Экономика ссср после вов. восстановление народного хозяйства

Великая отечественная война нанесла сильнейший удар по народному хозяйству СССР.

После ВОВ в СССР был осуществлен поиск модели социально-экономического развития в рамках Командно-Административной Системы. После ВОВ была сохранен тоталитарный режим, во время правления Н. С. Хрущева тоталитаризм был сменен авторитаризмом и всем известной хрущевской оттепелью, времена Брежнева тоже можно считать авторитаризмом, его время называют «развитым социализмом».

В марте 1946г. Верховным советом СССР был утверждён четвёртый пятилетний план восстановления и развития народного хоз-ва страны на 1946-1950гг. Приоритетным направлением оставался преимущественный рост тяжёлой индустрии и на её основе остальных отраслей экономики СССР. В связи с дальнейшим обострением международной обстановки планы корректировались в сторону усиления финансирования тяжелой индустрии - основы оборонного могущества.

Развитие эк СССР после ВМВ можно рассматривать с трех аспетов: промышленности, с. Х., финасов

1. Промышленность – тяжелое состояние после войны (но 1948 - индекс пром производства превзошел довоенный уровень, этому способствовали репарации из Германии, Румынии, Венгрии, Финляндии.). В 1946г. Произошёл ощутимый спал военного производства, но уже с 1947г. Наблюдался постоянный подъём отдельных отраслей военно-промышленного комплекса (ВПК) Значительный рост тяжёлой индустрии и модернизация ВПК потребовали концентрации ограниченных ресурсов за счёт сокращения инвестиций в с/х, лёгкую промышленность и социальную сферу. Снова был предложен курс на индустриализацию, который ставил в ущерб легкую промышленность, сх и соц сферу. 1950ые гг –объем легкой промышленности был ниже довоенного

  1. СХ – крайне тяжелое состояние после войны. Во время войны расширились Личные подсобные хозяйства крестьян, но практически сразу по завершении войны вышло постановление ЦК об их сокращении. В сх сохранились низкие заготовительные цены, завышенные планы поставок, низкая плата за трудодень и отсутствие колхозной демократии, у колхозников так и не было паспортов
  2. Денежная реформа 1947, отмена карточек на продовольственные и промышленные товары

1 новый рубль = 10 старым (изъятие из обращения 0,9 денежной массы). Отмена карточной системы перебои в снабжении хлебом и появились пропуска в магазинах. Чиновники нажились на ден. Реформе, цены выросли, а зарплаты, стипендии, пенсии остались прежними

Государство продолжило практику использования принудительного труда, ярким выражением которой являлись система ГУЛАГа, система оплаты по трудодням, ограничение перемещения жителей села из-за отсутствия у них паспортов, жёстких картельных мер за нарушение трудовой дисциплины и т.д.

Вывод: тяжелая промышленность восстановилась быстрее всего после ВМВ. СХ, легкая промышленность так и оставились в тяжелом состоянии еще долгие годы. Денежная реформа и отмена карточной системы оказались очень противоречивыми преобразованиями как денежной, так и социальной сферы.

Огромные материальные потери негативно сказались на развитии экономики СССР, самого государства, уровне жизни населения и на социальной сфере в целом. Но главным последствием всего понесенного ущерба, я считаю, стало то, что советский союз приложив неимоверные усилия, за короткий срок не только восстановил народное хозяйство, но и сделал существенный скачок в экономическом развитии.

К восстановлению разрушенного хозяйства Советское государство приступило еще в годы войны, по мере того как освобождались занятые врагом территории. Но как первоочередная задача восстановление встало только после победы.

В условиях перехода от войны к миру встали вопросы о путях дальнейшего развития экономики страны, о ее структуре и системе управления. Речь шла не только о конверсии военного производства, но и о целесообразности сохранения сложившейся модели экономики. Во многом она формировалась в условиях чрезвычайной обстановки тридцатых годов. Война еще более усилила эту «чрезвычайность» характера экономики и наложили отпечаток на ее структуру и систему организации . Годы войны выявили сильные черты существовавшей модели экономики, и в частности, очень высокие мобилизационные возможности, способность в короткие сроки наладить массовое производство высококлассного вооружения и обеспечить необходимыми ресурсами армию, ВПК за счет перенапряжения остальных секторов экономики. Но война также со всей силой подчеркнула и слабости советской экономики: высокий удельный вес ручного труда, низкие производительность и качество невоенной продукции. То, что было терпимо в мирное, довоенное время, теперь требовало кардинального решения.

