Как осуществляется контроль хозяйственно финансовых операций организации. Внутренний контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия

  • 10. Признание гражданина недееспособным. Ограничение дееспособности гражданина.
  • 11. Опека и попечительство: понятие, цели, установление и прекращение. Органы опеки и попечительства. Патронаж над дееспособными гражданами как особая форма попечительства.
  • 12. Исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей. Распоряжение и доверительное управление имуществом подопечного.
  • 13. Предпринимательская деятельность граждан. Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя
  • 14. Имя и место жительства гражданина.
  • 15. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим: порядок, условия и правовые последствия. Акты гражданского состояния и их регистрация.
  • 16. Понятие и признаки юридического лица. Теории юридического лица.
  • 18. Виды юридических лиц.
  • 19. Образование (создание, учреждение) юридического лица: способы, порядок, государственная регистрация. Учредительные документы юридических лиц. Ответственность юридических лиц.
  • 20. Реорганизация юридических лиц: понятие, формы, процедура, защита прав кредиторов.
  • 21. Ликвидация юридических лиц: понятие, процедура.
  • 22. Несостоятельность (банкротство) юридического лица: понятие, признаки, правовое регулирование, процедуры банкротства (общая характеристика).
  • 23. Полное товарищество: понятие, фирменное наименование, учредительные документы, управление и ведение дел, реорганизация и ликвидация.
  • 24. Складочный капитал полного товарищества. Правовой статус участника полного товарищества.
  • 25. Товарищество на вере.
  • 26. Общество с ограниченной ответственностью: понятие, учредительные документы, управление, уставный капитал, реорганизация и ликвидация, правовое регулирование.
  • 27. Правовой статус участника общества с ограниченной ответственностью. Переход доли в уставном капитале; выход и исключение участника из общества с ограниченной ответственностью.
  • 28. Акционерное общество: понятие и виды; учредительные документы; учреждение, реорганизация и ликвидация; правовое регулирование.
  • 29. Управление акционер ным обществом. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью акционерного общества.
  • 30. Уставный капитал акционерного общества. Понятие и виды акций. Права и обязанности акционеров.
  • 31. Общество с дополнительной ответственностью. Дочерние и зависимые общества.
  • 32. Производственный кооператив (артель): понятие, виды, имущество кооператива, управление, правовой статус члена кооператива, правовое регулирование.
  • 33. Государственные и муниципальные унитарные предприятия: понятие, виды, порядок создание, управления и ликвидации, правовое регулирование.
  • 34. Некоммерческие организации: понятие и общая характеристика видов; особенности осуществления предпринимательской деятельности.
  • 35. Потребительский кооператив как некоммерческая организация.
  • 36. Общественные и религиозные организации (объединения).
  • 37. Фонды, учреждения и объединения юридических лиц как некоммерческие организации.
  • 39. Объекты гражданских прав: понятие, виды, оборотоспособность.
  • 40. Использование термина «имущество» в гражданском законодательстве. Понятие и юридическая классификация вещей.
  • 41. Понятие и классификация ценных бумаг. Вексель.
  • 42. Работы (услуги), информация и результаты интеллектуальной деятельности (исключительные права) как объекты гражданских прав.
  • 43. Нематериальные блага как объекты гражданских прав. Компенсация морального вреда.
  • 44. Защита чести, достоинства и деловой репутации.
  • 45. Понятие и виды сделок. Соотношений понятий «сделка» и «договор».
  • 46. Форма и государственная регистрация сделок.
  • 47. Условия действительности сделок. Понятие и правовая природа недействительной сделки. Полная и частичная недействительность сделки. Последствия недействительности сделки.
  • 48. Ничтожные сделки: виды, последствия недействительности.
  • 49. Оспоримые сделки: виды, последствия недействительности.
  • 50. Понятие, правовая природа, субъектный состав и виды представительства.
  • 51. Основания возникновения представительства. Представительство без полномочия.
  • 52. Доверенность: понятие, виды, форма, срок, прекращение. Передоверие.
  • 53. Понятие и виды сроков в гражданском праве. Исчисление сроков.
  • 54. Исковая давность: понятие, виды, течение и применение. Требования, на которые исковая давность не распространяется.
  • 55. Понятие, принципы, способы и пределы осуществления гражданских прав.
  • 56. Защита гражданских прав: понятие, порядок и способы. Понятие и состав убытков в гражданском праве.
  • 57. Понятие, виды и признаки вещных прав.
  • 59. Первоначальные способы приобретения права собственности (за исключением самовольной постройки и приобретательной давности).
  • 60. Приобретение права собственности на самовольную постройку и в силу приобретательной давности.
  • 62. Классификация и общая характеристика способов прекращения права собственности. Приватизация (понятие, правовое регулирование, порядок осуществления, способы приватизации) и национализация.
  • 63. Принудительное изъятие имущества у собственника.
  • 64. Право собственности граждан.
  • 65. Право собственности юридических лиц.
  • 66. Право государственной и муниципальной собственности: специфические черты, субъекты, объекты, осуществление.
  • 67. Право хозяйственного ведения: субъекты, содержание, осуществление, приобретение и прекращение.
  • 68. Право оперативного ведения: субъекты, содержание, осуществление, приобретение и прекращение.
  • 69. Земельный участок как объект вещных прав. Система и общая характеристика вещных прав на землю.
  • 70. Особенности прекращения вещных прав на землю.
  • 71. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения.
  • 72. Понятие, виды и основания возникновения общей собственности.
  • 73. Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в общей собственности.
  • 74. Раздел имущества, находящегося в общей собственности, и выдел из него доли.
  • 75. Общая совместная собственность супругов и членов крестьянского (фермерского) хозяйства.
  • 76. Правовая охрана отношений собственности. Система гражданско-правовых средств (способов) защиты вещных прав. Защита прав владельца, не являющегося собственником.
  • 77. Гражданско-правовое обязательство: понятие, характерные черты, основания возникновения, виды.
  • 78. Стороны и участники обязательства. Третьи лица в обязательстве. Множественность лиц в обязательстве. Особенности долевых и солидарных обязательств.
  • 79. Перемена лиц в обязательстве.
  • 80. Понятие и значение гражданско-правового договора. Принцип свободы договора. Договор и закон. Действие договора.
  • 81. Содержание и форма договора. Толкование договора.
  • 82.Виды гражданско-правовых договоров
  • 83. Заключение договора: общие положения.
  • 84. Особенности заключения договора в обязательном порядке и на торгах.
  • 85. Изменение и расторжение договора: основания, порядок и последствия.
  • 86. Понятие и система принципов исполнения обязательств.
  • 87. Надлежащее исполнение обязательств: требования к субъектам, предмету, сроку, месту и способу исполнения.
  • 88. Понятие и виды способов обеспечения исполнения обязательств. Специфика обеспечительного обязательства. Неустойка как способ обеспечения исполнения обязательств.
  • 89. Удержание и задаток как способы обеспечения обязательств.
  • 90. Залог как способ обеспечения исполнения обязательств: понятие, правовая природа, основания возникновения, виды, прекращение. Предмет залога и обеспечиваемое залогом требование.
  • 91. Субъекты залогового правоотношения и их права и обязанности. Обращение взыскания на заложенное имущество и его реализация.
  • 92. Ипотека (залог недвижимости).
  • 93. Поручительство как способ обеспечения исполнения обязательств.
  • 94. Банковская гарантия как способ обеспечения исполнения обязательств.
  • 95. Понятие, функции и виды гражданско-правовой ответственности.
  • 96. Возмещение убытков, взыскание неустойки и процентов за пользование чужими денежными средствами как формы гражданско-правовой ответственности.
  • 97. Основания и условия гражданско-правовой ответственности.
  • 98. Последствия неисполнения обязательства в натуре.
  • 99. Уменьшение размера ответственности. Просрочка должника и кредитора.
  • 100. Прекращение обязательства исполнением и невозможностью исполнения. Отступное. Прощение долга.
  • 101. Прекращение обязательства зачетом. Случаи недопустимости зачета. Зачет при уступке требования.
  • 102. Прекращение обязательства совпадением должника и кредитора в одном лице, смертью гражданина и ликвидацией юридического лица. Новация.
  • 29. Управление акционер ным обществом. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью акционерного общества.

