Теоретические аспекты регулирования задолженности по налогам и сборам. Назначение и права отдела по урегулированию задолженностей

Одним из механизмов воздействия на национальную экономику и формирования финансовых ресурсов государства является налоговая система, а собираемость налогов и сборов характеризует ее эффективность. Однако сохраняющиеся неплатежи не только снижают эффективность налоговых отношений, но и ограничивают возможности правительства в финансировании инвестиционных и социальных проектов.

Основные причины возникновения налоговой задолженности: неспособность работать в условиях рыночной экономики, нежелание платить налоги, несовершенство налоговой системы, нефинансирование государственных заказов, и др.

Специфика урегулирования задолженности по налоговым обязательствам обуславливается экономической сущностью налоговых отношений. Налоговые отношения сформированы на базе экономических, финансовых, имущественных отношений, имеют публично-правовой характер, основаны на властных отношениях между государством и налогоплательщиком (плательщиком сборов). Государство заинтересовано в скорейшем и полном исполнении юридическими лицами налоговых обязанностей и потому создало мощную, специализированную систему государственного принуждения (налоговые, контролирующие, правовые, силовые структуры).

Налоговая задолженность является суммой налоговых обязательств, подлежащей погашению в определенный срок, и рассматривается как совокупная задолженность, которая включает в себя несвоевременно уплаченный налог, предусмотренный законодательством, а также начисленные пени и штрафы .

При этом налоговую задолженность стоит рассматривать как понятие «совокупная задолженность, состоящая из урегулированной задолженности и неурегулированной задолженности».

Урегулированная задолженность подразумевает ту задолженность, в отношении которой применены все меры бесспорного взыскания и в судебном порядке: реструктурируемая задолженность; сумма задолженности отсроченной или рассроченной на основании решения арбитражного суда или вышестоящего налогового органа; сумма задолженности приостановленная до принятия решения арбитражного суда по существу; задолженность, взыскиваемая службой судебных приставов; задолженность, в отношении которой инициирована процедура банкротства .

Неурегулированная задолженность состоит из задолженности невозможной к взысканию в связи с пропущенным сроком и недоимки, то есть величины налога неуплаченного в установленный срок.

По мнению начальника отдела департамента корпоративного управления Минэкономразвития РФ Мешкова Р. , механизм урегулирования задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также пеням и налоговым санкциям можно реализовать, выделив четыре формы: добровольно-заявительную, уведомительно-предупредительную, обеспечительную, принудительную (см. рис. 1).

Добровольно-заявительная форма урегулирования налоговой задолженности предусматривает заявительный характер процесса, основанного на указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, методы данной формы применяются налогоплательщиками на добровольной основе.

Уведомительно-предупредительная форма включает действия налогоплательщика по погашению задолженности согласно предъявленным требованиям об уплате налога с указанием суммы недоимки, пеней, штрафов и срока исполнения требования, а также меры по взысканию налога и обеспечению исполнения обязательств в случае игнорирования налогоплательщиком требования . Кроме того, предусмотрен также метод зачета излишне уплаченных или взысканных сумм в счет погашения задолженности налогоплательщика.

Методы и инструменты обеспечительной формы реализации механизма урегулирования налоговой задолженности обеспечивают исполнение обязанности по уплате налогов и сборов. Недостаточно четкая законодательная проработка процедуры применения в налоговой сфере положений гражданского законодательства о залоге и поручительстве, а также полное отсутствие опыта их применения создают дополнительные риски для сторон залогового либо поручительского договора . Например, налоговые органы в 2002 - 2009 гг. данную форму обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов фактически не применяли.

Безусловное требование государства - это обязанность платить налоги, которая распространяется на всех налогоплательщиков. Налогоплательщик не вправе распоряжаться той частью своего имущества или дохода, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме невнесенного в срок налога (недоимки) применяется метод обеспечительной формы - начисление пени как компенсация потерь государственной казны в результате недополучения в срок налоговых сумм в случае задержки уплаты налога .

Специфические методы, инструменты и процедуры применяются налоговыми органами в рамках четвертой формы - принудительной формы реализации механизма урегулирования налоговой задолженности:

  • инкассовые поручения банку на бесспорное списание со счетов налогоплательщика суммы задолженности в бюджетную систему;
  • решение о взыскании за счет имущества путем передачи в службу судебных приставов постановлений налоговых органов, согласно ст. 47 НК РФ, судебных приказов и исполнительных листов;
  • процедуры банкротства - наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство.

Оценим уровень и динамику налоговой задолженности юридических лиц в Тюменской области (табл.1).

Таблица 1 - Динамика налоговой задолженности юридических лиц в Тюменской области (тыс. руб.)*

*Источник: данные статистической отчетности по форме 4-НМ УФНС России по Тюменской области

Анализ данных таблицы позволяет сделать следующий вывод: задолженность по налогам и сборам, а также начисленным пеням и штрафам в бюджет Тюменской области по состоянию на 01.01.2010 г. составляет 4074829 тыс. руб. Ежегодно совокупная задолженность по налоговым обязательствам увеличивается на 7 - 8%. При этом по России показатели задолженности снижаются. А доля урегулированной задолженности от общей суммы совокупной задолженности по налоговым обязательствам за исследуемый трехлетний период составляет примерно 50% .

В связи с ростом совокупной задолженности по налоговым обязательствам в бюджет Тюменской области налоговые органы оперативно реагируют на возникновение задолженности и реализации механизма урегулирования задолженности.

Результаты реализации механизма урегулирования налоговой задолженности представлены на рисунках 2 и 3.

Из данных представленных на рисунках видно, что за 2010 г. налогоплательщикам направлено требований об уплате налогов и сборов на сумму 10221,5 млн. руб. а за 2009 г. - 9732,2 млн. руб. при этом всего погашено по требованиям 3 722,8 млн. руб. и 3363,9 млн. руб. соответственно. Таким образом, эффективность работы по требованиям об уплате налогов в 2010 г. составила 42,9%, а в 2009 г. 40,5%, т.е. эффективность увеличилась.

Налоговыми органами области за 2010 г. направлено инкассовых поручений на 3715,5 млн. руб., а погашено 1046,2 млн. руб., т.е. эффективность взыскания задолженности за счет денежных средств налогоплательщиков составила 33,4%, что в 1,8 раза ниже данного показателя, сложившегося за 2009 г.

За 2010 г. направлено банкам 60547 решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков, что на 27,7% меньше, чем за 2009 г.

Также налоговыми органами Тюменской области за 2010 г. вынесено 18054 постановления о взыскании налога за счет имущества должников в соответствии с положениями статьи 47 НК РФ на общую сумму 2733,6 млн. руб. По количеству данный показатель больше чем за аналогичный период 2009 г. на 30,1%, по сумме - на 36,8%.

Судебными приставами возбуждено 16 826 исполнительных производств на сумму 2864,5 млн. руб. Эффективность исполнительных действий в ходе применения ст. 47 НК РФ на 01.01.2011 г. составила 15,5%. При этом поступления со счетов судебных приставов составляют всего 26,0 млн. руб. или 0,9% от суммы возбужденных исполнительных производств.

Основную сумму поступлений - 403,3 млн. руб. составляет сумма добровольно погашенной задолженности налогоплательщиками после возбуждения исполнительного производства и после произведения ареста имущества.

Таким образом, в результате принятых налоговыми органами за 2010 г. мер принудительного взыскания задолженности юридических лиц в бюджетную систему РФ поступило 5233,0 млн. руб., что составило 7,1% от суммы поступивших налоговых платежей в бюджетную систему РФ. В сравнении с 01.01.2010 г. сумма погашенной задолженности в целом по области снизилась на 3,1%.