Речь шла о том, нужно ли возвращаться к довоенной модели экономики с ее гипертрофированными военными отраслями, строжайшей централизацией, беспредельной плановостью в определении деятельности каждого предприятия, полным отсутствием каких-либо элементов рыночного обмена, жестким контролем за работой администрации .

После войны среди хозяйственных руководителей, экономистов стали появляться стремления к реорганизации системы управления экономикой, к смягчению тех ее сторон, которые сдерживали инициативу и самостоятельность предприятий, и в частности, к ослаблению пут сверхцентрализации.

Анализируя сложившуюся экономическую систему отдельные ученые и промышленники предлагали осуществить преобразования в духе нэпа: при преобладающем господстве государственного сектора официально допустить частный сектор, охватывающий в первую очередь сферу обслуживания, мелкое производство. Смешанная экономика, естественно, использовала бы рыночные отношения .

Определенное влияние такие настроения оказали и на Госплан СССР, подготовивший первый послевоенный план восстановления и развития народного хозяйства страны. В этом плане была заложены показатели, которые давали возможность осуществлять развитие основных отраслей экономики без предельного напряжения, оставляя возможность для проявления самостоятельности как отдельным предприятиям, так и отраслям промышленности.

Однако надежды на преобразования в области управления экономикой оказались несбыточными. С конца 40-х годов был взят курс на усиление прежних административно-командных методов руководства, на дальнейшее развитие существовавшей модели экономики .

Для понимания причин такого решения надо иметь в виду двойное предназначение промышленности России. Ее высокие мобилизационные возможности в годы войны объяснялись во многом тем, что экономика с самого начала была ориентирована на работу в военных условиях. Все заводы, которые создавались в предвоенные годы, имели одновременно гражданский профиль и военный. Таким образом, вопрос о модели экономики должен был обязательно затрагивать и этот ключевой аспект. Предстояло решить, будет ли экономика действительно гражданской или как прежде, остается двуликим Янусом: мирной на словах и военной по существу .

Однако все попытки перемен в этой области наталкивались на имперские амбиции Сталина и шли в разрез с логикой развертывавшейся в мире холодной войны. В результате советская экономика возвращалась к довоенной модели со всеми присущими ей недостатками .

Более реалистичным был четвертый пятилетний план. Разработка этого плана тесно связана с именем Н. А. Вознесенского, стоявшего в те годы во главе Госплана. Вознесенский пытался внедрить в ту экономическую систему, которая сложилась после войны, элементы хозяйственного расчета, материального стимулирования, хотя и при сохранении решающей роли централизованного планирования .

Главный упор в четвертом пятилетнем плане делался на первоочередное восстановление и дальнейшее развитие промышленности, прежде всего тяжелой, а в частности военной. Сказывались такие внешнеполитические факторы как начало холодной войны, нависшая ядерная угроза, гонка вооружения . Таким образом, первая послевоенная пятилетка была не столько пятилетием восстановления народного хозяйства, сколько строительством новых предприятий военнопромышленного комплекса -- заводов для строительства судов ВМФ, новых видов вооружения.

В августе 1945 г. правительство дало поручение Госплану подготовить проект четвертого пятилетнего плана. При его обсуждении были высказаны предложения о некотором смягчении волюнтаристского нажима в управлении экономикой, реорганизации колхозов. "Демократическая альтернатива" проявилась и в ходе закрытого обсуждения подготовленного в 1946 г. проекта новой Конституции СССР . В нем, в частности, наряду с признанием авторитета государственной собственности, допускалась существование мелких частных хозяйств крестьян и кустарей, основанных на личном труде и исключающих эксплуатацию чужого труда. В ходе обсуждения этого проекта номенклатурными работниками в центре и на местах звучали идеи необходимости децентрализации экономической жизни, предоставления больших прав регионам и наркоматам. "Снизу" все чаще раздавались призывы к ликвидации колхозов в силу их неэффективности. В оправдание этих позиций приводились, как правило, два аргумента: во-первых, относительное ослабление государственного давления над производителем в годы войны, что дало положительный результат; во-вторых, проводилась прямая аналогия с восстановительным периодом после гражданской войны, когда возрождение экономики началось с оживления частного сектора, децентрализации управления и приоритетного развития легкой и пищевой промышленности.