    Управление в акционерном обществе основано на четком разграничении функций, прав и обязанностей распорядительных, исполнительных и контрольного орга нов. К распорядительным относятся общее собрание акционеров и совет директоров, называемый также наблюдательным советом, к исполнительным - правление (или дирекция) и генеральный директор (или директор); контрольным органом является ревизионная комиссия общества, к которой по своим функциям примыкает независимый аудитор или аудиторская фирма, хотя они и не относятся к органам управления общества.

    Управление в акционерном обществе

    Высшим органом акционерного общества является общее собрание его акционеров. За ним закреплена исключительная компетенция, которую нельзя передать другим органам общества даже по решению общего собрания. К ней во всяком случае относятся:

    изменение устава общества, включая изменение размера его уставного капитала, избрание наблюдательного совета (совета директоров), ревизионной комиссии (ревизора) и исполнительных органов общества (если только последний вопрос не отнесен к исключительной компетенции наблюдательного совета), а также утверждение годовых отчетов и балансов общества, распределение его прибылей и убытков и решение вопроса о реорганизации или ликвидации общества.

    В крупных акционерных обществах, насчитывающих более 50 акционеров, должен быть создан наблюдательный совет, являющийся постоянно действующим коллективным органом, выражающим интересы акционеров и контролирующим деятельность исполнительных органов общества.

    Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью акционерного общества.

    Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества избирается ревизионная комиссия (ревизор) общества. Компетенция ревизионной комиссии по вопросам, не предусмотренным в Законе "Об акционерных обществах", определяется уставом акционерного общества

    Ревизионная комиссия осуществляет как перспективный, так и текущий контроль за внутренней деятельностью акционерного общества.

    Члены ревизионной комиссии ставят свои подписи на годовом отчете акционерного общества и на балансе в подтверждение их соответствия реальному положению дел в обществе. Без заключения ревизионной комиссии по годовым отчетам и балансам акционерного общества общее собрание акционеров не вправе утверждать баланс акционерного общества. Ревизионная комиссия вправе проверять следующие документы: финансовые документы, данные первичного бухгалтерского учета, состояние кассы и имущества акционерного общества, подтверждающие своевременность и правильность различных платежей, начисления выплат дивидендов и др.

    30. Уставный капитал акционерного общества. Понятие и виды акций. Права и обязанности акционеров.

    Уставный капитал акционерного общества

    В соответствии с законом уставный капитал акционерного общества состоит из суммы номинальных стоимостей акций общества, приобретенных акционерами.

    По российскому законодательству номинальная стоимость всех обыкновенных акций, выпускаемых данным акционерным обществом, должна быть одинаковой, как и права, которые они предоставляют свои владельцам..

    Минимальный размер уставного капитала акционерных обществ

    для открытого акционерного общества – не менее 100 000 рублей;

    для закрытого акционерного общества – не менее 10 000 рублей.

    Акция - это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

    ВИДЫ АКЦИЙ

    Обыкновенная акция – это акция, владелец которой получает право голоса на собрании акционеров, то есть возможности влиять на управление компанией, однако ему не гарантируется выплата дивидендов. Дивиденды по обыкновенным акциям выплачиваются, если за отчетный период предприятие сумело заработать прибыль, решение о выплате дивидендов было принято собранием акционеров, и только после того, как дивиденды были выплачены владельцам привилегированных акций.

    Привилегированная акция , в отличие от обыкновенной, обычно не предоставляет владельцу право голоса, однако гарантирует выплату дивидендов, часто фиксированного размера, в процентах от номинальной стоимости акции.

    1 Акционеры-владельцы обыкновенных именных акций Общества имеют право:

    На участие в Общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции лично или через своих полномочных представителей в порядке, установленном статьей 57 Федерального закона «Об акционерных обществах», законодательством Российской Федерации о приватизации и настоящим Уставом;

    Вносить предложения в повестку дня Общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ и настоящим Уставом;

    Быть избранным в органы управления и контрольные органы Общества;

    Продавать и иным образом отчуждать принадлежащие им акции в любое время без согласования с другими акционерами Общества;

    Преимущественного приобретения размещаемых посредством открытой подписки дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им обыкновенных акций;

    2 Акционеры-владельцы привилегированных акций Общества имеют право:

    На получение дивидендов, объявленных Обществом;

    Участвовать в Общем собрании акционеров с правом голоса при решении вопросов о реорганизации и ликвидации Общества;

    Участвовать в Общем собрании акционеров с правом голоса при решении вопросов о внесении изменений и дополнений в Устав, ограничивающих права акционеров-владельцев привилегированных акций. Решение о внесении таких изменений и дополнений считается принятым, если за него отдано не менее чем три четверти голосов акционеров-владельцев голосующих акций, принимающих участие в Общем собрании акционеров, за очением голосов акционеров-владельцев привилегированных акций, права ограничиваются, и три четверти голосов всех акционеров-владельцев привилегированных акций;

    Преимущественного приобретения размещаемых посредством открытой подписки дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им акций этой категории (типа);

    Получать часть имущества или стоимость части имущества Общества в случае ликвидации Общества в соответствии с положениями действующего законодательства РФ и настоящего Устава;

    Получать полную информацию о деятельности и финансово-хозяйственном состоянии Общества по месту нахождения Общества или по почте на указанный ими адрес;

    Осуществлять иные права, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом и внутренними документами Общества.