Так, в результате применения уведомительно - предупредительной, обеспечительной и принудительной форм реализации механизма урегулирования налоговой задолженности на 1.01.2011 г. по Тюменской области эффективность взыскания составляет 60,3%. При чем, этот результат на 4,7% ниже эффективности сложившейся на 1.01.2010 г. .

Методы и инструменты реализации процесса урегулирования задолженности по налоговым обязательствам имеют показательное значение и для оценки эффективности деятельности налоговых органов в данном направлении.

На сегодняшний день достигнуты немалые результаты, прежде всего, существенное повышение уровня показателей, характеризующих эффективность работы налоговых органов по урегулированию задолженности. Однако, общий уровень налоговой дисциплины в стране, характер применяемых недобросовестными налогоплательщиками схем уклонения от уплаты налогов, становящихся из года в год все более масштабными и изощренными, заставляют всерьез задуматься о необходимости использования новых резервов повышения эффективности урегулирования задолженности. Главным стратегическим направлением совершенствования такой работы является внедрение в практику новых, основанных на передовых информационных и аналитических технологиях, форм и методов урегулирования задолженности.

Особое внимание должно уделяться повышению открытости Федеральной налоговой службы и упрощению налоговых процедур, включая взаимодействие с налогоплательщиком. Решение этой задачи должно осуществляться за счет развития информационных технологий, создания новых и развития действующих электронных сервисов.

Необходимо создать специализированные центры обработки и хранения документов, а также систему управления электронными архивами. В результате налоговые органы смогут перейти на работу исключительно с электронными документами.

Следующий способ совершенствование работы налоговых органов по урегулированию налоговой задолженности это создание коммерческих льгот для фирм с хорошей налоговой репутацией.

Повышение налоговой культуры. Налоговая культура складывается из понимания гражданами всей важности для государства и общества уплаты налогов (как часть политической культуры) и знания своих прав и обязанностей по их уплате (как часть правовой культуры).

Для формирования налоговой культуры в обществе нужно активнее использовать средства массовой информации - телевидение, радио, периодическую печать. Также необходимо уделять внимание разъяснению налогоплательщикам их прав и обязанностей. Для этого уже в школьной программе следовало бы предусмотреть «налоговые дисциплины». Но одной «воспитательной работой» ограничиваться нельзя. Нужны реальные стимулы. Скажем, установление «неписаного правила», закрывающего лицам с дурной налоговой репутацией доступ в Государственную Думу и другие высшие органы власти.

При этом повышение качества и эффективности работы налоговых органов не должно означать ее усложнения.

Литература

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая [Текст]: федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 07.06.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - N 31. - Ст. 3824.
  2. О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования [Текст] : федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2008 г. №137-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 41. - Ст. 4849.
  3. О налоговых органах Российской Федерации [Текст] : федеральный закон Российской Федерации от 21 марта 1991 г. № 943-1-ФЗ // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - № 15. - Ст. 492.
  4. О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц [Текст] : постановление Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 № 67 // Вестник ВАС РФ. - 2007. - N 2.
  5. Верстова М.Е. Основные пути и перспективы совершенствования способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов в современной России [Текст] / М.Е. Верстова // Законодательство и экономика. - 2011. - № 3.
  6. Мешков Р.А. Механизм урегулирования налоговой задолженности: формы реализации и показатели эффективности [Текст] / Р.А. Мешков // Налоговая политика и практика. - 2010. - № 11.
  7. Пантюхов О. В. Уточненное требование об уплате налогов, сборов и штрафов [Текст] : / О. В. Пантюхов // Налоговые споры: теория и практика. - 2011. - № 2.
  8. Тараканов С.А. Порядок взыскания налогов, пеней, штрафов у налогоплательщиков - организаций [Текст]/ С.А. Тараканов// Российский налоговый курьер, 2010. - № 22.
  9. Цыганков В. В. О взыскании с налогоплательщика налогов и пени по истечении срока давности привлечения к налоговой ответственности [Текст] / В.В. Цыганков // Право и экономика. - 2011. - № 6.
  10. Сводные формы статистической отчетности [Электронный ресурс] : информация подготовлена специалистами УФНС России по Тюменской области. - Режим доступа: http://www.r72.nalog.ru.

Депутаты Госдумы на пленарном заседании приняли в первом чтении поправки к закону об урегулировании задолженностей жителей Крыма и Севастополя, согласно которым граждане, имеющие просроченную задолженность, получают возможность урегулировать ее исключительно через Фонд защиты вкладчиков без взаимодействия с уполномоченным взыскателем.

"Заемщик будет вправе направить в фонд уведомление об отказе от взаимодействия с лицами, имеющими право требовать погашения задолженности. Фонд, в свою очередь, обязан довести эту информацию до взыскателя в течение пяти дней", - сказал на заседании Госдумы член Совета Федерации, один из авторов законопроекта Николай Журавлев.
Он добавил, что перед общением с должником взыскатели должны будут обращаться в фонд с запросом о наличии уведомления об отказе должника от взаимодействия со взыскателем. При наличии такого заявления взыскатель не вправе общаться с гражданином и должен обратиться с заявлением об урегулировании разногласий непосредственно в фонд.

По словам главы думского комитета по финансовому рынку Николая Гончара, в действующем законодательстве, которое принято в декабре 2015 года, предусмотрен порядок, когда взыскатель приходит к гражданину и предъявляет ему право требования урегулирования задолженности, и уже в этом случае гражданин должен обратиться в фонд.

"Когда проводились слушания, выяснилось, что именно эта процедура и вызывала основной объем возражений крымских коллег, потому что человек (взыскатель) своим приходом уже оказывает давление на гражданина", - подчеркнул Гончар.

"Поэтому сегодня о всех отношениях между гражданином и владельцем прав требования становится Фонд защиты вкладчиков. Все действия только через него", - добавил депутат.

Управлением ФНС России по Омской области проведен мониторинг налогоплательщиков, имеющих недоимку в бюджеты всех уровней свыше 1 млн рублей.

На 1 февраля 2016 года без учета организаций, находящихся в процедурах банкротства, а также долги которых приостановлены к взысканию по судебным решениям выявлено 277 организаций с суммой долга 1,5 млрд рублей, в том числе 4 организации бюджетной сферы и 6 муниципальных унитарных предприятий, неисполненные обязательства которых составляют 47,3 млн рублей.

Необходимо отметить, что наблюдается положительная динамика снижения недоимки по данной категории налогоплательщиков. Так за период октябрь 2015 - январь 2016 недоимка сократилась на 505 млн рублей.

К должникам, имеющим неисполненную обязанность по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, налоговыми органами применяются все меры принудительного взыскания задолженности в соответствии с действующим законодательством вплоть до инициирования процедуры банкротства.

Государство поможет только части ипотечных заемщиков, пострадавших от девальвации рубля. Остальным придется решать проблемы в частном порядке. В этом уверен наш колумнист , вице-президент Ассоциации региональных банков России.

Несмотря на сложившуюся экономическую ситуацию, крупных должников в регионе становится меньше. Так, по состоянию на 01.01.2016 г., количество налогоплательщиков, имеющих недоимку по региональным и местным налогам, снизилось по сравнению с перечнем на 01.07.2015 на 21 недоимщика, а по сравнению с перечнем на 01.04.2015 - на 35.

