Государственный комитет по недвижимости. Инспектор от лукавого…

В целях совершенствования деятельности Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить Положение о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (приложение).

2. Признать утратившими силу:

2.1. Постановление Правительства Москвы от 6 августа 1996 г. N 644 "О представлении в Московскую городскую Думу проекта закона города Москвы "Об ответственности за нарушение порядка использования объектов нежилого фонда".

2.2. Постановление Правительства Москвы от 3 мая 2005 г. N 296-ПП "Об организации контроля за работой органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций, осуществляемой в режиме "одного окна".

2.3. Постановление Правительства Москвы от 6 декабря 2005 г. N 990-ПП "О ходе реализации принципа "одного окна" в работе органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций".

2.4. Пункты 4-7 постановления Правительства Москвы от 20 июня 2006 г. N 415-ПП "О создании Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы".

2.5. Постановление Правительства Москвы от 22 августа 2006 г. N 602-ПП "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы".

2.6. Постановление Правительства Москвы от 27 ноября 2007 г. N 1006-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 22 августа 2006 г. N 602-ПП".

2.7. Постановление Правительства Москвы от 30 июня 2009 г. N 607-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 22 августа 2006 г. N 602-ПП".

2.8. Постановление Правительства Москвы от 1 декабря 2009 г. N 1317-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 22 августа 2006 г. N 602-ПП".

2.9. Постановление Правительства Москвы от 15 декабря 2009 г. N 1382-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 22 августа 2006 г. N 602-ПП".

2.10. Пункт 16.2 постановления Правительства Москвы от 29 июня 2010 г. N 540-ПП "Об утверждении Положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы".

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Сергунину Н.А.


Мэр Москвы С.С. Собянин


ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ

I. Общие положения


1. Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция) является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим региональный государственный контроль за использованием объектов нежилого фонда на территории города Москвы и за ее пределами, находящихся в собственности города Москвы (далее - объекты нежилого фонда), мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории города Москвы (далее - земли), выполняющим полномочия собственника в части осуществления мероприятий по контролю за использованием земель, находящихся в собственности города Москвы и государственная собственность на которые не разграничена, и объектов нежилого фонда, а также организации их охраны в целях предотвращения и пресечения самовольного занятия и незаконного использования (далее - установленная сфера деятельности).

2. Госинспекция осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами, федеральными конституционными и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом города Москвы, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы и настоящим Положением.

3. Госинспекция осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные подразделения во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти города Москвы, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями граждан и иными организациями.


II. Полномочия Госинспекции


4. Госинспекция осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

4.1. Разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение Мэра Москвы и Правительства Москвы проекты правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, в том числе по организации охраны земель и объектов нежилого фонда.

4.2. На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов города Москвы, иных правовых актов города Москвы принимает решения:

4.2.1. По вопросам ведения производства по делам об административных правонарушениях в области использования земель и объектов нежилого фонда.

4.2.2. О выдаче предписания (требования) об устранении выявленного нарушения в установленной сфере деятельности и продлении срока его исполнения.

4.2.3. О проведении плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам использования земель и объектов нежилого фонда в порядке, установленном федеральным законодательством.

4.2.4. О проведении обследований (мониторинга) земель и объектов нежилого фонда без взаимодействия с их пользователями в порядке, установленном Госинспекцией.

4.2.5. О проведении по согласованию с Департаментом городского имущества города Москвы инвентаризации земель и объектов нежилого фонда или проверок их использования органами исполнительной власти города Москвы, государственными учреждениями города Москвы, государственными унитарными предприятиями города Москвы, хозяйствующими обществами с долей города Москвы в уставных капиталах, арендаторами.

4.2.6. Об утверждении в установленном порядке ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, административных регламентов взаимодействия с территориальными органами федеральных органов государственной власти и органами исполнительной власти города Москвы, форм документов, необходимых для реализации полномочий в установленной сфере деятельности.

4.2.7. Об аккредитации экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проведению проверок.

4.2.8. О привлечении в установленном порядке экспертов и экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю.

4.2.9. О направлении в установленном порядке материалов по выявленным правонарушениям в правоохранительные и иные органы государственной власти для принятия мер по пресечению правонарушений и рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной, гражданско-правовой и иной ответственности, установленной федеральным законодательством.

4.2.10. По иным вопросам, связанным с реализацией полномочий города Москвы в установленной сфере деятельности и организацией деятельности Госинспекции, в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.

4.3. Осуществляет региональный государственный контроль за соблюдением:

4.3.1. Требований по использованию объектов нежилого фонда, установленных законами города Москвы, правовыми актами города Москвы, инвестиционными контрактами, утвержденной проектной и иной документацией.

4.3.2. Прав города Москвы на объекты нежилого фонда.

4.3.3. Требований по оформлению прав на объекты нежилого фонда и разрешительных документов на их переустройство.

4.3.4. Предписаний и законных требований должностных лиц Госинспекции об устранении выявленных нарушений в использовании объектов нежилого фонда.

4.4. Осуществляет муниципальный земельный контроль за соблюдением:

4.4.1. Требований по использованию земель, установленных законами города Москвы, правовыми актами города Москвы, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, инвестиционными контрактами, утвержденной проектной и иной документацией.

4.4.2. Сроков освоения земельных участков, проектирования и проведения на них строительных работ.

4.4.3. Прав города Москвы на земельные участки.

4.4.4. Требований по оформлению прав на занимаемые земельные участки и документов, разрешающих на них осуществление хозяйственной деятельности, в случаях, установленных правовыми актами города Москвы.

4.4.5. Требований по предотвращению захламления земельных участков.

4.4.6. Требований по обеспечению доступа на земельные участки общего пользования.

4.4.7. Предписаний и законных требований должностных лиц Госинспекции об устранении выявленных нарушений в использовании земель.

4.5. Осуществляет контроль за:

4.5.1. Соблюдением условий договоров аренды в части использования земель и объектов нежилого фонда.

4.5.2. Распоряжением и использованием объектов нежилого фонда при осуществлении инвестиционной деятельности.

4.6. Является уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - города Москвы по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от прав собственности.


III. Права, организация деятельности и руководство Госинспекции


5. В целях осуществления своих полномочий Госинспекция имеет право:

5.1. Запрашивать и получать в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления, организаций и физических лиц информацию, необходимую для реализации полномочий в установленной сфере деятельности.

5.2. Вносить в установленном порядке на рассмотрение уполномоченных органов государственной власти Российской Федерации и города Москвы, а также их должностных лиц предложения по вопросам в установленной сфере деятельности.

5.3. Создавать совещательные, экспертные и иные рабочие органы в установленной сфере деятельности.

5.4. Привлекать научные и иные организации, ученых и специалистов в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности.

5.5. Заключать в пределах своей компетенции договоры с физическими и юридическими лицами в целях выполнения возложенных на Госинспекцию полномочий.

5.6. Выступать в установленном порядке государственным заказчиком при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в установленной сфере деятельности.

