Роль государства в экономике с точки зрения различных теорий (исторический аспект). Экономические функции государства


Вернуться назад на

Роль государства в экономике – это степень вмешательства и контроля правительства за экономическими процессами. Она зависит от типа экономической политики государства: классического, регулирующего или командного.

В классической экономической политике государство не вмешивается в экономику, которая развивается самостоятельно. Автор и теоретик классической экономики А. Смит считал, что экономика развивается самостоятельно и ей не нужен контроль государства.

Правительство должно заниматься лишь внешним, внутренним долгом и защитой границ. Государство может проводить политику протекционизма, т. е. поддержки предприятий и предпринимателей (субсидии, кредиты, выгодные государственные заказы) и защиты собственного производителя от иностранной конкуренции. А. Смит выдвинул идею невмешательства государства в экономическую сферу, т. е. роль государства должна быть минимальной. Его теория была ведущей и основополагающей вплоть до конца XIX в.

В регулируемом рыночном хозяйстве государство вмешивается в экономику, чтобы не допустить экономический кризис. Эта модель была разработана экономистом Дж. Кейнсом. Государство в регулирующей модели экономики контролирует и регулирует экономическую, социальную и политическую сферы.

В командно-административной экономике роль государства очень велика. Вся экономическая деятельность ведется по правилам, установленным государством. Такой тип характерен для государств с тоталитарным режимом (КНР, КНДР). В таких государствах все ресурсы принадлежат государству.

Методы государственного регулирования экономики:

Прямое вмешательство. Создается государственный сектор в экономике (государственные предприятия: транспорт, образование, здравоохранение и образование). Государство издает законы по введению налогов, увеличению дотации и кредитов. Правительство может проводить политику протекционизма с помощью государственных заказов или политику сдерживания с помощью увеличения налогов;

Косвенное вмешательство. Правительство напрямую не вмешивается в экономические процессы. Оно регулирует их с помощью повышения налогов, таможенных пошлин, социальной политики.

Цели регулирования экономики заключаются в предотвращении экономических кризисов с помощью контроля за инфляцией, уровнем доходов населения, уровнем спроса и предложения, за деятельностью банков и фондовых бирж, покупкой и продажей ценных бумаг.

Это позволяет предвидеть кризисные явления, повышать зарплаты, проводить инвестиционную политику и контролировать рынок ценных бумаг. На собранные налоги государство строит дороги, школы и больницы, финансирует общественные товары и блага.

Общественные блага – блага, которыми граждане пользуются независимо от того, оплачивают они их или нет (национальная оборона, охрана общественного порядка, радио и телепередачи, уличное освещение, прогнозы погоды). Общественные блага общедоступны, они не продаются и финансируются из государственной казны (бюджета).

Государство участвует в экономике практически повсюду, становясь все более активными участниками рыночных отношений.

Оно использует различные методы регулирования экономической жизни:

А. Правовые методы. Заключаются в том, что государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры. Особое место среди этих законов занимает так называемое антимонопольное законодательство, законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса, поддерживая таким образом разнообразную структуру производства.

Б. Финансово-экономические методы. К ним относятся прежде всего налоги. Увеличивая или уменьшая размер налогов, государство либо способствует развитию производства, либо тормозит его. Государство оказывает определенное влияние на экономику при проведении своей денежной политики. Под денежной политикой понимают политику государства по управлению денежной массой и кредитами.

Главную ответственность за ее проведение, как правило, несет государственный банк страны, который регулирует ставку банковского процента. С ее помощью банк либо ограничивает, либо расширяет возможности получения предпринимателями кредита на развитие производства.

Государство также может помочь товаропроизводителям, вводя таможенные пошлины. Пошлина - это специальный налог государства на товары, покупаемые за границей. Он вводится для того, чтобы импортные товары были дороже отечественных и потребители выбирали последние. Тем самым государство, с одной стороны, сдерживает импорт, а с другой - защищает соответствующие отечественные отрасли (так, например, поступает правительство РФ при защите отечественных производителей автомобилей). К этой же группе относятся налоги, бюджет, государственные инвестиции и др.

В. Экономическое программирование. Заключается в том, что государство составляет примерные планы развития экономики на некоторый период. Но в отличие от командной экономики, где подобные планы являются обязательными и внедряются при помощи приказов сверху, в рыночной экономике они носят рекомендательный характер и на практике обычно оказывают определенное влияние на частных товаропроизводителей.

Фиаско рынка как причина необходимости государственного регулирования

Определение 1

Под государственным регулированием в экономике понимают комплекс мер, осуществляемых государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления экономической системы к изменяющимся условиям.

Хотя рыночное регулирование имеет множество достоинств, его недостатки – называемые «фиаско рынка» или «провалы рынка» приводят к необходимости государственного вмешательства.