Порядок проведения работы по привлечению внимания общественности и средств массовой информации к состоянию задолженности определен Планом мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики, утвержденным правительством Ивановской области 19 февраля 2014 года.

В соответствии с этим планом, Управление Федеральной налоговой службы по Ивановской области публикует список налогоплательщиков, имеющих по состоянию на 01.01.2016 года налоговую задолженность по региональным и местным налогам свыше 500 тысяч рублей.

"В Новый год - без налоговых долгов!" - с таким призывом обратились представители регионального налогового управления к радиослушателям Саратовской области. Начальник отдела работы с налогоплательщиками И.В. Шаронова, начальник отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства И.Г. Шляпин и заместители начальника отдела налогообложения имущества и доходов физических лиц С.В. Савельев и Ю.В. Ванюшкина приняли участие в программе "Час профессионалов" в прямом эфире радиостанции "Радио России. Саратов".

Отвечая на вопросы граждан, налоговики напомнили, что 1 октября 2015 года срок уплаты транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц за 2014 год. "В Саратовской области по состоянию на 01.11.2015 прирост недоимки по расчетам за 2014 год по имущественным налогам физических лиц составил 1 млрд 271 млн руб., в том числе по налогу на имущество физических лиц - 266 млн руб., по транспортному налогу - 747 млн руб. и земельному - 258 млн рублей, - сообщил И.Г. Шляпин. - За ноябрь 2015 года, налогоплательщики региона уже уплатили 259 млн руб. имущественных налогов, в том числе 151 млн руб. транспортного налога, 53 млн руб. земельного налога и 55 млн руб. налога на имущество физических лиц".

Специалисты налогового управления отметили, что требования на уплату налогов уже направлены, и подробнее рассказали о стадиях взыскания задолженности.

Начальник отдела работы с налогоплательщиками Управления И.В. Шаронова рассказала, как электронные сервисы ФНС России помогают остановить процедуру взыскания налоговой задолженности на самой ее начальной стадии. «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» и «Заплати налоги» на Интернет- сайте ведомства www.nalog.ru - универсальные помощники в уплате налогов и задолженности, - подчеркнула И.В. Шаронова.

Особое внимание радиослушателей было обращено на тот факт, что уплата задолженности через онлайн сервисы ФНС России осуществляется без комиссии.

В ноябре текущего года в инспекциях Волгоградской области состоялось 230 заседаний рабочих комиссий по обеспечению налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет подведомственных муниципальных районов, обязательных взносов в государственные внебюджетные фонды и повышению результативности бюджетных расходов.

На заседаниях заслушано 3 236 представителей организаций и индивидуальных предпринимателей, которые дали пояснения о причинах образования задолженности и мерах, принимаемых для ее погашения. По итогам работы комиссий налогоплательщиками погашено задолженности на сумму 56,9 млн рублей.

В комиссиях приняли участие представители инспекций, Государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, комитетов по экономике и управлению муниципальным имуществом районных администраций, Центра занятости населения, районных отделов УФССП России по Волгоградской области.

Напомним, что на заседания комиссий приглашаются налогоплательщики, осуществляющие выплаты заработной платы, размер которой ниже величины прожиточного минимума, установленного региональным законодательством, а также имеющие задолженность по перечислению ЕНВД, НДФЛ, ЕСХН, транспортного, земельного налогов и налога на имущество.

В пресс-центре «Сибирского агентства новостей» состоялся брифинг на тему «Бизнес и власть: состояние взаимной ответственности. Ужесточение мер по взысканию платежей в бюджет города Красноярска».

В обсуждении темы приняли участие представители Администрации города Красноярска, службы судебных приставов, а также начальник отдела налогообложения доходов и имущества физических лиц Управления ФНС России по Красноярскому краю Наталья Кожедубова.

В настоящее время ситуация с наполняемостью бюджета города остается крайне напряженной, - констатировал руководитель департамента общественной безопасности Юрий Стригин. Для бюджета города Красноярска очень важную роль играют налоги, которые в полном объеме поступают в наш бюджет: налог на имущество физических лиц, земельный налог, а также единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. При этом, задолженность жителей города перед бюджетом по имущественным налогам составляет более 400 млн рублей, задолженность предпринимательского сообщества по специальным налоговым режимам составляет более 130 млн рублей.

В продолжение темы руководитель департамента социально-экономического развития Сергей Сетов отметил, что из запланированных на 2015 год 12 млрд рублей налоговых доходов за 11 месяцев в бюджет города поступило около 9,2 млрд рублей. Наиболее весомыми для бюджета города являются налог на доходы физических лиц и налог на прибыль.

Государственные власти учитывают непростую экономическую ситуацию и входят в положение предпринимателей, стараясь поддержать малый и средний бизнес. Так, впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели по большинству видов деятельности освобождаются в течение 2 лет от уплаты налога по упрощенной системе налогообложения и патентной системе. В 2016 году налоговая нагрузка для плательщиков единого налога на вмененный доход не увеличится, а арендная плата за землю для некоторых видов временных сооружений будет снижена в 2-3 раза.

Также было отмечено, в тесном взаимодействии с налоговыми органами и службой судебных приставов работают территориальные комиссии по взысканию задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджет. На заседания комиссий приглашаются не только руководители организаций и индивидуальные предприниматели, но и физические лица. Так, за 11 месяцев проведено 165 комиссий, на которых рассмотрено 1 546 организаций, 3 766 - индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Среди населения проводится активная информационная работа о необходимости уплаты налогов (памятки размещены в местах массового пребывания людей - ТСЖ, управляющие компании, органы власти, транспорт и др.).

В завершении брифинга участники обратились с призывом к предпринимательскому сообществу, а также всем горожанам, имеющим задолженность по разного вида платежам, в канун нового года ликвидировать просроченные платежи.

"В Новый год - без налоговых долгов!" - с таким девизом представители Управления ФНС России по Саратовской области призывают жителей региона вступить в Новый 2016 год. Уплате задолженности физических лиц по имущественным налогам была посвящена пресс-конференция, состоявшаяся в пресс-центре «Комсомольской правды».

В мероприятии приняли участие начальник отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства УФНС России по Саратовской области И.Г. Шляпин, заместитель начальника отдела налогообложения имущества и доходов физических лиц УФНС России по Саратовской области Ю.В. Ванюшкина и начальник отдела работы с налогоплательщиками УФНС России по Саратовской области И.В. Шаронова.

1 октября 2015 года срок уплаты транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц за 2014 год. В Саратовской области по состоянию на 01.11.2015 прирост недоимки по расчетам за 2014 год по имущественным налогам физических лиц составил 1 млрд 271 млн рублей, в том числе по налогу на имущество физических лиц - 266 млн рублей, по транспортному налогу - 747 млн рублей и земельному - 258 млн рублей.

"За ноябрь 2015 года, налогоплательщики региона уже уплатили 259 млн рублей имущественных налогов, в том числе 151 млн рублей транспортного налога, 53 млн рублей земельного налога и 55 млн рублей налога на имущество физических лиц", - сообщил И.Г. Шляпин.

Статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации гласит, что за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога, начисляются пени. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка России.

Начальник отдела работы с налогоплательщиками Управления И.В. Шаронова рассказала, как электронные сервисы ФНС России помогают остановить процедуру взыскания налоговой задолженности на самой ее начальной стадии, например, сервисы «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» и «Заплати налоги».