    Акционеры Общества, являющиеся в совокупности владельцами не менее 2 процентов голосующих акций Общества, вправе внести вопросы в повестку дня годового Общего собрания акционеров и выдвинуть кандидатов в Совет директоров Общества и ревизионную комиссию (ревизоры) Общества, число которых не может превышать числа лиц, которые должны быть избраны в соответствующие органы.

    Акционер или группа акционеров, владеющие в совокупности не менее чем 10 процентами размещенных голосующих акций Общества, имеют право: созывать внеочередное Общее собрание акционеров в случаях непринятия Советом директоров Общества решения о его созыве по истечении 10 дней со дня поступления такого требования от акционеров, владеющих в совокупности не менее 10 процентами размещенных голосующих акций Общества; требовать проведения ревизии (аудиторской проверки) финансово-хозяйственной деятельности Общества.

    Акционеры обязаны:

    Оплатить приобретенные ими акции и иные ценные бумаги Общества в порядке, размерах, способами и в сроки, определенные настоящим Уставом, и решениями соответствующих органов управления Общества о размещении акций и иных ценных бумаг;

    Соблюдать требования Устава Общества;

    Способствовать достижению целей Общества;

    не допускать разглашения коммерческой тайны и конфиденциальной информации, касающейся деятельности Общества;

    Извещать держателя реестра акционеров об изменениях своих реквизитов (места жительства), включая наименование (фамилию), номеров абоненткой связи и других данных. В случае непредставления ими информации об изменении своих данных держатель реестра акционеров не несет ответственности за причиненные в связи с этим убытки;

    Выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом и внутренними документами Общества, а также решения Общего собрания акционеров и Совета директоров, принятые в соответствии с их компетенцией.


    Вернуться назад на

    Контроль хозяйственной и финансовой деятельности, как и другие виды контроля, разделяется на две формы:

    Внутренний
    внешний

    Внутренний контроль осуществляется силами самой строи тельной организации. Он включает текущий контроль и анализ производственно-хозяйственной деятельности за определенный период времени (год, квартал несколько лет и т.д.).
    Текущий контроль подразумевает систематический учет экономических процессов в организации, анализ получаемых данных и принятие корректирующих . Он опирается на оперативный и хозяйственной деятельности. В рамках региона, отрасли, страны проводится также статистический учет, обобщающий результаты текущего учета большого числа организаций, и дающий таким образом ценную информацию об экономических потоках и тенденциях. Очевидно, что такая информация полезна для любой строительной организации, планирующей свою деятельность.

    Оперативный учет - простейшая форма учета, предназначена для контроля над хозяйственными процессами и явлениями непосредственно в ходе их осуществления. Данные такого учета необязательно фиксируются в документах, они могут передаваться устно, по телефону и т.д. Важно лишь, чтобы они были достоверны и доступны руководству в любой момент.

    Бухгалтерский учет - это строго формализованная система документального учета оборота хозяйственных средств. Такой учет позволяет наиболее точно регистрировать в денежной форме и контролировать все хозяйственные операции предприятия, его имущество и обязательства. Он ведется по специальным правилам, изучение которых выходит за рамки содержания данного пособия. Следует лишь отметить, что такой учет подразумевает непрерывное документирование всех операций, периодическую инвентаризацию (проверку наличия) всего имущества организация, обобщение данных и составление квартальной или годовой отчетной документации. Главный бухгалтер контролирует законность всех хозяйственных операций, и без его подписи не действителен ни один денежный документ организации.

    Анализ производственно-хозяйственной деятельности организации представляет оценку ее эффективности, рациональности использования ресурсов, выявление резервов е целью последующего принятия правильных управленческих решений.

    Этот вид контроля основан на изучении плановой, бухгалтерской и прочей документации, причем работы по такому изучению возглавляются самим руководителем предприятия. Это сложная работа, содержащая элементы научного анализа, поэтому для ее выполнения необходимо привлекать высококвалифицированных специалистов.

    Деятельность организации анализируется примерно по тем же направлениям, которые рассматривались в плановых документах, в первую очередь в стройфинплане. Иными словами это анализ производственной программы, организационно-технического уровня, использования рабочей силы и , обеспеченности ресурсами и эффективности их использования, финансового состояния и т.д.

    С помощью проведенного анализа выявляются положительные и негативные факторы и тенденции, проявившиеся в ходе деятельности предприятия за рассмотренный период. На основе этого должны уточняться стратегия и тактика дальнейшего хозяйственного поведения строительной организации.

    Внешний контроль включает:

    Аудит
    контроль со стороны органов государственного надзора
    контроль со стороны банков

    Аудитом называют независимую экспертизу организации на основе проверки порядка ведения бухгалтерского учета и оценки соответствия хозяйственных и финансовых операций существующему законодательству. Аудит представляет собой аудиторов и аудиторских фирм, которые за определенную плату проводят проверки финансовой деятельности организация и выдают им свое заключение о достоверности имеющейся финансовой отчетности и законности проверяемых хозяйственных и финансовые операций.

    Аудиторы, в отличие от служб государственных надзоров, не вмешиваются в деятельность проверяемых организаций, никого нe штрафуют, не привлекают к административной или ; они могут лишь дать заключение о незаконности тех или иных операций или недостоверности финансовой документации. Результаты аудита передаются только руководству организации, которая заказывали этот аудит. В то же время эти результаты имеют очень большое значение для руководителей проверяемой организации, так как последние получают возможность своевременно исправлять выявленные недостатки, и после этого не опасаться никаких проверок и санкций со стороны органов государственного надзора.

    Аудиторские фирмы могут также оказывать различные консультационные услуги по хозяйственно-финансовым вопросам (ведение бухгалтерского учета, выплата налогов, анализ хозяйственной деятельности и т.д.), обучать персонал.

    Аудиторская проверка может быть:

    Добровольной
    обязательной

    В обоих случаях она проводится за счет проверяемой организации. Добровольная аудиторская проверка проводится по инициативе самой строительной организации, которая хочет иметь уверенность в правильности своих действий. Обязательная проверка проводится в особых случаях, установленных законодательством РФ. Например, такой проверке подлежат псе ОАО при наличии более 100 акционеров, организации с объемом годовой более 500 минимальных окладов и т.д.

    Контроль со стороны органов государственного надзора включает проверки организаций налоговыми службами, архитектурно-строительным надзором (ГАСН), контрольно-ревизионным управлением (КРУ), казначейством РФ. Такие проверки проводятся как в плановом порядке, так и на основании сигналов о предполагаемых нарушениях. Круг вопросов, по которым делаются проверки, может быть очень широкий и в частности, может полностью совпадать с направлениями аудиторской проверки. Однако, в отличие то аудиторских организаций, упомянутые государственные органы принимают меры по каждому выявленному факту нарушения финансовой или государственной дисциплины, в том числе налагают штрафы, привлекают к уголовной ответственности.

