в этом качестве с железнодорожным и водным транспортом. Предприятия, использующие автотранспорт, менее привязаны к конечным железнодорожным станциям и портам в центре городов и перемещались ближе к междугородним шоссейным дорогам.

В-третьих, новые производственные технологии – такие как сборочные линии и использование при транспортировке автопогрузчиков – заставили фирмы перейти от традиционных многоэтажных производственных зданий к одноэтажным заводам. В связи с большим использованием земли заводы стали перемещаться в пригороды, где земля дешевле.

В-четвёртых, для некоторых фирм пригородный аэропорт заменил собой центральный транспортный узел, на который они ориентировались ранее.

2. Перемещение в пригороды населения

В последнее столетие во всех странах мира отчётливо проявилась неуклонная тенденция к сглаживанию плотности заселения городов. Градиент средней плотности населения уменьшается. Иными словами, по мере удаления от центра города на 1 км плотность населения снижается, но уже не так быстро, как в прошлом. Формированию этой тенденции способствует ряд причин.

1. Рост уровня реальных доходов. Влияние растущих реальных доходов сказывается двояким образом. Во-первых, возникает эффект альтернативной стоимости – чем богаче человек, тем выше для него альтернативная стоимость трудовой миграции. Этот эффект побуждает человека селиться ближе к центру города. Во-вторых, возникает потребительский эффект – по мере роста богатства человек увеличивает спрос на землю, как и на любое другое полноценное благо. Рост дохода ведёт к увеличению размера участка, притягивая домохозяйства к недорогой пригородной земле.

2. Снижение издержек на трудовую миграцию. За последние 150 лет технический прогресс привёл к значительному снижению денежных и временных издержек на трудовую миграцию.

3. Отрицательные стороны жизни в центре города. Сюда можно отнести такие факторы как: ухудшение состояния жилого фонда в центре города; нежелание жить рядом с бедными; Бюджетно-финансовые проблемы в центре города; высокий уровень преступности; недостаточное качество образования; загрязнённость и шум.

4. Значительная часть работников последовала в пригороды за своими предприятиями. В полицентрическом городе работники ездят на работу по кольцевым пригородным автодорогам в пригородные субцентры.

5. На выбор места жительства влияет целый ряд факторов государственной политики. Во-первых, сюда относятся все меры государства, способствующие росту спроса на жильё (жилищные сертификаты, субсидии, программа ипотечного кредитования). Такие меры способствуют развитию пригородов, потому что повышают спрос на жильё и привлекательность пригородов, где жильё относительно дёшево. Во-вторых, строительство сети автомобильных дорог привело к снижению издержек, связанных с маятниковой миграцией и, соответственно, к росту привлекательности пригородов.

3. Перемещение в пригород предприятий розничной торговли и фирм чферы услуг

В основе процесса перемещения предприятий розничной торговли в пригород лежит три важнейших причины. Во-первых, эти предприятия последовали в пригород за своими потребителями. Предприятия розничной торговли представляют собой типичные рыночно-ориентированные фирмы, в основе решений о размещении которых лежит исключительно соображение доступности для клиентов. Производственные издержки при этом могут не приниматься во внимание, поскольку факторы для развития таких предприятий имеются повсеместно. В соответствии с теорией центрального места такие предприятия будут располагаться в центре зоны торгового обслуживания. Размеры рынка сбыта определяются эффектом масштаба, имеющимся в распоряжении фирмы и транспортными издержками, с которыми сталкивается клиент при посещении такой фирмы. Согласно этой теории для города может оказаться достаточно только одного ювелирного магазина, но в нём будет существовать большее количество музыкальных магазинов и ещё большее количество пиццерий. Если эффект масштаба невелик относительно плотности спроса (произведения спроса на душу населения на плотность населения), то зоны торгового обслуживания относительно малы. Такая фирма последует за своими покупателями в пригород. Фирма с большим эффектом масштаба вовсе не обязательно последует за своими покупателями.

Во-вторых, привязанность к центру города ослабил автомобиль, который пришёл на смену радиальной трамвайной сети. Ранее пригородный магазин был не в состоянии выжить именно из-за дороговизны поездок по территории пригородов – у него было мало покупателей. Использование автомобиля снижает стоимость поездок в пределах жилого района.

В-третьих, население городов возрастает. Это приводит к тому, что эффект масштаба, имеющийся в распоряжении отдельных магазинов, исчерпывается и возникает необходимость в появлении нового магазина, приближенного к своим покупателям.

Факторами, вызывающими перемещение в пригород фирм сферы услуг, являются достижения в области связи, позволившие снизить издержки на передачу данных, голосовой информации и сообщений. В связи с этим некоторые виды деятельности стали менее зависимыми от личных контактов. В связи с этим привлекательность ЦДР снижается.