Однако в этих дискуссиях победила точка зрения Сталина, заявившего в начале 1946 г. о продолжении взятого перед войной курса на завершение строительства социализма и построение коммунизма . Это означало и возврат довоенной модели сверхцентрализации в планировании и управлении экономикой, а одновременно и к тем противоречиям и диспропорциям между отраслями экономики, которые сложились в 30-е гг.

Материал для презентации

Экономика СССР после Второй Мировой войны

Восстановление экономики после Второй Мировой войны

После Победы в Великой Отечественной Войне и капитуляции Японии 3 сентября 1945 года начался новый период в жизни советского государства. Первые годы после войны, по сути, были продолжением «мобилизационного социализма»30-х годов, но на радостной ноте, с настроением победителей.

Возвращение к мирной жизни предполагало, прежде всего, восстановление экономики и ее переориентацию на мирные цели. Советский народ мог рассчитывать только на свои собственные силы. Энергия войны была столь велика и имела такую инерцию, что ее можно было лишь «переключить» на мирное строительство. В 1948 году страна достигла и превзошла довоенный уровень промышленного производства. А в 1952 году объем промышленного производства в 2,5 раза превысил уровень 1940 года.

А вот потери села восполнить было сложнее, так как оно понесло большие потери в людях, было сожжено 70тысяч сел и деревень, угнано 17 млн голов крупного рогатого скота. При этом в 1946 году страшная засуха на значительной территории европейской части СССР привела к голоду, повлекшим за собой гибель людей, как бы «продолжая войну». Такой засухи не было в стране более 50 лет. Реально в общественном сознании переход «на мирные рельсы» произошел в конце 1947 г., с отменой карточек и денежной реформой. Очень быстро после войны СССР восстановил благоприятную демографическую ситуацию, что является важным показателем состояния общества.

Восстановление промышленности и городов, проводилось за счет деревни, из которой до середины 50-х годов изымали ресурсы. Закупочные цены на сельхозпродукцию оставались на уровне довоенных, а цены на товары для села выросли многократно. Колхозы сдавали половину продукции по государственным поставкам. Война на треть убавила число трудоспособных крестьян, особенно с образованием. Для укрепления руководства в 1949-1950 гг. было проведено укрупнение колхозов.



Среди ряда мероприятий, проведенных Советским правительством после войны, одним из крупнейших явилась демобилизация значительного контингента военнослужащих. В промышленности был восстановлен 8-часовой рабочий день, возобновлены отпуска рабочим и служащим, отменены сверхурочные работы. Производство металла находилось на уровне 1934 года, выпуск тракторов - на уровне 1930 года. Сплошь и рядом послевоенной осенью озимые сеяли вручную. Оборудование всех предприятий нуждалось в обновлении, выпуск предметов потребления составлял 3/5 довоенного уровня. Общие потери от прямого уничтожения врагом социалистического имущества достигали 679 миллиардов рублей.

Уже в августе 1945 года Госплан начал разрабатывать проект четвертой пятилетки - плана восстановления и дальнейшего развития хозяйства страны. Основная цель плана - достичь предвоенного уровня производства, а затем существенно превысить его. С финансовой точки зрения это требовало огромных капиталовложений для улучшения условий жизни и труда. А капиталовложения возможны лишь при больших накоплениях, создаваемых к тому же высокими темпами. Одновременно следовало укрепить денежное обращение, упрочить кредитные отношения и поднять покупательную способность рубля. Вторая группа мероприятий была решена денежной реформой 1947 года, о которой я расскажу немного позже. А первая группа мероприятий входила составной частью в программу финансового обеспечения пятилетки.

Конечно, необходимо было использовать уже оправдавшие себя методы накопления: хозрасчет, снижение себестоимости продукции, мобилизация резервов, повышение рентабельности, увеличение прибыли, строгий режим экономии, устранение производственных потерь, уменьшение непроизводительных затрат. Однако, если ограничиться лишь этим, средств бы не хватило. Так как в связи с тревожной международной обстановкой и началом «холодной войны» расходы на оборону сократились не в той мере, в которой рассчитывало Правительство СССР. К тому же быстрый прогресс военной техники требовал значительных средств. Требовались гигантские затраты на восстановление разрушенного. Переход экономики на мирные рельсы обходился недешево. Увеличивались и затраты на дальнейшее развитие хозяйства, на социально-культурные мероприятия и бытовое обслуживание. В целом, расходы не только не снижались, а напротив – от года к году заметно возрастали.

Между тем, некоторые источники доходов с окончанием войны сократились. Был отменен военный налог. Прекращена практика перечисления в сберкассы денег за неиспользованные отпуска. Перестали проводиться денежно-вещевые лотереи. Снизились платежи населения при подписке на заем. Уменьшилась сумма сельскохозяйственного налога. Интересы советских граждан требовали снижения цен на все товары в кооперативной и государственной торговле.

Чтобы больше продавать, нужно иметь чем торговать. Население остро нуждалось в одежде, обуви, предметах быта.

Товара народного потребления был недостаточно. Потому как, к примеру, текстильная промышленность была обеспечена сырьем, но не хватает топлива и рабочей силы. Ряды текстильщиков сократились примерно на 500тыс. а угольные шахты частично затоплены, частично заброшены из-за отсутствия шахтеров. Министерство финансов направило в Совет Министров свое первое послевоенное предложение: срочно развернуть подготовку кадров для текстильной промышленности; демобилизовать всех имеющих к ней отношение; перераспределить рабочую силу, изъяв излишки из других отраслей и перебросив их на шерстяные, хлопчатобумажные, трикотажные и шелкоткацкие комбинаты.

Второе предложение касалось мобилизации топливных ресурсов для текстильных фабрик и заводов. Вследствие нехватки производственных мощностей легкой промышленности передали крупные резервы из тяжелой. Совет Министров и ЦК ВКП б(центральный комитет всероссийской коммунистической партии большевиков) оперативно руководили делом, вовремя подсказывали правильные решения, привлекая к их реализации все партии, административные и хозяйственные звенья сверху донизу. Страна входила в мирную жизнь широким фронтом.

Добились увеличения рыночных фондов: нормированное снабжение населения улучшилось, возникла предпосылка для снижения цен в «коммерческой» торговле.

Опять встали на повестку дня вопросы улучшения методов руководства промышленностью, повышения внимания хозяйственников к каждой копейке, укрепления финансов предприятий. Вплоть до 1951 года не разрешалось списывать с баланса даже союзнореспубликанских предприятий и организаций убыли и потери на сумму хотя бы до 5 тысяч рублей.

Эти примеры свидетельствуют об известной жестокости финансовой дисциплины тех лет. Тут имелся несомненный минус, сказывавшийся в некоторой скованности действий на местах. Зато имелся и несомненный плюс, приведший к ощутимому финансовому выигрышу. Накопления были переданы в легкую и пищевую промышленность.

В целях расширения источников доходов министерство предложило увеличить объем производства товаров ширпотреба, без чего не удалось бы провести денежную реформу и отменить карточную систему снабжения населения. Текстильного сырья хватало, но следовало закупить за границей шерсть. Валютных ресурсов было достаточно, так как в войну золото только накапливалось.

На данном этапе так же было предложено далее ускорить перестройку промышленности на мирный лад. Перераспределить трудовые резервы, особенно за счет непроизводственной сферы, и направить побольше людей в легкую и пищевую промышленность. Предусмотреть нарастающее обеспечение ее топливом и восстановить широкую специализацию. Затем предлагалось установить более точные, повышенные задания по росту производительности труда и рентабельности, снижению себестоимости продукции, получению прибыли в этих отраслях промышленности.

Реализация всех этих предложений принесла ощутимую выгоду. Страна получила больше доходов, чем намечалось. Быстрее сложилась финансовая база для реформы 1947 года. К середине 1949 года количество денег, находившихся в обороте, в 1,35 раза превзошло предвоенное, а розничный товарооборот превысил довоенный в 1,65 раза. Это соотношение продукции и ее товарного эквивалента было оправдано. Улучшилась структура товарооборота. Удалось добиться снижения цен на товары. Такое снижение в 1947-1954 годах проводилось семь раз, причем уже к концу четвертой пятилетки государственные цены уменьшились на 41 процент, а к 1954 году они в среднем оказались ниже в 2,3 раза, чем до реформы. Прочность финансовой базы проявилась и в том, что государство, опираясь на дополнительные резервы, смогло увеличить плановые задания на второй (1947) и четвертый (1949) годы пятилетки. А это, в свою очередь, позволило уже в ходе четвертой пятилетки по некоторым отраслям работать в счет следующей, повысив национальный доход по сравнению с 1940 годом на 64 процента, а намеченные капиталовложения - на 22 процента.