    Контроль со стороны банков в основном касается расходования бюджетных средств. Нельзя исключать ситуаций, когда заказчик и подрядчик, вступая в преступный сговор, оформляют фиктивный договор и, не производя никаких работ, получают деньги. Предотвращая подобные ситуации, банки часто проверяют наличие результатов выполненных по договору работ, если инвестором выступает государство.

    Под видами контроля понимают основные структурные или классификационные единицы в системе контроля. По характеру расположения и взаимоотношений субъекта и объекта контроля, т.е. контролирующих и контролируемых органов, организаций, специалистов, различают контроль внутренний и внешний (рис. 3.1). Контроль называется внутренним, когда субъект и объект контроля организационно входят в одну систему, а внешним, когда субъект контроля не входит в ту же систему, что и объект.

    3.1. Виды внутреннего финансово-экономического контроля

    Внутренний контроль подразделяют на внутрихозяйственный и внутриведомственный. Главное назначение внутрихозяйственного контроля - непрерывное наблюдение за эффективностью финансово-экономической, снабженческо-сбытовой и производственной деятельности, обеспечение сохранности денежных и материальных средств, устранение причин и условий, порождающих бесхозяйственность и хищения.

    Учитывая необходимость контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, осуществляемой исполнительным органом субъекта хозяйствования, со стороны его собственников (участники, акционеры), а также то, что собственники предприятия и его исполнительный орган наряду с общими могут преследовать разные интересы, внутрихозяйственный контроль подразделяется на контроль в интересах исполнительного органа и контроль в интересах собственников.

    Внутрихозяйственный бухгалтерский контроль . В системе внутрихозяйственного контроля в интересах исполнительного органа ведущая роль принадлежит бухгалтерскому контролю, осуществляемому бухгалтерской службой организации. Контроль является одной из главных задач бухгалтерского учета. В то же время в бухгалтерском учете формируется основная информация для исследования и обработки в процессе контроля. Согласно Закону «О бухгалтерском учете» основными задачами бухгалтерского учета являются:

      формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой как внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, так и внешним - инвесторам, кредиторам и др.;

      обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

      предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

    Контроль со стороны бухгалтерской службы осуществляется на всех стадиях учета:

    1) на стадии рассмотрения первичных документов, поступивших главному (старшему) бухгалтеру на подпись, а также при визировании договоров, смет, приказов и других документов, связанных с расходованием денежных и материальных средств;

    2) в ходе учетной регистрации хозяйственных операций и инвентаризаций товарно-материальных и других ценностей;

    3) на стадии обобщения и анализа учетной и отчетной информации, а также в ходе проводимых совместно с другими функциональными службами ревизий и тематических проверок (обследований) в отдельных внутрихозяйственных подразделениях (производственных единицах, непромышленных хозяйствах и т.п.).

    Внутрихозяйственный бухгалтерский контроль является непрерывным универсальным (сплошным), системным и строго документальным. Роль бухгалтерских служб в осуществлении внутрихозяйственного финансового контроля заключается в обеспечении нужд управления необходимой информацией о выполнении планов, причинах отклонений от установленных заданий, нормативов и смет.

    Особое значение для бухгалтерского внутрихозяйственного контроля имеет обязательность оформления фактов хозяйственной деятельности с использованием типовых унифицированных форм первичных учетных документов, установление ответственности должностных лиц за соблюдение порядка приемки, хранения, расходования и списания товарно-материальных и других ценностей, а также за достоверность применяемых первичных учетных документов.

    Непременное условие повышения эффективности внутрихозяйственного контроля - четкое разграничение ответственности главного бухгалтера, работников бухгалтерской службы и руководителей различных экономических и технических служб предприятия за выполнение функций и задач внутрихозяйственного контроля.

    Для эффективного осуществления внутрихозяйственного контроля контрольные функции руководителей различных функциональных служб предприятия и линейных работников цехов, участков и других подразделений, которым вменяется в обязанность в рамках их компетенции подписание первичных документов, контролировать соблюдения норм расхода сырья, материалов, топлива, электроэнергии и трудовых затрат, должны быть строго регламентированы. Это позволяет повысить персональную ответственность должностных лиц за экономическую и юридическую обоснованность совершаемых по подписываемым ими документам операций, их соответствие нормам производственных затрат.

    Внутрихозяйственный аудиторский контроль . Для повышения эффективности управления руководители хозяйствующих субъектов и других структур (в том числе государственных) могут создавать в своем подчинении специализированные службы (подразделения) для проведения финансово-хозяйственного контроля на управляемых ими объектах. Это так называемый внутренний аудит - относительно независимый контроль деятельности отдельных подразделений и служб хозяйствующего субъекта или органов управления, осуществляемый в интересах исполнительного органа.

    Организация служб внутреннего аудита (контроля) не является обязательной для субъектов хозяйствования или управления. Работая в условиях жесткой конкуренции, руководство субъекта хозяйствования и другие органы управления обычно заинтересованы в наличии эффективного внутреннего контроля, однако вынуждены постоянно сопоставлять пользу от осуществления мероприятий внутреннего контроля с затратами на его организацию и содержание. Если соотношение будет не в пользу внутреннего контроля, то предпринимаются меры к его улучшению либо ликвидации.

    Служба внутреннего аудита функционально подчиняется создавшему его органу (или руководителю) и должна быть по возможности функционально и организационно независима от других служб и подразделений.

    Цель внутреннего аудита - оказание помощи исполнительному органу хозяйствующего субъекта или органу управления (в том числе и органу государственного управления) в эффективном выполнение своих функций. Внутренние аудиторы представляют руководству данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, получаемую в результате осуществления контроля. На основе полученной информации исполнительный орган принимает решения о мерах, которые необходимо принять для устранения выявленных недостатков (если таковые установлены) и об использовании выявленных резервов для повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

    Внутрихозяйственный управленческий контроль . Внутренний аудит может осуществлять и функции управленческого контроля, цель которого - содействие исполнительному органу в обеспечении успешной работы предприятия в условиях рыночной экономики. Для достижения этой цели осуществляется контроль за выполнением мероприятий, обеспечивающих функционирование предприятия в соответствии с выработанной стратегией его развития в части улучшения управления, повышения эффективности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, роста производительности труда, снижения издержек производства, улучшения финансово-экономических результатов деятельности.

    Задачей управленческого контроля является содействие управлению предприятием в виде контроля за:

      обеспечением инвестиционной привлекательности предприятия;

      созданием системы хозяйственно-договорной деятельности предприятия, обеспечивающей соблюдение контрактных обязательств;

      достижением прозрачности финансово-экономического состояния предприятий для их участников (учредителей), инвесторов, кредиторов;

      созданием эффективного механизма управления предприятием;

      использованием предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств;

      повышением квалификации работников предприятия как одного из факторов достижения устойчивости развития предприятия.

    С помощью управленческого контроля проводится постоянный анализ стратегии развития и положения предприятия на рынке, его финансово-хозяйственной деятельности и эффективности управления, а также выявляются ключевые внутренние и внешние проблемы предприятия и определяются оптимальные пути их решения.