5.7. Осуществлять иные права в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы, необходимые для решения задач и выполнения функций Госинспекции.

6. Госинспекция осуществляет в установленной сфере деятельности мероприятия по совершенствованию контрольных функций, снижению административных барьеров, бюджетных расходов и повышению эффективности использования бюджетных средств.

7. Госинспекция осуществляет выявление фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, а также контроль за выявлением и пресечением фактов незаконного (нецелевого) использования указанных земельных участков.

Ведет статистическую отчетность, проводит мониторинг и анализ его результатов в установленной сфере деятельности.

Выполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств города Москвы, главного администратора доходов бюджета города Москвы по источникам, закрепляемым в соответствии с возложенными полномочиями.

Осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах, арбитражных судах, третейских судах, федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контроль (надзор), представляет в установленном порядке Правительство Москвы в иных государственных органах, организациях.

Организует и осуществляет в пределах компетенции Госинспекции мобилизационную подготовку и мобилизацию в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.

11(1). Осуществляет мероприятия по противодействию терроризму в установленной сфере деятельности. Обеспечивает выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), выделенных для размещения Госинспекции и ее структурных подразделений.

Выполняет другие предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы полномочия в установленной сфере деятельности.

Начальник Госинспекции имеет 5 заместителей, в том числе одного первого заместителя, назначаемых и освобождаемых от должности в установленном порядке Мэром Москвы.

16.1 . Руководит деятельностью Госинспекции, несет персональную ответственность перед Правительством Москвы за реализацию Госинспекцией установленных полномочий.

16.3 . Утверждает структуру и штатное расписание в соответствии с утвержденными Правительством Москвы предельной численностью и фондом оплаты труда, а также положения о структурных подразделениях Госинспекции.

16.4 . Организует проведение мероприятий по совершенствованию системы управления в установленной сфере деятельности.

16.5 . Осуществляет в установленном порядке расходование денежных средств в пределах выделенных ассигнований, обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины и повышение эффективности использования средств бюджета города Москвы, предусмотренных на содержание Госинспекции и реализацию возложенных на нее полномочий, несет персональную ответственность за достижение показателей эффективности в установленной сфере деятельности.

16.6 . Подписывает в пределах своей компетенции правовые акты Госинспекции (приказы и распоряжения), осуществляет контроль за их исполнением.

16.8 . Обеспечивает эффективное использование и сохранность имущества города Москвы, закрепленного за Госинспекцией.

16.9 . Действует без доверенности от имени Госинспекции, заключает от имени Госинспекции договоры и соглашения, совершает иные юридические действия.

16.10 . Представляет Госинспекцию в федеральных органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, в организациях, общественных объединениях граждан.

16.11 . Обеспечивает соблюдение государственными гражданскими служащими законодательства о государственной гражданской службе, служебной дисциплины, коллективных договоров, правил служебного распорядка, должностных регламентов.

16.12 . Несет ответственность за соблюдение установленного федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы и иными правовыми актами города Москвы режима защиты конфиденциальной информации, а также информации, отнесенной к государственной, коммерческой, служебной, иной тайне.

16.13 . В пределах своей компетенции организует и обеспечивает мобилизационную подготовку в Госинспекции.

16.14 . Подписывает бухгалтерскую и статистическую отчетность Госинспекции, несет ответственность за нарушение законодательства о бухгалтерском учете и отчетности, порядке представления статистической отчетности.

16.15 . Утверждает в установленном порядке знаки различия и образцы форменной одежды сотрудников Госинспекции, осуществляющих контрольные функции, а также правила ее ношения, нормы обеспечения, порядок изготовления и списания по истечении сроков носки.

16.16 . В соответствии с законодательством о государственной гражданской службе и трудовым законодательством исполняет полномочия представителя нанимателя для государственных гражданских служащих Госинспекции и работодателя для работников Госинспекции, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы.

После публикации в "ДМ" № 23 обращения нашей читательницы "После такой проверки руки опускаются" в редакцию обратилась руководитель Государственной инспекции

по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (Госинспекция

по недвижимости) Любовь Оборкина, которая предложила детально разъяснить московским предпринимателям регламент проверки нежилых помещений руководимой ею инспекцией.

Как рассказала Любовь Николаевна, согласно положению, утвержденному Правительством Москвы, главная задача инспекции – защита интересов города в сфере имущественно-земельных отношений и пресечение правонарушений при использовании объектов нежилого фонда и земель, находящихся в собственности города Москвы. Основными принципами при проведении контроля, осуществляемого инспекцией, являются законность, гласность, презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя, открытость и доступность для проверяемого нормативных правовых актов, устанавливающих регламент проверки.

Проведение любых мероприятий по контролю нежилых помещений может осуществляться только уполномоченными сотрудниками Госинспекции по недвижимости, что должно быть подтверждено их служебными удостоверениями. На проверяемом объекте инспектор обязан представиться, предъявить служебное удостоверение и распоряжение на проведение проверки, изложить цель проверки. Распоряжение на проведение проверки – документ, оформленный на едином, утвержденном городскими властями бланке, является единственным основанием для проведения проверки. Не допускается проведение проверки нежилого помещения при отсутствии такого распоряжения.

В распоряжении на проведение проверки должен быть указан конкретный адрес проверяемого объекта и оно должно быть подписано руководителем структурного подразделения Госинспекции по недвижимости. Срок действия такого распоряжения – один месяц со дня его подписания. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований или экспертиз со значительным объемом работ срок проведения проверки может быть продлен руководителем Госинспекции по недвижимости или его заместителем, но не более чем на один месяц. Проверка может проводиться только теми должностными лицами, которые указаны в распоряжении.

По прибытии на объект проверки инспектор делает запись в журнале проверок (выдается управами или префектурами), где указывается дата начала проверки, ФИО инспектора. Но, к сожалению не все организации заводят такой журнал.

Госинспекция по контролю за использованием объектов недвижимости столицы проверяет не деятельность организаций, а их объекты, отметила руководитель Госинспекции по недвижимости. Инспекция не контролирует финансовую деятельность, а проверяет целевое использование, состояние помещений, возможные перепланировки, пристройки, надстройки и многое другое. "Наша задача состоит в том, чтобы помещения, сдаваемые в аренду Правительством Москвы предпринимателям, соответствовали своему целевому назначению и планам БТИ", – сказала Любовь Николаевна.

Проверка, как отметила Л. Оборкина, должна проводиться в присутствии руководителя организации, использующей помещения, или его представителя. Если эти лица отсутствуют или отсутствуют необходимые документы, то сотруднику организации или предприятия вручается под расписку уведомление, либо оно направляется почтой. Уведомление Госинспекции по недвижимости – это письменное требование, содержащее перечень необходимых для проведения проверки документов, которые в обязательном порядке в установленный срок должны быть представлены в инспекцию.

Когда все эти документы будут представлены, начинается собственно проверка. Инспектор имеет право осмотреть все без исключения помещения нежилого фонда, проверить соблюдение условий договоров аренды, провести сравнение реальной планировки с представленными поэтажными планами.