С середины XX в. в развитых странах Западного мира стал наблюдаться процесс переселения обеспеченной части населения из центров крупных городов в пригороды. Многочисленные попытки решить проблемы современного города оказались малоэффективными. Результатом этого стало массовое бегство из городов в пригород и появление новой реальности столетия - феномена субурбанизации .

Специалистами отмечается, что миллионы людей во всём мире стремятся за пределы города, пытаясь возродить преимущества деревенской жизни на окраине города. Вот уже несколько десятилетий растут не сами города, а главным образом их пригороды. Так называемая субурбанизация, проблема второго жилища, индустрия массового отдыха, “эпидемия” садовых участков - всё это разные аспекты “антиурбанистской” тенденции, неприятия города в его современном воплощении, отказа от мегаполиса как модели будущего расселения на земле .

Начиная с 70-х г. об этом явлении стали много писать: “В США считается прогрессивным путём развития - субурбанизма - переселение состоятельных слоёв населения в пригороды. Идёт строительство малоэтажных пригородов и новых городов”. В Лос-Анджелесе, например, наблюдается “мощное перемещение в пригороды, перемещение туда центров обслуживания населения, мест приложения труда”.

В Нью-Йорке происходит “сокращение офисных учреждений в центре и перемещение их на периферию” . Общей тенденцией в городах Британии стало положение, когда “бедные люди остаются в центре города, а богатые - покидают его. Старики и молодёжь ещё живут в центре и внутри городов, растущие семьи - вне города” . Лондон в 70-х гг. каждый год терял по 100 тыс. населения. За 10 лет здесь потеряно 400 тыс. рабочих мест. Внутренние районы Манчестера за 15 лет (в 60-70-е гг.) потеряли 20 % своего населения, Ливерпуля - 40 % . Это явление продолжается и в наше время. В современном Париже идёт медленный и устойчивый процесс уменьшения населения. Горожане и рабочие места перемещаются в пригород, где более дешёвая земля, жильё и лучшая экология.

Многие компании переводят свои офисы и предприятия в пригороды. Этому способствует развитая транспортная инфраструктура .

Вследствие этих процессов в развитых странах Запада ведётся активное строительство пригородных посёлков и жилых районов, имеющих застройку, преимущественно состоящую из блокированных и индивидуальных жилых домов с индивидуальными участками земли.
Продолжающиеся сегодня субурбанистские тенденции в значительной мере способствует развитию методов архитектурной экологии, которые как раз призваны сделать места проживания более экологичными и приближёнными к природе.

В России этот процесс приобрёл своеобразные черты. У российских граждан тоже проявляется потребность жить “поближе к природе”, но по причине общего невысокого уровня жизни, она привела к массовому строительству силами горожан своих “вторых жилищ” за городом - к дачному строительству и возделыванию садово-огородных участков. Специалистами отмечается в России “беспрецедентный в мировой практике” масштаб этого явления . В этом можно увидеть признаки специфического российского варианта субурбанизации. Однако в начале 90-х гг. с началом экономических реформ в российских городах поднялась волна коттеджного строительства, вокруг городов стали возникать строящиеся коттеджные посёлки, которые создавались уже как место основного жительства для состоятельной части населения.

Но в силу больших сложностей, возникших с созданием инженерной и транспортной инфраструктуры на месте этих новостроек, а также отсутствия кредитования индивидуального строительства, данный процесс постепенно замедлился и почти сошёл на нет. Сейчас только наиболее состоятельная часть горожан строит для себя загородное жильё.

Процессам субурбанизации в России, кроме препятствий экономического характера, мешает и слабое развитие инфраструктуры. В Европе, имеющей развитую сеть дорог при развитой автомобилизации населения, жизнь за городом становится более предпочтительной чем в центре крупного города. В России же, где дорожная сеть развита значительно слабее и группируется в основном вблизи крупных городских агломерацией, жить за городом становится не всегда удобно и выгодно. Тем не менее, устойчивая потребность иметь основное жилище среди природного окружения у горожан имеется.

При развитии сети дорог и стабилизации экономической ситуации можно ожидать постепенное развитие процесса субурбанизации и в России. Жизнь за городом станет тогда доступной не только для богатой части населения, но и для людей со средним достатком.
Потому, вероятным сценарием развития системы расселения городских агломераций России в ближайшие десятилетия может стать процесс разукрупнения крупных городов и отток населения в пригород.

При этом будут строиться пригородные посёлки и жилые районы малоэтажной застройки, при создании которых могут быть успешно использованы подходы и методы архитектурной и градостроительной экологии.