    Контроль за соблюдением стратегии развития предприятия позволяет:

      обеспечить эффективное распределение и использование всех ресурсов - материальных, финансовых, трудовых, земли и технологий и на этой основе - устойчивое положение на рынке;

      перейти от реактивной формы управления (принятие управленческих решений как реакции на текущие проблемы) к управлению на основе анализа и прогнозов.

    Управленческий контроль в соответствии с выбранной стратегией поведения предприятия на рынке осуществляется по взаимоувязанным направлениям системы, включающей:

      снабженческо-сбытовую политику (выбор маркетинговой стратегии и тактики на всем протяжении - от появления продукции до ее продажи, послепродажное обслуживание, мониторинг оперативной информации о рынке, переход на прямые поставки продукции, создание сбытовой сети);

      производственно-технологическую и инновационную политику (минимизация издержек производства, приведение качества продукции в соответствие с запросами потребителей, создание оптимальной системы обеспечения сервисных служб, повышение конкурентоспособности на базе усовершенствования производимой продукции и действующей технологии производства, создание принципиально новых продуктов и производств);

      ценовую политику (установление цен на продукцию предприятия в рамках политики управления ее сбытом в целях достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и максимально возможного уровня прибыли);

      финансовую политику (анализ и планирование денежных потоков, выбор стратегии привлечения внешних ресурсов (кредиты, эмиссионная форма привлечения капитала), управление дебиторской и кредиторской задолженностью, разработка учетной и налоговой политики, контроль и управление издержками);

      инвестиционную политику (определение общего объема инвестиций предприятия, способов рационального использования накоплений, сочетания различных источников финансирования, привлечение заемных средств);

      кадровую политику (формирование идеологии и принципов кадровой работы, планирование, привлечение, отбор и высвобождение работников, организация работ и руководство кадрами, повышение квалификации и подготовка работников предприятия, внедрение системы стимулирования их деятельности, развитие социального партнерства).

    Для обеспечения эффективного управленческого контроля в штатном расписании и положениях о структурных подразделениях и органах хозяйствующего субъекта должны быть определены:

      основные направления деятельности предприятия;

      основные функции управления предприятием (маркетинг, организация производства, финансы, экономика, бухгалтерский учет, персонал, информационная служба);

      вспомогательные функции деятельности предприятия;

      тип структуры (линейная, линейно-функциональная, дивизиональная, матричная, комбинированная);

      организационные звенья предприятия и закрепляемые за ними функции по направлениям деятельности предприятия с определением порядка работы по их выполнению (права, обязанности, сроки, меры поощрения и наказания);

      главные центры ответственности и центры формирования результатов деятельности;

      порядок контроля соответствия организационной структуры направлениям деятельности предприятия и персонификация ответственности за выполнение указанной функции контроля.

    Внутрихозяйственный ревизионный контроль . Такой контроль осуществляется в интересах собственников (участников, акционеров, членов) коммерческих и некоммерческих организаций посредством деятельности ревизионных комиссий либо единоличного ревизора. Образование ревизионных комиссий предусмотрено законодательством в хозяйственных обществах (акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью), в производственных кооперативах и в некоммерческих организациях.

    Акционеры акционерных обществ, участники обществ с ограниченной ответственностью, а также члены производственных кооперативов наряду с другими предоставленными им законодательством правами имеют право на информацию о деятельности коммерческой организации и право на управление ею. Информация о результатах годовой проверки финансово-хозяйственной деятельности, проводимой ревизионной комиссией, подлежит обязательному представлению акционерам, участникам, членам коммерческой организации.

    Порядок образования ревизионных комиссий в субъектах хозяйствования различных организационно-правовых форм регламентируется законодательством, в частности Гражданским кодексом РФ, федеральными законами: «Об акционерных обществах»; «Об обществах с ограниченной ответственностью»; «О производственных кооперативах»; «О некоммерческих организациях»; «Об общественных объединениях».

    По результатам контроля за финансово-хозяйственной деятельностью коммерческой либо некоммерческой организации ее акционеры (участники, члены) оценивают деятельность исполнительного органа, его компетентность и эффективность управления (руковод­ства организацией), получают информацию о сохранности и эффективности использования вложенных средств и имущества, о соблюдении своих прав и интересов, принимают управленческие, в том числе организационные, решения.

    Внутриведомственный контроль . Контроль за деятельностью подчиненных объединений, предприятий и организаций, осуществляемый в рамках отдельного министерства или ведомства министерствами (ведомствами), главными производственными управлениями или другими вышестоящими органами управления, называют внутриведомственным. Преимущества этого вида контроля проявляются в его непосредственной связи с функцией управления отраслью, а также в специализации контроля применительно к отраслевым особенностям организации, технологии и экономики производства.

    Характерной особенностью внутриведомственного контроля является его комплексность. В отличие от вневедомственного контроля, сфера действия которого зачастую ограничена определенным кругом вопросов финансовой и хозяйственной деятельности, ведомственный контроль, как правило, носит комплексный характер.

    В 1981 г. постановлением Совета Министров СССР от 2 апреля «О мерах по улучшению контрольно-ревизионной работы в министерствах, ведомствах и других органах управления» было признано целесообразным выделить контрольно-ревизионные службы министерств, ведомств, управлений (отделов) исполкомов Советов народных депутатов и других органов управления в особые структурные подразделения (управления, отделы, группы). В отдельных случаях такие службы были централизованы в единую контрольно-ревизионную службу вышестоящего органа управления. Централизация была осуществлена в некоторых отраслях со сложной, многоступенчатой структурой управления, где контрольно-ревизионный аппарат сосредоточен при региональных органах управления, и сохранена до настоящего времени, в частности в Минобразования РФ, Минздраве РФ и др.

    Контрольно-ревизионные службы некоторых министерств и ведомств выделены в самостоятельные подразделения, подчиненные непосредственно руководителям соответствующих управленческих звеньев. В других министерствах (ведомствах) действует иная организационная структура, основанная на функционировании контрольно-ревизионных отделов, секторов или групп в составе управлений бухгалтерского учета, отчетности и контроля (центральных бухгалтерий).

    Объективная необходимость организационного обособления контрольно-ревизионного аппарата вытекает из сути финансово-хозяйственного контроля как особого вида управленческой деятельности, характеризующегося целенаправленностью, однородностью содержания и однотипностью способов осуществления. Поскольку деятельность министерств и ведомств связана с использованием бюджетных средств, то сохраняется и необходимость контроля за их правильным распределением и расходованием, постановкой бухгалтерского учета и отчетности в подведомственных организациях.

    Комплексный финансово-хозяйственный контроль (с участием специалистов, хорошо знающих технологию, планирование и организацию производства, вопросы организации труда, заработной платы, финансов, бухгалтерского учета и др.) является обязательной формой контроля вышестоящих органов за всей финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных организаций.