При обнаружении нарушения инспектором составляется протокол об административном правонарушении, который передается уполномоченному должностному лицу для рассмотрения правонарушения и определения наказания. Новый КоАП Москвы, который вступил в действие с 1 января 2008 года, значительно ужесточает штрафные санкции за нарушения. Если раньше максимальная сумма штрафа редко превышала 50 тыс. рублей, то сегодня этот штраф может достигать 200 тыс. рублей и больше.

По итогам проверки инспектор составляет справку о проверке, содержащую сведения об объекте, пользователе объектом, наличии у него нарушений, принятых мерах. За достоверность информации инспектор несет ответственность. Эта информация заносится в базу данных инспекции. Такой учет практически исключает возможность какого-либо мздоимства со стороны проверяющего. Также в составе инспекции действует служба собственной безопасности, которая периодически проверяет "качество" проверок, проводимых инспекторами. И ни при каких обстоятельствах, просто по определению, инспектор не может требовать оплатить этот штраф лично ему. Поэтому в ситуации, которую описала читательница "ДМ", скорее всего, действовал не представитель инспекции, а мошенник.

"Наша инспекция – орган исполнительной власти, который тщательно отслеживает работу своих сотрудников. У нас работают проверенные, надежные люди. Заработанной за годы деятельности инспекции репутацией мы очень дорожим", – сказала руководитель инспекции.

При этом Любовь Оборкина подчеркнула, что Госинспекция по недвижимости – орган не карательный, а созидающий. "Главное, чтобы руководители, владельцы компаний и организаций знали требования законодательства и действовали в соответствии с нормами закона", – отметила она.

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Особенности осуществления государственного контроля при проведении проверок объектов недвижимости города Москвы

Шатохин В.Е., руководитель Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы

Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы создана в том виде, в каком она сегодня существует, в июне 2006 г. путем объединения двух инспекций - Земельной инспекции и Инспекции по контролю за объектами нежилого фонда. После объединения инспекция осуществляет контроль именно в этих двух направлениях - контроль за использованием земельных участков и контроль за использованием объектов нежилого фонда.

Мы проводим в год порядка 30 тыс. проверок, столько их было в 2008 году. В 2009 году их, естественно, меньше. Из 30 тыс. проверок примерно 16 тыс. приходится на объекты нежилого фонда и 14 тыс. - на проверку земельных участков. Выявляется до 30% нарушений - объем достаточно большой, это порядка 9 тыс., из них больше 6 тыс. приходится на нарушения, которые подлежат рассмотрению в административном порядке. Часть нарушителей не привлекается к административной ответственности по разным причинам, в том числе по малозначительности нарушения и т.д.

Госинспекцией по недвижимости за 9 месяцев 2009 г. было проведено 9,5 тыс. проверок, в том числе по вопросам использования земельных участков - более 5 тыс., нежилых помещений - почти 4,5 тыс. проверок. Выявлено 1,8 тыс. административных правонарушений, в том числе в области землепользования - 580, использования нежилых помещений - 260, против порядка управления (невыполнение предписаний об устранении нарушений) - почти 1000 нарушений.

Перепланировка - вопрос серьезный, потому что зачастую нежилые помещения находятся на первых этажах и в подвалах жилых домов, и неоформленная перепланировка может привести к серьезным нарушениям и действиям.

Осуществлялся систематический контроль за реализацией инвестиционных контрактов, в которых имеются городские доли нежилых помещений. В 2008-2009 гг. проведено более 400 проверок по указанному направлению контрольной деятельности. Выявлено почти 100 фактов затягивания сроков ввода в эксплуатацию инвестиционных объектов после завершения строительных работ, а также несвоевременного оформления актов реализации инвестиционных проектов после ввода в эксплуатацию построенных зданий. Это приводит к потерям городского бюджета и создает благоприятную почву для различного рода злоупотреблений со стороны инвесторов.

Борьба с самовольным строительством является общегородской задачей, решением которой занимаются различные городские службы. Их деятельность координируется Оперативной группой по вопросам сноса самовольных построек во главе с мэром Москвы, а также городской и окружными комиссиями по пресечению фактов самовольного строительства, в работе которых на постоянной основе принимают участие наши представители. Для улучшения межведомственного информационного взаимодействия с 2007 г. введена в эксплуатацию городская Система учета и мониторинга объектов самовольного строительства, активным пользователем которой является Госинспекция.

Основная наша задача - это выявление и пресечение фактов незаконного использования земель, которые во многих случаях допускаются при самовольном строительстве. По адресным спискам, полученным из городской базы данных, нами в течение года проверено почти 200 земельных участков, на которых осуществлялось самовольное строительство. Выявлено около 100 фактов незаконного занятия земель. Кроме того, при проведении плановых проверок земельных участков инспекторами выявлено на них 70 объектов, обладающих признаками самовольного строительства. По большинству фактов самовольного строительства, выявленных Госинспекцией, Городской и окружными комиссиями, приняты решения о сносе незаконно возведенных объектов. К сожалению, далеко не всегда снос происходит легко. Чаще всего приходится пройти длительную судебную процедуру, прежде чем примут решение о сносе, и затем такие решения еще не исполняются.

Организация несанкционированных парковок является одним из злободневных вопросов, который волнует, без всяких преувеличений, всех жителей Москвы. Основная проблема, возникающая у нас, это определение субъекта правонарушения, кто организовал парковку, кто установил столбики и другие ограждения. Желающих взять на себя ответственность, как правило, не находится. Необходимо проводить очень кропотливую работу, чтобы собрать доказательную базу для установления виновного лица и привлечения его к административной ответственности.

Считаю, что в наведении порядка с парковками приоритетной должна стать профилактическая работа местных властей - управ районов, инженерных служб. Попытки застолбить парковочные карманы, гостевые парковки, особенно на придомовых территориях, путем установки различного рода ограждений, приводит к тому, что эти участки земли не выполняют своих задач. Машины ставят, ставят столбики, машина уезжает, ограждение остается и большую часть времени участок не используется. Естественно, это вызывает нарекания со стороны других жителей дома, которые тоже бы хотели пользоваться на равных условиях. Поэтому здесь нужно принимать серьезные меры, и не только со стороны инспекции. Мы прибегаем при необходимости к помощи правоохранительных органов и районных управ. Привлекаем участковых инспекторов, и с их помощью удается сносить такие столбики.

С 2007 г. изменен порядок привлечения нарушителей к административной ответственности. Вместо административных комиссий теперь такие решения принимают должностные лица Инспекции. После принятия решения о наложении административного взыскания, как правило, в виде штрафа, необходимо еще получить этот штраф. Учитывая, что экономическая ситуация непроста, не все готовы оплачивать этот штраф.

Принят Федеральный закон № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", который ограничил количество проверок, проводимых различными контролирующими органами, в том числе и нашей Инспекцией, установил новый порядок планирования и проведения проверок. Теперь для того, чтобы провести проверку, начиная с 2010 г. надо включить ее в годовой план с указанием адреса, наименования организации, которая проверяется, и потом накануне проверки сообщить этой организации за 3 дня, что такая проверка будет проводиться. В такой ситуации, безусловно, проводить проверку станет гораздо сложнее, и организациям удастся чаще скрывать свои нарушения. Но закон принят, закон должен выполняться.