Приведем в пример некоторые из них:

  • государства предоставляют обществу такие виды социальных и смешанных благ, которые не доходят до населения в полном объеме через рынок. В первую очередь это блага , характеризующиеся неисключаемостью и неконкурентностью;
  • если социальная ориентация производимых благ возрастает, то экономика приобретает уязвимость перед циклическим экономическим развитием. Наиболее остро это проявляется в периоды кризисов. Указанное явление порождает необходимость регулирования экономики со стороны государства как носителя сознательного начала на макроуровне.
  • в условиях рынка возникают отрицательные внешние эффекты, которые носят название экстерналий. Экстерналии характеризуются возникновением ущерба в результате рыночных отношений между одними лицами или дополнительных издержек у других лиц, которые в свою очередь не являются субъектами данных экономических отношений. Например, экологические отрицательные внешние эффекты увеличения производства обусловлены тем, что рыночный механизм заставляет предприятия понижать уровень издержек производства, в том числе тех из них, которые идут на охрану природы, в результате чего производство товарной продукции зачастую сопровождается загрязнением природной среды и появлением экологического ущерба, накладывающегося на всё общество;
  • разработка и воплощение на практике многих достижений научно-технического прогресса требует значительного вложения капитала, таких объемов денежных средств, которые в состоянии инвестировать лишь государство;
  • государственное вмешательство в экономику необходимо в связи с наблюдающимся стремлением к монополизации ее важнейших сфер, нарушающей совершенство рынка. Государство старается препятствовать такой тенденции, действуя через антимонопольную политику, однако рынок в этом случае становится все менее совершенным;
  • воздействие ожесточенной международной конкуренции также стимулирует развитие государственного регулирования рынка;
  • рынок не способен обеспечить поддержку социально незащищенных групп населения. Рынком не гарантируется право на образование, на труд, на доход, не обеспечивается социальная защита малообеспеченных слоев населения. Как следствие, государству приходится вмешиваться в сферу распределения и перераспределения доходов.

Направления государственного вмешательства в экономику

Направления государственного вмешательства в экономику для смягчения провалов рынка могут быть объединены в следующие группы:

  • разработка и утверждение правовых основ функционирования экономики, включая вопросы права собственности, взаимные обязательства участников экономической системы;
  • защита рыночных механизмов от разрушающего воздействия несовершенной конкуренции (антимонопольная политика);
  • определение целей и приоритетов макроэкономического развития;
  • социальная политика – изменение социальных отношений. Рынком не гарантируются право на труд, на образование, на доход, не обеспечивается социальная защита малообеспеченных слоев населения. Поэтому возникает необходимость в государственном вмешательстве в сферу распределения и перераспределения доходов;
  • решение проблем, связанных с внешними эффектами, т.к. фирмы стремятся уклониться от связанных с ними затрат;
  • решение проблем, связанных с производством общественных благ и услуг (в том числе – национальная безопасность);
  • решение глобальных проблем, финансирование фундаментальной науки.

1. Функции государства и методы государственного регулирования.

2. Цели и объекты государственного регулирования экономики.

3. Характеристика основных видов экономической политики государства (КДП, финансовая политика, социальная политика, перераспределительная политика).

1). Функции государства и методы государственного регулирования.

В обеспечении нормального функционирования любой экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протя-жении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны и т. п. выполняло определенные функции в сфере экономики. Достаточно указать на организацию денежного обращения, сбор налогов и т. д. В современных условиях любая развитая рыночная экономика является, по сути, экономикой смешанной уже в силу существования наряду со свободным предпринимательством государственного регулирования, го-сударственного сектора в национальном хозяйстве.

Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях . Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. В зависимости от характера этой связи можно выделить 2 группы регулирующих функций государства. Во - первых, это функции по созданию условий эффективного существования рынка. Во - вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.

К первой группе относятся функции обеспечения правовой базы функционирования рыночного хозяйства, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде.

Ко второй группе относятся функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста.

Названные функции характерны как для переходной, так и для развитой рыночной экономики. Однако на этапе перехода к рынку реализация каждой из этих функций характеризуется рядом особенностей.

Если в сформировавшемся рыночном хозяйстве обеспечение правовой базы функционирования экономики реализуется в основном путем контроля за применением действующего хозяйственного законодательства и внесения в него частичных корректировок, то на переходном этапе необходимо заново создавать всю правовую базу хозяйствования.

Новое хозяйственное законодательство должно четко определять права собственности и гарантии соблюдения контрактов, регламентировать деятельность развивающихся институтов рыночного хозяйства: коммерческих банков , бирж , инвестиционных фондов и т. п., одержать правовые основы антимонопольного регулирования. Необходимы новые, адекватные условиям рынка, налоговое законодательство, система законов по защите прав потребителя и социальному обеспечению, и т. д. Кроме того, требуется правовое обеспечение такого специфического процесса переходного этапа, как приватизация государственной собственности.


Отметим только, что в связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем монополизации рынка, характерным для экономики переходного типа, реализация данной функции приобретает здесь особенно важное значение.

Переход от плановой экономики к рыночной объективно сопровождается резким увеличением дифференциации доходов населения. Причем в начале перехода этот процесс происходит на фоне экономического спада и высоких темпов инфляции, которые обостряют проблему неравенства, вызывая значительное снижение уровня жизни основной массы населения. В этих условиях, чтобы сгладить остроту социально - экономических противоречий и не допустить обнищания отдельных социальных слоев, государство вынуждено более интенсивно участвовать в перераспределении доходов.