    Внутриведомственный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью включает всестороннее изучение: экономики подведомственных предприятий и организаций; выполнения ими финансовых планов и сметных назначений; эффективности использования ресурсов; соблюдения государственной дисциплины и законности совершаемых операций; сохранности денежных средств и материальных ценностей; достоверности бухгалтерского учета и отчетности; выполнения обязательств перед бюджетом и др.

    Вместе с тем внутриведомственный контроль не является независимым и поэтому не всегда достаточно эффективен. Внутриведомственным контролем не всегда вскрываются случаи незаконного расходования государственных средств, хищений, приписок в отчетности, а также другие нарушения финансовой дисциплины. Результаты контроля, осуществляемого вневедомственными контролирующими органами, не всегда подтверждают выводы внутриведомственного контроля о величине выявленных недостач и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств, нецелевого использования средств бюджета.

    Таким образом, внутренний финансово-экономический контроль представляет собой систему органов и мероприятий контроля, организуемых внутри и для целей объекта контроля.

    Сущность и значение финансового контроля. Виды и формы финансового контроля. Методы осуществления финансового контроля. Организация системы внутреннего контроля хозяйственной деятельности ТОО lin Trde.


    Поделитесь работой в социальных сетях

    Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


    Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

    5364. Основы построения системы управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия 38.31 KB
    Процесс проведения экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия связан с осуществлением выявления резервов повышения эффективности его деятельности, а также путей мобилизации, то есть использования выявленных резервов.
    7016. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ И ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ 21.71 KB
    Финансовое планирование и финансовое прогнозирование Финансовый контроль. Государство должно совершенствовать систему отношений призванных нормализовать финансовые ресурсы необходимые для социально-экономического развития общества осуществлять контроль над рациональным их использованием. Конкретными методами и формами управления финансами служат: финансовое планирование; прогнозирование; программирование; финансовое регулирование; финансовый контроль; принятие финансового законодательства; система методов мобилизации финансовых...
    21367. Контроль центрального Правительства за деятельностью автономных образований 14.18 KB
    Областное государство в Италии. Цель работы – исследование правового положения автономных областей в Италии. Областное государство в Италии Оригинальное решение государственного устройства было принято в Италии. Опыт создания областного государства в Италии и государства состоящего из региональных автономных объединений представляется полезным также с точки зрения формы перехода от централизованной государственной власти к осуществлению управления центром на паритетных началах с регионами.
    298. Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления 17.43 KB
    Граждане вправе заслушивать отчеты депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления на собраниях сходах. Внутри системы муниципальных органов также осуществляется контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления и в первую очередь такой контроль обеспечивается представительным органом муниципального образования п. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
    21366. Административное регулирование, контроль за экономической деятельностью и судебная власть на уровне федерации и штатов 19.38 KB
    Федерализм как основа прав американских штатов. Административное регулирование контроль за экономической деятельностью и судебная власть на уровне федерации и штатов. Цель данной работы – исследование правового положения штатов США. Федерализм – как основа прав американских штатов При федеративном государственном устройстве особое значение имеет конституционное разграничение функций федеральной власти и субъектов союза при этом соотношение законодательной исполнительной судебной властей в федерации отличается от их...
    3678. Финансовый анализ деятельности предприятия ООО БТК 155.17 KB
    Изучить особенности деятельности ООО «Брянская Телекоммуникационная Компания»: учредительные документы, структуру управления, организацию предпринимательской деятельности предприятия. Проанализировать финансовую отчетность ООО «Брянская Телекоммуникационная Компания». Рассчитать показатели, характеризующие результативность предпринимательской деятельности предприятия.
    9367. Финансовый анализ и финансовая стратегия предприятия 85.33 KB
    Финансовый анализ и финансовая стратегия предприятия. Структура анализа финансового состояния предприятия Финансовое состояние предприятия это комплексное понятие которое характеризуется системой показателей отражающих наличие размещение и использование финансовых ресурсов предприятия. анализом проводимым за пределами предприятия его заинтересованными контрагентами собственниками или государственными органами на основе отчетных данных которые включают весьма ограниченную часть информации о деятельности...
    11132. Управление сбытовой деятельностью предприятия 125.22 KB
    Существует несколько причин, определяющих роль сбытовых систем в экономике. Одна из них - это необходимость. Конечно, когда речь идет о продаже уникальной специализированной производственной линии, то продавец и покупатель прекрасно обходятся без специальной сбытовой системы. Но мир живет в эпоху массовых товаров, и покупать их у ворот завода либо фирмы сегодня не совсем удобно.
    9307. Налоги, относимые на финансовый результат деятельности предприятия 12.35 KB
    Налоги относимые на финансовый результат деятельности предприятия Выручка от реализации продукции является основным источником формирования денежных накоплений предприятия. При втором методе выручка от реализации продукции выполнения; работ оказания услуг определяется по мере отгрузки товаров выполнения работ оказания услуг и предъявления покупателю расчетных документов.
    10363. Оценка платежеспособности и состоятельности предприятия. Операционный и финансовый риск 35.93 KB
    Признаки несостоятельности предприятия Общие причины неплатежеспособности предприятия в предкризисный период. Последнее возникает если руководитель или собственник предприятия преднамеренно создает или увеличивает его неплатежеспособность заведомо некомпетентно ведет дела в личных интересах или интересах других лиц. Вместе с тем банкротство рассматривается и как некоторая оздоровительная процедура как единственное средство спасения предприятия...

    Финансово-хозяйственная деятельность предприятия связана с формированием и расходованием денежных средств, а следовательно, затрагивает интересы государства, работников предприятия, акционеров и всех возможных контрагентов предприятия. Контроль проявляется через анализ финансовых показателей деятельности предприятия и меры воздействия различного содержания (например, анализ финансового состояния на предприятии в целях его улучшения, контроль за уплатой налогов в бюджет и применении штрафных санкций, контроль за целевым расходованием предоставленных финансовых ресурсов и т.д.).

    Различают внутренний и внешний финансовый контроль. Внутренние органы финансового контроля на предприятии - это финансовый отдел или финансовая дирекция, бухгалтерия, ревизионная комиссия. К внешним органам контроля относится налоговая инспекция, аудиторская фирма, органы налоговой полиции, органы государственных внебюджетных фондов, банковские учреждения, отделения федерального казначейства, отделения по делам о несостоятельности (банкротстве). Цели, задачи и функции органов контроля регулируются соответствующими законодательными актами.

    Главные задачи организации финансов предприятия - рациональное размещение средств, эффективное их использование и поиск длительных источников для финансирования.

    Необходимыми условиями эффективного функционирования финансов являются:

    ü Многообразие форм собственности;

    ü Наличие рынков товаров, труда и капитала;

    ü Самофинансирование предпринимательства;

    ü Свобода предпринимательства и самостоятельность в принятии решений;

    ü Рыночное (свободное) ценообразование и конкуренция;

    ü Регламентация государственного вмешательства в деятельность предприятий и организаций;

    ü Наличие правового обеспечения правил экономического поведения и др.

    ТЕМА 2. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ.

    В соответствии с Гражданским кодексом РФ предпринимательскую деятельность могут вести физические лица (граждане без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя) и юридического лица.

    Юридическим лицом признается организация, прошедшая государственную регистрацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

    Юридическими лицами могут быть коммерческие и некоммерческие организации.

    Коммерческие организации в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли. Коммерческие организации создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

    Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений). Благотворительных или иных фондов, а также в других формах предусмотренных законом.

    В соответствии с законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности в РСФСР» от 25.12.90.:

    Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для ведения хозяйственной деятельности, которая осуществляется в целях извлечения прибыли и удовлетворения общественных потребностей.

    Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам :

    · Виду деятельности

    · Формам собственности

    · Количеству собственников

    · Организационно-правовым формам

    · Организационно-экономическим формам

    · Степени использования наемного труда и др.

    По виду или назначению предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную и др.. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе.

    По формам собственности имущество предприятий может быть частным, государственным, муниципальным, а также находится в собственности общественных объединений (организаций). При этом государство не может устанавливать в какой бы то ни было форме ограничения или преимущества в осуществлении прав собственности в зависимости от нахождения имущества в частной, государственной, муниципальной собственности или собственности общественных объединений (организаций).

    По количеству собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективная собственность – это собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность). Владение, пользование и распоряжением имуществом, находящимся в коллективной собственности, осуществляется по соглашению всех собственников.

    В числе организационно-правовых форм – хозяйственные товарищества и общества, кооперативы.

    Согласно Гражданскому кодексу РФ ст.66 хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделением на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.

    Унитарное предприятие – государственное или муниципальное предприятие, не наделенное правом собственности на имущество, закрепленное за ним.

    Производственный кооператив – это добровольное объединение на основе членства для совместной хозяйственной деятельности, основанной на личном участии членов производственного кооператива.

    К основным организационно-экономическим формам предпринимательства можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово- промышленные группы.

    Образование новых предприятий и расширение действующих определяется следующими факторами:

    · Наличие неудовлетворительного спроса на продукцию (услуги);

    · Наличие ресурсов, необходимых для организации производства продукции;

    · Уровень развития науки и техники в соответствующей отрасли производства.

    Определяющим является спрос на продукцию.

    Уже с момента принятия решения об организации предприятия возникает необходимость строгого выполнения комплекса требований законодательства о порядке создания новых предприятий.

    Перечень, как и содержание учредительных документов, зависит от избранной предпринимателем организационно-правовой формы будущего предприятия.

    Для государственной регистрации предприятия в местные органы власти представляется решение о создании предприятия и его устав. При этом к решению приравнивается заявление учредителя с просьбой зарегистрировать предприятие. Решение принимается на собрании учредителей и фиксируется протоколом. В протоколе № 1 собрания необходимо указать фамилию, имя, отчество каждого присутствующего на собрании учредителя. На собрании учредителей , как правило, рассматриваются три основных вопроса:

    1. Об организации предприятия и его наименовании

    2. О принятии устава предприятия

    3. Выбор директора предприятия и председателя ревизионной комиссии.

    В протоколе следует изложить предложения учредителей по обсуждаемым вопросам, а в постановляющей части отразить результаты голосования по вопросам повестки. Протокол подписывается учредителями предприятия.

    Составляется и подписывается учредительный договор - он регламентирует отношения между учредителями как будущими владельцами предприятия.

    Устав является важным юридическим документом, и к его составлению следует относиться предельно внимательно. При разработке устава следует исходить из требований законодательных актов, действующих на территории РФ, которыми определяются права собственности, а также права и обязанности предприятий в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Устав регламентирует взаимоотношения между предприятием и государством.

    В устав предприятия указывается:

    · Полное наименование

    · Юридический адрес

    · Определяется ее организационно-правовая форма

    · Данные об учредителях

    · Порядок образования имущества, в том числе право собственности на имущество предприятия

    · Формулируются основные цели деятельности

    · Указывается величина уставного капитала и порядок его формирования

    · Порядок распределения прибыли и покрытия убытков

    · Определяются права и обязанности учредителей

    · Указывается структура предприятия и порядок управления ее деятельностью.

    · Приводятся положения о порядке ликвидации фирмы, о порядке внесения изменений в устав

    · Об ответственности предприятия по своим имущественным обязательствам.

    На титульном листе устава в верхнем углу проставляется дата его утверждения, и подписать учредителя. Если устав утвержден решением собрания учредителей, указывается его дата и номер протокола. Перед сдачей на государственную регистрацию устав должен быть прошит.

    Регистрация осуществляется местными органами власти. Отказ в регистрации возможен только в случае нарушения действующих законов, а также в том случае, если учредительные документы не соответствуют требованиям, предъявленным действующим законодательством.

    Государственная регистрация предприятий – услуга платная, поэтому к комплексу учредительных документов прикладывают квитанцию об уплате государственной пошлины.

    При состоявшемся факте государственной регистрации предприятия заявитель (учредитель или лицо, уполномоченное учредителями) получает временное свидетельство о регистрации , которое действительно в течение 30 дней с момента выдачи. в течении этих 30 дней заявитель должен осуществить все те мероприятия, которые необходимы для получения вновь создаваемым предприятием статуса юридического лица.

    Эти мероприятия включают в себя следующие действия:

    · Получение кодов ОКПО, ОКОНХ в органах Госкомстата

    · Постановка на учет в налоговую инспекцию по месту регистрации. Сюда сдаются копии учредительных документов и приказы о назначении директора и главного бухгалтера. В налоговой инспекции открывается дело, в котором хранятся финансовые отчеты предприятия, назначается инспектор, который будет курировать это предприятие, присваивается идентификационный номер налогоплательщика ИНН и выдается справка о постановке на учет для предоставления в банк с целью открытия расчетного счета. Карта постановки на налоговый учет.

    · Получение справки в Минфине РФ о внесении регистрируемого предприятия в Государственный реестр

    · Открытие текущего счета в банке и внесение на этот счет 50% уставного фонда. В банк сдаются образцы подписей руководителей предприятия и образцы оттисков печати, заверенные нотариусом. Заполняются анкеты на предприятие и на его учредителей и руководителей. Заключается договор на обслуживание, который подписывается обеими сторонами. Выдается чековая книжка.

    · Получение разрешения в органах милиции на изготовление печати

    · Заказ и изготовление печати

    · Постановка на учет: в Пенсионном фонде, Фонде социального страховании, Фонде занятости, Фонде обязательного медицинского страхования, в автодорожном фонде, в военкомате, Экологический фонд.

    · Документ подтверждающий оплату не менее 50% уставного капитала предприятия, указанного в решении о создании предприятия или в учредительном договоре.