Для того чтобы его исполнять, нам приходится взаимодействовать с большим количеством организаций: Департаментом земельных ресурсов, Департаментом имущества, Прокуратурой г. Москвы, Межрайонной природоохранной прокуратурой и другими органами, в том числе правоохранительными. С Прокуратурой г. Москвы заключено полномасштабное Соглашение о взаимодействии, предусматривающее в том числе перечень передаваемых в Прокуратуру материалов о нарушениях, порядок их рассмотрения и информирования нас о принятых мерах. В 2009 г. нами направлено в Прокуратуру около 300 материалов по нарушениям, в которых просматриваются признаки уголовно наказуемых деяний. По 20 из них принимаются меры реагирования, в том числе заводятся уголовные дела.

Правительством Москвы и Московской городской Думой одобрен и рекомендован для внесения в Государственную Думу подготовленный Госинспекцией проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации" по вопросам разграничения полномочий по государственному земельному контролю между Российской Федерацией и городом Москвой. Теперь предстоит большая работа по согласованию законопроекта с федеральными структурами. Мы предлагаем законодательно закрепить следующее разграничение полномочий по государственному земельному контролю: на федеральном уровне осуществлять контроль за соблюдением установленного земельным законодательством порядка по управлению и распоряжению земельными участками, в том числе за предоставлением земельных участков и изменением их целевого назначения; на уровне субъектов РФ - региональный контроль за соблюдением пользователями земельных участков установленных законодательством, в том числе региональным, требований по использованию и охране земель.

Это позволит федеральным контролирующим органам сосредоточиться на наиболее актуальных вопросах обеспечения государственных и общественных интересов в сфере земельных отношений, защите конституционных прав юридических лиц и граждан на землю, а субъектам РФ - на вопросах контроля за использованием земельных участков их пользователями.

В июне 2009 г. принят закон города Москвы "О государственном контроле за использованием объектом недвижимости в городе Москве", который закрепил за нашей инспекцией право проводить проверки земельных участков, находящихся в государственной и частной собственности, и право осуществлять контроль за использованием объектов нежилого фонда, находящихся в собственности только города Москвы. В связи с принятием этого закона внесены изменения в правовые акты города Москвы и инструктивно-методические документы Госинспекции.

В 2008 г. принят Национальный план противодействия коррупции, введен в действие базовый федеральный закон "О противодействии коррупции", в 28 действующих законов внесены антикоррупционные поправки, направленные на борьбу с этой страшной болезнью, поразившей властные структуры всех уровней. В развитие указанных документов нами были подготовлены и направлены в Правительство Москвы соответствующие предложения, большинство из которых учтено в Плане противодействия коррупции в органах исполнительной власти города Москвы, утвержденном Мэром Москвы.

Как известно, инспекторская работа входит в группу с повышенным коррупционным риском. То есть при проведении проверок возможны случаи злоупотребления своим служебным положением. Таких фактов в практике Госинспекции не было, но, тем не менее, принимаются профилактические меры.

Начиная с октября все проверки проводятся двумя инспекторами. Также не допускается рассмотрение возбужденных инспектором административных дел его непосредственным начальником, что способствует повышению объективности принимаемых решений. Исключена практика закрепления инспекторов за конкретными организациями, использующими объекты недвижимости. Полагаю, что и контрольные проверки за выполнением предписаний об устранении выявленных нарушений должны осуществляться не выдавшим его инспектором, а другими сотрудниками.

На заседании Московской городской Думы 02.12.2009 был принят в первом чтении проект городского закона «О Генеральном плане города Москвы». Над Генеральным планом развития Москвы работал большой творческий коллектив. Проект неоднократно обсуждался на заседании Правительства Москвы, прошел процедуру согласования с 27 российскими министерствами и ведомствами, исполнительной властью Московской области. В конце июля - начале августа 2009 г. в столице проводились публичные слушания по Генплану, в результате чего москвичами к его проекту было предложено 20 тыс. поправок, большая часть из которых была учтена при составлении окончательного варианта. Особое внимание жители столицы уделяли развитию транспортной инфраструктуры, а также зонам стабилизации и реорганизации территорий.

Генплан является документом территориального планирования. Главная его задача - формирование городской среды, благоприятной для ее жителей. Поэтому в актуализированном Генеральном плане особое внимание уделено социальной составляющей. В нем запланировано строительство около 105 млн м 2 общественного назначения, из них 70 млн м 2 будут отданы учреждениям здравоохранения, культуры, спорта. Отдельная тема - жилье: предполагается построить 100 млн м 2 жилой площади, 7,5 тыс. га территории столицы оставлены на развитие промышленности.

В Генеральном плане развития Москвы никак не затронуты территории памятников исторического наследия и особо охраняемые природные территории: эти уже утвержденные рядом нормативно-правовых актов части города просто нанесены на схему, и им дана соответствующая характеристика.

Проект городского закона «О Правилах землепользования и застройки» также принят в первом чтении. Аналогичного документа в городе прежде не было. Правила землепользования и застройки тесно связаны с Генеральным планом развития Москвы. Но если главная цель Генплана - защитить общегородские интересы по всем возможным параметрам, то Правила землепользования и застройки адресованы всем правообладателям, тем, кто собирается заниматься строительством на той или иной территории: они должны знать, что именно, в каких параметрах и где имеют право строить.

Право и инвестиции ".

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы

________________
Документ с изменениями, внесенными:
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 64, 19.11.2013);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы, www.mos.ru, 11.12.2013).
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 14.05.2014);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 08.09.2014);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 06.03.2015);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 21.05.2015);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 08.12.2015);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 16.06.2017);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 12.12.2017);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 25.07.2018);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 19.12.2018).

В целях совершенствования деятельности Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы Правительство Москвы

постановляет:

1. Утвердить Положение о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (приложение).

2. Признать утратившими силу:

2.1. Постановление Правительства Москвы от 6 августа 1996 года N 644 "О представлении в Московскую городскую Думу проекта закона города Москвы "Об ответственности за нарушение порядка использования объектов нежилого фонда" .

2.2. Постановление Правительства Москвы от 3 мая 2005 года N 296-ПП "Об организации контроля за работой органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций, осуществляемой в режиме "одного окна" .

2.3. Постановление Правительства Москвы от 6 декабря 2005 года N 990-ПП "О ходе реализации принципа "одного окна" в работе органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций" .

2.4. Пункты 4 -7 постановления Правительства Москвы от 20 июня 2006 года N 415-ПП "О создании Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы" .

2.5. Постановление Правительства Москвы от 22 августа 2006 года N 602-ПП "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы" .

2.6. Постановление Правительства Москвы от 27 ноября 2007 года N 1006-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 22 августа 2006 года N 602-ПП" .

2.7. Постановление Правительства Москвы от 30 июня 2009 года N 607-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 22 августа 2006 года N 602-ПП" .