Основными каналами перераспределения доходов населения является прогрессивное налогообложение личных доходов и система трансфертных платежей. Причем главная роль в уменьшении неравенства принадлежит трансфертным платежам. Дело в том, что возможности увеличения налоговой прогрессии весьма ограничены. Значительное повышение прогрессивности налогообложения подрывает стимул к повышению высоких доходов, а тем самым стимулы к высокопроизводительному труду и инвестициям, поощряет утечку капиталов за рубеж, что отрицательно сказывается на развитии национальной экономики.

Возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов также не беспредельны. Значительное увеличение размеров и продолжительности выплаты пособий по безработице или пособий малоимущим слоям населения ослабляет стимулы к труду, что отрицательно влияет не только на экономику, но и на социальную атмосферу в обществе.

Политика перераспределения доходов призвана сократить разрыв в условиях жизни высоко - и низкодоходных групп населения, но лишь в той мере, которая не угрожает подавлением деловой активности.

Известно, что рыночные механизмы не обеспечивают рационального с общественной точки зрения распределения ресурсов в тех случаях, когда речь идет о производстве, сопровождающемся внешними эффектами, или о создании общественных благ. В этих условиях государство берет на себя функцию корректировки распределения ресурсов .

Такая корректировка и в переходной, и в рыночной экономике осуществляется традиционными методами. К их числу относятся установление административных ограничений и стандартов , препятствующих загрязнению окружающей среды, система специальных налогов и дотаций, финансирование производства общественных благ или непосредственное управление их производством, когда оно сосредоточено на государственных предприятиях. Спецификой переходной экономики является наличие особых проблем, усложняющих реализацию рассматриваемой функции государственного регулирования.

Отметим, прежде всего, что для стран, вступающих в этап перехода к рынку, характерны острейшие экологические проблемы, перешедшие по наследству от административно - командной системы. Для их решения необходимо резко ужесточить ограничения на вредные выбросы, значительно повысить налоги на производителей, использующих экологически опасные технологии, и т. п. Однако производители в массе своей технологически не готовы создавать продукцию с меньшим вредоносным внешним эффектом.

Поэтому попытки быстро изменить экологическую ситуацию путем введения жестких нормативов, санкций и дополнительных налогов выльются в значительное сокращение объемов производства, что усилит экономический спад, характерный для начала переходного периода. Решение проблемы видится на путях постепенного ужесточения политики регулирования отрицательных внешних эффектов с заранее, за несколько лет объявленными, очередными изменениями экологических нормативов, размеров налогов, штрафов и т. п. Это позволило бы предприятиям заранее приспособиться к грядущим изменениям и отреагировать на них внедрением экологически безопасной технологии, а не резким сокращением производства.

Регулирование процесса перераспределения ресурсов и производство общественных благ (национальная оборона, фундаментальная наука, образование, здравоохранение и т. п.) в переходной экономике осложняется из -за высокой инфляции. Как известно, от высокой инфляции больше всего страдают лица с относительно стабильными номинальными доходами, к которым, в частности, относятся работники бюджетных отраслей. Начинается переток квалифицированных научных, педагогических и других кадров в сферы деятельности, приносящие более высокие доходы. Для того чтобы препятствовать этому процессу, сохранить кадровый потенциал в жизненно важных для развития общества сферах, обязательным элементом политики перераспределения ресурсов на переходном этапе должна быть эффективная система защиты доходов работников бюджетной сферы от инфляции .

Чем выше темпы инфляции и глубже спад в переходной экономике, тем выше роль стабилизационной функции государственного регулирования. Данная функция реализуется главным образом посредством традиционных методов бюджетной, фискальной и кредитно - денежной политики. Основная сложность стабилизационного регулирования на переходном этапе связана с тем, что высокие темпы инфляции связаны здесь с глубоким экономическим спадом. В этих условиях стимулирующая бюджетная, фискальная и кредитно - денежная политика, направленная на преодоление спада, способствует усилению инфляции. И наоборот, ужесточение кредитно - денежной, фискальной и бюджетной политики, направленное на подавление инфляции, способствует углублению падения производства. Перед государством встает сложнейшая проблема сочетания «жесткости» и «мягкости» в экономическом регулировании.

На более поздних этапах переходного периода, по мере преодоления экономического спада и снижения инфляции, все более актуальной становится функция стимулирования экономического роста . К этому моменту у государства появляется возможность увеличить финансирование фундаментальной экономики и образования, что способствует ускорению НТП, уменьшить тяжесть налогового бремени, что стимулирует рост деловой активности, более активно использовать налоговую и кредитно - денежную политику как средство стимулирования технического прогресса и роста инвестиций.

Методы государственного воздействия на рынок.

Свои регулирующие функции государство выполняет посредством административных и экономических методов. Для командной экономики характерно преобладание административных методов регулирования. Система государственного регулирования рыночной экономики, напротив, базируется на использовании экономических методов.

Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. Например, директивные плановые задания по объему и ассортименту производимой продукции или централизованно установленные цены на товары и услуги - типичные методы административного регулирования в плановой экономике - лишают предприятие альтернативного использования ресурсов. В отличие от этого, экономические и косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора.