    По истечении 30 дней с момента получения временного свидетельства заявитель должен вернуть в орган, зарегистрировавший предприятие, временное свидетельство со всеми необходимыми отметками и справками и получит взамен него постоянное свидетельство о регистрации предприятия. С этого момента предприятие становится самостоятельным юридическим лицом со всеми вытекающими последствиями право- и дееспособности.

    Если предприятие создается, как акционерное общество , то его учредителям предстоит также осуществить подписку на акции. При открытой подписке учредители публикуют извещение о предстоящей подписке, в котором называется предмет, цели и сроки деятельности будущего акционерного общества, состав учредителей и дату проведения учредительной конференции, намечаемый размер уставного фонда, количество и виды акций, их номинальную стоимость, сроки начала и окончания подписки на акции и другие требуемые сведения. Подписавшиеся на акции обязаны внести до дня созыва учредительной конференции не менее 30% номинальной стоимости акций. Если же все акции распределены между учредителями, то взнос должен составлять не менее 50%. Полностью же выкупить акции акционер обязан не позднее года после регистрации акционерного общества.

    Затем проводится учредительная конференция. В ее задачу входит решение следующих вопросов:

    · О создании акционерного общества

    · Утверждение Устава АО

    · О размере уставного фонда после завершения подписки на акции

    · Выбор руководящих органов АО и др.

    · После успешного завершения учредительной конференции осуществляется регистрация вновь созданного акционерного общества. И оно может начинать функционировать.

    Практически отсутствуют какие-либо ограничения на виды деятельности и ассортимент реализуемых товаров, на процесс ценообразования и использования прибыли. Исключение составляют те виды деятельности, которые подлежат обязательному лицензированию.

    Лицензирование.

    Исполнительные органы власти устанавливают перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

    Лицензии выдаются в бланковой форме. Бланки лицензий имеют степень защищенности на уровне ценных бумаг и относятся к документам строгой отчетности.

    В лицензии указываются следующие обязательные реквизиты:

    · Наименование органа, выдавшего лицензию;

    · Наименование и юридический адрес юридического лица – получателя лицензии;

    · ФИО и паспортные данные физического лица;

    · Вид деятельности, осуществление которой разрешается лицензией;

    · Срок действия лицензии;

    · Условия осуществления лицензионной деятельности;

    · Регистрационный номер лицензии и дата ее выдачи.

    Для получения лицензия предприятия направляет в лицензирующие органы следующие документы:

    · Заявление

    · Копии учредительных документов, заверенные нотариусом

    · Копию свидетельства о государственной регистрации предприятия

    · Документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления

    · Справку налогового органа о постановке на учет или свидетельство о регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа

    Плата, взимаемая за рассмотрение заявления и выдачу лицензии, поступает в доход бюджета, за счет средств которого содержится орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности.

    В заявлении указывается наименование и организационно-правовая форма юридического лица, адрес, номер расчетного счета и соответствующего банка, вид деятельности, запрашиваемый срок действия лицензии.

    Решение о выдаче или отказе принимается в течение 30 дней. Для выдачи лицензии может потребоваться проведение дополнительной экспертизы. В этом случае срок увеличивается до 60-90 дней.

    Срок действия лицензии зависит от специфики вида деятельности, но не может быть меньше трех лет. Лицензия не подлежит передаче другому предприятия. Филиалы лицензиата получают заверенные копии лицензий.

    Порядок переоформления лицензии при реорганизации предприятия аналогичен получению.

    Действие лицензии может быть приостановлено, а также она может быть аннулирована по решению лицензионных органов.

    Выдача, регистрация, приостановление и аннулирование лицензий отражается в реестрах, которые ведут органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности.

    Помимо необходимости выполнения всех юридических требований в процессе создания фирмы начинающий предприниматель должен решить и ряд организационно- экономических вопросов, связанных с обеспечением нормальных условий деятельности предприятий (помещение; необходимое оборудование; запасы сырья и материалов, необходимых для начала деятельности; энергообеспечение; обеспечение необходимыми трудовыми ресурсами, включая наемный персонал, если в нем имеется необходимость).

    Созданная фирма может функционировать неопределенно долгое время, причем в случае надобности могут вносить изменения и дополнения в ее устав и другие учредительные документы.

    Решение о ликвидации или реорганизации предприятия , так же, как и о его создании, принимает его владелец или арбитражный суд, если предприятие оказалось банкротом.

    Причины прекращения деятельности или кардинальной перестройки работы предприятия могут быть следующими:

    · Отсутствие или резкое падение спроса на выпускаемую продукцию;

    · Убыточность производства;

    · Экологическая опасность предприятия для окружающей среды и населения.

    · Возможность использования зданий, сооружений, оборудования и других средств предприятия для организации выпуска более экономически выгодной или более необходимой потребителям продукции.

    Во всех случаях при ликвидации фирмы должен соблюдаться следующий порядок первую очередь удовлетворяются все претензии наемного персонала (выплачивается заработная плата и другие виды вознаграждения, оговоренные трудовым законодательством или контрактом с нанимаемым работником), затем удовлетворяются обязательства фирмы перед государственными органами (налоговой службой, спец. Фондами) и, наконец, в последнюю очередь имущественные и денежные претензии сторонних коммерческих организаций (кредиторов).

    При ликвидации предприятия в обязательном порядке создается ликвидационная комиссия , а объявление о ликвидации предприятия с указанием предельного срока предъявления к предприятию соответствующих претензий публикуется в печати.

    Ликвидационная комиссия определяет источники удовлетворения и очередность погашения всех обязательств предприятия (остатки денежных средств на расчетном счете и в кассе предприятия, взыскание дебиторской задолженности и реализация принадлежащего фирме имущества – материальных и нематериальных активов). Остающиеся после ликвидации предприятия и удовлетворения всех имущественных претензий к ней средства передаются собственникам фирмы и распределяются между ними в порядке, оговоренном в уставе или ином оформленном в надлежащем порядке документе.

    Для исключения предприятия из Государственного реестра ликвидационная комиссия представляет в налоговый орган следующие документы:

    · Копию протокола собрания (приказа), решения суда или другого уполномоченного органа о принятии решения о ликвидации предприятия;

    · Акт ликвидационной комиссии;

    · Ликвидационный баланс;

    · Уведомления Пенсионного и Дорожного фондов, Фонда занятости, отдела статистики о снятии с учета и отмене кодов; Медстрах, соцстрах, военкомат;

    · Акт проверки налоговым инспектором финансово-хозяйственной деятельности ликвидируемого предприятия;

    · Справка банка или кредитного учреждения о закрытии счета;

    · Документ, подтверждающий уничтожение печати и штампов;

    · Первый экземпляр карты постановки на налоговый учет и включения в Госреестр;

    · Документ о сдаче документов в архив (акт приема-передачи на госхранение).