При этом «Личный кабинет» содержит конфиденциальную информацию, поэтому требуется особый порядок подключения к нему. Достаточно один раз обратиться в любую инспекцию ФНС России с паспортом и свидетельством о присвоении ИНН, чтобы получить регистрационную карту с реквизитами доступа к сервису.

Единый навигационный сервис «Заплати налоги» со ссылкой на ресурс «Уплата налогов физических лиц» не требует предварительной регистрации и явки в налоговую инспекцию. Достаточно ввести полностью ФИО и ИНН (обязательный реквизит для безналичной формы оплаты), выбрать необходимый вид налога и тип платежа (налог или пени).

Налоговики отметили, что уплата задолженности через онлайн сервисы ФНС России осуществляется без комиссии.

В декабре в Ростовской области стартовала акция «В Новый год - без долгов», которую уже не первый год проводят налоговые органы Ростовской области. Ее цель - дать возможность физическим лицам и индивидуальным предпринимателям проверить и оплатить имеющуюся налоговую задолженность.

Налогоплательщики смогут узнать о своей задолженности не только в территориальных налоговых инспекциях, но и в консультационных пунктах, которые будут работать с 18 декабря и до конца года по пятницам и субботам в крупных торговых центрах, банках, кинотеатрах города Ростова-на-Дону и области.

Всем обратившимся в консультационные пункты гражданам специалисты налоговых инспекций предоставят информацию о налоговой задолженности и при ее наличии выдадут квитанции на уплату налогов, которую можно будет оплатить прямо на месте. Впервые налоговые платежи в консультационных пунктах будет принимать Почта России.

Это стало возможным благодаря совместному проекту УФНС России по Ростовской области и Управления федеральной почтовой связи Ростовской области - филиалом ФГУП «Почта России». В 2015 году Управлением федеральной почтовой связи Ростовской области - филиалом ФГУП «Почта России» запущен пилотный проект по приему налоговых платежей с использованием мобильных устройств (МПКТ). Почтальоны могут принимать платежи у населения, в том числе и налоговые, с помощью МПКТ в любом месте, и даже на дому, что создает комфортные условия для исполнения гражданами своих обязанностей по уплате налогов и погашению задолженности.

Управление Федеральной налоговой службы России по Ростовской области приглашает граждан принять участие в акции «В Новый год - без долгов» и добросовестно отнестись к своей конституционной обязанности и оплатить имеющуюся задолженность.

В Алтайском крае задолженность плательщиков земельного, транспортного налогов и налога на имущество физических лиц составляет более 2 млрд руб. Около половины этой суммы сформировано по транспортному налогу Срок уплаты этих платежей за прошлый год истек 1 октября, но свою обязанность до сих пор не выполнили около 1,7 млн граждан - владельцев транспортных средств, земельных участков, квартир, домов и т.п. Об этом сообщила Галина Суханова, начальник отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства УФНС России по Алтайскому краю в интервью программы «Налоговый советник».

Она также рассказала, что в отношении должников проводится процедура принудительного взыскания задолженности, в том числе за счет имущества и через работодателя.

«После направления исполнительных документов суда в службу судебных приставов для взыскания, сначала должникам предоставляется возможность погасить задолженность добровольно. Если платеж все-таки не поступил, судебные приставы имеют право взыскать исполнительский сбор, сумма которого поставляет 7% от суммы долга. Если налогоплательщик все равно отказывается погасить задолженность, существует два варианта развития событий: документы направляются для взыскания по месту получения дохода налогоплательщика, например, по месту работы или учебы, либо взыскание обращается на имущество, которое находится в собственности у гражданина», - пояснила Галина Суханова.

В декабре руководителей двух предприятий Новомосковска, имеющих долги по налогам, пригласили в Межрайонную ИФНС России № 9 по Тульской области на заседание комиссии по урегулированию задолженности. Комиссию возглавил заместитель начальника инспекции Р.А.Твердюков, в ее работе также приняла участие начальник отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства В.И.Филимонова.

Налогоплательщиков предупредили об ответственности за неуплату налогов, проинформировали о мерах принудительного взыскания задолженности, которые принимаются в отношении них, также было указано на недопустимость нарушений налогового законодательства Российской Федерации и необходимость погашения задолженности в кратчайшие сроки. Налогоплательщики представили пояснения причин образовавшейся задолженности, а также рассказали о мерах, принимаемых для ее погашения Должникам вручили предписания с предложением погашения задолженности, а также недопущения в дальнейшем роста текущей задолженности.

В начале декабря руководителей руководителей трех предприятий Новомосковска, имеющих долги по налогам, пригласили в Межрайонную ИФНС России № 9 по Тульской области на заседание комиссии по урегулированию задолженности. Комиссию возглавил заместитель начальника инспекции Р.А.Твердюков, в ее работе также приняла участие начальник отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства В.И.Филимонова.

Налогоплательщиков предупредили об ответственности за неуплату налогов, проинформировали о мерах принудительного взыскания задолженности, которые принимаются в отношении них, также было указано на недопустимость нарушений налогового законодательства Российской Федерации и необходимость погашения задолженности в кратчайшие сроки. Должникам вручили предписания с предложением погашения задолженности, а также недопущения в дальнейшем роста текущей задолженности.

В результате работы внутриведомственной комиссии Инспекции за 11 месяцев 2015 года в бюджет поступило 138 млн 676 тыс рублей. По словам Р.А.Твердюкова, задача по снижению задолженности, числящейся за организациями и гражданами, является одной из приоритетных в работе налоговых органов. По состоянию на 1 декабря 2015 года составлено 12 протоколов об административных правонарушениях на руководителей предприятий о невыполнении предписаний о погашении задолженности в установленные сроки. Вынесено постановлений мировыми судьями на сумму 19,2 тыс рублей.

С 2010 года налоговые органы Алтайского края вправе направлять исполнительные документы о взыскании задолженности по налогам в адрес работодателей, если сумма долга менее 25 тысяч рублей. Об этом руководитель УФНС по Алтайскому краю Валерий Тарада сообщил в эфире программы «Ваш вопрос» на телеканале «Катунь 24».

Он отметил, что этот механизм призван разгрузить службу судебных приставов и сократить издержки при проведении исполнительных действий по взысканию незначительных сумм задолженности. По итогам 10 месяцев текущего года эффективность взыскания задолженности с помощью работодателей должников - физических лиц составила 60%. Так, в адрес работодателей направлено 553 документа о взыскании на сумму 2,8 млн рублей, из них уже погашено погашено 1,5 млн рублей.

«Прежде чем направить документы о взыскании работодателю должника, проводится ряд процессуальных действий, направленных на урегулирование задолженности. Если они не дают результата, то исполнительный лист направляется работодателю. Он обязан удерживать из заработной платы сотрудника определенную сумму и перечислять ее в счет погашения задолженности», - пояснил Валерий Тарада.
В случае неисполнения исполнительного документа (т.е. неудержания сумм из заработной платы), должностное лицо работодателя будет привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ в виде наложения штрафа до 20 тыс. рублей.

25 ноября Председатель комитета Московской областной Думы по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики А.А.Иванов провел заседание круглого стола на тему «Задолженность по обязательным платежам в бюджетную систему Московской области: проблемы администрирования и пути их решения», в котором приняла участие заместитель руководителя УФНС России по Московской области О.В.Воронцова.

На круглом столе обсудили изменения бюджетного законодательства и рассмотрели предложения по совершенствованию законодательной базы в целях снижения задолженности по платежам в бюджет. Также на заседании было отмечено, что в 2015 году значительно выросло число неплательщиков - физических лиц. При этом наибольший прирост задолженности был выявлен по уплате имущественных налогов.