Например, снижение налогов на бизнес или, скажем, понижение учетной ставки процента являются типичными методами экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают капиталовложения и объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учетной ставки процента делают рост производства и инвестиций более выгодными, чем прежде.

Административные методы регулирования диаметрально противоположны природе рынка, они блокируют действие соответствующих рыночных регуляторов. Если предприятию, например, директивно определены объем производимой продукции и размеры поставок сырья, оно не может отреагировать на изменение рыночной конъюнктуры путем увеличения или сокращения выпуска продукции. Чем выше сфера действия административных методов регулирования, тем уже сфера распространения и ниже эффективность реальных рыночных отношений.

Экономические методы регулирования, напротив, адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее, косвенно, на производителей и потребителей товаров и услуг. Например, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что, в свою очередь, способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. Экономические методы управления действуют, таким образом, через рынок посредством рыночных механизмов.

Переход от командной экономики к рыночной сопровождается кардинальными изменениями в системе методов государственного регулирования, разрушением прежней системы административных методов и созданием новой системы экономических регуляторов. Важнейшей задачей государства на переходном этапе является создание целостной системы экономических методов регулирования. С этой целью все страны, осуществляющие переход к рыночной экономике, проводят радикальные реформы кредитной и налоговой системы.

Создается традиционная для стран с рыночной экономикой двухуровневая банковская система, в рамках которой Центральный банк посредством экономических нормативов осуществляет регулирование деятельностью широкой сети коммерческих банков. Манипулируя учетной ставкой процента, изменяя формы обязательных резервов и другие нормативы, установленные для коммерческих банков, осуществляя операции с ценными бумагами. Центральный банк получает возможность проводить активную кредитно - денежную политику.

Цели и объекты государственного регулирования экономики

Более точно, среди причин необходимости государственного регулирования экономики называют следующие: - невозможность успешного экономического развития без определённости её территориального пространства. Интересы предпринимателей, домохозяйств, любых субъектов экономических отношений реализуются в конечном итоге через потребление. А оно привязано к социальной среде, имеющей чёткую территориальную организацию. Её определённость гарантируется и обеспечивается именно государством.

Без надёжной вертикали исполнительной и законодательной власти, без единого экономического, информационного и правового пространства не может быть преуспевающей экономики, а рынок, как правило, не может самостоятельно обеспечить этих принципов. Весомы функции государства и в отладке международных связей народного хозяйства, защите положения её субъектов на мировом рынке. - необходимость формирования и поддержания моральной, этической и психологической среды, являющейся носителем коренных целей, задач развития нации, долговременных интересов населения в целом.

На определение их государством должен влиять менталитет общества, его фундаментальные духовно-социальные параметры. Оно должно обеспечивать уважение этих целей бизнесом, т.к. подавление или игнорирование их может привести как к отдельным социальным протестам, так и к неприятию экономической формации в целом большинством населения. - необходимость создания баланса экономических интересов в стране. Недопустимо подчинение государства узким экономико-политическим интересам отдельной социальной группы.

Как правило (и это не раз подтверждено исторической практикой), такое положение вещей чревато возникновением социально-взрывоопасной обстановки, когда государство сметается вместе с «элитой», но ещё раньше в самой «элите» начинается клановая война, что делает государство недееспособным. - необходимость институционального определения целей экономики и государственной корректировки негативных проявлений, вызванных неодолимостью законов расширенного воспроизводства, означающего как поступательное развитие производительных сил общества, так и возникновение циклических диспропорций между фазами воспроизводства, между спросом и предложением.

Все экономические реформы в мире были направлены на преодоление накопленных диспропорций в воспроизводстве и создание более действенных механизмов по их предотвращению. - необходимость и однозначная полезность как бизнесу, так и домохозяйствам от динамичного развития инфраструктуры в самом широком смысле этого слова. - необходимость как стабильности, преемственности, так и динамики развития институциональной среды (нормативной базы, институтов права, систем информации, консалтинга, профессиональной экспертизы, не политизированного и высокообразованного аппарата управления и контроля и т.д.). Собственно, непосредственно из причин государственного вмешательства в экономические процессы вытекают и цели этого вмешательства.

Следует отметить, что на каждом этапе развития общества они зависят от многих обстоятельств: степени общей развитости экономики, её существующей и желаемой структуры, меры включённости в международное разделение труда, социальной и психологической ситуации в стране. Особенно велико многообразие целей для экономики, находящейся в неустойчивом, переходном состоянии. Кроме того, можно выделить текущие и стратегические цели по предполагаемому времени их реализации.Особенно важна определённость в выборе экономических целей, ни в коем случае нельзя допускать подмены целей средствами их достижения. «Если вы целитесь в ничто, то вы каждый раз это и получаете», - говорил Т. Рузвельт.

Генеральной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация к его изменяющимся условиям.

От этой генеральной цели распространяется дерево так называемых опосредующих конкретных целей, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования экономики. Цель - выравнивание экономического цикла - направлена на объект, то есть на экономический цикл; улучшение окружающей среды - на окружающую среду и т.п.