2.8. Постановление Правительства Москвы от 1 декабря 2009 года N 1317-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 22 августа 2006 года N 602-ПП" .

2.9. Постановление Правительства Москвы от 15 декабря 2009 года N 1382-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 22 августа 2006 года N 602-ПП" .

2.10. Пункт 16.2 постановления Правительства Москвы от 29 июня 2010 года N 540-ПП "Об утверждении Положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы" .

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Сергунину Н.А.
постановлением Правительства Москвы от 13 ноября 2013 года N 730-ПП; в редакции, введенной в действие с 25 мая 2014 года постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП .

Мэр Москвы
С.С.Собянин

Приложение. Положение о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы

I. Общие положения

1. Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция) является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим региональный государственный контроль за использованием объектов нежилого фонда на территории города Москвы и за ее пределами, находящихся в собственности города Москвы, в том числе являющихся объектами культурного наследия (далее - объекты нежилого фонда), мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, контроль за соблюдением требований к размещению сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания, муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории города Москвы (далее - земель), выполняющим полномочия собственника в части осуществления мероприятий по контролю за использованием земель, находящихся в собственности города Москвы и государственная собственность на которые не разграничена, и объектов нежилого фонда, а также организации их охраны в целях предотвращения и пресечения самовольного занятия и незаконного использования (далее - установленная сфера деятельности).
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 13 ноября 2013 года N 730-ПП ; в редакции, введенной в действие с 25 мая 2014 года постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП ; в редакции, введенной в действие с 17 марта 2015 года постановлением Правительства Москвы от 6 марта 2015 года N 102-ПП ; в редакции, введенной в действие с 1 июня 2015 года постановлением Правительства Москвы от 19 мая 2015 года N 282-ПП .

2. Госинспекция осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации , международными договорами, федеральными конституционными и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом города Москвы , законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы и настоящим Положением.

3. Госинспекция осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные подразделения во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти города Москвы, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями граждан и иными организациями.

II. Полномочия Госинспекции

4. Госинспекция осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

4.1. Разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение Мэра Москвы и Правительства Москвы проекты правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, в том числе по организации охраны земель и объектов нежилого фонда.

4.2. На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов города Москвы, иных правовых актов города Москвы принимает решения:

4.2.1. По вопросам ведения производства по делам об административных правонарушениях в области использования земель и объектов нежилого фонда.

4.2.2. О выдаче предписания (требования) об устранении выявленного нарушения в установленной сфере деятельности и продлении срока его исполнения.

4.2.3. О проведении плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам использования земель и объектов нежилого фонда в порядке, установленном федеральным законодательством.

4.2.4. О проведении плановых (рейдовых) обследований территорий без взаимодействия с их пользователями.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июня 2015 года постановлением Правительства Москвы от 19 мая 2015 года N 282-ПП ; в редакции, введенной в действие с 27 июня 2017 года постановлением Правительства Москвы от 16 июня 2017 года N 374-ПП .

4.2.5. О проведении по согласованию с Департаментом городского имущества города Москвы инвентаризации земель и объектов нежилого фонда или проверок их использования органами исполнительной власти города Москвы, государственными учреждениями города Москвы, государственными унитарными предприятиями города Москвы, хозяйствующими обществами с долей города Москвы в уставных капиталах, арендаторами.
(Пункт 4.2.5 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 13 ноября 2013 года N 730-ПП .

4.2.6. Об утверждении в установленном порядке ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, административных регламентов взаимодействия с территориальными органами федеральных органов государственной власти и органами исполнительной власти города Москвы, форм документов, необходимых для реализации полномочий в установленной сфере деятельности.

4.2.7. Об аккредитации экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проведению проверок.

4.2.8. О привлечении в установленном порядке экспертов и экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю.

4.2.9. О направлении в установленном порядке материалов по выявленным правонарушениям в правоохранительные и иные органы государственной власти для принятия мер по пресечению правонарушений и рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной, гражданско-правовой и иной ответственности, установленной федеральным законодательством.

4.2.10. По иным вопросам, связанным с реализацией полномочий города Москвы в установленной сфере деятельности и организацией деятельности Госинспекции, в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.

4.2.9(1). Об осуществлении мероприятия по установлению лиц, осуществивших самовольную постройку, подлежащую сносу, и направлении указанным лицам копий решений о сносе таких построек.
(Пункт 4.2.9(1) дополнительно включен постановлением Правительства Москвы от 8 декабря 2015 года N 829-ПП)

4.3. Осуществляет региональный государственный контроль за соблюдением:

4.3.1. Требований по использованию объектов нежилого фонда, установленных законами города Москвы, правовыми актами города Москвы, инвестиционными контрактами, утвержденной проектной и иной документацией.

4.3.2. Прав города Москвы на объекты нежилого фонда.

4.3.3. Требований по оформлению прав на объекты нежилого фонда и разрешительных документов на их переустройство.

4.3.4. Предписаний и законных требований должностных лиц Госинспекции об устранении выявленных нарушений в использовании объектов нежилого фонда.

4.3.5. Порядка занятия и (или) использования объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, в том числе являющихся объектами культурного наследия.
(Пункт 4.3.5 дополнительно включен с 1 июня 2015 года постановлением Правительства Москвы от 19 мая 2015 года N 282-ПП)

4.3.6. Порядка согласования распоряжения объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы, в том числе являющимися объектами культурного наследия.
(Пункт 4.3.6 дополнительно включен с 1 июня 2015 года постановлением Правительства Москвы от 19 мая 2015 года N 282-ПП)

4.3.7. Порядка изменения целевого назначения объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, в том числе являющихся объектами культурного наследия.
(Пункт дополнительно 4.3.7 включен с 1 июня 2015 года постановлением Правительства Москвы от 19 мая 2015 года N 282-ПП)

4.4. Осуществляет муниципальный земельный контроль за соблюдением:

4.4.1. Требований по использованию земель, установленных законами города Москвы, правовыми актами города Москвы, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, инвестиционными контрактами, утвержденной проектной и иной документацией.

4.4.2. Сроков освоения земельных участков, проектирования и проведения на них строительных работ.

4.4.3. Прав города Москвы на земельные участки.

4.4.4. Требований по оформлению прав на занимаемые земельные участки и документов, разрешающих на них осуществление хозяйственной деятельности, в случаях, установленных правовыми актами города Москвы.

4.4.5. Требований по предотвращению захламления земельных участков.

4.4.6. Требований по обеспечению доступа на земельные участки общего пользования.

4.4.7. Предписаний и законных требований должностных лиц Госинспекции об устранении выявленных нарушений в использовании земель.

4.5. Осуществляет контроль за:

4.5.1. Соблюдением условий договоров аренды в части использования земель и объектов нежилого фонда.

4.5.2. Распоряжением и использованием объектов нежилого фонда при осуществлении инвестиционной деятельности.

4.5.3. Соблюдением требований к размещению сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания на территории города Москвы.
(Пункт 4.5.3 дополнительно включен с 17 марта 2015 года постановлением Правительства Москвы от 6 марта 2015 года N 102-ПП)

4.6. Является уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - города Москвы по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от прав собственности.
(Пункт 4.6 дополнительно включен с 25 мая 2014 года постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП)

4.7. При выполнении полномочий собственника объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, проводит мероприятия по осмотру объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, с целью определения фактического состояния и фактического использования объектов нежилого фонда, в том числе предоставленных органам исполнительной власти города Москвы, органам местного самоуправления.
(Пункт дополнительно включен с 27 июня 2017 года постановлением Правительства Москвы от 16 июня 2017 года N 374-ПП ; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 12 декабря 2017 года N 983-ПП .

4.8. Организует и проводит работы по технической защите информации ограниченного доступа и иной информации, содержащейся в информационных системах Госинспекции.
(Пункт дополнительно включен постановлением Правительства Москвы от 24 июля 2018 года N 762-ПП)

III. Права, организация деятельности и руководство Госинспекции

5. В целях осуществления своих полномочий Госинспекция имеет право:

5.1. Запрашивать и получать в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления, организаций и физических лиц информацию, необходимую для реализации полномочий в установленной сфере деятельности.

5.2. Вносить в установленном порядке на рассмотрение уполномоченных органов государственной власти Российской Федерации и города Москвы, а также их должностных лиц предложения по вопросам в установленной сфере деятельности.

5.3. Создавать совещательные, экспертные и иные рабочие органы в установленной сфере деятельности.

5.4. Привлекать научные и иные организации, ученых и специалистов в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности.

5.5. Заключать в пределах своей компетенции договоры с физическими и юридическими лицами в целях выполнения возложенных на Госинспекцию полномочий.

5.6. Выступать в установленном порядке государственным заказчиком при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в установленной сфере деятельности.

5.7. Осуществлять иные права в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы, необходимые для решения задач и выполнения функций Госинспекции.

6. Госинспекция осуществляет в установленной сфере деятельности мероприятия по совершенствованию контрольных функций, снижению административных барьеров, бюджетных расходов и повышению эффективности использования бюджетных средств.

7. Госинспекция осуществляет выявление фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, а также контроль за выявлением и пресечением фактов незаконного (нецелевого) использования указанных земельных участков.
(Пункт дополнительно включен постановлением Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП)

____________________________________________________
Пункты 7-24 предыдущей редакции считаются соответственно пунктами 8-25 настоящей редакции - постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП .
____________________________________________________

8. Ведет статистическую отчетность, проводит мониторинг и анализ его результатов в установленной сфере деятельности.

9. Выполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств города Москвы, главного администратора доходов бюджета города Москвы по источникам, закрепляемым в соответствии с возложенными полномочиями.

10. Осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах, арбитражных судах, третейских судах, федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контроль (надзор), представляет в установленном порядке Правительство Москвы в иных государственных органах, организациях.

11. Организует и осуществляет в пределах компетенции Госинспекции мобилизационную подготовку и мобилизацию в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.

11(1). Осуществляет мероприятия по противодействию терроризму в установленной сфере деятельности. Обеспечивает выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), выделенных для размещения Госинспекции и ее структурных подразделений.
(Пункт 11(1) дополнительно включен постановлением Правительства Москвы от 8 сентября 2014 года N 512-ПП)

11(2). Обеспечивает при реализации полномочий приоритет целей и задач по развитию конкуренции в установленной сфере деятельности.
(Пункт 11(2) дополнительно включен постановлением Правительства Москвы от 18 декабря 2018 года N 1582-ПП)

12. Выполняет другие предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы полномочия в установленной сфере деятельности.

13. Осуществляет прием населения, рассмотрение в установленном порядке обращений граждан.

14. Госинспекцию возглавляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности Мэром Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 13 ноября 2013 года N 730-ПП .

15. Начальник Госинспекции имеет 5 заместителей, в том числе одного первого заместителя, назначаемых и освобождаемых от должности в установленном порядке Мэром Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 13 ноября 2013 года N 730-ПП .

16. Начальник Госинспекции:
постановлением Правительства Москвы от 13 ноября 2013 года N 730-ПП .

16.1. Руководит деятельностью Госинспекции, несет персональную ответственность перед Правительством Москвы за реализацию Госинспекцией установленных полномочий.

16.2. Распределяет обязанности между заместителями руководителя Госинспекции.

16.3. Утверждает структуру и штатное расписание в соответствии с утвержденными Правительством Москвы предельной численностью и фондом оплаты труда, а также положения о структурных подразделениях Госинспекции.

16.4. Организует проведение мероприятий по совершенствованию системы управления в установленной сфере деятельности.

16.5. Осуществляет в установленном порядке расходование денежных средств в пределах выделенных ассигнований, обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины и повышение эффективности использования средств бюджета города Москвы, предусмотренных на содержание Госинспекции и реализацию возложенных на нее полномочий, несет персональную ответственность за достижение показателей эффективности в установленной сфере деятельности.

16.6. Подписывает в пределах своей компетенции правовые акты Госинспекции (приказы и распоряжения), осуществляет контроль за их исполнением.

16.7. Организует прохождение государственной гражданской службы в Госинспекции.

16.8. Обеспечивает эффективное использование и сохранность имущества города Москвы, закрепленного за Госинспекцией.

16.9. Действует без доверенности от имени Госинспекции, заключает от имени Госинспекции договоры и соглашения, совершает иные юридические действия.

16.10. Представляет Госинспекцию в федеральных органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, в организациях, общественных объединениях граждан.

16.11. Обеспечивает соблюдение государственными гражданскими служащими законодательства о государственной гражданской службе, служебной дисциплины, коллективных договоров, правил служебного распорядка, должностных регламентов.

16.12. Несет ответственность за соблюдение установленного федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы и иными правовыми актами города Москвы режима защиты конфиденциальной информации, а также информации, отнесенной к государственной, коммерческой, служебной, иной тайне.

16.13. В пределах своей компетенции организует и обеспечивает мобилизационную подготовку в Госинспекции.

16.14. Подписывает бухгалтерскую и статистическую отчетность Госинспекции, несет ответственность за нарушение законодательства о бухгалтерском учете и отчетности, порядке представления статистической отчетности.

16.15. Утверждает в установленном порядке знаки различия и образцы форменной одежды сотрудников Госинспекции, осуществляющих контрольные функции, а также правила ее ношения, нормы обеспечения, порядок изготовления и списания по истечении сроков носки.

16.16. В соответствии с законодательством о государственной гражданской службе и трудовым законодательством исполняет полномочия представителя нанимателя для государственных гражданских служащих Госинспекции и работодателя для работников Госинспекции, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы.

16.17. Осуществляет иные полномочия, необходимые для выполнения функций Госинспекции, в соответствии с федеральным законодательством, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.

17. В Госинспекции может быть образована коллегия в составе начальника (председатель коллегии), его заместителей, являющихся членами коллегии по должности. Состав коллегии и положение о ней утверждаются правовым актом Госинспекции.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 13 ноября 2013 года N 730-ПП .