Ольга Воронцова сообщила о структуре налоговой задолженности по состоянию на 1 ноября 2015 года, подчеркнув, что задолженность подмосковных налогоплательщиков в консолидированный бюджет региона на указанную дату составила 55,8 млрд рублей и увеличилась к уровню начала года на 14,7 миллиарда, задолженность по имущественным налогам граждан достигла 25,1 млрд рублей. Она напомнила, что срок уплаты имущественных налогов физических лиц в этом году истекал 1 октября, и только за октябрь задолженность увеличилась на 12,4 млрд рублей или на 97,7%, что связано с неуплатой текущих платежей в установленный законодательством срок.

Заместитель руководителя подмосковного налогового управления добавила, что План по повышению эффективности урегулирования задолженности по налогам в консолидированный бюджет Московской области в 2015 году, в рамках которого определены мероприятия, направленные на снижение задолженности перед консолидированным бюджетом, приносит результаты. Так, общая сумма задолженности с момента утверждения Плана снизилась на 2,3 млрд рублей, задолженность по имущественным налогам физических лиц - на 2,2 миллиарда.

Ольга Владимировна подробно остановилась на адресной работе с должниками, которая проводится налоговыми органами Подмосковья в целях мобилизации доходной части консолидированного бюджета Российской Федерации совместно с главами муниципальных образований, прокуратурой, правоохранительными органами, службой судебных приставов. В текущем году по итогам заседаний межведомственных комиссий, на которых было заслушано более 5 тысяч налогоплательщиков, добровольно погашено 5,4 млрд рублей задолженности.

В завершение заседания круглого стола Александр Иванов подчеркнул, что проблемы сбора налогов и методы их администрирования требуют постоянного внимания, так как от их решений зависит формирование бюджета.

2 октября 2015 года в Управлении ФНС России по Липецкой области состоялось очередное заседание рабочей группы по координации оперативного взаимодействия УФНС России по Липецкой области и УФССП России по Липецкой области. В работе совещания принимали участие заместитель руководителя УФНС России по Липецкой области Е.Н. Белокопытова и начальник отдела исполнительного производства УФССП по Липецкой области М.И. Быков.

По решению заседания рабочей группы от 01.07.2015 года, на особый контроль были взяты исполнительные производства в отношении 90 должников на сумму 35 млн. рублей. По результатам проведенных мероприятий по состоянию на 30.09.2015 года в отношении указанных должников урегулирована задолженность на сумму 13,8 млн. руб., из которых 6,8 млн. рублей поступило в бюджет государства.

В завершении совещания были намечены планы дальнейшего сотрудничества.

В Управлении ФНС России по Сахалинской области 30.09.2015 года состоялось очередное заседание комиссии «По повышению эффективности взыскания задолженности по обязательным платежам» с участием сотрудников Министерства финансов Сахалинской области, Управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Сахалинской области.

На заседание комиссии были приглашены руководители 13 организаций и 4 индивидуальных предпринимателей, имеющих неисполненную обязанность по уплате налоговых платежей в бюджеты всех уровней.

Общая сумма задолженности по налогам и сборам указанных лиц составила почти 60 млн. рублей. После получения уведомлений о приглашении на комиссию добровольно погашено более 1,5 млн. рублей.

За август 2015 года задолженность по налоговым платежам, пени, налоговым санкциям, ЕСН и взносам в государственные внебюджетные фонды в Свердловской области снизилась на 942 млн. руб. или на 2,9% и по состоянию на 01.09.2015 составила 31 356 млн. рублей. Об этом рассказал журналу "Наши деньги Екатеринбург" начальник отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедуры банкротства УФНС России по Свердловской области А.С. Балюра.

Из общей суммы задолженность по налоговым платежам снизилась на 516 млн. руб. или 2,3% и по состоянию на 01.09.2015 составила 22 408 млн. рублей. Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций снизилась на 426 млн. руб. или 4,5% и по состоянию на 01.09.2015 составила 8 948 млн. рублей.

"С начала 2015 года в адрес налогоплательщиков направлено порядка 584 тысяч требований об уплате налогов и сборов на общую сумму 20 миллиардов 846 миллионов рублей. - отметил А.С. Балюра. - Более половины составляют требования об уплате имущественных налогов физическими лицами на сумму порядка 1,4% от общего размера начислений".
Коэффициент эффективности взыскания задолженности на всех стадиях, включая процедуры банкротства, по состоянию на 01.09.2015 составил 69,8%.

Специалисты отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства УФНС России по Мурманской области в августе зафиксировали уменьшение совокупной задолженности налогоплательщиков региона по всему объему администрируемых ФНС России доходов. Сокращение долга составило 529 млн. рублей или 5,7%.

Кроме того, показатели долга по налогам со специальным налоговым режимом также пошли на убыль и сократились более чем на 21 млн. рублей или 5,6%. Задолженность по единому социальному налогу и внебюджетным фондам за август уменьшилась на 3,7 млн. рублей или 0,6%.

В настоящее время налоговыми органами проводится активная работа с организациями, ведущими деятельность с убытками. 2 сентября в Межрайонной ИФНС России №9 по Тульской области состоялась внутриведомственная комиссия по погашению задолженности. Систематическое проведение комиссий способствует улучшению налогового администрирования, целью которого является обеспечение своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, в том числе за счет достижения высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков. В заседании приняли участие заместитель начальника Инспекции, председатель комиссии Р.А. Твердюков, начальник отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства В.И. Филимонова.

На комиссию пригласили руководителей пяти предприятий, имеющих задолженность по уплате налогов в бюджетную систему Российской Федерации в сумме 38519,6 тыс. рублей, которые дали пояснения по факту образования задолженности, а также о мерах, принимаемых ими по ее погашению и сроках погашения задолженности.

В ходе конструктивного диалога разработаны мероприятия не только по погашению долгов, но и по их предотвращению. По итогам проведения комиссии достигнута договоренность о поэтапном погашении задолженности, руководителям предприятий вручены предписания с предложением погашения задолженности в течение пяти рабочих дней с даты получения данного предписания.

Систематическое проведение комиссий способствует улучшению налогового администрирования, целью которого является обеспечение своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, в том числе за счет достижения высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков. Внутриведомственные комиссии проходят в Инспекции регулярно и приносят положительные результаты. Так по состоянию на 02.09.2015 по итогам работы комиссии в 2015 году предприятиями-должниками погашена задолженность в размере 61700,8 тыс. рублей.

26.08.2015 года в Управлении Федеральной налоговой службы по Псковской области состоялось очередное заседание комиссии по урегулированию задолженности под председательством заместителя руководителя Управления А.А.Павлова.

В заседании комиссии приняли участие: первый заместитель председателя Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике М.Н. Аникеева, старший оперуполномоченный УЭБ и ПК УМВД России по Псковской области Р.А Барканов, сотрудники отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства Управления ФНС России по Псковской области. На заседание комиссии были приглашены руководители 16 предприятий, имеющие задолженность по налогам в бюджеты всех уровней. Руководители предприятий пояснили причины несвоевременной уплаты налогов, обозначив перспективы погашения уже сложившейся задолженности.

А.А.Павлов напомнил, что своевременная уплата налогов является прямой обязанностью каждого налогоплательщика, и в отношении должников налоговыми органами будут приниматься все меры принудительного взыскания задолженности, предусмотренные законодательством.

Большинство налогоплательщиков обязались погасить имеющуюся задолженность, а часть должников сделала это ещё до начала заседания комиссии.