Великая Отечественная война советского народа (1941-1945) являлась составной частью Второй мировой войны. Советские Вооруженные Силы отстояли свободу и независимость Родины.

Однако цена победы советского народа над фашизмом была огромной. Война унесла (по приблизительным подсчетам) свыше 27 млн. жизней наших сограждан, в том числе свыше 11 млн. воинов на фронте. За годы войны погибли, умерли от ран, пропали без вести более 1 млн. человек командного состава. В тылу врага и на оккупированных территориях погибли около 4 млн. партизан и подпольщиков. В фашистской неволе оказались около 6 млн. советских граждан. СССР потерял 30% своего национального богатства. Оккупанты разрушили 1710 советских городов и поселков, свыше 70 тыс. сел и деревень, 32 тыс. промышленных предприятий, 98 тыс. колхозов и 2 тыс. совхозов, 6 тыс. больниц, 82 тыс. школ, 334 вуза, 427 музеев, 43 тыс. библиотек. Только прямой материальный ущерб (в ценах 1941 г.) составил 679 млрд. рублей, а общие расходы – 1890 млрд. рублей.

В 1945 г. перед страной с населением в 160 млн. человек встала небывало сложная задача: в кратчайшие сроки восстановить разрушенное войной хозяйство, возродить экономику оккупированных территорий, быстрыми темпами перевести промышленные предприятия на мирные рельсы.

Прежде всего необходимо было провести демобилизацию огромной армии, которая к концу войны насчитывала 11,4 млн. человек. 23 июня 1945 г. был принят Закон о демобилизации тринадцати возрастов личного состава Советских Вооруженных Сил. Процесс демобилизации завершился в основном в 1948 г. Всего из армии было уволено 8,5 млн. человек.

Одновременно проводилась репатриация советских граждан, оказавшихся в фашистском плену или угнанных на работу в Германию. К концу 1945 г. в СССР возвратилось свыше 5,2 млн. человек, многие из которых стали так называемыми спецпереселенцами или «пораженными в правах». 4 сентября 1945 г. в стране было отменено чрезвычайное военное положение, возобновлены отпуска, восстановлен 8 часовой рабочий день. Большинство демобилизованных военнослужащих направлялись на восстановление промышленных объектов, а также в сельское хозяйство – колхозы, совхозы и МТС, где количество трудоспособных работников к 1946 г. было на 30% ниже довоенного уровня, а валовое производство упало на 40%.

Процесс перехода от военной экономики к мирной был чрезвычайно сложным. Он требовал определения новых народнохозяйственных пропорций, перевода предприятий на выпуск продукции народного потребления, который был совершенно свернут в годы войны, перераспределения материальных, финансовых и людских ресурсов между отраслями хозяйства и экономическими районами с учетом возникновения в период войны совершенно новых промышленных районов на Урале, в Сибири и Средней Азии. Исходя из сложившихся условий, первая сессия Верховного Совета СССР 18 марта 1946 г. утвердила план четвертой пятилетки (1946-1950).

Особенно тяжелым было положение тех территорий страны, где велись боевые действия и где был установлен режим оккупации. До войны в этих районах проживало 88 млн. человек, или 45,5% всего населения СССР, здесь выплавлялось 68% чугуна, 58%; стали, 57% проката черных металлов, добывалось 63% угля, производилось более половины сельскохозяйственной продукции. После освобождения промышленность и сельское хозяйство этих территорий функционировали менее чем наполовину. Это являлось одной из причин того, что к концу войны резко снизилось производство продукции во всех отраслях народного хозяйства. Выплавка чугуна в 1945 г. по сравнению с 1940 г. снизилась с 14,9 до 8,8 млн. т., стали с 18,3 до 12,3 млн. т., производство хлопчатобумажных тканей сократилось более чем в 2 раза, кожаной обуви – в 3, сахара – почти в 5 раз, а производство предметов потребления в целом составило лишь 59% довоенного уровня.

В результате сокращения посевных площадей почти на 1/3 и снижения урожайности в 1945 г. зерна было собрано в 2 раза меньше, чем в 1940 г., сахарной свеклы и подсолнечника – в 3 раза, картофеля почти на 1/3, хлопка – сырца – почти в 2 раза. Уменьшилась количественно и предельно износилась сельскохозяйственная техника. Крупнейшие заводы сельхозмашиностроения – Сталинградский и Харьковский тракторные, Ростсельмаш и другие оказались почти полностью разрушенными.

Сельскохозяйственная продукция в целом сократилась в 1945 г. по сравнению с довоенным 1940 г. на 60%. Глубочайший кризис, который переживало сельское хозяйство, усугубила засуха 1946 г., поразившая наиболее плодородные регионы страны – Поволжье, Северный Кавказ, Центральночерноземную область, Украину и Молдавию.

Трудностями сопровождались также единовременный процесс восстановления промышленности и ее конверсии. Если в 1945 г. валовая продукция промышленности составляла 92% от уровня 1940 г., то в 1946 г. этот показатель снизился до 77%. Однако выход был найден: с одной стороны, сохранялся военно-промышленный комплекс, что обеспечивало трудоустройство основной массы демобилизованных, а с другой – интенсивно развивались отрасли легкой промышленности, что обеспечивало высокий процент накопления. За счет него и частично за счет конверсии военного производства быстро росли объемы гражданского машиностроения.

В годы четвертой пятилетки было восстановлено и построено вновь около 6200 крупных промышленных предприятий. На 25% повысилась производительность труда в промышленности по сравнению с довоенным 1940 г. В целом по стране довоенный уровень промышленного производства был достигнут в 1948 г., а в 1950 г. превзойден на 73%. Уже в 1946 г. был перекрыт уровень 1946 г. по производству электроэнергии, в 1947 г. - угля, в 1948 г. – стали. Одновременно происходило техническое перевооружение восстанавливаемых предприятий, в основном за счет трофейного оборудования, полученного из Германии по репарациям (на общую сумму 4,3 млрд. долларов). В результате восстановлена металлургическая и топливно-энергетическая база страны. Задача восстановления разрушенных в годы войны предприятий была в основном решена к 1951 г. В 1949 г. мощность тракторного парка сельского хозяйства превзошла довоенный уровень.

К концу четвертой пятилетки частично были преодолены тяжелые последствия войны и в сельском хозяйстве. Его валовая продукция в 1950 г. составила 97% от довоенного уровня, были восстановлены важнейшие отрасли землевладения. Мяса, молока, шерсти и яиц было произведено больше, чем до войны. Однако главная часть государственных вложений приходилась на восстановление промышленности. Помощь государства колхозникам выражалась лишь в поставках сельхозтехники, за которую они расплачивались сельхозпродукцией. Кроме того, крестьянство было обложено непосильными денежными и натуральными налогами, а плановые государственные закупки производились по крайне низким ценам, значительно ниже себестоимости. Таким образом, подъем сельскохозяйственного производства был достигнут в значительной степени за счет очередного ограбления крестьянства.

К 1950 г. в основном был восстановлен железнодорожный транспорт, но сооружение новых железнодорожных магистралей, в том числе такой крупной, как Южно-Сибирская, шло медленно.

В послевоенные годы несколько вырос уровень жизни советских людей в городах. В декабре 1947 г. была отменена карточная система распределения продовольственных и промышленных товаров. Одновременно была проведена денежная реформа, произведен обмен старых денег на новые из расчета 10 рублей старых денег на 1 рубль новых.

Реформа оздоровила финансовую систему, но отрицательно сказалась на благосостоянии широких слоев населения. После 1947 г. происходило понижение розничных цен в городах. За период с 1947 г. по 1950 г. они снижались пять раз. В 1950 г. цены были ниже на 43%, чем в 1947 г. Росли и общественные фонды потребления, в том числе суммы отчислений на социальное страхование, пособие одиноким и многодетным матерям, стипендии учащимся. Однако все это достигалось в основном за счет выкачивания все новых и новых средств из деревни.

Контрольные вопросы:

      Какой ущерб был нанесен стране в годы войны (людские и материальные потери)?

      Как происходило восстановление промышленности? Выясните причины дефицита продукции и весьма ограниченного ассортимента продуктов питания

      Как Вы оцениваете социально-экономическое положение сельского населения?

      Как происходило восстановление совхозов и колхозов? Почему было проведено укрупнение последних?

      Каковы итоги восстановления и развития народного хозяйства СССР? Приведите примеры из истории Башкортостана

1. Экономика СССР после войны Потери СССР в Великой Отечественной войне: -Разрушено городов – Уничтожено сел и деревень – 70 тысяч -Взорваны и выведены из строя – млн. заводов и фабрик -Уничтожено шахт – Уничтожено железнодорожных путей – 65 тыс.км. -Сократились посевные площади – на 36,8 млн. человек




К восстановлению хозяйства страна приступила еще в годы войны К концу войны удалось восстановить народное хозяйство на одну треть от уровня 1940 г. Освобожденные районы в 1944 г. Дали: -Свыше половины общегосударственных заготовок зерна -Четверть скота -Около трети молочных продуктов


2. Экономические дискуссии гг. В августе 1945 г. Правительство дало поручение Госплану (председатель Н.А.Вознесенский) подготовить проект четвертого пятилетнего плана


«Снизу» все чаще раздавались призывы к ликвидации колхозов Говорили об их неэффективности Говорили о положительном ослаблении государственного давления на производителей в годы войны Проводили аналогии с нэпом Но победила точка зрения Сталина о продолжении курса на строительство коммунизма


3. Развитие промышленности Западные специалисты считали, что восстановление экономики в СССР займет не менее 25 лет На самом деле он составил 5 лет Возрождение промышленности происходило в очень тяжелых условиях: -Нехватка продуктов -Тяжелые условия труда и быта -Высокий уровень заболеваемости и смертности -Покупка облигаций -Многие жили в землянках и бараках



Решить острые проблемы предстояло: -путем перекачки средств из деревни в город -С помощью развития трудовой активности рабочих -Одним из самых знаменитых починов тех лет стало движение «скоростников», инициатором которого стал ленинградский токарь Г.С.Борткевич


На некоторых предприятиях были предприняты попытки внедрения хозрасчета При повышении производительности труда понижались расценки Шире использовались научно-технические разработки (в основном на предприятиях военно-промышленного комплекса), где шел процесс разработки ядерного и термоядерного оружия, ракетных систем…


Кроме ВПК, преимущество отдавалось также: -Машиностроению -Металлургии -Топливной -Энергетической промышленности на развитие которых уходило 88% всех капиталовложений в промышленность -Легкая и пищевая промышленность не минимальных потребностей населения


В 1950 г. Промышленное производство превысило довоенные показатели на 73% Славным творцом этих успехов стал народ Большое значение имели: -сверхцентрализованная экономическая модель -Перераспределение средств из легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы в пользу тяжелой промышленности -Значительную роль сыграли репарационные платежи Германии -Роль труда заключенных и военнопленных


4. Сельское хозяйство Из войны вышло ослабленным Его продукция в 1945 г. Не превышала 60% от довоенного уровня В 1946 г. – сильная засуха Начался голод И засуху победим!" - плакат 1946 г




Колхозников спасало подсобное хозяйство Но в гг. в пользу колхозов прирезали 10,6 млн. га земли из крестьянских приусадебных участков Были повышены налоги с доходов от продаж на рынке Торговать разрешали крестьянам, колхозы которых выполнили поставки государству


В 1948 г. колхозникам было «рекомендовано» продать государству мелкий скот, что вызвало массовый забой (до 2 млн. голов) Денежная реформа 1947 г. Больнее всего ударила по крестьянству, хранившему свои сбережения дома Колхозники фактически лишены была паспортов, им не оплачивали дни, когда они не работали по болезни, не платили пенсии по возрасту




6. Курс на «закручивание гаек» Этот курс получил теоретическое обоснование в 1952 г. в работе Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» В ней он отстаивал идеи: -преимущественного развития тяжелой промышленности -Ускорения полного огосударствления собственности и форм организации труда в сельском хозяйстве -Отрицание оживления рыночных отношений




Задание: 1. В чем причины возврата сталинского руководства к довоенной модели экономического развития? 2. Почему восстановление народного хозяйства было завершено к началу 50-х гг.? 3. Почему сельское хозяйство находилось в бедственном положении после войны?