Очевидно, что цели, во-первых, неодинаковы по значению и масштабам и, во-вторых, находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не может быть поставлена и достигнута вне зависимости от других. Например, невозможно представить стимулирование НИОКР без создания благоприятных условий накопления капитала, без выравнивания конъюнктуры, совершенствования отраслевой структуры экономики, стабильного денежного обращения.

Перечисленные цели частично перекрывают друг друга, одна может оказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависимости от реальной хозяйственной и социальной ситуации, уровня осознания этой ситуации субъектами государственного регулирования экономики и от установленной правительственными органами на данный отрезок времени системы приоритетов целей. Любая из вышеназванных целей может служить, содействовать или препятствовать достижению другой цели. Конкретные цели внутри дерева целей могут быть первичными, вторичными, третичными и т.д. Например, в условиях кризиса первичной целью становится выход из кризиса в узком конкретном смысле - оживление конъюнктуры . Все остальные цели подчиняются ей.

Объекты государственного регулирования. Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые лишь в отдаленном будущем при помощи рыночных механизмов, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объекты государственного регулирования это: экономический цикл; секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства; условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; платежный баланс; цены; условия конкуренции; социальные отношения, социальное обеспечение; подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда; внешнеэкономические связи.

Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты, например, заинтересовывать частные фирмы в развитии научных исследований. Изучаются и совершенствуются законы по конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.Объекты ГРЭ различаются в зависимости от уровня решаемых ими задач. Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом; глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы).

Характеристика основных видов экономической политики государства.

Экономическая политика — это по-ведение государства в экономике, она призвана обозначить и ясно выразить совокупную волю общества; она находит свое воплощение в решениях и действиях правительства; может корректировать экономические процессы.

Регулярную экономическую политику можно представить в виде цепочки взаимосвязанных эпизодов: появление объектив-ных трудностей, — политические действия, включающие оцен-ку трудностей, принятие решений их законодательное утвер-ждение — экономический эффект, т.е. ответная реакция рын-ки, экономических агентов. Само собой разумеется, что вре-менные разрывы здесь неизбежны. Многое зависит от скорости распространения информации, от развития сети коммуника-ций, деловой активности людей и т.д.

Основные направления государственного вмешательства в экономику:

1. Цель монетарной политики заключается в обес-печении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема ВНП. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денеж-но-кредитной политики, которые осуществляются довольно медлен-но, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изме-нение конъюнктуры. В связи с этим текущая монетарная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указан-ная выше глобальная задача, например на фиксацию количества денег в обращении, определенного уровня банковских резервов или нормы процента и т. п.

В мировой экономической практике используются следующие инст-рументы регулирования денежной массы в обращении:

Операции на открытом рынке, т. е. на вторичном рынке казначей-ских ценных бумаг;

Политика учетной ставки, т.е. регулирования процента по займам коммерческих банков у центрального банка;

Изменение норматива обязательных резервов.

В настоящее время в мировой экономической практике основным инструментом регулирования денежной массы являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг центральный банк может осуществить либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изъять их оттуда.

Финансовая политика государства

Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называются финансовой политикой. Направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны.

Кризисное положение экономики предопределяет финансовую политику, направленную, с одной стороны на прекращение спада производства и на стимулирование производства (например, в виде отдельных налоговых льгот производителям) , на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в отдельные отрасли экономики, а с другой - на сдерживание всех социальных программ, сокращение расходов на оборону и т.д. Соответственно, при переходе экономики в другое состояние меняются направления финансовой политики.

Правильность выбранной финансовой политики, несомненно, зависит от критической оценки складывающейся в стране экономической ситуации, от соблюдения “золотого правила” экономической теории при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать экономическую ситуацию в стране такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотелось бы видеть. Это тем более важно, поскольку общей тенденцией развития является усиление роли правительства в регулировании национальной экономики через финансовую систему, а именно - расходы государства на программы по социальному обеспечению, на поддержание среднего уровня доходов, на здравоохранение, образование и т.д.

Между возникновением опасности, принятием решений, проведением соответствующих действий и их эффектом неизбежны временные лаги, т.е. промежутки времени, разделяющие вышеназванные ступени. В бюджетно-налоговой сфере существует лаг между возникновением шоковой ситуации и поэтапным прохождением закона через властные структуры. Таким образом, отсрочки при принятии решений часто приводят к результатам, противоположным искомым, еще более расшатывают, а не стабилизируют ситуацию.

Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).

3. Социальная политика - экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно взаимосвязаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная деятельность и получила название социальной политики. По сути, в социальной поли-тике выражаются конечные цели и результаты экономического роста.

Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль.

Во-первых, по мере экономического роста, накопления националь-ного богатства создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, v в этом смысле в социальной политике концентрируются цели эко-номического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средств реализации социаль-ной политики.

Во-вторых, социальная политика является и фактором экономиче-ского роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной эко-номической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая сту-пень экономического развития, тем выше требования к людям, обес-печивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическо-му и нравственному развитию. В свою очередь, это требует даль-нейшего развития социальной сферы.

Социальная политика осуществляется на разных уровнях экономи-ческой деятельности. Так, можно говорить о социальной политике фирмы (корпорации) в отношении своего персонала, о региональной и общегосударственной социальной политике. Учитывая тесную вза-имозависимость современного мира, можно говорить о межгосудар-ственной социальной политике (например, в решении глобальных экологических проблем, преодолении социально-экономической от-сталости групп стран или даже континентов).

4. Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где хозяйственность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса и т.д. Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства.

Это прежде всего отрасли экономической инфраструктуры (энергетика, транспорт, связь). К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры, помощь жизненно важным наук и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве, проведение региональной политики - строительство в экономически отсталых районах промышленных предприятий, создание рабочих мест, охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий, строительства очистных сооружений, развитие фундаментальных научных исследований, производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.

Как правило, государственные предприятия не готовы к рыночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы, гарантии сбыта в рамках госзаказов). У государственных предприятий нет обязательств перед акционерами, банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий, качестве организации производства и т.д.

Конкуренция в сфере коммерческой деятельности недопустима еще и потому, что частный сектор втягивается в коррупцию: через взятку чиновнику можно добиться больших результатов, чем за счет снижения издержек.

Если экономика обременена избыточным количеством государственных предприятий, в сложное положение попадают их работники. Именно они становятся первой жертвой правительственной политики, направленной на преодоление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают замораживание зарплаты. Видимо поэтому волна приватизации, прокатившаяся в 80-е годы по экономикам западных стран не вызвала широких протестов со стороны основной массы занятых в государственном секторе. Люди рассчитывали, что, освободившись от государственного давления, они сумеют в полной мере использовать преимущества рыночного хозяйства, стать совладельцами частных предприятий.

5. Суть государственной антициклической политики , или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача регулирования - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности притормозить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов.

6. В области отраслевой и территориальной структуры государственное регулирование также играет значительную роль. Здесь при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, обеспечиваются привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одном случае поддержка оказывается тем отраслям и единицам хозяйства, которые находятся в состоянии затяжного кризиса; в другом случае поощряется развитие новых отраслей хозяйства и видов производства, призванные привести к прогрессивным структурным сдвигам внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. Но также могут приниматься меры и по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.

Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям, регулирующие органы положительно воздействуют на экономический цикл и структуру экономики.

7. Регулирование занятости - это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, которая может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательное резкое снижение занятости ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов ради выплаты пособий и опасным социальным последствиям.

8. Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капиталов, повышение и понижение курсов национальных валют, участие в международной экономической интеграции.

Очевидно, что современная рыночная система немыслима без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано или поздно встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности. Существуют важные ограничения для регулирования. Например, недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, всеохватный административный контроль за ценами и др.). Это не означает, что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования.

Рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства; правда, в последнем случае оно обычно является "мягким", ограниченным по срокам, масштабам и другим параметрам, и выступающим в виде национальных целевых программ. Также следует отметить, что рынок во многом является самонастраивающейся системой, и поэтому влиять на него следует только косвенными, экономическими методами. Однако в ряде случаев, применение административных методов не только допустимо, но и необходимо. Нельзя уповать только на экономические либо только на административные меры. С одной стороны, элементы администрирования несет в себе любой экономический регулятор.

Например, денежное обращение ощутит влияние такого известного экономического метода, как ставка по кредитам центрального банка не раньше, чем будет принято административное решение. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса. Прибегая, скажем, к прямому контролю за ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д.

В организации современной экономики все более серьезное внимание уделяется деятельности государства. Усиление его роли находит отражение в росте государственных расходов и значительном расширении прямого регулирования экономической жизни. В этом нас убеждает экономическое развитие нашей страны, где роль государства возрастает с каждым днем.

Экономической роли государства уделяют свое внимание многие классики экономической теории. Например, Самуэльсон в своей работе «Экономика» уделяет большое внимание роли государства в развитии экономики США.

Существует и прямо противоположные взгляды на роль государства в экономике. Например, Ф. Хайек в работе «Дорога рабства» отвергает все формы государственного вмешательства в экономику, поскольку они, по его мнению, неумолимо ведут к тоталитаризму. Для него социализм является концом рациональной экономики.

И все же большинство экономистов считает, что современная смешанная экономика нуждается в объективном государственном регулировании.

Экономическая роль государства реализуется путем организации хозяйственной деятельности.

Здесь государство выполняет следующие функции:

1. Регулирование процесса расширенного воспроизводства.

2. Прогнозирование объемов и структуры материального производства, капитальных вложений и товарооборота.

3. Регулирование темпов роста и направление развития отраслей народного хозяйства.

4. Распределение, перераспределение и использование через государственный бюджет национального дохода.

5. Обеспечение участия страны в международном экономическом сотрудничестве, интеграционных экономических процессах.

В государственном секторе экономики государство осуществляет управление производством путем:

2. Организации выполнения производственных заданий и договоров.

3. Проведения необходимой кадровой политики и подготовки специалистов в государственных высших и средних учебных заведений.

4. Организации и регулирования коммерческих отношений между предприятиями различных укладов экономики.

5. Контроля за соблюдением трудовой, технологической и договорной дисциплины.

Эффективного использования таких стоимостных рычагов, как цена, прибыль, кредит, налоги, дотации.

Современная рыночная экономика не может существовать без вмешательства государства. Исследователями дискутируются лишь масштабы вмешательства государства в экономику. Если государство распоряжается 10-15% национального дохода, то экономика является смешанной. В крупных промышленных странах влияние государства на экономику неуклонно возрастает.

Главными причинами возрастания государственного сектора являются:

Рост расходов на оборону и военно-космические исследования;

Рост народонаселения;

Решение проблем окружающей среды и инфраструктуры;

Решение социальных проблем: безработицы, медицинской помощи, продовольственного кризиса, жилищного обеспечения и т.д.

Таким образом, вмешательство государства в экономику вызвано стремлением правительства смягчить неэффективность преобразований, связанных с функционированием рыночной экономики.

Как рыночный субъект государство характеризуется тремя признаками.

1. «Регулирующий субъект». Роль государства в механизме рыночной экономики - основная проблема современной экономической теории. Дело в том, что исходный пункт становления рыночной экономики -- ее освобождение от удушающих пут государства. И долгое время невмешательство государства в сферу частного бизнеса оставалось условием реальности рыночной экономики как системы свободного предпринимательства. Однако с 30-х гг. XX в. (со времени Великой депрессии) рыночная экономика (из-за монополизма) потребовала активного государственного регулирования как условия ее социальной эффективности. Кейнсианство и стало концепцией государственного регулирования рыночной экономики. В середине 70-х кризис настиг уже государственно - регулируемую рыночную экономику, а следовательно, и кейнсианскую модель рыночной экономики. Причина этого кризиса - чрезмерное государственное вмешательство в экономику. В этих условиях консерваторы в Англии и сторонники «рейганомики» в США сделали ставку на политику деэтатизации. Теперь потребовалась новая концепция, которая, сохраняя регулируемый характер рыночной экономики, помогла бы найти государству «экономический» механизм своего вмешательства в экономику, а не «административный». Именно эту задачу выполнила широко известная сегодня монетаристская концепция, которая, не отрицая необходимости государственного вмешательства в экономику, сводила это вмешательство к «косвенному» - через регулирование денежной сферы.

Таким образом, стратегической проблемой современной экономической теории является определение оптимального соотношения «государства» и «рынка» в данных исторических обстоятельствах. Все сменявшие друг друга на протяжении XX в. концепции экономики отличались сменой приоритетов между «государственным» и «рыночным» началами экономики.

«Внерыночное происхождение государственного дохода». «Рыночным» является такой экономический субъект, который получает постоянный доход, за счет которого осуществляет расходы. Следовательно, государство в той мере включено в рыночную экономику, в какой располагает доходом и производит расходы. Однако вся тонкость в том, что природа государственного дохода уникальна - если исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий - как следствие перераспределения части доходов «первичных» рыночных субъектов (домохозяйств и фирм) в пользу государства. Это позволяет квалифицировать государство как «вторичный», «производный» рыночный субъект, экономическая сила которого всецело зависит от питающего государство частного бизнеса. Следовательно, доход государства - не «третий» (наряду с доходами домохозяйств и фирм) самостоятельный элемент, не особое слагаемое общественного дохода, а принудительно обособляемая (в результате налогообложения) часть первичных рыночных доходов, созданных без, а часто - и вопреки государству Вот почему никто, пожалуй, так не заинтересован в росте доходов фирм и домохозяйств, как государство, ибо их доходы - единственный источник «налогового» дохода государства.

«Императивный статус государства» Государство - единственный субъект в рыночной экономике, требования которого обязательны для всех негосударственных субъектов. Эта обязанность - жизненно необходима системе свободного предпринимательства, ибо создает «единые правила» (хотя возможны «льготы» в пользу государства) поведения для всех рыночных субъектов.

Императивность придает государственному доходу «обязательный» характер.

Основной механизм экономического вмешательства государства - «налоги», «закупки» и «платежи»:

а) налоги - объективная необходимость, но их пределы - проблема, поскольку они непосредственно сказываются на эффективности частного бизнеса;

б) трансфертные платежи - перераспределение части налоговых доходов государства (налоги платят все домохозяйства и фирмы) в пользу определенных социальных групп; следовательно, трансфертные платежи не увеличивают национальный продукт, но изменяют структуру личного потребления, а тем самым и структуру производства;

в) правительственные закупки также изменяют структуру производства в пользу прироста общественно значимых благ, но при этом увеличивают национальный продукт.

Государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе, участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остается остро дискуссионным вопросом экономической науки.

Государство - это политическая форма организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти. Основными признаками государства являются: наличие особой системы органов и учреждений, образующих в совокупности государственный механизм. Особое место в этом механизме занимает аппарат принуждения: армия, полиция, милиция, тюрьма, наличие обязательных правил поведения, устанавливаемых или санкционируемых государством. С помощью права государство закрепляет определенный порядок общественных отношений, а также структуру деятельности государственного механизма, наличие определенной территории, пределами которой ограничена данная государственная власть. Государство является не единственным политическим учреждением общества. Наряду с ним, в развитом обществе функционируют различные партии, союзы, объединения и учреждения. В отличие от других политических институтов государству принадлежит верховенство власти. Поэтому государство можно определить как результат общественного развития, одновременного формирования политической и экономической организации общества. Общие функции государства: защита государственного строя; предотвращение и устранение социально-опасных конфликтов; регулирование экономических и других отношений; осуществление общей внутренней политики страны, как системы ее конкретных проявлений: социальной, экономической, финансовой, научной, культурной, образовательной и другой политики; осуществление внешнеполитических функций.

В современных условиях необходимо обратить внимание и на такие функции государства, как:

Социальная функция. Главное ее значение - обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижениях. В этих целях государство гарантирует занятость трудоспособного населения, справедливое распределение благ. Осуществляет социальную защиту тех, кто нуждается в государственной поддержке;

Экологическая функция. Она обусловлена обязанностью государства обеспечивать экологическое благополучие граждан, их экологическую безопасность. Интенсивная эксплуатация природной среды, нарушение экологических требований. Вредные последствия различного рода катастроф требуют постоянного вмешательства государства. Оно устанавливает правовой режим природопользования, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях, проводит спасательные работы, оказывает помощь жертвам экологических бедствий;

Налогообложение и взимание налогов. Это функция государства обусловлена тем, что бюджет государства состоит целиком из различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей. Принят Закон об основах налоговой системы Российской Федерации;

Защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. Конституция Российской Федерации закрепила широкий круг основных прав и свобод человека. Они признаются в качестве необсуждаемых, принадлежащих ему с рождения. Выполнение данных функций обеспечивается системой правоохранительных органов: органами правосудия, внутренних дел, государственной безопасности.

Государственное регулирование представляет собой систему опосредованного воздействия на поведение хозяйствующих субъектов, включая экономику в целом. Государственное воздействие происходит через изменения системы налогообложения, валютного курса и таможенных пошлин. Также государство способно применять другие инструменты ограничения или мотивации определенной деятельности.

Основные задачи государственного регулирования заключаются в регулировании занятости, безработицы, стимулировании экономического роста, поощрении прогрессивных сдвигов отраслевой и региональной структуры, поддержке внешнеэкономического равновесия через сдерживание экспорта или импорта определённого товара или капитала.

Функции и роль государства в экономике

Если рассматривать функции государства в рыночной экономике, то можно сказать о том, что вся деятельность должна быть направлена на достижение основной цели достижения благополучия человека, включая нравственное и физическое благополучие, максимальную правовую защищенность личности.

Среди экономических функций современного государства можно выделить функцию перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения стабильности экономики. Также основной экономической функцией государства является функция обеспечения правовой базы рыночного функционирования, стимулирования и защиты конкуренции в качестве основной движущей силы рынка.

В сфере контроля и распределения ресурсов государство берет на себя функцию установки административных стандартов и ограничений, налогов и дотаций. Государство также может регулировать инвестиции, чем оказывает влияние на темпы и пропорции общественного производства, с использованием финансового кредитно-денежного механизма. Инвестиции могут осуществляться государственным бюджетом, местным бюджетом, а также за счет частных инвестиций, стимулирующих при помощи налоговых льгот.

Сферы государственного регулирования

Государство может регулировать уровень цен, динамика и структура которых объективно отражает экономическое состояние. Цены могут активно воздействовать на структуру хозяйства, процессы инвестиций, устойчивость национальных валют и социального состояния общества.

Государство регулирует и правовую основу экономики, разрабатывает и принимает законы, которые определяют права собственности и регулируют предпринимательскую деятельность. Законы государства должны быть направлены на производство доброкачественных продуктов и медикаментов.

Основная функция государства заключается в охране окружающей среды, гарантии ее сохранения и улучшения. Государство обязано защищать национальные интересы, проводить соответствующую внешнеторговую политику, контролировать международную миграцию капитала и рабочей силы, управлять платежным балансом, воздействовать на валютный курс.

Государство способно гарантировать минимальный размер заработной платы, пенсий, пособий по инвалидности и безработице, разных видов помощи малоимущим гражданам. Также государство может осуществлять индексацию фиксированного дохода по причине роста цен.

Методы воздействия государства на рынок

Государство может влиять на рынок с помощью административных и экономических методов. Для ранее существующей командной экономики преимущественно применялись административные методы регулирования. Регулирование рыночной экономики в основном основано на использовании экономических методов, тем не менее, следует рассмотреть опыт административных методов, поскольку они до настоящего времени применяются в различных государствах.

Административные методы регулирования могут ограничивать свободу выбора предприятий и организаций. Примерами может быть директивное плановое задание по ассортименту и объему, централизованное установление цены на продукт. Всё это может лишить компании альтернативного использования ресурсов.

Экономические методы, в отличие от административных методов, не ограничивают свободу выбора предпринимателя. Типичными методами экономического регулирования является снижение налогов на бизнес или снижение учетной ставки процента. Административные методы могут заблокировать действие соответствующих рыночных регуляторов. Экономические методы соответствуют природе рынка, непосредственно воздействуя на конъюнктуру рынка (производителей и потребителей товаров и услуг).