Общая сумма погашенной задолженности составила 1708,3 тыс. рублей.

В последнее время тема роста и снижения налоговой задолженности достаточно актуальна. В периодической печати, в работах разных ученых раскрывается тема недопоступления налоговых платежей, вносятся различные предложения по сокращению налоговой задолженности в таких направлениях, как ужесточение контроля над налогоплательщиками, так и внесение новых предложений в развитии налогового стимула.

В определении понятия налоговой задолженности, к сожалению, налоговый кодекс РФ отправной точкой не является. В законодательстве Российской Федерации существуют нормативные акты, посвященные вопросам взимания налоговой задолженности, возврата налогов, налоговой ответственности, однако законодательного определения "налоговой задолженности" встретить не удается. Половцева Ф.П., Коммерческая деятельность. М.: Инфра-М, 2009. -- 248 с

Согласно Толковому словарю С.И. Ожегова, понятие "задолженность" определяется наличием долгов, невыполненных обязательств. Энциклопедический словарь экономики и права определяет "задолженность" как сумму долгов. Очевидно, что само содержание "задолженности" необходимо рассматривать через совокупность долгов. Современный толковый словарь раскрывает понятие "долг" как категорию этики, нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести, или же "то же, что обязанность". В повседневной жизни укрепились и такие понятия, как "гражданский долг", "воинский долг", которые подразумевают "общественно обусловленную и внутренне осознанную субъектом необходимость".

Под "долгом" в экономике понимаются денежные средства или другое имущество (объекты сделки), которые физическое или юридическое лицо (субъекты сделки) получает в обмен на обещание (только действие) выплатить в определенный срок в будущем обусловленную сумму с процентами (финансовую ренту или финансовую аренду).

Долг в праве - обязанность, возникающая в результате сделки (действия или бездействия лица), невыполнение которой влечет за собой возмещение вреда (штраф, неустойку и т.д.) по решению суда. В то же время "правовой долг" подразумевает добровольное следование предписаниям норм права. Правовой долг может воплотиться в поведении субъекта только в результате осознания обязанностей и ответственности.

Согласно упомянутым определениям, долг - это обязанность, или следование предписаниям, а задолженность - совокупность долгов, или, другими словами, совокупность обязанностей, следующая "за долгом". Очевидно, что центральным звеном между понятиями "долг" и "задолженность" выступает обязанность, неисполнение которой несет в себе наступление ответственности. Другими словами, определяя правовую природу понятий "долг" и "задолженность", необходимо учесть тот факт, что неисполнение обязанности, лежащей в основе двух данных понятий, неизбежно влечет наступление ответственности для должника. Форма ответственности в этом случае зависит от характера совершенных должником действий. Половцева Ф.П., Коммерческая деятельность. М.: Инфра-М, 2009. -- 248 с

В данной связи хотелось бы упомянуть об основных формах ответственности: позитивной и негативной. Для возникновения позитивной ответственности достаточно нормативного основания, она не связана с правонарушением, так как отсутствие противоправных действий свидетельствует о высокой степени ответственности личности. Данное определение уместно применить к долгу, возникновение которого не всегда сопровождается негативными последствиями для должника, так как долг в данном случае трактуется как осознанная субъектом необходимость. Что касается возникновения задолженности, то здесь можно провести аналогию с возникновением негативной ответственности, так как ее возникновение связано с совершением противоправных действий. Рассмотрим простой пример. Так, ст. 57 Конституции РФ определяет обязанность каждого гражданина платить законно установленные налоги и сборы. Данная обязанность несет на себе своего рода "печать" гражданского долга перед государством. Обязанность - необходимый элемент взаимодействия государства, общества и личности, без них невозможны ни сбалансированная правовая система, ни эффективное правовое регулирование, ни четкий правопорядок, ни должный уровень законности, ни другие проявления общественной жизни. Само по себе существование данной обязанности (при условии ее выполнения) не влечет за собой каких-либо отрицательных последствий для гражданина. Процедура уплаты налога как выполнение обязанности осуществляется путем совершения налогоплательщиком определенных действий в пользу государства. Однако невыполненная обязанность по уплате налога (или выполненная недолжным образом) ведет к возникновению задолженности перед государством, в частности перед бюджетом государства. В данном случае берется во внимание сам факт наличия задолженности перед бюджетом государства, а не причина возникновения задолженности у добросовестного налогоплательщика. Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать вывод, что долг представляет собой обязанность должника, которая возникает в силу общественно обусловленных предписаний. Представляется, что неисполнение долга, вызванное просрочкой исполнения обязанности, ведет к возникновению задолженности, которая представляет собой совокупность долгов.

В юридической литературе категории "долг" и "задолженность" также рассматриваются в различных отраслях права. Однако в отдельно взятой отрасли российского законодательства данные понятия несут в себе разное содержание.

Так, в гражданском праве используется понятие кредиторской задолженности, которая представляет собой любой вид неисполненного обязательства должника кредитору (ст. 309 ГК РФ), включая денежные обязательства (ст. 317 ГК РФ). Дебиторская задолженность (от лат. debitum - "долг, обязанность") представляет собой совокупность долгов, которые образовались в результате продажи товаров (работ, услуг) с отсрочкой оплаты и подлежат возврату от контрагентов в адрес компании.

Термин "долг" также встречается и в нормативно-правовых актах, например в Федеральном законе от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Федеральном законе от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Обращает на себя внимание тот факт, что в гражданском праве возникновение долга связано с какими-то просчетами между участниками сделки, или, другими словами, ее негативными результатами, которые зависят от своевременности исполнения определенных обязательств. Иную правовую природу возникновения имеет долг в финансово-правовых отраслях российского законодательства.

Так, достаточное время в юридической науке использовался термин "публичный долг" российскими дореволюционными (до 1917 г.) учеными как аналог термина "государственный долг", а в государствах, не являющихся унитарными, - еще и применительно к долгу его структурных подразделений.

Как отмечает Е.В. Покачалова, долг как финансово-правовой феномен не зависит от своевременности исполнения обязательств по долговым ценным бумагам либо другим формам долговых обязательств, ибо он возникает (существует) с момента размещения (реализации) этих ценных бумаг (других долговых обязательств).

Чаще других в законодательстве используется следующая форма публичного долга - государственный долг РФ. В настоящее время понятие государственного долга содержится в Бюджетном кодексе РФ (далее - БК РФ), где этому институту посвящена целая глава. Исходя из определения, данного в БК РФ, долговые обязательства Российской Федерации не привязаны к срокам их погашения. Это и отличает публично-долговые отношения не только от гражданско-правовых, но и от иных финансово-правовых, например налоговых. Таким образом, обстоятельства, при которых государственные и муниципальные долги, основанные на договоре, заключены на условиях добровольности, срочности, возвратности и возмездности, являются не подтверждением их гражданско-правовой природы, а лишь свидетельством использования для их правового оформления отдельных норм и институтов гражданского права.

Исходя из проведенного анализа, можно выделить следующие признаки долга:

1) долг представляет собой обязанность должника, которая возникает в силу общественно обусловленных предписаний;

2) долг отражает необходимость совершения субъектом определенных действий, которая обусловлена внутренним осознанием;

3) долг является сущностной характеристикой позитивной ответственности;

4) несмотря на то что в отдельно взятой отрасли российского законодательства понятие долга несет в себе разное содержание, представляется, что наличие долга привязано к срокам исполнения обязанности, поскольку факт исполнения обязанности (долга) исключает наличие долга, а неисполнение ведет к образованию задолженности.