18. Госинспекция является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением герба города Москвы и своим наименованием, иные служебные печати, штампы, лицевые счета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджета города Москвы, открываемые в порядке, определенном бюджетным законодательством Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.

19. Госинспекция имеет геральдический знак и флаг, утверждаемые в установленном порядке Правительством Москвы.

20. Государственные гражданские служащие Госинспекции, осуществляющие контрольные функции, имеют право ношения форменной одежды.

21. Расходы на содержание Госинспекции осуществляются за счет средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год (соответствующий финансовый год и плановый период) на функционирование исполнительных органов государственной власти.

22. Реорганизация и ликвидация Госинспекции осуществляются Правительством Москвы в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.

23. В случае ликвидации Госинспекции ее документы передаются в установленном порядке в Главное архивное управление города Москвы или определенный им орган.

24. Сокращенное наименование Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы Госинспекция по недвижимости.

25. Юридический адрес Госинспекции по недвижимости: Лубянский пр., д.3/6, стр.6, Москва, 101000.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

В целях совершенствования деятельности Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить Положение о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (приложение).

2. Признать утратившими силу:

2.1. Постановление Правительства Москвы от 6 августа 1996 г. N 644 "О представлении в Московскую городскую Думу проекта закона города Москвы "Об ответственности за нарушение порядка использования объектов нежилого фонда".

2.2. Постановление Правительства Москвы от 3 мая 2005 г. N 296-ПП "Об организации контроля за работой органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций, осуществляемой в режиме "одного окна".

2.3. Постановление Правительства Москвы от 6 декабря 2005 г. N 990-ПП "О ходе реализации принципа "одного окна" в работе органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций".

2.4. Пункты 4-7 постановления Правительства Москвы от 20 июня 2006 г. N 415-ПП "О создании Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы".

2.5. Постановление Правительства Москвы от 22 августа 2006 г. N 602-ПП "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы".

2.6. Постановление Правительства Москвы от 27 ноября 2007 г. N 1006-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 22 августа 2006 г. N 602-ПП".

2.7. Постановление Правительства Москвы от 30 июня 2009 г. N 607-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 22 августа 2006 г. N 602-ПП".

2.8. Постановление Правительства Москвы от 1 декабря 2009 г. N 1317-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 22 августа 2006 г. N 602-ПП".

2.9. Постановление Правительства Москвы от 15 декабря 2009 г. N 1382-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 22 августа 2006 г. N 602-ПП".

2.10. Пункт 16.2 постановления Правительства Москвы от 29 июня 2010 г. N 540-ПП "Об утверждении Положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы".

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам имущественно-земельных отношений Сергунину Н.А.

Мэр Москвы С.С. Собянин

Положение
о государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы

I. Общие положения

1. Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция) является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим региональный государственный контроль за использованием объектов нежилого фонда на территории города Москвы и за ее пределами, находящихся в собственности города Москвы, кроме зданий и сооружений, являющихся объектами культурного наследия (далее - объекты нежилого фонда), муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории города Москвы (далее - земель), выполняющим полномочия собственника в части осуществления мероприятий по контролю за использованием земель, находящихся в собственности города Москвы и государственная собственность на которые не разграничена, и объектов нежилого фонда, а также организации их охраны в целях предотвращения и пресечения самовольного занятия и незаконного использования (далее - установленная сфера деятельности).

2. Госинспекция осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами, федеральными конституционными и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом города Москвы, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы и настоящим Положением.

3. Госинспекция осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные подразделения во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти города Москвы, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями граждан и иными организациями.

II. Полномочия Госинспекции

4. Госинспекция осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

4.1. Разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение Мэра Москвы и Правительства Москвы проекты правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, в том числе по организации охраны земель и объектов нежилого фонда.

4.2. На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов города Москвы, иных правовых актов города Москвы принимает решения:

4.2.1. По вопросам ведения производства по делам об административных правонарушениях в области использования земель и объектов нежилого фонда.

4.2.2. О выдаче предписания (требования) об устранении выявленного нарушения в установленной сфере деятельности и продлении срока его исполнения.

4.2.3. О проведении плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам использования земель и объектов нежилого фонда в порядке, установленном федеральным законодательством.

4.2.4. О проведении обследований (мониторинга) земель и объектов нежилого фонда без взаимодействия с их пользователями в порядке, установленном Госинспекцией.

4.2.5. О проведении по согласованию с Департаментом имущества города Москвы инвентаризации земель и объектов нежилого фонда или проверок их использования органами исполнительной власти города Москвы, государственными учреждениями города Москвы, государственными унитарными предприятиями города Москвы, хозяйствующими обществами с долей города Москвы в уставных капиталах, арендаторами.

4.2.6. Об утверждении в установленном порядке ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, административных регламентов взаимодействия с территориальными органами федеральных органов государственной власти и органами исполнительной власти города Москвы, форм документов, необходимых для реализации полномочий в установленной сфере деятельности.

4.2.7. Об аккредитации экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проведению проверок.

4.2.8. О привлечении в установленном порядке экспертов и экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю.

4.2.9. О направлении в установленном порядке материалов по выявленным правонарушениям в правоохранительные и иные органы государственной власти для принятия мер по пресечению правонарушений и рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной, гражданско-правовой и иной ответственности, установленной федеральным законодательством.

4.2.10. По иным вопросам, связанным с реализацией полномочий города Москвы в установленной сфере деятельности и организацией деятельности Госинспекции, в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.

4.3. Осуществляет региональный государственный контроль за соблюдением:

4.3.1. Требований по использованию объектов нежилого фонда, установленных законами города Москвы, правовыми актами города Москвы, инвестиционными контрактами, утвержденной проектной и иной документацией.

4.3.2. Прав города Москвы на объекты нежилого фонда.

4.3.3. Требований по оформлению прав на объекты нежилого фонда и разрешительных документов на их переустройство.

4.3.4. Предписаний и законных требований должностных лиц Госинспекции об устранении выявленных нарушений в использовании объектов нежилого фонда.

4.4. Осуществляет муниципальный земельный контроль за соблюдением:

4.4.1. Требований по использованию земель, установленных законами города Москвы, правовыми актами города Москвы, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, инвестиционными контрактами, утвержденной проектной и иной документацией.

4.4.2. Сроков освоения земельных участков, проектирования и проведения на них строительных работ.

4.4.3. Прав города Москвы на земельные участки.

4.4.4. Требований по оформлению прав на занимаемые земельные участки и документов, разрешающих на них осуществление хозяйственной деятельности, в случаях, установленных правовыми актами города Москвы.

4.4.5. Требований по предотвращению захламления земельных участков.

4.4.6. Требований по обеспечению доступа на земельные участки общего пользования.

4.4.7. Предписаний и законных требований должностных лиц Госинспекции об устранении выявленных нарушений в использовании земель.

4.5. Осуществляет контроль за:

4.5.1. Соблюдением условий договоров аренды в части использования земель и объектов нежилого фонда.

4.5.2. Распоряжением и использованием объектов нежилого фонда при осуществлении инвестиционной деятельности.

III. Права, организация деятельности и руководство Госинспекции

5. В целях осуществления своих полномочий Госинспекция имеет право:

5.1. Запрашивать и получать в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления, организаций и физических лиц информацию, необходимую для реализации полномочий в установленной сфере деятельности.

5.2. Вносить в установленном порядке на рассмотрение уполномоченных органов государственной власти Российской Федерации и города Москвы, а также их должностных лиц предложения по вопросам в установленной сфере деятельности.

5.3. Создавать совещательные, экспертные и иные рабочие органы в установленной сфере деятельности.

5.4. Привлекать научные и иные организации, ученых и специалистов в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности.

5.5. Заключать в пределах своей компетенции договоры с физическими и юридическими лицами в целях выполнения возложенных на Госинспекцию полномочий.

5.6. Выступать в установленном порядке государственным заказчиком при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в установленной сфере деятельности.

5.7. Осуществлять иные права в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы, необходимые для решения задач и выполнения функций Госинспекции.

6. Госинспекция осуществляет в установленной сфере деятельности мероприятия по совершенствованию контрольных функций, снижению административных барьеров, бюджетных расходов и повышению эффективности использования бюджетных средств.

7. Ведет статистическую отчетность, проводит мониторинг и анализ его результатов в установленной сфере деятельности.

8. Выполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств города Москвы, главного администратора доходов бюджета города Москвы по источникам, закрепляемым в соответствии с возложенными полномочиями.

9. Осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах, арбитражных судах, третейских судах, федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контроль (надзор), представляет в установленном порядке Правительство Москвы в иных государственных органах, организациях.

10. Организует и осуществляет в пределах компетенции Госинспекции мобилизационную подготовку и мобилизацию в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.

11. Выполняет другие предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы полномочия в установленной сфере деятельности.

12. Осуществляет прием населения, рассмотрение в установленном порядке обращений граждан.

13. Госинспекцию возглавляет руководитель, назначаемый и освобождаемый от должности Мэром Москвы.

14. Руководитель Госинспекции имеет 5 заместителей, в том числе одного первого заместителя, назначаемых и освобождаемых от должности в установленном порядке Мэром Москвы.

15. Руководитель Госинспекции:

15.1. Руководит деятельностью Госинспекции, несет персональную ответственность перед Правительством Москвы за реализацию Госинспекцией установленных полномочий.

15.2. Распределяет обязанности между заместителями руководителя Госинспекции.

15.3. Утверждает структуру и штатное расписание в соответствии с утвержденными Правительством Москвы предельной численностью и фондом оплаты труда, а также положения о структурных подразделениях Госинспекции.

15.4. Организует проведение мероприятий по совершенствованию системы управления в установленной сфере деятельности.

15.5. Осуществляет в установленном порядке расходование денежных средств в пределах выделенных ассигнований, обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины и повышение эффективности использования средств бюджета города Москвы, предусмотренных на содержание Госинспекции и реализацию возложенных на нее полномочий, несет персональную ответственность за достижение показателей эффективности в установленной сфере деятельности.

15.6. Подписывает в пределах своей компетенции правовые акты Госинспекции (приказы и распоряжения), осуществляет контроль за их исполнением.

15.7. Организует прохождение государственной гражданской службы в Госинспекции.

15.8. Обеспечивает эффективное использование и сохранность имущества города Москвы, закрепленного за Госинспекцией.

15.9. Действует без доверенности от имени Госинспекции, заключает от имени Госинспекции договоры и соглашения, совершает иные юридические действия.

15.10. Представляет Госинспекцию в федеральных органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, в организациях, общественных объединениях граждан.

15.11. Обеспечивает соблюдение государственными гражданскими служащими законодательства о государственной гражданской службе, служебной дисциплины, коллективных договоров, правил служебного распорядка, должностных регламентов.

15.12. Несет ответственность за соблюдение установленного федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы и иными правовыми актами города Москвы режима защиты конфиденциальной информации, а также информации, отнесенной к государственной, коммерческой, служебной, иной тайне.

15.13. В пределах своей компетенции организует и обеспечивает мобилизационную подготовку в Госинспекции.

15.14. Подписывает бухгалтерскую и статистическую отчетность Госинспекции, несет ответственность за нарушение законодательства о бухгалтерском учете и отчетности, порядке представления статистической отчетности.

15.15. Утверждает в установленном порядке знаки различия и образцы форменной одежды сотрудников Госинспекции, осуществляющих контрольные функции, а также правила ее ношения, нормы обеспечения, порядок изготовления и списания по истечении сроков носки.

15.16. В соответствии с законодательством о государственной гражданской службе и трудовым законодательством исполняет полномочия представителя нанимателя для государственных гражданских служащих Госинспекции и работодателя для работников Госинспекции, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы.

15.17. Осуществляет иные полномочия, необходимые для выполнения функций Госинспекции, в соответствии с федеральным законодательством, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.

16. В Госинспекции может быть образована коллегия в составе руководителя (председатель коллегии), его заместителей, являющихся членами коллегии по должности. Состав коллегии и положение о ней утверждаются правовым актом Госинспекции.

17. Госинспекция является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением герба города Москвы и своим наименованием, иные служебные печати, штампы, лицевые счета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджета города Москвы, открываемые в порядке, определенном бюджетным законодательством Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.

18. Госинспекция имеет геральдический знак и флаг, утверждаемые в установленном порядке Правительством Москвы.

19. Государственные гражданские служащие Госинспекции, осуществляющие контрольные функции, имеют право ношения форменной одежды.

20. Расходы на содержание Госинспекции осуществляются за счет средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год (соответствующий финансовый год и плановый период) на функционирование исполнительных органов государственной власти.

21. Реорганизация и ликвидация Госинспекции осуществляются Правительством Москвы в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.

22. В случае ликвидации Госинспекции ее документы передаются в установленном порядке в Главное архивное управление города Москвы или определенный им орган.

23. Сокращенное наименование Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы - Госинспекция по недвижимости.

24. Юридический адрес Госинспекции по недвижимости: Лубянский пр., д. 3/6, стр. 6, Москва, 101000.

Обзор документа

Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города (далее - Госинспекция) принимает решения о проведении проверок юрлиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам использования земель и объектов нежилого фонда; о проведении обследований земель и объектов нежилого фонда; о проведении по согласованию с Департаментом имущества инвентаризации земель и объектов нежилого фонда или проверок их использования и т. д.

Госинспекция осуществляет региональный государственный контроль за соблюдением требований по использованию объектов нежилого фонда; требований по оформлению прав на объекты нежилого фонда и разрешительных документов на их переустройство; предписаний Госинспекции об устранении выявленных нарушений в использовании объектов нежилого фонда. Кроме того, Госинспекция осуществляет контроль за соблюдением условий договора аренды в части использования земель и объектов нежилого фонда; за использованием объектов нежилого фонда при осуществлении инвестиционной деятельности.