В налоговом законодательстве срок исполнения обязанности играет решающую роль и является определяющим фактором для отграничения понятий "долг" и "задолженность", которые употребляются в Налоговом кодексе РФ и которые нормативно еще не определены.

Термин "долг" законодатель использует в ст. 59 НК РФ "Списание безнадежных долгов по налогам и сборам". Из статьи видно, что первая часть данной статьи регламентирует списание недоимки, а вторая часть - задолженности по пеням. На основании этого вполне можно сделать вывод о том, что понятие "долг по налогам и сборам" включает в себя недоимку и задолженность по пеням. Однако зачастую законодатель проводит аналогию между понятиями "долг" и "задолженность", не делая между ними явного различия. Так, только в НК РФ можно выделить по меньшей мере пять трактовок понятия "задолженность", которые в том или ином виде имеют общее с налоговым долгом:

1) как понятие, равнозначное недоимке (в понимании налогового законодательства);

2) как понятие, обозначающее недоимку и начисленные пени;

3) как понятие, обозначающее недоимку и в отдельных случаях - часть пени;

4) как понятие, обозначающее недоимку, начисленные пени и налоговые санкции;

5) как понятие, обозначающее недоимку, отсрочки, рассрочки, инвестиционный налоговый кредит.

Столь же неоднозначен подход к определению понятия задолженности в научной литературе и статистических исследованиях.

Представляется, что под налоговым долгом следует понимать условно правомерную обязанность налогоплательщика, выраженную в необходимости совершения нормативно предписанных действий. Налоговая задолженность представляет собой объект налогового правоотношения, возникшего вследствие неуплаты обязанным лицом в предусмотренные законом сроки налога (сбора), пеней, штрафа.

Как было отмечено выше, законодатель выделил, что налоговый долг, согласно ст. 59 НК РФ, включает в себя недоимку и задолженность по пеням. Кроме того, налоговый долг в силу ст. 32.2 ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" включает в себя также задолженность по штрафам за нарушение законодательства о налогах и сборах. Скрипниченко В.А., Налоги и налогообложение. СПб.: Питер: ИД-БИНФА, 2010. -- 496 с.

Однако систематическое толкование НК РФ позволяет сделать вывод: термин "налоговый долг", кроме как в ст. 59 НК РФ, в налоговом законодательстве практически неупотребим, а понятие "задолженность" применяется как в отношении налогов и сборов, так и в отношении пеней, штрафов по ним. Так, в ряде случаев и законодатель использует понятие "задолженность", содержание которого аналогично понятию недоимки. При определении содержания требования об уплате налога и сбора в п. 4 ст. 69 НК РФ указано, что требование об уплате налога должно содержать сведения о "сумме задолженности по налогу". При этом в п. 2 данной статьи указано, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Таким образом, можно сделать вывод, что законодатель в данном случае под "задолженностью по налогу" (для неуплаченных сумм налога) подразумевает именно недоимку и основанием возникновения задолженности по налогу является недоимка. Представляется, что во избежание противоречий в налоговом законодательстве необходимо использовать единую терминологию. В аспекте рассматриваемой темы, на наш взгляд, привычным и общеупотребимым термином вместо "налоговый долг" является "налоговая задолженность", представляющая собой более широкую категорию, чем налоговый долг.

По мнению автора Аушева понятие «налоговая задолженность» представляет собой суммарный объем невыполненных обязательств по уплате законодательно установленных налогов и сборов, начисленных пени за несвоевременную уплату налогов и сборов, и присужденных штрафных санкций за нарушение налогового законодательства, выраженный в денежной форме. Налоговую задолженность целесообразно рассматривать, как совокупная налоговая задолженность. Механизм урегулирования с целью снижения задолженности законодательно установлен в не зависимости от характера, причин возникновения, статусного уровня налоговой задолженности. Задолженность есть смысл раскрывать в совокупности. Совокупная налоговая задолженность - это суммарный объем выявленных и подтвержденных налоговых недопоступлений, законодательно установленных налогов и сборов, начисленных пени и присужденных штрафных санкций, в отношении которой применяется механизм урегулирования с целью ее снижения.

В не зависимости, какая задолженность рассматривается и анализируется, приостановленная или безнадежная к взысканию, недоимка временного характера или взыскиваемая, совокупность налоговой задолженности делится на две взаимосвязанные чередующиеся категории: урегулированная задолженность и неурегулированная задолженность. Соломатин А.Н., Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли., СПб.: Питер, 2009. - 560 с.

Урегулированная задолженность подразумевает ту задолженность, в отношении которой применены методы урегулирования налоговым органом или налогоплательщиком: 1. Реструктуризация долгов; 2. Отсрочка, рассрочка или налоговый кредит по решению налогового органа; 3. Отсрочка, рассрочка по решению суда; 4. приостановление мер взыскания до принятия решения арбитражного суда, вышестоящего налогового органа по существу; 5. задолженность, в отношении которой применен весь порядок бесспорного взыскания, вплоть до передачи в Службу судебных приставов; 6. задолженность, в отношении которой инициирована процедура банкротства.

Неурегулированная задолженность состоит из задолженности безнадежной к взысканию, которую невозможно взыскать в силу определенных обстоятельств (смерть налогоплательщика, невозможность установления его фактического местонахождения, регистрация налогоплательщика по подложным документам, ликвидация в порядке банкротства и др.)., а также из недоимки, то есть величины налога неуплаченного в установленный срок, в отношении которой сроки применения мер взыскания и урегулирования путем изменения срока уплаты действительны.

Раскрывая структуру совокупной налоговой задолженности - урегулированной и неурегулированной (Рисунок 1), - необходимо отметить, что неурегулированная задолженность требует своевременного применения мер взыскания в судебном порядке, так и в бесспорном по мере выявления, что свидетельствует, в свою очередь, о выжидании перехода одного периода к другому - так называемой недоимки, способствующей нанесению экономического ущерба государству, в то время как урегулированная задолженность требует постоянного контроля за исполнением отсроченных и приостановленных сумм задолженностей к взысканию. Черник Д.Г. , Налоги и налогообложение. М.: 2010. -- 367 с

Рисунок 1. Структура совокупной налоговой задолженности

Совокупная налоговая задолженность урегулирована путем применения мер бесспорного взыскания, в том числе Службой судебных приставов возбуждено исполнительное производство, но в рамках Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» судебными приставами проведена работа по розыску предприятия, руководителя, применены меры по аресту имеющихся счетов в банке. В результате данной работы имущество не выявлено, движение денежных средств на счете отсутствует, юридическое лицо по адресу не находится, соответственно составляется акт о невозможности взыскания и возвращаются материалы в налоговый орган. Данная налоговая задолженность из урегулированной перешла в неурегулированную.

Реструктурируемая или отсроченная, рассроченная задолженность требует постоянного контроля выполнения условий реструктуризации или отсрочки, рассрочки, то есть своевременная уплата по утвержденному графику, текущих платежей, а также процентов за пользование бюджетными средствами налогоплательщиком. В случае нарушения налогоплательщиком-должником принятых условий, налоговый орган должен в сроки, установленные Налоговым кодексом, применить весь комплекс мер на взыскание задолженности, перешедшей в категорию неурегулированной задолженности. Жулина, Е. Г. Анализ финансовой отчетности, Жулина, Н. А. Иванова. М., Дашков и Ко. 2010. Жуков Е.Ф., Эриашвили Н.Д., Зеленкова Н.М., Деньги. Кредит. Банки. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: 2011. -- 783 с.

Государственное урегулирование задолженности по налогам и сборам осуществляется для возврата долгов, образовавшихся в результате неисполнения налогоплательщиками своих обязательств. Согласно подп. 1 п. 1 стат. 23 НК уплачивать налоги должны физические и юридические лица. Право взыскания сумм недоимки, штрафов и пеней по платежам в бюджет и внебюджетные фонды возлагается на налоговые органы (подп. 9 п. 1 стат. 31). Какие методы используются для повышения собираемости налогов – об этом далее.

Как выполняется урегулирование задолженности по налогам и сборам в РФ

Налоговая задолженность – это неуплаченные в срок суммы налогов, установленных законодательными нормами РФ. Сроки для перечисления утверждаются на федеральном, региональном или местном уровне в зависимости от вида платежа. При образовании недоимки контрольные органы в лице ИФНС, ФСС и ПФР начисляет пени и штрафные санкции. При этом совокупный размер долгов состоит из урегулированных обязательств, то есть погашенных в срок, и неурегулированных. Последние характеризуются невозможностью взыскания по причине пропуска срока исковой давности (3 года).

Контрольные способы урегулирования задолженности по налогам:

  • Добровольное погашение налогоплательщиком недоимки и пеней на основании выставленного налоговыми органами требования (стат. 69 НК).
  • Принудительное взыскание долгов по налогам за счет денежных средств на расчетных счетах предприятия на основании решения налоговых органов (стат. 46).
  • Если средств на счетах недостаточно, производится взыскание долгов за счет активов должника (стат. 46, 47).
  • Списание части долгов при их реструктуризации – процедура может проводиться в отношении юрлиц по долгам в части федеральных налоговых платежей, а также начисленным штрафам и пеням. Порядок действий регламентируется постановлением № 1002 от 03.09.99 г.
  • Отсрочка или изменение по установленным срокам погашения налогов – может применяться в отношении общей величины неуплаченных налогов или только части (п. 2 стат. 61 НК). Механизм представления рассрочки (отсрочки) описан в стат. 64 НК, инвестиционного кредита – в стат. 67.
  • Применение процедуры банкротства предприятия-должника при соответствии основаниям по стат. 3 Закона № 127-ФЗ от 26.10.02 г.
  • Ограничение на выезд физлица-должника за пределы РФ – выносится судебными приставами в соответствии с нормами стат. 67 Закона № 229-ФЗ от 02.10.07 г.

Задолженность по налогам и сборам в бухучете компании

Общая задолженность по налогам и сборам в балансе предприятия отражается в числе прочих обязательств пассива. Внесение данных выполняется бухгалтером с учетом характера и продолжительности периода образования долга. Если налогоплательщику представлен инвестиционный кредит по налогам или же дана отсрочка/рассрочка в сроках исполнения обязательств, такие суммы необходимо отражать в составе долгосрочных обязательств по стр. 1450 (Прочие обязательства). Если же долг относится к текущим, данные указывают в краткосрочных обязательствах по стр. 1520 «Кредиторская задолженность».

Отсутствие задолженности по налогам и сборам означает нулевые остатки по рабочим бухсчетам или наличие переплаты. Такие суммы вносятся в стр. 1230 «Дебиторская задолженность». При этом, в соответствии с Планом счетов по Приказу № 94н от 31.10.00 г., в бухучете используется для отражения задолженности по налогам и сборам счет 68. Величина долгов перед бюджетом отражается по кредиту указанного счета, погашение обязательств – по дебету. Соответствующим образом на отчетную дату образуется сальдо расчетов с государством.

В соответствие с Налоговым Кодексом РФ и Конституцией нашей страны, каждый действующий субъект бизнеса вне зависимости от своего юридического статуса и масштабов деятельности обязан платить установленные государством налоги и сборы. Такая обязанность физических и юридических лиц напрямую влияет на дальнейшее функционирования такого субъекта и соблюдение всех требований, выдвигаемых к бизнесу. Но не все могут, и не все хотят платить такие платежи, и тогда у лиц возникает задолженность по налогам и сборам. И далее о том, как такая задолженность возникает, каике последствия она имеет для самого должника и какими способами ее можно погасить.

Задолженность и способы ее урегулирования

Все прекрасно понимают, что такое задолженность. Но если говорить о налоговых долгах налогоплательщиков, то хотелось иметь четкое определение такого понятие в Налоговом Кодексе РФ. Но, к сожалению, такого определения нет. И вообще,если внимательно изучить налоговое законодательство, то напрямую такого определения нет. И таким образом, дадим самостоятельное определение такого термина.

Задолженность по налогам и сборам – это сумма платежей, которые не были уплачены в срок по начисленным налоговым обязательствам компании, а также сумма пени и штрафных санкций, начисленных за такое нарушение.

Долги по налогам могут быть урегулированными и не регулированными, все зависит от степени и готовности должника покрыть свои обязательства и компенсировать бюджету понесенные потери: штрафы, пеню и неустойки.

Так неурегулированная задолженность – это та, которая возникла за счет пропуска установленного срока уплаты, то есть своевременное взыскание такой задолженности не есть возможным. Но при этом любой вид долга может быть урегулирован, если он будет уплачен налогоплательщиком, в том числе и с расчетом начисленных штрафов.

Урегулирование задолженности по налогам и сборам возможно за счет таких методов:

  1. Оплата основного долга, а также всех начисленных взысканий – пени, неустойки, штрафа в добровольном порядке налогоплательщиком;
  2. Принудительное взыскание долга с банковских счетов плательщика;
  3. Списание долга;
  4. Банкротство предприятия и погашение долга за счет реструктуризации долга, продажи имущества и т.д.

Задолженность по налогам и сборам учет

Задолженность по налогам и сборам – это разновидность кредиторской задолженности, которая возникает у субъекта. Следовательно, она, как и другие кредиты и обязательства, должна быть отражена в бухгалтерском учете, в частности, в отчетной документации. В результате такие вот долги перед бюджетом отражаются в такой форме как «Баланс» в специально предназначенной для этого строке – 624, которая так и называется «Задолженность по налогам и сборам». Учет ведется в пассивной части формы.

По строчке 624 отражается итоговое сальдо счета 68, имеющего название «Расчеты по налогам и сборам». В балансе уже отражают суммарную величину обязательств, которые уже начислены и подлежат уплате в бюджет, но еще по определенным причинам не оплачены. При подсчете итогового сальдо по сч.68 учитываются все обязательства на отчетную дату кроме тех сумм, которые уплачиваются в фонды внебюджетного характера. Они отражаются по другим счетам.

Обязательно обратите внимание на то, что сам ЕСН также отражается в стр.624, а не в стр.623 как многие думают. И даже не важно здесь на каком счете отражается такой ЕСН. Даже если по учётной политике предприятия ЕСН учитывается на сч.69, то его величина суммируется к сальдо сч.68.

Также важно знать, что задолженность по налогам и сборам в балансе в строчке 624 содержит в себе сумму единого социального взноса, но без учета обязательных платежей по пенсионному страхованию.

Все начисленные штрафы, пеня и неустойка по платежам такого рода также учитывается в сч.68 и итогом формирует баланс по строчке 624.

Отсутствие задолженности по налогам и сборам предоставляет право компании проставлять в балансе нулевые значения по данным строкам. Но, внимание: если на дату составления отчетности, начисленные налоги еще не уплачены, хотя это и планируется сделать завтра или в ближайшее время, то долг все равно выставляется.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .